Пещерные храмы эллоры. Эллора — древние пещерные храмы и монастыри Индии. Как добраться до Эллоры

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры — пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад. Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры — некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом — опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины. Главная достопримечательность этой территории — гаргантюанских размеров храм Кайлаша — поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.


Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.


В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.


Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) — двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.


В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.


Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500—750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.


Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.


В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) — длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.


Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.


Пещеры от 1 до 5
Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Пещера 6
Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.


Пещеры 10, 11 и 12
Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры — «Сутар Джхопади» — “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда — эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа — снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.


Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Пещера 14
Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь — Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы — Ганеша с головой слона — восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Пещера 15
Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений — аватар — Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва — Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды — космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники — Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29
Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.


Храм Кайлаш (Пещера 16)
Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати — пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) — тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.


Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.


В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас

Пещеры Эллоры (Ellooru, Elloru caves) – это комплекс, расположенный в Индии в штате Махараштра, в 30 км к западу от города Аурангабад – немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.
Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений. Святилища буддизма (12 пещер), индуизма (17 пещер) и джайнизма (5 пещер) столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.
Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
Пещеры в Эллоре – это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур. Самым выдающимся по праву считается Храм Кайласанатха (Kailasanatha), своеобразный центр Эллоры. Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий - буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон - священной, «сердцем мира». В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой. А в главном тайнике храма была найдена медная табличка с надписью: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?». Действительно: «Как?!».
Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.
Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.
Пещеры Джайна - самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов
Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

В 30 километрах от Аурангабада расположены всемирно известные пещерные храмы Эллора, благодаря хорошей сохранности и поразительным размерам пещеры привлекают туристов со всего мира. Именно пещерные храмы Эллоры и Аджанты наполняют отели города Аурангабад под завязку.

Пещеры в Эллоре могут соперничать с такими признанными чудесами света как Египетские пирамиды, Камбоджийский Ангкор Ват и т.д.. Весь пещерный комплекс, состоящий из 34 пещер внесен в список ЮНЕСКО и ревностно охраняется этой уважаемой организацией.

Все пещерные храмы в Эллоре можно разделить на несколько групп, буддистские, индуистские, джайнские и отдельно от всех храм Кайласа (Kailasa Temple пещера 16). Для удобства туристов, все пещеры пронумерованы и имеют информационные таблички (на английском), так что проблем с поиском необходимых пещер быть не должно.

История пещер Эллоры

По вопросу происхождения и целесообразности постройки пещерных храмов постоянно ведутся научные дискуссии и на сегодняшний день имеется несколько теорий о том, для чего же обычные смертные выгрызли из скалы такие красоты.

Считается что пещерные храмы Эллоры были построены на пути крупного торгового пути, и в непосредственной близости к сегодняшнему Даулатабаду , в окрестностях которого тоже имеются буддистские пещеры. Успешные купцы жертвовали часть своей прибыли на постройку храмов, что могло лишь способствовать процветанию их торговли.

Удивляет факт толерантности, ведь три верования прекрасно уживались бок о бок и прекрасно вели хозяйственную деятельность, так некоторые пещеры изначально предполагались под одну религиозную ветвь с легкостью могли быть перестроены под нужды другой религии и никто не воевал.

Всего в Эллоре 34 пещеры, 12 буддистских, построенных в период с 600 по 800 года н.э., 17 индуистских, построенных в период с 600 по 900 года н.э. и всего 5 джайнских, построенных в период с 800 по 1000 года н.э.

Если посмотреть вглубь истории, то Эллора отчетливо демонстрирует период возрождения индуизма во времена династий Чалукья и Раштракута, за которым следует упадок буддизма на территории Индии. Что характерно, так это джайнские храмы в Эллоре, их всего 5, но могло быть значительно больше, ведь власть активно поддерживала это религиозное направление.

Все пещеры на территории комплекса пронумерованы, нумерация начинается с южной стороны (буддистские пещеры), первые номера пещер расположены по правой стороне от храма Кайлас, который сразу напротив входа.

Самой грандиозной постройкой в Эллоре является храм Кайласа - это имитация горы Кайлас в Гималаях, на которой по легенде живет бог Шива. Фотографии уникального храма Кайлас можно найти в любом туристическом путеводителе по Индии, но вживую храм поражает еще сильнее.

12 буддистских пещер расположены южнее от храма Кайласа и многие из них выглядят очень просто и не вызывают восхищения, но особняком стоит пещера номер 10, она считается самой красивой буддистской пещерой во всей Индии. Обязательно посетите пещеру номер 10.

Индуистские пещеры настолько эмоциональны (к примеру тот же храм Кайласа), что вы их сразу отличите от всех остальных. Еще одна отличительная черта индуистских пещер - наличие фаллических лингамов, характерных особенностей присутствия бога Шивы. Большинство индуистских пещер в Эллоре вырезали сверху вниз, так что никаких строительных лесов древние строители не использовали.

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.