Каменск-Уральский - достопримечательности. Что посмотреть в металлургической столице Урала? История Свято-Троицкой церкви. Формирование архитектурного облика Каменского завода: век XIX-й

Река Исеть протекает на Урале, по территориям Свердловской, Тюменской и Курганской областей. Длина реки – 606 километров. Она является одной из наиболее длинных рек Свердловской области и одной из самых красивых рек Урала. Название реки объясняется с тюркского и кетского языков как «рыбная река».

Исток реки начинается в Исетском озере в 25 километрах к северо-западу от Екатеринбурга. Плотина регулирует сток озера.

Несколько веков назад на Исети работали Верх-Исетский, Екатеринбургский и Уктусский заводы, также река была местом золотодобычи, что негативно отразилось на экологии. В воды реки регулярно сбрасываются сточные воды города Екатеринбурга. В 2008 году на реке случился массовый замор из-за нехватки кислорода. Река считается одной из наиболее загрязненных рек России.

Река Каменка

Река Каменка – река, протекающая на территории Свердловской области. Ее длина – 57 километров. Свое начало река берет на левом берегу реки Исети, а впадает в Карское море. Крупнейшим притоком реки является река Белая длиной 19 километров.

На реке есть несколько природных достопримечательностей - таких, как скала «Чертов палец», гора «Богатырек», скала «Три брата», скала «Динозавр». Вообще, на реке много скальных образований разнообразных причудливых форм и названий.

На реке также расположены два моста, соединяющие собой ее обрывистые берега. Один мост - железнодорожный, а второй - висячий. Берега Каменки в основном скалистые, там можно найти небольшие карстовые пещеры и углубления. Эти места чрезвычайно живописны. Поэтому здесь много любителей активного отдыха и рыболовов.

А какие достопримечательности Каменска-Уральского вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Часовня Александра Невского

Часовня Александра Невского была сооружена в честь празднования 300-летия города в центре Каменск-Уральского по проекту архитектора А.В. Долгова, советника Российской академии архитектуры и строительных наук. В 1999 году на месте строительства часовни прошел Крестный ход, здесь был установлен Крест и совершено освящение территории.

В 2001 году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий торжественно освятил часовню, а администрация Каменского района преподнесла в дар икону Великого Благоверного князя Александра Невского. В настоящее время часовня – достопримечательность и символ города. На данной территории проходит ежегодный Российский фестиваль мастеров колокольного звона.

Преображенский монастырь начал свою историю с женской общины, которую основала Авдотья Воронина. Первой церковью, построенной на ее деньги, стала церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которую открыли в 1862 году. Главный престол освящен в честь Преображения Господня, левый придел – в честь святителя Николая, а правый – в честь Благовещения Богородицы.

В 1917 году в монастыре жило 30 монахинь и 150 послушниц. Позже монастырь был закрыт, а его храмы осквернены и разграблены. Здесь стали размещаться военкомат и земельное управление, позже – клубы, склады, хлебзавод, детские воспитательные учреждения и т.д.

На месте уже разрушенного женского монастыря в 1998 году был основан новый монастырь, теперь уже мужской. Сейчас монастырь возрождается, в нем совершаются богослужения и ведутся восстановительные работы. Сейчас при монастыре работает общество «Трезвение» и православная школа.

Площадь Ленинского комсомола

Площадь Ленинского комсомола, расположенная на проспекте Победы в Каменск-Уральске, является центральной площадью города и основным местом для катания роллеров, велосипедистов и скейтбордистов. Она состоит из различных ступеней, граней и подкатов.

Свой современный вид площадь приобрела недавно – до этого она была уложена железобетонными плитами и газонами в верхней части. Основной изюминкой площади является фонтан, на содержание которого было потрачено 180 тысяч рублей.

На площади часто проходят различные праздники и мероприятия. Также это место является очень удобным местом для встреч и прогулок. Площадь окружают многочисленные магазины, офисы и государственные учреждения.

Байновский мост через Исеть

Байновский мост - это единственный на сегодняшний день общедоступный автомобильный мост, который пролегает через реку Исеть в Каменске-Уральском и соединяет Синарский и Красногорский районы города. Он был открыт в 05:00 утра 8 июля 2012 года и стал настоящим спасением для жителей города, которые ранее были вынуждены тратить около часа, чтобы добраться на работу в соседний район. Мост был построен на средства, выделенные местным бюджетом. Через три месяца после открытия его реставрировали - полностью сняли верхний слой асфальта толщиной в восемь сантиметров, а также очистили от грязи и пролили битумом нижнюю поверхность. Следующие капитальные работы запланированы на середину 2014 года.

С Байновского моста открывается великолепный вид на реку Исеть и ее прекрасные берега, засаженные молодыми деревьями. Длина сооружения составляет около 8-ми километров, что равняется приблизительно четырем троллейбусным остановкам. В работах по возведению моста принимали участие около 3000 рабочих, которые справились с заданием достаточно быстро – всего за два года.

Дворец культуры Уральского алюминиевого завода

Историко-архитектурный памятник середины XX века (1947 год), построенный в стиле сталинского неоклассицизма в котором в ланный момент находится дворец культуры..

Краеведческий музей

Краеведческий музей в городе Каменск-Уральский был основан в 1924 году. Первые его экспонаты - это частные коллекции, принадлежащие основателю заведение И. Я. Стяжкину. Музей находится в здании бывшего Каменского чугунолитейного завода, построенного в 1825 году. До 1931 года Краеведческий музей существовал как общественный, а осенью 1932 года он обрел статус государственного.

В 1955 году музей принял активное участие в археологической экспедиции города. В ходе ее работ было раскопано древнейшее поселение на территории Каменского района, а также стоянки Марай, Воронинская и Черноскутовская. Найденные многочисленные фрагменты керамики и каменных орудий труда, датируемых 11 тысячелетием до нашей эры, сейчас представлены на всеобщее обозрение в экспозиции музея.

Среди основных экскурсий Краеведческого музея можно отметить следующие: История Каменска XVII-XIX веков, Коллекция мебели XIX - ХХ веков, Древний Урал, Интерьер избы заводского рабочего и купеческой лавки конца XIX - начала ХХ веков, а также - Животные родного Урала. Стоимость взрослого билета составляет 30 рублей, а для школьников, студентов и пенсионеров действует постоянная система скидок.

Самые популярные достопримечательности в Каменске-Уральском с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Каменска-Уральского на нашем сайте.

Еще достопримечательности Каменска-Уральского

Облик нашего города формировался в течение более чем трёхсот лет.

Каменска-Уральский прошёл путь от небольшого заводского посёлка до крупного промышленного города; был участником становления и развития металлургии на Урале, пережил жёсткий период безраздельной власти горнозаводского управления, повидал революционные перемены 1917 года и промышленный рост в XX веке.

И каждый исторический период наложил свой отпечаток на лик города.

Архитектурные достопримечательности Каменска-Уральского XIX века

Не смотря на глобальные перемены, которые переживал Каменск-Уральский в течение последних полутора веков, он почти целиком сохранил часть исторической застройки заводского посёлка: здесь можно встретить бывшие купеческие усадьбы, здания лавок и магазинов XIX века, дома, в которых более ста лет назад жили зажиточные горожане, а также здания, принадлежавшие Каменскому казённому чугуно-литейному заводу.

Расскажем о самых ярких зданиях - типичных представителях архитектуры того времени.


Старую часть города Каменска-Уральского можно назвать одним большим памятником архитектуры XIX века. Более подробно об истории Старого Каменска и о его достопримечательностях можно почитать .

Архитектурные достопримечательности Каменска-Уральского XX века

XX век ознаменовался масштабным развитием Каменска-Уральского, как промышленного города.

Во-первых, именно в это время город получил своё настоящее имя и, собственно, статус города.

Во-вторых, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Каменск-Уральский из других регионов страны было эвакуировано большое количество специалистов разного профиля, население города возросло в несколько раз. После войны началось масштабное строительство различных объектов (как промышленности, так и социальной и жилищной сферы). Соответственно, это отразилось и на внешнем виде города.

Поговорим о некоторых архитектурных объектах этого времени.

  • Дворец Культуры УАЗа . Самый первый дворец культуры в Каменске-Уральском, яркий образец архитектурного стиля "советский классицизм". Построено в 40 годах прошлого столетия.
  • Железнодорожный мост через р. Исеть. Это уникальный по своей конструкции мост, построенный в 1939 году. Является памятником архитектуры областного значения.
  • Волковская плотина. Плотина на реке Исеть в районе деревни Волково. Образует Волковское водохранилище.
  • Монумент "Пушка". Хоть и не относится напрямую к архитектуре, но не сказать об этой достопримечательности нельзя, так как этот монумент уже давно стал символом города Каменска-Уральского. Был возведён в 1967 году в честь рабочих Каменского казённого чугунно-литейного завода, прославивших наш край на полях военных сражений пушками, отлитыми на заводе.
  • Жилые дома комплекса "Городок алюминщиков". Дома, построенные в стиле "советский неоклассицизм", популярном в 30-50-х годах прошлого века. Такие архитектурные объекты можно встретить по улицам Алюминиевая, Исетская, Октябрьская, Строителей. Самые яркие представители - это дома находящиеся по адресам: ул. Алюминиевая, д.12, ул. Каменская, д. 9, ул. Исетская, д.11, ул. Строителей, д. 10.
  • Фонтан на площади Горького . Это красивое и необычное сооружение - единственный в Каменске-Уральском фонтан, выполненный в классическом римском стиле.

Архитектурные достопримечательности Каменска-Уральского XXI века

XXI век принёс с собой развитие частного (как крупного, так и малого) бизнеса во многих сферах экономики: торговли, досуга, туризма, общепита, связи.

В архитектуре новое время также нашло своё отражение.

Не сказать, чтобы за первые годы XXI столетия Каменск-Уральский кардинально изменил свой облик, но и новому веку есть что показать. Пусть это не шедевры архитектуры, но это стиль, к которому со временем наш город обязательно придёт.

  • Часовня Александра Невского. Часовня, возведённая в центре города на площади Ленинского Комсомола в 2001 году по проекту архитектора А.В. Долгова. Это один из последних православных храмов, построенных в XXI веке в Каменске-Уральском. В архитектурном решении здания есть черты как классических православных храмов, так и современного архитектурного стиля.

  • Здание торгово-развлекательного центра "Апельсин-Сити" (ныне - Мегамарт). Все ТРЦ похожи друг на друга - это, как правило, сочетание стекла, бетона и ярких привлекательных красок. Но в то же время каждый ТРЦ имеет свою самобытность, оригинальность. Наверное можно уже говорить о появлении какого-то современного стиля в архитектуре и строительстве объектов этой сферы. И ТРЦ "Апельсин - Мегамарт" - яркий представитель своей эпохи.

Развитие градостроительной структуры Каменска-Уральского начала XVII – середины XX веков.

Формирование архитектурного облика Каменского завода: век XIX-й

Каждому городу свойственно свое лицо. Мы запоминаем наиболее яркие, выразительные сооружения, которые стали своеобразными символами городов: Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Кремль в Москве, Исторический сквер в Екатеринбурге.
Для Каменска символом стало здание конторы чугунолитейного завода (ныне краеведческий музей), построенное по проекту архитектора Малахова.
Но был еще один символ - Свято-Троицкий собор, тоже малаховский, с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период, но в феврале 1997 года он обрел, наконец, недостающее завершение - доминанту всего ансамбля площади.
История нашего города насчитывает уже три столетия. За это время менялись политические системы, уклад жизни горожан, их мировоззрение и система ценностей, и, соответственно, менялся облик города. Его архитектура - его летопись. И каждая страница этой летописи фиксирует определенный этап жизни города: периоды развития, процветания и… запустения. Последнее особенно остро ощущается в старой части Каменска.
Каменский завод был своеобразным явлением в градостроительстве Урала в ХVШ - ХIХ вв. Особенность формирования такого города-завода целиком зависела от производительной структуры чугунолитейного завода и была органически связана с ним.

Как строился город

Закладывая новый город, его строители, в первую очередь, заботились о безопасности, поэтому строили крепость, затем жилые дома и завод. Тут же ставили бани, для поддержания телесной чистоты, и церкви, дабы блюсти чистоту духовную, крепить веру строителей, давать им силы для тяжкого труда. Крепость, дом, завод, баня, церковь…

Каменск ведет свое летосчисление с ХVII в. В 1682 г. на берегах реки Каменки, именуемой тогда Железянкой, была найдена железная руда. В том же году в июньский день сюда, к берегам речки, пробился сквозь бурелом и чащу с "окольными людьми" сын боярина - приказной тобольского воеводы Федор Рукин. Он, как свидетельствуют документы, "осмотрел и сметил по обе стороны Железянки-реки железную руду, лесные и чистые места и всякие угодья, и поставил мети и грани".

По челобитной игумена Исаака "смеченные" земли были отданы во владение Далматовского монастыря. В том же 1682 году монастырь построил на Железянке-реке "дворец монастырский", а при нем "кузницу с наковальней, клещами и мехами, две печи с кричными клещами и тремя поварницами, сарай угольный и пест, чтобы железные руды толчи" - писал монах-летописец в конце XVII в.

Поселенье это после 18 лет монастырского владения взято в казенное ведомство, и основан здесь чугунолитейный Каменский завод.

В 1700 году Каменский завод был нанесен на карту Государства Российского. По приказу Петра I каменские домницы были изъяты у монастыря и на том же месте заложен большой казенный пушечный завод.

Представление о Каменском заводе первой половины XVIII столетия дает подробное описание его, составленное тогдашним воеводой Вильгельмом де Генниным и помещенное в его книге "Описание Уральских и Сибирских заводов".

Типичный уральский город-завод (так предложил в своем "Горном уставе" назвать заводское поселение еще В.Н. Татищев) представляет собой единый комплекс, обнесенный крепостной стеной или рвом. В его пределах расположен собственно завод с плотиной, заводские постройки вне завода - контора, припасные кладовые, церковь, некоторые жилые дома. Все это обнесено более мощной крепостной стеной, а за ней расположился посад, где расселились мастеровые люди и обыватели.

Ансамбль застройки города-завода отражал развитие производительных сил, уклад общественно-политической жизни и художественно-эстетическое мировоззрение общества. Историческая эпоха зримо присутствует в ансамбле.

Каменское поселение, имевшее полный цикл развития по пяти стадиям (первооснова, накопление изменений, системное построение, преобразование архитектурных форм, полная реконструкция), претерпело "образное" изменение дважды. Первоначально оно создавалось по приемам древнерусского или новопетровского города-завода, впоследствии - классического. Эволюция изменения их внешнего облика выглядит как логическая цепь взаимосвязанных явлений.

Планы городов очень многое говорят внимательному зрителю. Наш город - это город-завод, новый для России тип города, возникший на Урале: жилые дома как придаток к промышленным. Ни один город не обходится без реки. Река всегда являлась главной городской осью. Городской общественный центр, так или иначе, связан с рекой. Каменск-Уральский в этом отношении - блестящий пример неразрывности реки и города.

История Каменского завода

Каменский казенный завод (1700 г.) - в нем была вылита первая чугунная пушка на Урале - был запроектирован по типу городов опорных с административными функциями.

Он имел две деревянные крепости: внутреннюю прямоугольную (с башнями по углам и в середине сторон, включавшую наиболее ценную застройку - деревянную церковь, командирский дом, канцелярию, амбары, тюрьму и другие) и внешнюю ломаного начертания (вокруг жилья). У стен первой размещалась крупная торговая площадь. Рядом с крепостью находился завод с гидротехническими сооружениями, где работало до 315 человек. Но они планировочно не были связаны.

Судя по рисунку Каменского завода 1760-1780-х гг., приведенному в книге Н.Витсена, завод и внутренняя крепость также были разобщены, но обе крепости предполагалось сделать земляными (внутренняя крепость была разделена на две части - культовую и административную, а внешняя имела зигзагообразное начертание).

С самого начала наш завод был военным. На испытаниях в Москве уральские пушки получили похвальные отзывы петровских артиллеристов.

Целое столетие Каменский завод был основным поставщиком для армии пушек и ядер. Он стал вместе с тем и родоначальником государственной промышленности на Урале. Он и дня не находился в руках частных предпринимателей и потому знал иную жизнь, чем заводы Демидовых, Турчаниновых, Яковлевых.

Во второй век своей жизни, XIX-й, Каменский завод вошел, почти не изменившись (если не считать, что внешняя крепость была утрачена к середине XVIII в.). В те годы он продолжал еще занимать заметное место среди уральских казенных предприятий и сыграл большую роль в выполнении заказов, вызванных войной с Наполеоном. Во второй половине XIX в. Каменск стал пунктом экономического тяготения для широкой округи. Появились торговые дома: Сосниных, Митинцевых, Олесовых, Воробьевых, Белокуровых.

В 1923 году завод прекратил свое существование.

Бараба, Наземки, Калуха, Угол, Вороняцкая гора - так назывались окраины, каждая из которых жила на свой манер, устанавливала свои обычаи и нравы, имела свою ненанесенную ни на какие карты границу и враждовала с соседом.

Местные власти поддерживали вражду, она разъединяла, ослабляла рабочий люд. Жили рабочие и мастеровые в темных деревянных домишках, было и так называемое казенное жилье: бараки, казармы, летние балаганы. В них размещалось по 70-120 человек.

Старый Каменск - уникальный архитектурный памятник европейского масштаба: на сегодня это второй по счету город-завод, сохранившийся в общих чертах. Старый город по праву считают "визиткой" Каменска-Уральского, предметом его гордости.

Самое интересное, что сохранилась Каменская слободка, с которой начинался наш город, пусть не в строениях (хотя можно здесь, наверное, при внимательном изучении отыскать дома постройки XVIII в.), но в планировке: хаотичной и запутанной - типичной для позапрошлого столетия. Это так называемый "Гнилой угол" - место в излучине Каменки ниже плотины.

Общественный центр Каменска

Своеобразие планировки и застройки городов-заводов состояло в том, что их общественные центры, включавшие административные, культовые, торговые здания и дом управителя, совмещались с входом на завод и находились на предзаводских площадях, которые изначально служили функциональным целям - снаряжению и разгрузке обозов. Предзаводские площади, как правило, размещались у плотины, близ основных цехов завода. Поэтому производственные здания и сооружения естественно вписывались в структуру центра и его облик. И только в отдельных случаях (Каменский завод) при тыльном к заводу положении центра они были немного удалены.

В Каменском заводе при отдалении площади от плотины центр был пространственно замкнутым, хотя и большим, так как включал торговые лавки и гостиный двор, промышленные сооружения формировали лишь его силуэт.

В первой половине XIX в. архитекторы Урала создали некоторые типы административных зданий, а также госпиталей, складских помещений (арсеналы, хлебозапасные "магазейны" и т.п.) и, наконец, жилых домов - как резиденций и усадеб, так и для массовой застройки города.

Все они объединены общим принципом художественного решения, как в планировке, так и в объеме и применении архитектурных средств. Здания, созданные уральскими зодчими, резко отличались от архитектурных памятников XVIII в.

Иной характер имела архитектура зданий, возведенных в первой половине XIX в. Среди них обращают на себя внимание, прежде всего, здания заводских контор, которые обязательно входили в архитектурные комплексы предзаводских площадей.

Госпитали, жилые дома, конторы заводов и другие здания, спроектированные Михаилом Павловичем Малаховым, имеют удобное расположение помещений и красивое архитектурное решение объемов.

В гражданских зданиях Малахов охотно применял богатые архитектурные средства - он использовал дорический и коринфский ордера, несколько переработанные им, большие арочные окна, обработанные рустовкой, карнизы с хорошо нарисованными профилями и модульонами, лепные орнаменты, решетки балконов и оград чугунного художественного литья.

Излюбленной формой покрытий центральной части здания у Малахова был купол. Ряд зданий Малахов завершает ротондами с купольными перекрытиями (контора Каменского завода). Правда, у него не всегда внутренняя планировка здания соответствовала купольному завершению, но подобные погрешности можно встретить даже у таких видных архитекторов, как О.И. Бове и Д.И. Жилярди.

Госпиталь

Второй этап ознаменовался кардинальными изменениями планировочной структуры, утратой обвалования и стен крепости; формированием новых улиц - Большой Московской и Верхней Новой; появлением новой торговой площади: сносом кварталов с казенными постройками на главной площади; строительством новых казенных зданий в центре, в том числе каменной церкви; активной реконструкцией заводов; строительством нового госпиталя.

Лечебные учреждения в городах-заводах именовались госпиталями. До нашего времени сохранился госпиталь Каменского завода (ул. Красных Орлов, 4).

Госпиталь был построен не в центре, а за пределами жилых кварталов, по дороге на Разгуляевский рудник, высоко на холме. Это еще одно малаховское здание возведено в сосновом лесу на высокой горке. Проект выполнен в 1817 году, воплощен в 1826-м.

Госпиталю был отведен большой участок. Здание госпиталя было каменное, одноэтажное, красивых пропорций, выдержано в классическом стиле. Проект одноэтажного госпиталя был выполнен Малаховым. С разрешения министра финансов в 1847-1849 гг. был построен второй этаж. В настоящее время здание сохранилось, но искажено перестройками. На копии чертежа есть сведения, что деревянные службы во время "составления" проекта "каменскому корпусу" снять с натуры, кроме того, есть подпись, свидетельствующая о том, что работу выполнял унтершихтмейстер Галкин.

Корпус госпиталя имеет два этажа, позже пристроены деревянные веранды и тамбуры. Госпиталь представляет собой образец провинциального общественного здания в стиле классицизма.

Территориальная обособленность госпиталя от застройки города-завода служила основой для создания переходных композиционных углов в структуре расселения. Находясь на возвышении, такой дом привлекал к себе внимание и при подъезде к поселению архитектурно организовывал пространство, помогая ориентации и выявлению главных направлений в развитии уличной сети, подобно тому, как почтовые дворы (станции) отмечали крупные российские дороги.

Госпиталь хорошо просматривался с площади, выделяясь четкими формами на фоне темно-зеленой сосновой хвои.

Архитектурные постройки второй половины XIX века.

Во второй половине ХIХ века Каменский завод, как и вся старая уральская промышленность, по целому ряду политических, социальных и экономических причин стал терять позиции ведущего производителя чугуна в регионе и постепенно приходил в упадок. И сколько-нибудь большого строительства, подобного реконструкции начала века, на его территории и в городе не велось. Основным застройщиком города стало купечество и нарождающаяся мелкая буржуазия. Их вкусы отразились, прежде всего, на жилой, а также культовой застройке Каменска.

Произошли существенные изменения и в планировке Каменска. В связи с утратой оборонительного значения земельных валов и стен крепости его территория стала интенсивно расширяться во всех направлениях. Увеличилось пространство центральной площади. Обустраивалась Большая Московская улица (ныне ул. Ленина). Она стала главной улицей поселения. На территории прежних посадов жилые постройки упорядочивались в разновеликие кварталы. Хаотическая застройка сохранилась лишь в самом древнем из них - Гнилом углу.

В конце ХIХ в. население Каменского завода насчитывало около 6 тыс. человек. Его облик приобретал городские черты. Центром планировочной композиции Каменска оставались завод и главная площадь. По ее периметру и на Большой Московской улице появился ряд новых одно- и двухэтажных жилых и торговых зданий. Наиболее примечательными сооружениями этого времени стали комплекс зданий Преображенского женского монастыря и Покровская кладбищенская церковь. Вместе со Свято-Троицкой церковью на фоне малоэтажной застройки они были хорошо видны издалека.

Вторая половина XIX века знаменуется разработкой генеральных планов реконструкции и территориального развития города. Один план датируется 1848 годом, второй - концом XIX века, для последнего исходными опорными условиями был план 1850 года.

В "Адрес-календаре Пермской губернии на 1898 год" сообщается, что в Каменске, кроме чугунолитейного завода в то время действовало пять крупных мельниц, маслобойный и кожевенный заводы, обувная фабрика, мыловарня, пряничное заведение. Были построены железные дороги:

  • Богданович - Островская (теперь Синарская), движение открыто в 1885 году,
  • Синарская - Шадринск (построена в 1912-1914 гг).

Преображенский женский монастырь

Наиболее существенные изменения происходят с появлением новых архитектурных доминант: на севере на высоком левом берегу река Каменка начал застраиваться участок монастыря, а на юге, на высоком холме был отведен участок под новую церковь.

Об учреждении Каменской Преображенской женской общины последовало "Высочайшее повеление в 9-й день июля 1860 года", "с укреплением за нею дома и земли, жертвуемых в ея пользу дочерью мастерового Ворониною". Эти дома - большой каменный и деревянные службы - были построены Авдотьей Ворониной после 1858 года.

В 1861 году начальница Преображенской общины, все та же Воронина, дает прошение, в котором пишет что "при управляемой ею общине, с находившимися в общине обитательницами желает устроить на собственный их капитал небольшую каменную церковь…".

Преображенский женский монастырь был основан в 1860 году местной жительницей, "мастерской дочерью" Авдотьей Ворониной, пожертвовавшей для этого свои три дома, которые представили собой целый комплекс сооружений:

  • Преображенская церковь (была закончена после 1875 г.),
  • так называемая "Трапезная" (ул. Кирова, 16): в нем до недавнего времени размещался Синарского райисполкома, теперь здание передано мужскому Преображенскому монастырю (перестроено в 1950-х гг.),
  • сторожка и часовня.

Строились все здания в разное время: с конца 50-х до конца 70-х гг. XIX столетия.

Здание "Трапезной" было сильно изменено последующей реконструкцией, в том числе, возможно, в середине XX в. В сравнении со старыми фотографиями его фасадов можно обнаружить сбой окон, изменение колонн портика, отсутствие двух аттиков. Еще одна небольшая постройка, сохранившаяся от монастырского комплекса - "сторожка" -- простое одноэтажное красного кирпича здание. "Каменная приходская общественная часовня" не сохранилась.

Хозяйственные постройки

Одноэтажная каменная хозяйственная постройка с подвальной частью в южной части усадьбы купца Воробева. Объемно-пространственная композиция сооружения представляет массивный кубический объем, украшенный характерными для "кирпичного" стиля элементами декоративного оформления: спаренными рельефными пилястрами по углам, многопрофильным кирпичным карнизом, широким фризом с фигурными зубцами, высокой парапетной стенкой, пронизанной ритмом узких арочных отверстий.

В погребе два входа. В подвальную часть ведет с восточной стороны входная группа в виде узкого спуска, перекрытого лучковым сводом. Закрывается вход двухстворчатой металлической дверью.

На верхний ярус ведут двери, устроенные в северной стене. Стены погреба кирпичные, покрытия из жести по деревянным стропилам.

С южной стороны к постройке примыкает здание конюшни. Постройка закрыта позднейшими деревянными постройками. Реставрационные работы не проводились.

Конюшня

Расположена в южной части усадьбы и северным торцом примыкает к хозяйственной постройке. Восточным фасадом она обращена в сторону двора.

Объем конюшни состоит из прямоугольного в плане бревенчатого сруба, покрытого двухскатной крышей, а также односкатного навеса, примыкающего к нему с восточной стороны. Торцы здания закрыты глухими кирпичными стенами - брандмауэрами.

Характерной деталью постройки является навес, опирающийся на сруб, и три деревянные колонны, имитирующие классические формы дорического ордера. Карниз навеса украшен резным подзором.

Полы дощатые, кровля навеса шиферная, балки - металлические по деревянным стропилам.

Образец хозяйственной постройки с использованием в декоративном оформлении элементов классицизма и деревянного народного зодчества.

В настоящее время под подвалом устроены дощатые стены. Реставрационные работы не проводились.

Магазин мануфактурный Бухарина

Здание построено в торговой части города (ул. Ленина, 122) в конце XIX века. Год постройки не установлен. Реставрационные работы не проводились.

Здание расположено в историческом центре города и является частью северного фронта ул. Ленина. Оно входит в панораму торговых зданий вместе с корпусом гостиного двора.

Объемная композиция дома чрезвычайно проста. Это компактный одноэтажный объем, вытянутый по оси перпендикулярно линии улицы. Южный фасад, трактованный в качестве главного, невелик по протяженности. Композиция его симметрична. Центральная ось выделена широким дверным проемом и подчеркнута завершением стены в виде аттика. По обе стороны от дома симметрично расположены два оконных проема. Проемы декорированы рельефными наличниками с применением лекального кирпича. По низу проходит выступающими лопатками, переходящими наверху в рельефный карниз. Профиль карниза того же рисунка проходит и по восточному фасаду здания, композиция которого ассиметрична. Слегка выступающая лопатка делит его на две неравные части. Левая имеет элементы декора такие же, как и на главном фасаде, тогда как в композиционной правой части появляются иные мотивы кирпичного декора более упрощенного рисунка. Два других фасада лишены декора и проемов.

В здание ведут три входа: один со стороны улицы и два - с восточного фасада. Поперечная стена делит прямоугольный план на две неравные части, соединенные между собой проемом.

Здание кирпичное, на бутовом непрерывном фундаменте, кровля скатная, шиферная по деревянным стропилам.

Здание является образцом компактной постройки торгового назначения в формах "кирпичного стиля" XIX в.

Лавка Герасимова

Здание построено во второй половине XIX века в торговом районе исторического центра города по ул. Ленина, 124. Владельцем его был купец Герасимов. На первом этаже размещалась лавка купца, а второй предназначался для жилья.

Здание расположено в историческом центре Каменска-Уральского и является частью торгового комплекса на ул. Ленина. На улицу раскрыт северный фасад. Объемная композиция дома проста. Это двухэтажное здание под скатной кровлей, вытянутое по оси, перпендикулярное улице Ленина. Второй этаж по высоте значительно ниже первого. Эта особенность объемной композиции отражена на фасадах. Южным главным фасадом здание поставлено по красной линии застройки и соединено вставкой с магазином "Книги".

Композиция фасада симметрична и отмечена небольшой протяжностью. Центральная ось акцентирована широким дверным проемом, организующим главный вход в здание. Он оформлен широким наличником с кирпичными полуколоннами. По обе стороны от входа симметрично расположены два окна лучковой формы, обрамленные фигурными наличниками. Симметрия подчеркнута и на втором этаже широким оконным проемом, который фланкирован более узкими проемами, которые в настоящее время заложены. Проемы декорированы полуколоннами. Углы здания акцентированы крупно рустованными лопатками. Декорировка восточного фасада идентична, однако композиция его отмеченная большой протяженностью, лишена симметрии. Это подчеркнуто смешением входа (ныне заложенного) вправо, а фигурной рустованной лопатки - влево от центра. По всему полю стен проходит горизонтальная тяга, разделяющая этажи, а также фигурный кирпичный карниз. Дворовые фасады лишены декоративного убранства.

В соответствии с объемной композицией здания, его план представляет собой вытянутый прямоугольник. На первом этаже выделяется крупный торговый зал с двумя колоннами посередине, отделенный капитальной стеной от пристройки, которой расположена соединяющая этажи лестница и небольшие хозяйственные помещения. На втором этаже над торговым залом помещения более мелкие, разделенные перегородками. Главный вход в здание организован с улицы, кроме него имеется еще три хозяйственных входа.

Первоначальная отделка интерьеров не сохранилась.

Здание кирпичное на бутовом непрерывном фундаменте. Перекрытия деревянные, кровля скатная по деревянным стропилам, крытая шифером.

Обладая высокой архитектурной грамотностью и культурой, он при планировке и застройке Каменска учитывал живописный рельеф территории, наличие двух рек, а также окружающую наш город природу. Включая в застройку площадей здания - административные, заводские, культовые, жилые, архитектор добился создания прекрасного архитектурного ансамбля.

Во второй половине ХIХ столетия сколько-нибудь большого строительства, подобного реконструкции начала века, в городе не велось. Основным застройщиком города стало купечество и нарождающаяся мелкая буржуазия. Их вкусы отразились, прежде всего, на жилой, а также культовой застройке Каменска. Для них характерным является местная разновидность модерн-стиля, господствовавшего тогда во всем мире. Яркими примерами являются усадьба купца Воробьева, усадьба смотрителя завода.

Одним словом, город - центр торговой, административной, политической жизни - предъявлял свои требования к облику зданий.

Разумеется, не все старые жилые дома отличаются изяществом форм. Многие из них не обладают и высокими художественными качествами. Это не творения столичных зодчих. Однако каждый из них прекрасно характеризует русскую провинциальную архитектуру XIX века, каждый из них говорит о вкусах местного купечества.

Свято-Троицкий собор

Культовые сооружения были важной и необходимой по тем временам принадлежностью каждого поселения в России. В русских поселениях в первую очередь строились православные храмы. В малых поселениях обычно была одна приходская православная церковь, в больших - несколько. Главная из них называлась соборной. Церкви, как правило, размещались на площадях и возвышениях и имели круговой обзор.

Их красочные уборы задавали тон облику всей застройки и делали поселения нарядными и праздничными. Главки и купола, вертикали колоколен, видимые издалека, служили своеобразными опознавательными маяками в панорамах, подчеркивая изменение рельефа, трассировку подъездных путей и расположение главных композиционных центров.

Свято-Троицкая церковь с ее статическими уравновешенными формами и белизной оштукатуренных каменных стен, просматривающаяся сквозь наслоения разновеликих производственных цехов, эстакад и труб с дымами, являлась в этом случае могучим средством решения градостроительной композиции. Архитектурно она доминировала в застройке и, объединяя пространство, господствовала в нем.

История Свято-Троицкой церкви

В.И. Ермаков в материалах за 18-26 марта 1979 года пишет, что "здание бывшей Свято-Троицкой церкви в Каменском заводе… представляет образец архитектурного сооружения вообще".

"Начало Каменского прихода относится к 1700 году (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 году в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 году. Перестроенный в 1770-м, второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 году.".

Но так как "этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 году дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма - во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой - Артемия Верхольскаго. В 1805 году были освящены придельные храмы. В 1813 году - храм Живоначальной Троицы. В 1828 году приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии. А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны - в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной - во имя Святой великомученицы Параскевы".

Таким образом, "ныне существующий храм - восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые".

Храм был обнесен каменной оградой с ажурными чугунными решетками, изготовленными на Каменском заводе.

К 20 годам относится реализация первых проектов Малахова, связанных с культовым строительством. До нашего времени дошла реконструированная Малаховым церковь Каменского завода.

Из многочисленных архивных материалов выясняется, что разрешение на возведение каменной церкви взамен деревянной, сгоревшей в 1768 году, было дано в 1790-м. В 1792-м состоялась ее закладка, но в 1803 году вчерне законченная церковь обрушилась. О ее первоначальном облике можно судить по чертежу тех лет.

После многочисленных прошений строительство церкви было возобновлено уже по новому проекту, а в 1813 году состоялось освящение храма.

Через несколько лет появилась угроза разрушения новой колокольни. Было решено ее разобрать и новую колокольню возвести на новом фундаменте, а заодно произвести реконструкцию всей церкви, ставшей к этому времени тесной.

Реконструкция Свято-Троицкой церкви М.П. Малаховым

За создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М.П. Малахов. Его талант и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском.

В 1828 году в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь "совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена".

Церковь владела торговой площадью - лавками и весами, ей принадлежала довольно обширная территория, включавшая, по всей видимости, магазины по нынешней улице Ленина, часть Соборной площади, здание приюта - здесь были расположены конюшни, а также территория в сторону магазина "Кооператор". Где-то здесь располагалось и небольшое церковное кладбище.

Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади.

Внешний вид заводского храма хорошо виден на фотографиях конца ХIХ века. По воспоминаниям нынешних стариков, которые бывали в церкви еще детьми, с южной стороны ("со стороны Большой Московской улицы") у церкви были небольшие ворота, около которых стоял чугунный памятник. А с западной - большие ворота с двумя маленькими калитками по краям. Здесь же находились два монумента: один четырехметровый, мраморный, с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, а второй - чугунный бюст императору Александру - освободителю от крепостного права.

"Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России".

Дом-усадьба купца Воробьева

Усадьба купца Воробьева расположена в историческом центре города на правом берегу заводского пруда, среди малоэтажной усадебной застройки. Она занимает важный в градостроительном отношении участок, замыкая перспективу улицы Карла Маркса, проходящей вдоль оси заводской плотины, в месте пересечения ее с ултцей Ленина, 6 (Большая Московская).

Участок усадьбы имеет прямоугольное очертание и развивается с севера на юг в глубину квартала. В состав усадьбы входят жилой дом, поставленный по красной линии ул. Ленина, а также комплекс хозяйственных построек (погреб и конюшня), находившийся во дворе, южнее жилого дома.

Поставленные в одну линию, жилой дом и комплекс хозяйственных построек формирует западную границу усадьбы. Если жилой дом обращен в эту сторону верандой, то погреб и конюшня - глухими стенами. На восток, в сторону двора ориентированы все входы в здания. На север выходит главный фасад жилого дома с двумя парадными входами.

Архитектура зданий усадебного комплекса отличается разнообразием стилевых форм, характерным для того времени. Если в жилом доме используются стилизованные формы барокко, типичные для Урала, элементы художественного металла, то здание погреба выполнено в "кирпичном" стиле, а в архитектуре конюшни прослеживаются элементы классицизма и народного деревянного зодчества.

Размеры усадьбы: 40x100 м.

Образец усадебного комплекса, в декоративном оформлении которого используются разнообразные стилевые формы, что является характерным для данного периода развития архитектуры.

Включает двухэтажное жилое каменное здание и хозяйственные постройки. В архитектуре дома выделяются крупные пластичные детали -- трехгранные эркеры, полуциркулярный фронтон бокового фасада и обильно украшенный лепниной главный фасад. Профилированный кирпич и фигурная кладка, лепнина и украшения из жести, чугуна - все эти детали, пришедшие из народного зодчества и других источников, отвечали влияниям тогдашней архитектурной моды.

Утрачены складские здания усадьбы, ограды и ворота с узорчатыми калитками чугунного литья. Реставрационные работы не проводились.

В конце ХIХ столетия архитектурный облик Каменска складывался под влиянием вкусов мелкой буржуазии и купечества. Именно тогда возникли на городских улицах всевозможных форм и размеров кирпичные постройки, которые сейчас определяют колорит бывшей Большой Московской улицы (ныне ул. Ленина). Невозможно себе представить уральский город без местной разновидности модерна -- стиля, господствовавшего тогда во всем мире. Ярчайший пример этого стиля в Каменске - бывший дом зерноторговца Воробьева.

Культурное наследие Каменска-Уральского отличаются редким сочетанием исторических и архитектурных раритетов. Три столетия нашли отражение в облике 80 памятников истории и культуры. Среди них - уникальные архитектурные ансамбли и рядовые сооружения, связанные с важными для города историческими событиями.

Архитектура Каменска-Уральского вобрала в себя различные исторические эпохи и художественные стили. Это и здания, возведенные в лучших традициях русского классицизма, и обильно декорированные усадебные и общественные постройки эпохи эклектики, и интересные образцы архитектуры модерна.

Почти все памятники расположены в историческом центре города, планировочным ядром которого является Соборная площадь с историко-архитектурным комплексом Каменского казенного завода, корпусами гостиного двора и собором Святой Троицы.

Примечательна художественными достоинствами и градостроительная композиция центра города. Главная площадь имеет две ярко выраженные планировочные оси. Одна проходит по ее северной границе, где расположен ансамбль заводского комплекса. Другая - по южной, к которой тяготеет объем собора Святой Троицы, на нее же раскрываются корпуса гостиного двора.

Архитектор М.П. Малахов составил проект реконструкции Каменского завода и в меру своих сил и возможностей проводил в жизнь этот план. В результате город приобрел четкую планировочную структуру.

Обладая высокой архитектурной грамотностью и культурой, он при планировке и застройке Каменска учитывал живописный рельеф территории, наличие двух рек, а также окружающую наш город природу. Включая в застройку площадей административные, заводские, культовые, жилые здания, архитектор добился создания прекрасного архитектурного ансамбля.

М. Малахов по-своему понимал и создавал такие типы зданий, как контора Каменского казенного завода, госпиталь, провиантские склады, Свято-Троицкая церковь и другие, в которых часто поражают четкость планов, скромность архитектурного решения, сочетание высокого художественного вкуса с экономичностью строительства.

Итак, первая половина ХIХ века - время деятельности зодчих Урала - наиболее яркий период в дореволюционной истории архитектурно-строительного искусства этого региона. Такого качественного скачка в этой области не наблюдалось ни раньше, ни позднее.

Во второй половине ХIХ в. сколько-нибудь большого строительства, подобного реконструкции начала века, в городе не велось. Основным застройщиком города стало купечество и нарождающаяся мелкая буржуазия. Их вкусы отразились, прежде всего, на жилой, а также культовой застройке Каменска. Для них характерным является местная разновидность модерн-стиля, господствовавшего тогда во всем мире. Яркими примерами являются усадьба купца Воробьева, усадьба смотрителя завода.

Одним словом, город - центр торговой, административной, политической жизни -предъявлял свои требования к облику зданий.

Разумеется, что не все старые жилые дома отличаются изяществом форм. Многие из них не обладают и высокими художественными качествами. Это не творения столичных зодчих. Однако каждый из них прекрасно характеризует русскую провинциальную архитектуру XIX в., каждый из них говорит о вкусах местного купечества.

Старый город… О нем писалось и говорилось много. В нем всегда есть частица человеческой души, того неповторимого минувшего, которое всегда будет дорого нам. Отношение к прошлому - показатель нравственного здоровья. Полномочные представители прошлого в нашем времени - памятники - производное от слова "память", без которой, как известно, нет народа. Принадлежат памятники не только и не столько нам - они оставлены современному поколению на хранение нашими предками с тем, чтобы быть переданными по назначению - будущему поколению.

Фото: dolganovAlex

Каменск-Уральский - город в Свердловской области, который удобно расположился на слиянии рек Каменка и Исеть. Это далеко не маленький город - он занимает третье место по численности населения в крае. Наличие в городе памятника архитектуры федерального значения и более сорока памятников областного значения позволяет отнести Каменск-Уральский к числу исторических городов России. Хотите посмотреть исторический город, но негде остановиться? Арендуйте и наслаждайтесь интереснейшими экскурсиями и впечатляющими путешествиями!

Фото: Aleksey key

Ну а начнём мы нашу экскурсию с центра города. Здесь сохранились старинные здания, большинство из которых были построены известным архитектором М. П. Малаховым в начале XIX века. Старый Каменск пересекает бывшая Московская дорога - сегодняшняя улица Ленина, вдоль которой и расположены основные архитектурные и исторические достопримечательности города. Особенно интересны здание управления Каменского казённого чугунолитейного завода в стиле классицизма, складские помещения, о которых мы упоминали выше, Дворец культуры Уральского алюминиевого завода в стиле сталинского неоклассицизма.

Здесь практически полностью сохранилась удивительная купеческая застройка Каменска XIX века: усадьба купца Косякова, лавка купцов Молчановых, дом купцов Грачёвых с необычными башенками, купеческая лавка, усадьба смотрителя завода, гостиный двор, мануфактурный магазин Бухарева и лавка Герасимова. Также на улице Ленина представляют интерес здание детского приюта конца XIX века, здание волостного правления, построенное из красного кирпича и роскошно украшенное узорами и башенками, дом Трониных в стиле так называемой «ложной готики».

Фото: dolganovAlex

Кроме того, в городе можно посмотреть заводское училище, состоящее из двух зданий, построенных в середине XIX века, здание госпиталя Каменского завода XIX века, которое сегодня представляет собой двухэтажную постройку с деревянными верандами в стиле классицизма, здание железнодорожного вокзала - историко-архитектурный памятник середины XX века и другие.

Фото: sereja.afanasjev

Во время прогулки заверните в «Городок алюминщиков». Это небольшой район жилых домов, построенных в 1937 году: улицы Алюминиевая, Исетская, Каменская, Строителей. А ещё полюбуйтесь жилыми домами на улице Красных Орлов. Это особняки зажиточных горожан, преимущественно купцов, которые были построены в конце XIX – начале XX веков.

Особое внимание обратите на довольно необычный дом, украшающий перекресток улиц Красных Орлов и Революционной. Это пятиугольный, или, как выражаются специалисты, «пятифасадный» кирпичный дом конца XIX века. Кто здесь жил - до сих пор остаётся загадкой. Наверно интересно остановиться в таких старых домах. Если возникло такое желание, рекомендуем снять квартиру на сутки в Каменске-Уральском на этих улицах.

Фото: dolganovAlex

Красивы и мосты, соединяющие город. Например, железнодорожный мост через реку Исеть и арочный кирпичный мост через реку Каменку, построенный в 1903 году. Свою историю имеет плотина городского пруда. Её строительство началось ещё в 1700 году. С тех пор она много раз реконструировалась, и на сегодняшний день сохранилась подпорная стенка XIX века на правом берегу моста.

А теперь поговорим немного подробнее о наиболее крупных усадьбах того времени, украшающих улицу Ленина. Усадьба заводчиков Шамариных - это огромный нарядный особняк. Центральный фасад разделён на три части, а посередине располагался широкий проезд. Во дворе дома сохранились образцы промышленных построек конца XIX века - двухэтажные корпуса обувной фабрики Шамариных.

Усадьба купцов Зыряновых представляет собой жилой кирпичный дом и лавку, построенные в 1870 году. Это настоящий образец так называемого «раннего» кирпичного стиля. Снаружи постройки имеют простую форму и декор, а внутри сохранились декоративные элементы. Усадьба купцов Воробьёвых живописно расположена на правом берегу заводского пруда. Здесь вы увидите двухэтажный каменный дом, хозяйственную постройку, зерновой склад и конюшни. Архитектура этих зданий разнообразна. В жилом доме используются типичные для Урала формы барокко и элементы художественного металла, здание погреба построено из кирпича, а конюшня выполнена в стиле классицизма с элементами деревянного зодчества.

Фото: lexaignatencko

Сохранились в городе и многочисленные соборы и монастыри. Преображенский женский монастырь был основан в 1860 году. Комплекс монастыря состоит из Преображенской церкви, трапезной и сторожки. Когда-то здесь была и часовня. Все здания монастыря неоднократно реконструировались и дошли до нашего времени уже изменёнными.

Свято-Троицкий собор был построен ещё раньше - в 1808 году, но впоследствии также перестраивался. Этот красивейший храм с уникальной колокольней, увенчанной куполом, стал настоящим символом города! Ещё одним святым местом в Каменске-Уральском является Покровская церковь, возведённая в 1883 году.

Фото: Сайт Метелёва Андрея

Ну а теперь будем смотреть памятники. Начнём с пушки! Копия чугунной пушки, которая когда-то выпускалась на Каменском заводе, установлена на высоком берегу Каменки. Отлита она была в 1967 году в честь 50-летия Октябрьской революции. На проспекте Победы вас встретит герой Советского Союза Г. И. Кунавин. Этот памятник был установлен в 1965 году в честь 20-летия Победы. А к вековому юбилею Парижской коммуны в городе появились К. Маркс и Ф. Энгельс. Данная скульптурная композиция украсила перекресток бульвара Парижской коммуны и улицы Алюминиевой в 1971 году. А ещё Каменск-Уральский знаменит единственным на Урале колокольным заводом Николая Пяткова. Это второе в России специализированное предприятие по изготовлению колоколов. Сюда можно даже попасть на экскурсию!

Ну и, конечно же, в городе есть краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина. В музее вы увидите древние письменные источники, уникальную коллекцию музыкальных шкатулок конца XIX века, потрясающую коллекцию монет Екатеринбургского монетного двора, полную коллекцию горных пород Урала и местных синарских агатов. Здесь же представлена зоологическая коллекция и картины художника И. К. Слюсарева.

В Каменск-Уральском выставочном зале регулярно проводятся вернисажи местных художников и тематические выставки. Но это далеко не вся культура города. Целых пять театров радуют жителей своим творчеством. Среди них театр драмы, камерный театр «Артель», детский музыкально-драматический театр-студия с необычным названием «Да здравствуют дети!» и другие. А ещё открыты три кинотеатра: «Молодёжный», «Кино FOX» и «Кино FOX 3-D».

Фото: Путеводитель по Свердловской области

Этот славный город успел накопить славные традиции. Например, в канун Нового года уже на протяжении 45 лет предприятия города возводят настоящие снежные городки с горками и фигурами Деда Мороза, Снегурочки, различных животных. Это просто сказка для детей в новогодние каникулы! Также в городе ежегодно проходит фестиваль лучших звонарей России «Каменск-Уральский - колокольная столица» общероссийского уровня! Мастера обмениваются опытом и проводят многочисленные мастер-классы. А ещё в день города вы сможете увидеть настоящий Карнавал! Костюмированное шествие торжественно проходит по проспекту Победы к центральной площади города. И ещё об одном фестивале. «Зелёная карета» - это традиционный фестиваль авторской песни, который проходит в августе.

Все мы знаем, что уральская природа невероятно красива и притягательна! Поэтому природных достопримечательностей здесь не меньше, чем архитектурных и культурных. Причем до всей этой первозданной красоты можно дойти пешком прямо из центра города всего минут за 15! Ну что, отправимся в путешествие по окрестностям? Здесь просто бесчисленное количество красивейших скал! Богатая коллекция различных по происхождению и по возрасту горных пород компактно расположилась в речной долине. Просто рай для геологов!

Скала «Богатырёк» разместилась на левом берегу Каменки в самом центре города. Самая высокая вершина скалы очень напоминает богатыря в шлеме и доспехах, который как будто бы всматривается в даль. А скала «Динозавр», находящаяся на этой же реке, своим силуэтом напоминает самого настоящего динозавра! Если присмотритесь, то разглядите у него огромное «тело», длинную «шею» и небольшую «голову». Также долины рек украшают скалы «Раструс», «Смолинский камень», «Три брата», «Чёртов палец», «Филин», «Ниши выветривания», «Три пещеры» и многие другие. Все эти скалы являются известняковыми. Пейзажи просто восхитительны!

Фото: Lazy Stranger

Кроме скал, этот край богат другими геологическими памятниками природы: болото Берёзовое и Чёрное, озёрно-болотный комплекс Малый Тыгиш, живописный сосновый бор - казённый посев сосны и лиственницы, Смолинская пещера. Несколько слов о пещере. Она состоит из гротов и коридоров разных направлений, здесь в изобилии представлены карстовые формы рельефа, а зимой в ней живут тысячи летучих мышей, которые, кстати, занесены в Красную Книгу Среднего Урала.

Излюбленным местом настоящих спортсменов-профессионалов водного туризма является грохочущий коварный порог «Ревун» на реке Исеть. Почему профессионалов? Потому что этот порог имеет VI категорию сложности - самую высокую! Так что обычным любителям сплавов и острых ощущений лучше обойти это место по берегу и просто полюбоваться этим суровым «товарищем». Река в этом месте несется с огромной скоростью, пенится, шипит и с грохотом бьётся о скалы - от всего этого начинается прямо-таки дрожь в коленках! И вместе с тем это потрясающе красиво!

Ну что, впечатлились? Тогда держим курс на Каменск-Уральский!

Каменск-Уральский - достопримечательности. Что посмотреть в металлургической столице Урала?

Рубрика: Свердловская область

Каменск-Уральский Свердловской области, раскинувшийся на слиянии Каменки и Исети, называют металлургической столицей Урала. А последние несколько лет еще и колокольной столицей России. Основанный более трехсот лет назад, он также входит в перечень городов нашей страны с богатым историческим наследием. На его территории сосредоточены уникальные достопримечательности, среди которых один памятник архитектуры федерального значения и 42 памятника, охраняемых на областном уровне. Мы рады пригласить вас сегодня в небольшое виртуальное путешествие по некоторым достопримечательностям Каменск-Уральского. Здесь действительно есть что посмотреть и есть чем восхититься.

Для многих туристов, предпочитающих путешествовать на поезде, знакомство с достопримечательностями Каменск-Уральского начинается уже с местного железнодорожного вокзала. Вокзал находится в Синарском районе и введен в эксплуатацию в 1952 году. Справа от здания на специальной площадке имеется необычный памятник-паровоз, посвященный свердловским железнодорожникам. Он стал одной из «визитных карточек» города, возле него любят фотографироваться как местные жители, так и приезжие. Серия паровоза – ФД. Аббревиатура расшифровывается просто: Феликс Дзержинский. Такие паровозы выпускали на заводе в Луганске (Украина) с 1931 по 1941 годы. Тогда это были самые мощные из всех выпускавшихся в мире паровозов.

Он был открыт 6 октября 1967 года (автор проекта скульптор В.В. Пермяков) и стал одним из символов Каменск-Уральского. Находится возле плотины на р. Каменка, напротив КУЭМЗ. Памятник воздвигли в честь тружеников чугунно-литейного завода Каменска (название города до 1940 г.). Отлитые здесь пушки прославились в военных кампаниях прошлого, включая сражения 1812 года. Ствол «Пушки» протянулся на 2,7 метра, диаметр дула – 40 см, колес – 2 метра. Возле отлитого из чугуна монумента лежат 3 ядра. Он стоит на гранитном 3-метровом постаменте. На постаменте установлены памятные доски, его также украшают барельефы на тему военных сражений. Возле монумента разбит сквер, где любят отдыхать каменскуральцы и гости города. Недалеко от «Пушки» находится панно «Бородино» авторства Р. Орлова.

Находится достопримечательность на р. Каменка. По ней пролегает дорога, соединяющая районы Старый Каменск и Синарский. Плотина практически ровесница города, ее начали строить в 1700 году, работами руководил местный житель Ермолай Нехлюдов. Правда, плотину вряд ли бы возвели, если бы в таком крупном гидротехническом сооружении не нуждался местный железоделательный завод. Он как раз располагался на побережье Каменки и уже с 1701 года начал производить столь необходимый для промышленности Империи чугун. Сам же пруд стал одним из первых искусственных водоемов промышленного значения на всем Урале. За триста лет существования плотину несколько раз реконструировали. Подпорная стенка XIX века на правом берегу – самая старая часть конструкции, сохранившаяся до наших дней. Наземную часть плотины возвели уже в XX веке.

Здание управления казенного чугунолитейного завода

Это и есть тот самый памятник архитектуры федерального значения, находится в районе Старый Каменск. Здание построено в 1825 году по проекту архитектора М.П. Малахова. Здесь находилось управление (контора) казенного чугунолитейного завода. В настоящее время в здании размещается краеведческий музей, основанный в 1924 году собирателем уральского фольклора Иваном Яковлевичем Стяжкиным (ныне носит его имя). Первоначально музей был природоведческим, первыми экспонатами стали частные коллекции его основателя. До начала 30-х годов прошлого века учреждение работало на общественных началах. В 1931 году краеведческий музей имени И.Я. Стяжкина получил статус государственного. В 1955 году его специалисты приняли участие в археологической экспедиции Уральского госуниверситета.

У истоков обители стояла женская община, основанная в 1860 году Авдотьей Ивановной Ворониной. Здания монастыря были построены на ее личные средства, а также на пожертвования местных жителей. Первая церковь появилась в доме (сейчас это ул. Кирова, 16), ее освятили в честь Казанской иконы Божьей матери в 1862 году. Строительство полноценного храма началось предположительно через десять лет. На территории монастыря имелась каменная часовня конца XVIII века. Когда к власти пришли большевики, в обители проживало 30 монахинь и 150 послушниц. В 1920 году монастырь закрыли. В 1998 году указом Священного синода Русской православной церкви был открыт Спасо-Преображенский мужской монастырь. Ныне здесь ведутся восстановительные работы, что, однако, не помеха совершению богослужений. Ввиду недостаточности средств, специалистов и техники реставрация затруднена.

Свято-Троицкий собор возведен в 1808 году, однако в 1828 году его перестроили по проекту П.М. Малахова. Появился второй этаж с церковью Спаса Нерукотворного, а к первому этажу пристроили приделы Воздвижения Креста Господня и Великомученицы Параскевы. Собор, ставший одним из символов города, венчает купол с обелиском, он оснащен величественной колокольней. В прежние годы церковь имела во владении торговую площадь, а рядом было небольшое кладбище. Кафедральный собор Святой Троицы – каменный, в два этажа, восьмипрестольный – выходит фасадом на улицу Ленина. Верхний храм освятили в честь Нерукотворного образа Спасителя, а нижний – в честь Пресвятой Троицы. В советский период к собору отнеслись варварски, его обезглавили и обезобразили. Второе рождение собора началось в 1997 году. В настоящее время он полностью восстановлен и действует.

Однопрестольную церковь Покрова Божьей матери в Каменск-Уральском возвели в 1883 году. Она находилась при кладбище, которое уничтожили в советские годы. В приснопамятном 1937 году богослужения были прекращены, однако юридически храм продолжал существовать. В 1991-м он вернулся в собственность РПЦ, возобновились богослужения. Одновременно начались реставрационно-восстановительные работы. Ныне эта церковь с шатровой колокольней имеет статус памятника архитектуры областного значения. Ее изящное кирпичное здание, завершенное мелким пятиглавием, служит достойным украшением столицы уральских металлургов. В храме имеется благолепный иконостас. Здесь находятся как старинные, так и современные иконы.

Александро-Невская часовня была заложена в 2001 году ознаменование 300-летия Каменского завода (прежнее название города). Находится на площади Ленинского комсомола. Проект разработан архитектором А.В. Долговым. Часовня по своей архитектуре является подобием сторожевой башни, и в большей степени она колокольня, нежели часовня. Кирпичное строение с ротондой и золоченым куполом гармонично вписалось в панораму города. Визуально соединяет историческую и центральную части города. Часовню возводили на средства предприятий и пожертвования граждан. Администрация Каменского района подарила часовне икону благоверного князя авторства предположительно В. Васнецова и его учеников. На памятных плитах из мрамора увековечены имена лиц, причастных к возведению часовни. В 2005 году здесь установлена памятная доска в честь участников Великой Отечественной войны, награжденных орденом Святого Александра Невского.

Памятник «Лось» находится на левом берегу реки Исеть (ул. Кадочникова, 14, в 300 метрах от санатория «Лучезарный»). Памятник расположен в километре от автомобильного моста в направлении против течения. Это лесная часть Каменск-Уральского. Огромная металлическая статуя высотой около 3-х метров была построена в середине восьмидесятых. Изначально была выкрашена в серебристо-серый цвет, затем ее перекрасили в розовый цвет. Было время, когда «Лось» был белым в черную крапинку. Ныне его цвет солнечно-оранжевый. Статуя установлена на постаменте и смотрится весьма оригинально. Кто является автором оригинального скульптурного шедевра, доподлинно неизвестно.

Колокольный завод «Пятков и Ко»

Мы уже упоминали, что Каменск-Уральский называют колокольной столицей России. И вполне заслуженно. В городе находится первое в нашей стране предприятие, специализирующееся на изготовлении колоколов. История местного колокольного завода Николая Пяткова берет свое начало с 1990 года, когда начальник литейного участка Уральского алюминиевого завода Николай Геннадьевич Пятков и его старший технолог Модест Васильевич Ощуков решили взяться за литье колоколов для только открывшегося храма Покрова Божьей матери. В настоящее время на заводе «Пятков и Ко» трудится 30 человек. Экскурсии по предприятию очень интересные и познавательные.

Усадьба купцов Воробьевых

Усадебный комплекс купцов Воробьевых отличается многообразием типичных для того времени архитектурных форм. Здесь присутствуют стили и барочный, и классический, и «кирпичный», а также элементы народного деревянного зодчества, и художественного металла. Главный фасад жилого дома имеет два парадных входа. Жилой дом и хозяйственные постройки находятся на одной линии, формируя западную линию купеческой усадьбы. Жилой дом обращен на запад верандой, а конюшня и погреб «смотрят» в эту сторону глухими стенами. До наших дней не сохранились складские помещения, чугунные ворота с узорчатыми калитками и ограды. Реставрация усадьбы не проводилась.

Геологический музей имени А.Е. Ферсмана

Местность Каменска-Уральского богата разнообразными горными породами – и по возрасту, и по происхождению. Возможность познакомиться с образцами минералов и окаменелостей представляет историко-производственный музей ОАО «УАЗ-СУАЛ». В музее имеются отделы геологии, минералогии, петрографии, палеонтологии и исторической геологии Каменского района. Экспозиции отдела геологии регулярно пополняются образцами, привозимыми их экспедиций на знаменитые уральские месторождения (Баженовское, Шабровское, Березовское, Высокорное и другие).

Лавка Герасимова

Здание лавки купца Герасимова находится в исторической части города. Оно построено во второй половине XIX столетия. Является частью находящегося на ул. Ленина торгового комплекса. Лавка представляет собой вытянутое по оси двухэтажное сооружение со скатной кровлей. Стоит перпендикулярно упомянутой улице. Второй этаж уступает первому по высоте, и эта особенность отражается на фасадах. На первом этаже находится большой торговый зал, в центре которого находятся две колонны. Зал отделен от пристройки капитальной стеной. Главный вход в здание – с ул. Ленина. Помимо него есть еще и три так называемых хозяйственных входа. Первоначальный вид интерьеров не сохранился.

Здание госпиталя Каменского завода

Исторический и архитектурный памятник первой половины 1800-х годов. Каменное здание госпиталя построено в классическом стиле и являет собой образец типичного для тех времен провинциального здания. Он был построен по проекту архитектора П.М. Малахова вдали от центра и за пределами жилых кварталов. Второй этаж пристроили по приказу министра финансов России в 1847-1849 годах. Госпиталь в основном сохранился в первозданном виде, однако впоследствии к нему добавились более современные пристройки.

Другие достопримечательности Каменск-Уральского

Рассказать в одной статье обо всех достопримечательностях столицы уральских металлургов не представляется возможным. Перечислим многие из них одной строкой:

  • храм Святого Архистратига Михаила,
  • железнодорожный мост через Исеть,
  • зоопарк Каменска-Уральского,
  • порог «Ревун»,
  • усадьба купцов Воробьевых,

  • скала Богатырек,
  • усадьба заводчиков Шамариных,
  • Каменск-Уральский театр драмы,
  • дом Трониных,
  • жилые дома на улице Красных Орлов,
  • усадьбы купцов Зыряновых,
  • музей истории сельской культуры в Мартюше,
  • дворец культуры Уральского алюминиевого завода,
  • церковь Илии Пророка,
  • мануфактурный магазин Бухарина.