Город герой на берегу цемесской бухты. Цемесская бухта. Новороссийск. Сахарная голова и цементные заводы

Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.


Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.


При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам) , когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.


Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.


Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота» . В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир» , символизирующий уходящий ко дну корабль.


Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям


Где-то там, под гладью воды, покоятся останки кораблей

Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Цемесская бухта (Новороссийск) находится в северной части Черноморского побережья. В состав России она вошла в 1829 году в результате очередной войны с турками. В середине 80-х прошлого века здесь произошло столкновение, унесшее более четырехсот человеческих жизней.

Географическое положение

Название получила от реки, которая берет свое начало на склоне горы Гудзева. Имеется еще один однокоренной топоним - Цемесская роща. У западной части бухты расположился Абрауский полуостров. Справа находится Маркотхский хребет. Длина береговой линии Цемесской бухты составляет 15 км. Ширина - 9 км. С северо-запада от бухты находится остров Суджук, а с юго-востока Дооб. Средняя глубина Цемесской бухты составляет 24 метра. Максимальная - 29 метров.

Туризм

Отдыхающие, которые предпочитают добираться до побережья Черного моря на собственном автомобиле, хотя бы раз проезжали мимо Цемесской бухты. Она находится совсем рядом с Геленджиком и Кабардинкой, расположенной в нескольких километрах от города-курорта. Пляжи Цемесской бухты понравятся не каждому. Здесь почти нет инфраструктуры, малолюдно. Однако места живописные, что подтверждают фото Цемесской бухты, которые можно видеть в этой статье.

Затопление кораблей

В Новороссийске и его окрестностях происходило немало важных исторических событий. Одно из них - уничтожение флота (1918 год). Тогда между советским правительством и Германией был заключён договор, согласно которому корабли Черноморского флота нужно было передать противнику. Тихменевым был получен приказ направить суда в Севастополь, где они и перейдут немецким войскам. Одновременно поступил секретный приказ об их затоплении.

Тихменев долго размышлял. В конечном счете решил привести корабли в Севастополь. Многие офицеры не согласились с ним. 18 июня с помощью торпед почти все судна были уничтожены. Спустя два года в Цемесской бухте начался подъём затопленных кораблей. Некоторые из них даже удалось восстановить, например, "Калиакрию".

"Адмирал Нахимов"

31 августа 1986 года разыгралась трагедия. Погибло 423 человека. В Цемесской бухте, в 13 км от Новороссийска, произошло столкновение парохода "Адмирал Нахимов" и грузового судна "Пётр Васёв".

Стоит немного рассказать о пассажирском судне, на которое попасть до 1986 года мечтал едва ли не каждый советский человек. "Адмирал Нахимов" был построен в 20-е. Тогда он принадлежал немцам и имел другое название - "Берлин". Судно выполняло трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Бремерхафеном. Во время Второй мировой войны использовалось в качестве госпитального. В 1945 году, в результате ряда событий, корабль достался советскому флоту.

"Адмирал Нахимов" был самым большим пассажирским судном в СССР из тех, что совершали круизы по Черноморью. Иногда он осуществлял грузоперевозки в Саудовскую Аравию, Алжир и на Кубу. В конце семидесятых появилась традиция: капитаном "Нахимова" назначали, как правило, того, кто провинился на международном рейсе. Судно стали именовать "кораблем штрафников".

29 августа вышел из Одессы в семидневный круиз. Предполагались заходы в Сочи, Батуми, Ялту, Новороссийск. Пассажиры инструктаж и шлюпочных учений не проходили. 31 августа в два часа дня судно пришвартовалось в Новороссийском порту. В 22:00 пароход должен был отплыть согласно расписанию. Однако отправился "Адмирал Нахимов" с десятиминутным опозданием.

Море было спокойным, погода ясной. Большая часть пассажиров находилась на палубе. В 22:38 в Цемесскую бухту зашёл "Пётр Васёв", возвращавшийся из Канады. Капитан сухогруза, как позже на суде утверждали его коллеги, имел слабость к "красивым" расхождениям, то есть на расстоянии 100-180 метров. Это послужило основной причиной катастрофы.

В 11 часов вечера два судна столкнулись. "Пётр Васёв" врезался в правый борт "Адмирала Нахимова". Пароход дважды содрогнулся, в результате чего многие пассажиры не смогли удержаться на ногах. Однако даже те, кто видел приближение сухогруза, не осознали приближающуюся катастрофу.

Капитан пытался посадить судно на мель, но произошло включение электричества. На палубе, которая в считанные минуты накренилась на 45 градусов, началась паника, типичная для подобных ситуаций.

В спасении пассажиров "Адмирала Нахимова" были задействованы курсанты мореходного училища. Экипажу сухогруза удалось взять на борт 37 пассажиров "Адмирала Нахимова". Катастрофически не хватало плотов. Пароход затонул за 8 минут. Погибло 423 человека. "Адмирал Нахимов" вместе с телами 64 пассажиров, которые так и не удалось поднять на поверхность, и сегодня находится на дне моря.

В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове на Дону ветренно и зябко, а здесь уже цветут деревья и тюльпаны. Настроение поднялось до отметки "сверхпозитивное", и придя немного в себя после полубессонной ночи в поезде, я, щурясь от солнечных бликов на морской глади, отправился гулять по?городской набережной.

На самом деле я вас обманул. Первым делом я отправился не гулять по набережной, а на Малую землю. В феврале 1943 года в соответствии с планом наступления на занятый немцами Новороссийск "Море" здесь был высажен десант. 225 дней длилась оборона занятого плацдарма. Обороняющиеся были в крайне невыгодных по сравнению с немцами условиях - открытая всем ветрам Малая земля отлично простреливалась с окрестных высот. Плацдарм сыграл свою роль, с него наступала одна из трёх групп войск, обеспечивших блокирование и захват Новороссийска. Кстати, на Малой земле в качестве военного политработника воевал Л. И. Брежнев, и именно с этим обстоятельством свяывают повышенное внимание к этому, героическому, но в целом рядовому, по мнению военных историков, эпизоду Великой Отечественной войны.
Памятник защитникам Малой земли - стилизованный нос десантного корабля был открыт в 1982 году.

А с погодой мне, как выяснилось, чрезвычайно повезло. Ибо, по словам местных жителей, ещё только накануне здесь дул ледяной ветер, знаменитая борá. Что такое новороссийская бора я в далёком прошлом ощутил на своей шкуре. Вот фото практически на том же месте, что и предыдущее, но двадцать четыре года назад. Я с отцом на Малой земле. Дует бора. До сих пор помню как сбивало с ног и пробирало до самых костей.

На том месте где стоит памятник защитникам Малой земли в стародавние времена располагалось небольшое турецкое поселение с крепостью Суджук-Кала. Небольшой мыс, выступающий в море чуть южнее до сих пор носит название Суджукская коса. Пишут, что летом это излюбленное место отдыха местных жителей. Но то летом, а сейчас только редкие рыбаки сидят на берегу.

Вот этот дед и поведал мне, когда я, дойдя до конца косы, остановился вглядываясь в очертания судов на горизонте, что теряющийся в дымке маяк называется Суджукским, а до островка вдалеке можно дойти вброд, и именно здесь снимался эпизод "Бриллиантовой руки". Тот самый, когда героя Андрея Миронова отбуксировало на островок посреди моря, а мальчишка, пришедший сюда вброд, поначалу показался ему святым? "Иди отсюда, мальчик, не мешай!". "А ну прочь, щенок! Пшёл отсюда!"

А вот теперь я действительно отправился гулять по городской набережной. Прогулка получилась неторопливой и ленивой. Сидя свесив ноги на краю одного пирса перекусил гиросом (в Новороссийске и окрестностях не видел ни одной арабской шавермы-шаурмы, в качестве фастфуда сплошной греческий гирос). Перебрался на другой пирс в паре сотен метров от первого, где завис на добрых полсчаса, глядя как тренируются на шверботах будущие яхтсмены.

Так потихонку и добрался до морского вокзала. Рядом с морвокзалом пришвартован крейсер "Михаил Кутузов", где действует филиал музея Военно-Морского флота России.

Новороссийск - крупнейший порт России. Это ощущается по внушительному количеству судов, стоящих ли на рейде в Цемесской бухте, идущих со стороны или в сторону моря, смутно ли виднеющихся на горизонте. Встечая и провожая суда, сидя у маяка на конце западного мола порта, можно убить оставшиеся от светлого времени суток пару часов. Вот уходит в море танкер Газпромнефти:

Вот пришёл танкер "Novosea":

Вот буксир направился встречать гостя:

А вот уже он с коллегами возвращается ведя грека "Heron":

А за всей этой портовой суетой невозмутимо наблюдают рыбаки, восседающие на молу с интервалом в десять метров. Таскают себе из моря мелкую рыбёшку. Крупного улова не видно ни у кого. Наверное сразу прячут...


На следующий день я направился на противоположную сторону Цемесской бухты - в село Кабардинка. В детстве я несколько раз отдыхал здесь с родителями в пансионате "Восток". Какими огромными представлялись тогда расстояния! Казалось, от пансионата до автобусной остановки на Новороссийск дойти невозможно. А, оказывается, от неё до маяка на мысе Дооб от силы полчаса неторопливой ходьбы.

Здесь, у маяка, в советские времена располагалась турбаза. Сейчас, судя по её состоянию, не действует. Вокруг домиков валяется строительный мусор, лестницы к морю недоотемонтированы. Создаётся впечателние, что начали ремонтировать, да и бросили на середине. Хотя в одном месте копошились люди, напоминающие строителей...

Приятно посидеть на скалах у кромки прибоя, подставив лицо солнцу и ветру:

С мыса Дооб открываются замечательные виды:

Вид в сторону Новороссийска. Даже не ожидал, что вода в Чёрном море может быть такого цвета.

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут на траверзе мыса Дооб примерно в двух милях от берега в результате столкновения с балкером "Пётр Васев" потерпел крушение пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". На его борту было 1243 пассажира и члена экипажа. Погибло 423 человека. Я с родителями приехал отдыхать в Кабардинку как раз некоторое время спустя после этих событий. Помню и спасательные суда и огороженное буями место катастрофы. Несколько лет спустя на мысу уже стоял памятник погибшим на "Нахимове". Несколько труб поглощают гранитные волны и часы, указывающие 23:20, поднятые с затонувшего парохода.

Пансионат "Восток", где я отдыхал в детстве, как и турбаза "Маяк" производит впечатление недействующего. Двери в летних домиках открыты настеж, в спальных корпусах кое где побиты стёкла, из трещин в асфальте торчит трава и уже местами пробиваются кусты. Но при этом в некоторых комнатах стоят кровати с матрасами. Идеальное место ночлега для лиц без определённого места жительства.
Пансионатский пляж прилично размыло, он стал совсем узким:

А ведь когда-то на нём хватало места, чтобы отмечать праздник Нептуна.

И только вид с балконов всё тот же - Маркотхский хребет и Цемесская бухта со стоящими на рейде грузовыми судами.

Цемесская бухта (или Новороссийская) расположена на севере побережья Черного моря, свое название получила от реки Цемес, впадающей в нее.

Длина Цемесской бухты равна 15 километрам, ширина у входа в нее – девяти, а глубина колеблется между 21 и 27 метрами. Вход в бухту с северо-западной части ограничен островом Суджук, а с юго-восточной – мысом Дооб. На северо-западе бухты располагаются морской порт и город Новороссийск, от которого и произошло второе название водоема.

В восточной части Новороссийской бухты расположено село Кабардинка, которое находится в подчинении администрации Геленджика. 31 августа 1986 года здесь произошло столкновение парома «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев». Спустя год на месте аварии, на мысе Дооб, был установлен знак - дань памяти погибшим членам экипажа и пассажирам.

Цемесская бухта

Цеме"сская бухта (Новороссийская бухта) - бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Название получила от впадающей в неё реки Цемес. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км, глубина 21-27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам.

В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск.