Блэк Рок Сити - временный город Burning Man. У каждого лагеря есть своя фишка: где-то угощают оригинальными коктейлями, где-то обучают трюкам на лонгборде, где-то читают лекции по макроэкономике, где-то занимаются акройогой, а где-то проводят мастер-класс

подтянулось большое количество людей, но настоящие «бёрнеры» таких считают туристами и приезжают к самому началу фестиваля, последнему понедельнику августа — в нынешнем году этот первый день выпал на 27-е число.

3-4 сентября — уже дни сборов и уборки пустыни: она должна остаться такой же девственно чистой, как до прихода «бёрнеров». Все разъезжаются смывать с себя напоминающую известку белую пыль Блэк-Рок, и уже через несколько дней, наверное, будет сложно поверить, что еще недавно ты предавался радикальному самовыражению среди песков (а именно «создание общества радикального самовыражения» — одна из наиболее часто встречающихся формулировок концепции действа).

Отсчет своей истории этот фестиваль — хотя многие выступают активно против такого обозначения Burning Man —​ ведет с 1986 года, когда 20 человек сожгли 8-футовую фигуру на Бейкер-бич в Сан-Франциско. Как гласит табличка в импровизированном музее «Горящего человека» в появляющемся на неделю из ниоткуда городе в пустыне Блэк-Рок: «Мы не знаем, зачем они сожгли деревянную статую: не то в честь летнего солнцестояния (большая часть источников уверена именно в этом варианте — прим. ред. ), не то по трагическому личному поводу, не то радостному общему поводу, ну или это был акт коллективного художественного самовыражения».

Александр Болдачев

Данил Головкин

Доподлинно известно другое — авторами первого Burning Man с напоминающим перевернутый треугольник по форме лицом были Ларри Харви и Джерри Джеймс. Как гласит легенда, Ларри (ныне — директор Black Rock City LLC и президент некоммерческой Black Rock City Arts Foundarion ) позвонил Джерри с этим предложением, тот был удивлен, но на предложение согласился. На следующий год на том же Бейкер-бич они же уже в компании почти что восьми десятков человек снова решили сжечь деревянного человека, уже 20-футового. Со второго сожжения даже сохранилось фото, сделанное Стюартом Харви. Он же, уже на следующий год, дал деревянной фигуре имя — Burning Man (как гласит музейная табличка про этот год: «хотя, конечно, была масса других вариантов названия для деревянной фигуры человека, которую сжигают»). В августе 1990-го, когда на калифорнийском пляже собралось уже 800 человек, полиция разрешила только установить статую, но не сжечь. 90 энтузиастов решили позднее этим летом, в День труда, отправиться в пустыню Блэк-Рок, чтобы довести начатое дело до пепла — так фестиваль обрел свое современное местоположение. Год за годом он обретал и другие свои атрибуты: в 1990-м там сыграл на барабанах первый музыкант, на следующий год, когда участников стало уже 600, учреждается волонтерский институт рейнджеров Блэк-Рока, а еще через год появляется первый тематический лагерь, со временем подтягиваются и художники с самыми безумными арт-проектами (сейчас желающие представить арт-проекты могут подать заявки на сбор пожертвований на официальном сайте Burning Man ). По крайней мере, так рассказывают таблички музея в Блэк-Рок-сити, но в этом городе-государстве реальное и вымышленное может переплетаться самым причудливым образом.


Блэк-Рок-сити, 1996

Что доподлинно известно, количество участников действа постоянно растет. Из-за этого и увеличивались размеры Блэк-Рок-Сити, и усложнялась его инфраструктура.

«После 1995-го, а это был мой третий «бёрн», — вспоминает издатель газеты BRC Weekly — я было думала перестать приезжать, людей стало слишком много, больше 3000». В 2013 году число гостей фестиваля перевалило уже за 60 тыс.

Ветераны движения сетуют, что фестиваль уже не тот. Но другие ветераны говорят, что «бёрнеры» начали ворчать, что «кончились старые добрые дни» еще в 1997-м, когда в городе-утопии Блэк-Рок-сити, появляющемся из ниоткуда и вникуда исчезающем, запретили ездить на автомобилях (теперь это право есть только у арт-машин) и иметь при себе огнестрельное оружие. «Старые добрые времена» продолжали заканчиваться ежегодно. В 1998-м у созданных трейлерами и платками улиц появляются номера и названия, а фестиваль впервые объявляется тематическим. На следующий год «Горящий человек» перемещается в свое современное положение — становится центром организованного на манер часового циферблата города (он же плайя от испанского «пляж», также использующегося на американском Западе для обозначения лож высохших озер, чем и является пустыня Блэк-Рок) с названиями по 15-минутным расходящимся от фигуры секторам и буквенными именами (по кольцу), тогда же участники лишаются еще одного ритуала — подъема фигуры совместными усилиями.


Данил Головкин

По поводу того, какие же «бёрнеры» настоящие, а какие нет, и что кого раздражает в современном Блэк-Рок-сити, в моем отныне любимом издании и единственном чтиве за последнюю неделю — уже упомянутом BRC Weekly (в газете, кстати, всего восемь полос формата А4, но конкурирующее издание — раздаваемая на въезде газета Black Rock Beacon — куда скучнее) по поводу этого разворачивается даже колко-ироничная полемика контрибьюторов.

«Burning Man — это фестиваль, который посещаешь для трансформации и в поиске убежища от земной жизни. Цель этого недельного утопического путешествия — с достоинством покинуть плайю, не оставив следов своего пребывания и изменить свое отношение к реальности. Проще говоря, это безглютеновый, с активированным углем и часто усиленный химическими элементами коктейль для очистки души.

В песках пустыни Блэк-Рок смешиваются нации, субкультуры, собираются любители психоделики... самый гуманистический аспект всего этого — смешение разных экономических классов: технические гении вроде Илона Маска и Марка Цукерберга, эксцентричные селебрити вроде Пи Дидди c его знаменитым розовым зонтом оказываются тут рядом с ребятами, которые считают, что целительные кристаллы и оливковое масло способны вылечить фибромиалгию».


Данил Головкин

Цукерберг и Маск по классификации автора — это the one-percenters с их «супер-упакованными RV (жилыми автофургонами — прим. ред. ), водой Fiji и бельем из египетского хлопка». «Они ведут себя как диджеи-суперзвезды, которым пришлось лететь коммерческим рейсом, а не частным бортом, но уверены, что это лишь временное лишение». Газета проходится и по ветеранам фестиваля, которые «непременно скажут вам, что все закончилось в 1996-м». Среди других раздражающих контрибьютора газеты Остина Геббиа (и в своем раздражении он часто справедлив и невероятно ироничен) — модели в поисках объектива Энни Лейбовиц («sparkle ponies»), техно-снобы, которые разок побывали в Бергхайме, но называют его своим домом, the stardust vagabonds («органические сыроедческие веганские души без ГМО, которых в пустыню привела сама Вселенная») и европейские туристы, которые привозят на плайю «17 автобусов, лодку, такси и Ноев ковчег».

Как в настоящей демократической газете, другой контрибьютор под забавным ником — Shutterslut — оппонирует предыдущему оратору на соседней странице: «Если ты не работаешь на one-percenters, то какая тебе разница, что творится за стенами их RV... тот факт, что Марк Цукерберг в прошлом году пожадничал и в его кэмпе всем желающим давали только половинку сэндвича с сыром, а не целый, правда разрушило твой бёрн?!»

Издатель Адриан Робертс резюмирует в своей колонке: «Как в большинстве вещей в мире, главное тут — сохранять баланс».


Данил Головкин

Ну и последняя цитата из BRC Weekly , из раздела «Подслушано на плайе» : «Я говорил, что ты увидишь то, чего никогда не видел раньше, но я вовсе не утверждал, что тебе понравится». Вообще, что же такое Burning Man , что ты тут увидишь, зачем эта куча самого разного народу приезжает на плайю и почему им это нравится — вопрос из разряда «Кто виноват?» и «Что делать?». На него сложно ответить и до, и после «бёрна». Один из арт-проектов этого года был даже посвящен тому, кто такой этот Burning Man : три художника сидели в черном кубе чуть ли не сутками и выслушивали ответ всех желающих на данный вопрос, а потом должны были резюмировать и выдать некий универсальный ответ. Не удивлюсь, если ответом будет что-то вроде «все это групповая галлюцинация».

Нереальное начинается еще до попадания в пустыню. Сначала, кто бы ты ни был — бродяга-веган или Цукерберг — тебе надо озаботиться билетом и вещами из списка выживания «бёрнера». Конечно, за Марка это может сделать армия ассистентов, но без этих вещей соваться в пустыню смысла не имеет. Я, а это был мой первый «бёрн», была уверена, что еду на некий рейв-фестиваль-тотальную арт-инсталляцию в пустыню, куда главное взять много невероятных костюмов, пока не прочитала этот список. Чтобы вы точно поняли, насколько я не понимала, куда вообще еду: я прикупила сапоги Rick Owens , чтобы ходить по плайе (редкая обувь способна пережить «бёрн», а я, к сожалению, пока сильно беднее Цукерберга и не могу позволить себе выкинуть такие ботинки через несколько дней).

Среди же на самом деле необходимого из списка: лыжная маска (кстати, если соберетесь, берите с желтым фильтром — идеально для песка), средства от загара с максимальной защитой, кружка с напечатанным или приклеенным ID, термобелье, пуховик, влажные салфетки, внушительное количество лекарств, яркий фонарь, респиратор, герметичная защита для телефона и прочей аппаратуры, спальник, велосипед и много других разной степени неожиданности предметов. Нам часть экипировки обеспечивал лагерь, но остальное из списка все приобретали самостоятельно. В спортивном магазине, где я приобрела большую часть, на меня изумленно уставился продавец: «Вы куда вообще собрались с такой странной экипировкой?» — «В пустыню». — «И что вы там будете делать?» — «Не знаю». Он решил, что я не в себе, и не без оснований, но я правда плохо себе все представляла. Я знала, что меня в свой лагерь пригласил венчурный инвестор и сооснователь компании SDV entures Дмитрий Волков. Два года назад он уже делал тут арт-лагерь с Олегом Куликом, теперь — с Андреем Бартеневым. И что мы будем не просто наблюдать за всем, а станем непосредственными участниками: Бартенев сделал для всех костюмы и ожидается некий подготовленный Андреем совместно с Дмитрием перформанс с нашим участием. Более никаких деталей. И пугающий список вещей для выживания. И не менее пугающая информация о том, что днем в пустыне жара за +40, а ночью температура опускается до плюс пяти (а по ощущениям и того ниже), и что мелкий песок Блэк-Рока проникает везде и всюду.


Дмитрий Волков и Андрей Бартенев

Данил Головкин

Чтобы окончательно себя добить, я прочла рассказы и интервью о событии с прошлых «бёрнов». Что меня поразило, ни у одного из людей, казалось, не было энтузиазма вернуться в пустыню снова и звучали многие рассказы как свидетельства выживших (возможно, мой страх сделал за меня выборку текстов).

Но страх и сапоги Rick Owens остались дома, а я полетела в пустыню. Вернее — сначала в Лос-Анджелес, а потом в город-казино Рино, из которого свой путь в Блэк-Рок-сити начинают большинство «бёрнеров». Многих из них, кому совсем невтерпеж начать самовыражаться, можно опознать уже у багажной ленты, а потом не раз встретить в отеле и на улицах. В Рино все напоследок хорошенечко моются, забирают арендованные RV, запасаются продуктами и средствами первой необходимости, ну и просто слоняются по довольно симпатичному, особенно в части без казино, провинциальному городишке в 40 минутах езды от знаменитого озера Тахо и в окружении множества лыжных курортов. Тут находится одно из производств Tesla и скоро откроется офис Google , так что Рино местечко зажиточное. Живет здесь около 300 тыс. человек, и, кстати, ни один из встреченных нами на вопрос, были ли вы на Burning Man , не ответил положительно.

Мы с двумя участниками нашего лагеря, пока большая часть группы, прилетевшая в Рино раньше, закупает продукты и проклеивает окна RV от попадания песка, решаем перед выездом в неведомое хорошенько поесть и докупить то, что забыли. Вопрос еды решает аутентичное вьетнамское кафе Golden Flower (в него же мы и побежим первым делом, как вернемся из пустыни). Докупаем лекарства, протеиновые батончики, снеки, фляжки (кстати, невероятно полезный предмет, и ID лучше бы перевести или наклеить прямо на него, потому что как выясняется, нужен этот пункт из списка необходимого, чтобы тебе наливали алкоголь в барах). Докупаем еще и теплых эстрадных вещей в Antiques & Treasures — магазине винтажа, делающем, наверное, половину своей выручки перед Burning Man , и эстетской бижутерии в Hudson Vintage , где по сходной цене можно купить хоть Tiffany 1940-х, хоть Lanvin 1990-х.


Данил Головкин

На следующий день выезжаем с группой «второй заезд» караваном из нескольких RV. Большая часть тут впервые, так что особо попугать или ободрить себя подробностями предстоящего не получается. Как ни удивительно, впервые едет на фестиваль и Андрей Бартенев. Хотя, как потом станет очевидно, он должен бы быть почетным гражданином Блэк-Рок-cити. Когда другие люди вырываются из серого дома и радикально самовыражаются в пустыне, этот великолепный художник-эксцентрик убегает из нашего скучного мира домой в яркую и удивительную вселенную Burning Man .

Из необычных предметов, путешествующих с нами на RV — гигантская надувная фигура зеленого инопланетянина (ее мы по просьбе Бартенева привозили с главредом GQ Игорем Гараниным и фотографом Данилом Головкиным, с которыми летели вместе из Москвы) и арфа. Вернее — две. Одна классическая и одна электроарфа с надевающейся на манер рюкзака колонкой. Везет их известный арфист и композитор Александр Болдачев. И все это и многое другое — для перфоманса нашего арт-лагеря — «Aliens? Yes!» по адресу 9:15 Fire. Мы будем устраивать шествие пришельцев под аккомпанемент арфы, сами тоже будем играть на неких загадочных инструментах. «Там будут такие палки, ими надо будет махать и издавать звук, — инструктирует Бартенев. — Саша, арфист, научит всех правильно махать».

От Рино до Блэк-Рока — 150 км, ехать без пробок 2,5-3 часа, но на подъезде к Burning Man пробки образуются просто гигантские. Мы простояли на въезде часов пять. За это время изучаем свой RV. Я интересуюсь экономикой поездки у соседей по лагерю. Арендовать 8-местный RV, жить в котором комфортно не более чем впятером, на неделю Burning Man обойдется в 3-4 раза дороже, чем в обычное время (от $2 тыс. по официальным данным, но более $10 тыс. — по опыту), но это только часть трат: еще аренда лагеря за сумму от $150 до десятка тыс. с человека (так, по данным Bloomberg в $16 500 было оценено проживание в частном лагере с кондиционерами и wi-fi в 2014 году), если не хочешь бесплатно спать в гамаке на пирсе или на пенке в Центральном лагере, пропуск на машину ($80), билет (от пары сотен до $1200 в зависимости от того, участвуете ли вы в лотерее или покупаете билет без нее, и есть ли у вас льготы), ну и прочие траты на провизию.


Данил Головкин

Правда, товарно-денежные отношения закончатся при въезде на плайю: далее деньги вам понадобятся, только чтобы купить кофе и лед в Central Camp Cafe или оплатить услуги по заполнению и откачке воды и работу ассенизаторов в своем RV (последние — короли пустыни).

В пробке осваиваем и главный навык: учимся экономить эту самую воду, ведь запасы ее в баках ограничены, ну и вообще, первое правило пустыни — не проливать ни одной капли воды зря (лить воду, особенно грязную на песок, тут вообще самое тяжкое преступление). Не менее тяжкое преступление — мусорить, все свое надо носить с собой, утилизировать в собственном лагере и вывезти из пустыни в конце.

Часам к восьми мы оказались в лагере, выглядит территория и все окружающее сюрреалистично, но не опасно. Пустыня быстро объясняет, зачем нужны респираторы и маски: поднимается буря и мужчины лагеря собираются держать палатку-кухню. Со стороны смотрится занятно, примерно как в мультфильме «Ветер» Роберта Лоэбела.

Вечером идем гулять и смотреть арт-объекты. Находятся они в незаселенной части плайи, по ней же ездят самые невероятные арт-кары, на которые можно запрыгнуть и прокатиться. Есть очень красивые инсталляции вроде «The Tree» со светящимися лепестками, но в целом первое впечатление —​ Диснейленд для взрослых. Очевидно, что надо находить правильные места и участвовать во всем. Вообще же участие — один из главных принципов «бёрнера», здесь нельзя быть пассивным зрителем, надо непременно что-то привносить. Кто-то читает лекции или гадает на Таро, кто-то угощает пиццей или коктейлями, устраивает перформансы или концерты. Чего только не найдешь на гигантской территории Блэк-Рок-сити. Burning Man для каждого свой. Если спросить того, кто бывал, то кто-то скажет, что тут много арта, кто-то расскажет про шаманов, кто-то про секс-наркотики-рок-н-ролл. На деле — сюда приезжают 60-70 тыс. человек и создают на неделю антиутопический мир, в котором есть все: искусство, рейвы, оргии, а также утренняя йога, чайные церемонии, барбекю и мастер-классы по оригами. Каждый выбирает свое. Ты можешь заранее посмотреть, что тебе интересно, по выдаваемой на въезде книжке или мобильному приложению iburn . А можешь просто довериться моменту — и это самое интересное. Наметить лишь начало маршрута, а потом ходить или ездить на велосипеде по огромной территории, следуя советам случайных встречных или просто двигаться на огоньки.

Для кого-то все происходящее напоминает «Безумного Макса» , но для русского человека все это несомненно — «Кин-дза-дза» . И эстетически, и потому что условные спички стоят куда дороже денег.


Данил Головкин

Утром второго дня помогаем Андрею Бартеневу развешивать костюмы и выбираем реквизит себе. Я быстро втягиваюсь. «Ты выбираешь мои любимые вещи», — говорит Андрей. Он готовился к поездке на фестиваль три месяца, на месяц вообще закрывал свою галерею «Здесь на Таганке» и делал там временную Burning Man Station . На плайю он привез 40 чемоданов костюмов — и для шествия, и для нашего самовыражения вне его.

Наш лагерь поначалу напоминает пионерский. Формируются сообщества и коалиции, объединяет и увлекает всех только выбор костюмов. Беру себе золотое короткое платье с быками и кепку с золотым петушиным гребнем. Мне кажется, что выгляжу я крайне экстравагантно (к последнему дню меня будет удивлять этот неприметный casual-наряд). В таком виде отправляюсь на велосипеде смотреть арт-объекты на плайе днем, до самой жары — и лично мне они при солнечном свете нравятся гораздо больше.

Возвращаемся в лагерь, Бартенев все еще продолжает что-то разбирать. В шатер периодически заходят люди и спрашивают, не раздача ли это костюмов (а отдавать или менять вещи — еще одна традиция «бёрнеров»). Объясняет, что это реквизит лагеря, но дарит каждому мелочи, чтобы не расстраивались. Я втягиваюсь в процесс и беру у Бартенева много пластиковых бус, чтобы дарить встречным. Тут так принято.

Тем временем Бартенев переходит к украшению лагеря. Многие берутся ему помогать. Один из элементов декора палатки-столовой — зеленые флажки, кто-то режет обнаруженные цветные нитки и развешивает флажки на них. Как выяснится потом, это были струны для арфы стоимостью около €800. Хорошо, что есть запасные — перформансу все же быть.

Ночью снова идем гулять, уже ответственнее подойдя к вопросу наряда: на мне что-то сложносочиненное поверх другого эксцентричного, куча аксессуаров, ободок с головой пришельца и накладные ресницы в виде перьев. Вообще, накладные ресницы и самые невероятные светящиеся аксессуары для ночи надо бы добавить в список предметов первой необходимости (последние, кстати, и правда сильно обезопасят жизнь, когда ты идешь или едешь на велосипеде по темной пустыне от одного арт-объекта к другому или курсируешь между рейвами: без огоньков тебя могут не заметить и попросту сбить).


Данил Головки

Мне хочется добавить к костюму еще и шубу, которых Бартенев привез несколько десятков, но нам одновременно не везет и везет с погодой — ночью очень тепло. Как рассказывают нам старожилы, впервые с 2006-го. Двое мужчин за 50 на фестивале уже 17-й раз и на их памяти это всего второй случай такой жары.

Тут вообще много «бёрнеров» в возрасте, и не все из них ветераны, некоторые начали радикально самовыражаться уже в солидном возрасте. Самым же молодым «бёрнерам» на вид лет по шесть. Пока я думаю о присутствующих тут детях, мы в ночи на гигантской овце пересекаем пустыню. Проезжаем скалодром с баром на вершине. По стене карабкается мужчина в костюме розового плюшевого зайчика с непубликабельной надписью на спине. Почему-то думаю, что он клерк, и какой, должно быть, кайф, когда ты 358 дней в году сидишь в офисе, превратиться на семь в зайчика, который лезет к бару по отвесной стене.

Дмитрий Волков советует смотреть плайю не ночью, а на рассвете — и свет самый красивый, и с вечеринок в разных состояниях измененного сознания по пустыне возвращаются самые стойкие рейверы. Забегая вперед, скажу, что мы отправимся на плайю на рассвете через пару дней с девушкой из нашего лагеря. Более того, мы возьмем коврики для йоги, наденем костюмы пришельцев и пойдем заниматься к инсталляции в виде гигантского розового фламинго. И ничего слишком странного или экзальтированного в этом не будет. Тут этим не шокируешь и не привлечешь внимания, можешь только вызвать улыбку, одобрение, тебе скажут, как это красиво. И это «красиво» может быть про асану, а не костюм. Могут обнять. Объятия тут вообще одна из главных валют, а главная ценность Burning Man — люди. Те, что хоть на неделю могут построить мир, живущий совсем по иным принципам. Мир, в котором не мусорят и по-настоящему берегут воду. Мир, в котором не работает ни телефон, ни интернет, ни просто связь (в очереди за кофе парень в дредах кричал: «Что вы уставились в свои телефоны? Трамп, к сожалению, все еще президент и больше не нужно ничего знать из новостей»). Здесь деньги стоят очень мало. Конечно, если ты живешь в условиях комфорта RV, ты уже потратился, но речь не об этом. Очень показательный пример — кафе с платным кофе. Пару лет назад в это кафе утром и вечером приходили парни и ставили коробку с $500, разменянными купюрами по $5 — «на ваши напитки». И так каждый день.


Данил Головкин

Рассказывает мне эту историю волонтер из Мичигана (а исторически — из Ленинграда), который уже далеко не первый год прилетает сюда на самолете и предлагает прокатиться на нем по плайе любому желающему. И он тут такой не один — бесплатные экскурсии предлагают многие пилоты.

Волонтер из Мичигана дарит нашивки и резюмирует ситуацию с кофе: услуги портят Burning Man .

Другой случайный встречный, фотограф из Чикаго, который ездит сюда с 2009 года, считает иначе:

«Люди говорят, что все портится, потому что приезжают первый раз и верят в идеальный мир, восхищаются им. Потом возвращаются и видят, что мир не идеален, и начинают говорить, что все портится. Но те, кто приезжают первый раз, по-прежнему в восторге. Burning Man меняется и остается таким же. Он растет и становится разнообразнее. В первый год я составил список всего, что хочу увидеть, а потом просто выкинул его — тут надо go with the flow ("пустить все на самотек")».

Нас это go with the flow заносило то к карусели, то на «шоу поедания бобра» (как по ошибке перевела сначала найденное в книжке эротическое представление девочка из нашего лагеря, не разобрав американский сленг), то в храм мертвых. Последний — впечатление удивительной силы. Среди шума вечеринок и перформансов, гула арт-машин, разъезжающих по пустыне, ты оказываешься в абсолютной тишине этого храма. Memento mori.

На третий день мы устраиваем первое шествие инопланетян. Бартенев, кажется, немного нервничает. Волков спокоен и размахивает флагом. Мы учимся играть на странных предметах, которыми надо довольно интенсивно махать, чтобы они издавали потусторонний звук. Идем к статуе «Горящего человека» , который в нынешнем году установлен внутри деревянного храма (тема года — Radical Rituals ), колонной. Замыкают ее несущие гигантскую надувную голову пришельца, а возглавляет — сам Волков с флагом на древке. Смотреть на все происходящее сквозь сетку маски пришельца под звуки странной штуковины и прекрасной арфы было одним из самых сильных впечатлений. Мы устроили мощную конкуренцию Area 51 .

После спрашиваю Волкова, как ему тут. Говорит, для него все не как для простого «бёрнера» — очень много подготовки. На плайе, он уверен, создается уникальная ситуация: тут накрывает физически и психологически, и из-за радикального самовыражения, и из-за по-настоящему тяжелых условий пустыни.

«Когда я возвращаюсь отсюда, резко начинается работа и нет периода выхода, — продолжает Волков, — но остаются фото, потом воспоминания всплывают».

С Бартеневым до подготовки к Burning Man , как выясняется, они друг друга лично не знали, хоть и было много общих знакомых. «А еще я хотел приобрести работы Бартенева в свою коллекцию, а теперь у них будет своя очень личная история, — продолжает Дмитрий. — Бартенев вообще очень подходит месту: он мастер перформанса».

На следующий день устраиваем второе шествие — как нам кажется, сработали мы лучше, чем вчера. И в какой-то момент я уже вообще больше зеленый человечек, чем креативный директор «РБК Стиль» или эксперт по ограненным алмазам.

Но приходится выйти из образа и сдать костюм: зеленые человечки потом поедут в Шанхай, где будет устроена выставка.

Другие же костюмы дарят нам. Какие-то вещи по бёрнерской традиции Бартенев раздает заглянувшим в кэмп — так что у некоторых «бёрнеров» есть теперь настоящие произволения искусства.

10 принципов «бёрнера»

В один из вечеров, когда все уже куда больше пришельцы, чем те, кем были до, Дмитрий предлагает представиться. «Я венчурный инвестор и философ», — говорит он, стоя в кепке с дуршлагом на голове. «Юрист», — продолжает представление мужчина в шубе с механическими плюшевыми зайцами. «Глава инвестиционного фонда», — рассказывает другой в куртке в виде дикобраза из серого фетра. И вот это все кажется куда более сюрреалистическим, чем то, что было до, когда все были просто зелеными человечками. Или когда гонялись за машиной для откачки воды из RV в попытке заманить ее в наш лагерь на велосипедах в раскрашенных краской сложной архитектуры костюмах и шапках из фольги на голове, или... Перечислять можно бесконечно долго.

Только когда уезжаешь, понимаешь, как было круто. Это лучше випассаны и вообще идеальный диджитал-детокс. Да, я начала больше следить за своим мусором и перестала постоянно хвататься за телефон в своей вечной рабочей истерике. И все это мелочи по сравнению с главными выводами и переменами, которые я оставлю как нечто интимное при себе — и это только результат первых часов вне плайи.

Вообще момент выхода в реальность из пустыни очень интересен: появление сигнала телефона, первый магазин на заправке, где надо расплатиться деньгами, а хочется по привычке подарить кассиру бартеневские бусы и его обнять.

Мне приходят три смс, пока 3G еще не включился и не посыпалось все остальное: банк о пополнении счета, мама с текстом про то, что мой друг не может мне дозвониться и очень нервничает, и рассылка от LeForm — вот она возвращается, моя реальная жизнь.

Блэк Рок Сити, или город Чёрной Скалы - это временный город посреди пустыни американского штата Невада. Он существует лишь одну неделю в году, здесь проходит всемирно известный фестиваль Burning Man. Посетители фестиваля съезжаются из разных штатов и стран, чтобы построить тут город с семидесятитысячным населением!

// levik.livejournal.com


Сегодня я предлагаю вам очень сжатый тур по самым главным достопримечательностям этого временного города.

Всю ту неделю я публиковал посты о фестивале Burning Man, который каждый год проходит в пустыне штата Невада в США. Чтоб не отвлекаться на написание этих постов, я приготовил их текст и фотографии заранее. Так что здесь будет сборная солянка из разных предыдущих лет (я был на каждом BM в 2006-2014 годах).

Кстати, чуть не забыл! Вторник у нас на плае "Tutu Tuesday", или "Вторник в Пачках". Не знаю откуда пошла эта традиция, но участники её дружно подхватили, и теперь принято наряжаться по вторникам в балетные пачки.

// levik.livejournal.com


Причём эта традиция распростроняется не только на девушек. Вот например мы с Тоней:

// levik.livejournal.com


Ну ладно, не будем слишком отвлекаться. Я же обещал вам тур!

Black Rock City (город Чёрной Скалы) принято сокращать как "BRC". Это настоящий город, рассчитаный на 70,000 человек. Он создаётся на неделю фестиваля, хотя в его создание заложено гораздо больше времени - первые "строители" приезжают сюда за месяц. На пике населённости (где-то в пятницу), он входит в десятку самых крупных городов штата Невада.

Взглянем на карту Блэк Рок Сити:

// levik.livejournal.com


Видно, что он расположен в форме неполного круга. Его улицы - концентрические круги авеню, и радиалные лучи стритов. Стриты названы в честь часов циферблата, от 2:00 до 10:00. Авеню каждый год названы в соответствии с тематикой фестиваля, но эти названия всё время идут в алфавитном прядке. Если лень запоминать, можно называть их просто A, B, C и т.д. Самая главная авеню, которая идёт вдоль внутренней кромки города называется Эспланадом. Так что адреса в городе звучат примерно так: "3:15 и C", "7:45 и B", "8:30 и Эспланад". (Кстати на всех этих местах наш лагерь стоял в прошлом.)

Сверху всё это выглядит крайне внушительно (тут 2009, с тех пор BRC стал на 40% больше):

// levik.livejournal.com


Место это крайне плоское, без каких-либо там холмов (или дюнов), зато окружённое со всех сторон горами вдалеке. Запомните - многометровая деревянная статуя человека, Мэн, стоит в самом центре большого круга. Вплоть до вечера субботы он наш главный ориентир.

Ну что, поехали смотреть на всё это снизу!

Вообще-то лучшая авеню, чтоб себя показать, и на других посмотреть - Эспланад. Там можно кого угодно встретить!

// levik.livejournal.com


Но мы не пойдём на Эспланад, а начнём с простых улиц города. Они выглядят вот так:

// levik.livejournal.com


Довольно широкие, при желании две машины могут разъехаться, но не на скорости конечно. Вообще тут водить можно только со скоростью 5 миль в час, и только специально лицензированным машинам. По сторонам стоят лагеря. У некоторых роскошные красивые шатры, у других простые палатки. Машины тоже прямо тут припаркованы.

Когда гуляешь по BRC на твоём пути постоянно попадаются какие-то задержки. Чаще всего это бары или батуты. О барах мы потом поговорим как нибудь, а с батутами и так всё ясно. Как можно не остановиться, чтоб попрыгать?

// levik.livejournal.com


Да много чего может задержать человека, идущего по важным делам. Например настольный футбол.

// levik.livejournal.com


Или батуты. Я уже говорил про батуты?

// levik.livejournal.com


Из-за того, что тут так много на что отвлечься, в Блэк Рок Сити действует понятие "playa time" - фестивальное время. То есть договариваемся на 12:00, но на самом деле это может значить и в 12:30, и в 14:00, и вообще послезавтра.

Вот, пришли. Это Центральный Лагерь, Center Camp. Он находится на Эспланаде и шести часах (на карте виден маленький круг внутри большого города). Лагерь представляет собой огромный круглый шатёр. Ходят слухи, что это самое крупное в мире здание на растяжках, не знаю насколько это правда.

// levik.livejournal.com


Вокруг Центер-Кэмпа припарковано куча велосипедов - важно запомнить, где оставляешь свой, чтоб потом найти. А яркие флаги, установленные на крыше видны далеко с плаи. Это второй надёжный ориентир после Мэна, его преимущество в том, что он не сгорает в конце недели.

// levik.livejournal.com


Внутри, под тенью потолка просторно и не жарко (так как структура обдувается ветром со всех сторон). Здесь можно посидеть отдознуть от знойного дня. Более того, здесь работает единственное на всём фестивале кафе, где можно купить кофе, чай, лимонад и другие напитки. Спиртного тут нет, и просить у них просто воду тоже не сильно прилично.

// levik.livejournal.com


В самом центре строения находится сцена, на которой постоянно проходят какие-то выступления. Акробаты, жонглёры, капоэристы - их можно встретить здесь круглосуточно!

// levik.livejournal.com


Сбоку есть ещё одна сцена для выступлений музыкантов и прочих представлений. В 2009 году труппа всемирно известного клоуна Славы Полунина показала здесь своё знаменитое шоу в варианте "Slava"s Dust Show".

October 16th, 2016 , 10:02 am

Блэк Рок Сити, или город Чёрной Скалы - это временный город посреди пустыни американского штата Невада. Он существует лишь одну неделю в году, здесь проходит всемирно известный фестиваль Burning Man. Посетители фестиваля съезжаются из разных штатов и стран, чтобы построить тут город с семидесятитысячным населением!

Сегодня я предлагаю вам очень сжатый тур по самым главным достопримечательностям этого временного города.

Всю ту неделю я публиковал , который каждый год проходит в пустыне штата Невада в США. Чтоб не отвлекаться на написание этих постов, я приготовил их текст и фотографии заранее. Так что здесь будет сборная солянка из разных предыдущих лет (я был на каждом BM в 2006-2014 годах).

Кстати, чуть не забыл! Вторник у нас на плае "Tutu Tuesday", или "Вторник в Пачках". Не знаю откуда пошла эта традиция, но участники её дружно подхватили, и теперь принято наряжаться по вторникам в балетные пачки.

Причём эта традиция распростроняется не только на девушек. Вот например мы с Тоней:

Ну ладно, не будем слишком отвлекаться. Я же обещал вам тур!

Black Rock City (город Чёрной Скалы) принято сокращать как "BRC". Это настоящий город, рассчитаный на 70,000 человек. Он создаётся на неделю фестиваля, хотя в его создание заложено гораздо больше времени - первые "строители" приезжают сюда за месяц. На пике населённости (где-то в пятницу), он входит в десятку самых крупных городов штата Невада.

Взглянем на карту Блэк Рок Сити:

Видно, что он расположен в форме неполного круга. Его улицы - концентрические круги авеню, и радиалные лучи стритов. Стриты названы в честь часов циферблата, от 2:00 до 10:00. Авеню каждый год названы в соответствии с тематикой фестиваля, но эти названия всё время идут в алфавитном прядке. Если лень запоминать, можно называть их просто A, B, C и т.д. Самая главная авеню, которая идёт вдоль внутренней кромки города называется Эспланадом. Так что адреса в городе звучат примерно так: "3:15 и C", "7:45 и B", "8:30 и Эспланад". (Кстати на всех этих местах наш лагерь стоял в прошлом.)

Сверху всё это выглядит крайне внушительно (тут 2009, с тех пор BRC стал на 40% больше):

Место это крайне плоское, без каких-либо там холмов (или дюнов), зато окружённое со всех сторон горами вдалеке. Запомните - многометровая деревянная статуя человека, Мэн, стоит в самом центре большого круга. Вплоть до вечера субботы он наш главный ориентир.

Ну что, поехали смотреть на всё это снизу!

Вообще-то лучшая авеню, чтоб себя показать, и на других посмотреть - Эспланад. Там можно кого угодно встретить!

Но мы не пойдём на Эспланад, а начнём с простых улиц города. Они выглядят вот так:

Довольно широкие, при желании две машины могут разъехаться, но не на скорости конечно. Вообще тут водить можно только со скоростью 5 миль в час, и только специально лицензированным машинам. По сторонам стоят лагеря. У некоторых роскошные красивые шатры, у других простые палатки. Машины тоже прямо тут припаркованы.

Когда гуляешь по BRC на твоём пути постоянно попадаются какие-то задержки. Чаще всего это бары или батуты. О барах мы потом поговорим как нибудь, а с батутами и так всё ясно. Как можно не остановиться, чтоб попрыгать?

Да много чего может задержать человека, идущего по важным делам. Например настольный футбол.

Или батуты. Я уже говорил про батуты?

Из-за того, что тут так много на что отвлечься, в Блэк Рок Сити действует понятие "playa time" - фестивальное время. То есть договариваемся на 12:00, но на самом деле это может значить и в 12:30, и в 14:00, и вообще послезавтра.

Вот, пришли. Это Центральный Лагерь, Center Camp. Он находится на Эспланаде и шести часах (на карте виден маленький круг внутри большого города). Лагерь представляет собой огромный круглый шатёр. Ходят слухи, что это самое крупное в мире здание на растяжках, не знаю насколько это правда.

Вокруг Центер-Кэмпа припарковано куча велосипедов - важно запомнить, где оставляешь свой, чтоб потом найти. А яркие флаги, установленные на крыше видны далеко с плаи. Это второй надёжный ориентир после Мэна, его преимущество в том, что он не сгорает в конце недели.

Внутри, под тенью потолка просторно и не жарко (так как структура обдувается ветром со всех сторон). Здесь можно посидеть отдознуть от знойного дня. Более того, здесь работает единственное на всём фестивале кафе, где можно купить кофе, чай, лимонад и другие напитки. Спиртного тут нет, и просить у них просто воду тоже не сильно прилично.

В самом центре строения находится сцена, на которой постоянно проходят какие-то выступления. Акробаты, жонглёры, капоэристы - их можно встретить здесь круглосуточно!

Сбоку есть ещё одна сцена для выступлений музыкантов и прочих представлений. В 2009 году труппа всемирно известного клоуна Славы Полунина показала здесь своё знаменитое шоу в варианте "Slava"s Dust Show".

А ещё тут выставляется куча разных художесвенных работ. Каждый год разумеется что-то новенькое.

Да и вообще, именно в Центральном Лагере можно встретить самых изощрённо одетых персонажей. Люди, которые долго старались над своими костюмами, обязательно зайдут в Центер-Кэмп, чтобы пощеголять результатами труда.

Много народу приходит сюда для того, чтоб просто вздремуть в теньке.

Перед главным входом в Центр-Кэмп каждый год ставят какие-нибудь красивые ворота или арку.

Ночью они обязательно подсвечиваются, чтоб указать дорогу участникам.

Бывают года, когда очень даже ярко подсвечиваются! (Тут 2012.)

Кстати, не знаю заметили ли вы, но Центр-Кэмп был полностью скопирован в седьмом эпизоде Звёздных Войн. Он там появляется как поселение на пустынной планете Джакку. Любой, кто хоть раз был на Бёрнинг Мэне сразу же узнал его. У него даже ворота при входе такие же (и чисто декоративные).

Смотрите: снаружи вылитый Центральный Лагерь.

И внутри тоже! Оставим это на совести компании Лукаса и Диснея. Мне не жалко.

Если вы когда-то будете на БМ, важно поминть, что Центр-Кэмп - это место, где всегда можно встретить друзей, или дружелюбных незнакомцев. Перформансы и кафе работают круглосуточно, так что если вам вдруг на Бёрнинг Мэне стало скучно, смело направляйтесь сюда, на 6:00 и Эспланад.

Направимся от Центр-Кэмпа вдоль шестичасового бульвара прямо к фигуре Мэна. Бульвар пересекает внутреннюю Плаю (inner playa), всего таких бульвара четыре: вдоль трёх часов, шести, девяти и двенадцати. Последний ведёт от статуи Мэна к храму, ведь там города нет. До храма мы ещё доберёмся.

Сама статуя Мэна каждый год выглядит немного по-разному. Меняют размер, и постамент, хотя общие черты остаются, особенно его характерная голова. В 2014 постамента вообще не было, а сам Мэн был выше обычного (заглавное фото в этом посте). Как бы то ни было, его макушка обычно находится на высоте примерно 30 метров.

В постаменте Мэна всегда устраивают что-нибудь интересненькое. Наприемр в на фото выше, в 2013, была многоэтажная летающая тарелка с разными инсталляциями внутри. А в 2009 под Мэном стояло вот такое странное строение из нагромождённых казалось бы в случайном порядке досок.

Посещать постамент Мэна стоит до пятницы, потом его закрывают, чтоб приготовить к сожжению в субботу. Да, каждый год все эти красивые постаменты сгорают вместе с самим Мэном. О том, как сжигают Мэна я написал отдельно .

До весьма простых. Дверь в никуда - может немного избито, но всё равно неплохо.

Как я уже говорил, все их посмотреть очень трудно, а показать всё, что я видел за 9 предыдущих поездок просто невозможно, поэтому буду класть фото только некоторых.

Продолжаем двитаться от Мэна в сторону 12:00 (там есть прямой бульвар), и приходим наконец к Храму. Центр-Кэмп - Мэн - Храм, вот главная ось Блэк Рок Сити. Они расположенны вдоль одной прямой, и являются самыми важными объектами фестиваля Burning Man.

И если Мэн дал этому событию название, то Храм каждый год фестиваль заканчивает. Именно его сожжение в воскресенье служит церемонией закрытия БМ.

То, что такие красивые здания каждый год сжигают, кажется порой кощунственным, но в этом вся задумка - ничего не вечно, а на следующий год можно построить новый, столь же красивый, но при этом совершенно другой.

Если Мэн более менее похож сам на себя из года в год, то храмы очень сильно отличаются. Именно по Храму легче всего понять, какой год запечатлён на фотографии Бёрнинг Мэна.

Храм - место покоя и размышления. Здесь, как и в Центр-Кэмпе всегда есть люди, но тут не принято повышать голос. Если люди и разговаривают, то шёпотом. Посетители приходят сюда подумать о своей жизни, помедитировать, или вспомнить ушедших из жизни родственников и друзей.

В этом Храме нет религии, но есть духовность. Каждый приходит сюда по совим причинам. Некоторые молятся богу, дригие в него не верят. Люди пишут на стенах пожелания и имена умерших, клеют их фотографии. Например в 2013 году сотрудники Яндекса принесли сюда фото умершего тем летом главы компании, Ильи Сегаловича.

За Храмом начинается открытая плая (outer playa). Тут тоже натыканны инсталляции, но они более редкие. Зато, тех, кто до них всё же дошёл награждает чувство достижения.

От конца территории фестиваля до центрального лагеря около трёх километров. Про то, как посетители передвигаются на такие расстояния, я написал отдельно .

А совсем на другом конце плаи, прямо снаружи внешнего кольца BRC (в районе 5:00) находится аэропорт Блэк Рок. Разумеется в городе на 70,000 человек должен быть свой собственный аэорпорт!

Тем более, что многие состоятельные посетители фестиваля прилетают сюда на собственных небольших самолётах.

А ещё отсюда взлетают парашютисты. Бёрнинг Мэн считается среди них одним из более кругых мест, где можно совершить прыжок. Новичкам тут прыгать не дают, из за сильных ветров нужен богатый опыт. В ясную погоду в небе над фестивалем всегда можно увидеть несколько парашютистов.

Самая круть здесь это ночные прыжки. Их разрешают крайне редко, и только самым опытным. Такие парашютисты иногда зажигают фаеры на пути вниз, и похожи при этом на медленно падающие звёзды.

Если у вас есть друг-парашютист, который вхож в этот элитный клуб, вам может посчастливиться получить возможность взлететь вместе с парашютистами.

Выпрыгнуть из самолёта вам разумеется никто не позволит, зато это прекрасный способ посмотреть на всю пустыню сверху и Black Rock City сверху!

Удивительно то, что как только все парашютисты выпрыгнули, самолёт так резко сбразывает высоту, что порой кажется, что что-то с ним не то! Оказывается они так делают, чтоб время экономить. Я те пару раз, что сам делал прыжки в тандеме всё боялся, думал - "Ну его на фиг! Останусь в самолёте!" В итоге прыгал конечно. Но тут узнал, что если б струсил и не выпрыгнул, то дорога вниз была бы чуть ли не ещё страшнее!

Пока мы тут гуляем да летаем, приближается вечер. В городе появляются его самые фотогеничные жители - бригады ламповщиков (Lamp-lighters). На самом деле это обычные волонтёры, которые прошли специальный инструктаж, и получили форменные белые халаты с огневой кромкой.

Одни идут по городу с длинными шестами на плечах, и несут зажжённые маслянные лампы. Другие зацепляют эти лампы крюками и развешивают на столбы, которые стоят вдоль бульваров через внутреннюю плаю и вдоль Эспланада. Эти огни будут гореть всю ночь, освещая дорогу, хотя скорей всего растворятся в общем количестве света, которое будет озарять плаю в тёмное время.

Ламповщики - любимый сюжет для фотографов.

А я каждый год обещаю себе, что пойду и поволонтёрю смену в их рядах, но каждый раз но этого не доходят руки. Playa time и батуты - страшное отвлечение.

На закате вся плая, а особенно горы вокруг неё приобретают золотистый оттенок.

Здесь вообще очень красивые закаты, из за небольшой облачности, но высокого содержания пыли в воздухе, всё скрывается в красивой огненной дымке.

Когда солнце уже ушло за горы, оно ещё какое-то время продолжает подсвечивать небо и облака золотистыми лучами. Это очень красиво!

А мне пора обратно в

Black Rock City , Nevada is an ephemeral town that exists for only one week each year, during Burning Man , a radical gathering experience. At its maximum occupancy, the town has about 60,000 citizens and a post office, an emergency services crew, a volunteer police department, roads, houses, bars, clubs, restaurants, and hundreds of art installations and participatory "theme camps". After a week, the city is completely disassembled – much of it burned – leaving the stark, white desert exactly as bare as it had been when the event started.

Understand [ edit ]

Central monument of Black Rock City: The Man

Burning Man is an annual event started in San Francisco in 1986 and moved to the harsh and unforgiving Black Rock Desert of Nevada in 1990, where it continues today. The event happens each year in late August and early September, during the week before Labor Day weekend and over the weekend itself. Around 70,000 artists, partiers and eccentrics converge on the desert location – otherwise empty throughout the year – to create a temporary city on the desert lake bed ("The Playa" ). The event culminates on Saturday night when the event"s eponymous mascot – an 80-foot-tall anthropomorphic statue known affectionately as The Man – is set on fire in a huge bacchanalian party.

The Burning Man community, although widespread and anarchic, has some guiding principles (codified and exemplified in catch phrases) that make the event manageable and possible. First and foremost is the concept of "self-sufficiency". With few exceptions (see Buy below), there is "No Vending" of any kind in Black Rock City. Attendees are expected to bring along all their own food, water, shelter and any other supplies they need to live in the desert during the week. Most attendees are helpful and generous, but travellers should do as much research as possible before leaving for the desert in order to be ready.

An extension of this principle is the Leave No Trace policy; all attendees are expected to clean up any and all trash they create, including burned material, cigarette butts, sawdust or peanut shells. In previous years leftover detritus at the site of the event has caused alarm for the federal officials who provide the permits for it, and a strict policy of absolutely zero tolerance for leftover trash is needed to keep the event alive.

Burning Man is organized by a small group of volunteers and paid employees of the Burning Man organization , who deal with the local, state and federal officials in charge of the desert region, and who provide most of the infrastructure services such as emergency medical care and media relations. According to the principle of No Spectators , however, all Burning Man attendees are expected to participate in some way: by making art, by doing performances, by doing volunteer work, or just by being freaks. The idea is that spectators feel no ownership – or the consequent responsibility – for the event, while participants will consider the event their own, and will act as responsibly as if they were throwing the party themselves. In fact, they are! There"s some "us vs. them" feeling between participants and the "Org", but by and large the No Spectators concept ensures smooth operation and wide participation. A "burner" is common title or descriptor for a participant of this event and this community.

Lastly, the community encourages radical self-expression . There"s an "anything goes" atmosphere, pretty much only limited by legal and safety concerns as well as respect for other participants. Nudity is widespread – although many participants will decorate their bodies with paint or ornaments. As a component of the "anything goes" atmosphere of personal freedom and personal choice, drug use is common, though generally discreet. Furthermore, out of respect for other participants and their individual choices, it would be very unusual for anyone attending the event to ever feel any pressure towards drug use whatsoever. Alcohol, however, is plentiful, and free bars exist throughout the city. Fundamental elements of the event are individual choice and personal freedom. Numerous art projects on the Playa have an element of danger; and the use of fire in art is quite common, as well as explosives or other dangerous substances. Many participants speak later of the life-changing nature of the Burning Man experience: that the experience of self-expression changes the way they look at the world.

The City itself is laid out in a circle – centering on the Man – about one and a half miles in diameter. The center of the circle is empty desert, punctuated by large art installations. Participants live on a series of 8-10 circular streets that ring the outer edge of the circle; about 20 radial streets cross these at various points. The inner 2-3 streets are reserved for registered theme camps : groups who build large structures and installations with a particularly "interactive" point. Theme camps are open to the public for investigation and use; a typical theme camp has 20-50 members, but some grow to hundreds of campers. Some groups of theme camps agglomerate into villages , which usually share an overarching meta-theme.

The street names change each year, based on the theme of that year"s event. Combined with the fact that the city is torn down and rebuilt each year, so that different services and theme camps are located at wildly different places in the city, this makes for a lot of disorientation and difficulty in finding friends and cohorts. Participants argue that this can make travelling around the City more adventurous; it definitely leads to serendipitous discoveries. The night of the annual burning of the Man, participants take away all existing street signs as souvenirs - much like matchbooks - making navigation even more confusing.

Some things are constant, though, in an unofficial way. The radial streets are usually labeled according to clock time (e.g., "10:00" or "4:30"), and spaced about every half-hour. A large circular village known as Center Camp is (almost always) located at 6:00 on the circle; most of the Burning Man organizations services are located here. Other villages are usually placed near 9:00 and 3:00. The innermost circular street – which looks out directly to the central desert area – is called The Esplanade ; most of the bigger theme camps line this street. And, of course, The Man is always dead in the center of the City, a convenient landmark.

The Black Rock Desert is an extremely harsh environment. Temperatures are regularly over 100°F, with no natural shade, and almost zero percent humidity. Hundreds of Burning Man participants are treated for dehydration every year; all attendees should drink about 1 gallon of water per day, some of which should contain added electrolytes. More important survival information is available in the Burning Man Survival Guide , a copy of which is given to each participant.

Get in [ edit ]

Black Rock City is in the remote Black Rock Desert about 2-3 hours north of Reno , Nevada. Most travellers arrive by car, bus, truck, RV, or other motor conveyance. From Reno, take Interstate 80 east to exit 43 (Wadworth), then highway 447 north about 100 miles to Gerlach. Head east (right) at the fork in the road north of Gerlach, and exit onto the Black Rock Desert after about 11 miles (signs should be posted). The event requires all participants to hold tickets. Tickets are NOT available at the gate, they must be purchased in advance prior to arrival. Tickets run about $240-$420. Less expensive tickets are also made available through their Low Income program. For more information on acquiring tickets, look on the Burning Man website.

Attendees from locations too far away from driving usually fly to Reno or San Francisco and either rent cars or other vehicles there, or hook up with locals for rides. Rideshare boards are available on the Burning Man Web site. There are special air shuttles offered this year through Advantage Flight Solutions from Reno and the Bay Area directly to the Black Rock desert for a reasonable price.

The Green Tortoise Bus Company runs a few bus tours from San Francisco to Black Rock City during the event; food, shelter, and transportation are all provided in the tour package.

The Burner Express is a bus service offered by Burning Man to transport Burners from San Francisco and Reno to Black Rock City and back. Riding the Burner Express offers faster arrival, speedier entrance, reserved camping, and expedited departures. You can purchase one way (to or from BRC) or round trip tickets with add-ons for extra cargo and bikes. There are several departures a day from the Reno Airport and up to two a day from the Civic Center in San Francisco beginning the Saturday before the event and continuing throughout the week.

Black Rock City creates its own airport (88NV) for small private planes, run by volunteers. The field is a (very hard-packed) dry lake; most flying clubs do not allow non-emergency landings by rental planes on dirt fields. Mountainous desert regions are extremely dangerous for inexperienced and experienced pilots alike, and it"s not recommended to fly into this airport unless you are experienced with desert flying.

Get around [ edit ]

Once participants have arrived in Black Rock City, they are expected to leave their cars or other motor vehicles parked and travel around the city under their own power. Cars should only be used in an emergency, or when leaving or entering the city. Law enforcement officials and the Black Rock Rangers will stop vehicles which may result in your vehicle being ejected and stored outside the gate for the remainder of the event.

Bicycles are de rigueur for most BRC citizens; the alkali dust of the Playa causes severe damage to bikes, so bring a cheap one that you don"t care much about. A good lock is also important; many bikes every year are "accidentally" borrowed and later abandoned, or stolen outright. In 2014 Bicycles for Humanity started a project called Loop Cycles that offers bikes for use at Black Rock City and after the event are donated to communities in Africa.

Walking is also a great way to get around; although slower, it"s easier to stop and see the many sights if you don"t have a big clunky bike to park, lock, unload, etc.

Radically-altered motor vehicles called art cars are an exception to the no-cars rule in BRC. These cars – or buses, or trucks, or what have you – must be permanently and creatively altered to qualify for the exemption. They must also be licensed by the Black Rock City DMV (Department of Mutant Vehicles), and if running at night must be extremely well-lit in order to prevent human-vehicle accidents.

Many art cars have high passenger capacity and will pick up participants on the Playa for a ride, but don"t expect or demand a ride from anyone. Use caution when boarding or disembarking from any moving vehicle on-playa. While all vehicles within the event"s perimeter are required to drive slowly, this does not mean the vehicle is safe to leap from. In 2003, a participant died after falling from an art car.

See [ edit ]

The art installations and theme camps present at Burning Man change, sometimes radically, each year. Those listed below may or may not be present, or may be significantly altered. You can check the Who, When, Where guide – available at the Gate of Black Rock City or at the "Playa Info" tent in Center Camp – for locations of theme camps and other installations. (Note, though, that theme camps" descriptions are self-reported, and usually greatly exaggerate the interest-factor of the camp.)

  • The Man , mathematical center of Black Rock City. First created in 1986 by Burning Man founder Larry Harvey, this is central art piece and symbol of the Burning Man event: a 50-foot-tall anthropomorphic wooden statue with a triangle-shaped head, mounted on a pedestal or stand that changes with each year"s theme. The Man is lit by neon at night, and due to its location can be seen from most of Black Rock City. Usually you can climb up onto the pedestal and get a good view of the rest of the City from there, but ask the Black Rock Rangers at the Man before climbing up. Despite its name, the Man is purposefully androgynous, or, rather, sexless.
  • The Temple , somewhat past the Man on the main road from Center Camp. Since 2001, artist David Best has created monumental structures on the Playa in the form of 3- or 4-story temples. Although the design, name, and nominal purpose changes each year, the Temple is usually dedicated to lost friends and relatives. The Temple is a beautiful and meditative place to spend a few minutes during the day or night.

Other art can be seen in the central Playa area surrounding the Man. Typically there are 40-50 art installations of various complexity and interactivity on the central Playa. Usually, a wandering path on bicycle or on foot can turn up any number of hidden treasures; ask other participants for this year"s "must see" piece.

Do [ edit ]

Burning Man has a "No Spectators" philosophy so, theoretically, everyone should be "Doing" something most of the time. Many camps revolve around some participatory activity. There is an official calendar of events , but not everything on it happens, and many things not on it do. Some of the favorites include:

  • Yoga Several camps offer yoga sessions, both "serious" and silly.
  • Morning run
  • Body Painting
  • Fire Dancing
  • Belly Dancing
  • Seminars on anything from world affairs to love potions
  • Arts and Crafts
  • Meditation There are daily meditation sessions at sunrise and sunset
  • Weddings Legal, temporary, faux, and every other possible combination. Get married to your true love by a legal minister or marry yourself to a sock.
  • Massage - ranging from legitimate bodywork to Reiki to Rake-ie to "You look tense, let me rub your shoulders in my tent"
  • Thunderdome Watch some of the greatest warriors of our time battle for their lives
  • Roller Disco Enjoy some funk-a-fide jams as you skate the rink (skates provided for all burners)
  • Volunteer Light lanterns with Lamplighter procession starting at center camp every evening before dusk or go for a hike with Earth Guardians. Find information about volunteering at the V-Spot in center camp.

Buy [ edit ]

Burning man has a no-vending rule, which means there"s really not all that much to buy in Black Rock City. Citizens of Black Rock City are expected to adhere to a spirit of self-reliance and come to the event having prepared with shelter as well as enough food and water for the entire duration of their stay. Despite the spirit of self-reliance, most participants bring extra resources to provide to fellow burners, which includes gifting. Participants (including artists, engineers, performers, etc.) bring their skills and talents to put together camps and art pieces as gifts to the event. Although some people bring trinkets - such as pins, stickers, buttons, clothes, jewelry, doodads and tchochkees to gift to other people there - it"s genrally discouraged to gift things that do not have personal meaning and that will ultimately end up in the land fill. Gifting works best when it is thoughtful and does not have to be a physical thing.

There are four places you can spend money. One is at the Center Camp Cafe (see below) for coffee and other snacks. The others three are ice dispensaries like Camp Arctica (in Center Camp and at the 9 o"clock and 3 o"clock plazas), where Burning Man volunteers sell bags of ice at $3 a pop for participants to use. (The short lifespan of ice in the desert, even in the best of coolers, makes this an unfortunate necessity.)

Outside of these four locations, there is no officially sanctioned commercial activity due to the principle of decommodification. This means that participants should not place monetary value on what they give or exchange on the playa, as this inherently commodifies them. As a result, all sales (for profit, at cost, and at a loss) and barter is frowned upon. Although some people inevitably break these rules by trying to sell or trade items (including illegal substances), they are often taken to be tourists (those who didn"t bother to prepare or adhere to the rules of the event) or law enforcement officers trying to trick participants into illicit acts. To avoid this, participants purchase all necessary and luxury items prior to entering the event, and make do without the things they didn"t bother bring. Participants will often be pleasantly surprised by the gifts they receive on the playa, but should not expect specific items to be provided to them by other burners upon request.

Despite this ban on commercial activities, visitors will find numerous cafes, bars, shops, workshops, lessons, musical performances, and art exhibits which are free. Night life in the city is particularly lively. Volunteering and supporting these "places of business" is a great opportunity to gift back to Black Rock City. Be advised that opening hours may be limited (often found in the WWW guide given at entry to the event).

Eat [ edit ]

In keeping with the non-commercial, self-sufficient nature of Burning Man, there are (with one exception) no food stores or restaurants within the borders of Black Rock City. Participants are expected to bring in all the food they need for the week, as well as any cooking equipment needed to prepare it.

That said, many theme camps give away food on a daily basis or have special events with free food. Scan the theme camp listings and the Who What Where event guide for details. Talking to neighbors can also garner invitations to more informal meals.

  • Center Camp Cafe , Center Camp (large circular canvas tent in the middle of Center Camp circle ). Open 24 hours. Run by the Burning Man organization and staffed with volunteers, this large dusty cafe is one of the very few places in Black Rock City where money changes hands. Only specialty coffee drinks and tea drinks are available (no food). There are also musical performances at all times of day or night, as well as yoga classes and the like. You can meet veterans and newcomers alike in the Cafe. $3-$5 (per item ).
  • Dust City Diner

Что посмотреть и посетить в США, чего нельзя пропустить: "Черная пустыня" Black Rock в штате Невада

«Черная пустыня» в американском штате Невада - удивительный уголок нашей планеты, подогреваемый нескончаемым количеством вулканических образований, геотермальных источников и бассейнов - свидетельством того, что земля еще жива и пышет жаром в этих местах.

На фото ниже вы можете видеть Trego Hot Springs, бурлящие на юге черной пустыни Black Rock.

Протяженность черной пустыни составляет 110 км при ширине 32 км.


Пустыня Блэк Рок является частью высохшего доисторического озера Лаонтан, которое существовало 18-7 тысяч лет до нашей эры в ходе последнего ледникового периода.


Теперь черная пустыня превратилась солончак - бессточное озеро на северо-западе штата Невада.


Песок пустыни Блэк Рок окрашен в черный цвет из-за своего вулканического происхождения.

Геотермальный гейзер Флай (Fly)

Может ли быть чудо одновременно рукотворным и природным? Увидев как горячие гейзеры под названием Флай (Fly) взмывают в облака, вы поймете, что порой вмешательство человека помогает мирозданию открыть свою красоту. Маленький геотермальный гейзер Флай в штате Невада - природно-рукотворное чудо, которое своим существованием подтверждает пословицу и поговорку: "Не было бы счастья, да несчастье помогло" и "Мал, да удал".


Знакомьтесь - это знаменитый гейзер под названием Флай (Fly). Минералы, водоросли и цианобактерии придают ему этот невероятный цвет.

Поток горячей воды гейзера Флай не прекращается ни на секунду. Гейзер постоянно выбрасывает три струи. В настоящее время его высота почти полтора метра. А если учесть окружающие террасы и природное возвышение, получится около 3,6 метров.


Когда-то давно на месте этого гейзера находилось ранчо Fly. В 1916 году владелец ранчо бурил скважину, в надежде на превращение пустыни в плодородные влажные луга, но случайно наткнулся на геотермический карман воды. Не достигнув нужной цели, скважину прикрыли. Только прошествии нескольких десятков лет (в 1964 году) кипящая вода из под земли начала пробиваться через скважину на поверхность. При этом образовался красивый небольшой фонтанчик, со временем создав эту разноцветную красоту.


Подземная вода этого бурного края полна различными минералами и водорослями. У гейзера начали образовываться стенки, он рос и креп. Минералы разукрасили это чудо в яркие цвета. Но никто не знал о нем, он был окружен болотами и затерялся среди остального ландшафта.

Все изменилось, когда некий талантливый фотограф забрел в эти края. Он подобрал удачный ракурс и сфотографировал гейзер так, будто Флай является большой горой. Фото произвело фуррор и, распространившись через СМИ, приманило к гейзеру толпы туристов.


Владельцам земель, на которых расположен гейзер, не понравилось такое нашествие любопытных, и они окружили территорию заборами и воротами. Ранчерам несколько раз предлагали продать владения, чтоб открыть доступ для всех желающих, но пока они отказываются. Поэтому для посещения этой достопримечательности необходимо заранее просить разрешение на посещение данных земель у владельцев.


Это место знаменито своими палеологическими особенностями, а также тем, что в XIX веке тут проходили пути миграции в Калифорнию. Кроме того, в этом месте часто измеряют скорость наземной и ракетной техники.


Сухая поверхность дна озера в южной части служила полигоном для установки рекорда скорости на земле. Рекорд скорости - 1 228 км/час - на одномильной (1.6 км) дистанции был поставлен Энди Трином из Великобритании на болиде «Траст SSC» в пустыне Блэк-Рок в октябре 1997 г. Автомобиль работал на двух реактивных двигателях «Роллс-Ройс». Это первый автомобиль, который превысил скорость звука.

Фестиваль Burning Man (Горящий Человек, Бернинг Мэн) в пустыне Блэк Рок, Невада

С 1990-х годов в пустыне в Black Rock City, NV (фото выше) проводится ежегодный фестиваль Burning Man ("Горящий Человек"), который привлекает несколько десятков тысяч людей в безлюдные районы пустыни.

Burning Man ("Горящий Человек") - ежегодное восьмидневное событие, которое начинается в последний понедельник августа, в ноль часов одну минуту. Кульминация происходит в субботу после заката, когда сжигают огромную деревянную статую человека.