Осада замков в средние века. Тайны винтовой лестницы. Замок Уорик, Англия

Всё-таки средневековые архитекторы были гениями - они строили замки, роскошные сооружения, которые были ещё и на редкость практичными. Замки, в отличие от современных особняков, не только демонстрировали богатство своих владельцев, но и служили мощными крепостями, которые могли удерживать оборону в течение нескольких лет, и при этом жизнь в них не останавливалась.

Даже сам факт, что многие замки, пережив войны, удары стихии и беспечность хозяев, до сих пор стоят целыми, говорит о том, что надежнее жилища пока не придумали. А ещё они безумно красивы и будто появились в нашем мире со страниц сказок и легенд. Их высокие шпили напоминают о временах, когда за сердца красавиц сражались, а воздух был пропитан рыцарством и отвагой.

Замок Райхсбург, Германия

Тысячелетний замок первоначально был резиденцией короля Германии Конрада III, а потом короля Франции Людовика XIV. Крепость была сожжена французами в 1689 году и канула бы в лету, но немецкий бизнесмен приобрел её останки в 1868 году и потратил большую часть своего богатства на восстановление замка.

Мон-Сен-Мишель, Франция


Ласточкино гнездо, Крым


Вначале на скале мыса Ай-Тодор располагался небольшой деревянный домик. А свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Он решил построить романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах реки Рейн.

Замок Сталкер, Шотландия


Замок Сталкер, что в переводе означает «Соколиный охотник», был построен в 1320 году и принадлежал клану МакДугалов. С этого времени его стены пережили огромное количество распрей и войн, что сказалось на состоянии замка. В 1965 году владельцем замка стал полковник Д. Р. Стюарт из Оллварда, который собственноручно вместе с женой, членами семьи и друзьями восстановил строение.

Замок Бран, Румыния


Замок Бран - это жемчужина Трансильвании, таинственный музей-форт, где родилась знаменитая легенда о графе Дракуле - вампире, убийце и воеводе Владе Цепеше. По преданию, он ночевал здесь в периоды своих походов, а лес, окружающий замок Бран, был любимым местом охоты Цепеша.

Выборгский замок, Россия


Выборгский замок был основан шведами в 1293 году, во время одного из крестовых походов на Карельскую землю. Он оставался скандинавским вплоть до 1710 года, когда войска I отбросили шведов далеко и надолго. С этого времени замок успел побывать и складом, и казармой, и даже тюрьмой для декабристов. А в наши дни здесь располагается музей.

Замок Кашел, Ирландия


Замок Кашел был резиденцией королей Ирландии несколько сотен лет до норманнского вторжения. Здесь же в V веке н. э. жил и проповедовал Святой Патрик. Стены замка стали свидетелями кровавого подавления революции войсками Оливера Кромвеля, который здесь заживо сжигал солдат. С тех пор замок превратился в символ жестокости англичан, настоящего мужества и стойкости духа ирландцев.

Замок Килхурн, Шотландия


Очень красивые и даже немного жуткие руины замка Килхурн расположились на берегу живописного озера Эйв. История этого замка, в отличие от большинства замков Шотландии, протекала достаточно спокойно - здесь жили многочисленные графы, которые сменяли друг друга. В 1769 здание пострадало от удара молнии и вскоре было окончательно оставлено, каким остается и по сей день.

Замок Лихтенштайн, Германия


Построенный в XII веке, этот замок несколько раз был разрушен. Его окончательно восстановили в 1884 году и с тех замок становился местом съемок для многих фильмов, в том числе для картины «Три мушкетера».

Средневековье у многих всегда ассоциируется с эпохой рыцарей, турниров и замков. А вот каким был на самом деле рыцарский замок, мы постараемся выяснить в сегодняшней статье. Для начала следует вспомнить, кто есть такой рыцарь.

Рыцарь это по сути феодал. Он был благородного происхождения, собирал собственное войско. За свой счет покупал военную амуницию, у него всегда были сопровождающие из числа его слуг. Они помогали ему во всем. Замок рыцаря это, по сути, большая укрепленная усадьба, где есть сам большой дом феодала, а так же немало хозяйственных построек. Европу переживала этап феодальной раздробленности. Замок феодал создавал как средство защиты от кочевых народов. Это было большое укрепление, которое могло вести долгую оборону.

Где строились рыцарские замки


Замок рыцаря, как уже было сказано, это крепость феодала. В период раздробленности нужно было как-то защищаться. Для этого для начала следовало выбрать место для возведения замка. Отличным местом для строительства был небольшой холм или возвышенность. Построив там замок феодал мог заблаговременно видеть своих врагов, подступающих к замку.

Другим местом строительства могла стать местность в области реки. Река могла обезопасить замок с одной, а иногда даже с двух сторон. Так же при строительстве река позволяла выстроить искусственный ров. Это было очень частое явление. Иногда в такие рвы запускали крокодилов, это тоже для безопасности.

Очень важно было для феодала находиться вблизи торговли. Так что поэтому рыцари строили свои замки возле торговых путей или еще лучше на их пересечении. Это, во-первых вовлеченность в торговлю, во вторых можно было взымать пошлины с торговцев. А также дороги на земле феодала использовались купцами. Здесь негласно действовало правило - «Что упало с возу, то принадлежит хозяину земли». Это тоже было плюсом.

Но, конечно же, не будем забывать, что главным было, конечно же, обеспечить безопасность своего рыцарского замка. Больше всего уделялось внимание внешним атрибутам. Крепостные сооружения и оборону строили из камня. Ранее использовали дерево, но оно очень не долговечно, а также могло, конечно же, в случае пожара сгореть очень быстро.

Изначально замок защищали при помощи рва и подъемного моста. Потом стали ставить металлическую решетку, которую называли «герс» . Она поднималась и опускалась. Тактически решетку возможно было грамотно использовать. Враги проникнуть туда не могли, а вот из замка через нее можно было стрелять из лука. Еще более позднее стали строить специальную башню перед крепостью - «барбакан». Она защищала замок еще лучше.

Внутри рыцарского замка


Уже было сказано, что больше уделяли внимание безопасности замка. А вот внутреннее убранство было не так важно. Окон практически не было. А те, что имелись, были очень узкими. Стекло не использовали, только кишки коров и быков. Это не придавало помещению светлости, там постоянно было мрачно. А вот на что не скупились строители, так это на лестницы и коридоры. Там их было очень много. Можно было легко запутаться. Лестницы и коридоры создавали сквозняки. Это очень плохо влияло нас здоровье обитателей замка.

Тепла недоставало. Там были камины, но так как стены были каменными, то протопить такое помещение было сложно. Люди постоянно чувствовали холод. Полы так же каменные, сверху на них клали солому. Мебель была деревянной: столы, стулья, кровати. Стены обычно украшали охотничьими трофеями или вешали мечи и щиты. Таково было убранство дома среднестатистической семьи.

Где-то с XIV в. в строительстве стали применять кирпич. В таких домах было гораздо теплее, нежели в каменных. Окна расширяли, вставляли стекло. Во время трапезы стали использовать фарфоровую посуду. На полы стелили ковры. Для хранения пищи использовали подвалы и погреба. Для освещения использовали масляные лампы.

Простые люди расселялись возле домов феодалов. Их внутренне убранство было гораздо скромнее, без роскоши. Когда нападали враги, то простолюдины укрывались за стенами рыцарских замков. Со временем возле замков возникали крестьянские поселки. А из этих поселков вырастали города. Там были ярмарки и рынки, а феодал получал с населения налоги. Он очень был не против расселения людей возле своих владений.

Рыцарский замок видео

При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал , который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден - сообщество воинов.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца . Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

Из каких элементов состояли замки?

Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

Ров, мост и ворота

Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.

Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.

Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан - стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

Стены и башни

Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду , противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне . На смену пришли круглые строения.

За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.


Условия проживания в замке

Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Если вы – любитель путешествовать по местам с вековой историей, от которых веет архаичностью, взгляните, какие старинные замки до сих пор населены людьми и даже призраками.

Современные небоскребы и дизайнерские выставочные центры постепенно вытесняют традиционную архитектуру из городов. На фоне их популярности желание жить в уединенном замке кажется экстравагантным. Тем не менее, в каждом уголке Европы можно найти старинные дома, сохранившиеся благодаря стараниям любящих владельцев. И пусть они не настолько комфортабельны, как оснащенные по последнему слову техники пентхаусы – у замков есть свое очарование.

1. Шато Плесси-Бурре, Франция

Внешний вид его настолько суров, что замок скорее напоминает оборонительную крепость. Внутренняя его отделка поразит даже самого искушенного человека, привыкшего к роскошным убранствам. Она не подвергалась каким-либо модификациям: поистине уникальным шато делает абсолютная сохранность первичного дизайна. Плесси-Бурре был построен в 1472 году Жаном Бурре, занимавшим должность министра финансов при короле Людовике XI. Взяточник Буре настолько боялся восстания жителей принадлежащих ему земель, что приказал оградить дворец самым широким рвом во Франции. Подъемный мост, делающий возможным выезд из него, используют по прямому назначению до сих пор.

Современные хозяева не прячут принадлежащий им памятник истории ни от любопытных туристов, ни от кинорежиссеров. В 2003 году Пенелопа Крус провела в замке несколько незабываемых недель, снимаясь в картине «Фанфан-тюльпан» вместе с Венсаном Пересом. Сегодня любой человек может последовать ее примеру, арендовав одну из комнат Плесси-Бурре как гостиничный номер. Для тех, кто предпочитает отели системы «пять звезд», предусмотрены бесплатные и индивидуальные экскурсии с гидом длительностью в несколько часов.

2. Резиденция королевы Великобритании в графстве Беркшир, Англия


Виндзорский замок – самый крупный и известный среди считающихся до сих пор жилыми собратьев. Его пышность и масштабность пугают и поражают одновременно: на площади в 45 тысяч м² расположен комплекс строений с 1000 жилых помещений. Уже 900 лет Виндзор принадлежит правящей династии и все ее члены имеют право модернизировать имение на свой вкус. Каждый новый монарх все расширял и расширял площадь владений, пока прилегающий лес из лиственных пород не стал считаться Беркширским парком. В конце прошлого века резиденция королевы была экстренно реконструирована из-за обширного пожара.

Английская королева сегодня использует Виндзор как средство поражения глав других государств и прочих именитых гостей. Она приглашает их пожить в комнатах, украшенных подлинниками Рембрандта и Рубенса, старинными подсвечниками и позолоченной лепкой на потолке. Кто после этого сможет отказать в политической просьбе царственной особе?

3. Замок Беркли, Англия


Второй по густонаселенности дворец в Англии после Виндзора. В конце XII века его купила фамилия Беркли, находящаяся в титуле лордов. В 1327 году члены влиятельного семейства поневоле стали смотрителями тюрьмы в собственном доме. Противники короля Эдуарда II свергли его и поместили в Беркли, потребовав от его владельцев обязательства предотвратить любую попытку к побегу. В тот же год от остальных замков в округе имение стал отличать высокий забор вместо привычного глазу в те времена рва с водой. За полгода узник дважды пытался покинуть Беркли, после чего был казнен новым правителем.

Наследники замка населяют всего 20% от его площади: остальная часть используется в качестве отеля и музея. Но основную статью их дохода составляет кинематограф. Интерьеры Беркли можно увидеть в сериалах «Волчий зал», «Замок в стране» и фильме «Еще одна из рода Болейн».

4. Замок Эдинбурга, Шотландия


Построенный на затухшем вулкане дворец возвышается над уровнем моря на 120 метров. Ученые выяснили, что первые стены появились здесь еще в железном веке: их построили воины, планировавшие набег на племена англов. Эдинбургский замок в течение многих веков переходил из собственности Англии в шотландскую и наоборот. Десять лет назад британское министерство обороны окончательно отказалось от него. На жителей крупнейшей туристической достопримечательности Шотландии это решение никак не повлияло. С начала 20 века в замке живет династия смотрителей, чьей единственной обязанностью остается ежечасный выстрел из пушки в течение светового дня.

5. Замок Уорик, Англия


Подавляющее большинство жителей дома являются звездами телевидения и Youtube. Имение, построенное еще в 1068 году Вильгельмом Завоевателем – регулярный участник шоу с экстрасенсами, «охотниками на привидений» и магами. Оно даже попало в книгу «Дома с призраками Великобритании и Ирландии». Любой желающий может найти на видеохостингах съемку камер внутреннего наблюдения с доказательствами их существования.

Экстремальные колебания температуры, световые аномалии и таинственные шорохи устраивает «Серая Леди» и ее помощники. Пенсионерка, являющаяся наследницей графа-владельца Уорика, тоже знакома с ней. Ее фигура уже 100 лет натыкается на жителей дворца в его длинных коридорах и испуганно шарахается в сторону при виде детей. Она не умеет проходить сквозь стены, поэтому в Уорике привыкли к внезапно открывающимся дверям. Те, кто видел ее вблизи, говорят, что это призрак старой женщины, одетый в серое платье. «Серой Леди» помогает поэт с графским титулом Фулк Гревилл, задушенный в Водяной Башне в 1628 году. Его крики, леденящие душу, раздаются из Башни несколько раз в неделю. Помимо этой парочки, в Уорике живет еще более 10 неопознанных призраков.

6. Скала Кашел, Ирландия


В замке на скале Кашел живет смотритель кладбища, стихийно возникшего у его стен. Группа средневековых зданий, построенных в 12-15 веках, соседствует с часовней Кормака – небольшой романской церковью, в которой хранится саркофаг первого владельца крепости, в честь которого она и названа. Во время неожиданного нападения врага местные жители попытались укрыться в церкви, но все были жестоко перебиты. Похоронили их там же, а вскоре вокруг могил несчастных жертв стали появляться новые захоронения. По легенде, там тоже живут десятки духов.

7. Поместье Кронборг, Дания


Построенный в 1420 году замок на окраине Копенгагена официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В целях предохранения от захвата шведами его спроектировали в виде сложнейшей системы лабиринтов и подземных ходов. В Кронборге живут творческие личности – режиссеры, актеры, сценаристы. Каждую весну они создают новое прочтение театральной постановки «Гамлета» Уильяма Шекспира и представляют ее зрителям.

8. Дворец Бран, Румыния


В живописной Трансильвании находится имение самого кровавого жителя Румынии всех времен – графа Дракулы. Бран – известный туристический аттракцион в стране, а также отель с номерами в виде деревянных срубов, украшенных черепицей. Легендарный вампир любил останавливаться в нем при жизни, но он не оставил после себя никаких напоминаний в Бране. Внутреннее убранство замка сохранилось со времен королевы Марии: она жила в нем после графа и украсила его большим количеством книг, изделий из фарфора и икон. Последние, по слухам, нужны были ей для предотвращения ночных визитов вампира.

9. Поместье Пфальцграфенштайн, Германия


Даже коренные немцы неспособны произнести название правильно с первого раза. Он находится посреди реки Рейн: остров Пфальцграфенштайн раньше был совершенно пустынным и необитаемым. Крепость была построена на нем в качестве королевской таможни, осуществляющей проверку судов, проплывающих мимо. Позже она стала резиденцией местной знати. В XX веке возникла государственная необходимость в использовании Пфальцграфенштайн в роли маяка. Сейчас там живет смотритель и чтобы съездить к нему в гости, придется по старинке переплывать Рейн на лодке.

10. Укрепление Кастель дель Монте, Италия


Автора данного строения так и не удалось обнаружить. В XV веке он был создан, как астрономический календарь, в каждой комнате которого можно узнать время по солнечным часам или дату по световому календарю. В Кастель дель Монте 8 этажей, на каждом из них спроектировано 8 комнат. Современным астрономам удалось доказать, что расположение крепости действительно идеально подходит для наблюдения за звездным небом. Ее оборудовали как обсерваторию, в которой круглогодично живут ученые.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы «Средневековый замок: секреты фортификации» был неслучайным.

Средневековье - это величественная тайна, во многом не разгаданная учеными-медиевистами. Одна из составляющих Тайны - средневековые замки: великолепные памятники зодчества и фортификационного искусства.

Эти цитадели, возникшие как убежище феодала, его семьи и одновременно показатели богатства и силы владельца, получившие распространение с первой половины эпохи, постепенно превращались в крепости и во время многочисленных войн большей частью были разрушены.

Нам очень хотелось узнать об этих неприступных сооружениях больше, чем написано в учебниках, и ответить на вопрос: что позволяло защитникам замков выдерживать длительную осаду и какие секреты замковой архитектуры помогали им в этом.

Актуальность: с егодня средневековые замки и их фортификационная архитектура становятся объектами пристального внимания не только ученых и туристов, но и авторов компьютерных игр, стратегий, книг и фильмов в стиле «фэнтези», где события развиваются в старинных укрепленных дворцах-крепостях. Это развивает наш интерес и любознательность, стремление узнать больше, чем написано в учебной литературе об окруженных тайной замках Средневековья.

Вместе с тем замок становится для нас не только местом увлекательных приключений и сражений вместе с героями Warhammer Fantasy Battles, Warmachine, Kings of War, Confrontation, «Игр престолов», «Робин Гуда», «Властелина колец» и других фэнтезийных романов, фильмов и варгеймов, но и той визитной карточкой Средневековья, которая помогает постигнуть его содержание, открывая одну из интереснейших страниц истории.

Это суждение оправдано, поскольку средние века вошли в историю как период нескончаемых войн не только межгосударственных, но и междоусобных, феодальных. В этих условиях рыцарский (феодальный) замок становился надежным укреплением, а особенности его фортификационной структуры помогали владельцу и гарнизону выдержать длительную осаду неприятеля.

Как видим, с точки зрения актуальности исследование приобретает особый смысл. И если прежде исследователи и авторы проектов рассуждали в основном о замке - шедевре средневекового зодчества, то сегодня - о секретах зодчества специального, военного назначения, превращающем жилище, центр цивилизации отдельно взятого феодального владения в цитадель.

Объект исследования

Средневековый замок как жилище, убежище и дворец феодала.

Предмет исследования

Элементы замковой фортификационной архитектуры и секреты, заложенные в них.

Цель исследования

Выяснить устройство важнейших частей средневекового замка-крепости и их особенное назначение в обороне от неприятеля.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу, содержащую информацию о средневековых замках, истории их сооружения, назначении.

Выяснить особенности фортификационного назначения элементов рыцарского замка.

Учебный (проблемный) вопрос

1. Какие фортификационные секреты позволяли защитникам замков выдерживать длительную осаду?

Методы исследования: сбор и изучение информации; обобщение и описание фортификационный особенностей средневекового замка.

Продукты исследования

1. Макет средневекового замка.

2. Книга - пособие «Средневековый замок: секреты фортификации».

3. Средневековый замок (кроссворд «наоборот»).

Работа состоит из Введения, трех разделов, Заключения, списка литературы и Приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

В 1 разделе «Рыцарский замок Средневековья: немного истории» рассмотрено общее представление о времени и необходимости появления рыцарских замков в Европе, общие принципы расположения на местности и обустройства.

Во 2 разделе «Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля» рассмотрены фортификационные детали, хитрости и их назначение.

В 3 разделе «Апробация материалов исследования и выводы» представлены диаграммы, иллюстрирующие показатели знаний учащихся до и после знакомства с подготовленными нами материалами исследования (Книга-пособие «Средневековый замок: секреты фортификации»).

В «Заключении» подведены общие итоги работы, изложены выводы, обоснованы практическое применение и значимость работы.

В «Списке литературы» отражены те источники, которыми мы воспользовались при проведении своего исследования.

«Приложение» содержит материалы тестирования, отдельно - книгу -пособие «Средневековый замок: секреты фортификации», диаграммы, отражающие уровень знания учащихся ДО и ПОСЛЕ знакомства с нашим трудом, а также «кроссворд наоборот» как материал для рефлексии.

РАЗДЕЛ 1. Средневековый рыцарский замок: секреты фортификации

Средневековый замок: немного истории

Наш учитель истории часто повторяет, что причины явлений и событий надо искать не только в эпохе, современной событию, но в том, что предшествовало ей, даже если такая связь скрыта под занавесом долгих лет…

Действительно, рабовладение и Античность родились из первобытности, переросшей себя, а далекие средние века - из греко-римской цивилизации, когда она исчерпала свои возможности…

Но, казалось бы, найти схожие черты между римскими временами и европейским Средневековьем в частностях, деталях или невозможно, или очень трудно. А если присмотреться?

А если присмотреться, то тема нашей работы «Средневековый замок и его фортификационные особенности» в главной детали - «назначение замка» - возвращает нас к устройству римского лагеря, прямое назначение которого - защита его обитателей.

Судите сами, стоянка римских легионеров - огороженная территория, внутри которой - палаточный лагерь. А средневековая фортеция - усложненный вариант такого укрытия.

Основываясь на опыте оборонительных сооружений прошлого, сознавая опасность норманнского нашествия, человек начала XII века начинает строить убежища, способные защитить его от внешнего вторжения. Поначалу он огораживает дом-крепость на холме частоколом, копает ров вокруг него и подводит к нему воду, а затем, поняв что дерево и известняк - материалы ненадежные, начинает строить крепость из камня и обносить ее не просто забором - стеной, высота и толщина которой измеряется теперь метрами.

С каждым новым замком на карте Европы появляется новая конструкция его сооружения, главное назначение которой - не только воспрепятствовать неприятельским замыслам, но и остановить врага, разгромить если не на подступах к цитадели, то внутри ее, используя хитрости фортификационного зодчества.

Сегодня мы, играя в компьютерные игры, сопереживая героям фильмов в стиле фэнтези, собирая пазлы, частично вникаем в смысл сооружения огромных защитных сооружений, анализируем внутреннюю структуру и систему фортеций, часто спрашивая себя: что там, за каменной преградой, стоящей на пути завоевателей, зачем рыцари строили не просто красивые и добротные дома, а убежища, крепости?

Вывод напрашивается сам по себе: к этому их побуждали войны! С кем? Со всеми! В частности, и между собой за землю, крестьян, богатства, престиж, честь…

XII век пришел в Европу временем бедствий и большой крови и заставил задуматься о том, не нагрянет ли превосходящий по силе соперник, которому приглянутся твое жилище, лес, река, поля?

И тогда появляются, как грибы после хорошего теплого дождя, такие замки, которые и сегодня внушают трепет, уважение, а иногда и серьезное опасение: не вынырнет ли из стены призрак в доспехах со ржавым мечом в руках?..

Хозяин цитадели четко знал, чего хочет: замок должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и показывать мощь, богатство феодала.

Место выбиралось исходя из этих требований: гора, высокая скала, на крайний случай пригорок, хорошо бы недалеко от воды. Начиналось сооружение главного жилища - донжона. Дело хлопотное, небыстрое, тщательно спланированное. Пока строители возводили стены и копали колодец (источник воды, а значит, жизни!), местный люд (из хозяйских ремесленников, воинов, крестьян) сторожил подходы к будущему укреплению и прокладывал дороги к нему. Дорога обязательно содержала многочисленные препятствия, преодолеть которые мог только знающий человек (замаскированные ямы, ложные переправы через реки и большие ручьи, засады с расчищенными секторами для обстрела неприятеля…). Обязательное условие - дорога должна закручиваться так, чтоб всадник или пеший воин непременно оказывался правым, незащищенным, боком к цитадели.

Завершив возведение донжона, приступали к строительству оборонительных стен. Владельцы побогаче выстраивали несколько стен-препятствий, победнее - обходились одной, но обязательно мощной, высокой, с башнями и бойницами, прочными воротами, выступающим вперед барбаканом, подъемным мостом через ров, наполненный водой.

Бывало и наоборот: начинали со рва и стен, а завершали донжоном. Но, главное, исход был всегда один: появлялась еще одна крепость, неприступная цитадель, поражающая мощью, красотой или архитектурной выдумкой. Взгляните на эти европейские замки.

Поразительно, не правда ли?

РАЗДЕЛ 2.«Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля»

Бойницы, их виды и назначение

Замок Средневековья с его укреплениями, имеющими определенное оборонительное назначение, - это не сегодняшний богатый дом «под старину». Средневековый замок - это грозная, часто мрачная крепость с башнями и часовыми, настороженно озирающими окрестности из глазниц.

Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку. Через них проходил канат, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты замка.

Лестницы же скрывались за перегородками в стене. Взгляните: каждый этаж -это отдельное помещение, в котором располагались воины. Для обогрева в толще стены часто устраивали камин, в котором, кстати, можно было приготовить дичь на вертеле…

Единственные отверстия в башне, связывавшие с внешним миром, - это бойницы для стрельбы из лука. Длинные и узкие проемы, они расширялись внутрь помещения. Обычно высота таких бойниц 1 метр, а ширина - 30 см снаружи и 1 метр и 30 сантиметров внутри. Такая конструкция предохраняла от попадания вражеских стрел внутрь, а защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Для лучников бойницы были длинными узкими прорезями в стене, а для арбалетчика предназначались короткие бойницы, расширявшиеся в стороны. Их часто называли замочными скважинами.

Существовали и бойницы особой формы - шаровые. Это были закрепленные в стене, свободно поворачивающиеся деревянный шары с прорезью. Они обеспечивали стрелку максимальную защиту.

Количество бойниц должно было напугать врага, который понимал, что, чем больше бойниц, тем больше защитников, тем, конечно же, сильнее оборона.

Как пишут современники событий Средневековья, историки и даже туристы, наличие бойниц становилось особенно актуальным во время войны или осады, поскольку в узком вертикальном отверстии не было видно, находится за ним стрелок или нет. Высота некоторых бойниц даже рассчитывалась с учетом данного обстоятельства.

Для нас же интересен тот факт, что бойницы в стенах не были распространены в Европе до XIII века, так как считалось, что они могут ослабить их прочность. Но, независимо от своего назначения, бойницы стали обязательным атрибутом средневековых замков начиная с XIII века.

Тайны винтовой лестницы. Рыцарские мечи*.

Тайны винтовой лестницы.

Временем появления, а затем и расцвета техники сооружения винтовой лестницы считается Средневековье. Стараясь всячески осложнить жизнь своим врагам, рыцари приспосабливали винтовые лестницы ко всем сооружениям, причем винт всегда закручивался по часовой стрелке .

Атакующих при продвижении на вершину башни по такой лестнице ждало большое количество неприятностей: поворачивавшиеся вокруг своей оси ступени, узкий проход, отсутствие места для замаха мечом, открытое пространство для нападения сверху, повторяющееся на каждом изгибе. В таких условиях даже очень скромный гарнизон в состоянии удержать свои позиции без потерь, что на обычной лестнице было бы невозможно. Из арбалета, лука не прострелишь, копьём, мечом ступени лестницы не пробьёшь, а отверстия в ступенях позволяли оценить обстановку, наблюдать за осаждающими врагами, пробивающимися наверх, и перебить им ноги, наконец.

Впрочем, есть в Европе замок, в котором лестница закручена против часовой стрелки. Это родовое гнездо графа Валленштейна в Богемии. Дело в том, что этот древний и воинственный род прославился не только громкими победами и полководцами, но и своими воинами-левшами...

В Средние века строить винтовую лестницу имели право только привилегированные гильдии мастеровых. Чертежи, эскизы лестниц и даже косвенные указания на то, кто и где соорудил «хитрую» конструкцию, хранились ремесленниками в строжайшей тайне.

*Рыцарские мечи (для самых любознательных). С XII в. опоясывание мечом и благословение этого оружия стали обязательной частью обряда посвящения в рыцари. Подобно королю, на рыцаря возлагалась обязанность защиты мира от иноземных завоевателей, защиты церкви от язычников и врагов христианской веры. Не случайно на клинках средневековых мечей появились священные надписи и религиозная символика, напоминавшая о высоком служении христианского воина, его долге перед Богом и мирными жителями, а рукоять меча нередко становилась ковчегом для мощей и реликвий. На протяжении почти всего средневековья общая форма меча изменялась мало: она неизменно напоминала один из основных символов христианства - крест. Очень важным по своей сути являлся вопрос о геометрии, профиле клинка и его балансировке: мечи бывают приспособлены для колющей или рубящей техники боя. Форма сечения клинка также зависела от применения в бою данного меча.

Донжон. Тайные ходы и камеры в средневековых замках

Донжон. Несмотря на внешнее многообразие, все замки построены по одинаковому плану. Чаще всего их опоясывает крепкая стена с массивными квадратными башнями на каждом углу. Ну а внутри находится башня - донжон . Изначально эти башни имели четырехугольную форму, однако со временем стали появляться многоугольные или круглые сооружения, для того чтобы повысить их устойчивость. Ведь одним из немногих способов взять неприступную крепость был подкоп с последующим подрывом фундамента на углу здания. Некоторые башни имели разделительную стену посередине.

Дополнительным уровнем защиты были решетки, мощные двери и крепкие замки. Донжоны были очень тщательно продуманы.

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати: появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды и неприятеля.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для осадных лестниц.

Вход в башню был только один. Его поднимали над уровнем земли и устраивали лестницу или даже ров с подъемным мостом, чтобы нападающие не могли использовать таран. Комната сразу после входа иногда использовалась для разоружения посетителей. Здесь же располагалась стража. В подвале башни хранили продукты, а также это было одно из самых безопасных мест для хранения сокровищ знати.

На втором этаже находилось помещение для встреч и пиров.

Этажей могло быть и больше, но это всегда зависело от достатка хозяина замка и от возможности так отделить один этаж от другого, чтоб сделать долгим и отнюдь небезопасным продвижение вверх нежелательных гостей. Кроме этого, некоторые владельцы цитадели приказывали сооружать целые подземные ходы, выводящие далеко за пределы замка… И тогда грозные и неприступные сооружения обрастали новыми жуткими историями, леденящими кровь…

Тайные ходы в средневековых замках. Средневековые замки гениально разработанными укреплениями, в которых использовалось множество остроумных и творческих способов защитить жителей замка от нападения врагов. Буквально все - от наружных стен до формы и расположения лестниц - было очень тщательно спланировано, чтобы обеспечить максимальную защиту обитателей замка.

Практически в каждом замке были тайные ходы, про которые знали только хозяева. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а некоторые, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия. Секретные проходы также вели к тайным камерам, где могли скрываться люди или храниться продовольствие и был вырыт дополнительный колодец для воды.

Одним из ярких примеров замка с множеством потайных комнат и ходов является замок Бенрат в Германии. В стенах здания спрятаны целых семь невидимых ходов!

Да, средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих маленьких секретов.

Ров и цвингер

Ров. Первая преграда, охранявшая замок, - глубокий ров. Его часто соединяли с рекой, чтобы заполнить водой. Ров затруднял доступ к крепостным стенам, осадным орудиям. Он мог быть поперечным (отделять стену замка от плато) либо серповидным (выгнутым вперед). Мог опоясывать весь замок по кругу. Очень редко рвы выкапывались внутри замка, чтобы затруднить врагу передвижение по его территории. Если же почва под замком была скалистая, то ров не делали вообще. Перейти через ров можно было лишь по подъемному мосту, висевшему на железных цепях.

Цвингер. Нередко замок окружали двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое пространство, получившее немецкое название цвингер. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления. И, оказавшись в цвингере, становились легкой мишенью для стрелков (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы). В стенах цвингера, который одновременно являлся внутренней стеной рва, часто строились полукруглые башни или бастионы, облегчающие наблюдение за рвом.

Главная оборонительная стена замка

… В предшествующие благословенные времена, когда соседи за одним столом мирно пили вино, охотились и состязались в силе и ловкости, все было проще: небольшой дом, обнесенный частоколом. Потом дом побольше и стена из глиняных и известковых блоков. А потом, когда к нам постучалась война каждого против всех, дома превратились в крепости, а заборы - в стены из камня!

И замок, и стена теперь сооружались так, чтоб выдержать долгую осаду, спасти от плена и позора, остановить неприятеля! И каждый элемент играл свою важную роль. Это касалось и главной стены крепости.

Она должна быть такой высоты, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, и, конечно же, очень широкой, толстой. Тогда можно оставить попытки быстро пробить в ней брешь - время будет потрачено не то чтобы зря, но очень много без очевидного результата. Мощные требюшеты могут, конечно, обрушить кровлю башен или разбить крепостные зубцы. Скорее всего, противник использует солдат с кирками, но тут защитникам замка помогут бойницы, в которых спрятались стрелки, и машикули, из которых на противника польются и кипяток, и раскаленная смола…

На вершине стены проложен боевой ход. Все возможное оружие будет использовано здесь защитниками крепости, укрывающимися за зубцами стены, чтоб не дать врагу приставить штурмовые лестницы, сделать подкоп, пробить нишу для взрыва.

Строители настоятельно рекомендовали вписывать в стену выступающие вперед башни с бойницами и мостками. Башни служили и для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны.

Барбакан и волчьи ямы

Барбакан. Какими бы прочными не были ворота замка, они все равно оставались слабым звеном. Поэтому строители славного Средневековья придумали, как защитить вход в цитадель. И этим сооружением, охраняющим ворота, был барбакан - внешнее укрепление города или крепости.

В чем тайна барбакана? В том, что его нельзя миновать, собираясь взломать ворота цитадели, необходимо пройти сквозь него!

А вот тут-то таилась хитрость барбакана - надвратной башни: это мощнейшее каменное сооружение имело наверху площадку, на которой размещались метательные орудия. Мало того, барбакан имел два этажа. На первом - сквозной проход шириной чуть больше размеров повозки. Малый отряд, попав сюда, оказывался отрезанным от основного железной решеткой, падающей сверху, с внешней стороны и крепкими воротами, запирающимися на мощный засов, - с внутренней!

Стражники, несущие службу на втором этаже, открыв люки в полу, могли поливать (и поливали!) горячей смолой или кипятком врагов, рвущихся к главным воротам.

Фактически барбакан был единственным путем в замок и, конечно же, прекрасно охраняемым.

Волчьи ямы. Другим страшным препятствием на пути в замок были волчьи ямы - хитрые и жестокие сооружения, которые придумали еще древние римляне. Яма устраивалась так, что, во-первых, имела наклонные (внутрь) стены. Следовательно, выбраться из нее было не так просто. Во-вторых, в дно ее были вбиты короткие заостренные колья в несколько рядов. Провалившись в эту замаскированную ловушку, человек почти всегда терял возможность остаться в живых, и его душа отлетала к Богу после тяжких мучений тела.

Вражеская пехота была обречена, если попадала в места расположения волчьих ям. А поджидали они жертву и на подходах к замку, и у его стен, и у ворот барбакана и самой крепости, и даже на подходах к донжону.

Средневековый замок - главные ворота

Ворота — самая уязвимая часть замка, устанавливались в надвратных башнях. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для того чтобы их не поджигали снаружи, они были оббиты железом. В одной из створок ворот имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Дополнительным укреплением ворот служила поперечная балка, которая заводилась в крюкообразные прорези на стенах.

За воротами находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам. С точки зрения обороны и защиты замка, ворота имели огромное значение. Поэтому средневековый замок строили долго, кропотливо, учитывая все особенности военных действий противника.

Подъемный мост

Подъемный мост, переброшенный через ров, в случае опасности поднимался и словно дверь закрывал вход, отсоединяя замок от внешнего мира. Мост приводился в движение механизмами, спрятанными в здании. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходили канаты или цепи, наматывавшиеся на вОрот. Канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Другой способ подъема моста - это рычаг. Обе конструкции облегчали быстрый подъем моста.

Особенно искусными были мастера, сооружавшие мост, работавший по принципу качелей. Одна его лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, в “волчью яму”, невидимую со стороны, пока мост опущен.

В середине века оборонительная ценность подъемных мостов была очень велика, но в дальнейшем потеряла свое значение в связи с появлением новых осадных орудий.

Для того чтобы понять, какую роль играет собранный, обработанный и подготовленный нами в виде иллюстрированной книги-пособия материал по теме исследования, мы предложили всем тем, кто участвовал в нашем опросе в конце 2017 года, познакомиться с ним и решить кроссворд «Средневековый замок», составленный с учетом необходимости знания терминов и понятий по теме. Полученные положительные результаты представлены в диаграммах (показатели указаны в процентах) в Приложении и дают наглядное представление о роли и значение нашего исследования в процессе обучения.

2.2. Выводы

В результате обработки и анализа полученных результатов мы получили доказательство эффективности использования в учебном процессе материалов нашего исследования.

Уровень знания и понимания учебного материала учащимися 6Б класса «АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», участвовавших в апробации материалов исследования существенно вырос, что видно из сравнения диаграмм. (См. также Приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа, которой мы занимались, оказалась очень интересной. Мы смогли ответить на все интересовавшие нас вопросы и попытались подробно рассмотреть не столько историю возникновения рыцарских замков, сколько фортификационные секреты, заложенные архитекторами при их сооружении.

Чтобы прикоснуться к эпохе Средневековья, был сделан макет замка. Его можно использовать на уроках окружающего мира, истории. Но самым главным итогом нашей работы стала, конечно же, иллюстрированная книга «Средневековый замок: секреты фортификации», для написания которой мы в течение полугода собирали и систематизировали материал, используя доступную литературу и возможности Интернета.

Разгадывая тайну фортификации Средневековых замков, мы обоснованно предполагали, что продукт исследования может быть использован на уроках истории Средневековья, МХК и во внеурочной деятельности. Следовательно, книга, написанная нами, будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, формированию их жизненной позиции, и развитию интереса к Истории.

Таким образом, мы полагаем, что цели и задачи, стоявшие перед нами в исследовании, реализованы, гипотеза подтвердилась, ответ на учебный (проблемный) вопрос получен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ионина Н.И. «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.

Лависс Э. и Рамбо А. «Эпоха крестовых походов», Полигон, Санкт-Петербург 2003.

Разин Е.А. «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.

Тейлор Барбара «Рыцари», Серия «Узнай и смастери!», Издательство: Москва ОЛМА Медиа Групп 2014 г., 64 с.

Филипп Симон, Мари Лор Буэ, «Рыцари и замки» Серия «Твоя первая энциклопедия», Издательство: Москва «Махаон» 2013 г., 128 с.

Функен Л. и Функен Ф. «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.

Шпаковский Вячеслав Олегович, «Рыцари» Серия «Узнай мир», Издательство: ООО «Балтийская книга» 2014 г., 96 с.

Материалы сети Интернет

Архитектура замков. goo.gl/RQiawf

      Как строили замки в Средневековье. goo.gl/Auno84
      Основные элементы средневекового замка. goo.gl/cMLuwn

Рыцарские традиции. Кто такие рыцари. goo.gl/FXvDFn

Средневековый замок: устройство и осада. goo.gl/5F57rS

Средневековый замок. goo.gl/LSPsrU