Дворцы рима. Лучшие дворцы и виллы рима. Латеранский дворец в Риме

Сентябрь 22, 2018

История дворца, где сегодня проходят заседания Сената Итальянской Республики, началась в далеком XV веке, в период грандиозного преобразования внешнего облика древнего города. Именно в это время в Риме начали возводиться роскошные палаццо и виллы, принадлежащие знатным фамилиям, строиться новые и реконструироваться старые церкви и базилики, появляться изящные фонтаны и благоустраиваться парки. Палаццо Мадама является одним из наиболее изысканных архитектурных сооружений.

Папа Лев X Медичи

Территория, где сегодня располагается дворец, долгое время принадлежала монахам-бенедектинцам, которые во второй половине XV века передали ее во владение французскому монарху. Последний, в свою очередь, подарил часть земель своему казначею Синульфо Оттьери– епископу Кьюзи. Именно он в 1503 году и начал строительство фамильного дворца. После смерти священнослужителя, владение перешло в собственность брату Синульфо — Гуидоне, графу Монторио. Позже дворец присмотрел Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущий Папа Лев X. Поначалу Джованни снимал дворец, однако позже приобрел его в рассрочку и заказал Джулиано да Сангалло провести полную реконструкцию сооружения.

После изгнания семьи Медичи из Флоренции, Джованни был избран Папой под именем Лев X, а дворец стал римской резиденцией членов известного рода. После смерти понтифика, палаццо перешел в собственность кузина Джованни – Джулиано де Медичи, ставшего в последующем Папой Климентом VII.

Что за дама эта Мадама или почему дворец так называется

Палаццо Мадама был назван в честь Маргариты Австрийской, супруги герцога Алессандро Медичи и внебрачной дочери Карла V, императора Священной Римской Империи, короля Испании, Сицилии, Сардинии и Неаполя. В Риме Маргариту называли Мадама, а в данном палаццо она проживала довольно продолжительное время.

Однако это далеко не все, что мы хотим вам рассказать о знаменитой даме-мадаме! В истории существует как минимум две прославленные «Мадамы», а если еще немного покопаться в истории, то найдется третья и даже четвертая представительница слабого пола, претендующая на роль той самой Мадамы. Итак, давайте разберемся.

Палаццо Мадама, находящийся в Риме, не единственный дворец с таким названием. Второй расположен в Турине, на севере Италии. Римский дворец, как мы уже писали, был назван в честь Маргариты Австрийской, жившей в XVI веке; палаццо в Турине увековечил память Марии Кристины Французской, герцогини Савойской, вовлеченной во внешнюю политику Франции во второй четверти XVII века. Кроме этих двух довольно известных дам, в истории сохранились упоминания о других женщинах, называемых «Мадама». В Риме – это Виоланте Беатриче Баварская, о ней речь пойдет далее, а в Турине – Мария Джованна Батиста Савойско-Немурская, герцогиня Савойская, проживающая во второй половине XVII века.

Реконструкция палаццо Мадама и таинственные символы на фасаде

В XVII веке во время работ по реконструкции сооружения здание приобрело новый барочный фасад. Его автором стал Паоло Марушелли. Отличительной особенностью декоративно решения экстерьера здания является наличие огромного количества львиных атрибутов.

Декоративное оформление портала главного входа

Так, над главным входом в палаццо Мадама можно заметить львиную шкуру – напоминание об одном из 12 подвигов Геркулеса (он же Геракл), а в обрамлении окон второго уровня – самого героя древнегреческой мифологии. Его «портреты» чередуются с изображениями женского лица. Вы уже догадались, кто бы это мог быть?

Декоративное оформление окон второго яруса


Конечно же, это его госпожа – лидийская царица Омфала, дочь речного бога Иордана. Именно она, согласно древнегреческой мифологии, родила от Геракла Тиррена, прародителя, как считали Медичи, их рода.

Это интересно!


О ЧЕМ ГОВОРЯТ МИФЫ
Геркулес, проданный Гермесом в рабство, попал в подчинение прекрасной Омфале, воинственной и одновременно женственной царице. Очарованный ее красотой, Геркулес сложил оружие, снял львиную шкуру и, позабыв о своем боевом характере, стал угождать прихотям своей госпожи

История перевоплощения дворца


Несмотря на существенные изменения во внешнем и внутреннем облике палаццо, произведенные в XVII веке, Медичи практически не использовали его в качестве своей постоянной резиденции вплоть до 1725 года, пока фамильный особняк не облюбовала Виоланте Беатриче Баварская, супруга Фердинандо Медичи. Во второй четверти XVIII века, после кончины великого Герцога Тосканы Джана Гастоне, дворец перешел в собственность представителям боковых ветвей Лотарингского Дома.

В 1755 году Палаццо Мадама приобрел Папа Бенедикт XIV, родовой герб которого и сегодня украшает фасад здания. Так дворец стал собственностью Святого Престола. Тогда же, в ходе очередной реконструкции, перед палаццо была обустроена одноименная площадь, а некоторые помещения переоборудованы под офисы судебных инстанций и полиции. Позже сюда был перенесен головной офис Римской Республики, а еще спустя полвека – министерство Финансов. Таким образом, роскошный семейный дворец превратился в административное здание, коим и остается по сей день.

Первое заседание Сената в Палаццо Мадама в Риме прошло 28 ноября 1871 года, вскоре после вхождения в Вечный Город и провозглашения его столицей Объединенного Итальянского Королевства.

Посетить Дворец можно первую субботу каждого месяца (кроме августа)

Время работы с 10-00 до 18-00

Адрес — Piazza Madama, 11 РИМ

Палаццо Мадама – один из самых изысканных дворцов Рима


Виллы и дворцы - это, пожалуй, наиболее привлекательная часть архитектурного наследия Рима периода Средневековья. По своим масштабам они не могут сравниться с сооружениями античной эпохи, но в плане изящества архитектура эпохи Возрождения не знает себе равных. Виллы и дворцы в Риме стоит посетить еще и потому, что практически во всех из них располагаются интересные музеи и галереи.

Вилла Боргезе

Вилла чрезвычайно популярна у приезжающих в Рим путешественников и на это есть несколько причин: во-первых, здесь находится галерея с богатейшей коллекцией живописи; во-вторых, на обширной территории виллы также расположено два любопытных музея - Музей современного искусства и Музей этрусков; в-третьих, вокруг виллы разбит парк - один из самых крупных и красивых в Италии. Парк огромный: на то, чтобы обойти его пешком, уйдет не меньше, чем полдня. Его территория украшена скульптурами и фонтанами, работают аттракционы, мини-зоопарк и прокат лодок для прогулок по озеру.

Центральное место в композиции виллы отведено дворцу Палаццо Боргезе. Здание XVI века несколько раз достраивалось и расширялось, обретая все более впечатляющий внешний вид. Семейство Боргезе, а конкретно Сципион Боргезе, денег на виллу не жалели. Будучи кардиналом, Сципион Боргезе мог позволить себе построить роскошный дворец, чем он и воспользовался.

Спустя несколько веков, в начале XX века вилла и весь комплекс зданий были переданы городу, так что теперь резиденция кардинала служит общественным парком и музеем.

Вилла Фарнезина


С момента строительства в XVI веке у этого здания сменилось несколько владельцев: оно поочередно принадлежало крупному банкиру, кардиналу, династии Бурбонов, некоторое время в нем располагалось посольство Франции, в начале XX века его передали муниципалитету Рима. Вилла частично перестраивалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик, кстати, довольно оригинальный для своей эпохи: в то время фасады зданий строили плоскими, а здесь крылья сильно выступают вперед.

Главная ценность виллы - ее внутренние помещения. Стены и потолок залов расписаны фресками авторства Рафаэля и Микеланджело.

Сюжеты картин иллюстрируют сцены из мифов Древней Греции и сочинений древнегреческих писателей. Окружающая территория виллы занята пышным садом, где растут фруктовые деревья. По своим размерам сад, разумеется, сильно уступает парку на вилле Боргезе, но он довольно приятный и фотогеничный.

Вилла Волконских

У этого поместья непростая судьба: здание было построено в 30-е годы XIX века, когда этим участком земли владела Зинаида Волконская. При жизни княгиня Волконская устраивала на этой вилле творческие вечера, куда приходили видные деятели искусства. Часто здесь гостили известные русские писатели и живописцы. Княгиня собрала внушительную коллекцию античных статуй, но до наших дней она не сохранилась.

Через сто лет после строительства наследники княгини Волконской продали виллу и она оказалась во владении фашистов. Те в подвале здания соорудили тюрьму с пыточной камерой. Во времена Второй мировой войны в застенках виллы пытали и расстреливали участников движения Сопротивления, а этажом выше во время визитов в Рим размещались высокие гости - руководство СС, Гебельс и Гитлер. После Второй мировой войны здание стало резиденцией британского посла.

Дворцы Рима
Палаццо Барберини

Этот дворец некогда принадлежал влиятельному семейству Барберини. Построили его в начале XVII века, когда один из представителей этого рода стал Папой римским. Над возведением фамильного поместья трудились несколько архитекторов, в том числе знаменитый Бернини. В духе традиций тех лет поверхность внутренних стен и потолка была украшена фресками с библейскими сюжетами.

Со временем династия Барберини обнищала и в XX веке ее представители стили распродавать фамильное наследие - собрание картин, античных статуй и редких рукописей. Здание тоже было частично продано. Чтобы сохранить дворец, власти города решили выкупить его и прилегающую территорию и провести реставрацию. Сейчас здесь открыта Национальная галерея античного искусства, где выставлено порядка 1500 экспонатов.

Палаццо Спада


Дворец, принадлежавший семейству Спада известен тремя особенностями: его фасад - один из самых пышно украшенных в Риме; в нем расположена Галерея Борромини - девятиметровый коридор, который из-за оптической иллюзии кажется длиннее в несколько раз; в здании находится одноименная художественная галерея с приличной коллекцией полотен художников эпохи Возрождения.

Здание с богато декорированным фасадом было построено в шестнадцатом веке, реставрировано в семнадцатом, а в двадцатом выкуплено государством для размещения в нем галереи и заседаний Государственного совета.

Дворцы Капитолийской площади


На относительно небольшом участке земли, вплотную друг к другу, на Капитолийском холме построены три дворца: по центру располагается Дворец Сенаторов, а по правую и левую сторону от него - дворцы-близнецы Дворец Консерваторов и Новый Дворец. Зеркальная симметрия фасадов дворцов - идея Микеланджело: здания уже были построены к моменту когда ему доверили реставрацию площади, он решил видоизменить их лицевую часть, чтобы они выглядели как составная часть архитектурного ансамбля. Все тот же Микеланджело пристроил к фасаду Дворца Сенаторов монументальную лестницу, благодаря которой, площадь смотрится более парадно.

Во дворцах Капитолийского холма сейчас работают музеи, где хранится много интересного, так что посетить этот место стоит обязательно, при этом времени лучше выделить с запасом - экскурсия с хорошим гидом выходит довольно насыщенной и продолжительной.

Палаццо Фарнезе, расположенный на одноименной площади в Риме, считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Строительство дворца началось в 1514 году по воле римского кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III-го, у которого к тому времени было двое детей, и который для своей семьи решил построить роскошную резиденцию, достойную его положению.

Для осуществления этого амбициозного плана кардинал решил использовать купленный в 1495 году палаццо Ферриз, к которому дополнились купленные в 1512 году ряд соседних зданий. Разработать проект нового дворца было поручено лучшему архитектору того времени - Антонио да Сангалло младшему.

Начавшиеся в 1514 году строительные работы были прерваны в 1527 году, когда определённые политические и военные события, привели к тому, что вышедшие из-под контроля многонациональные войска императора Карла V-го разграбили «вечный город».

Работы возобновились в 1541 году. К этому времени кардинал Алессандро Фарнезе был избран римским папой под именем Павла III-го, а один из его сыновей Рануччио погиб в сражении. В связи с этими обстоятельствами Сангалло пришлось несколько изменить изначальный проект.

После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году, работа над дворцом была поручена Микеланджело, который, естественно, захотел оставить свой след в реализации этой работы. Под его руководством, помимо внутренних работ, был оформлен главный фасад дворца - карниз и большое мраморное окно с колоннами из пестрого мрамора над главным входом и увенчанное гербом папы Павла III-го.


В те годы, Франческо Сальвиати и Таддео Зуккари расписывают Большой салон фресками под циклом "Апофеоз Фарнезе", где превозносят все заслуги папы Павла III-го и подвиги Рануччио Фарнезе.


В саду, с тыльной стороны дворца, был разбит сад, который украсила знаменитая скульптурная композиция "Наказание Дирки", найденная в 1545 году в термах Каракаллы и купленная папой Павлом III-м. Около двух веков она оставалась в саду, затем, вместе с другими древностями, была отправлена в Неаполь и нынче находится в Национальном археологическом музее этого города.

Микеланджело также планировал построить мост, который должен был связать дворец с садами семьи Фарнезе, расположенными на противоположной стороне реки Тибр. Однако, из-за смерти папы Павла III-го проект так и не был завершен, хотя его следы до сих можно увидеть в виде короткого мостика перекинутого через улицу виа Джулиа с задней стороны палаццо.

Смерть папы в 1549 году в очередной раз прервала строительство. Работы по благоустройству дворца возобновилось лишь в 1565 году, заказчиком выступил племянник папы - Руджеро. Их возглавил архитектор Джакомо да Виньола, который в течении долгого времени, в основном, занимался проектами для семейства Фарнезе, и продолжал трудиться на благо семьи вплоть до своей смерти в 1573 году.

Чтобы завершить строительные работы, внуком папы Павла III-го кардиналом Алессандро Фарнезе (1520-1589) был приглашен архитектор Джакомо делла Порта. К 1589 году архитектор закончил оформление фасада дворца со стороны сада. Им также планировалось соединить мостом дворец Фарнезе и купленную кардиналом в 1580 году виллу Киджи, именуемую нынче виллой Фарнезина, но этот проект, как и проект Микеланджело, хотевшего соединять сады Фарнезе, так и не был осуществлён.

Алессандро Фарнезе, большой поклонник искусств, имел превосходные коллекции античной скульптуры и живописи, которые украсили залы дворца. Часть этой коллекции впоследствии стала основой Неаполитанского национального археологического музея.

В 1597 году потомок Алессандро кардинал Одоардо Фарнезе поручил Аннибале Карраччи написать цикл фресок на тему «Любовь Богов», чтобы таким образом прославить женитьбу своего брата Раннучио Фарнезе, герцога Пармы, на Маргарите Альдобрандини - внучатой племянницы Папы Климента VIII-го. В художественном оформлении внутреннего убранства дворца принимали участие не менее известные художники того времени - Агостино Караччи, а также их ученики Джованни Ланфранко и Доменикино, которые украсили залы дворца фресками на мифологические сюжеты.





В 1603 году с задней стороны дворца была пристроена терраса для кардинала Одоардо, которая использовалась как трибуна и откуда можно было наблюдать за лошадиными и ослиными скачками, различными празднествами, карнавалами и фейерверками, происходившими на улице виа Джулиа и у берега Тибра. В этом же веке эта постройка была снесена.

В 1626 году, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, дворец стоял практически необитаем в течение нескольких лет.

Ближе к середине XVII-го века интересы семьи Фарнезе перемещаются из Рима в Парму, и большая часть произведений искусств из коллекции дворца перемещается туда же. По завещанию кардинала Алессандро, во дворце были оставлены только древние артефакты, неразрывно связанные с историей Рима, однако этим завещанием впоследствии пренебрёг наследник имущества Карл III-й де Бурбон.

А с 1635 и по 1688 годы дворец, можно сказать, стал постоялым двором для высокопоставленных особ - здесь, в основном, останавливались послы французских королей, одним из которых был главный министр Людовика XIII-го Альфонс-Луи дю Плесси де Ришелье, брат герцога Ришелье.

В 1660 году во дворце проходило празднество в честь брака дофина Франции с Марией Терезией Испанской. Для этого на площади перед дворцом был сооружено грандиозное пиротехническое сооружение для запуска фейрверков.

В декабре 1655 года папа Александр VII-й позволил прибывшей в Рим королеве Швеции Кристине поселиться в палаццо Фарнезе, которая как оказалось, была наихудшим гостем этого дворца: после её отъезда в Париж папские власти обнаружили, что из дворца было украдены гобелены, картины и серебро, а великолепные деревянные двери дворца разбиты и использованы в качестве топки. Ущерб вылился в приличную сумму, но все было оправдано вороватыми слугами, и ущерб нанесенный дворцу возмещён не был.

После смерти Антонио Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы в 1731 году, не оставившего наследников, все земли и имущество семьи наследует Изабелла Фарнезе, на то время являвшаяся женой короля Испании Филиппа V-го Бурбона, присоединив их к владениям испанской короны. Далее, всё наследует Карл III-й Бурбон, сын Филиппа V-го и Изабеллы, который в 1734 году перемещает большую часть оставшихся ценностей из палаццо Фарнезе в Неаполь и Казерту, и на протяжении XVIII-го и XIX-го веков практически все древние скульптуры остававшиеся во дворце, вопреки завещанию кардинала Алессандро Фарнезе, были перемещены в Неаполь.

За последующие полтора века дворец претерпел несколько ремонтных работ и архитектурных новшеств при участии архитектора Антонио Сиполла, а также принимал в своих комнатах высокопоставленных особ. А в 1874 году, путём подписания договора аренды с домом Бурбонов с правом последующего выкупа за три миллиона франков в течении последующих 25 лет, дворец стал зданием посольства Французской республики.

Хотя в 1936 году во время правления Бенито Муссолини государство выкупило дворец, оно остаётся в 99-летней аренде у посольства Франции, по условиям которой правительству Италии платится символическая плата в 1 евро за месяц.

К сожалению, нынче дворец недоступен для свободного осмотра. Но можно посмотреть небольшую презентацию дворца Фарнезе, предоставленную французским посольством на французском языке. Внутреннее убранство очень красиво и при желании, можно посмотреть этот фильм по данной ссылке -

Богатство Рима не ограничивается только археологическими достопримечательностями , здесь также много превосходных средневековых дворцов. В некоторых из них сейчас организованы музеи с богатыми коллекциями произведений искусств великих мастеров, среди которых Бернини, Караваджо, Рафаэль, Микеланджело, Ван Гог, Борромини, Рени, Альбани и другие. Мы собрали для вас самые популярные дворцы и виллы, поражающие своей архитектурой, внутренним убранством, парками и художественными галереями.

Отдельно хотим рассказать вам об одном необычном месте, а именно о Парке Монстров. Расположился он недалеко от Рима, сюда обязательно стоит съездить, особенно если вы ищете что-то особеннное. Здесь находятся самые необычные скульптуры и сказочные виды , которыми некогда восхищался сам Сальвадор Дали. Лучше всего посещать это место в составе индивидуальной экскурсии, заказать ее .

Дворец Боргезе (Palazzo Borghese )

Дворец Боргезе XVI века расположен в одном из самых романтичных парков Рима – вилле Боргезе, его форма напоминает зеленое сердечко . Дворец построен для кардинала Боргезе. Он фанатично коллекционировал картины и скульптуры европейских мастеров. Будучи родом из богатой и влиятельной княжеской семьи, кардинал мог не скупиться и приобретать все, что понравится, порой даже незаконно. В итоге, к его смерти собрание насчитывало уже более 800 картин, огромное количество скульптур, в том числе и античного периода. Именно этим галерея Боргезе славится и по сей день. Здесь можно насладиться знаменитыми работами Бернини, Караваджо, Рафаэля, Боттичелли, Тициана, Рубенса, Ван Гога, Сезана, Беллини, Кановы, Карнаха, Корреджо и многих-многих других. Внутрь галереи запускают строго по времени, на 2 часа. Билеты стоит покупать минимум за 2-3 дня, а лучше – еще раньше. Приобрести их можно по этой ссылке .

Капитолийские дворцы (Campidoglio Palazzi )

Три величественных дворца (центральный – Дворец Сенаторов, а по бокам дворцы-близнецы Дворец Консерваторов и Новый дворец) расположены на известной площади Капитолия , которую спроектировал сам Микеланджело. Великий мастер также видоизменил и сами здания в XVI веке, чтобы они гармонировали друг с другом. Сейчас внутри дворцов расположены Капитолийские музеи. Здесь вы сможете увидеть знаковые культурные произведения искусства: знаменитую скульптуру волчицы, работы Бернини, оригинал античной статуи Марка Аврелия и многое другое.

Дворец Барберини (Palazzo Barberini )

Дворец XVI века возводили в течение 6 лет по заказу Маффео Барберини (папа Урбан VIII ). Три великих мастера принимали участие в этом – Мадерна, Борромини и Бернини. Дворец с 1949 года является собственностью государства. Сегодня в нем расположилась художественная галерея. Одними из самых впечатляющих произведений в музее являются потрясающая фреска Пьетро да Кортоны, сложные лестницы Борромини и Бернини, статуя фавна Барберини (Пьяный сатир), Портлендская ваза и руины древнего храма Митры.

Дворец Спада (Palazzo Spada )

Этот дворец строился в XVI веке архитектором Баронио. Здание отлично отреставрировали и расширили после того, как его приобрел кардинал Бернардино Спада. Благодаря этому сейчас мы можем любоваться знаменитой Перспективной галереей Борромини. Она известна своей оптической иллюзией: вместо реальной длины в 8 метров нам видится пространство размером в 35 метров. Также во дворце собрана коллекция живописи XVII века: работы Караваджо, Тициана, Альбани, Доменикино, Рени, Карраччи, Гверчино, Солимена. Здесь также проводятся заседания Верховного Совета.

Вилла Джулия (Villa Giulia )

Вилла Джулия была построена для папы Юлия III . Над проектом трудились многие именитые архитекторы и художники той эпохи. Одно время она являлась летней резиденцией римских пап . С годами вилла значительно изменилась. Сегодня здесь находится Национальный музей этрусского искусства. Это место особенно понравится тем, кто интересуется античной историей.

Вилла Фарнезина (Villa Farnesina )

Вилла в стиле Ренессанс находится в знаменитом районе Трастевере , у подножия Джаниколо. Построили ее для банкира Агостино Киджи по проекту Перуцци в XVI веке. Ценным украшением интерьера являются фрески авторства Рафаэля и Микеланджело. Вокруг виллы раскинулся роскошный парк с фруктовыми деревьями.

Желаем вам замечательных прогулок по виллам и дворцам Рима!

Федеральное агентство по образованию

«Белгородский Государственный Технологический университет им.В.Г. Шухова»

Кафедра архитектуры

Реферат на тему

«Дворцы Древнего Рима»

Выполнила: ст.гр. АД-31

Муравецкая Кристина

Проверила: Токарева Т.В.

Белгород

Введение.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм и масштабу строительства. И нам достаточно сложно поверить в то, что римская культура возникла и полного хаоса.

В те времена Рим олицетворял собой бесконечные войны, кровопролитие и варварством. Можно с уверенностью сказать, что Рим воевал с половиной мира. Государства, вошедшие в состав колоссальной Римской державы разбросаны от Британских островов до самого Египта. Многие из порабощенных стран и народов стояли более высокой ступеньке развития, чем собственно Рим.

Рим и не имел, и не знал ничего красивого, в нем не было ничего привлекательного, утонченного, радующего взор: переполненный варварским оружием и окровавленными доспехами, сорванными с убитых врагов, увенчанный памятниками побед и триумфов, он являл собой зрелище мрачное и грозное. Уставшие от этой жестокости римляне обращаются к культуре покоренных народов: Греции, Египта, Германии, Галлии. Они учатся, на примерах их городов, дворцов и храмов, гармонии, созиданию и красоте. Таким образом, Древне - Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов (в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры) и культуры завоеванных государств. Так римляне познакомились с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Особого внимания заслуживают дворцы Древнего Рима.

Золотой дом императора Нерона.

Рассказ о Золотом доме Нерона мы начнет с короткой характеристики личности самого Нерона. Изображать его исключительно черными красками было бы неправильно.

Император Нерон (официальное имя - NERO CLAVDIVS CAESAR AVGVSTVS GERMANICVS) родился 15 декабря 37 г.н.э. Римской империей он правил с 13 октября 54 года н.э. по 9 июня 68 года н.э. Нерон стал нарицательным персонажем, прославив себя в веках как символ разврата, непостоянства и самолюбования; он воплотил едва ли не все пороки человеческие. В сети имеется немало текстов посвященным этой личности. Для себя отметим тут следующее. Несмотря на экстравагантность, Нерон был человеком культуры. Познания он черпал у других, но стремился также оставить в ней и свой след. С ранних лет он использовал живость своего ума в другом направлении: вырезать, гравировать, рисовать, петь, приручать и объезжать лошадей. Иногда он сочинял и читал свои стихи. Нерон проявлял определенный интерес к наукам о природе с целью ее сохранения - предпринимал поездки за пределы империи для изучения окружающей среды. Он любил разговоры с мудрецами, чтобы тренировать свой ум и оттачивать остроту реакции. Прежде всего Нерон был артист. Он любит, когда его встречают аплодисментами на сцене как поэта или актера, кифариста, музыканта, атлета. Нерон всегда считал себя не пылким любителем, а настоящим артистом, профессионалом. В разгар кризиса 68 года не он ли воскликнул: «В искусстве - наша жизнь!» Он считал себя величайшим артистом своего времени. Поэтому нет ничего удивительного, что живая, реальная жизнь стала для Нерона жалкой и будничной; человеческие чувства, не встречавшиеся в сконцентрированном виде или не выражавшиеся эстетично, его не трогали. Живя в призрачном мире, служа лишь культу вечной красоты, Нерон не принимал действительность с ее суровыми законами, так плохо мирившимися с его дивными фантазиями. Он был воспитан на мифологии и искусстве.

Именно такой человек создал самый большой и роскошный дворец античности, воплотив в нем саму идею земного элизиума. Разумеется, у каждого свои понятия о райском саде. Нерон, при своей воистину глобальной утопичности, создал свой Золотой дом с истинно императорским размахом, показав тем самым что он, по сути может все, как те олимпийские боги, которым ничего не стоит реализовать сон в явь.

План этого грандиозного дворца был составлен архитекторами Севером и Целером. Север и Целер (Severus и Celer) обладали талантом и смелостью издеваться над императорской казной и добиваться искусством того, в чем отказала природа. По их замыслу это был целый дворцовый комплекс, в который входили рощи, поля, луга, виноградники, фруктовые сады, искусственные пруды. При планировании дворца для Нерона Север и Целер вознамерились создать не один дворец, а своего рода дачную резиденцию в центре Рима. Они задумали представить в ограниченных пределах образцы египетского и восточного дворцово-паркового искусства, представить целый мир в миниатюре, воссоздать в центре столицы как бы естественную природу - красивые виды и островки сельского уединения. Причем царская резиденция должна была соединяться со всеми частями Рима, поэтому она представлялась городом, который был выстроен в окружающей его деревне. В своем проекте Север и Целер совместили одновременно элементы римского загородного поместья, кампанской виллы и дворцовой резиденции, и этим очень угодили Нерону. Однако возведение "Золотого дома" тогда могло бы и не осуществиться. Помимо финансовых затруднений, Нерон столкнулся с религиозным законом и обычаем римского народа. Огромная площадь, которая была необходима императору для застройки, как уже указывалось выше, была занята дворцами, храмами, общественными зданиями и другими сооружениями. Эти препятствия могли оказаться для Нерона непреодолимыми, но случившийся в Риме в 64 году пожар сыграл на руку императору. Одновременно с восстановлением города возводился и дворец для императора. Главный вход во дворец располагался на Форуме, в том месте где сейчас стоят руины храма Венеры и Рома (построен при Адриане), а вела к нему часть Священной дороги (Via Sacra). Чтобы придать ей монументальный характер, Нерон повелел построить по обе стороны от дороги большие арки.

По историческим и археологическим источникам известно, что Нерон смог реализовать свой проект на 70-80% - вся территория была спланирована, озеленена, большинство из построек было возведено и отделано внутри. Основной дворец, ядро ансамбля, был недоделан, в частности не все стены были покрыты фресками, однако это не помешало Нерону поселится в нем. Планы Севера и Целера не сохранились, но современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га.

Главный вход вел в огромный вестибюль, а перед ним возвышалась почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского (работа скульптора Зенодора). В скульптурном Колоссе отчетливо виделось портретное сходство с Нероном. Плиний, посещавший скульптурную мастерскую Зенодора, писал: "В его мастерской мы удивлялись необычайному сходству предварительного наброска из глины". Колосс, выполненный из бронзы, золота и серебра, пережил Нерона: впоследствии он один из всех других портретов «обожествленного» императора не был разрушен. Немного изменилось лишь его местоположение и лик колосса. Но это произошло уже на много позже разрушения главного здания дворца.

Гипотетическая реконструкция вестибюля Золотого дворца. Внизу слева – Римский форум, за храмом памяти Ю.Цезаря начинается композиционный вход во дворец, дорога ведет к вестибюлю, за которым виднеется искусственное озеро.

Еще одна реконструкция – все они отличаются, т.к. единой версии о том, как точно выглядела территория дворца, нет.

Через вестибюль дворца посетители входили в просторный портик, который занимал весь холм Велия, а дальше, в долине, разливалось искусственное озеро, наполненное соленой водой: это было как бы море, возникшее по прихоти императора, на нем устраивали лодочные прогулки. Позднее на месте этого озера, осушенного по приказу Веспасиана, был построен Колизей. Портики-перекрытия, поддерживаемые рядами колонн, тянулись и между отдельными частями дворца. Некоторые из них имели по три ряда колонн, а в длину до полутора километров. Тот, кто прогуливался под таким портиком, через каждые 15-20 шагов как бы переносился в новые края. То ему улыбались яркие цветы тщательно ухоженного сада, то манила прохлада рощ и зелень пастбищ. В парках и садах были устроены затейливые фонтаны, в акведуках журчала вода, в прудах плескались птицы и плавали разноцветные рыбы, в лесах гуляли прирученные звери. Среди зелени деревьев белели статуи, а белоснежные мраморные скульптуры оживляли еще и берега прудов, окруженных цветущими кустарниками.

В первую очередь поражает то, как искусно и тщательно было продуманно освещение: солнце проникало и наполняло даже самые дальние комнаты, не говоря уже о роскошных залах. Через проделанные отверстия в потолках и стенах солнечный свет хитроумно направлялся на струи воды, позолоченные фрески. Светило играло в золотистых камнях и тканях, украшавших внутреннее пространство дворца. Трудно переоценить величие архитектурного замысла и его ведущую идею: золотое сияние Непобедимого Солнца (Sol Invictus) во дворце отождествлённого с ним императора Нерона.

Осуществить столь грандиозный замысел архитекторам Северу и Целеру помог изобретенный уже к тому времени цемент. Они были одними из первых, кто начал использовать неизвестный дотоле строительный материал. Арки и купола не требовали больше мощных стен для опоры, и потому весь "Золотой дом" получился легким и воздушным. Это было строение светлое и романтическое, царство искусства и безмятежности.

Реконструкции вида главного здания настолько сильно различаются из-за отсутствия верхнего яруса здания, а также в связи с недоступностью отдельных фрагментов здания, т.к. они оказались замурованы в террасе времен Траяна.

Золотой дом строился несколько лет, а самые красивые его залы были возведены на Оппиевом холме. Внутреннее их убранство отличалось более чем сказочным великолепием. Стены всех помещений, облицованных различными сортами мрамора, были так обильно украшены позолотой, что из-за нее дворец и получил название "Золотого дома".

Фрески в Золотом Доме Нерона

Просторы белого грунта на стенах и потолках щедро покрыты широкой сетью живописных панно, обрамленных прямыми линиями или хрупкими, филигранными решетками. Часто центры этих живописных панно образуют покрытые зеленью площадки, занятые группами птиц или животных или крошечными человеческими фигурками в непринужденных позах, реалистичными или фантастическими.

Под стать стенам было и живописное убранство потолков: на пример, в одном из залов свод был разделен тонкими позолоченными рамками на круглые, квадратные и овальные поля (декоративные кессоны), в которых были изображены мифологические сцены. В пиршественных залах легкие ажурные потолки могли раскрываться, и тогда сверху на пирующих сыпались цветы, розовые лепестки или рассеивались благовония. В главном зале (восьмиугольном) потолок был устроен в виде небесного свода, который безостановочно вращался, следуя движению небесных светил; в купальнях текли соленые и серные воды.

Один из залов дворца – художественная реконструкция.

Для конструкции Domus Aurea использовались самые последние технологии того времени. При входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду. Почти в каждом зале имелись своеобразные технологические сюрпризы, например был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие вручную. Во многих покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. Следует отметить, что его увенчанный куполом Восьмиугольный зал, в который свет попадал через круглый проем в центре, являл собой древнейший пример кирпичной постройки, возведенной с использованием цемента. Здание было оборудовано всеми видами тогдашних технических новшеств: это и бани с серной и минеральной водой, и крупнейший в мире гидравлический орган, и движущиеся панели, посыпавшие обедающих цветами и источавшие благовония, и механически вращающийся купол главного трапезного зала, венчавший здание и воспроизводивший движение небесных светил.

Реконструкция Восьмиугольного(Октогонального) зала.

Современный вид Восьмиугольного зала Дома Нерона.

Все эти излишества привели к огромным народным волнениям. Сенат низложил Нерона и объявил его вне закона. Всеми покинутый, кроме нескольких рабов и вольноотпущенников, низложенный император бежал из Рима и после долгих колебаний покончил жизнь самоубийством в одной из пригородных вилл. Перед смертью он не переставал повторять: «Какой артист погибает!». После гибели Нерона события, связанные с его Золотым домом развивались следующим образом. Отон, правивший всего три месяца, выделил на достройку дворца 50 миллионов сестерциев, но дворец был уже обречен. После Нерона императоры делали всё возможное, чтобы уничтожить память о нём. Флавии, преемники Нерона и Отона, тяготились доставшимся им дворцом-виллой. На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. В 104-109 гг. император Траян начинает возводить термы, и исчезло то немногое, что ещё оставалось от дворца.

Древнего Древнего Рима . 2.Древнеримская архитектура. 3.Литература Древнего Рима . 4.Искусство Древнего Рима . Заключение. Список используемой... картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение...