Сообщение о греческих колониях в крыму. Греческие города- колонии в Крыму. Греческие города-государства Крыма: история строительства, расположение, общественный порядок

Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня - Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба - сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати - скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению - скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. - и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии - акрополь - размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).



10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса.
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος-δ-^ιος, βουλά,-βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили, тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2 , 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I 2 , 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз"е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии - Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники - надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса - присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. (IPE I 2 , 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши - эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии - независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил - неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.

Социально-экономическая жизнь
Население крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.

Государственное устройство
По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).

Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.

Савмака восстание
Восстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.

Великая греческая колонизация

Раз мы уже заглянули за стены Ольвии, следует подробнее поговорить о греческих колониях в Северном Причерноморье, о их рождении и судьбе.

Возникали они в процессе растянувшейся на несколько веков колонизации, когда тысячи и тысячи семейств, со скарбом и живностью, погружались на утлые суденышки (а как еще назвать мятущиеся среди морских валов корабли, у которых зачастую и палубы-то не было) и отправлялись туда, куда и Одиссея не заносило. В чужие земли – чтобы сделать их своими и преобразить до неузнаваемости.

Колонизация черноморского побережья была частью второй волны массовой эмиграции греков. Первая пришлась на времена «темных веков», последовавших за «вторжением дорийцев»: в XII в. до н. э. на города-государства Микенской Греции, наследницы великой цивилизации Крита, нахлынули с севера греческие же племена скотоводов, в первую очередь дорийцев. Племена отсталые, но воинственные и настроенные куда как решительно (на эти времена, по мнению многих историков, пришелся какой-то климатический скачок, неблагоприятно сказавшийся в первую очередь на скотоводческом хозяйстве. Вероятно, именно с ним связаны еще и такие исторические катаклизмы, как Троянская война, гибель Хеттского царства, нападение на Египет «народов моря»).

Вторжение дорийцев современники называли еще «возвращением гераклидов»: сами дорийцы считали себя прямыми потомками Геракла (у него сил бы достало), призванными отомстить за обиды, нанесенные когда-то божественному герою. В суть обвинений можно не вдаваться, потому что понятно: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – а кушать, похоже, действительно очень хотелось.

Многим тогда пришлось спасаться от убийств, грабежей, разрухи, порабощения (спартанские рабы-илоты были не кем иными, как потомками Гомеровых ахейцев, бывших во главе со своим легендарным царем Агамемноном в авангарде похода эллинов на Трою).

В те «темные века» за море отправились представители всех греческих народностей – включая и победителей-дорийцев. Колонии возникали на Сицилии и в Южной Италии (эти земли получили название Великой Греции), на островах Эгейского, Адриатического, Тирренского морей, на побережьях Малой Азии, Фракии, Северной Африки.

Наиболее активно повели колонизацию дальних земель ионийцы (у тех, что остались, сильнейшим полисом были Афины). В Малой Азии они колонизировали значительную часть побережья Эгейского моря, получившую название Ионии, а союз основанных там ими городов был назван Ионийским союзом. Самым значительным городом-государством стал Милет.

Вторая, или Великая, колонизация была связана как с экономическим подъемом греческих городов и сопутствующим ему перенаселением, так и с ожесточенной классовой борьбой внутри полисов. В то время происходила т. н. «гоплитская революция»: основой армий городов-государств становились не конники, крупные землевладельцы-аристократы, а представители «средней буржуазии» – не связанные с аристократией крестьяне-землевладельцы, купцы и зажиточные, во всяком случае, не бедствующие, ремесленники. Они составляли ряды тяжелой греческой пехоты – гоплитов. Тех самых, что на картинках: с большим круглым разрисованным щитом и массивным копьем, в гребенчатом шлеме (иногда закрытом – страх берет), с коротким мечом на боку, в панцире или кирасе, в наручах и поножах. Поднапрягшись, они сами обеспечивали себя всем этим вооружением, овладевали тактикой плотного строя – фаланги, на поле боя могли умело противостоять кавалерийским наскокам – и они же хотели быть во главе своих полисов. А аристократы не желали отдавать свою власть.

Борьба аристократической и демократической партий могла принимать самые ожесточенные формы. В вооруженных схватках и последующих расправах порою гибли тысячи. Нельзя сказать, что какая-то из двух сил возобладала в масштабе всего греческого мира. Но все же дорийские полисы считались склонными к аристократическому правлению, ионийские – к демократическому.

Колонии становились самостоятельными полисами. Не всегда полностью независимыми – в некоторых случаях новообразование должно было следовать указаниям метрополии. Она же могла выполнять роль арбитра в сложных судебных тяжбах. Но колонисты и сами в большинстве своем не хотели терять связи с родным городом. Там оставались чтимые с детства святилища (их огонь, статуи богов и реликвии обязательно брали с собой), узы родства и дружбы, узы воспоминаний, наконец.

Немаловажно было и то, что на основание колоний давали средства аристократы и богачи. Они оставались на месте, но надо было выполнять их условия (например, реализовывать на новом месте среди туземного населения их товары или снабжать тем, чем богата та земля, в первую очередь их. Рождение где-то в VII в. до н. э. «желтого дьявола» – звонкой монеты способствовало тому, что коммерческие интересы становились всеохватывающими и всепроникающими).

На помощь метрополии всегда надеялись: она могла потребоваться и при обустройстве на новом месте, и для обороны от туземцев – а они редко были рады новым соседям. В тяжелых обстоятельствах помощи ждали и от других колоний своей метрополии. Тем не менее, повторимся, большинство колоний были полностью независимыми. И многие сами становились метрополиями, выводя собственные колонии в еще более отдаленные земли.

На корабли вступали и те, кого гнала нужда, и те, кто оказался в стане побежденных в политической борьбе и не желал оставаться под властью победителей (тем более что часто альтернативой отъезду была только смерть), и те, кто питал честолюбивую надежду выдвинуться или разбогатеть на новом месте.

Но прежде, чем отправиться в путь, обязательно надо было заручиться божественной поддержкой. Главным покровителем переселенцев считался Аполлон. Было крайне желательно получить благоприятное предсказание от жрицы-прорицательницы (пифии) в его храме в Дельфах. Дельфийский храм Аполлона стал и духовным, и экономическим центром колонизации. Имея обширную информацию, касающуюся всей тогдашней Ойкумены, храм мог дать компетентную рекомендацию, мог помочь деньгами. Служители Дельфийского храма хорошо знали, чего хотят конкретные колонисты в первую очередь: заняться земледелием, или создать ремесленный центр, чтобы, обеспечивая местных жителей, в первую очередь местную знать, плодами эллинского мастерства, получить за них плоды их земли, или сделать упор на торговлю.

Высаживаясь после опасного плавания, колонисты явственно ощущали сакральную значимость происходящего – здесь начнется их новая жизнь, здесь обретут они новых богов – покровителей их полиса, и здесь же воздвигнут они алтари прежним богам. Часто священный огонь с родины сопровождали жрецы – они и отслуживали торжественный молебен. Руководитель экспедиции – ойкист, если он становился первым главой нового государственного образования (были и штатные «экспедиторы» – их обязанностью было только обеспечить морской переход и первоначальное обустройство), после смерти провозглашался героем – статус если не божественный, то напоминающий христианских святых: на его могиле возводилась часовня – героон, ему поклонялись, через него можно было обращаться к богам, от него самого ждали защиты.

Жизнь на новом месте устраивалась не обязательно по образцу метрополии – грубо говоря, на аристократический или демократический лад. Многие не затем пускались в далекий путь, чтобы приплыть к тому же самому. Но, с другой стороны, пришельцам из городов с аристократическим правлением, не имеющим опыта самоуправления демократического полиса, трудно было обойтись без единоначалия, без твердой руки. Тогда как выходцы из полисов демократической ориентации, если они не беглые аристократы, несли в себе укорененное неприятие заносчивой знати. Хотя им мог быть знаком и опыт тирании: фактического единовластия «от лица народа», при сохранении видимости демократического устройства (кстати, тирании нередко обеспечивали достаточно благополучную жизнь большинству населения полиса, являясь выходом из тупика политического противостояния, и слово это вовсе не несло в себе тот зловещий смысл, которым наполнили его позднее).

Жизнь покажет, как им жить, греки народ сообразительный. Для чего только не было пока места – это для олигархии, засилия политиканствующих толстосумов. Таковых среди прибывших просто не могло быть, а если им и суждено было появиться – их предстояло вырастить в собственной среде.

О взаимоотношениях с местным населением мы уже немного говорили и еще будем говорить. Отметим, что вряд ли часты были случаи, когда колонисты высаживались на берег, как на острова Кука – в места обитания неведомых дикарей. Обычно на этих берегах уже успевали какое-то время поработать эмпории – торговые фактории, и колонисты имели хотя бы приблизительное представление, с кем им предстоит иметь дело. Но нужно отметить и такой момент. Известно, что всех иностранцев греки с чувством собственного превосходства называли варварами. Вероятно, слово это появилось именно в процессе колонизации – как насмешка над непонятной (или малопонятной) им речью диковатых туземцев, каким-то сплошным «бар-бар», по-русски говоря, тарабарщиной. Грубыми казались их манеры, их селения, их быт.

Конечно, сами они – совсем другое дело. Им уже рисуются храмы с колоннами строгого стиля, под стать им общественные здания, стадион, театр, гимнасий, украшающие площади статуи. У них и посуда будет не как у варваров, а чернофигурного (потом – краснофигурного) лака – амфоры, кратеры, килики. И они не ждали, что им кто-то все это подаст. Они сами построили и храмы, и театры, и прекрасные города. На произведения высшего, недоступного им эллинского мастерства зарабатывали – и покупали их. Не скупились на то, чтобы завезти к себе статуи, вышедшие из-под резца лучших скульпторов. Полюбуйтесь, сколько в Эрмитаже, Пушкинском музее, в других экспозициях хранится найденных в Северном Причерноморье изделий всемирно известных гончаров и вазописцев из Аттики и Коринфа?

Более того, в Крыму, на Таманском полуострове, на черноморских лиманах местными мастерами-греками был выработан свой неповторимый стиль. От их скульптуры, «скифских» ваз и украшений, других произведений – пусть порою лапидарных (несколько простоватых) – веет (особенно когда их много вместе, как в Эрмитаже) каким-то сокровенным, неизъяснимым, романтическим духом. «Неизъяснимое» – это основа эллинского искусства, ибо оно все (помимо мастерства) – от наития, от соприкосновения с божественным, от Платоновых эйдосов (даже если Платон еще не родился). А если оно к тому же родилось среди другого неизъяснимого – таинственного и грозного варварского мира, первозданных необъятных просторов?

Колонизацией Причерноморья занимался в первую очередь малоазийский Милет – сам когда-то, в первую колонизацию, микенская колония. Всего по Черному морю милетцы основали около сотни городов-государств (считая колонии колоний). «На долгое время Черное море и подступы к нему превратились в милетский заповедник» (Майкл Грант).

Милет был прекрасным и богатым городом, «Жемчужиной Ионии», как назвал его Геродот. В лучшие времена в нем насчитывалось около 50 тысяч жителей (столько же, сколько в столице Персидской империи Персеполисе. Афинян в их родном городе периода его расцвета проживало примерно 155 тысяч, но это был один из крупнейших городов тогдашнего мира). Город жил в значительной степени за счет морской торговли, его интересы распространялись вплоть до Египта. Вывод колоний имел огромное значение для коммерции: они становились своего рода торговыми факториями Милета. Деловые люди обеспечивали будущих колонистов кораблями для переезда, припасами на первое время. Поэтому желающие переселиться стекались сюда со всей Греции. Самих же милетян к перемене мест подстегивали, возможно, не столько экономические соображения, сколько непрерывные политические распри.

Установившееся от основания города аристократическое правление вскоре проявило тенденцию переродиться в олигархию. А олигархия, по определению Аристотеля, это продукт разложения аристократии. Природные аристократы считали управление государством не только своим святым правом, но и святым долгом, смотрели на него как на служение родному городу. Олигархия же возникала, когда интересы этих правителей теснейшим образом переплетались с интересами богачей из прочих слоев, в первую очередь купечества и тогда интересы народа переставали быть, как прежде, в какой-то степени самоцелью, они становились разве что ограничителем: «лишь бы не бузили». Это неминуемо приводило к усилению демократических тенденций (у демократий свой путь перерождения в олигархию, но это путь не милетский).

Со временем город разделился: олигархи и их сторонники (включая людей зависимых и прихлебателей) возглавлялись партией Вечных моряков, или партией Богатства. Им противостояла партия Кулачного боя, или партия Труда.

История донесла до нас рассказы о диких эксцессах этой борьбы. Одержав однажды верх, «трудовики» растоптали быками детей своих противников на глазах их отцов. А те, взяв реванш, сожгли живьем и детей побежденных, и их самих. В конце концов установился шаткий компромисс в условиях умеренной олигархии, но все равно немало милетян вступало на сходни кораблей в надежде обрести более спокойную жизнь в далекой, дикой Скифии (или в менее далеких и диких Фракии и Колхиде), а не в своем процветающем городе.

Греки, думается, называли Черное море Понтом Эвксинским – «Гостеприимным» – для самоуспокоения. Поначалу они нарекли ее ближе к истине – Понтом Аксинским, т. е. «Негостеприимным». Пересекать его напрямую было рискованно, поэтому предпочитали плавание вдоль берегов. По побережью, от Босфора и далее по часовой стрелке, одна за другой возникали милетские колонии. С южным (малоазийским) побережьем было проще, оно и было освоено в первую очередь – опорной точкой здесь стала Синопа (нынешний турецкий Синоп), возглавившая союз приморских городов.

На западном побережье милетцы основали Аполлонию, потом Одесс (всем известную Одессу назвали так в предположении, что античный город был где-то поблизости, но потом его раскопали неподалеку от болгарской Варны), Томы, уже упоминавшуюся Истрию (оттуда была родом мать злополучного царя Скила).

Потом настала очередь Северного Причерноморья. Первым (в 643 г. до н. э.) был освоен небольшой (километр на полкилометра) островок, называемый теперь Березань (возможно, это он фигурирует как остров Буян в «Сказке о царе Салтане»). Греки занялись здесь земледелием, ремеслом, но в основном торговлей. Вскоре они расширили деятельность и перебрались на материк. Здесь в самом начале VI в. до н. э. в устье Южного Буга, на берегу лимана, возник город со славным будущим Ольвия (в котором царь Скил совершил свое дионисийское грехопадение). Вокруг появляются другие колонии, опирающиеся на помощь уже существующих. Города окружаются хорой – земледельческими угодьями колонистов, постоянно проживающих за городскими стенами. Поодаль возникают постоянные поселения – если позволяют условия, в первую очередь отношения с местным населением.

Другим центром колонизации стал Боспор Киммерийский (Керченский пролив). Здесь, на его крымском берегу, в середине VI в. до н. э., на месте появившегося ранее торгового пункта (эмпория), отстраивается Пантикапей (в переводе с древнеиранского «Рыбный Путь», современное название Керчь). Пантикапей стал крупнейшим полисом Восточного Крыма и Тамани – в первую очередь за счет удобной торговой гавани (в Керченском заливе). Рядом с ним возникают Мирмекий, Нимфей, Феодосия, а на противоположном берегу Боспора – Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгиппия (ныне Анапа). Далее, вдоль Кавказского побережья Черного моря, – Питиунт (Пицунда), Диоскурия (Сухуми), Фасис (Поти).

Вот так, взяв море в кольцо, милетцы и превратили Понт Эвксинский в «свой заповедник». На северном берегу из крупных городов только крымский Херсонес (развалины которого близ Севастополя) был основан не ими, а дорийцами из Гераклеи (колонии Мегар на южном берегу Черного моря) и с острова Делоса.

Первые плотные контакты греков с обитателями Северного Причерноморья произошли до их появления в этом регионе, причем в местах от него довольно отдаленных. Случилось это во времена вышеописанных походов киммерийцев и скифов в страны Передней Азии.

В последней четверти VII в. до н. э., после того как в бою с ними погиб лидийский царь Гигес, а его страна подверглась разгрому, киммерийцы обрушились на греческие города Ионии в Малой Азии, натворив там немало бед. На сотню лет они завладели городом Антандром на берегу Эгейского моря – его даже называли одно время Киммеридой. На Ионию напали тогда и скифы, нанеся большой ущерб, в частности, Милету.

Но, с другой стороны, милетцам и другим грекам удалось относительно беспроблемно закрепиться в Северном Причерноморье именно благодаря тому, что значительная часть его обитателей находилась тогда в этих переднеазиатских походах, а киммерийцы вообще сгинули в них как исторический персонаж. Вернувшиеся же скифы надолго занялись войнами с фракийцами. Поэтому неприятности от туземцев для греческих колонистов сводились по большей части к нечастым набегам скифов на их города и хору и к вышеописанным неприятностям от балующихся пиратством тавров.

Но со временем агрессивные выпады скифов участились, на Боспоре стали постоянно возникать конфликты с местными меотскими (приазовскими) племенами. Поселенцы стали уделять больше внимания стенам своих городов, усилили бдительность их дозорные отряды. На Керченском полуострове был возведен мощный Тиритакский вал от восточных отрогов Крымских гор до Меотиды (Азовского моря). Со временем укрепления Пантикапея превзошли афинские.

Внешняя угроза сказалась и на внутриполитической ситуации в полисах. В Ольвии возникла тирания выходца из аристократов Павсания, опирающегося как на аристократический религиозный союз, так и на возглавляемое им гражданское ополчение, у которого он пользовался большой популярностью – под его командованием оно хорошо показало себя в боях.

На Боспоре Киммерийском сложилась симмахия – военный союз находящихся там греческих народов. Лидирующее положение в союзе занял Пантикапей. В нем тоже возникла тирания успешного полководца, аристократа по происхождению, Археанакта. Он стал фактическим главой союзного войска, а также нашел опору в амфиктионии – религиозном союзе жителей всех боспорских городов, объединившихся вокруг пантикапейского храма Аполлона. Власть Археанакт передал по наследству, его потомки, Археанактиды, правили примерно до 438 г. до н. э. и даже величали себя царями.

Ситуация для греков значительно осложнилась после того, как около 480 г. до н. э. скифы и фракийцы заключили мирный договор. Теперь эллинские города стали объектом особо пристального внимания скифских царей и знати.

По-прежнему продолжались набеги, но скифская элита вынашивала куда более серьезные намерения. Хотя она всячески противодействовала проникновению чужой культуры в среду кочевников, но ничего уже не могла поделать с собственным жадным интересом к ее плодам. Анахарсис и Скил слишком далеко зашли в духовном ее приятии – но от блеска золотых украшений, красоты статуй, амфор, тканей и многого чего еще отвести взгляд трудно было всем. Все это можно было купить, выменять, получить в виде добычи или дани, но этого было мало. Неспособная сама организовать морскую торговлю, скифская верхушка решила использовать для нее греческие города: через них в обмен на золото, серебро, олово (необходимый компонент для получения бронзы, становившийся тогда дефицитным), рыбу, хлеб, меха, рабов получать все то, что радует душу. С одной стороны, для этого надо было брать все больше и больше необходимого для экспорта с племен лесостепи и лесов – за этим дело не стояло. С другой – надо было надавить на греков.

Полисы западной части Северного Причерноморья – Никоний на Днестровском лимане, Ольвия и другие – не могли успешно противостоять скифам. У них не было тесной связи между собой. Территориально они находились довольно далеко друг от друга, большой потребности в экономических и торговых взаимосвязях тоже не было. И им пришлось согласиться на скифское покровительство.

Понятно, что такой диктат был не в радость. Но, с другой стороны, значительно возросли торговые обороты этих городов. Справедливости ради – скифское покровительство было не очень обременительно. Описанные Геродотом наезды царя Скила на Ольвию в официальной их части были царским надзором за ходом коммерции. То же самое проделывал и отец Скила, и погубивший Скила брат. Надзор мог осуществляться и доверенными лицами – как скифского, так и эллинского происхождения. Что же касается полисного самоуправления, занятия не связанными с царскими интересами делами, частной жизни – здесь греки в большинстве случаев были полностью предоставлены сами себе: выбирали должностных лиц, сходились на народные собрания, поклонялись богам так, как считали нужным, организовывали войско, посещали театр, стадион, гимнасий, трудились и торговали.

Эти города становились центрами взаимопроникновения обеих культур. Интересно, что в Никонии чеканились монеты с именем завзятого эллинофила скифского царя Скила. Недалеко было то время, когда знатные скифы будут заезжать в греческие города не только по делам, но и чтобы просто пожить некоторое время – уже безнаказанно.

Геродот пишет о живущих близ Ольвии «эллинских скифах» – колонисты называли их миксэллинами. Они вели образ жизни, все больше приближающийся к оседлому, занимались земледелием. Возможно, это отчасти были люди, произошедшие от смешанных браков, но в большинстве своем – природные скифы, нашедшие себе место в жизненном укладе греческого полиса, поселившись на его периферии в качестве военных поселенцев.

Новая ситуация существенно повлияла и на жизнь «скифов-пахарей», значительная часть которых была славянами. Они теперь во все возрастающей степени должны были заниматься производством экспортного товара – зерна. автора Фюрст Флориан

ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ Еда и напитки с утра до ночи Кто видел, как греки завтракают, тот наверняка может подумать, что они вовсе лишены аппетита. Но если снова посмотреть на них за ужином, то кажется, что греки – нация истинных обжор.Завтрак в Греции играет второстепенную роль.

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Греческая Республика Консульский отдел посольства: г. Афины, Палео Психико, ул. Папанастасиу, 61, тел. 647-29-49, 647-13-95

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

10. Греческая Молния Греция – Португалия, 2004, финал Провозглашенная самым большим разочарованием в футбольной истории победа сборной Греции имеет все черты современной сказки. Несмотря на то что до этого греки лишь дважды участвовали в турнирах такого уровня, стать

Из книги автора

Из книги автора

Греческая Сфинкс Греческая Сфинкс - существо с головой и грудью женщины и крыльями. Она была агрессивна, многоречива, хищна, так как любила питаться человеческой плотью. Слово «Сфинкс» происходит от греческого sphiggein (крепко связывать, душить).Из всех греческих Сфинксов

Из книги автора

Глава 34 Русь Великая Второй Рим погиб, Третий Рим набирал силу. Мы видели, как тяжелы были годы после Куликовской битвы, когда радость – напополам со скорбью от великой ценой оплаченной победы – была оборвана стремительным набегом орды Тохтамыша. Опять были десятилетия

Из книги автора

Глава 55 Великая Отечественная война Для Крыма война началась с первых минут фашистского нападения – был совершен налет на Севастополь, базу советского Черноморского флота. Целью нападавших было нанести удар по кораблям, береговым сооружениям, морской авиации,

Первым цивилизованным народом, поселившимся на крымских землях были древние греки, или эллины. Именно этот народ внес такой вклад в развитие всей человеческой цивилизации, который невозможно переоценить. Огромно влияние древних греков и на развитие нашего полуострова.

Основной причиной переселения этого народа на территории Северного Причерноморья был поиск малоимущими гражданами условий для нормальной жизни. Метрополия была перенаселена, продуктов и земли всем свободным гражданам уже не хватало, что и вызвало к жизни такое явление, как массовая колонизация. Это движение относится к 7-6 векам до нашей эры - эпохе архаики в истории Древней Греции. Первые две волны колонизации коснулись земель, близлежащих к Греции. Колонизаторы третьей волны переплыли Понт Эвксинский (древнегреческое название Чёрного моря, в переводе - "Гостеприимное море") и обнаружили плодородные земли, обилие зверей, птиц, рыбы. Будучи мореходами, греки-переселенцы оценили местные гавани и бухты.

Первыми переселенцами, сумевшими создать на территории Крыма свои колонии были греки-ионийцы и греки-дорийцы. Именно они через некоторое время, объединив вокруг себя другие колонии, создали два государства - Боспор Киммерийский и Херсонес Таврический.

Первым же городом, который основали эллины в Крыму, был Пантикапей - нынешняя Керчь. Появление этого города относят к рубежу 7-6 веков до нашей эры. Чуть позже, в 6 веке до нашей эры, возводится Феодосия, на крымском побережье Керченского пролива появляются аграрные городки Тиритака, Парфений, Порфмий, Мирмекий. Основными жителями этих эллинистических поселений были жители западного побережья Малой Азии (в основном из ионийского города Милета) и городов Эгейского моря.

Очень быстро колонисты налаживают свою хозяйственную жизнь: развиваются земледелие, скотоводство, рыболовство и охота; зарождаются различные ремесла - строительное, ювелирное, металлообрабатывающее, ткацкое, керамическое; появление излишков продуктов и товаров позволяет завязать торговлю с метрополией и натуральный обмен с соседними племенами. Уже в середине VI века до нашей эры чеканится своя монета в Пантикапее, чуть позже - в других городах.

Постепенно колонии, увеличиваясь территориально и по числу жителей, становятся городами и превращаются в небольшие государства полисы. Их центрами на востоке Крыма стали Пантикапей, Феодосия и Нимфей.

Угроза нападения со стороны варварских племен, экономические интересы стали причиной объединения большинства городов Керченского пролива. Новое государство, возникшее в результате такого объединения, назвали Боспор Киммерийский. Первое упоминание об этом государстве принадлежит греческому историку Диодору Сицилийскому, называвшему время его рождения - около 480 г. до н.э. Государство это не только расширяется, но и становится этнически разнородным: кроме греков, его населяют скифы, тавры, а с другой стороны Керченского пролива - синды и меоты.


Все, чего достигли греки на своей исторической родине, находит широкое применение и в Крыму. Градостроительство, архитектура, живопись, философия, образование, законотворчество, медицина, литература, театр, спорт, высокий уровень развития сельского хозяйства и ремесёл - все это находит благодатную почву на крымской земле для применения и распространения. Скорее всего, в состав Боспора Киммерийского входило и поселение, располагавшееся на месте нынешнего Старого Крыма. Многочисленные археологические находки эллинистического происхождения, пантикапейские монеты подтверждают это предположение.

В конце IV века уже нашей эры, после нашествия гуннов, Боспор нужден был признать их верховенство, а в VI веке наследница павшей Римской империи - Византия - подчинила эти земли себе.

В юго-западной части Крыма располагалось другое эллинистическое государство - Херсонес Таврический. Его центром был Херсонес (ныне Севастополь), который основали во второй половине V века до н.э. колонисты из Гераклеи Понтийской - дорийского города на южном побережье Черного моря. Постоянная угроза нападения со стороны соседних тавров вынудила переселенцев быстро превратить Херсонес в город-крепость. Общественно-хозяйственное развитие херсонесцев происходит по сценарию, очень похожему на развитие их земляков, освоивших крымские земли чуть раньше, - на боспорцев. Непродолжительное время Херсонес был даже под боспорским протекторатом. Во 2-3 веках нашей эры Херсонес стал центром римской военной оккупации в Крыму. От гуннов город не пострадал, так как находился вне их завоевательных маршрутов. В конце V века Херсонес становится частью Восточной Римской империи.

Почти одновременно с появлением скифов в степях Северного Причерноморья, в VII в. до н. э. начинается колонизация греками восточного и южного побережья Крыма, западного и северо-западного побережья Азовского моря и некоторых регионов Северного Причерноморья в основном вдоль Днепро-Бугских лиманов.

Меотида, так называли древние греки Азовское море и Понт Евксинский (Черное море) привлекали их богатством рыбы, мягким климатом и удобными бухтами для стояния кораблей.

По-видимому, не всем грекам хорошо жилось на своей родине. Одних притесняли богатые и знатные землевладельцы; другим мешали заниматься ремеслами и торговать своей продукцией; третьи - были замешаны в мятежах и в выступлениях против своих хозяев, крестьяне страдали от малоземелья, поэтому им нужно было искать убежища за пределами родины, в отдаленных краях, и они подались в Крым, Северное Причерноморье.

Метрополией первых греческих колонистов Крыма был Милет, который сам являлся греческой колонией на берегу Черного моря в Малой Азии. Затем стали поступать переселенцы из других малоазиатских городов - Гераклей, Меота и Теоса. А еще позднее власти метрополии стали высылать сюда своих провинившихся граждан из Атены и других греческих городов.

Первоначально греки основывали небольшие прибрежные поселения, типа факторий, и занимались торгово-обменными делами с местным населением, привлекая их яркими тканями, неизвестными предметами, женскими украшениями.

Вряд ли местное население встречало их восторженно. Первым колонистам в Крыму пришлось встретиться с таврами, которые заселяли в то время прибрежную полосу. Многие тавры почувствовали грозившую им опасность и не хотели добровольно расставаться со своей землей, поэтому встречи первых колонизаторов иногда оканчивались трагически. Поэтому, обживая морское побережье Крыма и Северного Причерноморья, греки на первых порах, в целях безопасности и предупреждения излишних столкновений с местным населением, не удалялись далеко от морского берега. Кроме того, чтобы заинтересовать аборигенов, прибегали к хитрости, на первом этапе торговлю вели с некоторой выгодой для них, чем усыпляли их бдительность и завоевывали доверие.

Торговый обмен постепенно разрастался, местное население привыкало к прибывшим из-за моря торговцам, и, не видя опасности, стали спокойно относиться к их поселениям.

На протяжении столетий эти маленькие поселения с причалами для небольших купеческих кораблей стали разрастаться в более крупные и со временем из них образовались могущественные города-крепости. Они обосновывались по преимуществу в устьях больших рек или в удобных морских бухтах. В разное время на протяжении столетий возникли такие крупные города-колонии: в устье Буга - Ольвия, в устье Днестра - Тира, в устье Дона - Танапе, а на месте современной Керчи - Пантикопей, напротив Пантикапея через пролив на Таманском полуострове - Фанагория. Почти одновременно с Пантикапеем на восточном побережье Крыма - Феодосия, несколько позднее Мирмекия, Мимфей, Нимфей, Таритака, Кимерик и еще ряд более мелких городов.

На западе Крыма возникает Херсонес, недалеко от современной Евпатории - Киркинитада, ставшая на западе Крыма перевалочной торговой базой с метрополией.

Все эти города стали основными греческими колониями и центрами торговли, развития ремесел и распространения античной культуры.

Каждый из них возник в разное время и каждый по-своему вошел в историю.

Пантикапей, Феодосия, Ольвия возникли в VI в. до н.э., Керкинитида (Евпатория) - на стыке VI и V вв. Основание этих городов относится к периоду, когда греки-купцы из Милета стали активно осваивать побережье Крыма и Северного Причерноморья. Разрастаясь, эти города превратились в города-полисы , и их отношения с метрополией стали складываться, как партнерские, и они становились менее зависимыми от нее.

ПАНТИКАПЕИ - основан греками, выходцами из Милета, самого крупного в то время города Малой Азии. Считают, что Пантикапей имел еще и предысторию. На это указывает даже название города, оно совсем не греческого происхождения. Предполагают, что на одном из древних местных говоров оно означает «рыбный путь». Под именем «Пантикапей» город был известен еще двадцать шесть столетий назад, но как небольшое поселение существовал значительно раньше. Теперь на его месте стоит город Керчь. До этого, в зависимости от того, под чьей властью он был, назывался Боспором, Черкио, Корчев, Черзети.

За свое существование этот город был посреднической перевалочной базой между Скифией и Грецией, центром международной торговли в акватории восточного побережья Крыма, крепостью, которая сдерживала и отражала натиск кочевников, был столицей Боспорского царства или же просто захудалым провинциальным городишкой.

Но всегда при этом он оставался центром Керченского полуострова и все, что бы ни происходило на этом полуострове, было связано с этим городом.

ФЕОДОСИЯ. О начале города имеется несколько различных предположений, большинство из них похожи на легенды. Одна из них рассказывает: в VI в. до н.э. плыли на кораблях милетские купцы к берегам Крыма. В море их застал сильный шторм и тяжелые, груженные товаром корабли ветром кидало, как щепки. Отчаявшиеся купцы потеряли всякие надежды на спасение и приготовились к гибели, и вдруг, корабли забросило в уютную солнечную бухту, где не было никакого шторма, а на высоком берегу белели домики небольшого селения. Не веря своему спасению, радостные купцы воздали руки к небу и закричали: «О, Феодосия!», что в переводе с греческого означало: «О, богом данная!» Этот восторженный выкрик так и остался новым названием маленького села на высоком берегу, которое ранее называлось Ардавдой .

Высадившиеся купцы основали тут свою колонию, назвав ее Феодосией. Удобное расположение города на берегу спасительной бухты, на оживленном торговом пути быстро выдвинуло Феодосию в число крупных портов мира. Город своим величием и роскошью стал соперничать с лучшими античными городами мира.

По свидетельству Страбона, порт мог принять до 100 судов. Только пшеницы вывозилось через этот порт ежегодно до 22500 тонн.

КЕРКИНИТИДА - это город древних греков-колонизаторов, был основан ими на территории удобной бухты, на западе Крымского полуострова, поэтому вскоре после его основания он стал перевалочной торговой базой греческих купцов с метрополией.

На западной окраине города Евпатории, вблизи детского санатория «Чайка» сохранились остатки древнего городища, основанного греками. Считают, что в конце VI - начале V вв. до н.э. во времена греческой колонизации западного побережья Крыма на этом месте возник античный город Керкинитида. Он стал крупным портом, торговавшим с Афинами, Синопом, Родосом и крымскими городами Херсонесом Пантикапеем. Первые письменные сообщения о нем принадлежат Гекатею Милетскому , затем о них упоминают Геродот, Птоломей, Арриан .

На территории городища археологами обнаружены уникальные произведения древних мастеров - бронзовая скульптура амазонки и барельеф Геракла, говорящие о высокой культуре древних жителей Керкинитиды. В IV в. до н.э. город вошел в состав сельскохозяйственной хоры (округа) античного Херсонеса.

ОЛЬВИЯ была заложена на берегу Днепро-Бугского лимана. Археологами найдены ее остатки у села Парутино, к югу от города Николаева.

При раскопках всех вышеперечисленных городов найдены остатки жилых кварталов, оборонительных стен, башен, ворот, погребений, много предметов быта и женских украшений. Кроме этого, при раскопках Ольвии обнаружены остатки храмов, мастерских ремесленников, остатки бань и агора .

КИММЕРИК - основан также в V в. до н.э. на южном берегу Керченского пролива, назван в честь Боспора Киммерийского. Являлся связующим портом с Таманским полуостровом Кавказа. Найдены остатки оборонительных стен, домов, хозяйственных сооружений.

ТАНАИС - заложен в первой четверти III в. до н. э. в устье реки Дон. Это подтверждается раскопками Недвиговского городища Нижне-Донской археологической экспедицией УССР. Найдено много амфор, глиняных сосудов для вина и зерна, кровельной черепицы с клеймами мастеров. Эти находки позволяют сделать вывод об экономической и торговой связи Танаиса с городами Боспорского царства и метрополией.

Потомки основателей этих городов, современные греки, могут гордиться мужеством и самоотверженностью своих предков, которые основали новые земли - побережья Крыма и Северного Причерноморья, приближая их к культуре древней Эллады, стоявшей в те времена на высоком уровне мировой цивилизации. При колонизации они были более гуманны и терпимы к местному населению, по сравнению с другими завоевателями.

Эллинская цивилизация распространялась не только среди подвластных, но и соседних с ними народов и, прежде всего, среди скифов.

С первых лет после обоснования греческих купцов греков-первооткрывателей в Крыму и Северном Причерноморье, они сразу же стали вступать в торговые контакты с ранними скифами, появившимися с Востока. Первоначально они относились к скифам высокомерно, считая их «варварами», вкладывая в это слово понятие, означающее - «человек с непонятной речью». Причем, к «варварам» греки относили всех, кто не говорил на их языке и вел образ жизни, менее культурный, по их мнению, чем они.

Но проходили века и отношение к скифам изменилось, еще и потому, что многие из них восприняли от греков полезное и что они считали для себя «культурным», обогатив, таким образом, свою жизнь образцами греческой культуры, подняв тем самым свой рейтинг в лице греков. К тому же, торговать с ними было выгодно, посредничая с разоренными войнами Афинами.

По дешевой цене у них приобретали зерно, шкуры животных, шерсть, мед, рыбу, лес, в метрополию же продавали дороже. Скифам же продавали красивое оружие, различные предметы бытового назначения, предметы для украшения скифских жилищ, расписные вазы, виноградное вино, оливковое масло - и многое другое, без чего скифы, вступив на ступень более высокой культуры, не могли уже обходиться, купленные в Греции намного дешевле.

Войдя в более тесный контакт со скифами, греческие купцы стали проникать со своими товарами далеко на север, охватывая земли современной Киевщины, Полтавщины и Харьковщины. Например, на Лубянщине найдены остатки греческих храмов: Диониса, Аполлона, Артемиды, что указывает на то, что в этих краях было уже немало греческих колонистов.

При археологических раскопках в Скифии остатков городищ и могильников находят монеты греческих причерноморских городов, греческую расписную посуду для зерна, вина и масла, предметы украшения, сделанные греческими мастерами. Это указывает на то, что народы, жившие здесь, приобретая товары у греков, набирались у них культуры, учились искусству греческих мастеров, различным ремеслам. Некоторые племена полностью переходили на их обычаи, принимали их религиозные верования.

Все греческие города-колонии были построены по образцу и как бы по традиции метрополии. Они представляли из себя некрупные по площади, компактные города-полисы (города-государства). Это были своего рода маленькие самостоятельные республики с центром в городе и возделанными полями вокруг, которые обеспечивали город продовольствием. В этом сказывается греческая особенность, выражавшаяся в нелюбви к большим царствам и империям.

Каждый город-полис жил сам по себе, но в случаях, когда им угрожала серьезная опасность извне, они объединялись для совместного отражения врага.

Боспорское царство

Временные объединения городов-колоний не раз обеспечивали им победы над сильным и коварным врагом, но жизнь предсказывала необходимость более тесного сплочения и объединения отдельных городов в единое царство.

В 480 г до н.э. по инициативе правящей верхушки Пантикапея возникло крупное рабовладельческое государство, названное по имени пролива Боспора Киммерийского - Боспорским царством. Названо оно было так потому, что под властью образованного государства оказались земли по обоим берегам этого пролива.

Из меотских племен самым крупным были синды, расселявшиеся на северо-восточном побережье Черного моря и Таманского полуострова. В V -IV вв. до н.э. оно создало самостоятельное государство Синдику, в состав которого вошли также племена дандарии и досхи.

Однако государство Синдика просуществовало недолго, при образовании Боспорского царства оно вошло в его состав.

Греческие города, объединившись в единое государство, могли уже противостоять внешним, более сильным врагам - племенам диких кочевников и скифам, наседавшим с востока и севера, и в какой-то степени, диктовать им свои условия.

Первые правители Боспорского царства были из династии Археанактидов, которые были у власти с 480 по 438 гг. до н.э. Первоначально правители, в подражание Афинам, носили республиканский титул - архонта , а позднее стали называть себя царями. О правлении этой династии и ее царях мало что известно, кроме того, что они были создателями Боспорского царства с рабовладельческой формой правления.

В 438 г. до н.э., в результате государственного переворота, к власти пришла династия Спартокидов, первым царем от которой был Спарток I, организатор переворота.

Династия Спартокидов была фракийского происхождения, из местной эллизированной знати, но выходцев из Фракии. Спарток I, став царем, создал царскую гвардию, укомплектованную в основном из фракийцев.

Наиболее видными государственными деятелями этой династии, которые именовали себя царями, имена которых сохранила история, кроме Спартока I (438-433 гг. до н.э.), были Сатир, Левкон I (399-369 гг. до н.э.), Перисад І, Персид I и воцарившийся на престоле в результате усобицы его сын Эвмел.

Жизнь на самом краю античного мира была для Боспорского царства по-прежнему напряженной, беспокойной и проходила в постоянной борьбе с воинственными кочевниками скифами, осевшими в Крыму и таврами. Особенно эта напряженность усилилась после того, как в Северном Причерноморье появились сарматы, которые потеснили скифов и стали непосредственно угрожать Боспорскому царству. Поэтому, объединившись в единое государство, им легче было организовать оборону: строить оборонительные сооружения, возводить стены, валы, рвы, содержать воинские гарнизоны.

Объединение различных этнических групп в единое государство способствовало их культурному и экономическому сближению, послужило толчком к развитию на более высоком уровне ремесленного производства в городах, земледелия и животноводства в сельской местности, увеличило объемы торговли с соседями, дальними странами, в том числе и с метрополией.

Наступил активный период этнического и культурного сближения Боспорского царства. Особенно это сближение отмечалось между греками и скифами. Стали образовываться смешанные, так называемые эллино-скифские поселения.

Этот период в истории Боспорского царства хорошо подтверждается археологическими находками. Археологическое исследование Крыма началось вскоре после завоевания его Россией. Первые раскопки были произведены в Керчи в 1816-1817 годах, которые дали много новых сведений об истории Крыма и Северного Причерноморья. Затем последовали раскопки других древних городов и курганов Крыма. На основании этих находок, найденных при раскопках на месте древнего Пантикапея, Херсонеса, Ольвии и других городов Боспорского царства, можно судить о высокой культуре этого периода, а также о взаимосвязи народов Боспорского царства, их торговыми, экономическими и культурными взаимоотношениями с внешним миром.

Не менее важное открытие сделано при раскопках древнего Боспорского города Мимфея, южнее Керчи, в 1982 г. была обнаружена многоцветная штукатурка, обвалившаяся со стены одного из святилищ, построенного в первой половине III в. до н.э. На штукатурке, украшенной поперечными ярко-желтыми и красными полосами по центру, сохранились различные надписи, среди которых имеются пространные тексты, касающиеся богов Афродиты и Аполлона - покровителей морей. На фреске также много различных рисунков, на которых преобладают парусные корабли. Надписи отражают стороны частной и общественной жизни древнего Нимфея во время царствования Перисада II. Главное место на фреске занимает военный корабль - триера, судно с тремя ярусами весел, под названием «Изида», названное так, как видно в честь богини Изиды .

Есть основания предполагать, что корабль был дипломатическим судном, доставившим в Боспор египетских послов для обсуждения некоторых важных вопросов торговли между Египтом и Боспором и укрепления дружеских отношений с Боспорским царством.

При правлении царей из династии Спартокидов значительно расширились границы государства на восток и запад, укрепилось его политическое и международное положение, получили дальнейшее развитие ремесла, искусство, торговля. При них Боспорское царство содержало хорошо вооруженную и обученную армию. Было захвачено и покорено немало соседних городов и народов.

При Левконе I была присоединена Феодосия, которая имела удобное расположение на оживленном торговом пути, входила в то время в число крупных портов мира. В него заходили со своими товарами корабли не только греческих купцов, но и многих других, даже очень отдаленных стран. Роскошью и великолепием архитектуры Феодосия соперничала с лучшими городами античного мира. Все это привлекало внимание правителей Боспорского царства. Левкон I увидев в лице Феодосии серьезного соперника и опасного конкурента, решил положить этому конец. В 393 г. до н.э. он силой овладел процветающим полисом и присоединил его к своему государству.

При Спартокидах был создан большой и сильный военно-морской флот, с помощью которого Понт Эвксинский (Черное море) очистили от пиратов, нападавших на корабли, курсирующие между портами Боспорского царства и Элладой.

После этого Боспорское царство не только продолжило торговую традицию городов-полисов, но и активизировало торговый обмен с метрополией. Левкон I всячески поощрял эту торговлю, но особенно хлебом. Известен его указ, предписывающий в первую очередь грузить греческие суда и не облагать их пошлиной. Страбон свидетельствует: царь Левкон отправил в Афины 2100000 медимнов зерна (медимн равен 51,5 литрам). Кроме хлеба, в метрополию отправляли меха, шкуры животных, мед, воск, рыбу, домашних животных и дешевую рабочую силу - невольников, захваченных в боях с местными и соседними племенами.

В трудных для метрополии обстоятельствах Спартокиды помогали ей, но и сами при необходимости прибегали к ее помощи. Сложилась выгодная партнерская взаимопомощь.

При Спартокидах Боспорское царство достигло большого расцвета и могущества, особенно его столица Пантикапей. Имея тесные связи с метрополией и другими городами и государствами античного мира, он не уступал им в красоте и архитектурном оформлении. Центром города была гора высотой 90 м, позднее названная горой Митридата в честь покойного царя Митридата VI. Вокруг этой горы расстроился город. Как и в настоящее время, гора опоясывалась улицами - террасами с подпорными стенами-крепидами. На вершине, обнесенной мощными стенами, стоял Акрополь - верхний город. На северном склоне было выстроено здание для городских властей - Пританей. Пантикапей имел хороший водопровод и канализацию. Фактически, в то время Пантикапей стал политическим и экономическим центром Крыма и Северного Причерноморья.

О культурном расцвете Пантикапея говорят находки при археологических исследованиях. На фресках Стасовского склепа (так его назвали археологи) на северном склоне горы изображены батальные сцены, показывающие сражения боспорцев с таврами и сарматами.

Особый интерес представляет фреска знаменитого склепа Деметры, богини земледелия и плодородия эллинского мира. Это выдающийся памятник живописи той эпохи. Он сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Достигнув апогея в развитии военного могущества, у боспорских правителей стали появляться честолюбивые замыслы: объединить под своей властью все причерноморские народы.

Но этому не суждено было сбыться. Прежде всего, потому что города, вошедшие в состав Боспорского царства, оставались по-прежнему полисами (городами-государствами). Они признавали центральную власть Пантикапея, но сохраняли свое самоуправление и даже административно-хозяйственную обособленность. Правители этих городов не были склонны участвовать в военных авантюрах царей. В этом смысле Боспорское царство являлось больше союзом обособленных городов, чем монархическим государством.

Боспорские цари добились военного могущества, но не смогли добиться политического единства городов-полисов, а такой город, как Херсонес, совершенно обособился от них в самостоятельную республику.

Это было первым и главным препятствием для осуществления захватнических планов Спартокидов.

Вторым препятствием являлось то, что над Боспорским царством висела постоянная угроза вторжения со стороны сарматов, захвативших степи Северного Причерноморья и подошедших вплотную к Крыму.

Третьим препятствием было появление на южном берегу Черного моря и Малой Азии более сильного эллинского государства - Понтийского царства, у правителей которого были те же захватнические планы.

Ко всему этому надо добавить, что исполнению захватнических желаний Спартокидов мешали постоянные боевые стычки с таврами, скифами, образовавшими в степной части Крыма свое государство, и Херсонесом, который не хотел быть в подчинении Боспорского царства.

Агора - у древних греков - народное собрание, а так же площадь, где оно происходило. По сторонам агоры строились храмы, государственные здания, портики с торговыми лавками. (прим. автора)

Архонт - в древней Греции - высшее должностное лицо в Афинах. (прим. автора)

Изида - в древнегреческой мифологии - богиня неба, земли и ада - жена Овариса. (прим. автора)

История Крыма Март 20, 2014

Все города, которые вы видите на этой карте, были основаны древними греками в течение VI века до н.э. (за исключением Калос Лимена, приютившегося на крайнем западе полуострова).

В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация западной и юго-западной частей полуострова.

Невольно задаешься вопросом: зачем греки это делали? Зачем они огромными массами переселялись из уютной и давно освоенной Эллады? Процесс расселения греков по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей получил название «Великой греческой колонизации».

И действительно, без слова «великий» тут не обойтись. Почти 200 лет эллины упорно осваивали новые пространства, основав за это время сотни городов. Они не боялись ни опасных морских переходов, ни стычек с местным населением, ни отрыва от привычной культурной и языковой среды.

Колонизация была очень трудным делом, но у греков не было другого выхода! Греция, хоть и живописная страна, но для жизни мало приспособлена: пахотных земель там очень немного, возделывать хлеб невероятно трудно, и расширяться некуда: кругом — горные кручи и море.

Поэтому, когда к VIII веку до н.э. население Греции достигло предельной численности, встал вопрос — как избежать перенаселения и неизбежных при этом смут. Выход нашли в организованном отселении части граждан на новые, неосвоенные земли.

Причем, выгоду из случившегося сумели извлечь все греки: и те, что уезжали, и те, кто оставался возделывать скудные поля и развивать ремесла на родине. Отправляясь на поиски новых земель, Эллины старались выбирать места, где можно было продуктивно заниматься сельским хозяйством. В первую очередь — выращивать хлеб.


Во вновь основанных городах греки воспроизводили привычную им модель государственного устройства, заводили традиционные ремесла, завязывали торговый обмен с местным населением и со своей покинутой родиной — метрополией. Связи с метрополией — и не только торговые, но и духовные, потомки колонистов сохраняли потом веками.

Греческий народ в те времена не был однородным: он состоял из нескольких племен, различавшихся и по наречию, и по характеру. Самыми многочисленными и активными были ионийцы и дорийцы .

Ионийцы жили, в основном, по берегам Эгейского моря, и рано впитали мудрость Древнего Востока, лежавшего по соседству. Именно они дали миру знаменитых ученых: Гиппократа, Фалеса, Евклида и многих других.

Крупнейшим ионийским городом был Милет, лежавший на восточном берегу Эллады (сейчас его руины находятся в Турции). Именно милетяне начали освоение восточного побережья Таврики. Пантикапей, Феодосия, Тиритака — это их колонии.

Ионийцы стремились внедряться на новые земли мирно, устанавливать с местным населением торговые отношения. И, если и закабалять аборигенов, то постепенно. Их оружием в покорении новых пространств зачастую был не меч, а долговая расписка, не военный корабль, а купеческое судно.

Ионийцы были людьми веселыми и жизнерадостными. Они видели мир светлым и прекрасным и, поэтому, среди них рождалось особенно много поэтов, художников и выдающихся зодчих. Любимым богом ионийцев был покровитель муз лучезарный Аполлон.

Дорийцы отличались от ионийцев очень сильно. Достаточно сказать, что самым мощным государством дорийцев была Спарта — город, где царил культ военной дисциплины, грубой силы, давления и подчинения. Жестокие порядки спартанцев не одобряли даже сами дорийцы, но кое-что все-таки перенимали.

Особо почитаемым богом был у дорийцев суровый громовержец Зевс, а воинственного Геракла они почитали как своего предка. «Природа — не храм, а мастерская», — под этими словами охотно подписался бы дориец.

Дорийцы не столько восхищались окружающим их миром, сколько приспосабливали его под собственные нужды, проявляя при этом, порой чудеса воли, выдержки и силы.

Так вот, Херсонес Таврический основали дорийцы — народ решительный, дисциплинированный и суровый. В отличие от ионийцев, они новые земли не просто осваивали. Они их завоевывали.