Чуфут кале пещерный город адрес. По тесным улочкам. Чуфут-Кале - город, покинутый людьми

В Крыму есть много мест, которые хранят историю человечества практически в первозданном виде. Одной из таких популярных среди туристов достопримечательностей является крепость Чуфут-Кале – древний город, заложенный в далекие времена Византийской империей. От Юстиниана до Хаджи Герая – летопись строения Бахчисарая.

Бахчисарайские ценности

К сожалению, до наших дней совокупность построек дожила в большинстве своем в виде руин, но то, что осталось – вполне может поведать свою собственную легенду. По одним источникам название крепости Чуфут-Кале переводится как «еврейская», что дает понять ее предназначение, по другим – «двойная».

Византийские пограничные войска;

Крымские татары;

Монголы Золотой Орды, как захватчики;

Первый независимый крымский хан.

Все эти перестановки и «переезды» происходили вплоть до начала XIX века, когда места пришли в запустение, и из многочисленных жителей здесь оставалась лишь семья смотрителя объекта культуры. Бывший город стал обычным «музейным» экспонатом, продуваемым ветрами и опаляемым крымским солнцем.

Город - крепость Чуфут-Кале в Крыму

Ворота и оборонительные стены;

Мечети и храмы;

Многочисленные пещеры;

Школа, базар и усадьбы;

Мавзолеи и колодцы.

Все это в той или иной степени сохранности, в сопровождении отличных историй (не сухих фактов) позволит туристу, пришедшему в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае, окунуться не только в мир древности в целом, но и в культуру разных народов и эпох. А если погода благоволит к посетителям, то в тишине местных пещер можно услышать затейливые мелодии струнно-щипкового инструмента. В хороший теплый день сюда приходит местный музыкант, воспроизводящий древние, средневековые произведения.

Не одними пляжами манит Крым туриста

Побродить по улочкам древнего города, посидеть в тени здания, сохранившегося сквозь века и дарующего частичку прошлого – такое не даст торговый центр или водный аттракцион. Прислушавшись, остановившись на мгновение, можно услышать монотонный говор людей, привозящих свой товар на местный рынок, в шуме ветра различить пение тетивы монгольского лука или призыв к обороне. Соответствующую атмосферу посещению придаст гид, повествующий истории, передаваемые через поколения местными жителями. Отправиться в древний город должен каждый человек, предпочитающий отдохнуть здесь.

Современные люди все больше времени проводят в закрытых помещениях и, выбираясь куда-то в отпуск, стараются за короткий промежуток отпуска максимально насытиться впечатлениями. Посетить древнее поселение, услышать увлекательные рассказы о том или ином строении – достаточно интересное времяпровождение.
Предлагаем посмотреть интересное видео о таинственном городище Чуфут-Кале:

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

На территории Крыма находится огромное количество потрясающе интересных мест с богатой историей. Одним из них является пещерный город Чуфут-Кале. Неприступная крепость, созданная усилиями человека и природы, до сих пор впечатляет людей, впервые посетивших ее.

Место расположения крепости

Место, в котором ныне находится село Староселье, с давних времен привлекало людей своей тишиной, скрытостью, уютом, природной силой и наличием воды. Здесь же находятся спасительные скалы, выступающие из лесных зарослей, будто предназначенные для укрытия жителей от врагов.

История города

Древний город имеет давнюю историю, о многих событиях которой можно только догадываться.

Пещерный город Чуфут-Кале находится на плато горного отрога. Предполагают, что первыми обрывистое плато освоили в ІV веке алано-сарматы, построив здесь крепость, которая впоследствии и получила название Чуфут-Кале (в переводе - Иудейская крепость).

Однако существует еще одна версия того, как появился город-крепость Чуфут-Кале. В последние годы правления византийского императора Юстиниана (примерно 550 годы) стали задумываться о защите подступов к Херсонесу. Инженеры по велению императора разработали план трех крепостей: Мангул, Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Города были построены и заселены готами и аланами. Однако, стоит отметить, что эти события не были отражены в трактате «О постройках», а иных письменных отчетов в те времена не вели. О далеких событиях можно судить лишь по археологическим находкам.

Город-крепость на протяжении многих веков надежно укрывал население ближайших долин в опасные времена от нашествия воинствующих кочевников - хазар, гунов, мадьяр, половцев, печенегов. Хаджи-Гирей (первый крымский хан), оценив преимущества крепости и долину у подножия, в середине XV века организовал в старой части города свою резиденцию. Внизу же, в селе Салачике, построил дворец. Проживая во дворце, хан всегда мог быстро укрыться от опасности в надежной крепости. Не стоит забывать, что в те времена велась отчаянная борьба за независимость полуострова от Золотой Орды. В середине семнадцатого века хан покинул дворец, а пещерный город Чуфут-Кале был передан караимам. В дальнейшем крепость получила название Кале. А со временем ее стали называть Чуфут-Кале.

В 1731 году в городе была открыта первая крымская типография, в которой печатались книги на караимском и древнееврейском языках. После присоединения Крыма к России караимы покинули город и поселились в Евпатории, Бахчисарае, Симферополе. Так постепенно пещерный город Чуфут-Кале опустел.

Крепостные ворота

Когда-то богатая история города теперь запечатлена в каменных постройках, по которым можно судить о том, какой была крепость в давние времена. Знакомство с городом можно начать с Восточных ворот. Справа от них в скале виднеется большой бассейн. В нем собиралась дождевая вода, которую в дальнейшем люди использовали в хозяйственных нуждах и для скота. Неподалеку на холме была мельница. А за ней в дебрях горного леса пряталось от посторонних взоров караимское кладбище.

Над воротами, ведущими в город, находится мраморная плита, с высеченными знаками. Никто не знает, что они обозначают. Эта тайна города Чуфут-Кале до сих пор так и не разгадана. В крепость ведут массивные дубовые ворота, обшитые железом. Сразу за ними начинается новая часть города, построенная караимами. Она защищена оборонительными стенами и неприступными скалами. В городе существовала лишь одна главная улица, к которой примыкали многочисленные боковые улочки. На ней до сих пор находится большой каменный дом, в котором когда-то жил известный караимский ученый Фиркович.

Описание древнего города

Город Чуфут-Кале (Крым) имел совсем небольшую территорию, но в то же время достаточно большую численность населения. В конце шестнадцатого века здесь проживало от четырех до пяти тысяч человек и насчитывалось около 400 домов. Строения, как правило, располагались близко друг к другу и имели несколько этажей. В подвале обычно размещали хозяйственные помещения. Все окна непременно выходили во двор, огороженный массивным забором. Здесь же находились сараи и помещения для животных. Былые здания частично сохранились, поэтому их можно увидеть, гуляя по городским кварталам.

Крепостные укрепления

Крепостные стены имели толщину до пяти метров. Ворота располагались по центру, а по бокам возвышались башни. Для большей безопасности в стене был вырублен ров, ширина которого составляла 4 метра, а глубина - 2. Его наполняли талой и дождевой водой, которая стекала по каменным желобам. Такая нехитрая конструкция была сооружена для того, чтобы затруднять подкат стенобитных орудий.

Как и любая крепость, Чуфут-Кале имела свои секреты. В северной части стены имелась калитка, которая была тщательно замаскирована. С ее помощью воины могли выходить для того, чтобы нанести противникам внезапный удар. В старом городе за воротами находилась общественная площадь. На ней сохранился колодец, остатки мечети, построенной в 1346 году, и мавзолей Ненекеджан-Ханым. От площади берут начало три большие продольные улицы: Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они были построены в разное время.

За южной стеной города возвышаются скалы с вырубленными боевыми пещерами в четыре яруса соединенные друг с другом. Позднее они служили хозяйственными помещениями.

Мавзолей

На общем фоне развалин города потрясающе смотрится хорошо сохранившееся зданием мавзолея Джанике-Ханум. Внутри него находится надгробие с надписью, рассказывающей о том, что здесь покоится тело государыни Джанике-Ханум (она была дочерью Золотоордынского хана по имени Тохтамыш). Имя ханской дочери окутано тайнами и легендами. Одна из них гласит, что она спасалась от гнева отца, заставшего ее с любимым, и бросилась в пропасть. Поэтому и похоронена у самого обрыва.

Севернее мавзолея плато резко обрывается. Здесь на величественной высоте можно полюбоваться пейзажем потрясающих крымских гор.

Открытие гидросистемы крепости

В 1988 году на территории крепости было сделано сенсационное открытие. Несмотря на то что в городе никогда не было естественных выходов подземных вод, город существовал сотни лет. Оказывается, питьевую воду привозили из ближайших источников. А для хозяйственных целей использовали дождевую влагу. Однако, легенда рассказывает о том, что во время осады воду доставали из скрытой гидросистемы, сведения о которой считались страшной военной тайной. И даже после того, как крепость потеряла свою оборонительную функцию, караимы передавали тайну из поколения в поколение. Знали о ней только самые избранные.

Основываясь на устных и письменных источниках, спелеологи занялись поисками. Найдя небольшое углубление рядом с деревом, поняли, что это устье колодца. Его начали расчищать, доставая грунт и породы. Работы велись в течение трех лет. Вот на 25- метровой глубине был найден заваленный боковой вход, ведущий вверх. Он был соединен с колодцем и образовал довольно просторное помещение. На стенах остались следы от воды и надписи на караимском языке и латыни.

Дальнейшие работы привели к обнаружению галереи, которая брала начало в одной из башен. Видимо, это была первая оборонительная линия. Ранее о ней ученые даже не знали. После тщательной расчистки спелеологи обнаружили галерею высотой около 2 метров и шириной 2,5 метра, протяженность которой составляет порядка 108 метров.

На некоторых ее участках даже встречаются мелкие сталактиты. На стенах был найден подробный план подземелья и человеческие фигурки. Интересен тот факт, что на глубине 27 метров колодец значительно расширялся, здесь начинался каменный винтообразный спуск. После его расчистки были найдены обширные резервуары, расположенные на сорокаметровой глубине.

Как работала система?

Когда-то вода по крупным трещинам в сооружении попадала в одну из ванн, затем переливалась в другую емкость, расположенную перед входом в колодец, а уже оттуда ее брали для использования. В настоящее время трещины заилены, поэтому вода по ним практически не поступает. В нижнем зале на стенах обнаружены ниши для факельных светильников и неизвестные знаки.

Тайны гидросистемы

Спелеологи не прекращали работу. После того как была расчищена нижняя часть системы от ила и глины, глубина колодца составила 45 метров. Предполагают, что гидросистема могла быть создана византийцами или хазарами еще в начале нашей эры, и иметь культовое предназначение. В минуты опасности она могла стать укрытием от врагов. В галерее на глубине 40 сантиметров от поверхности был найден клад в глиняном горшке. Он состоял из золотых венецианских дукатов, египетских динаров, серебряных монет и других денежных единиц. Специалисты считают, что это самая богатая находка не только на территории Крыма, но и на территории Европы и всего мира. Клад был передан на хранение в Краеведческий музей Симферополя.

Экскурсионные объекты старинного города

На территории Чуфут-Кале сохранились исторические объекты, которые дают возможность увидеть каким был город в разные этапы истории. Самой старой постройкой считается оборонительная стена, которую можно увидеть в ходе экскурсии. Она была построена в X-XI веках. Фрагменты трехслойной средневековой стены прекрасно сохранились до наших дней. Кроме того, туристам демонстрируют остатки водопроводной системы, сделанной из гончарных керамических труб. Именно после ее открытия был найден колодец, снабжавший весь город водой.

Гости города могут увидеть хорошо сохранившийся мавзолей, два караимских молитвенных дома, жилая усадьба караимского ученого, которая позволяет увидеть, как жили люди в то время.

Все эти объекты можно посмотреть в ходе экскурсий и узнать более подробно историю возникновения Чуфут-Кале.

Как добраться до Чуфут-Кале общественным транспортом

Бахчисарайский район Крыма богат историческими и археологическими достопримечательностями, как и весь полуостров. Крепость Чуфут-Кале находится немного в стороне от морских курортов, однако добраться до нее не составит труда как на общественном транспорте, так и на своем автомобиле. Бахчисарайский район расположен на юго-западе полуострова. Транспортное сообщение с ним хорошо налажено, а в сезон количество автобусов значительно увеличивается в расчете на приток отдыхающих. Не говоря уж о том, что в каждом курортном городе или поселке ежедневно организовываются экскурсионные поездки по местным достопримечательностям, в том числе и в каменную крепость.

Если же вы планируете самостоятельную поездку, то вам следует вначале добраться на автобусе или автомобиле до такого города, как Бахчисарай. Пещерный город Чуфут-Кале находится всего в 3,5 километрах от него. Далее туристы могут пересесть на маршрутное такси или автобус № 2 (транспорт идет от ж/д вокзала), чтобы добраться до Староселья. Выйдя на конечной остановке, можно пешком пройтись мимо Успенского монастыря около 2,5 километра по красивейшей долине Марьям-Дере.

Можно ли попасть в Чуфут-Кале на машине?

Если вам не по душе такие пешие прогулки, то можно из прямо из Бахчисарая отправиться к восточным воротам крепости на УАЗике. Через десять минут вы уже будете около Чуфут-Кале.

Как добраться на машине? Такой вопрос интересует многих автолюбителей. Если вы решитесь путешествовать на автомобиле, то из Бахчисарая нужно доехать до поселка Староселье. Далее к восточным воротам можно добраться по той же дороге, которую используют УАЗы. Однако, имейте ввиду, что она достаточно сложная и каменистая. На легковом автомобиле не рекомендуют ехать по ней, машину лучше оставить в Староселье.

Если вы самостоятельно посещаете пещерный город, то стоит непременно воспользоваться услугами местных экскурсоводов, которые поведают много интересного о Чуфут-Кале. Экскурсии, проводимые по его территории невероятно интересны и познавательны. А после их окончания, вы сможете самостоятельно побродить по улочкам селения и сделать потрясающие фотографии на память. Говорят, что здесь невероятно красиво во время заката. Но к сожалению, в это время уже не проводятся экскурсии.

Вместо послесловия

Чуфут-Кале - потрясающе интересное и красивое место. Древний город - одно из те мест, которые стоит посетить в Крыму. Туристы, побывавшие в нем, оставляют самые восхищенные отзывы, рекомендуя побывать в пещерном городе. Конечно, в настоящее время большая часть уникального исторического памятника - это руины, но есть и прекрасно сохранившиеся строения и элементы крепости.

Чуфут-Кале - средневековый город-крепость в Крыму, расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая .

Чуфут-Кале переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость». Караимы называют город Джуфт-Кале (в переводе с караимского языка «двойная крепость». Ранее город был известен под названиями Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен.


В эпоху Менгли Гирея I город получил своё нынешнее название. Как правило, это объясняется тем, что караимизм - религия населявшего крепость караимского народа, родственна в равной степени иудаизму, мусульманству и христианству, поскольку для всех четырёх авраамических религий свойственно признание Ветхого Завета священной книгой. Однако лишь для караимизма последний считается единственным источником веры. Стоит отметить, что кроме караимов, в крепости была и община крымчаков, исповедующих ортодоксальный иудаизм. Сами караимы именуют город Джуфт-Кале или просто Кале.


Город возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.


В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.


В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского Ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.


Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Гирея. После основания при Менгли I Гирее Бахчисарая ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского Ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.


###Страница 2

После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Успенский монастырь


И в Первую, и во Вторую оборону там размещались военные госпитали. А где госпитали, там и кладбища…же на фото - кладбище XIX века (кресты в центре снимка). А белая постройка в скале над кладбищем - отнюдь не кельи, но всего лишь монастырский курятник.


Пещерные кельи)


Последствия Великой Отечественной…


Ущелье Марьям-дере чем-то напоминает большую оранжерею - много-много зелени и влажный воздух.


Табличка на воротах в пещерный город


###Страница 3

Фортификационные сооружения в Чуфут-Кале – совершенно необыкновенные. Штурмовать такую крепость из ущелья - занятие крайне затяжное и неблагодарное.





Древние улицы Чуфут-Кале


Центральные и Восточные ворота




Невозможно узнать Крым, если не побывать в Чуфут-Кале – об этом говорят многие путешественники. Даже если вы уже знаете, что такое пещерные города, этот приведет вас в полный восторг.

Расположенный в 2,5 км от Бахчисарая, этот город представляет собой один из самых хорошо сохранившихся памятников средневековой истории. Гордая и неприступная крепость спасла в свое время немало жизней. Более того, интересна сама постройка, ее архитектура и невероятная атмосфера, сохранившаяся тут до наших времен.

История пещерного города Чуфут-Кале

История Чуфут-Кале совершенно необычна. Название переводится как «еврейская крепость», что уже наводит на размышления – откуда в Крыму такие сложности. Но дело в том, что обустроено поселение было караимами – группой последователей религии караизма, что трактуется как иудаистская секта. Поселившись на этих местах в XII веке, караимы расширили поселение, укрепив его со всей возможной надежностью. Чуфут-Кале был столицей, главным центром этнической группы.

Очень интересно, что караимы были полностью равны в правах с православным христианами, имели свободы и привилегии в отличие от евреев, живущих в западных губерниях – там налагался жесткий ряд ограничений. Караимы могли покупать земли, не облагались такими непомерными налогами и поэтому становились зажиточными промышленниками, владели землей.

Возникновение Чуфут-Кале датируется V-VI веками, тогда этот город назывался Фулла. Населяли его в основном аланы, затем город заняли золотоордынцы и украсив ворота драгоценными камнями, переименовали селение в Гевхер-Кала. Недолго просуществовав в качестве оплота Золотой Орды, город в 1299 году отходит ногайской армии, которая не только успешно захватила земли, но и разграбила город до основания. И только XIV век приносит небольшое затишье в местность, когда сюда приходят караимы и понемногу начинают заселять земли и город. Когда Крымское ханство вступило в эпоху своего могущества, Чуфут-Кале был уже почти полностью заселен караимами. Но это не помешало Хаджи I Герею сделать из города официальную ханскую ставку и перенести сюда главную столицу.

И тут на исторической сцене появляется женская фигура. Джанике-Ханым была одной из дочерей Тохтамыша и зарекомендовала себя как мудрейшая правительница, совершившая поездку в Мекку. Именно она предоставила в городе убежище мятежному хану, что позволило ему долгое время отражать нападки крымских эмиров. Но вскоре благодетельница умирает и Хаджи I Гирей начинает искать защиты у литовских князей, а пещерный город Чуфут-Кале окончательно переходит под власть Крымского ханства.

Тут остается жить совсем немного караимов и крымчаков. На жителей накладывается запрет покидать город и селиться где-то еще, так селение постепенно превращается в своеобразную тюрьму. Тут содержались очень высокопоставленные военнопленные, а также расположился государственный монетный двор – хорошие укрепления города и малая доступность позволяли не бояться ограбления и нападений.

После того, как территории Крыма присоединились к России, все ограничения с жителей были сняты, теперь караимы могли свободно перемещаться и понемногу переселились в другие города. Пещерный город Чуфут-Кале постепенно опустел, крепостные стены начали ветшать, и через некоторое время тут можно было найти только семью смотрителя. Храня верность выжженному плато до самого конца, караимы все же не смогли выдержать всех тягот жизни и окончательно покинули эту местность.

Вот так и закончилась могущественная столица: ее не захватили, не разрушили орды воинов – она зачахла сама. Обезлюдела и понемногу захирела. Сегодня тут много развалин, но все же есть отлично сохранившиеся постройки, по которым можно судить о размахе крепостных стен, народонаселении и грозной мощи караимов, населявших Чуфут-Кале в период его расцвета.

Крепость Чуфут-Кале, что смотреть?

Начинать осмотр стоит с Кучук-Капу, это Малые ворота, которые еще называют Южными. Подниматься к ним придется мощеной дорогой, изрядно разрушенной, однако от этого не ставшей менее сложной. Увидеть Кучук-Капу с дороги не получится, это ворота тайные, практически не видные, пока на них буквально не наткнешься.

Массивнейшие двери из дуба были в свое время обиты прочным железом и составляли часть фортификационного сооружения – примыкавшей к ним оборонительной стены, выложенной из глыб необработанного камня. Скреплено все известковым раствором, который под весом времени и тяжести камней превратился в монолит. Толщина стены составляла до 1 м, высота до 5 метров, а верхняя часть стенового элемента еще и оснащена бойницами для лучшего прицела и стрельбы из ружей.

Эти ворота – настоящая ловушка для неприятеля: подход к ним прикрывает оборонительная стеновая кладка, идущая под самой стеной, и получается, что армия приближалась к воротам боком – незащищенной стороной, что давало возможность оборонителям поливать неприятеля кипятком, засыпать камнями и стрелами.

Пробить ворота просто так не получится из-за крутого спуска перед входом и крутого поворота пологой тропы. И даже если неприятель врывался в ворота, то тут же попадал в узкий скальный коридор, специально прорубленный для того, чтобы пасть под обстрелом защитников.

Пещеры

Обязательно стоит осмотреть десяток пещер, располагающихся перед стеной в три яруса – это самые старые сооружения. А вошедших в ворота путников встретят еще пещеры вдоль всей дороги, также образующие несколько ярусов. Интересно, что все 32 пещеры имеют явные отличия в архитектуре, отделке и качестве. Проходя их, начинаешь понимать, что особого плана у строителей и не было, цели и хозяева пещер разные, а если немного присмотреться, то в скале становятся заметны остатки ступеней, когда-то эта лестница, видимо, соединяла все пещеры.

Вот что совсем не сохранилось, так это усыпальница и церковь с росписью по стенам. О том, что тут была такая, остались упоминания в литературе, но найти сегодня хотя бы какие-то краски уже невозможно. Как говорят историки, вероятно, пещера, где находилась церковь и усыпальница, впоследствии использовалась как часть оборонительного сооружения и потому была перестроена, разграблена. А вот если пройти тропинкой через материковую скалу, то можно оказаться у западной части города.

Караимские кенассы

Караимские кенассы – это настоящее чудо, доступное сегодня осмотру путешественников. Чтобы увидеть кенассы – храмы, нужно пройти по другой улице, а лучше сразу выйти на южное плато. Тут слева располагаются руины строений, а вот справа проходит ограда, которая как раз и закрывает Большую кенассу, выстроенную в XIV веке и Малую, возведенную в XIII веке. Интересно, что второй храм строили караимы, приехавшие из Мангула и захватившие с собой строительные камни. О том, что кенассы выстроены именно караимами говорят голосники – это приспособление, одинаковое в обоих храмах, уже не применялось населением, жившем на территории Крыма в те времена.

Обе постройки расположены за стеной, где вырезана калитка с порогом из плиты белого мрамора, возраст которой намного древнее пещерного города. Большая кенасса дополнена каменным резервуаром, находящимся рядом с оградой. Небольшой слив из чаши дает основание предполагать, что это миква для совершения ритуальных омовений, обязательных перед входом в храм. А маленькие ниши со скамейками, видимо, служили верующим местом ожидания времени молитвы.

Построенную малую кенассу историки относят к тому времени, когда община караимов уже выехала из Мангула и полностью переселилась в пещерный город Чуфут-Кале. Оставляя нажитое, караимы на своих плечах вывезли не только строительный камень, но и все оборудование для храма, который предполагалось возводить на новом месте. Простота и скромные размеры Малой Кенассы говорят о ее повседневном предназначении. Тут проводились ежедневные молитвы, собрания общины. Важнейший факт: все решения принимались караимами сообща, однако главное слово оставалось за духовными наставниками.

Большая (Сборная) кенасса служила исключительно для торжественных событий – праздничных служб. Представляя из себя базилику, которая обнесена колонной галереей, украшенной арками, кенасса имеет украшения из рельефных розеток. Общее устройство похоже на все синагоги, какими они были и остались со времен Иерусалимского храма: вход с азаром, где собирались вожди общины перед тем, как начать службу или для обсуждения каких-то религиозных вопросов.

По некоторым остаткам можно воссоздать убранство храма. Входить сюда было нужно без обуви, внутри на полах лежали ковры, а потолок был украшен шикарными люстрами из меди и хрусталя. Сегодня от них остались только кольца для крепления. Знаменитые голосники (кувшины для акустических эффектов) монтировались в стенах, а полки и шкафчики хранили утварь для церемониала.

Разделяется зал кенассы:

* Первое помещение предназначено для стариков, людей в трауре – им было разрешено сидеть во время молитвы.

* Балкон с обособленным входом был местом для женской половины общины.

* Второй зал отводился для прихожан-мужчин, тут они дважды в сутки совершали на коленях или стоя молитвы.

* Третий зал для алтаря-гехала, где находилась главная святыня кенассы – Тора, вызолоченные доски с изображениями Иеговы, семисвечник и два яйца страуса.

Немного более простым, но абсолютно похожим было убранство Малой кенассы. А вот осмотрев их можно выйти на двор улицы и увидеть сохранившееся здание типографии, дата открытия которой 1731 год. Считается, что это одна из древнейших типографий и в Бахчисарайском музее есть книги, вышедшие отсюда.

Водосборный колодец

Водосборный колодец – это скорее дань терпению человеческому, чем архитектурная новинка. Известно, что в Чуфут-Кале всегда была проблема с водой, поэтому людям пришлось думать о том, как запасать влагу, стекающую с гор и падающую с неба. Резервуар, который прорубили в Чуфут-Кале – колодец, собиравший абсолютно любой поток влаги, все подходы выстроены так, что дождевые струи, собиравшиеся в ручейки даже у средних ворот все равно оказывались внутри чаши. Рядом с колодцем есть пара отстойников, тоже высеченных в камне, где вода отстаивалась и становилась пригодной для нужд общины.

Мнение о том, что единственный источник водообеспечения Чуфут-Кале колодец – не совсем верное, воду сюда доставляли из окрестных источников, привозя ее на ослах.

Мечеть Чуфут-Кале

Если немного пройтись в направлении северо-запада, то можно увидеть руины знаменитой мечети Чуфут-Кале. Руины мечети сегодня представляют интерес в основном для археологов, но только представьте, как это было: изящная постройка из мрамора, ослеплявшая красотой.

Проконесский мрамор использовался всегда только для самых значительных сооружений – мечеть как раз относилась к таким. Выполненная в стилистических особенностях ранне-византийской архитектуры, мечеть была оснащена капителями, но интереснее всего то, что ориентацию строения поменяли! Восточная стена лишилась арочного полукружия, став глухой, а вот южная дополнилась нишей. Годом строения мечети принято считать начало XIV века, в период правления Джанибека, а немного позднее Хаджи-Гирей реконструировал строение и сделал над входом надпись для потомков.

А вот гробница Джаныке-Ханым сохранилась довольно неплохо. Находится она немного ближе к обрывистому берегу и мавзолей очень хорошо выдержал натиск времени и природных стихий. Монументальное строение в форме восьмигранника представляет собой прекрасный образец сельджукской архитектуры.

Украшенные филигранной резьбой ребра, портал, арочный вход и, конечно, надгробие с арабской надписью – все это производит потрясающее впечатление на путешественника. Джаныке-Ханым – не только дочь великого Тохтамыша, но и супруга Едигея – очень могущественного ногайского эмира. Отличаясь рассудительностью, добротой и непреклонностью, эта женщина была единственным шансом на то, что потомки Едигея будут править степью.

Но, к сожалению, Едигей оказался слабым и перебежал к Тимуру – правителю Самарканда. Тохтамыш убивает мать Джаныке-Ханым и тем самым разрушает отношения с дочерью.

Совсем скоро женщина остается старшей в роду Тохтамыша и берет на себя правление кыркорским бейликом. Остается только удивляться уму и проницательности этой «слабой» женщины, сделавшей ставку на чингизидов, поддерживающих идею создания независимого Крымского Ханства, которое, в конце концов, и воцарилось в этих землях надолго. Имя Джаныке-Ханым обросло легендами, о ней слагали песни и говорили, что многие прославленные мужи добивались внимания красавицы, но ни один из них не блистал умом и не мог встать рядом с прославленной дочерью знаменитого Тохтамыша.

Ворота Орта-Купу

Когда мавзолей останется позади, взгляду путешественников предстает Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Купу. Особо примечательного в строении нет ничего: пять метров толщины – внушительная мощь стены, которая располагалась на плато от одного края до другого.

Так возникает Старый и Новый города, причем планировка считается весьма сложной для того времени. Стена не была монолитной и состояла из двух частей по 60 м протяженности, в месте стыковки находятся Средние ворота (Орта-Купу). Интересно, что изначально постройка представляла собой «слоеный пирог»: внешний слой из известняковых глыб высотой до 8 м и толщиной сначала 5 м, а потом 10 м.

Затем шел ров длиной 65 метров, полностью прорубленный в скальном основании. Ширина рва 4 метра, глубина более 2 метров и когда эта ниша наполнялась дождевой водой, это было весьма сложное для пересечения сооружение. Ров немного не дотягивал до северного обрыва, замыкаясь вылазной калиткой, которая была незаметна для врагов.

Мало того, калитку тоже огородили рвами малого формата, «всего» по 12 метров. Как бы ни была хороша Средняя стена, после строительства Восточной, она стала ненужной, однако пространство послужило для расширения строительства и именно тут появляется целый пещерный ансамбль Чауш-кобасы.

Чауш-кобасы – это совсем не тюрьма, как думают некоторые туристы, это как раз та самая пещера, по которой можно судить о богатстве зажиточных караимов. Огромное и довольно мрачное сооружение было подвалом очень богатой семьи. Немного внимательнее просмотрев сооружения, становится понятно, что нижнее – это спальные залы и хозяйственные зоны с высотой потолка более трех метров, а вот верхнее – это парадные залы с неплохим видом из окна (на балку Ашлама-Дере) и высотой потолка 3,5 метра. Причем верхнее помещение «скромнее» нижнего по площади, всего 48 квадратов по сравнению с 75,5 м2. Неплохая «квартира» для одной семьи!

А вот тюрьма находится чуть дальше, почти на краю обрыва. Представляя собой огромное помещение с парой маленьких окошек, это настоящий каменный мешок. Было всего два уровня: верхний и нижний. Вверху содержались, видимо, временные заключенные, а вот вниз отправлялись более серьезные узники. Малый нижний зал имеет маленькое отверстие, выполняющее роль окна, откуда происходит приток воздуха и света. Запор был только вверху, низ же перекрывался помостом из дерева.

Считается, что тюрьма предназначалась для высокопоставленных заключенных, за которых можно было получить неплохой выкуп. Известно, что в разное время тут побывали литовский посол, гетман Потоцкий, Василий Грязной, князь Ромодановский, даже В.Б. Шереметев не избежал участи. Продержали воеводу чуть менее года и только потом решили начать дипломатические обсуждения выкупа. За это время власть поменяли 4 хана, каждый из которых выдвигал свои, каждый раз более жесткие требования. Кто-то просил Казань и Астрахань, но все же сговорились на «малой дани» из 60 тысяч рублей золотом (несметная сумма даже по тем временам) и выпустили узника. Возвратился Василий Борисович уже в самом тяжком состоянии. Мало того, что не было света в камере, так и отхожее место оборудовано тут же, кандалы не снимались, кормили впроголодь. Полуослепший, тяжко больной и немощный узник прожил на свободе всего полгода, организм могучего когда-то человека не смог выдержать заточения в глухом каменном мешке.

https://youtu.be/Xa8O1k7DllQ

Немного дальше путешественникам открывается усадьба Фирковича. Это один из известнейших людей, караимский ученый, проживший тут до конца своей жизни. Авраам Самуилович Фиркович считался довольно успешным человеком, чему служит подтверждением отреставрированный дом. Деревянный наборный потолок, два этажа, один (нижний) для хозяйственных нужд, а верхний для жилья, деревянная отделка стен – сегодня можно увидеть, как именно жили караимцы. Во дворе усадьбы есть хозпостройки, обязательный колодец для сбора воды. Интересно, что в усадьбе Фирковича жидкость в колодец поступала из расщелины в карстовой пещере, и колодец был оборудован воротом с ведром. Получается, что даже если бы город осадили, жители не остались бы без воды. Но вскоре и эти источники иссякли, и живительную влагу пришлось доставлять из других мест.

Подходя ближе к зоне, обращенной на восток, можно увидеть оборонительную стену и Биюк-Капу – Большие ворота. Большими они названы потому, что именно через этот вход в город доставлялись припасы, дрова. За воротами в Чуфут-Кале начинался большой рынок. Получается, что Восточная оборонительная стена как бы замыкает город. Длина строения 128 метров, есть угловые башенные строения и центральная надвратная башня. Стена перестраивалась, достраивалась, оснащалась пушечной амбразурой, а северная часть дополнилась бруствером с бойницами. Ворота представляли собой массивную деревянную затвору, всю оплетенную железными полосками.

Очень интересна плита из мрамора, вделанная поверх ворот – изображение рогатины и щита считалось гербом города. Так помечались стада скота, скарб – тамги имелись у всех тюрков, подчинявшихся более старшим или уважаемым родам татарских семейств. И, конечно, тут был ров. Одинарный у северного куска стеновых сооружений и двойной перед всей остальной частью. Одинарный ров достигал глубины в 9 метров, и по дну можно было дойти до долины Ашлама-Дере.

Каньон Чуфут-Кале

Каньон Чуфут-Кале – уникальное место еще и потому, что тут есть Иосфатова долина. Это территория, где по преданиям должен состоятся последний Суд. Названа долина именем расположенной в Иерусалиме не зря, сходство обоих площадей поразительное.

Немного страшновато входить в арку, потому что за нею начинается город мертвецов. Бесконечное количество надгробных камней, испещренное каллиграфией древнееврейских посланий, тропка проходит по территории с запада и выходит на восток, и невозможно уже сегодня определить, сколько именно могил погребены во времени и ушли в землю, заросли лесом. Известно, что раньше тут росли несколько дубов, считавшихся священными (кое-какие дожили до нас), рубить деревья было нельзя и быть может поэтому кладбище получило имя «Балта-тиймез» — «топором касаться нельзя».

https://youtu.be/v-bEJ6h5QLs

Если укрепиться духом, можно рассмотреть надгробия, они весьма разнообразны и многие из них прихотливы. Одно-, двурогие, плиты горизонтально или вертикально расположенные, стелы, обелиски, памятники, кенотафы… тут действительно представлена вся история Чуфут-Кале. Стоит отметить, что захоронение здесь считалось почетным и позднее покойным стали отдавать чуть больше почестей, украшая места упокоения розетками, орнаментами, дорогими камнями и древесиной.

А вот чтобы увидеть самое совершенное строение Чуфут-Кале Осадный колодец, нужно пройти еще немного дальше. Интересна история открытия этого самого колодца. В конце XIX века, осматривая Чуфут-Кале, каньон и другие сооружения, археологи обнаружили невероятную систему подземных сооружений, которая совершенно не могла оказаться в крепости подобного ранга! Памятные записи о системе есть в преданиях, но в саму систему никто не верил, однако открытие подтвердило, что караимцы могли очень долго существовать в осажденном городе, ибо «близ Малых ворот имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

Когда и кем был создан колодец неизвестно, сведения о нем составляли военную тайну и несомненно, что лишь немногие караимы были посвящены в этот секрет, поэтому так ценны сведения, дошедшие до наших дней.

Поражает монументальность сооружения: вертикально уходящий вниз колодец сечения до 2,2 метров тянется на 27 метров, а уже на глубине 25 метров к нему подходит галерея квадратной формы размерами 2*2 метра, полого поднимающаяся еще на высоту 30 метров! Более того, на всем протяжении этой галереи есть ступени, но еще не расчищен до конца небольшой ход, ведущий немного в сторону от места соединения галереи с колодцем. Есть тут и перпендикулярный колодец, расположенный ниже галереи и представляющий собой просторную шахту с сечением 5 метров, спускающуюся от портала вглубь колодца.

О древности сооружения свидетельствуют не только сталактиты, но и скальные надписи, нанесенные караимским курсивом, арамейским курсивом или же на латыни. Очень интересны и картины на скальных стенах, но о них лучше не рассказывать, а увидеть и вдохнуть аромат древних времен. Тем более, что тут это не представляет труда – все помещение как будто пришло из глубины веков, легенд, где рассказывается об исчезающих войсках, пропадающих под землей героях и засыпающих на века богатырях, потом восстающих с немереной силой и здоровьем.

Как добраться до Чуфут-Кале

1. Из Евпатории на автомобиле по трассе Р25 до Т0104, после г. Саки повернуть и ехать по трассе Т0104/Т0106, а после Табачного повернуть в сторону Бахчисарая и ехать до кольца. Потом по улице Жданова на ул. Скалистую и по указателям.

2. Из Симферополя по трассе на Севастополь и также до Бахчисарая через ул. Жданова и Ленина на Скалистую и по указателям.

3. С Евпаторийского автовокзала идет автобус и маршрутка на Бахчисарай без пересадок. А от ж/д вокзала в Бахчисарае можно уехать на автобусе №2 до остановки Старолесье и пройти полчаса пешком по указателям.

4. Из Симферополя сначала нужно доехать до Бахчисарая на электричке, автобусе и потом так же на автобусе №2 до остановки Старолесье, затем пешком.

Как доехать на машине из Симферополя (карта)

Как доехать на машине из Севастополя (карта)

Как доехать на машине из Евпатории (карта)

Но чтобы осмотреть Бахчисарай и Чуфут-Кале, как добраться знать мало, нужен еще и режим работы.

Пещера работает каждый день с 9.00 до 19.00, а вот касса закрывается в 17.30. Правда, на Южных воротах можно купить билеты до 19.30, на Восточных до 19.00.

Помните, что если группа насчитывает 15 и более человек, то экскурсионное обслуживание бесплатное!