Кто хозяин на Дальнем Востоке: Китай или Россия? Китайская экспансия дошла до центральной россии

Китай давно претендует на куда более значительную роль, чем та, которую он сейчас играет в мировой политике и экономике. Хотя и сейчас китайская экономика является одной из наиболее динамичных и стремительно развивающихся, на КНР приходится около 15% мирового ВВП (это третье место после Евросоюза и США), Пекин стремится укрепить позиции страны еще больше. Один из способов укрепления позиций Китая - реализация концепции «Один пояс - один путь» или просто концепции «Нового шелкового пути».

О концепции «Один пояс - один путь» Си Цзиньпин объявил еще в 2013 году. Уже сейчас ясно, что эта концепция стала основой, направляющей внешнюю политику КНР на ближайшие десятилетия. К 2049 году, столетию Китайской Народной Республики, страна должна прочно закрепить свои позиции в качестве мирового лидера. Эту цель ставит руководство КПК и она, судя по всему, действительно может быть достигнута. В рамках достижения этой цели Китай строит отношения с государствами Евразии, опираясь на концепцию «Один пояс - один путь». В первую очередь, Китай заинтересован в развитии отношений со странами Центральной Азии, Кавказа, Восточной Европы.

На самом деле, идея объединения вокруг Китая менее развитых в экономическом отношении государств возникла давно, еще во время правления Мао Цзэдуна. Председатель Мао разделял тогдашний мир на «первый мир» (капиталистические страны Европы, США), «второй мир» (социалистический лагерь) и «третий мир» — развивающиеся страны. Китай, согласно концепции Мао, должен был возглавить движение стран «третьего мира», противостоящих США, Европе и Советскому Союзу. Сейчас Советского Союза уже нет, а Россия - не конкурент Китаю. Главная задача Пекина - «перегнать» Соединенные Штаты, и для реализации этой задачи КНР и стремится завязать отношения с как можно большим количеством государств мира. Евразийские страны интересуют Китай, в первую очередь, из соображений обеспечения экономических коридоров в Европу. В перспективе именно с Европой Китай будет развивать отношения, конкурируя с США за европейский рынок. Но для этого потребуются экономические коридоры, по которым китайские товары будут направляться в страны Евросоюза. Для строительства таких коридоров и предусматривается возвращение к концепции шелкового пути - из Китая через Центральную Азию и Кавказ - в Восточную Европу и далее - в Западную Европу.

Сама идея Нового шелкового пути - это стремление реконструировать Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н. э. Важнейший торговый маршрут древности и средних веков, Великий шелковый путь проходил через многие страны Азии и Восточной Европы. Однако тогда шелковый путь был лишь торговым транзитным путем из Китая в Европу, а Новый шелковый путь рассматривается как инструмент укрепления влияния Китая на другие государства. С помощью Нового шелкового пути Пекин стремится модернизировать всю экономическую и торговую систему Евразии. Естественно, в первую очередь это преобразование затронет страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Здесь уже сейчас активно работают китайские дипломаты и коммерсанты, крепнут связи между Пекином и бывшими советскими республиками Центральной Азии.

Китай приступил к организации всемирной системы транспортных коридоров, которые, по задумкам китайцев, должны соединить Китай со всем миром - странами Средней Азии, Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Океании. В рамках Нового шелкового пути планируется строительство автомобильных и железных дорог, открытие морских и воздушных путей, прокладка трубопроводов, линий электропередачи. Китай планирует вовлечь посредством Нового шелкового пути в орбиту своего влияния 4,4 млрд человек - больше половины современного населения Земли.

К развитию сухопутных направлений Нового шелкового пути Китай относит: 1) строительство железнодорожных путей в Грузию, Азербайджан, Иран, Афганистан, Пакистан, Непал, Индию, Мьянму, Таиланд и Малайзию. Идея строительства мощного железнодорожного пути включает в себя создание тоннеля под проливом Босфор, организацию переправ с помощью паромов через Каспийское море. Северный коридор в Европу пойдет через территорию Казахстана и России, центральный коридор - через Среднюю Азию и Кавказ — Азербайджан и Грузию, а южный коридор имеет другое направление - через Индокитай и Индонезию к Индийскому океану и далее - к странам Африканского континента, на которые Китай уже распространил свое политическое и экономическое влияние. Эти пути должны связать всю Азию, но главной задачей остается обеспечение бесперебойной связи Китая с другими странами континента.

О том, как проект Нового шелкового пути влияет на мировую политику, лучше всего свидетельствует современная ситуация на Ближнем Востоке. Изначально Китай планировал организацию экономического коридора через Иран и далее - через Ирак и Сирию к Средиземному морю. То есть, Сирия рассматривалась как очень важное звено в системе шелкового пути. Однако этот путь обходил Турцию - важного игрока ближневосточной политики. В Анкаре давно строили свои планы относительно роли Турции в экономическом обмене между Китаем и Европой, но строительство экономического коридора через Сирию оставляло бы Турцию на периферии Нового шелкового пути. Китай не был заинтересован в том, чтобы организовать сообщение через Турцию еще и потому, что Турция всегда играла ключевую роль в поддержке уйгурских сепаратистов, действующих в Западном Китае (исторический регион Восточного Туркестана, ныне - Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Кроме того, строительство коридора через Сирию представлялось китайскому руководству более выгодным и в экономическом отношении.

Для того, чтобы планы по организации сирийского коридора не могли осуществиться, требовалось раскачать политическую ситуацию в Сирии до такого состояния, чтобы любой транзит через территорию этой страны не представлялся возможным. Война в Сирии стала прекрасным способом блокировки проекта «Один пояс - один путь» на средиземноморском направлении. Со времени «революций» в странах Северной Африки и Аравийского полуострова — т.н. «Арабской весны» — прошло почти семь лет, однако ситуация в Сирии не стабилизируется. Война стала затяжной, а действия вооруженных группировок делают невозможными любые попытки по строительству сухопутных путей через эту страну. Можно сказать, что оппоненты Китая добились своей цели - строить коридор через Сирию сейчас невозможно.

Какой путь остается у Китая? На смену сирийскому коридору приходит коридор из Средней Азии (Казахстана и Туркменистана) через Каспийское море в Азербайджан и далее - в Грузию, в Батуми, а затем - в Черное и Средиземное моря. Китай проявляет большую заинтересованность в развитии экономических отношений с Грузией и Азербайджаном, что свидетельствует о далеко идущих планах Пекина в отношении этих закавказских республик. В свою очередь, и Азербайджан, и Грузия также заинтересованы в пропуске китайского коридора через свои территории, поскольку это позволит им существенно улучшить свое экономическое положение, в том числе за счет строительства инфраструктуры и привлечения инвестиций.

В начале 2018 года вступает в силу договор Тбилиси с Пекином о свободной торговле. Аналогичное соглашение действует у Грузии и с Евросоюзом. При этом Тбилиси, несмотря на давние противоречия во взаимоотношениях с Москвой, стремится получить дивиденды и от сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, в партнерские отношения с которым вовлечен проект «Один пояс - один путь».

В развитии отношений с Китаем заинтересован и ряд стран Восточной Европы. Постепенно восточноевропейские политики начинают понимать, что в Евросоюзе им в любом случае будет уготовано второстепенное место. Позиции стран Восточной Европы не учитываются европейскими «тяжеловесами» при обсуждении даже самых важных вопросов, например - размещения мигрантов. Фактически страны Восточной Европы, Балканского полуострова рассматриваются Евросоюзом как ресурсные территории, с которых можно черпать дешевую рабочую силу. Кроме того, вхождение этих стран в Евросоюз и НАТО всегда рассматривалось как профилактика распространения на них российского влияния. США и Западная Европа в 1989-1990 гг. не для того одержали серьезнейшую победу над СССР, вытеснив Москву из Восточной Европы, чтобы сдать затем свои позиции.

Очень активную роль в развитии взаимоотношений Китая и стран Восточной и Центральной Европы играет Венгрия. Будапешт - современный «диссидент» Евросоюза. Мы знаем, что по ряду принципиальных вопросов Венгрия занимает отличную от Евросоюза позицию. Это касается и миграционной политики, и отношения к однополым бракам, и санкций против России. Не удивительно, что Будапешт стремится развивать все более активные взаимоотношения с Китаем. Недавно в Будапеште прошел саммит «16+1» — шестой по счету. Участие в саммите традиционно приняли представители Китая. Что такое «16+1» — это шестнадцать государств Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова - Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Хорватия, Словения, Черногория, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Плюс один - это плюс Китай. Многие участники саммита - члены Евросоюза и НАТО, но они не скрывают своего желания сотрудничать с Китаем. Для Пекина это - очередная дипломатическая победа, а для Брюсселя - повод для беспокойства.

Растущее влияние Китая на страны Восточной и Центральной Европы не может не беспокоить руководство Евросоюза. Во время «холодной войны» Китай практически не имел влияния на страны Восточной Европы, находившиеся под советским патронажем. Некоторое время Пекин сотрудничал лишь с Албанией, Румынией и Югославией. В 1990-е годы Восточная Европа попала под политическое и экономическое влияние США и Евросоюза. Однако сейчас ситуация меняется кардинальным образом.

Пекин привлекает страны Восточной Европы обещаниями многомиллиардных инвестиций в развитие национальных экономик. В первую очередь, речь идет о вложениях в развитие транспортной инфраструктуры, модернизации энергетики. Инвестиции - это не только деньги и новые возможности, это еще и новые рабочие места, а проблема безработицы в большинстве стран Восточной Европы и Балканского полуострова стоит очень остро. Поэтому региональные лидеры относятся к китайскому проекту весьма благосклонно.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан даже отметил, что Китай может предоставить странам Восточной и Центральной Европы такие возможности, которые невозможно реализовать, опираясь лишь на одни ресурсы Евросоюза. И это действительно так. Ключевые игроки Евросоюза - Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды - уже не в состоянии финансировать решение многочисленных проблем стран Восточной Европы, Балканского полуострова. Более того, они всерьез и не беспокоятся о решении этих проблем, что наглядно продемонстрировала история с размещением мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая стала причиной серьезных противоречий между руководством Евросоюза и странами Восточной Европы. Китай уже вкладывает в страны Восточной Европы миллиарды долларов и суммы инвестиций будут только расти.

Естественно, что в Брюсселе таким поведением восточноевропейских государств не очень довольны. Но что можно сделать? Мир меняется, а Китай играет в этих изменениях очень большую роль. Все больше стран начинает понимать, что ориентироваться на Китай в текущей мировой политической и экономической ситуации куда выгоднее, чем оставаться вечными сателлитами США и Евросоюза. Еще больше руководителей Евросоюза пугает тот факт, что и западноевропейские (здесь речь идет о политическом и культурном понятии «Западная Европа») страны все больше интересуются развитием взаимоотношений с Китаем. Например, Австрия высказывается за то, чтобы китайский «Новый шелковый путь» обязательно проходил через ее территорию, прекрасно понимая все выгоды и позитивные последствия этого шага.

Мы видим, что Китай методично и успешно идет к достижению своей цели - распространению своего экономического, а затем и политического влияния на страны Азии, Европы и Африки. «Новый шелковый путь» — лишь один из способов расширения этого влияния. Но на что могут решиться Соединенные Штаты в попытках не допустить утверждения китайского «господства»?

Китайская экспансия или новая Орда


Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом за пределами географических границ Китая, в конечном итоге, приведет к переносу его географических границ.

Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение, которое должен принять государственный деятель и командир, - это определить тип войны, в которую он погружается...

Карл фон Клаузевиц. «О войне»

Геополитическая концепция китайской экспансии направлена на перенос стратегических границ за пределы территории Китая.

По мере того, как баланс власти между США и Китаем радикально меняется и смещается в пользу Пекина, китайцы стараются расширить границы, распространив их на те районы, которые Китай считает неотъемлемой частью своей территории (Brendan O"Reilly. US, China set for a year of surprises, Jan 5, 2013).

Перенос стратегических границ за пределы территории государства, претендующего на мировое господство, может осуществляться разными средствами: политическими, экономическими, демографическими, духовными и военными.

Отсюда, китайская экспансия может быть политической, экономической, демографической, духовной и военной.

Что касается политической экспансии, то здесь Китай направляет свои усилия, чтобы через создание политических союзов привязать к себе другие страны, а затем с помощью экономических рычагов (а точнее, денег) подчинить их своей власти.

В январе 2012 г. китайская газета «Жэньминь жибао» опубликовала статью под названием «Китаю и России следует создать Евразийский альянс». В ней, в частности, обозначается главная цель этой инициативы: «Одновременно с атакой на море Китаю необходимо постепенно завоевывать западную часть Евразии)».

Это полностью соответствует одному из принципов китайской стратегии - «придушить противника в объятиях дружбы».

Экономическая экспансия ориентирована на формирование экономической системы Универсальной империи.

Китай стал второй экономикой в мире после США, и этот потенциал создает все возможности для энергичного проведения курса на экономическую экспансию по всем направлениям.

Целью этого курса является перенос экономических границ за пределы Китая и захват экономического лидерства в мире.

Китай формирует геополитическое и экономическое пространство своей Глобальной империи.

Как это осуществляется?

Китай создает зоны свободной торговли более чем с 20 странами (по сути, это структуры, параллельные ВТО). Кроме того, он выдает кредиты на двухсторонней основе в масштабах больших, чем МВФ (и явно конкурируя с ним). Он привязывает любую помощь странам Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки жесткими требованиями за-

купки исключительно китайских товаров (формируя зависимость от КНР). Всё это элементы «мягкой» силы, используемые Китаем для глобального контроля своего жизненного пространства (Е. Н. Грачиков. Взгляд Китая на современное мироустройство и многополярность, 22.08.2012г.).

Одной из важнейших задач на пути захвата экономического лидерства в мире является захват экономического лидерства в регионе Средней Азии. Эта задача решается через постановку под свой контроль республик Средней Азии, превращение их в своих вассалов и данников, отторжение их от России и вытеснение России как конкурента.

Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников.

Китай проводит политику, направленную на «дезинтеграцию постсоветского пространства с центром в Москве и консолидацию среднеазиатских стран вокруг другого центра - Пекина».

Важную роль в реализации этой цели играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Как пишут эксперты, в ШОС существуют серьезные расхождения интересов РФ и КНР. Китай стремится использовать ШОС, чтобы обеспечить определяющее влияние на экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Недопущение расширения влияния России в АТР является основой политики Китая в ШОС.

По мнению аналитиков, Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях «российскую карту». «Китай рассматривает Россию как своего противника, временный союз с которым позволит усыпить ее бдительность и в дальнейшем ее покорить».

Китаевед А. Девятов говорит: «Союзник в китайском сознании - это не тот, кого надо спасать, иногда жертвуя собой (как Красная Армия во Второй мировой войне), а тот, кем можно пожертвовать в войне с врагом».

История учит нас, как может поступить Китай с Россией.

15 октября 1957 г. было подписано советско-китайское соглашение, которое предусматривало оказание Советским Союзом содействие Китаю в производстве ядерного оружия, в том числе путем предоставления КНР образцов атомной бомбы и технической документации по ее изготовлению. Совершенно очевидным считалось, что в будущей войне советские и китайские воины будут сражаться плечом к плечу. В знак «благодарности» за этот союзнический шаг советского руководства Китай впоследствии в течение многих десятилетий откровенно рассматривал СССР как своего врага.

В декабре 1993 г. в редакционной статье «Два великих деяния

в жизни Мао Цзэдуна» «Жэнь-минь жибао» писала в связи со столетием со дня его рождения: «Некоторые товарищи не одобряли отклонения от советского лагеря. Но теперь, после поразительных перемен, случившихся в Восточной Европе и в самом СССР в 1989-1991 годах, никто у нас, пожалуй, уже не усомнится в правильности курса, взятого тогда Мао Цзэдуном».

Основными технологиями китайской экономической экспансии являются:

4 создание общей инфраструктуры со странами Средней Азии, которая привязывает их к Китаю, превращая в одно государство с руководящим центром в Пекине;

4 предоставление связанных кредитов под условия, отвечающие интересам строительства Срединной империи;

4 скупка земель по всему миру;

4 создание китайских промышленных и сельскохозяйственных зон в разных странах.

Создание общей инфраструктуры со странами Средней Азии направлено на то, чтобы превратить Центральную Азию в общую с Китаем территорию. Китай уже сейчас рассматривает этот регион как единую территорию, где границы национальных государств уже не имеют значения.

Китай стремится максимально охватить страны Центральной Азии своей транспортной инфраструктурой.

Китай внедряет в

страны Центральной Азии свой стандарт железнодорожной колеи шириной 1435 мм, принятый также в Европе, Турции и Иране. Но на территории бывшего СССР принят стандарт колеи шириной 1520 мм. Переход нескольких государств СНГ на другой стандарт железнодорожной колеи означает переориентацию товарных потоков на новые транспортные коридоры, минуя Россию.

Ротшильды (NM Rothschild & Sons) являются главным советником по инвестициям китайской компании Petro China, самой крупной нефтяной компании в Азии, и китайской компании, занимающейся железными дорогами China’s Mass Transit Railway Corporation.

США и Китай реализуют проекты создания железнодорожной сети в Афганистане и Центральной Азии.

Речь идет о «создании нового железнодорожного коридора для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было». По сути, строительство железнодорожной сети в Афганистане имеет целью оторвать Центральную Азию от России в сфере транспортных коммуникаций (КабуловЭ. Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии, http://www.fondsk.ru (16.02.2013).

И эта антироссийская цель оказывается общей для США и Китая. Китай намерен построить железную дорогу через Киргизию в Узбекистан для транспортировки товаров на Ближний Восток. Опять же в обход России.

Эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев из Бишкека утверждает, что Китай и США уже нашли «точки соприкосновения» по вопросу строительства железной дороги через Киргизию. «Этот маршрут для Китая важен тем, что китайцы получают выход на рынки Европы и Азии, минуя Транссибирскую магистраль, а это выгодно и Соединённым Штатам. Вдобавок параллельно пойдут и маршруты трубопроводов, а в иранских и туркменских углеводородах заинтересованы Пакистан, Индия и, главное, Китай. Если говорить о США, то ни о каких товарах центрально-азиатских республик в крупных объемах здесь говорить не приходится... Для американцев железнодорожная сеть Афганистана - политический инструмент для изоляции Центральной Азии от России...»

В Киргизии считают, что Китай не ограничится только строительством «железки». Ведь в качестве оплаты проекта, который оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, Пекин просит отдать месторождения меди и других металлов (КабуловЭ. Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии. http://www.fondsk.ru (16.02.2013).

«При кажущейся экономической выгоде такого проекта для республик Средней Азии, они, как и Россия, получат новые проблемы, - говорит Михаил Чернов, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа. - Новая структура переформатирует весь регион. Коммуникации обеспечат резкое увеличение наркопотока, а также новых каналов распространения радикальных исламских салафит-ских течений... Киргизия, Таджикистан и Узбекистан... не имеют иммунитета против этих угроз. В советское время границы были закрыты, авто- и железнодорожное сообщение практически отсутствовало. Сейчас ситуация объективно меняется».

Дискуссии о том, как изменится геополитический ландшафт Евразии после создания в Афганистане железнодорожной сети, которая объединит все дороги Центральной и Южной Азии, Китая и Ближнего Востока, ещё будут продолжаться, но сам проект уже запущен. Рано или поздно, считают специалисты, всё будет построено (Кабулов Э. Рельсовая война Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии, http://www.fondsk.ru (16.02.2013).

В январе 2012 г. китайские информационные агентства распространили статью доктора Ли Гуаньцюня «Существующие проблемы в китайско-российских отношениях и меры, которые должны быть приняты Китаем». Автор, признавая стремление нашей страны вернуть статус великой державы, отмечает, что точно такая же цель стоит и перед Китаем, что в долгосрочном плане рождает «некоторую конфронтацию».

Ли Гуаньцюнь обозначил Среднюю Азию как регион столкновения интересов. Далее следует однозначная формулировка: «...Россия не в состоянии самостоятельно урегулировать обстановку в СНГ, особенно решить проблемы в экономике, сфере безопасности и борьбы с терроризмом в Центральной Азии. Китай... присоединяется к делам в Центральной Азии и СНГ с тем, чтобы получить нефтегазовые ресурсы Центральной Азии и коридор во внешний мир».

Китай целенаправленно вытесняет Россию из Средней Азии.

Согласно данным WikiLeaks, бывший посол Китая в Казахстане Чэн Гопин во время встречи с американским послом 22 января 2010 г. заявил: «Китай должен работать здесь (в Средней Азии), ведь рост китайского влияния разрушит монополию России в регионе». Об этом написал в дипломатической депеше американский посол. Говоря о роли Китая в Центральной Азии, Чэн Гопин сказал, что «новые нефте- и газопроводы разрушают монополию России на экспорт энергоресурсов и снижают зависимость от России».

Соглашения о сотрудничестве, которые Китай заключает со странами постсоветского пространства, «как правило, направлены против России, в ущерб России, в обход России и представляют угрозу ее национальным интересам».

В целом к числу направлений, по которым интересы России и Китая в Центральной Азии в ближайшей перспективе могут вступить в наибольшее противоречие, можно отнести:

4 оказание политического влияния на лидеров государств Центральной Азии, а также формирование групп, ориентированных на Россию или Китай;

4 оказание влияния в области культуры и образования (сегодня влияние русской культуры на постсоветском пространстве сокращается, ему на смену идет западная и китайская массовая культура) (Фролова И. Реакция замещения. 04.12.2012).

Одной из важнейших технологий экономической экспансии

Китая является предоставление связанных, льготных кредитов.

С их помощью происходит интеграция стран Средней Азии в проект Универсальной империи.

В условиях финансового кризиса эти страны берут кредиты, попадая в кабальную финансовую зависимость от Китая. При этом он предоставляет так называемые связанные кредиты, то есть дает деньги под установленные им цели и проекты, обслуживающие стратегические интересы Китая.

«Связанные кредиты, выдаваемые под низкие проценты и на длительный срок (в этом заключается особая выгода долгового рабства), позволяют Китаю проникать во все сферы экономики стран Средней Азии и постепенно перехватывать бразды правления ими».

Примером тому может служить Таджикистан. На конец 2010 г. его внешний долг достигал 1,7 миллиарда долларов, из которых 655 миллионов приходились на Китай. 1 апреля прошлого года внешний долг страны составлял уже более 2,1 миллиарда, из них на Китай приходилось 878 миллионов. На данный момент Таджикистан является получателем 2/3 всех средств, инвестируемых Поднебесной в Центральноазиатский регион. На вопрос, чем Душанбе будет расплачиваться с Пекином, ответа пока нет, но не исключено, что именно таджикскими территориями. Китай может претендовать на некоторые районы Памира, которые переполнены полезными ископаемыми: ураном, золотом, бокситами, асбестом, горным хрусталем и много чем еще ( бйр://1еп1а . ги/агИс1ез/2013/05/14/рат"1Г/).

В конце 2012 г. Информационное агентство ЯЕвШМ публикует статью под заголовком «Голодранцы достали ложки! Китай обещает выдать до $10 млрд кредитов странам ШОС». В ней говорится следующее. Заместитель главы Министерства коммерции КНР Цзян Яопин на Совещании министров стран ШОС заявил: «Китай готов предоставить странам Шанхайской организации сотрудничества $10 млрд кредитов». По его словам, Китай уже предоставил странам ШОС кредиты на общую сумму $3 млрд в кризисном 2009 г., и правительство КНР готово и в дальнейшем оказывать финансовую поддержку в реализации совместных проектов в регионе. Цзян Яопин также сообщил, что объем торговли Китая со странами ШОС, по итогам 9 месяцев 2012 г., вырос на 9,6% и достиг $90 млрд.

Кроме предоставления связанных кредитов, еще одним важным направлением политики экономической экспансии Китая является скупка земель.

Еще в конце 2009 г. в прессе прошло сообщение, что «Пекин создает гигантский госфонд, в который для начала закачают 1 млрд долларов. Официально объявлено, что все средства предназначены для «инвестиций в сельскохозяйственное производство... на территории стран СНГ» (Ушакове. Желтый чернозем).

«Для России подобный эксперимент может быть крайне опасным, - полагает Микаелян. - Китай - наш сосед, а регионы Сибири и Дальнего Востока крайне слабо заселены. В связи с этим передача части территорий этих регионов представителям Китая может таить в себе массу проблем, особенно в долгосрочной перспективе. Достаточно вспомнить историю с Косово - абсолютно аналогичная ситуация. Туда пустили албанцев, что в итоге привело фактически к отделению этой части Сербии»

«Вопрос продажи или аренды земли вписывается в рамки рыночной экономики, но и геополитические интересы в данном случае должны присутствовать», - полагает директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Кроме того, необходимо учитывать мнение населения страны, которая сдает в аренду или же продает свою территорию, полагает эксперт. «В случае, если речь пойдет об аренде земель в России, я могу уверенно, без всяких социологических опросов сказать, что большая часть населения будет против такого присутствия», - подчеркнул Николаев (Егоров М., Куликов С. Китай пошел скупать земли по миру. НГ, 12.05.2008).

В 2011 г. Таджикистан официально оформил передачу Китаю более 1000 кв. км своей территории. Китай претендует еще на 27 тысяч кв. км республики.

Китай скупает огромные земельные площади за рубежом.

Только в Конго в собственности КНР находится около 3 миллионов гектаров земель. В Замбии были куплены 2 миллиона гектаров. В Мозамбике и Танзании был приобретен почти 1 миллион гектаров ( http://www.agroxxi . ru/stati/zemelnyi-peredel-uroki-afriki. html).

Активность в сфере скупки африканских земель приравнивается к новой колонизации. Каковы последствия для населения страны, чью территорию скупают иностранцы?

Это возможное переселение проживающих там жителей. Так, в Эфиопии, где действуют индийские компании, было переселено около 300 тысяч местного населения, причем только 20 тысяч из них смогли получить работу в новых фермерских хозяйствах, а 280 тысяч фактически остались без средств к существованию, поскольку их хозяйства были снесены и никакой компенсации никто не получил.

Подобная ситуация наблюдается и в других государствах Африки. ООН считает сложившуюся ситуацию как самую большую гуманитарную катастрофу (http://www.agroxxi.ru/stati/zemelnyi- peredel-uroki-afriki . html).

За экономическим присутствием следует военное присутствие Китая. Китай ввел в Африку свои частные военные компании (ЧВК). Они охраняют, например, интересы китайского бизнеса в Анголе, где работают около 260 тысяч китайцев. Китайские ЧВК используются для охраны расширяющегося влияния Китая в Южной Америке. То есть следом за капиталом и рабочей силой всегда идут ЧВК.

Таким образом, Китай формирует фундамент для создания своих военных баз по всему миру.

Конечно, создание ЧВК и обращение к их услугам является для государства самоубийственным курсом. Но его пагубное воздействие на государственность правители понимают только после неизбежной катастрофы.

Каковы риски для России, связанные с проводимым Китаем курсом на скупку земель?

Известно, что продажа земли иностранным компаниям в РФ запрещена. Однако решить эту проблему не составляет большого труда. Пример тому - итало-шведская компания Black Earth Farming, которая через дочернее предприятие уже приобрела около 300 тысяч гектаров в районе Черноземья. Китай сейчас тоже проявляет большой интерес к российским землям ( http://www . agroxxi.ru/stati/zemelnyi-peredel-uroki-afriki.html).

Важной технологией экономической экспансии является создание китайских промышленных и сельскохозяйственных зон в разных странах, прежде всего в странах СНГ.

Одной из таких стран является Белоруссия.

Указом Лукашенко № 253 от 05.06.2012 г. создан Китайскобелорусский индустриальный парк (КБИП), площадь которого составляет 8048 гектаров. Китай добился права частной собственности на землю. Важным органом КБИП будет совместная китайско-белорусская компания по развитию Парка. Доля Беларуси в ней будет составлять 40%, Китая - 60%. В Китайско-белорусский индустриальный парк планируется привлечь до 600 тысяч китайских работников и специалистов.

По данным белорусского правительства, величина кредитной линии, открытой Китаем для реализации инвестпроектов в Белоруссии, составляет 16 миллиардов долларов. В подавляющем большинстве это связанные кредиты, выдаваемые под условие приобретения на выделенные деньги китайского оборудования, технологий, использования китайской рабочей силы.

Как считают белорусские эксперты, связанные кредиты помогают экономике Китая, а для Белоруссии это - долговая яма. Все это может повлечь утрату экономического суверенитета и в результате - утрату государственности.

Страны Средней Азии постепенно становятся частью новой орды - Глобальной империи, создаваемой Китаем. А может ли стать ее частью Белоруссия? А Украина?

Китай выделяет кредиты Украине, которые фактически превращают ее в продовольственную колонию Китая. 30 июля 2012 г. Верховная Рада Украины предоставила государственные гарантии на кредит Экспортно-импортного банка Китая в размере $3 млрд для сельского хозяйства. Ежегодный рост экспорта украинской сельхозпродукции в Китай достиг 25% ( http://www.regnum.ru/news/ роШ/1595489.html).

Китай намерен приобрести на Украине агрохолдинги, площадь которых составляет не менее 200 тысяч гектаров.

Но, как показывает опыт других стран, за земельной экспансией Китая следует экспансия военная. Готовы ли Белоруссия и

Украина принять китайских наемников, китайские частные военные компании?

Украину вместе с китайскими кредитами и инвестициями ожидает и наплыв китайских мигрантов. В большинстве заключаемых контрактов особым пунктом идет использование в совместных проектах специалистов из Китая.

Таким образом, великий «желтый гегемон» прибавляет к числу имеющихся новую сырьевую колонию на Украине, где контроль над главными сельхозартериями будут осуществлять китайские менеджеры. И, может быть, скоро Украина превратится в форпост китайской цивилизации в Восточной Европе... (БредихинА. Янукович и Си Цзиньпин: сотрудничество или экспансия?).

Пекин конкурирует с Москвой не только на территории стран постсоветского пространства, но и на территории самой Российской Федерации, перехватывая инициативу у федерального центра.

Экономическая экспансия Китая распространяется и на Россию. Станет ли она частью Глобальной империи, создаваемой Китаем?

Это называется политика «китаецентризма». Она направлена на усиление китайского присутствия в соседних с Китаем российских регионах.

Пекин стимулирует долговременную социально-экономическую «привязку» соседних российских регионов к Китаю.

К концу ноября 2012 г. свыше 70% внешней торговли этих регионов приходилось на Китай.

До 80% иностранных капиталовложений в этих регионах - опять-таки китайские.

Численность китайской рабочей силы в тех же регионах за 2010-2012 гг. возросла на 30% (в 2006-2010 гг. рост был 15-17%).

Кроме того, китайские компании в этих регионах России с 2011-2012 гг. предпочитают долгосрочные контракты на ввоз туда из Китая рабочей силы, оборудования, транспортных средств, а также продовольствия и других товаров повседневного спроса (Валиев А. Непредсказуемая Поднебесная).

Китай активно осваивает территорию российского Дальнего Востока, вкладывая в этот регион больше средств, чем российское правительство. По сообщению агентства «Синьхуа», китайские инвесторы учредили в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономии 34 специальные китайские зоны, куда инвестировали около 3 млрд долларов. Для сравнения: Москва перечисляет в бюджеты этих регионов почти в три раза меньше денег - менее 1 млрд долларов

Причем китайские инвестиции на российских землях - это целенаправленная государственная политика по освоению новых территорий. «Синьхуа» пишет: «С разрешения правительств Китая и России китайские предприниматели могут открывать в России промышленные и сельскохозяйственные зоны, включая зоны обработки, разведения, строительства, вырубки леса и оптовых рынков».

Китай уже создает на своей территории специальные органы

по управлению зонами освоения в России. Как пишет «Синьхуа»: «Администрация Хэйлунцзяна сформировала специальную руководящую группу, которая отвечает за решение вопросов, возникающих в процессе строительства и развития зарубежных промышленных и сельскохозяйственных зон» (Краснов П. Китай взял российские земли в аренду).

Хэйлунцзян - это соседняя с Россией приграничная провинция с населением более 38 млн человек и административным центром в Харбине.

Конкурируя с Москвой на территории РФ, Китай стремится вытеснить федеральный центр из Сибири и Дальнего Востока. В результате Китай фактически добился того, что процесс освоения российского Дальнего Востока управляется и контролируется не столько из Москвы или Хабаровска, сколько из Харбина - точнее, из «специальной руководящей группы», созданной китайскими чиновниками.

Как отмечало информационное агентство «Синьхуа», власти Хэйлунцзяна «одалживают» земли в России не первый год. Например, только приграничный город Муданьцзян арендовал в 2010 г.

146,6 тысячи гектаров. Это на 42% больше, чем в 2009 г. (Краснов П. Китай взял российские земли в аренду).

Экономическая экспансия Китая происходит параллельно с экспансией демографической.

Китай поощряет, в том числе в финансовом отношении, китайскую миграцию в государства постсоветского пространства и создание там эмигрантских сетей, подчиненных специально созданному министерству и призванных обеспечивать интересы Китая.

Название эмиграции «хуацяо» так и переводится - «мост на китайский берег».

Столыпин писал о Дальнем Востоке и об опасности проникновения туда других народов: «Оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие».

«В 2012 г. по числу приезжих из Китая Россия проиграла только США. По информации Чэнь Цзяпэна, в Россию переехало около 9 млн граждан КНР. Большая часть из них - 5 млн - живут нелегально».

На кого замыкается нелегальная миграция из Китая?

Обширную сеть преступных групп, занимающихся перемещением нелегальных мигрантов, контролирует китайская Триада (Китайская организованная преступность на ДВ России).

Китайская Триада значит - ляократия, то есть Магог.

Таким образом, нелегальные китайские мигранты находятся под контролем китайской Триады и служат ее интересам, интересам Невидимой Кидании, тесно связанной с хазарократией и Невидимой Хазарией.

Советник председателя Конституционного суда РФ, генерал-майор милиции в отставке В. С. Овчинский пишет: «Проведенные российскими учеными социологические исследования в китайских землячествах Москвы, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный период. Его сущность заключается в формировании глобальной китайской миграции и китайских землячеств. Сейчас начался этап их организованной экспансии и расширения их предпринимательской деятельности» (Овчинский В. С. Мафия XXI века: сделано в Китае).

По данным оперативных подразделений, практически все китайские землячества находятся под негласным контролем собственных мафиозных структур. Система взаимоотношений в землячествах фактически организована по модели «Триады»

(строжайшее подчинение теневым лидерам, обет молчания, жестокое наказание непокорных и т. д.) (Овчинский В. С. МафияXXI века: сделано в Китае).

Китайская «Триада» считается самой крупной и организованной мафиозной организацией в мире. С ней не могут соперничать ни сицилийская «Коза Ностра», ни японская якудза, ни русская, ни какая-либо другая мафиозная структура. Самая крупная китайская диаспора на Украине - в Одессе. Китайцы начали обживать Украину еще в середине 80-х годов. В Одесской области уже есть целые китайские села со своими сельсоветами

Жертвы Триады в милицию жаловаться не идут. Малейшее обращение за помощью в органы будет стоить жизни, как им, так и всем родным в Китае. «Триада» - организация, которая имеет интересы во всем мире. В любой стране, где появляется китайская диаспора, « Триада » будет присутствовать однозначно (Киплинг В. Суровые будни китайской мафии).

Экономическая и демографическая экспансия могут обеспечить «эффективный контроль» над «стратегическим районом», например, Сибири и Дальнего Востока.

В связи с этим заслуживает внимания доклад доктора юридических наук Э. 3. Имамова, с которым он выступил еще в конце 1993 г. на ежегодной конференции Центра исторических и политических исследований Института Дальнего Востока РАН. В докладе отмечается распространение в общественном сознании «мифа о некоей удачной дополняемости» экономик России и Китая. «В результате этого из Китая хлынул поток дельцов-мошенников, жаждущих заполучить сырьевые ресурсы России, а российский миф о дополняемости экономик породил иллюзии о неких инвестиционных возможностях КНР. Китайцы успешно этим воспользовались.

ШШШ*

При создании совместных предприятий, - отмечается в докладе, - китайский бизнесмен стремится поставить в Россию технологические неликвиды, сбыть залежалый и плохого качества товар, организовать нехитрое производство... получить рубли, закупить на них сырье и вывезти его в Китай для последующей перепродажи южным провинциям страны. При этом производительные силы России интенсивно эксплуатируются и деградируют. Люди отвлекаются, по существу, на обслуживание китайской экономикотерриториальной экспансии. Активизируется хищническое истребление природных ресурсов, а в практику человеческих взаимоотношений привносится китайский вариант колониалистских приемов владения и управления-разделения, противопоставления, подкупа, предательства и обмана, без которых невозможна реализация никаких экспансионистских устремлений.

Иллюзии об инвестиционных возможностях китайских фирм используются ими и для достижения такой опасной для России стратегической цели, как ввоз в нашу страну поселенцев для освоения ее жизненного пространства... Не зная языка, культуры, законов, традиций и обычаев России, лишенные не только каких-либо амбиций, но и профессиональных навыков, эти люди оседают на просторах России чужеродным элементом, не включенным в окружающую их жизнь и являющимся, по сути, балластом социальной действительности».

На основании вышеизложенного в докладе указывается на необходимость «разработки мер по нейтрализации экономических и территориальных притязаний КНР». Это «предполагает развитие практики ограничений в определении рамок правового положения конкретной категории иностранцев». Кроме того, «необходимо также усиление государственного контроля за китайскими инвестициями».

Как было подчеркнуто в докладе, «принципиальной корректировки требует положение о «дополняемости» экономик наших стран. Главное здесь в необходимости убедить общественность в том, что не Китай по отношению к России, а, напротив, Россия по отношению к Китаю может выступать реальным инвестором, располагающим достаточными финансовыми и технологическими возможностями. При правильной постановке дела Китай может оказаться для России идеальной страной экспорта капитала, что, кстати, не отрицают и китайские партнеры» (Проблемы Дальнего Востока. 1994, №2).

Экспансия может быть не только мирной - экономической и демографической, но и немирной - военной.

Военная экспансия, где главную роль играют вооруженные силы Китая, закреплена в концепции «стратегических границ и жизненного пространства». Эта концепция разработана для обоснования наступательных боевых действий китайских ВС.

Концепция подразумевает перенесение боевых действий из приграничных районов в зоны «стратегических границ».

Концепция не указывает определенное направление, в котором станут расширяться границы жизненного пространства. Но очевидно, что расширение может произойти только в сторону России

и республик Средней Азии (Храмчи-хинА. С кем будет воевать Китай? http://apn.kz (21.09.06)).

Предлогом для агрессии может стать нарушение «надлежащих прав и интересов китайцев, проживающих за границей».

Русский дипломат и китаевед Александр Яковлевич Максимов (1851-1896), в своем труде «Наши задачи на Тихом океане» еще в конце XIX в. писал: «Не надо забывать, что А. Я. Максимов Китай при всех дружественных отношениях к России всегда держит за пазухой камень, которым бил нас часто и пребольно, но всегда пользовался нашим крайним доверием и рыцарской честностью, пользовался нами, не раз обманутыми им и оскорбленными».

В одном из номеров журнала «Изучение русского языка» за 1992 г. некий филолог, по имени Чэн Даоцай, пишет: «Шесть городов на территории России близ российско-китайской границы имеют по два названия: русское и китайское. Если обратиться к истории, то станет понятно, что это историко-культурные следы, оставленные агрессиями царской России против Китая». Это города Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Уссурийск, Николаевск-на-Амуре, Нерчинск.

Военные аналитики пишут, что Россия, обеспокоенная агрессивными планами наращивания военного присутствия США в Средней Азии, не уделяет должного внимания противостоянию здесь ползучей экспансии Китая.

Как отметил профессор Ли Гуань-цюнь, в стратегическом плане интересы двух держав входят в конфронтацию и Средняя Азия обречена рано или поздно вернуться под крыло одной из них.

Информация с мест - что происходит на Байкале и на Дальнем Востоке. Угрожает ли китайская экспансия России?

Анна Сочина

Я уверена, вы не раз слышали, что Путин якобы продал Сибирь китайцам, китайцы массово захватывают наши дальневосточные территории и прочее в том же духе. Может быть, вы даже согласны с этим мнением - что ж, об этой так называемой интервенции я и хочу поговорить, а чтобы облегчить задачу, сосредоточимся на территории у озера Байкал.

Стремительную популярность набирает петиция жительницы города Ангарск, которая обеспокоена «интервенцией по-китайски» и просит президента обратить внимание на проблему. В петиции, которая собрала уже больше 58 тысяч подписей, речь идет в основном о поселке Листвянка, расположенном прямо на берегу Байкала, но вообще, ситуация характерна и для остальных прибрежных поселений.

Прямо на берегу озера китайцы скупают участки, регистрируют их как индивидуальное жилищное строительство, на это они по закону имеют полное право, а затем просто вешают на коттедж вывеску и пожалуйста, гостиница готова. На текущий момент в Листвянке легально в качестве китайских отелей оформлены только 3 или 4, все остальные (сейчас их там около от 15 до 20), никаких налогов в российскую казну не уплачивают.

На ситуацию обратили внимание в Госдуме - по мнению депутата от Иркутской области Михаила Щапова, уже обсуждавшим этот вопрос с делегацией из Листвянки, основная проблема заключается в нашем законодательстве, а не в засилье китайцев. По словам парламентария, законодательство вокруг Байкала очень противоречиво: есть много излишних запретов и есть огромные пробелы.

Дело в том, что когда речь идет о Байкале, то следует учитывать, что это природоохранная зона, где одновременно действует множество разных норм - да что говорить, существует даже отдельный закон. В итоге все эти нормы вступают в противоречие друг с другом, и открыть на территории около озера легальную гостиницу крайне сложно.

Такого же мнения придерживается и депутат Сергей Тен, курирующий в Думе направление по проблемам Байкала. По его словам, там уже начали обсуждать, каким образом усовершенствовать законы как для российских, так и для китайских предпринимателей, дабы остановить незаконную застройку береговой зоны. Ключевым условием при этом является поступление налогов в российскую казну, чего на данный момент не происходит. Но пока депутаты будут работать над новыми нормами в отношении строительства, у меня все же остается вопрос к местным властям: не очень понятно, как можно закрывать глаза на десяток незаконных гостиниц у тебя под носом - только если ты на этом не зарабатываешь, конечно.

При всем этом важно отметить, что незаконные гостиницы на Байкале открывают не только китайцы, но и сами русские, да и вообще, это у нас происходит повсеместно, по всей стране. Беспокойство вызывает иной факт - строительство наносит серьезный вред экологии, ведь на прибрежных участках срываются, к примеру, горы, являющиеся частью природного ландшафта. Мусор от строительства, загрязнение озера - все это в ту же копилку. А вот то, что на Байкале такое огромное количество туристов из Китая, неудивительно - это логично в первую очередь из-за географического положения, кроме того, они пользуются визовыми льготами, у них по нынешнему соотношению курса рубля и юаня много денег, они, в конце концов, составляют основную массу посещающих Россию туристов.

И раз уж речь зашла о туризме - по мнению экспертов, растущий поток туристов, в частности из Китая, а их за 2017-ый год приехало более миллиона человек, увеличивает доходы сразу пятидесяти трех отраслей экономики, а китайцы в России тратят более двух миллиардов долларов ежегодно. И чтобы эта цифра продолжала расти, осенью наше правительство решило расширить для граждан КНР возможности безвизового посещения. Я понимаю, что автор петиции напугана наплывом китайских туристов, и я согласна с тем, что регулировать турпотоки просто необходимо - этим, кстати, в Думе тоже озаботились, но называть все это экспансией странно. Тогда такую же китайскую экспансию можно наблюдать в Париже, Риме, Барселоне или в Петербурге.

Да и потом, с нашей туристической инфраструктурой нужно радоваться наплыву туристов. Когда я смотрела сюжеты местных СМИ о ситуации в Листвянке, меня больше всего поразило вовсе не засилье китайцев, а то, что там нет канализации. Что удивляться - прямой вклад туризма в ВВП России составляет 1 процент, в то время как в ведущих экономиках - 3-5 процентов, по данным института комплексных стратегических исследований. Такая ситуация сложилась по двум причинам: совершенно неразвитая инфраструктура на большинстве курортов и вытекающие из нее серые схемы ведения бизнеса.

Но возвращаясь к разговору о китайской экспансии. Нагляднее всего несостоятельность всей этой паники показывает вот эта карта. Итак, в Китае 94 процента населения сосредоточено в крупных городах на юго-востоке страны.

В северных провинциях при этом, как видите, с населением совсем не густо. А теперь посмотрим на пропорцию населения в России: 6 процентов живут в Сибири и на Дальнем Востоке. Из всего этого вытекает вопрос: на кой черт китайцам селиться на этих территориях, если они не живут даже у себя на севере?

Нет, я не отрицаю, что мы сдаем территории китайцам в аренду. Вот только этих территорий гораздо меньше, чем принято считать. Из известных сделок можно привести договор между китайской компанией «Хуаэ Синьбан» и правительством Забайкальского края о передаче в аренду 115 тысяч гектар земли на 49 лет, чтобы китайцы на этой земле могли выращивать сельхозкультуры. Объем инвестиций при этом составил около 24 миллиардов рублей - по курсу на 2015-ый год. Что было бы, не будь там «Хуаэ Синьбан?» Скорее всего, земля бы просто пустовала. Дальше фоном То же самое касается и Хабаровского, и Приморского края - при том, что в аренду там, начиная с 2009 года, сдавались сотни тысяч гектар, работать за время с 2009 по 2015-ый приехало всего 2,5 тысячи китайцев.

То, как китайцы обрабатывают арендованную землю - уже другой вопрос. Они используют вредные химикаты, не соблюдают экологических норм, вырубают леса подчистую и так далее. И если российские власти хотят справиться с этой ситуацией, то существует только один путь, помимо усиления работы надзорных органов, конечно. Это активизация экономической и социальной жизни Дальнего Востока.

Хорошим примером можно считать программу «дальневосточный гектар» - сейчас в пользование отдано уже более 34 тысяч участков, более 70-ти тысяч заявок находятся на рассмотрении. Но, опять же, предлагается просто участок, а об инфраструктуре в виде хотя бы дорог никто пока не говорит.

Если программы по освоению Дальнего Востока будут качественно реализовываться, соотношение 94 к 6 может поменяться, и об экспансии китайцев волноваться уже точно не придется. Но если местные власти снова выберут обогащение за счет незаконной застройки природоохранных зон, ни туризм, ни экономика в целом в этих регионах развиваться не будет.

Китай начал экспансию в Россию уже давно.

Резкое ухудшение отношений с Западом вынуждает Россию искать финансово-экономическую и политическую поддержку на Востоке, где ее главным союзником является Китай.

Но тщательный анализ показывает, что Пекин в своих «союзнических» отношениях с Москвой преследует далеко идущие коварные цели и в будущем представляет серьезную угрозу для территориальной целостности России.

Китай уже через пару десятков лет для России станет проблемой номер один. Потому что при дальнейшем усилении экономической мощи Китая значительную часть территории России он «проглотит» через экономическую экспансию, а в случае краха политической и экономической системы КНР миллионы китайцев хлынут в Россию (да они уже идут потоком).

Китайская мудрость гласит: «Если враг повержен изнутри, захватывай его земли. Если враг повержен извне, завладей его народом. Если поражение внутри и снаружи, то забирай все государство» .

В своей экспансионистской политике Поднебесная следует этой мудрости, опираясь на свою возрастающую экономическую мощь и мобилизованную динамичную китайскую диаспору за рубежом, а долготерпение и расчетливость китайцев помогают ей реализовать свои цели.

В результате выходцы из Китая контролируют мощные финансовые и торговые потоки в странах своего проживания.

Так, например, в Индонезии китайцев всего 4%, но они контролируют около 75% листинговых компаний и девять из десяти крупнейших финансовых групп. В Таиланде более 80% капитала листинговых компаний находится под контролем китайцев. Аналогичная ситуация складывается в Малайзии, на Филиппинах, в Австралии, Бирме, Лаосе, Вьетнаме и даже в США.

После распада СССР Китай начал открытую экономическую интервенцию в Россию и страны Центральной Азии, где образовался некий вакуум. КНР наступает на нефтяные и газовые месторождения Центральной Азии и Каспийского моря.

Причем китайская экспансия на этих территориях носит не только экономический, но и демографический характер. Основную волну массовой китайской миграции после развала СССР приняли на себя Казахстан, Киргизия, а также Сибирь и Дальний Восток России.

В последние годы «китайский фактор» стал серьезной проблемой внутриполитической жизни Казахстана, о чем свидетельствуют этносоциальные конфликты на крупных китайских предприятиях, расположенных в республике, в том числе на нефтяных месторождениях Китайской нефтяной национальной компании в Западном Казахстане.

В начале 1990-х годов чайна-тауны стали возникать в Алма-Атинской и Восточно-Казахстанской областях, граничащих с Китаем.

Китайцы сначала заняли нишу оптовой и розничной торговли ширпотребом, а затем в бывшей столице — Алма-Ате — за короткое время сформировались места их компактного проживания. В черте города — в поселках Дружба, Айнабулак и Заря Востока, а также в микрорайоне Жетысу появились китайские кварталы.

Такая же ситуация сложилась в городе Усть-Каменогорск на востоке страны. Местные жители говорят, что молниеносный захват казахстанских рынков, причем при помощи товаров далеко не лучшего качества, произошел в результате хорошо спланированной операции китайских спецслужб.

Китайцы быстро и последовательно вытеснили с мелкооптовых рынков не только казахов и русских, но и уйгуров и корейцев.

Массовая миграция китайцев стала головной болью и для руководства Киргизии. После развала СССР многие киргизы вернулись к кочевому образу жизни и покинули места постоянного проживания. В то же время в республику начали приезжать граждане КНР, которые быстро осваивают брошенные хозяевами земли и обустраиваются там надолго.

Местные власти признают, что предотвратить массовую миграцию из соседнего Китая с каждым годом становится все труднее. Она практически стала неконтролируемой.

Сегодня чайна-тауны стремительно распространяются и в России — по Сибири и всему Дальнему Востоку. Китайцы успешно конкурируют с представителями местного торгового капитала и других «торговых меньшинств» — кавказцами. Бурно развивается российско-китайская приграничная торговля, объем которой превышает 15 миллиардов долларов в год.

Если учесть, что приграничный бизнес мелкий, то становится ясно, что в нем задействована прямо или косвенно чуть ли не половина дальневосточников. Массовый наплыв дешевых китайских товаров на российский рынок стал главной причиной кризиса в легкой промышленности России.

Восточные регионы России на пороге демографической экспансии китайцев

Со второй половины 1990-х годов население Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири сократилось почти на 40%. Эксперты народнохозяйственного прогнозирования РАН утверждают, что тенденции снижения численности населения в ближайшие годы охватят 73 из 85 субъектов РФ.

Численность населения в Сибирском федеральном округе уменьшилась на 5,55% — с 20 миллионов 447 тысяч человек в 2003 году до 19 миллионов 312 тысяч человек на 1 января 2015 года, а в Дальневосточном федеральном округе численность населения за указанный период сократилась сразу на 11,27% — с 7 миллионов до 6 миллионов 211 тысяч человек.

Причем сокращение произошло за счет русских.

Особенно сильно боятся нашествия китайцев на Дальнем Востоке. Губернаторы дальневосточных регионов, требуя от Москвы бюджетных ассигнований, открыто говорят: «Дайте нам денег или через 20 лет мы все здесь будем говорить по-китайски». В КНР, стране с населением 1,378 миллиарда человек, освоение крупнейших и богатых природными ресурсами российских регионов — Сибири и Дальнего Востока — считается «национальным вызовом» и приоритетом для китайской нации.

Для этого используются огромные деньги и людские ресурсы. Сегодня в регионах Китая, граничащих с российской территорией, проживает более 300 миллионов человек. Плотность населения на китайской стороне границы в некоторых местах даже 30 раз выше, чем на российской.

В ближайшие годы в Россию могут хлынуть еще сотни миллионов «лишних мужчин» и безработных из Китая. Из-за политики «одна семья — один ребенок» резко увеличилась мужская часть населения КНР. Так как продолжателем рода на Востоке считается мужчина, во многих китайских семьях предпочитают рожать мальчика.

В результате сегодня численность мужского населения превышает численность женского на 140—170 миллионов человек. Это 10-12% населения КНР. Из-за этого сегодня многие китайские мужчины не могут найти себе невесту на родине, и многие из них женятся на русских девушек и обосновываются в России.

А скрытая безработица в китайских городах оценивается в среднем 20% от всего населения КНР. Получается 275 миллионов человек, что почти в два раза больше, чем население России.

При СССР численность узбеков, киргизов, таджиков, азербайджанцев и армян в тогдашней России — РСФСР не превышала десятки тысяч человек. Однако после распада СССР многие жители бывших союзных республик переселились в Россию. В результате численность выходцев из республик СНГ в России сегодня исчисляется миллионами.

Негласная массовая миграция китайцев в Россию происходит организованно под присмотром спецслужб КНР. Поэтому в недалеком будущем массовая китайская миграция в РФ может иметь серьезные военно-политические последствия. Китайские стратеги уже открыто заявляют, что Поднебесную больше не удовлетворяет ее собственная территория (9,6 миллиона квадратных километров).

В связи с этим эксперты полагают, что власти КНР рост рождаемости китайцев перевели из Китая за его пределы и, в первую очередь, в «малонаселенную» Россию, притом китайцы имеют инструкции от спецслужб своей родины на этот счет.

В этом властям КНР помогают высокая мобильность китайцев и их готовность перемещаться в другие места в поисках заработка и лучших условий жизни, а также сплоченная и хорошо организованная китайская диаспора, сформировавшейся во многих странах мира.

После укрепления китайцев в восточных регионах РФ Китай может открыто претендовать на эти территории. Китайцы сначала откроют свои национально-культурные центры, затем в местах компактного расселения китайцев будет затребовано «самоуправление» и автономия.

В конце концов правительство Поднебесной в этот «час Х» заявит о своей решимости защищать интересы китайскоязычных граждан в сопредельных странах.

Пекин уже сегодня пытается диктовать России свои условия на международном уровне, требуя от нее снятия всех ограничений на перемещение рабочей силы из КНР. Китай будет «проглатывать» Россию медленно, улыбаясь ей в лицо.

Помешать этому уже невозможно. После антироссийских санкций Запада РФ сама влезает в пасть «китайского дракона», который, показывая России дружественные жесты, на самом деле занимает «удобную позу», чтобы «незаметно» для Москвы и «без вреда» для своего желудка глотать значительную часть территории союзника.

Это похоже на то, как варят лягушку, незаметно для нее на медленном огне. Пекин, используя «китайское доминирование» , пытается задушить Россию тихо, регулярно озвучивая дружественные заявления в ее адрес. Он уже сегодня занимает двусмысленную позицию к банкам РФ, оставляя российскую экономику без финансовых ресурсов.

Первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев заявил, что китайские банки ограничили операции с российскими банками после введения санкций США и ЕС против России. «Китайские банки значительно сократили участие во внешнеторговых сделках, в частности, по торговому финансированию», — написал Ю. Соловьев.

Напомню, что филиал банка ВТБ в Шанхае единственный российский банк, имеющий финансовую лицензию на деятельность в Китае. Между тем следует отметить, что за последние 25 лет все территориальные споры между Россией и Китаем решались в пользу последнего. Они появились после того, как в 1991 году президент СССР Михаил Горбачев с КНР подписал договор, устанавливающий китайско-советскую границу по фарватеру Амура.

После этого договора у китайцев появилась возможность оспорить у России многие острова, расположенные на Амуре на границе двух стран. Дело в том, что на этом участке госграницы демаркационные линии окончательно еще не были установлены, а русло реки Амур постоянно меняется.

Поэтому китайцы сразу же после подписания договора на своем берегу возвели более 300 километров дамб, чтобы изменить линии границы в пользу Китая. После этого российский берег начал стремительно размываться и по соглашениям июля-сентября 1992 года о российско-китайской границе, а также в ходе демаркации границы в ноябре 1995 года около 600 островов на реках Амур и Уссури плюс более 20 квадратных километров российской территории в Уссурийском и Хасанском районах Приморского края пришлось передать Китаю.

В порядке компенсации Россия получила всего 0,3 квадратного километра китайской территории. Но самым сильным ударом для жителей российского Дальнего Востока стал российско-китайский договор, подписанный в октябре 2004 года во время визита президента РФ Владимира Путина в Китай. Российский лидер безвозмездно передал соседям спорные территории: остров Тарабаров и половина Большого Уссурийского острова на реке Амур.

После этого в Хабаровске заявили, что Москва плюнула на интересы региона, который 10 лет боролся за то, чтобы оставить эти острова в составе России. Вопрос о российской принадлежности указанных островов долгое время был краеугольным камнем политики тогдашнего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева.

Очень часто именно державная риторика о «неделимости российских рубежей» была решающим фактором в поддержке тогдашней хабаровской власти народом. «Очень обидно было получить из Москвы такой плевок. Мы долгие годы тратили огромные средства на укрепление границы, землеуглубительные работы, заселение островов.

Получается, что в угоду каким-то сиюминутным экономическим интересам Россия жертвует частью своей исконной территории», — заявили тогда в администрации хабаровского губернатора. На Дальнем Востоке считают, что Владимир Путин подписал договор о добровольной передаче КНР островов ради заключения с Поднебесной многомиллиардных контрактов.

До 2004 года на Большом Уссурийском острове находились российские погранзаставы и 16 тысяч дачных участков жителей Хабаровска. Но новая госграница разделила этот остров пополам. Часть острова - с дачами жителей Хабаровска - осталась у России, а другая — отошла Китаю.

А остров Тарабаров, где находился несколько строений частных фирм, полностью перешел КНР. Всего в 2004 году китайцам достались 337 квадратных километров российской территории. Дальневосточные экономисты подсчитали, что передача указанных островов в КНР нанесла ущерб краю в 4 миллиарда долларов.

Скрытая китайская экспансия восточных регионов РФ и печальная история с 600 переданными КНР островами говорят о том, что Пекин для Москвы является коварным союзником и скоро «дружественный» китайский дракон может превратиться в самого опасного врага.

Мехман Гафарлы

С определенной периодичностью казахстанское информационное пространство взрывает очередное сообщение о китайской угрозе. На моей памяти было несколько информационных волн такого рода в истории суверенного Казахстана.

Одна из первых была связана с дискредитацией когда-то популярного и недорого китайского пива в начале 90-х годов. Кое-кто увидел за этим происки казахстанских пивоваров.

Затем была мощная дискуссия по поводу целесообразности передачи Китаю части казахстанской территории с целью окончательного решения пограничного вопроса.

Потом стали звучать вполне обоснованные разговоры об угрозе экологической катастрофы в Восточном Казахстане в связи с проблемой Черного Иртыша и нежеланием Китая подписывать международное соглашение о трансграничных реках.

Чуть позже появилась информация о том, что республика собирается передать в аренду КНР 1 миллион гектаров земли на 99 лет. И практически все время упоминается опасность тихой демографической экспансии, которую практически никто не фиксирует, хотя и всплывают разные цифры - вплоть до 300 тысяч китайцев в Казахстане.

А начиная с 2010 года довольно популярной стала точка зрения о серьезном увеличении китайской доли в нефтегазовом пироге Казахстана.

Если проанализировать все точки зрения, связанные с оценкой китайской угрозы для Казахстана за последние двадцать с лишним лет, то тех, кто их озвучивал, можно условно разделить на четыре группы.

Звонари

Первая группа - это пессимисты, которые где-то, преувеличивая, а где-то опираясь на конкретные данные, как «звонари», все время «бьют в набат», обращая внимание на наличие уязвимых зон в отношениях нашей республики с восточным соседом. Акцент при этом делается на самые важные из этих зон.

1. Чрезмерный рост китайского влияния в нефтегазовой сфере республики, что представляет риск для национальной безопасности страны. Одним из свежих примеров является появившаяся на прошлой неделе в СМИ информация, будто доля китайских компаний в казахстанской нефтяной отрасли в 2013 году превысит 40% . Естественно, официальный ответ не заставил себя долго ждать, и он был предсказуемо оптимистичен. Доля «КазМунайГаз» как мажоритарного акционера в РД КМГ остается неизменной и составляет 57,9% , а доля China Investment Corporation не превышает 11% . Хотя в этой ложке меда есть еще «общая доля миноритарных инвесторов АО «РД КМГ», чьи акции (31% ) находятся в свободном обращении». Может быть, именно их имел в виду источник алармистских прогнозов, когда говорил о подконтрольных China Investment Corporation компаниях.

В целом, как уже отмечал сайт , довольно трудно высчитать точную долю добываемой в Казахстане нефти, которая принадлежит китайцам, даже несмотря на публикацию списка нефтяных компаний с китайским участием, работающих в РК. Но интересно отметить, что не в 2013, а в 2010 году появились первые заявления о том, что Китаю уже принадлежит около 40% нефтегазовых ресурсов Казахстана. Эти заявления озвучивали как представители казахстанской оппозиции, так и некоторые депутаты парламента, которые были озабочены увеличением присутствия китайского бизнеса в экономике страны, особенно после того, как правительство Казахстана получило от Китая кредиты на сумму $13 млрд . Отсюда, кстати, вытекает еще один довод пессимистов.

2. Казахстанская экономика все сильнее подсаживается на иглу китайских инвестиций и кредитов. Кстати, это касается не только Казахстана, но и большинства стран Центральной Азии. В сентября прошлого года премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао , выступая на форуме китайско-евразийского экономического сотрудничества в Урумчи, заявил, что за последние 10 лет прямые инвестиции Китая в страны Центральной Азии в общей сложности составили порядка $250 млрд . Некоторых настораживает то, что при наличии достаточных средств в Национальном фонде РК (около $57,8 млрд. ), которые могли бы пойти в качестве инвестиций в стратегические проекты, республика предпочитает брать кредиты у Китая. Речь в первую очередь идет об инфраструктурных проекта, будь то строительство Мойнакской ГЭС в Алматинской области, на которую китайцы также выделили кредит. или введение нефтепровода «Атасу - Алашанькоу», который в 2014 году должен заработать на полную мощность (до 20 млн тонн ежегодно). Сюда также можно добавить газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент», где участниками с казахстанской стороны является АО «КазТрансГаз», а с китайской - Trans-Asia Gas Pipeline Co. Ltd. Кстати, этот газопровод, который должен снизить зависимость южных регионов страны от импортных поставок газа, был назван общенационального проект, который даже включили в Карту индустриализации на 2010-2014 годы.

3. Внутренние рынки нефтепродуктов Казахстана могут в перспективе попасть в зависимость от Китая. Сейчас такая зависимость существует у республики по отношению к России, но пессимисты обращают внимание на активизацию толлинговых операций Казахстана за рубежом. Для этого в республике в законодательную базу были даже внесены определенные изменения, после принятия законов «О магистральном трубопроводе», а также «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения». При этом переработка казахстанской нефти в Китае, по официальной версии, была вызвана загруженностью местных НПЗ. Теперь, согласно договорённостям, толлинговые операции с КНР предполагают переработку казахстанской нефти в СУАР на НПЗ в Душаньцзы или Урумчи. Ежегодно из республики собираются поставлять в Китай около 1,5 млн. тонн нефти, а обратно получать 1 млн тонн высокооктанового бензина в год. Объективности ради стоит сказать, что Казахстан рассматривает возможность толлинга не только с Китаем, но также с Белоруссией, Азербайджаном и Туркменистаном.

4. Экономическое сотрудничество КНР с Казахстаном полностью подчинено задачами развития китайской экономики. Растущий внутренний спрос на энергоресурсы в КНР закрепляет превращение Казахстана в сырьевой придаток уже не только западной, но и китайской экономики. Хотя, с другой стороны, возникает вопрос: «А кто виноват в том, что спустя двадцать лет после развала СССР мы еще сидим на сырьевой игле, формируя наши бюджеты, исходя из мировой конъюнктуры цен на сырье?» Вряд ли Китай.

5. Экономическая ситуация ухудшится, как только Казахстан станет членом ВТО, что окончательно превратит республику в потребителя дешевых китайских товаров и поставщика сырья. Здесь следует напомнить, что еще в 2011 году Китай заявил о том, что хочет создать свободные экономические зоны на границах с Казахстаном и Киргизией, чтобы увеличить товарооборот между КНР и этими странами. Судя по всему, этот план уже реализуется, так как 17 декабря 2013 года госсовет КНР официально утвердил план создания города уездного уровня в Алашанькоу в 12 км от казахстанского КПП «Достык». Сейчас определенной преградой для китайской торговли пока является Таможенный союз. Но и его долгосрочные перспективы довольно туманны, тем более, если вспомнить поговорку, что китайцы предпочитают мыслить на столетия вперед.

6. Экологическая ситуация в Восточном Казахстане будет ухудшаться из-за увеличивающегося забора воды из трансграничных рек со стороны Китая для развития своих северо-западных регионов. Некоторые эксперты считают, что к 2015 году Китай будет отбирать половину водостока реки, а к 2025-му уже 65% . Кроме экологических проблем, гидроэнергетик Анатолий Белослюдов , который давно занимается этой проблемой, считает, что к 2020 году дефицит электроэнергии в Восточном Казахстане составит при оптимистическом прогнозе от 1 до 2,7 млрд киловатт-часов , а при пессимистическом - 5,4 млрд киловатт-часов . В этом случае возникает реальная угроза экономической безопасности республики.

7. Демографический прессинг со стороны Китая будет увеличиваться по мере расширения активности китайского бизнеса в стране. По этому поводу в 2011 году со стороны некоторых депутатов парламента уже прозвучало предположение о направленной на Казахстан «китайской демографической экспансии», и было выдвинуто предложение ужесточить закон о миграции.

8. По мере увеличения экономического влияния китайских компаний в Казахстане в стране может появиться явное прокитайское лобби в местной политической и бизнес-элите. Но если, например, почитать некоторые казахстанские издания, в основном оппозиционной направленности, то, по их мнению, такое лобби в элите якобы уже есть.

Философия бамбука

Брюс Ли как-то сказал: «Американец - как дуб, он твердо стоит на земле, не гнется на ветру, а если ветер задует сильнее - ломается. Восточный человек - как бамбук, он гнется на ветру, но потом распрямляется и становится еще сильнее, чем прежде». По отношению к Китаю казахстанские «конформисты» исходят из такой же «философии бамбука», приводя следующие доводы:

1. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, уже к концу 2016 года на первое место в мире по размеру экономики выйдет Китай, так как его ВВП превысит американский и будет больше, чем у всех стран еврозоны вместе взятых. Следовательно, Казахстану в любом случае следует сохранять с Китаем тесные экономические взаимоотношения, изначально признавая неспособность конкурировать с экономическим гигантом.

2. У Казахстана нет ни одного серьезного политического и экономического рычага для давления на Китай, что изначально ослабляет позицию страны в переговорном процессе. Единственная возможность сдерживать китайский аппетит - это играть на балансе интересов других геополитических игроков. В первую очередь речь идет о России и США. Хотя, с точки зрения товарооборота с Казахстаном, Китай уже оставил Россию позади.

3. Казахстан преувеличивает свою значимость для КНР. Экономическая и демографическая экспансия Китая наблюдается и в других странах СНГ, которые нуждаются как в рабочей силе, так и в инвестициях. Это естественный процесс миграции услуг, капиталов и рабочей силы в условиях глобализации. И для Китая наша республика - лишь один из пазлов в его глобальной игре, связанной с укреплением своих экономических и политических позиций.

В Багдаде все спокойно

К тем, кто смотрит на перспективы казахстанско-китайского сотрудничества оптимистично, можно отнести наши официальные структуры, которые на всех уровнях успокаивают общественность тезисами о том, что все слухи о китайской угрозе сильно преувеличены.

1. Еще в 2010 году Каиргельды Кабылдин , тогда еще глава национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», заявил, что нефтегазовому сектору Казахстана не угрожает экспансия Китая. По мнению Кабылдина, доля КМГ в добыче казахстанской нефти в 2010 году составила 28% , компаний США - 24% , КНР - 22% , Европы - 17% и России - 9% . Аналогичной точки зрения придерживался и бывший министр нефтяной и газовой промышленности РК Нурлан Балгимбаев , который считает, что предприятия с китайским участием не имеют значительного ресурсного потенциала в Казахстане. Более того, в том же году, представитель Агентства по исследованию рентабельности инвестиций вообще заявил о том, что доля компаний с китайским участием в нефтебодыче в РК должна не увеличиться, а, наоборот, снизиться к 2020 году до 15 %. Хотя была небольшая оговорка. Данный прогноз сбудется, если КНР не сделает новых нефтегазовых приобретений в республике. В 2011 году Ержан Казыханов , тогда еще министр иностранных дел РК, подсчитал, что главный экономический партнер Казахстана - это не Китай, а Европейский союз, объем торговли с которым достигает $40 млрд . Что касается нефтегазовой сферы, то у министра были другие цифры, по которым 16% процентов всех разведанных и разрабатываемых на Каспии запасов нефти и газа принадлежат американцам, а вместе с британской долей это составляет почти 50%.

2. Нефтегазовое сотрудничество с Китаем повышает количество альтернативных маршрутов транспортировки энергетических ресурсов для Казахстана, что позволяет снизить зависимость от России. Прямой, без посредников выход Казахстана на гигантский и вечно голодный энергетический рынок Китая посредством строительства нефтепровода и газопровода позволит рассчитывать на существенную прибыль в перспективе. Согласно экспертным оценкам, с 2005 года китайский рынок поглощает примерно треть прироста мирового предложения нефти. В мае 2003 года Китай, повторяя европейскую и американскую стратегии, приступил к формированию стратегических запасов нефти. По прогнозам, к 2025 году страны ОПЕК будут обеспечивать 66% китайского нефтяного импорта, а бывший СССР около 20%. Уже в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, Китай увеличил импорт нефти на 6,8% , доведя его до 271 млн тонн . К 2015 году, по мнению экспертов, спрос Китая на нефть может возрасти до 540 млн тонн в год . Что касается газа, то, по прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), Китай к 2013 году займет третье место в мире по потреблению газа после США и России. А в 2017 году спрос может составлять 273 млрд кубометров в год .

Из лимона сделать лимонад

Давно сказано: пессимист - это хорошо информированный оптимист. Если продолжить тезис, то реалисты - нечто среднее между пессимистами и оптимистами.

Их доводы:

1. Говоря о китайской экономической экспансии, следует быть объективными и обращать внимание на других игроков. Например, на западные ТНК, которые уже давно владеют самыми жирными кусками казахстанского нефтегазового пирога в рамках закрытых от общественности Соглашений о разделе продукции (СРП), или на Россию, которую и так уже подозревают в экспансионистских наклонностях в рамках Таможенного союза. Масло в огонь подливает свежее сообщение о том, что после покупки за $1,3 млрд пакета акций канадской компании Uranium One Inc. российский «Атомредметзолото» будет контролировать урановые активы в Казахстане.

2. В отличие от западных ТНК, большинство нефтегазовых китайских компаний работают в Казахстане не на основе СРП, которые часто ущемляли экономические интересы республики, а по нормам действующего налогового законодательства.

3. Инвестиционная политика Китая в Казахстане ничем не отличается от инвестиционной политики в других странах и регионах мира, будь то Африка, Латинская Америка или Ближний Восток. Она всегда базируется на жестком отстаивании национальных, экономических интересов КНР, чему стоит поучиться нашим чиновникам. Кроме этого, Китай продолжит кредитовать по льготной схеме все страны ШОС, куда входит большинство стран Центральной Азии.

4. При всем желании китайских компаний укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе Казахстана у них есть противовес в лице других иностранных инвесторов. И речь идет не только о западных компаниях, но также о новых игроках. Тот факт, что компания ConocoPhillips объявила о своем согласии продать 8,4-процентную долю в проекте по разработке месторождения Кашаган не китайской, а именно индийской компании ONGC Videsh Limited, говорит об интересных трендах. Для индийской компании участие в проекте Кашаган является принципиальным, учитывая растущую конкуренцию между индийскими, китайскими и южнокорейскими нефтегазовыми компаниями за доступ к нефтегазовым ресурсам разных стран. Нельзя исключать, что такая конкуренция в республике целенаправленно поощряется руководством Казахстана.

5 . Китай не сможет обеспечить полное доминирование в Центральной Азии по причине наличия массы серьезных внутренних проблем, которые рано или поздно дадут о себе знать. Это преимущественно экстенсивное развитие производства при его высокой затратности, низкая квалификация подавляющего большинства работников и, соответственно, низкое качество продукции. Это малая эффективность государственных предприятий, скрывающих безработицу. Это все углубляющееся разделение страны на отсталые сельскохозяйственные и бурно растущие промышленные регионы, а также социальное расслоение. Китай все больше напоминает «паровой котел», который может взорваться.

И главная задача Казахстана состоит в том, чтобы извлечь из соседства с Китаем больше плюсов, чем минусов. Как говорится, «из лимона сделать лимонад». В немалой степени это зависит от четко разработанной стратегии сотрудничества с Китаем в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом всех возможных проблем и выгод. В конечном счете, угрозу представляет не экономическая экспансия Китая, а казахстанская коррупция, которая позволяет заключать невыгодные для страны контракты и наносит удар по экономической безопасности Казахстана. Ведь любой инвестор играет по тем официальным или неофициальным правилам игры, которые существуют в стране его пребывания. И если данные правила не выгодны Казахстану, то это уже вина местных чиновников, а не инвесторов.