Карлов мост и предсказания астрологов. Сбылись или нет? Загадать желание на Карловом мосту. Браницкий железнодорожный виадук

Страны - Влтава, которая делит город на две части. Поэтому его жители даже не могут представить свою жизнь без многочисленных мостов, соединяющих два берега. Однако мосты Праги выполняют не только практическую функцию, но и украшают город, поскольку некоторые из них являются настоящими произведениями искусства.

Главков мост - уникальное сооружение пражского мостостроения

Над островом Штванице и Влтавой проходит Главков мост, соединяющий Карлин и Голешовице. Данная конструкция была возведена из железа в ХХ веке. Спустя несколько лет железная конструкция была заменена бетонной. Примечательно, что мостостроению Праги до этого времени не были свойственны подобные сооружения. Свое название переправа получила в честь великого архитектора и мецената Чехии - Иосифа Главки. Интересным является тот факт, что этот мост никогда не был переименованным, в отличие от многих других, которые имеет на своей территории Прага. Черный мост, например, изначально назывался Пражским, сегодня он носит имя Карла V, а мост Легии - имя I.

Стоит отметить, что возведение Главкова моста было обусловлено острой необходимостью в соединении этих двух частей города. Связано это было со строительством центральной бойни в Голешовицах и электростанции на острове Штванице. Мост возводился в два этапа. В 1900 году была построена деревянная конструкция, а спустя 10 лет - железнодорожный мост, который впоследствии соединили с бетонным. Те внешний вид и конструкцию, которую сегодня имеют возможность наблюдать гости и жители Праги, Главков мост приобрел в 1962 году. С южной стороны сооружение украшают рельефные изображения Л. Кофранка и Б. Кафки, а с северной - скульптуры Й. Штурсы.

история и легенда

Особого внимания заслуживает Карлов мост в Праге. Фото этой конструкции сегодня можно найти в Интернете в огромном количестве, но ни одно из них не сможет передать его истинную красоту и величие. Данная переправа длиной более 500 м соединяет Старый Город и Малую Страну. Построена она была еще в 14 веке и до сегодняшнего дня является не только одной из возможностей перебраться на другой берег Влтавы, но и одной из наиболее известных достопримечательностей чешской столицы.

Пражский - именно так изначально назывался сегодняшний Карлов мост в связанная со строительством этого моста, утверждает, что своей долговечностью конструкция обязана тому, что в раствор, используемый для ее возведения, архитектор требовал добавлять сырые яйца. И поскольку в Праге яиц для этого не хватало, король Карл приказал со всей Чехии свезти данный продукт. Существует также легенда о водяном, который живет под четвертой аркой моста и радуется большому количеству собранных душ.

Как бы там ни было на самом деле, но невозможно опровергнуть тот факт, что одним из наиболее крепких и красивых сооружений чешкой столицы является Карлов мост в Праге. Фото, которые можно найти в Интернете, представляют его во всей красоте. Конструкция украшена 30-ю статуями и тремя башнями, на которые изначально возлагалась роль Сегодня жители и гости Праги имеют возможность просто подняться на башню со стороны Старого Города и полюбоваться красотой лепки и готическим искусством. Для этого им придется преодолеть 138 ступеней.

Ирасеков мост

На возведения Ирасекова моста было потрачено 5 лет - с 1923 по 1925 год. Его целью было разгрузить уже имеющиеся мосты от постоянно растущего потока транспорта. Конструкция была разработана архитекторами Ф. Менклем и В. Хофманом, которым удалось успешно совместить в этой конструкции высокую грузоподъемность, элегантный внешний вид и функциональность. Для строительства был использован железобетон.

Ирасеков мост имеет длину 21 м, ширину 310,6 м, высоту пролетов - 14,5 м и соединяет рабочее предместье Праги с Новием Местом. Все мосты Праги имеют свою историю названия. Так, данная конструкция была названа в честь Алоиса Ирасека, который является известным написавшим книгу "Старинные чешские сказания", ставшую своеобразным поэтическим гимном народу этого государства.

Манесов мост - возлюбленное место туристов

Манесов мост - еще одна конструкция, которую никак нельзя обойти вниманием, рассматривая мосты Праги. Фото этого сооружения, безусловно, можно найти в различных источниках, однако побывать на нем - это совсем другое, ведь отсюда открывается великолепный вид на столицу Чехии.

Возведение данной переправы было завершено в 1916 году. Проект для Манесова моста разрабатывали такие известные чешские архитекторы, как Властимил Гофман и Павл Янак. Ранее Кларов и Старое Место соединял железный висячий мост для пешеходов. А еще раньше здесь была паромная переправа к рыбацкой деревне. Изначально мост был построен исключительно для передвижения транспорта, но со временем появилась необходимость в передвижении по нему пешеходов, для которых в середине ХХ века и были оборудованы дорожки. Своим названием сооружение обязано известному художнику XIX столетия Жозефу Манесу.

Нусельский мост - самый молодой мост столицы Чехии

Нусельский мост отличается от других мостов чешской столицы в первую очередь своими огромными размерами - 26 метров в ширину, на которых расположена шестиполосная дорога и тротуары по обе стороны, и 500 в длину. Ежедневно через мост проезжают тысячи транспортных средств, а внутри него находится туннель-метро.

Возводился этот мост в период с 1968 по 1973 год. Так, данная переправа является самой молодой и высокой в Праге. Она имеет высоту 43 метра. Построен мост был с целью соединения Нового Места и Панкаца. Стоит отметить, что он не пересекает реку Влтава, как многие другие мосты Праги, а просто проходит над Нусельской долиной, от которой и получил свое название. Правда, изначально он носил имя Климента Готвальда, который являлся первым президентом Чехословакии. В народе переправу называют мостом самоубийц. Связано это с тем, что множество людей свели счеты со своей жизнью, спрыгнув с Нусельского моста.

Мост Легии

Рассматривая мосты Праги, также стоит упомянуть о мосте Легии - первой переправе столицы Чехии, построенной на месте существующей цепной подвесной. Соединяет мост Легии Национальный проспект с Малой Стороной и проходит над Стрелецким островом. План данного сооружения был разработан инженером Йиржи Соукупом и архитектором Антонином Бальшанком. Мост имеет длину 343 м и ширину 16. Его прототипом является парижский мост Пон д"Альма.

Невозможно побывать в Праге и обойти стороной ее великолепные мосты, однако, каким из них стоит отдать предпочтение, каждый решает сам для себя.

Влтава делит Прагу на две части. Если посмотреть на карту, будет видно, что река проходит как раз посредине чешской столицы. Сейчас через реку переброшено несколько великолепных мостов, украшающих как город, так и саму реку. Любопытен тот факт, что большинство ныне существующих в Праге мостов были построены буквально за последние 150 лет. До этого же город обходился лишь одним, самым древним — .


Великолепные мосты Праги

Первый мост, построенный в этом городе, располагался как раз там, где сейчас находится Карлов мост. Его соорудили еще в первой половине X столетия, из дерева. Тело покойного Вацлава из Стара Болеславы провозили в Град именно по этому мосту. Несколько десятков лет мост верно служил городу, однако, наводнение 1157 года разрушило его до основания, и Владислав II, правивший в те времена, был вынужден возвести новый мост. Таким образом, вскоре Влтаву перешагнул Юдитин мост, который располагался немного севернее. Сооружение получило такое название в честь королевы Юдиты, наблюдавшей за процессом постройки. В те годы этот мост считался единственным в Европе техническим сооружением столь значительных масштабов.

Просуществовал Юдитин мост почти 200 лет, пока еще одно наводнение не обрушилось на Прагу. После потопа 1342 года мост был почти полностью уничтожен. Остатки опор этого романского сооружения — единственное, что напоминало о некогда мощном строении.

Спустя несколько лет, в 1357 году, началось строительство моста, который стоит и поныне — . Полукилометровое сооружение стоит на шестнадцати пилонах, соединенных арочными сводами, тогда как Юдитин мост подпирало аж 24 опоры. По всей видимости, потому он и пострадал, что чересчур препятствовал течению реки.


Карлов мост

Мост, возведенный по указу Карла IV привлекал к себе внимание инженеров и архитекторов всей Европы с момента постройки. Самый длинный мост в Европе — дрезденский — издавна считали наиболее эффектным. Пражский же всегда слыл самым прочным. Впечатляющая (на то время) ширина моста, составлявшая почти 10 метров, позволяла проводить на нем турниры, чем активно пользовались организаторы подобных мероприятий. В качестве примера можно упомянуть турнир 1436 года, состоявшийся здесь в честь короля Зигмунда.

Непосредственным создателем сего сооружения был Петр Парлеж. Период барокко подарил мосту три десятка статуй и несколько групп святых. Ряд этих архитектурных украшений стал самой длинной галереей такого рода в мире. В процесс создания этих шедевров архитектурного искусства внесли свою лепту многие ваятели этой эпохи. Помимо прочих архитекторов и скульпторов того времени, наиболее активное участие в сотворении элементов этой принимали мастера семьи Брокоффов, а также, Ян Бедржих Кол и Матиаш Браун. Наибольшей художественной ценностью из всех изваяний обладает скульптурная группа св. Луиттарды, автором которой является все тот же Матиаш Браун. Стоит заметить, что эта работа и прославила мастера.


Карлов мост

На долю Карлова моста выпало немало наводнений, однако он по сей день твердо стоит на Влтаве. Сильнее всех остальных был потоп 1890 года, разбушевавшийся настолько, что далеко не все скульптуры, украшавшие постройку, остались на своих местах. Мост успешно пережил множество суровых испытаний, среди которых многочисленные войны и наводнения. Он стал настоящим полем боя в 1848 году, во время революции, а до этого, в 1648 году, здесь проходила битва жителей Старого Места со шведскими войсками. Мост был свидетелем бегства Фридриха Пфальцкого, потерпевшего поражение в Белогорской битве. Все правители, руководившие чехией после Карла IV, были коронованы именно здесь, на этом мосту. Нынешнее название мост получил относительно недавно, в 1870 году. До этого же он слыл «каменным», или «пражским».

Карлов мост около пяти веков был единственным сообщающим звеном между берегами Праги. Идея о возведении еще одного моста через Влтаву родилась лишь в начале позапрошлого столетия. Сам же мост появился в 1842 году, получив название Шнирхов . Это цепное ампирное строение соединяет берега чешской столицы в том месте, где на данный момент находится . Простояло это сооружение, до 1901 года, а затем его заменили более современной конструкцией, которая теперь зовется мостом Легии .


По мере развития сети железных дорог, возникла необходимость в соединении левого берега Праги с правым посредством сооружения соответствующего строения, в результате чего и появился мост, по которому поезда попадали из в Смихов. Эта постройка успешно функционирует и в наше время. Годом его рождения считается 1878-й, и называется он — , который среди всех каменных сооружений Праги стоит на втором месте после Карлова. Неподалеку от острова Штванице был сооружен еще один железнодорожный мост. В те же времена на месте нынешнего стоял цепной мост Франца I.


Немыслимо, но пражане и в новое время довольно-таки успешно обходилась столь малым количеством мостов. Сама же река имела совершенно иной вид: когда мостов было немного, можно было увидеть серебристую гладь Влтавы, простирающуюся на многие километры. Сейчас же мосты разбивают реку на множество небольших отрезков, что полностью меняет внешний вид водоема. В наши дни перед взглядом горожан и гостей города предстает совсем иной пейзаж: ряд мостов, выстроившись по порядку выглядят по-своему очаровательно и придают столице Чехии неповторимый колорит большого города.

Каждое из этих сооружений заслуживает отдельного упоминания, поэтому рассмотрим их более детально. Как уже говорилось, мост Палацкого стоит на втором месте среди каменных сооружений после Карлова моста. Это великолепное строение некогда украшали скульптурные группы, автором которых был И.В. Мысльбек. Снять их пришлось после нападения американской авиации, которое состоялось 14 февраля 1945 года. Со стороны Нового Места было установлено изваяние Либуша с Пршемыслом, а неподалеку от них стоял легендарный певец того времени — Лумир. На другом берегу моста можно было увидеть Забу со Славоем и Цтираду с Шаркой. Скульптуры, получившие серьезные повреждения во время этого налета были перемещены в более безопасное место в Вышеграде.


Мост Палацкого

Первое мостовое сооружение, построенное в прошлом веке, называют (Jiráskův most) . Ширина, которой сильно упростило транспортные проблемы пражан. Мост построили в 1928 году, а назван он именем писателя Алоиса Йирасека, который был автором множества исторических романов. Работал и жил он неподалеку от того места, где сейчас стоит мост. Со стороны Нового Места на мосту установлен памятник писателю, а рядом с ним — доходный дом с мемориальной доской на нем.


Двигаясь дальше по реке, мы встретим мост Первого мая ( , мост Легионеров) , а за ним и Карлов мост, Однако, об этих сооружениях мы уже говорили выше. Следующий на очереди — (Mánesův most) , который впервые был сдан в эксплуатацию в 1916 году. Его строительство началось еще в 1911 году, однако, в последующие годы, во время Первой мировой войны, завершить строительство так и не удалось. Этот бетонный мост сооружен возле площади Красноармейцев .


Следующим строением, которое мы упомянем будет бывший Мост Сватоплука Чеха () , являющийся самым коротким из всех. Его длина составляет всего 170 метров, а служит он соединяющим звеном между и легенским берегом.


За этим строением следует Штефаников мост (Štefánikův most) , переправляющий транспорт к легенскому туннелю. Это бетонное сооружение, на месте которого некогда стоял цепной мост, используется с 1951 года.


Немного дальше по реке находится , состоящий из двух отдельных частей. Первая из них была построена из металла и сдана в эксплуатацию в 1910 году, вторую же часть строили из бетона, а первый транспорт по ней проехал на два года позже, в 1912 году. Это второе сооружение стало первым бетонным мостом в городе. Для украшения строения были приглашены такие известные мастера, как Маржатка, Штурса и Гутфрейнд. Главков мост можно разделить на две части, поскольку он проходит через самый большой остров в Праге — Штванице .


Главков мост

Отдельной темой для обсуждения будет одно из самых длинных мостовых сооружений в Праге — . Его длина составляет 341 метр, а по ширине он в два раза превосходит Карлов мост. Расстояние от левого борта до правого — 21 метр. Этим мостом соединили Либень и Голешовице. Сооружение построено из бетона, в 1982 году.


Почти тогда же было завершено строительство моста Защитников баррикад (Most Barikádníků) — последним строением в цепи пражских мостов. Этот мост помогает добираться из центра Праги к . Исторически сведения гласят, что это место было опорным пунктом Пражского восстания.


Посетив Прагу, и поднявшись на Летну, турист откроет перед собой дивный вид на город, с его великолепными башнями, воротами и мостами. И тут и там Влтаву пересекает множество мостовых сооружений, создающих своеобразный каскад. Среди них и легендарный Карлов мост, который нынче не является единственным с своем роде, однако неизменно остается уникальным памятником мирового масштаба.Идея о постройке моста через Нусельскую долину возникла несколько десятков лет назад, но, поскольку, острой необходимости в этом город не испытывал, этот проект так и продолжал висеть в воздухе. Однако, как всегда бывает, возможным становится все что угодно, как только появляется в этом нужда, и когда пришло время, от Панкрацкой долины до Нового места был построен еще один мост, . Это свершилось в 60-х годах, поскольку десятки тысяч жителей Южного города не могли иначе быстро добраться до центра Праги. Помимо всего прочего, существовала и потребность в возведении магистрали Север-Юг, проложить которую было возможно только в этом месте. В длину это мостовое сооружение простирается на 490 метров, а под его основаниями проложена линия метро. Автомобили и прочий транспорт проезжают по мосту, стоящему над «чашей» Нусельской долины, на высоте 40 метров. Его поддерживают четыре капитальных пилона. Стоит заметить, что основной проблемой в проектировании и постройке этого сооружения было преодоление сложностей рельефа в этом месте, а вовсе не борьба с водоемом.


Нусельский мост

Эстакада автострады, связывающая Высочаны с Северным городом, во многом похожа на тот мост, что над Нусельской долиной. В скором времени в Праге будет возведен и еще один мост, который станет частью магистрали Север-Юг. Это сооружение будет проходить над вокзалом «Прага-Стршед». В какой-то степени можно считать, что он станет продолжением Главкова моста.

Пражские мостовые сооружения заслуживают уважения не только благодаря отличным техническим параметрам. Мосты разнятся между собой как материалом, взятым в строительстве за основу, так и архитектурным оформлением. Каждый из них по-своему красив и величествен. Проезжая по очереди по мостам чешской столицы, вам будут открываться все новые и новые пейзажи и панорамы, наслаждаться которыми можно бесконечно. Город не раз предстанет перед Вами в необычном ракурсе, и это поможет лучше его понять. Непременно стоит взглянуть на пражские мосты с высоты, поскольку сверху все воспринимается совершенно иначе.

Юдитин мост

Первым каменным мостом через Влтаву был Юдитин мост , который функционировал с 1172 года. В 1342 году он рухнул из-за резкого таяния снега и льда (вначале огромные льдины закупорили пространство между опорными быками, а затем новые льдины создали слишком сильное давление на них). Новый мост решили построить на 20-30 метров выше по течению.

История постройки Карлова моста

Каждый орден рядом со своей частью моста получил большие участки земли для постройки монастырских комплексов. Первый возвёл целый район, центром которого были современные Мальтийская и Велкопржеворская площади , а второй застроил квартал вокруг площади Крестоносцев .

С конца XIX века через Карлов мост проходила линия первого общественного транспорта, известного сегодня как конка . Затем его сменил трамвай с нижним токосъёмом, однако через пару лет городские власти одумались и перестали проверять мост на прочность. Нужно отметить, что до 1870 года он назывался Пражский мост , а был переименован лишь на волне национального возрождения XIX века .

Башни Карлова моста


Староместская башня

Староместская мостовая башня (Staroměstská mostecká věž) - восточная башня Карлова моста; является символическими воротами в район Старе Место . Её начали строить одновременно с мостом под руководством Петра Парлержа , а закончили в 1380 году . Староместская башня считается самой красивой средневековой башней в Европе (из сохранившихся). И это при том, что в 1648 году скульптурные украшения восточной стороны башни были уничтожены шведским артиллерийским обстрелом, когда мост, как единственная переправа на правый берег Влтавы, стал местом ожесточённого боя .

В Средние века крыша Староместской башни была покрыта позолоченными листами. Также золотыми были самые важные элементы скульптурных композиций. В наше время фасад башни украшен гербом района Старе Место , над которым расположен горизонтальный ряд гербов земель чешского королевства в период правления Карла IV . Над ними возвышаются статуи королей, при которых строился Карлов мост, - Карла IV и Вацлава IV . Между ними (на небольшом возвышении) находится статуя святого Вита , духовного покровителя моста. На уровне третьего яруса башни расположены скульптуры покровителей чешской земли - святые Войтех и Сигизмунд . Кроме того, на фасаде башни (в четырёх разных местах) можно увидеть барельефы птицы зимородка, символа Вацлава IV.

В начале XVII века на Староместской мостовой башне в течение десяти лет висели 12 отрубленных голов лидеров Восстания сословий , казнённых на Староместской площади . В наше время в башне функционирует обзорная площадка и небольшая историческая галерея. Рядом с башней находится Музей Карлова моста .











Малостранская башня

Малостранская мостовая башня (Malostranská mostecká věž) - высокая западная башня Карлова моста. Из всех трёх башен она была построена последней - в середине XV века во времена правления короля Йиржи из Подебрад. В первом же доме от башни (ул. Мостецкая, 1) находится Klub Za starou Prahu - гражданская ассоциация, которая с 1900 года ведёт деятельность по охране памятников в Праге .

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Юдитина башня

Юдитина башня (Juditina věž) - самая маленькая, но при этом самая старая башня (датируется XII веком). Её построили ещё во времена первого в романском стиле, а в 1591 году перестроили по подобию двух других башен. В городской хронике сохранилась запись о трагическом происшествии, связанном с Юдитиной башней. Сообщается, что в 1250 году отколовшийся кусок камня упал на голову рыцарю по имени Pertolt. Несчастный, полностью облачённый в доспехи, но снявший шлем, упал замертво.

Малостранская мостовая башня и Юдитина башня соединены воротами, на которых изображены гербы пражских районов Мала Страна и Старе Место , а также региона Богемия.

Скульптуры Карлова моста создавались с глубоким идеологическим и политическим смыслом. Правящая в то время Богемией и Моравией (главные регионы современной Чехии) австрийская династия Габсбургов с помощью католицизма пыталась искоренить у чехов опасные гуситские взгляды, ведущие к проявлению национального самосознания и стремлению к независимости. Поэтому все личности на Карловом мосту - это идейные миссионеры и распространители католической веры. Среди них нет никого из настоящих защитников чешских интересов. Отсутствуют даже короли Карл IV и Вацлав IV , в период правления которых велось строительство сооружения, так как они вели политику, направленную на создание сильного национального государства.


Франциск изображён в одежде священника. Слева от него расположен ангел с образом Святых Даров, справа - ангел, держащий образ Девы Марии.

Детали скульптурной композиции: Людмила держит в левой руке платок, которым, по легенде, была задушена, а правой указывает на библию, по которой учит читать юного Вацлава. Рельеф на постаменте изображает сцену убийства князя Вацлава.


Детали скульптурной композиции: бронзовые пластины на постаменте изображают сцены исповеди королевы и казни Яна Непомуцкого. Существует поверье, что, если их потереть, исполнится желание.

Антоний Падуанский (1195–1231) - известный проповедник Ордена Францисканцев.

Детали скульптурной композиции: Антоний изображён с маленьким Иисусом. В правой руке он держит лилию, которая подчёркивает его святость. По бокам расположены две вазы, отображающие сцены из жизни Антония Падуанского.

Франциск Ассизский (1182–1226) - покровитель защитников природы и учредитель нищенствующего Ордена Францисканцев. Именно он углубил идею бедности для монахов и превратил её из отрицательного признака отречения от мира в положительный жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа. Также преобразил и саму идею монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрёкшись внутренне от мира, остаётся в мире, чтобы призывать людей к миру и покаянию. Франциск показал личный пример подобного поведения, став босоногим нищим, и «в одежде пастуха» проповедовал о необходимости любви и смирения. Нужно отметить, что он был выходцем из зажиточной купеческой семьи, а по молодости был известен как «король всех пирушек и забав».

Детали скульптурной композиции: Франциск Ассизский изображён с двумя ангелами. На постаменте высечена надпись «святому Франциску Ассизскому за чудесное спасение императора Франца Иосифа в 1853 году» (венгерский революционер нанёс монарху удар ножом в шею, от которого его спас золотой воротник униформы).

Иуда Фаддей - апостол, проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии и Месопотамии. Умер мученической смертью в Армении. Заступник людей в безнадёжных делах.

Детали скульптурной композиции: святой изображён с Евангелием и дубиной. На пьедестале надпись: «Преданному другу Христову».

Винсент Феррер (1350–1419) - испанский философ, богослов и проповедник. Происходил из знатного дворянского рода, но добровольно принял суровую жизнь аскета (круглый год соблюдал строгий пост, спал на голой земле, передвигался только пешком). Винсент посвятил себя миссионерской деятельности и отказался от кардинальского сана;

Прокопий Сазавский (970–1053) - чешский монах и миссионер. Основал Сазавский монастырь, который был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где происходило богослужение на церковнославянском языке. Прокопий также вёл жизнь аскета (лично вырубал лес и возделывал землю). По легенде, однажды местные жители увидели святого, пашущего поле на запряжённом в плуг чёрте, которого он погонял крестом.

Детали скульптурной композиции: святой Винсент в доминиканском облачении одной рукой изгоняет дьявола из коленопреклонённого человека, а другой - воскрешает из мёртвых лежащего в могиле. Святой Прокоп держит жезл над усмирённым сатаной, наступив на него ногой, что символизирует победу веры, правды и добра над силами зла. На памятнике есть несколько надписей: «8 000 басурманов к вере католической», «70 дьяволов усмирить» и «2 500 евреев к Христу».

Брунцвик - герой чешских легенд и сказаний , который хотел заполучить право разместить на своём гербе льва (символ доблести и отваги). Для этого он пустился в череду приключений и подвигов. Рыцарь Брунцвик является вымышленным персонажем и символизирует одного из королей рода Пржемысловичей , который сменил чёрного орла на серебряного льва на гербе Богемии в 1172 году.

Детали скульптурной композиции: рыцарь Брунцвик изображён с мечом и щитом, на котором изображён герб района Старе Место . В ногах у него сидит лев. Памятник находится за скульптурной группой святых Винсента и Прокопа (№ 20), поэтому, чтобы его увидеть, нужно глянуть с моста вниз.

Августин Аврелий (354–430) - философ, проповедник и богослов. Именно ему принадлежит интересная фраза «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность... но не сейчас, о Боже, ещё не сейчас!»

Детали скульптурной композиции: святой изображён в епископском одеянии. Под правой ногой у него еретическая книга (знак презрения к протестантам), а в правой руке - горящее сердце (знак любви к Господу). У левой ноги Августина находится фигурка ангела.

Николай Толентинский (XIII век) - миссионер и монах Ордена Августина Аврелия. Перед смертью его последними словами были: «Моя совесть ни в чём меня не упрекает, но это не значит, что я праведник».

Детали скульптурной группы: святой изображён в рясе монаха с ангелом, который приготовил корзину хлеба для неимущих.

Луитгарда - слепая монахиня, прозревшая после целования во сне ран Христа.

Каетан Тиенский (1480–1547) - защитник от эпидемий и основатель Ордена Театинцев, который стал первым орденом нового типа. При вступлении священники давали традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, однако не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Таких монахов называют регулярные клирики. Новый орден боролся с ересью, но гуманными методами (в отличие от распространённой средневековой практики использования насильственных мер).

Детали скульптурной композиции: святой держит в руках раскрытое Евангелие от Матвея со словом Божьим. За ним находится чумная колонна, символизирующая Святую Троицу с изображением облаков и ангелов.

Филипп Бениций (1233–1285) - один из основателей Ордена Сервитов.

Детали скульптурной композиции: святой одет в традиционное белое одеяние членов ордена. В руках он держит крест, символическую ветвь (или лилию) и книгу. У ног положена тиара (папская корона), так как в 1268 году он имел возможность стать Папой Римским.

Войтех (X век) - второй чешский епископ, убит во время миссионерства в полабской Пруссии. В XI веке святой считался вторым после святого Вацлава покровителем земли чешской и главным святым покровителем Польши.

Детали скульптурной композиции: Войтех изображён в архиепископском одеянии с Евангелием в левой руке.

- знакомство с историей и традициями чешского пивоварения, посещение традиционной пивницы с собственной пивоварней - 3 часа, 40 евро

- чарующая природа, богатая история и секреты пивоварения знаменитого курорта в живописной долине - 11 часов, 30 евро


Вит (290–303) - покровитель чешских земель. Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого не сохранилось. По преданиям, 13-летний юноша отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого Вит отказался помолиться римским богам. Его арестовали и за отказ признавать римскую религию бросили к голодным львам, но те не тронули Вита. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом.

Детали скульптурной композиции: святой изображён в одеянии римского гражданина, но со средневековым головным убором. Постамент выполнен в форме скалы с пещерой, из которой вылазят голодные львы.

Молодой священник Жан де Мата (1150–1213) во время первой мессы увидел видение, которое он истолковал как знак, что свою жизнь он должен посвятить спасению пленных христиан из мусульманского заточения. Его идею поддержал граф Феликс де Валуа (1127–1212). Вместе они основали Орден Тринитариев, посвящённый Пресвятой Троице. Девиз монахов гласил: «Слава тебе, Троица, а пленным - свобода». Средства для выкупа христианских пленников тринитарии собирали за счёт пожертвований и сбора милостыни.

Иоанн Чешский (IX век) - праведник и первый чешский пустынник (отшельник). Причинно-следственная связь со святыми Феликсом и Иоанном неизвестна.

Детали скульптурной композиции: турок с собакой стережёт христианских пленных, сидящих за решёткой и взывающих о спасении. Феликс де Валуа протягивает руку пленнику, Жан де Мата держит кандалы, а святой Иоанн молча наблюдает за ними.


Косма и Дамиан Аравийские (III или IV век) - братья, врачеватели и чудотворцы. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений. С больных, которых они лечили, братья никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа «даром получили, даром давайте».

Детали скульптурной композиции: изображены два брата-врачевателя и Спаситель как «главный врачеватель мира». За его фигурой возвышается крест с надписью: «В этом кресте - наше спасение». По правую руку от него расположен святой Косма (надпись на постаменте: «Гиппократ между святыми»), а по левую - святой Дамиан (надпись на постаменте: «Богомольному брату, Галену небес»).

Святой Вацлав (907–936) - князь, правитель Богемии и Моравии, принявший христианство.

Детали скульптурной композиции: надпись гласит «В память о праздновании 25-летнего юбилея основания Общества слепых детей, состоявшегося в Праге 4 октября 1857 года». Именно Пражское общество слепых профинансировало создание статуи.

Посчитать все мосты и переходы через реки Праги непросто. Принято считать, что мостов восемьнадцать. Десять из них перекинуто через Влтаву, остальные – через ее притоки. Каждый из которых обладает уникальным обликом, имеет свою интересную историю строительства, а некоторые даже легенду. Есть здесь отдельные шедевры архитектуры, но есть и обычные, ничем особенно не примечательные мосты. Здесь мы описываем самые знаменитые из них.

Самый старый и знаменитый мост в Праге. Это настоящий символ Праги, ее визитная карточка и одновременно связующее звено между Старым Городом и Малой Страной. Строительство моста началось во второй половине 14 века c заложения первого камня Карлом Великим в 1357 году, 9 июля в 5 часов 31 минуту. Данная дата, представляющая собою пирамиду с числом «9″ на вершине – 1.3.5.7.9.7.5.3.1. – считалась наиболее благоприятной для любого начинания, и вот, спустя столько времени, он стал столь притягательным для туристов.

Современная легенда гласит, что Далай Лама, проходя по мосту в 1990 году, сказал, что мост находится в центре вселенной, и вокруг него нет отрицательной энергии. Быть может, именно потому здесь всегда столько народу. Только в холодные зимние вечера фотографы умудряются сфотографировать его без людей.

Вход на мост «охраняется» двумя Малостранскими предмостными башнями, которые раньше входили в пражский оборонительный комплекс.

Второй по возрасту автомобильный мост — Мост Палацкого — был закончен в 1878 году. Назван по имени Франтишка Палацкого, выдающегося руководителя чешского народного движения, автора книги «История чешского народа».

Баррандовский автомобильный мост построен в 1983 году и является частью многополосной кольцевой дороги, проходящей почти по всей Праге. Тут же расположен и пешеходный мост, который соединяет два района, разрозненных шоссе.

Построен в 1933. Начинается от площади Алоиза Йирасека (известного чешского писателя) — пожалуй, одной из самых красивых в Праге; именно на этой площади стоит так называемый Танцующий дом.

5. Мост легионеров (Мост Легии)

Закончен в 1901 году, сменил бывший здесь прежде железный вантовый («цепной») мост Франца I. Более ранний мост, носивший имя одного из Габсбургских императоров, строился в 1839-41 гг., и был вторым по времени возникновения пражским мостом (после Карлова моста). Этот прежний мост был разобран в 1888 году. Новый — мост Легии — назван по имени чешских легионеров 1-й Мировой войны,

Еще одно названием этого моста — «Мост Велогонки мира», так как с 1948 года отсюда стартует международная многодневная велосипедная гонка. Мост имеет уникальный архитектурный образ, а его единственная огромная арка до сих пор воспринимается как главные ворота в Прагу. Он соединяет главный железнодорожный вокзал Праги с исторической частью города, районом Збраслав.

7. Браницкий железнодорожный виадук

Построен в 1952-55 годах. По нему проходят две автомагистрали и две же железнодорожных колеи.

8. Манесов мост

Бетонный мост, закончен был в 1914 году. Прежде именно в этом месте была паромная переправа через Влтаву. Назван по имени еще одного «отца» — на этот раз чешской живописи, Йозефа Манеса.

Самый короткий пражский мост через Влтаву, его длина 169 метров. Это единственный пражский арочный мост.

Сооружен в 1951 году на месте бывшего моста императора Франца Йозефа I.

Единственный в Праге, который никогда не переименовывался. Строился в два этапа: сначала, в 1910-м году — с правого берега Влтавы на остров Штванице; эта часть моста была стальной.

12. Карлинский виадук

Его еще называют виадук Негрелли. Построен в 1850 году, в Европе считается красивейшим образцом железнодорожного сооружения. Рекордсмен как по числу арок (85), так и по длине: почти километр с четвертью.

На месте Либенского моста (1928) прежде был другой, по-своему уникальный: деревянный, длиной 449 метров. Длина нынешнего – 780
метров, и, помимо реки, этот мост тянется еще и над Голешовицкой пристанью.

Железнодорожный мост, поставленный на сдвоенных косых опорах. Сооружен в 1976 году, а Влтаву пересекает под углом 45 градусов.

Был закончен в 1928 году, а в 1977 — перестроен почти до неузнаваемости, так как прежний быстро одряхлел и стал небезопасным, да и 16-метровая ширина перестала отвечать транспортным требованиям. Это последний автомобильный пражский мост по течению Влтавы: далее – лишь стальной трамвайный, и — висячий переходик для велосипедистов и пешеходов к Тройскому замку.

16. Самый высокий мост – Нусельский

Это одна из самых интересных современных пражских мостовых построек. Сооруженный в 1965-1973 годах, он имеет длину 485 м, а высоту – около 40 м. Мост перекинут через Нусельскую долину, он соединяет два пражских холма, и выглядит – словно мост над ущельем. Это – метромост (поверху — автомобили, внутри, в туннеле — поезда метро), но за счет особой конструкции туннель метро не заметен вовсе.

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.