Стало плохо в поезде. Что делать? Как оказывается медпомощь пассажирам в поездах дальнего следования

Задача по организации медицинского обслуживания во время переездов в поездах решается, как правило, силами самих заболевших. А какие меры осуществлены РЖД и другими людьми, обязанными принимать решения и действия для того, чтобы хотя бы уменьшить риски потери людей или ухудшения их здоровья в пути?

Медицинская промышленность

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2012 № 498 Н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладок для оказания первой помощи пострадавшим на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров», выпущены специальные медицинские укладки – наборы медицинских препаратов, размещенные в специальной таре для хранения и транспортировки.

Таким образом, говорить, что в плане оснащения царит бездействие – неправда. В частности вопрос обеспечения медицинскими принадлежностями и лекарствами решен.

На Московских вокзалах

На всех девяти вокзалах Москвы есть медицинские пункты. На Рижском и Савеловском медицинская помощь представлена одним фельдшером. На остальных, кроме фельдшера, есть также врач. «Департамент здоровья РЖД» совместно с поликлиникой несут ответственность за пассажиров. Дирекция вокзалов обязана обеспечить Департамент оборудованными помещениями и сделать для пассажиров специальную навигацию (значки), по которым без труда можно найти медицинский пункт. В обязанности персонала входит сообщение в медицинский пункт о том, что кому-то стало плохо, а также доставка этого человека в медпункт.

Во время стоянок

Информацию о вызове к поезду фельдшер или врач получает по телефонной или радиосвязи от дежурного по вокзалу. Проблема заключается в том, что если вам потребовалась помощь, поезд придется покинуть. Стоянка состава по причине того, что в нем есть заболевший, не может быть продлена. Поезд в любом случае отправится по расписанию, и так как на некоторых остановках время остановки крайне ограничено, то на практике получить медицинскую помощь вовремя может оказаться довольно проблематично.

У РЖД, по их сведениям, имеется возможность контролировать заболевшего в дороге во время стоянок на протяжении всего пути следования поезда эстафетным методом.

Собираясь в дорогу

Рассчитывать вам придется только на себя. Рассматривая вопрос о своем путешествии или поездке вашего родственника, не нужно полагаться на помощь посторонних людей. Они, конечно, скорее всего, помогут в критической ситуации. Но принимать решение в пользу поездки нужно только тогда, когда вы уверены, что перенесете дорогу самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

1. Возьмите лекарства. Во-первых, аптечки по каким-то причинам может не оказаться именно в вашем вагоне, во-вторых, даже если она есть, необходимого препарата может не найтись. Так как различных заболеваний много, лекарства в ней предназначены для самых распространенных случаев, а ваш персональный порой просто не предусмотреть. В-третьих, взяв лекарства, вы можете оказать помощь другим людям, а не взирать безучастно на то, как на ваших глазах умирает человек.

2. Помните, что если вам стало плохо, проводник обязан оказать доврачебную помощь и сообщить о необходимости вызвать скорую помощь, поэтому не молчите о своей проблеме, если она возникла и справиться самостоятельно вы не можете.

3. Не предпринимайте попыток остановить поезд. Часто после остановки люди гибли только по причине, что поезд долго двигался на станцию и заболевший не мог получить медицинскую помощь вовремя.

4. Помните: в критической ситуации лучше покинуть вагон по прибытию на станцию, воспользоваться услугами врача и продолжить движение позже, чем, идя на риск, ехать дальше и «не дотянуть».

Бывали ли вы в поезде с купе-медкабинетами, с лабораторией и регистратурой в вагоне? Я не бывала и, предвкушая визит в поликлинику на колесах, спешила по перрону железнодорожной станции Минино. Здесь на два дня обосновался Передвижной консультативно-диагностической центр «Доктор Войно-Ясенецкий - Святитель Лука». «Поезд здоровья», как его чаще называют, в этом году отметит 10-летие.

Снаружи Поезд здоровья похож на обычный состав. Из змейки вагонов выделяется только последний с изображением святой княгини Ольги. Это вагон-храм. На пороге четвертого вагона - конференц-зала - я встречаюсь взглядом с профессором Войно-Ясенецким. Покровитель поезда задумчиво глядит с настенного портрета. «Здравствуйте, проходите!», - приглашает из-за длинного стола Екатерина Самсонюк. Она руководит Поездом здоровья два года. «Наш поезд - совместный проект «Российских железных дорогё» и Правительства Красноярского края», - напоминает Екатерина Георгиевна. - Мы обеспечиваем жителей отдаленных территорий бесплатной качественной медпомощью. Курсируем по Красноярскому краю, Хакасии, захватываем часть Кемеровской и Иркутской областей».

На каждую станцию Поезд здоровья приезжает раз в год. Когда передвижная поликлиника только начинала работать, медики вели прием на 55 станциях. Сегодня их 75. За 10 лет у Поезда здоровья было 552 стоянки и 94 командировки. В медцентре на колесах обследовали 147 257 человек. За сухими цифрами - спасенные жизни людей, у которых в поезде вовремя обнаружили серьезные болезни. «В прошлом году спасли пациента с расслаивающейся аневризмой аорты. Заподозрили у него опасную патологию, отправили обследоваться в краевую больницу. Там мужчину сразу прооперировали, - приводит пример Екатерина Самсонюк. - Еще выявляем много онкологии, сердечные заболевания (в том числе у детей), язвенную болезнь, туберкулез».

Для точной диагностики в Поезде здоровья есть самое современное оборудование. Идем его смотреть. Екатерина Георгиевна уверенно ведет меня между вагонов и на ходу рассказывает: «В поезде трудятся 70 с лишним человек: 17 врачей, 20 средних медработников, охранники, повара, проводники. Проводники трижды в день убирают в вагонах, охранники следят за порядком, помогают пожилым пациентам подняться в вагон. За техническую сторону - бесперебойную подачу воды, топлива, электричества и многое другое - отвечает начальник поезда Светлана Анатольевна Вагнер».

Мы входим в вагон-регистратуру. Регистратура - она и в поезде регистратура: стойка с окошечками, стопки медкарт на стеллажах. Только привычных очередей нет. «Основной поток пациентов идет с утра. Сегодня было больше 100 человек», - поясняет регистратор Дарья под шум проносящегося за окном товарняка. А мы идем дальше. Минуем кабинеты терапевта и педиатра - им сейчас не до меня, заняты пациентами. «У нас два терапевта, - говорит руководитель Поезда здоровья. - Пациенты могут сначала посетить терапевта или сразу, без направления от него, идти к узкому специалисту. Это удобно». За день посетители передвижной поликлиники успевают обойти всех нужных врачей. В поезде принимают лор, гинеколог, уролог, стоматолог, эндокринолог, невролог, офтальмолог, хирург...

В кабинете хирурга Евгения Потапова пока свободно. На стенах купе красуются поздравления от коллег.

- У вас сегодня день рождения?

Да. Коллеги сюрприз сделали, - смущенно говорит доктор. - Тут еще шарики были, я их раздарил маленьким пациентам.

- Поздравляю! С чем к вам обычно обращаются пациенты?

Со всем (улыбается). С болями в суставах, животе, спине, груди, руках и ногах. Я осматриваю человека и в зависимости от показаний направляю на анализы крови и мочи, эндоскопическую диагностику, УЗИ, рентген. Все это делается в нашем поезде. Если человек пришел с готовыми результатами обследований, могу сразу назначить лечение. Но хирургических манипуляций не провожу - тут нет условий. Если пациент «экстренный», вызываю «скорую», чтоб увезли в ближайший стационар. Такие случаи не редкость. В январе ко мне пришел 15-летний парень с язвенным кровотечением. А позавчера была 6-летняя девочка с острым осложнившимся аппендицитом. Обоих госпитализировали (в дверь постучали). Заходите, заходите.


За дверью ждет Екатерина Георгиевна. Мы идем в лабораторию. «В конце 2015-го обновили здесь оборудование», - говорит моя спутница в дверях просторной лаборатории. К разговору присоединяется врач-лаборант Галина Лалетина. «Этот аппарат (она указывает на белую тумбу с экранчиком) определяет уровень глюкозы в крови. Еще мы проводим развернутый и биохимический анализы крови, общий анализ мочи. На все исследования уходит 1 час 20 минут. В это время пациент обходит нужных докторов, а когда освобождается, результаты анализов уже лежат у терапевта». Некоторые анализы (гинекологические мазки, биопсия) «готовятся» дольше. Их результаты отправляют в районные больницы, где прикреплен пациент. А между собой врачи Поезда здоровья взаимодействуют через информационную систему. «Все протоколы в электронном виде, - поясняет Екатерина Самсонюк. - Благодаря этому врач, не выходя из кабинета, может увидеть записи коллег».

Из кабинета окулиста выглядывает медсестра:

Заходите зрение проверить!

- А я без карточки, я журналист.

Ну тогда… Ладно, проходите пока пациентов нет.


Вердикт офтальмолога Олега Федченко: - 1.0. «Смело подбирайте очки», - напутствует он на прощанье. И снова дверь в следующий вагон. Тут очередь на рентген. «Вот так гигант!», - думаю я, глядя на большущий белый аппарат. «Это наш новый цифровой рентген-аппарат. С его помощью можно делать любые снимки, а не только флюорографию, - объясняет Екатерина Георгиевна. - Аппарат весит больше тонны. Чтобы установить его и не допустить перевеса в одну сторону, инженеры изменили конструкцию вагона, смонтировали специальные крепления. Специалисты проверяют исправность оборудования вначале каждой командировки».

Рядом с рентген-аппаратом стоит его «брат» - цифровой маммограф. Все оснащение Поезда здоровья не перечесть: эндоскопы, аппараты УЗИ, электрокардиограф, оборудование для функциональной диагностики…Есть все ресурсы для телемедицинских консультаций с коллегами из краевых и федеральных клиник. «Сейчас реже проводим такие консультации: стало меньше сложных запущенных случаев. Их было предостаточно, когда поезд только начинал работать. И немудрено: в некоторых деревнях нет даже фельдшерско-акушерского пункта. Людям некуда обратиться за медпомощью», - говорит Екатерина Самсонюк.

Реалии сибирской глубинки ошеломили иностранных журналистов, побывавших зимой в Поезде здоровья. «В январе с нами ездили корреспонденты из Германии. Была командировка на север, в Лесосибирск. Там стояли морозы под 45 градусов, - рассказывает моя собеседница. - Немцы удивлялись, как мы переносим такой холод (смеется). Их поразило, что люди даже в 40-градусную стужу идут в Поезд здоровья. Ведь в Германии нет проблем с доступностью медицины и нет таких больших территорий, как у нас в крае».

В стужу, в зной, в праздники и выходные Поезд здоровья мчится туда, где нужна помощь медиков. В некоторых деревушках нет телефонной связи и никакого сообщения кроме железнодорожного. «Иногда приходят местные врачи вдвое старше меня и спрашивают: «Что делать в такой-то ситуации? Не всегда есть связь, чтобы посоветоваться с коллегами, а решение надо принять сейчас», - говорит руководитель Поезда здоровья. Знаю, знаю. Недаром в 2015 году коллектив передвижного медцентра стал лауреатом премии Сибмедпортала «Призвание - врач» в номинации «За труд в экстремальных условиях». Кстати, об условиях.

- Екатерина Георгиевна, как устроен быт врачей в Поезде здоровья? Как долго длятся командировки?

У нас вахтовый график: 15 дней работаем и столько же отдыхаем. Во время командировки мы с коллегами все время вместе, как на подводной лодке (улыбается). Медики и другие сотрудники поезда живут в купе по двое. В «немедицинских» вагонах есть душевые, столовая.

- С 8 до 18 часов врачи Поезда здоровья ведут прием. А в свободное время что делаете?

Читаем, гуляем, спортом занимаемся. У нас в поезде есть своя волейбольная команда. В некоторых районах устраиваем дружеские матчи с местными спортсменами. В Канске и Лесосибирске ходим в бассейн.

- В общем, сутками в поезде не сидите. И все равно. Полмесяца на колесах… Не каждый сможет так работать.

Да, но у нас постоянный коллектив. Некоторые трудятся с самых первых командировок Поезда здоровья. Я сначала работала урологом. Быстро привыкла к разъездной работе. Это уже образ жизни. Не успеешь распаковать чемоданы после командировки, как снова собираешься в путь (смеется).

Екатерине Георгиевне пора в свой кабинет - дела. А я еще поброжу по поезду, когда в следующий раз сюда загляну? В некоторых вагонах очереди. Бабушки примостились на откидных сиденьях, дети разглядывают что-то в окошко поезда. Девчонка помладше прижалась к маме. Та успокаивает: «Да не бойся, доктор только посмотрит». Возле кабинета терапевта несколько человек. Расспрашивают друг друга в узком коридорчике: «Вы уже всех прошли?». «Я первый раз в Поезде здоровья. Побывала у хирурга, гинеколога, уролога, лора, окулиста. Врачи здесь молодцы. Внимательные, приветливые, - делится впечатлениями пациентка Татьяна. - Мы живем не в глубинке, от Минино меньше 30 км до Красноярска, но попасть к доктору - проблема. Приходится через Красноярск ездить в Емельяновскую районную больницу. Там сложно попасть к хирургу, а лора вообще нет. Благо, Поезд здоровья приезжает. Он нужен нашему поселку». И многим-многим другим тоже.

«Анастасия», - окликнула Татьяна, когда я пробиралась на выход. - Напишите, пожалуйста, в статье, что мы, пациенты, поздравляем Поезд здоровья с 10-летием. Желаем докторам здоровья, терпения и чтобы они всегда так хорошо работали!».

Анастасия Леменкова

Москва – Санкт-Петербург – самое популярное железнодорожное направление в России. Ежегодно между двумя столицами ездит 8,5 миллионов пассажиров. Директор по отдыху онлайн-сервиса для организации путешествий OneTwoTrip Евгений Трофимчук решил узнать все о поездах, курсирующих по маршруту, и две недели без остановок катался из Москвы в Питер и обратно..

Аптечку не дадут

В поездах хранятся специальные медицинские укладки (аптечки), но таблеток в них вы не найдете. Дело в том, что по правилам проводники не имеют права давать пассажирам таблетки или лекарства, поскольку у них нет медицинского образования. Тем не менее, минимально необходимое обучение проводники все же проходят: каждый может оказать первую помощь, остановить кровотечение, сделать перевязку и даже принять роды.

Если кому-то в поезде стало плохо, необходимо вызвать проводника или начальника поезда. Он по громкой связи объявит, что среди пассажиров ищут врача для оказания первой помощи. Если врача не окажется, к ближайшей станции вызывают машину скорой помощи, и поезд остановится там, даже если по расписанию остановка не предусмотрена.

Вас обслуживают актеры

Проводники некоторых фирменных поездов проходят обязательные актерские курсы. Там их учат красиво говорить, двигаться и даже просто стоять на перроне, а также рассказывают, как всегда хорошо выглядеть – в том числе в непростых дорожных условиях.

Проводником может стать каждый

Устроиться проводником намного проще, чем стюардом. Для этого нужно обратиться в ближайшее железнодорожное депо, откуда вас отправят на трехмесячные курсы. Сдаете после окончания экзамен – и можно устраиваться на работу! Главное, уметь не спать по 24 часа.

Если же вы хотите в будущем дослужиться до начальника поезда, курсов недостаточно: необходимо получить высшее образование и поработать на различных участках ж/д сообщения.

Душ есть!

Это не миф, он существует! Сейчас душ есть во многих фирменных поездах между Питером и Москвой, и воспользоваться им можно за небольшую плату. К примеру, в двухэтажных поездах это обойдется всего в 150 рублей, платить можно проводнику (наличными или картой, если в вагоне есть терминал). Главное, не забудьте полотенце и резиновые тапочки: в поезде их вам не дадут. Долго поплескаться тоже не выйдет, на человека выделяют всего 16 литров горячей воды.

Игры в студию

Мало кто знает, но в стоимость вашего билета входит пользование настольными играми: домино, шашками и шахматами. Их можно попросить у проводника, но, правда, игры есть не во всех поездах.

Берите место ближе к проводнику

Выбирайте места в начале вагона, ближе к купе проводника. Бонусов сразу несколько: во-первых, быстрее принесут чай. Во-вторых, если соседи будут шуметь, больше шансов, что проводник услышит и подойдет успокоить. Плюс до розеток и титана с кипятком будет пара шагов. А еще выходить будете в числе первых, как в бизнес-классе самолета.

Смотрите, что покупаете

Перед покупкой билета поищите в интернете информацию о вагонах интересующего вас поезда. Цены на билеты в вагонах разного класса могут отличаться на 100-200 рублей, но в одном будет кондиционер и вакуумный туалет, а в другом – нет.

Ищите в соседних классах

Бывают случаи, когда билеты более высокого класса дешевле плацкарта/купе или лишь немного дороже. Поэтому при поиске не ограничивайте себя только самым дешевым плацкартом, смотрите все варианты.

Как купить два нижних места

…Или два верхних. Если вы когда-либо покупали билеты через сайт РЖД, то знаете, что там купить две верхние полки невозможно: по какой-то причине сайт предлагает взять два места с одной стороны стола (верхнее и нижнее). Выход прост: покупайте билеты на других сайтах.

Продлите путешествие бесплатно

Вы можете сойти на любой станции и в течение 10 дней бесплатно продолжить свое путешествие по тому же билету, новый покупать не нужно. Для этого нужно найти начальника станции, на которой вы сошли, и оформить у него "остановку в пути".

Не тормозите при сдаче билета

Роль играет каждый час! Сумма, которую вернут, если вы решите сдать билеты, привязана ко времени, а время зависит от того, куда покупали билет: по России, странам СНГ или за рубеж.

По России

Почти все потраченные деньги удастся вернуть только если до отправления поезда осталось более 8 часов: с вас удержат сбор за возврат (192 руб. 70 коп. на сентябрь 2017 года), а остальную сумму вернут.

Если до отправления от 8 до 2 часов, арифметика усложняется: вам вернут 100% стоимость билета и только 50% стоимости плацкарты. Тут нужно пояснить: билет состоит из двух частей – стоимость собственно билета (плата за проезд) и стоимость плацкарты (плата за место в вагоне, и неважно, едете вы в СВ, купе или плацкарте).

Если до отправления осталось менее 2 часов, можно вернуть 100% стоимости билета, а вот всю часть плацкарты и сбор за возврат удержат. Вернуть билет можно и после того, как поезд ушел, главное, чтобы с этого момента прошло не более 12 часов.

Какая часть от цены билета приходится на плацкарту, можно посмотреть в файле с информацией о заказе. Он придет на вашу почту после покупки билета.

Если на поезд вы все-таки опоздали, не расслабляйтесь и все равно бегите в кассу (возврат обычно в любом случае оформляют там). В идеале успеть в интервал не более 3 часов после отправления поезда, тогда сложностей не возникнет. Если после отправления поезда прошло до 12 часов, для возврата денег надо будет написать претензионное заявление. А если поезд ушел в срок от 12 часов до 5 суток, единственная возможность вернуть хотя бы часть денег – приложить к заявлению доказательство того, что опоздание произошло не по вашей вине (подойдет справка от врача, например). Если же вы просто проспали, а потом решили отложить поход на вокзал, денег назад получить не удастся.

В СНГ и Прибалтику

Полную сумму за вычетом сбора за возврат можно получить, если сдать билеты не позднее, чем за сутки. До отправления осталось меньше суток, но больше 6 часов – тогда вам вернут 100% стоимости билета и 50% плацкарты (и удержат сбор). За 1 час до отправления можно получить 100% стоимости билета, а плацкарту уже не вернуть. А если поезд уходит через час, то билеты вернуть уже нельзя, и деньги вы потеряете.

В страны дальнего зарубежья

Полная сумма вернется, если успеете сдать билет не позднее, чем за 6 часов до отправления поезда, только придется заплатить сбор за возврат (на международные направления он составляет 10 евро). Если поезд уходит меньше, чем через 6 часов, вернуть билет нельзя.

Скоростной поезд «Ласточка» вышел днем 2 октября из Нижнего Новгорода в Москву. Вот что рассказал корреспонденту «Правмира» Александр Соколов, редактор портала Антропогенез.ru который ехал в этом поезде: «Пожилому мужчине стало плохо, люди закричали: «Врача!».

Прибежал проводник, пришли полицейские. Стали кричать: «У кого есть тонометр?». У пассажиров прибор нашелся. Но в поезде ничего не было. Если бы была аптечка, ее бы принесли». По его словам, проводник и один из пассажиров по очереди делали пострадавшему массаж сердца, но создалось впечатление, что оказывать первую помощь они не особо не умели.

Персонал «Ласточки» связался с подстанцией скорой помощи, но до ближайшего полустанка поезд шел минут 40. Все это время пострадавшему оказывали первую помощь, но когда поезд остановился и вошел врач скорой помощи, он констатировал смерть. Врач скорой отказывался забирать тело, требуя вызвать полицию, полицейские, которые были в вагоне, спорили с ним. В итоге тело вынесли на платформу на мягких носилках, и поезд уехал.

«Мне было жаль проводника. Было видно, что он переживал и старался спасти этого человека, как мог, – рассказал свидетель, – неизвестно, смогли бы помочь человеку, если бы была аптечка. Но ее не было! В “Ласточке” нет ни средств первой помощи, ни людей, которые могут ее оказать. Зато продают замечательные сувениры», – сказал нам Александр Соколов.

Была ли в той «Ласточке» аптечка?

На вопрос, почему «Ласточке» не было аптечки, в пресс-службе Федеральной пассажирской кампании (структура ОАО РЖД) ответили:

– Все поезда «Ласточка», обслуживаемые АО «ФПК» оснащаются аптечками в соответствии с действующими Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок, утвержденными Постановлением главного санитарного врача Онищенко Г.Г. от 4 марта 2012 г. № 12.

Поезд идет без остановок, получается, что сердечный приступ в «Ласточке» с большой вероятностью может привести к смерти?

– Поезд может остановиться на любой ближайшей станции, даже если она не запланирована в графике, чтобы как можно скорее оказать помощь пассажиру. Для этого необходимо обратиться к начальнику поезда, который вызовет медиков на ближайшую станцию. Не дожидаясь прибытия врачей, начальник поезда по «громкой связи» или через проводников также должен узнать, есть ли врачи среди остальных пассажиров. Проводники поездов дальнего следования в обязательном порядке проходят обучение по оказанию пассажирам доврачебной помощи.

В пресс-службе АО ФПК сообщили, что аптечка в «Ласточке» была, и по итогам служебного расследования нарушений в действиях работников железнодорожного транспорта выявлено не было.

Поможет ли пассажиру аптечка проводника?

В пресс-службе АО ФПК нам сообщили, что все вагоны пассажирских поездов дальнего следования, в том числе и электропоезда «Ласточка» оснащаются медицинскими средствами для оказания первой помощи в соответствии с приказом Минсоцразвития РФ № 498н от 5 мая 2012 г.

В состав аптечки входят средства для временной остановки кровотечения и фиксации переломов, (жгут, бинты, шины, лейкопластырь и т. п), прибор для проведения легочной реанимации, (дыхательный мешок с масками для новорожденных и взрослых), есть даже набор для того, чтобы принять роды, есть и другие медицинские изделия, например бескаркасные носилки.

Но может ли аптечка реально кого-то спасти? Поможет ли она продержаться человеку с инфарктом? Противошоковых препаратов в железнодорожной аптечке нет, это сильнодействующие лекарства, требующие специальных условий хранения. Нет в поездах и дефибриллятора. Дефибриллятор – штука дорогая и специфическая и бывает только в реанимобилях. Врачи или медсестры тоже в поезде не полагаются. Как правило, медика можно отыскать среди пассажиров. Но для медика оказание помощи в полевых условия тоже зачастую превращается в проблему.

Кардиолог, кандидат медицинских наук Антон Родионов ранее рассказывал “Правмиру” о том, как устроена медицинская помощь на борту воздушного судна, и почему врач должен помочь пострадавшему на улице, а права на это не имеет.

Кроме того, даже если медик найден, ни лекарств, ни оборудования он с собой не возит.

Возможно, аптечки в поездах и самолетах должны быть более специализированными, дискуссии об этом давно ведутся в профильных ведомствах. Есть и еще одна проблема – скорая помощь прибывшая на ближайшую станцию, не всегда может доставить пострадавшего в больницу, ближайший профильный стационар может оказаться слишком далеко. Обсуждается идея о создании специального подразделения транспортной медицины , но Минтранс и Минздрав пока не пришли к соглашению по этому вопросу.

Куда обращаться, чего требовать?

Куда обращаться родственникам умершего пассажира? На что они могут рассчитывать? По страховке, которая продается вместе с билетом на поезд, получить компенсацию можно только, если травма пассажира связана с движением поезда, например, при аварии.

Но, по словам адвоката Сталины Гуревич, отсутствие в поезде аптечки может быть поводом для обращения в суд: «Отсутствие в поезде аптечки – нарушение закона о защите прав потребителей и оказание услуг не соответствующих требованиям безопасности – повод привлечь к уголовной и гражданской ответственности. Но есть важный вопрос – явилось ли отсутствие аптечки и навыков оказания первой помощи у проводника причиной смерти? Можно ли было спасти этого человека?

Если родственники умершего пассажира захотят это выяснить, им нужно обратиться в Следственный комитет, с заявлением о возбуждении уголовного дела и проведении судебно-медицинской экспертизы. Если экспертиза установит причинно-следственные связи, то виновных можно будет привлечь к ответственности».

Что делать, если в поезде человеку стало плохо

Если рядом с вами стало плохо человеку, первым делом нужно сообщить об этом проводнику. Проводник обязан связаться с начальником поезда, если он этого не делает – настаивайте, сходите в соседний вагон, обратитесь к другому проводнику.

У проводника должна быть аптечка, все проводники обучены навыками первой помощи. Проводник должен оказать первую помощь, воспользовавшись средствами из аптечки.

Начальник поезда должен с помощью громкой связи постараться найти врача среди пассажиров и вызвать скорую помощь на ближайшую станцию, если это требуется.

Помните, что действия должны быть слаженными, спросите у проводника, чем можно помочь (поддержать человека, принести воды, засечь время), не паникуйте и не пугайте других пассажиров. Запоминайте происходящее, чтобы на станции сообщить врачу нужные сведения, ответить на вопросы.

Не раздражайтесь и не возмущайтесь происходящим – работники поезда делают все, что могут. Если вы не чувствуете сил помогать, смотреть на человека в тяжелом состоянии, лучше выйти в коридор поезда, в тамбур, в вагон-ресторан и отдохнуть – не мешайте тем, кто борется за жизнь пострадавшего.