Туристические маршруты риги. Герб на водонапорной башне. Центральный вход во двор конвента расположен прямо напротив памятника бременским музыкантам

Сегодня нас ждёт увлекательная и информативная экскурсия по столице Латвии. Постараемся в рамках однодневного путешествия познакомиться со всеми её достопримечательностями и заглянуть в самые тёмные уголки истории этого города. Расскажем, что можно посмотреть в Риге за один день.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 апреля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Фонтан Нимфы

Этот архитектурный изыск расположен у входа в знаменитый театр оперы и балета. Создан он был в 1887 году гениальным мастером своего времени А.Фольцем.

История создания фонтана не менее уникальна, нежели само конечное произведение. Согласно легенде, автор фонтана в процессе создания фигуры обнажённой девушки влюбился в свою натурщицу. Внезапно охватившие его чувства не давали ему покоя, а завершение строительства постоянно откладывалось. В итоге возлюбленная всё же ответила взаимностью и согласилась стать супругой гениального архитектора, а фонтан, к великой радости рижан, был завершён. Сегодня он представляет собой статую обнажённой девушки с ракушкой в руках, из которой вырывается струя воды. Рядом с нимфой расположились фигурки детей, черепахи и дельфина. Каждый элемент этой скульптуры создан в мельчайших подробностях. Поэтому эту достопримечательность настоятельно рекомендуется включить в экскурсионную программу.

Памятник Бременским музыкантам

Все мы в детстве с интересом наблюдали за приключениями Бременских музыкантов и искренне болели за них, сидя перед экранами телевизоров. Похоже, что в Риге к героям этой сказки особое отношение, ведь на одной из улиц им установлен настоящий памятник. На постаменте один на другом расположились четыре узнаваемых персонажа – осёл, собака, кот и петух. Не стоит удивляться, что автором монумента выступил немецкий скульптор из Бремена. Ведь этот город считается побратимом Риги. Кстати, по задумке скульптора, памятник несёт глубокую историко-философскую мысль и посвящён окончанию «холодной войны» между Западом и Востоком. Конечно, о таких «высоких материях» современные рижане и гости города не задумываются. Им больше нравится верить в то, что если потереть нос ослу или клюв петуху, обязательно сбудутся самые сокровенные желания.

Дом Черноголовых

Это историческое здание было восстановлено после военной разрухи лишь в 90-х годах и стало своеобразным подарком городу к 800-му юбилею. Сегодня этот дом привлекает туристов не просто уникальным внешним видом, но и своим роскошным интерьером. Здесь проводятся выставки и закрытые мероприятия для высокопоставленных гостей. Согласно исторической справки, дом был создан в 14 веке и принадлежал знаменитой купеческой гильдии Черноголовых. Кстати, название вовсе не связано с фамилией торговцев. На гербе дома был изображён Св.Маврикий с чёрной головой. К сожалению, проверить соответствие нынешнего облика здания историческому прототипу не представляется возможным.

Музей оккупации

В 1993 году открыл свои двери музей оккупации, который с самого его создания и по нынешнее время выделяется своей политической и финансовой независимостью. Его коллекция пополняется исключительно за счёт средств спонсоров. Главная идея экспозиции состоит в том, чтобы донести до современного общества жизнь латышей, которые пострадали от террора нацистов в годы войны, а также подвергались гонениям со стороны представителей советского режима. Для удобства посетителей коллекция разбита на несколько секций, каждая из которых посвящена отдельному историческому периоду страны. У многих россиян отношение к галерее противоречивое, ведь его создатели фактически приравняли Сталина к Гитлеру.

Домский собор

Одной из самых значимых достопримечательностей всей Латвии является Домский собор, строительство которого продолжалось на протяжении 5 столетий, начиная с 13 века. Неудивительно, что проект, над которым трудились несколько поколений архитекторов, обладает таким смешанным стилем. Именно здесь расположен уникальный орган от немецкого производителя E.F. Walcker & Co, который достигает в высоту 25 метров! В качестве украшения музыкального инструмента выступает декоративная резьба, а когда из его семитысячного войска труб вырывается раздирающий звук, сердце начинает бешено колотиться в груди. Даже сегодня этот инструмент считается самым большим на территории бывшего СССР. А в 1883 году, когда он был установлен, аналогов не было во всём мире.

Художественный музей

Галерея под названием «Рижская биржа» включает в себя огромную коллекцию лучших образцов европейского, восточного и древнеегипетского искусства. Самый древний экспонат датирован пятым веком до нашей эры. Представлена огромная коллекция произведений и современных художников. Особой популярностью среди ценителей художественного искусства пользуется галерея с произведениями североевропейских авторов. Возле Западной галереи находится Серебряный кабинет, в котором можно насладиться внушительной коллекцией изделий из этого благородного металла, который приехали в Ригу не только из Европы, но и из азиатского региона.

Правительственный замок

Этот старинный комплекс заслуживает того, чтобы занять достойное место в экскурсионной программе. Туристы будут поражены его уникальным внешним видом и богатой историей, которая берёт своё начало несколько веков назад. В своё время именно в его кабинетах принимались исторические решения многочисленных «оккупационных» правительств страны. Поскольку каждые новые хозяева замка приспосабливали его под свои нужды, мы можем созерцать довольно интересную интерпретацию его экстерьера и внутреннего убранства. Сегодня это здание является резиденцией главы латвийского государства. Но нашлось место и нескольким музейным галереям.

Бар Black Magic

Окончить дневную программу советуем в баре Black Magic, что на улице Калькю. Именно здесь был изобретён легендарный Рижский бальзам, автором которого считается алхимик А.Кунце. Кстати, своей популярностью этот напиток обязан императрице Екатерине II, которая не только оценила его утончённый вкус, но и позволила наладить полноценный выпуск настойки на травах. Даже сегодня в баре есть сейф, в котором хранятся 24 вида трав, необходимых для создания напитка. А за 20 евро каждый посетитель может увидеть, как же на самом деле он создаётся. Привлекает и внутреннее убранство бара – под каменными сводами раскачиваются старинные светильники, а мебель изготовлена исключительно из дерева.

Hotel Garden Palace

Расположен в историческом центре Риги

.
Конечно, Рига началась не с Ратушной площади и не мы первые любовались её архитектурным ансамблем. Поэтому ограничусь парой снимков.

Обратили внимание на это здание,

которое не выставляет напоказ свою современность, не кричит о ней, а тактично дополняет ансамбль Ратушной площади. Между этим зданием и домом Черноголовых расположено ещё одно строение- Склад Синей Гвардии.


Разного рода вооружённые отряды город содержал уже с середины 13века., которые с 14 получили название гвардии. Синяя Гвардия была основана в 1-й четверти 18 века приказчиками рижских купцов и названа по цвету мундиров. Синяя Гвардия имела славную военную историю, участвовала во всех значимых военный компаниях. Просуществовала Синяя Гвардия до конца 19 века, а вот её Склад и сейчас занимает достойное место даже с такими мэтрами Риги, как дом Черноголовых. Вот ещё один снимок этого дома, в котором одно время размещалось Рижское пожарное общество.

Такой современный вид общественное здание приобрело в 1999г.
От Ратушной площади отходит улица Тиргоню- торговцев- примыкает к Ратушной, торговой площади. На ней селились торговцы, были купеческие лавки.

На углу Маза Монету и Маза Яуниелу- Цветочный дом. В начале 20-го века в нём находилась аптека, наверное- гомеопатическая, судя по раскраске.

Бывшая аптека расположена на углу обычной улочки, каких пруд пруди в старых европейских городах.

И не про Маза Монету ли (Малая Монетная) В.Клопотовский, журналист, писал- КАК ЩЕЛЬ В КОПИЛКЕ ПЕРЕУЛОК, КРИВОЙ И УЗКИЙ-СТАРИНА!…
А эта улица значилась в моей рижской программе под № 1- Яуниела.

Она же- Цветочная, она же Бейкер стрит- героиня советского кинематографа.

Почти всё заграницу тогда в Риге снимали. Таллину тоже, правда доставались роли. В этом доме был зоомагазин, куда заходил профессор Плейшнер.

Тот, который одноэтажный, засыпанный снегом.
А из окна этого дома он и выбросился.

Хотя дом не только этим примечателен-это ещё один образец сочетания эклектики с модерном.

Украшение портала очаровательно- маскарон на фоне солнца. Всё здание совершенно асимметрично, хотя несколько тяжеловесно, особенно на фоне окружающей застройки.

Как и во всём городе, на Яуниелу-Цветочной- Бейкер-стрит – нескончаемый поток посетителей. Несмотря на зимнее, нетуристическое время

Рижские гиды работают в поте лица. Им есть что рассказать и показать. Например этот дом, где останавливался Пётр I.

Или вот это строение. Очаровашка! А на коньке крыши не трубочист ли присел отдохнуть?


Конечно, негоже прилеплять московские названия иностранным улицам, но улица Калькю напомнила Арбат. Пешеходна. Шумна. Людна. Красива.

От неё отходит Калею-Кузнечная- пожароопасные кузницы были сюда перенесены в 17в. По сути Калею- набережная Ридзене

И повторяет путь её течения через Старую Ригу. К сожалению, реки больше нет, её русло давно засыпали.


Здание русского театра строилось для Третьего Рижского Общество Взаимного Кредита. Внимательный взгляд на предыдущем снимке заметит угол этого здания с надписью в медальоне. На этой улице- это самое выдающееся сооружение. Сильно перестроенное в советское время оно перекрывало соседнюю улицу Калею- Кузнечную. Та стеклянная галерея, соединяющая два здания и нависающая над улицей Калею как раз остаток пристройки.

Недавняя переделка и улочку освободила, и театру придала такой респектабельный вид.

У окна 2-го этажа здесь прикреплена подкова. Её потерял на скаку то ли конь Петра I, то ли

Карла XII. Интересно, что латышский путеводитель о Петре- ни сном, ни духом, там о Карле рассказана легенда. В вот Илья Дименштейн в книге “Русская Рига” (замечательное издание, читать легко, приятно и интересно) рассказывает, что это конь русского императора подкову потерял и возмущается, что современные гиды перевели акценты на шведского Карла. Наверное, Карлу они обязаны больше, чем Петру! Вот и сама подкова (каюсь, снимок- не ах.)

Перпендикулярно Калькю отходит Мейстару (Мастеров)- это продолжение Калею, когда то была набережной реки Ридзене


На ней сохранилась средневековая застройка. Наверное, корова принесла немалый доход хозяевам, если они водрузили её скульптуру над входом.

Пройти мимо здания Малой Гильдии никак нельзя! Союз рижских ремесленников возвёл такой дворец. Сейчас в стенах Малой Гильдии- музей и у ворот стоит зазывала, одетый в костюм средневекового ремесленника.

Здание приобрело современный фасад в конце 19в. по проекту И.Д.Фельско в стиле эклектической английской готики.
Ул.Амату разделяет Малую и Большую гильдию, скрывая от глаз любопытствующих ещё один чудный дом, который башенкой


пытается подражать своим знаменитым собратьям. Или соперничать с ними!
Недостатка в башенках нет!

А эти кошки на шпилях знамениты тем, что заказчик дома поворачивал их то мордой, то хвостом

к зданию Большой Гильдии. Его не принимали в её членство- и кошка поворачивалась хвостом к Гильдии, меняли решение- и кошак благородно поворачивался мордочкой к зданию. Не нужно иметь палату ума, что бы догадаться, что дом так и называется, Кошкин дом.

В таком ракурсе заметно, что кошек – две, на обеих башенках. Собачку мы прошляпили, там где-то рядом и собачка на коньке здания, аккурат напротив кошек. Зато обратили внимание на украшение портала здания.

Маскарон над входом – персональная монограмма той короткой эпохи, 1907-1914г. В умной книжке написано, что такие личины выражают значительность труда в жизни каждого человека.
А вот и Большая Гильдия – здание союза торговцев и купцов. Перестроенное после пожара 1963г. её внутренний зал был переоборудован


в концертный зал Рижской филармонии.

Кажется, что дома на ул.Кению просто расступились, разошлись на время, чтобы освободить проход

и дать возможность пытливому взгляду рассмотреть все детали большого пазла, под названием Рига.


Задержались у простого домика на ул. Смилшу 8, не включённого ни в один путеводитель.

Да и где ему тягаться с блеском соседних. Конечно, он уступает отделке и окружению д.12 на ул.Вальню – улице магазинов и учреждений.

Опера была и Немецким, и Русским театром. Да разве в национальности дело?

Главное- искусство, и пусть оно будет вечным!
Рига совсем не даёт времени на передышку. Как картинки в калейдоскопе – одна ярче другой!

Не про этих ли атлантов поэт написал, что БЕЗ ПИТЬЯ И ХЛЕБА ЗАБЫТЫЕ В ВЕКАХ АТЛАНТЫ ДЕРЖАТ НЕБО НА КАМЕННЫХ ПЛЕЧАХ.

Глобус наверху сделан из стекла и цинка, в ночное время очень эффектно подсвечен.

Не повлияло ли занятие его владельца, торговца антиквариатом, на выбор декора? Балкон поддерживают статуи Афины и Гермеса, пытаясь помочь Атлантам удержать вес конструкции.
Ул.Вальню- 21. Наверное, из всего, что было лучшее в архитектуре рубежа веков Рига собрала ослепительную коллекцию,

яркие экспонаты выставив на всеобщее обозрение, похваляясь и гордясь ими.
Для ценителей же она приберегла свои сокровища в узких и тесных улочках.

И, как в настоящем музее, не всегда позволяя снимать артефакты. Но даже в таком ракурсе угадывается неординарность дома. На нём установлен Фонарь Счастья, так и подписано под ним, что бы не истолковали иначе. Ул.Глезнотаю.


Наверное, при Епископе Альберте над собором Св.Иоанна кружили те же вороны, хотя, он тогда выглядел совсем по другому.

Конечно, как часто бывает, на пернатых обратили внимание уже когда просматривали снимки. Свои знаменитые звездчатые своды храм приобрёл на рубеже 15-16в.

Но войдя в собор от этого свода уже невозможно оторвать взгляда. Поначалу храм был католическим. Принадлежал монахам доминиканцам, кот. в 1523г.устроили большой Крестный ход по Риге и её предместьям. Знали бы они, какой опрометчивый делают шаг! Горожане, настроенные к католикам очень враждебно заперли городские ворота и не пустили монахов назад. На многие десятилетия собор стал лютеранским. Католикам её вернул Стефан Баторий, когда Польша овладела городом. Нам посчастливилось послушать великолепный концерт органной музыки в соборе. Слушателей там было столько, что яблоку было некуда упасть. Пастор перед концертом произнёс небольшую проповедь….на русском языке!
Свод собора так завораживал, что его хотелось фотографировать ещё и ещё.


Короток зимний день. На Ригу уже спускались сумерки, окутывая город своим таинственным светом. Кажется, что если ещё немного постоять на ул.Скарню, то скрипнет входная дверь и хозяйка, одетая в среднев. платье выпустит кошку и загремит засовом, поплотнее закрывая двери.

А в соборе св.Петра начнётся вечерняя служба и богобоязненные горожане ручейком потекут к его резным порталам, боясь опоздать к началу мессы:

А из-за угла дома 4 по улице Марсталю выскочит всадник и пришпорит свою лошадь. Да мало ли что может ещё произойти в канун Нового года!

Праздничным обед совсем не планировался, это был подарок от Риги!

В уютном кафе Провинция на улице Кунгу мы были последние допущенные посетители и трапеза получилась действительно праздничной!

Вы впервые в Риге или приехали всего на один день? С нашей подсказкой вы точно будете знать, куда пойти и что посмотреть (особенно, если времени не очень много).

У столицы Латвии богатая древняя история. Находясь на берегу Рижского залива и в устье реки Даугавы, Рига издавна была торговым и мультикультурным городом. А это значит, что сегодня здесь есть на что посмотреть. Особый интерес для путешественников представляет Старый город. По нему и пройдемся.

1. Церковь Святого Петра

Это одно из значимых и впечатляющих сооружений исторического центра города. Шпиль церкви Святого Петра возвышается над домами, представляя собой своеобразный ориентир и символ старой Риги. Здание действительно уникально, ведь оно является старейшим в латвийской столице. Строительство церкви было закончено в 1209 году. После этого она не раз горела, восстанавливалась и перестраивалась. Время прогресса также наложило свой отпечаток: сегодня в церкви работает лифт, который доставляет всех желающих на две смотровые площадки. Побывать в Риге и не подняться на башню непростительно, ведь с высоты открывается удивительный вид на город. К слову, общая высота башни церкви Святого Петра – 123, 5 м, причем на шпиль приходится 64,5 м.

Обзорная площадка церкви Святого Петра

Вид на Ригу со шпиля церкви Святого Петра

2. Ратушная площадь

Самая главная площадь Старого города в Риге – Ратушная – находится прямо напротив Каменного моста. Зная это, найти ее очень просто. В Средневековье это место было торговой площадкой, на которой работал обширный рынок. Кроме того, Ратушная площадь являлась административным центром средневековой Риги. К сожалению, до наших дней она не сохранила самобытного вида, поскольку Вторая мировая война не оставила камня на камне от этого места. И все же, благодаря чудесам реконструкции, теперь мы можем увидеть на площади здание Ратуши, Дом Черноголовых, статую рыцаря Роланда и представить, как именно выглядела Рига в те далекие времена.

Здание ратуши в Риге

Статуя рыцаря Роланда

3. Дом Черноголовых

Это прекрасное здание, являющееся, без сомнения, главным украшением Ратушной площади, было полностью разрушено в 1941 году и восстановлено «с нуля» в 1999 году. Первоначально здание имело другое название – Новый дом. Его построили в 30-х годах XIV века для различных обществ. В следующем столетии дом полностью перешел в пользование Общества Черноголовых (братства торговцев). А вот название «Дом Черноголовых» прижилось не сразу – его начали использовать только в 1687 году. Полноправными владельцами дома черноголовые стали еще позже – в 1713 году.

4. Домский собор

В самом сердце Старого города находится Домская площадь, где располагаются лучшие в городе кафе и бары. Все они, как ни странно, весьма мирно соседствуют с Домским собором, который известен своим знаменитым органом. Со времени основания (в 1211 году) собор много раз перестраивался, и теперь являет собой архитектурный объект, сочетающий в себе поздний романский стиль, готику и барокко. Сегодня в Домском соборе хранится огромное количество исторических и художественных ценностей, собранных со всей Латвии.

5. Три брата

Недалеко от Домского собора можно найти уникальный для Риги комплекс зданий, состоящих из трех домов разных эпох. Белое здание было построено в конце XV века, желтое – в середине XVII века, а зеленое – в середине XVIII века. В народе их назвали «Тремя братьями». В старину застройка в Риге была очень плотная, и обычно на одной улице селились представители одной профессии. Поскольку известно, что некогда в одном из домов работала пекарня, историки предполагают, что в зданиях-братьях когда-то жили пекари. Интерьер домов так же необычен, как и экстерьер: их отличают очень высокие потолки, узкие коридоры, крутые лестницы и кирпичный пол.

Одно из наиболее значимых зданий Латвии находится именно здесь – в Риге, прямо на берегу Даугавы (Западной Двины). После обретения страной независимости, Рижский замок стал Президентским дворцом, а до этого он на протяжении многих лет являлся резиденцией советской власти. Рижский замок представляет собой классический архитектурный элемент старой Риги. Его построили ливонские рыцари в 1330 году, когда их вытеснили за пределы тогдашнего города.

7. Пороховая башня

Рига, как и многие древние города, была некогда окружена крепостной стеной. Напоминает об этом единственная сохранившаяся от нее башня. Раньше она носила название Песочной башни и, согласно историческим данным, была построена в 1330 году. Нынешнее название – Пороховая – она получила в XVII веке, когда в ней начали хранить стрелковый порох. В 1919 году здесь открылся Военный музей, который работает и по сей день.

8. Площадь Ливов

Это место считается сравнительно новым в Старом городе. Площадь Ливов была образована только в середине XX века, однако она гармонично вписывается в общий стиль старой Риги, поскольку здесь сохранились дома разных эпох. Особенно оживленно бывает на площади Ливов в летнее время: тут открываются палаточные кафе, работает передвижная торговля, выступают уличные музыканты. Словом, если вы задержались в Риге на несколько дней, – вы знаете, где отдохнуть вечером после прогулки по городу.

Шпиль церкви Святого Петра виден и с Площади Ливов

9. Кошкин дом

Как бы знакомо ни звучало название этого здания, оно не имеет ничего общего со сказкой. Зато историю о Кошкином доме рассказывают не менее интересную. Построил его в 1910 году один богатый торговец, которого не приняли в Гильдию купцов. В отместку за это хозяин здания разместил на его крыше двух котов, повернутых задом прямо к Гильдии. Намек поняли все, и дело дошло до скандала. Пришлось купцу все же развернуть котов в другую сторону. Но, как говорится, осадочек-то остался. Найти Кошкин дом можно на площади Ливов, прямо напротив здания Большой гильдии.

10. Большая и малая гильдии

Недалеко от площади Ливов можно обнаружить еще два архитектурных памятника – здания Большой и Малой гильдий. Первая представляла собой купеческую организацию, а вторая – объединение рижских ремесленников. Сегодня Большая гильдия считается одним из самых старых публичных зданий во всей Прибалтике (оно было возведено еще в XIV веке). После реставрации она превратилась в филармонию. Малая гильдия значительно моложе – она была построена в 1866, а ее восьмиугольная башня-донжон «намекает» на стиль английской неоготики. Сегодня в Малой гильдии находится Центр фольклорного искусства и культуры.

11. Памятник Свободы

Одна из значимых достопримечательностей Риги – Памятник Свободы, который является символом независимости Латвийской Республики. Находится он на главной улице города Бривибас (или улице Свободы) и виден издалека. Еще бы, разве можно не заметить девятиметровую фигуру женщины, держащую над головой три золотые звезды? А еще недалеко от памятника находится зеленая зона, в которой расположена Бастионная горка – искусственное насыпное сооружение вдоль городского канала. Красивое место.

12. Рижский кафедральный собор

Этот православный храм считается крупнейшим в городе. На момент открытия, которое состоялось 28 октября 1884 года, величественный собор с темно-синими куполами считался самым дорогим строением в Риге. При Советах здесь размещались планетарий и ресторан. После обретения страной независимости кафедральный собор Рождества Христоваотреставрировали и «позолотили», и теперь его двери снова открыты для верующих.

Маршрут по Старой Риге

Прогулка начинается с церкви Святого Петра, поскольку она расположена ближе всего к железнодорожному вокзалу города.

Фото 1 из 10: Достопримечательности Риги: Церковь Святого Петра © Depositphotos

Город Рига, расположенный в устье реки Даугавы, − самый большой в Прибалтике и, наверное, самый популярный у путешественников из Украины.
Чтобы облегчить планирование поездки в столицу Латвии, мы подготовили подробный путеводитель, в котором описали, куда стоит отправиться туристам, если в наличии всего 1 сутки для ознакомления с Ригой. Но начнем с небольшого экскурса в историю.

© Depositphotos
  • Достопримечательности Риги − как был основан город

Легенда гласит, что основателем Риги был Большой Кристапс − человек, построивший домик на берегу Даугавы и переносивший людей с одного берега на другой. Однажды ночью он услышал плач ребенка и перешел реку, чтобы забрать его. По пути назад ребенок стал очень тяжелым, и Кристапс совсем выбился из сил, однако ношу свою не бросил и в целости и сохранности донес к себе и уложил спать. Утром ребенок исчез, а на его месте оказался ларь с деньгами. Именно на эти деньги, на месте обители Кристапса, впоследствии были построены первые рижские дома. В честь этой легенды на набережной можно найти стеклянную "коробку", в которой установлена статуя гиганта с ребенком на плече.

Средневековая часть Риги находится на восточном берегу реки, и представляет самый большой интерес для гостей города: довольно небольшая, она очень красивая, ухоженная, с явственными немецкими мотивами в архитектуре и волшебными "пряничными" церквями. "Советского прошлого" в центре города уже практически нет, и, посетив более отдаленные районы с характерной "совковой" застройкой, понимаешь, что к лучшему.

  • . В изит в кафедральный собор Святого Иакова

Достопримечательности Риги: Кафедральный собор Святого Иакова © Depositphotos

Главная католическая церковь Латвии спокойным и размеренным прошлым похвастаться не может. Ее становление связывают с Ливонским орденом и богослужениями для "поющих дев" − монахинь-цистерцианок, а также с тем фактом, что изначально храм находился за пределами городских фортификаций, вследствие чего пользовался популярностью у сельских жителей. В XVI веке начались антикатолические волнения, в рзультате которых церковь была разгромлена, после чего "обращена в лютеранство", пока в 1582 году король Стефан Баторий не выкупил ее, чтобы отдать иезуитам. Этим все дело не закончилось, и собор несколько раз переходил от одной конфессии к другой, а в XVII веке в него попали несколько российских снарядов, два из которых позже, в память об осаде Риги, вмуровали в алтарь, и два − в фасад. Внутри церкви стоит обратить внимание на кафедру редкого красного дерева, выполненную в нехарактерном для Риги стиле ампир, и на красивейшие витражи.

От церкви Святого Иакова можно прогуляться в еще один католический храм − церковь Марии Магдалины , некогда бывшую частью цистерцианского монастыря (он, к сожалению, не сохранился). А от нее уже и до Рижского замка рукой подать.

Достопримечательности Риги: Аркадия © facebook.com/riga.in

  • : посещение Домского собора и Музея истории Риги

Жемчужина Риги − протестантский Домский собор − самый крупный средневековый храм стран Балтики. Существуют две версии, объясняющие название церкви: первая отсылает к латвийскому слову Doms и немецкому Dom, которые обозначают "кафедральный собор"; вторая - к латинской фразе Domus Dei ("дом божий") и латинскому же сокращению D.O.M. (Deo Optimo Maximo - Бог Всеблагой Великий). Впрочем, название − далеко не самое ценное, чем может похвастаться храм. Основана церковь в 1211 году, и основателем ее стал не кто иной, как уже упомянутый Альберт фон Буксгевден. Постройкой руководили немецкие мастера под неусыпным контролем епископа. В 1270 году собор был закончен и до середины XVI века практически не менялся, а вот потом была построена башня и сделаны попытки (не очень успешные, т.к. в итоге его все равно разобрали) установить деревянный шпиль, который делал бы кафедральный собор выше. Вместо него в XVIII веке на башне возвели куполообразный шпиль в стиле барокко. Что интересно, пол церкви находится значительно ниже уровня улицы: связано это с тем, что после паводков на протяжении многих лет улицы Риги частенько засыпались гравием.

Достопримечательности Риги: Домский собор © Depositphotos

Интерьер церкви сохранился до наших дней и представляет собой готический стиль, "разбавленный" декоративными элементами стиля барокко. Также готика сохранилась в виде северного портала. Самой известной достопримечательностью собора является огромный орган, построенный в конце XIX века немецкой компанией E. F. Walcker & Co. Инструмент, до сих пор использующийся в концертных выступлениях, насчитывает 6718 труб, причем сделаны они из разной древесины и сплавов; длина самой большой трубы составляет 10 метров, а самая маленькая − всего 13 мм в длину. Музыку для него писали такие известные композиторы, как Ференц Лист и Иоганн Макс Регер.

Частью ансамбля Домского собора считается Музей истории Риги и мореходства , который является старейшим публичным музеем Латвии. Основой экспозиции музея стала коллекция естественнонаучных, художественных и исторических предметов рижского врача Николауса фон Химзеля, которая, согласно последней воле доктора, после его смерти была передана городу. А еще там есть очень много красивых макетов разнообразных кораблей.

  • : осмотр церкви Святого Петра

Церковь Святого Петра ты обнаружишь без труда: еще бы, ведь ее шпиль является одним из самых узнаваемых символов Риги. История достопримечательности, чье первое упоминание относится к 1209 году, очень любопытная: если Домский собор строился епископом, то данный храм возводился на пожертвования купцов, ремесленников, рижских бюргеров и всех прочих, кто считал необходимым иметь в городе "народную" церковь − символ сопричастности всех горожан.

Изначально храм был готическим − некоторые детали первоначальной постройки до сих пор можно обнаружить в центральной части здания, но со временем вследствие многих перестроек обзавелся барочным фасадом с богато украшенными порталами. Узнаваемый шпиль тоже не средневековый, но его практически идентичная копия: во время Второй мировой войны церковь изрядно пострадала от обстрела и долгое время лежала в руинах − от старинного убранства остались только деревянные резные эпитафии, которые каким-то чудом были заранее вывезены в Польшу.

Достопримечательности Риги: Церковь Святого Петра © Depositphotos

Восстановление церкви началось в 1954 году, и в первую очередь отстроили крыши. 21 августа 1970 года на верхушку теперь уже железного шпиля вернули точную репродукцию бронзового петушка-флюгера 250-летней давности (он, к слову, тоже сохранился, и увидеть его можно внутри церкви), а в 1983 году окончательно завершилась реставрация внутренних помещений.

Церковные часы начали показывать время в 1975 году, и показывают до сих пор, причем по давней традиции стрелка на циферблате одна, и пять раз в день звучит незамысловатая мелодия народной песни Rīga dimd. В башне установлен лифт, чтобы посетители не слишком уставали, поднимаясь на смотровую площадку, расположенную на высоте в 72 метра, с которой открывается изумительный вид на город и реку.

Достопримечательности Риги: Памятник Бременским музыкантам © Depositphotos

У алтарной части церкви, снаружи, расположен памятник Бременским музыкантам, который городу-побратиму презентовал в 1990 году немецкий Бремен. Любимое народное развлечение "потри что-нибудь статуе − и желание исполнится" здесь тоже есть − в данном случае считается, что нужно потереть нос ослу, однако самые творческие личности предпочитают тереть носы всем животным, даже клюв петуха, для чего вынуждены исполнять нетривиальные акробатические трюки.

  • : экскурсия по Риге

Благодаря экскурсии ты сможешь посетить центральный Рижский рынок , большой и шумный, разместившийся в павильонах, изначально предназначенных под ангары для дирижаблей, на котором лучше всего покупать разнообразные сувениры и пробовать местные продукты. Лично познакомиться с улицей Jauniela: она изображала Бейкер-стрит в советских фильмах о Шерлоке Холмсе, а сама квартира великого сыщика всех времен располагалась в доме №22 (к слову, профессор Плейшнер из "17 мгновений весны" падал у дома напротив, в котором сейчас находится отель).

Достопримечательности Риги: Рижский рынок © Depositphotos

Узнать историю гильдейских домов, в том числе и изысканного Дома Черноголовых , и убедиться, что "три брата − Белый, Средний и Зеленый" − это не герои местного фольклора, а архитектурный комплекс; увидеть лучшие примеры зданий в стиле модерна и удивиться, услышав, что в городском канале Риги живут бобры, от которых время от времени пытаются избавиться мирным путем, но пока что безрезультатно. Короче говоря, получить огромное количество позитивных эмоций и впечатлений.

  • : прогулка в парке

Дальше можно отправиться в один из рижских парков для короткой послеобеденной прогулки. Парк Победы , расположенный на левом берегу Даугавы, всего в двух трамвайных остановках от центра, был разбит в 1909 году. На официальной церемонии открытия парка присутствовал император Николай II, и, говорят, даже посадил несколько деревьев, которые до наших дней не сохранились.

Парк просторный, чистый и очень привлекает любителей занятий спортом: в летнее время на полянках собираются любители йоги и мини-гольфа, а в зимнее − 1250-метровая трасса становится излюбленным местом паломничества местных лыжников (снежная пушка и аренда лыж также имеются в наличии).

Достопримечательности Риги: Парк Победы © Depositphotos

Рядом с парком Победы расположен еще один зеленый оазис − Аркадия . Он старше своего соседа (в 1852 году на пустынном участке было решено разбить сад экзотических растений). На протяжении ста лет парк благоустраивали сменяющиеся власти: добавили летний театр, изменили русло маленькой речки Марупите, по проекту Георга Фридриха Куфальдта была сооружена хорошо продуманная система каскадов и водопадов. Со временем от теплиц с экзотическими растениями пришлось отказаться, однако парк до сих пор остается одним из любимых мест для прогулок и свиданий.

Большой Верманский парк − старейший парк Риги. Он расположен в центре города, недалеко от улицы Elizabetes, и был основан в 1813 году на средства вдовы предпринимателя Анны Гертруды Верман. Она не была единственным меценатом, но ее пожертвование было самым большим, и составляло огромную на то время сумму в 10 тыс. марок. В 1833 году в парке открылось заведение искусственных минеральных вод, чье здание сохранилось до наших дней. Благодаря источнику, парк обрел огромную популярность как среди жителей, так и среди гостей города. Также в парке устраивались скрипичные концерты, цирковые представления и многие другие мероприятия. В частности, первая в Латвии выставка автомобилей прошла именно в нем. А еще на территории парка расположено огромное количество памятников, летняя эстрада, и летом на лавочках собираются шахматисты.

Достопримечательности Риги: Латвийский этнографический музей © Depositphotos

  • : едем в Латвийский этнографический музей

В Риге расположен один из самых старых и больших этнографических музеев Европы. Характерные национальные строения, старинные бани, действующие кузницы и гончарные мастерские, в которых можно самостоятельно сделать себе сувенир на память (мастера работают во дворах летом по выходным) − всего в музее насчитывается 118 строений из разных уголков Латвии, некогда принадлежавших крестьянам, рыбакам, ремесленникам. Интерьеры и предметы быта бережно сохранены − музей открыли в 1924 году, когда война еще не успела уничтожить значительную часть этнографических и культурных памятников.

  • : собираем панорамы вечерней Риги

Теперь самое время вернуться в город и познакомиться с вечерней Ригой. Хороших смотровых площадок в Риге достаточно много, и практически все можно без проблем посетить.

Также хотим тебе предложить путеводители по таким городам, как , и если у тебя есть всего 24 часа.

Маршрут «по тропам» Средневековья, или в поисках приключений, рыцарей и романтики

«Это был странный мир. Неустойчивый, но по-своему гармоничный. Здесь жили литовцы, летты, самогиты, эсты, русские, литва, ливы, ятвяги, семигалы... некоторые давно исчезли, другие живут здесь и поныне. Русские князья по Даугаве - Западной Двине - собирали дань с окрестных племен, воевали с ними, часто роднились с литовцами и ливами... И неизвестно, как бы сложилась дальше судьба Прибалтики, если бы здесь, в устье Даугавы, не высадились немецкие миссионеры, за которыми пришли рыцари. В 1201 году энергичный епископ Альберт основал город Ригу, возник орден святой Марии, или Меченосцев, который планомерно покорял племена и народы, крестил язычников - кто не хотел креститься, погибал, кто соглашался - становился рабом. А города, где правили русские князья - Кукернойс, Герсике, Замошье, потом Юрьев - один за другим были взяты немцами. Они не смогли объединиться...»

Кир Булычев, «Похищение чародея»

Рига - город загадочный и странный, и в то же время узнаваемый на каждом шагу. Гуляя по узким улочкам и глядя на яркие фасады средневековых домиков, ты то и дело вспоминаешь любимые фильмы (маршрутом «В главной роли - Рига, или По местам боевой славы штандартенфюрера Штирлица» мы с вами пройдем всего через несколько страниц). Старый город Риги (Вецрига) невелик по сравнению с такими любимыми туристами городами, как Прага или Париж, но те, кто побывал тут один раз, обычно возвращаются. Что тому виной: знаменитый ли рижский бальзам, средневековые ли улочки, окутанные туманом, или легенды, которыми овеян каждый уголок - мы и попытаемся вместе разобраться...

Наше знакомство с городом я предлагаю начать с экскурсии по следам полузабытых средневековых зодчих и благородных рыцарей. Хотя, возможно, их благородство - такой же миф, как полуночные стоны влюбленных, замурованных в стенах Шведских ворот. Об этом нам и предстоит узнать в самое ближайшее время!

Начать прогулку по городу удобнее всего от железнодорожного вокзала Риги . Во-первых, это символично: большинство приезжих именно здесь впервые вступили на рижскую землю (поезд от Москвы до Риги ночной - таким образом, вы не тратите драгоценное дневное время). Во-вторых, из этой точки довольно легко добраться до Старого города, куда мы и держим путь. Итак, выйдя на перрон, вы идете до здания вокзала, с левой стороны которого имеется подземный переход, он-то и приведет нас к Старому городу (он начинается буквально через оживленную дорогу от вокзала и большого магазина «Стокманн»). Далее идете прямо, ориентируясь на высоченные острые шпили церквей Святого Петра и Домского собора, доминирующие над невысокими домишками. Если слегка заплутаете на узеньких рижских улочках, не волнуйтесь: местное население в массе своей говорит по-русски и вам всегда помогут найти правильную дорогу (якобы враждебность латышей по отношению к россиянам - миф, не более).

На Ратушной площади (Ratslaukums )с левой стороны, в красивом красном здании, украшенном статуями,на первом этаже расположено турбюро, где можно бесплатно взять карту и несколько буклетов по городу. Теперь можно и по сторонам оглядеться... После окончания Второй мировой войны Ратушная площадь представляла собой руины, причем обе армии (советская и немецкая) свою роль в деле разрушения активно отрицали. Собственно, теперь это уже и не важно, ибо в советское время площадь окружили довольно безликими зданиями, некоторые из которых сохранились по сей день. Реставрировать площадь стали только в 1996 году, когда горожане приступили к подготовке к празднованию 800-летия Риги.

Музей оккупации в мрачном черном прямоугольном здании делит площадь на две части: та, что ближе к реке, с монументальным памятником латышским стрелкам в центре, представляет собой «наследие советского режима» - мрачноватые здания, та, что ближе к церкви Святого Петра - восстановленный облик средневековой Риги.

В средневековой части площади центр ее украшает статуя Роланда с мечом и щитом. Говорят, такая некогда украшала практически каждый ганзейский город. Это копия, оригинал находится в музее истории Риги. Летом, во время праздника урожая, его наряжают в фартучек и венок из осенних цветов и фруктов.

Перед Роландом стоит восстановленное в конце прошлого столетия здание Ратуши (Ratsnams ). Именно в здании Ратуши, в Зале совета собирался магистрат, принимавший важные для города решения, здесь же стояли эталоны мер и весов, здесь же судили нечистых на руку торговцев или ремесленников. У входа в Ратушу стоял позорный столб, куда приковывали провинившихся, во время казней в центре площади ставили помост, где рубили головы. Во время праздников на Ратушной площади проводили шумные ярмарки. У памятника Роланду был расположен колодец, откуда горожане брали воду. С балкона над входом трубачи зачитывали постановления отцов города, а во время торжеств здесь ставили кресла для членов магистрата. Увы - средневековый облик Ратуша не сохранила, сейчас она выглядит так, как в XVIII веке, но смотрится она симпатично, как и стоящий сбоку от нее ультрасовременный дом из стекла, где расположено несколько модных магазинов - ему придана форма средневекового готического дома.

Безусловно, украшение площади - Дом Черноголовых (Melngalvju names , Rātslaukums, 6), внутри которого расположено городское турбюро, а снаружи такая красота, что захватывает дух: потрясающая кирпичная кладка, статуи на крыше и стенах, затейливая резьба... Еще более интересно смотреть на это здание в ночной подсветке, советую выделить для этого время как-нибудь вечерком.

Черноголовыми в Риге называли молодых холостых купцов, выбравших своим покровителем христианского мученика (и бывшего римского легионера) Святого Маврикия, как несложно догадаться, мавра (его скульптурное изображение легко найти на фасаде дома). Здесь заключали сделки, проводили приемы, здесь хранили эталонные меры (длины, весов и проч.). Женившись, Черноголовые купцы переходили уже в Большую гильдию (О Большой и Малой гильдиях читайте в маршруте «Экскурсия по забавным памятникам, или Воспринимайте Ригу с юмором »).

Дом, построенный в стиле голландского ренессанса в 1334 году, считался самым красивым зданием Риги, и, на мой взгляд, и поныне им является. Рассказывают, что празднества, устраиваемые в Доме Черноголовых, не гнушались посещать даже русские цари, и многие вельможи Европы (в книге гостей имеются подписи германского канцлера Бисмарка, императрицы Екатерины, царя Александра I , и по мелочи - немецкие и русские герцоги, графы, бароны), Екатерина Великая даже подарила веселым и хлебосольным купцам свой портрет - в знак особого расположения. В особой комнате на втором этаже в Средние века была расположена знаменитая коллекция серебра, а также подарки гильдии и всякие диковины, вроде китовых ребер или кости динозавра, а также небольшая библиотека, где кроме книг хранились карты. Куда все это делось после войны - точно неизвестно, проследить удалось только серебро - его в 1939 г. вывезли в Германию. После бомбежек во время Второй мировой Дом Черноголовых был полностью разрушен, и восстановили его только в 2001 году, к 800-летию Риги.

Врезка:

Для любителей охаять советский строй и его якобы небрежное отношение к латвийскому, в частности, культурному наследию, сообщу, что, к примеру, в той же Германии имеется масса городов, где средневековый центр стоял в руинах вплоть до 90-х годов прошлого века. Не в строе дело, а в бюджете страны или города - очень долгие годы на масштабное восстановление просто не было денег. Зато не стану отрицать, что столицы бывших союзных республик явно «залучшели» после того, как стали столицами самостоятельных государств.

За Домом Черноголовых начинается печальный полузаброшенный квартал: многие дома ремонтируются, а от многих остались только средневековые фасады, внутри же - ямы со строительным мусором. Напротив одного из таких зданий - синагога, возле которой отчего-то дежурит полицейский в патрульной машине. Весь район вокруг синагоги до войны был еврейским, а во время войны немцы согнали все население района в эту самую синагогу и сожгли заживо. Зато именно советские войска были потом названы оккупантами… В этом же районе мы увидели забавный дом: выбитые окна в нем заменяли детские рисунки.

Если пройти от Дома Черноголовых влево (если стоять лицом ко входу) к церкви Святого Петра, и, не переходя дорогу, бросить взгляд направо, то на углу улиц Грециниеку (Grecinieku iela ) и Кунгу(Kungu iela ) вы увидите еще одну местную достопримечательность - дом купца Менцендорфа (Mencendorfa nams ), построенный в 1695 году. Два с лишним столетия здесь была старейшая в городе аптека. Когда-то внутри был большой торговый зал, где на многочисленных полках стояли пузырьки, баночки и колбы. В них хранились не только снадобья от различных хворей, но и специи, которые купцы привозили из экзотических стран, косметика, мыло, свечи, порох, и даже чернила. Под аптекой сохранились обширные винные погреба, где аптекари хранили вино и спирт, применяемые для приготовления лекарств и косметических средств.

Именно в этом здании в 1762 г. рижский аптекарь Абрахам Кунце изобрел легендарный Рижский бальзам (про который местные жители и по сей день говорят, что это лекарство, а не напиток, и потребляют его с черносмородиновым соком). По мнению автора бальзама, он помогал от двух десятков недомоганий, в том числе от обморожений, зубной боли, мигрени, укусах насекомых и змей, и даже от вывихов, растяжений и переломов, а опасные раны бальзам излечивал за какие-то 6 дней. Неизвестно, насколько быстро лечил переломы этот бальзам, а вот сувениром он стал очень успешным - до сих пор это самый популярный латвийский бренд, делящий пальму первенства разве только с косметикой «Дзинтарс». Свое нынешнее название дом получил по имени последующего владельца, купца Августа Менцендорфа (1884). После войны дом долгое время стоял заброшенным, и только во время реставрации 1982 г. на его стенах и сводах обнаружили средневековые фрески, которые можно увидеть, посетив музей Менцендорфа, открытый в этом здании.

Сайт музея в здании аптеки http://www.mencendorfanams.com/index-lv.php

Расписание выставок и концертов уточняйте на сайте музея.

Входной билет стоит 1 лат, каждая экспозиция - еще 0,5 лат.

Врезка:

Отведав «Чудо-бальзам», Екатерина II пришла в восторг. Так началась слава «Рижского бальзама». Другой немец, по имени Иоганн Вольфганг Гете, назвал целебный напиток эликсиром молодости и навеки прославил его в гениальном «Фаусте». В состав бальзама входят более полусотни компонентов из тщательно отобранных трав, фруктов, ягод, цветов, масел, соков и кореньев. Этот черный, тягучий и очень ароматный напиток обладает удивительными тонизирующими и целебными свойствами. «Фирменным рижским» осенним вечером, когда зябко, туманнои сыро, просто необходим фирменный рижский коктейль: одну часть сока черной смородины смешать с двумя частями черного бальзама и подогреть на плите. Чувствуете?

На соседней площади высится самое высокое здание средневековой Риги (123 м) и до недавнего времени - самое высокое здание деревянной конструкции в Европе. Это церковь Святого Петра (Rīgas Sv. Pētera baznīca, адрес: Skarnu iela , 19). Первые упоминания о уже строящейся церкви городского магистрата относятся к 1209 г., таким образом, строительство началось несколькими годами ранее. Магистрат преуспевающего ганзейского города стремился к тому, чтобы его церковь была самой-самой, чтобы перед соседями не стыдно было: башня - самой высокой, неф - самым большим, фрески - лучших мастеров своего времени, колокол - самым звонким. Денег не жалели, и было их вдосталь, потому и получилась церковь впечатляющей. Правда, в последующие века ее несколько раз перестраивали, к примеру, в XV веке она приобрела готические черты, а дерево и белый известняк постепенно заменили модным красным кирпичом. Примерно в то же время церковь значительно расширили, пристроив боковые нефы, веком позже придали ей черты модного тогда архитектурного стиля барокко, и сейчас она имеет тот самый облик, каким могла похвастаться в далеком шестнадцатом столетии.

Врезка:

«Европейские города напоминают о Риге. Естественно, больше всего их — в германских, протестантских, готических местах. Припортовые склады с характерными балками для лебедок с волнением разглядываю в Копенгагене, Амстердаме, Гамбурге, Стокгольме, Бергене, Осло. … Рига всегда была …красивым, временами богатым, временами важным … городом». Петр Вайль «Гений места»

С церковной башней горожанам не повезло: построенная в конце XV века, она внезапно обрушилась в марте 1666 года, под ее обломками погибло несколько десятков человек. Через 10 лет восстановленная башня сгорела. К концу XVII века после долгих лет нового строительства мастер Руперт Бинденшу создал уникальную деревянную конструкцию новой башни в стиле барокко. Правда, и ее ждала печальная участь: в 1721 г. башня снова сгорела, а вместе с ней - и голландские куранты, которые обошлись городской казне в 8 тысяч талеров - астрономическую сумму! Через 22 года (в течение которых, вероятно, горожане скидывались на новую башню) за работу взялся плотник Вюльберн, который создал башню высотой 121 метр, увенчанную золотым петушком. По окончании своего труда Вюльберн взобрался на самый верх башни, увелся на золотого петушка (на самом деле он размером с крупную лошадь), достал припасенную заранее бутылку вина и осушил бокал за то, чтобы башня стояла вечно. Выпив, он сбросил хрустальный бокал вниз, и о чудо - бокал не разбился! О том, что бокал упал с неимоверной высоты, свидетельствовала только маленькая трещинка, а о том, что эта история - не байка - свидетельствовал сам бокал, хранящийся в Музее истории Риги и мореходства. Во время бомбежки в 1941г. пострадал зал музея, где хранился бокал, и через несколько дней снаряд угодил прямо в башню - примета сбылась. В 1970 г. на недостроенный шпиль влез руководитель ремонтных работ, Петерис Саулитис, выпивший за строительство и тоже сбросивший бокал вниз. Бокал разбился вдребезги, но башня еще цела. - закончили ее возведение в 1973 году. Некоторые гиды рассказывают и второй вариант легенды: первый бокал разбился на две части, что означало, что простоит церковь 200 лет, она и простояла - 220, день-в-день...

До Реформации церковь могла похвастаться пышным убранством: цеховыми часовнями, украшенными скульптурами, лепкой и росписью на темы Ветхого и Нового завета, алтарем, вывезенным из Голландии, даже, говорят, знаменитыми фламандскими гобеленами. Пережил суровое время, когда роскошь церковного убранства не поощрялась, только уникальный деревянный алтарь необычной конструкции, вокруг которого устраивают интересные выставки: то авторских работ по керамике, то фоторабот, то пейзажей Юрмалы.

На специальном лифте можно также подняться на башню церкви , на уровни 57 и 71 метров. (О лучших смотровых площадках Риги см. раздел «Смотровые площадки Риги, или Пролетая над городом »).

Смотровая площадка башни церкви Святого Петра и выставки в церкви

Адрес: улица Скарню (Skarnu iela ) , 19

Высота: 72 метра

Как добраться: вход через собор, касса у входа, справа. Наверх идет лифт.

Цена входного билета: 2 лата взрослым, школьникам до 18 лет - 0,70 лат. Вход на выставку стоит 0,5 лат

Время и условия работы: ежедневно 10.00 - 17.00, кроме понедельника.

За церковью Святого Петра, слева, вы увидите здания, пристроенные к стенам Конвента Сета (Konventa Seta ). Когда-то здесь высился строгий епископский замок, у стен которого был основан монастырь (конвент) - как приют и больница для неимущих, вдов и сирот. Позднее здесь, по европейскому образцу, открыли бегинаж - своеобразный «город в городе», женскую общину, образованную изначально вдовами крестоносцев, которые должны были как-то выжить в суровом средневековом мире. Дамы селились обособленно, строили себе домики рядом, обносили их высокой стеной, и жили там уединенно и зачастую по монастырским канонам. При этом они не принимали постриг, то есть имели возможность выйти замуж вновь. В бегинаж принимали и жен крестоносцев на время, пока муж был в походе (поход-то мог длиться несколько лет). Если муж возвращался домой, общину можно было покинуть и вернуться к обычной семейной жизни. Занимались бегинки общественно полезными делами: плели кружева, ухаживали за больными и престарелыми, воспитывали сирот. Покровительствовали бегинкам влиятельные лица - местная знать, которые и давали деньги на постройку бегинажей и поддерживали их материально. К сожалению, в Риге бегинаж не сохранился, т.к. уже с XV века в его зданиях разместился монастырь терциариев, а после его упразднения здесь стали селиться горожане, открывая в бывших домиках бегинок лавки и мастерские.

Врезка:

Больше всего бегинажей в Европе сохранилось в Бельгии, значительная их часть внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в некоторых из них расположены музеи, в некоторых - дома престарелых, а кое-где вроде даже люди живут (причем часть таких бегинажей доступна для туристов, а часть закрыта для посещений).

Сейчас Конвента Сета представляет собой настоящий средневековый квартал в центре Риги, образованный небольшими и плотно примыкающими друг к другу домиками, узкими улочками, мощеными камнем. Делаешь шаг в одну из арок, служащих входом - и попадаешь как будто в другой мир, где даже воздух как будто иной, средневековый, несмотря на то, что после войны здесь были руины, и здания были заброшены до 70-х гг. В маленьких зданиях Конвента Сета сейчас расположены антикварные магазинчики, кафешки, и даже милая гостиница. Попасть сюда можно через один из четырех выходов, но главный из них, который легче всего найти, расположен сразу за церковью Святого Петра - напротив памятника бременским музыкантам .

Войдите внутрь, пройдите несколько шагов вперед - и оглянитесь. Вы увидите шпиль башни собора Святого Петра, милый домик с желтыми стенами и высокой крышей - вид, который сам просится на фото! Так же рассуждали, наверное, многие художники, запечатлевшие этот вид на своих полотнах. В том числе и Николай Рерих, приезжавший в Ригу в 1903 г.

В зданиях, окруживших Конвента Сета, со стороны церкви Святого Петра, прячется готическая церковь Святого Георгия (Sv. Jura Baznica, Skarnu iela 10/20), отсутствие башни у которой безошибочно выдает ее возраст - XIII век. Когда-то церковь была замковой капеллой, и основал ее сам епископ Альберт. Внутри замка были расположены комнаты рыцарства, покои епископа, зал совета, и зал приемов - ничего, кроме часовни, не сохранилось. Энергичный епископ Альберт привлекал в орден людей не столь честных, сколько бойких, и к концу XIII века эта шайка так допекла жителей города, что мирные горожане штурмом взяли замок в 1297 г., разогнали рыцарей, докучавших гражданам разбоем, особо виноватых повесили, а крепость порушили, сохранив только часовню. Подозреваю, что горожане, разрушившие замок в 1297 г., просто проявили уважение к религии. Из замковой капеллы и остатков зала собраний соорудили церковь Святого Георгия, прослужившую до Реформации (XVI век), когда из нее сделали склад, предварительно разрушив внутри все, что можно было разрушить: скульптуры, стенные росписи, резную мебель. Всю серебряную и золотую утварь переплавили на нужды магистрата.

Несколько столетий купцы хранили здесь зерно, коноплю и кожу - основные товары, которыми торговала Рига. После войны здесь хранили старую мебель и вещи, вынесенные из разбомбленных домов, но так никому и не пригодившиеся, а на чердаках и часовни, и прилегающих домов местные ребятишки играли «в войну» (об этом мне рассказывало несколько местных жителей, в том числе и молодежь 30-35 лет). После 1991 г., когда дома еще не отреставрировали, выросшие ребятишки искали среди рухляди старинные вещи и успешно сдавали их в начинающие появляться в ту пору антикварные магазинчики. Сегодня в часовне расположен Музей прикладного искусства , где проводят художественные выставки. Попасть внутрь стоит хотя бы для того, чтобы увидеть своими глазами готический интерьер XIII века.

Музей прикладного искусства, адрес: Skarnu iela 10/20

Входной билет - 3 лата. По средам свободный вход для пенсионеров, инвалидов, школьников, многодетных семей.

К Конвента Сета с правой стороны примыкает еще одна церковь - Святого Иоанна/Яна (Sv. Jana Baznica, адрес: Skarnu iela , 24) - из ярко-красного кирпича, со ступенчатым фронтоном и узкими готическими окнами. В 1234 г. епископ Альберт передал свою старую резиденцию с часовней доминиканскому ордену. В 1330 г., одновременно с закладкой нового Рижского замка на берегу Даугавы, церковь перестроили в готическом стиле, а традиционные для готических храмов арки-контрфорсы разместили не снаружи, а внутри, сэкономив еще и на боковых стенах часовен.

Про две маски с открытыми ртами на стене церкви рассказывают, что в Средние века, в дни больших церковных праздников у этих изображений (с внутренней стороны церкви), усаживался проповедник доминиканского ордена и произносил речь, а речь его звучала на весь город - маски служили мощными усилителями звука. Примерно в то же время в стене церкви были добровольно замурованы двое молодых монахов, давшие такой жестокий обет, чтобы церковь стояла вечно. Добросердечные горожане приносили им воду и еду, просовывая в крошечное отверстие, которое сохранилось до нашего времени и ныне лишь забрано решеткой (вероятно, чтобы не бросали мусор).

Горожане не любили доминиканцев: те держали в своих руках инквизицию, которая, хотя и не свирепствовала в Риге так, как в Бельгии, Испании или Италии, но все же наводила ужас на обывателей. Нелюбовь достигла апогея в середине XV века, когда горожане монастырские постройки и церковь изрядно разрушили (а горожане-то были не промах!), правда, в том же пятнадцатом веке церковь восстановили. Новая церковь, сохранившая облик до настоящего времени, чем-то напоминает Дом Черноголовых (возможно, их проектировали одни и те же мастера). В 1523 г. горожане, наконец, изгнали доминиканский орден из Риги (уцелевшим монахам пришлось топать вдоль устья Даугавы в ближайший монастырь около 100 км!) и устроили в церкви конюшню, узнав о чем, германский император наложил на город большой штраф, и здесь устроили оружейный склад. Статус культового сооружения церковь получила снова только при Стефане Батории, передавшего церковь латышской общине. Сейчас попасть внутрь можно строго во время проведения внутри концертов, или упросив старушек, сидящих внутри в канцелярии.

Не поленитесь зайти в дворик Яна (Яна сета, Jana seta ) слева от арки, ведущей в Конвента Сета. Домик, нависающий над двориком, жилой, судя по заспанным рожицам, выглядывающим из окон рано утром. В дворике Яна можно увидеть еще один фрагмент оборонительной городской стены, правда, круглогодично загороженный тентами кафе.

Врезка:

Когда-то это были владения монастыря, упраздненного во времена Реформации. С XVI века в доме № 7 находился принудительный работный дом, в 1794-1803 гг. - богадельня, а в советское время Выставочный зал молодых художников. С 1828 г. в Яна сета размещались рижские полицейские казармы, поэтому до 1902 оно называлось Полицейско-казарменным подворьем, и только затем Яновым. В доме №6 была открыта старейшая латышская школа. После того, как в 1938 году школьное здание было снесено, в тылу его обнажилась крепостная стена городских укреплений, реконструированная в 1957-69 годы.

Выйдя из дворика и подмигнув Бременским музыкантам, можно направиться по улице Скарню (Skarnu iela ) вправо. Через несколько минут мы выйдем на Домскую площадь (Doma Laukums ), в центре которой высится главная церковь Риги - Рижский собор (R īgas Doms ).

Врезка:

Одна из самых распространенных ошибок, которые допускают русские авторы, пишущие о Риге - это именование Рижского собора Домским собором. В европейских языках слово Dom (Duomo ) и означает собор, главную церковь города, поэтому «Домский собор» в русскоязычных источниках - это «масло масляное».

Еще в XII веке на месте просторной ныне площади рыцари-меченосцы заложили небольшую деревянную церковь для нужд ордена, но после того, как магистрат отстроил себе величественную церковь Святого Петра, епископ Альберт не стерпел и разорил орденскую казну - заложив грандиозный собор в центре города. Для строительства были приглашены лучшие голландские и немецкие мастера (это очень заметно по архитектуре храма), и стройка началась с размахом. Фундамент храма освятили в честь Святой Марии. Церковь в романском стиле возвели быстро, но сам епископ до окончания проекта не дожил, и был похоронен в еще недостроенном соборе, согласно его завещанию, «под третьим камнем, под светильником». Рядом с монастырем построили монастырь и дворецдля высшего духовенства, во внутреннем дворике собора еще сохранилась галерея, по которой монахи попадали прямо в церковь, не замочив ног и головы во время непогоды (дворик открыт для посещений туристов).

Рижский собор, как и его соперница - церковь Святого Петра, пережил и наводнение, и пожары, и Реформацию, когда было уничтожено почти все внутреннее убранство, позднее к романскому стилю храма прибавились поздние готика и барокко, а еще позднее - и классицизм. Нынешний облик собор приобрел в 1776 году. Говорят даже, что по собору местные студенты изучают архитектурные стили. Красный готический кирпич постепенно вытеснил известняк, из которого был построен самый первый романский собор.

Врезка:

Для европейских стран, чьи земли выходят к Балтийскому морю (Латвии, Швеции, Эстонии, Польше, Германии и Дании) характерна не просто готика, а кирпичная готика. Именно здесь процветал Ганзейский союз, и средства на постройку впечатляющих соборов и церквей имелись. Сегодня так называемый маршрут готического кирпича включает 29 городов (полный список можно посмотреть на http://www.eurob.org ).

Внутри собора с XVI века стоит знаменитый орган , музыку для которого писал сам Лист. Орган украшен резьбой работы немецкого мастера Иоганна Раба, где среди изображений цветов и диковинных животных имеются лица «отцов города» - советников городского магистрата. Пол собора представляет собой одно большое кладбище: здесь похоронено большое количество богатых и знатных горожан - каждый из них хотел быть ближе к богу. Тяжелые каменные плиты украшены гербами, изображениями, эпитафиями - но все это стерто тысячами ног. Когда-то по бокам церкви теснились семейные часовни-усыпальницы, для которых лучшие мастера делали скульптуры, украшали стены фресками и резьбой - увы - вся эта красота не пережила Реформации. Кто не мог купить себе место в освященной земле или не имел достаточно средств для усыпальницы - заказывал таблички-эпитафии - несколько штук таких сохранилось на стенах собора. От средневекового убранства сохранились также две резные работы по дереву , датируемые XV веком: одна изображает Святую Марию, вторая - Адама и Еву в раю. После Реформации монастырские помещения использовали под библиотеку, а во дворе монастыря проводили ярмарки. Сейчас библиотека занимает часть монастыря, во второй половине расположился (сюда мы придем во время прогулки «Путешествие по Риге вместе с детьми» )

Музей истории Риги и мореходства

Основан в 1962 г. В экспозиции отражена история Риги с ее основания до 1940 г., история мореходства Латвии с Х века до наших дней. В собрании музея полмиллиона материалов, здесь регулярно устраиваются выставки. Музей предлагает экскурсии по экспозиции, хранилищу, Домской церкви и Крестовой галерее.

Сайт музея с актуальной информацией о часах работы, ценах на вход и экспозициях http://vip.latnet.lv/museums/Riga/

Врезка:

Обратите внимание: сейчас, чтобы попасть внутрь собора, нужно спуститься на добрых полтора десятка ступенек, а когда-то сюда вела высокая лестница, и в собор попадали, поднимаясь на десяток ступеней….

В любую погоду в разных концах площади по вечерам играют уличные музыканты: ближе к Дому с кошками - на скрипке, а прямо у собора - на виолончели. Красивая музыка навевает немного грустное настроение, особенно в туман.

На камнях площади перед собором видна разметка, выполненная камнями же - они показывают, где в Средние века стояли дома зажиточных горожан, и, глядя на них, можно попытаться представить себе, как выглядела тогда площадь. Правда, несколько метров культурного слоя придется мысленно «снять», ибо тогда улица была много ниже, а домики по сравнению с собором выглядели крошечными и незначительными.

В переулке Muku iela , с правой стороны собора (если стоять к нему лицом), стоит популярный отель «Гутенбергс» - он расположен в двух смежных средневековых домах, и внутри сохранены тяжелые дубовые балки и старинная планировка. В одном из зданий была открыта первая в Риге типография - отсюда и название отеля.

От Домского собора к Замковой площади (Pils laukums ) и Рижскому замку ведет улочка Пилс (Pils iela ) : если встать спиной к входу в собор, то это улица будет по левую руку.

Тихо дремлет Рижский замок.

На соборах бьют часы.

В нише статуя босая держит мокрые весы.

Тень дрожит на циферблатах.

Здесь под цоканье подков

Карамзин гулял когда-то,

переулком брел Крылов...

С. Журавлев, «Прогулки по Риге»

Рижский замок (Rigas Pils , Pils laukums , 3 ), раскинувшийся на берегу Даугавы, удивляет многим: и стоит-то он не на холме, как каждой уважающей себя крепости положено, и ров с мостом убрали, и пушек на стенах не видать, и впечатления грозной и неприступной цитадели он не производит. Да еще и цвета «игрушечного» - желто-белого! А ведь еще триста лет назад пройти в крепость можно было только через огромный подвесной мост, перекинутый через глубокий и широкий ров, который огибал замок и снова впадал в реку, образуя небольшой остров. У тех, кто уже видел европейские замки, часто возникает ощущение какой-то его «ненастоящности».

Нынешний замок является третьим по счету. Первый - деревянный замок Альберта - вырос летом 1201 г. поодаль от реки, на его месте сегодня расположены дворики Конвента и Яна Сета. Некоторые краеведы, впрочем, считают, что первый замок был расположен на месте нынешнего отеля Grand Palace (о нем читайте в главе «Где разместиться»), и только после его гибели от пожара была заложена каменная цитадель - на месте нынешнего дворика Конвента Сета. Так или иначе, но через 3 года деревянный замок сменил каменный, из саласпиллского известняка, простоявший 126 лет.

В 1282 г. Рига вошла в могущественный Ганзейский союз - торговое объединение городов Северного и Балтийского морей. Города Ганзы набрали такую мощь, что осмеливались вмешиваться в дела целых государств, и даже успешно воевали с такими державами, как Дания (а тогда в Данию входили и Швеция, и Норвегия, и Финляндия). В Риге стали активно развиваться торговля и ремесла, купцы привозили не только новые товары и диковинки, но и новые законы и порядки, а вкусившие свободы горожане уже не могли молча сносить тиранию Ордена меченосцев, захвативших власть. Как пишет один из рижских хронистов, «рыцари были дьявольски жадны, злы, корыстолюбивы…Когда магистр Ордена въезжал на коне через городские ворота, все…должны были встречать его босиком и с обнаженными головами» (вот тебе и благородные рыцари!). Неудивительно, что в 1297 г. горожане взбунтовались и разрушили второй замок до основания.

Третий замок заложили все те же рыцари-меченосцы в 1330 г. -через 33 года после бунта горожан. Место на берегу реки было выбрано не случайно: подальше от горожан, поближе к реке (и контролировать движение торговых кораблей можно, и, если что, сбежать побыстрее). В день летнего солнцестояния 1330 года сам магистр ордена заложил первый камень в фундамент будущего замка, а строить его пришлось горожанам, повинным в разрушении старой крепости. Через два десятилетия строительство закончилось, и замок принял своих обитателей - рыцарей Ливонского ордена. Это была самая настоящая средневековая крепость: с мощными стенами и бойницами, и двумя круглыми сторожевыми башнями - Святодуховской и Свинцовой. Стоя сегодня на Замковой площади перед высокой боевой башней, легко представить себе и ров, и мост, и даже, кажется, где-то бряцают оружием защитники замка... К сожалению, никаких следов ни от рва, ни от моста не осталось, а любимый кадр туристов - балкончик, с которого, как утверждают, выступает Президент, да парочка невозмутимых гвардейцев, охраняющих вход. И даже ажиотажа, как, скажем, в Лондоне или Праге, при смене караула, не наблюдается.

Врезка:

Сам замок, сложенный из белого известняка, уже издалека слепил своей яркостью и чистотой, а во дворе замка, еще более ослепительные и достойные, расхаживали орденские братья в своих белых плащах, и казались они посланцами самого господа, снизошедшими с небес с наказом всевышнего - решать дела земные”.

Л. Пурс «Крест над городищем»

В 1481 году вооруженная борьба вспыхнула с новой силой: пушки ордена активно обстреливали город, пушки рижан - Свинцовую башню, а на Замковой площади, где мы сейчас находимся, стояло беспорядочным и шумным лагерем городское ополчение. После трехлетней осады защитники замка сдались, и орденскую цитадель постигла печальная участь ее предшественников: на третий день после капитуляции глашатай призвал всех - старых и молодых, немцев и латышей - помочь разрушить ненавистную крепость. Через два месяца горожане буквально стерли ее с лица земли. Кирпич и обломки балок использовали для постройки домов, а более крупные камни в дальнейшем нашли применение в качестве корабельного балласта. Кто знает - может, замковые камни до сих пор смотрят на нас со стен зданий, стоящих близ замка? От замка XV века до наших дней сохранилась только Башня Святого Духа , которая долгие века служила маяком для кораблей, плывущих по Даугаве через туман, а сейчас приветствует гостей высоченным шпилем. Башня расположена в центре замка, на территории президентской резиденции, и туристов туда не пускают.

Через 9 лет Ливонский орден снова напал на город и разгромил городское войско. Магистр Вальтер фон Плеттенберг был суров и непреклонен: он потребовал, чтобы замок построили за 6 лет, и чтобы он был еще более мощным, чем предыдущий. К 1515 г. на берегу реки вновь вырос замок: четырехугольный, с башней в каждом углу и мощеным двором в центре. От этого замка до наших дней сохранились подвалы и фрагменты стен, имеющие трехметровую толщину, где во время войн прятались не только люди, но и скот. Там же, в глубине подвалов, хранился запас пороха, продуктов, воды и орденская казна, которую, говорят, не перестают искать по сей день. На втором этаже располагалась резиденция магистра: помещения достигают здесь семиметровой высоты и наиболее роскошно отделаны. Третий этаж был приспособлен исключительно для обороны: в его стенах имеются амбразуры, через них защитники замка могли стрелять или лить на осаждающих смолу и кипяток. К сожалению, нам придется удовлетвориться только внешним осмотром замка, обойдя его по периметру - соображения президентской безопасности все-таки...

В 1558 г. Иван Грозный разгромил Ливонский орден, и обитателями замка стали одни лишь крысы, шныряющие по пустым коридорам. В начале XVII века рижане даже подумывали о сносе обветшалого строения, но в 1606 году польский король (Рига тогда принадлежала полякам) все же решает замок оставить и отремонтировать — «как только найдутся средства». Ничего существенного сделано не было, но замок в целом сохранился.

В последующие столетия руку к перестройке крепости приложили шведы и русские, и сейчас, глядя на замок, видишь настоящую мешанину стилей (самые лучшие фотовиды замка получаются с моста через Даугаву) - каждый новый хозяин вносил какие-то изменения, кое-что перестраивал в замке по своему вкусу. При шведах замок перестали воспринимать как крепость и застроили полезную площадь разными хозяйственными строениями: конюшнями и складами. Пожалуй, именно со времен шведского владычества и осталась та хаотичность замковой застройки, которая очень заметна сейчас, поэтому-то и нет ощущения его «замковости».

В начале XVIII века территория Латвии отошла к России. Из неприступной цитадели после засыпания замкового рва в XVIII веке крепость превратилась сначала в губернское управление, потом в городскую канцелярию, где начальником был Иван Андреевич Крылов, а генерал-губернатором являлся муж Анны Керн, помните пушкинские строки: «Я помню чудное мгновенье…». Арсенал, пристроенный шведами, и деревянные дома, окружавшие замок, снесли, расчистив нынешнюю Замковую площадь, перед замком разбили парк.

Врезка:

Нынешнее президентское крыло замка появилось при интересных обстоятельствах: при шведах то были конюшни, затем в 1818 г. генерал-губернатор Лифляндии маркиз Филип Паулуччи заметил, что проезжавшим через Ригу царям Павлу I и Александру I был явно не по нраву спартанский дух крепости. Поэтому маркиз приказал перестроить крыло бывших конюшен и возвести новый — третий этаж. Внутри был отделан Императорский зал (для пышных балов), гостиная и царский кабинет. А у башни Святого Духа снесли конусообразную крышу и устроили там обсерваторию, которую посетил сам царь Александр I . Интересная деталь - после смерти астронома фон Кеслера обсерватория была позаброшена, и спасло уникальное оборудование только то, что его выкупил Московский университет. Строители, однако, не приняли в расчет, что крыло возведено на месте бывшего рва и что все здание стоит на зыбком грунте, который не выдержит трехэтажный дворец, - уже через пару десятков лет здание дало трещины, и спасти его удалось только после масштабной реконструкции, когда были дополнительно возведены широкие гранитные лестницы (ранее приходилось подыматься по неудобной средневековой винтовой лестнице в башне).

В 1938 году Рижский замок становится резиденцией Президента Латвийской Республики. С 1940 до февраля 1941 года в замке находился Латвийский Совет народных комиссаров, в феврале 1941 года в северной части замка открывается Дворец пионеров. Еще в 80-е годы прошлого века в замке было открыто культовое кафе «Пилс», с прекрасным видом на Даугаву (ныне закрытое). Сейчас замок является правительственной резиденцией - здесь работает Президент Латвии. Парадный вход в замок расположен со стороны казарм и площади Пилс (Замковой), его охраняют невозмутимые гвардейцы. Правда, попасть внутрь туристам нельзя, приходится довольствоваться внешним обзором. Если на флагштоке замка развевается два флага (государственный флаг Латвии и президентский штандарт), это значит, что Президент находится во дворце. Если Президент уезжает в другую резиденцию (замок в Сигулде, к примеру, о нем читайте в маршруте «Что посмотреть вокруг Риги»), то над Святодуховской башней гордо реет один государственный флаг. В южной части дворца расположены музей зарубежногоискусства, музей литературы и истории искусства им. Райниса и национальный музей истории Латвии.

Музей зарубежного искусства

Pils lauk ums 3

Самое крупное собрание произведений зарубежного искусства в Латвии. Наиболее значительные коллекции: собрание произведений искусства Древнего Египта, античной Греции, Рима, Западной Европы и Востока.

http://www.amm.lv/en/about_us.htm

Входной билет для россиян - 5 лат.

Национальный музей истории Латвии

Pils lauk ums 3

Музей основан в 1869-м году и является богатейшим собранием находок и свидетельств, имеющих археологическое, этнографическое, нумизматическое, историческое и художественное значение. Основная экспозиция охватывает период с древнейших времен до начала 20-го века.

Сайт музея с актуальной информацией о часах работы, ценах на вход и экспозициях

Страницы 1