Вокруг Ладоги на автомобиле. Ладожское озеро Расстояние вокруг ладожского озера

Хочу сказать огромное спасибо Алёне Лазаревой.
Ты отличный водитель, организатор и очень хороший человек!

О поездке вокруг ладожского озера я задумывался уже давно, но это были лишь задумки и примерный день старта, Для такой поездки, чтобы посмотреть всё по максимуму — нужно было 3 дня подряд и должно быть тепло. Идеально сюда вписывался июнь с его праздником(12 июня). Дальше стояла задача найти себе отчаянного напарника(цу) с автомобилем, так как у меня на тот момент машины не было. Составить мне компанию вызвалась Алёнка, так же, во время подготовки к поездке она помогла найти кучу интересных мест, расположенных на маршруте.

Так выглядел конечный маршрут, цветами маршрут разделён на дни.

День первый

Всё началось в 6 утра, нужно было выехать как можно дальше за границы города пока не проснулись дачники, Алёнка подобрала меня и мы выдвинулись. Первым местом у нас на пути была Тиверская крепость, Её координаты 60.836111, 29.816944. Находится она, а точнее её остатки прямо на берегу реки Вуоксы. Честно сказать от крепости мало что осталось, немного каменной кладки, да пожалуй и всё. Если сильно не приглядываться- то можно ничего и не заметить, но места тут красивые, чувствуется влияние Карелии, хотя до её границы оставалось ещё около 60-ти километров.

Следующим местом была церковь в посёлке Васильево — Храм Андрея первозванного на Вуоксе. Очень красивое место, рекомендую посмотреть, далеко идти не нужно, находится возле дороги.

Отдохнув немного на пирсе, выпрямив спины после 90-та километров сидения в машине мы поехали дальше, а дальше был знаменитый, действующий карьер в Кузнечном и не менее известная ещё со времён СССР — тропа Хо Ши Мина!
Чтобы попасть на тропу — сначала нужно пройти вдоль всего карьера, масштабы его захватывают, на фото ниже например запечатлён вполне себе не маленький трактор с ковшом)))

По дорогам вокруг карьера наматывают круги Белазы. Кстати иногда на карьере взрывают породу, поэтому приготовьтесь к возможному камнепаду))

Несколько панорам карьера ниже:

Обойдя карьер сложно будет не заметить этот знак и кучу стоптанной обуви, это и есть начало тропы Хо Ши Мина:

А вот почему эта тропа так называется:

На пути очень много разных цветов, в том числе и занесённых в красную книгу…

Озеро «Ястребиное»

Тропа выводит к знаменитому озеру «Ястребиное».

Вот что говорит Вики по этому озеру:

Ястреби́ное - озеро в северной части Карельского перешейка в Приозерском районе Ленинградской области. Озеро расположено вблизи границы с Республикой Карелия, в 10 км от железнодорожной станции посёлка Кузнечное. Озеро находится во впадине между крутыми гранитными уступами оконечности Балтийского щита, возвышающимися до 50 м. Скала Парнас является популярным местом скалолазания. Ястребиное имеет сильно вытянутую с севера на юг форму, длина около 2 км. Ястребиное озеро и его окрестности (включая озёра Пестово, Глухариное и Проточное) являются охраняемым природным памятником «Озеро Ястребиное». До переименования после Великой Отечественной войны носило название Хауканярви.

Озеро «Ястребиное»

Вообще нормальные люди едут сюда с палатками, чтобы провести тут все выходные. Здесь очень много оборудованных стоянок — это заслуга туристов, так же тут очень чисто и умиротворённо, потому, что озеро находится далеко от цивилизации и на машине к нему не подъехать, так что на какое-то время озеро будет защищено от быдло-туриста. Тут даже сотовый телефон не ловит.

Озеро «Ястребиное»

Но мы — мы не нормальные, поэтому мы сходили на озеро, около 15 км в одну сторону, насладились видами и потопали так же назад))))Впереди было ещё много интересных мест!

Озеро «Ястребиное»

Вечерело и нужно было искать место для привала… Поспрашивав местных — нам указали очень милое местечко с отличным видом, мы поставили палатку, собрали хвороста, поужинали и легли спать…..

День второй

Проснулись, позавтракали, упаковались, в путь!))))
Северный берег Ладожского озера — это уже Карелия, с её обилием каменистого ландшафта, водопадами, шхерами и густой, северной зеленью…

Первым местом нашего нового дня были водопады «Белые мосты», вот немного информации из википедии:
Два водопада, которые находятся на расстоянии друг от друга 30 метров. Когда финны строили дорогу через реку, они решили построить мост в том месте, где вода срывается вертикальными водопадами. Так образовалось название этого места — «белые мосты». Сейчас от самих мостов остались только обломки, а дорога давно не используется. Но сами водопады по-прежнему очень красивы. Высота падающей струи достигает 19 метров — это одни из самых высоких водопадов в Карелии. Добраться сюда обычным транспортом довольно сложно, дорога разбита и лучше использовать машины повышенной проходимости.
А теперь внимание на красную пузотёрочку, среди суровых авто с высоким клиренсом)) Такие мы там были одни, но Ситроенчик выдержал испытание с честью! Ну заслуга Алёнки тут тоже безусловно есть!)))

А вот и он, сокровище Карелии — Белые мосты.

Как уже было написано — рядом находится ещё один водопад, но до него добраться сложнее, нужно пройти по бревну, которое переброшено выше по течению и дальше немного пройти по тропинке прислушиваясь к шуму воды.

В Карелии великое множество интересных мест, одно из них — это совместный проект финнов и русских. Суть проекта в том, чтобы сделать из руин завода, этакий туристический аттракцион. Выглядит это всё конечно очень здорово, повсюду стриженный газон, скамейки, информационные таблички, всё на очень высоком уровне, но за такое удовольствие нужно заплатить, для этого у входа установлена касса. Нам же удалось прогуляться совершенно бесплатно, так как в этот день проходил квест «Дорога приключений» и за всё было уплочено)))

И вот немного информации из Вики касательно исторической составляющей места:
Тулмозерский завод - чугуноплавильный завод в Олонецкой губернии, основанный близ деревни Колатсельга акционерным обществом «Сталь» в 1896 году. Одним из инициаторов создания акционерного общества стал Великий Князь Пётр Николаевич, который получил в наследство от своего отца проектную документацию на завод и договора на аренду земель, почему в документах часто встречалось другое название завода - «Петровка». Доменные плавки на заводе осуществлялись с июля 1899 года по июль 1902 года, и не оправдали вложенных в строительство производства средств.

Вот такого уровня большая часть дороги по северной части ладожского озера, РосАвтоДор реально работает, а не латает дырки))

На пути неоднократно попадались заброшенные церкви, вообще их довольно много в Ленинградской области, как и во многих других… Особенно много таких церквей в Костромской области.

Ладожское озеро с северной стороны.

Вечерело, нужно было вставать на ночлег, да и кушать уже хотелось очень сильно))

Для ночлега мы выбрали живописный берег ладожского озера, хвойные деревья, которые очень напоминали ёлки росли прямо из песка, очень непривычно выглядит))

Погода была отличная, тепло, солнечно, шум прибоя…

А Алёнка даже искупалась по щиколотку)

Всем мир!)

День третий

На третий, завершающий, день у нас в планах было посетить ещё несколько мест, но удалось посетить только одно, но об этом чуть позже…

В городе Лодейное поле есть очень высокий мост, но мало кто знал, что на тот момент он был открыт для посещения, т.е. не было ни единой преграды на пути к самой верхней части моста. Я очень люблю обзорные точки, а отсюда открывается очень красивые панорама.

Кстати наверху почему-то очень много мошкары, поэтому находится там больше 20-ти минут крайне сложно, сжирают живьём!

Ну а дальше по плану мы должны были поехать на Свирский маяк, но за десяток километров от него у нас отвалилось сцепление, манжетка выжимного приказала долго жить. Увы но последние 100 км до Питера мы ехали уже в кабине другой машины, а стойкий, но вымотанный за эти три дня француз отдыхал на «спине» эвакуатора.
Как говорится — бывает всякое, и это далеко не самое худшее окончание путешествия, все же живы, здоровы, почти все запланированные места были посещены, сделана куча фотографий, да и вызов эвакуатора за 100 км от Питера оказалось не таким уж и дорогим.

Всем путешествий!

…End

В начале весны возникла мысль скататься на машине вокруг наших "Великих" озёр. Шутка ли, всю жизнь живу в Питере, заграницей бывал не раз, а вот по родным сердцу местам дальше Северного Приладожья не ездил. К тому же отпуск ведь куда-то надо девать, в городе сидеть совесть не позволяет. Цены на заморские туры с недавних пор взлетели - не забалуешь. Крымом я на всю жизнь наелся ещё в детстве, да и не сезон ещё... Куда податься петербуржцу? Правильно, в Карелию! Итак...

Задача : совершить путешествие на автомобиле по кольцевому маршруту вокруг Ладожского и Онежского озёр, постаравшись посетить максимальное количество культурно-исторических и природных достопримечательностей

Предполагаемая длина маршрута : 1600 км. + 15%
Фактическая длина маршрута по завершении путешествия : 1680 км.
Автомобиль : Шевроле Авео 2007 года розлива
Команда : три человека (2М и Ж)
Предполагаемая длительность путешествия : 6-8 дней
Фактическая длительность путешествия : 6 дней
Места ночёвок : предпочтительно палатка/кэмпинги, возможно гостиницы и гостевые дома

Карта маршрута. Клик по картинке откроет гугл, где можно будет ознакомится с конкретными точками, некоторые имеют краткое описание. Маршрут разбит по дням.

Скажу сразу, было множество "не" и "никогда". Никогда раньше я не ездил так далеко и так надолго на автомобиле и будучи за рулём. Не было полной уверенности, что шеви вообще сможет доехать до некоторых мест - это вам не по Невскому кататься, это Карелия! Никогда прежде я не занимался подготовкой даже такой вот не слишком серьёзной поездки, т.ч. нехватка опыта чувствовалась на каждому шагу. Что, если машина застрянет где-нибудь в глуши? Где искать помощи на трассе, в лесу? Где ночевать? Достаточно ли будет АЗС по пути? В общем, вопросов и неясностей было немало. Забегая вперёд, скажу, что подготовился я хреновенько, информации собрал недостаточно, в путь мы отправлялись во многом надеясь на национальный русский авось. С другой стороны, тем интереснее и полезнее вышла в результате поездка. Опыта получено выше крыши, были и приятные открытия и печальные неудачи. Об этом и много другом ниже. Надеюсь, наш опыт также вдохновит кого-нибудь на исследование Карелии.

Все фото кликабельны - можно развернуть на весь экран и сделать себе красиво!

ДЕНЬ 1


Стартовали 22 мая утром. Первая часть пути была мне знакома по прошлогодней поездке на о. Койонсаари. Ещё тогда был примечен краеведческий музей, расположенный в небольшом посёлке Куркиёки (200 км. от Питера). Он и был выбран первой точкой остановки.

Напротив входа установлена вот такая памятная плита.

Само здание видало лучшие времена и на музей походило лишь отдалённо (ха, это мы тогда так думали, ещё не повидав других "музеев" и "домов культуры" Республики Карелия) . Удивившись, что там вообще было открыто, мы прошли внутрь. Привыкнув к полумраку, глаза различили обнадёживающую картину - в помещении идёт ремонт. Нас встретила приятная женщина-экскурсовод (по совместительству смотритель музея), началась экскурсия (кажется, 50 рублей с человека). К сожалению, то ли из-за усталости, то ли из-за стеснительности фотографий в музее мы практически не делали. Интересующиеся могут виртуально ознакомиться с большей частью экспозиции, пройдя по этой ссылке . Было много всего интересного. Например, нам рассказали о традиционных занятиях карельских женщин: вязание, валяние, шитьё. Всё это можно попробовать: пощупать прялку, ткацкий станок, веретено. При желании можно даже сшить себе что-нибудь - было бы время.



Также рассказывали о традиционных промыслах карелов. Я, например, не знал, что здесь добывалось очень много речного жемчуга... Достаточно подробно рассмотрена история данной местности: кто когда под кем был, кто от чьих нападений страдал и т.д. Еще, как я понял, в музей активно привлекаются живущие в посёлке дети - они изучают историю своего края, занимаются рукоделием, помогают собирать экспозицию. Короче, делается очень полезное и правильное дело в этом музее. Экскурсия заняла почти два часа, но ни об одной минуте лично я не пожалел.

После...

После Куркиёки путь лежал до Сортавалы, где мы планировали пообедать и купить-таки карту автодорог Карелии (я же умный, в Питере заранее не купил), а после отправиться искать место для ночлега. Про город могу сказать мало. Единственное, в тупик меня поставило отсутствие этих злосчастных карт автодорог во всех книжных магазинах, в которых мы успели побывать. Такая вот незадача. Конечно, оставался навигатор с картами от гугла, яндекса и навитела, но это как-то не то... В общем, не солоно хлебавши, перекусивши в фаст-фуд ресторанчике Black Orange (локальный вариант мака), мы поехали искать место для палатки. Требования наши были скромными: более-менее ровная площадка, недалеко от воды. Как оказалось, здесь, да и во всей Карелии в целом, найти что-нибудь даже под такие низкие запросы очень и очень сложно. Сунулись было в одно место по пути к Пётсёваре, но там шеви не проехала. Пришлось ехать задом примерно километр до ближайшего разворота. Удовольствие, доложу, не из приятных. Сцепление к концу езды пованивало сильно. Зато нашли во влажной грязи на дороге следы косолапого друга. Желание останавливаться у Пётсёварских озёр поубавилось ещё сильнее.

Промытарившись ещё около часа в поисках подходящего места (неудачные точки отмечены ромбиками на карте) мы таки наткнулись на замечательную стоянку на озере Теньярви. Рекомендую всем, кто окажется в тех местах.


ДЕНЬ 2


Утром мы обнаружили себя в действительно живописном местечке. Озеро Теньярви расположено восточнее группы озёр Пётсёвары. Крутые берега с одной стороны, топкие поросшие кустарником - с другой. А наша палатка уютно стояла в по сути единственной возможной точке берега.


День предстоял насыщенный и времени на завтрак и сборы было мало. Выбравшись на шоссе, мы почти сразу попали в совсем уж маленький посёлок Ляскеля. По всей видимости, градообразующим предприятием тут является Ляскеля ГЭС .



Здание выглядит очень старым, местами кладка почернела от времени, что не удивительно - ГЭС введена в эксплуатацию в 1899 году. Правда, она была разрушена во время ВОВ, затем восстановлена. Возможно, само здание было не тронуто.


В таких местах я всегда очень ярко чувствую силу стихии: мутные воды реки, захлёбываясь пеной и брызгами, проносятся сквозь шлюзы, яростный шум потока заглушает любые звуки - есть только вода и её бесконечный бег... Красота!

Вообще, как я понял уже позже, Карелия предо мной предстала эдакой страной множества больших и малых гидроэлектростанций, краем усмирённых рек, высушенных болот и безвозвратно утерянных водопадов. И хотя я понимаю ценность технологического прогресса, мне всё равно было грустно смотреть на те непотребства, которые творили люди по отношению к природе.

По недавно отремонтированному шоссе мы достаточно быстро преодолели расстояние до первой точки - Креста Скорби. Этот интереснейший памятник был установлен в середине 2000 года. Инициаторами выступили как русская так и финская стороны. Памятник посвящён жертвам Советско-финской (или как её называют финны - Зимней) войны 1939-1940 гг. Скульптор - русский, видимо, с финскими корнями - Лео Ланкинен.



На мой взгляд, символизм его просто великолепен: по обе стороны креста мы можем видеть почти полностью идентичные женские фигуры - матери Финляндии и России (СССР). Различаются они лишь причёской: одна коса (думаю, это русская) и две (финская). Женщины в невыразимом горе словно бы повисли на кресте. Обе страдают, обе уже никогда не увидят похороненных под ним мужей, братьев, сыновей.

Добраться до водопада достаточно легко (но это не помешало мне свернуть не на ту дорогу, доверившись навигатору). От шоссе P21 уходит просёлочная дорога. К водопаду ведут указатели - заблудиться сложно. Путь лежит мимо живописного озера Руокоярви. В какой-то момент ямы, на мой взгляд, стали слишком уж глубокими для легкового автомобиля - пришлось примерно 2 км. пройти пешком.



Этот водопад является самым высоким из действующих (читай не осушенных из-за строительства гидроэлектростанций) водопадов Карелии. По разным данным ему дают от 17 до 19 метров (против 10 метров известного всем Кивача). Название он получил от финского хутора Jukankontu (фин. Усадьба Юкки), располагавшегося неподалёку - Jukan + Koski (фин. речной порог).


Позже, в 1970-х, местные жители дали водопаду русское название "Белые мосты". Это объясняется тем, что прямо перед водопадом финны возвели несколько мостов через реку Кулисмайоки. Строились мосты из белого камня. До нашего времени они, к сожалению, не сохранились. Видны лишь остатки оснований. Сейчас через реку перекинут ствол сосны - не всякий рискнёт перейти по такому.


Водопад производит сильное впечатление. Обязательно заберитесь наверх, чтобы увидеть картину, которая открывается оттуда - дух захватывает!


Это место надо посетить, можно даже остаться на ночлег. Только я не уверен, что там можно разводить костры, т.к. территория эта заповедная и охраняется от всяческих посягательств на природную красотень.

Вволю наснимавшись и едва избежав сильнейшего ливня на обратном пути, мы пустились в путь до второй стоянки - турбазы "Радуга". Кроме информации с сайта мы ничего об этом месте не знали, потому были слегка удивлены, когда приехали в заброшенный детский лагерь, который, видимо, и носил раньше гордое название "Радуга". Тёмные здания корпусов, забитые досками двери, окна без стёкол, странной геометрической формы сооружения, скрип качелей вдалеке...


Всё это в купе с полным отсутствием людей производило впечатление как от фильма ужасов. Хорошо ещё ночи в мае уже достаточно светлые, а то в голову так и лезли картинки из фильмов вроде "Пятница 13" и "Техасская резня бензопилой".

Лягерь располагается рядом с Сямозером - озером достаточно известным за счёт того, что на его берегах снимался фильм "А зори здесь тихие" (старый, оригинальный), а также фильм "Холодное лето пятьдесят третьего". Но и без кинематографического прошлого это место выглядит очень красиво и интересно. Со мной согласятся заядлые рыбаки - сюда съезжаются на рыбалку со всего Питера.

Что касается самого кэмпинга, я его настоятельно рекомендую посетить. За 300 рублей вы получите какой-никакой туалет, электро-столбик с розетками (правда, они не работали - не сезон видите ли), ровное место для палатки и автомобиля, а также потрясающий закат на берегу озера.




ДЕНЬ 3


Утро третьего дня выдалось отличное. Выбравшись из палатки, я, как сознательный турист решил первым делом... нет, не приготовить на всех завтрак. Я решил побродить с фотоаппаратом по окрестностям. Так выглядит территория бывшего летнего лагеря.



Можно увидеть неплохое футбольное поле, беговую дорожку, пляж с кабинками для переодевания, качели и даже баскетбольное кольцо. На пляже всё отлично: песок мелкий, грязи нет, вода чистая.


Интересно, почему лагерь закрылся? В интернете никакой информации я не нашёл, даже о том, что он когда-то там существовал - ничего. Однако, если верить "наскальной" живописи, оставленной последними постояльцами (то-бишь детьми) на стене одной из беседок, лагерь закрылся не раньше 2006 года. Сейчас территория скорее всего выкуплена, ведётся застройка, уже есть что-то вроде коттеджного посёлка. Тут же расположен модный ныне норвежский парк под названием "Шервуд". В общем, если бы не гулкое эхо, разносящееся внутри пустых корпусов, это место вполне бы сошло за действующее.

Побродив по берегу, я уже решил было отправиться к стоянке, чтобы резжечь костёр, как вдруг прямо у себя под ногами обнаружил вот этого малыша.


В начале он мне показался нездоровым: птиц какой-то заторможенный, еле ходил по травке, а присутствие большого и страшного человека его совсем не смущало. При желании я мог бы схватить его голыми руками - так близко пернатый к себе подпускал.




Позже, сверивших с птичьей базой данных, я подтвердил свою догадку насчёт видовой пренадлежности - это был клёст-сосновик. Характерный изгиб и размеры клюва исключали ошибку. К тому же стало ясно, что это слёток - недавно оперившийся птенец, который ещё толком не умеет летать. Слётков часто подбирают люди, думая, что они вывалились из гнезда и не могут вернуться. На самом деле, это не так, и лучшее, что может сделать человек для маленького пернатого - оставить его в покое. Максимум - посадить птицу на какую-нибудь ветку, чтобы до неё не добрались хищники.

Третий день путешествия вообще получился во многом связанным с животными и птицами. На восточном берегу Сямозера расположен интереснейший зверинец, в котором можно вживую увидеть представителей карельской фауны, как мохнатых, так и пернатых. По заверениям хранителей зоокомплекса, все находящиеся у них на попечении животные по тем или иными причинам не могут быть возвращены в природу. Кто-то покалечен, кого-то вырастили в неволе. Здесь их спасают.

Соболь. Смотритель рассказала, что ему очень скучно, потому что подругу свою он покусал и её пришлось отсадить... Типичный мужлан, короче.


Маленький кабанчик. Этим пятачкам, пожалуй, живётся привольнее остальных - им выделили достаточно большой вольер, в котором они могут целый день резвиться, бегать, спать и заниматься прочими хрюндельскими делами.


Нет, этот взрослый медведь не пытается напасть на посетителей, он так просит лакомство - сухарик. Кажется, раньше я так близко медведей не видел. Кто-нибудь в курсе как правильно себя вести при встрече в лесу с косолапым? Кроме как "казаться больше, чем ты есть" я ничего не знаю.

Кстати, этот мишка и его сосед, которого нет на фото - старички. Их взяли из цирка, оба не поддавались дрессировке. Здесь огромный зверь сидит в клетке где-то 2х3 метра, а в цирке их держали в таких клетках, где они могли лишь стоять и лежать. В одной и той же позе, без возможности даже развернуться...


Этот медведка покорил наши сердца. Малышу лишь несколько месяцев от роду. Матери у него не было, подкидыш. Сотрудники зоокомплекса выкармливали его буквально на своей груди: брали на руки, клали на живот и поили молоком - иначе он не кушал. Сейчас его только-только перевели на взрослое питание и он с трудом привыкает - целый день сосёт заднюю лапу и ревёт своим тоненьким неокрепшим голоском. Умилительный медвежонок.


Рысей в зоокомплексе много, даже больше, чем медведей. Эту самку держат отдельно от остальных, т.к. она ещё диковата, шипит на людей, задирает сородичей.


А это, как ни странно, дальневосточный леопард. Выше я писал, что в "Трёх медведях" можно посмотреть на представителей карельской фауны, так что же тут делает эта красивая во всех отношениях кошка? У неё судьба особая и, к сожалению, печальная. Маленьким котёнком её купил какой-то толстосум себе на потеху. Девочке удалили когти на всех лапах - болезненная и жестокая операция. А потом, когда она подросла и стала занимать слишком много места, от кошки избавились - подбросили в приют. Так она и оказалась здесь...


Щенок волка. Их там целый выводок. Милые.


Этот акробат тоже выпрашивал угощение. Мишка - подросток, очень активный и ловкий. Ещё у него есть сестра, в другом вольере. А раньше их было трое молодых, но одну самочку пришлось застрелить. Нам рассказали, что посетители однажды очень сильно её раздразнили (кажется, лазерной указкой), в общем, говорят, она прыгнула на людей. Причём совершила прыжок, которого в обычных обстоятельствах от медведя и ожидать не приходится. А тут... Нет, никого из людей медведица не задела, лишь напугала. Они, наверное, посмеялись и пошли дальше, а медведицу после застрелили...


Енотовидная собака. Изначально они в Карелии не водились. Их завезли и они отлично прижились.


Красавец филин и две совушки-подружки.



А ещё нам показали двух волкособов: маму и сына. Точнее, видели мы только мать, т.к. сынок уж больно стеснительный.
Посмотрите как здорово она прыгает в ожидании лакомства. Очень хочется верить, что еда для животных не единственная радость в этом зоокомплексе. Смотритель рассказала, что почти со всеми зверями периодически гуляют. Маленьких и неопасных могут выгуливать прямо при посетителях. Больших и страшных - под специальным конвоем и в нерабочие часы.

Честно говоря, на меня это место произвело скорее тягостное впечатление. Оно определённо лучше и полезнее зоопарка, куда животных свозят просто на потеху зрителей (до сих пор с ужасом вспоминаю наш питеркий зоопарк). Лучше цирка, о котором даже говорить не хочется. Но всё же не стоит ожидать слишком многого. Это не деревня Айболита, где все счастливо и мирно живут-поживают. Звери здесь в клетках, они не свободны. Однако они живы, здоровы, накормлены. Да, без этого места они бы просто погибли. В этом, несомненно, огромная заслуга смотрителей и организаторов зоокомплекса, и я ни в коем случае не предъявляю им какие-либо претензии. Просто... грустно было смотреть на зверей в клетках, вот и всё.


Об этой церкви я узнал ещё задолго до поездки из телепередачи "Мастера ". Она является чем-то вроде местного чуда света. Построена в 1774 году карельскими мастерами-плотниками. Без единого гвоздя, 42 метра. Из инструментов только топор, скобель, да очень редко пила. Стоит до сих пор, недавно был лишь небольшой ремонт - подгнили некоторые венцы сруба.


Внутри церковь выглядит не совсем стандартно.

Сразу меня как-то смутили столбы, поддерживающие потолок. Ничего не напоминают? Я задал вопрос сторожу, и он ответил, что эти столбы действительно не просто так похожи на языческих идолов. По его словам во время строительства церкви их использовали, чтобы привлекать ещё не до конца поверивших в Христа староверов. Якобы в Карелии, несмотря на то, что остальная Русь уже много веков как православная, на тот момент сохранилось ещё много язычников. Ещё смотритель поделился тайной окраски этих столбов: оказывается, синюю краску изготовляли из черники. Ну а красную, наверное, из клюквы или брусники. Подтверждения всему этому я нигде не нашёл, остаётся поверить на слово.


Свод изображает божественную литургию. Т.к. экскурсовода в церкви не предусмотрено, мы могли лишь гадать, кто и когда нарисовал всё это. Уверен, что данные такие имеются, даже несмотря на то, что к церкви в принципе относятся наплевательски. На фото почти не видно, но пол очень сильно просел и накренился в сторону стены, в которой сделан проход к алтарю. А ведь относительно недавно здесь велись реставрационные работы. К примеру, данная икона. Размеры её настолько велики, что она не проходит в достаточно широкие двери - приходилось реставрировать прямо на месте.


Небезынтересна технология, с помощью которой иконописцы добивались невероятной стойкости и яркости красок даже через несколько сотен лет. Оказывается, после того, как икона была написана, её покрывали слоем рыбьего жира, который предохранял полотно от воздействия окружающей среды. Современным реставраторам требуется очень аккуратно снять поблекший и потерявший первоначальный лоск слой жира, восстановить, если надо, повреждённые места и по новой нанести слой жира. Бумажки, которые видны на фото, наклеиваются перед последней стадией. Т.е. под ними икона всё ещё не защищена. По словам смотрителя в таком виде икона стоит уже с 2010 года...

Карельская сосна, которую использовали при строительстве церкви поразительно сохранилась, а ведь Успенской церкви уже 231 год!



Водопад Кивач


Про это место особо и рассказывать нечего - все и так всё знают. Единственное, не удержусь от сравнения с водопадом Юканкоски. Во-первых, Кивач ниже. Жалкие 10,7 метров против почти 20. Плюс, Кивач разделён на два порога - 4 и 6 метров.


Но самая главная разница, которая, на мой взгляд, и сказывается на относительно большей популярности Кивача - благоустроенность окружающей территории. Если Юканкоски - место практические дикое, то Кивач обладает достаточно внушительной туристической инфраструктурой: удобная асфальтированная дорога прямо до места, стоянка, сувенирный магазин, какой-то там музей-дендрарий... Вроде бы и хорошо, но с другой стороны нафига оно надо, если главное здесь - красота природы?


Кэмпинг "Сандал"

Уставшие, но довольные, мы проехали ещё примерно 10 километров до замечательного кэмпинга, в котором и расположились на ночёвку.


"Сандал" расположен на берегу озера Сандал (внезапно!). Прямо в лесу разместились несколько корпусов, стоянка для автомобилей, игровая площадка, места для палаток, небольшое хозяйство и даже своя собственная рыбная ферма. Удобно устроившись в берёзовой роще, мы отправились на берег, отдохнуть, порыбачить и, естественно, пофотографировать.

Почти сразу я наткнулся на эту вот наглую чайку. Удобно устроившись на коряге недалеко от берега, она, похоже, занималась высиживанием яиц. Уж больно агрессивно она реагировала на мои попытки приблизится, а также на проплывавших мимо гусей.



На этом заканчивается третий день нашего автомобильного тура по Карелии. А также заканчивается мой пост, т.к. ЖЖ, видите ли, считает, что запись уже слишком большая и не хочет её сохранять. В следующей части будет ещё больше красивостей и интересностей! ...

Для того чтобы осмотреть все достопримечательности Ладожского озера , нужно провести в Карелии не один отпуск. Собственно, человека, побывавшего здесь однажды, будет тянуть сюда постоянно. Ведь уникальный природный феномен - крупнейшее в Европе пресноводное озеро, само является главной достопримечательностью этого края. К нему несут свои воды более 40 рек, и только одна Нева вытекает из него.

Ладожское озеро

Больше похожее на море, чем на озеро, оно с древних времен пугало и манило, казалось таинственным и прекрасным. Более 18 тысяч кубометров пресной воды хранится в котловине, сформированной ледником миллионы лет назад. Освободилась Ладога ото льда полностью только 12 тысяч лет назад. Вода здесь холодная, купаться можно только в середине лета, да и то в южной части озера, где вода прогревается до 19-23 градусов.

Необыкновенно красивые берега протяженностью 1000 километров привлекают сюда туристов и паломников. Размеры озера впечатляют: 200 х 130 километров, а глубина на севере водоема достигает 230 метров. Таково Великое Нево - Ладожское озеро России .

Своеобразное строение дна и уклон с юга, формируют волну, которая постоянно ломается и идет в разных направлениях. Потому Ладога переменчива и в каждую минуту представляется по-разному. О ней слагали легенды, сочиняли стихи и песни. Она бывает страшной, штормящей и ровной, как голубой лист бумаги.

С самых древних времен Ладога была транспортным путем «из варяг в греки». Но непредсказуемость и грозность бушующего моря пугали моряков. Много погибло в ее волнах. Поэтому, осваивая этот суровый, но такой красивый и необходимый России край, император Петр I приказал вырыть обходной Он идет вдоль южного края озера. Потом прорыли еще один, Новоладожский.

Необычайно живописны и такие достопримечательности Ладожского озера , как шхеры. Скалы, сосновые леса, огромное количество больших и малых островов, разделенные протоками прозрачной воды, сосредоточены в основном в северной его части.

Приладожье

Отправляясь в путешествие по Ладоге в любую сторону, вы увидите не только красивые пейзажи, но и прикоснетесь к богатейшей истории этих мест.

По этой воде пришел к нам первый князь Рюрик, создавший Древнерусское государство. На берегах и островах строились мощные крепости для обороны земель от врага: Орешек, Старая Ладога, Корела. Шлиссельбург и новая Ладога - это уже Много и более поздних достопримечательностей Ладожского озера .

«Дорога жизни»

Все дальше уходит от нас то время, когда фашисты взяли в кольцо город Ленинград. А он не сдавался, когда замерзал, погибал под бомбежками, умирал от голода. Эта тема до сих пор отдается болью в сердцах жителей Санкт-Петербурга. Конечно, все российские люди знают, что такое «Дорога жизни» через замерзшую Ладогу. Этот страшный и опасный путь помог кому-то выжить в блокадном Ленинграде. Но для местных жителей это святыня.

Сейчас это дорога-монумент, вдоль которой стоят бетонные обелиски с обозначением каждого километра. Проезжая по ней, видишь памятники девушкам-регулировщицам, шоферам блокадных полуторок, ленинградским детям, морякам, летчикам, «Катюше». Эти достопримечательности Ладожского озера приведут к главному памятнику дороги - «Разорванному кольцу».

Валаамский архипелаг

Есть на земле места, словно специально предназначенные для прославления величия Творца. И неспроста они отделены какой-либо преградой от суетного мира. Ладожское озеро хранит в своей сердцевине такое место - Валаам, достопримечательность и величайшую ценность для русского сердца.

Площадь 50 островов в северной части озера занимает 36 км 2 . Две трети - это площадь острова Валаама, именно здесь расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Удивительное место. Отвесные скалы, нависающие над водой, кажутся грозными и неприступными. Но на берегу, среди покоя и сосен, чувствуешь умиротворение и любовь ко всему земному. Согласно преданию, придя сюда, воздвиг каменный крест и предрек монастырю великое будущее.

Интересна и тяжела история Валаама, этого сурового для жизни края. Но она неразрывно связана с монастырем, который пережил здесь много бед и лишений. Сегодня он необычайно красив и величествен. И по праву на Ладожском озере Валаам - достопримечательность , одна из важнейших и незабываемых.

Коневец

Размеры этого острова невелики: 8 х 3 километра, и он весь усыпан валунами ледникового происхождения. Да и само название острова Коневец происходит от названия самого большого из них, Конь-камня. Он весит 750 тонн, только леднику под силу было притащить такую громадину. А напоминает камень конскую голову.

Когда-то в этих местах были языческие капища, но с крещением Руси здесь появилось множество памятников православной культуры. В XIV веке преподобный Арсений создал здесь новый монастырь. Первая его келья была построена на Святой горе, по склону которой до сих пор стекает ручей, единственный источник воды на острове. Позже к Арсению пришли люди, был построен храм, началась жизнь монастыря, многотрудная и временами опасная. Сейчас разрушенные постройки отреставрированы, и монастырь на острове Коневец удивляет своей красотой.

Приозерск

Рассказать о замечательных городах, расположенных на берегах сурового озера, в одной статье невозможно. Но один из них, Приозерск, славится своей крепостью Корела.

Считается, что город создан в XIII веке. Но один из летописных источников утверждает, что в 879 году именно здесь, «в городе Корела», умер князь Рюрик.

Расположен он в одном из Карелии, там, где впадает в Ладожское озеро, природную достопримечательность. Крепость Корела, созданная для защиты земель от набегов врагов, поучаствовала во всех войнах, которые были в этих местах со времен Древней Руси. Многострадальный город многократно переходил из рук в руки, оказываясь всегда в гуще военных событий. После Великой Отечественной войны его отстраивали заново. Только крепостные, мощные стены стоят уже много веков.

Поездка вокруг Ладожского озера на машине – это одно из самых легкодоступных и прекрасных путешествий, которое можно организовать себе самостоятельно.

Маршрут нашей поездки рассчитан на три дня. Целью путешествия было почувствовать природу и насладиться ей, мы много останавливались на разных озерах, водопадах, гуляли по лесам. В нашем маршруте больше отражены именно природные места. Мы конечно, посетили несколько архитектурных достопримечательностей, но всё-таки они не являлись главной целью.

В дороге использовали карту maps.me. Это лучшая offline карта, которая уже не первый раз нас выручает, на ней отмечены основные достопримечательности, магазины, места, где можно остановиться переночевать и их рейтинг.

День 1

Первое место, которое мы посетили – Лемболовское озеро. Оно находится на Карельском перешейке в окружении живописных лесов и холмов. Песчаные пляжи, к озеру много хороших подъездов. Подходит для рыбалки и отдыха с детьми.


Раздолинское озеро было следующим. Оно находится около поселка Сосново. Есть удобные подъезды к воде от приозерского шоссе с запада. Вода чистая, прозрачная. Также подходит для рыбалки и отдыха с детьми.


Река Вуокса – самая крупная река Карельского перешейка с быстрыми порогами. Место подходит для рафтинга и сплава на байдарках. Все необходимое можно взять на прокат на месте. Идеально для рыбалки, на наших глазах мужчина поймал пять крупных форелей, можно найти места для палаток и для отдыха с детьми.


Музей-крепость «Корела» находится в Приозерске, недалеко от реки Вуоксы. Подробную информацию о стоимости посещения, часах работы, можно посмотреть на сайте , а я поделюсь фотографиями.



Маяк. Есть у меня хобби – . На карте мы увидели, что по пути нам встретится один и как тут проехать мимо? Оказалось, что он находится на территории Парк Отеля Капитан – Морган , куда пускают только отдыхающих. Мы очень-очень попросили и нам разрешили зайти ненадолго.


Ночевали на берегу Ладожского озера в палатке, по карте maps.me нашли дорогу, чтобы подъехать на машине. А в конце дня провожали вот такой вот закат.


Если ночевать в палатке вы не планируете, но от такого заката не отказались бы, то рекомендую отель «Точка на карте. Приозерск» . Это больше, чем просто “место для ночлега”. Максимум взаимодействия с природой, минимум влияния на нее - эта идея положена в основу “Точки”. Архитектура идеально рифмуется с окружающим пейзажем, посмотрите.


Отсюда удобно добираться до главных достопримечательностей Приозерска. А из Приозерска легко добраться до Валаама, ладожских шхер и острова Коневец. «Точка на карте» – комфорт и качество за разумную стоимость, завтраки включены.

День 2

Мы приехали в Карелию, впереди еще больше прекрасных природных мест: озера, реки, водопады и бескрайние леса. Мы были в Карелии этой зимой, так что для сравнения буду делиться и зимними фотографиями тоже.

Хийтольские скалы. Если вы свернете с основной дороги направо в сторону Тиурула, то попадете к 20-ти метровой отвесной скале на которой тренируются альпинисты.


Сортавала

Что посмотреть?

  • Центр города и пристань, с которой отправляются суда на Валаам.
  • Городской парк “Ваккосалми”, здесь с горы Кухавуори открывается прекрасный вид на город.
  • Перекусить и отведать местных карельских пирожков можно в кафе «Калитка». Заведение небольшое: два столика и стулья. Но пирожки здесь очень вкусные + дешевый чай, кофе. Адрес : улица Комсомольская, 9, Сортавала.


Где остановиться?

Водопад Ахвенкоски – комплекс из нескольких водопадов, их высота составляет в среднем 3-4 метра. В 2005 году на Ахвенкоски снимали фильм «Темный мир». Для съемок специально построили муляж рубленной избы, она находится там и сейчас. Также здесь снимали сцену купания главной героини фильма «А зори здесь тихие».


Чтобы подойти к водопаду вы будете проходить по красивой деревянной лестнице рядом с которой стоят фигурки различных героев. Все очень любят с ними фотографироваться, мы тоже не удержались.


Мраморный каньон. Каньон Рускеала представляет собой бывший карьер, в котором велась разработка различных сортов мрамора. Именно здесь добывали мрамор для дворцов Петербурга. На официальном сайте горного парка вы сможете найти актуальную информацию, о ценах и о том как добраться. По вечерам в парке включают красивую подсветку.


После прогулки погода начала портиться и мы стали искать, где остановиться на ночлег. Путешествие в самый сезон плохо тем, что свободных мест в хостелах/гостевых домах/отелях уже не было. Так что рекомендуем подумать об этом заранее.

Забронировать жилье по выгодной цене можно на сайте hotellook.com . Это отельный агрегатор, который сравнивает цены на всех сайтах бронирования и показывает лучшую.

День 3

ГЭС Ляскеля. Карелия богата гидроэнергетическими ресурсами, которые используются различными ГЭС, нам удалось посетить несколько из них. Сначала мы увидели небольшую ГЭС Ляскеля, находится на реке Янисйоки. Она была запущена была в 1899 году, разрушена в годы Великой Отечественной войны, затем вновь восстановлена. После окончания реконструкции, станция стала полностью автоматизированной, сейчас её работа осуществляется без постоянного персонала.


Водопад “Белые мосты”. Это самый высокий водопад на всем юге Карелии, его высота составляет 19 метров. Рядом с ним расположен еще один, который часто называют Белыми Мостами 2. Особенностью Белых Мостов 2 является то, что в летнюю жаркую погоду этот водопад способен почти полностью высохнуть. Но весной он не менее живописен, чем его старший товарищ.


Дорога до него не очень, конечно в зависимости от сезона. Мы были в период дождей, дорога была размыта и полна глубоких луж. Многие оставляли машины на половине пути и дальше шли пешком, большие машины без проблем проезжали.

Озеро Рукоярви – живописное озеро, именно здесь мы решили остановиться перекусить и отдохнуть. Место также отлично подходит для рыбалки, для палаток и отдыха с детьми.

Водопад «Нижний Койриноя» находится за границей поселка. Его высота примерно 4 метра.


Пиени-Йоки ГЭС

Последнее место в которое мы успели заехать до темноты Лодейное поле, прогулялись по главной площади, постояли у берегов реки Свирь, а впереди нас ждала дорога домой.

Мы не успели увидеть: Шлиссельбург и крепость орешек, новую и старую Ладогу, город Олонец.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Спасибо, что путешествовали со мной!

Зимой очень быстро надоедает сидеть под ёлкой и душа начинает просить приключений. Не тех, где ты впервые за год пошёл в магазин и забыл купить хлеб, поэтому пришлось возвращаться обратно, а настоящих. Поэтому мы с другом решили прокатиться вокруг Ладожского озера.

Мы заранее выбрали города, в которых будем останавливаться: Санкт-Петербург, Приозерск, Питкяранта, Старая Слобода, Шлиссельбург и снова Санкт-Петербург. Расстояния между ними совсем небольшие. Ехать мы планировали только в течение светового дня, а он в это время года достаточно короткий.

Подготовка к дороге

У меня не было опыта в долгих зимних поездках, но зато имелся двадцатилетний стаж в паникёрстве, поэтому за месяц до путешествия я начала писать в группы автолюбителей в социальных сетях. Вопросы всегда были одни и те же: "Что может произойти на зимней дороге?" и "Как это предотвратить?". Ответы же пестрили разнообразием, вот самые полезные и интересные из них:

"В дорогу нужно брать пачку соли, это сто процентов! Ведь когда попадёте на голый лёд, то надо будет как-то выбраться. Соли подсыпал, подождал, она разъела чуть-чуть - и дело пошло! Ещё надо лопатку какую-то, вдруг опять же застрянете. Трос надо обязательно! Я очень часто вытаскивал людей", - советует Дмитрий.

"Зимой первым делом надо брать комплект для ремонта колёс. Ещё сухой паёк (лучше армейский), спасательные одеяла (стоят в районе 150–250 рублей). Далее топливо - литров 10 в стальной канистре. Хомуты, изоленту, провод сечением 2–2,5, метров 15. Ну про аптечку, трос, перчатки, знак аварийки, огнетушитель молчу, они должны быть. Возьми сварку холодную! Если что-то отвалится или бензобак понадобится залепить на время", - составил для меня целый список Роман.

"Обязательно случится что-то непредвиденное. К примеру, у меня с собой всегда инструменты, два домкрата, запаска, лопата, масло, тосол, ремень генератора, свечи и ещё куча всего по мелочи. Но прошлой зимой, в 2 часа ночи, в самый лютый мороз, намертво встал из-за развалившегося натяжного ролика ремня генератора".

В итоге я для себя сформулировала основные постулаты. Отправляясь в автопутешествие, нужно проверить работоспособность своей машины. Посетите автосервис и проверьте ходовую часть автомобиля, убедитесь, что у вас есть всё необходимое для срочного ремонта автомобиля. Также стоит запастись вещами, которые помогут не умереть от холода и голода во время починки машины или ожидания помощи. Это могут быть тёплые вещи, питательная и не портящаяся еда, горячая вода в термосе.

Также стоит заранее забронировать гостиничные номера во всех городах, где вы планируете остановиться. На телефон лучше скачать офлайн-карты, на которых отмечены автозаправки, больницы, магазины и кафе.

День первый. Санкт-Петербург - Приозерск

Как ни странно, одним из самых напряжённых отрезков зимнего пути вокруг Ладоги был десяток километров по Санкт-Петербургу. Посудите сами, новая машина, плотное движение, привыкание к езде по навигатору - довольно стрессовый период. Путь предстоял не очень далёкий, 160 км, поэтому ко времени прибытия в гостиницу в Приозерске машина уже была укрощена и приручена. Трасса в Ленинградской области достаточно хорошо почищена, дорога без ям и наледи, по пути совсем не встречалось аварий и машин, стоящих на "аварийках".

В самом Приозерске, плутая в поисках нашей гостиницы и места для ужина, мы столкнулись с тем, что навигатор отчаянно пытается направить нас против движения по тем улицам, где оно одностороннее (а в Приозерске таких много). Так что на навигатор надейся, а сам не плошай.

Каждый раз, останавливаясь в каком-то городе, мы обновляли наш термос с кипятком и пополняли запасы провизии и воды. Это очень важно, потому что в любой момент вы можете оказаться отрезанными от цивилизации.

В этот вечер и на следующее утро мы столкнулись с, пожалуй, единственной проблемой с нашим ТС: машина не ставилась на сигнализацию, а если удавалось её поставить, то потом невозможно было её разблокировать. Представьте себе ситуацию: вы подходите к своему автомобилю, в вашей руке ключ-пульт, который категорически отказывается открывать машину и снимать её с сигнализации, вы, весь такой приличный человек, идёте открывать машину ключом вручную, она истошно вопит под вашими руками, а прохожие начинают смотреть на вас так, словно вы уголовник, который с монтировкой наперевес пытается угнать авто где-то на просторах GTA. Да, это довольно жуткое ощущение.

Здравый смысл подсказывал, что в машине есть какая-то проблема, но русский авось победил и мы решили, что к утру всё пройдёт.

Не прошло.

День второй. Приозерск - Лахденпохья -­ Сортавала - Питкяранта

На следующее утро после вероломного вскрытия машины мы принялись гуглить ближайшие автосервисы, которых в Приозерске было совсем немного. Дозвонившись до парочки, услышали категоричное "с электроникой мы не работаем!".

Поэтому мой попутчик нашёл в Интернете модель батареи, используемой в нашем пульте, сходил в магазин, раскрутил ключ, заменил батарею - и, о чудо, оно работает!

Также мы залили в бачок стеклоомывателя "незамерзайку", которая замёрзла примерно сразу же. Поэтому часть предательской синей жидкости была перелита в бутылочку 0,5 л, в крышке которой мы проделали дырочку, а меня переквалифицировали из штурмана в стеклоомывательный бачок на ножках. Время от времени мы останавливались, я высовывалась из окна и брызгала из бутылки на лобовое стекло. XXI век, автоматизация!

Где-то через 24 километра после Приозерска начинается Карелия. Местные дороги тяжело описать, но это просто какой-то автомобильный рай. Покрытие идеально ровное, несмотря на постоянные осадки, дорога отлично почищена, по обеим сторонам стоят великанами заснеженные хвойные деревья, а само дорожное полотно, кажется, пробито прямо в скалах. Наш путь лежал в Питкяранту, но по пути мы останавливались в Лахденпохье, потому что там есть прямой выход к Ладожскому озеру, которое в этих местах не замёрзло, а просто покрылось льдинками.

На противоположной стороне зелёные сосны, над водой стоит туман, вдоль берега причалены катера и небольшие суда. Это именно то зрелище, ради которого не жалко выбраться из машины и немного помёрзнуть.

В Лахденпохье мы посетили гору Филина - это военный музей в скале, который раньше был функционирующим фортом. Внутри находится два зала, посвящённые истории Карелии и её участию в советско-финской войне 1939–40-х годов. Там можно найти занимательные плакаты, вроде "Сдавайся! У финнов тепло и сытно!".

В этот день мы ненадолго заезжали в Сортавалу, чтобы пообедать. В пути мы иногда жалели, что заранее не продумали места для обеда. Если завтракать и ужинать можно в пунктах назначения и гостиницах, то обед обычно застаёт людей в дороге. И если хочется чего-нибудь горячего и питательного, то приходится экстренно искать пристанище, а Интернет не всегда достаточно хорош для поиска кафе. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.

К вечеру мы добрались до гостиницы в окрестностях Питкяранты и практически мгновенно заснули от холода и усталости.

День третий. Питкяранта - Старая Слобода

Когда утром мы проснулись и собрались выезжать, обнаружилось, что машина покрыта толстым слоем инея - температура ночью доходила до –30°С!

Как назло, у нас не было с собой никаких скребков, но зато в моём кармане каким-то образом оказалась пластиковая карточка - билет в петербуржскую библиотеку имени Маяковского, - которой оказалось чрезвычайно удобно чистить окна. Теперь можно смело говорить, что в зимнем путешествии нам помогал Маяковский.

Мы позавтракали, подготовили машину и двинулись к деревне под названием Старая Слобода. Находится она всего в 160 километрах от Питкяранты, но этот путь кажется вечностью, ведь здесь начинается очень плохая дорога. Возможно, автолюбители из каких-нибудь лесных районов Ленска скажут мне, что я просто не видела плохих дорог, но поверьте, после того прекрасного покрытия, которое сопровождало нас в предыдущие дни, путь до Старой Слободы казался сущим адом.

Мы ехали совсем медленно, потому что заледеневшая дорога со снежным настом извивалась, как василиск в Тайной комнате (помните в "Гарри Поттере"?). Чтобы не провоцировать аварийные ситуации, мы очень неторопливо добирались до своего пункта назначения.

В Старой Слободе казалось, что вся деревня собралась на церковную службу. Думаю, где-то 50% площади населённого пункта занимают храмы и монастыри, а люди неспешно бредут к ним прямо по проезжей части, не обращая никакого внимания на машины.

Признаться честно, на улице было так холодно, что мы забрались в наш домик и выходили из него только поужинать. Весь вечер прошёл за просмотром фильмов и редким поглядыванием в окно, что неизбежно заставляло вздрагивать, всё же –30 градусов - это не шутки.

День четвёртый. Старая Слобода - Шлиссельбург

Когда утром мы собирались уезжать из Старой Слободы, машина начала кряхтеть, не желая заводиться. Но через какое-то время она всё же сдалась и мы услышали привычное рычание мотора. На самом деле это довольно нервный момент, когда утром ты идёшь к машине и гадаешь, как на ней отразились ночные заморозки. Я до сих пор не могу нарадоваться, что нам так везло и даже на самых холодных участках пути автомобиль чудесно себя вёл.

Дорога до Шлиссельбурга была просто идеальной: хорошая трасса, чистый асфальт, трасса практически всегда шла по прямой. По пути мы сделали остановку, так как проезжали мимо выхода к Ладоге. Было очень холодно, но упустить возможность побегать по льду мы не могли. На берегу горами лежали льдинки, а снег смешивался с речным песком. Над озером стоял уже знакомый туман, который пронизывало солнце, от чего казалось, что весь горизонт объят огнём.

Не уверена, что это было умным поступком, потому что глушить машину среди леса при таких низких температурах категорически не рекомендуется. Но меня успокаивало то, что трасса достаточно оживлённая и по ней часто проезжают машины, в случае чего нам бы помогли.

Добрались до Шлиссельбурга мы достаточно быстро. Побывали в том месте, где из Ладоги вытекает Нева - единственная река, которая берёт своё начало в этом озере. Но выхода к самой Ладоге мы не нашли - вдоль берега на многие километры тянется канал, который преграждает путь к озеру.

В гостинице Шлиссельбурга было очень прохладно. Мой вам совет: никогда не стесняйтесь просить обогреватели и дополнительные одеяла, потому что в обратном случае утром вас придётся выдалбливать из глыбы льда.

День пятый. Шлиссельбург - Санкт-Петербург

В последний день нашего путешествия мы позволили себе поспать до обеда, потому что до Петербурга оставалось не больше 50 километров, которые мы очень быстро преодолели. Несмотря на осознание того, что дорога подходит к концу, мы старались особо не расслабляться, ведь в городе будет куда более оживлённое движение, а значит, повышается и вероятность попасть в ДТП.

Но на душе всё равно было спокойно: мы объехали Ладожское озеро, ни разу не сломались, не застряли в глуши и даже не улетели в кювет. Это казалось небывалой удачей, потому что в своей голове я прокручивала самые разные варианты развития событий и даже на всякий случай заготовила черновую версию своего завещания, но она, к счастью, не пригодилась.