Кругами по Ярославской области. Путешествие второе: круг воды

Описание окружающей местности

Если бы можно было, хотя на мгновение, повернуть колесо истории на десять, двадцать тысяч лет назад, то мы оказались бы на берегу красивого и глубокого Берендеева озера. А на высокой горе-полуострове, названной в последствии Волчьей, жили люди - сильные, вольные и добродушные. Жили-поживали…

Была легенда о царе Берендее, о премудрой Марье-царевне...Легенда длинная. Коренным берендеевцам хочется верить, что те сказочные события происходили именно здесь, в этих краях. Что царь Берендей, у которого была борода по пояс, жил на берегу этого озера, на высокой горе, в мраморном дворце. Царственным взором обозревал он отсюда, с высоты, свои владения, а иногда, с преданным ему войском, объезжал земли царства... Именно из этой легенды родилось название царства в пьесе Островского «Снегурочка».

Давным-давно древнее озеро превратилось в торфяное болото. Берендеево болото находится на юге Ярославской области, между селом Давыдовским и деревнями Федосово, Погорелка, Черницкая, Родионцево, Милославка. Из него вытекают реки Киржач и Трубеж. Одна впадает в Клязьму, другая в Плещеево озеро.

Болота, топи с древних времен для человека были не нужной, не пригодной для жизни землей. Для людей они являлись ещё и неразгаданной тайной. Издавна человек наделял болота различными легендами, сказками и преданиями. Разгадать загадки болот пытались многие исследователи.
С давних пор о Берендеевом болоте, о его несметных богатствах, погребённых в топях, ходили легенды и сказы. Ещё два столетия назад одного из потомков кабинет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова эти предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности, которая врезается в массив болота полуостровом и называется на всех крупномасштабных географических картах именно так - Волчьей. Почему так названа? Сказания гласят, что зимними и осенними ночами отсюда доносились жутковатые завывания серых хищников. Вот и назвали люди эту гору Волчьей.. На этой возвышенности, среди дремучего леса, Макарову попались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые.В 1820 году поисками сокровищ занялся Д.И. Хвостов, который нашел здесь земляные укрепления древнего городка.

В апреле 1848 года, в окрестностях Берендеева болота побывал А.Н. Островский, который от местных жителей также услышал много легенд и сказок. Персонажи их легли в основу пьесы-сказки «Снегурочка». Еще раз побывал А.Н. Островский в 1868 году, когда в этих местах была построена железная дорога и станция Берендеево.

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий», на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он, будучи почти семидесятилетним, в 1941 году поселился в усадьбе – музее.

Там же, около Берендеева болота, многие искали каменную бабу. Место ее нахождения, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад. В 1928 году, краевед Л. Гамельман так же предпринял поиски «бабы». Он не нашел её, зато записал рассказ слепого столетнего жителя села Чернецкого Щетинина Ф.П., утверждавшего, что она раньше находилась у села Чернецкого, величиной была в печь, имела фигуру и лицо женщины. Во время постройки Северной железной дороги её разбили на куски и их уложили в основания железнодорожного моста через речку Трубеж. И он, якобы перевозил эти камни через болото.

Много сведений о найденных у подножья Волчьей горы внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких камней. Также сообщают о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово. Но мы, к сожалению в эту поездку не смогли проверить информацию о валунах. Надеюсь, Берендеево царство еще примет нас в гости.

Недалеко от Берендеево, в селе Давыдово, стоит разрушенная церковь с местами сохранившейся росписью. Мы решили избавить вас от подсчета куполов, поэтому просто даем координаты, для тех кто этим интересуется: N 56° 35.431" E 39° 05.421"

А в глиняном карьере по координатам N 56° 35.321 E 38° 59.705" по склонам, поросшим травой и деревцами, растут грибы и земляника.

Использована информация с сайтов: www.dazzle.ru и www.pki.botik.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

В этом тайнике лежит"тематический" контейнер. А это значит, что в них не надо класть любую ерунду, а только ту, которую я пожелаю. :-))) Этот контейнер состоит целиком из ништяков, связанных с болотом или лесом:
1.Книжка "Кто что ест"
2.Книжка стихов про животных
3.Блокнот- лягушка
4.Куб для записей "Лягушка"
5.Игрушка-ящерица, растущая в воде.
6.Заводная птичка
7.Лягушка- точилка

это старая запись от 22-09-2010

Во-первых, у меня радость: фотоаппарат снова работает, Солнце, я так тебе благодарен за помощь!

15 сентября 2010 года мы с одним краеведом отправились к нему на Родину, в деревню Волчья Гора, что неподалёку от Берендеева Ярославской обл. От Александрова на электричке доехали до остановки пл. 142 км и дальше прошли пешком парочку километров. Погода была замечательная, тихая и солнечная, несмотря на то, что до этого, да и после были серые дни. Ещё нельзя сказать, что наступила золотая осень, скорее всего, это мгновенное "бабье лето".
Нашей целью было посетить родные места моего знакомого и по возможности осмотреть окрестности Волчьей Горы. Пройдя через небольшой, но замшелый перелесок у железной дороги мы выходим в поле с дубами.

Было утро, было нежарко, не холодно, насекомые не мешали, шлось легко и знакомый от избытка чувств, что наконец-то попал в родные места, всё рассказывал о своей жизни, а я слушал его и фоткал.

Сама Волчья Гора находится на Берендеевом болоте. Берендеево болото представяет собой овал с четко видимым на нем "кораблем" - это и есть Вольчья Гора. В окрестностях горы было языческое капище, вокруг нее можно обнаружить валуны, напоминающие то сидящих людей, то разные фигуры (зависит от воображения). Среди камней есть и "Синие камни". Валуны синеватого цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Сама гора представляет собой некое "место силы", в разные периоды истории в тех местах происходило много интересных событий. А ещё туда в 1966 году приезжал Ю.А.Сенкевич, а потом в "Клубе путешественников" показали Волчью Гору. Это вид с неё.

Постепенно мы подошли к одноимённой деревне, которая, на мой взгляд, производила впечатление заброшенности, забытости. Примерно половина домов - нежилые, некоторые и вовсе развалились или сгорели. Людей было очень мало, но моему спутнику встретилось 2-3 знакомых, они узнали друг друга и некоторое время шли совместные воспоминания: как сейчас тот, жива ли эта и помнишь ли, как было тогда...

Наконец, мы подошли к его дому, там так никто и не живёт, открыли дверь и попали в прошлое. Походили, посмотрели, как теперь стало, он рассказал мне кое-какие истории из прошлого, как он вырос тут и что значит для него этот дом. Конечно, там всё перевёрнуто вверх дном, но остались следы, что когда-то это место было жилым.

Самое такое время года, когда уже вовсю опадают поспевшие яблоки, мы немножко пособирали их и я сделал первый перекус. Потом, мы пошли, собственно, на вершину этой горы, где стоит круглая краснокирпичная водонапорная башня.

Если снять её под определённым ракурсом, то она станет похожа на что-то древневосточное. Оказывается, что это самая высокая точка Клинско-Дмитровской гряды - высота её составляет 306 метров над уровнем моря. Тут гуляют ветры и отсюда открываются живописнейшие виды на окрестные болота. Итак, мы подошли к южному склону с обрывом и расположились на привал. Нас окружает Берендеево болото. На расстоянии оно выглядит не совсем, как болото, больше похоже на поросшую равнину, но на самом деле там полно топких мест.

Пока мой знакомый отдыхал я преисполненный духа с упоением лазил по ближайшим косогорам и снимал местные красоты. Вот прямо внизу из склона торчит обломок узкоколейной рельсы - тут добывали торф и проходили пути, кое-где видны и деревянные шпалы поперёк тропинок по насыпям среди болот. И множество камней непонятного происхождения и назначения. Кто его знает, что ещё скрывает эта земля?

Перекусив отправляемся дальше, становится теплее, солнышко ещё пригревает. Проходим мимо покосившихся заборов, но встречаются и новопостроенные дома, которые почему-то не хочется фотографировать. Охота снимать эти старые места, где всё так и пропитано историей.

Пройдя по дороге и сняв ещё ролик, спускаемся всё ниже под гору и видим 2 разрушенных строения. Особенный интерес представляют развалины из серого камня. Это остатки старой бани, которую построили в 1943 году пленные немцы, занятые тут на торфоразработках. Говорят, что в фундамент её они положили древний языческий артефакт - Каменную Бабу. Проверить, точно ли это не представляется возможным, но обычно такие легенды на пустом месте не возникают.

По одной из бывших линий узкоколейки углубляемся дальше к югу в болото и видим, как в одном месте тлеет торф. Там такое происходит круглогодично и сходить в сторону с тропинки смертельно опасно не только по причине попасть в топь, но и можно провалиться в пекло тлеющего торфа. Вот мы и топаем по дорожке, тепло, видим, как в траву с тропки уползает очень тёмная змея, не знаю что это за змея, но на всякий случай больше внимания обращаем под ноги. По пути попадаются ещё две такие же змеи, а если ещё и по сторонам смотреть, то увидишь такое.

В это жаркое лето тут не происходило сколько-нибудь сильных пожаров. Может быть потому, что болото это обводнено, о чём говорят заполненные водой канавы, которые разрезают всё болото на участки. Так можно ещё долго двигаться по направлению к месту, которое знакомый назвал, как "гараж", но мы уже решаем поворачивать обратно, ведь ещё столько же идти, а пройдено немало. Мой знакомый в годах, но держится молодцом и поддерживает форму пешими прогулками по нашим окрестностям. Дойдя по дороге до горы и опять поднявшись на неё, сворачиваем и идём другим путём через заброшенные и никому ненужные сады, а под ногами россыпи яблок.

Кстати, пока я бродил по близлежащим местам, то сфоткал любопытный камень необычной формы, на который мой знакомый, краевед, обратил особое внимание. Может и правда тоже какой-нибудь языческий камень силы или ещё что-нибудь?

Мы торопились на платформу, потому что точно не знали, во сколько тут проходят редкие электрички, чтоб не опоздать и не прождать до вечера. Прямо в леске у железной дороги из-под ног в сторону метнулась какая-то сероватая змея со светлой меткой на голове, но и её сфотографировать не получилось - уж больно быстрые и вёрткие создания. Пока ждали поезда, немножко передохнули и доели припасы. Электричка припоздала, говорят, что они из Ярославля постоянно тут опаздывают.

Путешествие удалось: знакомый посетил Родину, а я получил массу впечатлений от визита в такое место. Потом, в интернете нашёл

В июльский полдень, возле самой кромки вода нагревается быстро и становится похожа на тёплое молоко. Даже кажется, будто она вязкая и густая. Маленькие ленивые волны Плещеева озера настойчиво пытаются вытолкнуть обратно на берег мои босые ноги. Но моя решимость оставаться на месте непоколебима, и вода постепенно уступает. И после ощущения, что тебя хотят прогнать, появляется чувство, что тебя хотят умыть. Я стою по щиколотку в древних водах ярославского озера, по телу медленно расползается нега, но на ум приходят, как ни странно, вот какие строки: «Залезу в ванну. Кран открою. И просто смою этот день» .

С водой так издревле повелось: простая жидкая субстанция, касаясь кожи, приносит чувство не только физической чистоты, но душевного облегчения. Вспомните, как мама говорила: «Умойся и станет легче», и эти простые слова звучали как заклинание. И оно всегда работало: вместе с водой в воронке исчезали слёзы, обиды, гнев, боль и даже память о неприятном, но пережитом. Однако этим волшебным свойством обладает только текущая вода, даже если она течёт просто между пальцев. Она смывает негатив и исчезает. Но есть вода с иным качеством, вода, которая помнит. Озёра с тяжёлыми илистыми водами и мутным дном и топкие болота хранят множество тайн ушедших времен. Особенно здесь, в самом сердце мерямаа — земли исчезнувшего народа, которая волею человека сегодня на 1/9 состоит из воды.

Где-то неподалеку туристы продолжают фотографироваться на , а я начинаю путешествие по водным просторам Ярославских земель.

Плещеево озеро

Ледниковым водам Плещеева озера около 30 тысяч лет, его котлован наполнился водой при отступлении на север так называемого московского ледника. Озеро считается одним из самых крупных в средней полосе и, если посмотреть с высоты птичьего полёта, имеет почти правильную овальную форму. Как и любое проточное, но все-таки ледниковое озеро, оно имеет достаточно толстый слой ила на дне, причём в некоторых местах этот слой достигает до половины всей глубины, что породило огромное количество легенд и тайн, которые местные жители передают из поколения в поколение. И с каждым поколением, я полагаю, остаётся всё меньше правды, всё больше домыслов. Форма дна у озера действительно необычная, похожая на гигантскую воронку 9,5х6,5 километров. Около берега совсем мелко, а потом дно резко обрывается и уходит на илистую глубину. А там, среди вечного мрака, по разным источникам, могут находиться тайные ходы и пещеры, в которых водятся гигантские рыбы непонятного происхождения и невероятного вкуса, которые иногда удаётся поймать местным рыбакам. Есть те, кто утверждает, что на дне Плещеева озера обитает древний ящер, однако учёные считают, что места для такого гиганта в озере явно не достаточно. Ищут среди ила второе дно, на котором стоит легендарный град Китеж — русская Атлантида, которую ищут в озёрах не только Ярославской области.

Поговаривают также, что обладает озеро магической силой и может насылать проклятия, как на отдельных людей, так и на целые города. Во времена жития в здешних землях мерийского народа, примерно в X-XI веках, стоял на берегу град Клещин, от названия которого и озеро получило своё имя. Не сохранилось о том городе почти никаких достоверных исторических сведений, кроме многочисленных курганов, которые до сих пор раскапывают археологи в попытках понять, как выглядел сам город и какой народ в нём жил. Недалеко от места, на котором я сейчас стою, находится высокий вал, около 3,5 метров в высоту, охватывающий кругом около 2 га земли и явно обрисовывающий границу древнего детинца с четырьмя башнями по бокам, от которых сейчас остались одни дыры. По легенде, озеро само отвергло людское поселение на своих берегах. Оно насылало на жителей проклятие за проклятьем, пока терпение людское не закончилось и город не был вручную перенесён в нынешнее место Переславля-Залесского. С тех пор любители околонаучных и паранормальных явлений ведут статистику проклятий, что озеро продолжает насылать на случайных одиноких путников, заезжих туристов, одиноких местных жителей и рыбаков, вовремя не вернувшихся с промысла. Самыми частыми, но вполне безобидными являются потеря ориентации во времени и ощущение жуткого ужаса, а также разнообразные галлюцинации, которые с удовольствием описывают очевидцы. Однако чаще всего сюда приезжают за богатой рыбалкой, кайтингом и прекрасными пейзажами, особенно любимыми в фотографической среде.


Как добраться

Переславль-Залесский

Трасса М8, 130 км на северо-восток от Москвы, 124 км на юго-запад от Ярославля.

Железнодорожной станции в городе нет. Северная железная дорога, построенная в 1868 г., прошла в 18 верстах от Переславля. Переславские промышленники недооценили значение железнодорожного пути и даже выступали противниками проведения дороги через город.
Ближайшая к Переславлю станция — Рязанцево. Оттуда в город ходит автобус, но довольно редко.

Из Москвы со Щёлковского автовокзала регулярно ходят автобусы до Переславля-Залесского (Москва—Ярославль, Москва—Переславль, Москва—Кострома).


Берендеево болото

Если проехать Переславль-Залесский и двинуться на самую южную границу Ярославских земель, можно попасть в ещё одну сказку, о которой слышал, наверное, каждый. То ли сказка это была про девочку Снегурочку, то ли быль, но по данным старых энциклопедических словарей «в Александровском уезде, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4-5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» . Сейчас здесь находится знаменитое и жутковатое Берендеево болото, хранящее под топкими моховыми кочками, несметные сокровища. Искать их начали ещё в XIX веке и даже нашли некоторые признаки существование в этих местах небольшого городка. Однако позже легенды о царе Берендее, его золотом дворце и карете из исторических документов перекочевали в записи собирателей областного фольклора и на страницы книг знаменитых русских писателей, ведь в этих местах бывали и Островский, и Пришвин. Доподлинно известно лишь одно, было на этом месте древнее озеро. Стояло на том озере маленькое поселение. В поселении том, в середине древнего капища, находился знаменитый идол под названием «Каменная баба». Говорят, что её примерные размеры составляли 2 х 2,5 х 1,5 метра. Говорят даже, что «баба» та была синего цвета, как прочие каменные артефакты этих краёв. А по легенде: утонул в озере том сын «каменной бабы» и, не найдя его в холодных водах, прокляла она озеро самым страшным проклятием. Вот озеро то за несколько тысячелетий окончательно и стало топким болотом, от поселения остались легенды да слухи о размерах его и величии, а каменную бабу хотели разобрать на фундаменты для местных церквей, но она рассыпалась на кусочки. Им и поклонялись местные жители ещё очень долгое время. «Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб». Чтобы отогнать напасти «нечистого места», каждый год 1 июля, вокруг болота совершается большой крестный ход. В ходе разработки торфяников в 60-70-е годы прошлого века в этих местах было обнаружено несколько памятников эпохи мезолита, которые не имеют никакого отношения ни к легендам о Берендее, ни к народу меря. Однако до сих пор приезжающих туристов местные жители предостерегают от походов по тому району, ведь на болоте, даже самом обыкновенном, можно легко заблудиться, а на уж сакральном и подавно.

Как добраться

Ярославская область, Переславский район

Посёлок Волчья гора, около 2 км на юг, юго-восток.


Озеро Неро

«Ой ты, гой еси, море тинное,
Море тинное, ты чужское,
Отчего тебя только кличут озером?» , — гласит старинная песня.

По размерам как маленькое пресное море, по глубине как большая лужа, разлилось у стен града Ростова озеро Неро. В нём нельзя купаться, его берега настолько топкие, что даже подойти к воде сложно. Отозвалась я о нём не очень почтительно и беру свои слова обратно, ведь сейчас передо мной синеет озеро, возраст которого даже представить сложно — около 500 тысяч лет. В ту пору оно действительно было морем, но с уходом ледников в двадцать пять раз уменьшилось в размерах и стало стремительно мелеть. В первую очередь из-за донных иловых отложений, во вторую — из-за кипучей деятельности человека, но прекраснейшее из озёр ярославских постепенно становится болотом. Уже сейчас его глубина не превышает 4 метров, и то только в редких местах, а в целом — не более 1-1,5 метров. Хотя под сапропелем, так по-научному называют этот вид донных отложений, глубина озера может составлять до 20 метров. Что естественным образом породило огромное количество легенд о том, что же именно можно найти на самом дне. Самая главная из них связана всё с тем же градом Китежем, что пребывает в забвении и надёжно спрятан от людских глаз. Скрылся он под водами во время нашествия хана Батыя, и путь к нему теперь проложен по единственной тропинке, найти которую могут только чистые душою. Довольно долго легенду эту считали почти научно обоснованной по двум причинам. Во-первых, летописное время основания Ростова в 862 году по сей день научно не обосновано. Зато есть подтверждение того, что Ростов на самом деле гораздо древнее. Во-вторых, та самая древняя часть Ростова была поглощена водами Неро в незапамятные времена, о чём свидетельствуют пни на дне, но прямых свидетельств катастрофы летописи не сохранили. Однако фольклор сохранил любимые народные сказки о щуке и Емеле да о Ерше Ершовиче. И о злом водяном, что просит жертвоприношения каждый раз, когда заковывает воды озера во льды и по весне, при вскрытии льда. Поэтому местные рыбаки по сей день особенно внимательны во время рыбалки в эти периоды года.

Озеро Неро, оно же Ростовское, оно же Куово по древне мерянски, а для ростовчан — просто Озеро, хранит память о тысячах ушедших лет. Специалисты географического факультета Московского Университета долгое время изучали прошлое этого края, просверлив отверстие на глубину более 130 метров. Они много узнали о климате доледникового периода, о природе того времени, о том, когда на ярославскую землю пришёл холод и как растительность изменилась, о том, что выращивали первые поселенцы и что они ели. Вот только град Китеж по-прежнему остается лишь легендой. Говорят, что когда солнце опускается в воды Неро на ночь, можно услышать едва различимые напевы и увидеть на дне огоньки крестного хода. Но даже, если вам не повезёт, не спешите считать свою душу нечистой, просто полюбуйтесь закатом, который отражается медью и багрянцем в луковичных главках Ростовских церквей над стареющим озером. Озеро и город, связанные одной судьбой, неотделимые друг от друга.


Как добраться

Ростов

Трасса М8. 200 км от Москвы на северо-восток. 60 км от Ярославля на юг, юго-запад.

Поездами дальнего следования и электричками из Ярославля или Москвы.


Рыбинское водохранилище. Молога

Неразделима и другая пара, на этот раз абсолютно реальная: печально известный город Молога и Рыбинское водохранилище, поглотившее его около 70 лет назад. Это яркий пример того, как безжалостны бывают новые веянья к старине, создававшейся веками. Мне сложно судить, будет ли человек, стоящий на берегу водохранилища и не знающий историю его появления, испытывать ту же тоску, что сейчас разливается внутри меня. Это история разрушенных судеб, судеб тех, кто здесь жил и был вынужден покинуть родные края навсегда. И судеб тех, кто трудился, создавая новый мир в красных тонах, ценой собственной жизни. Не одна только Молога покоится сейчас под этими тихими водами, затоплено было сразу несколько городков и деревень, старинные усадьбы и монастырские поселения. Целый край, тихий, мирный, плодородный, хлебосольный, купеческий, оказался неугоден новой власти, пал жертвой грандиозных проектов в попытке подчинить саму природу. Этот край был душою здешних земель, а Молога — ровесницей Москвы. Вы слышите, под рукотворным морем всё ещё шумят тысячи голосов — это открывается самая большая ярмарка в Верхнем Поволжье, куда стекаются многочисленные купцы со всего света. К пристани один за другим причаливают их расписные корабли: и русские, и заморские. И даже в неярмарочные дни здесь кипит жизнь, ведь Молога являлась, на мой взгляд, образцово-показательным городком: здесь было всё для тихой мирской жизни — от хорошего образования до образцовых производств. Я не удивилась бы тому, что сложись судьба этого уезда по-другому, Молога и деревеньки вокруг неё наверняка стали бы одной из жемчужин знаменитого Золотого кольца и экскурсоводы с важным видом рассказывали бы о купеческой Руси именно на её примере. Сегодня учёные продолжают бурно спорить о необходимости реализации этого проекта, ведь погубили чудный городок не точные расчёты кубометров, а неистребимое коммунистическое желание всё делать быстрее, выше сильнее. Какие-то четыре метра высоты, приписанные к уже просчитанному проекту, и Молога могла бы остаться в истории уезда, островом в новом советском море. Но «мы старый мир разрушим до основания, а затем...».

Сейчас Рыбинское водохранилище стремительно мелеет и некогда покорённая вода отступает обратно в мелкие речушки и водоёмы, а над её поверхностью также медленно обнажаются печальные фундаменты домов и церквей, пристани и куски мощёных мостовых. Долгое время в Интернете ходили фотографии романтических церковных остовов, возвышающихся над водной гладью, а истории переселения приписывались ужасающие факты о тех, кто не захотел покидать и переносить свои дома и был заживо затоплен вместе с ними. И то, и другое не более, чем выдумки. Все неперевезённые здания в Мологе были либо взорваны, либо давно рухнули под воду вследствие самых естественных природных причин. То, что не разрушил человек, давно уничтожено ветрами и морозами. Не летают над здешними водами и души невинно убиенных. Затопление происходило в течение нескольких лет и всё это время жителей города медленно расселяли по окрестностям вместе с домами. Поэтому, стоя на берегу, можно только подключить воображение и взять в руки старые фотографии начала ХХ века, чтобы понять, какой была Молога. Мимо меня пронеслась очередная лодка с туристами, курс которой явно лежит в сторону самого большого выступающего фрагмента бывшего города. Да, туристов здесь не мало, желание прикоснуться к тайне в природе человека. Наверное, я вас разочарую, но даже обладая богатым воображением, вы не найдёте здесь ему подпитки. Здесь нет ни устрашающих тайн, ни неразрешённых загадок. Просто симпатичный городок был смыт с лица земли ходом истории, и на его месте над водами поселилась вечная тоска.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Поход на Кубринские болота.🌞 Осень 2017🌞

Субтитры

Гидрология

Считается, что 4-4,5 тысячи лет тому назад болото ещё было озером, хотя и начавшим зарастать .

Чередование трансгрессий и регрессий (для торфяников - обводнений и иссушений) в центре Волго-Окского междуречья довольно точно соответствует таким же колебаниям, отмеченным в торфяниках Швеции Е. Гранлундом, а также кривой увлажнённости материков Северного полушария, ритм которой в 1850-1900 годах был определён А. В. Шнитниковым .

Болото всегда являлось естественным аккумулятором водного баланса большой территории Залесского края. Оно, как и озеро в древние времена, дает жизнь двум рекам – Малому Киржачу и Трубежу. Но из-за инженерного просчёта 50-х годов, когда осушительными каналами основной поток был направлен в реку Малый Киржач, река Трубеж безвозвратно обмелела, а Плещеево озеро стало мелеть и зарастать .

Разработка

В 1918 году, в период экономического и энергетического кризиса, на Волчьей горе начинают сводить лес, строить рабочие бараки и разрабатывать торф . Торф добывали в ручную: по колено в ледяной воде, лопатами резали куски и отвозили на деревянных тачках, потом складывали куски в штабеля. Когда доходили до повышенной влажности в торфе и пнистости, добычу здесь прекращали и переходили в другие места. Уже в 1938 году кусковым методом было добыто 70 тысяч тонн на сумму 246160 рублей курса рубля 1938 года. В начале 50-х годов на торфопредприятии приступили к более прогрессивному методу добычи торфа с применением электрических, а затем дизельных торфоуборочных машин. Разработки торфяника фрезерным способом, когда получали торфяную крошку, позволяло вскрывать большие площади Берендеева болота и вырабатывать торфяную залежь полностью, до слоёв сапропеля или озёрного песка .

Из нескольких десятков торфяных массивов, обследованных в Переславском районе в первые годы Советской власти, Берендеевское болото - самое крупное и самое первое, подвергшееся промышленной разработке. По детальному исследованию «Ленгипроторфа» в 1939 году, спустя почти 20 лет с начала разработок, «запасы торфа-сырца определены в 173,5 миллиона кубических метров» . На болоте производилась промышленная добыча торфа для питания Ярославских электростанций и котельных некоторых крупных фабрик. Сейчас здесь крупное торфопредприятие, брикетный завод, разветвлённый железнодорожный узел и социалистический городок с несколькими посёлками вокруг них .

С освоением фрезерного метода появляется новый посёлок с многоэтажными домами, построенного из шлакобетонного кирпича, магазины, школа, дом культуры, ремонтные мастерские и больничный городок. В начале 60-х годов, в целях противопожарной безопасности торфяника, создаётся искусственное водохранилище-озеро, излюбленное место отдыха и рыбалки жителей Центрального посёлка. А на берегу его, около села Давыдово, строится брикетный завод, выпускающий торфяные брикеты для отопления населенных пунктов Советского Союза .

Разработка торфяника фрезерным методом способствовала разгадке тайн Берендеева болота. С 1964 по 1979 года было открыто более 20-ти археологических памятников от эпохи мезолита до эпохи бронзы 10 – 5 тысячелетие до н.э.

Флора

На болоте отмечаются следующие виды орхидных : Пальчатокоренник мясо-красный , Пальчатокоренник пятнистый , Пальчатокоренник Траунштейнера , Дремлик болотный , Тайник яйцевидный , Офрис насекомоносная , Любка двулистная .

Подробное и поэтичное описание ландшафта и флоры Берендеева болота на рубеже XIX и XX веков содержатся в очерке ботаника А. Ф. Флёрова.

Археология

Берендеево болото в палеогеографической и археологической литературе хорошо известно по многочисленным публикациям, статьям и ссылкам . Планомерных раскопок на торфянике до лета 1979 г. не производилось, хотя первые находки известны ещё с 1954 года .

В середине 60-х годов в западном секторе болота при фрезерной добыче торфа одновременно было вскрыто и уничтожено несколько памятников эпохи мезолита и неолита. Некоторые из них (Берендеево I, II, IIа, III, IV) частично удалось изучить, остальные же в настоящее время полностью разрушены. От них осталась только небольшая коллекция, собранная на торфополях местным энтузиастом А. М. Бакаевым. Судя по этим находкам, на палеоозере было около 10 древних поселений, кроме того, в 7 пунктах найдены единичные орудия труда и фрагменты неолитической керамики .

В 1964 году в ученик 5 класса Берендеевской восьмилетней школы Саша Бакаев принёс в Переславский музей целый портфель предметов, характерных для эпохи неолита . Вместе с товарищами он их нашёл на болоте во время разработок торфа машинами. Музей счёл необходимым послать в Берендеево своего научного сотрудника. Он потом писал, что удивлялся богатству стоянки людей, живших тут 4-5 тысяч лет тому назад:

Она находится в 1,5 км к югу от Волчьей горы. При добыче торфа на месте стоянки был снят слой порядка 1-1,5 метра глубиной. Когда торфяные машины достигли песка, на поверхности стали попадаться непонятные для рабочих предметы: костяные стрелы, наконечники, кинжалы, керамика, отдельные кости разных животных. Обилие предметов на поверхности стоянки поразило меня. Буквально за какие-то полтора часа мой рюкзак был полон…

Гидроним близок к названию урочища Беренда в долине реки Броварки. С Берендеевым болотом связаны зафиксированные ещё в XIX веке интересные предания, прямо указывающие на проживание в этой местности иноэтнического (неславянского и нефинно-угорского населения), возможно «переяславских торков » (известных по летописям, как чёрные клобуки или берендичи) . Об этом упоминает Географическо-статистический словарь Российской империи, сообщающий, что в той части Берендеевского болота, которая относится к Переяславскому уезду , поднимается возвышенность, заросшая со всех сторон, кроме верхушки, сосновым лесом; на этой верхушке есть остатки древних поселений. По устным местным преданиям, на вершине горы был город Берендеев, а в нём жил царь Берендей. Именно на этой фольклорно-исторической основе возникла известная русская сказка о лесном царе Берендее . Очевидно, торки попали сюда в период войн Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского за стол в Киеве , т. е. уже значительно позже первых десятилетий пребывания их на землях, предоставленных им русскими князьями .

Гора, на которой теперь расположен посёлок Берендеево, в прошлом являлась полуостровом, вдающимся в бывшее озеро. Восточные и южные склоны этого мыса круты, возвышаются метров на 25-40 над предполагаемым берегом озера. А вот северо-западные склоны поднимаются к вершине, имея угол подъёма не более 20-22 метров. Здесь видны следы земляных укреплений. Первым на это городище обратил внимание Д. И. Хвостов в 1820 году. Отметив, что окрестности Берендеева болота были подарены Петром I своему кабинет-секретарю Макарову, Хвостов пишет, что один из его потомков, Н. П. Макаров, на рубеже XVIII и XIX столетий, и местные старики «находили ещё остатки частью мусорной, каменной и деревянной мостовых внутри городища Берендеева» . Переславец А. А. Селиванов, который побывал на городище 7 октября 1826 года, писал :

Позднее время осени не допустило меня вполне решить все розыски мои о бывшем городе Берендеево, кажется, уже совсем стёртом с лица земли, но со всем тем в сказанный день я был на Берендеевом городце и при обозрении моём нашёл сие место довольно возвышенным, занимающим не малое пространство, поросшее лесом. На сём городище с прикосновенных к Берендееву болоту сторон явно заметно существование высокого вала, который я приказал несколько разрыть, и при подошве оного оказалось множество камней разных родов… в середине сего городища имеется площадка, на коей видно несколько малых возвышенностей и ям. Следов мостовой, засвидетельствованной господином Макаровым, я ещё не отыскал.

Легенды и предания

Одно из преданий о победе русских воинов над поляками, подтверждено летописными сообщениями. 8 ноября 1612 года произошла битва на поле, расположенном между деревней Милославка и селом Давыдово , русских ополченцев и отрядом пана Сапеги. И там, где речка Ивановка впадает в Берендеево болото, переславские отряды под руководством воеводы Андрея Вильяминова разбили поляков .

Царь Берендей

Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете. В основном, это интерпретации поэтической легенды .

Каменная баба

В разных интерпретациях: «Мать, по имени Рогнеда, идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото» .

Место нахождения каменной бабы, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад. У подножья Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных размеров валунов. Некоторые по форме напоминают сидячих зверей или фантастических персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Совсем недавно мне сообщили о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово .

Лешев камень

Большой валун тёмно-красного цвета с отпечатком, напоминающим человеческую ладонь. Исчез во время разработок Берендеевского болота. По рассказам местных жителей, в 30-40-е годы, отправляясь на охоту, мужики оставляли табак на камне, а женщины, собираясь по ягоды, приносили к камню домашнюю выпечку - иначе «леший в чащу заведёт» .

В искусстве

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий », на Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин писать очерки о торфоразработках. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца» . В книге «Родники Берендея» он представил образ болота, который отличается от наших о нем представлений: «В болоте живу, где качается земля и человек висит над тёмной бездной, опираясь ногой в скопления растений, где зарождаются туманы и создаются небеса». Для писателя болото – это природная и вместе с тем духовная реальность, которая соединяет небо и землю, это – сфера идеального, существующего в самой реальности, хотя и не всем доступного. Болота – царство Берендея – Пришвин даже связывает с образом Невидимого града: «Берендей потому мудрый царь, что заставил себе служить всё, что люди называют злом: комары, слепни, гнус, и топь, и кочки – все это охраняет Берендеево царство от вторжения недостойных людей. Поэтому попасть в Берендеево царство все равно, что в Невидимый град: надо потрудиться, надо быть сильным и чистым сердцем» .

Берендеево болото, берендеи и царь Берендей упоминается в поэтических произведениях разных авторов.

К тебе, родимое Залесье,
Где всё так дышит стариной,
Где столько сказок, столько песен,
К тебе лечу своей мечтой.
Купань, Усолье, Кухмарь, Вёкса,
Старинный кремль в кольце валов,
Где Трубеж преданно улёгся
Хранить безмолвно быль веков.
Шумит Плещеево играя,
О чём-то шепчутся леса,
В душе звенят, не умолкая,
Родного края голоса.
– Ты знаешь, - шепчет Синий камень.
– Ты знаешь, помнишь, что я бог?
Нет разговоров между нами,
Клади, раб, жертву мне у ног.
– Скорей, скорей, бушуют волны,
Враги у стен, спасайсь в ладье!
Плыви, греби! Кто кроме молний
Тебя достанет на воде?
– На Берендеево болото –
Стучит в лесу осенний дождь –
Ты не ходи, там водит кто-то
Как «баба» сгинешь, пропадёшь.
О, край! О, синее Залесье!
Цепь изумрудных берегов,
Какое сердце не загрезит
Волшебной былью твоих снов!

За синие своды,
За вешние воды
Зовут меня детские сказки природы,
На белую гору, к метельному бору,
Отвесить поклон старику Зиморогу.
Сосновые своды, глухие проходы…
Я слушаю тайную флейту природы,
Иду через дремы, очнуться не смея,

К прогалинам детства, в страну Берендея…

- Тряпкин Н.И. Излуки: Стихотворения. - М. : Молодая гвардия, 1987. - С. 159.