Какая богиня вышла из пены морской. Бухта Афродиты. Место, где сбываются мечты

Помню несколько лет назад, когда Яир Лапид вел еще развлекательные, а не новостные передачи, у него в программе прозвучала шутка юмора одного из записных остряков израильского ТВ.

Шутка была о том, что самое прекрасное и самое отвратительное.
Самое прекрасное – это представьте себе: ясное небо, синее море, веселое солнышко, шикарный пляж, а из воды выходит абсолютно обнаженная Памела Андерсон. И морская влага, и пена спадает с ее телес…

А самое отвратительное (ахи магиль)? Тоже самое: море, небо, солнце, пляжик, но из воды выходит… далее следовало имя самой известной русскоязычнойдепутатки Кнессета.

Шутка сама по себе МАГИЛЬная, но… дело не в ней.

Прекрасная обнаженная выходящая из воды – это один из самых древних архетипов. Недаром Афроодиту именовали пенорожденной - Αφροδίτη Αναδυομένη .


Варианты названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Очень интересен приведенный Гесиодом миф о появлении богини любви из крови и спермы оскопленного Урана, которые упали в море.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…»
Гесиод, «Теогония»

Афродита Анадиомена -«выныривающая, выходящая из моря» - самый популярный постоянный эпитет богини и наиболее прославленная ее ипостась. Это образ изобразительного искусства начиная с прославленной, но несохранившейся картины Апеллеса, многократно повторенный мастерами последующих эпох.

Самое известное изображение рождения Анадиомены – картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.


«Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"»

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

Но сюжет этот был популярен и до Эпохи Возрождения и значительно позднее.


Так или иначе, но то, что самое прекрасное может выходить из воды в пене морской – это известно. И самое ужасное тоже: откуда появляются всякие гады, чудовища и т.д. в мифах...

Может быть и совмещение… Там увидеть прекрасное в гадком, как это могли французские декаденты. Вот у Рембо есть такое стихотворение «Венера Анадиомена», которое по мнению современников было реакцией на десятистишия Франсуа Коппе, который и уродливость века представлял, согласно Рембо, зализанной и стихи Альбера Глатиньи, который был бродячим комедиантом и умер молодым от чахотки.

В этом стихотворение, которое по мнению многих стало поворотным этапом эстетики, Рембословно искореняет «литературное» представления о прекрасном и желанном, и предметом воплощеающем любовное желание становится упадочная Венера сниженная до карикатурного образа проститутки. И в то же время здесь откровенная очевидность чудовищной прекрасности поднимающейся из старой ванны, очень убогой, очень дешевой проститутки.

Venus Anadyomène

Comme d’un cercueil vert en fer blanc, une tête
De femme à cheveux bruns fortement pommadés
D’une vieille baignoire émerge, lente et bête,
Avec des déficits assez mal ravaudés;

Puis le col gras et gris, les larges omoplates
Qui saillent; le dos court qui rentre et qui ressort;
Puis les rondeurs des reins semblent prendre l’essor;
La graisse sous la peau paraît en feuilles plates:

L’échine est un peu rouge, et le tout sent un goût
Horrible étrangement; on remarque surtout
Des singularités qu’il faut voir à la loupe…

Les reins portent deux mots gravés: CLARA VENUS;
-Et tout ce corps remue et tend sa large croupe
Belle hideusement d’un ulcère à l’anus.

Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро член детородный, и бросил назад его сильным размахом... Член по морю долгое время носился; и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене в той зародилась... (с)


Вот так-то и появилась на свет богиня Афродита .

Несмотря на столь захватывающую для сердца каждой феминистки историю зачатия, в изображении сюжета рождения Афродиты, художники - что совершенно естественно - предпочитали писать другой момент: появление полностью обнаженной богини из морских волн, с каплями, стекающими по её телу, прядями длинных волос, прилипших к её груди, и так далее.


И тут я наверно вас удивлю - сюжет этого ню не теряет популярность уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря" , будет выходить из-под кистей придворного художника Александра Македонского, а также любимого живописца Наполеона III, и - Пабло Пикассо. У каждого, разумеется, в своем варианте. И будет их немало:

СОЗДАТЕЛЬ Считается, идея Афродиты Анадиомены пришла в голову одному из величайших художников античности - Апеллесу. Он был придворным мастером Александра Макендонского, и писал его так хорошо, что царь, говорят, воскликнул: "Отныне никто не будет писать мои портреты, кроме тебя!" . Понять чувства модели можно - например, для города Эфеса художник написал его сидящим на троне в виде Зевса и держащем пучок молний в руках. Правда, прежде чем стать постоянным живописцем двора, Апеллесу пришлось потрудиться - первый портрет Александра царю не понравился. Зато когда к картине подвели Буцефала, верного жеребца полководца, конь радостно заржал при виде любимого лица. "О царь, - усмехнулся мастер, - твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты".
Вот так надо проходить собеседования.

За "Александра-Громовержца" ему заплатили уже 20 талантов золота.
Из таких баек, к сожалению, и состоит практически вся история античной живописи - ведь из картин ничего не сохранилось. (Кое-что известно, правда, по римским копиям).


Создав свою "Афродиту Анадиомену" , Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым - вспомним Праксителя, который, изваяв нагую "Афродиту Книдскую" с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно - тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.

Что конкретно на ней было изображено - неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей "Естественной истории" больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска "Рождение Венеры" из Помпей может быть копией Апеллеса, но это - лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы .

ЭВРИКА Идея изобразить Афродиту именно так пришла в голову Апеллесу, как говорят, внезапно: его вдохновила уже упоминавшаяся гетера Фрина , натурщица Праксителя. Фрина была очень умна, красива, и зарабатывала огромные деньги - например, после того, как царь Лидии провел с ней ночь, ему пришлось повысить в своей родной стране налоги, чтобы восполнить дефицит бюджета. При всем при этом она была стыдлива: обнаженной её увидеть было практически невозможно. Общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. (Моя версия - она просто берегла свою эксклюзивность).

При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ "Афродиты Анадиомены" . Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы - бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).

Картина отправилась в Асклепион - храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.

АТРИБУТИКА Поговорим об атрибутике, которая сопровождала новорожденную богиню в её изображениях. Самым символически наполненным в этом смысле является полотно Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" , который чрезвычайно тщательно изучал все доступные ему античные свидетельства.

Безусловно, в "Рождении Венеры" должно присутствовать море (вспомним, что именно его оплодотворили отрезанные гениталии Урана, т.е. оно выступило как бы матерью. Не зря в позднем варианте мифа Афродита - дочь Зевса, верховного бога уже следующего поколения, именно от океаниды Дионы). Присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды. Богиню на берегу встречают её служанки - оры и хариты, и гостеприимно обдувают ветра. Под ногами распускаются цветы. Иногда присутствуют обычные её спутники - амуры и купидончики.

И два главных признака Афродиты Анадиомены - ракушка, на которой Афродита проплыла от острова Кифера (где она появилась) до острова Кипр (где она высадилась); а также пряди мокрых волос, которые богиня выжимает от морской пены.

Эти же детали, только не столь жестко структурированные, мы видим на картинах мастеров и позднего времени. Например, у академиста Бугро при рождении богини присутствует огромное количество народу - какие-то кентавры, тритоны, как минимум, дюжина амуров, черный дельфинчик и проч. Буше более камерен - у него Венера возлежит то ли на синем атласе, то ли на волнах, и только рыба, таращась большим глазом, дает более явный намек на сюжет картины. В отличие от картины Боттичелли, где ракушка под ногами Венеры является композиционным фокусом картины, у Буше её нет, а у Бугро она теряется.

РАКУШКА Как неаппетитно объясняют продвинутые искусствоведы и культурологи, морская раковина в античном мире являлась символом вульвы. Это не странно - ту же самую ситуацию мы находим у индуистов с их йони. Упоминания о том, что на картине Апеллеса присутствовала ракушка - нет. Тем не менее Боттичелли не отказался от этого атрибута, вероятно, опираясь на множество мелких доступных ему археологических артефактов. Морской моллюск может как изображаться непосредственно, либо быть обозначенным с помощью складок одежды, как мы это видим на статуе "Венеры Сиракузской" .

На схеме - пример йони: образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа (или чо-то типа того). Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии.

Написала, подставила картинки - и самой стало страшно.
Душераздирающая вещь - эти ваши фрейдистские символы в коллективном первобытном бессознательном, особенно перекочевывающие в современную нам культуру.

ВОЛОСЫ Намного спокойнее ситуация с жестом рук, выжимающим мокрые волосы - его задача явно чисто эстетическая плюс контекстуальная. По этому пути пошли такие мастера, как Тициан, Рубенс, Энгр и проч. (У Боттичелли богиня всего лишь легко придерживает длинный локон, прикрывая им лоно).



Этот сюжет, в силу своего наглядного прикладного истолкования, хорошо подходит и для фонтанов. На фото из музея Метрополитен даже видны капли воды, не очень ясно, течет ли она постоянно, но на оригинале Джамболоньи, очевидно, тёк:

Большинство античных трактовок сюжета Анадиомены - именно скульптурные. При этом, поднимая руки, она как бы становится женским вариантом Диадумена ("юноши, повязывающего победную повязку"). Значительное количество вариаций именно этой позы - еще одно свидетельство того, что помпейская фреска с богиней лежащей вряд ли сильно похожа на оригинал Апеллеса, ведь он, как известно, послужил образцом для множества повторений.

НОВЫЙ МИР К cер. XIX в. этот сюжет весьма замылился. Бесчисленные вылизанные полотна выходили из мастерских академистов. Их можно понять - спрос рождал предложение, а какой сюжет еще мог дать такое хорошее оправдание изображению обнаженной женщины в стыдливую эпоху Шерлока Холмса, как не Венеры или какие-нибудь одалиски? Недостаток обнаженной натуры в эстетической копилке каждого настоящего мужчины, который сегодня восполняется средствами журналов, фотографий и интернета, компенсировать в век, когда изобретатели дошли еще только до дагерротипов, другим путем было трудно.

Тем не менее, и в изображении обнаженной натуры приличия надо было соблюдать. 1863 год: королеве Виктории 44, у нас только что отменили крепостное право и Базаров начал резать лягушек; в Штатах Скарлетт примиряет зеленую шляпку. Обнаженную натуру рисуют.

Слева - "плохой" пример, справа - "хороший":


Александр Кабанель, салонный художник, пишет свое "Рождение Венеры" и выставляет его на парижском Салоне 1863 г. Картина стала пользоваться невероятным успехом. Помимо присущих ей художественных достоинств критики хвалили саму композицию - дело в том, что Кабанель при её создании опирался на ту самую помпейскую фреску с лежащей Венерой, которую в те годы как раз только открыли. Поток похвал стал еще более интенсивным, когда император Наполеон III приобрел полотно для своей личной коллекции. Пример, что случалось с художником, если он не прикрывался античной тематикой - картина Мане "Олимпия" . Он создает её в том же году, вдохновившись, как предполагают, успехом кабанелевского ню. Но он рисует на нем реальную парижанку, называет работу именем проститутки, да вдобавок, экспериментирует с манерой живописи. И что? - дирекции парижского Салона 1864, на котором он выставил "Олимпию ", приходится поставить перед ней двух охранников, чтобы зрители не плевали и не тыкали в нее зонтиками.

Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.