Версальский дворец архитектор. Сохранить для потомков достояние нации. Версальский парково-дворцовый комплекс

Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

  • Большой Трианон;
  • Малый Трианон (особняк Марии-Антуанетты);
  • Ферма Марии-Антуанетты;
  • Сады;
  • Парк.

Экскурсия в Версаль: информация для туристов

Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, France.

Как добраться до Версаля

От Парижа до Версаля можно доехать за полчаса на скоростных поездах RER, линия C. В Версале остановка называется Versailles Rive Gauche, оттуда до дворцовых ворот 10 минут пешком.

Еще один способ доехать: автобус № 171, который отходит от станции метрополитена Pont de Sevres в Париже. Автобусы ходят каждые 15-20 минут.

График работы

Комплекс работает ежедневно, кроме понедельника, а также официальных праздников: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

  • Шато - с 09:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Большой и Малый Трианоны, ферма - с 12:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Сады и парк - с 8:00 до 18:00 (с мая по сентябрь — с 7:00 до 20:30).

Цены на билеты в Версаль

Наименование услуг Стоимость
Полный билет (главный дворец, Большой и Малый Трианоны, ферма, сады) 20 €/в дни работы фонтанов 27 €
Полный билет на два дня 25 €/в дни работы фонтанов 30 €
Только Шато (главный дворец) 18 €
Большой и Малый Трианоны, ферма 12 €
Только парк (выключенные фонтаны) бесплатно
Только парк (включены фонтаны) 9 €
Ночное шоу фонтанов 24 €
Бал 17 €
Ночное шоу фонтанов + бал 39 €

Цены актуальны на 2018 год.

Детям до 5 лет — вход бесплатный, для детей старшего возраста, студентов, а также людей с ограниченными возможностями действуют скидки.

Из истории Версаля

Версаль при Бурбонах

Изначально на этих землях было охотничье поместье Людовика XIII. Его сын и преемник — «король-солнце» Людовик XIV был коронован в 1654 году. После Фрондонского восстания «королю-солнце» жизнь в Лувре казалась тревожной и небезопасной, поэтому он дал поручение возвести дворец на Версальских землях, на месте охотничьих угодий своего отца.

Строительство дворцово-паркового комплекса началось в 1661 году при Людовике XIV и продолжалось при правлении его сына — Людовика XV. Архитекторы Луи Лево, Франсуа Д’Орбе и живописец Шарль Лебрен создали грандиозный дворец в стиле классицизма, которому и по сей день нет равных.

До 1789 года Версаль был главной резиденцией королей Франции. В начале октября 1789 года на дворцовой площади собрались люди, возмущенные высокими ценами на хлеб. Ответом на протест стала фраза Марии-Антуанетты: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!». Но достоверно неизвестно, говорила ли она эту фразу или это придумали сами горожане. После этого бунта Версаль перестал быть центром светской жизни Франции, а король с семьей и депутаты буржуазии (Национальное собрание) переехали в Париж.

Версальский дворец во времена революций и войн

Содержание Версальского дворца давалось не просто. Когда в 1799 году к власти пришел Наполеон I, он взял Версаль под свое крыло. В 1806 году по приказу императора начались работы над планом по восстановлению дворца Версаль. Работы по реставрации стартовали через два года — здесь восстанавливали зеркала, золотые панели, привозили мебель, в том числе и из .

После революции 1814-1815 гг. империя рухнула и к власти снова пришли Бурбоны. При Луи-Филиппе многие залы удалось восстановить полностью. Дворец стал национальным музеем, здесь была выставлена экспозиция портретов, бюстов, картин, составляющих историческую ценность.

Также Версаль сыграл роль во французско-немецких отношениях. После того как Франция проиграла во Франко-прусской войне, резиденция немецкого армейского штаба размещалась в Версальском дворце (1870-1871 гг.). В начале 1871 года в Зеркальной галерее немцы провозгласили Германскую империю. Это место выбрали специально с целью унижения французов. Но спустя месяц с Францией был подписан предварительный мирный договор и столицу переместили из Бордо в Версаль. И только через 8 лет, в 1879 году, французской столицей вновь стал Париж.

Версаль от 20 столетия до наших дней

После Первой мировой войны, в которой поражение потерпела уже Германия, во дворце подписали Версальский договор. На этот раз место выбирали французы, чтобы вернуть историческую справедливость и унизить немцев.

В 1952 году на реставрацию Версаля правительство выделило 5 миллиардов франков. Также с 50-х до середины 90-х годов прошлого столетия все главы государств, которые приезжали с визитом во Францию, должны были встречаться с французским президентом во дворце.

В 1995 году Версаль получил статус юридического лица и стал государственным учреждением. С 2010 года учреждение получило название «Общественное учреждение национального владения и музея Версаль».

Что посмотреть в Версале: залы и интерьеры дворца

Каждый зал, салон и спальня — это шедевр, который показывает, сколько таланта и труда было сюда вложено.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея считается сердцем Версальского дворца. Ее площадь составляет 803 кв. м. В галерее 357 зеркал, установленных параллельно 17 окон. Украшают зал хрустальные люстры, серебряные канделябры, торшеры, вазы, а также пилястры Rouge de Rance, увенчанные капителями позолоченной бронзы на основе нового дизайна, который был назван «французским стилем» и был создан Ле Бруном.

На сводчатом потолке изображено 30 иллюстраций, которые изображают славную историю Людовика XIV в течение первых 18 лет его царствования. Свадьбы в Версале проходили именно в Зеркальной галерее.

Королевская капелла

Капелла располагается недалеко от входа в правой части здания. Королевский алтарь окружен фигурами древнегреческих богов. Королевский герб на полу выложен цветным мрамором. Спиральная лестница ведет на второй ярус капеллы.

Тронный зал, или зал Аполлона

Этот зал был предназначен для проведения аудиенций иностранных делегаций или престольных праздников. По вечерам здесь устраивались танцы, театральные или музыкальные представления.

Салон Дианы

Интерьер салона Дианы в Версальском дворце украшен античными бюстами и скульптурами, расписными стенами, а также золотыми сводами.

Салон Войны

Салон Войны создан для прославления легендарных военных заслуг французов. на стенах красуются монументальные полотна, повествующие о победах.

Салон «Бычий глаз»

Окно салона выходит на внутренний овальный двор. Здесь могли находиться приближенные к монарху особы или титулованная знать, чтобы понаблюдать за королевскими апартаментами через отверстие, которое по форме напоминает бычий глаз.

Зал Венеры

Главная достопримечательность зала — статуя «короля-солнце» Людовика XIV.

Спальня короля

Людовик XIV был экстравагантным человеком, он любил помпезность абсолютно во всем. Именно поэтому его спальня выглядит, как театральные декорации. Когда король просыпался и ложился спать в спальне находились избранные особы, которые имели удовольствие наслаждаться этим действием. Как только «король-солнце» просыпался, четверо слуг преподносили бокал вина, а двое — кружевную рубашку.

Спальня королевы

Спальня королевы отличается огромной кроватью. Стены украшены лепниной, портретами и различными живописными панно.

Это лишь малая часть интерьеров, которые можно здесь увидеть. Описать все залы и салоны просто невозможно.

Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля — уникальны, над их возведением трудилось порядка 36 000 человек. Каждый год эту достопримечательность посещают более 6 миллионов туристов.

Расположение всех объектов парка тщательно рассчитано и продумано. Масштабы настолько грандиозны, что обойти весь садово-парковый комплекс за день просто нереально. Фонтаны, бассейны, каскады, гроты, статуи — парк создавался с целью показать величественность «короля-солнце».

На территории произрастает примерно 350 000 деревьев. Деревья, кустарники и газоны подстригают так, как это было задумано создателем комплекса в 17 столетии.

Мероприятия и развлечения

В Версале постоянно проводятся различные мероприятия и шоу. Особенно здесь есть на что посмотреть в разгар туристического сезона.

Ночное шоу фонтанов

С мая по сентябрь по субботам для гостей устраивают свето-музыкальное шоу фонтанов. Помимо того, что зрелище само по себе неописуемо красиво, оно заканчивается фейерверком.

Бал

Перед ночным шоу в Зеркальном зале проходит самый настоящий бал. Танцоры демонстрируют танцы, традиционные для королевских балов, а музыканты исполняют классическую музыку.

Экспозиции

В галереях и других помещениях Версаля периодически проходят выставки. Здесь выставляются как современные художники, так и картины художников прошлых столетий.

Версальский дворец на карте Версаля

Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

Весь комплекс делится на такие основные зоны:

  • Шато (главный дворец в Версале);
  • Большой Трианон;
  • ..." />

Великолепный дворец Версаль является свидетельством экстравагантности Короля-Солнце, Людовика XIV. Дворец и его прекрасный формальный сад стали основной моделью для дворцов по всей Европе.

  • Из Парижа: 22 км от Парижа, 35 минут на машине.

Время работы Версаля:

Апрель - октябрь:

  • Дворец 9:00 - 18:30, последний вход 18:00, кассы закрываются в 17:50. Закрыто по понедельникам.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 20:30, закрыто по понедельникам.
  • Сад - ежедневно 8:00 - 20:30.
  • Парк - ежедневно 7 - 19 для транспорта и 7 - 20:30 для пешеходов.

Ноябрь - март

  • дворец 9:00 - 17:30, последний вход 17:00, кассы закрываются в 16:50. Закрыто по понедельникам.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 17:30, закрыто по понедельникам.
  • Сад и парк - ежедневно, кроме понедельников, 8:00 - 18:00.

Вход в Версаль:

  • Билет во дворец Версаль стоит 15€ для взрослых (включая аудио-гид), льготный - 13 €, до 18 лет бесплатно.
  • «Скрытый Версаль» - c гидом, частные аппартамента - 16 €.
  • Дворец Трианон и имение Марии Антуантетты - 10 € (льготный - 6 €).
  • Полный Версаль: 18 € (25 € в дни музыкальный концертов).
  • Комбинированный билет Forfaits Loisirs (весь Версаль + билеты из Парижа и в Париж) - 21,75 € в рабочие дни, 26 € в выходные дни. Купить можно в ж/д кассах SNCF. (лучший вариант).

Летом после 15:00 вход на территорию дворца (парк) бесплатно .

Первое восресенье каждого месяца с ноября по март - бесплатный тур по аппартаментам, коронационной комнате, дворцу Трианон и имению Марии Антуанетты.

Как добраться в Версаль:

Из общественного транспорта удобнее всего добираться в Версаль на прямом поезде:

  • : остановка Versailles-Rive Gauche (билет зона 1 - 4, обычный Т+ не действителен).
  • : Versailles-Chantiers ( от ) или Versailles-Rive Droite (поезда от вокзала Gare St-Lazare). Время в пути - около 20 минут. Далее пешком до Версаля по указателям - минут 15.

Билет на поезд до Версаля: 7.10 € в обе стороны, на билетной автомате нужно выбрать конечный пункт назначения — Versailles Rive Gauche .

Действуют билеты: Paris Visite (1 — 5 зон) — от 11,15 €/день.

Расписание поездов в Версаль — RER C:

Схема маршрута RER C (скачать PDF):

Карты Версаля:

Краткая история Версаля

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней, охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Королевское присутствие

В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.
Статуя Людовика XIV
Десять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди Людовик XIII умер в 1643 году.

Король-Солнце

В 1662 году царь новый - Людовик XIV - оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

Королевская часовня

После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 - 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

Французская революция

Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в , а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

Королевский дворец

После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

Версаль-музей:

Известные номера включают в себя:

Зеркальный зал

Некоторые называют Зеркальный зал наиболее заметным вкладом Людовика XIV в Версале. Главной особенностью зала является семнадцать зеркальных арок, которые отражают семнадцать аркадных окна, которые выходят на не менее великолепный сад Версаля. Каждая арка содержит двадцать одно зеркало, суммарно в комнате находится 357 зеркал. Этот великолепный зал имеет длину 73 метров, ширину 10,5 метра и высоту 12,3 метров. Статуи и бюсты выставлены вдоль стен. Зеркальный зал всегда играл важную роль в истории, в том числе и в 1919 году, когда первая мировая война официально закончилась, Германия подписала Версальский мирный договор именно в этом зале.

Королевская часовня

В настоящее время часовня является уже пятой по счету во дворце. Строительство началось в 1689 году и была завершено около 1710 года. Здесь находится «трибуна» на том же уровне, что и королевские апартаменты, с видом на неф, где восседали короли во время участия в мессе. Архитектура представляет собой сочетание готики и барокко. Множество деталей часовни напоминают кафедральный соборы средневековья, в том числе горгулья и остроконечнпя крыша, цветная мраморная плитка на полй, колонны и резные столбы.

Гранд — апартаменты

Первоначально известные как апартаменты планет (каждый из 7-салонов этих апартаментов имеет картины планет), это были апартаменты короля Людовика XIV. Хотя завораживают все апартаменты, наиболее примечательными являются потолки, расписанные художником короля Шарлем Лебренои и его командой художников.

Королевская Опера

Зрительный зал Оперы отделан исключительно деревом, что делает его одним из наиболее акустически «живым» театром в мире. Хотя он был придворным театром и не был предназначен для огромной публику, он вмещает более 700 человек. Золото, розовый и зеленый цвета доминируют в декоре Оперы, строительство которой окончательно завершилось только в 1770 года. Впервые она использовалась для свадебного бала будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты и может похвастаться уникальной механической системой, что повышает пол до уровня сцены. Сегодня Опера по-прежнему используется для проведения концертов и оперных представлений.

Геометрия парка

Раскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.

Фонтан Латона

Несколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона - со статуей богини Латоны - и фонтан Аполлона - названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.

Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада - круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.

Малый Трианон

В Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец - Petit Trianon - по той же причине.

И вообще по дворцам Франции мы не можем не заглянуть в самый наверное известный дворцово-парковый комплекс Франции. Пусть он всем известен, вы много о нем слышали, но давайте все же виртуально заглянем и туда на пару минут.

Версаль — это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворцово-парковый ансамбль, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым — ему всего три с половиной века. Дворец и парк Версаля — один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы "идеальным городом", о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, "короля-солнца", и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа. Но давайте обо всем подробнее...

Упоминание о Версале впервые появилось в хартии 1038 года, выпущенной аббатством святого Петра. В ней говорилось о некоем сеньоре Гуго Версальском - владельце небольшого замка и прилегающих к нему территорий. Возникновение первого населенного пункта - маленькой деревушки вокруг замка - обычно датируют серединой 11 века. Другая деревушка вскоре выросла вокруг церкви святого Юлиана.

13 век (в особенности годы правления Людовика Святого) для Версаля, как и для всей Северной Франции, стал веком благополучия. Однако последовавшее затем 14 столетие принесло с собой ужасную эпидемию чумы и Столетнюю войну между Англией и Францией. Все эти напасти привели Версаль в весьма плачевное состояние: к концу 14 века численность его населения насчитывала чуть более 100 человек. Оправляться он начал лишь в следующем 15 веке.

Версаль как архитектурно-парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним архитектором подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV . Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с населением около 500 человек, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен, по поручению Людовика XIII , архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль.

Около нее находился средневековый полуразрушенный замок — владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Но вскоре этот замок был перестроен архитектором Лемерсье по распоряжению короля. В это же время Людовик XIII приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В середине 16 века единственным версальским сеньором стал Марциал де Ломени - министр финансов при короле Карле IX. Карл даровал ему право на проведение в Версале четырех ежегодных ярмарок и открытие еженедельного рынка (по четвергам). Население Версаля, который по-прежнему представлял собой небольшую деревушку, составляло в это время около 500 человек. Однако французские религиозные войны между католиками и протестантами привели к скорой смене сеньориальной династии. Марциал был арестован за свои симпатии к гугенотам (французским протестантам) и брошен в темницу. Здесь его посетил герцог де Рец, Альберт де Гонди, давно вынашивавший планы по захвату версальских территорий. Путем угроз он заставил де Ломени подписать бумагу, согласно которой последний уступал ему Версаль по ничтожно низкой цене.


В начале 17 века в Версаль начал частенько наведываться король Людовик XIII, которому доставляло большое удовольствие охотиться в здешних лесах. В 1623 году он повелел возвести небольшой замок, где охотники могли бы останавливаться на привал. Эта постройка стала первым королевским дворцом в Версале. 8 апреля 1632 года Людовик XIII полностью выкупил сеньорию у последнего версальского владельца Жана-Франсуа де Гонди за 66 000 ливров. В том же самом году король назначил своего камердинера Арно управляющим Версаля. В 1634 году архитектору Филиберу ле Рою было поручено перестроить старый версальский замок в королевский дворец. Впрочем, несмотря на происходившие изменения, к концу правления Людовика XIII Версаль не сильно изменил свой внешний вид. Он, как и прежде, представлял собой небольшую деревушку.

Все переменилось с восшествием на престол короля - солнца, Людовика XIV. Именно в годы правления этого монарха (1643-1715) Версаль превратился в город и любимую королевскую резиденцию.

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что в 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец (по тем временам довольно скромный), а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром. Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа — на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV , что он никак не мог смириться с мыслью, что они — не его собственность. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи ле Во и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. Архитектура имения Фукэ была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фукэ, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале — около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.


В 1673 году было принято решение о сносе старых версальских построек, включая церковь. Новый собор святого Юлиана был возведен на её месте в 1681-1682 гг. 6 мая 1682 года Людовик XIV вместе со всем своим двором переместился из Парижа в Версаль. Это стало переломным моментом в истории города. К первой четверти 18 века (т.е. к концу правления Людовика) Версаль превратился в роскошную королевскую резиденцию, а численность его населения составила 30 000 жителей.

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако, после смерти кардинала Мазарини , Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар , крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса, внучатый племянник знаменитого Франсуа Мансара. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886).


Adam Frans van der Meulen - Construction of the Château de Versailles

На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.


Кликабельно

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно — художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV , правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

После смерти короля-солнца Филипп Орлеанский, ставший регентом при малолетнем Людовике XV, решил переместить французский двор обратно в Париж. Это стало заметным ударом по Версалю, который незамедлительно потерял около половины своих жителей. Однако все вернулось в прежнее состояние, когда в 1722 году повзрослевший Людовик XV снова переехал в Версаль. При его преемнике Людовике XVI городу пришлось пережить немало драматических моментов. По прихоти судьбы эта роскошная королевская резиденция должна была стать колыбелью Великой французской революции. Именно здесь в 1789 году собрались Генеральные штаты, и здесь же 20 июня 1789 года депутаты от третьего сословия принесли торжественную клятву не расходиться до тех пор, пока не будут приняты их требования о политических преобразованиях во Франции. Сюда же в начале октября 1789 года из Парижа прибыла толпа разгоряченных революционеров, которая, захватив дворец, вынудила королевскую семью вернуться в столицу. После этого Версаль вновь стал стремительно терять население: его численность снизилась с 50 000 человек (в 1789 году) до 28 000 человек (в 1824 году). Во время революционных событий из Версальского дворца была вынесена практически вся мебель и ценности, однако само здание не было разрушено. В период правления Директории во дворце были проведены восстановительные работы, после чего здесь разместился музей.

Людовик XVI , наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки-Бурбоны передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля — созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям. Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.


Создателями дворца были не одни Луи Ле Во и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Ле Во работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром. Вследствие участия многих мастеров, архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля — от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа — продолжалось около двух веков (1624-1830).


В ходе наполеоновских войн Версаль дважды захватывался прусскими войсками (в 1814 и в 1815 гг.). Вторжение пруссаков повторилось ещё раз во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Оккупация длилась 174 дня. В Версальском дворце, избранном прусским королем Вильгельмом I в качестве временной резиденции, 18 января 1871 года было объявлено о создании Германской империи.

В 20 веке Версалю также не раз доводилось становиться свидетелем крупнейших международных событий. Именно здесь в 1919 году был подписан мирный договор, поставивший точку в Первой мировой войне и положивший начало Версальской системе международных отношений.

Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Апполона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона. Расположенный неподалеку храм любви, говорят, был любим местом Марии Антуанетты для проведения званых вечеров.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

В годы Второй мировой войны Версаль был оккупирован немецкими войсками. Кроме того, городу пришлось пережить несколько жестоких бомбардировок, жертвами которых стали 300 версальцев. Освобождение Версаля состоялось 24 августа 1944 года, и было осуществлено французскими войсками под командованием генерала Леклерка.

25 февраля 1965 года вышел правительственный декрет, согласно которому Версаль должен был быть превращен в префектуру нового департамента Ивелин, официальное создание которого произошло 1 января 1968 года.

На сегодняшний день город сохраняет за собой этот статус. Являясь одним из самых притягательных туристических мест, Версаль по праву гордится своей историей и архитектурными памятниками. В 1979 году дворец и парк Версаля были официально включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Pierre-Denis Martin - View of Versailles


Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных празднеств и барочных увеселений, во время которых можно было насладиться и операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали "маленькой Венецией". Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 метров, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 метра в длину.



Версаль открыт для посетителей

в мае - сентябре со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30.
фонтаны работают по субботам с 1 июля по 30 сентября и по воскресеньям с начала апреля по начало октября.

Как добраться - Версаль

До Версаля идут поезда (электрички) с вокзала "Gare Montparnasse", метро Montparnasse Bienvenue (12-ая линия метро). Вход на вокзал сразу из метро. Следуйте до остановки Versailles Chantiers. Время в пути 20 минут. Стоимость билета в оба конца 5.00 евро.

Выход из вокзала по направлению "Sortie" (выход), далее следуйте прямо. Дорога приведет вас к дворцу через 10 - 15 минут.




– резиденция французских королей династии Бурбонов . Шедевр классицизма завораживает своим блеском, и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира. Мы не упустили возможность присоединиться к этому миллиону.

Версаль — история создания

История создания Версаля отсылает нас в эпоху правления Людовика XIV , которого прозвали «король-солнце» . И при свете солнца ансамбль действительно смотрится по-королевски (впрочем, в дождливую погоду он смотрится не менее красиво, может немного скромнее).

При Людовике XIII на месте современного дворца стоял обычный охотничий домик, который король повелел возвести для охоты в тамошних местах. Но у его сына Людовика XIV были свои планы на данную местность.

На торжественном приеме у своего министра финансов Николя Фуке в честь завершения строительства дворца Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte ), Людовик XIV был поражен «королевской» роскошью и дороговизной строения, и даже взбешен открытым выставлением всего этого напоказ. Такого дворца не имел он сам, и это ударило по самолюбию монарха.

По возвращении с приема, он подозвал своего верного помощника по имени д’Артаньян – реального, а не мифического героя из романов Дюма . Людовик повелел д’Артаньяну разобраться с Фуке , и д’Артаньян разобрался. Фуке был арестован и пожизненно посажен в тюрьму. А его новенький замок был конфискован. Так то. А вы говорите «красиво жить не запретишь».

Вдохновившись дворцом Во-ле-Виконт , Людовик переманил авторов данного произведения — архитекторов Луи Лево и Андре Ленотра , а также художника Шарля Лебрена на свою сторону, и предложил им построить для него подобный дворец с парком, только чтоб было «покрасивше, побогаче, да побольше». Вариантов отказаться не было – перед глазами стоял печальный облик Фуке , сидящего в темнице, и они согласились. Так и появился .

Строительство началось в 1661 году и растянулось на долгие года. Денег было вбухано невиданное количество. «Король-солнце» построил такой же яркий и солнечный комплекс, каким был он сам. Поэтому они неизменно ассоциируются друг с другом, несмотря на то, что Версальский комплекс достраивался и после смерти Людовика XIV его правнуком и приемником Людовиком XV . Достройки были не столь глобальны, как при «короле-солнце» , хотя тоже стоили немалых денег казне. Регулярные подобные траты стали одними из предпосылок для будущих волнений французского народа, которые ярко проявятся в конце XVIII века.

Параллельно с Версальским дворцовым ансамблем обустраивался и город Версаль . Изначально в нем проживало около 500 человек, а к моменту переезда Людовика XIV вместе со всей своей свитой в Версальский замок , в городе жило уже 30000 . Основную часть составлял обслуживающий персонал, а также рабочие и крестьяне, поддерживающие бесперебойную и ни в чем не нуждающуюся жизнь королевского французского двора.

Однако, вернемся к себе любимым 🙂

Пройдя на территорию через главные ворота, мы оказались на площади, во главе которой и находится Версальский дворец . «Вот здесь то они и жили-не тужили» , — подумал я. Покои короля, королевы, а также гостевые залы находятся именно в этом месте. Где же им еще находится – не в лесу же у пруда.

Очутившись по ту сторону забора, мы не понимали с чего начать – никакой брошюрки у нас не было, да и вообще полного представления, из чего же состоит весь этот архитектурный ансамбль, также не имелось. Логично было первым делом пройти основной дворец, а дальше уже действовать по обстоятельствам.

Место, на котором ранее стоял охотничий замок Людовика XIII сейчас называется Мраморный двор

Но тут тоже возникла небольшая проблема. Фонтаны, на которые мы тоже хотели попасть, работают всего два раза в день – с 11 до 12 и с 15:30 до 17 . До 15 ждать не хотелось, и было решено пройти одно крыло дворца, потом сходить на фонтаны и вернуться досмотреть дворец. Так мы и поступили. Зашли в правое крыло, взяли аудиогид на русском языке. У меня были наушники, и я вонзил их в разъем – тем самым мне не пришлось ходить, прислоняя аппарат к уху, что весьма удобно. Глядел на всех, ухмыляясь довольной физиономией.

Народу, конечно же, тьма. Сидя практически друг у друга на плечах, мы перемещались из зала в зал, не забывая прослушивать аудиогид. Всё это было весьма познавательно.

Чуть менее часа нам хватило, чтобы обойти это крыло. Время подходило к 11, мы вышли из дворца и направились к садам и фонтанам. Меня сразу насторожило, что на выходе стоит человек с серьезным взглядом. И если ты вышел, обратно тебя не пускает. Тогда я не придал этому существенного значения, так как спешил к фонтанам.

У прохода к фонтанам также стояли контроллеры и проверяли билеты. Контроллеров там много – стоят у каждого объекта, потому что на каждый объект билеты продаются отдельно, и можно посетить не всё, а только то, что тебе интересно.

Ну вот подошло время, и заиграла музыка. Заструились фонтаны, защелкали фотоаппараты, началось движение.

Фонтанов много. Бродя по лабиринтам садов, можно наткнуться на какой-нибудь небольшой фонтанчик. Можно походить и понаблюдать, а можно и не ходить. Постфактум я подумал, что билеты на них брать не стоило – не впечатлили. То есть, фонтаны как фонтаны, ничего особенного. Надо понимать, когда они были построены. С тех пор они изменились не существенно. Нынче есть гораздо более продвинутые и интересные фонтаны, поэтому удивить человеков, усиленно блуждающих вокруг них, сложно.

Прошлись мы по садам, дошли до большого фонтана Аполлона .

Понятное дело, фоткались и так и сяк. Наверное, поэтому немного проголодались. Присели недалеко от фонтанов на освежающую мраморную скамейку и навернули приготовленных бутербродов. Уже после я вычитал на официальном сайте Версаля , что пикники устраивать запрещено, но нас не поймали, что весьма отрадно.

Потрапезничав и отдохнув, мы пошли в обратную сторону с целью досмотреть Версальский дворец . И тут все опасения подтвердились – человек с серьезным взглядом обратно нас впускать отказался, усилив свой взгляд решительными жестами. Показал на табличку с надписью «входа нет», улыбнулся и совершенно удовлетворенный собой, отвернулся.

Особо не расстроившись, мы решили обойти дворец, предполагая, что можно войти с другой стороны. Но с другой стороны не было ни серьезных людей, ни намека на вход, и мы вышли к забору, пройдя вдоль которого мы вновь оказались у огромной толпы, страждущих попасть внутрь, людей.

Вот тут то мы и начали чесать репу. Что делать дальше было решительно непонятно. Совершенно очевидно, что мы прошли не весь дворец. Плюс ко всему, оставалось стойкое впечатление, что есть еще неосмотренные объекты (давно я не был так близок к истине, таких объектов было еще часа на 4 ходьбы). Стоя, как вкопанные, и задумчиво вертя головами во все стороны, мы были как Штирлицы — близки к провалу. И тут слева попалась на глаза вывеска туристического информационного центра. Где-то внутри подсознания слегка зашевелился хрупкий зверек под названием «надежда».

Осторожной поступью мы пошли в том направлении. Были бы в России , никаких проблем не возникло бы, но мы были во Франции , с соответствующим знанием языков. Только английский на уровне «ес, ноу, айдонтноу» . Я до сих пор удивляюсь, как мы вообще ездили за границу своим ходом, практически не зная языка.

Дрожащими руками мы отворили дверь, и вошли. Подошла женщина и что-то спросила на английском. Тут я вспотел. Запинаясь, я начал своё прекрасное повествование о проблеме, которая свалилась на нас как весенний снег на голову.

Полчаса шла словесная борьба с этой женщиной, а точнее с заморским языком. Борьба была неравной — женщина явно знала больше слов, чем я. Но я победил. Чуть ли не на пальцах нам объяснили, что всё не так плохо. Нужно лишь отстоять очередь еще раз и больше не выходить из дворца, не посмотрев его полностью. Плюс ко всему, нам торжественно вручили план ансамбля на русском языке, с кратким описанием и картой-схемой. Только тогда я узнал, что мы не посмотрели еще практически ничего. Теперь же мы были вооружены исчерпывающей информацией. Самодовольной походкой, расправив еще полчаса назад сутулые плечи, и высоко подняв ожившую голову, мы пошли к концу петляющей змейки из людей. День был реанимирован.

Бесплатный совет:

Отстояв «змеиную» очередь второй раз, мы снова надеялись быстро прошмыгнуть через досмотр вещей. Но на этот раз наша хитрость не удалась. Заставили открыть рюкзак, и обнаружили там заботливо упакованный провиант – булочки, сосиски и листья салата. Предложили сдать рюкзак в камеру хранения и рукой показали направление. Я подумал, что, во-первых, потом идти обратно за рюкзаком будет не очень охота, а во-вторых, кушать через пару часов будет охота очень. Поэтому по пути к камерам хранения, я сделал вид, что забыл, зачем иду, и свернул. Ожидая безумных окликов французов, шел, не поворачиваясь, но никто на меня не обратил внимания. Всё оказалось очень просто. Таким нехитрым способом питание было сохранено, и мы спокойно пошли осматривать замок Версаль .

Со второй попытки мы осмотрели-таки весь замковый комплекс полностью – всевозможные покои короля и королевы, гостевые залы, зеркальная галерея, и всё остальное прочее (там залов столько, что я чуть не заплутал). Размах и роскошь просто поражают – всё в позолоте, яркое, блестящее, красивое. Там я осознал фразу «смотрится по-королевски» . С удовольствием пожил бы там пару-тройку веков.

Дошли до известной Зеркальной гелереи . Вот так она выглядит в разгар дня

А вот так, когда никого нет, только призраки

Честно говоря, во всех этих комнатах я совсем запутался. Если не быть совсем занудным исследователем архитектуры Версаля , то запомнить все нереально. Кто и где жил, для чего эта или та комната. По большому счету это не так важно. Просто ходишь и удивляешься богатству и роскоши, а также вкусу, с которым это всё было сделано. Все поистине прекрасно и шедеврально.

Послужил прообразом для многих королевских резиденций, и стал некой отправной точкой для архитектуры будущих столетий. Многие монархи, гостившие в Версале вдохновлялись на строительство своих резиденций. Самозабвенно тратили огромные деньги, и даже превосходили Версальский дворец в богатстве и величии. Примеры есть и в нашей стране — в некоем городе на Неве 😉

Чем пристальней всматриваешься в историю Франции, тем больше удивляешься желанию королей превзойти предшественников в роскоши. Каждый старался сделать свою резиденцию больше и богаче, тратя просто фантастические деньги на благоустройство, и Версаль во Франции – яркий пример царственного великолепия, от которого захватывает дух.

Версаль – респектабельный пригород Парижа

Сегодня музей Версаль известен всему миру благодаря Людовику XIII из династии Бурбонов, который пожелал иметь собственное уединенное гнездышко. В 1623 году Жан де Суази продает принадлежащие ему земли королю, на которых из камня, кирпича и кровельного сланца вырастает небольшой охотничий домик из пяти комнат.

Видимо, Людовику XIII очень не хватало тишины и покоя, раз он выбрал столь непримечательное место. Французский философ Сен-Симон говорил о нем: «Никогда раньше я не встречал более унылого и бесплодного места – без воды, земли и леса» . И правда, вокруг простилались лишь болота и песок, а население было настолько немногочисленным, что в летописях XI столетия поселение упоминается как скромная, ничем не примечательная деревушка, укрытая за холмом, чье название объясняется именем первого феодала-владельца – Гуго де Версалем.

Этот населенный пункт возник лишь потому, что лежал на путь от Нормандии до , и путникам надо было где-то остановиться для отдыха. Людовику XIII нравилось проводить тут время с друзьями, и позже там, где когда-то стояла мельница, а позже появился Мраморный двор, возник скромный охотничий домик. Тогда сложно было предугадать, что однажды он разрастется и станет называться – дворец Версаль.

Находясь на расстоянии 17,1 км на юго-западе от столиц Франции, ныне Версаль считается важным административным центром департамента Ивелин с населением более 85 900 жителей. Теперь его окружают пышные леса, а удачная планировка, заложенная еще в XVIII столетии, стала образцом для подражания в период застройки Вашингтона.

Первые реформы: от хижины до дворца

Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.


Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.

Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.

Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.

Архитектор Версальского Дворца

Этот проект оказался для них лебединой песней, поскольку до конца своих дней они занимались тем, что строили и улучшали Версальский Дворец.

Затраты на строительство Версальского Дворца

Столь колоссальный замысел требовал больших человеческих и финансовых жертв. К работам привлекались все свободные руки, в том числе крестьяне, солдаты и моряки из всех прилегающих территорий. Чтобы увеличить количество строителей, на время возведения шато запрещались любые другие стройки, и это обеспечило более 30 000 людей на площадке.

Что касается денег, то потраченная на замок сумма шокирует – почти 26 млн. ливров, что соответствовало 10 521 867 кг серебра, а в пересчете на современные деньги это около 259,56 млрд. евро. При этом для короля все материалы продавались по исключительно низким расценкам, а если исполнители выходили за границы сметы, им не оплачивали разницу.

Строительство Версальского Дворца

Временами стройка затихала, но ненадолго, и Людовик снова направлял свой взор на будущий дворец, желая скорее закончить грандиозный проект. До 1682 года он постоянно переезжает между и Версалем, пока не решает полностью перебраться в новую резиденцию со всем двором.


Это решение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, король-солнце понимал, что предотвратить заговор в зародыше можно, лишь держа аристократическую верхушку на глазах. Во-вторых, в Париже постоянно происходили волнения, и пребывание там становилось опасным. В-третьих, роскошные хоромы демонстрировали всему миру Францию, как главного игрока на военном, политическом и культурном поле.

Этапы строительства обозначены периодами войн. Первая фаза перестроечных работ длилась с 1664 по 1668 года, когда развязалась война с Испанией. К этому моменту дворец был способен принимать до 600 персон.

В 1669 г. после битвы за Нидерланды начался второй трехлетний период благоустройства: меняется центральная часть – бывший охотничий домик, и переделываются прилегающие территории. Южное крыло переоборудовано под покои королевы Марии Терезии, и практически идентично северному крылу короля-солнце, а западная зона стала террасой. Также была предусмотрена октагональная ванна для купания и детские комнаты на верхних этажах.

В 1678 г. завершается Голландская войны, и начинается третья часть работы над дворцом вплоть до 1684г. В это время западная терраса превращается в Зеркальную галерею, соединяя отдельные покои венценосной четы. Ее отличает настоящий шик и богатство оформления даже сегодня, хотя большая партия декора была продана еще в 1689 г.


Появляются новые пристройки для принцев и дворян, а в двух огромных залах размещается оранжерея. Этот этап в строительстве также отмечен тем, что прилегающие земли постепенно превращаются в прекрасные сады Версаля.

1682 г. становится годом официальным переездом королевского двора в новую резиденцию, и это повлекло за собой рост населения пригорода, улучшение его благополучия.

До 1699 г. строительство замерло, поскольку предыдущие военные кампании и этапы работы проели в государственном бюджете солидную дыру. Чтобы поддержать Девятилетнюю войну, которая длилась до 1710 г., пришлось продать некоторые элементы роскошного декора, но после ее завершения Людовик XIV приступает к четвертой стадии обустройства.

Эта пора отмечена возведением очередной часовни, ставшей пятой на территории Версаля. Отличаясь от остальных прямоугольной формой и высотой, она меняет фасад основного здания, вызывая критику окружения. Однако впоследствии именно она превратилась в наиболее интересный элемент архитектурного комплекса.

Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV

К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.


При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.

Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.

Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.

Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.

Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.

Влияние революции и время Первой империи

В начале октября 1789 г. под предводительством Лафайета национальная гвардия и толпа народа ворвалась в Версальский дворец с требованием изгнать королевскую семью и Национальное собрание в Париж. Дабы не накалять страсти еще больше, верхушка страны подчиняется, перебираясь в Лувр и , а Версаль теряет статус административно-управленческого центра и опечатывается.


С этого момента начинается упадок замка. Пока Людовик XVI и Мария-Антуанетта находятся под стражей в ожидании исполнения приговора, согласно составленному плану по избавлению от роскоши и использованию строения под нужды новой власти идет обычное мародерство.

Многие предметы внутреннего убранства просто растащили, пока не был установлен контроль. После этого часть предметов отправили на аукцион, другие на выставки.

Раздумывая над судьбой дворца, его предлагали сдавать в аренду или продать, но в итоге решили оставить под управлением республики, и пока не придумали ему лучшее предназначение, сюда свозили предметы искусства, которые позже пополнили запасники разных музеев.

И все же отдельные элементы декора продолжали исчезать со стен некогда роскошного особняка – их продавали, чтобы наполнить государственную казну.

Здание бывшего королевского особняка переживало период декаданса, пока не привлекло внимание Наполеон I, вернувшего ему статус резиденции, но теперь уже императора.

В 1806 г. он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель.

Версаль получает статус музея

Когда в 1814 – 1815 г.г. и к власти вновь приходит династия Бурбонов, на трон садится последний французский король – Луи-Филипп I, имевший несколько прозвищ: «король-гражданин», «король-буржуа», а под конец «король-груша» . Он превращает построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец в музей, в котором выставляются исторические ценности, картины со сценами баталий, портреты и бюсты.


Но коварное время приготовило еще несколько потрясений, которые с высоты пройденных лет в полотне истории выглядят эффектным дополнением. Так, когда Франция оказалась проигравшей стороной во Франко-прусской войне, немецкая армия разместилась во дворце штабом (1870-1871 г.г.), а дабы еще больше унизить французов, 18 января в Зеркальной галерее объявила о Германской империи, и ее кайзере – Вильгельме I. Но уже в феврале, в этой же галерее подписывается мирный договор, а еще спустя месяц в Версаль вернулось французское правительство, чтобы обосноваться тут до 1879 года.

Однако нанесенная обида не забылась, и чтобы вернуть «должок», по окончанию Первой мировой Зеркальная галерея выбирается не зря, чтобы заключить с побежденной Германией предварительное перемирие и Венской договор. Местом примирения франко-немецких сторон Версальский дворец во Франции послужил и после Второй мировой.

С 1952 года начинается его глобальная реставрация, на которую правительство выделило 5 млн. франков, а также объявило по всем средствам связи о поиске меценатов и выступило с призывом к добровольным пожертвованиям граждан. В 1979 г. архитектурный комплекс становится частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 г. вводится должность Президента Версальского дворца, которую занял министр культуры Жан-Жак Айагон.

Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.


Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.

Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.

Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.


Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.

Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.


Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.

Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.

Залы Версальского Дворца

В особняке расположено несколько интересных залов, например, Зал Войны, где можно увидеть полотна, повествующие о былых эпических битвах.

Недалеко от входа находится Королевская капелла. Ее пол украшает фамильный герб, выложенный цветным мрамором, а вокруг алтаря стоят скульптуры древнегреческих богов из бронзы. Верхний ярус капеллы занимала венценосная семья, а нижний – придворные. После службы король удалялся в одну из палат, открытых сегодня любопытным посетителям.


Зал Аполлона (или Тронный) – тут принимались послы, по вечерам проводились праздники или театрализованные представления с музыкальным сопровождением, в которых монарх нередко принимал участие.

В Зале Дианы обычно играли в бильярд. Салон Изобилия служил буфетной, выставкой королевской коллекции монет и полотен Карачи, Веронезе и Тициана, а в Зале Венеры главным экспонатом является изваяние Людовика XIV.


Интерес вызывает также салон «Бычий глаз». Столь неблагозвучное название получила комната с проемом, по виду напоминающим орган зрения быка. Он служил окном, через которое придворные могли наблюдать за монархом в его апартаментах.


П-образную форму имеет оранжерея, спроектированная Ардуэном-Мансаром, где работало больше 200 садовников, ухаживая за плодоносящей экзотикой, среди которой было 3 000 гранатовых, мандариновых и апельсиновых деревьев.

В определенное время для осмотра интерьера доступна Королевская Опера, но это зависит от расписания концертов. Есть и другие помещения, куда можно попасть только в сопровождении гида.

Версальский Дворец внутри

Большой и Малый Трианон в Версале

Музей Версаль имеет два обособленных дворца. В Большом Трианоне более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоемами. Он служил покоями королю и его семье, где они могли чувствовать себя более фривольно, не придерживаясь строгого этикета.


В свое время тут гостили: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и другие политические особы.

Малый Трианон был своего рода женской территорией. Уютный двухэтажный особняк изначально обживала фаворитка короля Возлюбленного – мадам Помпадур. Это единственная женщина, которой было позволено провести свои последние дни в Версале. Людовик действительно был привязан к ней, и когда она умерла от болезни легких, он провожал ее, стоя на одном из балконов дворца под проливным дождем.


Его прощальными словами к ней были: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам» .

Позже Малый Трианон заняла Дюбарри и, наконец, Мария-Антуанетта. За исключением спальни, в этой части особняка более скромное убранство, но зато был свой театр, где ставились постановки с участием королевы. Теперь ее превратили в музей Марии-Антуанетты с оригинальными личными и интерьерными предметами, и только некоторые воссозданы декораторами.

У власть имущих свои причуды, и у Марии-Антуанетты это была небольшая деревенька прямо на территории Версаля возле своего дворца. Имея много свободного времени, она забавлялась тем, что доила коров, пропалывала грядки, кормила птицу или украшала животных цветными лентами.


Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур, а еще заселено 12 домов, причем «крестьянам» строго приказали соблюдать пасторальный внешний вид.

Эта деревенька воссоздана вместе с животными, и открыта для посещений.

Сады и парк Версаля

Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.


Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.


Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.


Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

Мероприятия Версаля

Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.


После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.

Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.

Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

Предлагаемый сервис

Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

Билеты в Версаль

Билеты в Версаль для осмотра фермы, Шато и Трианонов – 18 евро, с работающими фонтанами – 25 евро.

Покупайте билеты в Версаль по низким ценам

Билет на два дня с полным посещением всех достопримечательностей – 25 евро, с работающими фонтанами – 30 евро.

  • Шато – 15 евро.
  • Ферма и Трианоны – 10 евро.
  • Парк без работающих фонтанов – вход свободный, с фонтанами – 9 евро.
  • Бал и вечернее шоу с фонтанами – 39 евро.
  • Только вечернее шоу – 24 евро.
  • Только бал – 17 евро.
  • Бесплатный вход для детворы до 5 лет.

Льготами пользуются студенты, особы с ограниченными возможностями и дети 6-17 лет.

Приобретение карты «FORFAIT LOISIRS» позволит вам бесплатно перемещаться на общественном транспорте и послужит входным билетом во дворец Версаль и его парковую часть.

На заметку: делать видео и фотосъемку можно только после дополнительной оплаты.

Часы работы Версаля

  • Садово-парковая зона открыта 8:00-18:00 (в напряженный туристический сезон 7:00-20:30)
  • Ферма и Трианоны – 12:00-17:30 (18:30)
  • Шато – 9:00-17:30 (18:30)
  • Закрыто по понедельникам, 1 мая, 1 января и 25 декабря

Панорама Версаля

Из Парижа в Версаль самостоятельно

Выбирая день для посещения дворца, надо учитывать, что особенно многолюдно тут по выходным. Во вторник тоже высокая посещаемость, поскольку в большинстве музеев он выходной, и люди съезжаются сюда. Также, дабы избежать больших очередей, лучше отвести для экскурсии раннее утро или время 15:30-16:00.

Версальский Дворец (Фото)

Фотогалерея Версаль

1 of 29