Вход большой кремлевский дворец. Большой Кремлёвский дворец - всё великолепие президентской резиденции

Строение было возведено по инициативе императора Николая I в конце XIX века на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны.

Начало царствования Николая I было омрачено восстанием декабристов в декабре 1825 года и поэтому он более, чем его предшественники, нуждался во внешних атрибутах власти. Правитель желал построить новые просторные парадные залы для проведения дворцовых церемоний, а кроме того, Большой кремлёвский дворец должен был, во-первых, продемонстрировать историческую преемственность власти, а, во-вторых, показать ее блеск и силу.

Именно поэтому в оформлении строения используются элементы византийско-русского стиля (чтобы показать династическую связь с византийскими императорами), а пять главных залов Большого кремлёвского дворца посвящаются самым высоким наградам русского воинства.

В соответствии со своей церемониальной функцией Большой кремлёвский дворец является не столько постройкой, сколько памятником, рассказывающим российскую историю и прославляющим русскую армию.

Большой кремлёвский дворец - краткое описание

Основной задачей архитекторов было решить проблему единства архитектурного ансамбля древнего Кремля и нового дворца. Строительство велось по проекту Константина Тона. В дворцовый комплекс были включены древние постройки - Грановитая палата и Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви.

Вместе с тем, в архитектуре сооружения отчетливо проявилось характерное для Тона и его времени тяготение к гигантизму. Масштабное двухэтажное здание желтого цвета с высокими арочными окнами протянулось вдоль Москвы-реки на 125 метров, а высота его - 37 метров и выглядит оно трехэтажным, хотя в здании два этажа.

Войдя во дворец с главного вход, Вы попадете в парадный вестибюль, свод которого поддерживают четыре колонны серого цвета, выполненные из гранита, привезенного из Карелии, из города Сердоболь (ныне город Сортавала). Вестибюль освещают четыре бронзовых торшера, в каждом из которых по 13 карсельских ламп (изобретенные швейцарским мастером Карселем).

На второй этаж гости поднимались по парадной лестнице, ее ступени (всего их 66) невысокие и широкие, чтобы дамам в изысканных вечерних платьях было удобно подниматься и шествие принимало особо торжественный вид. Стены вестибюля украшены желтым мрамором, привезенным из подмосковной Коломны .

Георгиевский зал

Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи - ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.

Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.

Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.

Напольное покрытие - подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала - копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому , установленному на Красной площади .

Основные цвета зала - белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.

Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.

Александровский зал

Александровский зал посвящен ордену Святого князя Александра Невского. Князь Александр был известен своим благочестием и мужеством. Орден в его честь был учрежден Екатериной I в 1725 году, а девиз награды - «За труды и отечество».

Александровский зал также огромен, его длина - 31 метр, ширина - 21 и высота - 20 метров. Константин Тон использовал в его оформлении элементы византийско-русского стиля. Паркет с замысловатым цветочным орнаментом, созданный в 1843 году, выглядит как тканевый ковер, блестящий под слоем лака.

Под куполом расположены знаки ордена - крест и звезда с вензелем Святого Александра, по углам - изображения двуглавого орла.

Исторические полотна, созданные профессором исторической живописи Академии художеств Федором Моллером, рассказывают о жизни Святого Александра Невского. Картины на западной стороне зала повествуют о воинских подвигах князя, а на восточной мы видим сцены из его мирной жизни.

Свет из высоких окон, отражаясь в многочисленных зеркалах, заполняет все пространство. В оформлении стен использованы белый и розовый мрамор, а красный бархат в обивке мебели соответствует цвету орденской ленты. Между витых золоченных колонн - гербы земель Российской империи.

Андреевский зал

Андреевский зал (Тронный) был главным залом Кремлёвского дворца. Он посвящен ордену Святого Андрея Первозванного, учрежденный еще Петром в 1698 году. Девиз ордена - «За веру и верность».

Четырехгранные колонны Андреевского зала образуют три нефа. В восточной стороне помещения установлен престол, состоящий из трех тронов, один из них предназначался для Николая II, второй - для его супруги Александры Федоровны, а третий - для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. Над тронным местом - полог из меха горностая. На своде изображено всевидящее око в сиянии - православный символ Троицы.

В дни коронации в Андреевском зале, чтобы поздравить императора, собирались гости со всех земель Российской империи.

Андреевский зал поражает своей роскошью - своды, колонны и пилоны покрыты золоченной лепниной, а капители (верхние части колонн и пилонов) украшены знаками ордена - изображением двуглавого орла, на фоне которого - распятый на кресте святой Андрей.

Владимирский зал

Владимирский зал посвящен еще одной высокой военной награде - ордену Святого Владимира, учрежденному в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси.

Девиз ордена - «Польза, честь и слава», а его знак - золотой крест покрытый красной эмалью. Этим орденом был удостоен и создатель Большого Кремлёвского дворца Константин Тон.

По своей форме это необычный зал. В плане он представляет собой квадрат со стороной 16 метров, но по углам его выполнены ниши, и в результате Владимирский зал больше похож на восьмиугольник.

Свод зала напоминает древний шатер, дневной свет в который проникает через круглый фонарь, а вечером зал освещается великолепной бронзовой люстрой. Одно из украшений зала - арки, украшающие боковые галереи.

Владимирский зал соединяет парадные залы Большого Кремлёвского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Парадные орденские залы можно осмотреть во время экскурсии. Недоступен только Екатерининский зал, в котором Президент России проводит официальные встречи и переговоры.

Екатерининский зал

Екатерининский зал посвящен ордену Святой Екатерины, учрежденному Петром Первым. Девиз ордена - «За любовь и отечество». Награда имела две степени. Орденом Екатерины первой степени награждались царевны по праву рождения, а второй степени - придворные дамы. Первой дамой, награжденной этим орденом, была супруга Петра - Екатерина I.

Необычайно красивые канделябры появились здесь в 1856 году, когда проходила коронация Александра II. Два хрустальных подсвечника привезли из Зимнего дворца Санкт-Петербурга , а четыре других взяли из музея Императорского стекольного завода.

Собственная половина

В южной части Кремлёвского дворца расположена жилая часть здания. Здесь, в так называемой «Собственной половине», находились покои императора и императрицы. Анфилада состоит из шести основных комнат:

  • Опочивальня императрицы роскошной мебелью и изысканной отделкой. В оформлении, в основном, использованы два цвета - синий и золотой. Здесь господствует атмосфера покоя и благочестия
  • В будуаре императрицы (утренняя комната дамы) находится один из самых прекрасных каминов дворца, украшенный отшлифованными малахитовыми пластинами. Накладные золоченые детали в виде бусинок, гирлянд и розеток придают ему особую изысканность
  • Кабинет императрицы оформлен по желанию первой его хозяйки императрицы Александры Федоровны в стиле буль (назван по имени мебельщика XVII века). Здесь в отделке мебели и дверей применялся особый вид инкрустации, когда пластины из панциря черепахи и меди накладывались на деревянную основу. Также великолепна обивка из ткани с золотой нитью
  • Гостиная императрицы - белоснежная с золотой отделкой. Восемь гипсовых барельефов - символы искусств, еще четыре изображают времена года. Главным украшением комнаты является уникальная люстра-ананас, символ гостеприимства и радушия.
  • Столовая оформлена в традиционном классическом стиле. Лепной орнамент на своде, белый и желтый мрамор в оформлении стен, в нишах - мраморные вазы с античными сюжетами, скульптуры Леды, возлюбленной Зевса и бога брака Гиминея.

Экскурсии в Большой крёмлевский дворец

Большой кремлёвский дворец и Грановитую палату можно посетить только в составе экскурсии по предварительной записи. Стоимость экскурсии от 4 тыс. рублей (2019 г.), продолжительность около 1,5 часов. Надо быть готовым к тому, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за проведения официальных мероприятий. На экскурсию рекомендуется брать как можно меньше личных вещей. Перед посещением проводится несколько досмотров как в аэропорту. Фотосъемка разрешается только в нескольких парадных залах.

Большой Кремлёвский дворец возводился Константином Тоном по указанию Николая I более десяти лет - 1838 по 1849 годы. Как и задумывали великие создатели, грандиозное сооружение стало надежным и соответствующим статусу первопрестольной столицы.

  • В прошлом резиденция императоров , сегодня ‒ парадная резиденция президента России.
  • Огромный дворец, строительство которого длилось 10 лет , появился в Кремле в XIX веке при Николае I.
  • В здание включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата.
  • Большой Кремлевский дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м .
  • В резиденции огромный вестибюль, около 700 комнат и пять залов, которые используются для встреч на высоком уровне и государственных церемоний.
  • Для посетителей открыто «Малахитовое фойе», где можно увидеть портреты всех русских государей.

Большой Кремлевский дворец – уникальный архитектурный ансамбль и знаковый для Москвы музей. Когда-то в нем располагались покои императорской семьи, а сейчас — парадная резиденция президента России. Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны. Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием.

Строительство дворца

Еще в царствование императрицы Екатерины II архитектор Василий Баженов предложил возвести гигантский новый дворец в Кремле, но из-за сложности и дороговизны его проект не был воплощен в жизнь. Новая резиденция в Кремле появилась по указу внука императрицы, Николая I. Дворец строился почти десять лет, с 1838 г. по1849 г. Работа над ним объединила выдающихся русских художников и архитекторов — Н. Чичагова, В. Бакарёва, Н. Шохина, П. Герасимова, Ф. Солнцева.

Автор проекта – признанный мастер Константин Тон. Император Николай I принимал непосредственное участие в поисках архитектурного стиля для дворца. Строить новую резиденцию решили в традициях «византийско-русской архитектуры». Считается, что за основу проекта был взят облик с его монументальными формами, созданного Андреем Штакеншнейдером. На месте старых построек XV ‒ XVIII вв. возвели здание, поражающее своими размерами и гармонией линий. Длина Большого Кремлевского Дворца 125 метров, высота ‒ 47 метров, общая площадь – 25 000 квадратных метров. Снаружи он кажется трехэтажным, но на самом деле в нем два этажа.

При детальном изучении проекта эксперты обнаружили множество перекличек с дворцовыми постройками XV ‒ XVIII вв., стоявшими на этом месте ранее. Окна нижнего яруса в современном дворце соответствуют аркам подклета дворца XV в., наружная галерея ‒ внешним переходам, а терраса похожа на старинное гульбище. Во дворце также был Зимний сад – своего рода повторение висячих садов царя Алексея Михайловича. В состав Большого Кремлевского дворца были включены особо ценные части предыдущих построек: Теремной дворец царя Алексея Михайловича, девять храмов (старейший из которых относится к XIV в.), Грановитая палата XV в. В резиденции около 700 комнат, огромный вестибюль и пять величественных залов.

В 1849 г. дворец был тор жественно освящен в присутствии императора Николая I. Параллельно началось строительство в том же стиле здания . С его постройкой ансамбль Большого Кремлевского дворца был окончательно сформирован. Здания соединены надземным переходом. После социалистической революции 1917 г. и переезда советского правительства в Москву многие помещения дворца стали использоваться как жилые. В наши дни во Дворце проводится церемония инаугурации президента России, проходят встречи на высоком уровне, вручаются ордена ‒ высокие государственные награды Российской Федерации.

Посетители могут попасть в Кремлевский дворец со стороны на Соборной площади. Рядом - парадное крыльцо Грановитой палаты Кремля, оно украшено фигурами львов и закрыто золоченой решеткой.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Залы Дворца

Вестибюль дворца представляет собой анфиладу отделанных мрамором залов с полированными гранитными колоннами. На второй этаж ведет огромная парадная лестница. Перекрытый арками свод, красная ковровая дорожка, парадный вход дворца, обращенный к Москве-реке, – эту часть дворца легко узнать по запоминающимся кадрам церемоний инаугураций президентов России. Именно по этой лестнице поднимались Б. Ельцин, В. Путин и Д. Медведев перед принятием присяги. Поднявшись наверх, каждый посетитель видит огромную картину «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», созданную художником С. Присекиным в 1983 г.

Круглый проходной зал, расположенный в центре дворца, называется Владимирским . Он посвящен Ордену Святого равноапостольного великого князя Владимира. Правивший в конце X ‒ начале XI вв. киевский князь смог сплотить племена восточных славян и принял православную религию в качестве государственной. Зал по форме напоминает римский Пантеон, он также освещается сверху круглым окном.

Старейшим помещением дворца (и всей Москвы) является , построенная в 1487‒1491 гг. Марко Руффо и Антонио Солари. Снаружи она украшена рустовкой и напоминает постройки итальянского Возрождения. Перед ее входом – Красное крыльцо, на котором обычно подавали жалобы царю в XV ‒ XVII вв. В палате уникальные фрески на библейские сюжеты, редкий по красоте паркет и блистающие золотом интерьеры.

– это зал самого почетного военного ордена Российской империи – Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Орден был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 г. за боевые заслуги и храбрость на поле боя. Здесь проходили собрания георгиевских кавалеров. На стенах высечены названия 545 армейских соединений и более 10000 фамилий офицеров и генералов. Среди них великие русские полководцы XVIII-XIX веков: А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион, Ф. Ушаков, П. Нахимов.

Александровский зал назван в честь Ордена Святого благоверного князя Александра Невского, который был учрежден в 1725 г. императрицей Екатериной I в честь святого покровителя Санкт-Петербурга.

Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи и современной России – ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал изначально считался главным императорским залом Московского Кремля , в нем был установлен трон императора. Восстановленный трон под балдахином, украшенным бархатом и горностаевым мехом, можно увидеть и сейчас. В советские времена на месте трона был установлен памятник В. Ленину, а в самом зале проходили съезды Коммунистической партии и сессии Верховного Совета СССР. В наше время здесь проходят церемонии инаугурации президента России. Над троном можно видеть изображение Лучезарной Дельты – Всевидящего ока Господа в лучах славы. Это олицетворение Божьего покровительства власти.

Посвящен женскому ордену Святой Екатерины. Он расположен в стороне от основных помещений Дворца и также являлся тронным залом императоров. Он закрыт для посетителей.

Здесь также можно увидеть уникальный Теремной дворец – резиденцию московских царей XVII в. Он был построен в 1635‒1636 гг. на фундаменте дворца XV в., имеет анфиладное устройство. В его последнем помещении расположена спальня, рядом с ней – личные покои царя. Интерьеры поражают богатством и роскошью, красотой изразцовых печей и росписей на стенах. Пройти в него

Залы БКД

Территория Большого Кремлевского дворца контролируется ФСО, так что попасть внутрь можно лишь с дорогостоящей и редкой экскурсией, да и то лишь в том случае, если служба безопасности сочтет вас благонадежным. Поэтому уделите, пожалуйста, особое внимание виртуальным панорамам интерьера , ведь своими глазами это трудно увидеть. С мобильного смотреть эту ссылку бесполезно. С другой стороны, есть богатые фотопосты ЖЖ-юзеров il-ducess и kukmor , там можно рассмотреть массу деталей. А еще в дополнение к нашим описаниям можете посмотреть чертежи БКД .

Главный вход — со стороны Боровицкой улицы. Выглядит более чем скромно. Дверь можно даже не заметить в череде одинаковых арок. За дверью — сени Парадного подъезда и Парадная лестница. По лестнице мы пока не пойдем, а прогуляемся по первому этажу.

Если пойти направо от сеней, то попадем в большую комнату для придворных. Она называется тафельдекерская, кафешенская, мундшенская, швейцарская. Здесь же кладовые. Тафельдекер — это сервировщик царского стола, то есть аналог допетровского стольника. Кафешенк — кофевар, мундшенк — виночерпий. Кстати, под этими помещениями сохранились подклеты Средней Золотой палаты.

Идем на север — попадаем в сени Благовещенского подъезда. Отсюда также идет лестница наверх, однако мы пойдем дальше на север и попадем в Сервизную.

Налево от Сервизной — Кухни. Есть подозрение, что именно там находится Особая кухня, где готовят для Президента. Если же пройти из Сервизной вперед, то будет подклет Святых сеней. Теоретически, отсюда можно попасть в подклет и южный коридор Теремного дворца.

Но вернемся в Парадные сени. Налево от них — коридор. По правую руку сразу будет Парадная передняя и Большой буфет, по левую — Столовая. Дальше справа комнаты дежурных придворных чинов, а слева — Гостиная, Проходная, Кабинет императрицы и Камер-юнкерская. Затем коридор упирается в сени Собственного подъезда. Справа при этом остается лифт, а слева — Будуар.

Войдем же в вышеупомянутые сени. Слева от них — Опочивальня, справа — лестница Фельдъегерского подъезда. Если пойти прямо и направо, то будут Приемная и Фельдъегерская, а если прямо и налево — Дежурная и Кабинет Императора (в самом углу здания).

Кроме того, во дворе имеется советская гостевая пристройка на месте церкви Спаса на Бору, а на первом этаже крыла, что напротив Оружейной палаты, — комнаты слуг. Само это крыло — Апартаменты Их Величеств.

Что ж, вернемся к парадной лестнице и взойдем на второй этаж. Нас встречает Аванзал (интересные подробности по ссылке). Направо от него — Георгиевский зал, посвященный Ордену святого Георгия Победоносца (высшая военная награда России). Зал прославляет победы русского оружия. Об убранстве парадных залов лучше прочитать , а нашу статью мы не будем загромождать описательными подробностями.

Если по выходе из Аванзала повернуть влево, то будет Владимирский зал, посвященный Ордену св. Владимира. Если взять еще раз влево, то будет Зимний сад, а если вправо — Святые сени и . Если же пойти вперед, то попадете в Белый коридор Теремного дворца.

Вернемся в Георгиевский зал и пройдем его с севера на юг. Свернем теперь направо, в Александровский зал, посвященный Ордену святого Александра Невского.

Если от трона повернуть направо, то будет Кавалергардский (Пикетный) зал. Из него можно выйти на галерею Екатерининской половины вдоль внутреннего двора. У Александровского и Андреевского зала тоже была галерея, но теперь там Аванзал гостевой пристройки.

Так вот, продолжим движение к Теремному дворцу от Кавалергардского зала. Анфилада такова: Екатерининский зал, Парадная гостиная, Парадная опочивальня, Ореховая уборная. А дальше уже церковь Рождества Богородицы. Екатерининский зал посвящен единственному женскому ордену в России — ордену св. Екатерины. Это тоже тронный зал, как и Андреевский.

А на третьем этаже есть только вот что: Тайник над Святыми сенями, хоры Владимирского зала и Зал заседаний в Гостевой пристройке. Парадные залы двухсветные, вот в чем дело.


Древняя планировка

А теперь перенесемся в лихие 1690-е и осмотрим старый царский дворец (следите по чертежу !). От всего нижеследующего уцелели только подклеты Средней Золотой палаты, Святые сени и .

Дворец состоит из живописного нагромождения крайне разнообразных построек, общего фасада не имеет. Крыши — всех мыслимых видов: с золочеными маковками, изразцовыми узорочными трубами, со всякими башенками, с единорогами и львами вместо флюгеров. Большинство кровель и куполов на царском дворце покрыты золотом.

Есть один разведчик. В ходе операция «Западня» в зоне афгано-иранской границы участвовал в ликвидации отрядов Исмаил-хана . Вынес под огнем троих солдат с заминированного участка, но потом был тяжело ранен. Впоследствии стал одним из инициаторов создания в России организаций ветеранов Афганистана. А имя этого разведчика — Ильяс Дауди .

2008

2006

Юбилей Бориса Ельцина в Георгиевском зале (75 лет). Мероприятие, приметное размахом и пестротой. Вечер ведет Михаил Швыдкой . Сперва концерт классической музыки: Башмет , Мацуев , Спиваков . Далее поют Брегвадзе и Пелагея , саксофонирует Бутман .

Говорят, посидели душевно, по-домашнему. Застолье завершилось под Кубанский казачий хор и цветастую речь Ельцина, пестрящую фирменными оборотами наподобие: «Про Лукашенко могут говорить те, кто его хорошо знает. А знает его… я!»

2004

Вторая инаугурация Владимира Путина.

2000

Первая инаугурация Владимира Путина.

Кроме того, девять человек получили Звезду Героя в Георгиевском зале.

Первый, танкист, воевал в Афганистане, потом в Душанбе со своей дивизией сдерживал гражданскую войну, защищал русское население, ликвидировал наиболее агрессивные бандформирования, боролся с наркотрафиком через афганскую границу. Затем воевал в Чечне, отражал вторжение боевиков в Дагестан. А потом он провел внезапную десантную операцию на грузинской границе и взял Аргунское ущелье, отбив четыре крупные атаки боевиков. Так и стал Героем России Мухридин Ашуров .

Второй, артиллерист, будучи начальником ракетных войск и артиллерии Северо-Кавказского военного округа, лично руководил артиллерией при обороне Дагестана от боевиков и в дальнейшем наступлении на Чечню. Зовут героя Владимир Боковиков .

Третий, оперативник, набил руку на задержании опасных преступников в Воронеже, а затем в ходе одной из боевых командировок в Чечню лично провел блестящую операцию по освобождению пленного российского летчика. Отряд СОБРа потерь не понес, а боевики полегли. Зовут героя Юрий Анохин .

Четвертый, радист, в рамках командировки в Чечню пошел в разведгруппе по тылам боевиков. Около станицы Серноводской группа обнаружила чеченские укрепления, но противник засек российских солдат. Вражеские подкрепления окружили разведгруппу. За 7 часов боя половина отряда погибла, а радист из-за контузии лишился слуха, однако прикрыл разведчиков, когда они пошли в прорыв. Всего в том бою уничтожено до 60 боевиков, причем на счету героя — не менее десятка. А зовут героя Иван Ануреев .

Пятый, врач, участвовал в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Ингушетии. Во время первой чеченской войны тяжело ранен при штурме Грозного. Затем была Югославия и вторая чеченская война, на которой герой вынес из-под огня суммарно 23 раненых бойца. Несколько раз со своими людьми прорывался к воинским частям, окруженным боевиками, и вывозил оттуда раненых. Героя этого зовут Игорь Милютин .

Шестой, военный летчик, совершил более 300 боевых вылетов на второй чеченской войне, а на первой — более 100, из которых один наиболее примечателен. Однажды дудаевцы сбили российский самолет, и герой подавил зенитные средства боевиков, а затем огнем с неба отгонял их от места, куда приземлился летчик сбитого самолета, пока не прилетел спасательный вертолет. Виктор Бондарев — имя героя.

Остальные — летчики-испытатели Геннадий Ирейкин , Сергей Борисов и Андрей Солдатенков .

1999

Первый прием в восстановленных Андреевском и Александровском залах (по случаю Дня независимости).

1994—1998

Андреевский и Александровский залы восстановлены под руководством управделами Президента Павла Бородина и профессора Подъяпольского . При этом к делу подошли со всем возможным тщанием: следовали оригиналу во всей его роскоши (например, 50 килограммов золота ушло на позолоту). На месте интерьеров Иванова-Шица в вестибюле перед Гостевой пристройкой появилось Малахитовое фойе. Но малахит не настоящий, а просто нарисованный.

Финансовая сторона проекта — это отдельная песня .

1997

В Георгиевском зале вручают награды двум Героям России.

Первый командовал танковым батальоном «Черное крыло» и за время первой чеченской войны основательно потрепал боевиков почти на всей территории Чечни, обойдясь при этом без собственных потерь. Имя героя — Вадим Макаров .

Второй был летчиком-испытателем и генерал-майором авиации. Создал пилотажную группу «Беркуты». Внес весомый вклад в освоение возможностей вертолета «Черная акула». Правда, в итоге в нем и погиб, но уже после того, как стал Героем России. А звали его Борис Воробьев .

Картинки подписаны и кликабельны.

Поздний СССР

1990

Первый съезд народных депутатов РСФСР. Это переходная форма высшей государственной власти между Верховным советом РСФСР и Федеральным собранием. Съезд народных депутатов решал любые вопросы, относящиеся к ведению РСФСР, а также формировал Верховный совет РСФСР как свой постоянный парламентский орган.

Так вот, первый съезд избирает Председателем Верховного совета РСФСР Бориса Ельцина, Председателем Совета Министров — Ивана Силаева , а также принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. С этой Декларации началась конституционная реформа. Основные положения: приоритет российского законодательства над советским; равноправие политических партий и объединений; разделение законодательной, судебной и исполнительной власти; расширение прав субъектов РСФСР. Все это было попыткой обустроить демократическую Россию внутри СССР.

Картинки подписаны и кликабельны.

1970

Всё, эпоха независимости закончилась, погружаемся в эпоху зависимости. Сессии Верховного совета СССР переходят из Зала заседаний БКД в главный зал Кремлевского президиума.

1962

Съезды КПСС переводятся из Большого Кремлевского дворца во Дворец съездов.

1959

Двадцать первый съезд КПСС в Зале заседаний. Главный итог — принятие семилетнего плана развития народного хозяйства. Этот план предусматривает активное строительство коммунизма как такового, потому что социализм, по мнению собравшихся, уже достигнут.

Хрущев на съезде третирует югославских ревизионистов, исключает возрождение в СССР капитализма, убеждает в неизбежной победе СССР над Западом в мирном экономическом соревновании крепнущего социализма с загнивающим капитализмом…

1958

Верховный совет СССР принимает закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В нем имеется такая статья: «Пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Как же определяется в законе пропаганда войны? Да никак.

1957

Верховный совет СССР указывает восстановить Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР. Чеченцы и ингуши начинают возвращаться на родину из депортации. Реабилитируют также калмыцкий и карачаевский народы с восстановлением их территориальных образований.

1956

Двадцатый съезд КПСС. Обсуждалось мирное сосуществование капиталистических и социалистических стран, многообразие путей к социализму. Принято решение прекратить паровозостроение, а вместо этого внедрять тепловозы и электровозы.

А через несколько дней, 30 июня, в тех же декорациях проходит прием в честь юбилея Академии наук.

А еще Верховный совет устанавливает новое воинское звание — генералиссимус Советского Союза. На другой день это звание присвоено Сталину. А еще упраздняется Государственный комитет обороны, его функции передаются Совету народных комиссаров. А еще была амнистия по случаю победы над Германией.

1944

Верховный совет СССР принимает законы, по которым союзным республикам предоставляются полномочия в области внешних сношений и предписывается создать собственные войсковые формирования.

А еще Верховный совет указывает принять Тувинскую народную республику в состав СССР по просьбе тамошних трудящихся.

А еще указывают они выселить всех балкарцев из Кабардино-Балкарии за сотрудничество многих балкарцев с немцами, и на их место поселить кабардинских колхозников.

А еще они указывают выселить всех чеченцев и ингушей, Чечено-Ингушскую республику ликвидировать, а землю поделить между Ставропольским краем, Дагестаном, Северной Осетией и Грузией.

1943

Верховный совет СССР указывает депортировать карачаевцев и калмыков. Карачаевская АО поделена между Грузией, Ставропольским и Краснодарским краями. Калмыкия превратилась в Астраханскую область, а некоторые ее части ушли в Сталинградскую и Ростовскую области и Ставропольский край.

1942

Верховный совет СССР учреждает комиссию для расследования немецких злодеяний, а также указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».

В августе в Большой Кремлевский дворец прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль . Он привез из Лондона сандвичи, полагая, что в во время войны живут впроголодь, однако роскошный прием ошеломил его. Об открытии второго фронта договориться не удалось, а вот употребил Черчилль неплохо, его выводили под руки.

1941

Прием для участников декады таджикского искусства.

Верховный совет СССР принимает указ, запрещающий предприятиям сбывать оборудование и материалы на сторону.

А потом началась война, и на БКД упала бомба, пробив перекрытие Георгиевского зала. Верховный же совет принимает указы о мобилизации и военном положении, учреждает Государственный комитет обороны, вручает награды, амнистирует польских граждан, томящихся в советских лагерях, а также депортирует немцев Поволжья с попутным уничтожением их Республики.

В октябре Верховный совет эвакуируется в Куйбышев (Самару) и уже там принимает интересный указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

1940

Приемы для участников декад белорусского и бурят-монгольского искусства, а также для участников декады ленинградского искусства.

Тем временем Верховный совет СССР принимает интересный указ, известный в народе как «Закон о прогулах». Устанавливается восьмичасовой рабочий день (раньше был меньше) и семидневная рабочая неделя (выходной один — воскресенье). Запрещается самовольный уход с предприятия и самовольный переход с одного предприятия на другое (за это сажают в тюрьму на 2-4 месяца). За прогул без уважительной причины назначают полгода исправительных работ (а раньше просто увольняли). Начальники предприятий, не предавшие прогульщика суду или принявшие «перебежчика», сами идут под суд.

А еще Верховный совет принимает указы о присоединении Бессарабии и Буковины, а также создании Латвийской, Литовской, Эстонской, Карело-Финской и Молдавской ССР. Латыши, литовцы и эстонцы считают это оккупацией.

1939

Верховный совет СССР принимает законы о включении Западной Украины и Белоруссии в состав Украинской и Белорусской ССР соответственно. Мнение современных жителей Западной Украины по этому поводу известно.

А еще принят обстоятельный, из 8 глав, закон «О всеобщей воинской обязанности». А еще двумя указами отменяют условно-досрочное освобождение для узников лагерей, колоний и тюрем. А еще в шахтных поселках разрешают жить только шахтерам, пенсионерам, инвалидам и семьям военнослужащих.

Большой прием в честь летчиков Владимира Коккинаки и Михаила Гордиенко — они успешно совершили беспосадочный перелет Москва — Северная Америка. А потом прием военных летчиков с Халхин-Гола (там была необъявленная локальная война Японской империи и Маньчжоу-го против СССР и Монголии). А потом прием для участников декад армянского и киргизского искусства.

А еще в этот год состоялся Восемнадцатый съезд ВКП(б). Съезд утверждает третью пятилетку, подводит итоги переходного периода от капитализма к социализму и задает курс на переход к коммунистическому обществу. Поставлена задача догнать и перегнать Запад.

1938

Встреча папанинцев в Большом Кремлевском дворце. Папанинцы — это сотрудники первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс» (Иван Папанин , Евгений Федоров , Эрнст Кренкель , Петр Ширшов). Станция находилась на дрейфующей льдине, однако она начала трескаться и таять, так что была целая эпопея по спасению экспедиции, за которой следила вся страна.

А еще был прием в честь участников декады азербайджанского искусства.

1937

Второй торжественный прием в честь Чкалова , Байдукова и Белякова . Они совершили второй сверхдальний перелет. Затем такой же прием в честь летчиков Михаила Громова , Андрея Юмашева и Сергея Данилина . А еще прием для первой полярной экспедиции.
А еще прием для участников декад республиканского искусства: от Грузии и Узбекистана.

1936

Торжественный прием в честь летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова. Они совершили сверхдальний перелет и стали Героями Советского Союза. Байдуков, кстати, прожил до 1994 года и успел за это время создать систему ПВО СССР и получить 22 ордена.

1935

Первый «большой кремлевский прием» в честь выпускников военных академий. А еще прием в честь железнодорожников, решавших проблемы рационального движения товарных поездов.

1934

Семнадцатый съезд ВКП(б), известный также как «Съезд победителей» и «Съезд расстрелянных». Съезд принимает второй пятилетний план: окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы, завершить коллективизацию и техническую реконструкцию народного хозяйства и т. д. Более половины делегатов съезда через несколько лет отправились в лагеря или сразу к стенке.

В том же году — завтрак для участников первомайского парада (в основном, летчиков). А потом — торжественный обед в честь челюскинцев. Челюскинцы — это не соратники Семена Челюскина, а команда названного в его честь парохода. Эти полярники дрейфовали в Северном Ледовитом океане, пока корабль не раздавили льды. Со льдины их эвакуировали самолетами, но перед этим они два месяца прожили на льдине в условиях полярной зимы. Летчики стали первыми Героями Советского Союза. Самую первую Золотую Звезду получил Анатолий Ляпидевский .

В том же году на месте Зимнего сада в переходе из БКД на Потешный корпус для Сталина устроили кинозал.

1933—1934

Андреевский и Александровский залы соединены в зал заседаний. Заседал, в первую очередь, Верховный совет СССР. Облик зала казенный, форма — очень вытянутая.

Картинки подписаны и кликабельны.

Революция

1927

Пятнадцатый съезд ВКП(б). Делегаты утверждают Директивы по составлению первого пятилетнего плана и принимают план коллективизации. Подводят итоги борьбы с троцкизмом. Из партии исключают Льва Троцкого , Григория Зиновьева , 75 активных членов их блока и около 10000 рядовых сторонников. Также исключены из партии представители левой оппозиции Тимофея Сапронова .

1925

Четырнадцатый съезд ВКП(б) в Андреевском зале («Съезд индустриализации»). Переименовывают РКП(б) в ВКП(б). Громят «Ленинградскую оппозицию» во главе с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым . По части экономики принят курс на индустриализацию, преобладание социалистических элементов над капиталистическими и т. д. Интересная цитата:

Кстати, два слова об одном из источников резерва — о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это — грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, — то остаётся одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются.

Из доклада И. В. Сталина.

1924

Тринадцатый съезд ВКП(б). Было решено, что НЭП себя оправдал, хозяйство восстанавливается, и теперь надо развивать металлургию и легкую промышленность. А еще по настоянию Надежды Крупской за два дня до съезда на заседании Совета старейшин зачитывают «Письмо к съезду» Ленина . Предположительно, Ленин написал этот документ в 1922 году во время болезни, но это вопрос дискуссионный: есть мнение, что автор — Крупская. Как бы то ни было, в письме Ленин призывает сместить Сталина с поста генсека за его грубость, нетерпимость и капризность. Вопрос вынесли на голосование старейшин, в итоге за Сталина проголосовали все, кроме сторонников Троцкого. Документ был оглашен на закрытых заседаниях отдельных делегаций съезда, но ссылаться на него было строго запрещено.

А еще в том же году в Андреевском зале проходит Пятый конгресс Коммунистического Интернационала. Главный вопрос: как быть после подавления коммунистических выступлений в Германии, Болгарии и Греции и после прихода фашистов к власти в Италии? Решили в итоге укреплять дисциплину.

1921

Третий конгресс Коммунистического Интернационала в Андреевском зале. Учрежден Профинтерн, который в европейских странах должен был стать альтернативой социал-демократическим профсоюзам и переходом к тактике «единого рабочего фронта».

1917

Во время Октябрьских событий Большой Кремлевский дворец практически не пострадал. Отдышитесь от красного марша, мы отправляемся в царскую Россию.

Серебряный век

1904

В Большом Кремлевском дворце организован сбор помощи для участников русско-японской войны.

1896

Коронационные торжества в честь Николая II .

Картинки подписаны и кликабельны.

Великие реформы

1883

1870

По случаю 300-летия Войска Донского казаки подносят своему Августейшему Атаману царевичу Александру Александровичу серебряную скульптурную группу с фигурами графа Платова и Ермака . Этот экспонат и сейчас стоит в витрине в Георгиевском зале.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

1855

1849

Освящение готового Большого Кремлевского дворца на Пасху в присутствии Николая I . Император лично инспектирует ансамбль дворца и Оружейной палаты и остается очень доволен. Он поручает украсить стены Георгиевского зала мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена.

Церемония с досками была такая. Митрополит Филарет ведет молебствие в Георгиевском зале. Царь подает знак, и седые гренадеры поднимают доску с именем Преображенского полка. Только они начинают прибивать ее к стене, как царь кричит «ура!», и преображенцы громогласно подхватывают. После церемонии император лично показал солдатам помещения дворца.

1847

Возобновление Святых Сеней.

1842—1845

Переделка Красной лестницы.

1839

Перестройка Святых Сеней.

1838

Закладка БКД. Строительство началось одновременно с Храмом Христа Спасителя работы того же архитектора Тона . Константин Тон — главный архитектор, Федор Солнцев — главный художник, Петр Герасимов и Николай Шохин — «архитектурные помощники», Федор Рихтер и Николай Чичагов — дизайнеры интерьера.

1837

Константин Тон приступает к разработке проекта Большого Кремлевского дворца. В это дореволюционное время архитектор применил революционные строительные технологии: облегченные большепролетные своды из кирпича, металлические стропильные конструкции кровель, первое использование цемента.

По официальной версии, дворец гармонично вписывается в древний ансамбль и развивает в монументальных русско-византийских формах композицию Теремного дворца. Однако есть и критическое мнение: громоздкий монотонный фасад казарменного стиля, неоправданно дорогое строительство и т. д. Динозавр краеведения Сергей Романюк костерит Николая I и Тона на страницах своей книги, как только может.

1830-е

Ликвидация подклетов Золотой палаты.

1826

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1817

Петр Великий

1699

Упоминается Бурмистрская палата (Ратуша, Земская канцелярия) во вторых набережных палатах.

1696

Сгорают шатры и кровля Золотой Красной лестницы. Из ведения Приказа Большого дворца изымается Семеновский потешный двор (средоточие царской соколиной охоты), который передается новообразованному Преображенскому приказу.

1691

Верхний и Нижний сады обносятся новыми решетками. Появляются ранжерейные палаты (оранжереи).

Картинки подписаны и кликабельны.

Ранние Романовы

1687

Строительство особой водовзводной башни с часами у Верхнего сада, передававшей воду из кремлевской Водовзводной башни.

1686

Львы и орлы на Золотой Красной лестнице.

1685

Медная позолоченная кровля над Золотой Красной лестницей.

1683

Украшение Нижнего сада перспективным письмом. Петр Энглес расписывает стены, беседки, столбы, решетки и все остальное.

1681

Разобрана Столовая изба и сад при ней, на их месте устроена площадь. Возобновляются Наугольная и Панихидная Набережные палаты, куда переносят Столовую, поэтому и называется с тех пор Панихидная палата Столовой.

Вторые набережные палаты (точнее, подклеты) отдаются под аптеку. Раньше здесь были Резные и Столярные палаты.

Основание Набережного Нижнего Красного сада на особом каменном здании, к которому со стороны Тайницких ворот подводят контрфорс. Сюда переносят садовые строения из упраздненного сада на Переднем дворе.

В Верхнем же Набережном саду сооружают выложенный свинцом пруд. Вода в него поступала по свинцовому же водопроводу из Водовзводной башни. Именно здесь царевич Петр начал плавать на потешных лодках, комягах, шнягах, карбусах, ошняках, судах и стружках.

1680

Сооружается временны деревянный настил для царского шествия из Оружейной палаты в Потешный дворец.

.

1672

Над приказом Аптекарской палаты устраивают театр, в котором магистр Яган Годфрид «исправляет комедию, или комидейное действо», с труппой из 26 мещан-комедиантов.

1667

1666

В здании Дворцовых приказов расписана Оружейная палата.

1663

Сретенский собор утрачивает статус дворцового храма после постройки Верхоспасского собора.

1662

Поляки выполняют резные, золотильные и живописные работы в Столовой избе.

1661

Вместо старой Столовой избы государь выстраивает новую и великолепно украшает ее резьбою, золоченьем и живописью в новом заморском вкусе, по вымыслу инженера и полковника Густава Декенпина.

1660

Возобновляется дворцовая палата, в которой помещался Аптекарский приказ и Аптека. Каменных дел подмастерье Вавилка Савельев делает в ней окна, двери и новые своды, а знаменщик, т. е. рисовальщик, Ивашка Соловей расписывает стены. Палата эта находится недалеко от церкви Рождества Богородицы.

1643

1606

, любимец Самозванца, убивает дьяка Тимофея Осипова. Согласно патриотической легенде, дьяк обличил Лжедмитрия как Самозванца, но есть версия, что он пытался зарезать царя во сне. Так или иначе, дьяка убивают и выбрасывают в окно на Житный двор.

Через несколько часов после этого Татищев на входе в хоромы убивает самого Басманова. Тогда Лжедмитрий побежал через свои хоромы, преследуем толпой, и выбрался через окно, однако оступился и упал, опять-таки, на Житный двор, вывихнув ногу, разбив грудь и потеряв сознание.

В таком состоянии царя нашел отряд стрельцов, которым он посулил имущество мятежных бояр. Заговорщики, однако, отправили своего человека Ивана Голицына к царице Марфе , чтобы та еще раз подтвердила, что это ее сын и настоящий Дмитрий. Гонец, разумеется, привез обличения в самозванстве, и тогда избитого и растерзанного Лжедмитрия пристрелил в упор Григорий Валуев , предок того самого Петра Валуева, который сносил 200 лет спустя кремлевские древности. Потом было изощренное посмертное поругание, но в другом месте.

После всего этого новый царь Василий Шуйский строит для себя и своей царицы брусяные хоромы, чтобы не селиться в хоромах Лжедмитрия.

1605

Лжедмитрий сносит годуновские хоромы и ставит на их месте, то есть на крыше Запасного дворца, новые изящные хоромы «в польском вкусе». Фасад смотрит на реку. В источниках эти палаты называются также Блудническими.

О постройке этих хором современник и очевидец их рассказывает следующее:

Надъ большою Кремлевскою стѣною Лжедимитрій велѣлъ построить великолѣпное зданіе, откуда была видна вся Москва. Оно было построено на высокой горѣ, подъ которою протекала рѣка Москва, и состояло изъ двухъ строеній, расположенныхъ одно подлѣ другого и сходившихся подъ угломъ. Одно предназначалось для будущей царицы, а другое для царя. Такъ стоялъ дворецъ на верху высокихъ тройныхъ стѣнъ. Въ этомъ дворцѣ Димитрій велѣлъ позолотить очень дорогіе балдахины, стѣны обить дорогою парчою и рытымъ бархатомъ; всѣ гвозди, крюки, цѣпи и петли дверныя покрыть очень толстымъ слоемъ позолоты; внутри сдѣлать превосходныя печи и украсить ихъ разнообразными произведеніями искусства; занавѣсы у оконъ сдѣлать изъ отличной ткани алаго цвѣта. Онъ приказалъ выстроить роскошныя бани, красивыя башни и конюшню рядомъ со своимъ дворцомъ, хотя въ немъ уже была одна большая конюшня. Въ вышеописанномъ дворцѣ царь велѣлъ устроить множество потаенныхъ дверей и ходовъ…

Но не долго музыка играла, не долго Дмитрий танцевал…

1601—1602

Царь Борис Годунов строит Запасный дворец на взрубе (невысоком деревянном подклете), чтобы снизить последствия неурожая и голода («чтобы людемъ питатися»). Здесь были и деревянные жилые палаты Бориса Годунова.

1599

Около этого времени Годунов перестраивает вторые набережные палаты.

Картинки подписаны и кликабельны.

Иван Грозный

1560-70-е

Строительство хозяйственных палат Дворцовых приказов.

1571

Пожар от Девлет-Гирея. При восстановлении все приемные палаты украшены стенописью.

1561

Ремонт царского дворца.

1560

Иван Грозный строит для своих сыновей деревянные хоромы на взрубе, а также Сретенский собор.

Максимилиана I Посол презентует княгине «птицу попагал и сукно серо». Это происходит в «набережном сеннике и середней повалуше» Софьи Фоминичны.

1488

Упоминание набережной горницы великого князя.

1487

Основание Святых Сеней. Марко Руффо закладывает Малую (Набережную) палату на месте набережного терема Дмитрия Донского .

1479

Иван III в. средней горнице дает стол митрополиту Геронтию и духовным властям.

1404

Князь великій замысли часникъ и постави на своемъ дворѣ за церковью, за св. Благовѣщеньемъ. Сіи же часникъ наречется часомерье; на всякій же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размѣряя и разсчитая часы нощные и дневные; не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако; створено есть человѣческою хитростію, преизмечтано и преухищрено.

Летопись

Другой летописец присовокупляет, что часы были «чудны велми и с луною…», или с лунным течением, как выражались о подобных часах позднее. Мастером и художником этих знаменитых часов был чернец Лазарь, родом серб, пришедший в Москву с Афонской горы.

Удельное княжество

1380

Согласно «Повести о Мамаевом побоище», весть о приближении Мамаевых сил застает великого князя Дмитрия Донского за пиром в набережных теремах: пил он чашу за брата своего Владимира Андреевича . Далее, когда московская рать двинулась с князем в поход, повесть описывает плач его супруги: «Княгиня ж великая Евдокия вниде в златоверхий терем в набережный, в свои сени и сяде под стекольчатым окном на одре… слезы проливающе…» По другим спискам: «…сяде под южными окны… вниде в набережные сени и седоша о рундуце (стул) под стеклянным оконцем…»

Начало Москвы

XIII в.

Княжеский двор перемещается от Боровицких ворот на то место, где сейчас Большой Кремлевский дворец. Подробности неизвестны.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов - Д.Н. Чичаловым, П.А. Герасимовым, А.Н. Бакаревым, Ф. Рихтером и другими - под руководством К.А. Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. На этом месте ранее стоял дворец XVIII века, построенный архитектором В. Растрелли.



Большой Кремлёвский дворец

Наружный фасад Большого Кремлёвского Дворца

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Цоколь облицован естественным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные.

Большой Кремлёвский дворец


Центр здания Большого Кремлёвского Дворца

В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других - часовые колокола. Сейчас действуют только часы. Затем идет открытая площадка, на которой установлен флагшток. До 1917 года на кокошниках трибуна висели двуглавые орлы, а выше их - гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль с полированными колоннами из сердобольского гранита.


Георгиевский зал дворца

- один из самых красивых и впечатляющих. Он назван так в честь Ордена св. Георгия Победоносца, высшего и наиболее почитаемого ордена в русской армии. Орден был учрежден в 1769 г. для награждения генералов и офицеров. Девиз ордена: "За службу и храбрость".

Среди многочисленных орденов звезд, представленных здесь, расположены мраморные доски, на которых высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тыс. фамилий офицеров и генералов, удостоенных этой высшей военной награды. Среди них имена фельдмаршалов Александра Суворова и Михаила Кутузова, генерала Петра Багратиона, адмирала Федора Ушакова и адмирала Павла Нахимова.


Самый большой парадный зал Кремлёвского Дворца - Георгиевский

Георгиевский зал - самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м. Сочетание белого цвета с золотом создает ощущение торжественности своей простотой. Мощные пилоны поддерживают сводчатый потолок, украшенный лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Все восемнадцать пилонов увенчаны мраморными статуями (скульптор Иван Витали) - аллегорически символизирующими области и царства, составляющие многонациональное государство. Конструктивно каждый пилон состоит из высокой полой цинковой колонны, украшенной лепниной и увенчанной капителью Коринфского ордера. На южной и северной стенах - барельефы с изображением св. Георгия и змея (скульптор Павел Кладш). Паркетный пол напоминает исполинский узорчатый ковер. Пол выложен узором из более чем 20 различных пород дерева - березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т.д. По вечерам зал освещают шесть бронзовых золоченых ажурных люстр. Каждая весом 1300 кг. и 40 настенных светильников. Этот зал был свидетелем многих исторических событий. В 1945 г. здесь проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Первого в мире космонавта - Юрия Гагарина чествовали в Георгиевском зале. В этом зале проводятся многие международные конференции, устраиваются дипломатические и правительственные приемы и другие торжественные мероприятия, а также церемонии награждения орденами и медалями.



Орден св. Владимира был назван в честь одного из первых русских князей.

Орден был учрежден в 1782 г. в качестве награды за выдающиеся заслуги в военной и гражданской службе, а также за выслугу лет. Девиз ордена - "Польза, честь и слава". Восьмигранный по планировке двусветный зал св.Владимира в отличие от Георгиевского зала освещается верхним светом через купол.



Залы и палаты Большого Кремлёвского Дворца

Стены и пилястры облицованы розовым по цвету мрамором. Владимирский зал ведет в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлевского дворца. Вечером зал освещается огромной люстрой из золоченой бронзы. Узор паркетного пола сложен из образцов различных древесных пород. Зал св.Владимира является своеобразным центром дворцового ансабля.


Интерьеры Собственной половины

Налево по коридору идет анфилада комнат - так называемая Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца и в то же время им свойственны интимность и домашний уют. В отделке Собственной половины архитекторы и художники использовали приемы и декоративные элементы стиля барокко, рококо, классицизма. В чередовании стилей интерьеров нет исторической закономерности. Каждая из семи комнат - Столовая, Гостиная, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет императора, Приемная - выдержаны в своем стиле и представляют художественное целое. Пространство на Собственной половине членится столбами на две части: на своеобразный коридор, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и другими элементами убранства. Расположение комнат анфиладой создает смену впечатлений, выделяет своеобразие каждого помещения.


Столовая Большого Кремлёвского Дворца

Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле "Боргезе". Устройству интерьеров Большого Кремлевского дворца уделялось большое внимание, поэтому архитекторы Ф.Ф. Рихтер, Н.И. Чичалов и В.А. Бакарев тщательно разрабатывали рисунки не только архитектурной отделки помещений, лепных деталей, росписи, но и дверей, мебели, канделябров, каминов, лестничных решеток и люстр. Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы - часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы; они были заказаны специально для Большого Кремлевского дворца.



В Гостиной, Будуаре, Кабинете и Спальне императрицы

- мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Все они имеют изогнутые очертания. Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.


Главное украшение Гостиной

Главным украшением Гостиной являются изделия из фарфора - вазы, торшеры, люстра, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Искусством лепки цветов из фарфора славились русские мастера императорского фарфорового завода в Петербурге. В Кабинете императрицы обнаруживаются черты нарочитой декоративности. Господствующим является здесь темно-малиновый цвет, он, как и все в комнате, созвучен духу интерьера французских дворцов конца XVII - начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши. Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные нам мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Ни одна дверь Большого Кремлевского дворца не повторяет выбранного узора, а все вместе они - это подлинные произведения искусства. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.


Парадная лестница БКД

Из вестибюля на второй этаж дворца ведет широкая парадная лестница из ревельского камня. Ее обрамляют стены из прекрасного искусственного мрамора. На втором этаже по обе стороны главной лестницы десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки - галереи.Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А.Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в зал заседаний. Перед лестницей вход в аванзал. По бокам входа стоят две хрустальные вазы в бронзовой позолоченной оправе работы мастеров Петербургского завода. Их высота - 3 метра. Огромные двери высотой 5 метров выполнены из орехового дерева без единого гвоздя и без клея. Они представляют собой замечательный образец работы русских краснодеревщиков.


Зал Заседаний - самый большой зал дворца

. Он расположен рядом с Георгиевским залом. Двусветные окна его выходят к Москве-реке. Белые стены, расчлененные пилястрами, потолок с подсветом придают залу торжественность и деловой облик. Мебель сделана из полированного орехового дерева. Зал создан в 1933-1934 годах по проекту архитектора И.А. Иванова - из двух залов дворца XIX века - Андреевского и Александровского. Площадь зала заседаний 1615 квадратных метров, высота 18 метров. Одновременно в нем может разместиться до 3 тысяч человек. Места, расположенные в партере, снабжены специальной радиоаппаратурой, позволяющей слушать выступления ораторов на 30 языках. Балкон предназначен для приглашенных гостей; слева и справа от него находятся ложи прессы, вдоль северной стены тянутся ложи представителей дипломатического корпуса.



Еще один зал - Екатерининский - расположен на Парадной половине дворца.

В прошлом он был тронным залом русских императриц. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Екатерининский зал получил свое название в честь единственного женского ордена в России - святой Екатерины, учрежденного Петром I в 1714 году. Знаки ордена с девизом "За любовь и отечество", осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Стены затянуты муаром светло-серого цвета с красивой каймой - это цвет орденской ленты. Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам входов, с узорам из мельчайших кусочков малахита работы талантливых умельцев. Крестовые своды и карнизы украшает лепной золоченый орнамент. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения, с большым художественным вкусом выполненные русскими мастерами. Освещают его бронзовые золоченые люстры и необычные по устройству и красоте шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Паркет зала представляет большую художественную ценность за счет великолепного подбора дерева и высокого качества работы. Орнамент паркета был разработан академиком Ф.Г. Солнцевым. Композиция его особенно декоративна, насыщена сложными сочетаниями геометрического и растительного орнамента.


В Парадной половине Большого Кремлевского дворца за Екатерининским залом следуют бывшие

царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня

, ныне представляющие собой своеобразные музеи декоративно-прикладного искусства XIX века. Интерьер Парадной опочивальни исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.


Завершает Парадную половину Ореховая гардеробная

, стены и потолок которой облицованы панелями орехового дерева. Это работа московского мастера - К. Герца. Освещает гардеробную люстра, вырезанная из алебастра; ее украшает гравированный узор. Форма люстры напоминает античные образцы, подражание которым было модным явлением в искусстве первой половины XIX века.