Греческий бог спас от циклопов. Способны ли современные люди творить себе меты? Циклопы в мифологии: «Одиссея» Гомера

Античность вообще и древнегреческую мифологию в частности мы привыкли представлять как царство совершенной красоты. Рядом с прекрасной Афродитой, идеальным героем Гераклом и прочими не менее совершенными персонажами мы встречаемся там с такими причудливыми созданиями, что невольно задумаешься, какая извращённая фантазия могла их породить? К их числу относятся и циклопы, или киклопы – если уж называть их по-гречески, а не в латинизированной форме, как мы привыкли.

Огромные, сильные великаны с единственным глазом посреди лба… изначально их было три – Бонт (что значит – «громовой»), Стероп (сверкающий) и Арг (сияющий). Родились они в пору молодости мира от Урана и Геи (т.е. Неба и Земли, представляя таким образом изначальные природные силы). Как мы помним, власть у греческих мифологических персонажей переходила от отца к сыну путём убийств – и каждый раз при очередной «божественной революции» судьбы циклопов делала крутой поворот: отец Уран заключил в Тратар, свергнувшие его титаны освободили, Кронос опять заковал, и наконец Зевс – с подачи Геи – освободил и пристроил к делу. Циклопы оказались замечательными мастерами – даже Гефест и Афина учились ремёслам именно у них – да и сами циклопы трудились на благо олимпийских богов: Аиду сделали шлем, Посейдону – трезубец, а Зевса снабжали молниями, будучи подручными у Гефеста – пока их не перебил Аполлон, мстя за убийство своего сына Асклепия (строго говоря, мстить-то надо было Зевсу, а не тем, кто сделал орудие убийства… но у греческих богов всегда была своя логика, нам, смертным, не вполне понятная).

Впрочем, история циклопов на этом не заканчивается. Гомер в своей «Одиссее» повествует о целом племени циклопов! Связаны ли как-то эти циклопы с теми тремя – остаётся только догадываться, но если это их потоки, то определённо деградировавшие: живут в пещерах, никаких ремёсел не знают (в противоположность трём сыновьям Урана и Геи), земледелием тоже не занимаются – едят то, что земля сама по себе родит, правда, занимаются скотоводством (скотоводство вообще часто ассоциируется с первозданной «дикостью» – либо идеализируемой (аркадские пастухи), либо – как в данном случае – устрашающей). Ни законов, ни почитания богов у них тоже нет… в общем, с теми циклопами их роднит разве что внешний облик.

Впрочем, некоторые представители этого народа даже могут состоять в родстве с богами. Так, циклоп Полифем оказывается сыном самого Посейдона. Впрочем, на прекрасную нимфу Галатею, в которую влюбился Полифем, его происхождение не произвело никакого впечатления, она предпочла сына Пана Акида. Разгневанный Полифем раздавил счастливого соперника куском скалы – и Галатея превратила кровь возлюбленного в реку Акид (ныне – Аци). По другой версии, влюблённые успели спастись, превратившись в рыб, по третьей – нимфа вообще ответила Полифему взаимностью и родила от него Галата, Кельта и Иллирия, давших начало соответствующим народам… Но самая известная история из жизни Полифема – это, конечно, встреча с Одиссеем. Циклоп взял его в плен вместе со всеми спутниками и принялся пожирать одного за другим, но Одиссею удалось спасти и себя, и оставшихся в живых товарищей, выколов глаз спящему великану.

Откуда же мог взяться такой образ одноглазых великанов? С одной стороны, всё вполне согласуется с логикой мифа: гигантский рост всегда ассоциируется со стихийными силами природы, перед которыми древний человек поначалу чувствовал себя маленьким и беззащитным – как карлик перед великаном. Одноглазость характерна для многих персонажей разных мифологий как «метка» связи с потусторонним миром… первоначально такая связь приписывалась одноглазым людям: ведь у такого человека один глаз «мёртвый» – значит, может видеть потусторонний мир… Но вполне возможно, что была у этого мифа и более реальная основа.

Когда-то на островах Средиземного моря – в частности, на Кипре, Сардинии, Крите – обитали карликовые слоны. На островах это обычное дело: пищи меньше, чем на материке, вот и выживают те, кому её надо меньше – т.е. особи меньшего размера, вот так и формируются на островах карликовые популяции… впрочем, карликовыми эти слоны были по отношению к своим предкам, но человек, встретившись с ними, никак не назвал бы их карликами! Правда, встречаться с ними древние греки уже не могли, а вот черепа этих слонов наверняка находили – и задумывались: кому же принадлежал этот весьма внушительный череп? Наверное, какому-нибудь великану… при этом на относительно небольшие глазницы могли и не обратить внимания, а огромное носовое отверстие по середине черепа – принять за единственную огромную глазницу. Вот вам и «одноглазый великан»!

Впрочем, одноглазые существа действительно существуют, вот только великанами их не назовёшь: размер этих рачков не превышает 5,5 мм, а циклопами их назвали из-за единственного глаза.

Пестрят историями о бессмертных хтонических чудовищах, населявших мир ещё до того, как олимпийские боги стали властвовать над миром.

Мать-земля Гея породила их в огромном количестве. Титаны, сторукие великаны гекатонхейры, морские великаны, циклопы.

О последних, несмотря на упоминание в величайшем произведении Гомера «Одиссея», известно мало. А все потому, что многочисленные источники приводят разные версии происхождения этих свирепых одноглазых гигантов.

Наименование циклоп происходит из древнегреческого и означает «круглоокий», так как великаны отличались особенностью – у них был только один шарообразный глаз по середине лица.

Циклопы – дети Геи

Согласно Гесиоду, бессмертных великанов циклопов, или киклопов, породила Гея, отцом их был Уран. Было их три брата – Арг («сияющий»), Бронт («громовой») и Стероп («сверкающий»).

Уран, увидев безобразный облик своих детей, разозлился и сбросил их в Тартар, откуда они были освобождены Кроном для борьбы с общим отцом. Но и он заточил их в подземный мир после свержения Урана, откуда их освободил уже по совету Геи.

Циклопы не были похожи на описанных Гомером обделенных умом, жестоких и жадных до плоти, гигантов.

Дети Геи обладали навыками кузнечного дела, имели сноровку, силу и мощь, достаточную, чтобы выковать Зевсу непобедимое оружие для битвы с Кроном и титанами — молнии, гром и перуны.

Также, согласно легенде, они создали трезубец, Аиду – шлем-невидимку, а Артемиде, покровительнице охоты, серебряные лук и стрелы.

Гефеста и они обучили ремеслам, покровителями которых эти боги впоследствии и стали.

После пришествия к власти над землей Олимпийских богов, эти титаны остались служить новым богам, работали в кузнице Гефеста, помогали богу огня, ковали оружие богов.

Согласно самой популярной легенде, их убил , будучи огорчен смертью своего сына Асклепия.

Ведь именно перуном, созданным циклопами, Зевс сразил будущего бога медицины.

Циклопы в «Одиссее»

Несмотря на схожесть во внешности, гомеровские циклопы не похожи на своих божественных собратьев, прежде всего, чертами характера и образом жизни.

Гомер описывает целый остров, населенный жадными, грубыми и свирепыми одноглазыми чудовищами. Он тоже имел божественное происхождение, Полифем был сыном Посейдона и нимфы Фоосы.

На острове жил целый народ, но круглоглазые великаны не общались друг с другом, жили в глубоких, темных, страшных пещерах и занимались разведением овец.

Вся их жизнь на острове кружится вокруг добывания себе пищи. Они не интересуются мировыми событиями, так Полифем не в курсе крупной десятилетней войны с , не соблюдают законы гостеприимства, видя в приезжих людях лишь средство для пропитания.

У них нет стремлений к познанию и развитию, нет культуры, они не интересуются науками и искусствами.

Таким образом Гомер противопоставляет образованного, гибкого умом Одиссея тупому, стремящемуся лишь к обогащению, косному Полифему, показывая, что у таких существ нет будущего, они всегда будут обмануты теми, кто стремится к чему-то большему — к славе, к образованию, к любви.

И то, что Полифем имеет божественное происхождение и невероятно превосходит телесной мощью героя, только усиливает этот контраст.

Гомер показывает, что герои могут бросать вызов божественному, за счет могучей душевной силы.

Полифем в приступе слепой ярости убивает юношу, а Галатея превращает его в реку. Красивая легенда, но и тут циклоп выступает как антагонист, как злобное существо, противное светлому чувству любви.

Дети Посейдона

Существует версия, что циклопов породил вместе с Геей ее сын Посейдон, желая сместить с трона Зевса, который уступал богу морей в праве наследования престола.

Он не хотел знать, что остальные боги поддержали более мудрого Зевса, не хотели видеть на престоле Посейдона из-за его буйного нрава и нетерпеливости.

Пока Посейдон ждал рождения своих детей, Зевс обустраивал мир, в том числе вместе с создал людей. И когда появились циклопы, могучие, свирепые, беспринципные и не стремящиеся к хорошему, умеющие только разрушать и убивать, Посейдон сравнил их с миром, созданным Зевсом.

Увидел прекрасных людей, пасущих лошадей и коров, любящих друг друга, строящих прекрасные жилища. И понял тогда бог морей, что не сравниться ему в творчестве с братом.

Он отправил циклопов на маленький остров, где и оставил их жить, а сам отправился в пучину морей.

Циклопы символизируют крайнюю степень неразумности сил природы, способной разрушить все без причины. Но в них нет творческого начала, а поэтому нет и будущего.

Персонаж мифологии древних греков. Циклопов представляют либо некой отдельной расой, либо детьми богини земли Геи и древнего бога Урана, который олицетворял небо. Значение слова «циклоп» можно с древнегреческого перевести как «круглоглазый».

История происхождения

Образ циклопа мог сложиться на вполне реальных основаниях. Существует такой порок развития как циклопия, который встречается у позвоночных. Развивается это явление на первых стадиях беременности. Глаза плода формируются срощенными и помещаются в одной глазнице на средней линии лица. Встречается это нарушение невероятно редко, но в древние времена, когда человечество еще не знало науки, даже единичные подобные случаи могли лечь в основу мифа.

В начале ХХ века палеонтологи предложили другую версию. Черепа мальтийских карликовых слонов, которые люди находили в древности, могли подстегнуть их воображение и стать причиной возникновения мифа о циклопах. На таком черепе расположено центральное носовое отверстие, которое легко можно принять за громадную глазницу. На средиземноморских островах Крит, Киклады и прочих, где обитали древние греки, этих слоны как раз водились. Там же обитали полудикие племена пастухов, которые тоже могли стать прообразом народа циклопов.

Образ и характер

Описание самого известного в культуре циклопа Полифема у следующее. Это гигант с единственным глазом посреди лба, который живет в пещере. По характеру свирепый и жестокий, склонен к людоедству.

Царь , возвращаясь с Троянской войны домой, причаливает по дороге к острову и вместе со спутниками по незнанию останавливается в пещере циклопа. Полифем, обнаружив их там, берет Одиссея с товарищами в плен. Прежде чем Одиссей придумывает, как выбраться, Полифем успевает сожрать шестерых из команды.


Вооружившись колом, Одиссей выкалывает Полифему единственный глаз, когда гигант-людоед засыпает. После этого Одиссей с командой прячутся среди овец, которые ночуют в той же пещере и каждое утро выходят наружу. Впавший в ярость ослепленный Полифем ощупывает овец руками, прежде чем выпустить из пещеры, но не видит спрятавшихся под животами животных греков. Так Одиссею с товарищами удается сбежать.


Полифем мстителен. Узнав имя Одиссея, лишенный зрения циклоп взывает к отцу Посейдону, чтобы тот преследовал Одиссея и мстил тому. По другому мифу, Полифем убивает камнем возлюбленного нереиды Галатеи, которая отвергла его самого.

Экранизации

В 2013 году вышел фильм «Перси Джексон и Море чудовищ», где циклоп Тайсон – брат главного героя. Роль исполняет актер Дуглас Смит.

Еще один циклоп в фильме – мифологический Полифем, который здесь приставлен охранником к золотому руну. Этот Полифем использует руно для того, чтобы приманивать в собственное логово сатиров, которых потом съедает. Сатиров, по сценарию, от природы влечет к золотому руну, вероятно, по принципу общности: мифологическое руно - золотая баранья шкура, а сатир - лесное божество с козлиными ногами.


Главным героям же руно необходимо как артефакт, который позволит им решить некую проблему. Роль циклопа Полифема в фильме играет актер Роберт Мэйллет.

Персонаж-циклоп появляется и в приключенческом боевике «Гнев титанов», который вышел в 2012 году. Циклоп сопровождает главных героев к богу , с которым те желают встретиться. Роль эпизодическая, исполняет Мартин Бейфилд.


В 2008 году на американском телевидении вышел фантастический триллер «Циклоп», где действие происходит во времена Древнего Рима. В фильме чудовище-циклоп убивает торговцев, которые пытаются похитить козу. Затем циклопа ловит отряд солдат и доставляет в столицу, где персонажа запирают в тюрьме. Император Тиберий придумывает новую забаву - выпускать циклопа на гладиаторские бои. Циклоп убивает рабов, которых заставляют сражаться против него, пока один человек не вступает с чудищем в контакт. Научив циклопа говорить, раб понимает, что того можно использовать в борьбе против императора.


В 1958 году вышел американский приключенческий фильм «Седьмое путешествие Синдбада», где знаменитый Синдбад-мореход попадает на остров циклопов, сбившись с курса в тумане. На острове герои спасают волшебника, которого преследовал циклоп. Волшебник, однако, во время бегства кое-что потерял и хочет вернуться на остров, чтобы забрать это.

Древнегреческая мифология

По версии Гомера, которая изложена в поэме «Одиссея», циклопы – это отдельный народ. Свирепое одноглазое чудовище Полифем, ослепленное Одиссеем, – один из них. Это наиболее знаменитый в культуре циклоп, сын бога моря Посейдона.

Старшими среди циклопов считаются сыновья Урана и Геи, три брата-великана Арг, Бронт и Стероп, чьи имена переводятся как «Сияющий», «Громовой» и «Сверкающий». Отец Уран связал циклопов и сбросил тех в Тартар - глубочайшую бездну, которая находится под царством мертвых. Сделал он это сразу же после того, как сыновья появились на свет. Когда древний бог Уран был свергнут, титаны освободили циклопов, но позже их снова заковал бог времени Кронос.


В следующий раз циклопы вырвались из Тартара, когда бог-громовержец затеял бороться за власть с собственным отцом Кроносом и титанами. Мать Гея посоветовала Зевсу освободить циклопов, чтобы подключить тех к войне на стороне олимпийских богов. Циклопы и впрямь оказались полезны - выковали для Зевса громы и молнии, которые тот использовал как оружие: метал и поражал титанов. Циклопы обеспечили вооружением и прочих богов. получил от циклопов шлем, а - трезубец. Богиня и бог-кузнец Гефест научились у циклопов ремеслам.

Когда война с титанами закончилась победой олимпийских богов, циклопы остались на службе у Зевса и продолжали ковать оружие в пещере Гефеста. Один из этих кузнецов известен по имени - Пирагмон.

Когда бог виноделия устроил индийский поход, циклопы были среди тех, кто отправился с ним. А о циклопе Бронте говорится, что тот лелеял на коленях -охотницу, когда та была девочкой.

Виновником гибели циклопов стал бог-лучник . Зевс сразил сына Аполлона, врачевателя Асклепия, и сделал это молнией, которую выковали циклопы. Аполлон в отместку уничтожил тех, кто создал данное оружие. После того, как циклопы погибли, ковать оружие для Зевса стал сам бог Гефест.


Сыновья Урана и Геи, одноглазые великаны, изготовившие для Зевса молнии-стрелы, с помощью которых тот одолел титанов. Считаются подручными бога Гефеста в его кузнице, строителями мощных «циклопических построек» в Микенах и Тиринфе. В «Одиссее» циклопы изображены как дикое племя, живущее в пещерах на отдаленном острове и не признающее власти богов.

Циклопы - знаменитые мифологические существа, которые, согласно Гесиоду, являлись исполинами с единственным, круглым глазом в середине лба, были сильны, упрямы и буйны. Легенды Греции повествуют нам о двух поколениях циклопов.

Первое поколение происходило от верховных божеств Урана (неба) и Геи (земли). Это были трое братьев: Бронт, Стеропс и Аргс. Эти имена циклопов ассоциируются с высочайшим мастерством в кузнечном деле, так как они являлись чрезвычайно умелыми кузнецами богов Олимпа. Это были талантливые металлурги, и именно им принадлежит создание молний Зевса, трезубца Посейдона, а также шлема-невидимки, которым в дальнейшем воспользовался Персей для поражения Медузы. Но, братья-циклопы провели большую часть своей жизни в изоляции от остального мира. Уран ненавидел все своё потомство, включая циклопов, и наряду с титанами и гекатонхейрами (сторукими монстрами), держал их глубоко в недрах земли. Титан Кронус восстал против своего отца Урана и сверг его, что дало циклопам на малое время свободу.

Однако Кронус, подобно Урану, опасался циклопов и постарался избавиться от них, бросив в Тартар (бездна - место наказания в подземном мире), где они и оставались в заключении, пока Зевс (сын Кронуса и Верховный бог Олимпа) не выпустил их на свободу, требуя взамен их помощь в борьбе с титанами. С помощью циклопов и ударов их молний, Зевс сверг Кронуса и титанов и стал правителем космоса. В качестве благодарности циклопам за их помощь, он позволил им остаться на Олимпе в качестве его оружейников и помощников Гефесту - богу кузнецов. Циклопы Бронт, Стеропс и Аргс в большинстве мифов присутствуют эпизодически, играя одну из главных ролей только в мифе о возмездии Аполлона. Суть этого повествования заключается в следующем. За воскрешение людей из мертвых, Зевс поразил Асклепия, сына Аполлона ударом молнии. Аполлон же, будучи оскорблен, и желая наказать Зевса, убил циклопов, ответственных за смертоносный удар молнии. Считается, что и по сей день призраки Бронта, Стеропса и Аргса живут в Этне, действующем вулкане, извержение которого является результатом работы их раскаленных штамповочных прессов.

Остров циклопов

Второе поколение циклопов произошло от Посейдона, и если проанализировать легенды о них, то можно сделать вывод, что оно отличалось более низким уровнем умственного развития и особенной злобой. Эти циклопы часто проявляли насилие над людьми и убивали их, чтобы таким образом продемонстрировать над ними свою власть. Наиболее известным примером является циклоп-людоед Полифем, описанный в «Одиссее» Гомера. Второе поколение циклопов утратило знания в области металлургии и занималось разведением овец. Согласно преданиям, они жили на Сицилии. Именно на остров циклопов высадились Одиссей и его команда, не зная еще в какую опасную историю они попали. Здесь жил Полифем, сын Посейдона и морской нимфы Тусы. Одисей и несколько его спутников оказались в пещере Полифема в тот момент, когда тот загонял своих овец в загон. Они оказались в ловушке, так как Полифем загородил вход огромным камнем.

Дорогую цену заплатили путешественники за этот визит к циклопу, - он оказался людоедом и съел многих из них на обед. Изобретательный Одиссей все же нашел способ, как одолеть злого циклопа. На вторую ночь, скрываясь под псевдонимом «Никто», Одиссей напоил Полифема большим количеством вина и ослепил его раскалённой головёшкой. Исполин закричал от боли и стал звать на помощь другого циклопа с этого же острова. На вопрос, кто его противник, Полифем, в силу своего слабого ума, отвечал, что "Никто" пытался убить его. Его, естественно, никто не понял и на помощь не пришёл. Через некоторое время Полифем убрал от входа камень, чтобы вывести пастись овец, а Одиссей с оставшимися товарищами, спрятавшись под брюхом у выходящих овец (которые, очевидно, были существенно крупней современных), выбрались наружу и бежали на корабль. Когда они удалились на достаточно безопасное расстояние от острова, Одиссей крикнул Полифему свое настоящее имя. В бессильной ярости циклоп стал бросать огромные камни в сторону судна, которое покидало остров циклопов, но ничего не сумев сделать, обратился к своему отцу Посейдону, чтобы тот отомстил за него.

Циклопы (киклопы) в космогоническом эпосе

Циклопы или киклопы (др.-греч. «круглоокие», от «круглый» и «глаз») в космогоническом эпосе Гесиода (VIIIVII века до н. э.) считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка» или «сияющий»), Бронт («гром» или «громовой») и Стероп («молния» или «сверкающий»). Согласно Гелланику Митиленскому (485 - ок. 400 гг. до н.э.), сыном Урана был один великан Киклоп.

Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими или гекатонхейрами (гекатенхейрерами). По Псевдо-Аполлодору* («Мифологическая библиотека» 1,2), циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал в «Теогонии», что Кронос победил Урана при посредничестве циклопов.

Когда предводитель олимпийцев Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как Гигантомахия.

Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, по свидетельству Аполлодора (ок. 180 до н. э. после 120 до н. э.), циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремеслам.

После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. В Восьмой книге «Энеиды» Вергилия (70-19 гг. до н.э.) циклопы Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте (недрах Этны) бога-кузнеца Гефеста. Как подручные Гефеста, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Еще одним кузнецом-циклопом в гроте Гефеста был Пирагмон (Пиракмон).

Нонн Панополитанский в «Деяниях Диониса» (450-470 гг.) упоминает, что Бронт и Стероп были участниками индийского похода Диониса. А Каллимах (310 -240 гг. до н.э.) писал, что Бронт лелеял на своих коленях маленькую Артемиду.

Убийство циклопов (киклопов) Аполлоном

Согласно Аполлодору (ок.180 - после 120 гг. до н.э.), когда Зевс поразил перуном-молнией сына Аполлона, Асклепия, Аполлон, разгневанный на циклопов за то, что они выковали Зевсу этот перун, умертвил их. По другой версии, этот перун поразил сына Гелиоса, Фаэтона. Согласно другим источникам, Аполлоном были убиты не Циклопы, а их четыре сына.

Циклопы (киклопы) как народ (циклопы в «Одиссее» Гомера)

В VI и IX песнях «Одиссеи» Гомера (прибл. VIII в. до н. э.) говорится уже о других циклопах - великанах с одним глазом на лбу, составлявших целый народ. Циклопы Одиссеи имели божественное происхождение и, обладая бессмертием, не страшились других богов, которые не могли причинить им вреда. Они отличались необычайной силой, необузданным и жестоким характером; им были неведомы законы и отношения общественной жизни. Циклопы жили обычно порознь (в одиночку или с женами и детьми), в пещерах, занимались скотоводством и были незнакомы с земледелием.

Свирепый сын Посейдона и нимфы Фоосы (дочери морского старца Форкиса), циклоп Полифем, обладал ужасным голосом и исполинским ростом; сила его была такова, что он легко поднимал и швырял громадные валуны и обломки скал, которые едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость и вероломство его также была безграничной: к тому же он был людоедом.

Циклопы (киклопы) - морские божества

Связь циклопов с Посейдоном и их сходство с другими морскими исполинами - сыном Посейдона и нимфы Эвриалы (одной из трёх сестёр Горгон) или Геи, Орионом, которого ослепил Ойнопион, а также с сыном Посейдона и нереиды Амфитриты, Тритоном, характеризует циклопов как морских божеств.

Согласно Дарембергу и Сальо, во время гигантомахии Тритон сражался плечом к плечу со своим отцом Посейдоном и звуки его раковины заставляли врагов в ужасе спасаться бегством.

На Истме циклопам приносили жертвы наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими божествами. Согласно «Описанию Эллады» Павсания (ок. 115180 н. э.), жертвенник циклопов находился в Коринфе. Имя еще одного циклопа Гереста может быть сопоставлено с эвбейским городом Герестом,в котором существовал культ Посейдона.

В греческой мифологии Герест - циклоп, на могиле которого в связи с начавшимся в Афинах мором были принесены в жертву Персефоне привезенные из Спарты дочери Гиакинфа (Анфеида, Эглеида, Аитея и Орфея). Жертва не возымела действия, и оракул повелел афинянам понести кару, которую возложит на них Минос - критский царь, один из трех сыновей Зевса и Европы.

Греческая мифология не является набором сказочек о приключениях богов и героев. осмысливал мир не так, как современный. Его мышление было в большей мере образным, чем логическим. Силы природы очеловечивались и тем самым впускались в мир людей. И миф о циклопах является, если выразиться по-современному, многосерийным.

Мировоззренческие меты

Их история начинается с момента, когда боги Олимпийцы, победив сторуких гигантов, собрались делить власть и миры между собой.

Было три брата: старший Посейдон, средний Аид и младший Зевс. В сражении все они проявили себя достойно и ничем не уступали друг другу. И тут (интересная деталь) выступают на первый план нравственные качества троих братьев. Не желали меньшие боги и мелкие божки видеть властителем небес ни мрачного Аида, ни грозного и нетерпеливого Посейдона. По правилам наследования небесами-то должен бы править Посейдон, но голос, оказывается, имели и другие бессмертные.

Циклопичные величины и циклопы

Затаил обиду Посейдон и предпринял некие действия для свержения своего младшего брата, а именно: пошел и силой вступил в брак с женой Кроноса и матерью всего сущего. Это был акт предъявления своих прав на высшую власть среди богов. Тонкость - ничего подобного Зевс не предпринимал. Его власть держалась не только на его могуществе, но и на согласии со всеми подчиненными богами. Пока Посейдон насиловал мать всего сущего, Зевс вместе с остальными обустраивал мир. Он, в том числе, помог титану Прометею сотворить людей. И вот наступил момент, когда Гея начала рожать наследников Посейдона - огромных, безобразных и одноглазых. Вот и первый ответ на вопрос о том, кто такие циклопы.

Без прикрас

Посейдон радостный мчал на остров циклопов, чтобы вместе с ними идти на Олимп и сменить, по его мнению, узурпатора.

А если не получится миром, то и свергнуть. И шли они прекрасным, свежо сотворенным миром. И он видел гармоничных людей, видел пасущихся лошадей, дубравы, полные прохлады и неги. И устыдился безобразности своих детей. Меньшие-то боги не смели открыто смеяться над старшим братом Зевса, но за своей спиной Посейдон слышал смешки. И отказался он от своих притязаний, потому что понял, в чем сила Зевса как властителя - в красоте им творимого мира. И вернул он своих детей на их остров, а сам погрузился в глубины океана, чтобы превзойти младшего брата в творчестве.

Почти боги

Современное народонаселение не в полной мере понимает само значение слова "циклопы". Люди просто отошли от природы и воспринимают миф как занимательную историю, в которой одна неудержимая фантазия, и больше ничего. Но над над их стадами и полями «круглоглазые» (перевод с греческого, прямое значение слова "циклопы") проходили с тяжелыми в которых сверкали молнии и гремел гром. Это могучие титаны и их младшие или играют, или сражаются между собой. Эти силы природы, будь они не обузданы богами, прекратили бы человеческую жизнь на Земле. Они не способны созидать. Они могут только буйствовать.

Циклопы символизируют крайнюю форму неразумности сил, которые многократно превосходят мыслимые приделы осознания человеком могущества как такового. И это, если переложить мифологию на современный логичный язык науки, действительно так. За один год грозы в средних широтах планеты Земля на одни только электрические разряды расходуют больше энергии, чем все человечество потратило за 100 последних лет.

Родословная

Но некоторые титаны стали на путь очеловечивания и потому способны стать, как и люди, богами. Ведь само слово «бог» имеет общую родословную со словом «быть». Таковым и был Прометей. Он понимает, кто такие циклопы, и отдаляется от своих близких сородичей, становится учителем людей. Прометей уже не косная сила и вхож к богам. Зевс его карает из зависти и совершенно не так, как остальных мегагигантов. Он, бессмертный, вознесен на скалу и прикован. И печень его клюет орел, но она восстанавливается за ночь, чтобы муки длились вечно. Но приходит человек, и смертной, и освобождает его. Позже Геракл был вознесен на золотой колеснице, на Олимп, где и сел за пиршественный стол вместе с богами.

Вот как понимали свое бытие на Земле древние люди. Смерти нет. А есть косность, которую каждый человек способен победить в себе и стать богом. Поэтому и принцип - познай себя.

Гомер описывает медный век

Прошли два века - золотой и серебряный. Люди стали могущественными, но нарушилось равновесие в их природе. Геройство стало приоритетом их существования. Они начали мериться своими силами с неимоверным энтузиазмом. Они, смертные, бросают вызовы даже богам. Мелкий речной бог молит о пощаде Ахилла, богини более высокого ранга просят у Париса решить возникший между ними спор, Аякс бросает дерзкий вызов самому Посейдону, усмиряющего титана по имени Океан и властвующего над ним.

Если понимать значение слова "циклопы" так, как понимали его древние, то становится ясным, какое большое различие между героем и человеком. Герои попали к циклопам, а не люди. И Одиссей - самый могучий из тех героев. Его смертная природа не запрет тому, чтобы он чувствовал себя не равным богам. Возможности у Одиссея не соизмеримо меньшие, чем у того же Посейдона, но их души равны. И они спорят друг с другом, как равные.

Примечательно то, как Гомер рисует циклопа Полифема. Ведь он не просто чудище, а сын Посейдона, именно того, с кем герой Одиссей ведет спор. Неимоверная телесная мощь уступает человеческим, но и истинно божественным качествам, которыми обладает душа героя. И хитрость не самая важная из них. Гибкость творческого ума - вот что отличает Одиссея от косных сил природы.

Божественное начало или олицетворение безумной косности

Невозможно себе представить, да Гомер и не дает никаких намеков на то, чтобы циклоп Полифем, олицетворение безумной косности, чему-либо смог научиться. В нем данное божественное начало просто отсутствует. Пришли гости, вернувшиеся с десятилетней войны, слава о которой катится по миру.

Но ему это просто не интересно. Ему напоминает Одиссей о законе гостеприимства. "Мы тебе много чего поведаем", - говорит герой. Но циклопа интересует исключительно мясо, которое приблудило в его жилище. И герой карает безумца.

«Никто! Никто меня обидел!» - орет на весь океан Полифем, а родичи не понимают его и расходятся, оставив наедине с бедой. А Одиссей начинает над ним насмехаться. И слепая ярость вздыбливает море. Но даже Посейдон не откликнулся на зов безобразного сына. Закон гостеприимства, закон стремления к познаниям и развитию - божественный закон. И властелин Океана признает справедливость победы героя.

Способны ли современные люди творить себе меты?

Это очень важный вопрос. Понять, кто такие титаны и кто такие циклопы, далеко не просто, но необходимо современным людям, если они действительно верят в свое личное бессмертие. При всем своем необозримом могуществе косные силы природы никогда не смогут стать богами. В них нет творческого начала. А в людях, во всяком случае во многих, оно есть. Стремиться к могуществу, позабыв, кто такие циклопы, это значит, превращаться в циклопов.

Могущественные силы ядерных и термоядерных тайн только кажутся подвластными человеку. По-настоящему их способно обуздать творческое, божественное начало. А по-иному - тупик, в котором не чтут законов гостеприимства, не чтут справедливости, не любят правду и правоту. В таком мире могут быть только циклопы, а не герои. Героев ждет Олимп, циклопов - кара.