Катастрофа над синаем. Катастрофа А321: черный день в истории России. «Последнее желание — найти виновных»

Гибель самолета А-321, выполнявшего рейс 9268 из египетского Шарм-эль-Шейха в Пулково с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту, стала крупнейшей авиационной катастрофой в истории России и СССР. В Советском Союзе самое тяжелое авиапроисшествие произошло в районе Учкудука 10 июля 1985 года. Тогда в результате падения Ту-154, летевшего из Карши в Ленинград, погибли 191 пассажир и девять членов экипажа.



Гибель рейса 9268 компании «Когалымавиа» («Метроджет») с самого начала сопровождалась не только непроверенной информацией, но и откровенными вбросами. В первые часы после трагедии арабские информагентства сообщили, ссылаясь на неких спасателей, действующих на месте крушения, что А-321 развалился при падении на две большие части и из хвостовой даже слышны стоны и просьбы о помощи. Чуть позже некие представители «Исламского государства» взяли на себя ответственность за террористический акт на борту российского самолета. Это заявление было тут же подхвачено зарубежными и некоторыми из отечественных средств массовой информации.

В роковой день «Аэробус А-321» вылетел из египетского аэропорта в 6 часов 51 минуту по московскому времени (3.51 по Гринвичу), но уже в 7.14 (4.14) он не вышел на связь с аэропортом Ларнаки, а несколькими секундами ранее рейс пропал с экранов радаров.

В результате начавшихся поисково-спасательных работ установлено, что обломки самолета, разбросанные на площади от 16 до 20 квадратных километров, имеют характерные признаки того, что «Аэробус» разрушился еще в воздухе. Напомним, что обломки малайзийского «Боинга-777», следовавшего рейсом МН-17 и погибшего над юго-востоком Украины, разнесло по площади более 50 квадратных километров. Уже 1 ноября Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет подтвердили, что разрушение А-321 произошло еще в воздухе.

На этот момент, несмотря на то, что бортовые самописцы, они же «черные ящики», не только найдены спасателями, но и уже расшифровываются, данные о параметрах полета А-321 «Когалымавиа» доступны только из интернет-сервиса FlightRadar24.

В 7.12 (4.12) самолет находился на высоте 10 200 метров (33 500 футов), продолжая набор высоты, для того чтобы стать на эшелон до аэропорта «Пулково». Скорость полета составляла примерно 750 километров в час (чуть более 400 узлов), а вертикальная скорость была неизменна. Но ровно в 7.13 (4.13) скорость полета упала до 170 километров в час (чуть более 20 узлов) и, по расчетам ресурса aviation-safety.net (схема получена в результате обработки данных FR24), вертикальная скорость стала равняться 6000 футов в минуту или 30,48 метра в секунду (отрицательный показатель означает, что самолет снижается). Это уже было не снижение и не пикирование, а фактически падение. В этот момент А-321, потеряв 5000 футов, находился на высоте около 8600 метров (28 375 футов).

А дальше начинается странное. За считаные секунды (с 07.13.00 до 07.13.22) вертикальная скорость лайнера поднялась до показателя 4000 футов в минуту (20,3 м/с), тут уже снова упала до 6000, но потом резко выросла до 4000 футов в минуту. Самолет пошел вверх. Но не успев набрать потерянные сотни метров, лайнер опять начал падать с вертикальной скоростью уже 6500 футов в минуту (33 м/с). И снова падение сменилось резким набором высоты. С 07.13.15 до 07.13.19 вертикальная скорость выросла до 9000 футов в минуту (45 м/с). «Аэробус» перешел в резкий набор высоты, который в 07.13.22 опять закончился падением, в ходе которого, вероятнее всего, самолет и начал рассыпаться.

Если подвести промежуточный итог, то фактически 22 секунды самолет пытался остановить падение и перейти в набор высоты, при этом каждый раз срываясь. Но потом его вертикальная скорость выросла до таких показателей, что машина вышла на максимальные углы атаки и соответственно запредельные перегрузки. Дальше - падение и разрушение А-321.

Отметим, что приведенные показатели вертикальной скорости получены из обработки данных сервиса FlightRadar24 и в реальности могли быть меньшими.

В СМИ муссировалось сообщение о том, что экипаж самолета якобы обратился к авиадиспетчерам за помощью. По некоторым данным, сообщил о некой неисправности, по другим - запросил разрешение на посадку. Но и египетские, и российские власти отрицают, что такой разговор имел место.

В первые часы после трагедии появились свидетельства того, что у погибшего А-321 были проблемы с двигателями, о чем пилоты неоднократно сообщали своему руководству. Правда, уже вечером 31 октября представители перевозчика заявили, что никаких обращений не было, авиалайнер своевременно проходил все регламентные работы.

Обозревателю «Военно-промышленного курьера» удалось пообщаться с сотрудниками и персоналом компаний, эксплуатирующих аналогичные пассажирские лайнеры, а также представителями российских государственных органов, отвечающих за контроль в авиационной сфере.

Большинство собеседников однозначно заявили, что делать выводы хотя бы до того момента, как будут озвучены расшифровки бортовых самописцев, они не станут, но согласились дать разъяснения по уже имеющимся фактам.

Но механический отказ рулей или стабилизатора мог привести только к падению самолета. Набор


Судя по данным aviation-safety.net, хотя и имело место резкое снижение скорости, вряд ли можно вести речь о проблемах или отказе одного из двигателей IAE V2500. В этом случае самолет не мог бы перед падением несколько раз переходить в набор высоты. По мнению одного из представителей авиакомпании - эксплуатанта А-321, это как минимум свидетельствует о том, что не только силовые установки сохраняли тягу, но и работала двигательная автоматика.

Можно говорить о том, что на протяжении 22 секунд автопилот лайнера пытался парировать то, что, по словам одного из собеседников, «парировать было практически невозможно». Но потом вместо того, чтобы стабилизировать лайнер, автоматика, не справившись, перевела самолет в резкий набор высоты, приведший к запредельным перегрузкам, выходу на критические углы атаки, сваливанию (возможно, и штопору) и разрушению конструкции.

Причинами возникновения воздействия, приведшего к гибели «Аэробуса», могут быть как механические проблемы с рулями высоты или стабилизатором, так и отказ самой автоматики, она же ЭДСУ (электронно-дистанционная система управления). Не исключено, что пилоты, столкнувшись с неисправностью в системе управления, попытались самостоятельно удержать самолет, парировав воздействие.

высоты в этом случае нереален. А хотя бы частичный отказ системы управления вызывает возникновение так называемых автоколебаний, на которые очень похожи приведенные выше данные по вертикальной скорости.

Правда, почти все опрошенные вариант с отказом ЭДСУ все же поставили под сомнение, указав на то, что за время эксплуатации А-321 такого не было, а сама система управления «Аэробуса» очень надежна и ее важнейшие элементы дублированы.

Достаточно скептически представители отрасли отнеслись и к возможному поражению самолета из зенитно-ракетных комплексов, а также подрыву размещенного на борту террористами устройства. Попадание ракеты, как показал пример малайзийского «Боинга-777», привело бы к мгновенному разрушению конструкции и падению остатков самолета на достаточно большой площади, то же самое можно сказать и о применении СВУ.

Трагедия рейса 9268 еще ждет своего расследования. Пока не опубликованы данные бортовых самописцев, идет сбор обломков. Выкладка остатков А-321 впереди, но уже сейчас не только эксперты различной степени осведомленности, но даже различные официальные лица обращают внимание, что разбившийся лайнер пережил четырех хозяев да и машине уже 18 лет - таким не место в парках российских перевозчиков, надо поднимать отечественный авиапром.

А-321 - самый большой самолет семейства А-320, считающегося рекордсменом по количеству выпущенных и эксплуатируемых машин. «Триста двадцать первый» способен перевезти от 170 до 220 пассажиров на расстояние до 5600 километров. В то же время «Суперджет» берет от 98 до 108 пассажиров при дальности чуть выше трех тысяч километров (или 4500 в версии Long Range). Теоретически близкие показатели к введенным в эксплуатацию в 1994 году «триста двадцать первым» должны быть у новейшего российского МС-21, первый полет которого еще не состоялся. Ту-204/214, также способные перевозить свыше 200 пассажиров на дальность от шести до семи тысяч километров (в зависимости от модели), эксплуатируются лишь несколькими авиакомпаниями (самый большой парк у СЛО «Россия» и «Ред Вингс» - 12 и 8 машин соответственно).

Увы, уже сейчас ясно одно: трагедия рейса 9268 еще долго будет использоваться для всяких громких заявлений, а подъем отечественного авиапрома требует кропотливой, тяжелой работы.


Утром 31 октября над севером Синайского полуострова потерпел крушение российский авиалайнер Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», на борту которого находилось семь членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых 17 детей. В первые минуты информация об авиакатастрофе была крайне противоречивая. Были даже сообщения, что самолет цел.

Видимо, поэтому в петербургском аэропорту Пулково на звонок корреспондента «СП» о времени прибытия рейса 7K 9268 из Шарм-Эль-Шейха вежливый женский голос приветливо ответил: «По предварительной информации этот рейс несколько задерживается». После чего в телефонной трубке раздались короткие гудки. На часах было 11: 27.

К этому времени уже стало ясно, что самолет, увы, разбился.

Информация о трагедии с лайнером мгновенно разлетелась по просторам интернета. Минут через десять стал известен и предполагаемый район крушения Airbus-321 — центральный район Синая.

Мы снова набрали номер пулковской справочной. «Не уточните, а намного опаздывает самолет из Шарм-Эль-Шейха?». Голос в трубке, как показалось, уже менее приветливый, скорее напряженный, сообщил на этот раз кратко: «Информация уточняется». И — опять гудки, гудки…

Вскоре информация о прибытии самолета исчезла с табло…

Самолет, выполнявший рейс 9268 из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, вылетел из египетского аэродрома в 6.21 по московскому времени и через 23 минуты пропал с экранов радаров. Для поиска российского судна по тревоге была поднята в воздух военная авиация Египта.

Около 11 часов по московскому времени власти Египта подтвердили крушение российского лайнера. Место падения самолета было оцеплено, премьер-министр Египта Шериф Исмаил созвал кризисный комитет.

Как сообщают СМИ со ссылкой на свои источники, после взлета пилот сообщил диспетчеру на земле о технических неполадках, а через 18 минут после начала полета самолет запросил экстренную посадку в Каире. В аэропорту Шарм-Эль-Шейха сообщили, что экипаж лайнера несколько раз за последнюю неделю жаловался на неполадки с двигателем. По информации СМИ в эксплуатации воздушное судно было 18 лет. Самолеты семейства А320 имеют по два двигателя CFMI CFM56−5B, Pratt & Whitney PW6000A или IAE V2500-A5.

Как стало известно из сообщений от египетских властей, упавший самолет полностью разрушен. Предполагается, что все находившиеся на борту погибли. При этом в египетской службе безопасности заявили, что нет признаков того, что самолет был сбит.

В аэропорту Пулково создан штаб для помощи родственникам пассажиров судна. Два самолета Ил-76 и один Бе-200 МЧС РФ готовы вылететь в Египет со спасателями на борту. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что сотрудники посольства России в Египте выясняют подробности трагедии.

Вероятной причиной крушения российского пассажирского самолета на Синайском полуострове стала техническая неисправность, заявил Айман аль-Мукадам , возглавляющий комитет, сформированный в Египте для мониторинга последствий катастрофы.

По сообщению египетской газеты «Аль-Ахрам», эксперт отметил, что считает, что произошли «технические неполадки».

Читайте все новости о крушении российского самолёта в Египте

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .

31 октября 2015 года над Синайским полуостровом потерпел крушение российский гражданский самолет, вылетевший из курортного Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. В результате погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров. ФСБ квалифицировала случившееся как теракт.

Этот момент разделил жизни тысяч человек на "до" и "после" трагедии. С одной стороны, это касается родственников и близких летевших тем "рейсом в бесконечность", которые никогда не смогут забыть свою утрату. С другой - египтян, напрямую связывавших собственное будущее с радостью, спокойствием и добрым расположением людей, приезжавших к ним в гости из России.

Свечи в песке

В христианском соборе Всех Святых-Небожителей, который расположен в старой части Шарм-эш-Шейха, на поминальную молитву по жертвам той трагедии собралось несколько сотен человек. Перед входом в храм установили стенд с двумя флагами - египетским и российским - и именами всех погибших, находившихся на борту лайнера. По традиции египетских христиан-коптов рядом поставили короб с белым песком, в который каждый мог поставить свечу, зажечь ее, помолиться и вспомнить о погибших.

Служба проходила спокойно и без лишнего пафоса, молитвы читались на коптском, русском и английском языках. Выступили и представители церкви, и губернатор провинции Южный Синай Халед Фуда, и руководитель консульского отдела российской дипмиссии в Египте Юсуп Абакаров. Именно он в одном предложении смог выразить чувства и мысли всех находившихся в храме людей. "Они живут с нами, пока мы о них помним", - сказал российский дипломат.

Губернатор Южного Синая со своей стороны выразил соболезнования родственникам всех погибших и пригласил их приехать в Шарм-эш-Шейх. "Мы с верой и надеждой смотрим в будущее и готовы в любой день принять гостей из России", - отметил глава местной администрации.

Прощание, не расставание

И до молебна в храме, и во время всей службы внимание привлекала одна женщина, которая первой поставила свечу у входа в собор, в числе первых вошла в храм и на протяжении молебна вместе со священнослужителями сидела на возвышении у алтаря. Она время от времени пыталась сдерживать слезы, но безуспешно, и держала перед собой фотографию улыбающейся девушки. Эта женщина - Светлана Павловна Волянская, а на фотографии, которую она не выпускала из рук, - ее дочь Катя, которая погибла 31 октября 2015 года в небе над Синаем.

С ней рядом находилась вторая дочь - Дарья, которая уже шесть лет живет в Шарм-эш-Шейхе. Поначалу они наотрез отказывались от общения с журналистами, но после службы согласились побеседовать с корреспондентом ТАСС. "Наша Катя была врачом-реаниматологом, а в Шарм-эш-Шейхе у нее был жених, - рассказала Дарья. - Он сам ее и провожал в аэропорт на тот злополучный рейс". По ее словам, Катя приехала всего на несколько дней, провела в городе четверо суток и вовсе не собиралась возвращаться в Россию именно "тем самолетом", а вполне могла задержаться еще ненадолго. Сестра до сих пор не может спокойно вспоминать то время, ее речь прерывается, она отходит в сторону. "Простите, но и теперь мы об этом еще не можем говорить спокойно", - говорит, словно оправдываясь, девушка.

Маму и сестру погибшей Екатерины после службы пригласил на встречу в свой небольшой кабинет рядом с храмом епископ Южного Синая и предстоятель собора отец Аполло. Сам кабинет епископа - это небольшая зала, в которой стоят два низких столика, с десяток кресел для гостей, повсюду на стенах иконы, выполненные в традиционной патриархальной, истинно коптской манере письма. Там Светлана Павловна поведала, что ее погибшая дочь "уже изучала арабский язык, который она постигала с удовольствием".

Светлана Павловна попросила коптского батюшку убедить губернатора Южного Синая установить отдельный памятник погибшим в авиакатастрофе над полуостровом. "В Санкт-Петербурге уже есть два памятника, и здесь должен быть", - убеждена россиянка.

Пока же этот вопрос открыт по той причине, что местные власти еще не определились с окончательным выбором места для памятного знака. От всех родственников пассажиров разбившегося самолета она также попросила выяснить, стоит ли еще крест на месте падения лайнера, который установили российские спасатели два года назад. "Если же нет, то именно на месте гибели наших близких этот крест надо постараться восстановить", - сказала одна из матерей жертв синайской трагедии.

Не тот город

В Шарм-эш-Шейхе, в котором до трагического события 31 октября 2015 года подавляющее большинство иностранных гостей составляли граждане России и подданные Великобритании, с того момента начался период, мягко говоря, не самый успешный. "Состояние в сфере туризма в городе, честно говоря, крайне напряженное", - поделился своим мнением в беседе с корреспондентом ТАСС глава одного из ведущих египетских туроператоров Али Марек. "Мы теперь стремимся закрывать бреши, зазывая на Синай туристов из соседних арабских стран. Вяло, но все же приезжают группы из Иордании, Ливана, постепенно появляются и иракцы", - говорит Марек.

Однако, по его словам, основной упор сейчас делается на рынки государств постсоветского пространства. По убеждению главы турфирмы, "у них практически тот же менталитет, что и у россиян, с которыми в Египте умеют и знают, как работать". Увеличивается число прямых рейсов из Украины, Казахстана, Узбекистана, даже Прибалтики. Но, признается Али, восполнить на Синае, и главным образом в Шарм-эш-Шейхе, отсутствие россиян чрезвычайно сложно.

Управляющий в небольшой гостинице среднего класса Керим аль-Кальби так обрисовал ситуацию: "Сейчас соотношение египтян к иностранцам, проживающим в нескольких корпусах, составляет три к одному. Среди зарубежных гостей украинцы, белорусы и кучка бельгийцев". Россиян нет вообще, хотя, как отметил управляющий, "менеджмент раньше рассчитывал именно на туристов из российских городов". "Безусловно, египтяне заполняют отели почти полностью в праздники, но это только несколько дней в году. А что нам делать в оставшиеся 350 дней?" - задается вопросом Керим аль-Кальби. Более того, он поясняет, что в настоящее время занято лишь около трети комнат, а остальные "в связи с такой оказией" либо ремонтируются, либо обновляются. "И такое положение во всех отелях города, причем хуже обстоят дела именно в среднего класса гостиницах, которые и рассчитаны на гостей со средним уровнем достатка".

Действительно, достаточно проехать по Шарм-эш-Шейху вечером, чтобы заметить либо "полузатемненные" здания гостиниц, либо полностью закрытые "на реновацию" комплексы, особенно на так называемой второй линии. Выдерживают нынешний период спада лишь международные гостиничные гиганты, готовые нести убытки ради поддержания своего реноме и поддержания престижа логотипа сети отелей, расположенных по всему миру.

Катастрофической, не скрывая своих чувств и эмоций, называют ситуацию после трагедии с российским лайнером владельцы небольших магазинов и лавок, разбросанных в различных кварталах курортного города. Некогда район наибольшего скопления подобных торговых точек и одновременно российских граждан - старый рынок в центре Шарм-эш-Шейха - теперь выглядит если не пустынным, то по крайней мере не тем "шумным восточным базаром", которым он был совсем недавно.

Ахмед, владелец сувенирного магазина, расположенного напротив новой мечети - объекта гордости местных властей, считает, что "без россиян Шарм-эш-Шейх уже не тот город". "Я в шоке! После октября 2015 года вести бизнес здесь стало практически бессмысленно: отдельные группы из стран бывшего СССР совсем не то, что многочисленные россияне", - уверен Ахмед. Он полагает, что "у них меньше денег, чем у гостей из России", и "они очень прижимистые".

Однако губернатор Южного Синая Халед Фуда, говоря о последствиях катастрофы 2015 года для туризма, отметил, что власти провинции стараются поддерживать эту отрасль "на уровне". Но он все же выразил надежду на "скорейшее возвращение российских гостей в Египет, в частности, на юг Синайского полуострова". А вопрос корреспондента ТАСС о главной проблеме, препятствующей возвращению туристов из России в Египет, он все же переадресовал "на более высокий уровень".

Трагедия октября 2015

Взрыв авиалайнера Airbus A321-231 российской авиакомпании "Когалымавиа" над Синайским полуостровом стал одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолетов семейства Airbus A320, крупнейшей авиакатастрофой 2015 года, а также самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации. Среди погибших были жители 13 регионов РФ, из них 147 человек из Санкт-Петербурга, 44 человека из Ленинградской области.

ФСБ квалифицировала случившееся как теракт. Международная техническая комиссия пришла к выводу о взрывной декомпрессии лайнера во время полета: была определена зона начала разрушения самолета в воздухе, установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и взрывной декомпрессии в полете. Работы по установлению причин крушения в Египте не завершены до сих пор.

Согласно основной версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической организации "Исламское государство" "Вилайят Синай" (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося. Другие специалисты считают, что за терактом могла стоять прокатарская организация "Ансар Бейт аль-Макдис" (ячейка запрещенного в России ИГ) - о ее следе в трагедии заявляло ЦРУ. Имена конкретных исполнителей теракта по-прежнему неизвестны.

Александр Елистратов