Что такое турбулентность ясного неба, и что делать, если в нее попал самолет. Катастрофа среди ясного неба: насколько опасна турбулентность. Технические науки - Индикатор Где чаще всего бывает турбулентность ясного неба

Причиной инцидента с самолетом Boeing 777 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявшим рейс Москва - Бангкок, . Об этом сообщила пресс-служба перевозчика. Президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта заслуженный пилот СССР Олег Смирнов ответил на вопросы ТАСС , что это за явление, и что делать пассажирам самолета, попавшего в его зону.

Что такое турбулентность?

Турбулентность — это хаотичные движение воздушных масс, имеющих разную плотность и температуру. Смирнов говорит, что есть несколько видов турбулентности. Во время полета авиалайнеры очень часто проходят ее зону при взлете и посадке, особенно летом. Она вызвана тем, что теплые потоки воздуха, идущие от земли, сталкиваются с холодными. В это время самолет может трясти, могут скрипеть панели. Но эта турбулентность абсолютно безопасна для пассажиров и лайнера - при условии, что путешественники сидят в своих креслах и пристегнуты ремнями безопасности.

Крайне опасна, по словам Смирнова, турбулентность на средних и больших высотах. Обычно она образуется в кучевых и грозовых облаках. Их хорошо видно - как визуально, так и на радарах. И международные, и российские правила полетной безопасности требуют от диспетчеров и пилотов избегать попадания в эти зоны. «Категорически запрещается заходить в мощно-кучевую и грозовую облачность», - сказал Смирнов.

«Турбулентность ясного неба» отличается тем, что возникает в абсолютно чистом, безоблачном пространстве. Она незаметна глазу пилота, и ее не фиксируют радары. Чаще всего она возникает из-за струйного течения - сильного ветра, который дует со скоростью около 300 километров в час. В прошлом году в мире было зафиксировано 750 случаев попадания самолетов в такую турбулентность.

Да. После попадания в турбулентность самолет может выйти на закритические углы атаки (то есть поток воздуха будет обдувать крыло самолета, не создавая подъемной силы), потерять управление и упасть. К счастью, пилотов обучают действиям в этой ситуации.

И что же делать при «турбулентности ясного неба»?

Смирнов утверждает, что рецепт простой: по возможности оставаться пристегнутым в течение всего полета (кстати, это советует и инструкция по авиационной безопасности). В случае, если звучит команда бортпроводника пристегнуть ремни и убрать столик, следует сделать это немедленно. К слову, пилоты самолета пристегнуты к креслу весь полет - вплоть до окончания руления. «Кому-то это неудобно, но зато можно быть уверенным, что при попадании в такую ситуацию останешься в кресле и не ударишься о потолок самолета», - рассказал заслуженный пилот СССР.

Кроме того, Смирнов рекомендует по возможности отказаться от использования в полете тяжелых предметов, например ноутбуков. В случае, если самолет попадет в турбулентность, аппарат легко вырвет из рук, и он может нанести существенные травмы вам или другим пассажирам.

Все эти ограничения придется соблюдать до тех пор, пока ученые не научатся распознавать «турбулентность ясного неба». По словам Олега Смирнова, разработки в этом направлении ведутся уже давно: «Над таким прибором работают, и, я надеюсь, скоро его представят и оснастят им самолеты».

Мгновения, которые пришлось пережить пассажирам авиарейса Москва-Бангкок, можно назвать без преувеличения жуткими. Самолет попал в ловушку - то, что летчики называют «турбулентность ясного неба». Переломы, ранения - у людей было ощущение, что самолет начал падать. 27 человек травмированы, 15 из них остаются в больницах Бангкока.

Первые минуты после тряски. В салоне самолета - жуткая картина. Окровавленные пассажиры лежат в проходах, сидят у аварийных выходов. Многих просят не вставать - неизвестно, насколько серьезны травмы. Как выяснится потом, переломы, сильные ушибы.

«С одной стороны лежала женщина, стонала, ей было очень больно. И мужчина стонал. Ему было, видимо, вдвойне больнее. Девушка, когда уже все закончилось, ходила по салону, у нее был глаз подбит, щека вся разодрана. Таких людей было много, которые очень сильно пострадали. Почти никто не был пристегнут и не успел пристегнуться», - рассказывает пассажирка Елена Трегубец.

Самолет еще не начал снижение, поэтому табло «Пристегните ремни» не горело. Люди спокойно гуляли по салону - разминались в проходах после девятичасового перелета. Рейс Москва-Бангкок подходил к концу. За 40 минут до посадки - резкие толчки. 300-тонный "Боинг-777" провалился в воздушную яму почти на 250 метров.

«Сильно нас качнуло раза два-три. И как-то я сразу интуитивно начала пристегиваться. И буквально пара секунд, и как будто начали мы падать. И пассажиры вверх полетели до потолка, и с грохотом все упали вниз», - рассказывает Елена Трегубец.

В аэропорту самолет встречали медики. Всего на борту было 313 человек. 27 - среди них и россияне, и иностранцы - сразу отправили в местный госпиталь. Там некоторым пострадавшим пришлось делать операции. Для помощи россиянам в больницу отправили сотрудников посольства и переводчика.

Погода в небе над Таиландом не сулила ничего плохого. По словам специалистов, лайнер попал в так называемую турбулентность ясного неба.

«Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью. И ее не фиксируют приборы. Основная опасность в том, что у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости пристегнуться. Эта ситуация крайне опасна для пассажиров, которые остаются не пристегнутыми ремнями безопасности», - пояснили в авиакомпании «Аэрофлот».

Такая болтанка случается и в небе над Россией, но куда слабее, чем в тропических широтах.

«В тропических широтах оно более развито и характеризуется очень большими градиентами, то есть, мощностью и непредсказуемостью. Избежать этого было невозможно. Хотя надо держать ухо востро», - комментирует ситуацию командир авиационной эскадрильи, пилот Сергей Матросов.

В идеале, нужно быть пристегнутыми весь полет, как экипаж этого рейса. Должностная инструкция. За штурвалом был опытный летчик Александр Рузов, налет свыше 23 тысяч часов. Второй пилот Артем Унанов - налет больше 10 тысяч. Они вывели машину из зоны турбулентности, посадили в штатном режиме. По их словам, тряска усилилась из-за действий автопилота.

«Автопилот не смог вовремя правильно среагировать, поэтому и получились такие броски самолета. Поэтому после попадания в воздушную яму мы отключили автопилот и плавненько самолет вывели в горизонтальный ровный полет», - рассказал Александр Рузов.

Путешественники отметили работу бортпроводников. Они оказывали помощь и делали все, чтобы избежать паники. Хотя им самим изрядно досталось.

«По ним видно было, что они с травмами, они тоже поцарапанные, они тоже были не готовы к этому. Они давали обезболивающие таблетки тем, кто очень сильно пострадал, накладывали жгуты», - рассказывает Елена Трегубец.

Подобные случаи в гражданской авиации - не редкость. Каждый год в мире фиксируют почти 750 таких происшествий. На рейсе компании Etihad Airways из Абу-Даби в Джакарту травмы получили 30 человек. А это кадры с перелета из Лимы в Буэнос-Айрес - досталось даже членам экипажа. Но, пожалуй, самый громкий случай - в небе над Гонконгом. В августе 2013 года в зону турбулентности попали сразу два авиалайнера. Один из пассажиров тогда пробил головой пластиковую обшивку салона. Больше пятидесяти человек увезли в больницы.

Пассажирам рейса Москва-Бангкок продолжают оказывать помощь в тайских клиниках. Их жизни ничто не угрожает. Для родственников открыли горячую линию - по телефону +66904033645 можно узнать всю последнюю информацию о состоянии пострадавших. Тем временем, стало известно, что все пострадавшие получат компенсации. Кроме того, им оплатят лечение, переоформление билетов и гостиниц.

При этом после посадки службы аэропорта проверили сам «Боинг», попавший в воздушную яму. Никаких повреждений не обнаружено. Самолет сразу же отправился обратно в Москву.

Обратили на днях внимание на новость о самолете Москва — Бангкок, попавшем в турбулентность?

Примерно за 40 минут до посадки самолет попал в воздушную яму. За 15 секунд самолет сначала подбросило метров на 200. А потом он рухнул на те же метры обратно. В результате те, кто не был пристегнут, были просто выброшены из кресел, подброшены вверх, а затем рухнули вниз.

По некоторым данным 27 человек получили травмы, в том числе — серьезные переломы. Судя по новостям, 10 человек уже были прооперировали в Бангкоке.

Причина происшествия — турбулентность ясного неба . Предсказать ее появление приборы на борту самолета не могут. Но почему в ясном небе?!

Как мы знаем, турбулентность воздуха — это мощное возмущение воздушных потоков, разнонаправленные движения воздушных масс вверх, вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. Основными причинами таких болтанок является неоднородный состав атмосферы, на которую влияют температура, давление, влажность.

Очень часто такие потоки вверх-вниз-вбок образуются не только в грозовой облачности, но и над границами — стыками различных типов земной поверхности: земля-море, степь-лес, равнина-горы и т.п. Это связано с разной степенью прогрева этих поверхностей и воздушных масс над ними, испарений. Вот и идет круговорот — чем больше по площади эти соседствующие поверхности и разница температур, тем и турбулентность над их границей выше.

И еще о ясном небе:

Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать полтысячи километров в час!

И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!

Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с «турбулентностью ясного неба». Это явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.

Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе — даже очень…

05.07.2018, 12:50

Турбулентность при ясном небе - самая неприятная и нежелательная разновидность вихревых заносов, которые возникают неожиданно в безоблачном пространстве с отличной видимостью. Самолет попадает между воздушными потоками, которые очень сильно различаются по направлению и скорости движения, температуре и плотности. В этот момент он как будто проваливается в яму, его начинает трясти. Последствия такой могут быть разными от травм пассажиров до крушения воздушного судна.

Данный вид турбулентности очень сложно обнаружить заранее - как визуально, так и с помощью радара, лидара, потому как область низкого давления среди ясного неба увидеть невозможно. Однако в мае 2018 года российские ученые заявили, что научились предсказывать турбулентность при ясном небе, используя специальное устройство, следящее за изменением Мюонов.

Когда заряженные частицы попадают в атмосферу, они взаимодействуют с атомами азота и кислорода, в результате чего получаются мюоны. Каждую минуту на квадратный метр земли их падает в среднем 120. Мюоны, проходя через атмосферу, теряют свою энергию, и потери эти зависят от плотности атмосферы. Если на пути встречается пустота или область низкого давления, мюоны теряют меньшее количество энергии, что сразу же будет зафиксировано. Таким образом, по характеру изменений мюонного потока можно отслеживать, описывать и предсказывать атмосферные процессы.

Чтобы засечь эти частицы, ученые построили специальный прибор гигантских размеров, который называется «Мюонный годоскоп» или «Ураган». Установка представляет собой детекторы большой площади (порядка 11 квадратных метров), которые каждую секунду регистрируют примерно две тысячи мюонов. Таких модулей восемь, находятся они друг над другом, от чего установка немного напоминает слоеный пирог.

Восемь регистрирующих плоскостей установки формируют картинку, подобно рентгеновскому снимку, который позволяют сказать, с какой стороны прилетела частица в режиме реального времени. Поэтому одного комплекса хватает, чтобы видеть небо в радиусе сотен километров и прогнозировать не только зоны, где может возникнуть турбулентность ясного неба, но и такие стихийные бедствия, как снегопады, бури, торнадо и ураганы, причем за несколько часов до их проявления, когда все остальные методы ещё бессильны.

Сегодня ученые тесно сотрудничают с метеослужбами, сопоставляют свои прогнозы, включая те, что получены традиционными способами. Это нужно, чтобы подтвердить точность метода, после чего мюонная диагностика может официально поступить на службу метеорологам. От ураганов, торнадо и турбулентности мы не избавимся, по крайней мере «предупрежден, значит вооружен». Благодаря точным прогнозам можно перестроить траекторию полета самолета и подготовиться к стихийным бедствиям, а это значит, избежать плачевных последствий.

1 мая, за 20 минут до снижения, самолет «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Бангкок, попал в кратковременную зону сильнейшей турбулентности. Пассажиры, которые были не пристегнуты, получили травмы различной степени тяжести, 25 из них госпитализировали после приземления. 15 россиян до сих пор остаются в бангкокской больнице, сообщили в посольстве РФ в Таиланде.

«Аэрофлот»: «Турбулентность ясного неба возникла неожиданно»

По словам командира рейса SU 270 Москва - Бангкок Александра Рузова, перегрузка длилась секунд 15, а через полминуты авиалайнер удалось вывести на нужную траекторию. Это произошло благодаря грамотным действиям и бригады, и экипажа, отметил Рузов в телефонном интервью одному из российских телеканалов. При этом он выразил сожаление, что пассажиры, которые не были пристегнуты ремнями безопасности, получили травмы.

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба».

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба». Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, и метеорологический радиолокатор не сообщает о приближении к ней.

«Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места», - объяснил представитель авиаперевозчика. По его информации, в мировой гражданской авиации регистрируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе в год.

Расходы на лечение пострадавших пассажиров «Аэрофлот» взял на себя. Во вторник это подтвердил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его словам, лимита договора страхования ответственности авиаперевозчика достаточно, чтобы выплатить все компенсации.

Авиаэксперты: «Это удивительный случай, который нужно расследовать»

Однако некоторые эксперты усомнились в том, что авиалайнер «Аэрофлота» действительно попал в «турбулентность ясного неба». Так, например, военный метеоролог, подполковник запаса Евгений Тишковец в интервью НСН заявил, что такие явления, как турбулентность ясного неба, очень легко спрогнозировать.

«Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом».

«Это можно рассчитать несколькими способами, а используя компьютерные технологии, вообще проблем никаких нет. Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом», - сказал Тишковец, отметив при этом, что он лично рассмотрел верхние слои тропосферы в этот момент и никакой турбулентности ясного неба не увидел.

Авиаэксперт Олег Пантелеев, возглавляющий агентство «АвиаПорт», считает, что версия о неисправности воздушного судна в данном случае не оправдана и ничем не мотивирована.

«К сожалению, случаи, когда интенсивные воздушные потоки подкидывают или обрушивают самолеты на несколько сотен метров, довольно распространены в авиации. И пострадавших от этого во всем мире очень много. Я считают, что пассажиры “Аэрофлота” еще легко отделались», - поделился своим мнением Пантелеев с «Общественным контролем».

Он напомнил, что все без исключения авиакомпании рекомендуют своим пассажирам оставаться пристегнутыми - даже если табло «Пристегните ремни» не горит. Это минимизирует риски в случае попадания судна в зону турбулентности.

Заслуженный летчик России Вадим Базыкин назвал случай, произошедший с самолетом «Аэрофлота», удивительным и требующим тщательного расследования. По его словам, турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает на границе воды с сушей - либо в горной местности, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

Турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает там, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

«Нам не говорили таких красивых терминов, как турбулентность ясного неба, и учили, что, если увидел “болтанку”, в первую очередь отключай автопилот , потому что, борясь с воздушными потоками, он только усугубляет ситуацию, а вручную выровнять самолет нетрудно. Пилоты рейса SU 270 Москва - Бангкок отключили автопилот спустя 15 секунд. Почему так поздно, нужно разбираться», - сказал «Общественному контролю» Базыкин.

При этом эксперт отметил, что определить зону турбулентности ясного неба можно несколькими способами. Например, по данным метеостанций, которые отмечают разные течения и направления ветра, либо по путевой скорости.

Следственный комитет России проводит доследственную проверку по факту случившегося на борту самолета, следовавшего из Москвы в Бангкок 1 мая. По ее результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, расследованием ЧП займется Росавиация.

Пассажиры: «Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья»

То, что пережили пассажиры злополучного рейса, они вряд ли смогут забыть.

«Три часа назад я был в самолете, летевшем из Москвы в Бангкок. Внезапно мы оказались в зоне турбулентности. Это было настолько ужасно, что людей швыряло, как сумасшедших. Повсюду кровь, люди со сломанными костями, носами, открытыми переломами, дети с травмами головы, можно продолжать и продолжать. Слава Богу, мы все живы. Я очень надеюсь, что “Аэрофлот” правильно поступит с пострадавшими. Персонал авиакомпании сделал все, чтобы помочь людям на борту. Что касается пилота, то я могу сказать, он спас нас всех. Честно, я еще никогда не был так напуган», - написал в Instagram пассажир рейса SU 270 Москва - Бангкок Ростик Русев. К своему посту он приложил видео, снятое в самолете после прохождения зоны турбулентности.

«К сожалению, мои первые новости из Тая такие... Мы были на этом рейсе и сидели в самом хвосте. И видели своими глазами весь этот ужас... Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья. По счастливой случайности мы отделались ушибами. Это действительно случайность, рядом лежали люди с открытыми переломами. Вся хвостовая часть самолета в крови. Это не описать словами. С нами все хорошо, пока мы в госпитале. Медицина в Тае на высшем уровне», - сообщила в своем Instagram другая пассажирка самолета «Аэрофлота» по имени Маргарита.