Большой дворец. Grand Palais – Большой дворец в Париже

Величественный Большой дворец изящных искусств (Le Grand Palais) украсил проспект Уинстона Черчилля в самом конце XIX в. Строительство крупного выставочного центра в стиле боз-арт началось в 1897 году и было завершено весной 1900 года к открытию Всемирной выставки.

Мысли о прекрасном и их воплощение

Началу строительства Гран-Пале предшествовал конкурс архитектурных проектов, так и не определивший единственного победителя. По решению конкурсной комиссии наиболее интересными были признаны идеи архитекторов Анри Деглана, Альбера Луве, Альбера Тома, а общая координация работ была поручена Шарлю Жиро.

Здание Большого дворца с фасадом длиной 240 м. возведено на части территории, которую прежде занимал не отвечающий требованиям времени Дворец промышленности. Оно представляет собой кульминацию развития эклектичного стиля Beaux-Arts. Элементы архитектуры классицизма гармонично сочетаются в нём с конструкциями эпохи модерна. Парижский Большой дворец принадлежит к тем примерам зодчества на рубеже веков, когда инженер приобретает равные с архитектором права при формировании эстетического облика здания.

Внушительное здание площадью 77 тыс. м2 расположено вдоль «республиканской оси», идущей с востока на запад. Большой неф дворца и поперечный паддок выполнены по проекту А. Деглана. Ему же принадлежит авторство колоннад вдоль фасадов, образцом для которых послужила работа В. Лалу при реконструкции Лувра.

Спроектированную А. Луве центральную часть здания перекрывает великолепный купол. Вес его металлической конструкции и стеклянных панелей составляет 9 тыс. т., а высшая точка свода расположена на высоте 45 м. Западное крыло или Дворец Антин (Palais d’Antin) построено архитектором А. Тома. Использование при строительстве Большого дворца огромное количество стекла позволяет назвать его наследником эстетики Д. Пакстона, построившего в 1851 году Кристальный дворец (Crystal Palace) в Лондоне.

Искусство декора

Монументальные медные скульптурные композиции Жоржа Речипона симметрично установлены по сторонам портала дворца на высоте около 40 м. Ближе к Елисейским полям находится скульптурная группа «Бессмертие, побеждающая Время», а со стороны Сены первой установлена композиция «Гармония, торжествующая над Дискордией». Фасад дворца также украшают многочисленные бронзовые статуи работы скульпторов Александра Фальгье и Виктора Петера.

Многие залы Большого дворца украшены мозаичными рисунками. Пол Эллиптического зала выложен плитками из песчаника коричневого, бежевого и зеленоватого цветов. Его узор повторяет картоны, предложенные для оформления интерьеров художником Луи Гиста.


Десять мозаичных панелей расположены на большой высоте под перистилем А. Деглана. Их общая площадь составляет 273 м2, а суммарная длина художественного произведения равна 74 м. Сюжетом мозаичных картин Огюста и Рене Мартин, созданных по эскизам Луи Фурнье, стала история великих цивилизаций. Каждый эпизод посвящен искусству отдельного региона: античной Греции, Месопотамии, Древнего Египта, французскому средневековью, итальянскому Возрождению, Индии, Юго=Восточной Азии, Африке, Китаю, Японии и обеим Америкам.

Единство в многообразии

По окончанию строительства Гран-Пале, как и предполагалось, стал одним из ведущих культурно-выставочных центров Парижа. Но если его западное крыло дворец Антин, с 1937 года постоянно занимает экспозиция Музея открытий и изобретений, то восточная часть дворца использовалась очень разнообразно.

Наряду с организацией непременных временных художественных выставок в ряде залов здесь находились в разные годы архитектурные мастерские, таможня, полицейский участок, Центр германских и славянских исследований, региональный центра по делам культуры, Миссия по фотографическому наследию, Национальная галерея.


Создание в 2007 году единого центра культуры и искусства позволило внести большую рациональность в использовании дворца. Сейчас в нём размещаются Национальная Галерея дю Гран-Пале, Дворец открытий, репетиционные залы театра Комеди Франсез. Предстоящая в 2020-2023 годах масштабная реконструкция Большого дворца преобразит здание с более чем столетней истории и подготовит его к проведению соревнований по фехтованию и тхэквандо во время Парижской олимпиады 2024 года.

Гран-Пале (Большой Дворец) на Елисейских Полях – роскошное строение в стиле боз-ар, крупный культурный и выставочный центр.

Построен он был для Всемирной выставки 1900 года. Сначала сомневались – удастся ли затмить успех Эйфелевой башни на прошлой выставке? Решили, что в этот раз упор будет сделан на искусство. Большой дворец изящных искусств (полное название Гран-Пале) стал частью масштабной перепланировки западной части Парижа.

Строительство шло трудно. Почва не выдерживала веса здания, понадобилось 3400 дубовых свай, из-за этого смета была сильно превышена. Требовалось гигантское количество камня, стали, щебня, кирпичей, техники и рабочих рук. Полторы тысячи строителей тоже создавали проблемы – вспыхивали забастовки.

Результат стоил того. Появилось величественное здание со стальным каркасом, огромной стеклянной крышей, большим количеством статуй, фризов, мозаики. Бронзовые квадриги работы Жоржа Ресипона венчают оба крыла фасада – аллегорические статуи представляют Бессмертие, опережающее время, и Гармонию, торжествующую над раздором. Надпись на фронтоне провозглашает, что Республика посвящает это здание славе французского искусства.

С самого начала Дворец стал местом проведения выставок – посвящённых инновациям и технике и, конечно, художественных. Именно здесь получили признание Матисс и Гоген, именно здесь впервые заявил о себе кубизм, возглавляемый никому ещё не известным Пикассо.

Во время Второй мировой здание было реквизировано под военный госпиталь на тысячу коек. Художники и скульпторы, не подлежавшие мобилизации, украшали палаты или изготавливали формы для протезов. При оккупации дворец использовался для проведения нацистских пропагандистских выставок, а во время освобождения Парижа – как штаб Сопротивления.

Сейчас Гран-Пале по-прежнему является художественным центром. Выставки, парады мод (модный дом Chanel проводит свои показы именно здесь), автосалоны, конные шоу, книжные ярмарки, живые концерты, чемпионат мира по фехтованию – трудно перечислить все мероприятия, проходящие под стеклянной крышей Большого дворца изящных искусств.

Большой дворец (фр. Grand Palais) в Париже находится слева от центральной улицы французской столицы – Елисейских Полей, это в 8-м округе города. Его величественный архитектурный облик в эклектическом стиле боз-ар способен впечатлить даже видавших виды ценителей искусства и старины. Является крупным культурным и выставочным центром.

Во славу французского искусства

С 15 апреля по 12 ноября 1900 года в Париже проходила Всемирная выставка, которую посетило более 50 миллионов человек – количество, которое остается рекордным и сегодня. К ее открытию, приуроченному к встрече нового, XX века, решено было построить дворец. Планировалось, что он будет одной из площадок эпохального выставочного мероприятия.

Для воплощения проекта потребовалось «подвинуть» стоявший здесь Дворец индустрии, то есть разобрать его и освободить место. В 1897 году стартовало строительство этого объекта. И вот в 1900 году перед взором парижан и гостей города на Сене предстал он, Гран-Пале, потрясший своим внешним обликом всяческое воображение. На одном из его фронтонов можно увидеть помпезную надпись, что это здание Республика посвятила славе французского искусства.

Большой дворец стремительно завоевывал славу серьезного культурного центра. Здесь стали проводить практически все столичные официальные культурные мероприятия. Что касается самой Всемирной выставки, то благодаря ей Париж обзавелся еще несколькими достопримечательностями: Эйфелевой башней, вокзалом Орсе (ныне здесь музей), мостом Александра III.

Когда Большой дворец и другие объекты, специально построенные к той грандиозной выставке (мы их назвали выше), были сданы в эксплуатацию, многие скептики напророчили им недолгую судьбу. Но они стоят по сегодняшний день, находясь в ряду самых главных символов столицы Франции. В 1925 году Гран-Пале стал площадкой для еще одной Всемирной выставки – современных промышленных и декоративных искусств.

Архитектурные особенности Гран-Пале

Полное название объекта, принятое тогда: Большой Дворец Изящных Искусств. Входы в него с северо-востока и с юго-востока увенчаны двумя медными квадригами работы Жоржа Ресипона. В художественном образе каждой заключена своя аллегория. Первая – та, что со стороны Елисейских Полей – символизирует Бессмертие опережающие время. Другая, со стороны Сены, олицетворяют Гармонию, торжествующую над раздором. Привлекает внимание также крыша здания: она не совсем обычная, стеклянная. Ночью подсвечивается сотнями огней – невероятно красивое зрелище!

Архитектура Grand Palais обращает на себя внимание и контрастами – строгим 240-метровым фасадом и декорированными в стиле модерна конструкциями, которые, однако, гармонично сочетаются друг с другом. А рядом с Большим дворцом находится его «младший брат» – Малый дворец (фр. Petit Palais). Хотя по возрасту они ровесники: Пти-Пале также был возведен к Всемирной выставке начала прошлого века. Дворцы разделяет площадь Клемансо, названная в честь премьер-министра Франции времен Первой мировой войны Жорж Бенжамена Клемансо.

Большой дворец: день сегодняшний

Сегодня во дворце соседствуют два музея. В северном крыле разместилась Художественная галерея, а в западном – Музей открытий и изобретений. Последний появился в 1937 году, когда в Париже проходила очередная выставка мирового масштаба. Изначально его задумали как Музей науки, в противоположность Музею искусств и ремесел, имевшему техническую направленность. Примерно с 70-х годов прошлого века грани между ними стали постепенно стираться. Сейчас все свелось к тому, что парижские учащиеся могут видеть в его стенах практическое воплощение преподаваемых им в школе теоретических выкладок.

Художественная галерея собственной постоянной экспозицией не располагает. Однако ее территории – место проведения различных художественно-культурных мероприятий. Причем самого высокого уровня: например, здесь ежегодно проводит свои показы Модный дом Chanel (Шанель). Если спросить любого художника или скульптора из любой страны мира, он вам обязательно скажет, что выставлять тут свои работы – это значит достичь высокого уровня признания своего творчества.


Avenue Winston Churchill 75008, Париж
www.grandpalais.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

  • Горящие туры по всему миру
  • Не заметить Большой дворец изящных искусств Парижа практически невозможно. Гигантское здание с причудливой стеклянной крышей, медными квадригами на фронтонах и высоким шпилем, увенчанным триколором, притягивает взгляд любого путешественника, где бы тот ни находился - на борту экскурсионного теплохода, идущего по Сене, на втором этаже туристического автобуса, пересекающего мост Александра III , на смотровых площадках Триумфальной Арки или Эйфелевой башни. Большой дворец был построен к Всемирной выставке 1900 г. и знаменует собой конец эпохи великих перепланировок Парижа - вместе с Малым дворцом он замыкают линию, протянувшуюся от эспланады Дома инвалидов до Елисейских полей .

    История

    Перед архитекторами будущего павильона стояла совсем непростая задача: создать величественное, красивое и вместе с тем оригинальное здание (нужно было учитывать, что конструкцию наверняка будут сравнивать с Эйфелевой башней). В итоге власти Парижа предпочли проект «трех мушкетеров» - Анри Деглана, Альбера Луве, Альбера Тома. Координировать внешний архитектурный облик Большого дворца был призван Шарль Жиро - создатель Малого дворца. Авторы предпочли уйти от модернизма Гюстава Эйфеля и выполнили постройку в стиле боз-ар, предполагающем сочетание различных художественных и инженерных направлений - поэтому в Большом дворце органично уживаются античные бронзовые квадриги на фронтонах, барочный декор стен и передовая конструкция остекленной крыши, стальным плетением каркаса напоминающей об Эйфелевой башне.

    На изготовление главного свода Большого дворца ушло 6000 т стали - больше, чем при строительстве «Первой дамы Парижа». Его площадь остекления - 13 500 кв. м - даже в наше время крыша дворца считается самой большой стеклянной крышей в Европе.

    Строительство шло трудно: слабая приречная почва не выдерживала веса грандиозного здания, пришлось срочно усиливать фундамент - довольно скоро бюджет был превышен, а из-за недостаточной оплаты сверхурочных работ строители устраивали массовые забастовки. Тем не менее каким-то чудом в срок уложились: «Здание, посвященное Республикой славе французского искусства» (эту надпись и сейчас можно прочитать на фронтоне), открыли точно к началу Всемирной выставки 1900 г.

    Большой дворец сегодня

    В наши дни монументальное сооружение поделено на две неравные части: меньшую занимает «Музей открытий и изобретений» (любимое место экскурсий французских школьников), а большую - Художественная галерея. Она не имеет постоянной экспозиции, зато временные выставки неизменно высочайшего качества - ежегодно они привлекают в Большой дворец до 2 млн посетителей.

    Практическая информация

    Адрес: Париж, авеню Эйзенхауэр, 3. Веб-сайт

    Как добраться: удобнее всего на метро (станции Champs-Elysees - Clemenceau или Franklin D. Roosvelt) либо RER (станция Invalides).

    Часы работы и стоимость билетов: как правило, Большой дворец открыт в любой день, кроме вторника, с 10:00 до 22:00. В дни проведения отдельных выставок часы работы могут изменяться. Стоимость билетов также варьируется в зависимости от мероприятий.