Безопасные места в России? Как выбрать самое безопасное место в транспорте

Приобретая авиабилет онлайн или в кассе аэропорта, редкий человек задумывается о риске аварийной ситуации. Все мы с ужасом смотрим сводки новостей о крушении аэробусов, но в глубине души считаем, что с нами никогда такого не случится. Тем не менее, данные статистики показывают, что даже при падении самолета есть вероятность выжить, если выбрать правильное место в салоне.

В этой статье мы сравним степень безопасности пассажирских мест в разных частях салона и приведем любопытные статистические данные, связанные с исследованиями по этой теме.

Где самые безопасные места в самолете?

Согласно опросам пассажиров, места в передней части салона считаются наиболее удобными: здесь достаточно пространства, меньше шума и близко к выходу. Именно поэтому билеты на передние места раскупаются в первую очередь. Однако, такая популярность не является гарантией безопасности. Оказывается, при крушениях носовая часть самолета принимает основную мощь удара, поэтому сидящие здесь пассажиры не имеют практически никаких шансов остаться в живых.

Средняя часть авиалайнера также не отличается безопасностью: именно здесь находятся баки с топливом, которые по разным причинам могут воспламениться и взорваться.

Самые безопасные места в самолете находятся в хвостовой части. Большинство аварий происходит на этапе взлета или посадки, поэтому наибольший риск повреждений приходится на переднюю часть авиалайнера. Соответственно, у пассажиров в хвосте больше шансов на счастливый исход. Безусловно, падение самолета с большой высоты станет роковым, но при аварийных приземлениях хвостовая часть гораздо меньше подвержена риску.

Если вы хотите приобрести билеты, то безопасней всего будет поближе к аварийному выходу – это гарантия того, что при поломке самолета в воздухе вы одним из первых покинете салон.

Данные статистики

Наиболее безопасные места в авиасалоне стали предметом множества статистических исследований. Самым масштабным стал аналитический обзор научно-популярного издания Popular Mechanics, журналисты которого в 2007 году оценили результаты статистики авиакатастроф НСБ США за 30 лет. В результате им удалось выяснить, что:

  • Доля выживших в хвостовой части составила 69%;
  • В середине салона удалось спастись 56% пассажиров;
  • Сидящим в передней части повезло меньше – их доля составила всего 49%.

При этом американские журналисты сделали вывод, что местоположение справа или слева не влияет на уровень безопасности – при падении на них приходится одинаковая нагрузка.

ТОП-5 самых безопасных самолетов в мире

Несмотря на подкрепленное статистическими данными убеждение, что самолет является самым безопасным способом передвижения, сообщения о катастрофах на борту воздушных лайнеров вызывают временный страх полетов, отражающийся на продажах авиабилетов.


Американский еженедельник BusinessWeek провел исследование данных о катастрофах по техническим причинам и составил рейтинг самых «неаварийных» самолетов.

  1. Boeing 777 – один из наиболее безопасных авиалайнеров, за все время эксплуатации которого разными перевозчиками погибло лишь трое пассажиров (в результате одной из трех аварий за общее время налета всеми боингами, составляющее больше 20 млн часов).
  2. Airbus A340 выпущен в количестве 341 штуки, и лишь три из них когда-либо попадали в аварию. При этом на борту не погиб ни один человек.
  3. Airbus A330 занимает третье место не случайно: за время налета более 14 миллионов часов произошло лишь три аварии, каждая из которых стала смертельной для пассажиров и экипажа, хотя одному счастливчику удалось выжить в 2005 году после фатальной посадки в аэропорту Триполи.
  4. Boeing 747 выпускается с 1970 года, и за это время было произведено более 940 машин. На счету этих самолетов 18 катастроф с летальным исходом, причем в большинстве случаев некоторым пассажирам удавалось выжить.
  5. Boeing 747 NG (Next Generation) эксплуатируется авиакомпаниями с 1997 года, и общее число лайнеров на сегодняшний день составляет более 2600 штук. За весь период эксплуатации этого самого популярного самолета произошло только три авиакатастрофы.

Мнение ученых

Согласно убеждениям аналитиков, тесная связь между расположением мест и степенью их безопасности – это надуманный миф. Однако, прослеживается четкая закономерность – чем ближе место к аварийному выходу, тем больше шансов выжить благодаря своевременному выходу из салона.

Кроме того, статистикой доказано, что большие самолеты реже попадают в катастрофы и число выживших при авариях больше по сравнению с малыми авиалайнерами, способными перевозить до 30 человек. На одномоторные самолеты приходится 73% всех произошедших когда-либо катастроф с летальным исходом.

Какое место в салоне самолета лучше выбрать, чтобы чувствовать себя в безопасности: впереди, в середине или в конце? Мы попытаемся разобраться, насколько безопасны те или иные места в разных чрезвычайных ситуациях: от задымления в салоне до катастрофы.

Самые безопасные места в салоне самолета

Согласно исследованию научно-познавательного журнала "Popular Mechanic", ваши шансы на выживание в катастрофе возрастают, если вы сидите в хвостовой части. За основу исследования были взяты данные Национального совета безопасности США, которые говорят о том, что на протяжении 30 лет вплоть до 2007 года больше всего уцелевших располагались именно в хвостовой части (последние ряды, находящиеся "за краем крыла"): 69%.

Чем ближе к носу, тем безопасность идет на убыль: "над крылом" - 56% уцелевших, "перед крылом", где обычно располагаются бюджетные места, процент тот же - 56%. Дело в том, что в крыле находится бак с авиационным топливом, а оно воспламеняется в результате ударов.

Если говорить о том, какую сторону выбирать, то согласно исследованию, это не важно: и справа, и слева процент выживаемости одинаков. Поскольку совершенно невозможно предугадать, на какую сторону завалится самолет в случае чп. А вот близость к проходу играет роль: более 65% выживших, согласно информации английского Управления гражданской авиации, сидели именно около прохода или на среднем ряду.

Какие места самые опасные в самолете?

Самыми опасными оказались передние места, находящиеся ближе всего к кабине: там выжило всего 49%. Обусловлено это тем, что самое большое количество катастроф происходит в моменты взлета или посадки, в результате чего страдает первым делом именно передняя часть лайнера. Она принимает на себя основной удар в момент встречи с поверхностью земли. Места, находящиеся впереди, гасят большую часть ударной волны, поэтому задним рядам достается меньше.

Безопасны ли места у аварийного выхода?

Да, но в ситуации, когда трагические события разворачиваются не стремительно и есть время вылезти из салона. В случае пожара на борту, попадания в воздух салона угарного газа теоретически первыми выберутся те, кто сидит на пяти рядах возле аварийного выхода. По правилам авиакомпаний на самые ближайшие к нему места стараются садить крепких мужчин, которые в случае чего помогут стюардессе открыть тяжелую дверь и организовать эвакуацию.

Зависит ли расположение безопасных мест от типа самолета?

Если вам не безразлична ваша безопасность, то отдайте предпочтение большим лайнерам, а не мелким "кукурузникам". По неутешительной для последних статистике, на самолеты с одним мотором с количеством мест до 30 выпадает 73% общего числа воздушных катастроф и около 70% всех смертей, случившихся в результате падений самолетов. Словом, небольших самолетов стоит остерегаться, также летайте с меньшим числом пересадок.

Как выжить, если сидите не на самом безопасном месте?

Чаще всего приобрести желаемое место у аварийного выхода или в хвостовой части не удается и приходится брать то, что осталось, либо подходящее по цене. Как же постараться остаться целым в случае катастрофы, если вы сидите в центральной части салона или ближе к кабине, да и на любом другом месте?

  • перед катастрофой постарайтесь сгруппироваться, чтобы ваше тело находилось на наиболее низком уровне: это позволит смягчить удар. Постарайтесь положить под голову подушку или что-либо мягкое, чтобы смягчить удар. Помните, что группировку не следует раскрывать до полной остановки самолета, потому что обычно одним сильным толчком дело не ограничивается.
  • отстегивая ремень безопасности, не паникуйте. Не перепутайте его с автомобильным: расстегивать нужно потянув за пряжку. Статистика показывает, что многие не спасшиеся не сумели вовремя освободиться от ремня, потому что начинали искать кнопку сбоку, как в автомобиле.
  • не вдыхайте едкий дым: постарайтесь намочить какую-либо тряпку жидкостью (возможно, даже мочой) и дышите через нее.
  • соблюдайте инструкции, которые дает стюардесса (если стюардесса или кто-либо из персонала в состоянии это делать. В противном случае ничего не ждите - действуйте сами). Не распихивайте других пассажиров, не толкайтесь: на выход из горящего салона есть примерно две минуты, за которые при хорошо организованной эвакуации вполне реально спастись большинству.
  • и конечно не пытайтесь спасти свои вещи, даже если у вас полная сумка драгоценностей - не теряйте время и не заставляйте других ждать, пока вы где-то копаетесь.

Некоторые пассажиры заботятся о безопасности при перелете и выбирают самые безопасные места в самолете при покупке авиабилетов. Основная масса пассажиров предпочитают комфорт, желают сидеть с вытянутыми ногами подальше от мест скопления людей и первыми побежать на выход после приземления лайнера.

Содержимое страницы

Между тем, в самолетах существуют безопасные места, которые повысят шансы выжить при аварии. При катастрофе на высоте 10 000 километров о выживаемости говорить трудно, ведь машина сгорает за 2 – 3 минуты. Но по статистике большой процент аварий случаются на взлете или при посадке. В таких случаях правильно выбранное место поможет вам сохранить жизнь.

Самые безопасные места в самолете

По статистике наибольший процент выживших в авиакатастрофах людей сидели в конце салона. Поэтому задняя часть считается безопасной.

Если рассмотреть ситуацию, когда лайнер терпит крушение на посадке, выяснится, что удар при падении приходится на носовую часть. Далее средний отдел и крылья смягчат удар, приняв волну на себя. Больше всего шансов остаться в живых в данном случае у пассажиров, сидящих в хвостовой части.

Если аварийная ситуация возникла при взлете, лайнер упадет передом, который опять же примет мощь удара на себя.

При взрыве топлива, которое располагается на уровне крыльев, пострадает середина салона. У пассажиров сзади шансов выжить больше.

Хорошие места в самолете

В салоне есть места, которые по безопасности уступают местам сзади, но повышают шансы на спасение в случае эвакуации при пожаре. По статистике 60% пассажиров при аварийной посадке со взрывом погибают от угарного газа, не успев выбраться на улицу. С этой точки зрения безопасные места у аварийного выхода и близко расположенные к нему (в пределах 5 рядов). Добежать с хвостовой или передней части самолета при панике и давке сложно. Кроме этого, у пассажиров, занимающих места у прохода больше шансов спастись, чем у тех, кто сидел у иллюминатора.

Таким образом, задние места повышают шансы на выживание, особенно при наземных инцидентах. Истории известны случаи, когда лайнер разрывало в воздухе, но люди, которые сидели сзади, остались в живых.

15% успеха на спасение добавляют места у прохода, 30% – места у аварийного выхода.

Если случилась авиакатастрофа, больше шансов на спасение у тех, кто ведет себя хладнокровно, мужественно, рационально и не впадает в панику. Ремни безопасности, поза младенца (согнувшись, обхватить голову руками), кислородные маски – это те вещи, которые повысят шансы на выживание.

После проведения научных исследований по выявлению безопасных мест в салоне ученые выступили с обращением к авиакомпаниям предоставить возможность выбирать людям места для полета самостоятельно. Поэтому важно знать, где в самолете самые безопасные места. У всех авиакомпаний есть сайт, на котором реализована продажа авиабилетов через интернет. Выбор места – это дополнительная услуга, которая предоставляется на платной основе. Кроме того, места повышенной безопасности продаются по завышенной цене. Но люди не прочь заплатить дополнительные деньги за собственную безопасность.

Большинство людей боятся летать на самолетах. Существует даже такая болезнь, как аэрофобия – т. е. панический страх перед авиаперелетами. Такие люди предпочитают передвигаться исключительно на поезде или автотранспорте.

А всему виной мнимое представление о том, что случись «авария» в воздухе – спастись невозможно. Хотя на самом деле это не так.

Обладая определенными знаниями и четко следуя инструкциям экипажа самолета, даже в экстренной ситуации вероятность нежелательного исхода можно свести к минимуму.

В свое время эксперты из агентства «Ascend», специализирующегося на консультации авиакомпаний, подсчитали, что шансы погибнуть в автомобильной катастрофе в 60 раз выше, чем во время полета на самолете .

А согласно данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), на один миллион вылетов приходится в среднем одна катастрофа .

Но так как крушение самолета вызывает куда больший резонанс, чем авария на дороге, то немаловажную роль в тиражировании аэрофобий играют средства массовой информации.

Даже бывалые пассажиры нервничают во время турбулентности, а некоторые не брезгуют «тяпнуть» для храбрости перед полетом. Что уж говорить о новичках.

Однако в наше время полет на самолете не только экономит время, но и деньги, чему способствует бурное развитие бюджетных авиакомпаний. Кроме того, в некоторых случаях самолет может быть единственным средством передвижения.

Чтобы переубедить людей, считающих воздушное судно самым небезопасным видом транспорта в мире, давайте снова обратимся к статистике, которая гласит: в 70 % случаях крушений авиалайнеров люди остаются живы. В первую очередь это касается людей, которые соблюдают правила безопасности. Вот о них сейчас и поговорим.

Прежде чем взлететь, нужно плотно пристегнуть пристяжные ремни , чтобы палец даже не пролез. Ключевое слово здесь «плотно». Эта маленькая деталь может спасти вам жизнь.

Во-первых, крепко пристегнутый ремень позволит вам остаться в кресле во время резкого торможения самолета или, наоборот, очень сильного ускорения. Проще говоря, он не даст вам вылететь с места.

Во-вторых, плотно застегнутый ремень убережет от тупых травм живота этим же ремнем во время резкого торможения или ускорения. Ведь каждый сантиметр свободного пространства ремня увеличивает нагрузку, которую испытывают ваши внутренние органы при такой травме в 3 раза (!).

Чтобы было понятнее: сила удара, которую вы испытаете при 1 см зазора, равна силе удара 1 кирпича, при 2 см – 3 кирпичей, при 3 см – 9 кирпичей.

Итак, мы плотно пристегнули пристяжной ремень. Но правильно ли? Дело в том, что зафиксированный пристяжной ремень должен находиться на подвздошных костях (тазовая кость). То есть под животом. Ни в коем случае не на животе!

Посмотрите, как это правильно делается, на следующих изображениях:

Существуют также неписаные правила безопасности, которыми люди обычно пренебрегают по незнанию. Считается, что в салоне самолета есть более или менее безопасные места для пассажиров в случае непредвиденных ситуаций.

Наблюдения показывают, что во время авиакатастроф хвост самолета остается целым, и, соответственно, у людей, которые находятся в хвосте, больше шансов выжить . Можно сказать, что это лучшее место для выживания: в хвосте нет топлива, а, значит, шансов взорваться меньше, и дверь для выхода близко.

Когда нужно экстренно покинуть самолет, совершивший непредвиденную посадку, очевидно, что пассажиры, сидящие ближе всего к аварийным выходам, выходят первыми , и в случае опасности, у них больше шансов выжить по сравнению с другими пассажирами.

По этой же причине люди, чьи места расположены ближе к проходу, находятся в более выигрышной ситуации во время аварийных случаев.

Также считается, что пассажиры с нормальным весом имеют больше шансов пережить катастрофу – они быстрее двигаются и могут при необходимости пролезть в узкое пространство.

Чтобы определить наиболее безопасные места в самолете, рекомендуем ознакомиться со схемой, изображенной ниже (кликните, чтобы увеличить):

Чаще всего авиакатастрофы случаются во время двух кратковременных периодов. Первый – момент взлета, а точнее первые 3 минуты полета. Второй – последние 8 минут полета, т. е. руление и посадка. Причем во время последнего несчастные случаи происходят в 2 раза чаще, чем во время взлета.

По статистике, аэрофобией (страхом перед полетами на самолетах) страдает около 30% взрослого населения. Этот страх обусловлен боязнью высоты, авиакатастрофы в воздухе, захвата самолета террористами и т.д.

Но, тем не менее, воздушный транспортсамый безопасный . Шанс, что полет может закончиться печальными последствиями – примерно 1 на несколько миллионов.

Лучшие места в самолете

Если вы боитесь летать на самолетах, но вам предстоит путешествие по воздуху, не спешите паниковать. Безопасное и комфортное размещение в салоне сведет ваши опасения к минимуму.

Какое кресло удобнее?

О выборе места в самолете следует позаботиться еще до его бронирования.

Большинству пассажиров удобнее всего на передних сидениях . Здесь можно уютно устроиться, откинуть кресло и вытянуть ноги, не мешая другим попутчикам. Не зря на многих авиарейсах места первого расположены именно спереди.

Кроме того, туалеты и помещения для персонала находятся сзади. А это значит, что во время полета никто не будет вам мешать.

Во всем салоне места у иллюминатора считаются одними из самых комфортабельных. Можно спокойно разглядывать облака за окном и практически не контактировать с другими пассажирами.

Итак, самыми комфортными считаются места:

  1. В носовой части лайнера;
  2. Возле иллюминаторов .

Как выбрать место?

  • Перед полетом ознакомьтесь с техническими особенностями лайнера, расположением мест. Эта информация находится в открытом доступе на сайтах авиакомпаний.
  • При мест руководствуйтесь не только соображениями безопасности, но и длительностью полета . При многочасовом перелете зарубежным лайнером (они считаются самыми надежными) лучше купить место спереди. Особенно это касается высоких и крупных пассажиров.

Забронировать билеты вы можете с помощью этой формы поиска. Внесите данные о городах вылета и прилета , дате , количестве пассажиров .

Самые безопасные места

Несмотря на то, что самолеты — самый надежный транспорт, люди все же стараются дополнительно обезопасить себя и близких.

Где надежнее всего?

Тем, кто панически боится летать и готов ради безопасности рискнуть собственным комфортом, рекомендуем выбирать места, расположенные в хвостовой части . Несмотря на близость к туалету и служебным помещениям, эти места считаются самыми безопасными.

Большинство аварий происходит во время взлета или посадки лайнера. А поскольку основной удар приходится на нос, у «задних» пассажиров больше шансов избежать травм и спасти свою жизнь.

Если вы хотите дополнительно застраховать себя в полете, обратите внимание на места, расположенные рядом с аварийным выходом. Пассажиры, сидящие здесь, эвакуируются первыми.

Где наиболее опасно летать?

Несмотря на явное удобство, передние места не считаются безопасными. При возникновении аварийной ситуации, основной удар приходится именно на носовую часть самолета.

Согласно статистике, наиболее опасными считаются места в середине салона . Они расположены в непосредственной близости от крыльев самолета, где находятся баки с горючим. При возгорании середина лайнера страдает первой. К счастью, подобные ситуации случаются крайне редко.

  • Если вы летите с , постарайтесь сесть спереди . В самолетах иностранных авиакомпаний именно здесь расположены крепления для детских люлек и колясок. Из этих же соображений пассажирам без детей рекомендуем занять задние места. Соседство с беспокойным малышом мало способствует комфортному перелету.
  • Если вы планируете активно двигаться по салону (например, когда вы сидите вдали от своей компании), лучше не занимать место у иллюминатора, а устроиться поближе к выходу , чтобы не мешать попутчикам.
  • Помните, что на борту самолета вы в полной безопасности . Шансов попасть в авиакатастрофу у вас гораздо меньше, чем оказаться в аварийной ситуации в автомобиле, в поезде или на судне.

Желаем вам приятного полета!

Смотрите видео-советы о выборе удобного места в самолете: