В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия. Мавзолей тадж-махал в агре. Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала

В истории мусульманского зодчества трудно найти сооружение, которое снискало бы славу, равную известности знаменитого мавзолея Тадж-Махал в индийском городе Агра, где в XVI–XVII веках находилась резиденция Великих Монголов (1525–1858 гг.) – падишахов Индии и Афганистана.

Это прекрасное сооружение, покоряющее своей одухотворённой красотой, восторженные путешественники назвали «восьмым чудом света». Стоящий у края реки Джамна, охваченный светом и воздухом, беломраморный Тадж-Махал – Корона местности, безраздельно господствует в окружающем пространстве, венчая развернувшийся у его подножия погребальный сад – равду, содружество зелени, воды и архитектуры.

Для мусульманина – изобилующий водой и растениями земной уголок, где покой природы наполняет душу человека безмятежностью и умиротворением, где истинные верующие, оставившие иллюзорный мир «жизни ближайшей», находят упокоение в ожидании Судного дня и Жизни вечной в «обители мира», где «Господь радует их Своей милостью и благоволением, и садами, где для них пребывающая благодать » (смысл, Коран 10:24–25; 9:21).

Лучшее и наиболее чистое (в духовном смысле) место в Райских Садах (джанна) называют по-арабски равдат аль-джаннат, и земная равда служит его своеобразной метафорой. Непревзойдённый по размаху и великолепию мемориально-культовый ансамбль Тадж-Махала ещё его современники признали самым совершенным выражением этой метафоры. Мухаммад Салих (умер после 1660 г.), придворный историк Великих Моголов, автор «Шах-Джахан-наме» – жизнеописания императора Шах-Джахана (1628-1657 гг.), характеризовал равду Тадж-Махала как «сад, имеющий все признаки Рая » и «не имеющий на земле равных по новизне плана и по просторности».

Ансамбль Тадж-Махала стал подлинной жемчужиной в венце великолепных садово-парковых ансамблей, созданных могольскими императорами со времён основателя династии Великих Моголов – Захира ад-Дина Бабура (1526–1530 гг.).

Потомок эмира Тимура в пятом поколении, выходец из Ферганы, где его отец владел небольшим княжеством, Бабур унаследовал от Тимуридов живой интерес к устройству великолепных парков с цветниками, рощами, зелёными эспланадами, дворцами и беседками. Страстное увлечение Бабура искусством садов и зодчеством передалось его преемникам.

Инициатор создания прославленного мемориала в Агре – император Шах-Джахан, возможно, сам был архитектором. В юности, ещё принцем, он руководил в Кашмире разбивкой садов для своего отца императора Джахангира, а в Кабуле – работами по возведению новых зданий в загородном саду Баги Бабур, месте погребения султана Бабура. Предполагают, что Шах-Джахан лично участвовал в возведении в этом саду маленькой мраморной мечети, носящей его имя.

Так или иначе, но идея проекта грандиозного ансамбля мавзолея Тадж-Махал, построенного между 1632 и 1654 гг., принадлежит ему, и вызвана была утратой горячо любимой им жены Мумтаз-Махал – Свет Дворца, которая умерла летом 1631 г. при рождении их четырнадцатого ребёнка. Остаётся лишь удивляться тому, что монарх, известный жестокостью, оказался способным на такую возвышенную любовь, подвигшую его на создание мемориально-культового ансамбля поистине космических масштабов.

По замыслу императора, невиданный по грандиозности мемориал с мавзолеями, мечетями, караван-сараями для паломников, дворцом для гостей, жилищами служителей и погребальным садом должен был состоять из двух комплексов, разделённых рекой, но связанных мостом.

Один из них – великолепный архитектурно-парковый комплекс – развернулся вокруг величественного мавзолея Мумтаз-Махал, одетого в белый мрамор. Сохранившийся до наших дней, этот комплекс известен нам как Тадж-Махал. Вторую часть проекта, которой не суждено было осуществиться, должен был составить комплекс Шах-Джахана с монументальной усыпальницей, полностью облицованной чёрным мрамором.

В истории исламской архитектуры Тадж-Махал – единственный пример создания парадного мемориально-культового ансамбля не с целью почитания источающей благодать святой могилы, не с тем, чтобы освятить, прославить и увековечить имя мусульманского монарха – но с тем, чтобы воплотить в нетленном образе память о прекрасной и добродетельной возлюбленной.

Территория ансамбля представляет собой обведённый стенами из красного песчаника прямоугольник, вытянутый с юга на север, в сторону реки Джамны. Южную часть прямоугольника с воротами в центре южной стены занимает передний двор с караван-сараем. Средний, квадратный участок комплекса, отведён под регулярный сад чахар-баг, разделённый на четыре квадрата проложенными крест-накрест под центральным водоёмом каналами-осями в обрамлении обсаженных деревьями дорожек-аллей.

Отражающийся в зеркале наполненного до краёв водоёма беломраморный мавзолей, поднятый на высокую квадратную платформу со стороной 95,4 м, стоит на противоположном монументальным входным воротам северном конце центральной оси.

На западном конце поперечной оси мавзолея к нему обращена поминальная мечеть из красного песчаника с куполами из белого мрамора. Симметрично с востока поставлено здание дворца для гостей, по форме подобное мечети.

Мавзолей, коронованный пятью куполами, поражает величиной здания и соразмерностью всех частей. В маковке главного купола, венчающего объём в форме куба со срезанными углами, гигантская усыпальница достигает в высоту 74 метров. Огромную главу, подобную закрытому бутону лотоса, прильнув к ней, венцом окружают четыре малых купола, вознесённые над сквозными арочными павильонами-беседками и потому кажущиеся лёгкими, почти парящими. Верхние углы мавзолея отмечены тоненькими, словно свечи, высокими башенками с шапочками-куполками, придающими зданию праздничную торжественность и нарядность. Четыре минарета на углах платформы завершены фонарями той же формы, что и павильоны на крыше.

Здание абсолютно симметрично, его фасады без изменений повторяют друг друга: большой сводчатый айван, помещённый в центре парадного входа – пештака, обрамлён двухъярусными нишами, эхом отзывающимися в нишах на срезающих углы куба гранях. Большая, изящно изогнутая и заострённая кверху арка и подобного рисунка купол, увенчанный шпилем, служат и лейтмотивом декоративного убранства, и модулем конструкции здания, органично соединяющего черты исламского зодчества с элементами индуистской архитектуры.

Внутренняя планировка мавзолея далека от привычной композиции мусульманских усыпальниц. Его план (квадрат с усечёнными углами, приближённый по форме к правильному восьмиугольнику) больше похож на мандалу – индуистскую геометрическую схему структуры Вселенной. Центр здания занимает расположенное под большим куполом восьмиугольное помещение со стоящими рядом кенотафами – парадными ложными саркофагами царицы Мумтаз-Махал и императора Шах-Джахана. В угловые зоны под малыми куполами вписаны такие же восьмиугольные залы, соединённые с усыпальницей узкими коридорами-лучами.

Проходы, соединяющие все четыре портала с угловыми залами и усыпальницей, точно устроены на осях координат. В построении арок и куполов, в рисунке повторяющегося многогранного купольного павильона-беседки узнаются формы, более близкие традиционному искусству Индии, чем архитектуре стран Ислама. Между тем, по некоторым сведениям, в проектировании мавзолея принимали участие выходцы из прославленных художественных центров мусульманского Востока – Герата и Шираза.

Официальные документы того времени, почтительно указывая имена и титулы высших чиновников, не называют имени архитектора Тадж-Махала. Полагают, что им был упомянутый в одной забытой старинной рукописи, обнародованной лишь в ХХ в., прославленный инженер-строитель устаз Ахмад Лахори (родился между 1570 и 1575 гг., умер в 1647 г.). Астроном, геометр и математик, он родился в семье выходцев из Хорасана и вырос в Герате, хранившем традиции культуры эпохи Тимуридов. В правление падишаха Джахангира устаз Ахмад перебрался в Лахор (отсюда и его нисба – Лахори), где и приобрёл славу великого зодчего, получившего в награду за проекты почётное имя Надир аль-Аср – Редкость эпохи.

Так или иначе, но создатели ансамбля были превосходными математиками, конструкторами и дизайнерами, что объясняет уникальную красоту пропорций, гармоничность и лёгкость, почти воздушность архитектуры Тадж-Махала. Фасады – с изысканно строгой чередой прямых и изогнутых линий, классическим равновесием плоскостей и мягко округлых объёмов, изменчивой игрой света и тени, живым откликом мрамора на смены освещения в течение дня и ночи, в солнце и в непогоду – не нуждались в пышном декоре.

Архитекторы ограничились введением в тимпаны портальных арок тонкой, будто начертанной пером растительной арабески, инкрустированной самоцветами, обрамлением ниш прямыми лентами чёрных надписей и отделкой цоколя помещёнными внутри инкрустированного узорного бордюра мраморными рельефами с мотивом цветущего розового куста. Оформление интерьера изображениями цветущих растений и арабесок, набранных пластинками полудрагоценных камней (яшмы, сердолика, лазурита, бирюзы), выглядит разнообразнее и богаче благодаря ажурной золотой ограде вокруг надгробий и решёткам входных арок и окон. Сочащийся сквозь решётки свет и блики золота волшебно преобразуют высокий мраморный зал в подобие дворца из слоновой кости.

Тадж-Махал не только служит венцом императорского мемориала. Это прекрасное, единственное в своём роде сооружение триумфально завершает историю архитектуры средневековых мусульманских мавзолеев.

Шедевр искусства Великих Моголов, в своей великолепной форме мавзолей Тадж-Махал органично соединил художественный опыт двух цивилизаций – исламского мира и Индии.

Усыпальница Тадж-Махал (Taj Mahal Mausoleum), г. Агра, север Индии.
Уникальный памятник любви мужчины и женщины, посмотреть на который приезжают миллионы человек в год. История любви правителя империи Мугалов Шах-Джахана и его любимой жены Мумтас-Махал романтична до крайности и одновременно трагична. По всей вероятности, султан питал особые чувства к этой женщине, несмотря на то, что в его гареме содержались около 1000 наложниц и рабынь, а так же было еще несколько жен. Супружеская идиллия продолжалась почти 20 лет и Мумтас-Махал родила 14 детей, причем последние роды в 1631 году закончились трагично — женщина умерла. Султан, скорбя о потере и выполняя просьбу жены, решает воздвигнуть мавзолей Тадж-Махал, который будет символизировать земное воплощение небесно рая и не будет иметь равных на свете. В течение 22 лет лучше мастера Средней Азии и Ближнего востока возводили величественное сооружение, которое спустя годы станет символом Индии, а так же жемчужиной исламской архитектуры.

Тадж-Махал представляет собой симметричное сооружение с одним главным и четырьмя второстепенными куполами. По краям возвышаются 4 декоративных минарета, которые не используются по назначению, т.к. Тадж-Махал не является мечетью. Высота мавзолея 64 метра, минаретов — 50 метров. Фасад комплекса дополняет роскошный сад, характерный для культуры ислама, типично в их планировке присутствуют бассейны, каналы, фонтаны, аккуратная и симметричная растительность. Авторские права на фотографию принадлежат фотографу Louis Vest


Стены мавзолея облицованы полированным мрамором, когда солнце находиться низко над горизонтом, сооружение меняет цвет с белого на золотисто-розовый. Платформа, на которой стоит Тадж-Махал имеет размеры 56 на 56 метров и почти 7 метров в высоту. Авторские права на фотографию принадлежат фотографу Francisco Martins . Публикуется с разрешения автора. Рекомендую посмотреть его работы.


Мавзолей построен в соответствии с канонами ислама, все стены и своды покрыты рисунками цветов, узорами из драгоценных камней и арабской каллиграфией (изображение людей и животных запрещено). В архитектуре присутствуют характерные для мусульманских строений большие сводчатые залы под названием айвэн(iwan) с характерной верхней частью в виде купола. Могут быть сквозными (напоминают ворота) или замкнутыми (напоминают нишу). Авторские права на фотографию принадлежат дайверу-фотографу

В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя отделочные работы продолжались вплоть до 1653 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из уникальной раджпутанской каменоломни в 320 км от Агры. Малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Стены мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, но на заре становится розовым, а в лунную ночь - серебристым. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.

Считается, что даже Шах Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником, к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

Рисунок 1- Схема Тадж-Махала

Усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. (На самом деле настоящей мечетью является только одна из них - та, что повернута к востоку, а второе строение известно как Jawab). Весь комплекс - это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 куполов, по бокам - две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда - это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки. Как уже говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии.

Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены назад - это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне?

Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах. Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию - четыре малых купола и четыре минарета.

К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры венчают своды арок над окнами. Недавно ученые обнародовали информацию, что амбициозный правитель, соревнуясь с Небесами, хотел возвести рай на земле, где находился бы трон Аллаха. Вот и на воротах сура из Корана, заканчивающаяся словами «войди в мой рай!». В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.

В центре мавзолея лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы окружены мраморной изгородью, которая искусно декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить себе, как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа, словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал тишину, тишину и покой нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой девы»…

Рисунок 2- Строительство Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад, сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж-Махала.

Достойное обрамление Тадж-Махалу - великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров, имеющий четкую планировку. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн, разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов. Таким образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии.

Прошло 23 года как не стало Мумтаз-Махал. Могущественный Шах Джахан пытался забыться и в ласках гарема, и в военных походах, но так и не смог. Он часто приезжал в Агру, и долго, не отрываясь, глядел на величественный памятник своей Любви. Он и назвал его созвучно с именем потерянной жены - Тадж-Махал. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шах Джахан сильно заболел. Между его детьми от персидской принцессы и от Мумтаз-Махал началась борьба за трон. Не самый старший, но поддерживаемый мощными мусульманскими кланами Индии, принц Аурангзеб захватил власть. Однако болезнь отца отступила. И тогда Аурангзеб вынужден был заключить родителя в крепость Агры, мотивировав это тем, что безумные проекты родителя разоряют страну. История повторяется, ведь когда-то сам Джахан пришел к власти через братоубийство. Но, вопреки легенде, Шах Джахан долгие годы смотрел на Тадж-Махал не через решетки. Он был заключенным и не покидал пределов крепости. Но там ему оказывались все почести. К тому же, с ним постоянно находилась его младшая любимая дочь Джаханара. Именно она настояла, чтобы отца похоронили рядом стой, кого он так любил.

Не все знают, но у всемирно известного мавзолея-мечети, расположенного в индийском городе Агра, есть «родной брат», только более бедный и меньших размеров. Мало того, Биби-Ка-Макбара (Bibi ka Maqbara Mausoleum) так и называют – Тадж-Махал для бедных.

Расположен этот мавзолей на окраине города Аурангабада, что на востоке Индии. Построена эта копия Тадж-Махала была в середине XVII-го столетия. Если Тадж-Махал облицован полностью мрамором, то Биби-Ка-Макбара содержит мрамор лишь на фасадной части. Остальная отделка выполнена из белого песчаника. По условным оценкам смет строительства этих двух мавзолеев, строительство Биби-Ка-Макбара обошлось падишаху Аурангзебу в пятьдесят раз дешевле, чем строительство Тадж-Махала падишаху Шах-Джахану.

Давайте узнаем подробнее его историю…

Фото 1.

Биби-Ка-Макбара был построен между 1651 и 1661 годами принцем Азам-Шах в честь своей матери по образцу Тадж-Махала, однако значительно уступает последнему по размерам и пышности убранства. Мавзолей расположен в городе Аурангабада (штат Махараштра).

Азам-Шах, приступая к строительству, хотел соперничать со своим дедом, падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом, построившим Тадж-Махал в память о своей жене Мумтаз-Махал. Азам-Шаху не хватило возможностей: казна оказалась пуста, и нанимать искусных мастеров было не за что. Так что Биби-Ка-Макбара оказался довольно скромной «копией», правда, и здесь можно увидеть красивую роспись стен, резную отделку, словом, все то, что характерно для архитектурного стиля моголов.

Фото 2.

Мавзолей выглядит живописно на фоне замечательного сада. Искусственные пруды, фонтаны, широкие аллеи и обилие зелени – все это подкупает многочисленных туристов. Сад отгорожен высокой каменной стеной, а с трех сторон можно увидеть открытые павильоны. Мавзолей построен на высоком квадратном постаменте, по углам располагаются минареты. Правда, размеры башен и купола уступают Тадж-Махалу.

Фото 3.

Еще один существенный недостаток Биби-Ка-Макбара – его стены облицованы белым мрамором не полностью, часть покрыта светлым песчаником. Конечно же, внешний вид здания не такой сияющий, как у Тадж-Махала. Для сравнения на строительство Биби-Ка-Макбара было выделено около 700 тысяч рупий, тогда как знаменитый предшественник был построен за 32 миллиона рупий.

Фото 4.

Мавзолей стоит в центре просторного парка, размерами в 458 метров на 275 метров, с осевыми водоемами, фонтанами и водными каналами, вдоль которых проложены широкие дороги. Сад окружен высокими зубчатыми стенами с открытыми павильонами по трем сторонам. Мавзолей возведен на высокой квадратной платформе с четырьмя минаретами по углам, точно как Тадж Махал. Главный купол Макбара, однако, меньше в размерах, а его минареты короче.

Фото 5.

Рассматриваемый отдельно, Биби-Ка-Макбара - красивое чудо архитектуры. Но он бледнеет по сравнению со своим более знаменитым предшественником. В то время как памятник в Агре сделан полностью из белоснежного мрамора, мавзолей в Аурангабаде заключен в мрамор только до уровня пьедестала. Стены Макбара также немного темноватые, и выглядят более уныло. Согласно отчетам, сооружение обошлось приблизительно в 700,000 рупий. Для сравнения, Тадж был построен за 32 миллиона рупий. Это еще одна причина, почему Биби-Ка-Макбара часто упоминается, как «Тадж Махал для бедных».

Фото 6.

Второстепенный статус сооружения - последствие отсутствия интереса Аурангзеба к архитектуре. Первоначально он вообще выступил против строительства памятника, столь же щедрого как Тадж, и мешал его строительству, блокируя доставку мрамора из Раджастхана и других частей Империи Великих Моголов. Но его сын Азам Шах был полон решимости построить памятник его матери. Так или иначе, Алам Шах переубедил своего отца, который в конечном счете смягчился.

Фото 7.

По легенде, в 1803 Низам Сикандр Джахан был так очарован Макбара, что запланировал переместить его к своей столице, Хайдарабаду. Он даже заказал разборку структуры, плита за плитой. Но в итоге выполнить этот замысел так и не удалось.

Фото 8.

Аурангабад — крупный индустриальный центр в 400 км от Мумбая, в котором почти не осталось следов его бурной тысячелетней истории. Между тем, два самых деспотичных правителя средневековой Индии: султан Мухаммед Туглак в XIV веке и император Аурангзеб в XVII веке (в честь него и назван город), хотели перевести сюда столицу из Дели.

Недалеко от Аурангабада находится крепость Даулатабад — самая мощная и неприступная крепость в Индии. Также недалеко от города находятся пещерные храмы Эллоры и Ажанты.

Единственным монументом в самом городе является мавзолей жены Аурангзеба, который напоминает Тадж Махал, но на самом деле это лишь бледная копия знаменитого сооружения в Агре.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Тадж-Махал является, наверное, самым известным и самым привлекательным туристическим объектом в Индии. И понятно, почему – он потрясающе красив. Он – чудо. Его хотят увидеть очень многие, и за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов. Хотя с формальной точки зрения Тадж-Махал представляет не индийскую, а персидскую архитектуру. Но именно он стал визитной карточкой Индии.

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в , за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Нас привезли на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий, это самая дорогая экскурсия в туре « ».

Нас проверили не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею. Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.



Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Полюбовавшись на мавзолей вблизи, мы отправились на выход, бросая взгляды на удаляющееся чудо.

белым цаплям мавзолей тоже нравится

прощальный взгляд

Тадж-Махал нисколько меня не разочаровал. Бывает, что ждёшь чего-то, а когда видишь, то вроде и ничего особенного. Тут – нет. Тадж-Махал – это восторг. Идеал, к которому ни прибавить, ни убавить. Подумалось, не оказал ли влияния на архитекторов, сотворивших это чудо, итальянец Андреа Палладио, уж больно похожи принципы. Теоретически мог, поскольку жил на несколько десятилетий раньше, а в строительстве мавзолея (по крайней мере, в создании мозаик) принимали участие венецианские мастера. В любом случае, архитекторы, создававшие Тадж-Махал, очевидно, были в курсе тогдашних мировых тенденций в архитектуре, в тренде, так сказать. И создали несомненный шедевр.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Ж/д и автобусные билеты в Европе и

Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.