Самый вместительный боинг. Лидер по длине крыла. Самые большие пассажирские самолеты в мире

Пассажирский салон самолёта Airbus A380 имеет две палубы и может иметь два варианта исполнения. Первый вариант — когда салон разделён на три класса (первый и бизнес-класс на верхней палубе и эконом-класс на нижней, вместимость, таким образом, составляет от 516 до 525 человек). Второй же вариант компоновки пассажирского салона самолёта A380 предусматривает лишь эконом-класс, расположенный на верхней и нижней палубах с вместимостью более 644 человек.

Схема салона и лучшие места

Трёхклассный вариант пассажирского салона предусматривает расположение первого класса в передней части верхнего салона. Нет смысла доказывать, что места здесь являются самыми комфортными, а обслуживание персонала — не хуже, чем в пятизвёздочном отеле. Каждое место первого салона самолёта A380 имеет вид закрытого отдельного купе с удобной дверцей. Кресло пассажира можно разложить и превратить в удобную кровать. Предлагаются такие услуги, как интернет, возможность зарядки мобильных устройств. Кроме этого, в каждом из таких «мини-купе» имеется большой удобный монитор и мини-бар. Для пассажиров первого класса функционируют душевые кабины (как, например, в самолётах компании Emirates Airline), а также предоставляется изысканное ресторанное меню.

Однако необходимо отметить, что и в первом классе есть места, имеющие свои недостатки. Это — места в первом и четвёртом рядах (согласно схеме), находящиеся близко к туалетам. Скорее всего, пассажиры будут посещать туалет в любое время суток, поэтому шум дверей может серьёзно помешать отдыху пассажиров. Близкое расположение подсобных помещений также означает, что персонал очень часто будет проходить мимо мест первого и четвёртого рядов первого класса, создавая дополнительные неудобства. И конечно, в дополнение ко всему, прямо напротив первого ряда мест располагается лестница, ведущая вниз, к основной палубе, что также не будет способствовать полноценному отдыху, особенно в ночное время. Позади мест первого класса на верхней палубе самолёта Airbus A380 располагается бизнес-класс.

Бизнес-класс также имеет весьма комфортабельные места для пассажиров (хоть и не такие, как в первом классе). Каждое место здесь оборудовано удобным креслом, которое при необходимости может быть разложено и превращено в удобную кровать. Кроме этого, здесь расположен неплохой бар, а расстояние между местами позволяют абсолютно не переживать о пространстве для ног. Однако и в бизнес-классе самолёта A380 имеются места с меньшей комфортабельностью. Это, как и в первом классе, места возле бара и у туалетов — как правило, в первых и последних рядах. На схеме верхнего пассажирского салона самолёта Airbus A380 данные места обозначаются рядами 6, 21, 22 и 26. Как и для первого класса, неудобство этих мест объясняется интенсивным потоком пассажиров к барам и туалетам в любое время суток, а также движением обслуживающего персонала. При бронировании билетов следует учитывать этот фактор и брать места перечисленных выше рядов лишь в случаях, когда билетов на другие места уже нет.

На нижней (или основной) палубе пассажирского салона самолёта Airbus A380 располагается эконом-класс, обычно рассчитанный на 399 мест и занимающий, как правило, ряды с номерами от 43 до 88 (согласно схеме) с двумя большими проходами. Спинки кресел эконом-класса не могут раскладываться на 180 градусов, однако они весьма мягкие и комфортные. Расстояние между рядами составляет примерно 80 сантиметров — согласно общепринятым стандартам. Для каждого места эконом-класса имеется свой экран, вмонтированный в сидение впереди, и аудио/видео-система. Также, как и для мест других классов, места эконом-класса оборудованы системами USB-зарядки и интернетом, который, к слову сказать, на самолёте Airbus A380 является платным.

Наиболее удачными и удобными местами здесь являются места с литерами D, E, F и G, расположенные в рядах 45, 54 и 82. Удобство этих мест объясняется тем, что перед ними нет сидений, а значит, имеется просторное место для ног, кроме того, туалеты, бар и служебные помещения расположены достаточно далеко от них. Разумеется, отсутствие кресел впереди вовсе не означает, что данные места не оборудованы электронными дисплеями для развлечений.

Также очень хорошими для отдыха и обзора в эконом-классе являются меcта с литерами A и K, расположенные в рядах 68 и 81. Их преимущество объясняется тем, что эти места не имеют перед собой других кресел, а также тем, что они расположены возле иллюминаторов, что делает их как бы «в стороне» от общего движения пассажиров, поэтому они считаются наиболее выгодными и комфортными во всём эконом-классе.

Неплохими являются и места в рядах с номерами 43, 52, 67 и 80. Эти кресла также имеют большее пространство перед собой, но в то же время обладают серьезным недостатком, заключающийся в близком расположении служебных помещений и туалетов со всеми связанными с этим неудобствами.

Самыми неудачными для эконом-класса, а следовательно, и для всего самолёта Airbus A380, являются места, расположенные в 88 (самом заднем) ряду и места, обозначенные литерами C и H. Неудобство их состоит, как и во многих случаях, в том, что прямо за ними располагаются туалеты. Не добавляет удобства этим местам и то, что спинки последних мест заблокированы, что ограничивает комфорт пассажиров.

История создания аэробуса A380

Начало 90-х годов прошлого века в авиационной промышленности было временем полного господства Boeing-747 в области широкофюзеляжных самолётов. Фирме Boeing удалось сохранять преимущество почти 30 лет, что заставляло многие компании, такие, например, как McDonnell Douglas или Lockheed искать решение, которое смогло бы обеспечить замену Boeing-747 и завоевать монополию в нише широкофюзеляжных лайнеров.

Летом 1994 года компания Airbus начала разработку собственного широкофюзеляжного самолёта, получившего условное наименование A3XX. Вначале рассматривались варианты возможного совмещения двух фюзеляжей самолёта Airbus A340 . Данное решение позволило бы существенно увеличить пассажировместимость самолёта, так как A340 являлся на то время крупнейшим самолётом компании. Однако такое решение привело бы и к серьёзному снижению лётных характеристик самолёта, увеличению его массы и требуемой длины разбега.

Разработка A3XX велась в условиях партнёрства с фирмой Boeing, которая разрабатывала свою собственную модель Boeing-747X, также направленную на повышенную вместимость пассажиров и снижение при этом эксплуатационных затрат. Партнёрство это завершилось в 1996 году. А уже в следующем 1997 году фирма Boeing закрыла свой проект ввиду экономического кризиса, разразившегося в Восточной Азии. Тем временем в Airbus было принято решение использовать двухпалубную конструкцию для A3XX, что обеспечило бы самолёту ряд преимуществ.

В декабре 2000 года решили запускать проект A3XX, который первоначально требовал затраты около 8,8 миллиардов евро. Самолёт получил новое наименование — A380. Существует немало гипотез, объясняющих, почему в компании Airbus решили «перескочить» с номера 340 сразу на 380. Например, одна из них гласит, что число 8 — счастливое в ряде стран Азии, которые являлись потенциальными заказчиками будущего самолёта.

Весной 2001 года конструкция аэробуса A380 была окончательно утверждена, а уже в начале 2002 года началось производство первых деталей для самолёта. Их выпускали в 4 странах Европейского Союза, а доставка комплектующих к месту сборки в Тулузе осуществлялась наземным и водным транспортом, а также по воздуху.

В начале 2005 года первый аэробус A380 был построен и продемонстрирован в Тулузе, а уже в апреле был осуществлён его первый полёт. Во время испытаний самолета, в начале 2006 года, были выявлены недостатки в конструкции его крыла. После этого устройство крыла A380 в срочном порядке было изменено.

Наземные и лётные испытания самолёта завершились в декабре 2007 года, и аэробус A380 получил сертификаты от EASA и FAA.

Устройство и характеристики Airbus A380

Аэробус A380 — это широкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт. Пассажирский салон самолёта состоит из двух палуб. Благодаря своим размерам и большой вместительности, самолёт является самым большим пассажирским лайнером в мире. Силовая установка самолёта состоит из 4 двигателей. В зависимости от модификации это Trent 900 фирмы Rolls-Royce (для Airbus A-300-800), либо же GP7000 фирмы Engine Alliance (для других модификаций аэробуса).

Характеристики самолёта Airbus A380:

  • Длина, м – 72,7
  • Размах крыльев, м – 79,8
  • Высота, м – 24,1
  • Площадь крыла, м2 – 845
  • Масса:
    • Макс. взлётная, кг – 560 000
    • Макс. посадочная, кг – 386 000
    • Масса пустого, кг – 276 800
    • Макс. вес без топлива, кг – 361 000
  • Емкость топливных баков, л – 310 000
  • Дальность полета с макс. загрузкой, км – 15 000
  • Потолок (макс. высота полета), м – 13 100
  • Длина разбега, м – 2 050
  • Длина пробега, м – 2 900
  • Двигатели:
    • R-R Trent 970 – 4 x 31780 кгс
    • Alliance GP7270 – 4 x 31780 кгс
  • Пассажирский салон:
    • Кол-во кресел (одноклассный вариант) – 700
    • Кол-во кресел (трёхклассный вариант) – 555
    • Ширина салона, м – 5,9-6,6

Модификации Airbus A380

Существуют следующие модификации аэробуса A380:

  1. Airbus A380-800 - является базовой моделью лайнера. A380-841 и A380-842 имеют двигатель Trent 900. Модификации A380-861 и А380-862 имеют двигатель GP72XX.
  2. Airbus A380-800F - грузовая модификация самолётаA380.
  3. Airbus A380-900 - удлинённая модификация лайнера, находящаяся в стадии разработки. Будет иметь увеличенную пассажировместимость (более 900 человек) и более мощные двигатели. Потенциальными покупателями будут такие авиакомпании, как Emirates Airline, Lufthansa и другие.
  4. Airbus A380-1000 - модификация, которая будет обладать размерами больше, чем A380-900 и вмещать более 1000 пассажиров. Проект был предложен в 2010 году.

Эксплуатация Airbus A380

Эксплуатация самолёта Airbus A380 началась в 2007 году. К концу 2014 года количество аэробусов составляло уже 139 машин, а число компаний, эксплуатирующих самолёт, составляло 10. Больше всего A380 эксплуатирует компания Emirates Airline (67 машин). Другие авиакомпании используют от 5 до 19 машин этого типа, что, конечно, не может сравниться с Emirates Airline.

Самолёт можно встретить в основном на межконтинентальных рейсах. Большее количество аэробусов эксплуатируется азиатскими авиакомпаниями (Emirates Airline, Singapore Airlines, Korean Air и другие). Ввиду эксплуатационных затрат, которые меньше на 10-15%, чем аналогичные для Boeing-747, аэробус A380 является сегодня весьма востребованным самолётом. Ввиду неплохой цены и благодаря оптимальным характеристикам A380 авиакомпания Emirates Airline планирует приобрести ещё несколько десятков машин. В то же время в компании Emirates Airline уделяют внимание и грузовым модификациям аэробуса. Кроме того, авиаперевозчик заказывает более комфортабельные лайнеры (например, с душевыми кабинами для первого класса).

Заключение

Airbus A380 является самым большим пассажирским самолётом в мире, вмещающим от 519 до 800 человек. Надёжность, сниженные по сравнению с другими широкофюзеляжными лайнерами эксплуатационные затраты и комфортабельность обеспечивают этому самолёту неплохой спрос на рынке, особенно в Азии. Основным эксплуататором самолёта в настоящее время является авиакомпания Emirates Airline, которая по достоинству оценила аэробус. Кроме того, Emirates Airline, пусть и косвенно, но помогает дальнейшей модификации лайнера, проявляя интерес к его новым возможностям.

Однако компания Airbus Group в декабре 2014 года заявила о возможной остановке производства самолёта Airbus A380. Объясняется это тем, что спрос на данный самолёт, по мнению руководства компании, недостаточно велик.

Тем не менее, стоит признать, что благодаря своим характеристикам и надёжности, Airbus A380 является действительно хорошим самолётом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Повысить эффективность перелётов, снизив себестоимость услуг, призваны самые большие пассажирские самолеты в мире, вмещающие по несколько сотен людей. Гигантские лайнеры повышенной комфортности, способны преодолевать огромные расстояния без дозаправки, благодаря объёмным топливным бакам. Высокая грузоподъёмность обеспечивает возможность транспортировки большого количества багажа.

Модель пришла на смену устаревшей версии A300, расходовавшей слишком много топлива и обладавшей небольшой вместительностью. Новая модификация способна единовременно поднимать в воздух 295 человек, и отнесена к категории широкофюзеляжных авиалайнеров. Длина машины достигает 59 метров, а её ширина составляет 63м. Максимальная дальность полёта с полной загрузкой не превышает 10 500 м. Крейсерская скорость достигает 870 км/ч. Максимальная взлётная масса 233 тонны, а размах крыльев 60, 3 метра. Топливные баки рассчитаны на 97 000 литров горючего.

Конечно не самый большой пассажирский самолёт в мире, но один из наиболее востребованных лайнеров у авиакомпаний. Эксплуатация началась в 1995 году, машина зарекомендовала себя высоконадёжной. Модификация 777-200LR , способна выполнять наиболее длительные беспосадочные перелёты. Именно эта модель впервые была разработана без задействования традиционных бумажных чертежей, а лишь с применением компьютерной трёхмерной графики. Авиалайнер способен без посадки преодолевать 17 000 км на крейсерской скорости 905 км/ч. Машина одновременно транспортирует 301 пассажира, а её размах крыльев составляет 64.8 метра.

Модернизированная версия по праву вошла с рейтинг самых больших пассажирских самолётов в мире, благодаря возможности перевозить до 467 человек. Авиалайнер преодолевает максимальное расстояние 15 000 км и фактически считается наиболее длинным воздушным судном на Земле. Машина отличается от достойных предшественников удлинённым фюзеляжем. Инженеры установили новые моторы, крылья и бортовую систему. Совокупность обновлений позволила сделать лайнер намного тише, экономичнее. Международное название новой версии — «Intercontinental».

Эксплуатировать один из самых больших пассажирских самолётов в мире начали в 2002 году. Модификация отличается от предшественника более крупными топливными баками и моторами, с увеличенной мощностью. Серийное производство модели было остановлено в 2011 году, всего компания выпустила 97 таких лайнеров. Размах крыльев составляет 63.5 м, а максимальная вместительность достигает 440 мест. Авиалайнер способен без дозаправки преодолеть 14 800 км, перемещая багаж и пассажиров общей массой 373 тонны. Площадь крыльев гиганта составляет 437 метров. Несмотря на снятие с производства, машины по прежнему успешно перевозят пассажиров по всему миру.

Попал в список самых больших пассажирских самолётов в мире и Boeing 777-300ER. Авиалайнер признан крупнейшим воздушным судном с 2-мя двигателями, предназначенным для гражданской авиации. Модификация отличается от прежней версии 777-200 более длинным фюзеляжем, позволяющим размещать в салоне до 550 пассажиров. Версия 777-300ER не считается базовой и эксплуатируется с 2004 года. Преимущество модели заключается в увеличенной дальности полёта. Перемещаясь с крейсерской скоростью 905 км/ч, машина способна преодолеть без дополнительной заправки 14 600 км, перевозя до 68 500 тонн коммерческих грузов.

Оказался в рейтинге самых больших пассажирских самолётов в мире и военный экземпляр, способный перевозить, как людей, так и грузы. Лайнер способен транспортировать 270 военнослужащих и может оснащаться стандартными пассажирскими креслами — 75 единиц. Отнести машину к категории гигантов, позволили её впечатляющие размеры. Воздушное судно достигает в длину 75.5 м, а его ширина составляет 68 метров. Преодолеть без дозаправки самолёт может 5 600 км на скорости 920км/ч. Максимальная высота, набираемая гигантом, достигает 10 км.

Русский «Руслан» по праву относят к самым большим пассажирским самолётам в мире, ведь его размах крыльев достигает 73-х метров, а длина составляет 69м. Машина выделяется колоссальным грузовым отсеком, достигающим в объёме 1050 м 3 . Максимальная дальность лайнера не превышает 7 500 км, а его крейсерская скорость составляет 850 км/ч. Машина преимущественно используется при перевозке грузов, но способна транспортировать военнослужащих. Общая грузоподъёмность модификации достигает 120 тонн. Лётный ресурс не превышает 45 лет.

Начиная с 2007 года самым большим пассажирским самолётом в мире считался Airbus A380, впервые купленный авиакомпанией Singapore. Авиалайнер совершает перелёты по всему миру и отличается неимоверным уровнем комфорта. Машина способна транспортировать 555 человек, но при желании, количество пассажиров увеличивается до 700. Двухпалубная кабина оснащена спальными каютами, также предусмотрены зоны отдыха, есть винтовые лестницы и удобные барные стойки. Размах крыльев воздушного судна составляет 80 метров, а площадь достигает 845 м 2 . Поднять в воздух машину, под силу лишь 4-м моторам Rolls-Royce.

Исторически самым большим пассажирским самолётом в мире был признан в 1947 году Hughes H-4 Hercules. Модель выделялась фантастическим размахом крыльев, достигавшим 98 метров, благодаря чему модификацию признали самой широкофюзеляжной. Было изготовлено две машины подобного типа, но сейчас существует только одна. Машина перемещала 750 военнослужащих, а сейчас находится в музейном фонде Лонг-Бич, куда её перевезли в 1993 году. Большее количество пассажиров не перевозил ни один самолёт за всю историю.

Пожалуй, самый большой пассажирский самолёт в мире на данный момент – это «Мрия». Изначально проект разрабатывался как грузовой и использовался при транспортировке космического корабля «Буран». Впоследствии украинское предприятие «Антонов» адаптировало судно к коммерческим нуждам. Размах крыльев гиганта составляет 88 м, а его длина достигает 73 метров. Авиалайнер установил несколько рекордов по грузоподъёмности. Сейчас он существует в единственном экземпляре и эксплуатируется авиакомпанией «Antonov Airlines». Авиалайнер надёжно себя зарекомендовал на практике.

Размеры первого самолета с двигателем были более чем скромными. Длина его составляла 6,4 метра, а высота - 2,7 метра. «Флайер-1», сконструированный и построенный в далеком 1903 году братьями Райт, был способен поднять в воздух лишь одного человека. Размах крыльев первого летательного аппарата был чуть более 12 метров, а площадь крыла - 47 квадратных метра. Конечно, с того момента авиация шагнула далеко вперед. Современные лайнеры поражают своими габаритами, мощностью, грузоподъемностью. Самые большие самолеты в мире способны перевезти несколько сотен тонн груза, а пассажирские гиганты за рейс перевозят более 800 пассажиров. Поговорим о тяжеловесах современной авиации.

Лидер по длине крыла

Прежде чем переходить к гигантам, вспомним уникальный Hughes H-4 Hercules. Именно он уже более 70 лет удерживает лидерство по размаху крыльев, а по высоте с ним сравнялся лишь современный Airbus А380-800.

История у самолета непростая. В начале Второй мировой войны правительство США заказало фирме «Hughes Aircraft» построить самолет-амфибию для грузопассажирских перевозок. Да, он должен был не только летать, но и уметь плавать. Главная цель, заявленная заказчиком - потратить минимум стратегического сырья, то есть сделать его не из металла, а из дерева.

«Летающая лодка» была призвана стать крупнейшим из всех существующих самолетов. Но поиски идеального решения затянулись, а самолет-амфибия был построен лишь спустя два года после завершения войны. Аппарат, получивший знаменитое прозвище «Еловый Гусь», полностью был сделан из фанеры. По оценкам на разработку и строительство самолета потребовалось 22 миллиона долларов из бюджета США, еще 18 миллионов вложил владелец компании Говард Хьюз.

Размеры «Геркулеса» в семь раз превышали параметры любого самолета. Длина составила 66,45 метра, высота - 24 метра, а размах крыла - 97,5 метра. Он весил 136 тонн, грузоподъемность составляла 59 тонн. Летающая лодка была способна вместить более 700 солдат.

По проекту самолет мог развивать скорость до 378 км/ч, набирать высоту более семи тысяч метров и пролетать 5,6 тысячи км. Но испытать его предельные возможности так и не удалось. Первый и единственный экспериментальный полет «Геркулес» совершил в ноябре 1947 года в гавани Лос-Анджелеса. Сделав несколько проходов по гавани, самолет-амфибия оторвался от воды и пролетел около двух километров на высоте 21 метра и скорости порядка 120 км/ч. После идеально совершенной посадки «Геркулес» вернулся в свой ангар, где его поддерживали в рабочем состоянии до 1976 года. Сегодня увидеть деревянного гиганта можно в музее штата Орегон США.

Рекордсмены пассажирских перевозок

Среди самых больших современных лайнеров в сегменте пассажирских авиаперевозок выделяются две модели самолетов-конкурентов: Боинг 747 и Аэробус А380. Первый держит пальму первенства по длине, второй стал бесспорным лидером по вместимости.

Лидер по габаритам

Длиннейшим пассажирским лайнером сегодня является Boeing 747-8. Кроме того, он является и крупнейшим коммерческим самолетом, когда-либо построенным в США.

Широкофюзеляжный двухпалубный Boeing 747-8 почти на метр превосходит длину предыдущего лидера Airbus A340-600. Длина фюзеляжа составляет 76 метров, высота - более 19 метров. Размах крыльев этого гиганта составляет почти 68,5 метра.

Лайнер был анонсирован в 2005 году, а первый полет состоялся через пять лет. Ключевыми отличиями его от прежних моделей Boeing 747 стали удлиненный фюзеляж, новое крыло, двигатели и бортовые системы. Существенные доработки привели к тому, что он стал самым тихим и экономичным лайнером семейства. Визитная карточка Боинга, горб в передней части корпуса, осталась, здесь располагается верхняя палуба.

На борту лайнера умещаются до 581 пассажира. Лайнер способен преодолевать до 14,1 тысячи километров со скоростью 917 км/ч. Максимальная скорость Boeing 747-8 достигает 950 км/ч, что делает его лидером среди пассажирских дозвуковых лайнеров.

Boeing 747-8 выпускается в трех вариантах: грузовой, пассажирский и президентский. Сегодня самыми длинными в мире самолетами пользуются , Air China, Korean Air, Cathay Pacific Airways, UPS Airlines и другими. Именно он удерживает первенство по заказам VIP-версий самолета, предназначенных для полетов первых лиц государства, государственных деятелей и политиков.

Рекордсмен по пассажирской вместимости

На протяжении 37 лет лидерство по трем параметрам: размеру, весу и вместительности, - удерживал пассажирский Boeing 747. Все изменилось в 2005 году, когда в небо взлетел Airbus A380. С тех пор именно он удерживает лидерство по пассажирской вместимости.

На борту лайнера могут одновременно находиться до 853 пассажиров, в то время как Boeing 747 вмещает до 600 человек.

На разработку лайнера ушло около десяти лет и 12 миллиардов евро. Как заявляли в «Airbus S.A.S», чтобы окупить проект, нужно продать 420 самолетов. На конец 2017 года было заказано 317 самолетов, более 220 из них - уже эксплуатируются авиакомпаниями.

Первый коммерческий рейс А380 совершил в 2007 году из Сингапура в Сидней под флагом Singapore Airlines. В честь этого события пассажиров угощали шампанским и вручали памятные сертификаты.

Габариты рекордсмена не менее внушительны: высота 24 метра, длина почти 73 метра, размах крыла почти 80 метров. Он весит 280 тонн, и может поднять еще столько же. Самым сложным вопросом, по словам разработчиков, был, как сделать такого гиганта как можно легче. Для решения задачи при строительстве применялись легкие композиционные материалы.

Несмотря на свои размеры, A380 является самым экономичным среди гигантов, расход топлива на 20% ниже Boeing 747. Он может преодолеть без посадки до 15,4 тысячи километров со скоростью 1020 км/ч.

Тяжеловесы в мире авиации

Перейдем к самым большим и тяжеловесным грузовым самолетом. Линейка лидеров здесь не менялась с 80-х годов прошлого века, когда на «пьедестал» вошел Ан-225. Среди серийных версий грузовых моделей первенство держит его прототип - Ан-124. Хотя американские авиаконструкторы последними разработками уже нагоняют лидеров.

Рекордсмен по грузоперевозкам

Самым грузоподъемным самолетом в мире официально признан Ан-225, получивший название «Мрия» («Мечта»). Вершина мысли советских конструкторов поставила порядка 250 мировых рекордов, многие из которых не превзойдены и по сей день.

Ан-225 был разработан и построен в Конструкторском бюро имени Антонова. Самолёт предназначался для решения специфичных задач при реализации советской космической программы «Буран». В частности, он должен был перевозить тяжелые компоненты космического корабля и ракеты-носителя, а также использоваться в качестве первой ступени системы старта космического корабля.

За основу конструкторы взяли Ан-124, это придало ему качества универсального грузового самолёта. А принципиальные улучшения позволили достичь рекордных показателей грузоподъемности: «Мрия» может транспортировать до 250 тонн на расстояние до четырех тысяч километров.

Свой первый полет Ан-225 совершил в 1988 году, а через год демонстрация его возможностей произвела фурор на Парижской авиавыставке.

Ан-225 поражает размерами. Его длина составляет 84 метра, высота более 18 метров (высота пятиэтажного дома), размах крыльев превышает 88 метров. Вес пустого самолета - 250 тонн.

«Мрия» способен перевозить сверхтяжелые грузы как в герметичной кабине, так и снаружи на фюзеляже. Длина грузовой кабиной составляет 43 метра, ширина - 6,4 метра, высота - 4,4 метра. На такой площади свободно разместятся 50 легковых автомобилей. Вторая палуба вмещает 6 членов экипажа и 88 пассажиров.

На сегодняшний день «Мрия» существует в единственном экземпляре. Самолет используется для перевозки грузов и при проведении спасательных операций. Второй самолет планировался к выпуску, но так и остался в полусобранном состоянии. Из-за отсутствия заказчика достройка и модернизация второго Ан-225 по-прежнему под вопросом.

Крупнейший серийный тяжеловес

Из тяжеловесов, выпускаемых серийно, самым грузоподъемным в мире считается еще одна разработка КБ им. Антонова Ан-124, или «Руслан». До появления Airbus A380 по свом размерам он уступал лишь Boeing 747.

"Руслан" изначально создавался для военных целей. С его помощью планировали перевозить комплексы пуска баллистических ракет, тяжелую боевую технику и военных. Первое испытание «Руслана» состоялось в 1982 году. Три года он использовался исключительно в интересах армии. Тяжеловес был способен перевезти до 120 тонн груза, до 440 парашютистов или 880 солдат со снаряжением.

С 1985 года «Руслан» перешел на обслуживание гражданских перевозок, совершив первую «доставку» из Владивостока в Якутию 152-тонного карьерного самосвала. Из необычных «заказов» стоит отметить доставку из Лондона в Москву 140 тонн аппаратуры легендарной Pink Floyd, перевозку более 50 тонн золота из ОАЭ в Швейцарию. Майкл Джексон также воспользовался возможностями «Русланов», перевезя на трех самолетах 310 тонн своих грузов.

По размерам Ан-124 несколько короче «Мрии» (69 метров), но выше (21 метр). Размах крыла превышает 73 метра. Масса пустого самолета 178 тонн.

На верхней палубе располагаются кабины экипажа (на 8 человек) и две пассажирские кабины (7+21 человек). Нижняя палуба - герметичная грузовая кабина по длине короче Ан-225 и составляет 36,5 метра.

Производство «Русланов» остановили в 2004 году. Всего было выпущено 55 самолетов этой модели. После часть из них модернизировали: обновили фюзеляж и крыло, заменили некоторые системы и блоки, нарастили грузоподъемность.

«Русланы» могут перевезти груз до 120 тонн на расстояние 4,8 тысячи километров. Если груз втрое легче, дальность полета составит до 12 тысяч километров. Максимальная скорость, которую может развивать лайнер - 865 км/ч.

Западный аналог Ан-124

Ближайшим конкурентом российского серийного тяжеловеса считается американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-5 Galaxy. Это третий по грузоподъемности гигант авиаперевозок в мире после «Мрии» и «Руслана».

Первый полет Lockheed C-5 Galaxy произвел в 1968 году. Довольно скоро он стал основным средством для транспортировки военных сил и техники в места военных действий. Всего было выпущено несколько модификаций самолета. Последняя - C-5M Super Galaxy - способна перевезти почти 130 тонн груза (для сравнения столько весят в сумме 150 автомобилей Фольксваген Жук).

Высота корпуса тут составляет почти 20 метров, длина - 75,5 метра, а размах крыла - 67,9 метра.

Размеры самолета не менее внушительны, чем его способности. Длина самолета составляет 75,5 метра, высота - почти 20 метров, размах крыла - чуть менее 68 метров. В грузовой кабине длиной 37 метров и диаметром в 5,8 метра могут поместиться 270 солдат и еще 118 тонн полезного груза. На верхней палубе - кабина для экипажа на пять человек и места для пассажиров. Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 5,5 тысячи километров со скоростью до 888 км/ч.

Перспективный гигант

Авиаконструкторы не устают соревноваться в выпуске гигантов. Так, в 2011 году был заявлен, а спустя шесть лет - представлен самый большой двухфюзеляжный транспортный самолет Stratolaunch Model 351, разработанный компанией Scaled Composites. Новый «титан» размахом крыльев, составляющих 117 метров, превосходит и «Мрию», и даже знаменитого «Геркулеса».

Длина самолета более 72 метров при высоте 15 метров. По проекту он сможет поднять до 250 тонн груза на внешней подвеске. Предназначение Stratolaunch Model 351 - стать платформой для воздушного запуска ракет.

Сейчас самолет проходит необходимые тестирования. На 2019 год запланирован ввод его в эксплуатацию.

История авиации начинается с конца восемнадцатого века – ведь именно на стыке эпох английский конструктор разработал проект летательного аппарата. Современные авиалайнеры мало напоминают предшественников. Сегодня лидеры авиационной индустрии соревнуются в выпуске гигантов. Самый большой самолет в мире – Ан-225 «Мрия» – поражает размерами и грузоподъемностью. Изучим рейтинг крупнейших авиалайнеров подробнее.

Начнем с краткого описания лидера списка среди бортов гражданской авиации, которые специализируются на пассажирских рейсах. Сегодня в этой области первое место удерживает изобретение европейской компании Airbus – борт А380. Судно разрабатывали на протяжении 10 лет, и в 2005 году этот гигант успешно провел первый рейс.

При длине фюзеляжа в 72,75 м, разлете крыльев в 79,75 м и высоте корпуса, которая достигает 24 метров, эта воздушная техника способна поднять в воздух до 853 человек.

Отличительной характеристикой модели стал экономный расход топлива – дальность полета этого авиалайнера составляет 15 400 километров. Примечательно, что для достижения поставленной цели инженеры заказывали партию специально созданных для модели станков. Ведь уменьшение расходов горючего удастся достичь лишь при идеально выверенной форме крыла и фюзеляжа. Фактическое потребление авиационного топлива здесь составляет 855 литров на 100 км при полной загрузке .

Отметим, что Аэробус А380 800 сменил тридцатипятилетнего лидера в этой области – . Причем нынешний рекордсмен способен перевезти на 7% пассажиров больше при уменьшении расходов на выпуск самолета в пределах 15%. Однако на создание первой модели у конструкторов ушло порядка 2 000 000 000 евро.

Впервые борт ввел в эксплуатацию авиаперевозчик «Singapore Airlines». Судно успешно проделало первый межконтинентальный рейс из Сингапура до Сиднея, чем произвело отличный эффект на заказчиков. Кроме того, подобная модель перевозит до 150 тонн груза на дистанции до 10 370 километров. Отметим, что при этом пустой самолет весит 280 тонн, а максимальная взлетная масса борта достигает 560 т.

Лидеры по габаритам

Самый длинный в мире самолет для пассажирских перевозок – предшественник описанного выше борта, воздушное судно Boeing 747. Это широкофюзеляжный двухпалубный авиалайнер, чья длина корпуса достигает 76,3 метра при высоте борта в 19,4 м и размахе крыльев в 68 с половиной метров.

Столь успешный проект запустила в начале семидесятых годов прошлого столетия американская компания. И вплоть до Airbus A380, летательный аппарат оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером мира.

На момент появления модели проект создания этого самолета стал настолько дорогостоящим, что компании пришлось кредитоваться. Однако все издержки полностью окупились – и сегодня эти суда востребованы и популярны. Визитной карточкой стал «горб» в передней части корпуса – именно там конструкторы расположили верхнюю палубу борта. Воздушное судно остается еще и лидером по скоростным характеристикам в классе среди пассажирских дозвуковых лайнеров. Скорость этого борта достигает 910– 950 км/ч.

Тяжеловесы в мире авиации

Теперь определим самый большой грузовой самолет в мире – фото, представленные в статье, помогут читателям увидеть истинные масштабы этой техники. Опишем характеристики лидеров мирового масштаба подробнее.

Рекордсмен по грузоперевозкам

Самый грузоподъемный самолет в мире – разработка КБ имени Антонова, модель Ан-225 «Мрия» . Авиалайнер успешно прошел летные испытания еще в 1988 году, и с 1989 года до нынешнего времени эксплуатируется в сфере грузоперевозок. Длина корпуса этого судна достигает 84 метров, а разлет крыльев – 88,4 м. По указанным параметрам модификация уступает лишь борту Hughes H-4, который спроектировали в далеком 1947 году.

Вес пустого самолета Ан-225 составляет 250 тонн, а взлетная масса авиалайнера доходит до 640 т.

В 2004 году модификация попала в Книгу Рекордов Гиннесса, поскольку лидирует сразу по 240 параметрам. Примечательно, что летательный аппарат спроектирован на базе проекта другого гиганта, которым стал самый большой в мире грузовой самолет Ан-124 «Руслан». Причем до нынешнего дня сконструирован лишь единственный экземпляр тяжеловеса «Мрия». Правда, даже один авиалайнер активно используется в коммерческих целях и спасательных операциях.

Хотя в конце 2016 года подписано соглашение Украины с Китаем о совместном выпуске второй обновленной экспериментальной модели и дальнейшем сотрудничестве в этой отрасли.

Борт Ан-255 рассчитан на перевозку до 88 пассажиров, которые сопровождают груз, и шестерых членов экипажа. Изначально летательный аппарат планировали использовать для космической отрасли, поэтому проект «Мрии» – универсальная по качествам техника. Это рекордсмен по массе и грузоподъемности, лидер по перевозке моногрузов и габаритного оборудования .

Крупнейший серийный тяжеловес

Самый большой грузовой самолет в России, который выпускался серийно и используется сегодня – модель . Именно на основе проекта этого авиалайнера ОКБ им. Антонова и разрабатывало «Мрию». Что касается «Руслана» , первый такой борт появился в 1982 году. Изначально функцией техники становилась транспортировка межконтинентальных и баллистических ракет, однако сегодня судно используют в качестве военного транспортного самолета.

Ан-124 «Руслан» немного уступает «Мрии» по размерам и грузоподъемности

С 1987 года модификация активно применяется военно-воздушными силами России и украинской авиакомпанией Antonov Airlines. На протяжении истории выпуска таких авиалайнеров мир увидел 55 моделей «Руслана». Судно обладает длиной в 69,1 метра. При этом его высота составляет 24,5 м, а размах крыла – 73, 3 м. Экономичность лайнера позволяет пролетать при полной загрузке борта 4 800 км, а максимальная дальность полета здесь равна 11 600 метров .

Крейсерская скорость судна составляет 800–850 км/ч при максимально допустимом ускорении в 865 км/ч. Масса пустого авиалайнера равна 178,4 тонны, а максимальный взлетный показатель веса этой модификации – 392 000 килограммов.

Конструктивные особенности судна позволяют проводить загрузку через носовой отсек

На борту техники расположено две палубы. Верхний ярус лайнера рассчитан на перевозку 21 пассажира, сопровождающих груз, стационарную и сменную кабины для экипажа. Нижняя палуба судна представляет собой герметичный грузовой отсек, чья емкость составляет 1 060 м³. Если говорить о рекордах этой модели, в 1985 г. летательный аппарат стал лидером в 21 позиции по транспортировке грузов на дальние дистанции. За все время эксплуатации потеряно 4 таких самолета.

Западный аналог Ан-124

Если рассматривать популярные западные проекты, которые конкурируют с «Русланом», здесь авиаторы называют авиалайнер Lockheed C-5 Galaxy . Эта модификация занимала лидирующие позиции в мире вплоть до появления проекта Ан-124 в 1982 году. Однако подобные авиалайнеры ВВС США с успехом используют и сегодня. Тем более что компания-изготовитель выпустила 131 единицу такой техники.

Третий по величине тяжеловес в мире — американская модель Lockheed C-5 Galaxy

Lockheed C-5 Galaxy – военный транспортный лайнер, который обладает характеристиками увеличенной грузоподъемности и занимает третью ступень мирового рейтинга авиационных тяжеловесов . Ведь пустой авиалайнер, который весит 169, 643 т обладает максимальной взлетной массой в 379 657 килограмм. При этом габариты летательного аппарата весьма внушительны. Высота корпуса тут составляет 19,85 м, длина – 75,54 м, а размах крыла – 67,88 м.

Транспорт способен перевозить одновременно 270 солдат и 118 387 кг груза на расстояния в 5 526 км. Причем максимальный практический потолок дальности полета этой модели составляет 10 895 м.

Эта модификация двухпалубного борта, силовая установка которого обеспечена четырьмя двигателями. Крейсерская скорость, которую способно развить судно, достигает 888 км/ч. Здесь на верхнем ярусе летательного аппарата размещена кабина экипажа на 5 человек и места для пассажиров. Нижний сектор авиалайнера предназначен для перевозки грузов. Длина этой палубы составляет 36,91 м, а ширина – 5,79 метра.

Лидер по длине крыла

Поскольку нынешний рекордсмен «Мрия» не смогла побить мировой рекорд авиации по размаху крыльев, опишем характеристики самолета, который удерживает эту позицию. Модель Hughes H-4 представляет собой деревянную конструкцию, разработанную для военных нужд Америки в 1947 году. Единственный экземпляр этой модификации удастся увидеть в музее штата Орегон. Причем за историю со времени появления летательная техника эксплуатировалась всего один раз, проведя экспериментальный полет.

Сегодня единственный экземпляр воздушной лодки Hughes H-4 находится в музее штата Орегон

Габариты авиалайнера впечатляющие – длина корпуса тут равна 66,45 м, а высота – 24,08 метра. Причем рекордный показатель размаха крыла здесь составляет 97,54 м. Судно предназначалось для транспортировки военных и рассчитано на перевозку 750 солдат в полной экипировке и троих пилотов . Максимальная взлетная масса гиганта ограничивается 180 т, а полезный вес, который борт способен поднять – 59 000 кг.

Проект этой воздушной лодки появился в начале второй мировой войны, но конструктор так и не успел довести технику до готовности к установленным срокам. На разработку и изготовление летательного аппарата ушло 13 000 000 долларов США, а хранение борта обходилось конструктору ежегодно в 1 000 000 $.

Как видите, авиаторы постоянно соревнуются в выпуске лучшего летательного аппарата, который способен выполнять универсальные задачи. В недалеком будущем ожидается выпуск модернизированного гиганта «Мрия». Возможно, эта модификация побьет личный рекорд и станет наиболее крупным авиалайнером в истории авиации. Подробности о классификации летной техники доступны по этой .

Airbus A380 — самый большой пассажирский самолет в мире
В салоне этого гиганта поместится до 853 пассажиров
Среди самолетов для пассажирских перевозок самым длинным лайнером остается Boeing 747
АН-225 «Мрия» — мировой рекордсмен по габаритам
Обладая максимальной взлетной массой в 640 тонн, «Мрия» становится самым грузоподъемным авиалайнером мира