Ил 80 новый самолет судного дня. "самолеты судного дня" на вооружении россии и сша. «Ночной дозор», всем выйти из сумрака

Речь идет о самолете, который должен быть задействован в случае атомной войны, когда вся наземная инфраструктура будет разрушена. Сев вместе с высшим командованием в этот супернадежный лайнер, глава государства будет управлять пусками баллистических ракет из шахт и с подводных лодок. Самолет может находиться в воздухе несколько дней, а в случае дозаправки - еще дольше. Иными словами, это «пружинка» создаваемой и совершенствуемой «машины возмездия», которая, будем надеяться, никогда не сработает.

Нетрудно догадаться, что идея создания такого воздушного судна появилась «на излете» холодной войны, и появилась она прежде всего у американцев. Еще в 1970-е годы в СШАна базе «Боинга» были созданы четыре E-4B, прозванные «самолетами судного дня». С тех пор один из них постоянно сопровождает американского президента во время визитов.
Эти самолеты обслуживаются специальной эскадрильей ВВС США. Их характерные особенности - отсутствие иллюминаторов и «выпуклость» над головным обтекателем, в которой помещена аппаратура связи. Вообще, эти лайнеры напичканы подобной аппаратурой. Помимо всего прочего, они снабжены шнуром длиной в несколько километров - это антенна для связи с подводными лодками, которую при необходимости выбрасывают наружу прямо в полете.
Последние сообщения об американском «летающем бункере» относятся к началу 2015 года - тогда были озвучены планы по модернизации его коммуникационных систем.

Какие из них настоящие?

В России созданием самолетов судного дня (у нас они известны как воздушные командные пункты, или ВКП) озаботились в 1980-х годах. В результате масштабных работ, в которых принимало участие и НПО «Полет», к началу 1990-х годов на свет появилось шесть таких лайнеров. Все они базируются на военном аэродроме «Чкаловский».
Два из них - Ил-82 (Ил-76ВПК) со скоростью 780 км/ч и дальностью полета 6800 км. О них информации крайне мало. На одном из порталов о военной технике мимоходом говорится, что это «муляжные» воздушные суда, которые будут отвлекать внимание от «основных». Так ли это - вопрос открыт. Известно, что некоторые модификации Ил-76 используются как ретрансляторы. Возможно, эти два самолета также должны быть задействованы - грубо говоря, как «усилители связи».
Еще четыре - Ил-80 (Ил-86ВКП) со скоростью 850 км/ч и дальностью полета 3600 км. Именно они время от времени «мелькают» в новостях, именно их начинка была заказана «Полету». Известно, что в 1990 году один из них слетал на Байконур, где были проведены его испытания: с борта этого самолета отдали приказ о пуске баллистической ракеты, которая успешно поразила условную цель.
Чисто внешне российские «лайнеры возмездия» похожи на американские. У них тоже имеется «выпуклость» над «головой», они также лишены иллюминаторов. Сообщается также о такой же, как у американцев, длинной антенне для управления атомными подводными лодками.

Портал «Военное обозрение» приводит следующий перечень средств связи, которыми оборудованы Ил-80. Это:

Коротковолновая приемная антенна;
- Коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
- Передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров;
- Приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
- Антенна релейной связи (выполнена сверху и снизу фюзеляжа);
- Антенна ультракоротких волн;
- Антенна связи с подразделениями РВСН.

Изюминка Ил-80 - унифицированный комплекс средств «Звено», который координирует работу этих и других антенн, обеспечивая связь самолета с оставшимися подземными и подводными стратегическими подразделениями. Это уже не американский прототип, а чисто отечественная разработка. Данный комплекс разработан и изготовлен НПО «Полет» еще в 1980-х годах. Тогда им оснастили все шесть советских ВКП.

Причем тут «Статус-6»

Отечественные самолеты судного дня (впрочем, как и американские) постоянно совершенствуются. Еще в 1991 году Минобороны СССР заказало «Полету» комплекс средств связи второго поколения «Звено-2», позже авиационный комплекс имени Ильюшина получил заказ на модернизацию четырех самолетов.
Эти работы затянулись более чем на на 17 лет. Дело дошло до судов, на которые периодически ссылаются в своих публикациях военные эксперты.
Только в 2007 году, как сообщается на одном из военно-технических порталов, «Полет» изготовил первый комплекс второго поколения «Звено-2». С тех пор шла доработка устройств и модернизация самого самолета. Об этих работах и обмолвился представитель НПО «Полет» на пресс-конференции, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 2011 году.
В 2015 году Приборостроительная корпорация, в которую входит «Полет», заявила об успешных испытаниях комплекса «Звено-2», которым оснастили первый модернизированный борт.
Интересно, что примерно в то же время, в ноябре 2015 года, в СМИ якобы случайно просочилась информация о системе ядерного поражения берегов противника «Статус-6», которая разрабатывается в недрах российского оборонного комплекса. Казалось бы, причем тут «Статус-6»? Да все при том же. Эта система предполагает создание беспилотных подводных лодок с ядерным зарядом, которые, отделившись от «матричной» АПЛ, должны будут вплотную подойти к континенту противника и уничтожить всю его прибрежную инфраструктуру, попутно загрязнив сушу радиацией. Похожая идея «ядерных торпед» была выдвинута еще в 1970-е годы академиком Сахаровым, однако тогда военные от нее отказались. И вот в 2015 году центральный телеканал, дав в эфир репортаж с совещания по ОПК с участием Владимира Путина, как бы мимоходом показал монитор, на котором были открыты данные о «Статусе-6». Никаких мер к тем, кто отвечал за съемки и за выход в эфир, принято не было - судя по всему, утечка была контролируемой.

Естественно, подлодки-дроны с ядерными зарядами (в 2016 году американская разведка сообщила об их успешных испытаниях) будут управляться все тем же самолетом судного дня. Появление в конце 2015 года информации об этих двух ключевых элементах «машины возмездия» нельзя назвать случайным. В разгар «войны санкций» российские власти решили ненавязчиво поставить в известность мировое сообщество о кропотливых работах по созданию такой машины.
Чуть позже модернизированный Ил-80 начал без видимой причины появляться на территории гражданских аэропортов. В августе 2016 года его «засветили» в аэропорту Казани (причем именно тогда, когда там собрали фотографов-любителей), в ноябре 2016 года - в аэропорту «Толмачево». Собственно говоря, в данном случае ни о какой утечке речи быть не может, поскольку вся секретная начинка скрыта за корпусом этого самолета. А вото продолжающихся намеках речь идти может.

Между тем

В настоящее время нижегородский «Полет» разрабатывает комплекс средств связи третьего поколения «Звено-3 °C». Предполагается, что им оснастят новый самолет судного дня, который будет разработан на базе Ил-96.

Только две страны в мире — Россия и США — имеют на вооружении подобные самолёты. Технические характеристики Ил-80 позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

В Аэропорту Толмачево замечен Ил-80 - Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

Ил-80 отличается от своего «прародителя» Ил-86 большим «горбом», расположенным на крыше, спереди. Кроме этого у него нет иллюминаторов, а под крыльями подвешены «ракеты» (на самом деле это дополнительные турбогенераторы — источники энергии)

Ну и конечно наш «АВАКС», самолет ДРЛО (самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Он используется для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также может служить воздушным командным пунктом.


Вот такая у нас воздушная связь. Это еще не все, а то, что я сам снимал.

Мощь современной Российской армии ни одна страна не ставит под сомнение после начала операции в Сирии. При этом у военных есть план, который обеспечит защиту государства даже в случае смерти главнокомандующего.

ПО ТЕМЕ

В критической ситуации на помощь придет "самолет Судного дня", который привел в ужас американских военных, – Ил-80. Экипаж этого воздушного командного пункта, который оборудован по последнему слову техники, может отдавать приказы всем видам войск и даже запускать ядерные ракеты. Связь самолету обеспечивает уникальная спутниковая система, а также выдвижная антенна длиной около восьми километров. "С этого самолета на все шахты, где есть наши ядерные ракеты – "Рубеж", "Тополь", "Сатана", "Ярс", "Булава", поступает команда на пуск, на ответный удар по тому негодяю, который ударил по нашей стране", – рассказал изданию "Аргументы и факты" эксперт Андрей Караулов.

Тем не менее ни один самолет не может быть на 100% защищен от ударов, но на этот случай у российских военных есть запасной план. "А что будет, спрошу я тебя, если вдруг и Ил-80 сбили? Ну вот убили же президента, убили же министра обороны, убили начальника Генштаба, вдруг еще и самолет собьют. Что будет тогда?! Тогда вообще Хичкок отдыхает! В воздух взлетает новая ракета и летит по ломаной траектории (кстати, как и ракета "Рубеж" – величайшее создание академика Соломонова). И с этой ракеты уже из космоса идет команда всем нашим ядерным установкам на ответный удар ", – отметил Караулов.

По словам специалиста, в последние годы России удалось обогнать США в военном развитии на десятилетия. "Каждая ракета – это ручная сборка. Каждый может понять: если с Ил-80 автоматически поступает команда на старт всем ракетным установкам страны – какие же это технологии! И все это мы не купили у американцев, как не купили и композитные материалы, это все наше производство, наши разработки ", – добавил он.

"Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления (ВКПСУ) второго поколения на базе самолета Ил-80, он будет поставлен заказчику до конца года. Об этом во вторник сообщили ТАСС в корпорации.

"Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику", - говорится в сообщении.

Воздушный пункт стратегического управления предназначен для оперативного развертывания войск, он также необходим в условиях отсутствия наземной инфраструктуры или в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.

"Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск. В составе корпорации работы над БКТС ведет нижегородское НПП "Полет". Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США - у американских военных аналогичный комплекс получил название "самолета Судного дня", - заявил заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков, слова которого привели в корпорации.

Он отметил, что новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно- морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Ранее в корпорации ТАСС рассказали, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

Техническая справка

Ил-80(87)

Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП , в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87 ) (аналог американского ВКП Боинг E-4B).


Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры.

Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. .

Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.

В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.


Тактико-технические показатели

Модификация

Ил-80

Размах крыла, м

48.06

Длина самолета, м

59.54

Высота самолета, м

15.81

Площадь крыла,м²

320.0

Масса, кг:

пустого самолета

нормальная взлетная

208000

Тип двигателя

4 ТВД Кузнецов НК-86

Тяга, кгс

4 х 13000

Максимальная крейсерская скорость, км/ч

850

Практическая дальность, км

3600

Практический потолок, м

Экипаж, чел

5

Фотографии помещены на сайте авиационной энциклопедии "Уголок неба"