Как называется культовые архитектурные сооружения. Древние каменные сооружения

В Древнем мире не было небоскребов, но высокие сооружения были. Одни из них строились для того, чтобы увековечить славу правителя, о назначении других ученые до сих пор спорят.

«Пузатый холм»

Высота: до 9 м

Время строительства: 9 000 лет до н.э.

Место: в 15 километрах к северо-востоку от города Урфа (Шанлыурфа), Турция

«Гёбекли-Тепе» – так звучит название этого места на турецком языке. Древнейший и уникальный для своего времени храм, строительство которого началось еще в среднем каменном веке. Около двадцати сооружений круглой формы, каменные скамьи, скульптуры кабанов и лис, колонны высотой от 3-х до 9 метров. Спустя тысячу лет был намеренно засыпан песком. Огромные тяжелые блоки было под силу соорудить уже организованному обществу.

Иерихонская башня

Высота: 8 м

Время строительства: 8000 лет до н.э.

Место: Иерихон, Палестина

Огромная для своего времени башня в Иерихонской стене. Иерихон – самый древний город на земле. Он был непрерывно населен почти с 10 тысячелетия до н. э., хотя самое раннее поселение было скорее большой деревней. Назначение башни не совсем понятно. Она могла использоваться для устрашения и представлять собой первый в истории замок.

Пирамида Хеопса

Высота: 146 м

Время строительства: от 2540 г. до н.э. до 2850 г. до н.э. по разным оценкам

Место: Эль-Гиза, Египет

Пирамида Хеопса (полное имя фараона – Хнум-Хуфу) – единственное сохранившееся из «Семи чудес света». Её полное название – Ахет-Хуфу («Горизонт Хуфу»). Она была построена на холме и облицована белым известняком, сияющим на солнце персиковым цветом. Вершину венчал позолоченный камень – пирамидион. Вход был заделан большой гранитной плитой, которую не смог сдвинуть еще багдадский халиф Абдуллах Аль-Мамун, проделавший новый вход, по которому открыт путь в пирамиду и сегодня.

Нураг Су-Нуракси

Высота: около 20 м.

Время строительства: XVII век до н.э.

Место: коммуна Барумини, о. Сардиния, Италия.

Нураги – это встречающиеся на острове Сардиния башни-мегалиты, построенные во II тысячелетии до н. э. Их количество по всему острову достигало 20 000. Башни могли служить для обзора окрестностей, обороны и контроля над торговыми путями. В это время Сардинию, согласно античным преданиям, могли заселять племена корсов, иолаев и баларов. Кто из этих племен построил башни – неизвестно. Строителями могли быть и «народы моря», не раз нападавшие на Египетское царство.

Крупнейший известный нураг – Су-Нуракси, высота которого могла достигать 20 метров. Сооружение не имело фундамента и держалось лишь за счет массы камней в основании. Рядом с ним располагалось укрепленное поселение – около 50 круглых в плане хижин, которые были единым комплексом.

Вавилонский зиккурат Этеменанки

Высота: 91 м

Время строительства: XVIII век до н.э., реконструкция в VII веке до н.э.

Место: окраина города Эль-Хилла, Ирак

В переводе с шумерского, Этеменанки – «дом основания неба и земли» или «дом, где небеса сходятся с землею». Именно этот зиккурат чаще всего связывают с легендой о Вавилонской башне. Он существовал уже в XVIII веке до н.э. во время правления Хаммурапи, однако после этого башня-храм несколько раз заново перестраивалась после разрушений.

Последняя реконструкция сделала башню одним из самых высоких и грандиозных строений древнего мира. Зиккурат состоял из 7 ярусов, на последнем из которых располагался храм. Строительство было начато зодчим Арадахешшу при царе Асархаддоне, а достроен зиккурат был уже при Навуходоносоре II, через 100 лет.

Галикарнасский мавзолей

Высота: 46 м

Время строительства: 359-353 годы до н. э.

Место: Бодрум, Турция

Первый «мавзолей» и «чудо света». Назван по имени карийского царя Мавсола. В честь него построила этот надгробный памятник его жена Артемисия III Карийская. Мавзолей венчало около 330 статуй, а сам он имел в плане форму почти правильного квадрата, что было нетипично для греческой архитектуры. Простоял полторы тысячи лет и был разрушен в ходе землетрясения.

Колосс Родосский

Высота: 36 м

Время строительства: 292 - 280 годы до н. э.

Место: Родос, Греция

Родос в древности был крупным и богатым городом. Поэтому мог позволить себе жить в буквальном смысле «на широкую ногу». Огромная статуя Гелиоса, только большой палец которой могли обхватить лишь немногие, был построена древнегреческим архитектором Харесом. Нехватка выделенных на строительство денег заставила его влезть в большие долги, и, разорённый, он покончил жизнь самоубийством.

На статую ушло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (больше 20 тонн). Колосс простоял всего 65 лет. После землетрясения прокрытая железом и бронзой глиняная статуя упала, и в переломленном виде пролежала около тысячи лет, пока её части не распродали арабы.

Фаросский маяк

Высота: 135 м

Время строительства: III век до н. э.

Место: Александрия, Египет

Александрийский маяк всего за 5 лет был построен Сотратом Книдским на острове Фарос близ Александрии. Он состоял из трех мраморных башен: прямоугольной, восьмиугольной и цилиндрической. После его сооружения при первых Птолемеях Египет поистине стал страной построек-гигантов. Свет от маяка был виден на расстоянии больше 50 километров. Пережил два землетрясения в VII и XIV веке, после чего был окончательно разрушен. На остатках маяка мамлюкский султан воздвиг крепость в свою честь.

Колизей

Высота: 50 м

Время строительства: 80 год н. э.

Место: Рим, Италия

Колизей происходит от латинского слова colosseus – «громадный». По одной из версий название возникло как дань памяти располагавшемуся на этом месте Колоссу Нерона – огромной (37 м) статуи, венчавшей комплекс Золотого дома – дворца императора. Веспасиан решил избавиться от старого культа и упрочить свой. В грандиозном строительстве участвовало около 100 000 заключенных, свезенных в Рим. Из-за землетрясения в XIV веке обрушилась его южная часть, после чего Колизей стал источником стройматериалов для других строений Рима.

Ступа Канишки

Высота: от 128 до 168 м по разным оценкам

Время строительства: II век н.э.

Место: близ города Пешавар, Пакистан

Кушанское царство, основанное выходцами из Китая – восточными сарматами (юэчжами), стало «золотой серединой» древнего мира и в прямом (по богатству) и в переносном смысле. В нем получил распространение греко-буддизм, насыщенная эллинистической культурой восточная религия.

По описанию китайских путешественников, построенная в честь кушанского царя ступа превышала высоту 400 чи (128 м), наверху располагались золотые и серебряные зонты, а внутри – мощи Будды. Данные по размерам разнятся, однако ступа могла быть равна или превосходить по своей высоте пирамиду Хеопса. Со ступой связано много буддийских легенд и предсказаний. Была разрушена мусульманскими завоевателями еще в Средневековье и к настоящему моменту не сохранилась.

Место: Чолула-де-Ривадабия, Мексика

Высочайшее сооружение Древней Америки и самая крупная по объему пирамида мира. Построена в древнем Теотиукане. Храм, посвященный богу Кетцалькоатлю, строился в течение 12 веков доацтекской культурой, пока не стал крупнейшим религиозным центром. Сегодня представляет собой четырехгранный заросший холм, небольшая часть которого воссоздана в первоначальном облике.

Архитектура эпохи первобытнообщинного строя

Начало строительной деятельности относится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по соору­жению жилища с помощью примитив­ных каменных орудий. В районах, где было дерево, обычно сооружались землянки, перекрытые прутьями и ветками, а также отдельно стоящие шалаши двускатной или конической формы.

Зарождение архитектуры, по-види­мому, следует отнести к эпохе позд­него палеолита, когда строительство из чисто технической деятельности, решающей утилитарные задачи, посте­пенно начало превращаться в деятель­ность более сложного порядка, нап­равленную и на удовлетворение при­митивных духовных потребностей лю­дей. Эстетическое осмысление прос­тейших конструктивных систем и их элементов связано с зачатками тек­тонического мышления, а в последую­щем развитие определенного идейно-образного содержания знаменовало начало художественно-технического строительства, т. е. архитектуры в пол­ном смысле этого слова. Со временем позднего палеолита было связано и возникновение совершенно новой сферы человеческой деятельности - изобразительного искусства.

В период неолита появляются бо­лее совершенные орудия труда из камня, значительно повышаются ма­териальные возможности человека. В этот период жилище из де­рева приобрело вид сравнительно крупного прямоугольного по форме здания, стены которого представля­ли собой плетень из прутьев по стол­бам-бревнам. Подобное жилище най­дено на территории СССР в Приднепровье в трипольском поселении Ко-ломийщина-1 (III - II тыс. до н. э.). Большие дома длиной до 30 м и пло­щадью 150 м2 располагались двумя концентрическими кругами: по внеш­нему кругу диаметром 170 м разме­щались большие дома, по внутренне­му- малые. Это поселение - один из ранних примеров регулярной ор­ганизации жилого комплекса с учетом особенностей жизни общины и обо­ронительных функций.

Наиболее развитый тип построек неолитического периода - здания, огГирающиеся на деревянные сваи, ко­торые возводились обычно над река­ми и озерами в заболоченной мест­ности. Распространение такого типа поселений объясняется оборонитель­ными соображениями, а также удоб­ством промысла в водоемах рыбы. Свайные постройки встречаются в Центральной Европе, найдены они и на территории СССР. В свайном посе­лении на р. Модлоне в Вологодской области (II тыс. до н. э.) ряд домов поставлен на бревенчатый настил, под­держиваемый сваями посредством прогонов. Стены возведены из верти­кально поставленных жердей, пере­плетенных прутьями. Средние жерди были выше других и имели на концах развилку, на которой укреплялся конь­ковый прогон пологой двускатной кры­ши. Кровля устраивалась из берес­ты, прижатой камнями, пол покрывал­ся глиной.

В бронзовом веке металлические орудия позволили резко увеличить производительность труда. К этому времени получают широкое распрост­ранение зародившиеся еще в эпоху позднего неолита мегалитические со­оружения - постройки из крупных ка­менных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих сооружений было связано главным образом с ре­лигиозными обрядами и памятными событиями. Среди мегалитических со­оружений, сохранившихся в различныхместах земного шара, в том числе и на территории СССР, выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры - вертикально постав­ленные камни, достигающие иногда очень больших размеров. Это риту­альные памятники или монументы, ставившиеся в одиночку или группами. Иногда менгиры встречаются в соче­тании с дольменами - сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную ка­менную плиту. Дольмены служили чаще всего погребальными камерами и одновременно надгробными памят­никами.

Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т веса. Дольмены перво­начально были небольших размеров - около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту, но в последующем им при­давали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде ка­менной галереи.

Самый сложный тип мегалитичес­ких сооружений - кромлех.

Кромлех в Стонхендже (Англия) - круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри - два кольца из небольших камней, а

между ними - попарно поставленные высокие блоки с плитами, организую­щие центр пространства. Здесь уже появился четкий композиционный за­мысел с симметрией, ритмом и сопод-чиненностью элементов.

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности - курганы,- распространенный вид со­оружений мемориального характера. Их прообразом были жилые сруб­ные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри ко­торого устраивалась вторая камера для погребения. Перекрывались ка­меры накатами бревен с покрытием их берестой. Засыпка землей образовы­вала курганный холм, часто значитель­ной высоты. Примером срубного кур­гана может служить Пазырыкский кур­ган в горном Алтае.

Наряду с мемориальными и ри­туальными постройками на поздних этапах развития первобытного об­щества появился новый тип архитек­турных сооружений - каменные и де­ревянные крепости.

Характерны так называемые цик­лопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изо- билующих лесами, распространились поселения - «городища», укреплен­ные бревенчатыми оградами, земля­ными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонитель­ную стену, позже внутри крепости могла возводиться вторая стена вок­руг цитадели - местопребывания вождя общины и родовой знати.

С разделением труда и отделени­ем ремесла от земледелия противо­речия родового общества обостряют­ся. С появлением частной собствен­ности все более существенными ста­новятся имущественные различия. Воз­растает значение рабского труда. Все это ведет к разложению родового строя, зарождается раннеклассовое общество, появляются первые рабо­владельческие государства.

Прочитано 15328 раз

Мегалитическими называются постройки каменного века, сложенные из больших каменных глыб или плит сухой кладкой. Этим названием объединяются менгиры, дольмены, алиньманы или аллеи камней, крытые аллеи или дольменные галереи, кромлехи. Наиболее древние мегалитические памятники относятся к эпохе неолита. Постройки этого типа найдены во всех областях земного шара, за исключением Австралии.

Менгиры. Менгиры — это одиночные большие каменные глыбы вытянутой формы, вертикально врытые в землю в виде столба, или обелиска (табл. 7, фиг. 1). Высота их очень разнообразна (от 1—2 м и до 20 м), вес у самых больших достигает 200 — 300 тонн. Обычно это натуральные глыбы камня, иногда они грубо отесаны и имеют рельефные изображения. Менгиры широко распространены во Франции, где их зарегистрировано более шести тысяч, в Англии и Ирландии, в Сирии, Северной Африке, Южной Америке и на территории СССР — на Кавказе и в Сибири (табл. 7, фиг. 4). Иногда под менгирами или рядом с ними находятся захоронения, связывающие их с культом мертвых. По изображениям на них можно предполагать связь с культовыми представлениями первобытного человека. Особенный интерес представляют менгироподобныё камни с рельефными изображениями рыб, а иногда и самые камни имеют грубую форму рыбы; это так называемые камни-в и ш а п ы, часто встречающиеся в Закавказье. Ряд менгиров настолько явно отражает культ родовых тотемов (например, быка), что их можно ставить в прямую связь с тотемными столбами американских индейцев и других народов.

Дольмены . Дольмены представляют собой камеру (обычно прямоугольную) из нескольких вертикально поставленных плоских каменных глыб, перекрытых горизонтально одной или двумя-тремя каменными глыбами или же громадными плоскими валунами (табл. 7, фиг. 2 и 3). Величина и вес перекрывающих каменных плит иногда очень велики; так, например, перекрывающая плита одного из дольменов в Ла-Перотт в Шаранте (Франция) весила 40 тонн. К основной камере дольмена иногда присоединялась устроенная таким же способом крытая галерея, иногда же самый дольмен превращался в такую галерею, замкнутую с двух сторон большими плитами. На стены дольмена часто наносились рисунки, обычно орнаментального характера.

Кроме Франции, где насчитывается около четырех с половиной тысяч дольменов, они встречаются в Англии, Ирландии, южной Скандинавии, Дании, Голландии, северной Германии, Испании, на островах Средиземноморья, в Италии, Северной Африке, Сирии, Северном Иране, Индии, Корее, Америке и в СССР — в Крыму, на Северном Кавказе и в Закавказье. Дольмены обычно считают гробницами умерших, что доказывается как частым нахождением в них захоронений, так и тем, что многие дольмены заключены в насыпанный над ними могильный холм.

Дольмены-жилища . Последние раскопки позволяют, однако, установить, что некоторые дольмены служили жильем. Дольмен, (раскопанный в 1938 г. в Боулинемоне в Ирландии, представляет собой обычную двухкамерную постройку из монолитных каменных плит, поставленных вертикально на прямоугольном основании (табл. 7, фиг. б). Раньше он был перекрыт плоскими каменными плитами, остатки которых были найдены около стен дольмена. Этот дольмен был жилым каменным домом с хорошо выстланным полом, со входом, образованным двумя вертикально поставленными камнями и плитой порога между ними. Очаг расположенный на площадке перед входом в жилище, сохранил слой угля; по-видимому, только значительно позднее этот дольмен был использован для захоронения. Другим подобным примером служит один из дольменов в Зеландии, в отношении которого установлено, что его входное отверстие могло закрываться только изнутри.

Большой дольмен в Баньо . Один из самых больших французских дольменов эпохи неолита в Баньо, возле Сомюра, представляет собой прямоугольную постройку около 20 м длины и 7 м ширины, образованную четырнадцатью громадными плитами из песчаника, три из которых образуют его плоское покрытие (табл. 8). Высота вертикально поставленных плит достигает 3 м. С узкой фасадной стороны, где к дольмену примыкают остатки каменной аллеи, устроен широкий вход между двумя вертикальными плитами. Этот дольмен по размерам, высоте и по устройству входа можно рассматривать как большой жилой дом родовой коммуны.

Дольмены Северного Кавказа . Среди многочисленных дольменов Северного Кавказа большинство представляют собой небольшие однокамерные постройки, часто закрытые со всех сторон, сооруженные из целых плит, или со стенами, образованными из нескольких рядов отесанного камня. С одной стороны в стене обычно проделано круглое отверстие. Некоторые дольмены, выделяющиеся как по размеру, так и по устройству входа и пола, очевидно, ранее служили жилищами. Таков, например, большой дольмен в ущелье реки Джубги, сооруженный из громадных плоских плит и имеющий на лицевой стороне широкое дверное отверстие во всю высоту дольмена (полукруглая пристройка из более мелких плит сделана позднее).

Кромлехи. Стонхендж . Кромлехи — это кольцеобразные ограждения из одного или нескольких рядов вертикально поставленных камней типа менгиров, занимающие иногда очень большую (площадь диаметром до 90 м и даже 150 м (кромлехи Керласкан и Менес в Бретани). К большим кромлехам обычно ведут аллеи камней, образованные параллельными рядами вертикально поставленных каменных глыб высотой от 1 до 4 и даже до 7 м. Из сохранившихся аллей (в селении; Карнак в Бретани) наибольшая имеет в длину около 3 км. Из больших кромлехов лучше всего сохранился построенный в бронзовом веке кромлех Стонхендж в Англии (табл. 7, фиг. 5), первоначальный вид которого можно реконструировать. Снаружи он был окружен большим кольцевым валом со рвом около 90 м в диаметре. На расстоянии 30 м от вала находился первый круг из тридцати вертикально поставленных массивных каменных блоков, имеющих форму параллелепипедов и перекрытых сверху сплошным кольцом из толстых горизонтальных плит. За этим наружным крутом на расстоянии 3 м шел второй круг из 45 — 50 небольших заостренных кверху камней; третий, незамкнутый круг состоял из пяти трилитов (два вертикальных блока, перекрытых горизонтальной плитой). Внутри третьего круга находился еще один подковообразный ряд небольших заостренных камней, и, наконец, несколько сдвинутой от центра круга лежала плоская каменная плита в 5 м длины и 1 м ширины.

В больших кромлехах можно предполагать открытые святилища, а в центральных плитах — алтари, на которых приносились жертвы.

Моунды Северной Америки . Совершенно своеобразным типом первобытных сооружений являются «моунды» Северной Америки. Моунды — это земляные сооружения, изображающие по большей части тотемных животных: медведя, лося, бизона, лисицу, змей, черепах, птиц и т. п. Особенно распространены такие моунды в Висконсине. Изображения, вероятно, делались следующим образом: на поверхности холма чертили контур животного, затем лежащую за контуром породу скалывали и откидывали. Размеры таких моундов часто достигают в длину 60, 75 и даже 150 м. «Моунд змеи» в штате Огайо (табл. 142, фиг. 7) имел по длине тела змеи больше 300 м. В южных областях такие изображения делались из крупных обломков скал, поставленных или положенных по контуру фигуры. По характеру же изображений и наличию в некоторых случаях возвышения в виде алтаря, а иногда, и захоронений, можно предполагать, что моунды посвящались культу предков — тотемов.

По поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого. Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении. Сейчас может казаться, что эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым. Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа. Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить...

"Из всего неизвестного самым неизвестным является время " Аристотель

Первые жилища из тех, упоминания о которых доступны современному человеку, стали создавать неандертальцы около 35 тысяч лет до н.э. /это официальная теория, хотя истинное летоисчиление уходит гораздо глубже/. Эти жилища представляли собой стоянки и навесы.

Первобытные люди предпочитали использовать естественные укрытия - пещеры. Устройство искусственных пещер в скалах стало возможным лишь с появлением металлических орудий. Для предупреждения обвалов потолка при выемке слабых и слоистых пород пещерам придавали стрельчатое очертание. Такое очертание, более или менее правильное, придано большому кол-ву искусственных пещер. С переходом на оседлый образ жизни появляются первые сооружения.

В эпоху палеолита у людей появляются новые навыки, соответственно им усовершенствовались и жилища. Поводом к усовершенствованию также являлось изменение климата, которое требовало более устойчивых жилищ и орудий труда.

В первой половине 3 тыс. до н.э. наступает матриархат, во второй половине 2 тыс. до н.э. наступает патриархат а вместе с ним появляется и монументальная архитектура, мегалитическая арх-ра /менгир - 1 камень; дольмен - 2, накрытые третьим; кромлех - образование, ряд камней. К примеру, Стоунхедж, 17в до н.э./.

Нураги - башнеподобные сооружения 2-3 тыс. до н.э. /о.Сардиния/


По официально принятым данным считается, что Гомо Сапиенс /человек разумный/ появился на Земле 40000 лет назад.

5000 - 4000 лет - древнейший каменный век и первое архитектурное сооружение;

4000 - 3000 лет - Бронзовый век;

2000 лет - Железный век.

Часто используемые символы того времени - круг, вертикаль, горизонталь, прямой угол.

Основные типы мегалитических сооружений.

Менгир - одинокостоящий, вертикальный камень. Стоячие камни являются основным элементом памятников неолитической эры. Порой имеется лишь один камень, напоминающий своей формой веретено или грубый обелиск - такое строение и называют менгиром. Менгиры появились на позднем этапе развития первобытного общества /пример - у карнака в Бретани/.

Дольмен - два менгира с перекладиной. Дольмен - гробница, вход в селение. Состоит из поставленных стоймя камней и перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Может находиться внутри погребальных курганов. Площадь дольмена колеблется между 4 и 70 кв.м., а его высота - между 1 и 3,5 м. Вход в него обычно закрыт каменной плитой, обычно подвижной, иногда просверленной! круглым отверстием. Подчас имеются придаточные склепы. Комнате часто предшествуют сени, или коридор, более или менее длинный и широкий, обычно прямой, но иногда встречается и коленчатый.


Мегалиты. Мега - большой, литое - камень. Делились по "половому" признаку - ромбовидный означал "женское начало", прямоугольный столб - "мужское начало".

Кромлех - несколько менгиров, образующих круг. Иногда менгиры тянутся рядами, образуя аллеи, носящие название верениц. Иногда два соседних камня соединены по горизонтали подвижным монолитом. Случается, что входу в кромлехи предшествуют короткие коридоры. Сооружение в виде двух камней, поставленных вертикально с перекладиной в виде третьего камня называются трилитом.

Стоунхедж /2 тыс. до н.э., Англия/ - самое знаменитое мегалитическое сооружение. Состоит из дольменов, поставленных по кругу.

Стоунхедж представляет собой сооружение, используемое в религиозных и магических целях.

Можно сказать только одно - по всему видно и понятно, что подобные сооружения, истинное значение которых неизвестно ученым до сих пор, не могли быть построены грубыми, тупыми людьми, и совершенно ясно, что в своем развитии и по своим способностям люди той эпохи были не ниже нас. Достаточно того, что эти постройки стоят до сих пор, а что останется от нашей эпохи? Выдержат ли небоскребы и любимые наши муравейники серии П проверку временем? Очень сомневаюсь. Но историю не только не пересматривают и не переписывают, хотя все уже согласны с тем, что слишком много в ней несоответствий, но и значение истории пытаются отодвинуть на второй план, предлагая нашим детям лишь несколько бесплатных предметов на выбор. Конечно, зачем нужна такая "чушь", как история, а тем более археология. И без этого ниЧО живем.

Ну и еще несколько примеров:



Первые зачатки искусства в принципе можно заметить в творчестве еще первобытного человека. В те времена люди уже пытались найти способы отразить свое представление о мире и о прекрасном. По данным археологов, первые памятники, относящиеся к изобразительному искусству - графике, скульптуре, живописи, - возникли еще в эпоху палеолита.

Безусловно, первые рисунки были весьма примитивными: оттиски руки человека, «макароны» - волнистые линии, выдавленные пальцами, контуры голов зверей. Проявляя себя в скульптуре более поздних периодов, человек также изображал животных, отображая их характер и повадки.

Среднекаменная эпоха - мезолит

В этот период времени изображения приобретают большую красочность, начинают создаваться композиции, состоящие из нескольких фигур. Как правило, они отображают быт, сражения или охоту. Человек начинает осознавать свое место в мире, пытаясь раскрыть жизненные закономерности.

Неолит - новый каменный век

Первобытные люди принялись осваивать скульптурное мастерство. Примером древних скульптур могут служить «каменные бабы», найденные на территории северного Причерноморья. Архитектура в этот период времени все еще малоразвита, зато появляются художественные ремесла, ставшие прообразом будущего декоративного искусства.

Бронзовый век и архитектура

Примерно за 3000 лет до нашей эры человек начинает уделять отдельное внимание архитектурным особенностям строений. Появляется так называемая архитектура больших камней, или мегалитическая архитектура: дольмены, менгиры, кромлехи. Причиной возведения таких строений является развитие религиозных представлений древнего человека.


Дольмены, менгиры, кромлехи

Менгирами назывались каменные столбы, высота которых достигала 20 метров. Примером может служить Зорац-Карер, найденный в Армении, или раскопанные на территории французской Бретани Карнакские камни.

Более всего архитектурное искусство проявлялось в дольменах - культовых, зачастую погребальных, сооружениях, состоящих из расположенных вертикально 2-4 плит, накрытых горизонтальной плитой. Вот так и появились основные составляющие архитектурного строения - перекрытия и опоры.

Кромлех - более сложная постройка, наиболее известный расположен в графстве Уилшир в Англии. Это Стоунхендж, строительство которого датируется приблизительно 2000 годом до н.э. Предполагается, что это культовое строение, посвященное солнцу.


Кромлех Стоунхендж в Великобритании