Безопасное положение при аварийной посадке. Как действовать при незапланированной посадке самолета и после нее. Продемонстрировать аварийные выходы

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.
. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску.
. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода.
. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
. Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности.Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер.
. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.
. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками.
. Быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей.
. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа.
. Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.
. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику, пресекайте любым способом возникновение паники в са-лоне и нарушение центровки самолета.
. При возможности приготовьте средство защиты дыхатель-ных путей (на случай возникновения пожара или задымле-ния). Для этого смочите любой негорючей жидкостью плот-ную ткань и сложите ее в несколько слоев.
. После прекращения движения самолета немедленно, со-блюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы.
. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как мож-но дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.
. Окажите первую помощь раненым.
. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соо-рудите из подручных материалов навесы для детей и ране-ных.
. Отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.
. Ждите спасателей около места аварии, так как его легче отыскать, чем отдельного человека.
Смотрите далее.

24.03.2013

Подготовка к аварийной посадке

При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее подготовке нужно немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, зажигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.

Эвакуация на суше

После остановки самолета необходимо расстегнуть ремни и подготовиться к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и выходу пассажиров.

При покидании своего кресла не нужно брать с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют острые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очереди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

  • необходимо надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов;
  • необходимо избегать туфель на высоких каблуках, но, если они надеты, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то необходимо их снять, когда будете покидать самолет;
  • при каждом взлете и посадке необходимо следить за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;
  • необходимо помнить какую фиксированную позу нужно занять при аварийной посадке; необходимо следить, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария неизбежна, необходимо занять нужную позу;
  • необходимо знать, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

Эвакуация на воду

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более, двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолет может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом – может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы, т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует забывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет длительным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Техника выполнения посадки при исправно работающих двигателях и системах вертолета не отличается от выполнения посадки на исправном вертолете.

В зависимости от условий и места посадки (аэродром или площадка) выбирается вид посадки (с пробегом или по-вертолетному).

Техника выполнения посадки с одним или двумя отказавшими (выключенными) двигателями изложена в п.п.6.6. и 6.7. настоящего раздела.

ЭВАКУАЦИЯ ПЕРЕВОЗИМЫХ ЛЮДЕЙ И ПОКИДАНИЕ ВЕРТОЛЕТА ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА.

Действия КВС:

Дать команду Б/М выключить двигатели кранами останова, закрыть пожарные краны, извлечь аварийную радиостанцию и аварийный радиомаяк (при его наличии);

Оценить обстановку и положение вертолета, руководить эвакуацией

перевозимых людей, членов экипажа;

Покинуть вертолет после завершения эвакуации людей и других членов

Оказать первую помощь пострадавшим;

Принять.меры по установлению связи с ближайшим аэродромом при посадке вне аэродрома и доложить о последствиях посадки, координаты посадки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВЕРТОЛЕТ ВСЕМ ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ УВЕРЕННОСТИ В НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРА ИЛИ ВЗРЫВА.

Действия второго пилота:

Если двери в грузовую кабину не открыты, покинуть вертолет через свой блистер;

Принять участие в эвакуации перевозимых людей;

Оказать первую помощь пострадавшим.

Действия бортмеханика:

По команде КВС установить краны останова в закрытое положение

(выключить двигатели), закрыть пожарные краны;

Обесточить вертолет, выключить аккумуляторы;

Приступить к эвакуации перевозимых людей через дверь грузовой кабины или через аварийные люки;

После полной эвакуации перевозимых людей покинуть вертолет;

Оказать помощь пострадавшим.

АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

Перед полетом над водной поверхностью люди, находящиеся на борту,

должны изучить правила пользования спасательным оборудованием, имеющимся на вертолете, на случай аварийного приводнения.

Каждый член экипажа обязан знать в совершенстве свои обязанности при

покидании вертолета на воде.

Основной задачей экипажа, в случае аварийного приводнения, является

обеспечение безопасности эвакуации людей и экипажа.

Командир вертолета, выполняющий полеты над водной поверхностью, должен быть оттренирован к аварийному покиданию кабины пилотов при погружении вертолета в воду.

Все члены экипажа вертолета должны быть оттренированы к применению

индивидуальных и групповых спасательных плавсредств, а также к эвакуации людей.

Перед аварийным приводнением экипаж обязан:

Немедленно доложить службе УВД о предстоящем приводнении;

При работающих двигателях выполнить аварийное снижение до зависания на высоте 0,5-1 м, а при наличии системы аварийного приводнения - посадку на воду;

После зависания (посадки) обеспечить быструю эвакуацию из вертолета людей, используя имеющиеся спасательные средства.

При полетах над водной поверхностью на борту вертолета должны быть:

Спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей;

- спасательные плоты;

Аварийный запас воды и продовольствия, аварийные средства радиосвязи и сигнализации.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. При полетах на расстоянии от берега не более 25 км на борту вертолета могут находиться только спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей, Спасательные жилеты должны быть надеты перед полетом. Доклад службе УВД должен последовать сразу поеле возникновения аварийной ситуации на борту, так как в дальнейшем для этого может не хватить времени.

2. При отсутствии в составе экипажа вертолета Б/П, его функции

возлагаются на Б/М.

3. При наличии на вертолете СГУ, в зависимости от распомлмалгаемого времени, КВС следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

К Вам обращается командир воздушного судна. По техническим причинам нам предстоит вынужденное приводнение примерно через_____ минут. На борту имеется спасательное оборудованте; наземные поисково-спасательные службы проинформированы. Оставайтесь на своих местах, сохраняйте спокойствие и точно выполняйте указания бортпроводника и других членов экипажа.

За 5-10 секунд до приводнения последует команда: «внимание, приводнение».

4. В зависимости от располагаемого времени после получения информации о предстоящем аварийном приводнении от КВС, Б/П следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

Говорит бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее:

Немедленно освободите проходы и займите свои места в креслах;

Ослабьте галстуки и расстегните воротники;

Положите вставные челюсти, очки, острые.предметы в карманы одежды;

Мягкие вещи уложите так, чтобы обеспечивалась защита головы;

Застегните и затяните туго привязные ремни, плотно придвинувшись к спинке кресла;

По команде "Внимание, приводнение" сгруппируйте Ваше тело;

После полной остановки или зависания вертолета расстегните привязные ремни и эвакуируйтесь из вертолета, следуя указаниям членов экипажа.


ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.

6.10.2.1. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением при отсутствии системы аварийного

приводнения" .

*(1) сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(2) Службе УВД об аварийной ситуации и принимаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом) .

ПРИЧИНА ПОСАДКИ __________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) __________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _________________

НА БОРТУ _______ ЧЕЛОВЕК.

*(3) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты.

*(4) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон.

Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(5) Снижение и зависание - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить зависание над водой на высоте 0,5-1 м.

По возможности зависание выполнить ближе к береговой черте.

*(6) Групповые спасательные средства - привести в действие - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), сбросить групповые спасательные плавсредства (плоты), предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(7) Эвакуацию людей - выполнить - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами. КВС выполнять устойчивое висение.

*(8) об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось

людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(9) Команду Б/М, 2/П, Б/П о покидании вертолета - подать - КВС.

КВС, приняв доклад от Б/М, 2/П об окончании эвакуации людей, дать им команду покинуть вертолет.

*(10) О завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС через свой блистер визуально убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(11) Вертолет на безопасное расстояние от плавсредств – переместить - КВС.

КВС переместить вертолет по-возможности на расстояние 50-100 м в сторону от людей, находящихся на воде.

Примечание. При ветре свыше 3 м/с перемещение вертолета от людей, находящихся на воде, рекомендуется выполнять против ветра (в наветренную сторону).

*(12) Вертолет - приводнить - КВС.

КВС приводнить вертолет вертикально с переводом в правый крен при касании фюзеляжем о воду.

*(13) Двигатели - выключить - КВС.

КВС выключить оба двигателя кранами останова при касании фюзеляжем о воду.

КВС покинуть вертолет после останова НВ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В случае приводнения вертолета с одним неработающим двигателем необходимо действовать в соответствии с рекомендациями раздела 6.7,удерживать вертолет на плаву, используя мощность работающего двигателя вплоть до чрезвычайной.

2. В случае приводнения с двумя неработающими двигателями посадка на воду выполняется на режиме самовращения НВ в соответствии с рекомендациями раздела 6.6, с минимально возможной поступательной скоростью приводнения. При этом безопасное покидание вертолета людьми, находящимися на борту НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ.

6.10.2.2. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением вертолета, оборудованного системой

аварийного приводнения".

*(1) В наличии скорости полета менее 150 км/ч - убедиться – КВС.

КВС и 2/П должны убедиться, что скорость полета по указателю

не превышает 150 км/ч.

*(2) Выключатель НАДУВ ПОПЛАВКОВ – включить – КВС.

КВС при полете над водной поверхностью включить выключатель

НАДУВ ПОПЛАВКОВ на левом рычаге шаг-газ и проконтролировать наполнение поплавков по загоранию табло НАДУВ ПОПЛАВКОВ, визуально и по докладу 2/П. 2/П визуально убедиться в наполнении поплавков правого борта и доложить КВС об их наполнении.

*(3) Сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(4) Службе УВД об аварийной ситуации и прининаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

КВС или по его команде 2/П сообщить службе УВД об аварийной ситуации в соответствии с типовым текстом:

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

Я (тип вертолета, позывной или бортовой номер),

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом),

ПРИЧИНА ПОСАДКИ ______________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) _________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _______________

НА БОРТУ ______ ЧЕЛОВЕК.

*(5) Стеклоочистители - включить - КВС, 2/П.

КВС и 2/П, или по команде КВС Б/М, включить стеклоочистители.

*(6) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты, все ли перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты привязными ремнями.

*(7) Снижение и посадку на воду - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить снижение и посадку на воду по возможности против

ветра, с минимально возможными поступательной и вертикальной

скоростями (предпочтительно вертикальным снижением) вдоль фронта волн, ближе к береговой черте.

*(8) Двигатели - выключить – КВС, Б/М.

КВС или по его команде Б/М краны останова установить в закрытое положение, закрыть пожарные краны и выключить все топливные насосы.

*(9) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон. Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(10) Групповые спасательные средства –

привести в действие - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), групповые спасательные плавсредства (плоты) привести в действие, предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(11) Эвакуацию людей - выполнить - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами.

*(12) Об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(13) В завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(14) Вертолет - покинуть - КВС.

КВС покинуть вертолет, по возможности обесточив его выключением аккумуляторов,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В СЛУЧАЯХ, КОГДА АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ

В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ, ИЛИ ПОСТОРОННИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (СУДОВ, МБУ И Т.П.) ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ РУЛЕНИЯ ПО ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ЕСЛИ ЭТО ПРИВЕДЕТ К БОЛЕЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОКИДАНИЮ ВЕРТОЛЕТА ПАССАЖИРАМИ. СКОРОСТЬ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПОДБИРАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (БАЛЬНОСТИ) И ПОВЕДЕНИЯ ПОПЛАВКОВ, СКЛОННЫХ К ПОТЕРЕ ФОРМЫ И ПОДВОРАЧИВАНИЮ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ СКОРОСТИ 15 КМ/Ч.

В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ.

2. НАДУТЫЕ ПЕРЕДНИЕ ПОПЛАВКИ ИСКАЖАЮТ ПОКАЗАНИЯ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ, ПО ЭТОМУ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ВЕРТОЛЕТА ПЕРЕД ПРИВОДНЕНИЕМ ПРОХОЖДЕНИЕ СКОРОСТИ 4О-30 КМ/Ч СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ РЕЖИМА ""ТРЯСКИ".

3. ПРИ АВАРИЙНОМ ПРИВОДНЕНИИ НОЧЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ НАЧИНАЕТ ПРОСМАТРИВАТЬСЯ С ВЫСОТЫ ОКОЛО 30 М, А НА ВЫСОТАХ МЕНЕЕ 20 М ИЗ-ЗА ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА ПЕЛЕНОЙ БРЫЗГ, ПОДНЯТЫХ ПОТОКОМ ВОЗДУХА ОТ НВ, ВОЗНИКАЕТ СВЕТОВОЙ ЭКРАН, КОТОРЫЙ УХУДШАЕТ ВИДИМОСТЬ ИЗ КАБИНЫ ПИЛОТОВ.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ УДЕРЖИВАТЬ

ВНУТРИ СВЕТОВОГО ЭКРАНА (БЛИЖЕ К ВЕРТОЛЕТУ) НА УЧАСТКЕ, ГДЕ ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ.


Похожая информация.


Члены КЭ на взлет/посадку находятся на своих служебных местах: служебное место, станция 1 – аварийные выходы в передней части самолета Б/пр №1/1L + Б/пр №2/1R; Аварийные выходы на крыло (2L/2R, 3L/3R); служебное место, станция 2 – аварийные выходы в хвостовой части самолета Б/П №3/4L + Б/П №4/4R.

В зависимости от аварийной ситуации эвакуация может быть:

Неподготовленной (незапланированная эвакуация) - без проведения предполетного инструктажа пассажиров, на земле: при подготовке ВС к вылету, при размещении пассажиров, при запуске двигателей.

Частично подготовленной (незапланированная эвакуация):

После инструктажа пассажиров-помощников у аварийных выходов на крылья;

После проведения предполетного инструктажа пассажиров о расположении аварийных выходов и о размещении и правилах пользования аварийно-спасательным оборудованием:

После закрытия входных дверей; после запуска двигателей; на рулении, на взлете и заходе на посадку.

Подготовленной (запланированная эвакуация) – при наличии достаточного времени для проведения подготовки пассажиров и салонов к аварийной посадке и эвакуации: в полете.

В некоторых случаях пассажиры должны из предосторожности покинуть самолет (например: реальная угроза срабатывания взрывного устройства, раздражающий запах, дым в пассажирской кабине и т.п.)

В таких случаях проводится контролируемое покидание самолета, причем используется минимальное количество надувных трапов. КВС информирует пассажиров о сложившейся ситуации и принимает решение об использовании определенных выходов. Пассажиров нужно дополнительно информировать, можно ли брать ручную кладь с собой и нужно ли снимать обувь.

При возникновении пожара на земле: в процессе размещения пассажиров; на стоянке - члены кабинного экипажа обязаны немедленно начать эвакуацию пассажиров через ближайшие к ним аварийные выходы или входные трапы.

Команду к началу эвакуации должен подавать КВС. Вся команда к эвакуации, включая возможные ограничения, должна быть, повторена, по крайней мере, один раз. Если команда не прозвучала, а необходимость эвакуации СБКЭ имеет право подать команду о начале эвакуации. Если при всех перечисленных обстоятельствах не прозвучала даже команда, каждый бортпроводник имеет право подать команду к эвакуации. Начало действий – полная остановка самолета.

Необходимо учитывать, что при проведении эвакуации будет работать только аварийное освещение. В таких случаях существует реальная угроза паники. Необходимо уметь предотвратить панику и вселить в пассажиров уверенность.

Фонари после эвакуации могут служить для подачи аварийных сигналов путем:


Кругового вращения

Повторяющиеся посылки чередующихся вспышек в виде сигнала SOS=3 коротких вспышки, 3 – длинных, 3 коротких(…- - - …)

Акустический свисток – радиус слышимости свистка значительно превышает радиус слышимости человеческого голоса.

Мегафон - для оповещения пассажиров внутри и за пределами самолета, а также для подачи команд в случае отказа громкоговорящего устройства.

Аварийный радиобуй – предназначен для использования в международной спутниковой системе поиска и спасения аварийных автоматических объектов КОСПАС-САРСАТ «Cospas-Sarsat»

Аптечка «FIRST AID KIT», Аптечка «Emergency Medical Kit» - для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

«30-ти секундный настрой» - стандартная процедура, включающая в себя мысленное повторение действий бортпроводника при эвакуации пассажиров, которая неукоснительно должна выполняться членами кабинного экипажа. Проводится бортпроводниками перед каждым взлетом и посадкой с целью подготовки к возможной аварийной ситуации.

Для проведения «30-ти секундного настроя» необходимо ответить на следующие вопросы:

Тип самолета?

За какой выход я отвечаю?

Взлет/посадка над сушей/водой?

Моя безопасная поза?

Команды, используемые при эвакуации?

Перед открытием двери

После открытия двери (выход безопасен)

Для блокирования выхода.

Состав пассажиров? (пассажиры-помощники)

Что необходимо сделать перед открытием двери?

Как открывается моя дверь?

Положение дверей («автомат»/«ручное»);

Открытие двери;

Ручка ручного наполнения трапа.

Куда и как я направлю пассажиров при заблокированном выходе?

Какое дополнительное аварийное оборудование необходимо для проведения эвакуации? (фонарь, мегафон).

Каковы мои обязанности после эвакуации?

Дополнительные вопросы (по ситуации)

Когда я открою свой выход? Какие пути эвакуации являются основными в случае посадки на воду?

Каково состояние моря (например, холодная вода, опасность гипотермии).

Ручка отсоединения трапа (вода)

Спасательный трос

Где он находится?

Когда я должен закрепить его?

Кто его крепит?

Подготовленная (Запланированная) аварийная посадка (суша/вода)– ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ при подготовке пассажиров и салонов.

Обязанности бортпроводников и меры, которые должны быть приняты при подготовке к аварийной посадке на сушу или воду, изложены в "ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" . Она состоит из следующих пунктов:

После команды КВС - «БРИГАДИР В КАБИНУ! PURSER TO THE COCKPIT»

СБКЭ немедленно пройти в кабину экипажа и получить точную информацию у КВС:

N - Nature (природа аварии) характер аварии, типе посадки

I - Intentions (намерения)

Т - Time (время до посадки) временя, для проведения подготовки к посадке

S - Special instructions (специальные инструкции) о риске при посадке и необходимости пересадки пассажиров

Бортпроводники:

Прекращают обслуживание, закрепляют оборудование и собираются в передней буфет - кухне.

Получив информацию от КВС, старший бортпроводник экипажа соби­рает бортпроводников на брифинг и сообщает им информацию, полученную от КВС. После этого бортпроводники приступают к проведению подготовки к аварийной посадке и эвакуации.

Старший бортпроводник КЭ:

Обращается к пассажирам по системе оповещения:

«Уважаемые пассажиры, прошу внимания! С Вами говорит старший бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее: (зачитывает стандартный текст «Аварийная посадка» (суша/вода)(приложение1);

Отбирает физически крепких, одиноких, не паникующих пассажиров-помощников в помощь членам кабинного экипажа (суша- 18 человек; вода-16 человек)

Пассажиры-помощники.

При выборе пассажиров-помощников предпочтение следует отдавать работникам авиакомпаний, пожарным, спасателям, физически сильным мужчинам, вменив им в обязанности:

Оказание помощи детям, больным и раненным;

Оказание помощи при приведении аварийно-спасательного оборудования в рабочее

положение и при эвакуации пассажиров из самолета;

Охрану опасных для выхода из самолета мест.

Ознакомьте пассажиров с расположением аварийных дверей, порядком их открытия и правилами эвакуации из самолета.

Пассажир-помощник должен повторить все перечисленные действия.

Инструктаж (приложение 2; приложение3), предварительная подготовка пассажиров и проверка принятых ими мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту вынужденной посадки самолета.

Пассажиров-помощников следует пересадить к аварийным выходам, а также к пассажирам-инвалидам требующим помощи.

Лучше столкнуться с трудностями при пересадке пассажиров в процессе аварийной подготовки, чем впоследствии с бездеятельностью пассажиров и потерей времени при эвакуации.

Освещение пассажирских салонов - 100%.

(Полное освещение, даст возможность тщательно провести подготовку и осуществлять наблюдение за поведением пассажиров. Бортпроводники в салонах, следят, чтобы пассажиры внимательно слушали, пресекая все вопросы и передвижения по салонам)

В случае ограниченного времени, когда нет возможности собрать борт­проводников для объяснения ситуации, информация одновременно является брифингом для бортпроводников и сигналом к началу подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке.

Подготовка рабочих зон:

Старший бортпроводник КЭ №1/1L - освобождает пути эвакуации в передней части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, размещает в туалетных комнатах).

Бортпроводник №2 /1R - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в передней буфет - кухне; закрывает на замок туалетную комнату в передней части самолета: подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 1-го по 12-й ряд);

Бортпроводник №3/4L - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в хвостовой буфет - кухне. Подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 14-го по 28-й ряды). Закрывает на замок туалетные комнаты в хвостовой части самолета.

Бортпроводник №4/4R - освобождает пути эвакуации в хвостовой части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, в туалетных комнатах)

Подготовка пассажиров.

1. Старший бортпроводник/бригадир №1/1L последовательно называет необходимые подготовительные меры согласно текстам аварийных информаций в соответствии с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" .

2. Бортпроводники демонстрируют и проверяют выполнение пассажирами указаний, данные старшим бортпроводником, передают сигнал о готовности к выполнению следующего пункта инструкции.

Инструкция включает в себя следу­ющие требования:

- спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение, иначе пассажир, сидящий сзади, не будет иметь достаточного пространства для подготовки и больше рискует получить травму при посадке самолета;

- воротники должны быть расстегнуты, галстуки сняты;

- пассажиры должны быть одеты в соответствии с климатичес­кими условиями. На случай вынужденной посадки на воду рекомендуется надеть как можно больше одежды;

- колющие и режущие предметы необходимо снять и убрать в ручную кладь. Запрещается размещать эти предметы в кармане впередистоящего кресла;

-ручная кладь должна быть убрана на багажные полки или в дополнительные помещения (туалетные комнаты). Вся ручная кладь остается на борту самолета во время эва­куации;

- обувь снять и положить в ручную кладь или под кресло (по обстоятельствам);

Пассажиры должны сесть как можно плотнее в кресло, застегнуть ремни строго на уровне бедер и туго затянуть их. Раздать пассажирам пледы, подушки, верхнюю одежду.

Особое внимание пассажиров необходимо обратить на "Инструкцию по безопасности", где показано расположение и использование аварийных выходов, жилетов, принятие безопасной позы.

- бортпроводники показывают выходы, которые называет в информа­ции старший бортпроводник;

- показать расположение аварийного освещения ;

-при посадке на сушу объяснить оборудование аварийных выходов (трапы, канаты) и как ими пользоваться;

При посадке на воду, пассажиров информировать о наличии спасательных жилетов и пра­вилах их использования. Перед посадкой на воду необходимо надеть спасательный жилет и завязать его или застегнуть. Взрослые надувают свои спасательные жилеты непосредственно перед тем; как покинуть самолет (в проеме) или после выхода из самолета, если они покидают его через аварийные выходы на крыло. Надутый до посадки жилет помешает пассажиру принять безопасную позу, будет помехой при эвакуации из самолета, или может быть поврежден (особенно при покидании самолета через аварийные выходы на крыло). Использование детских спасательных жилетов необходимо объяснить пассажирам индивидуально.

Нужно объяснить пассажирам, что они должны делать по команде КВС «Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!», «Brace, brace».

Команда прозвучит непосредственно перед посадкой, после этого необходимо принять безопасную позу.

Данная команда подаётся до полной остановки самолёта.

Объясните и покажите пассажирам, как принять позу для аварийной посадки. Если подан сигнал, принять безопасную позу для аварийной посадки, и нет времени для ее демонстрации, подайте команду « Обхватить голову руками (кисти рук одна на другой); Опустить голову на колени; Используйте мягкие вещи для защиты головы и туловища от ударов». Безопасную позу для детей, беременных женщин и полных пассажиров бортпроводники объясняют индивидуально. Предложите пассажирам, имеющим детей, усадить ребенка на колени: Для фиксации используйте «ремень-петлю»; взрослый одной рукой держит ребенка в районе пояса или за голову (зависит от положения ребенка относительно направления полета); Следует защитить лицо ребенка мягкими вещами.

Грудной ребенок на руках у взрослого : взрослый пассажир должен: Застегнуть и затянуть привязные ремни; Ступни ног устойчиво поставить на пол; Положить ребенка на спину на колени взрослому; Наклониться над ребенком; Одной рукой поддерживать голову ребенка и прижимать ее к себе; Другой рукой одновременно фиксировать колени ребенка и свою голову. Пассажиров следует предупредить, что при посадке можно ожидать несколько ударов, и они должны оставаться в безопасной позе на своих местах с застегнутыми ремнями до поступления команд от экипажа.

По окончании брифинга с пассажирами проверить, чтобы пассажиры знали:

Как расстегнуть ремень безопасности

Как сгруппироваться

Когда группироваться

Как долго группироваться

Где находятся ближайшие выходы

Как до них добраться

Внимательно наблюдайте за поведением пассажиров, выявляйте склонных к панике и успокаивайте их (при необходимости можете принять меры воздействия).

Каждый бортпроводник должен еще раз проверить готовность своей зоны к аварийной посадке. Не допускайте попыток пассажиров открыть аварийные двери без команды.

Освещение в салонах должно соответствовать условиям снаружи, в которых производится посадка самолета.

Форма одежды:

Необходимо полностью надеть форменную одежду, включая головной убор, для лучшего опознавания Вас пассажирами

Снять металлические значки, ID, чтобы не получить травмы.

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование, которое Вы должны эвакуировать из своей зоны, доступно.

Об окончании подготовки бортпроводники должны доложить старшему бортпроводнику. Старший бортпроводник докладывает КВС о готовности кабины к аварийной посадке.

Займите свое место в кресле, застегните и затяните поясно-плечевые ремни; ожидайте сигнал (команду) о принятии позы для аварийной посадки.

Бортпроводники, сидящие в креслах, установленных против полета, должны занять следующее положение: Сесть прямо; Спину и голову прижать к спинке кресла; Руками держаться за сиденье; Ступни ног поставить устойчиво на пол.

Примите позу для аварийной посадки и оставайтесь в ней до полной остановки самолета, проведите мысленный тридцатисекундный психологический настрой на действия при эвакуации.

Начало эвакуации должно быть разъяснено следующим образом:

По команде бортпроводников нужно отстегнуть привязные ремни, покинуть свое место; встать друг за другом и, соблюдая очередность, направляться к аварийной двери, если выход можно использовать, эвакуируйтесь.

Действия членов КЭ после полной остановки ВС, во время эвакуации при запланированной аварийной посадке на сушу/воду, аналогичны незапланированной аварийной посадке на сушу/воду.

НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА НА СУШУ - АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ, ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЭ.

Действия членов КЭ.

После полной остановки самолета и команды:

«ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ»/«PASSENGER EVACUATION»

Расстегнуть ремень безопасности

Подойти к аварийным выходам

Старший бортпроводник КЭ №1 / 1L - передняя входная дверь – 1L

Бортпроводник №2/1R передняя служебная дверь – 1R

Бортпроводник №3/4L: задняя входная дверь – 4L

Бортпроводник №4/4R: служебная дверь – 4R

Оценить обстановку снаружи (если использование этого выхода не было запрещено КВС): посмотреть в иллюминатор, убедиться в отсутствии пожара или каких-либо препятствий к эвакуации.

Если опасности нет:

Убедиться, что дверь находится в положении «Автомат»/«ARMED».

Открыть дверь;

Повернуть ручку двери в на­правлении стрелки до упора в направлении «открыто» - «OPEN»

Вытолкните дверь наружу и зафиксируйте ее в положении «открыто»

Если трап не надулся автоматически

Держитесь одной рукой за вспомогательную ручку - другой рукой потяните за ручку красного цвета с надписью «PULL», расположенную справа на пороге трапа.

Убедится, что выход можно использовать.

Немедленно эвакуировать пассажиров.

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.


36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.