Афганский плен и чеченская засада: За что получали Звезды Героев России. Побег из кандагара Ад на земле

Газинур Гарифзянович Хайруллин (10 сентября 1961 года, Старое Дрожжаное) - лётчик, Герой России (1996). Второй пилот самолёта Ил-76, принудительно посаженнего на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта совершил побег из плена.

Биография

После окончания Балашовского военно-воздушного училища в 1983 году проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова II степени и Кутузова II степени военно-транспортной авиационной дивизии военно-транспортной авиации в городе Витебск Белорусской ССР помощником командира корабля Ил-76 (1983-1987), назначен на должность командира корабля в 175 военно-транспортный авиационный полк (7-я военно-транспортная авиационная дивизия), город Мелитополь Запорожской области Украинской ССР (по 1992), майор запаса.

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна. C 2008 по 2009 год работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В искусстве

В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем).

Герой Российской Федерации

На пенсии

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР.

После окончания Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков в 1983 году проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова II степени и Кутузова II степени военно-транспортной авиационной дивизии военно-транспортной авиации ВВС ВС СССР в городе Витебск Белорусской ССР помощником командира корабля Ил-76 (1983-1987), назначен на должность командира корабля в 175 военно-транспортный авиационный полк (7 -ая военно-транспортная авиационная дивизия), город Мелитополь Запорожской области Украинской ССР (по 1992), майор запаса.

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна Ил-76.

C 2008 по 2009 год работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».
Позднее работал КВС в авиакомпании «Волга-Днепр» и все также на «Ил-76».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане.
Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж на самолёте Ил-76 смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации (номер Золотой Звезды № 333)
Женат.Имеет сына.Проживает в г.Казань Татарстан

Ничего не предвещало беды. Мы летели как обычно над Афганистаном, ничего не нарушая. И вдруг в небе появляется истребитель и наземная команда-садиться. Попытались протянуть время. Пригрозили огнем. Пришлось подчиниться. Разъяренная толпа нас чуть не разорвала. Несколько ночей провели под самолетом, потом нас поместили в разрушенное здание. Спали на бетонных плитах. Вокруг скорпионы, тарантулы, змеи… Утром – лепешка с чаем, в обед непонятная зеленая, острая масса. Непривычную пищу желудок не принимал, многие заболели. Связи с внешним миром не было. Нам предлагали принять ислам, остаться в Кандагаре, предлагали работать на талибов. Мы категорически отказались. Узнали, что переговоры о нашем возвращении идут. К нам приходили представители посольства, из Татарстана – советник президента Акулов. Но талибы не шли на уступки. Потом вроде обещали к Новому году отпустить. Не отпустили. И вот тогда мы стали вынашивать план побега. Но осуществить его смогли только в августе девяносто шестого года.

Второй пилот самолета "Ил-76", захваченного в Кандагаре.


Родился Хайруллин в селе Старое Дрожжаное, что в Дрожанновском районе Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Окончив училище (военно-воздушное, в городе Балашов Саратовской области), он отправился служить в военно-транспортную авиацию. В период с 1983-го по 1987-й он был помощником командира корабля, а в дальнейшем (до 1992-го года) сам выступал в качестве командира. Летал Газинур в то время на "Ил-76".

В период с 1994-го по 2008-й Хайруллин трудился в гражданской авиации РФ; выступал он, опять-таки, в качестве командира (иногда – второго пилота) различных воздушных судов. В 2008-м Газинур стал генеральным директором ОАО "Авиакомпания Татарстан"; проработал он на этом посту до 2009-го.

Наиболее известен Хайруллин как один из летчиков самолета "Ил-76", захваченного неподалеку от Кандагара представителями движения "Талибан". Экипаж во главе с капитаном Владимиром Шарпатовым (Газинур, как было сказано выше, был вторым пилотом) пробыл в плену порядка года. Держали их в довольно-таки неприятных условиях, кормили плохо и водой снабжали слабо. Захвачен самолет был в процессе перевозки оружия "Северному Альянсу", противникам "Талибана". Переговоры с Россией вести все же удавалось; талибы, однако, отказались обменивать заложников на предложенные им запасные части к вертолетам. Пленников использовали для технического обслуживания захваченного самолета; именно это в дальнейшем и помогло им бежать. 16-го августа 1996-го, в процессе очередного осмотра летчики запустили двигатели и улетели на своем же самолете; представители аэропорта помешать им не смогли, а конвоиров на самолете летчики сумели нейтрализовать. Через Иран самолет вернулся в Россию.

22-го августа 1996-го указом президента РФ Хайруллину было присвоено звание Героя РФ; аналогичную награду получил Шарпатов – остальным членам экипажа вручили Ордена Мужества.

4-го февраля 2010-го на киноэкраны страны вышел фильм Андрея Кавуна "Кандагар", посвященный описываемым событиям. В нем роль второго пилота сыграл Владимир Машков; следует, однако, отметить, что героя Машкова по сюжету фильму зовут Сергеем. Впрочем, фильм в целом содержит целый ряд сюжетных несовпадений и в качестве серьезного исторического источника рассматриваться не должен.



Х айруллин Газинур Гарифзянович - второй пилот воздушного корабля "Ил-76" авиакомпании "Аэростан", капитан запаса.

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. Татарин. После окончания Дрожжановской средней школы с 1979 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР.

Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1983 году. Проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации (город Витебск Белорусской ССР). С 1983 года - помощник командира корабля Ил-76, с 1987 года - командир корабля Ил-76. Участвовал в доставке грузов и личного состава в Афганистан в период боевых действий ограниченного контингента советских войск в этой стране, в доставке грузов в зону землетрясения в Армении в 1989 году, в дальних полётах в ряд зарубежных государств.

В 1992 году капитан Хайруллин уволен в запас по сокращению Вооруженных сил. Стал лётчиком гражданской авиации. С 1994 года работал в авиакомпании «Аэростан» (Казань).

3 августа 1995 года в составе экипажа самолета Ил-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). По договору между двумя этими государствами осуществлялась перевозка партии стрелкового вооружения и боеприпасов, самолет и экипаж были зафрахтованы для этой перевозки. И сама поставка оружия и фрахт воздушного судна были произведены в соответствии с нормами международного права. Во время совершения полёта над территорией Афганистана самолёт был перехвачен истребителями движения "Талибан" и принудительно посажен в аэропорту города Кандарага.

Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжелых условиях плена вёл себя мужественно, не поддаваясь на провокационные действия талибов и представителей ряда иностранных государств. Поняв, что руководство Российской Федерации во главе с Президентом Б.Н. Ельциным не способно организовать спасение из плена, экипаж самостоятельно разработал дерзкий план побега.

Лётчикам удалось убедить охранников в необходимости выполнения профилактических работ на борту самолета. Воспользовавшись потерей бдительности с их стороны во время одного из посещений самолета, 16 августа 1996 года лётчики завели двигатели и подняли самолёт в воздух, несмотря на обстрел из автоматического оружия. При этом безоружными людьми были захвачены и обезоружены трое охранников-талибов, двое из которых были вооружены автоматами и один - пистолетом.

Для обмана погони экипаж направил самолёт не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Полёт над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50 - 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечён средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полёт окончился успешно. К вечеру 16 августа 1996 года экипаж самолёта Ил-76 в составе командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, ведущих инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова совершил благополучную посадку в Объединённых Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину.

"За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана" Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Этим же указом звание Героя присвоено командиру экипажа

Хайруллин Газинур Гарифзянович - второй пилот воздушного корабля "Ил-76" авиакомпании "Аэростан", капитан запаса. Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. Татарин. После окончания Дрожжановской средней школы с 1979 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1983 году. Проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации (город Витебск Белорусской ССР). С 1983 года - помощник командира корабля Ил-76, с 1987 года - командир корабля Ил-76. Участвовал в доставке грузов и личного состава в Афганистан в период боевых действий ограниченного контингента советских войск в этой стране, в доставке грузов в зону землетрясения в Армении в 1989 году, в дальних полётах в ряд зарубежных государств. В 1992 году капитан Хайруллин уволен в запас по сокращению Вооруженных сил. Стал лётчиком гражданской авиации. С 1994 года работал в авиакомпании «Аэростан» (Казань). 3 августа 1995 года в составе экипажа самолета Ил-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). По договору между двумя этими государствами осуществлялась перевозка партии стрелкового вооружения и боеприпасов, самолет и экипаж были зафрахтованы для этой перевозки. И сама поставка оружия и фрахт воздушного судна были произведены в соответствии с нормами международного права. Во время совершения полёта над территорией Афганистана самолёт был перехвачен истребителями движения "Талибан" и принудительно посажен в аэропорту города Кандарага. Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжелых условиях плена вёл себя мужественно, не поддаваясь на провокационные действия талибов и представителей ряда иностранных государств. Поняв, что руководство Российской Федерации во главе с Президентом Б.Н. Ельциным не способно организовать спасение из плена, экипаж самостоятельно разработал дерзкий план побега. Лётчикам удалось убедить охранников в необходимости выполнения профилактических работ на борту самолета. Воспользовавшись потерей бдительности с их стороны во время одного из посещений самолета, 16 августа 1996 года лётчики завели двигатели и подняли самолёт в воздух, несмотря на обстрел из автоматического оружия. При этом безоружными людьми были захвачены и обезоружены трое охранников-талибов, двое из которых были вооружены автоматами и один - пистолетом. Для обмана погони экипаж направил самолёт не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Полёт над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50 - 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечён средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полёт окончился успешно. К вечеру 16 августа 1996 года экипаж самолёта Ил-76 в составе командира Виктора Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, ведущих инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова совершил благополучную посадку в Объединённых Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину. "За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана" Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Этим же указом звание Героя присвоено командиру экипажа Виктору Шарпатову, все остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. Продолжил работу на предприятиях гражданской авиации. Несколько лет летал командиром корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань). С июня 2008 по 2009 годы - Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан". С 2009 года - командир экипажа корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Волга-Днепр" Принимает активное участие в общественной работе. Награждён медалями.