Драконы острова Комодо – как стратегия в охоте помогает выиграть смертельную схватку. Комодо - остров, где живут драконы


дракон упоминается три раза: при этом один раз в классической форме δράκων (стих 323), а два раза в форме δράκοντος (стихи и ). Последние два неизменно переводятся на русский как "змея-дракон ".

Забавное описание змей-драконов оставил нам наш "старый друг", римский писатель и эрудит Плиний Старший (Plinius Maior )


воображаемый портрет Плиния Старшего работы художника XIX века;
достоверных портретов античного периода, как мы знаем, не сохранилось,


В книге VIII своей "Естественной истории " (Naturalis Historia ) он написал:

XI.
<. . .>но самых больших слонов поставляет Индия . Она же поставляет и драконов, которые находятся в постоянной вражде со слонами; эти драконы столь огромны, что легко обвивают слонов своими кольцами и сдавливают их, скрутившись в тугой узел. В этом сражении погибают оба противника и побежденный слон, падая, своей тяжестью душит обвившего его дракона.
Перейдём теперь к рассмотрению "свидетельств" о драконах средневековых , но не всех подряд, а только избранных, т.к. "имя им легион"...

По преданиям некий человек был направлен из Рима (Roma ) в Мец (Metz , или как он назывался в то время Divodurum Mediomatricorum ) в III веке н.э. чтобы стать местным епископом. По прибытию местные жители нажаловались ему, что в руинах амфитеатра поблизости живёт дракон по имени Граулли (Graoully , либо Graouilli ), отравляющий своим дыханием местность и наводящий ужас на обитателей города. Тогда чужестранец пошёл в логово дракона, сотворил Крестное Знамение, обернул шею змия своей столой и тем самым приручил чудовище. Затем вывел его из города и на берегу реки Сейль (Seille ) низвёрг его в глубины земли, откуда тот и явился, а провал задвинул скалой. С тех пор тот путник известен как св. Климент Мецский (Clément de Metz ), первый епископ Меца =)

Подобным подвигом прославился ещё один епископ из города Кавайон (Cavaillon , либо Cavalhon ), живший в VI веке св. Веран Кавайонский (Veranus ; Véran либо Vrain ). Силой слова Божьего ему удалось изгнать терроризировавшего деревушку Фонтен-де-Воклюз (Fontaine-de-Vaucluse ) ужасного дракона Coulobre .

Очередной дракон, по имени Тараск (Tarasque ) жил себе на берегу реки Роны (у этой реки много названий... Rhône , Rotten , Ròse , Rôno , Rhodanus , Rodan , Rodano ) недалеко от селения Нерлук (Nerluc ). Питался скотом, людьми и девственницами на закуску. Вот как средневековая "Золотая легенда " (Legenda Aurea , либо Legenda Sanctorum ), весьма популярное в своё время сочинение итальянского монаха-доминиканца Иакова Ворагинского (Jakobus de Voragine , либо Jacopo da Varazze ), составленное им около 1260 года из разнообразных житий святых и близких к ним легенд, описывает нам этого зверя (раздел 4):

Он конечно же был порождением ужасного библейского чудовища Левиафана (לִוְיָתָן ) и прибыл в Рону из моря =)

Чего только местные жители не делали, но избавиться от него не могли. Тут появилась таинственная незнакомка. Застала она монстра в самый отягчающий момент - за человека пожиранием. Окропила она его Святой Водой, сотворила Крестное Знамение и... стал Тараск кроткий как овечка. Связала она его своим пояском и привела в город, где, в отместку за сотворённые неудобства, перепуганные жители зверски его забили копьями. Была эта незнакомка св. Мартой или Марфой (Martha , либо Μάρθα из מַרְתָּא ). А селение с тех пор называется городом Тараскон (Tarascon ) в честь "геройски" поверженного Змея =))

И да, стоит отметить, что св. Марфа не могла жить позже I века н.э. ;)

Недалеко от тех мест, на острове, ныне известном как остров Сент-Маргерит (Île Sainte-Marguerite ), обитал ещё один довольно крупный и свирепый дракон, по имени Драко (Draco ). Настолько свирепый, что его иногда путали со знаменитым Тараском. Его победил, вполне себе силой оружия, епископ (!) св. Гонорат либо Онорэ Арльский (St. Honorat , либо St. Honoré d"Arles ). В сражении ему помогала его сестра, св. Маргерит (St. Marguerite ), основавшая ранее на острове женский монастырь. Раненный змей поднялся в воздух и улетел на континент, где его добил тоже епископ (!) st. Hermentaire . В честь этого события близлежащая деревушка (а ныне город) получила своё название: Драгиньян (Draguignan , либо Draguinhan ).

Также сохранились сказания о кровожадном драконе, проживавшем на горе возле немецкого города Драхенфельс (Drachenfels , дословно "Скала дракона"). Что с ним случилось: показания "очевидцев" очень сильно расходятся. Но, тем не менее, сейчас на этой горе руины замка =)

В отличие от ранее упомянутых драконобоцев св. Маргарите (Марине) Антиохийской (Ἁγία Μαρίνα , либо St. Margaret ) дракон явился как часть её мученических подвигов. Но сотворила Маргарита Крестное Знамение и...

Как мы видим, в христианской средневековой Европе совершенно забылись старые языческие функции драконов, как мифических змеев, охраняющих где-то в подземельях сокровища (см. "Старшую Эдду " (Sæmundaredda ), "Беовульф " (Beowulf ) и "Песнь о Нибелунгах " (Das Nibelungenlied ), в последствии атрибут был позаимствован Джоном Рональдом Руэлом Толкином (John Ronald Reuel Tolkien ) в повести "Хоббит, или Туда и обратно " - The Hobbit, or There and Back Again ), хранителей мудрости (см. "Старшую Эдду "), полностью превратив их в библейские исчадия ада и творения Сатаны (שָׂטָן‏‎‎‎ ), созданные специально для того, чтобы вредить людям (кстати, Толкин использовал и этот образ драконов в произведении "Сильмариллион " (The Silmarillion )). Таких драконов в принципе невозможно приручить. Даже в случае, когда святой (св. Симеон Столпник (Συμεών ὁ Στυλίτης ), см. житие , глава 10) исцеляет терпящего страдания дракона, тот не следует за святым, как обычно поступают исцелённые святыми животные, а снова удаляется в своё логово, находящееся как правило либо в воде, либо в подземелье (и это, как мы увидим позже, не спроста).

Немножко иная история открывается нам на востоке, там мы не наблюдаем такого уж отождествления драконов с нечистой силой. Конечно, в арабском мире св. Георгий, Победитель Дракона, тоже имеет своё почитание под именем Джирджис либо даже Эль-Хидр (جرجس , либо الخضر‎ ), но драконы всё же сохранили прямую преемственность своих языческих предков из Ближнего Востока .

В персидской космографии XIII века (неизвестного автора) под названием "Чудеса мира " (оригинал названия в кирилличной транскрипции Аджа’иб ад-дунйа ) сообщается о неком драконе, в описании которого прослеживается прямая связь этого зверя с доисламской традицией (лист 140а, глава 190):

Подобный рассказ есть и в книге "Диковинки творений и Странные вещи бытия " (عجائب المخلوقات و غرائب الموجودات , в латинской транскрипции Ajā"ib al-makhlūqāt wa gharā"ib al-mawjūdāt ) XII века пера персидского автора Наджиба Хамадани (ст. 617), только дракон там называется тиннин (التنين ), что в переводе с арабского и есть "дракон". А в произведении арабского учёного и литератора XIII века Абу Яхья Закарийа ибн Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини (زكرياء ابن محمد القزوينى ), написавшего труд с таким же названием находим и изображение сего дива, подписанное как cу"бан (ثعبان‎‎ , в латинской транскрипции thuʿbān ), что в переводе с арабского значит "змея" (MS P 2, fol. 197a ):

Но мы продолжим с европейскими драконами. Так ещё одно сказание о поверженом чудовище пришло к нам из австрийских Альп (Alpen ).

В IX веке чуть южнее города Энипонс (Oenipons ; ныне Инсбрук - Innsbruck , либо Innschpruckh ) на севере Тироля (Tirolis ) в одном глубоком и мрачном ущелье на берегу реки Зиль (или Силь ; Sill ) поселился ужасный дракон. А может даже и линдворм . Но это не столь важно, а важно то, что змей временами покидал своё убежище и учинял в округе страшное опустошение. А периодические наводнения, что затапливали ущелье, вымывали оттуда кусочки золота... В то же время недалеко, на реке Рейн (Rhein , либо Rhin ) жил гигант по имени Хаймо , либо Хаймон (Haymo , либо Haymon , от Αἵμων ). Гигантом он назывался не зря, т.к. был ростом 12 футов (почти 3,7 м). Услышав о бесчинствах дьяволова отродия Хаймо вооружился лучшим оружием и отправился на битву. Прибыв на место он, тут как тут, столкнулся с выползшим на промысел змеем. Завязалась битва. Серьёзно опасаясь за свою шкуру дракон попытался скрыться в ущелье, но храбрый Хаймо спустился в него, убил чудовище и вырвал у побеждённого монстра язык.

После чего на добытое у дракона золото построил в Инсбруке монастырь Вильтен (Stift Wilten ) и заселил туда монахов-бенедектинцев . Трофейный же змеин язык, оправленный в серебро, долгое время украшал собой монастырский собор.

Правда в XVIII веке язык всё же переместили в Тирольский федеральный музей Фердинандойм (Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum ), т.к. оказалось, что "язык дракона" никакой не язык, а рострум (rostrum ), т.е. "бивень", обыкновенной рыбы-меч (Xiphias gladius ), предположительно привезённый в Тироль крестоносцами . Тем не менее даже сегодня при входе в монастырский собор Вильтена можно наблюдать 3-метровую статую полумифического основателя монастыря - благочестивого гиганта Хаймо...

Но самое интересное в этой легенде, что золото никогда не было найдено возле Инсбрука, ни до, ни после. Максимум что - маленькие кристаллики минерала пирита - т.н. "золота дураков"...

По слухам у итальянского учёного-натуралиста Улиссе Альдрованди (Ulisse Aldrovandi , либо Vlyssis Aldrovandvs )

имелось чучело линдворма, убитого в окрестностях Болоньи (Bologna , либо Bononia ) в 1572 году. И в его книге "Истoрия змей и дракoнoв. В двух книгах " (Serpentvm, et draconv historiæ Libri dvo ), непосредственно посвящённой гадам ползучим и огнедышащим, есть забавный рисунок. Возможно это и есть тот самый линдворм:)

Взглянув на сие произведение искусства внимательней мы с удовлетворением увидим на нём плезиозавра со змеиной внешностью и лапами ящерицы. Что же в действительности послужило прототипом для этого чудовища мы уже вероятней всего не узнаем.

В сочинении разнообразным драконам и их описанию посвящена полностью вторая книга (со страницы 311). Например можно увидеть такие диковинки... ;)

Судя и всего, выше приведённого, может сложиться превратное впечатление, что дракон - самое распространённое животное Европы. И действительно, изучая средневековые европейские фольклор и литературу кажется, что Драконы и Змии встречаются едва ли не на каждом шагу. Во всяком случае не реже волков и оборотней. Однако в действительности едва ли кто нибудь видел живого дракона. Разве что только погребённые в земле кости, некогда убитого Великим Героем...

Решить сию проблему попытался чуть менее чем столетием позже другой христианский учёный, немецкий энциклопедист Атаназиус (Афанасий) Кирхер (Athanasius Kircher ) в своей книге "Подземный мир " (Mundus Subterraneus ), впервые увидившей свет в 1664 году.

Сама по себе Mundus Subterraneus не что иное как один из первых серьёзных академических трудов, целиком посвящённых геологии и строению Земли. К написанию сего трактата Кирхера сподвигло путешествие в Италию, предпринятое им в 1638 году, во время которого северный гость получил возможность наблюдать приливы в Мессинском проливе (Stretto di Messina , либо Strittu di Missina ) и совершить спуск в кратер знаменитого вулкана Везувий (Vesuvio ), на основании чего учёный и сделал свои геологические выводы, лёгшие в основу будущей книги.

Выводы эти смехотворны с точки зрения современной науки, но в то время были вполне на уровне и даже немножко революционными. Так например Кирхер утверждал, что Земля вовсе не цельная по своему строению, как могло бы показаться при беглом взгляде на предмет изучения нам, жителям её поверхности, а скорее пористая, как швейцарский сыр, обладающая многочисленными пустотами и неоднородностями. Именно соединение в этих пустотах стихий огня ("домом" которых является находящаяся в центре земли "пирофилакия" - pyrophylacia ), воздуха и воды и есть главной причиной, движущей силой всех происходящих на Земле геологических событий.

Часть подземных пустот занимает вода, образуя т.н. "подземный океан", соединяющий между собой большинство известных "наземных" водоёмов. К слову, именно в воздействии этого "подземного океана" на "наземные" водоёмы видел Кирхер причины таких загадочных природных явлений как приливы и отливы. Переливание воды из "подземного океана" в "наземный" соответственно вызывало прилив, а возврат воды обратно под землю - отлив.

Нашлось в научном опусе место и для драконов. Мы помним, что в европейских легендах драконы часто появлялись из подземелий, колодцев, а иногда просто из моря. А кости тех самых драконов тоже выкапывали именно из земли. Всё это было учтено. Естественным обиталищем всех драконов и были определены подземные пустоты. А на поверхности дракон скорее не хозяин, а заблудившийся изгнанник. Так была решена проблема огромной редкости драконов в реальной жизни...
Люцерн (Luzern ) в центральной Швейцарии (die Schweiz , либо Suisse , либо Svizzera , либо Svizra ), по средневековой легенде в пещере на склоне горы жил дракон, последнее свидетельство о чём датировано 1619 годом;
оттуда же, ст. 117 второго тома




вид на гору Пилатус из Люцерна;
впечатление, что где-то там обитает дракон, кажется мне вполне естественным =)
фото автора от 14 мая 2009 года


Интересно изображение дракона, терроризировавшего местность возле современного городка Штанс (Stans ) в Швейцарии, около 1250 года. На иллюстрации изображён бой со змеем легендарного рыцаря Штрута фон Винкельрида (Strut von Winkelried ):

Бесчинства чудовища привели к тому, что деревушка Вилен (Wilen ) полностью опустела, превратившись в местность Эдвилен (Ödwilen ), т.е. "вымерший Вилен", любые попытки избавиться от змея заканчивались ничем, т.к. дракон, издали завидев отряд драконоборцев, прятался в пещере Драхенлошь (Drachenloch ) возле вершины горы Муэтершвандэрберг (Mueterschwanderberg ), также известной как Драхенфлю (Drachenflue ). Победить чудовище удалось лишь ценой своей жизни рыцарю Винкельриду, выманившего зверя из укрытия мнимой беспомощностью одинокого путника. Место боя с тех пор, по свидетельству Кирхера, известно как Дракенфельдт (Drackenfeldt ). Объективно же рассмотрев это изображение опять можно сделать вывод, что, как и в случае с линдвормом Альдрованти, художник вдохновлялся останками плезиозавра , дорисовав ему звериные лапы, а передние плавники превратив в крылья;)
(Agamidae ), представители которого обитают в Юго-Восточной Азии .

Правда драконы эти вовсе не огнедышащие и размерами не превышают 41 см (самые крупные особи, при этом на хвост припадает более половины длины). Но удивительной особенностью этого рода ящериц есть рёбра, пять или шесть из которых имеют очень большую длину и способны на специальных "шарнирах" раздвигаться в стороны, формируя с помощью растянутой на боках кожи что-то вроде крыльев.

И крылья эти используются по прямому назначению - для полёта. Правда махать ими невозможно, но планируя дракончики преодолевают расстояние до 60 м (теряя при этом всего лишь метров 10 высоты). И в занятии этом летающие ящерицы достигли вполне себе основательных успехов...

Вполне может быть, что привезённые путешественниками из Азии диковинные ящерицы (либо их скелетики) вдохновляли художников использовать эти формы и для "европейских" драконов. И "Родосский дракон" Кирхера в этом деле не одинок, вспомните также "Эфиопских драконов" Альдрованти;)

Но гораздо большее влияние видимо летающие дракончики имели на своих непосредственных "соседей", людей которые их наблюдали чаще, чем европейцы...

По китайской традиции дракон положительное мифическое существо (в отличие от инфернального европейского), связанное с богами, землёй и водой. Внешность его возможно тоже некогда была основана на внешности летающих дракончиков, но скорее всего претерпела существенные изменения, т.к. в его облике уже слишком много змеиного. По классическим представлениям дракон должен иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Крыльев, в отличие от многочисленных европейских собратьев, у него уже нет, т.к. для полёта он использует некую магическую шишку на макушке. На изображениях шишка правда, из-за своих небольших размеров, часто упускается...

Индонезийский остров Комодо интересен не только своей природой, но и своими животными: среди тропических джунглей этого острова живут настоящие «драконы »…

Такой «дракон » достигает в длину 4-5 метров, его вес колеблется в пределах от 150 до 200 килограммов. Это наиболее крупные особи. Сами индонезийцы называют «дракона» «сухопутным крокодилом ».

Комодский варан является дневным животным, он не охотится ночью. Варан всеяден, он может легко съесть геккона, птичьи яйца, змею, поймать зазевавшуюся птицу. Местные жители рассказывают, что варан таскает овец, нападает на буйвола и диких свиней. Известны случаи, когда комодский варан нападал на жертву весом до 750 килограмм. Для того чтобы съесть такое огромное животное, «дракон» перекусывал сухожилия, тем самым обездвиживая жертву, а потом кромсал несчастное существо своими железными челюстями. Один раз варан проглотил неистово визжащую собачонку…


Здесь, на острове Комодо , природа диктует свои правила, разбивая год на сухой и влажный сезоны. В сухой сезон варану приходится придерживаться «поста», а вот в сезон дождей «дракон» ни в чем себе не отказывает. Комодский варан плохо переносит жару, его тело не имеет потовых желез. И если температура животного превысит 42,7 градусов по Цельсию, варан умрет от теплового удара.


Длинный язык, которым наделен комодский варан – это очень важный обонятельный орган, вроде нашего носа. Высовывая язык, варан улавливает запахи. Осязаемость языка варана не уступает чувствительности обоняния у собак. Голодный «дракон» способен выследить жертву по одному единственному следу, оставленному животным несколько часов назад.

Молодые особи комодского варана окрашены в темно-серые цвета. По всему телу животного располагаются оранжево-красные полосы-кольца. С возрастом расцветка варана меняется, «дракон » приобретает ровный темный окрас.

Молодые вараны , возрастом до года, небольшие: их длина достигает одного метра. К концу первого года жизни варан уже начинает охотиться. Малыши тренируются на курах, грызунах, лягушках, кузнечиках, крабах и самых безобидных - улитках. Повзрослевший «дракон» начинает охотиться на более крупную добычу: коз, лошадей, коров, иногда на людей. Варан близко подбирается к своей жертве и молниеносно атакует. После чего валит животное на землю и старается побыстрее её оглушить. В случае нападения на человека варан сначала откусывает ноги, затем разрывает тело на части.

Взрослые особи комодского варана поедают свою добычу точно таким же образом - распластав жертву на куски. После того, как жертва варана убита, «дракон» вспарывает брюхо и в течение двадцати пяти минут съедает внутренности животного. Мясо варан поедает крупными кусками, проглатывая его вместе с костями. Для быстрого прохождения пищи, варан постоянно забрасывает голову вверх.

Местные жители рассказывают, как однажды, поедая оленя, варан затолкал ногу животного себе в горло, пока не почувствовал, что она застряла. После зверь издал звук, похожий на гул и начал неистово махать головой, припадая при этом на передние лапы. Варан бился до того момента, пока лапа не вылетела у него из пасти.


Во время поедания животного «дракон » стоит на четырех вытянутых лапах. В процессе приема пищи видно, как живот варана наполняется и оттягивается до самой земли. Наевшись, варан уходит в тень деревьев переваривать пищу в тишине и спокойствии. Если от жертвы что-то осталось, к туше стягиваются молодые вараны. В голодный засушливый сезон ящеры питаются собственным жиром. В среднем продолжительность жизни комодского варана составляет 40 лет.

Комодские вараны давно перестали быть диковинкой… Но остается один нерешенный вопрос: как попали столь интересные животные в наше время на остров Комодо?

Появление огромного ящера покрыто тайной. Существует версия, что комодский варан – это прародитель современного крокодила. Ясно одно: варан, живущий на острове Комодо – это самая крупная ящерица в мире. Палеонтологи выдвигают версию, что около 5 - 10 миллионов лет назад предки комодского ящера появились в Австралии. И это предположение подтверждается одним весомым фактом: кости единственного известного представителя крупных пресмыкающихся были найдены в плейстоценовых и плиоценовых отложениях Австралии .


Считается, что после того, как образовались и остыли вулканические острова, ящер поселился на них, в частности на острове Комодо . Но тут снова возникает вопрос: как ящер добрался до острова, расположенного в 500 милях от Австралии? Ответ пока не найден, но по сей день рыбаки побаиваются отправляться в плавание возле острова Комодо . Будем думать, что «дракону» помогло морское течение. Если выдвинутая версия верна, то чем же питались ящеры все то время, пока на острове не было ни буйволов, ни оленей, ни лошадей, ни коров и свиней… Ведь скотина была завезена на острова человеком много позже, чем на них появились прожорливые ящеры.
Ученые утверждают, что в те времена на острове жили гигантские черепахи, слоны, высота которых достигала полтора метра. Выходит, что предки современных комодских ящеров охотились на слонов, правда, карликовых.
Так или иначе, но комодские «драконы» – это «живые ископаемые».

Впервые нога европейца ступила на скалистый необжитой остров, расположенный в центре Юго-Восточной Азии, в 1842 году. В основном здесь жили рыбаки, ловцы жемчуга, солевары и пираты. Через несколько лет сюда пришли англичане, и будто по мановению волшебного жезла выросли из каменных скал дворцы, готические башни, сады, бульвары и скверы, магистрали и фактории. Флаги всевозможных наций стали развеваться на высоких мачтах кораблей, пришедших из далеких стран. Более 150 лет Гонконгом владела Британия, и только в 1997 году территория, арендованная англичанами у Китая на срок 99 лет, вновь перешла к Китаю.

Многие привыкли думать о Гонконге как об одном острове. А между тем Гонконг - это не только остров Гонконг, но и большая часть полуострова Цзюлун (районы Коулун и Новые Территории), 235 островов и островков в Южно-Китайском море. В целом площадь Гонконга составляет более 1000 квадратных километров.

Не надо думать, что каждый в Гонконге говорит по-английски. Здесь проживают 6,2 миллиона человек, и 95 процентов из них - китайцы, говорящие на кантонском диалекте. Так что не обо всем можно узнать или сразу разобраться на месте, не зная этого языка. Если, к примеру, обратиться к китайцу, который живет далеко от широких улиц и высотных зданий, с вопросом, где находится «Тьюб», «Метро», «Сабвей» или «Андеграунд», - слова, понятные каждому англичанину, французу, американцу и русскому, то это может вызвать у него просто панику. Он тотчас закроет рот ладонями, что означает полное непонимание. В Гонконге метро называется MTR (средство массовой перевозки).

Мало кто из туристов знает, что в глубине горных склонов находится «Пагода тигрового бальзама», которую нередко называют «миром завораживающих ужасов». Крутые спуски, тупики, и вдруг - аллеи, где в самых неожиданных местах поджидают совсем как настоящие скульптуры страшных зверей, птиц, дракона со злобно сверкающими глазами. Огромный тигр, высеченный из мрамора, охраняет вход в пещеру. Там продают уникальный тигровый бальзам и рассказывают историю его создания… Давным-давно бедный мальчик убежал из Китая в Бирму и занялся собиранием трав. Юный лекарь создал уникальный эликсир от всех болезней, а потом вернулся на родину. Он назвал его «Тигровый бальзам», ведь кто сильнее, крепче, бесстрашней этого зверя?!

Узнав о всесильном лекарстве, неплохо бы и подкрепиться. В обычном китайском ресторане предложат приготовленные особым способом птичьи гнезда, змей, черные яйца, долгое время пролежавшие в земле. Наверное, не у всех это вызовет сильный аппетит или он вовсе может исчезнуть. Одно спасение - димсум. Их существует около 2000 видов. Это кантонские закуски - приготовленные на пару морепродукты или овощи. Очень вкусно и дешевле, чем в «Макдоналдсе». Даже в маленьких ресторанчиках - около сотни разновидностей дим-сума. Излюбленный набор блюд рядового китайца - пельмени с креветками, свининой и побегами бамбука, миниатюрные блинчики с овощами, крохотные шашлычки и рыбные шарики. Все, конечно, запивается горячим, ароматным китайским чаем.

Находясь в Гонконге, невозможно забыть о драконах. Для очень многих китайцев это не сказочный персонаж, а реально существующие создания. В самом дорогом и красивом районе Гонконга стоит многоэтажный дом с колоссальным отверстием странной формы посредине. Как будто строителям не хватило кирпича. На самом деле это сделано для них, для драконов. В Гонконге они самые главные. Живут драконы на вершинах гор. Каждое утро они спускаются к морю, а вечером возвращаются наверх. Если не построить для них такой проход, то живущих в доме ожидает несчастье или дом может рухнуть. Несколько лет назад все газеты Гонконга писали о том, как в центре рухнул очень солидный банк. Его владельцы не последовали советам китайцев, банк загородил дракону проход к горе, и произошло неизбежное.

И еще о странных суевериях. Один богатый китаец заплатил баснословную сумму, чтобы получить персональный номер для своего автомобиля - номер 9. На кантонском диалекте это числительное звучит как «долгожительство». Жители острова Гонконг приезжают в гости к своим родным и знакомым на другие острова и полуостров на небольших рейсовых пароходиках. Их называют «ферри». Но если вы очень спешите, то с острова Гонконг попасть на полуостров Коулун можно по современному туннелю, проложенному под проливом. Лучше не задумываться, что над головой плывут многотонные суда. И еще приходит мысль:«Как люди смогли создать такое чудо. Может, с помощью драконов?!»

На Малых Зондских островах, которые дугой пересекают Яванское море, все еще актуальны предупреждения средневековых картографов: здесь драконы.

Особенности и оружие

Эти драконы не могут дышать огнем или летать, но это не делает их менее впечатляющими и менее опасными, чем их мифические сородичи. Длиной около 3 метров и весом в 70 кг, эти животные могут передвигаться со скоростью 29 км/час, чтобы поймать свою добычу. После того как буйволы или олени попадают в их челюсти, в тело жертвы вводится антикоагулянт, содержащий яд. Жертва умирает мучительной смертью от потери крови. Возможно, такой конец даже хуже, чем умереть в пламени мифического зверя.

Эти драконы имеют в своем арсенале комбинированное оружие. Основным являются зубы, которыми дракон может с легкостью разрезать бедренную артерию жертвы. Если она не умирает сразу же, тогда ее ждет мучительный конец.

Современные драконы

Эти современные монстры являются драконами комодо (Индонезия). Они живут только на нескольких островах, в том числе и на Комодо, откуда и получили свое название. Предполагают, что эти крупнейшие в мире ящерицы являются последними из динозавров, которым удалось выжить. На эти острова они перебрались из Австралии миллионы лет назад. Ученые предполагают, что животные начали распространяться на запад и окончательно осели в Индонезии около 900 тысяч лет назад.

Эти драконы смогли пережить ледниковый период, повышение уровня моря, а также многочисленные цунами и землетрясения, которые постоянно досаждают Малым Зондским островам. Но даже несмотря на такую завидную стойкость, в конце 70 годов прошлого века ученые начали опасаться за выживание вида.

Ранее в том же веке браконьеры охотились на драконов комодо, чтобы продать в зоопарки и частные коллекции. Даже сегодня, когда браконьеров удалось остановить, многие люди все еще охотятся за ними, пытаясь добыть охотничий трофей. Следовательно, сейчас в Красной книге они квалифицируются как «уязвимые», и международная торговля ими запрещена.

Национальный парк

В 1980 году правительство Индонезии создало Национальный парк Комодо, размерами 1810 квадратных километров. Этот парк включает в себя три основных острова - Комодо, Ринка и Падар, а также множество мелких. В 1986 году этот парк был объявлен объектом Всемирного наследия.

Такие меры по сохранению драконов были довольно успешными, и сейчас их популяция насчитывает около 3000 особей. Большинство из них обитает на островах Ринка и Комодо. Они пережили десятилетия охоты, и сейчас кажется, что драконам не грозит вымирание. Однако число яйцекладущих самок остается достаточно низким, а кроме того существуют и другие угрозы. Никто не может гарантировать, что драконы смогут сохранить свою популяцию, а не вступить в ряды своих легендарных вымерших предков.

Открытие и изучение

Впервые ученые столкнулись с драконами комодо в начале 1990-х, однако слухи о них существовали намного раньше. В 1912 году лейтенант голландской армии Стейн Ван Хасбренк посетил остров Комодо с целью найти драконов. Он смог убить одного и отправить его кожу натуралисту Питеру Оувенсу, который написал первую в мире работу о гигантских ящерицах. Четырнадцать лет спустя американец Дуглас Берден отправился в Индонезию, чтобы привезти десяток гигантских ящериц для американского Музея естественной истории. Его мемуары «Драконы Комодо» и дали имя этим ящерицам, а рассказы о столкновении с «серым зверем» вдохновили сценаристов фильма о Кинг-Конге.

Среда обитания и повадки

Драконы нашли свой дом на скалистых островах, которые выступают из моря. В отличие от пышных дождевых лесных районов Суматры и Явы, Малые Зондские острова являются относительно сухими, за исключением периодов муссонов, которые длятся всего несколько месяцев. Растительность представляет собой смесь низкорослых лесов и саванн, которые манят основную добычу драконов - оленей.

Благодаря такой растительности драконы могут хорошо замаскироваться, пока они ожидают свою добычу. После того как олень, кабан или даже человек (драконы не привередливы в пище) попадает в их поле зрения, ящерицы нападают и пускают в ход свои зубы.

Количество пищи, которую может съесть дракон, ровняется 80% его массы тела. После трапезы он, так же, как и остальные ящерицы, любит греться на солнце. Известно, что они могут нападать на жителей острова. За последние четыре десятилетия было четыре смертельных случая. Несмотря на это, местные жители уважают их, а многие даже считают драконов священными.

Охрана

В настоящее время охраной драконов занимаются не только ученые, но также и государственные организации. Исследователи заняты поиском научной информации. Чтобы сохранить парк и повысить осведомленность населения, ученые делают визиты в школы и деревни. За сохранение драконов как вида борется множество иностранцев, что довольно необычно, учитывая, что комодо являются местным видом. Следовательно, именно индонезийцы должны быть больше других заинтересованы в исследовании и сохранении этого вида.

Как повляияла деятельность человека

Поскольку многие угрозы существования вида появляются именно из-за островитян, понимание местной культуры является ключом к решению этой проблемы. До формирования парка достаточно серьезной проблемой была охота на оленей, поскольку именно эти животные являются источниками пищи для драконов. В 1980 годы чрезмерная охота на оленей на острове Падар привела к фактическому исчезновению популяции в этом регионе. С тех пор охота была минимизирована.

Усилия, направленные на сохранение драконов, привели к тому, что их численность на двух главных островах относительно стабильная - около 1100 драконов на каждом. Но за пределами парка, на острове Флорес, ситуация не такая радужная. Ученые считают, что раньше драконы жили на всей территории этого острова, однако сейчас их можно встретить только на северном и западном побережье, где 80 квадратных километров территории имеют статус природных заповедников. Виновником такой ситуации стала потеря среды обитания. Из-за развития сельского хозяйства сократилось количество лесов. Сельские жители также устраивали пожары, чтобы очистить пастбища для скота.

Многие драконы живут за пределами заповедников, и они страдают из-за разрастающихся населенных пунктов. Поскольку они теряют среду обитания, то приходится сражаться за оленей и кабанов.

Последняя оценка популяции драконов в пределах заповедника указывает на то, что численность остается стабильной на протяжении нескольких последних лет. Исследователи надеются применить такой же подход к драконам, которые живут на западе острова Флорес. Их успешная работа указывает на то, что для сохранения популяции необходимо взаимодействовать с органами власти и местными жителями. Только в таких условиях этот вид сможет жить на протяжении сотен или даже тысяч лет.

Естественные угрозы

Но деятельность человека является не единственной угрозой для драконов. Учитывая то, что они могут жить только на нескольких островах в мире, их генетическое разнообразие ограничено, и драконы особо чувствительны к изменениям климата. Повышение уровня моря также может уничтожить прибережные долины, которые составляют большую часть среды обитания драконов. Изменение количества осадков также может означать, что лесные массивы больше не будут достаточной защитой для гнезда, а также детенышей. Молодые драконы забираются на деревья в поисках защиты, в противном случае они будут более уязвимыми для нападения, даже со стороны взрослых особей.

Крылатый змей с огненной пастью в землях белорусов именовали «цмоком». Образ белорусского дракона популяризован в легендах и преданиях, которые переосмыслила классика белорусской литературы. Неслучайным было появление в романе «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» Владимира Короткевича монументального образа Цмока. И среди символов, которые ассоциируются нынче у иностранцев с Беларусью, местный дракон встал наравне с аистом (буслом) и традиционным зубром Беловежья. Имя цмок змей получил из-за своей способности подкрадываться тайком к коровам и смоктать их молоко на пастбище.

В белорусских преданиях дракон скорее помогает людям, чем вредит. Он хранит в себе некую тайну, оберегая порученное ему сокровище. В крестьянских домах нередко изображали драконов с длинными хвостами на створках ставен, на наличниках. Драконы отпугивали недобрые силы, прогоняли посланцев Дьявола.

Белорусские драконы, как свидетельствуют филологи и фольклористы, имели строгую иерархию, напоминавшую социальную лестницу Великого княжества Литовского. На самой верхней площадке этой иерархии стоял дракон-князь, который повелевал всеми остальными цмоками. Этот драконий повелитель мог превращаться в человека. Иногда под видом странствующего нищего он переходил из деревни в деревню и высматривал праведников и злодеев. Первых щедро награждал за милосердную жизнь, а вторых. Естественно, беспощадно карал, обрекая на муки.

Ему служили меньшие дракончики, которые действовали в селениях методами леших и домовых: пугали скот, заставляли селян блуждать по чащам, подражали грому и реву свирепых зверей. Мелкие драконы жили в пруду рядом с усадьбой, в трясине, в ближнем лесу. Фантазия крестьян придавала им удивительные черты: много когтистых лап, перепончатые крылья, ужасные наросты и гребни на спинах.

Поселяне точно знали, как следует обходиться с местными крылатыми змеями. Самое главное - задобрить чудище, чтобы не вредило. Драконы в Беларуси очень любили несоленую яичницу и пареную пшеницу. Миски с этим угощением мужики ставили у порога своих хат. В древние времена всем селом устраивали походы к болоту, уводя с собой быка или барана. По приказу деревенского старосты животное бросали в топь, чтобы драконы могли насытиться и не выходить на сушу.

Интересный способ вырастить собственного дракона рекомендовали пособия по колдовству. Яйцо от черного петуха требовалось три месяца носить под мышкой. И тогда из него мог вылупиться маленький ящер. Тогда можно было приступать к его дрессировке, не забывая выкрикивать положенное количество заклинаний. Возможно, немного нашлось энтузиастов, сумевших последовать такой технологии получения страшилищ.

Но некоторые путешественники, прибывавшие в ВКЛ, знали, где жили драконы в тогдашней Беларуси. Среди таких людей был австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, автор знаменитых «Записки о Московии». Проезжая через литвинские земли он видел, как мужики прикармливали черных ящериц молоком и яйцами. Этим созданиям поклонялись, как божествам, умоляя их не нападать на скотину и убивать поселян.

Очень давно драконы водились на горе возле Лидского замка и в Лепельском озере. Лепельчане до сих пор стараются задобрить чудища и относят во время проведения свадеб вино и немного вкусной еды к водоему. В Минске тоже увидеть дракона в средние века было делом будничным. Они находились на горе, где теперь выстроена станция метро «Фрунзенская». Возвышенность раньше и прозывали Цмокова горка. С ней было связано предание про обычного парня, который поборол дракона голыми руками, спасая украденную невесту. Дракона герой утопил в водах Свислочи. Где-то под слоем ила до сих пор покоятся громадные кости чудовища.

С белорусскими драконами связано немало мест, названия которых указывают не древнее пребывание ящеров. К примеру, есть на Лепельщине Змеев камень высотой почти в 4 метра. Местные жители верят в чудодейственные свойства этой каменной глыбы. Говорят, в некоторых озерах Беларуси до сих пор можно увидеть на заре выходящих из воды змеев. Только надо уметь ждать и знать подходящий заговор. Иначе змей не откроется непосвященному ротозею.