Мегалит дольмен. Кромлехи - это древние сооружения. Для чего строились кромлехи? Самые известные кромлехи. "Храмы" под открытым небом


Пещера в Китае


  • Мегали́ты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV-III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке)

мегалиты


Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге Cyclops Christianus, а в 1867 году официально принят на конгрессе в Париже


В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доисторических (дописьменных) обществ (храмы острова Мальта, менгиры , кромлехи , дольмены ). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни.

Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры, в значительной степени состоящие из очень крупных камней, которым, обычно, придана геометрически правильная форма

Дольмен в Буррене , Ирландия

Дольмен в Бретани


  • Назначение мегалитов первой категории:
  • служили для погребений
  • были связаны с погребальным культом, культом камня, культом возрождения
  • выполняли храмово-церемониальные функции
  • использование в качестве обсерваторий , где наблюдались и ритуально обыгрывались важнейшие астрономические события, такие как солнцестояние , равноденствие и другие
  • могли быть межевыми знаками и другими ориентирами могли быть загонами для скота или остатками заграждений другого назначения.
  • Мегалиты второй категории являются просто элементами «крупноблочного строительства» и использовались для решения инженерных или эстетических задач.

Дольмен из Monte Bubbonia , Сицилия


Мегалиты горной Шории



Мегалиты встречаются в:

России (Геленджик, Сочи, Туапсе, Саяны, Прибайкалье, Хакасия и др.)

Украине (Крым, Закарпатье)

Абхазии (Сухуми)

Англии

Франции (Бретань - Карнак)

Италии (Бишелье, Лечче)

Ирландии, Испании, Индии, Ираке, Сирии, Корее, Японии, Северной Америке

Северной Африке (Алжир).

Мегалиты лемурийских великанов - Ольянтайтамбо


  • Мегалиты

Кромлехи

Дольмены

Менгиры Сибирского края

Дольмены

Геленджика


  • Менгиры

вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры

Ле-Менек (Менекская аллея менгиров)


В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.





  • КАРНАК включает в себя 3 мегалитические системы:
  • Менек - западная часть карнакского комплекса. Включает в себя 1 099 менгиров в одиннадцати линиях, протяженностью около 1200 метров.
  • Кермарио - около 1 000 менгиров в десяти линях длиной в 1 км. В юго-западной части, ансамбль дополнен дольменом.
  • Керлескан - 555 менгиров в тринадцати линиях, протяженность которых составляет 280 метров. На западе эти линии предваряет кромлех их 39 камней. Наиболее высота наиболее крупного менгира в Керлескан, составляет 6,5 метров.

Кермарио

Керлескан


Скельские менгиры


Северная сторона Эльбруса. Поляна Джалы -су.


Два мегалита Лонгстонес (Longstones) – это остатки доисторических стоячих камней возле Бек­хемп­то­на в английском графстве Уилтшир.


  • ДОЛЬМЕНЫ

сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.




Первый каирн (А) был построен около 4 350 до н.э., а второй (В) - около 4 100 до н.э. Росписи каирна в Барненез являются классическими древними спиральными рисунками.


Составной дольмен из долины реки Жане






Дольмен под

Новосвободной


  • Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Иногда кромлехи окружали курган, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей.

шотландский кромлех Истер-Акухортис


Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал



Эйвбери (англ. Avebury ) - относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святилищ . Находится в графстве Уилтшир , в Англии , и получил своё название от находящейся поблизости деревни.




На изображении видны:

1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зелёного слюдяного песчаника из Уэльса

2-3 - курганы без могил

4 - упавший камень 4,9 м в длину (Slaughter Stone - эшафот)

5 - Пяточный камень (Heel Stone )

6 - два из первоначально четырех вертикально стоявших камней (на плане начала XIX века их положение указано иначе)

7 - ров (канава)

8 - внутренний вал

9 - внешний вал

10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон

11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х годах лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны

12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки

13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes )

14 - малый южный вход


Стоунхендж до и после реставрации. Вид с северо-запада

Начало XIX века





ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления – архитектуры.

Неолит дает человеку орудия труда из камня, которые повышают материальные возможности. Возникает наиболее развитый тип построек – здания, опирающиеся на деревянные сваи.

Металлические орудия, появившиеся в бронзовом веке, позволяют успешно обрабатывать камень. Получают широкое распространение мегалитические сооружения – постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи .

Менгиры – вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами. Менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

Кромлех – это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них – это кромлех в Стоунхендже (Англия).

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности – курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости.

Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех

Кромлех в Стоунхендже (юг Франции) – самый знаменитый среди подобных сооружений. Стоунхендж (в переводе: «висячие (по-галльски – танцующие) камни») строился от 2000 до 1600 г. до н. э., в эпоху неолита и в начале бронзового века. Это сложное сооружение из огромных камней. Он представляет собой круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами; внутри – два кольца небольших камней, между ними по парно поставленные высокие блоки с плитами, образующие центр пространства. Этот монументальный мегалит, видимо, являлся астрономической обсерваторией. Стоунхендж строился в три этапа разными народами. На первом этапе кромлех возводился уиндмиллхиллцами (народ, населявший Англию в 2000 г. до н.э.). На втором этапе – бикерами (с ними в Солсбери пришел бронзовый век). Строительство закончили уэссекцы (производные от бикеров). Здесь уже виден четкий композиционный замысел – симметрия, ритм и соподчиненность элементов комплекса.

Анатолий Иванов

Дольмены, менгиры, кромлехи...

Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты – сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни – неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.

Такие археологические памятники распространены очень широко, буквально повсеместно: от Британских островов и наших Соловков – до Африки и Австралии, от французской Бретани – до Кореи. Время их возникновения современная наука относит, в большинстве случаев, к IV–VI тысячелетиям до н.э. Это так называемая эпоха неолита, конец каменного – начало бронзового века. Назначение сооружений – исполнение религиозных ритуалов или создание астрономической обсерватории или календаря в камне. Или все это вместе. Возводили их преимущественно первобытнообщинные племена, занятые охотой, рыболовством и примитивным сельским хозяйством – для отправления культа умерших, жертвоприношений и корректировки

календаря. Такова сегодня точка зрения официальной науки.

Не все так просто

Не секрет, что официальная позиция науки вызывает много вопросов. Первый же вопрос встает при попытках воссоздания технологии строительства. Часто она оказывается столь трудоемкой, что озадачивает современного человека. Ведь во многих случаях вес отдельных элементов сооружения составлял 5–10 тонн, а место, откуда добывалась порода, располагалось на расстоянии десятков или даже сотен километров – и это притом, что пригодный материал можно было добыть гораздо ближе. Транспортировка каменных блоков по пересеченной местности, без дорог и машин – весьма трудновыполнимая задача. А если это к тому же горы, как в случае с кавказскими дольменами?

Отдельный вопрос – высокоточная и изощренная обработка поверхностей монолита и последующая установка блоков. Как можно было достичь этого, да еще в условиях «жестокой борьбы за выживание»?

Не вяжется с образом «человека с каменным топором» ни привязка тех или иных мегалитов к астрономическим событиям, ни идея каменного календаря. Ведь и то, и другое подразумевает тщательное наблюдение за природой, сопоставление и обобщение данных, которые можно было накопить иногда только за сотни лет... В отношении первобытных календарей часто употребляется определение «магический». С магией связывают и предполагаемые ритуалы. Но что сейчас означает это слово? Обряды, суеверия? Даже само название «мегалитическая культура», которое мы часто используем, отражает скорее нашу растерянность, чем понимание: ведь дословно это просто «культура больших камней». Вопросы, вопросы, вопросы...

Где искать ответы?

Что же мы на самом деле знаем про ту далекую от нас во всех отношениях эпоху? Где искать ключи к ней? Может быть, общие черты в работе с камнем говорят о существовании какой-то объединяющей буквально весь земной шар пракультуры или доисторической цивилизации? Не о том ли свидетельствует и сходство некоторых мифологических сюжетов Полинезии, Кавказа, Британии – столь удаленных друг от друга мест? В них звучит мотив связи человека с таинственным и более древним волшебным народом могущественных карликов, которым по силам любая работа, – как тут не вспомнить про сказочных гномов. Есть у разных народов много похожих легенд, описывающих строительство с помощью крика, песни, свиста. Некоторые другие мифы (какими окутано, например, создание великого Стоунхенджа) говорят о работе древних великанов.

А как быть с датировкой этих разнообразных сооружений? В большинстве случаев она основывается на радиоуглеродном методе анализа близлежащих остатков органики – например, костров, захоронений или костей животных. Но ведь это не датировка самой обработки камня!

Существуют определенные аналогии «мегалитической культуры» и с более поздними цивилизациями древнего мира – Египтом, Месоамерикой. Там тоже виртуозно обращались с огромными каменными блоками, яркий тому пример – загадка возведения Великой пирамиды. Или обрабатывали валуны так, что простая стена становилась похожа на головоломку: в Саксайхуамане камень выглядит так, как будто резать его не составляло никакого труда (как, впрочем, и поднимать его и с большой точностью устанавливать). Зачастую прослеживается привязка к особым точкам на горизонте, связанным с восходами и захождениями Солнца или Луны, звезд или планет, точкам, которые отражают особенности их движения по небесной сфере.

Считается, что эпоха мегалитов предшествовала древним цивилизациям. Но и дольмены Кавказа, и Стоунхендж выглядят так, будто к моменту их строительства уже был накоплен большой опыт в создании подобных сооружений...

Не надо ехать в Стоунхендж

Кто, узнав про таинственный Стоунхендж, не загорался желанием поехать туда и «пощупать своими руками» – как будто притягивает какой-то невидимый магнит! Но, между прочим, многие памятники мегалитической культуры находятся буквально у нас под боком. Это и кавказские дольмены, и комплекс каменных плит на Куликовом поле. Найдены «чашечные» камни в Тверской, Ярославской, Калужской областях. И пусть все это пока очень мало изучено и не столь широко известно – становится ли оно от этого менее загадочным?

Словно специально для любителей древностей, в горных отрогах по причерноморскому побережью Кавказа разбросаны многочисленные (около трех тысяч!) дольмены – в районе Туапсе, Сочи, Геленджика. В большинстве своем это гранитные «домики» с круглым лазом. Интересно, что чаще всего лаз слишком узкий, чтобы в него можно было забраться. Иногда рядом с таким «домиком» можно найти своеобразную «пробку» в форме усеченного конуса, точно подходящую к отверстию. Иногда «домики» монолитные, но чаще – составные, из каменных плит. Они могут иметь своеобразные «порталы» с «навесом». Встречаются и дольмены другой формы: вместо лаза – выступ в форме полусферы. Рядом с некоторыми дольменами сохранились фрагменты кромлехов: например, к дольмену из «Кожохской группы» примыкает разомкнутый приплюснутый круг из отдельно стоящих камней.

Отдельные дольмены, например, корытообразный дольмен из Мамедова ущелья (на правом берегу реки Куапсе), обработаны таким образом, что указывают на точку восхода Солнца над хребтом в дни равноденствий. Другой особенностью именно этого дольмена является то, что в одном из направлений он по форме напоминает пирамиду со срезанной вершиной. Первые лучи Солнца, пробежав по грани пирамиды, падали в середину перекрытия дольмена, когда Солнце полностью поднималось над его плоской вершиной...

В средней полосе России найдено около полутысячи каменных глыб со следами обработки. Чаще всего они имеют вид лежащих каменных плит с углублениями в форме чаши, иногда со сливом, иногда с несколькими цилиндрическими углублениями или отверстиями. До недавнего времени нельзя было с уверенностью сказать, что на территории Центральной России существуют менгиры или стоящие камни. Но открытия последних лет, в частности – стоячий камень у деревни Белоозеро, неподалеку от шоссе Кимовск-Епифань, дают возможность говорить о существовании и таких памятников. Белозерский менгир вряд ли можно назвать «астрономическим инструментом» – пока не удается установить его ориентацию с необходимой точностью, хотя возможно, что когда-то он указывал направление на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Но другой подобный памятник – Монастырщинская стоячая плита – может быть назван таковым с полным на то основанием. Он находится в овраге Рыбий, неподалеку от села Монастырщина близ впадения Непрядвы в Дон. Плита имеет треугольную форму. Северная грань плиты достаточно плоская и ровная, она сориентирована по оси восток-запад, то есть указывает на восход Солнца в дни равноденствий.

Открытия продолжаются!

Кто знает, какая экспедиция откроет новые следы древних культур, кто знает, кому удастся протянуть новые связующие нити между казалось бы не связанными фактами! Кто знает, сколько еще загадок хранит наша земля, сколько загадок хранят древние камни! Ведь многие открытия – как раз в средней полосе России – были сделаны в течение нескольких последних лет. И на Кавказе продолжают находить и описывать все новые и новые дольмены... Для тех, в ком живет дух приключений и познания, мир вокруг никогда не покажется скучным и серым. Для тех, кто по настоящему ищет, всегда будет достаточно загадочного и неизведанного.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"

1. Первым домом человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. В самом конце неолита стали появляться укреплённые поселения - городища, появляются и земляные холмы - курганы , где хоронили богатых умерших.

В веке бронзы своего наивысшего развития достигли сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты.

Существуют три вида мегалитов:

· Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребальными обрядами, а выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов).

· Дольмены - это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.

· Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Иногда кромлехи окружали курган, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии около Стоунхенджа (от англ. «СТОУН» - камен, «ХЕНД» - ров). Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений.

Краска. Её виды и составные части.

2. Ещё в палеолите были определены три составных части любой краски.

· Красящее вещество , или ПИГМЕНТ - растительного, животного и минерального происхождения. К растительным и животным красителям можно отнести, например: корни, листья, кора, плоды, высушенные и измельчённые насекомые. Из них получается жёлтый, синий, зелёный, коричневый цвет.

· Растворитель (жидкость) является основанием краски. Им может быть вода, масло, бесцветные или белые вещества. Например, к водяным краскам относятся: акварель, тушь, гуашь. В них связующим веществом является растительный клей. Если в водяной краске основой служит животный клей, то такая краска подходит для декоративных и строительных работ. Смесь животного и растительного клея рождает на свет темперу.

· Связующее вещество , в древности - яичный желток, кровь, мёд.

До сих пор краски различаются либо по природе красящего вещества (растительные, минеральные, синтетические), либо по свойствам связующего вещества (масляные, темпера, энкаустика, акварель, гуашь и т.д.).

Храмовый комплекс др. Египта. Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.

1. Все заупокойные храмы находились на западном берегу Нила. Храмы, посвящённые богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу.

Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. Храм неоднократно перестраивался. Он грандиозен со всех сторон: мощные пилоны с гигантами-статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой более 20 м и диаметром более 3 м.

Луксорский храм был вторым по значению в стране. На этом месте кого-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта. Храм Амона-Ра в Луксоре (зодчие Аменхотеп и Майа) наиболее совершенный. Он отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, Культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метёлок папируса. Всего колонн в храме около 150. Древнеегипетские колонны делились на следующие виды:

    Пальмовидная – капитель в форме листьев пальмы;

    папирусовидная с открытым и закрытым цветком;

    лотосовидная – капитель в форме цветка лотоса;

    хаторическая – капитель в виде головы богини Хатор.

Таким образом, в эпоху Нового царства сложился тип храма, который состоит из трёх частей:

1. Перистиль - огромный открытый внутренний двор, обнесённый колоннадой.

2. Гипостильный зал - закрытый колонный зал.

3. Святилище - с ладьей Ра в центре.

2. Рельеф, его смысл и виды .

Рельеф от лат. - приподнимать. Это один из видов скульптуры. В отличии от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие (только прямо). Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в неё. Выпуклый рельеф - барельеф и горельеф более распространён, чем углублённый, который применяется, в основном, для печатей и т.п. Рельеф с углублённым контуром и выпуклой формы применялся в Древнем Египте.

Египетские рельефы были трёх типов: слегка выпуклый, слегка углублённый по отношению к фону и врезанный контур при нетронутом фоне. В основу изображения был положен канон, который строго выполнялся до начала Нового царства. После чего появилось более свободное обращение с каноном.

Высокий рельеф известен с эпохи палеолита. Он был популярен в искусстве Древнего Востока, античности и средневековья, и получило особое развитие в эпоху Возрождения и последующие века.

Важнейшим средством выразительности рельефа принято считать, его возможность воссоздать сложные многофигурные композиции с перспективным построением пространственных планов, пейзажем и архитектурными сооружениями.

Уже на заре развития цивилизаций люди начинали строить грандиозные сооружения, позже становившиеся известными на весь мир. Не исключением стал и кромлех Стоунхендж в Великобритании, возраст которого лишь слегка отстает от знаменитых египетских пирамид .

Что такое Стоунхендж? История и интересные факты

Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. К этому типу древних построек как раз и относится Стоунхендж в Англии.

Несмотря на все свое величие и древность, в классический список чудес света Стоунхендж попасть не смог. Да и вообще упоминаний в трудах греческих и римских ученых о нем нет, видимо груды камней не восхищали людей того времени.

Зарисовка конца XIX века

О строительстве комплекса Стоунхенджа у местных жителей ходили легенды. Его сооружение приписывали как Мерлину, так и допотопным гигантам. Жители древней Великобритании называли это сооружение «Пляской Великанов».

Исследования кромлеха Стоунхенджа начались еще при короле Якове I . А в 1655 году выходит в свет первая книга, посвященная этой постройке, автора Джона Уэбба. В 60-х годах XX века астроном Джеральд Хоукинс поставил точку в исследованиях Стоунхенджа. Он показал, что это каменное кольцо могло использоваться как очень точная обсерватория, позволяющая древним британцам проводить астрономические наблюдения и вычисления.

Реконструкция Уильяма Стьюнкли

Время постройки Стоунхенджа оценивается между 1900 и 1600 годами. На его возведения понадобилось не одно столетие и труд очень большого числа людей, хотя и в те времена в Великобритании людей было немного. На Солсберийской равнине в те времена были замечены сразу несколько народов: уиндмиллхиллские люди, бикеры, уэссекцы. Сейчас точно нельзя сказать, кто построил Стоунхендж из них. Некоторые исследователи предполагают, что к возведению сооружения приложили руки все эти народы.

Как строили Стоунхендж?

Камни Стоунхенджа, используемые в строительстве, имеют разную природу. Это и долерит, и вулканическая лава, и вулканический туф. Есть песчаник и известняк. Анализ местности показал, что часть камней доставлялась из участка, находящегося в 210 километров от места возведения. Их могли доставлять как по воде, так и на катках. Даже проводили исследования, которые показали, что группа из 24 человек способна перемещать камень, весящий одну тонну, на один километр в сутки. Самые же тяжелые камни доставляли сюда из более близкого места, находящегося в 30 километрах. Вес самых больших камней достигает 50 тонн. Подобные глыбы древние строители могли доставлять только за несколько лет.

Обработку камней вели в несколько этапов. Методом удара и обработки огнем и водой нужные камни подготавливали к транспортировке. А уже на месте проводилась тонкая обработка и шлифовка.

Реконструкция

Интересен и процесс установки камней кромлеха Стоунхендж в Англии. Так перед укладкой «кирпича» выкапывалась яма, отвесная с трех сторон и пологая с другой. Лунку обкладывали кольями и по ним закатывали камень. Далее с помощью веревок монолиты поднимали и подкапывали. Но если с вертикальными камнями все понятно, то остается вопрос, как были установлены перекладины. Предполагалось, что для их водружения были сделаны насыпи, по которым затаскивали глыбы. Но на подобную работу ушло бы времени больше, чем на сооружение всего комплекса, да и следов возводимых насыпей обнаружено не было. Еще одно из предположений - камни поднимались с помощью бревен. Ставились бревна, и на них перетаскивался камень. Рядом сооружалась более высокая куча бревен, и камень поднимался на нее и т. д.

По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. Разумеется, всплывает вопрос, для чего построен Стоунхендж и зачем были нужны такие тяжкие усилия. Часть археологов предполагает наличие у древних британцев культа Солнца, другие же говорят только об использовании комплекса в астрономических вычислениях.

Стоунхендж притягивает толпы туристов. Особенно это происходит в день летнего солнцестояния. В этот день Солнце встает ровно над Пяточным камнем, что еще раз подтверждает догадки об использовании Стоунхенджа в качестве древней обсерватории. Возможности этого каменного круга позволяют даже предсказывать затмения.

И хотя Стоунхендж не попал в список древних чудес света, искусность его сооружения не уступает знаменитым постройкам и притягивает ежегодно взгляды миллионов людей.

Где находится Стоунхендж на карте?

Стоунхендж находится в Англии (графство Уилтшир) в 13 километрах севернее Солсбери

Координаты - 51°10′43.9″ с. ш. 1°49′35.08″ з. д.