Город поставы в белоруссии. История возникновения поселения и владельцы местечка Поставы. Южная сторона площади

Данный костел очень живописно расположен на огибаемом рекой участке на берегу озера. На данный момент этот костел находится в отличном состоянии, и является визитной карточкой города Поставы и всего региона. Костел Святого Антония Падуанского в городе Поставы несомненно является очень интересным туристическим объектом, важным архитектурным памятником начала 20-го века, историко-культурной ценностью и интересной достопримечательностью Беларуси.



Другой важной достопримечательностью города Поставы является дворец, построенный здесь в начале 19-го века. Дворец в городе Поставы достаточно большой и красивый. Он находится в хорошем состоянии, его внешний облик фактически не изменился с момента постройки. А вот внутренняя отделка полностью утрачена, также полностью изменена и внутренняя планировка. В наши дни в здании дворца располагается государственное медицинское учреждение. Вокруг дворца сохранился небольшой парк. Таким образом, дворец в городе Поставы является очень ценным архитектурным памятником и примечательным туристическим объектом.




Следующей интересной достопримечательностью города Поставы является церковь Святого Николая, построенная здесь в 1894 году. Данный храм на данный момент находится в хорошем состоянии. Он также как и костел живописно расположен на берегу озера и является историко-культурной ценностью и интересной достопримечательностью Беларуси.



Еще одной интересной достопримечательностью города Поставы является здание бывшей водяной мельницы, построенной в центре города около плотины-моста через реку Мяделку (которая образовывает в этом месте небольшое озеро) во второй половине 19-го века. Мельница эта была достаточно большая, каменная, промышленного масштаба. На первом этаже размещалась турбина и многоступенчатая трансмиссия, на втором — жернова, на третьем — вспомогательные помещения. Здание мельницы прекрасно сохранилось.


Также весьма интересными достопримечательностями города Поставы является ряд небольших зданий, построенных во второй половине 18-го века, которые образовывают прекрасный ансамбль исторической застройки центральной площади города. Ранее в этих домах размещались торговые лавки, трактиры, небольшие гостиницы, служили они и как жилье. Собственно, и сейчас эти здания выполняют те же функции. Данный архитектурный ансамбль достаточно уникальный для Беларуси и при этом очень интересный и ценный. Тому есть несколько причин. Во-первых, большая часть исторической городской застройки в других городах сохранилась лишь с конца 19-го века, а тут 18-ый век. Во-вторых, в других городах зачастую сохранились разрозненные здания, а здесь полноценный архитектурный ансамбль. Ценность исторической застройки центральной площади города Поставы заключается также в том, что на примере этого ансамбля можно представить себе, как в 18-19 веках выглядело типичное белорусское местечко, ведь подобная площадь (которая выполняла функции рынка) имелась тогда в каждом крупном городке. Таким образом, город Поставы в целом является очень интересным туристическим направлением для путешественников по Беларуси.







Поставы - белорусский городок с 20-тысячным населением, находящийся на реке Мяделка, в чудесном крае озер, лесов и красивейших костелов. Районный центр Витебской области. В 996 году на месте Постав находилось владение Данута Зеновича - поселение Посадник. Статус местечка и нынешнее название это поселение обрело в 1409 году. В XVIII столетии Поставы перешли от магнатов Зеновичей к Беганским, которые возвели в местечке кляштор францисканцев. Но наиболее известными Поставы стали под владением рода Тизенгаузов.

Поставы в прошлом и сегодня

Расцвет города обеспечили реформы Антония Тизенгауза, при котором в Поставах были возведены первые каменные дома и мануфактуры для изготовления ковров, гербовой бумаги, модных шляп, поясов, корабельных парусов, дилижансов. Центром города выступала рыночная площадь - от нее исходили торговые маршруты на Друю и Мядель. Архитектура Постав была создана в 60-80 годах XVIII века по проекту Джузеппе Сакко (архитектора из Италии), в стиле барокко. В застройку площади гармонично вписались торговые ряды, корчма, конторские здания, постоялый двор, деревянный костел, униатская церковь.

Антоний Тизенгауз старался сделать Поставы культурным и промышленным центром. В 1780 году стартовало строительство великолепного дворца в стиле классицизм, и появился пейзажный парк со скульптурами, ботаническим садом и фонтанами. Во дворце открылись балетная школа и камерный оркестр. Начинания Антония в XIX веке продолжил его потомок Константин, известный орнитолог. Он создал во дворце восхитительный орнитологический музей, ценную библиотеку и роскошную картинную галерею. .

Сегодня от ансамбля застройки центральной площади остались: здание госпиталя, заезжий дом (в нем теперь находится краеведческий музей), дом ремесленника-торговца, старейшая в стране аптека, несколько домов торговцев, здание школы. На месте униатской церкви, которая была деревянной и пострадала от пожара, в начале XX века построили православную церковь, выполненную в неорусском стиле. В родовом гнезде Тизенгаузов теперь находится районная больница.

Оптимальные способы добраться до Постав

Приехать в Поставы можно автомобилем, поездом либо автобусом. В северной части города размещен железнодорожный вокзал, относящийся к линии Витебск-Вильнюс. На поезде до Постав можно доехать из Витебска и Глубокого. Вблизи железнодорожной станции расположен и автовокзал. Автомобильные дороги соединяют Поставы с Брацлавом, Мяделем, Глубоким, Полоцком. Город пересекают автодороги Браслав - Мядель (Р27) и Глубокое - Лынтупы (Р110). Можно выехать и из города . Автобусное сообщение охватывает также все центры сельсоветов и с/х предприятий. Работают в городе и маршрутные такси.

Что нужно посмотреть в Поставах

Будучи в Поставах, обязательно посетите величественный дворец Тизенгауза. Он обладает П-образной планировкой, 6-колонным портиком, декорированными фасадами и другими атрибутами классицизма. Внутренняя планировка дворца подверглась изменениям, и теперь здесь находится медицинское учреждение. На территории дворца размещены скульптуры, фонтаны, памятники Константину и Антонию Тизенгаузам, часовня. Примыкающий к дворцу огромный парк - это смешанная пейзажная композиция с остатками древних липовых аллей, каналами, экзотическими растениями.

В историческом центре города находится площадь Ленина, обрамленная сказочными домиками, а также озелененная территория и пруд вокруг костела. У моста, соединяющего берега Мяделки, на месте своей деревянной предшественницы размещена трехэтажная каменная водяная мельница XIX века. Теперь здесь находится Дом ремесел с 4-мя выставочными залами изделий народных мастеров и вернисажами художников. Еще один примечательный объект города - костел Святого Антония Падуанского, возведенный на месте костела францисканцев в начале ХХ века согласно архитекторскому проекту Артура Гойбеля.

Другие чарующие и интересные места в городе

В юго-западном направлении от площади Ленина можно увидеть старые застройки - дом врача и 5 однотипных домов ремесленников. Их отличительная особенность - выполнение стены главного фасада из кирпича, а остальных стен - из дерева. Лаконичной архитектуре домов придают выразительности барочные фронтоны. Важная достопримечательность Постав - каменная Свято-Никольская церковь, возведенная в XIX столетии на месте пострадавшей в огне деревянной церкви по указу Константина Тизенгауза.

На территории города находится 6 крупных водоемов: Северный и Южный пруды на реке Мяделке, озера Парковое (Круглое) и Черное, а также крупнейшее Задевское и Думбля, которые соединены между собой речкой Девицей. Водоемы придают городской застройке особое очарование, а возвышающиеся над озерами архитектурные памятники и зеленые массивы образуют живописную панораму.

Проживание и развлечения в Поставах

В городе функционирует 3 гостиницы, 3 бильярдных и 2 ночных клуба, 6 ресторанов, краеведческий музей (в здании гостиницы XVIII века), районный дом культуры, кинотеатр. Цены в гостиницах стартуют от 2 евро за место в простейшем номере без удобств и 15 евро за 2-местный номер. Есть в Поставах и 3 пункта проката, позволяющие взять на время туристическое снаряжение, чтобы путешествовать по окрестностям: около города размещено селище времен позднего неолита и начала бронзового века, а также порядка 30 археологических, культурных и исторических памятников.

Ежегодно в июне в Поставы съезжаются на международный фестиваль ценители народной музыки. А в 28 км от города размещена усадьба самобытного белорусского старичка-чародея Зюзи Приозерского, коллеги Деда Мороза и Санты. Этот правитель зимнего царства обитает в живописном лесу в пределах Стародворского лесничества вблизи деревни Прудники. Помимо избы Зюзи здесь расположены дом Зимы, пасека, кафе, банька и дом охотника. Гостей повелителя морозов ожидает экскурсия по его усадьбе, угощение блинами и душистым травяным чаем, забавное театрализованное представление и веселое катание на лошадях. Также Зюзя предлагает гостям в роли сувениров свои поделки и обучает их гончарному искусству.

В целом, посещение города Поставы и его окраин предоставляет массу возможностей для познавательного, интересного и запоминающегося отдыха. Туристическая программа может быть разнообразной - ее характер и содержание напрямую зависят от ваших пожеланий и предпочтений. Посетить Поставы побуждают и природные красоты этого города, и его богатая история, и изобилие достопримечательностей.

Город
белор. Паставы
55°07′ с. ш. 26°50′ в. д.
Страна Белоруссия
Область
Район Поставский
Председатель райисполкома Чепик Сергей Васильевич
История и география
Первое упоминание 1409
Высота НУМ 140 м
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ▼ 20 039 человек (2016 )
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +375 2155
Почтовый индекс 211875
Автомобильный код 2
Прочее
Реки Мяделка
postavy.vitebsk-region.gov.by
(рус.) (англ.)

Поста́вы (белор. Паста́вы ; польск. Postawy ) - в , административный центр Поставского района .

География

Расположен на реке Мяделка (бассейн Западной Двины) в 245 км от , 160 км от .

Природа и экология

Памятники природы республиканской значимости: горы Маяк, Бояровщина, Лысая; валуны Завлечанский, Лодосский, Мегунский, Дырявый камень Каптарунский, Чёртов камень Соболковский. Памятники природы местной значимости: горы - Балдовщина, Большая, Гороватка; Жуперское правительство; холмы - Бородинский и Чернецкий; валуны - Зыбалишский, Камайский, Трапшавитский, Чашкавщинский; камень Казнадеюшский.

На территории города находится шесть больших водоёмов: два пруда (Южный и Северный на реке Мяделки); озёра Чёрное и Круглое (Парковое) и самое большое озеро - Задевское, которое соединено речкой Девицей с озером Думбля.

История

Впервые упоминается в 1409 году, когда король Ягайло своей дарственной грамотой утвердил статус местечка деревни Посадник и новое название - Поставы. В 1522 году имение в Поставах было разделено между 4 братьями: Николаем, Михаилом, Юрием (Ежи) и Яном Деспот-Зеновичами.

1616 год - в Поставах на Острове (Городище) Станиславом Беганским построен католический храм Беспорочного зачатия Девы Марии и монастырь францисканцев.

1628 год - местечко принадлежало Альбрехту Радзивиллу и состояло из центральной части, предместья Заречье и 2 посадов; насчитывало 66 дворов.

Во время похода царских войск на Вильню в 1655 году корпусом Василия Петровича Шереметева было захвачено и сожжено местечко Поставы.

В 1686 году Поставы, Остров, Судорвы получила во владение Апполония Беганьская.

До середины XVIII века представлял собой небольшое поселение, расположенное на берегах двух озёр, образованных рекой Мяделкой. Центром города традиционно была рыночная площадь, от которой начинались торговые дороги на Мядель и . На её восточной стороне находился деревянный римско-католический храм (XVI-XVIII в.) и греко-католическая церковь (1713 год). На другом берегу озера находился деревянный францисканский монастырь. Эти постройки не сохранились: они были заменены каменными образцами в XIX - начале XX в.

В 1720 году Поставы перешли во владение рода Тизенгаузенов. Значительные преобразования города проводил гродненский староста Антоний Тизенгауз, реформатор, стремившейся превратить своё родовое имение в один из центров культуры и промышленности края. Было организовано мануфактурное производство (всего 35 предприятий).

При Константине Тизенгаузе город превратился в один из научных и культурных центров Виленской губернии Северо-западного края Российской империи. Были основаны орнитологический музей, картинная галерея, библиотека.

После второго раздела Речи Посполитой (1793) Поставы вошли в состав Российской империи, где стали центром уезда. 22 января 1796 года городу был дарован герб.

В годы Первой мировой войны город Поставы находился на линии фронта. Лётчик штабс-капитан Пятосин Евгений Степанович (уроженец Киевской губернии) был награждён Георгиевским оружием «за то, что, получив задачу сфотографировать неприятельскую позицию в районе Комай, Поставы, Годутишки, он, в период времени с 5-го по 24-е марта 1916 г., совершил ряд боевых разведок, причем каждый раз, несмотря на обстрел неприятельской артиллерии, выполнял свою задачу до конца. 24-го марта аппарат его был сбит артиллерией противника и опустился близ наших окопов, причем летчик получил ушибы лица и ноги. Несмотря на крайне неблагоприятные условия погоды и сильный обстрел немецкой артиллерии, он выполнил данную ему задачу в срок, представив снимки всех трех линий окопов» (ПАФ от 04.03.1917 г.).

С 1921 года в составе Польши, центр повета Виленского воеводства. В конце 1920-х в городе действовали 2 лесопильных завода, а также кирпичный завод, паровая мельница, пивзавод, пекарня.

В 1935-1939 годах в Поставах стоял 23-й полк Гродненских уланов. В 1938 году в Поставах был сформирован батальон Народной Обороны (ON) «Postawy», входивший в состав полубригады «Dzisna», штаб которой так же находился в Поставах. Командиром полубригады был полковник Эдвард Перкович, житель Поставского повета.

Последним владельцем имения в Поставах был Константин Пшездецкий (18.09.1879 - 21.04.1966, г. Стокгольм), женатый и разведённый с Софьей-Марией Любомирской.

С 18 сентября 1939 года занят Красной армией и вошёл в состав Белорусской ССР. С 1940 года - центр района Вилейской области. С 1944 года - в составе Молодечненской области.

5 июля 1944 года Поставы были освобождены от немецких войск 145-й стрелковой дивизией (генерал-майор П. А. Диброва). С 1960 года - в составе , административный центр Поставского района.

Население

  • 1939 год - 3,4 тыс. жителей
  • 1970 год - 15,1 тыс.
  • 2001 год - 21,1 тыс.
  • 2006 год - 23 тыс.
  • 2010 год - 19,8 тыс.
  • 2014 год - 20,1 тыс.

Экономика

В городе функционируют следующие предприятия:

Радиоэлектронная промышленность

  • ЧПУП «Завод Белит»

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

  • ГЛХУ «Поставский лесхоз»
  • ОАО «Поставымебель»
  • ООО «Производственно-мебельный центр»
  • ЧПУП «Поставский мебельный центр»

Лёгкая и пищевая промышленность

  • ЧУП «Комбинат кооперативной промышленности Поставского райпо» (Хлебокомбинат)
  • ОАО «Поставский льнозавод»
  • ОАО «Поставский молочный завод»

Мелиоративные и дорожно-строительные организации

  • ДКУАСП «Рассвет Поставский»
  • Поставский ДРСУ-132,
  • ДЭУ-33
  • УП «Поставское ПМС»

Туризм

В городе имеется три гостиницы, функционирует Поставский краеведческий музей, проводится фестиваль народной музыки «Звіняць цымбалы і гармонік».

СМИ

Средства массовой информации представлены газетой «Поставский край» и телевидением «Поставы ТВ»

Транспорт

Железнодорожная станция на линии Крулевщизна-Лынтупы.

Через город проходят автодороги Р27 ( -Мядель) и Р110 (Глубокое-Лынтупы).

Общественный транспорт

Филиал «Автотранспортное предприятие № 17 г. Поставы» ОАО «Витебскоблавтотранс» (обслуживает 30 маршрутов, 6 из них - в Поставах)

Достопримечательности

  • Дворец Тизенгауза (1788 г. - 1-я пол. XIX в.) - ныне здание районной поликлиники
  • Застройка пл. Ленина (XVIII-XIX вв.), в том числе дом врача (2-я пол. XVIII в.), дом ремесленника (2-я пол. XVIII в.), жилые дома (2-я пол. XVIII в.)
  • Католическая церковь Св. Антония Падуанского (1898-1904)
  • Православная церковь Св. Николая (1894)
  • Синагога и еврейское кладбище (начало XX в.)
  • Водяная мельница (2-я пол. XIX в.)
  • Краеведческий музей (ранее гостиница)
  • Памятник-стела польским солдатам и офицерам, погибшим в боях с большевиками в 1920 году.

Города-побратимы

  • Италия : Сант-Оресте

November 22nd, 2017

Поставы — небольшой город (20 тысяч жителей) на севере Беларуси, самый западный районный центр Витебской области. Тихий провинциальный городок посреди белорусской глубинки поблизости от границы с Литвой. Именно Поставы были первым пунктом нашего с schelkunov трёхдневного путешествия по Западной Витебщине, и этот город мы, приехав в него на рассвете, осматривали ранним утром, когда он только просыпался после августовской ночи.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Что интересно, в Отечественную войну 1812 года Константин Тизенгауз, вместе со своим братом, перешёл на сторону Наполеона, после окончания войны остался за границей, но по амнистии смог вернуться и получить обратно своё имение.

46. Главный фасад дворца с портиком. В наше время улица проходит так, что к ней дворец стоит боком, а главный фасад обращён во двор.

47. На фасаде с другой стороны (назвать его "задним" как-то язык не поворачивается) помещён родовой герб Тизенгаузов.

48. Усадебный (а сейчас больничный) парк. Похоже, что здесь воссоздана обстановка времён Тизенгаузов.

49. Пирамидки из зеркал — видимо, оттуда же. Какой-то необычный декоративный элемент. Да, и надпись "Зеркало" оставлена Капитаном Очевидность в моём лице:)

51. А вот и снова пруд на Мяделке. И вдалеке виден костёл Святого Антония (на заглавном кадре похожий ракурс, только ещё виден мост, мельница и православная церковь).

Речка Мяделка течёт из довольно известного озера Мядель, что неподалёку отсюда, но уже в Минской области, где по нему также назван небольшой город. Соседние озёра Мядель и Нарочь — довольно популярные места отдыха и рыбалки, в первую очередь, среди жителей Минска.

52. У правого берега пруда — небольшой Парк Славы, с предельно скромным памятником Воинам-Интернационалистам.

53. Рядом — маленькая выставка бронетехники:

54. Истребитель МиГ-23. Чуть правее кадра есть ещё вертолёт Ми-8. В советские времена в Поставах действовал военный аэродром, и это напоминание о тех временах.

55. Гораздо менее тривиальное напоминание об этом мы увидели у берега пруда. Лодка из подвесных топливных баков самолёта! Весьма оригинально.

57. Вдоль правого берега мы замыкаем круг и возвращаемся в центр по улице Гагарина, которая в перспективе замкнута на костёл.

58. Интересный польский деревянный дом:

59. А вот тоже старый кирпичный, с полувальмовой крышей, характерной для Белоруссии.

60. И обычные, в общем, для этих мест избы. Некоторые стоят в тени могучих вековых деревьев.

61. А вот и снова костёл святого Антония Падуанского (построен в 1898-1904 годах). К нему до сих пор ведёт булыжная мостовая.

62. Костёл построен в неоготическом стиле, и довольно изящен. На фото — боковой фасад.

Начинался новый день, становилось всё теплее, на улицах было всё больше людей и машин, а мы от костёла уже знакомой по рассветному часу дорогой возвращались назад к вокзалу, попутно забрав с автостанции рюкзаки. Кое-что в городе мы не увидели, а именно — бывшие военные городки: 5-й (ракетных войск) и 6-й (авиаторов); это, в общем-то, и есть почти единственные в городе кварталы с пятиэтажной застройкой. Советские военные части в наше время расформированы, и ныне в Поставах обитают пограничники: по прямой отсюда всего 11 километров до Литвы.

63. Интересный домик по пути на вокзал. Необычно решён второй этаж.

64. И довольно интересная автобусная остановка у вокзала. Напомнила мне деревянные остановки в вологодском .

65. И знакомый уже нам вокзал. Железная дорога в Поставы пришла в 1895 году, причём со стороны Лынтуп, где сейчас находится тупик (в следующем посте я ещё расскажу об этом подробнее), и изначально она была узкоколейной, будучи затем перешита на широкую колею во время Первой мировой войны.

На вокзал мы пришли минут за двадцать до поезда, успев купить билеты и немного отдохнуть. Следующим пунктом нашего путешествия был город Глубокое.

66. И ехали мы туда на пригородном поезде Лынтупы - Крулевщизна, который есть не что иное, как прицепной вагон Витебск - Лынтупы, на котором мы сюда приехали, идущий в обратную сторону уже в качестве пригородного. Вот и он прибывает на первый путь. Пригородный поезд из тепловоза и пассажирского вагона (в данном случае плацкартного) — обычное дело для РЖД (и поэтому абсолютно привычное для меня), но почти уникальное для Белорусской железной дороги.


История возникновения поселения и владельцы местечка Поставы

Расположился город Поставы на высоком холме, омываемом р. Мяделкой - притоком Западной Двины. Первые люди в этих местах появились ещё в эпоху позднего неолита и раннего бронзового века (кон. III - нач. II тыс. до н.э.), о чём свидетельствуют материалы археологических раскопок в северо-западной части города, на берегу озера Задевского.

В период раннего средневековья земли Поставщины входили в состав Полоцкого княжества и находились во владении наместника полоцкого князя - посадника. Возможно, уже тогда на месте современного города существовало поселение (некоторые учёные полагают, что называлось оно Посадник), хотя первое документальное упоминание о Поставах относится к началу XV века.

Однако известно, что первое упоминание в источниках не является датой основания города. Город мог существовать не одно столетие, пока в связи с определёнными событиями известия о нём не попали в исторические документы.

Так, в 1409 году великий князь литовский Витовт дарует грамоту своему вельможе Зиновию Братошичу на перевод деревни Посадник в разряд местечек с присвоением нового названия Поставы. В 1414 году Витовт подтверждает права сына Зиновия на владения в различных местностях, в том числе «вокруг озера Поставы».

Следующие известия о Поставах в документальных источниках появляются только в начале XVI века, в то время местечко принадлежит Юрию Ивановичу Зеновичу (возможно, фамилия образована от уже известного нам Зиновия). После его смерти (1517 г.) Поставы были разделены между его сыновьями (Николаем, Михаилом, Юрием и Яном) на четыре части.

На протяжении последующих более ста лет каждая из четырёх поставских усадеб наследников Юрия Зеновича имела свою историю. В результате брачных и продажных сделок Зеновичей все части Постав неоднократно переходили из рук в руки различных владельцев - представителей родов Радзивиллов, Шорцев, Грудзинских, Гуйских, Хрщановичей, Беганских, Товянских. Этот период имеет много неясностей: по документальным источникам трудно проследить местонахождение усадеб, т.е. различных частей Постав. В то же время в истории края Поставы как единое целое упоминаются в 1581 г., во время Ливонской войны, как этапный пункт войск короля Стефана Батория, идущего на Полоцк против армии Ивана Грозного. Источники сообщают: «венгерская пехота по распоряжению короля шла сухим путём до Постав; отсюда на лодках, вместе с орудиями и прочими тяжёлыми военными снарядами, она по реке прибыла в Дисну».

Собрать воедино три части Постав Зеновичам удалось в начале XVII века. В 1676 г. эти части купил Казимир Пац, жмудский бискуп, а в 1692 г. продал их Казимиру Беганскому. Сын Беганского, Ян Казимир, выдавая замуж свою дочь Анну за Бенедикта Тызенгауза в 1722 г. записал ей в приданое различные имения, в том числе и Поставы.

После смерти Бенедикта Тызенгауза Поставы были разделены между сыновьями покойного. Один из них, получив свою часть имения, выкупил у братьев остальные части и стал единственным владельцем Постав, заложив в городке свою будующую резиденцию - .

Точной даты раздела Постав и вступления Антония в единоличное владение всем имением не известно, однако именно с этого момента начинается новая эпоха в истории поселения.

Следует отметить, что до Антония Тызенгауза Поставы не имели ни одного каменного дома и состояли целиком из деревянных строений; господский дом около имения и три храма местечка также были деревянными. И хотя Поставы получили статус города только в конце XVIII века, облик европейского городка был сформирован ещё Антонием Тызенгаузом.


Саша Митрахович 11.02.2016 10:34

После того, как Поставы перешли во владение Антония Тызенгауза, площадь за сравнительно короткий период времени (начиная с 60-х годов) преобразовывается: это уже не хаотичная застройка деревянных домишек, а ансамбль каменных сооружений в стиле барокко. Поставская площадь явилась примером первой в Беларуси ансамблевой застройки, осуществлённой одним архитектором по единому плану. Специалисты склоняются к мнению, что строительными работами здесь руководил приглашённый из Италии зодчий Джузеппе де Сакко.

Точные сведения о времени начала строительства в Поставах отсутствуют. Однако есть основания полагать, что раньше, чем учредить королевские фабрики в Гродно, Тызенгауз проделал опыт в небольшом масштабе в своём имении в Поставах. Источники сообщают, что уже в 1765 году в местечке существовала фабрика поясов. А к 1783 году здания уже были в сильно запущенном состоянии.

Поставы представляли собой небольшое поселение, насчитывавшее всего 65 жилых домов. Весьма вероятно, что начавшаяся реорганизация королевских экономий, во главе которых король Станислав Август поставил своего личного друга и единомышленника, поглотила всё внимание Тызенгауза и привела к остановке строительства и запустению поставских предприятий.

Но вернёмся к началу крупномасштабного строительства в местечке. Реконструкцию поселения А. Тызенгауз начал с обустройства Рыночной площади. По сторонам площади (которая в плане представляет параллелограмм, хотя и кажется прямоугольной) архитектор расположил здания, обслуживающие приезжих, жилые дома ремесленников, административные учреждения. До наших дней уцелела третья часть прежнего ансамбля площади - 8 построек, из них 5 ремесленных домов, дом для заезда, лечебница и школа.

Центральное место на площади занимал рынок

Торговые ряды, низкие, под плоской крышей, были квадратными, с большим внутренним двором и сквозным проёмом. Торговля велась внутри двора, на который выходили двери лавок.

Инвентарь Поставского графства (середина XVIII века) о рынке сообщал следующее его описание: «Лавки, кругом каменные, к середине по скатам крыты черепицей, с четырьмя резной работы фигурами, вокруг с 18 вазами и для въезда с двумя воротами. Внутри лавок 26, дверей 29, окон подвальных с железными решётками 9, а двор только под лавками и в воротах замощённый». Лавки, за исключением угловых, были очень маленькими, площадью до 9 м2. По-видимому, большое количество лавок продиктовано тем, что они предназначались для разнообразного ассортимента товаров. В Инвентаре сказано, что в лавках имелись различные виды металлических и бумажных изделий, картины, карты, зеркала, кружева, перчатки, замшевые кожи.

В целом, здание Рынка имело специфическое назначение. По всему контуру лавок под ним тянулись глубокие (2,25 м) подвалы для хранения товаров. В помещениях отсутствовали постоянные печи, ни одно из них не было жилым. Глухие наружные стены, возможно, были необходимы для защиты товаров.

Двор рынка был замощён. Вся остальная площадь Постав и их улицы были немощёными. Следует отметить, что только во вт. пол. XIX века началось повсеместное мощение улиц в городе (в качестве пошлины с приезжающих брали камень, который привозили на подводах, и этим камнем впоследствии мостили улицы). В начале ХХ века рынок был сильно перестроен, выстоял во время Великой Отечественной войны, а в 50-е годы ХХ века разобран «за ненадобностью».

Южная сторона площади

На этой стороне площади, где в настоящее время находится здание Районного исполнительного комитета, прежде располагались три строения: две гостиницы и кафе. До конца 50-х годов ХХ века здесь ещё можно было видеть здание гостиницы, в которой размещалась «чайная». Позже строение было снесено, а на его месте появилось «детище» архитектуры середины ХХ века.

Западная сторона площади

Наибольший интерес представляет западная сторона площади: некогда здесь стояло самое большое количество тызенгаузовских строений (9 зданий), и до сегодняшнего дня именно в этой части находятся основные постройки вт. пол. XVIII века. Эта сторона площади так же, как и южная, была застроена симметрично относительно центра. К сожалению, ключевой по этой стороне, как, впрочем, и по трём остальным сторонам площади, дом утрачен.

Ввиду типологического сходства отдельных домов западной стороны их можно разбить на группы. К первой относятся крайние дома: здание аптеки - «каменица двухэтажная, в которой внизу для доктора, а наверху земская канцелярия» и здание краеведческого музея - «каменица двухэтажная казённая для заезда». Оба подобные по внешнему виду, здания совпадают по габаритам.

Первый дом (аптека) сохранил своё первоначальное назначение: он всегда принадлежал доктору, а сейчас здесь аптека. Дом находился на углу Виленской улицы, был покрыт черепицей. На первом этаже сени (коридор), вход в подвал; направо располагались три комнаты, налево - одна комната и кухня с печкой. По лестнице можно было попасть на второй этаж, где в коридоре находились две кухни с печками, а также четыре комнаты. На чердаке располагался склад для утвари. Трудно определить, был ли первый этаж дома лечебницей или только жильём доктора. Исходя из того, что наверху помещалось общественное учреждение, и сам дом выходил на многолюдную площадь, следует заключить, что даже если здесь и жил врач, то, скорее всего, здесь проводился и приём больных. Второй дом (здание краеведческого музея) имел аналогичную планировку со зданием лечебницы, и, хотя он неоднократно перестраивался, фасад его остался прежним. Ныне в нём расположен краеведческий музей.

Ко второй группе зданий на этой части площади относятся дома местных ремесленников. Все эти домики, покрытые голландской черепицей, были одноэтажными, с мансардами. Их конструкция интересна тем, что только фасадная стена была кирпичной, остальные - деревянные. Сочетание кирпича и дерева позволяло строить экономно и быстро. Очень трудно говорить о внутренней планировке этих домов, так как документальных данных не сохранилось. Тем не менее, сохранились описания этих сооружений местными жителями: «спереди были лавки, а сзади жил хозяин». По сохранившимся до нашего времени зданиям можно предположить следующую внутреннюю планировку. Главный вход, расположенный на одной из продольных сторон

дома, приводил в переднюю. Одна из стен передней (поперечная) отделяла жилую часть от двух больших производственных помещений, выходящих на площадь. Семья ремесленника занимала также мансарду, лестница на которую помещалась в той же передней. Дополнительный «чёрный» вход располагался на дворовом торце и вёл, по-видимому, сразу на кухню, так как по близости находился спуск в подвал, где хранились продукты.

Необходимо отметить, что ремесленники жили не только на площади, но занимали все дома по поставским улицам. Можно предположить, что дома на рынке, аналогично гродненскому посёлку для иноземных рабочих, были также построены для иноземцев, и в силу им был придан иной, в сравнении с остальными деревянными домами Постав, облик. Здесь, скорее всего, проживали иностранцы-мастера на фабриках.

С каждым из таких мастеров, а также рабочими, заключался договор, как правило, на неопределённый срок (сторонам формально предоставлялось право расторгнуть их в любой момент, хотя фактически, это право принадлежало одному подскарбию, который мог отправить мастеров на все четыре стороны, когда ему это было угодно; они же, если были чем-нибудь недовольны, могли развязаться с фабриками только путём побега). По договору мастеру выплачивали жалование (700 - 900 злотых в год, что по тем временам было немало), обеспечивали квартирой, дровами, свечами и съестными припасами его самого и его семью. Оплата труда была не сдельной, а фиксированной (оклад). И мастера, и рабочие (150 - 250 злотых в год - не так уж и много!), и подмастерья (100 злотых в год!) получали жалование каждый месяц, ученикам же выдавалась одежда и питание. Но самое интересное, что если мастер вышел из числа учеников, то он не получал ничего!

В договорах перечислялись различные условия труда и оплаты, но ни в одном не оговаривалась продолжительность рабочего дня. Однако, по дополнительным сведениям, известно, что на фабриках работали с 5 часов утра до 8 вечера с полуторачасовым перерывом на обед и ужин, к чему были приурочены бесплатные занятиями мастеров с учениками. Работали 6 дней в неделю, за исключением праздников. Так как среди иностранцев были люди различного вероисповедания, то в договоре была оговорка, что мастера будут праздновать согласно обычаям их религии.

В целом, на содержание иностранцев тратились большие средства, но только обещанием золотых гор Антоний Тызенгауз мог заинтересовать мастеров из Германии, Франции и др. стран Западной Европы и привлечь их на работу в Речь Посполитую. Возможно, что к 1783 году в связи с крахом Тызенгауза иноземцы покинули Поставы так же, как они покинули Гродно. Их дома заняли местные ремесленники.

Северная сторона площади

По этой стороне площади из построек времён Тызенгауза уцелел только один дом ремесленника. Прежде же здесь находились три дома ремесленников и аустерия. О внешнем виде первых трёх домов может дать представление гравюра кон.XIX века (показать репродукцию гравюры). Это была группа домов, совершенно аналогичная группе домов по западной стороне площади. Почти идентичные друг с другом, они подчёркивали значение аустерии. По своим размерам она уступала только рынку и была одним из главных сооружений на площади.

Следует обратить внимание на жилой дом, который был сформирован в итоге реконструкции двух домов ремесленников в XIX веке. Главный фасад получил сложную ассиметричную композицию с высокими ступенчатыми аттиками, с шатровой башенкой над одним из прямоугольных окон.

Восточная сторона площади

Согласно данным исследователя Е.Д. Квитницкой, эта сторона площади имела только одно тызенгаузовское здание, совершенно к настоящему времени перестроенное. До начала ХХ века оно служило гимназией. В конце XVIII века в школе «обучается российскому, латинскому и польскому языкам и прочим разным наукам благородного дворянства юношество; профессоры состоят на иждивении приказа общественного призрения, а юношество на собственном своём» - такие сведения указывает Инвентарь 1784 года. Само здание было сложено из кирпича, крыто черепицей, с четырьмя мансардами в крыше: на фасад рынка, к костёлу, к реке и к церкви; внизу - подвоенные ворота. Внутри, на первом этаже, размещались классные комнаты (четыре класса), на второй этаж вела тесовая лестница, поднявшись по которой можно было попасть в школьную канцелярию, а также в коридор с квартирами преподавателей. Здесь же, в коридоре второго этажа, находилась лестница на чердак, где располагались две комнаты и две кладовые.

Одно из этих промышленных сооружений, а именно бумажная фабрика, находилась здесь, на реке Мяделке. Фабрика представляла собой деревянное одноэтажное сооружение, покрытое высокой изломанного профиля гонтовой крышей. Фабричные машины приводились в движение водой: фабрика имела два постава. Производственный процесс протекал в двух помещениях: в первом проходило очищение и теребление тряпичного сырья, во втором - собственно производство бумаги.

Остальные помещения, кроме высокого чердака, служащего складом, предназначались для обслуживающего персонала. Это были: людская, кухня, пекарня и шесть жилых комнат. В 1783 году на фабрике работало 5 человек; изготавливалось шесть сортов бумаги и картон, в том числе и гербовая бумага с водяными знаками. Фабрика продолжала работать и в 1800 году: на ней всё ещё изготавливали разного сорта бумагу не более 100 стоп для домашнего употребления, а также частично на продажу.

Кроме бумажной фабрики, при реке Мяделке, на правом её берегу, стояла также не сохранившаяся до сих пор мельница «о двух поставах»: к ней от фабрики вёл деревянный мост. Водяная мельница в плане представляла собой вытянутое вдоль реки небольшое прямоугольное сооружение, крытое гонтом, фасадом повёрнутое к улице Лучайской (ныне ул. Красноармейской); кроме помещения для мельничной установки в ней имелась комната и кладовая.

Нынешнее каменное здание мельницы находится на том месте, где прежде стояло деревянное, сгоревшее, как полагают исследователи, во время большого городского пожара в 1815 году. Точная дата строительства каменной мельницы, к сожалению, не известна; однако можно предполагать, что это событие имело место до 1866 года, т.к. под этой датой в документах мельница названа одним из наиболее значительных каменных строений в Поставах. В конце XIX века началась перестройка водяной мельницы. Сохранившийся письменный источник от 1897 года рассказывает: «в местечке Поставах производится ремонт существующей с давних времён каменной одноэтажной мельницы с надстройкой над ней второго этажа и, кроме того, при той же мельнице вместо водяных колёс устраиваются турбины и новый со шлюзами мост».

Начало XX века мельница встретила обновлённой: трёхэтажное каменное здание, где каждый этаж имел своё назначение. На третьем этаже стояли машины для очищения, лущения и шатрования зерна; на втором этаже мололи зерно, здесь находилось решето и поставы, а на первом этаже осуществлялся приём готовой продукции. Турбинный механизм находился в цокольном этаже. В настоящее время в отреставрированном в 1994 году здании находится Дом ремёсел «Стары млын».


Саша Митрахович 11.02.2016 11:28