Трамвайная экскурсия. Экскурсия на трамвае. Интересные маршруты со столичными достопримечательностями. Чистые пруды и памятник Грибоедову

"Маршруты московские, маршруты знакомые
Засядем в "букашечку", махнем наугад:
По кругу широкому, колечку Садовому,
По улицам узеньким свернем на Арбат".


Любите ли вы кататься по городу на наземном транспорте? Я - очень! Когда есть выбор между метро, трамваем/автобусом, всегда выберу второй вариант.
Разве что-то может сравниться с неспешной поездкой по улицам города? А если общественный транспорт ещё колесит по историческому центру, когда из окна автобуса так интересно рассматривать прохожих и знакомые достопримечательности - вообще бесценно))
В любом новом месте обязательно выбираю поездку на городском транспорте, начинаю на город и людей смотреть совсем другими глазами.

Городской портал собрал интересную подборку маршрутов, для таких же ценителей, как и я. Делюсь с вами, друзья.

Самый короткий маршрут автобуса - А
Длина этого маршрута, протянувшегося от улицы Академика Зелинского до станции метро «Университет», всего чуть больше 3 километров. Пешеход со средней скоростью может преодолеть это расстояние за 30-40 минут. Но когда спешишь, не до прогулок, поэтому автобус здесь очень нужен, особенно если учесть, что основная его функция - соединить две линии метро. Делает он это шустро, так как едет по дороге, свободной от пробок. Своё движение он прекращает в 10 вечера.

Уникальный маршрут - монорельс
От метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна или обратно вы можете проехать на единственном в России монорельсе, начавшем свою работу в ноябре 2004 года как экскурсионный маршрут, ведь вдоль него расположены и вход на ВВЦ, и телецентр, и усадьба Шереметевых, и другие московские достопримечательности. Сейчас ежедневно им пользуются около 20 тысяч человек. Здесь действуют билеты метро, пересесть со станций «Тимирязевская» и ВВЦ можно бесплатно.

Маршрут трамвая «Аннушка» - А
Этот маршрут действует уже более 100 лет, и, несомненно, за это время стал самым известным не только для москвичей, но и для гостей города. Сначала он шёл по Бульварному кольцу, имеющему название «Кольцо А», которое ласково превратили москвичи в «Аннушку». Затем он несколько раз менял свой путь и сейчас начинается от Калужской площади, идёт через центр столицы до Чистых прудов. Несмотря на смену направления, название народ прочно закрепил за этим маршрутом. Некоторые читатели «Мастера и Маргариты» связывают название «Аннушка» со смертью Берлиоза, но на самом деле ничего общего у них нет. Особенность «Аннушки» в том, что в её составе работает одноименный и единственный в Москве вагон-ресторан.

Маршрут трамвая №9 с оборотом в тупике
Недалеко от станции метро «Менделеевская» находится необычный для Москвы трамвайный маршрут, поезда которого состоят из двух сцепленных вагонов, имеющих по 5 дверей с каждой стороны. Он идёт по Лесной улице к Белорусскому вокзалу. Именно большое количество людей и машин в центре, а также застройка офисами трамвайного кольца обусловили использование челночной системы «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, и двери в них открываются на две стороны.

Самый туристический маршрут трамвая - №39
Путь трамвая №39, как и «Аннушки», начинается на Чистых прудах, затем проходит по Бульварному кольцу и заканчивается у метро «Университет». И так было всегда, с момента его открытия в 1963 году. Туристическим он является потому, что, расположившись в вагоне трамвая у окошка, любой турист увидит, проезжая, а где нужно, и выходя, старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А приехав до конечной, каждый пешком может дойти до главного здания легендарного Московского государственного университета.

Самый туристический маршрут троллейбуса - №7
Некоторые москвичи предпочитают ездить троллейбусами, и если их туристы попросят назвать удобный для них маршрут, то они, конечно же, посоветуют №7. Едет он от Калужской площади (у парка Горького) до парка Победы. Уже сами эти остановки заинтересуют гостей столицы, а расположившись в троллейбусе, проезжаем по Ленинскому проспекту, далее по улице Косыгина, затем через смотровую площадку Воробьевых гор, потом у здания МГУ и по набережной Москвы-реки до Киевского вокзала, у которого сворачиваем на Кутузовский проспект и движемся до конечной. Любая остановка - возможность увидеть старинную и новую Москву.

Самый инновационный маршрут трамвая - №1 7
Какие инновации могут быть в трамвайном маршруте? А вот могут: во-первых, изоляция полотна от автомобильного транспорта, во-вторых, новая технология скрепления рельс и шпал, в-третьих, платформы для посадки и ступенька трамвая на одном уровне, в-четвёртых, посадка пассажиров производится на все двери. А в-пятых, ещё запланировано обеспечение трамваем светофорной «зелёной волны» для себя. Не верите, что это всё может быть? Проедьте на трамвае №17, который идёт по маршруту «Останкино-Медведково».

Маршрут троллейбуса «Букашка» - Б
Когда-то давно, в 1912 году, на Садовом кольце, которое называлось «Кольцо Б», место конок занял трамвай, заменённый через 25 лет троллейбусом. Его маршрут, естественно, назывался «Б», однако название «Букашка», данное москвичами ещё трамваю, стало родным и новому виду транспорта. Сейчас по внешней и внутренней сторонам Садового кольца пассажиры движутся в троллейбусах с трафаретами «Б-красная» и «Б-черная». На внешнем маршруте по субботам, заплатив за проезд ничуть не больше, чем прежде, вы станете слушателем бардовских песен.

По знакомым и не знакомым местам и поностальгировать под любимую музыку. Не важно на чём, можно пешком, на автобусе, троллейбусе или же на трамвае.

В столице России существует более 50 трамвайных маршрутов. Жители и гости Москвы первый раз прокатились на трамвае в 1899 году, с тех пор он стал любимейшим транспортом романтиков и творческих людей. Трамвай персонаж многих литературных произведений.

«Мастер и Маргарита», «Девушка без адреса», «Место встречи изменить нельзя» это далеко не все фильмы и произведения, где в трамваях происходят судьбоносные встречи и философские разговоры.

Всем знакомые и родные красно-белые вагоны московского трамвая напоминают прошлое, и как машина времени, проносят наши воспоминания в XX век.

Сегодня мы можем также прочувствовать романтику поездок на трамваях, читать любимую книгу или же подпрыгивая на стрелках любоваться Москвой.

39 трамвай – находка для туриста

39 маршрут один из самых длинных трамвайных маршрутов в Москве. «Туристический трамвай» проходит 17 километровый путь от станции метро «Чистые пруды» и до станции метро «Университет». Маршрут трамвая полностью заменяет экскурсию по различным уголкам Москвы. Проезжая по маршруту, вы увидите большое количество достопримечательностей Москвы о которых возможно вы слышали, но никак не могли посетить. Будут красивые усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками, памятники, фонтаны, старинные вокзалы и много других интересных мест. А в конце вашей экскурсии у вас есть возможность пройтись пешком до МГУ (Московский Государственный Университет).

Достопримечательностей будет настолько много, что здесь не хватит места перечислить и рассказать про каждую. Мы предлагаем узнать о некоторых из них, а с некоторыми ознакомиться во время поездки.

Чистые пруды и памятник Грибоедову


Ваше ожидание трамвая возле станции «Чистые пруды» пройдёт не скучно. Здесь вы ознакомитесь с памятником писателю, известному не только в России, но и в других странах - Александру Грибоедову. Величественный и парадный образ Грибоедова придаёт Чистопрудному Бульвару великолепие.

Яузский бульвар

На одном из красивейших бульваров Москвы трамвай проедет мимо красивых домов и церквей. Один из них красочный, ярко – голубой храм Троицы в Серебряниках.


По некоторым данным храм существует с XVI века и назван в честь мастеров серебряных изделий, которые жили в этом районе и были причастны к строительству храма.

Cталинская высотка

При выезде из бульвара, перед вами во всей красе покажется первая из семи сталинских высоток – дом на Котельнической набережной.


Дом был построен вблизи слияния двух рек – Москвы и Яузы. Проезжая по мосту у вас будет возможность хорошенько разглядеть этот знаменитый дом. С правой стороны моста откроется очаровательный вид на Кремль.

Данилов монастырь

Еще одна достопримечательность поездки – Данилов монастырь. Это место хранит в себе многолетнюю историю. Монастырь был основан 1560 году, царём Иваном IV Грозным. 1561 году близ монастыря был устроен русский лагерь, когда войска крымского хана Казы-Гирея приближались к Москве.


Кроме этого на территории монастыря происходили очень много исторических моментов, что делает его одной из уникальных достопримечательностей не только Москвы, но и всей России. Если вы хотите рассмотреть получше здания на территории монастыря, прикоснуться к истории, то вы можете сойти с трамвая и прогуляться по окрестностям монастыря.

Это всего лишь одна маленькая часть всех прекрасных мест, которые шумно и медленно проезжает 39 трамвай. Мы не будем раскрывать все тайны маршрута. Можем лишь сказать, такая поездка обязательно должна быть в ваших планах. Можно просто одному прокатиться в поисках вдохновения или же шумной компанией, вместе восхищаясь красотой Москвы и подпевая Ирине Богушевской:

«Тридцать девятый ковчег,
Сдан в аренду влюбленным парам.
И продолжает пробег,
По небесам и бульварам.
Трапеза духа, плоти трепет -
Тридцать девятый ткёт и крепит
Нити путей, летя во весь oпoр,
Не отдыхая в депо!»

Весёлого путешествия!

Получивший в народе ласковое прозвище «Аннушка», этот трамвай никак не связан с героиней булгаковского романа, да и по Патриаршим прудам никогда не проходил. Однако это не отменяет того, что за цену проездного билета вы получите поездку по многим городским достопримечательностям. Маршрут пролегает в пределах Садового кольца: по Чистопрудному, Яузскому и Покровскому бульварам. В современной столице это один из самых исторических маршрутов. Он стартовал в 1911 году и по сей день лишь немного изменил схему движения. Кстати, кондуктором здесь в своё время работал Константин Паустовский.

Ровесник «Аннушки», маршрут с запоминающимся прозвищем «букашка», раньше был трамвайным. В 1937 году трамвай сменил троллейбус, а в 2016 году на маршрут вышел автобус. Перемена транспорта на «букашку» не повлияла: автобус ходит кругом по Садовому кольцу - внешнему и внутреннему.

В расписании этого маршрута - 29 остановок. 25 из них находятся в непосредственной близости к воде, на набережных или около них. Но не только этим примечательна «семёрка». Если устроиться в салоне троллейбуса и ехать от начала до конца, из окна вы увидите Парк Горького, Парк Победы, киностудию «Мосфильм», памятники Ленину, Гагарину и многое другое. Также маршрут можно посоветовать начинающим урбанистам: пусть не досконально, но получится рассмотреть многие объекты новой Москвы.

Памятники конструктивизма, колоритные промзоны начала прошлого столетия, исторические виды Даниловского района и живописный центр столицы. Этот маршрут будто создан для путешественников во времени. Займёт увлекательное турне приблизительно час. Мимо Чистых прудов вы перенесётесь к Драмтеатру, увидите фабрику «Красные суконщики» и даже тихий центр (да, бывает и такое) Москвы.

Если вы приехали в Москву как турист, или же у вас слишком много свободного времени днём, выбирайте второй автобусный маршрут. Почему именно днём? Просто в часы пик лёгкая прогулка рискует превратиться в мучительную пытку с многочасовым стоянием в пробках. В остальное время на расстоянии фотовыстрела вы сможете рассмотреть Новый Арбат, Воздвиженку и другие символы столицы.

Любителей ночных прогулок городской транспорт тоже не оставил в стороне. Заняв место в автобусе «Н1», вы проделаете путь буквально через всю Москву, увидите Кремлёвскую набережную, Лубянку и подмосковные достопримечательности. Нелишним будет взять с собой термос с кофе - автобусы стартуют в час ночи одновременно из Шереметьево и с улицы Озёрной.

Тот случай, когда московские пространства стали вам тесноваты и хочется выбраться за город. Приусадебный вариант прогулки начинается на Белорусском вокзале и проходит через Химкинский бульвар, Волоколамское шоссе и Ленинградский проспект. По дороге, которая займёт примерно час, вы увидите историческую западную трибуну стадиона «Динамо», скрытый в зарослях кустарника Путевой дворец Петра Первого, усадьбы, а также исторические постройки.

Любители панорамных видов и высотных смотровых площадок по достоинству оценят монорельс. Проехав на метро до станции «ВДНХ» или «Тимирязевской», вы можете свободно пересесть на него, не приобретая дополнительных билетов. Дальше с ветерком промчитесь над отреставрированной территорией ВДНХ, увидите вблизи Останкинскую башню и усадьбу Шереметьевых.

Материал подготовлен проектом В Москве Группы сайтов РИА Новости >>

Лето в Москве уже подходит к концу, но за оставшиеся теплые деньки москвичи еще могут успеть сделать много интересного. Предлагаем десять необычных вариантов экскурсий по Москве для тех, кто устал от привычных пеших или автобусных прогулок.

На велосипедах

В этом году катание на велосипедах в Москве переживает практически второе рождение - появляются велосипедные дорожки, стоянки и прокаты "железных коней". Поэтому создание экскурсионных туров на велосипедах по столице стало логичным продолжением.

В городе проводятся как просто экскурсии на велосипедах, так и велопрогулки в формате познавательных игр ("велоквесты"). Расписание этих мероприятий можно узнать на сайте .

Игры проводится в командах от 1 до 5 человек, все участники передвигаются по городу на велосипедах. Суть игры - найти все места внутри Садового Кольца, зашифрованные в заданиях квеста за минимальное время. Побеждает команда, правильно решившая все задания быстрее всех. Игра проводится днём, максимальное время игры - 5 часов. В игре можно участвовать как на своем велосипеде, так и взятом на прокат . Взнос с команды для участия в игре - 1000 рублей.

Крутя педали можно также не только насладиться архитектурным достояние Москвы, но и . Стоимость подобной экскурсии составляет 400 рублей со своим велосипедом и 900 рублей с прокатом. Для тех же, кто хочет самостоятельно изучить Москву на двухколесном друге, в компании разработали отдельные веломаршруты, изучить которые может каждый желающий .

На сигвеях

В Москве эти необычные электросамокаты еще редкость, но на Западе их применяют даже в работе - например, полицейские или почтовые работники.

Для тех, кто уже знаком с этим самокатом и давно хотел попробовать покататься на нем, компания Segwayfan решила совместить приятное с полезным и придумала обзорные экскурсии по столице или фотопроменады на сигвеях. Можно взять групповую или индивидуальную экскурсию. В группу набираются от двух до восьми человек, не считая сопровождающего инструктора.

Начинаются экскурсии в 5:30 утра, последний "заезд" в 20:30; длится поездка около двух часов. Правда, стоят такие экскурсии недешево - 3500 рублей.

На электромобилях

С этого лета посетители музея-усадьбы "Коломенское" можно заказать обзорную экскурсию на электромобиле . Экскурсии начинаются от Спасских ворот и длятся от 10-15 минут до 45 минут в зависимости от выбора маршрута. Прокатиться на электромобиле можно каждый день кроме понедельника. Стоимость билета - от 100 до 250 рублей, льготникам предлагается скидка.

Стоимость билета на конные упряжки: 100 рублей для взрослых и 50 рублей для детей до 7 лет. Катание верхом на лошади обойдется в 100 рублей, также как и прогулка на пони.

wrote in November 25th, 2016

Достаточно интересную, небольшую прогулку-экскурсию по Москве можно совершить и на трамвае. Например по маршруту трамвая А (а так же 3, 39) от м.Павелецкая до м.Чистые пруды.
Маршрут проходит по улице Новокузнецкая. Сразу слева мы видим 1.особняк П.А. Бачуриной - И.Е. Смирнова (ул. Новокузнецкая, д. 40). Изначально это был особняк П.А. Бачуриной, позднее перешедший к И.Е. Смирновой. Левая часть особняка построена в 1890 г. по проекту архитектора С.В. Шервуда - сына знаменитого создателя здания Исторического музея. Правую часть здания возвел архитектор С.Ф. Воскресенский в 1913 г., ранее творивший в стиле модерн, но ко времени работы на Новокузнецкой улице перешедшему к неоклассицизму. времени работы на Новокузнецкой улице перешедшему к неоклассицизму.



Далее (Новокузнецкая улица, 38) - 2.Покровский собор - кафедральный собор Русской древлеправославной церкви. После провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих церквей, в том числе и в Москве. В 1908 году в Замоскворечье на средства Ф. Е. Морозовой был приобретён участок земли, на котором 12 октября был заложен храм для местной старообрядческой общины. Проект здания был создан архитектором В. П. Десятовым. Церковь была освящена 26 сентября 1910 года.

Немного дальше слева (Новокузнецкая ул., 26 строение 1) 3. жилой дом, который настолько же не типичен для современной Москвы, насколько типичен для Москвы старой. Это образец распространённого в русской архитектуре типа полукаменного жилого дома. Этот кирпичный, первоначально одноэтажный дом был построен в первой половине XIX века как флигель в большой усадьбе. В 1875 году над каменным флигелем архитектор К. А. Козьмин надстроил деревянный этаж для нового хозяина усадьбы, купца, потомственного почётного гражданина Тимофея Терентьевича Волкова.

4.Практически напротив (справа по ходу) Особняк К.П. Бахрушина (Новокузнецкая ул., д. 27/6, стр. 1). В 1891 году старое владение купил Константин Петрович Бахрушин, младший сын первогильдейского купца Петра Алексеевича Бахрушина, одного из владельцев Товарищества кожевенной и суконной мануфактур «Алексея Бахрушина сыновья». в 1895-1896 годах архитектор К.К. Гиппиус, который являлся «домашним архитектором» Бахрушиных, перестраивает дом для семьи Константина Петровича в пышном, красивом стиле эклектики.

5. На остановке "Вишняковский переулок" находится Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ул. Новокузнецкая д. 23 стр. 5а) с церковью Святого Николая.

Двигаясь дальше слевой стороны видим два особняка за одной оградой работы архитектора И. И. Рерберга.
6. Ул. Новокузнецкая, д. 14, стр. 8 - .Особняк В.С. Татищева, который построен в 1900 году по проекту В. В. Шервуда для торговца обоями Сергея Гавриловича Протопопова. В 1911 году сын С. Г. Протопопова Николай продал участок графу Владимиру Сергеевичу Татищеву (1865 – 1928). Граф немедленно приступил к перестройке дома, для чего пригласил архитектора Густава Августовича Гельриха. Он изменил и отделку фасада, и планировку здания, внеся черты неоклассики в эклектичную отделку здания.


7. Новокузнецкая ул., 12 - Особняк Н.В. Урусовой. Он был построен в 1912 году по заказу Натальи Васильевны Урусовой, автором проекта выступил архитектор (по образованию - военный инженер) Иван Иванович Рерберг.

Практически напротив по правой стороне
8. Городская усадьба А.В. Целибеевой - М.Д. Карповой (Новокузнецкая ул., 11 с2). Была построена в 1 половине 19 века, в послепожарный период. Это была типичная для того времени небольшая городская усадьба - двухэтажный главный дом, стоящий по красной линии улицы, справа и слева от него - одноэтажные флигеля, за главным домом - двор с садом. Вплоть до конца XIX века усадьбой владела семья купцов Целибеевых, выходцев из Малоярославца, членов Рогожской старообрядческой общины.
На рубеже XIX – ХХ веков усадьба была куплена Тимофеем Геннадьевичем Карповым, потомственным дворянином. По его заказу архитектор А.П. Вакарин в 1900 году перестроил главный дом, превратив его в небольшой особняк, выполненный в формах эклектики, с оригинальной щипцовой кровлей и элементами классического ордерного декора на фасадах.

Трамвай минует метро Новокузнецкая, переезжает Обводной канал по Комиссариатскому мосту и пересекает Москва-реку.
Когда трамвай выезжает на Большой Устьинский мост, слева открывается вид на Кремль, а ближе к нам видим
9.Воспитательный Дом (Китайгородский пр., дом 9, стр. 1). Строительством Воспитательного дома Москва обязана Ивану Ивановичу Бецкому (1704-1795). Побочный сын князя И. Ю. Трубецкого, он учился в Копенгагенском кадетском корпусе, позже путешествовал по Европе, где познакомился с педагогическими теориями энциклопедистов. По возвращении он предложил Екатерине II проект Воспитательного дома в Москве для подкидышей и беспризорных младенцев. Учреждён Воспитательный дом был 1 сентября 1763 года, а его закладка состоялась 21 апреля 1764 года, в день рождения Екатерины II, на Васильевском лугу. Дом строили из камня разбираемой крепостной стены Белого города. Проект предусматривал возведение двух квадратов с внутренними дворами, соединённых между собою центральным корпусом, называемым на французский лад корделожи. Автор проекта остаётся пока неизвестным, предполагают петербуржца Ю.М.Фельтена. С 1764 по 1767 годы руководил строительством архитектор К. И. Бланк, он же построил западный квадрат. Корделожи строили архитекторы, приглашённые крупным жертвователем, П. А. Демидовым. Это Я. А. Ананьин и крепостной И. Ситников. Джованни (Иван) Жилярди построил часть Окружного строения по восточной границе участка до 1801 года.

10.Справа с моста видим одну из 7 сталинских высоток - жилой дом на Котельнической набережной (Котельническая набережная, д. 1/15). Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948-1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

С остановки Площадь Яузские ворота мы видим немного вперед и слева конец улицы Солянка, где видим
11.главный дом усадьбы Боковых, начало 19 века (ул.Солянка,15).

А прямо и справа комплекс
12. .Городская усадьба А.А. Гончарова - Филипповых. Дом предков жены Пушкина Н.Н. Гончаровой, за свою красоту включенный в знаменитые «Архитектурные альбомы» М.Ф. Казакова. (Ул. Яузская, д. 1/15, стр. 2, 3, 5) с комплексом Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках (Серебрянический пер., д. 1а, стр. 10).


Трамвай выезжает на Бульварное кольцо, первый бульвар - Яузский.
Справа -
13. Доходный дом и особняк наследников И. Н. Филиппова (Яузский бульвар, 13)

14. На углу Подколокольного переулка и Яузского бульвара (слева по ходу) Жилой дом Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева
(Подколокольный пер., д.16) по проекту известного архитектора Ильи Александровича Голосова. По обеим сторонам прямоугольного портала с аркой, ведущей во двор, установлены две скульптуры-аллегории работы известного скульптора Алексея Евгеньевича Зеленского. Мужчина с книгой и отбойным молотком, который, по всей видимости, по замыслу автора, «грызет гранит науки», и женщина с винтовкой и снопом, «охраняющая закрома нашей Родины».

Переезжаем в Покровский бульвар.
15. Городская усадьба Ф. А. Толстого - Карзинкиных (Покровский бульвар, д.18/15, на левой стороне). В 1818 году разбогатевший на хлопковых тканях купецАндрей Сидорович Карзинкин приобрел дом у графа Фёдора Толстого.
В конце XIX века дом поделили брат и сестра: на первом этаже проживали художница Елена Андреевна Карзинкина с супругом писателем Николаем Дмитриевичем Телешовым.

На правой стороне бульвара
16.Дом Дурасова (Покровский бул., д.11)
В 1790-х годах представитель старинного русского дворянского рода бригадир Алексей Николаевич Дурасов выстроил на Покровском бульваре особняк в стиле классицизма.

Опять смотрим на левую сторону Яузского бульвара.
17.Доходный дом Ю. Т. Крестовниковой (Покровский бул., д. 14/6)
В 1913 году архитектор И. Герман строит на углу Покровского бульвара и Большого Трехсвятительского переулка большой доходный дом в неоклассическом стиле для Юлии Тимофеевны Крестовниковой, дочери Марии Федоровны Морозовой и Тимофея Саввича Морозова.

18. Дом Ю. Т. Крестовниковой (сестры C. Т. Морозова) (Покровский бульвар, 12). Перестроен в 1870-х годах архитектором В. А. Гамбурцевым; вновь перестроен в 1903 году по проекту архитектора П. А. Дриттенпрейса.

По правой стороне бульвара встречаем великолепное классическое здание
19. Покровские казармы (Покровский бульвар, д.3). Строительство их началось 7 июля 1798 года по указу императора Павла I, предложившего жителям города в обмен на освобождение от тягот постойной повинности добровольно профинансировать строительство казарм. Руководство строительством осуществлял светлейший князь Александр Андреевич Безбородко. В 1801 году строительство дома было завершено. Примечательно, что это первое в Москве здание, построенное специально для казарм.

Опять смотрим на левую сторону.
20.Жилой дом купцов Медынцевых (Покровский бул., д. 8, стр. 1) Дом № 8 был построен в 1881 г. по проекту архитектора Д.И. Певницкого.

Далее трамвай выезжает на Хохловскую площадь и Покровские ворота. На улице Покровка между трамвайными путями
21. .Гостиница у Покровских ворот (ул. Покровка, д. 17, стр. 1)
Площадь Покровские ворота хранит в своем названии память о воротах в стене Белого города. В самом начале XIX в. по указу императора Павла I у всех бывших ворот Белого города на белокаменных фундаментах XVI в. были возведены двухэтажные гостиницы, скорее всего, по проекту петербургского архитектора В.П. Стасова.

Далее трамвай выезжает на Чистопрудный бульвар. И сразу смотрим на лево.
22.Дом со зверями (Чистопрудный бульвар, д.14, стр. 3)
Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех. Семиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом бледно-зеленого цвета.
Построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л. Кравецкого и инженера-строителя П.К. Микини. Терракотовые барельефы фантастических животных, птиц и растений, выполнены художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И. Вашкова – ученика Васнецова.

23. Дом Кожсиндиката (Чистопрудный бульвар, д. 12а, с. 1)
Конструктивистское здание Кожсиндиката построено в 1925-1927 гг. по проекту архитектора А.П. Голубева при участии инженера Е. Израиловича.

Далее, к сожалению, ЖЖ не дал загрузить фотки... :(
24. Театр Современник (на правой стороне бульвара)
Снова смотрим на левую сторону. Дом № 12, стр. 6, 7.
25. Усадьба С. И. Пашкова начала XIX века (фасад по Потаповскому переулку). Здесь в 1811 году родилась поэтесса Е. П. Ростопчина. В 1831 году усадьбу посещали А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова.
26. Флигель усадьбы Е. П. Кашкина - А. А. Дурасовой. (Архангельский пер., № 12/8, стр. 1) , выходящее на Чистопрудный бульвар двухэтажное здание начала XVIII века, второй этаж надстроен между 1802 и 1806 годами.
Все здания на левой стороне бульвара лучше рассмотреть на обратном пути трамвая от метро Чистые пруды.