Пиза площадь чудес кафедральный собор. Площадь Чудес (Piazza dei Miracoli). Здания на Площади Чудес

Многие туристы ошибочно полагают, что главным символом Пизы является Падающая башня. Но башня является лишь частью одной большой достопримечательности – Пьяцца деи Мираколи, Площади Чудес в Пизе.

История возникновения

Небольшой зеленый оазис с четырьмя достопримечательностями находится в ее историческом районе (регион Тоскана). Кто и когда задумал столько грандиозную стройку, историки сегодня утверждать не берутся.

Время рождения этой достопримечательности относят, скорее, к XI веку . В те годы, а именно в 1063 году, было начато строительство грандиозного собора. Эти годы знаменуются успешной морской торговлей, войной с сопредельными территориями и интенсивной архитектурной застройкой. Казна тогда была более чем полна, поэтому власти не скупились на строительство новых дворцов и зданий, тратя сумасшедшие деньги на их обустройство.

Первым сооружением на зеленой лужайке стал Собор Успения Девы Марии , Кафедральный собор (архитектор – Бускето ди Джиованни Джудиче). Строительство фасада выполнялось под бдительным взором архитекторов Бидуино и Гильермо.

В 1152 году был воздвигнут Баптистерий (крещальня) , в 1173 году начались работы по возведению Кампанилья (башни-колокольни), которая из-за просчетов в строительстве приобрела мировую известность.

Нынешний вид, которым ежедневно любуются сотни туристов, площадь получила лишь в середине XIX века. Итальянский архитектор Алессандро Герардеска, занимающийся реставрацией находящихся здесь достопримечательностей, немного реконструировал и саму площадь.

В 1987 году сама Пьяцца деи Мираколи, а также все находящиеся на ней достопримечательности внесены в перечень всемирного наследия по версии ЮНЕСКО, о чем свидетельствует табличка, установленная на площади (надпись на трех языках – итальянском, английском и французском).

На страницах нашего сайта вы также узнаете о знаменитой площади Падуи – ! Чем знаменито это место и на какие ее достопримечательности стоит взглянуть?

А вы знаете, что в Падуе можно посетить городской дворец правосудия – Рalazzo della Ragione? Время работы и стоимость билетов узнайте .

Продолжаем наше путешествие по городу Падуя! предлагаем вам ознакомиться с еще одной ее достопримечательностью – Оrto Botanico – крупнейшим Ботаническим садом Европы!

Достопримечательности

Изначальное ее название – Пьяцца де Дуомо, или Соборная площадь. Названа так потому, что на ней расположен главный Собор Пизы. Это название было в ходу до тех пор, пока итальянский писатель Габриэле Д′Аннуццио в своем романе «Может быть, да, может быть, нет» не назвал Соборную площадь «Лугом чудес» («Площадью чудес»).

Возможно, причина крылась в расположении особо значимых построек на открытом пространстве, а может, его пленила сама атмосфера этого места. Так или иначе, название это прижилось сразу , и местные жители (а вслед за ними – и гости города) стали называть этот уголок Площадью Чудес. Новое название было одобрено и муниципалитетом, и вскоре было внесено на все карты и путеводители по городу.

На площади размещены четыре архитектурных и исторических шедевра , которые являются самыми знаковыми достопримечательностями Пизы – Собор Пизы, Пизанская (падающая) башня, кладбище Кампо-Санто и Баптистерий.

  • Дуомо Санта-Мария Ассунта . Величественный собор в форме традиционного латинского креста – это торжество романского стиля. Пятинефный храм украшен четырьмя рядами аркад из серого камня и белого мрамора, которые создают впечатлением кружева. Одна из достопримечательностей Собора – Лампа Галилея из бронзы.
  • Колокольня Дуомо (Падающая башня) . Знаменитая на весь мир падающая башня на соборной Площади чудес есть не что иное, как обычная колокольня. Из-за архитектурных просчетов грунт оказался неустойчивым и стал проседать по мере увеличения нагрузки на место строительства.

    Кстати, с связана любопытная легенда: когда колокольня уже была построена, местному герцогу что-то в ней не понравилось и он отказался оплачивать работу архитектору Бонанно Пизано. Тогда тот повернулся и приказал башне: «иди за мной!». И башня слегка наклонилась. Перепуганный герцог тут же вручил архитектору нужную сумму, но башня так и осталась стоять слегка под наклоном.

    До 2013 года инженерами Италии проводились работы по остановке крена колокольни и укреплению грунта , в результате чего башня стала крениться намного меньше (отклонение сегодня составляет 4,5 метра).

    Экскурсии по башне длятся по 40 минут (на самый верх ведут 294 ступени), а перед экскурсией посетителей просят сдать все сумки в камеру хранения возле касс.

  • Баптистерий – представитель итальянской готики, хотя строиться начинал именно в романском стиле. Внутри украшен скульптурами Никколо и Джиованни Пизано. Если присмотреться, то можно увидеть, что здание баптистерия тоже имеет легкий наклон.
  • («святое поле»). Автором этого сооружения является Джиованни ди Симон; строительство шло с 1278 по 1464 г. Легенда гласит, что основанием для возникновения кладбища стала земля, привезенная со священной Голгофы в результате одного из крестовых походов.

    Земля была помещена в капсулу, которую, в свою очередь, разместили в неком подобии усыпальницы. Здесь нашли последнее пристанище богатые люди Пизы , общественные деятели и представители власти. На некоторых могилах сохранились бронзовые таблички с именами умерших и датами их жизни.

  • Музей деи Опера – музей, посвященный истории строительства Дуомо Санта-Мария Асунта. Здесь хранятся чертежи и репродукции собора в разные исторические эпохи, уменьшенные копии-макеты, документы, касающиеся собора.
  • Музей деи Синопи – музей фресок (точнее – набросков фресок). В этом музее находятся не только копии и репродукции фресок Собора и Баптистерия, но и наброски и эскизы этих фресок – у посетителей есть замечательная возможность сравнить замысел автора с конечным результатом росписи.

Пьяцца деи Мираколи – это полностью пешеходная зона. Даже парковки находятся на расстоянии от нее.

Рядом с площадью находится небольшой сувенирный рынок , где желающие могут приобрести сувенирную продукцию – значки, магниты с изображением пизанских достопримечательностей, а также их уменьшенные копии. По соседству с рынком находится множество уличных кафе, где за относительно невысокую плату можно попробовать итальянские национальные блюда.

На нашем сайте расскажем о величественном сооружении Милана – ! Вы узнаете историю строительства старейшей церкви города.

Читайте о главной галерее искусств Милана – Пинакотеке ди Брера. Вы найдете описание произведений знаменитых итальянских художников, которые находятся в этом музее.

Путешествуя по Милану, не забудьте о шопинге! Советуем обязательно посетить знаменитые аутлеты Diffusione Tessile, адрес которых узнаете тут.

Площадь Чудес в Пизе не случайно получила такое название. Ведь именно на ней стоит всемирно известная Пизанская башня — башня, которая падает вот уже более восьмисот лет, но, не смотря на это, все также уверенно стоит на земле и удивляет своей красотой все новых и новых гостей древнего итальянского города.

Решение построить в честь победы над сарацинами собор появилось в 1063 году. В те времена Пиза была богатым торговым городом, и на строительство собора, средств не жалели, основой их стало золото, добытое в войне с пиратами-сарацинами. Собор Санта Мария Ассунта стал первым в Италии, построенным по крестообразному плану.

В период с 1152 по 1260 годы на площади появилось второе здание — баптистерий (место для крещения).

Первое упоминание о Кампосанто, здании, расположенном рядом с собором, относится к 1200 году. Тогда, согласно хроникам, архиепископ Убальдо Ланфранки, вернувшись в родную Пизу из святых земель Иерусалима, привез с собой святую землю специально для того, чтобы построить при соборе крытое кладбище (кампосанто — campus sanctus — святое поле). Само же строительство растянулось с 1278 по 1464 годы. Кампосанто известно своими фресковыми циклами XIV и XV веков, а также некогда огромной коллекцией древнеримских саркофагов и скульптур (теперь саркофагов осталось лишь 84).

Самым же известным зданием соборного комплекса стала колокольня, первоначально никак не претендовавшая на лавры одной из самых известных в мире. Ее строительство началось в 1173 году 9 августа, как свидетельствует камень, заложенный в основание. Спустя 10 лет после начала строительства, когда возводился третий этаж башни, впервые был замечен наклон, который тогда составлял примерно 5 см. Строительство остановили, и продолжили в 1275 году. Окончание стройки относится к 1284 году, когда, несмотря на старания архитектора, угол наклона все-таки увеличился, и стал равен 90 сантиметрам. Что не помешало установить на башню колокола, которые звонят и по сей день.

В 1910 году, итальянский писатель и поэт Габриеле д’Аннунцио назвал соборный комплекс в Пизе «Площадью чудес». С тех пор минул не один десяток лет, но все также завораживает зрелище, открывающееся на главной площади Пизы — огромный, величественный собор, облицованный белым мрамором, солнечные лучи, отражающиеся от его купола, ковер ярко зеленой травы, и беломраморная башня, стоящая под хорошо заметным углом — картина, полная очарования и гармонии.

Пиза – это город-загадка. Историки до сих пор спорят о его происхождении, искусствоведы пытаются приоткрыть завесу над тайнами возведения знаменитых на весь мир памятников архитектуры. Но пока что Площадь Чудес, где находится Пизанская башня, не раскрывает всех своих секретов. Очевидно одно: именно с этого архитектурного ансамбля, внесенного еще в 1987 году в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и началось Итальянское Возрождение.

Пираты X века

В X-XI веках Пиза, тогда еще имевшая свободный выход к Тирренскому морю по реке Арно, была одним из богатейших городов Старого Света. Причем происхождение ее богатств связано не только с выгодным географическим расположением, но и с удачными морскими набегами на средиземноморские города. Грубо говоря, пизанцы промышляли пиратством, в том числе и работорговлей, и не боялись ничего.

Чтобы попасть на Площадь Чудес придется немного пройтись пешком

Ничего, кроме вечных мук ада, настолько красноречиво описываемых в трудах отцов церкви и проповедях священников, что эти «картинки» постоянно были перед глазами даже самых закоренелых безбожников. И неважно, были ли они рождены воспаленным воображением грешника или запечатлены неизвестными художниками на фресках первых христианских храмов, те, у кого водились деньжата, была реальная возможность покаяться и получить хотя бы временное отпущение грехов. Достаточно было пожертвовать энную сумму в пользу церкви или на строительство храма – и вновь отправляться на поиски приключений.

Правда, походы на города, находящиеся под управлением иноверцев, в ту эпоху, как известно, были вполне богоугодным делом. В 1063 году, после особенно удачного набега на еще не оккупированный норманнами Палермо, пизанцы привезли несколько мраморных коринфских колонн из главной мечети города. Колоннам сразу же нашлось применение: один из беднейших кварталов на окраине Пизы был полностью снесен, а на его месте – том самом, , на Площади Чудес (Пьяцце деи Мираколи) в 1064 году началось возведение Собора Санта-Мария Ассунта (Успения Богоматери).

Строительство собора продолжалось в течение двух столетий

Благодаря многочисленным пожертвованиям, деньги на столь масштабное строительство у церкви, разумеется, были. Тут подоспели и первые организованные крестовые походы. Одними из самых активных его участников были как раз пизанцы, получившие за это впоследствии исключительные привилегии на торговлю с Востоком.

Собор Санта-Мария Ассунта и другие чудеса на площади

Строительство собора продолжалось в течение двух столетий. В его архитектуре причудливо смешалось несколько стилей: романский, византийский, испанский и арабский (Пиза успешно воевала и с маврами). Жемчужина храма – мраморная кафедра начала XIV века с множеством скульптур работы Джованни Пизано. Но это уже не застывшие в неестественных позах фигуры людей и животных, характерные для многих скульптурных изображений того времени. В работах художника явственно просматривается ориентация на лучшие античные образцы, а не на господствовавший в то время статичный византийский стиль. Иными словами, скульптуры, украшающие кафедру, вполне можно отнести к Проторенессансу.

Мраморная кафедра начала XIV века - жемчужина Собора

Однако историю Эпохи Возрождения принято начинать с более ранних работ Никколо Пизано, отца Джованни. Чтобы их найти, достаточно сделать буквально несколько шагов и войти в Баптистерий . Его строительство началось в 1152 году и тоже продолжалось в течение двух веков. Скульптурами Никколо Пизано украшена кафедра Баптистерия. Сюжеты композиций традиционны – «Рождество», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», но фигурам придан достаточно нетрадиционный для того времени дополнительный объем, а их позы напоминают позы древнеримских статуй.

Но прежде, чем осматривать скульптуры, стоит обратить внимание на уникальный мозаичный пол, узоры которого напоминают орнаменты в Альгамбре. Уникальна и акустика в Баптистерии. Чтобы продемонстрировать ее в помещении каждый час появляется певчий и берет три ноты подряд, которые под сводами здания сливаются в единый аккорд.

Кафедра Баптистерия украшена скульптурами Никколо Пизано

Из своих походов набожные пизанцы привозили не только награбленные сокровища. Из Четвертого крестового похода в город для строительства кладбища для знатных пизанцев была доставлена священная земля с Голгофы. Мнения историков тут расходятся: по одним источникам, это была лишь небольшая капсула, по другим – целых 50 кораблей. Как бы там ни было, но Площадь Чудес обзавелась еще одним чудом – некрополем Кампосанто (в переводе с итальянского – «святое поле»), то есть находящимся в буквальном смысле на святой земле.

Кладбище представляет собой закрытый клуатр – крытую галерею, обрамляющую четырехугольный внутренний двор. Под сводами галереи находятся уникальные мраморные надгробия, каждое из которых – отдельное произведение искусства, и скульптуры известных уроженцев города, в частности, знаменитого математика Леонардо Фибоначчи.

Под сводами галереи Кампосанто находятся уникальные мраморные надгробия

Кампосанто – единственный пострадавший от бомбежек Второй мировой войны памятник, которыми славится Площадь Чудес. Больше всего пострадали фрески, и среди них и работа знаменитого флорентийского художника и балагура начала XIV века Буффальмакко. Правда, сюжет фрески довольно мрачный – «Триумф смерти». В настоящее время эта работа почти полностью восстановлена по зарисовкам и чертежам, сделанным в XIX веке.

Пизанская башня и как ее найти

То ли проклятия ограбленных пизанцами бедняг достигли неба, то ли сами пизанцы недостаточно усердно жертвовали на строительство храмов, но большинство средневековых памятников города стоит на своих фундаментах, мягко выражаясь, не совсем ровно. В том числе и Баптистерий, и Собор Санта-Мария Ассунта, и здания за пределами Площади Чудес. Лидирует по углу наклона, конечно же, Пизанская башня .

Впрочем, этому имеется и вполне рационалистическое объяснение, подтвержденное многочисленными исследованиями и реконструкциями. Дело в том, что река Арно, столь вероломно изменившая свое русло в середине XIII века, имеет довольно разветвленную сеть подземных притоков. Зыбкость почвы и предопределила неустойчивость фундаментов зданий.

Пизанская башня - это соборная колокольня, стоящая отдельно от основного храма

О том, что собой представляет и где находится Пизанская башня , BlogoItaliano уже писал в . Но этот памятник настолько интересен и популярен, что не упомянуть о нем вновь, говоря о Пизе, невозможно. Тем более что Пизанская башня – это практически символ города и одна из визитных карточек всей Италии.

Ее возведение началось в 1173 году, то есть почти сразу после Баптистерия и еще до появления на Пьяцца деи Мираколе кладбища Кампосанто. Пизанская башня – это не просто одно из украшений площади, а соборная колокольня. Традиция строительства кампанил, то есть колоколен, стоящих отдельно от основного храма – это вообще одна из особенностей средневековой итальянской архитектуры. Объясняется такая прихоть просто: при возведении кампанил итальянцы ориентировались на опыт мусульман, строивших минарет отдельно от мечети. Резонанс от голоса муэдзина, не говоря уже о христианском колокольном звоне, мог, ввиду несовершенства тогдашних конструкций, обрушить храм в любой момент.

Как же из-за резонанса окончательно не упала Пизанская башня? А это еще одна из загадок, которыми богата Площадь Чудес. Но, скорее всего, дело в большей прочности именно вертикальной конструкции, а не в проблемах с фундаментом. После очередной реставрации с 2001 года Пизанская башня, наряду с другими памятниками на Площади Чудес, вновь открыта для посещения.

ПЛОЩАДЬ ЧУДЕС ГОРОДА ПИЗЫ



Ансамбль соборной площади в городе Пиза включен в cписок объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Итальянский писатель, поэт, один из лидеров националистического движения, связанного с фашистскими организациями, Габриеле д"Аннунцио в своем романе "Forse che si forse che no" (1910) назвал эту площадь "Площадью чудес" Piazza dei Miracoli. Часто ее ошибочно называют "Полем чудес" Campo dei Miracoli. Поле чудес находится все-таки в Стране дураков, а не в Пизе. Именно на поле чудес Пиноккио (в русском переводе - Буратино) посеял золотые монеты, чтобы вырастить денежное дерево.


Главный собор (Duomo) являет собор пример, так называемого, романского стиля в архитектуре. Беломраморный собор XI века - первый итальянский храм, построенный по крестообразному плану - производит большое впечатление своими внушительными размерами. Собор, сооружение которого было начато на рубеже тысячелетий в 1063 году, украшен четырьмя рядами элегантных аркад. Внутри собора можно полюбоваться произведениями Джованни Пизано (Пизано - прозвище), в том числе кафедрой его работы, а также осмотреть знаменитую бронзовую лампу Галилея.


Баптистерий («крещальня, крестильная») является одним из величайших творений искусства ваяния итальянской готики. Цилиндрический беломраморный Баптистерий был построен в 1152-1260 гг. и также украшен скульптурами работы великого Никколо Пизано и его сына и ученика Джованни.


Падающая башня (Torre Pendente), сооруженная в 1173 г., по праву является символом города. Высота башни составляет 56 метров. Реставрация и укрепление башни были закончены в июне 2001 года. Строители дали гарантию знаменитому строению на 300 лет. Ее отклонение от вертикальной оси составляет уже около 5 метров, архитекторы и ученые не теряют надежд спасти это бесценное произведение искусства. Предлагалось множество проектов, среди которых было предложение закрыть всю башню стеклянным куполом. Но проект не удался. Сейчас фундамент башни укреплен бетонными блоками. Башня падала из-за несовершенства своей конструкции, ошибки в расчетах архитектора и неустойчивости грунта под фундаментом.


Слева направо: крепостная стена, крытое кладбище Кампосанто, баптистерий.
На углу крепостной стены виднеется лев.


Этрусский лев, установленный на стене по приказу Медичи. За стеной находится иудейское кладбище.

Кампосанто - еще одна достопримечательность Площади чудес. Относящееся к 1277 году сооружение известно прежде всего своими изумительными мозаиками и фресками. Одна из них рассказывает об эпидемии чумы, опустошившей весь город в 1348 году. Особняком стоят такие шедевры как «Ветхий Завет» Беноццо Гоццоли и «Триумф Смерти» XIV в. неизвестного мастера, которые, как говорят, вдохновили композитора Ференца Листа на создание произведения «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром.

Отрывок из книги "Кольцо Времени" Бориса Тараканова (http://poezd-prizrak.tarakanov.net)

Романские постройки Пизы, оказавшие значительное влияние на развитие средневекового зодчества Средней Италии, отличаются ажурностью архитектурного декора (многоярусные аркатуры), своеобразием полихромного убранства (чёрный и белый мрамор). Кафедральный собор называется Santa Maria Assunta (Успение Пресвятой Богородицы)

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР


Кафедральный собор Пизы может претендовать на то, чтобы быть самым важным романским собором в мире. Его строительство началось в 1063 г. под руководством архитектора Бускето (Buscheto), которого после смерти похоронили у стены собора (его могилу можно увидеть и в наши дни в левой арке фасада). В 1118 году в Пизу прибыл Папа Римский Гелазий II и самолично освятил недостроенный собор. Строительство продолжалось два столетия. Собор наделен всеми отличительными чертами романского стиля Пизы: слепые арки, мозаика, скульптура. Двери на фасаде сделаны в XVI в.: ими заменили оригинальные двери XII в. работы Бонанно (Bonanno Pisano), которые были уничтожены при пожаре 1595 г. Все, что осталось из работ Бонанно - это Porta di San Ranieri, дверь правого трансепта. Среди достопримечательностей собора: кафедра, украшенная резьбой работы Джованни Пизано (1310). Напротив висит светильник, так называемая "лампа Галилея". В сокровищнице - знаменитая статуя работы Джованни Пизано "Дева Мария" (резьба по слоновой кости, конец XVIII в.). В архитектуре и интерьере собора прослеживается сильное влияние визайнтийского и арабского искусства. Как и несколько других зданий в Пизе, собор также слегка наклонился.


В самом вверху на крыше находится колонна со странным животным. На этой фотографии его плохо видно.


Он же, но крупнее.


А это оригинал, который хранится в музее собора, – «иппогрифф», крылатая лошадь с орлиным клювом, привезенная пизанскими солдатами из крестового похода.


Иранская работа XII века.


Porta di San Ranieri (святой Раньери - небесный покровитель Пизы. Его мощи находятся в соборе). Дверь создано Бонанно около 1180 г. и первоначально размещалась на выходе к баптистерию. После пожара были созданы новые двери с рельефами работы учеников школы Джамболоньи (т.е. Francavilla, Mocchi, Tacca.), а дверь Боннано - перемещена к колокольне.





Воскресение (жены-мироносицы и ангел)

Вознесение


Успение Пресвятой Богородицы


Христос омывает ноги ученикам

Тайная вечеря

Искушение

Преображение

Сретение


Бегство в Египет


Вход Господень в Иерусалим

Избиение младенцев

Крещение

Благовещение

Встреча Елизаветы,
будущей матери Иоанны Крестителя,
и Марии.

Рождество

Волхвы.


Апостолы


Деталь двери.

Двери собора, выходящие к баптистерию


Центральная дверь.


Люнет над центральной дверью с изображением Пресвятой Богородицы работы Giuseppe Modena da Lucca.
Вверху справа от люнета можно прочитать: "Rainaldus prudens operator".
Архитектор Райнальдо (Rainaldo) продолжил строительство собора.


Деталь центральной двери.


Левая дверь (для входящего).


Деталь двери.


Деталь двери - носорог


Люнет над левой дверью, Святая Репарата.


Слева от левой двери похоронен архитектор Бускето.


Люнет над правой дверью с изображением Иоанна Крестителя работы Giuseppe di Modena da Lucca.


Деталь фасада собора.


Внутренний вид собора.

Впечатляющие гранитные коринфские колонны вывезены из мечети в городе Палермо, захваченном пизанцами у арабов в 1063 г.


Этот кессонированный потолок выполнен флорентийскими мастерами после пожара 1595 г.


На потолке изображен герб Медичи.

Внутри купола изображено вознесение Богородицы. Художник Риминальди.


Кафедра (pulpit) работы Джованни Пизано (1302-1310).

Уцелела во время пожара. Во время ремонта собора была разобрана и вновь обнаружена и собрана в 1926 г., но собрана не совсем правильно. Форма кафедры является переходной от восьмиугольной, как у более ранних кафедр, к круглой.


Панель кафедры с изображением "Рождества".


Панель кафедры с изображением "Распятия".


Кариатиды кафедры.
Справа центральный столб с фигурами, символизирующие теологические добродетели.


Гробница Генриха VII, императора Священной Римской империи.

Генрих VII (около 1275-24.8.1313, Буонконвенто, близ Сиены), король с 1308, император с 1312, первый из династии Люксембургов. Добился в 1310 передачи своему сыну Иоанну чешского престола. В 1310 вторгся в Италию, безуспешно пытаясь силой вновь подчинить её империи.

Внешняя политика Пизанской республики в Европе с XI века опиралась на союз с императором Священной Римской империи. Именно император гарантировал независимость и торговые привилегии республики и оказывал ей поддержку против соседних коммун, ориентировавшихся на папу римского. С обострением борьбы гвельфов и гибеллинов в Европе в первой половине XIII века Пиза стала главной базой гибеллинской партии в Центральной Италии.
В 1312 г. в Пизу прибыл император Генрих VII, вызвав подъём патриотических сил в республике. В 1313 г. император неожиданно умер, предполагают, что его отравили.


В апсиде находится великолепная мозаика, изображающая Спаса на престоле между Св. Иоанном Богословом и Богородицей.
Возможно, Чимабуэ принимал участие в написании фигуры Христа. Точно известно только, что он выполнил голову Св. Иоанна в 1302 г. и вскоре умер здесь же, в Пизе. Пожар 1595 г. не повредил мозаику.

Этот светильник называют "лампой Галилея". Но светильники, которые видел Галилео, висят теперь во внутренней часовне Кампосанто. Они меньше и проще.
"В 1583 году, имея 20 лет от роду, Галилей находился в Пизе, – вспоминал ученик великого итальянца Винченцо Вивиани, – где, следуя совету отца, изучал философию и медицину. Однажды, находясь в соборе этого города, он, со свойственной ему любознательностью и смекалкой, решил наблюдать за движением люстры, подвешенной к самому верху, – не окажется ли продолжительность ее размахов, как вдоль больших дуг, так и вдоль средних и малых, одинаковой, ибо большой путь, как он думал, должен уравновешиваться большей скоростью... И пока люстра размеренно двигалась, он сделал грубую прикидку – его обычное выражение – того, как происходит ее движение взад и вперед, с помощью биений собственного пульса, а также темпа музыки, в которой он уже тогда был искушен с немалою от того для себя пользой". Так был открыт замечательный факт: период колебания маятника не зависит от его размахов – амплитуды колебаний.


Джованни Пизано, 1306. Иоанн Креститель, Мадонна с младенцем и Иоанн Богослов.


Джованни Пизано, 1298-1299. Мадонна с младенцем, слоновая кость.


КАМПАНИЛА, ОНА ЖЕ КОЛОКОЛЬНЯ, ОНА ЖЕ ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ

Высота башни составляет 55,9 метров от земли на самой низкой и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр – 15 м. Ширина стен в основании 4 м, вверху – 2,5 м. Ее масса оценивается в 14 700 т. Сейчас наклон ее – около 5,5° (отклонение примерно 4,5 м от вертикали). На вершину башни ведет лестница в 294 ступени.
Надпись, найденная на стене справа от входной двери, содержит в себе дату начала строительства: A.D. MCLXXIV. CAMPANILE HOC FUIT FUNDATUM MENSE AUGUSTI (башня была основана в августе 1174 г.). Эта дата подтверждена документально и в хрониках Bernardo Maragone (поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 1173 год). Джорджо Вазари, итальянский архитектор, живописец, историк искусства, связал создание башни с Bonnano Pisano. Это все-таки традиция, а не подтвержденный факт.
Многие историографии более правдоподобно указывают на Diotisalvi – архитектора баптистерия – как на создателя Пизанской башни. Эта гипотеза подтверждается тем, что имя Diotisalvi встречается в документах 1174, и, прежде всего, ритмичной схожестью между структурой баптистерием и Пизанской башни. Динамическая концепция пространства и «двойная» структура, основанная на корреляции между интерьером и экстерьером, схожи в двух зданиях.
Другие историки называют имя Biduino. Художественное оформление нижнего уровня, имеет множество сходств с известными работами Biduino.
И все же из-за нехватки документов и информации, нельзя с полной уверенностью назвать имя архитектора Пизанской башни. Еще одна тайна, которая, быть может со временем, откроется.

При проведении реставрационных работ с северной стороны вдоль стены уложили свинцовый груз. Башня закрепили стальными тросами. Под фундаментом пробурили 41 скважину, из которых было выбрано 70 тонн грунта и башня немного осела, уменьшив наклон. Затем в землю закачали цемент. Проект по спасению башни возглавлял профессор Туринского политехнического университета Микеле Йамиолковски (Michele Jamiolkowski). По его словам, теперь она простоит не менее 3 сотен лет. Целью проекта стоимостью 30 млн евро было не выпрямление сооружения, а стабилизация угла наклона. В 2001 г. башня была вновь открыта для посещений.


Вход в башню.


Декоративное украшение.


Внутренняя лестница на третий ярус.


Внутренняя лестница на шестой ярус.


Звонница.

Хорошо видно что к матице, на которой жестко закреплен колокол, прикреплены по два очепа (шеста) для раскачивания колокола. На концах очепа имеются рукоятки для звонарей. На Западе для звона раскачивают сам колокол, а не его язык.


Поскольку звонницу достраивали уже на отклонившейся башне,
то ее построили вертикально, но под углом к оси башни.

БАПТИСТЕРИЙ

Баптистерий - здание, основное назначение которого издавна - совершение таинства крещения.
В 1153 г. был заложен Пизанский баптистерий, крупнейший в Италии, архитектор извесет под именем Диотисальви (Спаси, Господи). Завершилось строительство около 1278 года, а в XIV веке баптистерий приобрел некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. Здание на 0,6 градуса наклонено в сторону собора.
Баптистерий в Пизе восхищает своей гармоничностью и продуманностью сюжета. В нижней части сооружения находятся скульптуры, олицетворяющие зло и порок, а над ними возвышаются фигуры святых и пророков.

Фигуры святых находятся в трехлепестковых арках. Рельефы парапетов воссоздают иллюстрации земной жизни Христа.
На куполе баптистерия находиться скульптура Иоанна Крестителя. Эта скульптура уже третья по счету на куполе.
В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр около 39 м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр около 18 м). Высота здания - 54.86 м.
Акустика пизанского баптистерия считается одной из лучших среди всех культовых зданий Италии. Для демонстрации, каждый новый час выходит работник музея и голосом «берет» три ноты подряд. И они, блуждая в пространстве баптистерия, звучат цельным аккордом. Очень просто, но весьма внушительно. Правда, посетителям петь-голосить запрещено.


Пизано Никколо (ок. 1225 - 1278/1284). Кафедра, 1260, мрамор, высота 465 см

Никколо Пизано родился в Апулии, на юге Италии. Полагают, что ваянию он обучался именно в южных школах, где процветал дух возрождения классических традиций античности. Вне всякого сомнения, Никколо изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов.
Кафедра пизанского баптистерия является первой достоверной (подписанной) работой Никколо Пизано. Шестигранная мраморная кафедра стала выдающимся произведением ренессансной скульптуры и оказала огромное влияние на ее дальнейшее развитие. Сделанная из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора, кафедра представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон.


Кафедра опирается на одну центральную и шесть внешних колонн. Из шести внешних колонн три опираются на спины львов, склонившихся над пойманной добычей, что в символике романского искусства означает триумф христианства.


Основание центральной колонны декорировано гротескными изображениями человеческих фигур - еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову.


Капители угловых колонн соединены между собой арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей («Аллегория Силы»).


Аллегория Силы.

На пяти парапетах (стенках кафедры), разделенных изящными небольшими колонками в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти Христа; одна за другой следуют сцены: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный суд. В этой работе Никколо Пизано использовал традиционные мотивы и сюжеты, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объемность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнаженного атлета - античного героя Геракла.


Поклонение волхвов.


Рождество.


Принесение во храм.


Распятие.


Купель созданна Гвидо Бигарелли (Guido Bigarelli da Como) в 1246 г.
В центре купели находится бронзовая скульптура Иоанна Крестителя - это замечательная работа Итало Гризелли.


Мраморные облицовочные плиты покрыты тончайшей резьбой.


Художник, создавший рисунок мозаичного пола, явно вдохновлялся восточными мотивами.


Фонтан с питьевой водой около башни.

КАМПОСАНТО (монументальное крытое кладбище)


Кладбище Кампосанто - справа (с 1278, архитектор Дж. ди Симоне).
Находится в северной части площади.

Кладбище выстроено вокруг земли с Голгофы, привезенной в 12 в. архиепископом Пизы Ubaldo de" Lanfranchi из крестового похода и высыпанной на этом месте.


Внутренний двор.

27 июля 1944 в здание попали зажигательные бомбы, сброшенные американцами и англичанами. Крыша загорелась, расплавился и потек свинец. Из-за этого фрески, покрывающие все стены кладбища, изменили свой цвет и были повреждены. Реставрационные работы ведутся с 1945 г. и теперь Кампосанто выглядит почти как до пожара.


Надгробие графа Francesco Algarotti (11 декабря 1712–3 мая 1764),
философа и художественного критика.
Дружил с Вольтером, получил титул графа от Фридриха Великого.
Прусский же король и заказал этот монумент.


Математик Фибоначчи.

Леонардо Пизанский (Leonardo Pisano), Фибоначчи (Fibonacci) (родился около 1170 - умер после 1228) – первый крупный математик средневековой Европы. Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире, и Леонардо там изучил арабский. Позже он посетил Египет, Сирию и Византию, по арабским книгам изучил и систематизировал достижения античных, арабских и индийских математиков. По книгам Фибоначчи европейцы учили математику чуть ли не до времен Декарта (из них, в частности, они впервые узнали об индийских/арабских цифрах и убедились в преимуществах десятичной системы). Основные работы «Liber Abaci» (1202) - трактат об арифметике (индийские цифры, Фибоначчи числа) и алгебре (до квадратных уравнений включительно), «Practica Geometriae» (1220), которые являются первыми произведениями, содержащими задачи на приложение алгебры к геометрии.
Числа Фибоначчи - каждое последующее является суммой двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... В любой самоорганизующейся системе, в т.ч. в живых организмах, можно обнаружить эту последовательность.
Дробь из двух соседних чисел ряда, т.е. 3/5, 5/8, 8/13 и так далее, примерна равна "золотому сечению". Деление фигуры выглядит гармоничным, если меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всей фигуре.



В каждой стране обязательно есть памятники, являющиеся символами. Италию совершенно невозможно представить без падающей башни в городе Пиза.

Пизанская башня является частью грандиозного комплекса, который был построен в Средние века на деньги местной знати несколько поодаль от центра города.

Архитектурный ансамбль на огромной площади включает величественный собор Богоматери Вознесения, баптистерий, колокольню и кладбище.

Что побудило тогда пизанских аристократов начать это грандиозное строительство, остается загадкой…

Итальянский писатель Габриеле д’Аннунцио в своем романе «Forse che si forse che no», изданном в 1910 году, назвал соборную площадь в Пизе Площадью чудес (Piazza dei Miracoli). Название прижилось, и теперь иначе соборную площадь в Пизе никто не называет. Иногда можно услышать название — Поле чудес (Campo dei Miracoli).

Сначала в 11 веке на площади был построен огромный собор Санта Мария Ассунта. Сооружение стало первым храмом в Италии, построенным по крестообразному плану.

Затем был сооружен огромный баптистерий Battistero di San Giovanni, который строили очень долго — с 1152 по 1260 год. Получился какой-то совершенно неземной объект…

Мраморный баптистерий являет собой пример смешения стилей. Начинали его строить по проекту в романском стиле, а завершили уже с готическими элементами.

И собор, и баптистерий хранят внутри прекрасные творения мастеров Джованни и Никколо Пизано, полные аллегорических смыслов, а также здесь находится знаменитая люстра — лампа Галилея. Но, увы, побывать внутри нам не удалось — вероятно, открыты сооружения лишь в утренние часы, а мы приехали на площадь чудес на закате. Значит, будем стремиться вернуться в Пизу…

В центре внимания всех находящихся на Площади чудес, разумеется, знаменитая падающая башня.

Изящная колокольня (кампаниле) была сооружена в 1173 году несколько поодаль от собора. Архитектура Пизанской башни нехарактерна для католических построек, в ней прослеживаются восточные мотивы. Некоторые специалисты считают, что она даже напоминает минарет. Высота колокольни 56 метров. Из-за ошибок в расчетах архитекторов и неустойчивости грунта башня наклонилась и продолжает падать. Проблемы с вертикальностью колокольни начались уже во время строительства, которое растянулось поэтому на 200 лет. На сей момент отклонение Пизанской башни от вертикальной оси составляет уже около 5 градусов.

В 2001 году были проведены сложные работы по реставрации и укреплению Пизанской башни, которые должны приостановить процесс падения.

Перекошенный фундамент колокольни сегодня укреплен мощными бетонными блоками. Башня была признана устойчивой, строители дали гарантию на 300 лет. Хотя некоторые пессимисты утверждают, что она может рухнуть в любой момент. Сегодня на башню можно подниматься, уплатив за это удовольствие 15 евро.

Нет оснований не доверять компетентной комиссии, разрешившей посещения башни туристами, но сооружение производит настолько хрупкое и неустойчивое впечатление, что желания влезть на колокольню по 294 каменным перекошенным ступеням у нас не возникло. Внутри Пизанская башня тоже очень интересна — множество галерей украшены резными орнаментами. В центре башни расположен открытый зал, на стенах которого изображены обитатели моря. 3 витых лестницы ведут на звонницу с 7 колоколами, каждый из которых настроен на определенную ноту. Самый тяжелый колокол Пизанской башни весит около 3,5 тонн.

Падающая башня обросла слухами и легендами. Одна из самых известных рассказывает, как архитектор (возможно, Бонанно Пизано) после окончания строительства поссорился с герцогом, которому что-то не понравилось, и он отказался платить за работу. Тогда Пизано подошел к колокольне, погладил третью справа от входа колонну и повелел башне идти за ним. Башня наклонилась. Перепуганный герцог немедленно расплатился, но башня так и осталась наклоненной навсегда.

Ученые, однако, подтверждают, что грунты в этих местах действительно слабые и могли стать причиной наклонения. В Пизе достаточно наклонных башен и зданий (пусть не столь сильно) помимо всем известной колокольни.

Мы такие перекошенные здания сфотографировали на набережной напротив квартала Сан-Мартино.

На газоне перед Пизанской башней (кстати, повсюду установлены таблички с просьбой по нему не ходить) фотографы со всех концов Света упражняются в создании фотожаб, которыми буквально завален весь Интернет.

Мы тоже сделали пару фоток, изображая поддержку башни из последних сил, но решили хранить их в личном архиве.

Еще одна местная достопримечательность — небольшой фонтан с ангелами.

Дождались наступления темноты, прогулявшись по вечерней Пизе. И не пожалели, что вернулись вновь на Площадь чудес. Все сооружения были освещены, отчего выглядели еще более огромными и таинственными.

В северной части площади чудес. за собором Санта Мария Ассунта располагается монументальное крытое сооружение — кладбище Кампосанто. Легенда гласит, что его возвели на земле, привезенной с горы Голгофа в 12 веке. Согласно той же легенде, погребенные тела в этой земле разлагаются за сутки.

Здание кладбища было построено в 1464 году, строили его более 200 лет. Кладбище Кампосанто знаменито своими скульптурами, мозаиками, фресками. Также на территории кладбища находится 3 часовни. Мы в ту сторону не ходили, все-таки покой похороненных там аристократов стоит уважать…

С 1987 года уникальная Площадь чудес в Пизе находится под защитой ЮНЕСКО.

Какое-то завораживающее место, совершенно отличающееся от всего увиденного мной ранее… Что-то все-таки есть неземное в этих сооружениях…