Расстояние лодейное поле - доможирово. Железнодорожная линия янисъярви - олонец - лодейное поле

Продолжаем путешествие по Старофинляндии, или бывшей Выборгской губернии. В составе России финский регион разделили между двумя нашими: Ленинградской областью и Карелией. Между собой они отличаются довольно сильно: в Карелии были сохранены аутентичные названия, а сам ландшафт с озерами и скальными грядами больше похож на Финляндию, чем на Россию.

Центром восточной части Старофинляндии традиционно была Сортавала. К ней из Петербурга можно доехать двумя путями: по Западно-Карельской железной дороге на поезде Петербург - Костомукша всего за 5 часов; и в объезд Ладоги от станции Ляскеля на заповедной линии Лодейное Поле - Янисъярви. От Петербурга до Ляскеля прицепной вагон идёт 15 часов (из которых 4 стоит в Лодейном Поле), дальше надо преодолеть еще около 30 километров.

Я выбрал второй вариант. Во-первых, ночной поезд позволил мне избежать траты на гостиницу; во-вторых, по Западно-Карельской дороге я ездил из Петербурга в Сортавалу летом-2004 и хорошо её помню; в-четвертых, Янисъярвская линия - одна из самых экзотических и заповедных железных дорог России, где по вагонным окнам скребут ветки и сохранились действующие семафоры.

По этой линии я уже немного проехал в декабре-2009, во время своего путешествия " ", и уже тогда задумал проехать её целиком. Три фотографии из той поездки я приведу и в этом посте.
Общая протяженность линии Лодейное Поле - Янисъярви около 250км, и на своём пути она пересекает 3 города: Лодейное Поле в Ленинградской области (исходный пункт), Олонец и Питкяранта в Карелии - причём последняя была в составе Финляндии. Строилась линия в 3 этапа: в 1933 году было построено ответвление к Питкяранте от Западно-Карельской железной дороги; в 1950-е годы, после присоединения Старофинляндии к СССР, линию дотянули до Олонца, который стал тупиковой станцией. В 1970-е был построен участок до Лодейного Поля, и таким образом эта линия соединила Западно-Карельскую железную дорогу с Мурманской магистралью.
Нынешняя линия Лодейное Поле - Янисъярви, хотя и нормальной колеи, выглядит примерно как узкоколейки в 1980-е годы:

Наверное, летом можно высунуть руку в вагонное окно и дотянуться до деревьев, скал. На некоторых участках шуршание ветвей по обшивке и стёклам вагона сопровождает почти непрерывно и очень громко. Зимой в поддонах полок первого плацкарта лежит уголь, запах которого ощущается в вагоне:

(фото 2009)

На линии сохранились настоящие действующие семафоры, причём на многих станциях и в достаточно хорошем состоянии (во всяком случае покрашенные). Единственный поезд состоит из двух плацкартных вагонов, которые стартуют с Ладожского вокзала в Петербурге, часа 4 отстаиваются в Лодейном Поле и дальше идут уже с местным локомотивом. Почти все пассажиры едут в Питкяранту, после которой вполне можно оказаться единственным пассажиром в поезде. И это приятно - когда целый поезд везёт лишь тебя одного!
Совершим небольшую поездку по трассе (и да, конечно, летом там гораздо красивее, не надо мне об этом напоминать! ).

Мост через Свирь (которая соединяет Онежское озеро с Ладожским) в Лодейном Поле:

(фото 2009 года).

Построен в 1970-е годы, совмещенные железнодорожный и автомобильный, да еще и вдобавок разводной, так как по Свири ходят крупные суда. Я проезжал и его железнодорожную часть, и автомобильную (возвращаясь в 2009 году из Олонца). Асфальт на нём изломан, как карельские скалы.

Примерно в часе пути от Лодейного Поля - , маленький (11 тыс. жителей) захолустный городок, бывший когда-то столицей Карелии. К тому же, это "самый карельский город Карелии" - титульная нация составляет тут 60% населения (против 11% по Карелии вообще). Город беден достопримечательностями - но очень колоритен и особенно мне запомнились его деревянные мосты. Вокруг Олонца - настоящее "ополье", и много интересного есть в окрестных деревнях, таких как посещенная мной .

Вокзал находится на отшибе, и с поезда Олонец виден плохо. .
Еще в часе пути от Олонца - станция , докуда я доехал в прошлый раз. В декабре-2009 я здесь встречал рассвет на замёрзшей Ладоге, до которой от станции 2 километра через село. В селе много интересного, а еще здесь находится, кажется, первый на нашем пути семафор:

(фото 2009).
На фотографии виден локомотив, ведущий грузовой поезд с лесом. Вообще, грузовое движение тут весьма развито, но так как линия однопутная - незаметно при езде.

Станция Ильинская недалеко от Видлицы. Простенький советский вокзал:

Примерно в трёх часах пути от Лодейного Поля находится станция Погранкондуши - наверное, самое интересное село на этой линии. Дело в том, что здесь дважды была граница: в 1618-1721 годах русско-шведская, в 1918-1944 - советско-финская. От обоих границ сохранились межевые камни: валун Варашев камень у берега Ладоги (имеет форму неправильного параллелепипеда размером с небольшой грузовик, на разных сторонах сохранились рельфы с шведской короной и русским крестом) и пограничный камень с надписью "СССР" у трассы. Кроме того, в деревне Погранкондуши сохранился целый комплекс ДОТов и капониров 1930-х годов (причём не ясно, советских или финских).
Сначала у меня был план сойти именно в Погранкондушах, но оценив количество снега, я решил - не стоит. Вероятно, я снова вернусь в эти края. А вот так выглядит местность у Погранкондуш - очень погранично:

Итак, мы снова могли бы жить по-человечески оказались в бывшей Финляндии. Говорят, Погранкондуши интересны еще и сочетанием карельских и финских изб, различия между которыми можно увидеть. Вот этот кадр снят в какой-то другой деревне, так как до Погранкондуш от станции пара километров (причём село в одну сторону, а Варашев камень - в другую):

Надо сказать, что снимал я далеко не всё интересное вдоль линии, потому что в двух соседних плацкартах оказались орущие дети, а как результат, я не выспался, и утром (когда дети наорались у уснули) непроизвольно засыпал. Скажем, так я проспал село Салми с руинами церкви.

А к 11 часа утра (из Лодейки поезд выходит около 6) поезд прибывает в Питкяранту - промышленный город на берегу Ладоги с 12 тысячами населения. Надо сказать, что выглядит Питкяранта весьма мрачно и уныло. Слева от путей расположен целлюлозно-бумажный комбинат, дым которого виден даже с Валаама:

Мне же в Питкяранте удалось осмотреть только район вокзала, где ничего уже не напоминает о финском прошлом. Собственно вокзал:

Кирпичные дома с орнаментами, которыми застроена большая часть Питкяранты:

Хотя вот эта котельная может быть и финской постройки:

Но абсолютная доминанта Питкяранты - в любом случае ЦБК:

На станции имеется в семафор - довольно далеко (20-картный зум + кадрирование):

Пейзажи в окрестностях Питкяранты. Между прочим, это Ладожское озеро - только закрытое полосой островов:

Недалеко от Питкяранты - явно какое-то добывающее предприятие. Скорее всего стройматериалы - но сразу вспоминается горняцкое прошлое:

Ну а за Питкярантой начинается самое интересное. Рельеф делается всё более холмистым и скалистым:

Порой пейзажи напоминают Урал:

Лес сгущается, становится более первобытным:

А самое потрясающее - скалы. Периодически поезд уходит в настоящие ущелья, склоны которых выше вагонной крыши, а до камней, если б не стекло, можно было бы дотянуться рукой:

Вид наверх - зимой в заснеженных скалах есть своя прелесть:

Потрясающий звук - скрежет веток по обшивке вагона! Это надо просто слышать...
Большинство остановок поезда - практически в лесу или чистом поле, без признаков цивилизации. Станций с вокзалами мало, но финские деревянные вокзальчики весьма приятны:

Станция Леппясинта:

Но вот уже и пора сходить. Поезд выехал из Петербурга в 22:01, в Ляскеля в 12:59. Только в тамбуре я осознал, как ошибся - если вагонные стёкла были пыльными и мутными, то чистые стёкла тамбура позволяли заснять любой вид в естественном цвете. Я заснял лишь панораму Ляскеля:

Еще несколько кадров я снял с земли. Вид выше был снят примерно с вот этого моста, кажется, тоже финского:

Около моста на холме красавец-семафор. Кстати, из поезда их увидеть почти невозможно, так как они намного выше вагонов, а "стебелёк" семафора совершенно неприметный:

Вот и всё. Поезду осталось пройти до Янисъярви меньше часа, а мне - осмотреть Ляскеля (о котором будет следующий пост) и уехать в Сортавалу.

Кстати, по местной традиции финские названия нельзя склонять: ни Питкяранта, ни Сортавала, ни Лахденпохья, ни другие. Здесь даже в школе учат, что говорить "в Сортавалу" - признак необразованности. Ведь в этих краях карельский и финский языки тоже имеют статус официальных.

Старофинляндия

Если посмотреть на карту Карелии, то можно увидеть, что вдоль восточного побережья Ладожского озера тянется нить железной дороги, которая начинается на крошечной узловой станции Янисъярви (через нее проходит Западно-Карельская магистраль) и заканчивается уже в Ленинградской области, в городе с необычным названием Лодейное Поле. Эта дорога имеет необычайно интересную историю и, кроме того, является настоящим железнодорожным заповедником. Это одна из тех железных дорог, "по которым стоит проехать, прежде чем умереть".


Дорога строилась в три этапа. Ответвление от Западно-Карельской железной дороги к крупному городу Питкяранта, тогда еще финскому (60 километров), было построено в 1933 году. В начале 1950-х годов, уже на территории Карело-Финской ССР дорогу продлили на 100 километров до Олонца. Наконец, в 1970-е был построен так называемый "БАМ", участок Олонец - Лодейное Поле ("БАМами" в народе называют многие железные дороги, строившиеся одновременно со знаменитой Байкало-Амурской магистралью).
Немногие знают, что именно эта железнодорожная линия являлась последней, по которой обычные поезда водили паровозы: пассажирские - до апреля 1986 года, товарные - вплоть до начала 1990-х.
Последний в России поезд на паровой тяге. Участок Олонец — Янисъярви, апрель 1986 года. Фото из книги "Повседневная жизнь Российских железных дорог"

Но и не только этим она интересна. Участок Олонец - Янисъярви - один из немногих, на которых используются семафоры (не светофоры!), жезловая система, а шпалы укладываются не на щебёнку, а на песок. Про жезловую систему я уже писал .
Наконец, дорога проходит по очень колоритной местности Южной Карелии, через сосновые леса, скалы, по множеству мостов, через карельские деревни с необычными домами. Она является ключевой частью "ладожской кругосветки" (маршрут Санкт-Петербург - Питкяранта - Сортавала - Санкт-Петербург).
К сожалению, дирекция Октябрьской железной дороги к ней равнодушна, пассажирский поезд является убыточным и в 2011-2012 гг. неоднократно отменялся. Сейчас пассажирское движение сохраняется лишь 4 раза в неделю (с пятницы по понедельник) на участке Лодейное Поле - Питкяранта. Ходит один вагон.
Причем в этом вагоне можно без пересадки проехать от Петербурга до Питкяранта и обратно. Плацкартный вагон следует от Питера до Лодейного Поля в составе поезда № 657/658 Санкт-Петербург - Петрозаводск, 4 часа отстаивается в Лодейном Поле в тупике, после чего подцепляется местным тепловозом и идет до Питкяранта уже как пригородный. При этом в расписании этот факт никак не отображен: официально это два разных поезда. Нужно просто знать, что чтобы добраться из Питера до какой-либо станции по этой ветке, нужно купить билет на поезд № 658 до Лодейного Поля и указать, что нужен обязательно вагон № 20 (с мая по сентябрь - № 22). Билет до пункта назначения продаст кондуктор уже после отправления из Лодейного Поля.
Мы проехали по этой уникальной железной дороге 5 августа 2013 года. Собственно поездка началась в 22:07 в Санкт-Петербурге, на Ладожском вокзале. 22-й вагон находился, вопреки логике, не после вагона № 21, а в противоположном конце состава, рядом с 1-м. Вагон был заполнен на треть, почти все верхние места были свободны. Проснулись уже после отправления из Лодейного Поля.
Символическое начало дороги - мост через р. Свирь:

Сразу после этого - бесконечный лесной коридор, ветки местами цепляли вагон, как на Алапаевской узкоколейке. Через полчаса - первая остановка Инема, бывшая станция. Никакого намека на деревню не было, остановка буквально посреди леса, никто не входил и не выходил. Остатки станционного здания:


Следующая - еще через полчаса, Олонец. Несмотря на русское название, это "самый карельский" город - представителей карельской национальности здесь 58 % против 8 % в среднем по Карелии.
Единственное здание в городе, которое можно увидеть из окна поезда - это симпатичный "сталинский" вокзал.


Вероятно, как пассажирский он сейчас не используется, в единственном пассажирском поезде билеты продает разъездной кассир.
Здесь заканчивается "БАМ", и начинается заповедная дорога. Вновь бескрайние леса.


После нескольких остановок в лесу - станция Ильинская. Ну зачем взяли и испортили довольно милое здание пластиковым сайдингом?!


Это первая на нашем пути станция с семафорами. Нет, что вы, никакого электричества, они управляются вручную при помощи канатов вот с такого устройства:

А вот и сам семафор. Красавец!

Типичные пейзажи вдоль дороги. Очень много мхов.


Здание станции Видлица:


Следующая остановка - Погранкондуши. Это старинное село до революции называлось Пограничные Кондуши (Кондуши - распространенный карельский топоним), в 1920-е годы его сократили, образовав такое несуразное название. В XVIII веке здесь проходила русско-шведская граница, в 1918-1944 - советско-финская. Село с железной дороги не видно, зато в окрестностях много валунов.


К станции Салми (фин. "пролив") поезд подходит очень медленно, можно рассмотреть руины старинной церкви Святителя Николая, разрушенной в войну.


И входной семафор на холме.

Станционное здание.


Вот и Питкяранта. Поезд дальше не идет, просьба выйти из вагона. Четыре с лишним часа, проведенные в пути, пролетели совсем незаметно и даже слишком быстро. Состав поезда:


Вокзал, совмещенный с автовокзалом, 1990 года постройки.


У нас есть целых шесть часов, чтобы погулять по Питкяранте. Мы успели посмотреть краеведческий музей (советую посетить) и Вознесенскую церковь, восстановленную в начале 1990-х. Очень уютный и на редкость чистый провинциальный городок.
Оставшееся время мы осматривали станцию. Дошли до семафора.

Это вид со стороны станции, поэтому крылья белые. При выезде на перегон показания семафора не несут информации. А вот при входе на станцию такое показание является "закрытым" или запрещающим (аналогично красному). Чтобы разрешить поезду вход на станцию, верхнее крыло переводят в положение под углом 135 градусов (см. фотографию семафора в Салми). Вы спросите: а как же в ночное время или в туман, когда крыльев не видно? Рядом с верхним крылом можно видеть керосиновый фонарь, который горит и в дневное время. Со стороны перегона на этом фонаре имеются две линзы - красная и зеленая. В запрещающем положении крыло закрывает зеленую - соответственно, видно только красную, в разрешающем положении - наоборот, красную линзу не видно. Второе крыло в вертикальном положении показывает ограничение скорости 40 км/ч (в ночное время оставляет открытой желтую линзу), в положении под углом 135 градусов - разрешение проследовать станцию без остановки (желтую линзу не видно).
Рычаг управления семафором. На заднем плане - труба целлюлозно-бумажного комбината, основного предприятия в городе. Как ни странно, воздух в городе показался мне очень чистым, по сравнению с Подмосковьем, вероятно, благодаря большому количеству сосен.


В Питкяранте сохранилось веерное депо с поворотным кругом, не так давно выпускавшее на линию паровозы. Сейчас, насколько мне известно, оно формально не существует.


Тут ко мне подошел работник станции. Я морально приготовился к случаю, аналогичному произошедшему чуть позже на станции Новопеределкино . Но, оказалось, зря.
- Не боитесь по путям ходить?
- Нет, мы очень осторожно. Железная дорога у вас интересная.
- Конечно. Жезловка, семафоры - где еще такое увидишь. К нам издалека приезжают специально, чтобы посмотреть. Раритет.
Разговорились. Очень доброжелательный человек по имени Александр рассказал нам необыкновенную историю колокола станции Питкяранта.
В те времена, когда по линии ходили паровозы, на каждой станции висел колокол, ударами которого провожали поезда. Потом они стали не нужны. Часть из них передавали в музеи, часть оставляли на станциях, часть железнодорожники забирали себе - на память. Александр, будучи еще студентом железнодорожного техникума, решил передать колокол своему преподавателю по контактной сети, но преподаватель сказал: "Оставь себе. Пусть у тебя будет". Много лет спустя, уже после распада СССР, в одном из сел близ Питкяранты стали восстанавливать церковь. Священник, который жил рядом с Александром, попросил у него колокол для храма. Железнодорожник согласился, и теперь на колокольне одного из храмов в окрестностях Питкяранты есть МПС-овский колокол.
Вот подошло время, и состав подали на посадку.
Передача жезла от перегона Питкяранта - Салми "на бис" перед отправлением:


И да, понятно, что это всё устаревшее, но все-таки это красиво и живо.
На обратном пути было очень удобно снимать из тамбура, стекло было чистым.
Семафор в Питкяранте со стороны перегона:


Второй семафор в Салми. Семафор открыт, станция нас принимает.

Перегоны:


Местами шпалы укладываются не на щебень а на песок.


...Как на какой-нибудь узкоколейке на Севере.


Станция Олонец, на которой семафоров уже не было, казалась какой-то неживой.
Лесной коридор между Олонцом и Инема:


Мост через Свирь. Вид из заднего окна тамбура.

Вот и Лодейное Поле. Нам выходить.
Хотя мы не проехали по участку Питкяранта - Янисъярви, который считается самым интересным (год назад такая возможность была), дорога произвела едва ли не большее впечатление, чем Кругобайкальская ж.д. Скорее всего, благодаря открытости ее жизни и уютной, не "показно-экскурсионной" обстановке.
До новых встреч, дорога!

Расстояние Лодейное поле - Доможирово по трассе составляет 43 км, по прямой - 38 км. В странах с английской системой мер длина данного маршрута составляет 27 миль по дороге и 24 мили по прямой. Поездка Лодейное поле – Доможирово на машине продлится примерно 36 минут.

Маршрут Лодейное поле – Доможирово проходит по следующей трассе:

Схема дороги выделена на карте красным цветом и проходит рядом с 2 населенными пунктами. Чтобы проложить маршрут Лодейное поле – Доможирово для автомобиля и узнать, сколько километров между этими населенными пунктами, были использованы точные координаты городов, автодорог и других географических объектов.

Чтобы узнать, какие пробки на дороге Лодейное поле – Доможирово сейчас, поставьте галочку «Пробки» и увеличьте карту. Чтобы узнать, как проехать от Лодейного поля до Доможирова на машине через промежуточные города и населенные пункты, перечислите их при расчете расстояния. Чтобы получить карту-схему автомобильного пути в удобном формате, нажмите.

Внимание!
Для построения маршрута и вычисления расстояния были использованы точные спутниковые координаты дорог и населенных пунктов. Мы не гарантируем стопроцентную точность и не несем ответственности за построенный маршрут.

Протяженность дороги от Лодейного Поля до Тихвина - 184 км. Чтобы выбрать оптимальную дорогу для перемещения между выбранными пунктами, следует использовать интерактивную карту. Для этого следует указать пункт отправления и пункт назначения. Схема проезда определяется путем прокладки маршрута по автомобильным дорогам. Для это цели используются наиболее скоростные магистрали и шоссе. На карте указаны населенные пункты, которые встретятся на вашем пути при движении по трассе между Лодейным Полем и Тихвиным . Предложенный картой маршрут Лодейное Поле - Тихвин не является единственно возможным. Вы можете проложить свой путь через выбранный вами населенный пункт. Чтобы получить более подробную информацию о населенных пунктах и пр. объектах на вашем пути, следует пользоваться функцией масштабирования. Вас также может заинтересовать информация о времени, необходимом для преодоления рассчитанного расстояния. Среднее время, необходимое, чтобы преодолеть расстояния между Лодейным Полем и Тихвиным , составляет 2 ч.34 мин. Многие автомобилисты привыкли пользоваться картами автодорог на бумажном носителе. Чтобы распечатать карту дорог Лодейное Поле-Тихвин , следует нажать на кнопку с изображением принтера и получить карту в нужном вам формате.