Аварийная посадка самолета. Невероятно, но факт! аварийные посадки самолетов

Летаю давно, много и часто. В среднем около 18 перелётов за год на протяжении последних лет 10. Ранее около 6 раз в год. В основном SAS (Скандинавские авиалинии) и их "дочки".
Самым запоминающимся оказался рейс 12 сентября 2007г из Копенгагена (Дания) в Палангу (Литва).
Всё как обычно, взлетели, попили кофе, продолжительность полёта около 50 минут. Подлетели к Паланге около полуночи с 11 на 12 сентября. После третьего круга над аэропортом стало ясно, что что-то пошло не так. Объявили, будто не готова полоса. Подозрения подтвердились. когда вслед за бортпроводницей к иллюминатору подошёл один из членов экипажа, по-видимому борт-инженер. Ещё пару кругов, разворот и ушли от береговой линии (Паланга - город на берегу Балтийского моря и через иллюминатор это очень хорошо было видно). По громкой связи нам, пассажирам объявили, что есть небольшая техническая неполадка и во избежание неоправданных рисков планируется посадка в аэропорту Вильнюса, мол там полоса шире и за время перелёта неисправность устранят в полёте.
При подлёте к Вильнюсу нам объявили, что неисправность устранить не удалось и посадка будет проводиться в аварийном режиме. Стюардесса и стюард стали рассаживать пассажиров от центра в хвост и к кабине, поближе к аварийным выходам.
Паники не было, экипаж умело держал пассажиров в неведении до самого последнего момента, когда на панику уже не оставалось времени.
Продемонстрировав как надо сидеть во время аварийной посадки (максимально наклонив голову к коленям и обхватив её руками, чтобы руки упирались в спинку переднего сиденья), все будто "проглотили дыхание" в салоне было непривычно тихо, только ребёнок лет 3-5 тихонько "ныл".
Ну а дальше что, при касании взлётки подломились переднее и правое шасси, насколько я понял командир в тот же момент убрал левое и с полосы мы соскользнули на газон. Проехав по газону брюхом некоторое время - остановились. Открыли аварийные выходы и стали валить из салона, по очереди. Несмотря на просьбу экипажа не брать личные вещи из багажных полок сверху - многие старались схватить свои драгоценные ноуты, задерживая этим эвакуацию остальных пассажиров.
Выбежав из салона (высота до земли была не более 50 см) все побежали в сторону полосы, где стояли скорые, штабной транспорт, оцепление, пожарники уже были около самолёта. Я увидел лишь лёгкий дымок по правому борту в районе крыла.
Потом долгое ожидание в аэропорту Вильнюса, несколько курьёзных ситуаций с документами (рейс международный и не все пассажиры были гражданами ЕС), дорога домой.
На всю оставшуюся жизнь запомнились слова командира экипажа - сегодня у всех нас День Рождения.
С тех пор у меня их два в году.

Посадка Ту-124 на Неву стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолета. Экипажу терпящего крушение лайнера ценой невероятных усилий удалось посадить самолет в самом центре Ленинграда. Катастрофы удалось избежать, никто не пострадал.

Обстоятельства аварии

21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» готовился совершить обычный регулярный рейс Таллин - Москва. Самолет был приписан к эстонскому авиаотряду. Командиром корабля в тот день был опытный пилот Виктор Яковлевич Мостовой. В состав экипажа входили второй пилот Чеченов и бортмеханик Царев.

Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково. Через несколько минут полета пилоты обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило и она осталась в полуубранном состоянии. Возвратиться в не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и попытаться приземлиться там.

Дело в том, что аварийная с неисправным шасси возможна лишь на специальной, вспаханной грунтовой полосе. Она позволяет свести до минимума риск появления искр при приземлении, а значит, избежать возгорания или взрыва самолета. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, для того чтобы принять аварийный борт. В короткие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.

Над Ленинградом

Лайнер подлетел к Ленинграду около 11.00. Специалисты Пулково попросили самолет пролететь над аэропортом, чтобы с земли оценить его повреждения. Визуальный осмотр подтвердил, что передняя стойка шасси находится в полуубранном состоянии.

Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал совершать круги над городом на высоте 500 метров.

Тем временем бортмеханик Царев всеми силами старался освободить заклинившее шасси. Для этого ему пришлось прорубить отверстие в полу кабины самолета и с помощью шеста, вручную, попытаться привести стойку в нормальное положение. Все усилия оказались напрасными.

Самолет успел сделать 8 кругов над городом, когда в 12.10 обнаружилось, что топлива для посадки в Пулково уже не хватает. Внезапно заглох левый двигатель. В связи с возникшими осложнениями экипажу было дано разрешение пролететь прямо над центром города, чтобы сократить расстояние до аэропорта.

Однако в тот самый момент, когда самолет находился прямо над Смольным, остановился и правый двигатель. Лайнер начал быстро терять высоту, и под угрозой оказались все, кто находился в тот момент в центре Ленинграда. В такой экстренной ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву.

Экстренная посадка

Мостовой приказал экипажу отвлекать пассажиров, а сам, в одиночку, начал планировать над городом.

Самолет перелетел Литейный мост на высоте 90 метров и сумел миновать Большеохтинский всего в 40 метрах от воды, чудом не зацепив его высокие фермы. Впереди находился строящийся Когда лайнер пролетел над ним на рабочие со строительных лесов в ужасе попрыгали в воду.

Ценой невероятных усилий командира самолету удалось успешно приводниться за несколько десятков метров до опор следующего, железнодорожного Финляндского моста. Говорят, что Мостовой поседел за эти несколько минут.

Посадка Ту-124 на Неву завершилась благополучно, и самолет остался на плаву, но из-за повреждений, полученных при посадке, в фюзеляж начала поступать вода. Случайно проходивший мимо и чудом избежавший столкновения с самолетом старый буксирчик «Буревестник» сумел оттащить тонущий лайнер ближе к берегу, на территорию завода «Северный пресс». Еще по одной счастливой случайности у берега в этом месте стояли деревянные плоты. Крыло самолета, легло на эти плоты и образовало естественный трап, по которому все пассажиры и экипаж благополучно сошли на берег.

Всего в самолете находились 44 пассажира, в том числе двое детей, и 7 членов экипажа. Паники не было, но, оказавшись на берегу, люди постепенно начали осознавать, что совсем недавно были на волоске от гибели. Экипаж самолета тут же отправили на допрос в КГБ, а пассажиров отвезли в Пулково, откуда первым же рейсом возвратили в Таллин.

Причины аварии

Посадка Ту-124 на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Но что же послужило причиной аварии, которая едва не обернулась страшной катастрофой?

Ту-124 к тому моменту был новейшим детищем КБ "Туполев". Он проектировался и проходил испытания в сжатые сроки, а потому имел множество мелких недоработок. Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе эстонского борта. Оказалось, что во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, его потом обнаружили на взлетной полосе. Без этой небольшой, но важной детали переднее шасси самолета не могло принять нормальное положение, и его заклинило. Как говорят специалисты, посадка с такой неисправностью грозила опрокидыванием машины. В такой ситуации удачное приводнение самолета, возможно, оказалось единственным способом сохранить жизнь пассажирам.

Второй причиной едва не разыгравшейся трагедии стала неисправность топливомера, выдававшего неверные данные о количестве горючего на борту. Этот распространенный дефект множества самолетов того времени был прекрасно известен всем пилотам, и многие из них просили заправить самолет чуть большим количеством топлива, чем полагалось. Однако в тот день этого не случилось. К тому же перед аварийной посадкой нужно было выработать максимальное количество горючего, оставив лишь самую малость, чтобы дотянуть до аэропорта, и здесь погрешность в показаниях прибора оказалась роковой.

Судьба самолета

После того как все люди покинули борт, для откачивания воды из самолета был задействован специальный пароход. Но все же он не справился с быстро поступающей водой, и вскоре Ту-124 затонул. На следующий день под самолет были подведены понтоны, он был поднят со дна и отбуксирован по Неве на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений.

Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области. Красивые мягкие кресла распродали всем желающим по цене, равной стоимости бутылки водки. А останки фюзеляжа еще долго ржавели на берегу Шкиперского протока, пока не были разрезаны и проданы на металлолом.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда. Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Последствия аварии

Несмотря на то что посадка Ту-124 на Неву прошла удачно, после этого случая всем авиалайнерам было строго запрещено пролетать над центром Ленинграда. Этот запрет действует до сих пор.

Удивительный опыт Мостового произвел сильное впечатление на летчиков всего мира. Аварийная посадка самолета на воду отрабатывается теперь на тренажерах во многих авиакомпаниях мира. Именно это позволило американскому пилоту успешно посадить свой аварийный «Боинг» на Гудзон в 1997 году. К сожалению, в нашей стране подобные тренировки не проводятся.

Август 1963 года надолго запомнился многим ленинградцам, которые стали очевидцами уникальной посадки. Многие своими глазами видели серебристый Ту-124 на Неве, и это зрелище, безусловно, осталось одним из самых ярких воспоминаний их жизни.

Случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Самое простое — слушать внимательно перед полетом информацию , которую рассказывают . Пассажиры обычно занимаются посторонними делами, когда они показывают, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. Это неправильно. В случае аварийной посадки самолета на воду или на землю эти сведения могут спасти вам жизнь.

Обязательно ознакомьтесь с инструкциями, которые вкладывают в каждый кармашек кресла пассажиров. Это не займет много времени, но поможет понять, как вести себя в случае катастрофы.

Статистика доказывает, что шансов выжить больше у тех пассажиров, кто выбирает большие самолеты , не маленькие. Согласитесь, что лучше лететь на , чем на стареньком кукурузнике.

Информация, которую рассказывают стюардессы перед полетом, может спасти вам жизнь!

Выбор места внутри салона тоже влияет на ваши шансы на выживание. Если самолет терпит крушение, то, в большинстве случаев, сначала разрушается передний отсек, а затем задний. Такое может случится и с хвостом, и с крылом. Самое главное — чтобы ваше кресло находилось в 5 рядах от аварийного выхода . Тогда вы сможете быстро выбраться из салона, если самолет совершил аварийную посадку.

80% всех катастроф проходит в первые три минуты после взлета и последние 8 минут перед посадкой. В эти периоды надо пристегнуть ремень и не спать. Если вы любите снимать обувь на время полета, то обязательно наденьте ее обратно.

Теперь рассмотрим, что нужно делать при разгерметизации салона/пожаре на борту/посадке на воду или на землю.

При декомпрессии

Первое, что вы услышите при разгерметизации кабины, это оглушительный рев . По салону начнут летать незакрепленные вещи. Все вокруг будет, как в тумане. Вы почувствуете боль и шум в ушах. Может заболеть живот.

Сразу одевайте кислородную маску , которая автоматически выпадет сверху. Даже если это кажется вам эгоистичным, но вначале вам нужно ее одеть, а потом уже помогать одевать их своим близким, даже детям. Нехватка кислорода — это очень опасно. Вы можете очень быстро потерять сознание. Поэтому лучше позаботиться о себе, а потом уже помогать окружающим.

Разгерметизация очень опасна, так как вызывает нехватку кислорода.

Вторым вашим действием должно быть закрепление ремня безопасности . Экипаж будет направлять терпящий бедствие самолет на . Если катастрофа очень серьезная, то он будет попросту падать. Чтобы не выпасть из кресла, нужно застегнуть ремень.

При пожаре в салоне

Практически каждая пятая авиакатастрофа сопровождается пожаром на борту . Если такое произойдет, то снимите синтетическую одежду (колготки и т.д.). Она легко плавится. Вещи из материалов, которые плохо горят, лучше наоборот надеть.

Накиньте сверху плед или одеяло , если они есть под рукой. Дыхательные пути рекомендуется защитить с помощью смоченной в какой-либо жидкости тряпкой. Передвигаться по салону лучше на четвереньках .

Ползите через разбросанные по полу предметы или через кресла. Если за аварийным люком виден огонь или идет дым, то не открывайте их. Не теряйте надежду! И старайтесь выбраться из самолета . Помогайте другим людям.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров .

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя . Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять . Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном . Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет . Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

27 марта самолет авиакомпании Bek Air, летевший из Кызылорды, совершил аварийную посадку в аэропорту Астаны, самолет приземлился без переднего шасси. Экипаж и командир экипажа Дмитрий Родин сделали все возможное, чтобы посадить лайнер. Родин в интервью новостному порталу Tengrinews рассказал, что такое в его летной практике произошло впервые: "Это впервые в моей практике, не хотелось бы, чтобы повторялось. Это достаточно редкое явление, мне вот "повезло". “Открытая Азия онлайн” вспомнила и другие случаи удачного приземления самолетов без шасси.

1. 27 марта 2016 года

Самолет “Фоккер-100” авиакомпании Bek Air, летевший по маршруту "Кызылорда - Астана", аварийно приземлился в аэропорту Астаны в 10.36. На его борту находились 116 пассажиров и 5 членов экипажа. По невыясненной пока причине передняя стойка шасси выпустилась не полностью. Об этом информационным агентствам рассказал председатель правления авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов. "Произошел частичный выпуск шасси, не полностью выпустилось шасси. Было принято решение сажать без передней стойки. Он сделал заднюю центровку самолета, посадил. Аэропорт покрыл в это время полосу пеной. 30 метров он проехал на "носу", у самолета минимальные повреждения. Командир самолета Дмитрий Родин - молодец, все сделал правильно", - заявил руководитель авиакомпании. По словам Жумасултанова, причины будут выясняться. "Никто не пострадал. Действия командира были абсолютно правильными, самолет сел, и "нос" держался в воздухе до последнего, только последние 25-30 метров проехал на "носу", - пояснил он.

2. 25 марта 2016 года

Пассажирский самолет американского лоукостера JetBlue Embraer-190 совершил аварийную посадку в аэропорту столицы Багамских островов Нассау. Об этом сообщала lenta.ru .

Инцидент произошел около 16:30 по местному времени. Как следует из заявления авиакомпании, на борту рейса 29, направлявшегося из Вашингтона, находились 93 пассажира и четыре члена экипажа. Экипаж сообщил наземным службам о неисправности передней стойки шасси до приземления. В аэропорту лайнер встречали службы спасения. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

3. 10-11 февраля 2016 года

“Боинг-777” компании «Оренбургские авиалинии», следовавший в Москву, экстренно приземлился в Доминиканской Республике после того, как отказал один из двигателей лайнера. Самолет только вылетел из аэропорта Пунта-Кана в российскую столицу. Лайнер поднялся на высоту 5 км, когда у него вспыхнул двигатель. При посадке Boeing летел на одном двигателе, а его шасси буквально сгорели. «Когда приземлились, прозвучала команда срочно покинуть самолет, так как он еще горел. Все в панике выбегали по трапу, многие побросали сумки и документы, - рассказал позже очевидец.

Причиной экстренной посадки лайнера стал отказ двигателя. «Они сбросили топливо, сделали круг и сели», - подчеркнул дипломат. На борту самолета находились 346 пассажиров.

4. 11 марта 2015 года


Самолет Bombardier СRJ200 компании SkyWest Airlines совершал перелет между калифорнийскими городами Монтереем и Лос-Анджелесом, когда за несколько минут до посадки отказало шасси. Командир корабля проявил чудеса пилотажа и посадил самолет на брюхо. К счастью, никто не пострадал. На борту находились 40 пассажиров и три члена экипажа.

5. 1 ноября 2011 года


Самолет Boeing 767 польской авиакомпании LOT, выполнявший рейс из Ньюарка (США), совершил аварийную посадку с неисправным шасси в аэропорту Варшавы. На борту лайнера находились 230 человек. Самолет не смог выпустить шасси и приземлился прямо на фюзеляж. При посадке летели искры и валил дым, но лайнер не загорелся. Перед приземлением он сделал несколько кругов, вырабатывая топливо. Предполагается, что проблемы с шасси возникли из-за неполадок в системе электроснабжения.

6. 28 октября 2011 года

У самолета “Боинг-727” компании IranAir, летевшего из Москвы в Тегеран, при заходе на посадку отказала передняя стойка шасси. Иранскому пилоту удалось предотвратить катастрофу и благополучно посадить самолет со 113 пассажирами на борту.





7. 7 сентября 2010 года

Лайнер Ту-154 авиакомпании «Алроса» летел из города Удачного в аэропорт «Домодедово» в Москве. На борту были 72 пассажира и 9 членов экипажа. На высоте более 10 километров исчезло электропитание, перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полета. Запустить запасной генератор не удалось. Экипаж начал искать место для аварийной посадки.

Летчикам удалось найти заброшенный аэродром аэропорта «Ижма» и успешно приземлиться, несмотря на то, что из-за неработающих закрылков посадочная скорость оказалась существенно выше нормированной. Никто не пострадал. Командир и экипаж были представлены с госнаградам России.


8. 27 мая 2010 года


Лайнер Airbus A320 авиакомпании Jetstar чуть не совершил аварийную посадку в аэропорту Сингапура из-за невыпущенной вовремя стойки шасси. Лайнеру пришлось экстренно прервать посадку, находясь на высоте всего 150 м над землей, и сделать дополнительный круг, чтобы выпустить шасси. К счастью, никто не пострадал.

В результате расследования комиссии по авиационному инциденту выяснилось, что после начала подготовки к посадке на сотовый телефон командира лайнера пришло несколько СМС. Командир отвлекся на сигнал телефона и не услышал нескольких реплик второго пилота, а также указаний диспетчеров с земли.

Фото с сайтов

Сегодняшний день оказался нервным для российских авиапассажиров: ночью во Внуково аварийно вернулся «Боинг» авиакомпании «Россия», а только что в Шереметьево аварийно сел Superjet-100 «Аэрофлота» (см. схему посадки в статье). Вопрос о летающем российском металлоломе – снова на повестке дня.


К счастью, оба инцидента обошлись без серьёзных последствий, если не считать в хлам изорванную нервную систему пассажиров. В обоих случаях аварийные ситуации возникли из-за технических неполадок.

«Боинг» авиакомпании «Россия» направлялся в Пхукет. Около часа ночи аварийно сработал один из датчиков – индикация неуборки внешнего предкрылка. Пилоты развернулись и вернули самолёт во Внуково. Пассажирам около шести утра был предоставлен другой авиалайнер.

Ситуация на аэрофлотовском «Суперджете», который летел в Москву из Мурманска, оказалась серьёзней: отказали спойлеры на крыльях, влияющие на торможение. Самолёт сделал несколько кругов над аэродромом, расходуя топливо. Затем пилотам, несмотря на неполадки, удалось посадить лайнер. По информации, поступающей в социальные сети, пассажиры «молились и плакали» перед посадкой.

Sukhoi Superjet-100, по отзывам пилотов, является самым проблемным самолётом российской авиации. Существует поговорка: «конструктор Сухой, самолет сырой, пилот потный».

Сам «Аэрофлот» заверят, что обладает «одним из самых молодых парков в мире». По состоянию на 1 февраля 2018 года «Аэрофлот» эксплуатирует 228 самолётов, средний возраст которых составляет 4,1 года.

Фото selipoleteli.ru, схема телеграм-канала Mash