Подводные постройки. Подводные сооружения йонагуни. Странное сооружение в канадском озере

В 1985 году в префектуре Окинава в Японии около южного берега острова Йонагуни местный ныряльщик Кихаширо Аратаке, озаботившись развитием туризма в этих местах, совершал ознакомительные погружения в кристально чистые воды океана и внезапно наткнулся на подводную пирамиду высотой чуть более 24 м. Плоской вершиной она возвышалась над водой на 91 см. Впечатавшись находкой, Кихаширо назвал ее «местом руин». Весть о находке быстро распространилась среди ныряльщиков-энтузиастов и, несмотря на сильное течение и большую популяцию акул-молотов, подводный мир около острова стали активно исследовать.
Основная масса тех, кто лично осмотрел подводные строения, не сомневаются, что они изготовлены человеческими руками. Однако, как всегда, нашлись скептически настроенные археологи, которые не стали утруждать себя личными наблюдениями, а ограничились рассказами и любительскими фотографиями. Они посчитали находки необычной природной формацией. Профессиональные геологи не разделяют подобной уверенности.

Известный японский геолог, профессор Масааки Кимура собрал группу студентов и организовал профессиональную съемку подводных конструкций. Начиная с 1992 г., велись непрерывные исследования. В 2000 г. измерения проводили с помощью лазера, многолучевых эхолотов, самолетов и сонаров. В результате ученые пришли к выводу об искусственной природе подводных монументов. Публикации фактов и подробное их обоснование убедили многих скептиков.
Американский геолог Роберт Шох прилетел в Японию в 1997 г., чтобы лично осмотреть находку. После серии погружений он высказал свое мнение о том, что по сути монумент Йонагуни - это естественная структура, однако обработанная и модифицированная людьми. Подобная практика строительства вообще характерна для жителей восточно-азиатского региона, когда в природную среду вносят какие-то изменения, например сады дзен, ритуальные японские
ландшафты, китайское фэн-шуй. Практика терраформирования призвана создавать гармоничную взаимосвязь между людьми и окружающей средой.

Доктор Шох допускал возможность человеческого влияния на монумент, однако не верил в это. Тогда как Кимура считал, что результаты многих лет исследований говорят об искусственном происхождении подводного комплекса.
Одним из наиболее убедительных свидетельств можно считать древние ручные орудия, найденные на острове и под водой. На островах Рюкю, в которые входит и Йонагуни, их называют кусаби. Особенность этих предметов в том, что они сделаны из магматической породы, но она не встречается на Йонагуни. Соответственно материал должен быть завезен откуда-то, чтобы изготовить из него орудия для обработки мягкого песчаника.
При этом на его поверхностях обнаружены следы обработки, возможно, оставленные кусаби.
Акулы в большом количестве обитают на побережье Йонагуни, маленького японского островка.
Никто не знает, по какой причине они собираются в таком количестве именно там, возле этого острова. Что притягивает этих хищников сюда остается загадкой.
Сверху на некоторых камнях имеются просверленные отверстия, отстоящие друг от друга на 200 мм так, будто их размечали по линейке. Моллюски сделать это не могли, поскольку лучший из морских копальщиков - морской еж - не подходит для них по форме.
Мастер-каменщик Котара Маджа объяснил, зачем были нужны эти отверстия. Когда он увидел их, то сразу признал используемый до настоящего времени способ откалывания каменных блоков. Сперва у них с краю просверливают дырки, потом в них вставляют большие палки и сильно толкают взад-вперед, поливая водой, пока порода не треснет по прямой линии и не отделится строительным блоком требуемого размера. Другой известный каменщик Коутаро Шинзы с Окинавы подтвердил выводы коллеги. В этой связи возникает версия, что подводные монументы Йонагуни когда-то были каменоломней.
Другим свидетельством искусственного происхождения конструкций служат маленькие прямоугольники на камнях, обнаруженные там, где нет сильных размывающих течений. Эти проемы длиной 7,5 см не могли образоваться естественным образом. Наличие выемок, вроде бы, тоже указывает на каменоломню, однако могло иметь место и незавершенное строительство, прерванное поднимающимся уровнем океана.
Нижние части блочных конструкций выглядят законченными. По большей части на них нет указанных отверстий, а присутствуют архитектурные элементы, например «кольцевая дорога» - нечто наподобие искусственной тропы, проложенной вокруг основания конструкции и связанной с ее вершиной дренажным каналом. Поверхность тропы гладкая, как будто выложенная каменными блоками.
Профессор Кимура исследовал конструкцию, напоминающую лестницу. С некоторых сторон она имеет явные следы человеческой обработки. Одну ее часть можно признать настоящей лестницей. Снизу монумента присутствуют своеобразные массивные каменные ворога. Соединения, образованные блоками, ровные на каждой из вертикальных «стоек».
У подводных конструкций есть немало деталей, которые с позиции геологии объяснить весьма проблематично. Например, большое углубленное изображение песочных часов, вырезанное на поверхности камня. Рядом с ним расположен длинный прямой канал, заканчивающийся коротким лестничным пролетом из семи ступеней. Ниже находится узкий туннель, отличающийся качественной кладкой блоков и ровными соединениями. Если плыть дальше по туннелю, то можно оказаться перед своеобразными «двойными башнями». Это вертикальные гранитные плиты, похожие на 2 книги, 580 см. Их разделяет проем шириной 7,5 см. Скорее всего, через эту щель могли наблюдать солнце в определенное время. Вероятно, эти «двойные башни» изначально астрономически ориентированы, поскольку наклонены друг к другу под одинаковым углом.
Наиболее убедительными свидетельствами искусственного происхождения монументов можно считать 17 иероглифов, вырезанных на них, и одну полноценную надпись. Четыре символа дублируются несколько раз. Очевидно, что они вырезаны человеческой рукой.
Прочитать их не удается. Такие же символы обнаружены на монументальных конструкциях Нан-Мадола.
Недалеко от ключевого подводного сооружения Йонагуни имеется огромная «сцена», представляющая совершенный квадрат из монолитной породы, возвышающийся над дном минимум на 550 см.
Стороны квадрата одинаковые и равны 21,3 м, поэтому производят впечатление искусственной конструкции.
Но это еще не все. С данной платформой связана удивительная история. В 2000 г. ныряльщик Томас Холден снимал под водой сюжет для кабельного телевидения. Своей видеокамерой он выхватил изображение огромного человеческого лица на «сцене». Еще раньше профессиональный подводный фотограф Сесиль Хагренд заметила эту особенность, различив вырезанные на камне призрачные очертания шлема или крыльев, возможно, крылатого шлема над человеческой головой. Японские исследователи решили измерить портрет. Во время работ, несмотря на тысячелетнюю эрозию, на изображении можно было выделить черты, которые стремился придать лицу скульптор: заметны конфигурация и пропорциональность глаз. По словам профессора Кимуры, «зрачок правого глаза вытянут в меридиональном направлении». Геолог дал находке название моаи, употребив туземное слово жителей острова Пасхи, которым они обозначили свои знаменитые статуи. Сделал он это не просто так. Глаза 2-х найденных лиц (2-е также обнаружили на «сцене») были направлены в сторону этою острова. На окинавском диалекте любое древнее священное сооружение называется моаи. Поэтому весьма вероятна некая связь монументов около Йонагуни не только с Нан-Мадолом, но и с островом Пасхи.
Несмотря на то что подводные конструкции Йонагуни похожи между собой, на небольшом участке одного монумента могут соседствовать элементы различных типов: острая грань с округлыми отверстиями, ступенчатый спуск с идеально прямой узкой траншеей. Представить, что в этом могли поучаствовать природные факторы, довольно трудно, поскольку если бы имела место водная эрозия, то одинаковые формы были бы на всей поверхности монументе.
Хотя доктор Шох и сомневался в искусственном происхождении подводных сооружений, он не смог избежать сравнения со сходными постройками, найденными на Окинаве, особенно в окрестностях Наха, столицы префектуры. Другое похожее сооружение называется замок Наку Гусуку. Он был сооружен для военных целей около 500 лет назад и с тех пор подвергался многочисленным перестройкам. Однако фундамент его датируется I-II вв. Когда-то здесь находились церемониальный центр и аристократическое кладбище. Можно с большой уверенностью утверждать, что это место было окружено особым почтением с глубокой древности. В скалах поблизости высечено что-то вроде гигантских ступеней и широких площадок подводного монумента Йонагуни. Гробницы не удостоились большого внимания археологов. Они не смогли
определить ни возраст, ни происхождение культуры, создавшей их. Тем не менее можно утверждать, что сооружения под водой и на суше свидетельствуют о непрерывно развивающемся архитектурном стиле, уникальном для этой части света.
С помощью радиоуглеродного метода профессор Кимура постарался выяснить возраст подводных построек. Радиоуглеродные датировки коралловых «вето- чек» с монумента показали значения в пределах 4000 г. до н. э. Впрочем, это время начала роста кораллов, но никак не время возведения и погружения под воду древних сооружений. Исходя из известной скорости роста кораллов ученый предположил, что затопление произошло примерно 12 000 лет назад. Тогда уровень моря был на 30,5-35,5 м ниже, чем сейчас. То есть до конца плейстоценовой эпохи основание монумента находилось на суше, и неизвестно, сколько времени оно стояло до катастрофы.
Существует определенная связь между различными центрами древних культур по всему Тихоокеанскому региону. Помимо Нан-Мадола, острова Пасхи и некоторых других археологических находок в Китае, Японии, сюда можно отнести ритуальный центр на противоположной стороне Тихого океана - вдоль побережья Южной Америки. К югу от нынешней столицы Перу города Лимы находятся мрачные развалины Пачакамака - религиозной столицы древнего Перу. Возведенный задолго до расцвета инков, он отличается широкими ярусами и огромными ступенями, ведущими к просторным площадям. Возникает впечатление, что монумент Йонагуни перенесли из-под воды на сушу.
Около прибрежного городка Трухильо есть древняя конструкция, напоминающая тот же подводный монумент.
Храм Солнца, сделанный в доинкскую эпоху из необожженных глиняных кирпичей, имеет широтную солнечную ориентировку, аналогичную расположению затонувшего монумента. И размеры у них практически одинаковые.
После обнаружения подводного комплекса около острова Йонагуни исследователи решили расширить зону поисков в расчете наткнуться на новые памятники древней цивилизации и не разочаровались. Примерно в 9,5 км к юго-западу от острова Ака, также входящего в группу островов Рюкю, ныряльщик Мицутоши Танигучи на глубине около 23,5 м обнаружил каменные круги и прямоугольные конструкции, похожие на фундаменты зданий, а также кольцо стоячих камней диаметром 18,2 м и высотой более 1,8 м. Подобное кольцо найдено и дальше к северо-востоку. Правда, оно оказалось меньшего диаметра. Самая же большая концентрическая структура из мелких округлых камней имеет диаметр, равный 146,6 м. Таким образом, по всему Тихоокеанскому региону имеются сооружения, наводящие на мысль об одной древней цивилизации, создавшей их.

История создания подводных сооружений уходит в глубокую древность. Человек с незапамятных времен строил причалы, плотины, искусственные острова для вынесения в открытое море маяков, оборонительных и хозяйственных сооружений. В наши дни подобные гидротехнические объекты остаются наиболее впечатляющими по сложности и объемам выполняемых работ. Сюда относятся и плотины современных гидроэлектростанций, и новейшие искусственные гавани, и скрытые в толще вод морские транспортные тоннели, гигантские водозаборники и водовыпуски.

Хотя до последнего времени подобные сооружения воздвигались в основном на мелководье, при их создании был приобретен тот огромный опыт проведения подводно-технических работ, без которого был бы невозможен совершающийся на наших глазах качественный скачок в подводной технологии. Пожалуй, особенно существенно здесь следующее: если раньше морские сооружения возводились с берега или вблизи него, то теперь они удалились от берега на сотни километров, и их стали возводить в условиях открытого моря * . Речь идет, в основном, о морском строительстве нефте- и газопромыслов.

* (Соответствует английскому термину "off-shore" - удаленный от берега. )

Вначале такие сооружения строили по традиционной "прибрежной" схеме. Так появились свайные города на морских промыслах Каспия, в Мексиканском и Персидском заливах. Подобные конструкции оказались пригодными лишь для сравнительно мелководных районов. На глубинах порядка 100 м на смену им пришли эксплуатационные и добывающие платформы, устанавливаемые на значительном расстоянии друг от друга. Именно они сейчас считаются наиболее рентабельными и в смысле строительства, и в смысле обслуживания, так как позволяют производить бурение и добычу в условиях открытого моря.

Стационарные морские платформы - это высотные сооружения, их большая часть погружена в толщу вод. Открытой для наблюдения остается только рабочая платформа, высоко поднятая над уровнем моря. На ней размещаются буровое оборудование, электростанции, жилые помещения, склады материалов, грузоподъемные средства, вертолетные площадки - все, что необходимо для бесперебойной работы в течение нескольких месяцев непогоды.

Выделяются два типа платформ: свайные и гравитационные. Первые сооружаются в основном из стали и закрепляются на морском дне с помощью свай, забитых на значительную глубину в грунт. Вторые, для строительства которых используют и стальные конструкции, и железобетон, удерживаются в требуемом положении под действием силы тяжести. Выбор типа стационарной платформы диктуется сочетанием различных факторов. Основные из них - глубина, сейсмоактивность дна, погодные условия, экономика.

Стальным свайным конструкциям отдают предпочтение, когда глубина моря не превышает 90 м и когда можно транспортировать добытые нефть и газ по трубам. Эти конструкции считаются также более надежными в сейсмически опасных районах. В этом случае их устанавливают и на гораздо больших глубинах. Примером может служить платформа типа "Хондо", установленная компанией "Эксон" на глубине 225 м в сейсмоактивном районе вблизи Калифорнии. Такая глубина, по крайней мере вдвое, превысила те, на которых подобные сооружения устанавливались ранее. Конструкция платформ выполнена водонепроницаемой (рис. 1.8), ее масса - 12 тыс. т, высота - 259,5 м. Размер платформы у основания 51x70,5 м, в верхней части - 13,5х51 м. Платформа имеет восемь трубчатых опор диаметром 137,2 см и трубчатые направляющие в основании диаметром 160 см, предназначенные для забивки свай диаметром 122-137,2 см на глубину более 100 м. Конструкция платформы представляет собой пространственную ферму из труб. На ее основные опоры израсходовано 4000 т листовой стали толщиной от 1,91 см в верхней части до 4,13 см в основании. На поперечные также трубчатые тяги израсходовано 5000 т стали. Материал выбран с умеренным пределом текучести и достаточной пластичностью, чтобы конструкция могла противостоять комбинированным нагрузкам, вызываемым действием ветра, волн, течений и землетрясений (последние в районе установки создают ускорения до 0,5 g ).

Рис. 1.8. Стальная свайная платформа типа "Хондо"

Платформы типа "Хондо" выполняются в виде нескольких секций, которые соединяют и герметизируют на плаву в месте установки. Для облегчения этой операции на разъемных частях предусмотрены конические направляющие. Части опор соединяют сначала с помощью фланцев с изолирующими прокладками, а затем проваривают изнутри, для чего предусмотрены специальные входные люки и подъемные механизмы, обеспечивающие доступ сварщиков к соединениям. После соединения на плаву нижние отсеки опор затопляют водой, платформу переводят в вертикальное положение и устанавливают в заданном месте на дне. Концы опор входят на расчетную глубину в грунт, и в него через направляющие трубы забивают сваи, которые затем цементируют или приваривают в подводном положении. Проектировщики предполагают, что подобные сооружения могут быть установлены и на больших глубинах моря. Компания "Эксон" планирует, например, установить подобную платформу на глубине 312 м в Мексиканском заливе в устье реки Миссисипи. Платформа, масса которой составит 45 тыс. т, будет возвышаться над уровнем моря на 54 м .

Установка в открытом море платформ на сваях связана с очень большими трудностями. Основная из них - придание основанию расчетной остойчивости в минимально сжатые сроки. В условиях Северного моря, где подобные работы можно проводить четыре-пять месяцев в году, окончательный ввод платформы в эксплуатацию иногда растягивается на один-два года. Есть и эксплуатационные трудности, в частности - обеспечение постоянно действующей электрохимической защиты такого грандиозного сооружения, постоянный контроль состояния опор и силового набора.

Очень важно правильно определять ресурс подобных сооружений по усталостной прочности материалов конструкционных элементов и неукоснительно соблюдать режимы их эксплуатации. Происшедшие в 1980 г. в Норвежском секторе Северного моря аварии, связанные с разрушением во время штормов несущих опор двух свайных платформ, - трагическая расплата за нарушение этих режимов.

Преимущества платформ гравитационного типа - значительное сокращение сроков установки (вместо месяцев - несколько дней), большая безопасность буксировки этих массивных сооружений с хорошей остойчивостью, упрощение операций по вводу в эксплуатацию за счет того, что практически все оборудование может быть установлено на рабочей палубе до буксировки. Важны и такие технологические достоинства, как свойства бетона приобретать прочность со временем, его коррозионная стойкость . Если значительная часть стоимости работ по созданию свайной конструкции приходится именно на забивку свай, то стоимость работ по установке гравитационной платформы составляет всего 10 % общей стоимости, причем их большая часть идет на буксировку. Другое достоинство гравитационных платформ - возможность без дополнительных затрат создавать в их основании емкости для хранения продуктов добычи, что делает такие сооружения более многофункциональными, чем свайные, позволяет устанавливать их в районах, значительно удаленных от берега, а также там, где прокладка трубопроводов по каким-либо причинам затруднена. Достоинствами являются дешевизна и доступность такого строительного материала, как бетон.

К сожалению, эти платформы не лишены и недостатков. К ним относятся необходимость тщательно выравнивать морское дно перед установкой платформы, чувствительность к сейсмическим нагрузкам и к возможному при монтаже повышению гидростатического давления в полостях, а также к ударным нагрузкам при установке платформы на дно. К недостаткам можно отнести и большую осадку при буксировке (впрочем, эта же осадка повышает остойчивость и дает возможность продолжать транспортировку в случае шторма). Однако достоинства железобетонных гравитационных платформ все же превышают их недостатки, иначе, чем же объяснить тот факт, что в 1976 - 1977 гг. при строительстве нефтепромыслов в Северном море спрос на них был в два раза выше, чем на стальные платформы . Наиболее распространенный тип гравитационной платформы представляет собой сооружение, основанием которого служит ячеистая емкость. Через нее проходят и крепятся в фундаментной плите опоры, поддерживающие рабочую палубу. Ячейки емкости, объединенные в несколько групп, могут служить хранилищем жидких и газообразных продуктов. В процессе постройки, буксировки и установки ячейки играют роль понтонов переменной плавучести.

Первая платформа такого типа (рис. 1.9) "Дорис" была построена и установлена в 1973 г. в Северном море на глубине 70 м. Высота платформы 90 м, размеры в плане 50х50 м, на ее изготовление пошло 80 000 м 3 бетона. Вокруг платформы установлена волногасящая стенка, поглощающая до 70% энергии волн.


Рис. 1.9. Гравитационная плат форма типа "Дорис"

Одной из характерных конструкций гравитационных бетонных платформ является платформа, разработанная проектировщиками концерна "Акергруп" и получившая название "Кондип" (Condeep). Ее фундамент состоит из 19 цилиндрических секций-нефтехранилищ, на конических бетонных колоннах, выступающих из воды, покоится рабочая стальная платформа площадью 4000 м 2 , поднятая на высоту 30 м над уровнем моря (рис. 1.10).


Рис. 1.10. Гравитационная плат форма типа "Кондип"

Строительство такой платформы начинают в сухом доке или в котловане на берегу. Прежде всего, монтируют стальную опалубку и железобетонное основание и доводят высоту стенок железобетонных секций до 6-10 м. Затем работы ведут на плаву, регулируя осадку с помощью балласта. Следующий этап постройки - завершение нижнего блока и начало бетонирования колонн - выполняют на мелководье, а завершают работу на глубоководном участке. Здесь на колонны устанавливают рабочую палубу и оборудование, масса которого может достигать нескольких десятков тысяч тонн. Последовательность выполнения работ по строительству гравитационного основания иллюстрирует рис. 1.11.

Разработано несколько типов гравитационных платформ, сочетающих достоинства железобетонного подводного хранилища с достоинствами стальной фермы. Это - так называемые гибридные платформы. Их отличительная особенность - возможность одновременной постройки трех основных элементов платформы на разных заводах и отсутствие трудностей, связанных с буксировкой в мелководных районах, так как эти элементы - донный блок, вмещающий примерно 160 тыс. т нефти, стальная ферма и рабочая палуба, монтируемая прямо в море, - транспортируются раздельно. Стальная ферма может быть выполнена в виде одного моноблока или нескольких колонн.

Разработаны и цельнометаллические гравитационные платформы. Одна из них, спроектированная фирмой "Текномэйр" (Италия), предназначена для бурения 32 скважин на глубине до 250 м (рис 1.12). Платформа представляет собой стальную ферму, опирающуюся на дно тремя емкостями, которые расположены по углам треугольного основания. Конструкция собирается на берегу и транспортируется к месту установки на плаву в вертикальном положении. Создано несколько модификаций такой платформы для различных районов эксплуатации.


Рис. 1.12. Цельнометаллическая гравитационная платформа типа "Текномэйр"

Одна из самых крупных в мире морских железобетонных платформ сооружается для месторождения Брент в 160 км к северо-востоку от Шетландских островов. Ее масса 300 тыс. т, из них 259 тыс. т приходится на бетон специального приготовления, 15 тыс. т - на армирующую сталь, около 3 тыс. т - на рабочие палубы. Глубина моря в районе установки 138 м, над поверхностью воды рабочая палуба возвышается на 30 м. В основании платформы имеется емкость высотой 54 м, разделенная на секции площадью 28 м 2 . Площадь опорной плиты около 11 тыс. м 2 .

На стальной рабочей палубе размещено буровое и эксплуатационное оборудование массой 6000 т. Над ней установлена площадка для вертолетов. Платформа предназначена для бурения 36 скважин, а ее емкости способны вместить около 160 тыс. т нефти.

Описанные выше сооружения противостоят воздействию волн и поверхностных течений. Между тем с ростом глубин увеличиваются габариты платформ, уменьшаются собственные частоты колебаний и для обеспечения прочности приходится прибегать ко все более материалоемким конструкциям. В связи с этим у разработчиков появилась идея создания платформ, которые могли бы отклоняться от вертикального положения под воздействием неблагоприятных метеорологических условий на поверхности моря. Так, инженеры фирмы "Чикаго бридж энд айрон" предложили проект глубоководной установки башенного типа, снабженной карданным соединением вблизи основания и четырьмя плавучими резервуарами в верхней части. По внешнему виду платформа должна представлять собой четырехгранную металлическую ферму, крепящуюся к морскому дну с помощью сорока свай, забиваемых через ноги башни, которые несколько не доходят до фундаментной плиты. Последняя выполняется в виде тора с внешним диаметром 45 м и внутренним - 36 м. Через тело тора проходят трубы длиной 9,1 м и внутренним диаметром 1,37 м (через эти трубы и будут забиваться сваи). Пространство между сваями и направляющими трубами (диаметр свай 1,22 м) заливается бетоном.

Платформа предназначена для бурения 40 скважин на глубине до 412 м. Она полностью собирается на берегу в сухом доке и в горизонтальном положении буксируется к месту установки. Для перевода платформы в вертикальное положение достаточно заполнить ее балластную емкость. В перспективе предполагается создание платформ, предназначенных для работы на глубинах до 600 м .

С увеличением глубины моря в районе добычи строительство стационарных платформ становится все более трудо- и материалоемким. Специалисты считают, что 300 м - это тот предел, за которым становятся рентабельными чисто подводные системы бурения и эксплуатации. Особенно это касается бурных и замерзающих морей. В мире уже испытано и частично используется около ста подводных установок. В основном это экспериментальные системы, расположенные на глубине 50-100 м. Есть опыт установки устьевого оборудования скважины на глубине 120 м для эксплуатации скважины совместно с платформой типа "Кондип" на месторождении Берил (Северное море). В стадии отработки находятся системы для работы на глубинах до 900 м.

Строительство подобных сооружений включает установку на дне массивного основания с рабочей камерой, содержащей комплект бурового оборудования, запас труб и инструмента. Бурение в камере ведется при нормальном давлении, сменный персонал с помощью нормобарической камеры доставляется со специального судна обеспечения. В другом варианте подводное основание оборудуется устройством для ввода бура с поверхности и дистанционно управляемым клапаном (превентером), предотвращающим выброс нефти или газа. По окончании бурения скважина подключается к общей распределительной системе (манифольду), которая управляется с эксплуатационного основания.

Кроме оснований и платформ, следует упомянуть подводные хранилища, располагаемые на дне и в толще воды. Они предназначены для накопления нефти и газа, в том числе сжиженного, и различных продуктов переработки нефти. Такие хранилища можно разместить в наиболее удобном с точки зрения эксплуатации месте. При достаточной глубине в них без специальных затрат можно поддерживать постоянную температуру - немаловажный фактор, снижающий потери при хранении. Эти хранилища часто снабжают специальными плавучими причалами (рис. 1.13), у которых гигантские танкеры могут загружаться без опасности повредить хранилища. Плавучими причалами в ряде случаев приходится оснащать и эксплуатационные основания, имеющие хранилища.

Добыча нефти и газа невозможна без строительства подводных трубопроводов, которые должны соединять между собой подводные скважины и хранилища, хранилища с перерабатывающими заводами и причалами и т. д. Нужны не только трубопроводы, проложенные по дну, но и размещенные в толще воды. Они предназначаются для соединения как плавучих, так и донных и плавучих сооружений. Они могут быть также технологическими трубопроводами, обеспечивающими непрерывный процесс добычи, сжижения и хранения природного газа. Кроме газо- и нефтепроводов строятся водоводы, глубоководные выпуски, различные вспомогательные трубопроводы.

Прокладка трубопроводов - один из важных элементов современной подводной технологии. Достаточно сказать, что в настоящее время в мире находится в действии не менее 20 тыс. км подводных трубопроводов. Прогресс в области подводной трубоукладки заметен: еще 15 лет назад не было технических средств для прокладки труб на глубинах 50 м, а уже в 1974 г. был проложен трубопровод, соединивший о. Сицилию с материком на глубине 360 м. Проводятся эксперименты по укладке труб и на более значительных глубинах. Очень важно научиться делать это, так как увеличение морской добычи нефти и газа связано с освоением новых глубин. Если глубины освоенных районов Северного моря, полностью лежащего в зоне шельфа, не превышают 140 м, то район Арктического архипелага - это уже глубины порядка 180 м, а открытые в 1976 г. арктические месторождения Канады скрыты 300-метровой толщей воды. Перспективны и глубоководные районы Мексиканского залива, где уже сейчас добыча идет с глубины около 200 м. Основной прирост добычи бакинской нефти также ожидается с больших глубин. Вероятно, наиболее рентабельным способом транспортировки нефти и газа с шельфа наших северных морей также будет трубопроводный.

Кроме сооружения трубопроводов, для подводной добычи нефти и газа требуются различные энергетические устройства, станции перекачки и регулирования параметров транспортируемого сырья. Но этими задачами подводное строительство не ограничивается. Нефть и газ - перспектива ближайших десятилетий: если их разработка будет идти такими же высокими темпами, эти запасы неминуемо истощатся и человечество перейдет к другим источникам энергии. Вполне вероятно, что одним из них будет кинетическая энергия, запасенная в океанских течениях, в волнах, а также термическая энергия. В любом случае это будет связано со строительством подводных сооружений и различных установок. Возможно, со временем экономически оправданной окажется разработка полезных ископаемых в толще океанского дна, и не только их добыча, но и переработка, а, следовательно, в перспективе потребуется строительство глубоководных заводов, целых промышленных комплексов.

Жизнь под водой - это то, о чём люди знают благодаря футуристическим описаниям в произведениях научной фантастики, фильмах и компьютерных играх. Возможность видеть красоту океанов в окружении поразительной морской флоры и фауны - это то, что может показаться невозможным для большинства из нас, однако правда заключается в том, что по всему миру существуют подводные строения, которые открывают возможность жить, обедать или даже учиться под водой.

За последнее столетие достижения инженерии и передовых технологий привели к тому, что архитектура стала более сложной и потрясающей, чем когда-либо в истории. Это означает, что дизайнеры и архитекторы могут придумывать неординарные идеи и претворять их в жизнь. Это то, что было фактически невозможным до недавнего времени. Ещё одним последствием этих достижений стало то, что на сегодняшний день мы можем возводить огромнейшие здания и впечатляющие строения в таких местах, которые ранее считались абсолютно необитаемыми для человека, такие как подводные здания.

Конечно, подводные строения не так просто построить и инженеры сталкиваются со специфическими проблемами. Инженерам и архитекторам приходится думать над методами решения таких проблем как возможные протечки или повреждения, которые могут случиться из-за несчастных случаев или катастроф природного характера. Им также необходимо придумывать сложные способы обеспечения этих строений электричеством и другими удобствами, а также решать проблемы, связанные с построением чего-либо способного выдержать давление окружающей воды. Тем не менее, успешные строения являются ещё более впечатляющими благодаря знаниям, которые должны быть постигнуты или приобретены при строительстве таких зданий. В этой статье мы рассмотрим здания и строения, которым удалось преодолеть все эти препятствия. Они оказались истинными и невероятными подвигами инженерного искусства и строительства.

10. «Дом H2O» (H2OME)

«Подводные Строения США» (US Submarine Structures) это компания, которая специализируется на создании подводных строений и зданий, которые обычно строятся для больших компаний. Однако на данный момент они предлагают особенную услугу, которая позволит любому человеку, обладающему достаточным количеством средств, жить в экстравагантном подводном доме. Это здание, известное как «Дом H2O» является домом с поверхностной декомпрессией, который расположен на морском дне на глубине почти 18 метров. Дом состоит из двух этажей и его площадь достигает 28 квадратных метров. В него включены две спальни, комната отдыха, столовая и даже специальные механизмы кормления морских животных, благодаря которым представители морской фауны будут подплывать к строению, обеспечивая прекрасный вид из окон. К сожалению, такой прекрасный дом стоит 10 миллионов долларов.

9. Ресторан «Звезда Красного Моря» (Red Sea Star Restaurant) / Стриптиз-клуб «Nymphas Show Bar»


«Звезда Красного Моря», построенная в городе Эйлат (Eilat), Израиль, была старым рестораном, баром и обсерваторией, построенной полностью под водой. Те люди, которые хотели посетить это уникальное здание, должны были просто перейти по небольшому мостику и спуститься по лестнице, чтобы пообедать и насладиться напитком в окружении потрясающего вида на дне океана. Однако в какой-то момент заведение закрылось и стало стриптиз-клубом, оборудованным шестами для танцовщиц, однако клуб также не просуществовал слишком долго, так как здание было обнаружено в 2013 году морским биологом Гилем Копловицем (Gil Koplovitz) и было . До сих пор непонятно когда именно закрылся этот бизнес и почему подводный стриптиз-клуб не стал успешным.

8. Подводный отель Джулс (Jules’ Undersea Lodge)


Этот подводный отель является единственным в своем роде в США. Здание, построенное в 1970-х годах, изначально служило подводной морской лабораторией под названием Ла Чалупа (La Chalupa) и находилось во владении Яна Коблика (Ian Koblick). Здание включает в себя две спальни, ванную комнату и немного жилого пространства, что даёт уникальную возможность испытать жизнь под водой. Поскольку это здание находится полностью под водой, желающие остановиться в домике должны получить лицензию Профессиональной Ассоциации Подводных Инструкторов (PADI) из-за того, что им придётся погружаться под воду с аквалангом, чтобы попасть в здание. Кроме того, 24-часовое обслуживание предоставляет широкий спектр услуг, включая блюда, приготовленные шеф-поваром, который спускается к зданию с аквалангом, чтобы приготовить блюдо, или же неожиданную доставку цветов и конфет. Отель также помогает защитить морскую фауну в этой области, действуя в качестве искусственного рифа, обеспечивая среду обитания и кислород для окружающей морской жизни.

7. Подводный курорт «Посейдон» (Poseidon Undersea Resort)


Подводный курорт «Посейдон» является ещё одним проектом, разработанным компанией «Подводные Строения США». В соответствии с изначальной идеей здание должно было быть полностью погруженным под воду отелем, включающим в себя ресторан, бар, библиотеку, залы для конференций, а также спа, плавательный бассейн и даже свадебную часовню. Несмотря на то, что более 150000 человек выразили своё желание посетить этот отель и забронировать номера, а также на то, что отель должен был открыться в 2008 году, этот отель у побережья острова Фиджи до сих пор не готов к эксплуатации. Невзирая на почти десятилетнее планирование и строительство, компания «Подводные Строения США» ещё даже не приблизилась к тому, чтобы открыть двери курорта, хотя по многочисленным сообщениям почти все секции отеля уже были закончены.

6. Подводный ресторан «Итхаа» (Ithaa Undersea Restaurant)


Подводный ресторан «Итхаа», расположенный на Мальдивах, является одним из очень немногих подводных ресторанов в мире. Строительство «Итхаа» было полностью закончено в 2005 году. Ресторан был построен в качестве дополнительной секции близлежащего отеля, он был разработан и построен компанией «M. J. Murphy». В ресторане можно просто перекусить, а можно полноценно поужинать. Его также можно арендовать в качестве помещения для проведения торжественных мероприятий, однако главной достопримечательностью ресторана является полностью стеклянный туннель, который обеспечивает панорамный вид в 270 градусов на окружающую морскую флору и фауну. Спиральная лестница, связанная с пристанью, обеспечивает лёгкий доступ к ресторану. К сожалению, согласно подсчётам, строение рассчитано ровно на 20 лет, а это означает, что к 2025 году оно, скорее всего, будет закрыто.

5. Рифовая База «Аквариус» (Aquarius Reef Base)


Рифовая База «Аквариус» является подводной лабораторией, которая находится на дне океана, приблизительно на глубине 19 метров, недалеко от побережья штата Флорида. База, заполненная исследовательским оборудованием и компьютерами, была построена в 1986 году и разработана так, чтобы морские биологи и другие учёные могли исследовать коралловый риф и изучить флору и фауну, обитающую в области рифа. Рифовая База «Аквариус» является особенной, потому что она позволяет исследователям использовать специальную технику погружения под воду, известную как погружение с автономным дыхательным аппаратом. Это означает, что они могут оставаться под водой длительное время без того, чтобы у них возникала необходимость вернуться на поверхность. Это позволяет учёным не только осуществлять исследования, которые бы они не могли провести каким-либо другим способом, но также снижает риск развития декомпрессионной болезни благодаря уменьшению количества погружений, необходимых для выполнения работы.

4. Подводный музей в Канкуне (Cancun Underwater Museum)


Подводный музей в Канкуне, являющийся детищем директора Морского Парка (Marine Park) по имени Джейми Гонсалес Канто (Jaime Gonzalez Canto) и скульптора Джейсона де Кайрес Тейлора (Jason de Caires Taylor), является коллекцией, состоящей более чем из 400 скульптур, покоящихся на дне моря. Произведения искусства, которые изображают целый ряд различных тем, опускаются на морское дно при помощи специально разработанного лифта. В то время как достопримечательность определённо предоставляет любителям плавания с аквалангом прекрасные виды, главной целью музея является повышение осведомлённости и защита коралловых рифов у побережья Мексики. Так как статуи построены из PH-нейтрального цемента, растения и кораллы могут расти на них, что помогает развиваться искусственным рифам и обеспечивает идеальные условия для возвращения морской фауны в эту область.

3. Ресторан «Море.Огонь.Соль.Небо.» (Sea.Fire.Salt.Sky. Restaurant)


Ещё одной невероятной подводной структурой на Мальдивах является знаменитый ресторан «Море.Огонь.Соль.Небо.», который состоит из четырёх различных этажей. На каждом этаже есть отличительная тематика и атмосфера, которая отражена в названии ресторана. Например, этаж «Небо» находится на крыше, в то время как этаж «Море» расположен под водой. Ресторан с элегантным дизайном и стеклянными стенами, открывающими вид на морскую флору и фауну, может обслуживать большое количество людей. В нём даже есть свой подводный винный погреб, в котором хранится коллекция высококлассных вин.

2. Шанхайский Океанариум (Shanghai Ocean Aquarium)


Шанхайский Океанариум, расположенный в одном из самых крупных и популярных городов Китая, был спроектирован и построен компанией «Advanced Aquarium Technologies». Он включает в себя рыб и других морских животных со всех основных континентов, а также содержит несколько редких животных, которые являются уникальными для Китая. Различные области отделены друг от друга, чтобы у каждого из них была своя собственная отличительная атмосфера. Изюминкой и главной частью океанариума является смотровой туннель, который простирается почти на 122 метра, находясь полностью под водой. Посетители могут побывать в различных средах обитания, таких как акулья бухта, пещера ламинарий и коралловые рифы.

1. Подводная лаборатория «MarineLab»


«MarineLab», по сути, является огромным подводным учреждением, которое служит исследовательским центром для учёных, а также классной комнатой для студентов и преподавателей. Оно находится в эксплуатации с 1984 года, что делает его самым старым подводным помещением. Оно находится недалеко от Подводного Приюта (Undersea Lodge). Учреждение находится практически в непрерывном использовании благодаря тому факту, что оно может вмещать небольшое количество людей в течение длительного периода времени, и благодаря своему разнообразному ряду полезных помещений, таких как душевая, смотровая сфера и лаборатория. Благодаря этому учреждение, находящееся на глубине 9 метров, является идеальным для исследовательских и обучающих целей, которое в прошлом использовалось такими организациями как НАСА.

Озеро Рок находится в 40 км к востоку от Мэдисона (штат Висконсин). В пасмурные дни вода в нем выглядит мутной и дно невозможно разглядеть. Но однажды в апреле 1936 г., при ясной погоде, некий д-р Морган, пролетая над водоемом на своем спортивном самолете, случайно глянул вниз – и увидел под водяной гладью очертания трех больших объектов. Морган снизился – и его глазам предстали отчетливые силуэты пирамид с усеченными вершинами!

После того как об этом происшествии сообщили в газетах, озером Рок заинтересовались исследователи. Вскоре на дно озера спустилась команда аквалангистов. Молодой биолог У. Кеннеди сумел рассмотреть под водой каменную стену некоего сооружения. Обогнув его, ученый убедился в том, что постройка и в самом деле имеет пирамидальную форму. Он захватил с собой трофей – отломанный кусок кладки. Однако когда Кеннеди попытался вернуться к пирамиде вместе с товарищами, отыскать ее им не удалось. Несколько лет спустя на озеро Рок прибыла еще одна группа энтузиастов, прихватившая с собой снаряжение. Подводные археологи обследовали весь водоем по квадратам – и обнаружили первую пирамиду!

Сооружение было правильной формы и имело прямоугольное основание размером 9х10 м. Она, безусловно, являлось творением человеческих рук. Позднее исследователи нашли еще одну постройку, несколько отличавшуюся параметрами от первой. В 1985 г. у берегов японского острова Йонагуни инструктор по дайвингу Кихачиро Аратаке случайно наткнулся на странный объект, состоящий из каменных платформ, покрытых геометрическим орнаментом, и ступенчатых террас. Вся конструкция была окружена глубокой траншеей. По внешнему виду она напоминала пирамиды древних шумеров. Прибывшая на место группа археологов обнаружила поблизости от постройки скульптуру, изображающую человеческую голову в индейском головном уборе из перьев.

Выяснилось, что неизвестного происхождения подводное сооружение имеет сходство с высокогорным святилищем Мачу-Пикчу, построенным инками в Южной Америке. В обоих случаях для строительства использовались Г-образные блоки, обеспечивающие «бесшовное» соединение. Кроме того, и там и там мастера применили уникальную технологию обработки, предохраняющую строения от воздействия природных стихий. Но как появился храм инков у побережья Японии? Ведь речь идет о культуре, зародившейся на ином континенте! Или мы еще много не знаем об истории цивилизаций?

Не так давно очередная пирамида была найдена на дне китайского озера Фусянь (юго-западная провинция Юньнань). Высота ее составляет 19 м, длина стороны основания – 90 м. Сооружение построено из каменных плит и имеет ступенчатую структуру. На дне озера имеется еще около десятка подобных объектов и около 30 сооружений других видов… Площадь всего архитектурного комплекса составляет около 2,5 кв. км. Но, если предыдущие находки датируются довольно давними периодами времени, то кто объяснит загадку так называемых бермудских пирамид? Впервые об этом феномене заявил летом 1991 г. на пресс-конференции во Фрипорте известный океанограф д-р Верлаг Мейер. Он утверждал, что при обследовании дна в районе знаменитого «Бермудского треугольника» на глубине 600 м аппаратура обнаружила две гигантских пирамиды. По размерам они превышали даже пирамиду Хеопса в Египте.

По словам ученого, оба сооружения были построены по неизвестной технологии, из материала, похожего на толстое стекло. Но самое интересное – их построили всего около полувека назад!

1 сентября 2013, 21:54

лагодаря древним старинным манускриптам нам известно, что люди всегда верили в то, что новые земли поднимаются из глубин океанов, а старые могут опуститься под воду, уничтожив целые цивилизации.

Самые знаменитые подводные земли – остров Атлантида, о которых писал еще 2,5 тысячи лет назад Платон. Морская археология стала академической лишь в последние 50 лет, когда появились технологии для исследований. Сейчас под водой обнаружено более 500 мест с остатками рукотворных строений, многим из которых от 3 до 10 тысяч лет... За последнее время, с развитием технологий и специальных техник, включая гидролокацию, удалось натолкнуться на весьма любопытные подводные аномалии.

Некоторые странные объекты, такие как, например, Дорога Бимини, вызывают множество споров. Некоторые из аномальных мест расположены не так близко к поверхности, а спрятаны на больших глубинах.

1. Загадочная структура в Галилейском море (Израиль)

В 2003 году ученые были немало удивлены, когда обнаружили массивную каменную круглую структуру под водой на глубине 9 метров в Галилейском море (Израиль). Эта структура состоит из базальтовых пород, имеет форму конуса и в два раза больше по диаметру, чем Стоунхендж в Великобритании.

Только недавно были опубликованы результаты исследований этой странной конструкции. Археологи утверждают, что она имеет очень схожие черты с древними общинными могильниками, которые находят по всему миру. Исследователи полагают, что она может датироваться временем более чем 4 тысячи лет назад.

По их словам, она совершенно точно создана искусственно и возможно была построена на земле, а затем затонула, когда уровень Галилейского моря повысился.

2. Таинственные подводные сооружения на картах Google

Странные круглые структуры видно на снимках из космоса у берегов Флориды, Северной Каролины и Белиза. Их заметили археологи и исследователи странных мест на снимках Google Earth. Хотя подобные аномалии были замечены во многих других уголках мира, исследователи пока точно не знают, что это. Некоторые верят, что когда-то эти круглые строения могли быть могильными холмами.

3. Странное сооружение в канадском озере

Дайверы обнаружили следы прошлого древних жителей западной Канады во время участия в уникальном подводном проекте в 2005 году. Они нашли очень любопытную каменную структуру на глубине около 12 метров в озере Макдональд, провинция Онтарио, Канада.

Эта структура состоит из вытянутого куска камня весом около 450 килограмм с почти ровной поверхностью, который покоится на 7 камнях размером с бейсбольные мячи, которые, в свою очередь, стоят на плите весом около тонны.

Сначала было выдвинуто предположение, что это природная структура, пока геологи и археологи не изучили снимки структуры более детально. Было доказано, что этот объект был создан человеком. Такие объекты учёным хорошо известны, называются они сейдами и являются объектами поклонения северных народов. Особенно много их на Русском Севере, о чём и пойдёт речь ниже.

Тайны Сейдозера (Россия)

Священное саамское Сейдозеро, расположенное в самом центре Кольского полуострова, в самом конце XX века оказалось в центре внимания многих исследователей. Именно здесь были обнаружены остатки древнейшей в истории человечества цивилизации.

Древние артефакты, обнаруженные еще в 1997 году в окружающем Сейдозеро горном массиве Ловозерские тундры были идентифицированы, как остатки древних укреплений, святилищ ландшафтного типа, культовых и навигационных (возможно даже - астрономических) объектов.

Плотный ил заполняет придонный котлован озера на глубину до 20 метров. Разглядеть или найти что-либо под таким "покрывалом" практически невозможно. Однако ученые решили "прочесать" озеро с помощью эхолота и георадара. Приборы показали, что достаточно ровное дно на мелководье вдруг обрывалось и уходило на глубину 20, а то и 30 метров. В лагуне, над которой свисает гора Нинчурт, сначала эхолот, а затем и радар зафиксировали два глубоких колодца. По показаниям приборов один из подводных лазов уводил куда-то под гору Нинчурт, смыкаясь, возможно, с какими-то ее внутренними пустотами.

Внушительные каменные плиты подступают к поверхности прямо на середине озера. Откуда они взялись? Георадар зафиксировал под плитами пустоты, словно они укрывали какой-то неведомый подводный тоннель.

Вблизи Сейдозера, непосредственно под древней поляной находится обширная подземная пустота. Или, может быть, пещера? Начиналась она на глубине 9 метров и уходила за 30-метровую отметку - это был предел для показаний прибора. Общая длина георадиолокационного профиля Сейдозера - два километра, и ведет он от реликтовой поляны, где некогда находилось саамское становище, к подножию горы Нинчурт. Никто пока с позиций геологии не может объяснить, как образовался в здешних скальных породах (где не должно быть пещер) настоящий подземный ход, ведущий в сторону горы. Обширная пустота под поляной может быть карстовой промоиной, но под дном озера мы явственно увидели не промоину, а настоящее подземелье с каменными полом и сводом.

Но пока и пещеры, и подземные ходы недоступны для визуального исследования, поскольку находятся ниже уровня озера и заполнены песком, галькой, торфом и водой.

Пирамиды озера Рок (США)

По оценкам экс­пертов, их возвели не ранее последнего ледникового периода - как минимум 12 000 лет назад. Естественно, возникает вопрос о том, какая цивилизация их создала. Озеро находится в 40 км к востоку от города Мэдисон в штате Висконсин, США. Длина водоема достигает 8 км, а ширина - 4 км. В 1836 г. Натаниэль Хейер обнаружил в озере маленькую каменную пирамиду. У нее, как и у южно­американских пирамид, вершина была плоской. Он дал ей имя Атцалан.

Обладатель рекордов по глубоководным погружениям, аквалангист Макс Джин Ноул, тоже заинтересовался тайной озера Рок. В 1937 г. он в разных местах пересекал озеро на маленькой лодке и тащил за собой по дну на прочном тросе металлическую болванку. С помощью такого самодельного «прибора» Ноул определил местонахождение подводных объектов и совершил множество погружений, чтобы рассмотреть камни, на которые наткнулся его «прибор». Ноул, по его словам, нашел одну пирамиду примерно посредине озера. Он сделал запись в своем дневнике:

«Сооружение имеет форму усеченной пирамиды. Наверху находится маленькая квадратная площадка со стороной 1,4 м. Сторона квадратного основания равна 5,43 м, а высота пирамиды - 8,83 м. Конструкция, очевидно, состоит из гладких камней, соединенных строительным составом. Камни покрыты толстым зеленоватым налетом, который легко соскабливается, и тогда открывается ровная серая поверхность камней».

В дальнейшие годы аквалангисты несколько раз осуществляли погружения на дно озера, подтверждая данную находку. Журнал по подводному плаванию «Skin Diver» в январском номере 1970 г. писал о загадке Рок-Лейк: "Эти пирамиды совершенно невероятные, невозможные - они слишком старые и находятся на таком месте, где никто не мог их построить. С точки зрения логики они не могут существовать, но история редко подчиняется правильной логике."

То, что было найдено в водах озера Рок - каменные пирамиды со срезанными верхушками, - до этой поры встречалось только на территории Мексики и Гватемалы. Следующий вопрос: время постройки озёрных пирамид. Напрашивается логический вывод: до того, как на этом месте появилось озеро. Но, как следует из заключений геологов, озеро Рок образовалось 10 тысяч лет назад! Что же за цивилизация существовала здесь в ту пору? Ведь ранее бытовало мнение, что десять тысяч лет назад на этой территории находились лишь небольшие племена с весьма примитивным образом жизни. Невозможно даже допустить,что им было под силу строительство подобных сооружений. Стало быть, в те далёкие времена в этих местах обитали не эти (или не только эти) племена, а какой-то иной, более развитый народ? Никаких сведений о нём, однако, не сохранилось.

"Стоунхендж" озера Мичиган

Хотя Стоунхендж в Великобритании является одним из самых известных в мире древних каменных памятников, он далеко не единственный. Похожие каменные сооружения были обнаружены по всему миру.

В 2007 году во время исследования дна озера Мичиган с помощью гидролокатора группа подводных археологов обнаружила серию камней, выстроенных в круг на глубине 12 метров. На одном из камней был обнаружен выгравированный рисунок.

Изображение похоже по очертаниям на мастодонта, животное, которое вымерло около 10 тысяч лет назад. Версия о древнем Стоунхендже достаточно правдоподобна, ведь ученые уже находили подобные структуры в этом районе.

Крымские мегалиты на дне Чёрного моря

Согласно теории Черноморского потопа, выдвинутой в 1996 году геологами Уильямом Райаном и Уолтером Питменом из Колумбийского университета США, на месте Черного моря еще в шестом тысячелетии до н. э. находилось пресноводное озеро, на берегу которого теоретически могли располагаться поселения древних жителей Северного Причерноморья. Примерно в 5600 году до н. э. (по некоторым данным, в 3800 го­ду до н. э.) произошла катастрофа "Дарданов потоп", из-за чего уровень этого озера поднялся на 100–150 метров и затопил огромные территории. Ученые предполагают, что именно эта катастрофа стала источником легенд о Всемирном потопе.

Однако доказательств тому, что на берегу пресноводного озера находились некогда допотопные поселения, не было. И только в 2007 году севастопольские дайверы впервые заявили, что недалеко от поселка Штормовое Сакского района наткнулись на некие искусственные пещеры с окошками и ступеньками. Тогда-то и появились разговоры о том, что у берегов Крыма найден затонувший пещерный город. Причем на глубине от 10 до 14 метров, что в корне противоречило утверждениям историков. Тем более что самые ранние крымские пещерные города ученые датируют аж средневековьем, а ведь с тех пор никаких масштабных катастроф не происходило.

Подводная экспедиция в двух милях от берега в районе Штормового, действительно обнаружила некие искусственные сооружения, внешне очень напоминающие мегалитические храмы, - массивные колонны и стены, поддерживающие многотонные каменные крыши. А ведь история постройки таврских мегалитов действительно уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Мало кто знает что в Крыму на суше и сейчас есть дольмены, подобные кавказским, так называемые "крымские ящики". И вполне возможно, что их определенная часть после морской катастрофы оказалась на морском дне.

Однако ученые все равно пока скептически относятся к открытию. Хотя уже и не исключают, что в этой местности действительно когда-то могли проживать люди.

Подводный город у острова Куба

Серия подводных структур была открыта у берегов острова Куба в 2001 году. Эти структуры немало заинтересовали археологов, историков и охотников за Атлантидой со всего мира. Сделанные группой исследователей морского дна сонарные изображения показали симметричные и геометрически правильные структуры, которые располагаются на площади около 2 квадратных километров на глубине от 600 до 750 метров.

Скептики считают, что эти структуры находятся слишком глубоко, чтобы они могли быть делом рук человека. По оценкам, чтобы сооружения погрузились на такую глубину, должно пройти не менее 50 тысяч лет.

Если будет найдено убедительное доказательство, что структуры созданы человеком, то они смогут многое добавить к нашим знаниям о древних цивилизациях, города которых погрузились в глубины океана.

Японский монумент Йонагуни

С тех пор, как "Монумент Йонагуни" был обнаружен в 1987 году у берегов Японии, он является предметом споров между археологами и исследователями подводных тайн. Многие утверждают, что в этом районе естественные природные ландшафты были изменены рукой человека, как в случае с комплексом Саксайуаман в Перу.

Если эти предположения – правда, то человек изменил этот район примерно в 10 тысячелетии до нашей эры. Скептики, с другой стороны, считают, что вся структура является естественной, а рисунки и резьба по камню – всего лишь естественные царапины. Впрочем, глядя на фото, сложно поверить, что эти структуры – всего лишь природные образования.

Структуры Бимини

Во время экспедиций 2006 и 2007 годов с помощью гидролокатора бокового обзора и сейсмоакустического профилирования были нанесены на карту ландшафты глубинных районов к западу от островов Бимини.

Серия прямоугольных структур, которую назвали "Дорога Бимини" была обнаружена на глубине около 30 метров. Все эти структуры были выстроены в одном направлении параллельными линиями. Исследователи сообщили, что структуры очень напоминают те, что были найдены у побережья Кубы.

Позднее загадочные сооружения были обследованы более детально. Судя по глубине, на которой расположены эти структуры, им должно быть не менее 10 тысяч лет.

Открытия в Камбейском заливе (Индия)

В мае 2001 года было объявлено об открытии руин древнего города в Камбейском заливе. Это открытие было сделано с помощью гидролокаторов. Древний город был расположен на ровной местности, были обнаружены жилые помещения, выстроенные ровными рядами, дренажные системы, бани, амбары и крепость. Город принадлежал до этого неизвестной древней цивилизации Индостана.

Последовали детальные исследования этих мест, были обнаружены артефакты. Среди них - древесина, датируемая примерно 7 тысячелетием до нашей эры, камни, которые были похожи на орудия труда, окаменелые кости, осколки посуды и даже зуб.

Возможно, этот город существовал с 9500 г. до н э. Если он действительно существовал тогда- он на тысячи лет старше самого древнего города Индии – Варанаси.

Нан Мадол

На тихоокеанском острове Понапе, одном из островов Микронезии, в воде находятся развалины древнего города, которые местные жители называют Нан Мадол, что значит "На устах Высокого Вождя".

Развалины города Нан-Мадол видны сегодня в виде маленьких искусственных островков, количество которых около 82. В основании этих островков видны остатки прямоугольных построек, стены которых частично сохранились в довольно хорошем состоянии. Некоторые из стен достигают высоты 9 метров от основания. В целом же на руинах царит хаос - гигантские "палочки" разбросаны по всему комплексу, что оставляет впечатление о разрушениях в результате мощной природной катастрофы.

В некоторых местах видно, как стены уходят в глубь морской воды. В последние годы университеты Штата Огайо, Штата Орегон (США) и Тихоокеанского Института (Гонолулу) предпринимали аквалангические экспедиции в океанские пучины рядом с Нан Мадолом. Ими были обнаружены различные элементы гигантских строений как то огромные каменные колонны, система туннелей, улицы, вымощенные огромными прямоугольными блоками. Плавая среди акул по подводным улицам затонувшего циклопического города, они нашли гигантские колонны, высотой от 20 до 30 метров, основания которых покоятся на глубине около 60 метров. На подводных плитах также были обнаружены рисунки - геометрические фигуры типа окружностей и прямоугольников.

Археологи, которые несколько лет назад обследовали эти столбы, добрались до их сердцевины и подтвердили, что они также из базальта и установлены здесь кем-то в неведомые времена и с неведомой целью. Если предоставить волю фантазии, то можно сравнить их с остатками каких-то громадных ворот. Или с двумя стелами по бокам входа в древний город Нан-Мадол в те времена, когда он еще целиком располагался выше уровня моря.

Сооружения на дне озера Титикака(Боливия)

На его берегах сохранилось множество древних сооружений, в частности, впечатляющие руины загадочного "города богов"Тиауанако. Его установленный возраст, как минимум 15 тысяч лет.

Сейчас город расположен на высоте почти 4000 метров, то есть на высоте с весьма скудной растительностью и малопригодной для обитания человека. Однако остатки большого порта, морские ракушки, изображения летающих рыб и скелеты ископаемых морских животных свидетельствуют, что некогда этот город находился на морском берегу.

Подъём Анд геологи относят к периоду 60-70 миллионов лет тому назад, то есть ко времени, когда на Земле ещё не должен был существовать человек. Когда недавно на дно озера спустились исследователи, они обнаружили там остатки построек, стены, сложенные из огромных каменных глыб. Эти стены, идущие вдоль мощёной мостовой, расположенные параллельно друг другу, протянулись более чем на километр.

Конечно, часть этих древних городов была смыта наводнениями, но другие оказались на дне морей или океанов под действием тектонических сдвигов земной коры. И, безусловно, изначально эти сооружения были построены на суше. Но Земля, возможно, географически отличалась от той, какой мы её видим сейчас.

Так действительно ли наше сегодняшнее человечество представляет собой вершину эволюции или же оно всего-навсего одно из таких же многочисленных пиков, в нескончаемой череде циклов, берущих своё начало в далёком-далёком прошлом?

Обновлено 01/09/13 22:51 :

Мост Рамы

Эти снимки из космоса сделаны шаттлом NASA в 2000 году. Сейчас они висят в буддийских храмах - в Индии и в Шри-Ланке. Монахи почитают их как священные реликвии - ведь они подтверждают правдивость легенд. Согласно одним - миллион лет назад, другим, 20 тысяч - между Индией и Шри-Ланкой армией под предводительством легендарного царя Рамы был построен мост протяженностью 50 км.

Согласно старинным английским, португальским и арабским морским картам мост был пешеходным вплоть до конца XV века н.э., но был разрушен землетрясением.

Генрих Шлиман нашел Трою, используя лишь текст античной поэмы, и он подтвердил, что за эпосом стоит не только вымысел, но иногда и историческая правда. Принято считать, что на сегодняшний день, нет ни одного артефакта, доказывающего, что события, описываемые в "Рамаяне", произошли на самом деле... Только ведь сам мост длиной 50 км – никак не иголка, он сам по себе гигантский артефакт, и описывается он в "Рамаяне" именно там, где мы его обнаруживаем заново сейчас...