Открытие каменной бабы - эдуард

это старая запись от 22-09-2010

Во-первых, у меня радость: фотоаппарат снова работает, Солнце, я так тебе благодарен за помощь!

15 сентября 2010 года мы с одним краеведом отправились к нему на Родину, в деревню Волчья Гора, что неподалёку от Берендеева Ярославской обл. От Александрова на электричке доехали до остановки пл. 142 км и дальше прошли пешком парочку километров. Погода была замечательная, тихая и солнечная, несмотря на то, что до этого, да и после были серые дни. Ещё нельзя сказать, что наступила золотая осень, скорее всего, это мгновенное "бабье лето".
Нашей целью было посетить родные места моего знакомого и по возможности осмотреть окрестности Волчьей Горы. Пройдя через небольшой, но замшелый перелесок у железной дороги мы выходим в поле с дубами.

Было утро, было нежарко, не холодно, насекомые не мешали, шлось легко и знакомый от избытка чувств, что наконец-то попал в родные места, всё рассказывал о своей жизни, а я слушал его и фоткал.

Сама Волчья Гора находится на Берендеевом болоте. Берендеево болото представяет собой овал с четко видимым на нем "кораблем" - это и есть Вольчья Гора. В окрестностях горы было языческое капище, вокруг нее можно обнаружить валуны, напоминающие то сидящих людей, то разные фигуры (зависит от воображения). Среди камней есть и "Синие камни". Валуны синеватого цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Сама гора представляет собой некое "место силы", в разные периоды истории в тех местах происходило много интересных событий. А ещё туда в 1966 году приезжал Ю.А.Сенкевич, а потом в "Клубе путешественников" показали Волчью Гору. Это вид с неё.

Постепенно мы подошли к одноимённой деревне, которая, на мой взгляд, производила впечатление заброшенности, забытости. Примерно половина домов - нежилые, некоторые и вовсе развалились или сгорели. Людей было очень мало, но моему спутнику встретилось 2-3 знакомых, они узнали друг друга и некоторое время шли совместные воспоминания: как сейчас тот, жива ли эта и помнишь ли, как было тогда...

Наконец, мы подошли к его дому, там так никто и не живёт, открыли дверь и попали в прошлое. Походили, посмотрели, как теперь стало, он рассказал мне кое-какие истории из прошлого, как он вырос тут и что значит для него этот дом. Конечно, там всё перевёрнуто вверх дном, но остались следы, что когда-то это место было жилым.

Самое такое время года, когда уже вовсю опадают поспевшие яблоки, мы немножко пособирали их и я сделал первый перекус. Потом, мы пошли, собственно, на вершину этой горы, где стоит круглая краснокирпичная водонапорная башня.

Если снять её под определённым ракурсом, то она станет похожа на что-то древневосточное. Оказывается, что это самая высокая точка Клинско-Дмитровской гряды - высота её составляет 306 метров над уровнем моря. Тут гуляют ветры и отсюда открываются живописнейшие виды на окрестные болота. Итак, мы подошли к южному склону с обрывом и расположились на привал. Нас окружает Берендеево болото. На расстоянии оно выглядит не совсем, как болото, больше похоже на поросшую равнину, но на самом деле там полно топких мест.

Пока мой знакомый отдыхал я преисполненный духа с упоением лазил по ближайшим косогорам и снимал местные красоты. Вот прямо внизу из склона торчит обломок узкоколейной рельсы - тут добывали торф и проходили пути, кое-где видны и деревянные шпалы поперёк тропинок по насыпям среди болот. И множество камней непонятного происхождения и назначения. Кто его знает, что ещё скрывает эта земля?

Перекусив отправляемся дальше, становится теплее, солнышко ещё пригревает. Проходим мимо покосившихся заборов, но встречаются и новопостроенные дома, которые почему-то не хочется фотографировать. Охота снимать эти старые места, где всё так и пропитано историей.

Пройдя по дороге и сняв ещё ролик, спускаемся всё ниже под гору и видим 2 разрушенных строения. Особенный интерес представляют развалины из серого камня. Это остатки старой бани, которую построили в 1943 году пленные немцы, занятые тут на торфоразработках. Говорят, что в фундамент её они положили древний языческий артефакт - Каменную Бабу. Проверить, точно ли это не представляется возможным, но обычно такие легенды на пустом месте не возникают.

По одной из бывших линий узкоколейки углубляемся дальше к югу в болото и видим, как в одном месте тлеет торф. Там такое происходит круглогодично и сходить в сторону с тропинки смертельно опасно не только по причине попасть в топь, но и можно провалиться в пекло тлеющего торфа. Вот мы и топаем по дорожке, тепло, видим, как в траву с тропки уползает очень тёмная змея, не знаю что это за змея, но на всякий случай больше внимания обращаем под ноги. По пути попадаются ещё две такие же змеи, а если ещё и по сторонам смотреть, то увидишь такое.

В это жаркое лето тут не происходило сколько-нибудь сильных пожаров. Может быть потому, что болото это обводнено, о чём говорят заполненные водой канавы, которые разрезают всё болото на участки. Так можно ещё долго двигаться по направлению к месту, которое знакомый назвал, как "гараж", но мы уже решаем поворачивать обратно, ведь ещё столько же идти, а пройдено немало. Мой знакомый в годах, но держится молодцом и поддерживает форму пешими прогулками по нашим окрестностям. Дойдя по дороге до горы и опять поднявшись на неё, сворачиваем и идём другим путём через заброшенные и никому ненужные сады, а под ногами россыпи яблок.

Кстати, пока я бродил по близлежащим местам, то сфоткал любопытный камень необычной формы, на который мой знакомый, краевед, обратил особое внимание. Может и правда тоже какой-нибудь языческий камень силы или ещё что-нибудь?

Мы торопились на платформу, потому что точно не знали, во сколько тут проходят редкие электрички, чтоб не опоздать и не прождать до вечера. Прямо в леске у железной дороги из-под ног в сторону метнулась какая-то сероватая змея со светлой меткой на голове, но и её сфотографировать не получилось - уж больно быстрые и вёрткие создания. Пока ждали поезда, немножко передохнули и доели припасы. Электричка припоздала, говорят, что они из Ярославля постоянно тут опаздывают.

Путешествие удалось: знакомый посетил Родину, а я получил массу впечатлений от визита в такое место. Потом, в интернете нашёл

Описание окружающей местности

Если бы можно было, хотя на мгновение, повернуть колесо истории на десять, двадцать тысяч лет назад, то мы оказались бы на берегу красивого и глубокого Берендеева озера. А на высокой горе-полуострове, названной в последствии Волчьей, жили люди - сильные, вольные и добродушные. Жили-поживали…

Была легенда о царе Берендее, о премудрой Марье-царевне...Легенда длинная. Коренным берендеевцам хочется верить, что те сказочные события происходили именно здесь, в этих краях. Что царь Берендей, у которого была борода по пояс, жил на берегу этого озера, на высокой горе, в мраморном дворце. Царственным взором обозревал он отсюда, с высоты, свои владения, а иногда, с преданным ему войском, объезжал земли царства... Именно из этой легенды родилось название царства в пьесе Островского «Снегурочка».

Давным-давно древнее озеро превратилось в торфяное болото. Берендеево болото находится на юге Ярославской области, между селом Давыдовским и деревнями Федосово, Погорелка, Черницкая, Родионцево, Милославка. Из него вытекают реки Киржач и Трубеж. Одна впадает в Клязьму, другая в Плещеево озеро.

Болота, топи с древних времен для человека были не нужной, не пригодной для жизни землей. Для людей они являлись ещё и неразгаданной тайной. Издавна человек наделял болота различными легендами, сказками и преданиями. Разгадать загадки болот пытались многие исследователи.
С давних пор о Берендеевом болоте, о его несметных богатствах, погребённых в топях, ходили легенды и сказы. Ещё два столетия назад одного из потомков кабинет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова эти предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности, которая врезается в массив болота полуостровом и называется на всех крупномасштабных географических картах именно так - Волчьей. Почему так названа? Сказания гласят, что зимними и осенними ночами отсюда доносились жутковатые завывания серых хищников. Вот и назвали люди эту гору Волчьей.. На этой возвышенности, среди дремучего леса, Макарову попались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые.В 1820 году поисками сокровищ занялся Д.И. Хвостов, который нашел здесь земляные укрепления древнего городка.

В апреле 1848 года, в окрестностях Берендеева болота побывал А.Н. Островский, который от местных жителей также услышал много легенд и сказок. Персонажи их легли в основу пьесы-сказки «Снегурочка». Еще раз побывал А.Н. Островский в 1868 году, когда в этих местах была построена железная дорога и станция Берендеево.

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий», на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он, будучи почти семидесятилетним, в 1941 году поселился в усадьбе – музее.

Там же, около Берендеева болота, многие искали каменную бабу. Место ее нахождения, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад. В 1928 году, краевед Л. Гамельман так же предпринял поиски «бабы». Он не нашел её, зато записал рассказ слепого столетнего жителя села Чернецкого Щетинина Ф.П., утверждавшего, что она раньше находилась у села Чернецкого, величиной была в печь, имела фигуру и лицо женщины. Во время постройки Северной железной дороги её разбили на куски и их уложили в основания железнодорожного моста через речку Трубеж. И он, якобы перевозил эти камни через болото.

Много сведений о найденных у подножья Волчьей горы внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких камней. Также сообщают о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово. Но мы, к сожалению в эту поездку не смогли проверить информацию о валунах. Надеюсь, Берендеево царство еще примет нас в гости.

Недалеко от Берендеево, в селе Давыдово, стоит разрушенная церковь с местами сохранившейся росписью. Мы решили избавить вас от подсчета куполов, поэтому просто даем координаты, для тех кто этим интересуется: N 56° 35.431" E 39° 05.421"

А в глиняном карьере по координатам N 56° 35.321 E 38° 59.705" по склонам, поросшим травой и деревцами, растут грибы и земляника.

Использована информация с сайтов: www.dazzle.ru и www.pki.botik.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

В этом тайнике лежит"тематический" контейнер. А это значит, что в них не надо класть любую ерунду, а только ту, которую я пожелаю. :-))) Этот контейнер состоит целиком из ништяков, связанных с болотом или лесом:
1.Книжка "Кто что ест"
2.Книжка стихов про животных
3.Блокнот- лягушка
4.Куб для записей "Лягушка"
5.Игрушка-ящерица, растущая в воде.
6.Заводная птичка
7.Лягушка- точилка

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Поход на Кубринские болота.🌞 Осень 2017🌞

Субтитры

Гидрология

Считается, что 4-4,5 тысячи лет тому назад болото ещё было озером, хотя и начавшим зарастать .

Чередование трансгрессий и регрессий (для торфяников - обводнений и иссушений) в центре Волго-Окского междуречья довольно точно соответствует таким же колебаниям, отмеченным в торфяниках Швеции Е. Гранлундом, а также кривой увлажнённости материков Северного полушария, ритм которой в 1850-1900 годах был определён А. В. Шнитниковым .

Болото всегда являлось естественным аккумулятором водного баланса большой территории Залесского края. Оно, как и озеро в древние времена, дает жизнь двум рекам – Малому Киржачу и Трубежу. Но из-за инженерного просчёта 50-х годов, когда осушительными каналами основной поток был направлен в реку Малый Киржач, река Трубеж безвозвратно обмелела, а Плещеево озеро стало мелеть и зарастать .

Разработка

В 1918 году, в период экономического и энергетического кризиса, на Волчьей горе начинают сводить лес, строить рабочие бараки и разрабатывать торф . Торф добывали в ручную: по колено в ледяной воде, лопатами резали куски и отвозили на деревянных тачках, потом складывали куски в штабеля. Когда доходили до повышенной влажности в торфе и пнистости, добычу здесь прекращали и переходили в другие места. Уже в 1938 году кусковым методом было добыто 70 тысяч тонн на сумму 246160 рублей курса рубля 1938 года. В начале 50-х годов на торфопредприятии приступили к более прогрессивному методу добычи торфа с применением электрических, а затем дизельных торфоуборочных машин. Разработки торфяника фрезерным способом, когда получали торфяную крошку, позволяло вскрывать большие площади Берендеева болота и вырабатывать торфяную залежь полностью, до слоёв сапропеля или озёрного песка .

Из нескольких десятков торфяных массивов, обследованных в Переславском районе в первые годы Советской власти, Берендеевское болото - самое крупное и самое первое, подвергшееся промышленной разработке. По детальному исследованию «Ленгипроторфа» в 1939 году, спустя почти 20 лет с начала разработок, «запасы торфа-сырца определены в 173,5 миллиона кубических метров» . На болоте производилась промышленная добыча торфа для питания Ярославских электростанций и котельных некоторых крупных фабрик. Сейчас здесь крупное торфопредприятие, брикетный завод, разветвлённый железнодорожный узел и социалистический городок с несколькими посёлками вокруг них .

С освоением фрезерного метода появляется новый посёлок с многоэтажными домами, построенного из шлакобетонного кирпича, магазины, школа, дом культуры, ремонтные мастерские и больничный городок. В начале 60-х годов, в целях противопожарной безопасности торфяника, создаётся искусственное водохранилище-озеро, излюбленное место отдыха и рыбалки жителей Центрального посёлка. А на берегу его, около села Давыдово, строится брикетный завод, выпускающий торфяные брикеты для отопления населенных пунктов Советского Союза .

Разработка торфяника фрезерным методом способствовала разгадке тайн Берендеева болота. С 1964 по 1979 года было открыто более 20-ти археологических памятников от эпохи мезолита до эпохи бронзы 10 – 5 тысячелетие до н.э.

Флора

На болоте отмечаются следующие виды орхидных : Пальчатокоренник мясо-красный , Пальчатокоренник пятнистый , Пальчатокоренник Траунштейнера , Дремлик болотный , Тайник яйцевидный , Офрис насекомоносная , Любка двулистная .

Подробное и поэтичное описание ландшафта и флоры Берендеева болота на рубеже XIX и XX веков содержатся в очерке ботаника А. Ф. Флёрова.

Археология

Берендеево болото в палеогеографической и археологической литературе хорошо известно по многочисленным публикациям, статьям и ссылкам . Планомерных раскопок на торфянике до лета 1979 г. не производилось, хотя первые находки известны ещё с 1954 года .

В середине 60-х годов в западном секторе болота при фрезерной добыче торфа одновременно было вскрыто и уничтожено несколько памятников эпохи мезолита и неолита. Некоторые из них (Берендеево I, II, IIа, III, IV) частично удалось изучить, остальные же в настоящее время полностью разрушены. От них осталась только небольшая коллекция, собранная на торфополях местным энтузиастом А. М. Бакаевым. Судя по этим находкам, на палеоозере было около 10 древних поселений, кроме того, в 7 пунктах найдены единичные орудия труда и фрагменты неолитической керамики .

В 1964 году в ученик 5 класса Берендеевской восьмилетней школы Саша Бакаев принёс в Переславский музей целый портфель предметов, характерных для эпохи неолита . Вместе с товарищами он их нашёл на болоте во время разработок торфа машинами. Музей счёл необходимым послать в Берендеево своего научного сотрудника. Он потом писал, что удивлялся богатству стоянки людей, живших тут 4-5 тысяч лет тому назад:

Она находится в 1,5 км к югу от Волчьей горы. При добыче торфа на месте стоянки был снят слой порядка 1-1,5 метра глубиной. Когда торфяные машины достигли песка, на поверхности стали попадаться непонятные для рабочих предметы: костяные стрелы, наконечники, кинжалы, керамика, отдельные кости разных животных. Обилие предметов на поверхности стоянки поразило меня. Буквально за какие-то полтора часа мой рюкзак был полон…

Гидроним близок к названию урочища Беренда в долине реки Броварки. С Берендеевым болотом связаны зафиксированные ещё в XIX веке интересные предания, прямо указывающие на проживание в этой местности иноэтнического (неславянского и нефинно-угорского населения), возможно «переяславских торков » (известных по летописям, как чёрные клобуки или берендичи) . Об этом упоминает Географическо-статистический словарь Российской империи, сообщающий, что в той части Берендеевского болота, которая относится к Переяславскому уезду , поднимается возвышенность, заросшая со всех сторон, кроме верхушки, сосновым лесом; на этой верхушке есть остатки древних поселений. По устным местным преданиям, на вершине горы был город Берендеев, а в нём жил царь Берендей. Именно на этой фольклорно-исторической основе возникла известная русская сказка о лесном царе Берендее . Очевидно, торки попали сюда в период войн Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского за стол в Киеве , т. е. уже значительно позже первых десятилетий пребывания их на землях, предоставленных им русскими князьями .

Гора, на которой теперь расположен посёлок Берендеево, в прошлом являлась полуостровом, вдающимся в бывшее озеро. Восточные и южные склоны этого мыса круты, возвышаются метров на 25-40 над предполагаемым берегом озера. А вот северо-западные склоны поднимаются к вершине, имея угол подъёма не более 20-22 метров. Здесь видны следы земляных укреплений. Первым на это городище обратил внимание Д. И. Хвостов в 1820 году. Отметив, что окрестности Берендеева болота были подарены Петром I своему кабинет-секретарю Макарову, Хвостов пишет, что один из его потомков, Н. П. Макаров, на рубеже XVIII и XIX столетий, и местные старики «находили ещё остатки частью мусорной, каменной и деревянной мостовых внутри городища Берендеева» . Переславец А. А. Селиванов, который побывал на городище 7 октября 1826 года, писал :

Позднее время осени не допустило меня вполне решить все розыски мои о бывшем городе Берендеево, кажется, уже совсем стёртом с лица земли, но со всем тем в сказанный день я был на Берендеевом городце и при обозрении моём нашёл сие место довольно возвышенным, занимающим не малое пространство, поросшее лесом. На сём городище с прикосновенных к Берендееву болоту сторон явно заметно существование высокого вала, который я приказал несколько разрыть, и при подошве оного оказалось множество камней разных родов… в середине сего городища имеется площадка, на коей видно несколько малых возвышенностей и ям. Следов мостовой, засвидетельствованной господином Макаровым, я ещё не отыскал.

Легенды и предания

Одно из преданий о победе русских воинов над поляками, подтверждено летописными сообщениями. 8 ноября 1612 года произошла битва на поле, расположенном между деревней Милославка и селом Давыдово , русских ополченцев и отрядом пана Сапеги. И там, где речка Ивановка впадает в Берендеево болото, переславские отряды под руководством воеводы Андрея Вильяминова разбили поляков .

Царь Берендей

Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете. В основном, это интерпретации поэтической легенды .

Каменная баба

В разных интерпретациях: «Мать, по имени Рогнеда, идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото» .

Место нахождения каменной бабы, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад. У подножья Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Совсем недавно мне сообщили о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово .

Лешев камень

Большой валун тёмно-красного цвета с отпечатком, напоминающим человеческую ладонь. Исчез во время разработок Берендеевского болота. По рассказам местных жителей, в 30-40-е годы, отправляясь на охоту, мужики оставляли табак на камне, а женщины, собираясь по ягоды, приносили к камню домашнюю выпечку - иначе «леший в чащу заведёт» .

В искусстве

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий », на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца» . В книге «Родники Берендея» он представил образ болота, который отличается от наших о нем представлений: «В болоте живу, где качается земля и человек висит над тёмной бездной, опираясь ногой в скопления растений, где зарождаются туманы и создаются небеса». Для писателя болото – это природная и вместе с тем духовная реальность, которая соединяет небо и землю, это – сфера идеального, существующего в самой реальности, хотя и не всем доступного. Болота – царство Берендея – Пришвин даже связывает с образом Невидимого града: «Берендей потому мудрый царь, что заставил себе служить всё, что люди называют злом: комары, слепни, гнус, и топь, и кочки – все это охраняет Берендеево царство от вторжения недостойных людей. Поэтому попасть в Берендеево царство все равно, что в Невидимый град: надо потрудиться, надо быть сильным и чистым сердцем» .

Берендеево болото, берендеи и царь Берендей упоминается в поэтических произведениях разных авторов.

К тебе, родимое Залесье,
Где всё так дышит стариной,
Где столько сказок, столько песен,
К тебе лечу своей мечтой.
Купань, Усолье, Кухмарь, Вёкса,
Старинный кремль в кольце валов,
Где Трубеж преданно улёгся
Хранить безмолвно быль веков.
Шумит Плещеево играя,
О чём-то шепчутся леса,
В душе звенят, не умолкая,
Родного края голоса.
– Ты знаешь, - шепчет Синий камень.
– Ты знаешь, помнишь, что я бог?
Нет разговоров между нами,
Клади, раб, жертву мне у ног.
– Скорей, скорей, бушуют волны,
Враги у стен, спасайсь в ладье!
Плыви, греби! Кто кроме молний
Тебя достанет на воде?
– На Берендеево болото –
Стучит в лесу осенний дождь –
Ты не ходи, там водит кто-то
Как «баба» сгинешь, пропадёшь.
О, край! О, синее Залесье!
Цепь изумрудных берегов,
Какое сердце не загрезит
Волшебной былью твоих снов!

За синие своды,
За вешние воды
Зовут меня детские сказки природы,
На белую гору, к метельному бору,
Отвесить поклон старику Зиморогу.
Сосновые своды, глухие проходы…
Я слушаю тайную флейту природы,
Иду через дремы, очнуться не смея,

К прогалинам детства, в страну Берендея…

- Тряпкин Н.И. Излуки: Стихотворения. - М. : Молодая гвардия, 1987. - С. 159.

Открытие каменной бабы February 27th, 2014

это старая запись от 16-08-2011

Дню Археолога, 15 августа, посвящается. Статья публикуется с любезного разрешения А.М.Бакаева.

Одно из интересных открытий 2010 года было сделано мною и карабановским фотографом-любителем Э.Новиковым. Нахождение на южной окраине Волчьей горы в Переславском районе Ярославской области каменного идола - знаменитой «каменной бабы». Эту Берендеевскую каменную бабу искали многие исследователи на протяжении около века, начиная с конца ХIХ и весь ХХ век.
Вид на Берендеево болото с южного склона Волчьей горы. Сентябрь 2010г.

Предыстория открытия и поисков этого идола такова. Ещё с конца ХVIII века среди жителей деревень и сел, расположенных на берегах Берендеева болота, бытовали предания и легенды, как о самом болоте, так и о городке, затерявшемся среди дремучих лесов и топей, на вершине горы.
Этими рассказами заинтересовался большой любитель старины граф Д.И.Хвостов, имение которого находилось на реке Кубрь. У Дмитрия Ивановича Хвостова был друг, его сосед-помещик Н.Н.Макаров. У Макарова, а он был праправнуком знаменитого кабинет-секретаря Петра Великого Алексея Васильевича Макарова, было имение в сельце Балакирево (рядом с Берендеевым болотом).

В 1820 году Д.И.Хвостов попросил Н.Н.Макарова поискать на Волчьей горе этот легендарный городок. Николай Николаевич поспрашивав местных крестьян об этом, побывав поздней осенью, видел жилую площадку городка и мусорные мостовые, в письме к графу дал описание его и местных преданий об этой местности. В 1826 году другой переславский любитель старины А.А.Селиванов, опять-таки по просьбе Д.И.Хвостова, был на Берендеевом болоте на высокой горе, поросшей лесом и орешником. Он обследовал городище, видел валы его, несколько ям и малых возвышенностей. У подножия Волчьей горы местные крестьяне показали ему большой валун, формой напоминающий женщину и рассказали легенду связанную с этим идолом.


В 60-х годах ХIХ века вдоль западного берега Берендеева болота прокладывается железнодорожное полотно Северной железной дороги. С открытием её в 1868 году и появляется станция Берендеево. Для прокладки дороги здесь, в низинном рельефе местности, для насыпи был необходим гравий и балластный песок - его то и начали добывать в карьере на южной окраине Волчьей горы, а это всего в одной версте от строительства дороги. На подводах, на лошадях балласт подвозили, для этих целей подвозную дорогу к строящейся магистрали снивелировали по подошве склона к карьеру. Кстати, эта дорога позже, в 1943 году, использовалась при транспортировке добываемого пленными немцами кускового торфа - была проложена ветка узкоколейной дороги. Скорее всего, именно при начале разработок балластного песчаного карьера на Волчьей горе и была завалена выкидкой грунта легендарная «каменная баба». Карьер продолжал функционировать до начала 70-х годов ХХ века, причем очень интенсивно. Вот почему на южном склоне Волчьей горы (а здесь уже был посёлок торфодобытчиков Берендеевского торфопредприятия с середины 20-х годов ХХ века) образовалась такая глубокая и вдающаяся в возвышенность выемка.

Позднее, поисками каменной бабы на Волчьей горе занимались в 1919 году переславские краеведы М.И.Смирнов и С.Е.Елховский, но не нашли, зато в ближайшем селе Лаврово они записали услышанную ими легенду о Берендеевом болоте, центральным персонажем которой была Рогнеда-вдова, превратившаяся в камень из-за утонувшего в озере сына-Берендея.

В последующие годы неоднократно предпринимались поиски этого идола. Старожилы ближайших деревень утверждали, что такой валун существовал около подножья горы, вот только указывали разные места его на Берендеевом болоте. Да и описывали идол по-разному. Кто-то говорил, что каменную бабу разбили пленные немцы под фундамент построенной здесь бани, а кто-то указывал, что её разбили и отвезли под фундамент железнодорожного моста через речку Чернуху (Трубеж) к деревне Василисино. Жители села Чернецкое говорили, что каменная баба стояла на берегу Берендеева болота на окраине их села. Давались и другие координаты на берегу болота.

Кстати в указанных старожилами местах мною фиксируются скопления валунов, иногда причудливых форм, да и около этих мест мною были открыты памятники археологии. Не отрицая возможности нахождения каменных идолов и капищ в этих местах на берегах Берендеева болота, на протяжении 40 лет я продолжал поиски вдоль южной окраины Волчьей горы. В результате мною там были открыты и исследованы две стоянки эпохи каменного века: Волчья гора-I и в 500-х метрах западнее её стоянка Волчья гора-II. Так на стоянке Волчья гора-I были найдены каменные зооморфные скульптурки и каменный божок, каменные культовые камешки-чуринги.

Каменная головка медведя со стоянки Волчья гора-I эпохи позднего мезолита, примерно 8 тысяч лет назад. Это тотемное (священное) животное древних племён всей Евразии (да и Америки). Население этого же региона тем паче почитало его на протяжении нескольких тысячелетий. Ведь именно медведь и дал название крупной этнической группировке древних охотников и рыболовов - Берендеи.

Каменная скульптурка-голова человека, найденная мною на стоянке Волчья гора I в 2003 году. Это своего рода скульптурный портрет человека финальной бронзы - начала раннего железного века, т.е. жителя городка на Волчьей горе. Лицо человека легендарной народности берендеев, живших здесь на горе более трёх тысяч лет назад. Эта племенная группировка и дала название обширному болоту Берендеево.

В основном, все эти произведения первобытнообщинного человека были сделаны на песчаниковых и сланцевых гальках. Природа как бы сама подсказывала древним охотникам фигурки зверей, птиц и т.д., он только немного кремнёвым резцом придавал черты форм и их деталей. Кстати, такие же фигурки были найдены и на мезолитической стоянке Чернецкое-VIII, а рядом со стоянкой, как я уже отмечал, так же скопление крупных валунов (капище?).

И вот в середине сентября 2010 г. нами было сделано сенсационное открытие: среди многочисленных валунов лежащих у подножия южного склона Волчьей горы был сфотографирован гранитный валун, на котором просматривается лежащий ниц человек, обхвативший левой рукой голову (поза плачущей от печали женщины). Форма камня с лежащей на нём женщиной природная, лишь только в некоторых местах идола видны следы обработки камня: левой руки с пальцами, формы головы и правой руки.

Вот она, легендарная каменная баба Волчьей горы, найденная, наконец-то нами в сентябре 2010 года. Это валун, как и многие другие расположенные здесь был принесён сюда ледником. Природа сама изобразила лежащую ниц в печали женщину (да и легенда повествует об окаменевшей от горя матери Берендея), а древний человек лишь только частично инструментом подправил детали головы и рук создав идол, которому поклонялись как божеству. Возможно, здесь находился мегалитический комплекс древних берендеев, а этот идол был центральной фигурой капища (здесь около него сконцентрировано много валунов, сейчас из-за разрушения карьером расположенных хаотично). А когда-то в древности валуны располагались в строгом порядке.

Именно такую каменную бабу у подножия Волчьей горы мне ещё в детстве (а это середина 60-х годов ХХ века) обрисовывала бабушка Аграфена Булыгина, видавшая её ещё девчонкой в начале ХХ века, еще до торфоразработок на Берендеевом болоте, куда ходили за клюквой. К этому идолу ещё в начале ХХ века преподносили дары: горстки ягод, хлеб. По каплям росы на этом валуне местные крестьяне предсказывали погоду. В течение многих лет каменная баба была завалена выкидкой грунта из карьера, но многочисленные болотные пожары последних лет, дождевые воды размыли нанесённый на валун песчаный и торфяной грунт, и каменная баба Волчьей горы опять оказалась на поверхности.
Безусловно, это одна из самых важных и интересных находок 2010 года.

Несомненно, это уникальный памятник Волго-Окского бассейна типа Синего камня на Плещеевом озере или Кривандинского комплекса под Шатурой, открытого недавно археологом В.В.Сидоровым. Надо предполагать, что таких мегалитических комплексов каменного века в данном регионе было не мало. Но они до нашего времени не сохранились (случайно или преднамеренно разрушены). Волчегорский комплекс важен ещё тем, что здесь найдены не только артефакты бытового характера древних жителей, но и предметы искусства культового назначения.

А.М.Бакаев, краевед-археолог г. Карабаново 2010 г.

Бакаев А.М. краевед-археолог

Берендеево болото находится на юге Ярославской области или, как писали в своё время Брокгауз и Ефрон, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4 - 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» .

1

Болота, топи с древних времен для человека были не нужной, не пригодной для жизни землей. Для людей они являлись ещё и неразгаданной тайной. Издавна человек наделял болота различными легендами, сказками и преданиями. Разгадать загадки болот пытались многие исследователи. Всё было тщетно, пока человек не понял, что болота - это кладовые горючего топлива - торфа (речь идет о верховых торфяных болотах).

С давних пор о Берендеевом болоте, о его несметных богатствах, погребённых в топях, ходили легенды и сказы. Ещё два столетия назад одного из потомков кабинет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова эти предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с болотом, именуемой в народе Волчья гора. На этой возвышенности, среди дремучего леса, ему попались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые.

В 1820 году поисками сокровищ занялся Д.И. Хвостов, который нашел здесь земляные укрепления древнего городка.

Славяне-кривичи стали жить здесь, на возвышенных берегах рек и ручьёв. Основным родом занятий славян было огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыбная ловля. Рядом со своими поселениями славяне располагали кладбища - курганные могильники. Ближайшие из них к Берендееву болоту находятся у деревни Киучер. Топонимика местности имеет славянские корни: речки Трубеж, Соболка, Ивановка, Чернуха, деревни Василисино, Родионцево, Лаврово, Давыдово , Милославка . Происхождение названия самого Берендеева болота до сих пор остаётся загадкой. Одни исследователи связывают это название с племенной группой берендеев, хорошо известных историкам , изучающим Киевскую Русь 12 века. Якобы, чёрные клобуки (так называли их русские летописи за высокие меховые шапки, которые берендеи носили на головах) попали сюда на договорных условиях для охраны княжих границ. Но, вряд ли от этих кочевых степняков произошло название болота. А.Л. Никитин связывает этот топоним со славянскими словами: бередит, т.е. тревожит.

На наш взгляд, что этот топоним более древний и в корне его лежит слово «медведь» - бер, священное табуированное название, деять, русск. делать - «бером деянные» («люди-медведи», «люди-волки») - не отсюда ли название «Волчья гора»?

Предания об этих людях передавались из поколения в поколения, обрастали вымыслами и небылицами. До нас они дошли в виде сказок и легенд. Одну такую, в начале 20 века записал переславский краевед и этнолог М.И. Смирнов в селе Лаврово, а в 1919 году - собиратель местного фольклора - легенд, преданий, сказок и песен - С.Е. Елховский обработал её, придав ей поэтический смысл .

2

Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете.

В основном, это интерпретации поэтической легенды. Также существует ряд легенд о каменной бабе:



«Мать, по имени Рогнеда, идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото».

Интересно то, что более древние сказания переплетаются с более поздними. Несомненно, что на глазах людей озеро за 3 - 4 тысячи лет превратилось в топкое болото.

Именно эти легенды побудили ещё в конце восемнадцатого столетия некоторых исследователей к поискам городка на высокой горе. Подходящим ориентиром как раз и служила Волчья гора, которая была свободна от леса, и действительно здесь находились земляные валы, что подтвердили Д.И. Хвостов и А.А. Селиверстов.

В апреле 1848 года, в окрестностях Берендеева болота побывал А.Н. Островский, который от местных жителей также услышал много легенд и сказок. Персонажи их легли в основу пьесы-сказки «Снегурочка». Про местных жителей он говорил языком царя Берендея в третьем действии сказки:



«Народ великодушный
Во всём велик - мешать с бездельем дело
Всё станет он: трудиться, так трудиться,
Плясать и петь - так вдоволь до упаду.
Взглянув на Вас разумных оком, скажешь,
Что вы народ честной и добрый».


Еще раз побывал А.Н. Островский в 1868 году, когда в этих местах была построена железная дорога и станция Берендеево.

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий», на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он, будучи почти семидесятилетним, в 1941 году поселился в усадьбе - музее.

«Ботик» на Плещеевом озере. В лихие годы войны он часто посещал окрестности Берендеева болота, много беседовал с местными жителями, охотился.

Часто здесь бывал переславский историк и краевед М.И. Смирнов, который также искал археологические объекты. Он открыл славянские курганы в деревнях Киучер и Василисино. Он надеялся обнаружить на Волчьей горе легендарный Гридин городок, но безуспешно. Все свои поиски он отразил в дневниковых записках. В них найдены записи поиска и каменной бабы.

Первое упоминание о каменной бабе относится к 1830 году в журнале «Пешеходцы от Москвы до Ростова».

В 1869 году ярославский краевед В.И. Лествицин в своих путевых заметках подтверждает нахождение таковой в окрестностях Берендеева болота.

В 1928 году, краевед Л. Гамельман так же предпринял поиски «бабы». Он не нашел её, зато записал рассказ слепого столетнего жителя села Чернецкого Ф.П. Щетинина, утверждавшего, что она раньше находилась у села Чернецкого, величиной была в печь, имела фигуру и лицо женщины. Во время постройки Северной железной дороги её разбили на куски и их уложили в основания железнодорожного моста через речку Трубеж. И он, якобы перевозил эти камни через болото.

В 1940 году Ярославский антирелигиозный музей предпринял попытку вновь отыскать каменную бабу, но опять безуспешно.

3

В 1960 году уже историк В. Сагетдинов осуществил поиски той же «бабы». И он её не нашел, но утверждал, что открыл капище с каменными фигурами.

В 1965 году Волчью гору посетили сотрудники Переславля-Залесского историко-художественного музея: К.И. Иванов, В.И. Панфилов, А.А. Зеленцов и С.Д. Васильев. Последний писал, что их разведкой обнаружены земляные укрепления городища.

В 1966-67 годах на Волчьей горе провел разведку археолог А.Л. Никитин .

Место нахождения каменной бабы, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие - в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад.

Нами также была проведена разведка на горе и её окрестностях. У подножья Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Совсем недавно мне сообщили о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово. В древности человек поклонялся таким камням, приносил им в жертву разные дары. И нет ничего удивительного, что отголоски славянских (языческих) ритуалов дошли до наших дней. До сих пор, иногда можно увидеть около таких валунов букетики цветов, ягоды, грибы или кусочки хлеба. Возможно, каменная баба, не что иное, как валун, по форме напоминающий женскую фигуру природного происхождения.

От западного склона Волчьей горы через заболоченную пойму реки Трубеж (Чернухи) была прослежена мусорно-лаговая дорожка; при чистке русла реки были найдены фрагменты чернолощеного кувшина 17 века и железный нож . Возможно, эти находки являются подтверждением преданий о разбойниках, когда-то обосновавшихся здесь во времена правления Алексея Михайловича Романова. Этих разбойников ещё называли «гулящими людьми». Недовольные режимом правления государя и его вельмож, они сколачивали около себя шайки простых смердов и делали набеги на имения. Эти предания легли в основу некоторых глав книг А.П. Чапыгина «Гулящие люди» и упоминаются в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный». Здесь уместно вспомнить, что в 1930 году жителем деревни Родионцево - Петровым, у себя в огороде во время посадки яблонь, в одной из выкапываемых ям, он нашел кольчугу .

В окрестностях Берендеева болота много старинных сёл и деревень.

О некоторых из них сохранились предания. Так о селе Давыдово говорится, что оно названо в честь дружинника Давыда, одного из немногих оставшихся в живых русских ратников, вступивших в неравную битву с передовыми отрядами монголов хана Батыя весной 1238 года. Деревенька Дубровка являлась имением князя Александра Ярославовича Невского. Здесь он охотился и сюда вместе с его братом Андреем, великим Владимирским князем, приезжала жена Андрея, приглянувшаяся Александру. Он подарил ей это имение, после чего оно стало именоваться её именем - Дубравкой.

4

Есть предание о победе русских воинов над поляками, которое подтверждено летописными сообщениями.

8 ноября 1612 года произошла битва на поле, расположенном между деревней Милославка и селом Давыдово, русских ополченцев и отрядом пана Сапеги. И там, где речка Ивановка впадает в Берендеево болото, переславские отряды под руководством воеводы Андрея Вильяминова разбили вражескую рать. Интересен топоним деревни Милославка, расшифровку которой дал А.Л. Никитин .

История населенного пункта Берендеево начинается с конца 19 века. Станция Берендеево была построена в 1866 году. По замыслам инженеров - строителей железная дорога должна была проходить не здесь, а западней и соединять Сергиев Посад и Переславль-Залесский. Но крупные фабриканты г. Александрова уговорили строителей провести железную дорогу через их город. И, чтобы связать дорогу с Переславлем-Залесским, была построена станция Берендеево с небольшим пристанционным посёлком (сейчас участок торфодобытчиков № 1). В то время, на месте будущего поселка, было несколько домов ямщиков, доставлявших на переславские фабрики сырье и забиравших оттуда готовую продукцию к железной дороге. Здесь же была церковь (в настоящее время восстановлена) и трактир «Голубой Дунай».

В 1918 году, в период экономического и энергетического кризиса, на Волчьей горе начинают сводить лес, строить рабочие бараки и разрабатывать торф. Условия торфодобычи были тяжелые - торф добывали в ручную: по колено в ледяной воде, лопатами резали куски и отвозили на деревянных тачках, потом складывали куски в штабеля. Когда доходили до повышенной влажности в торфе и пнистости, добычу здесь прекращали и переходили в другие места. Запасы торфа Берендеева болота, по оценкам Ленгипроторфа, были колоссальные - 173,5 млн. кубических метров. Уже в 1938 году кусковым методом было добыто 70 тысяч тонн на сумму 246160 рублей курса рубля 1938 года. В начале 50-х годов на торфопредприятии приступили к более прогрессивному методу добычи торфа с применением электрических, а затем дизельных торфоуборочных машин. Разработки торфяника фрезерным способом, когда получали торфяную крошку, позволяло вскрывать большие площади Берендеева болота и вырабатывать торфяную залежь полностью, до слоёв сапропеля или озерного песка.

С освоением этого метода появляется новый посёлок с многоэтажными домами, построенного из шлакобетонного кирпича, магазины, школа, дом культуры, ремонтные мастерские и больничный городок. В начале 60-х годов, в целях противопожарной безопасности торфяника, создаётся искусственное водохранилище-озеро, излюбленное место отдыха и рыбалки жителей Центрального посёлка. А на берегу его, около села Давыдово, строится брикетный завод, выпускающий торфяные брикеты для отопления населенных пунктов Советского Союза.

Разработка торфяника фрезерным методом способствовала разгадке тайн Берендеева болота. С 1964 по 1979 года было открыто более 20-ти археологических памятников от эпохи мезолита до эпохи бронзы 10 - 5 тысячелетие до н.э.

Археологическая разведка и исследования последующих лет автором, совместно с педагогами дополнительного образования г. Александрова - М.Г. Корневым и В.В. Савиным, позволили на южной окраине Волчьей горы открыть археологический памятник Волчья гора.

5

Здесь, на пахоте огородов, нами был собран значительный материал: кремневые орудия, керамика и т.д. Около тысячи артефактов относятся к эпохам позднего мезолита, среднего неолита, ранней бронзы. Единичны находки фрагментов лепной сетчатой и гладкостенной керамики эпохи раннего железа (6 - 5 вв. до н.э. ).

Среди массы разновременного подъемного археологического материала здесь были найдены 15 предметов вотивного (посвящённый богам) культового назначения. Это - небольшие плоские камешки из глинистого сланца с тонкой гравировкой в виде решёток (славянский символ «Засеянное поле» ), угловых значков (см. рисунок №№ 1 - 3); орнитоморфные фигурки из галек (см. рисунок №№ 5, 6); зооморфная фигурка на кремневой пластине (см. рисунок № 7).

Рис. 1. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символов - «Макошь», «Засеянное поле» и «Незасеянное поле» . Глинистый сланец.

Рис. 2. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символа - «Троян» . Глинистый сланец.

Рис. 3. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде букв. Глинистый сланец.

Рис. 5. Волчья гора. Камень с гравировкой. Галька.

Рис. 6. Волчья гора. Камень с гравировкой в виде символов - «Макошь» либо «Незасеянное поле». Галька.

Рис. 7. Волчья гора. Камень с гравировкой. Кремниевая пластина.

Ещё одна зооморфная фигурка - морда зверя, скорее всего медведя, вырезана из известнякового желвака (см. рисунок № 8).

Рис. 8. Волчья гора. Зооморфная фигурка - морда зверя (медведя), известняк.

Основная масса этих предметов культа и искусства каменного века относятся к эпохе мезолита (им более 8 тысяч лет).

К эпохе неолита (чуть более 5 тысяч лет назад) относится сланцевый штамп для орнаментации глиняной посуды. На нём гравировкой изображено жилище (см. рисунок № 9).

Рис. 9. Волчья гора. Штамп с изображением жилища (символ «Дый» ) для орнаментации глиняной посуды. 5000 до н.э. Сланец.

Уникальной находкой является плоский камешек с рисунком человека. Рисунок выполнен в профиль чёрной минеральной краской, разведённой на жиру (см. рисунок № 4).

Пока что трудно хронологизировать эту находку, т.к. в Волго-Окском бассейне такой петроглиф встречается впервые.

Не менее уникальной является ещё одна скульптурка. Это - реалистично выполненная голова человека с четко выделенными чертами лица и нарезным орнаментом головного убора. Скульптурный портрет выполнен из известнякового цилиндрика (см. рисунок № 10).

Рис. 10. Волчья гора. Скульптурный портрет человека с комбинацией символов «Новая жизнь» и «Воды Мары» . Известняк.

Рис. 11. Волчья гора. Идол с комбинацией символов «Новая жизнь» и «Воды Мары». Ранний железный век.

Эта находка разительно отличается от остальных культовых предметов. Возможно, что эта скульптура - портрет берендея.

Все эти камешки и фигурки найдены на окраине Волчьей горы, там, где местные жители, более всего указывали место нахождения каменной «бабы».

Теперь можно более точно сказать о том, что каменная «баба» была центральной фигурой славянского (языческого) капища, которой поклонялись как в эпоху камня и бронзы, так и одна из племенных групп раннего железного века, которые и дали огромному болоту - Берендеево.

В 1943 году пленные немцы, лагерь которых находился недалеко от Волчьей горы, разбили каменную «бабу», употребив её куски в фундамент строящейся бани…

Советским палеогеографами М.И. Нейштадтом и Н.А. Хотинским на Берендеевом болоте впервые в СССР был применён радиоуглеродный метод датирования болотно-озерных отложений. Удалось установить, что интенсивное заболачивание озера началось 6 тысяч лет назад . Во время археологических разведок нами были обнаружены в торфяных карьерах предметы перводобытчиков торфа: железные оковки деревянных лопат, детали тачек, рельсы узкоколейной железной дороги.

Не менее значимым, чем торф, для народного хозяйства и промышленности оказались колоссальные запасы озёрного ила-сапропеля.

Экологической катастрофой региона в последние годы стали болотные пожары. Не обошли они стороной и Берендеево болото. Пожары уничтожили большие площади. Вместе с торфом были уничтожены бесценные орудия прошлых времён.

6

Интенсивная торфодобыча, а затем и пожары уничтожили места гнездований боровой птицы, места обитания лосей, кабанов и других, более мелких зверей. Змеи расползлись в разные места, в том числе и к жилью людей.

Болото всегда являлось естественным аккумулятором водного баланса большой территории Залесского края. Оно, как и озеро в древние времена, дает жизнь двум рекам - Малому Киржачу и Трубежу. Но из-за инженерного просчёта 50-х годов, когда осушительными каналами основной поток был направлен в реку Малый Киржач, река Трубеж безвозвратно обмелела, а жемчужина Залесья - Плещеево озеро стало мелеть и зарастать.

Берендеево болото, несомненно, является историческим и природным памятником центра России. Берендеево болото является неотъемлемой частью Переславского края - края, богатого своей историей и культурой. Края воспетого в легендах, преданиях, песнях.

Любовь к своему краю, народу и его истории вряд ли можно выразить лучше, чем в своем стихотворении это сделал в начале 20 века краевед Сергей Евгеньевич Елховский:



«К тебе, родимое Залесье,
Где всё так дышит стариной,
Где столько сказок, столько песен,
К тебе лечу своей мечтой.
Купань, Усолье, Кухмарь, Вёкса,
Старинный кремль в кольце валов,
Где Трубеж преданно улёгся
Хранить безмолвно быль веков.
Шумит Плещеево играя,
О чём-то шепчутся леса,
В душе звенят, не умолкая,
Родного края голоса.
- Ты знаешь, - шепчет Синий камень .
- Ты знаешь, помнишь, что я бог?
Нет разговоров между нами,
Клади, раб, жертву мне у ног.
- Скорей, скорей, бушуют волны,
Враги у стен, спасайсь в ладье!
Плыви, греби! Кто кроме молний
Тебя достанет на воде?
- На Берендеево болото -
Стучит в лесу осенний дождь -
Ты не ходи, там водит кто-то
Как «баба» сгинешь, пропадёшь.
О, край! О, синее Залесье!
Цепь изумрудных берегов,
Какое сердце не загрезит
Волшебной былью твоих снов!»


Бакаев А.М.

Литература:


  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон», в 86 томах, 1890 - 1907.

  2. Повести из русских преданий. «Журнал пешеходцев», - М.: 1834.

  3. «Дамский журнал», издаваемый князем Шаликовым, 1827, ч. 19, № 13.

  4. Хвостов Д.И., О знаменитостях Переславля-Залесского в древние и новые времена и шестое воскресенье в Переславль-Залесском, СПб. 1820.

  5. Топоним «Давыдово» взят из местного предания.

  6. Никитин А.Л., Распахнутая земля, - М.: 1973.

  7. Васильев С.Д., Памятники истории в окрестностях Переславля-Залесского, Ярославль. 1968.

  8. Карамзин Н.М., История государства Российского, Т. 2.

  9. Греков Б.Н., История Киевской Руси.

  10. Архив Елховского С.Е.

  11. Доклады ПЕЗАНПРОБ. Торфяной фонд Ярославской области, - М.: 1947.

  12. Переданы автором в Переславль-Залесский историко-художественный музей.

  13. Хранится в фондах Переславль-Залесского музея.

  14. Поступили сообщения местных жителей о находках на Волчьей горе железных обломков сабель, наконечников стрел и медных монет.

  15. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации . - М.: 2006 - 2007.

  16. Тюняев А.А., Энциклопедия свастических символов . - М.: 2006 - 2007.

  17. Хотинский Н.А, Голоцен Северной Евразии, - М.: 1977.