Культура черногории. Культура и традиции черногории Развлечения в Черногории

Черногории - страна с богатой и древней культурой, на формирование которой оказали огромное влияние различные народы (иллирийцы, греки, турки, сербы), населявшие эти земли. На культуру Черногории повлияла и православная вера, которая пришла в страну из Византии, а также традиции ислама, который исповедуют более 20 % местного населения.

Черногория исторически и духовно очень тесно связана с Россией. Эта страна, где русских искренне уважают и, где наши соотечественники могут рассчитывать на самый радушный прием.

Национальные особенности

Одними из главных национальных черт черногорцев издавна были отвага, мужество и стремление к независимости. Недаром этот малочисленный народ веками успешно противостоял волнам разноплеменных захватчиков, пытавшихся захватить их родину. С тех времен, когда черногорцы яростно сражались за свою независимость от Турции, у здешних мужчин осталась традиция носить при себе оружие, как средство защиты.


Другим проявлением национального характера является традиционное гостеприимство и жизнелюбие черногорцев. Их дома всегда открыты для гостей, а шумные посиделки с друзьями - любимое времяпровождение для местных жителей.

Если вас пригласили в черногорский дом, хорошим тоном считается принести с собой небольшой подарок.

Одна из самых ярких примет жизни в Черногории - ее плавная неторопливость. Местные мужчины любят проводить время за неспешными беседами в кофейнях, а торопливость по поверьям может навлечь на человека несчастье. Многие заведения в стране заканчивают работу уже в 16:00.

Черногория - винодельческая страна с древней традицией употребления вина. Несмотря на любовь черногорцев к застольям, чрезмерное увлечение спиртным считается здесь плохим тоном. К нежелательному поведению во время застолья относят также разговоры на темы межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Праздники Черногории

  • Новый год (1 января)
  • Рождество Христово или Божич (6-8 января) - главный семейный праздник в Черногории, сопровождаемый торжественными церковными службами и традиционными ритуалами.
  • Пасха или Васкрес (определяется церковным календарем - апрель-май) - один из самых веселых праздников православного календаря, знаменитый массовыми народными гуляньями («народни сабор»).
  • День труда (1 мая)
  • День Победы (9 мая)
  • День Республики (21 мая)
  • День государственности или День восстания (13 июля)

Национальные особенности Черногории

Отличительные национальные особенности Черногории - это гордость и независимость, дружелюбность и терпимость.

Черногорцы очень общительные и гостеприимные люди. Они с удовольствием расскажут о себе, но при этом не будут лезть в душу и дела собеседника. К любому вероисповеданию и убеждениям народ Черногории относится очень уважительно. Также они чтят традиции своей страны, ее историю и обычаи. И хотя в стране повсюду носят европейскую одежду, национальные костюмы черногорцы очень почитают.

Приоритетными понятиями для них являются "junastvo" и"cojstvo", что означает «мужество» и «храбрость».

Торговаться черногорцы очень любят и замечательно это умеют делать, но при этом у них нет стремления обмануть или обвешать.

И нации, которые в разные времена считали ее своей частью.

О богатстве и неповторимости черногорской культурной среды свидетельствует уникальное многообразие архитектурных стилей, представленных на столь небольшой территории, богатейшие коллекции музеев, множество архивных материалов, библиотечные фонды.

Самые древние находки, рассказывающие об истории культуры Черногории относятся еще к эпохе неолита. После появления здесь греков и римлян Черногория познакомилась с особенностями античной культуры, традиции которой не могли не оставить свой след. Кардинальные изменения произошли здесь с появлением на этих землях славян, которые принесли свои собственные традиции.

В этой стране сохранились яркие и заметные образцы монументального строительства, наиболее ранние из сохранившихся построек относятся к X-XI векам. В архитектуре прибрежных районов Черногории более всего прослеживается влияние до-романского и романского стилей, традиционной готики и неоготики, стилей барокко и поздний ампир.

Это нашло яркое выражение в украшениях экстерьеров зданий, в резьбе, витражах, внутреннем оформлении. Исключительно важными и впечатляющими являются памятники религиозного назначения: храмы, церкви, монастыри , а также старые крепости и замки.


Большое количество архитектурных памятников сохранилось на побережье Которского залива – практически все они внесены в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

История черногорского печатного слова также уходит своими корнями в далекую древность. Первая книга была напечатана на территории этой страны еще 500 лет назад, а первая типография была открыта в в 1494 года.

Среди самых известных писателей Черногории называют правителя Петра II Негуша, который в середине XIX века написал знаменитую эпическую поэму «Горский венец», рассказывающую о традициях и культуре черногорского края.


В начале-середине ХХ века здесь были сильны авангардные веяния в литературе, в эти годы писали поэты Ристо Раткович, Радован Зогович, прозаики Михайло Лалич, А. Асанович, Бр. Щепанович, чьи произведения известны далеко за пределами страны.

Заметный след в мировом изобразительном искусстве оставили и черногорские художники: Мило Милунович, Петр Лубарда, ДадоДжурич – их работы выставлялись в известнейших галереях мира. Среди современных художников выделяется скульптор Ненад Шошкич, фотографы Лазарь Пейович, Игор Ракевич и многие другие.

Музыкальная культура Черногории развивалась в основном в народном русле, причем до наших дней сохранилось очень много этнических песен и музыкальных композиций. Современная музыка развивается в ногу с мировыми тенденциями.

Среди известных черногорских исполнителей можно назвать популярного певца Рамбо Амадеуса (на фото), хип-хоп дуэт «Who See», поп-певицу Нину Жижич, Стэфана Фади и других.


В последние годы на развитие культурной жизни Черногории оказывает огромное влияние Европа: здесь популярны европейские группы и песни, черногорцы читают книги европейских писателей, смотрят европейские и голливудские фильмы.

Конечно, избежать влияния глобализации невозможно, но все же здесь сохраняется и интерес к национальным традициям, возрождается черногорский национальный костюм, танцы и кухня.

Черногория – описание страны можно встретить в любом справочнике. Увы, справочник и даже отзывы туристов не смогут передать те ощущения, когда находишься в этой стране, среди свежайшего воздуха, гор и средневековых городков. Черногория порадует гурманов своей «домашней» едой, потрясающим вином, сырами, пышной выпечкой. Красота горных озер, дорог – серпантинов уникальна. Черногория имеет особую атмосферу загадочности, здесь люди ведут неспешный и размеренный образ жизни.

Транспорт

Преимущественно, в Черногории развит автомобильный транспорт. Здесь есть масса автобусов, курсирующих, как по городу, так и между курортных городков. Останавливаются автобусы только на остановках, которые легко найти по указателям, либо спросить у местного населения. Для этого достаточно произнести «автобуска станица». Необходимо быть очень внимательным и не оставлять в автобусах свои вещи, так как маршрутов, и водителей на одном автобусе может быть несколько и найти потом потерянные вещи будет просто невозможно.

Пользоваться услугами черногорского такси можно без опаски, но договариваться о стоимости проезда следует заранее. По прибытию на место назначения принято давать водителю чаевые, в размере 10-15%.

Чтобы путешествовать по Черногории туристам рекомендуется брать в аренду автомобиль, это быстро, мобильно и удобно. Взять автомобиль в аренду не составит особого труда, но в «высокий» сезон (июль-август) вблизи побережья зачастую можно попасть в пробку. Бензин в Черногории, как собственно и во всей Европе, очень дорогой, за 1 литр придется заплатить 1,5 евро.

В Черногории, если же турист предпочел путешествовать на арендованном, или своем автомобиле, встречаются платные автострады, к примеру, дорога Бар - Подгорица обойдется в 2,5 евро за автомобиль.

Электричество на территории страны

Электричество в Черногории составляет 220 Вольт с частотой переменного тока 50 Герц. С ноября по апрель в Черногории часто возникают перебои с электричеством. Как правило, в отелях и гостиницах имеются дополнительные электрогенераторы. Розетки отвечают европейским стандартам.

Праздники в Черногории

12 Мая - День святого Василия Острожского. Василий Острожский является покровителем Черногории. Его мощи покоятся в высеченном в скале Остроге. Чтобы посетить мощи святого предстоит отстоять длинную очередь. Василий прожил очень сложную и тяжелую жизнь, он испытал множество тягот, осуждения, оскорбления. Тем не менее, он старался оставаться добрым христианином и ни на кого не таил зла и обиды. Под конец своей жизни Василий Острожский исцелял больных силой молитвы. До сих пор к его мощам привозят тяжело больных людей.

3 Июня - День объявления независимости Черногории. В 2006 году Черногория объявила о своем официальном выходе из союза с Сербией. Данное решение было принято на референдуме. Суверенитет Черногории поддержало большинство голосовавших. В этом же 2006 году Черногория стала 192-ым членом ООН. Независимость государства признало и большинство стран мира. Ежегодно Черногория отмечает День независимости, этот день является так же официальным выходным днем.

28 Августа - День объявления Черногории королевством. В период с 1515 по 1851 годы государством управляли духовные лидеры. Следующим духовным лидером должен был стать Данило I, но тот отказался от духовного сана, став первым в стране светским лидером – князем. После его смерти главой страны стал Никола I Петрович-Негош, который провозгласил себя не князем Черногории, а королем. Для того, чтобы укрепить свои позиции, Никола объявил, что отныне Черногория будет являться королевством, а он – первым королем.

Национальная одежда в Черногории

В Черногории одежду было принято шить женщинам. Причем мастеров – портных было мало, они, как правило, обслуживали только знатных черногорцев, у которых водились деньги. Обычные жители одевались своими силами. В каждом доме ткали шерстяную или хлопчатобумажную ткань, из которой впоследствии женщины и выкраивали одежду для всей семьи.

В национальный костюм, как мужчин, так и женщин входит струка – это обычная накидка, плед, который защищает от ветра, снега и дождя. Как правило, струку носили в осенне-зимний период.

Национальный мужской костюм состоял из белой рубахи, брюк до колен, шерстяных гетр и широкого пояса. Праздничный костюм практически ничем не отличался, добавлялась лишь богатая вышивка рубахи и брюк, а так же пояса. В виде головного убора носили круглую шапочку. В зимний период к костюму добавлялся пиджак, куртка, а так же струка.

Женский костюм имел два вида. Женщины носили либо длинную юбку в пол с туникообразной рубашкой, с вязаным жилетом, либо длинное платье с передником и жилетом. Праздничная женская одежда, как правило, шилась на заказ из шелка и бархата и украшалась различными бусинами, медальонами, вышивкой.

Черногорцы чтят свои традиции, поэтому даже приходящая на смену более удобная европейская одежда не вытесняет национальный костюм Черногории с национальных праздников и обрядов. Традиционно черногорская свадьба проходит только в народных костюмах. И ни одна невеста не выходит замуж не в национальном наряде.

Национальная кухня в Черногории

Национальная кухня Черногории подразделяется, на континентальную и приморскую. Вблизи побережья кухня изобилует блюдами из рыбы и морепродуктов. Чем дальше от моря, тем больше мясных блюд, в особенности вкусно готовят мясо в горных районах страны.

Благодаря чистой экологии, продукты питания в Черногории выращиваются без пестицидов. Фрукты, овощи и мясо не подвергаются химической обработке.

Континентальная кухня в основном опирается на зерновые культуры и молочные продукты, в особенности, здесь любят сыры. Как правило, сыры являются продуктов «домашнего» производства – из цельного молока, повергшемуся брожению. Кислое молоко «варят» - этот процесс позволяет отделить творог от простокваши. На поверхность всплывают творожные хлопья, которые собирают и из них готовят сыры. В Черногории производят сыры, как молодые, так и старые, перезрелые, имеющие свои пикантные вкусовые особенности.

Из мясных блюд туристу просто необходимо попробовать домашние свиные колбаски из рубленого мяса со специями и негушский пршут – представляющий собой вяленое мясо.

В национальной черногорской кухне одними из главных ингредиентов являются фасоль и картофель.

Баранина в Черногории готовится по-особенному методу. Настоящий национальный рецепт заключается в том, чтобы приготовить мясо под «колпаком». Мясо накрывают железным или глиняным казаном, после чего «колпак» обкладывают горячими углями – таким образом и запекают мясо.

Понятие «суп» в Черногории немного иное. Супом считается любой бульон, куриный или из баранины, свинины и т.д. черногорцы предпочитают готовить супы-пюре, называемые похлебкой. Зачастую похлебку варят на основе бульона и сухарей. В качестве хлеба часто готовят кукурузную муку, проваренную в подсоленной воде.

Из рыбных блюд туристу стоит отведать фаршированного карпа - «Риека Черноевича». В первую очередь готовят начинку, рубленную ветчину обжаривают с морковью, перцем, солью, луком, перемешивают с вареным рисом и фаршируют начинкой рыбу. Рыбу запекают в печи или духовке, постоянно добавляя белое вино.

Из алкогольных напитков черногорцы отдают предпочтение черногорским винам или раки – виноградной водке.

Религия и обычии страны

Черногорцы – улыбчивый и доброжелательный народ, который при необходимости может прийти на помощь заблудившемуся туристу. Конечно, черногорцы будут приятно удивлены, если туристы будут обращаться к ним на черногорском языке.

Неспешность и размеренность – вот как протекает жизнь в Черногории. Уклад жизни здесь сельский, как правило, черногорцы не торопливы, не суетливы, их день расписан по установившемуся распорядку. Здесь не принято куда-то торопиться, подгонять кого-либо, и тем более обильно жестикулировать и громко разговаривать – «спокойствие, только спокойствие».

В Черногории разрешено ношение оружия, но, туристам бояться нечего, так как ношение оружия еще не говорит о том, что его повсеместно применяют.

В Черногории принято посещать своих друзей и родственников, знакомых с небольшими подарками. С пустыми руками приходить в гости – проявление дурного тона. В качестве подарка могут преподнести букет цветов, сладкое, причем желательно приготовленное в домашних условиях. Так же это могут быть сувениры, или полезные в быту предметы.

Черногорцы много курят. Курить здесь разрешено и в общественных местах, парках, скверах, прилегающих к школе территориям, даже в общественном транспорте, не говоря уже о барах, ресторанах, кафе и т.д.

Правила поведения в Черногории

Туристам можно смело отправляться в путешествие в Черногорию, так как здесь обстановка довольно спокойная и тихая. Черногорцы ведут неторопливый и размеренный образ жизни, но при этом носят при себе оружие, хотя, как правило, никогда его не применяют. На улицах безопасно, практически везде висят камеры, но в ночное время суток, по темным кварталам лучше не ходить.

Не стоит посещать туристам и кварталы, где проживает большое количество сербов, обычно о таких районах предупреждают туристов гиды и туроператоры. В подобных местах могут произойти проявления экстремизма.

Черногория – рай для курильщиков. Во многих странах Европы курение в общественных местах запрещено, но в Черногории можно придаваться этой пагубной привычке повсеместно, и в парке и даже в автобусе.

Посещая храмы, которых в Черногории предостаточно, женщинам не следует надевать брюки и ходить с непокрытой головой. Следует выбрать наряд с юбкой, желательно длинной. Если у вас такой нет, то на воде в храм предоставляют услугу по аренде или покупке длинных юбок и платков.

Национальный костюм можно надевать только по определенным праздникам, в целом, в Черногории носят европейскую одежду, поэтому, следует одеваться прилично, а при посещении дорогих ресторанов или кафе необходимо надевать строгие костюмы, так как туриста в неформальной одежде могут не пропустить.

Развлечения в Черногории

Главным развлечением в Черногории можно считать морское побережье, песчаные и галечные пляжи, морские виды спорта и многое другое. Пляжи этой страны можно смело разделить на две категории, платные и бесплатные. Практически все они оборудованы для комфортного отдыха.

Помимо пляжей, и отдыха под теплыми лучами солнца в Черногории можно заниматься и другими активными видами отдыха. К примеру, отправиться на джип сафари по горным окрестностям, съездить на рыбалку, попробовать рафтинг, дельтапланеризм, виндсерфинг.

Самым популярным развлечением в Черногории принято считать альпинизм, так как этому способствует географическое расположение страны в горной местности. Альпинизмом могут заниматься, как профессионалы, так и новички.

Поскольку в Черногории развито виноделие, туристы смогут развлечь себя посещением винных туров. В винном туре туристы узнают много нового и интересного о производстве вина в Черногории, о сортах винограда, из которого производят вино, а главное, смогут лично продегустировать продукцию.

Для тех кто хочет получить от отдыха максимум эстетического удовольствия стоит посетить ряд черногорских озер, которые представляют собой живописную изюминку этой страны. Туристам рекомендуется побывать на Скадарском озере – самом крупном и чистом на Балканском полуострове. Посетите средневековый город Герцег-Нови, где собрано большое количество исторически и средневековых достопримечательностей, таящих в себе культурную ценность Черногории.

Разница во времени

Разница во времени с Черногорией не так велика, как может показаться. По крайней мере, жителям Москвы и городов, находящихся в том же часовом поясе предстоит сместить свой привычный режим всего на два часа. В целом, 1-2 часа не так сильно влияют на процесс адаптации к новому месту, в особенности, когда речь идет об отпуске. Если же разница во времени с Черногорией оказывается гораздо больше, то туристу желательно увеличить свой отпуск на пару тройку дней, так как из-за адаптации к смене времени, будет чувствоваться легкий дискомфорт, а дабы не потерять бесценное время на активный отдых, экскурсии стоит позаботиться о том, чтобы не выпасть из графика.

Время перелета до Черногории

Черногория – потрясающая страна с особым колоритом: пляжи, средневековые замки, свежий воздух, горы, домашняя еда – здесь есть все, для отличного отдыха. Собираясь в поездку, не редко возникает вопрос о том, сколько же придется лететь до заветного курорта. Не редкость, когда в путешествии становится плохо, и только потому, что организму непривычно переносить подобные нагрузки. У многих может наблюдаться нервозность, повышенная усталость, сонливость, так как длительный перелет действует на пассажиров индивидуально.

Сколько лететь до Черногории из Москвы – 3 часа
Сколько лететь до Черногории из Екатеринбурга – 4 часа 50 минут
Сколько лететь до Черногории из Казани – 4 часа

Черногорскую народную одежду первоначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, а с начала прошлого века ее стали шить портные из покупных, привозных материалов.

В мужской народный костюм входит большее количество элементов, чем в женский. Повседневная летняя одежда мужчины состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цамадан), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капица), облегающих шерстяных гетр (доколетъица) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гутъ), суконный пиджак (капут) и шерстяная струка. Струка - род пледа, который носят как мужчины, так и женщины (женская струка отличается несколько меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос). В трудных условиях ^пенных походов струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью. Пастухи и охотники для переходов по снегу употребляли своеобразную деревянную обувь -крпле.

Праздничный костюм, как летний, так и зимний, во многом схож с будничным, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (дугианка) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама), а поверх него суконный жилет (]"елек или токе). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер.

Составные элементы женского костюма - рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет ( janema ), жилет и юбка (рагиа) темных цветов, передник (прегача) или платье и шерстяная струка. Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы- портные из шелка, разноцветного сукна или бархата, украшают вышивкой шелком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица, ]акета)\ юбку; распашное платье без застежки (корет), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки. Девичий костюм проще, чем женский. Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, лас- товская, грбальская, паштров- ская, спичанская, ше^танская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и в наши дни, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно стойко сохраняется мужской народный костюм. Черногорец среднего и пожилого возраста (с 40-50 лет) с гордостью надевает народную одежду в особо торжественных случаях-при выходе в город или в гости, на праздники и т. д. В последние годы в Черногорию все шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи, но среди старшего поколения народный костюм в известной мере сохраняется. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки, шапочки-капицы) в сочетании с городской одеждой. Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов, причем этого обычая придерживается не только крестьянство, но и часть горожан. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Общественная и семейная жизнь

Характерной особенностью Черногории является устойчивое бытование в ней еще в недалеком прошлом племенной организации, следы которой сохранились вплоть до наших дней. Старая Черногория подразделялась на четыре области - нахии ( naxuja ): Катунскую, Лешанскую, Риекскую и Црмниц- кую, каждая из которых состояла из десяти и более племен. Основным ядром сербского населения Старой Черногории была Катунская нахия, где насчитывалось более десяти племен - цекличи, цуци, негуши, озриничи, цетиньяне и др. Север Черногории занимали герцеговцы, которые также подразделялись на более мелкие группы, например, баняни, пива, дробня- ки, шаранци и др. В Брдах также выделялись племенные объединения- бе- лопавличи, пипери, братоножичи, кучи, васоевичи, морачани.

Географическая изолированность Черногории, отсталость ее экономики, постоянная борьба с турками - все это способствовало сохранению или даже возрождению патриархальных устоев. Названные выше племена Черногории, вероятно, сложились в период турецкого господства как территориальноадминистративные единицы, однако в какой-то мере им была придана форма классической племенной организации.

Этнический состав черногорских племен довольно пестр - сюда вошли переселенцы из разных областей Югославии (особенно много из Сербии и Герцеговины), албанцы (так же как и черногорцы - в состав албанцев).

Примесь албанцев особенно значительна в племени кучей. Однако по народным представлениям считается, что все члены племени имеют общее происхождение и связаны кровным родством. Вследствие этого в черногорских племенах, за исключением племени озриничей, до конца XIX в. господствовала экзогамия. Черногорские племена состояли из братств и родов, организация и структура которых была подобна племенной. В Черногории до образования государственных органов власти в конце XVIII - начале XIX в. был широко распространен институт кровной мести. Кровная месть была официально отменена только в конце XVIII в. Все члены племени являлись ответчиками за действия своего соплеменника и, со своей стороны, считали долгом мстить за обиду, нанесенную их собрату. Случаи кровной мести, экономические и политические распри нередко вызывали долголетнюю вражду и даже военные столкновения между племенами. Черногорцы постоянно воевали с турками, а иногда происходили и междоусобицы. Частые войны, которые приходилось вести черногорцам, оказали значительное влияние на их быт.

Еще с давних времен (начало XVI в.) в Черногории была развита частная собственность на землю"и движимое имущество; в то же время долго сохранялась коллективная (племенная) собственность на пастбища или леса. Племенные угодья (комунице) выделялись в пользование братствам, родам или семьям. Пользование угодьями строго регулировалось нормами обычного права. Члены племени были связаны между собой обычаями и праздниками (слава и др.). Однако с развитием товарно-денежных отношений и ростом имущественной дифференциации все отчетливее выделялась племенная верхушка, сосредоточившая в своих руках землю и скот. Обычное право, предполагающее равное участие всех членов племени в пользовании коллективными угодьями, перестало быть равным для всех, а обычаи коллективного труда и взаимопомощи зачастую превращались в орудие эксплуатации бедняков верхушкой племени.

Каждое племя имело свое управление и судебную власть. Во главе его стояли старейшины - воевода, кнез. Все вопросы, связанные с жизнью племени, обсуждало общеплеменное собрание - скупштина, однако решающее значение, как правило, имело мнение верхушки племени. Межплеменные вопросы обсуждались на общей скупщине (збор), куда приглашались представители всех черногорских племен. Политика централизации государственной власти, проводимая с начала XVIII в. черногорскими митрополитами, привела к ослаблению, а затем и распаду племенной организации Черногории. Однако пережитки ее сохранились и после создания централизованного государства. Племена как административно-территориальные единицы продолжали владеть своими угодьями (там, где они еще имелись). Сохранилась и военная организация племен, однако она была теперь составной частью общечерногорского войска. Еще в 70-х годах XIX в. войсковые единицы формировались с учетом племенного разделения. Судебная власть перешла к государственным органам, воевод заменили государственные чиновники. Наиболее стойко племенные пережитки сохранились в области религиозных обычаев и верований.

В Черногории преобладают семьи, состоящие обычно из родителей и детей (инокоснал семья). Задруги и прежде были редки. О городских семьях (чиновников, ремесленников и торговцев) в Черногории можно говорить только после 1878 г., когда по решению Берлинского конгресса к Черногории было присоединено несколько городов. В городских семьях так же, как и в сельских, сохранялось много черт патриархального быта.

Семейная жизнь регулировалась не законодательном, а нормами обычного права. Муж был полновластным хозяином в семье. Все домашние работы, а также и большинство сельскохозяйственных, выполняли женщины, так как мужчины постоянно были в походах. В военное время женщины доставляли воинам пищу и боеприпасы, ухаживали за ранеными, а иногда и сами принимали участие в сражениях. Положение женщины в семье было подчиненным - она должна была беспрекословно выполнять все распоряжения мужа или отца, прислуживать им. Черногорец старался в разговоре с кем-либо не упоминать о своей жене, а если необходимо было о ней сказать, то он прибавлял при этом «да опростите» (извините). Однако к женщинам относятся с уважением. Оскорбление женщины или девушки считается недопустимым. Большим авторитетом пользуются женщины-матери. Брата и сестру всегда связывают дружеские заботливые отношения.

Право на раздел семейного имущества издавна было ограничено. Имущество наследовали по завещанию, договоренности и правам родства. Раздел не мог производиться без разрешения родителей, пока дети не достигнут совершеннолетия и не женятся. При разделе мужчины имели право на равные части имущества, а девушки получали свою часть лишь в пользование, чтобы содержать себя до замужества; только девушки, не имевшие братьев, наследовали имущество своих родителей. Внебрачные дети лишались права на отцовское наследство. Обычно после раздела младший сын остается жить с родителями в их доме, но бывает и так, что родители не хотят жить в семье младшего сына и уходят к кому-либо из других детей. В некоторых семьях перед разделом сообща строят всем дома, а потом уже делят имущество.

Серьезным мотивом для расторжения брака считалась бездетность. Бездетную жену муж мог прогнать и жениться вторично. В то же время развод без уважительных причин строго запрещался, так же как и внебрачная связь.

В Черногории были случаи, когда бездетная жена подыскивала своему мужу вторую жену, а сама оставалась в его доме на положении свекрови или сестры.

После образования СФРЮ в Черногории вступило в силу гражданское законодательство о браке.

Обычаи и обряды, сопровождающие такие события семейной жизни, как свадьба, рождение ребенка, смерть, сходны с сербскими.

В Черногории различалось родство по крови, браку и усыновлению, а также духовное родство (побратимство и посестримство, кумовство).

Черногорцы очень гостеприимны. Встречая гостя или путника, попросившего предоставить ему ночлег, черногорец старается всячески ему услужить - для гостя подают лучшие кушанья, сушат его одежду и т. д. Перед законом гостеприимства отступала даже кровная месть - жилище черногорца было неприкосновенным, и никто не мог обидеть человека, находящегося в доме.

Так же как и сербы вообще, черногорцы празднуют славу. Члены братств, справляющих одну и ту же славу, прежде не могли вступать в брак, в чем следует усматривать пережиток древней экзогамии.

Религия

Черногорцы приняли христианство (православие) еще в раннем средневековье. Под турецкой властью часть черногорцев, так называемые потурчен- цы, приняли ислам. Митрополит Данило (1697-1735 гг.) при поддержке православных повел жестокую борьбу с потурченцами. При этом многие из них были истреблены, а другие бежали в Турцию. Земли потурченцев были переданы в собственность монастырей и племен. Уже в XVII в. церковь была крупнейшим феодалом страны. В XVIII в. митрополиты, как уже говорилось выше, сосредоточивали в своих руках не только духовную, но и светскую власть.

По данным 1953 г.,* абсолютное большинство верующих черногорцев {80% всех верующих) исповедуют православие. Но имеются и черногорцы- мусульмане - их насчитывается около 57 тыс. человек.

Календарные обряды и поверья черногорцев во многом сходны с сербскими, но есть и отличия. Часть обрядов связана с военным бытом черногорцев (например, побратимство иногда даже с почти незнакомыми людьми, предоставление убежища и т. п.).

В тех районах, где скотоводство преобладает над земледелием, исполняется много обрядов для увеличения поголовья стада. В Приморье и на Скадарском озере совершаются религиозно-магические промысловые обряды; например, освящение лодок и сетей перед началом рыбной ловли.

В прошлом были очень распространены религиозные обряды над больными (чтение молитв, оставление юродивого на ночь под образами), над «оскверненной» водой, в которой кто-либо утопился (освящение воды) и т. д.

В современной Черногории, в связи с общим ростом культурного уровня населения, заметно уменьшается число верующих - почти половина всех черногорцев объявила себя атеистами (данные переписи 1953 г.); однако среди части населения, особенно крестьянского, религиозные пережитки еще бытуют.

Народное творчество.

Прикладное искусство черногорцев богато и самобытно. Почти в каждом доме имеются оригинальные произведения народного искусства.

Богатство черногорских лесов различными породами деревьев издавна способствовало развитию искусства резьбы по дереву. Первыми мастерами-резчиками были чабаны. Среди многочисленных предметов, украшенных резьбой, особый интерес представляют гусле -это образцы народного искусства резчиков; на них изображены зооморфные, антропоморфные, растительные и геометрические фигуры (символические змеи, львы, легендарные юнаки, храмы, местные гербы, изречения народной мудрости, стихотворения и т. д.). Богато украшены пряслица, бутыли, формы для колива, оригинальные столики-треножники. Особое место среди резных деревянных изделий занимают монументальные иконостасы из ореха, бука, дуба, хранящиеся в старых монастырях; здесь же находятся резные епископские кресла, врата и налои.

Городские ремесленники изготовляют металлические и серебряные украшения - бляхи, пояса, части оружия.

Из художественных металлических изделий многие тоже связаны с церковным обиходом. Вызывает восхищение очень изящная обработка крестов, кадил, серебряных оправ, евангелий, чаш для причастия, киотов и т. д.

Резьба по камню представлена памятниками средневековой архитектуры (в основном церковной), а также кладбищенскими надгробиями.

Народный костюм очень часто представляет собой произведение искусства. В женском костюме особенно оригинальны вышивки на рубашках; сочетание цветов в них подобрано с большим вкусом.

Домашняя обработка кожи была мало развита. Наиболее оригинальны из кожаных предметов опанки, приспособленные для ходьбы по горам.

Устно-поэтическое творчество

Черногорский фольклор имеет столько общего с фольклором сербов других областей, что специально следует отметить лишь некоторые его особенности, порожденные специфическими историческими условиями.

Черногорцы издавна славились пением юнацких песен под аккомпанемент гуслей. Их эпос имеет особые циклы - о Черноевичах и об освобождении Черногории в XVIII в. В цикле о Черноевичах изображаются политические отношения Черногории с соседними странами, особенно с Венецией. В нем дана яркая картина трагической судьбы этой династии правителей Зеты XVI - XVII вв. Характерная особенность цикла в том, что» сюжеты строятся на изображении политических интриг. В «Женитьбе Максима Чер- ноевича» введен образ его жены - венецианки, надменной интриганки, презирающей черногорцев, попирающей их интересы. Здесь много красочных описаний придворного быта, костюмов, церемоний.

Средневековый хозяйственный уклад черногорцев - скотоводческий в основном - наложил отпечаток на черногорский эпос: для эпических песен характерны сюжеты об угоне турками овечьих стад. Своеобразна песня о расправе с пашой, приведшим войско за данью, также сложенная в эпоху турецкого владычества.

В цикле об Освобождении изображается широкий размах освободительной борьбы. Наряду с прославленными героями (Перович Батрич и др.) в нем действуют целые черногорские племена. В песнях описаны большие сражения, например, битвы черногорцев с турками при Граховце и Жабля- ке. Картины поединков героев встречаются сравнительно редко. Важное место занимает тема боевой дружбы. Широко вводятся в песни описания природы Черногории.

Эпическая традиция держалась в Черногории дольше, чем в Сербии и Хорватии, но и здесь исполнение эпических песен стало редкостью. Эпические песни возродились в период народно-освободительной борьбы. Сила эпической традиции проявилась и в том, что в этот период оживилась традиция похоронного плача. Плачи (тужбалице) о погибших, создававшиеся на основе традиционных форм, нередко достигали подлинно драматической напряженности.

Богат у черногорцев партизанский фольклор. Сохраняют популярность многие песни партизан, анекдоты из жизни бойцов и танцы, называемые патриотическими (црмничко и зетско коло). Создаются новые песни о подвигах известных черногорских героев - Мирко Срзентича, Жарко Мариновича, Ивана Милутиновича, о крупных событиях, например о боях под Цетинье в 1936 г., о борьбе на Сутеске, а также о новой жизни. Для современного фольклора характерен восьмисложный стих; в эпических песнях сохраняется десятисложный стих, но появляются рифма и парное соединение стихов.

Народная музыка, танцы

Черногорские танцы, подооно сербским, очень разнообразны и красивы. Среди них много круговых. Черногорские мелодии обычно доходят до терции, квинты или сексты. В большинстве песен в качестве контраста сочетаются два или больше музыкальных мотива.

Широко распространено искусство игры на гусле. Другие народные инструменты - дудки, пастушьи свирели, двойные свирели, мандолины. Их делают сами крестьяне. В последнее время старинные инструменты все больше вытесняются городскими, в частности гармоникой.

Культурное развитие

Несмотря на почти непрекращающиеся войны, в Черногории в середине XV в. стали возникать школы при монастырях и приходских домах. Сохранились упоминания о частных школах в Черногории и Боке Которской. С середины XVIII в. черногорцы стали посылать своих детей на обучение в Россию, а позднее - в Сербию. Митрополиты Василий и Петр I делали неоднократные попытки открыть школы, однако только при Петре II Петровиче-Негоше в 1834 г. была основана в Черногории первая основная (начальная) школа светского характера. В Боке Которской еще в 1811 г. начали функционировать несколько начальных и средних школ. К середине XIX в. число их значительно увеличилось. В 1850 г. в Которе была основана Навигаторская школа, в 1854 г.- низшая гимназия, реорганизованная в 187Z г. в высшую. В Цетинье в 1863 г. была открыта богословско-учительская школа, в 1869 г.- институт для девиц, в 1871 г.- женская основная школа, в 1880 г. - низшая гимназия, реорганизованная в 1892 г. в Высшую государственную гимназию, и т. д.

В Черногории была основана Джурджем Черноевичем в 1493 г. первая на Балканском полуострове типография, где 4 января 1494 г. была выпущена первая книга. Однако после турецкого завоевания она была закрыта. Во второй половине XVIII в. черногорские митрополиты Василий (в 1757 г.) и Петр I (в 1784 г.) пытались основать новую типографию, однако это удалось только Петру Негошу в 1833 г. Позднее в Черногории работало несколько типографий. Первая книга типографии Негоша была отпечатана в 1834 г., первая газета («Черногорец») стала выходить с 23 января 1871 г.

После второй мировой войны в республике созданы курсы по ликвидации неграмотности, открыты общеобразовательные и художественные школы, педагогическое и морское училища.

До середины XIX в. больных и раненых лечили в Черногории домашние лекари-самоучки. В настоящее время почти в каждой сельской общине есть врач, во многих местах построены дома здравоохранения, зубные лечебницы, ветеринарные станции и т. д. Все рабочие и служащие имеют ежегодный оплаченный государством отпуск, им обеспечено бесплатное лечение в больницах и санаториях; для детей построены детские ясли, площадки для игр, лагери и т. д.

После окончания второй мировой войны основано много научных институтов и обществ, открыт экономический факультет в Титограде, создана киностудия. Прежняя культурная отсталость исчезает.