Есть ли местное население на острове коневец. Где находится остров Коневец. Монастырь на острове Коневец: история. Как добраться до острова Коневец

Но то, что там, на расстоянии шестидесяти километров от него, есть еще остров Коневец до недавнего времени почти никому не было известно. Коневец расположен на западе Ладоги. В этом месте в озеро будто бы врезается мыс, создавая там бухту, носящую название Владимирская, или, как в прежние времена называли ее монахи, жившие на острове – Чертова.

Расстояние между бухтой и островом составляет около семи километров. Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в сорока километрах, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около ста семидесяти километров.

Остров Коневец значительно меньше Валаама, он простирается на восемь километров в длину и на четыре в ширину. В западной части острова, его берег на всю длину представляет собой довольно крутой обрыв. Но на одном из уступов есть возможность спуститься к озеру, к нему ведет песчаная крутая тропинка. Берег восточной части острова будто бы весь изрезан. Такое впечатление создается из-за множества полуостровов, между которыми находятся заливы.

На Коневце произрастает очень много сосновых деревьев. Климат суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует теплом. Температура воздуха редко поднимается выше двадцати градусов.

Свое название остров Коневец получил благодаря огромному валуну – Конь-камню, одной из достопримечательностей острова, который до четырнадцатого века был местом жертвоприношений язычников. В наше время остров прославился, благодаря своему Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.

История острова Коневец.

На исходе четырнадцатого века Арсений Коневский основал на Коневце мужской монастырь. Тогда же началось строительство храма Рождества Богородицы, заложенного в те времена на берегу Ладожского озера. А в начале пятнадцатого века преподобный Арсений принимает решение переместить монастырь на возвышенность, так как существовала постоянная угроза наводнения. В наши дни монастырь там и находится.

Несмотря на то, что остров маленький, ничем особенно не примечательный, он был захвачен шведами дважды: в конце 16-го века и в начале 17-го. Во время шведского владычества, Коневские монахи находились в Воскресенском монастыре, расположенном под Новгородом. Собор монастыря на Коневце в ту пору был почти полностью разрушен.

Те монастырские строения, которые мы видим сегодня, были возведены в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Это было самое благодатное время для монастыря. Коневец посещал император, известные русские и зарубежные писатели и драматурги. В семнадцатом году, когда в России свершилась революция, монастыря это не коснулось, так как остров в ту пору принадлежал Финляндии. Но монахов становилось все меньше, так как из России на Коневец никто не ехал.

Во время Советско-Финской войны на острове находился штаб и некоторые подразделения финских войск. Монахи перед началом войны смогли частично вывезти монастырскую утварь, однако, основная часть ее осталась на острове, в том числе: иконостасы, колокола всех храмов. Удалось спасти только колокола Казанского скита.

Перед второй мировой войной остров Коневец снова отошел Финляндии и монахи стали возвращаться, чтобы возродить монастырь. Монастырь находился в очень плачевном состоянии, всюду было все разрушено и разорено. Уцелел только Никольский храм. А в конце лета сорок четвертого года Коневец, уже принадлежавший Советскому Союзу, покинули все монахи. Они отправились в Финляндию, где жили в коммуне Кейтеле до середины двадцатого века.

В августе пятьдесят шестого года десять из тридцати двух, оставшихся в живых, иноков возвратились в Ново-Валаамский монастырь, основанный в Финляндии. При них была Коневская чудотворная икона. С конца прошлого века двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь. Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами, а передвижение – на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное.

Достопримечательности острова Коневец.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Это основная достопримечательность острова. В соборном храме находятся мощи основателя монастыря – Преподобного Арсения Коневского. Храм находится на том самом месте, которое он выбрал для его возведения. За всю историю острова на фундаменте, заложенном преподобным Арсением, возводили храм не один раз. Здание храма по своей архитектуре больше относится к древнерусским традициям, но также заметно влияние барокко и классицизма. Впрочем, выглядит все это очень даже гармонично. К востоку от храма по пути к Казанскому скиту можно увидеть хозяйственные строения монастыря. Два больших здания, построенных во второй половине девятнадцатого века: дом для рабочих и гостиница, за которой располагается скотный двор, сооруженный в начале 19 века. Еще дальше на восток находится деревянная конюшня, практически полностью сохранившаяся до наших дней, она представляет собой двор и две избы для работников конюшни.

Тот факт, что на острове Коневец находилась секретная военная база, возможно, послужил на пользу монастырю и спас его от полного разорения, так как доступ сюда был запрещен.

Никольская часовня.

Всем, путешествующим по водным путям, покровительствует Святитель Николай. Об этом помнят и на Коневце. Почти на пристани находится Никольская часовня, построенная в начале девятнадцатого века. Это первое, что видят прибывшие на остров. Во времена ее основания это было здание из камня с деревянным крестом, в часовне проходили напутственные и благодарные молебны. Никольская часовня, высотой семь с половиной метров была видна издалека. Все храмы и часовни острова отличаются скромным убранством и Никольская не исключение. Основателем часовни был игумен Илларион, он же написал устав Коневецкого монастыря. На территории монастыря была не только часовня, но и храм, построенный в честь святителя Николая.

Коневский скит.

Скит назван в честь иконы Божьей Матери, находящейся в Коневецком монастыре. Коневский скит располагается там, где был построен первый монастырь – во Владычной бухте. До его основания здесь была только скромная часовня, как память о том, что там был заложен монастырь. Начало строительства скита пришлось на конец девятнадцатого века. Красивая белокаменная с пятью куполами церковь была украшением и центром скита. В ней находился великолепный иконостас, весь резной, с отделкой напоминающей малахит. Кроме храма в скиту был келейный корпус – двухэтажное здание. Все было разрушено. И только в начале двадцать первого века строения были восстановлены и в них начались службы.

Успенская часовня.

Это сооружение находится в том месте острова Коневец, где ранее стоял крест, у которого молился преподобный Арсений. Успенская часовня была возведена в конце девятнадцатого века в честь Успения Божией Матери. На входе в нее находились образы преподобного Арсения и святителя Евфимия. В настоящее время часовня восстановлена и это одно из самых красивых деревянных сооружений. Резные работы по дереву гармонично сочетают в себе несколько стилей: русского традиционного искусства, классику и даже немного восточных мотивов.

Казанский скит.

Идущая через сосновый лес дорога, затем поднимается на возвышенность. Там, на холме находится Казанский скит, который был сооружен во имя Казанской иконы Божией Матери. На его территории находятся чудом уцелевшие каменные постройки, одни из первых на острове Коневец. В 1794 году был заложен первый камень для строительства храма, который находился в самом центре скита. Кроме храма, на территории скита находятся одноэтажные келейные дома. Скит обнесен оградой. По архитектурному стилю храм можно отнести к древнерусскому зодчеству. В северной части скита стоит длинное одноэтажное здание, которое как бы отгораживает двор. В этом здании находились теплые кельи монахов и трапезная с кладовыми. Есть еще два домика, расположенных по углам ограды, в которых всего одна келья и неотапливаемые сени.

Конь-камень.

У Казанского скита дорога обрывается. Но если пойти влево по тропинке, которая замысловато петляет по возвышенности и зарослям леса, то она в итоге приведет к северной части Святой горы. У подножия ее находится огромный камень (валун), который по форме очень похож на голову лошади. К этому камню можно спуститься по каменным ступеням. На самой вершине валуна сооружена деревянная часовенка. Это и есть одна их значимых достопримечательностей острова Коневец – часовня на Конь-камне. По преданию эту часовню построили после изгнания злых духов из-под камня Преподобным Арсением. Часовню, как и все остальные сооружения на острове, приходилось восстанавливать не один раз. Последнее строительство часовни пришлось на 1815 год.

Как добраться до острова Коневец.

Добраться до острова можно различными путями, в зависимости от времени и степени комфорта. Из Санкт-Петербурга до Приозерска или Кузнечного идут электрички, отправляются они с Финского вокзала. Ехать на электропоезде надо до станции Громово. Оттуда ходит автобус по маршруту Сосново-Владимировка, на котором вы доберетесь до берега Ладожского озера. Катера, которые из поселка идут на Коневец не имеют четкого расписания. Да и чтобы вас взяли с собой, приходится договариваться. Это летом, а зимой можно дойти пешком. Всего лишь пять километров по люду Ладоги.

Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью или поздней весной, так как навигация уже закончилась, а лед недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове не ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников. Остров Коневец имеет небольшой размер, поэтому осмотреть его и все достопримечательности можно за один день.

Кроме того, читайте на сайте:

Вопрос

Добрый день:) Я уже писала в это сообщество один раз, и очень благодарна тем, кто откликнулся и действительно помог мне справиться с моей проблемой. Дело в том, что прошло время, и появилась ещё …

Катер на Коневец отчалил без нас. Мы опоздали буквально на две-три минуты. Мужик на берегу сказал, что сегодня будет еще один рейс на остров. Надо ждать. Что ж, я купил во Владимировском сельпо бутылку карельской водки "Русский гарант" и расположился на берегу. Водка оказалась прекрасной - с чесноком и перчиком. На этикетке было написано, что сам товарищ Сталин пил эту водку и рекомендовал пить соратникам. Ну, раз сам... Я опрокидывал в себя стопку за стопкой, стопку за стопкой... Погода стремительно портилась, волна становилась все круче. К двум часам дня катер вернулся. На пассажирах не было нитки сухой. Капитан сказал, что в ближайшие три дня никуда не пойдет - шторм.

Ну, не обидно ли так облажаться? С пьяных глаз я отчетливо понял, что Коневецкие бесы не хотят пускать меня на остров. Или - не бесы? Когда в 1393 году новгородский монах Арсений возвратился в Россию с Афона, он намеревался поселиться на одном из отдаленных островов Ладожского озера. Не на Коневце. Буря прибила его лодку к этому острову. Арсений пытался плыть дальше, но волны дважды возвращали его назад. Он понял, что это неспроста, и остался. Так возник Коневецкий монастырь Рождества Богородицы, в котором на протяжении шестисотлетней истории подвизалось много замечательных иноков. Некоторые из них помянуты на страницах «Мест силы». Например, выходец из Адриан (основавший на Коневце Казанский скит) и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце же жил старец Исайя, который потом ушел восстанавливать . Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Но сейчас не о них, об Арсении. В его времена Коневец был безлюден. Туземцы боялись селиться на острове, потому что там водились духи. Обитали они в огромном камне высотой более четырех метров и весом где-то 750 тонн. У этого камня каждый год приносили в жертву коня. Отсюда и название камня - Конь-камень (я знаю и описал еще и с этим названием). Отсюда же и название острова - Коневец. В общем, Арсений увидел, что место было "пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным". Нечто вроде того острова, к которому прибило Просперо из Шекспировской "Бури". Но только Просперо был магом, а Арсений - православным монахом. Он не стал подчинять себе бесов, но взял образ Богородицы, принесенный им с Афона, и совершил вокруг Коня-камня крестный ход. А потом окропил камень святой водой. Тут бесы, жившие в нем, обратились в ворон и со зловещим карканьем улетели.

Говорят, что отправились они в сторону Сортан-лахты, то есть Чертовой ("сорт" - просто испорченное русское "черт") бухты, где бросились в воду. И потому теперь на Ладожском озере часто случаются внезапные бури. Это метеорологический факт. Но где же та бухта? На сайте Коневецкого монастыря сказано, что теперь она называется бухта Владимирская. То есть - та самая, на берегу которой, кляня непогоду и собственную нерасторопность, я допивал свою водку? Но, может быть, это еще какое-то место на Ладоге. Например, Сортавала, центр финского алкогольного туризма в Карелии и пристань, откуда ходят кораблики на Валаам, еще один знаменитый остров силы на Ладожском озере.

Допив водку, я решил объехать озеро по кругу, поискать другие места, где фонтанирует сила. Не ждать же у моря погоды три дня в этой Чертовой бухте. Валентина, моя подруга и водительница, села за руль, и мы двинулись. Настроение было паршивое, мы ехали медленно. Лил страшный дождь, и дорога за ним была почти что не видна. Но вот что забавно: уже под Шлиссельбургом дождь вдруг прекратился. И ветер утих. А наутро выглянуло солнце, как бы подтверждая, что на Коневце меня просто не хотят видеть. Ну, не хотят и не надо. Обогнув Ладожское озеро с юга и востока, найдя много мест, о которых еще буду рассказывать (см. , и ), на третий день пути я оказался на пристани в Сортавале (в прошлом - Сердоболе), где ожидал корабля на Валаам.

Волнение на озере еще не до конца утихло, так что было неясно, удастся ль уплыть. Муторное ожидание. Вдруг из Москвы позвонил мой приятель по "Независимой газете" Миша Карпов и сообщил, что при странных обстоятельствах погиб наш общий друг Женя Александров. Вроде - убит. Мне стало совсем плохо. Да тут еще подошел какой-то придурок с газетой и поинтересовался: "А ваш кобель вас еще не кусал?" Я объяснил, что скорей небо упадет на землю и Нева потечет вспять, чем мой благородный кобель укусит меня. На что человек заметил, что ни в чем нельзя быть уверенным. Вот, он показал газету, тут пишут, что совершенно домашняя собака ни с того ни с сего загрызла хозяина. Я поспешил отойти от безумца.

Побывав на Валааме, я все-таки решил попытаться добраться до Коневца. Приехал во Владимировку. Погода отличная, у пирса корабль, готовый отплыть через час. Все складывалось прекрасно. Только возникла проблема с собакой. Ее не хотели сажать на пароход. Я предложил заплатить за животное как за взрослого туриста. "Да не в том дело, - сказала девушка, пропуская нас, - просто там есть пес, который дерет приезжих собак. Смотрите, под вашу ответственность". Я не придал ее предупреждению никакого значения, поскольку мой Осман (см. его фото и ), даром что лабрадор, умеет за себя постоять. Но первый же встретившийся на острове монах, сказал, чтобы мы оставили собаку на корабле. Почему? "Потому что наш Тютя не выносит чужих", - был ответ. А кто такой Тютя? "Увидите, но лучше оставьте собаку". Я не послушался.

Когда мы увидели Тютю, никаких опасений он у нас не вызвал: нормальная дворняга, даже - не из самых крупных. Рядом с ним была Марта, его жена, как объяснили паломницы. Осман с Тютей сблизились, встали в боевые позиции, порычали и вдруг бросились друг на друга. Мой действовал четче: ему удалось схватить Тютю за ухо и оказаться сверху. Сказался большой опыт драк с московскими стаффордширами. Добить дворнягу было теперь делом техники. Но я решил, что гость не должен так поступать, и стал оттаскивать своего пса за ошейник. Это было грубейшей ошибкой. Как только хватка ослабла, Тютя вывернулся, вцепился в шею Османа и уже подбирался к сонной артерии. Что было - смотреть? Нет, надо их разнимать. На Тюте не было ошейника, так что пришлось голыми руками лезть к нему в пасть, раздвигать его челюсти. Но чуть я раздвинул их, мой боевой лабрадор вскочил на ноги и - о, бля! Он целил в Тютину шею, но в сутолоке промахнулся. Его зубы со стуком сомкнулись на запястье моей левой руки, все еще пытавшейся удерживать Тютю.

Так я оказался покусан собственной собакой. Сбылось пророчество, бывшее мне через безумца из Сортавалы. Сейчас, когда я смотрю на шрамы, оставленные моим верным песиком, я думаю, что все могло обернуться значительно хуже. Зубы наткнулись на кость, не задев никаких важных сосудов. Подоспевшие монастырские рабочие помогли разнять собак. Хорошо еще, что у Тюти в душе оказался строгий запрет на покус человека, а иначе бы - что осталось от моих рук, побывавших в его пасти? Не знаю. Монах, исполнявший послушание лекаря, осмотрев мои раны, сказал: "Ничего". И помазал их каким-то снадобьем. Я было завел разговор, что надо бы промыть раны и, может быть, сделать укол. Но он возразил: "У вас ведь собака здоровая? И наш Тютя здоров. Не беспокойтесь. Вот, если бы вас укусил человек, тогда было бы плохо. Я в прежние времена встречал человеческие покусы, вот это долго не заживает. А у вас все пройдет моментально". Действительно, раны зарубцевались стремительно. Преподобный Арсений помог. Уже назавтра моя опухшая рука зажелтела и пошла на поправку.

Позже рабочие, помогавшие мне растащить собак, объяснили, что Тютина бабушка была волчицей. Когда Тютя взматерел, он загрыз всех кобелей, живших на острове. Впоследствии он загрызал всех своих сыновей, как только они вырастали и становились ему конкурентами. Естественно, он всегда готов загрызть и любых кобелей, привозимых на Коневец. В какой-то момент монахи, как ни любили этого славного пса, поняли, что Тютя слишком много себе позволяет. И решили отправить его на материк, поскольку - ну, действительно, нехорошо держать в святом месте прирожденного убийцу. Но в той деревне, куда его привезли, неистовый Тютя загрыз не то 11, не то 13 собак (сколько точно, не помню, но - всех), и его вернули на остров.

Допускаю, что все эти подвиги Тюти только легенда, но все же - возникшая не на пустом месте. Вообще, волк - одна из самых таинственных тварей на свете. Его создал черт, но - не смог оживить. Бог вдохнул в волка жизнь, и волк сразу вцепился зубами в ногу создателя (черта). Отсюда амбивалентность преданий о волке: он и враг, и помощник. Он друг и святых, и нечистых. Местные видят в Тюте скорей прирученного волка: дикого зверя, живущего среди людей под видом доброй собаки. После нашей отчаянной схватки, я увидел в нем воплощение духа этого острова, нечто вроде тех бесов, которых когда-то изгнал из камня Арсений. Они утонули? Да полноте, духи не тонут. Они вернулись сюда в виде внука волчицы. И если раньше жертвами духа этого места были кони, то теперь вот - собаки. А потом еще кто-то будет. В конце концов, со времен Антония Великого известно, что бесы - побочный продукт аскетического производства святости. Были б подвижники, бесы найдутся.

Поверьте, я не держу зуб на Тютю. Я его хорошо понимаю. Когда через час после драки мы встретились (моего кобеля уже приютили сердечные люди из психбольницы, расположенной рядом с монастырем), он явно был недоволен мной. Еще бы - какой-то пришелец не позволил ему исполнить свое предназначение. Привез собаку на остров, но не дал ее в жертву. Зачем же тогда привозил? Тютя ворчал. Потом он поднял глаза, говорящие: "Ну, что с вами делать, с профанами". Скорбно вздохнул. Принял кусок сыра, предложенный мною в знак примирения (и компенсации: агнец за искомого Исаака), и заковылял к своей Марте. Шерсть на его шее была совершенно пропитана кровью.

Что же касается мистической топографии Коневца, то без собаки, натасканной на поиски мест силы, мое обследование острова оказалось неполным. Тем не менее, из того, что случилось со мною на острове и по дороге к нему, явственно следует: дух Коня-камня продолжает морочить приближающихся к нему странников. Вот я был многократно предупрежден о том, что на Коневце должно что-то случится, но - продолжал маниакально стремиться туда. Как будто бы пелена затмила мой глаз, натренированный схватывать всякого рода приметы и знаки. Как будто меня погрузили в сон, ход которого я не мог контролировать. Сделали бессознательным участником странной мистерии. И таким методом кое-что показали.

Сдается мне, что блазнить - в характере камня Коня (в этом смысле схожего с Коньком-Горбунком). Когда-то он пленил преподобного Арсения, не позволил ему уплыть. Почему? Может, Арсений должен был сыграть роль Одиссея, развязавшего Эолов мех на Ладоге? А может, камню надо было очиститься от бесов, обитавших в нем? Кто знает. Люди считают, что это они, а вовсе не камень, определяют течение жизни на острове. И в знак мнимой власти над камнем оставляют на нем следы. В результате деяний Арсения Конь-камень оказался оседлан часовней. Приглядевшись, можно различить на нем и петроглифы. Изображение бесов? Похоже. Хотя кто-то мог просто нагадить. Как один из великих князей, посетивший священное место и оставивший в память об этом на камне табличку (теперь, правда, снятую). Выглядит это, как "Здесь был Коля". Тупой вандализм. Собаки куда деликатней.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Анна Колесникова вс, 08/09/2015 - 19:24

На майские праздники мы традиционно отправляемся в многодневный поход в те «далекие» края, куда обычно за два выходных добираться не успеваем. В этом году была запланирована поездка на остров Коневец! Очень давно собирались – и решились!

– остров, расположенный в западной части Ладожского озера, вытянулся с юго-запада на север. Наибольшая протяженность в длину составляет 5 км, а в ширину 2 км. Коневец – остров наносного типа: песок намыли и продолжают намывать воды Ладожского озера. На острове расположен Коневский мужской монастырь.

Понимая, что остров Коневец относительно небольшой, на знакомство с ним мы выделили два дня, а третий день планировали провести на материке, неподалеку от пос. Владимировка. Соотнося километраж предстоящего пути и выделенное на него время, осознали, что поход получится достаточно пассивным. Впрочем, после зимнего перерыва это даже лучше!

Как добраться до острова Коневец самостоятельно

На самой первой электричке, битком набитой туристами и дачниками, мы отправились до ж/д ст. Отрадное . От Отрадного до Владимирской бухты , откуда идут катера на , можно доехать местным рейсовым автобусом, расписание которого висит тут же, на остановке. Но мы решили не терять времени - и сняли машину (таксисты всегда стоят здесь же, на остановке). И вот уже через 15 минут нашему взору открылся вид на уютную тихую Владимирскую бухту , спрятанную от пронизывающих ладожских ветров.

Здесь по предварительной договоренности нас уже ждал Сергей (телефон +7 921 433 32 22, +7 952 395 73 73), хозяин катера, на котором мы через несколько минут домчимся на остров. Со слов Сергея, до нас туристов в этом сезоне на острове еще не было, и как обстоят дела с пирсом на острове в этом году – неизвестно!

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

Погрузились в катер, уютно сели в крытой каюте и начали движение по тихой воде Владимирской бухты . А вот открытая Ладога встретила нас сильным порывистым ветром. Катер то и дело подбрасывало на волнах. Казалось, что мы двигаемся не по воде, а по бетону, - настолько жесткими были удары катера о воду. К слову, катер у Сергея очень комфортабельный и современный. Рассекали по Ладоге почти как на «мерседесе», и никакие погодные условия не омрачали нашего водного путешествия!

Через минут 20 подошли к острову и увидели, что из-за малой воды старый пирс целиком стоит на суше. Как я уже писала ранее, – остров наносного типа. Ежегодно глубины вокруг острова уменьшаются из-за подъема дна, отчего кораблям и катерам подходить к острову затруднительно. Оставался вариант с центральным пирсом, но и до него надо было доползти в буквальном смысле слова. Тем не менее, мы справились с этим!

И вот мы на острове!!! Здравствуй-здравствуй, !

На пирсе задувал сильнейший ледяной ветер, и единственным желанием было куда-то спрятаться от него. По совету Сергея, мы двинули на западную часть острова. И действительно, там было тихо и тепло, а главное – очень живописно! Обрывистый берег, песчаный пляж, высокие сосны с витиеватыми корнями, тихая вода и даже редкие лучи солнца. Лес был по-весеннему свеж! На полянах яркими красками светились первоцветы.

На острове везде была перерыта земля. Почему? Версии звучали самые разные, вплоть до того, что это «монахи сучки и коренья собирают»… Впрочем, мы еще вернемся к этому вопросу и его очень простому ответу.

Вскоре мы определились с местом стоянки: выбрали уютное местечко на берегу под соснами, на случай если придется натягивать тент от дождя. Разбили лагерь, перекусили, перевели дыхание и отправились вдоль берега на изучение косы Стрелка.

Песчаная коса Стрелка – юго-западная оконечность острова. Длина косы – около километра.

Как только вышли на косу – сразу завыл сильный восточный ветер. Упаковались в капюшоны, застегнулись на все молнии и двинули вопреки порывам ветра! Коса Стрелка произвела неизгладимое впечатление: с востока на косу бежала волна за волной, а в это время на западной части косы - тишь да гладь. И только на самом остром конце косы эти волны встречаются друг с другом, переливаясь под яркими лучами майского солнца!

На Коневце нас очень впечатлили красивые красно-коричневые полосатые камни. Честно признаться, видим такое впервые здесь, на севере. Впрочем, судите сами:

Вдоволь налюбовавшись видами, мы двинули обратно, в сторону лагеря. Чувствовалась накопившаяся усталость, обилие кислорода – откровенно клонило в сон. Понимая, что в этом походе спешить никуда не нужно – мы в этой радости себе не отказали. После небольшого, но крепкого сна, мы сидели на берегу, слушали, как курлычут лебеди, смотрели на неспешно проплывающую мимо нерпу, любовались видом на озеро, угасающим закатом и уплетали вкусный туристический ужин! А в 9 часов вечера мы мирно засопели в палатке.

Достопримечательности на острове Коневец.

Ночью пошел дождь. Он так мягко-убаюкивающее «касался» палатки, что проснулись мы аж в 9 утра! Пока вставали, натягивали тент – морось прекратилась. И после позднего завтрака, в районе 11 часов дня мы вышли на маршрут. Планировалось за этот день познакомиться с восточным побережьем острова, его достопримечательностями и Коневским мужским монастырем.

Оказалось, наша стоянка находилась совсем неподалеку от Конь-камня и Коневского скита, спрятанного в густых елочках.

Конь - камень – одна из главных достопримечательностей острова . Это самый большой камень на острове, высотой более 4 метров. В древности этот камень был местом языческих ритуалов. Местные жители, использовавшие остров в качестве летнего пастбища для своих лошадей, ежегодно приносили в жертву на этом камне коня, в благодарность местным духам. Кстати, именно поэтому камень и был назван Конь-камнем , а сам остров - Коневцом. «Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце 14 века, нашел это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провел Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня и иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня… Вместе с бесами исчезли и змеи. – единственный остров на Ладоге, где нет змей!”. В честь этого события на валуне была сооружена часовня, которая до наших дней не сохранилась. Нынешняя часовня относится к 1895 году.

Отсюда идет крутая тропинка в гору, куда мы и направились. Вскоре тропа привела к монастырским полям и церковным строениям. Отсюда было слышно, как гудит ветер на восточном побережье, куда мы и двигались далее сквозь лес. К нашему удивлению, возвышенность острова оказалась какой-то заболоченной, и пришлось все-таки почавкать немного в грязюке. А лес меж тем просыпался и преображался прямо на глазах!

Наконец-то вышли к Змеиной горе (29 м) – самой высокой точке острова. По своей форме гора напоминает тело змеи, отсюда и название – Змеиная . Правда, гора заросла буйным еловым лесом, и поэтому увидеть что-то особенное с горы не получилось. На горе стоит поклонный крест.

Недалеко от Змеиной горы есть дорога на восток, по ней и пошли далее. Однако вскоре эта дорога превратилась в сплошное болото. Ну что делать? Не возвращаться же! Нас с Димоном от воды в очередной раз спасли любимые белорусские берцы-вездеходы!

Восточное побережье острова совсем не впечатлило: почти везде камышовые заросли. Плюс ко всему задувал ледяной ветер, и срывалась противная морось.

Вдоль берега идет грунтовая дорога, по которой мы и продолжили движение. И тут по пути нам встретился мужчина с ружьем. Нас это несколько смутило: вроде остров, да и сезон охоты еще закрыт… Тут-то и случилась разгадка тайны перерытой везде земли! На острове развелось очень много кабанов. Даже слишком много. Они перестали бояться людей, спокойно выходят к ним. В общем, настоятельно нам посоветовали быть осторожнее. И с этого момента нам везде стали чудиться хрюканья, топот копыт и сверкающие глазки. Теперь мы держались кучненько, да и я со своими фотографиями более не отставала от группы. Сразу успокою: кабанов мы не встретили. Правда, местность около нашей палатки в последнюю ночь все же была перерыта!..


Но вернемся к нашей дороге. Вскоре мы вышли к территории Коневского скита и рядом расположенного детского лагеря. Коневский скит видно уже, когда подплываешь к острову с материка. Он стоит почти на самом берегу, на месте первого монастыря, основанного преподобным Арсением. Только сперва это была маленькая часовня, а в 19 веке здесь был возведен величественный храм.

Рядом со скитом – детский лагерь. Очень уютный и ухоженный. Но пока здесь тихо, безлюдно. Только местные собаки лениво рявкали.

Совсем недалеко расположен и Коневский мужской монастырь. Иногда этот монастырь называют двойником Валаамского монастыря. Позволю себе совсем вкратце рассказать об истории монастыря, чтобы вы понимали масштабы происходящего.

Монастырь был основан Арсением Коневским в 1393 году. Как я только что писала: первый монастырь был построен на месте Коневского скита, в бухте Владычная лахта. Но после того, как сильное наводнение затопило эту постройку – Арсений принял решение возвести храм на возвышенности. Так в 1421 году был воздвигнут собор Рождества Богородицы, которая является основной святыней Коневского монастыря.

В годы русско-шведских войн в 1614-1617 годах после того, как остров был захвачен шведами, монахов вынудили покинуть остров. Но с возвращением этих территорий России – обитель была восстановлена. Правда, уже в 1812 году, после Финской войны 1808-1809 годов, монастырь административно стал частью Финляндского княжества.

В 19 веке монастырь был широко известен в русской имперской столице. В это время на территории монастыря велись все обширные строительные работы. В 1858 году Коневский монастырь посетил Александр II со своей семьей и видными гостями: Александром Дюма, Федором Тютчевым, Николаем Лесковым.

После 1917 года Коневский монастырь оказался на территории независимой Финляндии и был укреплен финскими военными. В годы Первой Мировой Войны монахи эвакуировались и, примкнув к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, вскоре основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные. Следы их присутствия, увы, на острове до сих пор повсюду.

В 1990 году монастырь вернули Русской Православной Церкви. И на сегодня Коневский мужской монастырь является популярным местом для паломников и простых туристов.

У монастыря есть очень информативный и полезный сайт. Для более детального знакомства с монастырем и всеми церковными постройками острова рекомендую зайти на их сайт.

А мы вернемся к нашему путешествию… Познакомились с архитектурой монастыря, погуляли в округе. В общем-то, за этот день мы успели обойти почти весь остров. Здесь очень тихо и спокойно, абсолютное умиротворение.

Выполнив всю программу дня и окончательно замерзнув, мы двинули в сторону лагеря. Здесь попытались как-то согреться, укутавшись в спальник и попивая горячий чай. И жизнь вроде как сразу наладилась, и настроение улучшилось! Но вдруг ветер буквально за секунды сменил направление, словно кто-то на небе нажал какую-то кнопку. Теперь наше некогда такое тихое побережье продувалось насквозь холодным ветром с озера. И снова срывалась морось.

Но пока мы были заняты в этих новых погодных условиях приготовлением ужина, ветер потихоньку стих и выглянуло солнышко.

Вечером мы снова сидели и любовались закатом, строили туры в воде, уплетали вкусный ужин и делились впечатлениями за день.

Прощание с Коневцом

Утро встретило нас очередной порцией ветра и мороси. Было очень холодно и промозгло. Но надо было активно собираться, т.к. планировали в это утро покинуть остров Коневец и продолжить поход на материке вдоль Ладожского озера. В районе 11 часов дня за нам и приплыл Сергей. Уплывали уже со старого пирса. Вода в этот раз был тише, и добрались до Владимирской бухты мы еще быстрее.

В бухте, пока мы смачно точили местные пирожки, снова налетели тучи и принесли с собой дождь. Был великий соблазн свернуть в сторону дома. Но победили сила воли и желание продолжения отдыха на природе. Пройдя сквозь поселок Владмировка, мы вышли на лесную дорогу вдоль побережья Ладоги. Вскоре нашли очень уютную бухту, которую заприметили еще с Коневца. Собственно, главный козырь этой бухты – это шикарный вид на Коневец, откуда мы только что приплыли! Судя по большому количеству стоянок, летом здесь очень много людей, но в майские мы были здесь одни. Только иногда мимо по берегу прогуливались редкие дачники.

Радуясь закончившемуся дождю и выглянувшему солнцу, мы поспешили поставить палатку и натянуть тент.

А после как истинные туристы поели, поспали, снова поели… В общем, такой вот полный релакс случился у нас в последний день похода. Много гуляли по бухте и фотографировались. А вечером наблюдали какие-то чудеса: на глазах буквально над Коневцом выросла радуга! Да не просто радуга, а как на картинках, всех цветов! Чудеса эти происходили достаточно долго – так что успели не только запечатлеть на объектив, но и просто посидеть-полюбоваться картиной происходящего!

Дорога домой

Подъем был достаточно ранним - в половину шестого утра. Очень хотелось успеть на утреннюю электричку.

Снова моросил дождик, срывался ветер. Но Коневец был прекрасен во всех этих состояниях. И на прощание мы сделал еще одну дивную фотокартчоку, ну а уже в 9 утра мы ехали в электричке в сторону дома!

Такой вот замечательный получился этот майский выход. В общем-то, как и планировалось, поход был рассчитан больше на созерцание, чем на активное движение. Погода, хоть и не была самой приветливой, все же никак не омрачила наших впечатлений и даже дала вволю выспаться! Экстрима добавили коневецкие кабанчики, которых мы на свое счастье не встретили. Ну а перед глазами до сих пор видится та чудесная радуга над Коневцом! Остров, который оставил после себя очень приятное послевкусие. И почему-то так сильно хочется побывать там вновь! Радужный Коневец!

Видео отчет с посещения острова Коневец:

Остров Коневец, на котором расположен Коневский Рождество-Богородичный монастырь, сделавший его знаменитым, расположен в западной части Ладожского озера в 5 километрах от берега.
В этом месте далеко в Ладогу вдается мыс, ограничивающий удобную бухту Владимировскую (монахи иногда называют ее Чертовой). Весь мыс занят поселком Владимировка и военно-морской базой. Военные присутствуют и на острове Коневец, на его северной оконечности. Летом они перебираются на остров катерами, а зимой, когда лед становится достаточно крепким, используют гусеничные вездеходы. Сегодня воинская часть полупустая, корабли, некогда бороздившие просторы Ладоги, большей частью затоплены во Владимировской бухте и у северного берега острова.

Наибольшая длина Коневца не превышает 5 км, а ширина равна в среднем 2 км. Западный берег острова почти на всем протяжении круто обрывается к озеру и имеет неширокую полоску пляжа под уступом. С восточной же стороны остров отличается изрезанностью береговой линии - вытянутыми узкими полуостровами и широкими заливами между ними. Каменистые отмели здесь тянутся на сотни метров от берега; часть из них густо поросла тростником. Как бы желая соединить Коневец с берегом, с юго-западной оконечности острова далеко в озеро уходит песчаная коса, служащая заодно естественным волноломом для бухты Владычная, куда приходят монастырские катера. Большая часть острова покрыта сосновым бором. Около пяти месяцев в году на острове лежит снег. Лето прохладное, с температурами +18...+20.

Название острова происходит от находящегося здесь валуна весом более 750 тонн - Конь-камня, до конца XIV века служившего местом языческих жертвоприношений. Жители побережья (корелы), использовавшие остров как пастбище, на этом камне ежегодно приносили в жертву коня.

Как добраться

Чтобы попасть на остров, следует в Санкт-Петербурге сесть на электричку, идущую с Финляндского вокзала до станции Приозерск или Кузнечное (до 6 отправлений в день летом) и выйти на станции Громово. Там сесть на автобус Сосново - Владимировка (4 раза в день). Через час вы окажетесь на побережье Ладоги. Лучше садиться на первую электричку, идущую из Питера (~7ч20мин), так как автобусы ходят редко, и лучше иметь резерв времени. Из поселка на остров летом можно попасть на катере, который ходит без какого-либо расписания. Это создает определенные неудобства, так как люди на катере не обязаны брать Вас с собой, и забирать обратно с острова. Тем не менее, небольшая плата делает их более покладистыми. Зимой проблем значительно меньше - расстояние в 5 километров можно пройти пешком по льду за полтора часа (в этом месте протоптаны многочисленные тропы, ведущие на остров).

Автобус останавливается перед воротами военной части. Пройдя через них (для этого надо спросить разрешение у привратника, что сегодня является чистой формальностью), Вы увидите справа высокую водонапорную башню, от которой в сторону острова уходят тропинки. Остров хорошо виден с берега, так что заблудиться невозможно. Не следует приезжать на остров в конце октября - начале декабря и в конце марта - начале апреля. Можно попасть в такой момент, когда навигации нет, а лед еще недостаточно крепкий. Другое не самое удачное время для визитов - июнь. Этот месяц любим комарами. Как видите, попасть на остров - это уже само по себе небольшое приключение!

Переночевать можно на острове, поставив палатку в лесу, или попросившись в монастырь. В последнем случае, рекомендуется быть православным. В поселке, расположенном на берегу, на территории воинской части также есть небольшая гостиница, принадлежащая монастырю и рассчитанная на паломников. Удобств в ней практически нет, но переночевать можно. Учитывая небольшие размеры монастыря и острова, его можно осмотреть за один день.

Страницы истории

Монастырь был основан в конце 14 века преподобным Арсением Коневским из Новгорода Великого. В 1398 году была заложена церковь во имя Рождества Богородицы, располагавшаяся на берегу Ладоги. Однако, уже в 1421 году, из-за наводнения, Арсений переносит монастырь на более высокое место, где он находится и по сей день.

Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Коневские иноки вынуждены были покинуть монастырь и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. После разорения в 1610 году, остров Коневец до победоносного для России окончания Северной войны, находился под шведским владычеством, собор был практически разрушен.

Сохранившиеся сегодня постройки были возведены, в основном, в 19 и начале 20 века. На эту пору и приходится самый расцвет монастыря. Сюда приезжали император Александр II с семьей и свитой, писатели Лесков, А. Дюма, Ф. Тютчев и Немирович-Данченко.
Во время переворота 1917 года монастырь не пострадал, так как оказался на территории получившей независимость Финляндии. Однако, количество монахов заметно сокращалось, так как отсутствовал приток послушников из России. Перед Советско-Финской войной на острове разместились штаб (в каменной гостинице) и две батареи береговой артиллерии финской армии. С началом войны часть утвари была вывезена, но большая часть осталась - иконостасы и колокола всех церквей, кроме звонов Казанского скита. В 1941 году, когда остров опять стал принадлежать Финляндии, часть иноков вновь прибыла на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полностью разорены. 19 августа 1944 года последние из братии навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хнекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. 31 августа 1956 года девять оставшихся в живых монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону.
С 1990 года начинается современный этап истории монастыря. Сегодня на острове насчитывается более 20 монахов, ведутся активные восстановительные работы.

Монахи ведут по большей части натуральное хозяйство, хотя, конечно, получают значительную помощь извне. В монастыре есть своя пекарня и сыроварня, свой огород и подсобное хозяйство. Печи топят по-старинному - дровами. Зимой для хозяйственных поездок используют сани.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью и святыней монастыря является великолепное здание Соборного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы , собора, в котором покоятся мощи Преподобного Арсения Коневского. Место для строительства было выбрано им самим еще в далеком 1421 году, после наводнения, и с тех пор здесь возводился не один храм, но каждый раз на фундаменте первого.
Объемно и планировочно здание следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружий апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах. Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразные карнизы над ними, пилястры навеяны архитектурным стилем барокко, еще недавно господствовавшем в зодчестве Петербурга. В целом же здание собора вобрало в себя традиции древнерусской архитектуры, мотивы эпохи барокко и влияние набравшего силу классицизма, гармонично объединив все это. В конце 60-х годов XIX века здание собора получило дополнение с западной стороны в виде пристройки с башенкой, что сделало возможным устроить закрытый вход на второй этаж, кроме того появилась дополнительная площадь для ризницы.
Если идти на восток от храма к Казанскому скиту, то нельзя не обратить внимание на хозяйственные строения. Справа мы видим каменное двухэтажное с мезонинами здание для рабочих , построенное в 1874 году архитектором И.Б. Слупским. С левой стороны - каменная двухэтажная гостиница 1861 года постройки, за ней виднеется каменный скотный двор , возведенный в 1826 году. Чуть дальше к востоку расположилась деревянная конюшня с двором посередине, с двумя избами для конюхов и рабочих - довольно редкий в наше время образец хозяйственной постройки, сохранившийся почти в полном объеме. Следует отметить, что тот факт, что монастырь раполагался на острове, доступ на который был ограничен военными, спас монастырь от окончательного разорения местными жителями, что является уделом многих церквей в континентальной России.

Далее дорога широкой просекой углубляется в сосновый бор, на фоне которого с правой стороны виден силуэт удивительной по своей красоте деревянной часовни во имя Успения Божией Матери . Часовню построили в 1899 году взамен креста, стоявшего на месте, где любил отдыхать Преподобный Арсений. Архитектура этой изящной постройки решена в русском стиле.
Выйдя из леса, дорога поднимается к живописно расположенному на вершине холма скиту во имя Казанской иконы Божией Матери . Мы видим самые первые из сохранившихся на острове каменных построек.

Строительство скита началось в 1794 году с закладки каменной церкви. Храм возвели в центре прямоугольного двора, образованного оградой и одноэтажными келейными домиками. Архитектурный образ храма несет в себе черты древнерусского зодчества.
Прямоугольный двор с северной стороны ограждает сплошное одноэтажное здание, в котором были устроены теплые келии и общая трапеза с кладовыми. Юго-восточный и юго-западный углы каменной ограды заняли одноэтажные домики на одну келию с холодными сенями.

Скитская дорога здесь заканчивается, однако влево уходит тропинка, которая, петляя по холму, исчезает в зарослях леса. По этой тропинке мы подходим к северному склону Святой горы, где у подножия лежит огромный валун размером 9 х 6 и высотой 5 метров, формой своей напоминающий череп лошади. Спускаемся вниз по каменным ступеням и оказываемся рядом с этим чудом природы, на вершине которого расположилась небольшая деревянная часовенка. Это и есть та самая жемчужина острова - часовня на Конь-камне . Часовня была воздвигнута после того, как Преподобный Арсений изгнал злых духов, обитавших, по преданию, под Конь-камнем. Последний вариант ее, не раз затем обновленный, по всей видимости, можно отнести к 1815 году.

Нет сомнения, что путешествие на этот удаленный от шумных туристских троп остров, покрытый прекрасным сосновым лесом, возвышающимся над беспредельной гладью Ладожского озера, может оставить яркие впечатления!

Если Вы бывали на Коневце, то присылайте свои впечатления и замечания по тексту, и они будут опубликованы здесь.

14.01.2017

Каждому, кто интересуется русской историей, известен остров Валаам – знаковое место для паломников и один из центров духовной культуры нашей страны. Но мало кто знает, что всего в полусотне километров от Валаама, на западе Ладожского озера, располагается остров Коневец, колыбель древней святыни – обители чудотворца Арсения Коневского.

Остров на Ладоге

Площадь Коневца в 3,5 раза меньше площади острова Валаам, а его ландшафт составляют в основном холмы и крутые обрывы. Восточная часть побережья изобилует небольшими заливами, которые лежат между выдающимися в озерную гладь многочисленными мысами. В глубине острова расположен 750-тонный гранитный валун – Конь-камень, бывшее культовое место язычников, используемое ими для жертвоприношений. От названия этого камня и произошло название острова.

Живописную природную композицию Коневца дополняет бухта, в старину носившая название Чертовой, а в наше время переименованная во Владимирскую. Дорога от бухты до Коневца на катере займет около часа. А вот ближайшие к острову населенные пункты отделяет от острова гораздо большее расстояние: 40 км по воде до Приозерска – райцентра в Ленинградской области, и 170 км до Петербурга.

Основание и развитие обители

Монастырь Рождества Богородицы был основан на острове иноком Арсением Коневским в конце XIV века. В это же время монахи начали возводить на Коневце храм. Но в первые годы XV века из-за регулярных наводнений монастырские постройки были перенесены с побережья на островные возвышенности.

Мужской монастырь располагается там по сей день, являясь главной достопримечательностью острова.

Коневец дважды подвергался нападению шведских войск, которые в XVII веке до основания разрушили монастырь. Монашеской братии пришлось срочно перебираться в новгородские земли и просить убежища в Воскресенской обители.

Только в 50-х годах XIX века, когда остров входил в состав Финляндии, постройки на Коневце были воссозданы практически в своем первозданном виде. Для монастыря началась благодатная пора – его посетил Александр II, писатели Николай Лесков и Александр Дюма, поэт Федор Тютчев и многие другие видные деятели русской и зарубежной культуры.

Коневец в ХХ веке: от упадка к возрождению

Революция 1917 года не отразилась на укладе островной жизни, так как Коневец в то время еще находился под юрисдикцией Финской Республики. Однако, численность монашеской братии сократилась, потому что никто из российских священников не хотел поступать на службу в Рождество-Богородицкий монастырь.

Незадолго до войны СССР с Финляндией в 1939 году монахи покинули остров и вывезли с него несколько колоколов и иконостасов, однако, большая часть утвари осталась на Коневце, занятом финскими войсками.

После окончания советско-финляндской войны монастырская братия возвратилась на остров и принялась восстанавливать разрушенный и разоренный монастырь.

Но в 1944 году, когда Коневец перешел к СССР, монахам пришлось покинуть остров и перебраться в Финляндию.

И только в конце XX века монастырская жизнь на Коневце возродилась – около 20 иноков поселились на острове, построили пекарню, занялись производством сыра и завели домашний скот. В наши дни братья живут не только за счет дохода от пекарни, сыродельни и фермы, но и за счет помощи, которую оказывают обители Русская православная церковь и финское общество «Коневец».

Храмовый комплекс

Главной достопримечательностью Коневца считается храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором располагается рака с мощами чудотворца Арсения, а также икона Коневской Божьей Матери.

Невзирая на то, что на протяжении нескольких столетий храм неоднократно был разрушен и отстраивался вновь, его архитектура сохранила традиции древнерусского зодчества. Однако, в облике храма угадываются черты, присущие барокко и классицизму. Но в целом строение отличается удивительно гармоничной композицией.

Недалеко от храмового комплекса расположены хозяйственные постройки: хлева для животных и конюшня, а также избы для скотников. Возле храма также можно увидеть пару основательных строений – паломническую гостиницу и дом для трудников (сезонных работников).

Часовни

Часовня, сооруженная на Коневце во имя Николая Чудотворца, покровителя морских путешественников, видна издалека – ее высота превышает 7 метров. Благодаря тому, что Никольская часовня расположена возле пристани, она является первой островной святыней, которую видят паломники, ступившие на берег Коневца. Каменная часовня с аскетичным убранством была основана в XIX веке игуменом Илларионом – автором монастырского устава.

На месте креста, собственноручно установленного иноком Арсением в последние годы XIV века, спустя пять веков построили часовню во имя Успения Божьей Матери. В наше время Успенская часовня представляет собой красивейшее сооружение Коневца. Стены здания выполнены из резного дерева в старорусском стиле с добавлением восточного колорита. Переступив порог часовни, можно увидеть иконы, на которых изображены Арсений-чудотворец и святитель Евфимий.

Скиты

На месте постройки первого монастырского комплекса, в бухте, расположен Коневский скит. Он был основан в конце XIX века и представлял собой красивейшую пятикупольную церковь из белого камня и здание келейного корпуса высотой в два этажа. Гордостью церкви считался резной иконостас, отделка которого напоминала малахитовый камень.

Но в годы Великой Отечественной войны скит подвергся разрушению. Лишь в 2003 году здания церкви и келейного корпуса были отреставрированы.

К северу от Успенской часовни, на холмистой возвышенности, окруженной сосновым бором, расположен Казанский скит. Часть сооружений, входящих в состав скита, были возведены при жизни Арсения-чудотворца и по счастливой случайности дошли до наших дней в первозданном виде.

В центральной части скита расположен храм, возведенный в конце XVIII – начале XIX века в стиле древнерусского зодчества. Храм окружают холодные летние и теплые зимние кельи монашеской братии, трапезная комната и кладовые. Территория Казанского скита обнесена оградой, по краям которой расположены еще две маленьких пристройки – летние сени и еще одна келья.

Святая гора и Конь-камень

Если обойти Казанский скит с левой стороны, можно выйти на тропинку, ведущую к Святой горе. Пройдя по петляющей тропе через многочисленные холмы и лесные заросли, вы окажетесь у северного подножия Святой горы, возле которой расположен Конь-камень. Этот гигантский валун получил свое название из-за сходства с лошадиным черепом. С Конь-камнем связано множество легенд и мистических историй. До прихода на остров инока Арсения язычники устраивали возле валуна обряды, на которых в жертву приносили лошадей. Окропленное кровью место служило прибежищем злых духов, которые были изгнаны с острова иноком Арсением. По преданию, черные духи улетели в сторону бухты, которая впоследствии получила название Чертовой. После изгнания «бесовской силы» основатель Коневского монастыря построил на Святой горе маленькую келью, где прожил три года в одиночестве.

В дальнейшем, при возведении первых монастырских строений, на вершине Конь-камня была установлена маленькая деревянная часовенка. Как и многие строения, данная часовенка несколько раз подвергалась разрушению. Часовня, которую можно лицезреть на валуне в наши дни, была возведена в последние годы XIX века. Отличительной чертой ее архитектурного облика являются декоративные резные оконные наличники. Внутрь часовни можно попасть, поднявшись по простой деревянной лестнице. Внутреннее убранство отличается скромностью и простотой: стены и потолок выкрашены белой краской, в центре зала находится аналой для чтения молитв и несколько икон.

Памятка паломнику

Попасть на остров можно следующим путем. С Финского вокзала Санкт-Петербурга на электричке нужно добраться до поселка Громово, который находится Приозерском районе Ленинградской области. В Громово нужно пересесть на автобус, следующий до Владимирской бухты. Так вы окажетесь на берегу Ладожского озера. На остров Коневец в период навигации вас довезет монастырский катер. Такая поездка по времени займет около часа. Однако, отправляясь в путь, необходимо учитывать следующие особенности: катера ходят не по расписанию, и капитан катера не пустит вас на борт без разрешения Паломнической службы монастыря.

В зимнее время от бухты до острова можно дойти пешком по льду Ладожского озера. Но следует помнить, что выход на лед также должен быть согласован с Паломнической службой или настоятелем монастыря.