Михайловский сад где. История. Павильон Росси в Михайловском саду

Михайловский сад является едва ли не самым известным парком центральной части Санкт-Петербурга, и соперничать в популярности с ним может, наверное, только расположившийся неподалеку Летний сад. Свою историю Михайловский сад ведет еще с петровских времен, а участие в его устройстве принимали самые именитые мастера садово-парковой архитектуры - Бартоломео Карло Растрелли и Карл Иванович Росси.

Как добраться

Ближайшие к саду станции метро - «Невский проспект» и «Гостиный двор». Мы рекомендуем выходить на «Невском проспекте», чтобы прогуляться по набережной канала Грибоедова и полюбоваться прекрасным храмом Спаса на Крови, построенным в память об императоре Александре II.

История

В шведское время на территории Михайловского сада находились различные сельскохозяйственные постройки, поместье и охотничьи угодья. В 1712 году здесь началось строительство дворца для супруги Петра I, Екатерины. Дворец находился на месте нынешнего павильона Росси.




В 1716-1717 годах Петр I приказал создать план трех Летних садов. Первые два находились на территории современного Летнего сада , а третий располагался на месте дворца Екатерины. Как раз его частью и был современный Михайловский сад.

В 1741 году Растрелли приступил к постройке дворца на месте современного Инженерного замка. Но уже в 1796 Павел I приказал снести дворец и построить новый. Архитектором был назначен Василий Иванович Баженов, знаменитый по проектированию ансамбля московской императорской резиденции «Царицыно». В 1800 году Михайловский (Инженерный) замок был освящен.





В 1819 году Карл Росси приступает к постройке Михайловского дворца, в саду архитектором также была осуществлена масштабная перепланировка. В это же время на берегу реки Мойки был построен павильон, ныне называемый именем великого архитектора.


В XX веке сад подвергся хаотичной застройке и был изменен до неузнаваемости. Территория парка была сокращена в 1902 году в связи с постройкой храма Спаса на Крови. С 1922 года Михайловский сад назывался «садом МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Здесь располагалась площадки для выступлений и выставок, детские площадки и даже теннисный корт.
В 2000-х годах сад подвергся глобальному обновлению и восстановлению по проекту Карла Росси 1826 года. Сейчас парк относится к Государственному Русскому музею .





Недалеко от Михайловского сада находятся известнейшие петербургские достопримечательности - Летний сад , Марсово поле , Инженерный замок и, конечно же, главная магистраль города - Невский проспект.

Если кратко, в целом:

  • отличное место для спокойного отдыха;
  • возможность совместить осмотр с посещением других исторических мест;
  • в парк нельзя проехать на велосипеде, но за будкой охраны есть велопарковка.

Вид Михайловского замка из Михайловского сада.

Прекрасный образец садово-паркового искусства является одним из старейших и одновременно популярнейших парков города. И это понятно — находясь в окружении самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, Михайловский сад буквально стоит на перекрёстке всех дорог. Удивительно, но в нём гармонично сочетаются центральное местоположение и завораживающая тишина. За долгие годы своего существования сад несколько раз менял название, никогда не меняя при этом своего главного назначения - дарить отдых и вдохновение.

Историческая справка

До того как Россия отвоевала у Швеции земли, где сейчас раскинулся Михайловский сад, здесь находились охотничьи угодья одного из шведских землевладельцев. Поэтому первое время после того, как Пётр Великий подарил своей супруге Екатерине эту территорию, участок называли Шведским садом. Начав его благоустраивать — первым делом стали осушать местность. С этой целью рвом соединили две речушки, Мью (ныне Мойку) и Кривушу (на месте которой сейчас канал Грибоедова).

Незадолго до этого поблизости был заложен , который в то время делился на две части: Первый и Второй Летний. Долго не раздумывая, бывший Шведский сад переименовали в Третий Летний.

Вскоре здесь поставили увенчанный золотым шпилем дом для царицы, который тут же окрестили «Золотыми хоромами». Соответственно сад стали называть Садом Её Величества или просто Царицыным.

После этого обустройство парковой территории стало набирать обороты. В те годы сад был гораздо больше и простирался почти до . К югу от «Золотых хором» вырыли пруды, в которых стали разводить рыбу, восточнее устроили погреба для хранения съестных припасов и вин. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки проложили тропы для прогулок, стали высаживать кустарники и фруктовые деревья. Изюминкой Цырицыного сада стали соловьи. Привезли их сюда для заселения из лучших «соловьиных» мест Московской, Новгородской и Псковской губерний.

С 1718 года по велению Петра I уход за садом был поручен ганноверскому садовнику Гаспару Фохту, который уже зарекомендовал себя работой по закладке Аптекарского огорода, Первого и Второго Летних садов. С ним прибыла вся его семья, а также целый ряд саженцев: розы, гороховник, таволга, зеленица. Также он заказал шведские яблони, киевские грабы, соликамские кедры. Вскоре усадьбу окружал роскошный пейзажный парк в английском стиле. При хоромах были построены оранжереи, к хозяйственным постройкам (конюшне, амбару, дому садовника) проложили аллеи, которые имели вид зелёных коридоров.

В 40-х годах XVIII века у сада появилась новая хозяйка, Елизавета Петровна. Согласно её велению часть сада сделали по французской моде — то есть регулярным. Здесь дополнительно вырыли фигурные пруды, вдоль аллей расставили скульптуры, появились правильной формы клумбы и изящные павильоны.

С 20-х годов XIX века сад опять изменяется. После постройки Михайловского дворца саду присваивается его нынешнее имя. Так же к нему частично возвращается привычный стиль английского парка. К концу века, вслед за тем, как в здании дворца обосновался , сад становится общедоступным.

Неграмотное использование парка привело к тому, что к концу ХХ века он во многом утратил свой первоначальный роскошный вид. С приходом нового века в Михайловском саду начались работы по его реконструкции. Было сделано всё возможное, чтобы восстановить прекрасные ландшафты, которыми всегда славился парк.

Михайловский сад: наши дни

В настоящее время мы можем наслаждаться изумительными видами, которые нам дарит Михайловский сад. Восстановленный на 9,4 гектарах площади парк сегодня выглядит почти так же, как 180 лет тому назад. Первым делом парку вернули пруд, который был когда-то засыпан. После этого реконструировали уникальный ажурный чугунный мостик — его воссоздали по чертежу, на котором сохранился автограф великого архитектора Росси. Кстати, некоторые фрагменты этого мостика, считавшегося полностью утраченным, нашли, когда раскапывали засыпанный пруд. Сейчас Мостик Росси - единственный в Санкт-Петербурге, имеющий подлинные чугунные конструкции и арочные элементы.

Михайловский сад.

Также на набережной Мойки восстановлен Павильон Росси. Он состоит из двух квадратных комнат, соединённых изящной колоннадой. Полуколонны, расположенные на боковых частях зрительно удлиняют постройку.

В сад вернулись его типичные скамьи и ограда. Скамейки воссоздавались по старым чертежам. Была полностью отреставрирована уникальная ограда Михайловского сада - узнаваемая и прекрасная. Неповторимый внешний вид ей придают фигурные столбцы из светло-рыжего декоративного кирпича и кованая решётка с растительным орнаментом. На одном из фрагментов ограды, примерно в том месте, где было совершено покушение на императора Александра II, находится мемориальная доска, напоминающая об этом событии. Великолепие парка стали освещать установленные новые светильники, также выполненные в духе прежних времён, кроме того начали подсвечивать и некоторые деревья.

Затем пришла очередь восстановления роскошного английского луга и растительности парка в целом: в саду были разбиты новые клумбы, высажены недостающие деревья и кустарники. Всего было посажено около 3000 кустов, преимущественно цветущих видов. Площадь новых цветников составила почти 2 гектара. Некоторые из посадок, которые сильно пострадали, пришлось удалить, те же из старых деревьев, которые была возможность сохранить — подлечили. Многие из них к этому времени достигли 200-летнего возраста. Согласно историческим документам в реконструированном саду, в западной его части, восстановили липовую аллею.

Сейчас в парке произрастает более 1200 деревьев. Преобладающими видами являются липа, клён остролистный, дуб и вяз. Также имеются каштаны, лиственницы, рябины, ясени и маньчжурские орехи - каждого вида около десяти экземпляров. Кроме того, в саду можно встретить берёзу, черёмуху и яблоню. Есть два вида ив (белая и козья) и ещё три вида клёнов: татарский, ясенелистный и сахаристый.

С некоторых пор Михайловский сад стал самым «весенним» парком Санкт-Петербурга. В его цветниках ежегодно распускается множество первых весенних цветов. Здесь расцветают целые поляны из первоцветов: крокусов, мускари, нарциссов, тюльпанов. Некоторые из них высажены на аккуратных клумбах, а другие - просто буйствуют среди газона!

В любое время года торжественно и величаво выглядит обширный газон, который примыкает к Русскому музею. Для того, чтобы он приобрёл все качества настоящего английского — на нем посеяно несколько видов трав, которые дополняют друг друга.

Михайловский сад сейчас стал одним из самых ухоженных парков Северной столицы. Каждое лето в нём проводят фестиваль «Императорские сады России», на котором мастера ландшафтного дизайна делятся своими идеями. Поскольку сам парк устроен в английском стиле, стало традицией приглашать на фестивали членов британской королевской семьи.

Где находится и как добраться

  • Обычно добираются до Михайловского сада от станции метро «Невский проспект». Тогда путь к нему будет пролегать по Михайловской улице и далее через Михайловский сквер.
  • Либо опять же от метро «Невский проспект» вдоль набережной канала Грибоедова можно попасть в парк со стороны Храма Спаса на Крови.
  • Также, от станции метро «Гостиный двор» можно дойти до Михайловского сада по Садовой улице и войти в него со стороны пруда.

Михайловский сад – один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX в.в., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории – регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего К.И. Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающий Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку, подчиняясь новым веяниям моды и вкусам владельцев.

Михайловский сад в истории Петербурга

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, поместье и охотничьи угодья ротмистра Конау – об этом свидетельствует план 1698 года. В 1716– 1717 г.г. архитектор Ж-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории существующего Летнего сада. Третьим был сад, где в начале XVII века находился дворец Екатерины I. Михайловский сад входил в состав Третьего Летнего сада и назывался «шведским».

План Леблона, утвержденный самим Петром Великим был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля.

Северо-восточная часть, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части Верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца находились пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой.

Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада – сада русского Двора с плантациями в боскетах, где выращивались кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные южные экзотические растения и фрукты.

Во времена правления Анны Иоановны на территории «шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. питомником. Там же был устроен «ягдгартен» – небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

Проект Растрелли

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Ф.Б. Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Ф.Б. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, выкопаны пять прямоугольных прудов в центре. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

В 1800 году в связи с началом строительства Михайловского замка дворец Елизаветы Петровны сносится. Территория, прилегающая к замку, полностью включает «растреллиевский» и «шведский» сады. В «растреллиевском» саду сохраняются два фигурных пруда с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «шведском» саду сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда.

Третий Летний сад стали называть Верхним Летним или Михайловским. Планировка «шведского» сада и его назначение как плодового сада – в западной части и прогулочного – в восточной части не меняется. К сожалению, в таком виде ансамбль Михайловского замка просуществовал недолго. После трагических событий 11 марта 1801 года замок перестает существовать как императорская резиденция. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение.

Михайловский дворец

В 1819 году начался новый этап формирования садов. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, К.И. Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных ансамблей – проект Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом дворца. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца был высочайше утвержден в апреле 1822 года. Над этим объектом К.И.Росси работал вместе с архитектором А.А. Менеласом, которому и предписывалось немедленно приступить к воплощению проекта.

К.И.Росси сохраняет уникальную водную систему прудов Михайловского сада и Воскресенского канала Михайловского замка, дополнив ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой. Вокруг Михайловского замка по проекту К.И.Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада, которую отразил в своем проекте К.И.Росси, было сохранение планировки отдельных участков по проектам Ж.-Б.Леблона и Ф.Б.Растрелли. К.И.Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715 – 1760 годов.

Масленый луг

В Михайловском саду, перед фасадом дворца Росси расположил обширный луг («Масленый» луг) неправильной овальной формы, обрамленный аллеей, вписанный в сетку регулярной планировки. Другой типичный прием планировки “английского” сада – использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил бассейны геометрической формы в живописные пруды, берегам которых придал извилистые «природные» очертания, малые прямоугольные пруды в центре сада были засыпаны. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка – павильон с пристанью на берегу реки Мойки, расположенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I.

К.И.Росси сохранил при перепланировке систему аллей, составляющую основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников.

Михайловский сад в XX веке

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В связи с постройкой Храма Воскресения Христова (арх. И. Макаров и А. Парланд) значительно сократилась западная часть сада. В 1922 г. сад переименован в «Сад МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус городского парка. «Масленый» луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых организовывались выставки, детские площадки. В 1961 г. в саду построили городской туалет, а затем – теннисный корт. Все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья закрывали садовый фасад самого дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом исчезали черты великолепного исторического ландшафта.

Проведенные в 2000 году обследования показали, что сад находится в критическом состоянии. Проект реконструкции выполнен Государственным Институтом архитектуры (ГИА) в Санкт-Петербурге в 2001 году. За основу взят план архитектора К.И. Росси 1826 года. В соответствии с проектом саду предлагалось вернуть историческое значение комплекса Михайловский дворец – Михайловский сад. Принцип реконструкции был основан на сохранении по периметру сада регулярной французской планировки, а в центре – пейзажного английского стиля.

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!

Михайловский сад на улице Бахрушина сейчас единственный общедоступный парк в административном районе Замоскворечье. Здесь проходят районные праздники в День города, на Новый год, в День Победы и по случаю других памятных дат.

Михайловский сад был основан в XVIII веке, тогда это был обычный для Москвы частный сад в глубине купеческого владения. Точно такие же сады были по соседству, во владениях №№ 11, 16 или 21 на улице Бахрушина. В 1812 году пожар уничтожил все деревянные здания в окрестностях, и сразу же хозяева начали восстанавливать свои постройки. Именно тогда сложилась планировка купеческих садов Замоскворечья. Такой она оставалась до начала XX века. К 1898 году на краю будущего Михайловского сада стоял двухэтажный полукаменный дом с антресолями, выходивший фасадом на улицу Бахрушина (Лужнецкую). За домом были небольшие хозяйственные постройки. Сад занимал большую, восточную часть участка и выходил на современную Татарскую улицу.

В 1898 году это владение купил Митрофан Фёдорович Михайлов (1845 - после 1916). Его отец, Фёдор Семёнович Михайлов, происходил из мещан города Воронежа. В состав московского купечества Фёдор Семёнович вошёл в 1847 году. Занимались Михайловы производством шерстяных тканей. Фабрика Михайловых занимала корпуса, в которых впоследствии работала обувная фабрика "Парижская коммуна" (Кожевническая улица, 7, Кожевнический проезд, 1/6). Кроме своей промышленной деятельности М.Ф. Михайлов вёл общественную работу. Среди его должностей были и такие: член Совета Строгановского художественно-промышленного училища и совета Музея имени Александра II при училище, член совета Пятницкого городского попечительства о бедных. Кроме того Митрофан Фёдорович тратил большие суммы на ремесленное училище (1896 г. - 25000 рублей), на строительство жилых домов для рабочих и на три профессиональных училища (1916 г. - 300 000 рублей), увечным воинам Первой Мировой войны (1916 г.- 300 000 рублей).

Весной 1898 года М. Ф. Михайлов распорядился сломать все постройки на приобретённом участке. В саду остались стоять две беседки и колодец. Беседки часто делали просторные, с большими окнами, которые могли открываться в жаркую погоду. Фактически это были маленькие парковые павильоны. В такой беседке хозяин мог ночевать летом, чтоб избежать жары в перегретом доме. Часто в саду стояла небольшая баня. В 1899 году новый дом для М.Ф. Михайлова был построен. Его проектировал гражданский инженер Н.Г. Фалеев. Мы знаем дом сегодня как Центр детского творчества "Москворечье". На следующий год тот же Н.Г. Фалеев построил службы: каретный сарай, позже переоборудованный в гараж, конюшню на четыре стойла, погреб. В дальнем углу владения была теплица для теплолюбивых растений.

Дом имел в первом этаже террасу, на которую выходила дверь из столовой. С террасы небольшая лестница вела в парк. Так архитектор обеспечил дополнительную связь парка и дома. Интересно, что в наше время расширенная терраса служит сценой для выступлений во время праздников. Эта часть парка была отгорожена от Лужнецкой улицы каменной стенкой, чтоб взгляды прохожих не мешали хозяевам обедать и ужинать летом на террасе. Сегодня на месте глухой каменной ограды - главный вход в парк. В дальней части парка были устроены площадки для занятий спортом. В те годы большим успехом пользовались теннис, крокет, рассматривавшийся как спортивная игра, стояли качели, спортивные снаряды. Поблизости, у Бахрушиных, в саду был даже кегельбан (ныне боулинг).

После 1917 года, когда дом был национализирован, его занимали разные организации. Сад из частного и недоступного превратился в общественный парк. 2 мая 1942 года в Михайловском доме был открыт Дом Пионеров. Он существует под другим названием и сейчас. Сад стали называть Пионерским парком. Перед сценой, бывшей террасой, прямо по оси современного входа в парк, много лет работал фонтан: в глубокой чаше, ограждённой парапетом, стояли, прижавшись спинами, четыре морских конька. От фонтана перпендикулярно улице Бахрушина шла главная аллея, которая начиналась круглой клумбой. Одно время в центре клумбы стояла гипсовая фигура вождя - лучшего друга всех детей, физкультурников, спортсменов.

После 1991 года возникло новое название парка - Замоскворецкий парк, но оно было слишком общим, не отражало историю места и память о хозяевах сада - купцах Михайловых. Поэтому появилось и сразу завоевало популярность название "Михайловский сад". Историческая справедливость восторжествовала, память о благотворителях и организаторах большого шерстяного производства, построивших (не подозревая об этом) здание для Центра детского творчества "Москворечье", живёт на улице Бахрушина.