Палаты в коломенском. Коломенский дворец (57 фото). Внутренняя отделка и царские палаты

Коломенский - это бывшая царская резиденция, а ныне Московский государственный объединённый музей-заповедник.
Предлагаю вам окунутся во времена царской России и посетить деревянный дворец, который там расположен.
Далее слово автору.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.

Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.

Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.

"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.

Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.

К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.

"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.

Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.

Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.

У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.

Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.

Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.




А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.

В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.

Роспись одного из потолков

Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.



Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.

Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.



Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.

Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.

А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.



Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.




Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.



Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.

Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.

Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.

Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.








Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.



А вот и ее портрет.





Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2

Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить.




Вход на “Каширскую” расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они – как на ладони).


Направление выяснили. Теперь нужно перейти площадь по переходу.


И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова.



При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.

А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.

Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно – то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. , где . . Что делали женщины , как . По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям. Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.

Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО , Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников. Экспозиция также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.


Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.

От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.

Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от “Станции метро Каширская” до “Музея Коломенское”. Между ними есть остановка “По требованию” и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке “Музей Коломенское” этот маршрут НЕ останавливается.

От остановки троллейбуса “Музей Коломенское” нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.

Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.

Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.

Вход свободный, парк открыт с апреля – по октябрь с 7.00 – до 22.00. С ноября – март 9.00 – 21.00.

По главной аллее идём прямо.

Дойдя до указателя, поворачиваем направо.

Сначала заметите дом пасечника.

Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.

В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.

Эта дорожка выводит к домику Петра I.

От него и до Передних ворот недалеко.

Церковь Вознесения находится сразу за Передними воротами,

на высоком берегу Москвы-реки.

Возвращаться лучше к метро “Коломенское”. Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.

И выйдете из парка через северные ворота.

Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.

За дамой в ярко-голубом платье.

Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка. Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.

Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта .

Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием “Емеля”.


Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.

Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву “М ” ещё никто не отменял 🙂

А теперь мы предположим, что нам не интересен, мы хотим посетить историческое . Тогда следуем инструкциям

Как добраться до парка Коломенское

Если вы не живёте поблизости от парка, то удобнее всего доехать до метро “Коломенская”.

В центре зала есть указатель, в какую сторону следует выходить.

На выходе убедитесь в том, что “верной дорогой идёте, товаг’ищи!”

Ещё один указатель – в подземном переходе, по нему идём налево.


И ещё один подсказывает, что нужно свернуть направо.

Вы вышли на площадь, перед вами – многоэтажный дом. Слева – кинотеатр “Орбита”.

Идите к многоэтажке, поднимайтесь по ступеням,

и следуйте прямо.

Дорожка чуть свернёт влево, вам туда, где видна группа дам, примеряющих панамки.

Слева от вас будет ряд кафе и закусочных, на снимке они видны за синим лотком мороженщика.

Можете воспользоваться кафе на обратном пути, закусочные и кафе в Коломенском весьма сомнительного качества. Вскоре вы увидите вход в парк.

Невысокое белое строение слева уже относится к музею “Коломенское”. Далее дорожка ведёт вверх по пологому склону.

Идите по ней и вскоре заметите северные ворота.

Сразу за ними – схема расположения памятников. Билеты на их посещение (кроме храмов) можно купить на месте, в зданиях музеев или в будочках рядом с ними.

Напоследок ещё один совет. Начинать осмотр с усадьбы Коломенское, а затем идти или ехать ко дворцу Алексея Михайловича нецелесообразно. От парка пешком далеко идти и до дворца, и до метро. На троллейбусе – тоже неудобно. Нужно переходить проспект Андропова дважды. Но у каждого свои резоны. Приятной прогулки! Если есть вопросы или замечания – к статье открыты комментарии, не стесняйтесь, молвите слово!

Приходите на наши . Узнаете много интересного.

Об особенностях национальной прогулки на теплоходах компании Radisson Royal мы рассказали в статье

Бывшая царская резиденция Коломенское располагается вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». Это самая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра. Село Коломенское было основано жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 году здесь был построен деревянный дворец. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света». Несмотря на то, что изначально дворец планировался только как летняя резиденция, он стал любимым имением не только царя Алексея Михайловича, но и его преемников. Будущая императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском в 1709 году. Царь Пётр I провёл в имении часть своей юности.
Дворец просуществовал до прихода к власти императрицы Екатерины II, которая приказала его разобрать. Современный деревянный дворец в Коломенском является макетом, построенным по оригинальным чертежам.
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра.
Во время своего правления царь Алексей Михайлович снёс все деревянные постройки в Коломенском и возвёл на их месте новый деревянный дворец, который прославился своими диковинными, будто сказочными кровлями. Дворец был выдающимся образцом русского деревянного зодчества и поражал своей красотой всех, кто его видел. Дворец, состоявший из около 250 комнат и лабиринта из коридоров, был украшен резьбой по дереву и различными декоративными элементами, такими, как шатровая кровля и другие надстройки на крыше необычных форм, флюгеры и позолоченные фигурки двуглавых орлов.
После переноса столицы в Санкт-Петербург деревянный дворец пришел в упадок, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. Императрица предприняла попытку отреставрировать дворец и приказала составить смету, однако, впоследствии она передумала.
В 1768 году деревянный терем был разобран по указу императрицы Екатерины II, а вместо него был построен более современный каменный дворец.
Построенный Екатериной дворец, в свою очередь, был разрушен в 1872 году.
К счастью, оригинальные чертежи, по которым строился деревянный дворец Алексея Михайловича, сохранились, и в 2010 году правительство Москвы смогло построить реплику дворца в натуральную величину.
Современная реплика располагается приблизительно в километре к югу от того места, где стоял деревянный дворец Алексея Михайловича, возле каменной церкви 16 века. Воссозданный дворец построен из бетона и облицован деревянными брёвнами.
Кроме макета дворца Алексея Михайловича, на территории музея-заповедника Коломенское также можно увидеть множество старых деревянных построек, привезённых из разных уголков бывшего СССР.





Коломенское - древнейшее село в Подмосковье. Ранее это место являлось вотчинным владением российских царей, которое разместило в себе великокняжеские и царские резиденции. Наиболее посещаемым из них является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во время своего царствования он проводил неоднократно работы по перестройке и расширению коломенской резиденции.

Царь Алексей с трепетом относился к Коломенскому и часто проводил во дворце время. Как большой любитель охоты, находясь в загородном имении, он ездил на соколиную охоту. Царская резиденция также была излюбленным местом для проведения официальных мероприятий и приемов. Масштабное строительство царской обители в Коломенском было начато в 1660 году. В начале мая 1667 г. было заложено основание нового здания. Торжественное мероприятие сопровождалось молитвами.

История возведения

Деревянный дворец возводился по эскизам и чертежам командой плотников, которыми руководил голова стрелецкий Иван Михайлов и староста Семен Петров. В зимне-весенний период 1667-1668 гг. во дворце выполнялись работы по резьбе и обивка дверей. После этого здание было подготовлено для росписи, и уже летом 1669 года была закончена роспись живописью и зарисовка икон. После окончания работ кузнецами, железных дел мастерами и замочниками летом 1670 года Алексей Михайлович, осмотрев свое владение, посчитал нужным украсить здание живописными изображениями, которые выполняли почти на протяжении 2 лет, в далеких 1670-1671 годах.

Окончание строительства

На протяжении всего периода строительства царь Алексий Михайлович очень часто бывал в своей резиденции в Коломенском, вникал в вопросы строительства, тщательно следил за проведением ремонтных работ. Осенью 1673 года дворец Алексея Михайловича в Коломенском был достроен. Почти сразу же его освятил патриарх Питирим. На торжественной церемонии освящения иеромонах Симеон Полоцкий произнес речь в честь царя Алексея Михайловича, который так сильно любил Коломенское.

Дворец Алексея - это великолепное здание с асимметричной планировкой, со множеством различных по размеру клетей, которые были оформлены в соответствии с иерархическими традициями семейного устоя. Клети дворца были соединены между собою с помощью сеней и переходов. Дворец состоял из 26 теремов, различных по высоте - от 2 до 4 этажей, и около трехсот комнат, которые освещались несколькими тысячами небольших окон.

Жилой фонд

Жилые помещения в большинстве своем размещались на верхнем этаже здания. При строительстве помещения дворца были разделены на несколько территориальных зон: мужскую и женскую. В мужскую часть строений входили терема царя, его сыновей и парадные сени. А женская часть включала в себя покои царицы и царевен. Дворец царя Михайловича в Коломенском - одно из первых русских сооружений, практически полностью выполненных из дерева. Нарядные фасады и интерьеры дворца, созданные с применением принципа симметрии и украшенные разноцветными резными элементами и фигурными композициями, поражают своим великолепием и в настоящее время.

Судьба дворца при новом правителе

В конце XVII века великолепная резиденция была любимым местом развлечений для Алексия Михайловича и его семьи, а еще нередко использовалась для проведения дипломатических мероприятий. После возведения на престол царя Федора Алексеевича в 1676 - 1682 годах случились существенные перемены в селе Коломенское. Дворец царя Алексея был кардинально перестроен.

Столовая палата

Весной 1681 года плотником Семеном Дементьевым, крестьянином вельможи П. В. Шереметева, было начато построение шикарной Столовой палаты, которая была объединена с теремом правителя сенями. Столовая палата - большое, в парадном убранстве здание замка. Именно в ее стенах происходили важные дворцовые церемонии. По обыкновению, любой прием увенчивался приглашением к королевскому столу и обрядом подачи "государевой чаши". По окончании официальной части и завершении всех приготовлений следовал пир. Перед началом пиршества поставцы декорировали шелковыми тканями. Сени перед Столовой палатой состояли из 2 небольших строений, которые были соединены меж собой проходом в стене. Как раз из этого здания и обслуживали королевские пиры. На стойки-серванты ставили изысканные деликатесы, на другие поставцы - кувшины с различными напитками, в Хлебном дворе - душистую сдобу; в Кормовом дворе перед началом пира для гостей выносили кувшины с необычными напитками.

Парадные ворота

Торжественный вход или Красное крыльцо - основной вход в любую монаршую резиденцию. Дворец царя в Коломенском - не исключение. По правилам имеющегося этикета, ко входу имел возможность приехать верхом или же на повозке лишь царь. Тех, кто осмеливался не соблюсти установленное правило, наказывали. В Коломенском замке во время дипломатических собраний даже почитаемые зарубежные гости слезали с лошадей перед главными воротами. Процедура приема была весьма сложной и требовала особой пышности при встрече именитых почитаемых гостей. Навстречу посетителям всегда шел священнослужитель или боярин со стольником. Иностранных гостей или особо приближенных господ приветствовали не один раз - сначала на въезде около лестницы, затем на крыльце и последний раз у дверей палаты.

На всем пути двумя рядами стояли дворовые и служилые люди в роскошных одеждах и с парадным оружием, которые для приемов специально выдавали из царской казны. Государь всегда выходил к подданным через переднее крыльцо. Здесь же царь давал аудиенцию, выслушивал отчеты, принимал всевозможные подношения. Обязательной и важной частью государственного церемониала была торжественная раздача праздничных пирогов, которые выпекали специально для членов царской семьи в честь Дня ангела. Великолепная архитектура здания и убранство крыльца, в котором использовалась государственная символика, придавали ощущение торжественности. Парадный вход во дворец был осенен иконами Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. После завершения строительства величественное здание с новыми постройками неоднократно было запечатлено на различных гравюрах и картинах. В период с 1682 по 1696 года Коломенское (дворец Алексия) посещали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна. Петр I со своей матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной проводил во дворце очень много времени и контролировал состояние здания. В период посещения имения императором было сооружено новое основание дворца. И в последующие годы императоры и императрицы боярского рода Романовых часто посещали Коломенское. Дворец в то время был наполнен жизнью.

Разрушение и разборка дворца

Несмотря на прилагаемые усилия по поддержанию зданий и сооружений дворца, на протяжении XVIII века убранство его старело, и постепенно дворец практически полностью разрушался. В XVIII веке, несмотря на все попытки сохранения, строения разрушались. В 1767 году Екатериной II был издан указ о разборке дворца, и на протяжении 3 лет, с 1767 по 1770 гг. велись демонтажные работы, в ходе которых был составлен подробный план нового строения. Он наряду с описями XVIII века и другими материалами воссоздавал полное представление о великолепном памятнике архитектуры XVII века. В 1990-е возникла идея построить заново Коломенский дворец, которая была одобрена и поддержана правительством Москвы.

Воссоздание царской резиденции

На работу по воссозданию царской резиденции были направлены лучшие специалисты. Более двухсот человек различных специальностей: и ткачи, и скульпторы, и художники, и столяры, и многие другие. В основном все ручные работы осуществлялись в мастерских Москвы. Но часть из них также выполнялась мастерами из других крупных городов России. Перед началом строительства были проведены археологические работы и изучены сохранившиеся фундаменты. В результате того, что за много лет на месте дворца возвышались вековые деревья, приняли решение перенести строительство. И местом для воссоздания дворца стала территория некогда существовавшей деревни Дьяковское. Современная постройка воссоздана в натуральную величину, которую имел дворец во времена Алексея Михайловича.

Дворец Алексея сегодня

Работы по воссозданию дворца велись по сохранившимся чертежам. Но при строительстве нового здания было выполнено множество изменений. Дворец построен не из дерева, а из железобетонных конструкций, покрытых бревнами. Также воссоздать первоначальное строение не удалось из-за изменения ориентации сторон света, которое было намерено нарушено в результате того, что макет здания был повернут в другую сторону. Что удалось воссоздать внутри дворца, так это старинные интерьеры и росписи времен правления Алексея Михайловича. Общая площадь всей застройки - более 5 тыс. кв. м., а площадь всех помещений - более 7 тыс. кв. м. В результате всех проведенных работ по реконструкции дворца были воссозданы дворцовые интерьеры эпохи Романовых. Огромное количество посетителей с удовольствием посещают дворец, чтобы окунуться во времена царствования императоров семьи Романовых, увидеть предметы интерьера, которые воссоздают образ эпохи и повествуют об устоях царской семьи. Сегодня резиденция представляет собой не только музей, но еще и дворец бракосочетания. В Коломенском можно провести незабываемую свадьбу. Здесь для этого созданы все условия. Вся эта красота располагается по адресу: г. Москва, пр. Андропова, д. 39, здание 69.

Чем интересна историко-художественная реконструкция «Дворец царя Алексея Михайловича» в Коломенском. Как добраться, время работы и цены на билеты 2019.

В Коломенском парке, в окружении живописных рощ, находится место, которое раньше называли восьмым чудом света - дворец царя Алексея Михайловича. Памятник русской архитектуры 17 века выполнен с точным следованием канонам русского деревянного зодчества и напоминает затейливую игрушку. Луковичные башенки, резные наличники, высокие крылечки, расписная черепица на крыше - все производит впечатление сказочности и переносит гостя в стародавние времена. Те самые, когда русской земле неведомы были каменные колонны и европейские дворцы.

Историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича

Забавно, но самая русская часть - построена отнюдь не во времена сказок и былин, а совсем недавно, всего несколько лет назад. Постройка полностью повторяет оригинальный дворец царя, который стоял здесь в 17 столетии. Позже он был заброшен и в связи с активным разрушением разобран. Правда, чертежи и замеры бережливая Екатерина Вторая сохранила, благодаря чему и стало возможным отстроить это великолепие заново.

Корпус здания выполнен из металла и бетона, как и любые современные постройки, но сверху на него «надет» деревянный скелет. Поэтому кажется, что дворец Алексея Михайловича целиком выполнен из бревен, как и его предшественник. Внутри гостям также предстают бревенчатые стены. С одной стороны, внешний деревянный облик не нарушен, с другой - с бетоном как-то надежнее и долговечней.

Дворец царя Алексея Михайловича: экскурсии

У сооружения имеется множество входов и выходов, потому найти собственно вход для посетителей не всегда удается с первого раза. Внутри, как и у настоящего дворца, обустроено 270 различных комнат и помещений: тут и жилые покои, и хозяйственные помещения и всевозможные подсобки. Правда, посетителям открыт вход далеко не во все из них - для туристов доступно около десятка помещений.

Отдельно расположена выставка искусства 17 века, вход в которую оборудован с другого крыльца по отдельным билетам.

Дворец царя Алексея Михайловича в Москве / Фотобанк Лори

Для посещения дворца Алексея Михайловича лучше всего заказать экскурсию в , чтобы было интереснее и познавательней. Только так можно узнать, отчего у царя было столько серебряной посуды, почему у него такая короткая кровать и как происходило таинство омовения государя в бане. Гиды одеты в наряды царевича и царевны, рассказывают очень живо и интересно. В общем, удовольствие незабываемое, пусть и за доплату. Но вернемся к самому дворцу.

Внутренняя отделка и царские палаты

Царские покои - мужская половина. Здесь посетителей ждет аналог современного фойе, где гости и бояре дожидались царя. Тут можно увидеть типичную русскую мебель - лавки и сундуки. Тут же выставлена старинная посуда из меди и серебра - вазы, кубки, тарелки, кувшины и пр. Все это дары иностранных гостей, так как своего злата-серебра у России не было и цари крайне приветствовали подарки из драгметаллов, отчего и прослыли скрягами и сребролюбцами.

Столовая палата, где проходили пиры. Здесь, на широких столах, заботливо расставлены муляжи типичных яств и угощений, коими потчевали дорогих гостей. Тут и запеченные лебеди, перепела, венец кулинарных творений - сделанный из сахарной массы белокаменный Кремль. Удивительно, но стульев вы здесь не увидите. Право сидеть за столом имел только царь-батюшка, а остальные гости кушали стоя. Стены этой части дворца Алексея Михайловича расписаны ярко и пафосно, бросается в глаза обилие золотой краски. Если взглянуть на потолок, можно увидеть уникальные росписи звездного неба со знаками зодиака, солнцем и луной. По тем временам это был прорыв, поскольку в просвещенной Европе кое-где все еще считали землю плоской.

Столовая палата во дворце в Коломенском / Фотобанк Лори

Вслед за столовой следует рабочий кабинет царя. Ничего особенного он не представляет и даже поражает скромностью размеров. Тут можно увидеть стол, стулья, секретер, шкафы. На столе, словно с царских времен, осталась незаконченная партия в шахматы. На стендах выставлены древние книги.

Царская опочивальня - место удивительное. Прежде всего, поражают размеры государевой кровати: она настолько коротка, что впору разве что карлику или гному. Но все объясняется проще: в те времена спать лежа считалось вредным, вот и приходилось персонам, заботящимся о здоровье, встречаться с Морфеем сидя. Зато в остальном все как положено - балдахин, вышитые подушки - все по статусу и высшему классу. Можно увидеть и одну из печей, украшенную уникальными изразцами. Говорят, под царскими покоями находится растопочная, где раньше всегда дежурили слуги, оберегая государя. Если что - слуги погибали первыми, зато монарху угарный газ не угрожал.

Престольная палата - сердце дворца. Пространства здесь не много, тем более непонятно, как в таком тесном помещении царь умудрялся принимать толпы бояр. Особенно если добавить к этому, что они обязаны были находиться в собольих шубах до пят - и это при такой жаре. При таком подходе так и станешь ненавистником мехов и приобщишься к защитникам природы! Но интересна престольная палата другим: здесь расположен трон с золотыми львами, которые шевелятся и издают грозный рык по нажатию кнопки. Доподлинно известно, что Алексей Михайлович был поклонником разных механизмов и хитрых устройств. Он любил демонстрировать гостям своих зверушек, повергая иностранных послов и купцов в состояние шока. Потолки в палате тоже расписные, только вместо звездного неба его украшают царь Давид и Соломон.

Царские бани - самое сокровенное. Ни одна экскурсия по царской резиденции не обходится без посещения мылен - старых царских бань. Правда, если не сказать об этом, то сразу и не догадаешься. Те же деревянные полки-ступени, деревянные панели на стенах, только в центре стоит большая лоханка, в которой омывался Алексей Михайлович перед и после греховных дел, как он сам любил говаривать. Под импровизированной ванной раньше клали раскаленные угли, таким образом, вода не остывала и государь мог греться сколько угодно.

Женская часть дворца. Здесь не так интересно, представлены предметы рукоделия, мебель, кровать. У царицы имелся свой трон, правда, без секретов. В одной из комнат можно увидеть станок для вышивания. Куда более интересна так называемая Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Обстановка тут заметно роскошнее, есть резная барочная мебель и предметы интерьера. Да и изображения самой государыни имеются в виде картин на стенах.

Покои Елизаветы Петровны в Коломенском / Фотобанк Лори

Детско-юношеская часть дворца. В покоях царевичей наиболее интересной считается учебная палата или попросту школьный класс с партами, стульями. В свое время гранит науки грыз здесь первый император России - Петр Великий. В детстве же у него было 15 братьев и сестер. Правда, до взрослых лет дожило меньше половины. И именно здесь прошли младые годы большинства царских отроков.

Несмотря на бурную критику историков о несоответствии многих элементов оригиналу, дворец Алексея Михайловича дает подробное представление о жизни царя в 17 веке и архитектуре того времени. Прогуляться по дворцовым палатам будет интересно и любителям истории, и просто любопытным.

Часы работы и стоимость билетов

Терем царя Алексея Михайловича открыт для посещений ежедневно с 10-00 до 18-00. Выходной день - понедельник, как у большинства музеев.

Стоимость билетов во дворец в Коломенском:

Чтобы охватить все одним махов можно приобрести комплексный билет - «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция». В него входят посещение хором царя, а также царевичей и царицы Елизаветы Петровны.