Когда вступит в силу новый регламент гибдд. «выключай камеру»: мифы и правда о новом регламенте гибдд

«Долгие годы гаишников откровенно троллили». Со следующей недели они оторвутся

Правила работы сотрудника ГИБДД переписаны в пользу инспекторов

На следующей неделе, 20 октября, вступают в силу новые правила для сотрудников ГИБДД. Административные регламент - документ внутренний, но коснется всех водителей - по сути, это инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями. Что меняется для автомобилистов и к чему теперь нужно быть готовым при встрече с инспектором на дороге, разбиралось «URA.RU».

Тормозить водителей, где угодно


Новый административный регламент для инспекторов вступит в силу 20 октября

Одно из главных нововведений - сотрудники ГИБДД cмогут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Это означает, что они вправе следить за дорожным движением как угодно: на стационарном посту, в автомобиле и даже без патрульной машины. Однако каждый сотрудник выбирает место не по собственному усмотрению, а исключительно по приказу своего начальника.

Представитель одного из региональных управлений ГИБДД напоминает, что сейчас инспекторам запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов. По его словам, зачастую этим запретом пользовались автолюбители, настроенные на конфликт: «Сразу включали камеру, начинали задавать вопросы - дескать, на каком основании вы меня останавливаете? Это приводило к конфликтам, которых теперь не будет - останавливать можно будет всех подряд и везде».

Собеседник «URA.RU» пояснил: у каждого экипажа при себе находится специальная маршрутная карта, в которой прописано, где конкретно полицейские должны нести службу. Убедиться в правомерности работы экипажа водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.

Засады в кустах

Засады сотрудников ГИБДД, описанные в многочисленных анекдотах, отныне легализуют. С одной стороны, в регламенте отмечается: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения». Однако в документе прописаны и послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. В частности, прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.



Засады ГИБДД теперь стали легальными

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров считает, что этот вопрос не столь принципиален. «Если человек едет с соблюдением ПДД, то ему все равно, где припаркован патрульный автомобиль - в кустах или же стоит прямо на дороге», - пояснил он «URA.RU».

«Отстегните права!»

При остановке инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Теперь их нужно будет показывать не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без «удерживающих устройств»: речь идет, в частности, о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы инспектор не забрал их для проверки в патрульную машину.

«Многие водители действительно поступают именно так - в прямом смысле пристегивают свои права. Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ - так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться», - пояснил «URA.RU» инспектор ГИБДД в одном из российских регионов.

Снимать на камеру водителя

В регламенте закреплена и новая норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь - камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям».



Снимать «гаишников» на видео теперь будет нельзя

Как заявляют в ГИБДД, такая поправка необходима в связи с тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, как, например, в Москве и Московской области. В Ульяновской области обслуживание комплексов видеофиксации возложено на городские власти, то есть Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение.

Запрет на троллинг инспектора

В новом регламенте убрали норму, разрешающую съемку инспекторов ГИБДД. Если раньше сотрудник автоинспекции был не вправе запрещать съемку, то сейчас он просто может сказать: «Не снимайте меня, я против». В таком случае гражданин обязан убрать видеокамеру.

Если водитель не послушает инспектора, ему грозит привлечение по статье 19.3 КоАП РФ - «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

«Это важное изменение, которое означает, что действия сотрудников ДПС, в том числе, и неправомерные, нельзя будет фиксировать.
Думаю, в этом во многом виноваты сами водители, которые долгие годы в 90% случаев занимались откровенным троллингом инспекторов на дорогах. Теперь этому положен конец»,
- пояснил «URA.RU» глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.



Многие положения нового регламента - на руку сотрудникам ДПС

Выйти из машины по первому требованию

Согласно новому регламенту, инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Проще говоря, водитель обязан выйти всегда, когда этого потребует гаишник. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если блюститель порядка этого захочет.

Как будут работать с пьяными водителями

Отдельным пунктом в регламенте прописано, что основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом перед освидетельствованием сотрудник полиции обязан отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Если медосвидетельствование в больнице покажет, что автомобилист трезв, то инспекторы будут обязаны вернуть его обратно к своей машине.

Инспекторам разрешили курить

В новом регламенте отсутствует запрет на курение при общении инспектора с водителем. Отметим, что в августе стало известно, что инспекторам ГИБДД собираются запретить курить и грубо выражаться в ходе разговора с участниками дорожного движения. Соответствующая инициатива содержалась в версии регламента, опубликованной на портале нормативно-правовых актов. Однако из финальной версии документа запрет на курение в присутствии водителя исчез.

18.10.2017 Изучаем новый документ, который регулирует отношения инспектора ДПС и водителя

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ №664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

В чем причина остановки? - любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов. Теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов все равно должна быть обоснованной.

Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, - объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию - и церемониальная часть будет закончена.

К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело. Но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора - в том числе и Указом Президента РФ №711, законом «О полиции» и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, - комментирует Юрий Панченко. - С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать «автоматические» штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.



Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, - считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Еще одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен - сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.



Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

СМИ трубят о том, что за съемку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 («Неподчинение законным требованиям инспектора»), которая грозит наказанием вплоть до ареста - чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съемку определяется другими законами, в частности, законом «Об информации...». Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съемку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонитрованным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съемку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съемке.

О «коммерческих» камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.



В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Лучший способ для развода

Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, - говорит Юрий Панченко. - В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно. Цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос «полюбовно».



Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен. Подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.

Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, - подытоживает Юрий Панченко. - Если такое произойдет – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа. И если права все-таки изымут, и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.



Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это - чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

По большому счету, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т. п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента все же есть:

Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов да еще и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, - подытоживает он.



По теме

  • . Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях

В России вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ накладывает ряд ограничений на деятельность сотрудников Госавтоинспекции. Теперь они не смогут отбирать права сразу на месте нарушения правил дорожного движения. Нарушители должны самостоятельно сдать водительское удостоверение в подразделения ГИБДД в течение трех дней.

В ГИБДД утверждают, что положения нового документа не содержат никаких ужесточений и приведены в соответствие с действующим законодательством и сложившейся практикой. Изменения уже разъяснены всем 55 тыс. сотрудникам дорожно-патрульной службы, которые начнут работать по новым правилам в день вступления регламента в силу.

Остановка машины в любом месте

Норма, запрещающая останавливать автомобили для проверки вне стационарных постов ДПС, теперь отменена. Сотрудникам ГИБДД вернули право тормозить автомобилистов в любом удобном месте, хотя в МВД настаивают, что нововведение коснется, прежде всего, участков повышенной аварийности. Впрочем, выбор мест и методов надзора за дорожным движением по-прежнему осуществляют не сами инспекторы, а руководители их подразделений.

Как пояснил РИА «Новости» начальник управления ДПС Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, что не позволяет эффективно контролировать дороги. Прежние правила позволяли останавливать машины вне постов только при проведении специальных операций, например, рейдов, или при имеющихся подозрениях в совершении водителем правонарушения.

Засады» на дорогах

По новому регламенту патрульный автомобиль должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения, а умышленно устраивать «засады» сотрудникам ГИБДД запрещается. Однако скрытый контроль все-таки допускается.
Прятать машины в кустах и за перегибами дорог инспекторы могли и прежде, поскольку старый регламент также предусматривал возможность скрытого патрулирования. Новый уточняет, что такие «засады» допустимы лишь в исключительных случаях для обеспечения безопасности на скоростных или аварийных участках дорог. В этих случаях допускается установка патрульных автомобилей с частичным закрытием переломами рельефа или инженерными сооружениями, объяснил Александр Быков.

Камеры в зонах ремонта

Новый регламент отменяет запрет на использование камер автоматической фиксации нарушений в зонах ремонтных работ. Теперь камеры можно ставить там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки. Более того, Александр Быков подтвердил, что эта возможность будет использоваться, поскольку статистика ДТП показывает рост аварийности в местах ремонтных работ, связанный именно с несоблюдением скоростного режима. Кроме полноценных комплексов на ремонтируемых участках будут применяться муляжи.

Общественники опасаются, что нововведение приведет к злоупотреблениям со стороны дорожников и ГИБДД, которые будут оставлять ограничения даже после завершения ремонтных работ. В МВД, в свою очередь, заявляют, что правила установки камер на ремонтируемых участках предполагают четкую фиксацию сроков проведения ремонта, по окончании которых оформление нарушений должно прекращаться.

Отмена справок о ДТП


Инспекторы больше не будут заниматься оформлением и выдачей справок об авариях, которые требуют страховые компании. Как пояснил Александр Быков, МВД не обладает полномочиями утверждать форму справки о ДТП, необходимости в ней нет, а все нужные для страховых компаний сведения содержатся в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении. Кроме того, автомобилисты сами заполняют извещение о ДТП, которое также содержит исчерпывающую информацию о происшествии. Отмена справок ускорит оформление аварий и избавит инспекторов от непрофильной деятельности, уверены в ведомстве.

При этом правила ОСАГО, утвержденные регулятором, по-прежнему содержат требование о наличии такой справки. Такие же нормы, как правило, прописаны и во всех договорах каско. Однако в ГИБДД утверждают, что и Центробанк, и Российский союз автостраховщиков в курсе изменений и должны были заранее к ним подготовиться.

Запрет и разрешение на съемку


Вопреки слухам, никакого запрета на съемку представителей полиции регламент не вводит. Из него действительно убрали пункт о том, что инспекторы не должны препятствовать использованию фото, видео и звукозаписывающей аппаратуры, однако это положение, по мнению Александра Быкова, носило избыточный характер. Исключение нормы, подчеркнул чиновник, никак не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом.

Таким образом, право снимать действия инспекторов автомобилистам дает конституция, а не ведомственный регламент. Запрет на съемку, как и прежде, существует лишь в ситуациях, описанных в законах «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, при проведении контртеррористической операции или если водитель при съемке мешает полицейскому исполнять его обязанности. Сами силовики также имеют право производить съемку как на служебный видеорегистратор, так и на собственный мобильный телефон.

Вежливое общение и запрет на курение


Особое внимание новый регламент уделяет тому, как именно должны вести себя инспекторы при общении с водителями. Документ не рекомендует грубое или пренебрежительное поведение, а также запрещает высказывания, носящие дискриминационный характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений. Запрещаются и высказывания, провоцирующие водителей на противоправные действия.

Изначально в регламент планировалось внести еще и запрет на курение при общении с водителем, однако чиновники МВД посчитали его избыточным. Как заявил Александр Быков, существующий кодекс этики поведения государственных служащих уже содержит такую норму, и дублировать ее в другом документе нет смысла.

Запрет на боксы и цепочки для документов

Новый регламент прямо запрещает водителям прятать документы в закрытые боксы и пристегивать их к салону автомобиля. Изменения в регламент были внесены после ряда случаев, когда автомобилисты упаковывали свои документы таким образом, что инспектор не мог их забрать к себе в машину или убедиться в их подлинности. Теперь пристегивание документов приравнивается к отказу выполнить законное требование по их передаче инспектору, что сулит не только штраф, но и арест.
При этом сами инспекторы не обязаны передавать свои документы в руки водителям, хотя и должны предъявить их по первому требованию.

Доставка водителя до машины

Которое чиновники добавили в новый регламент одним из последних, обязывает сотрудников ГИБДД доставить водителя к его автомобилю после прохождения медицинского освидетельствования. Но только в том случае, если водитель оказался трезвым. Как заявил Александр Быков, регламент дополнен нормой, обязывающей сотрудника полиции препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством, если результат теста оказался отрицательным.

Подобное требование регламент содержал и раньше, однако оно касалось только случаев, когда водителя возили на освидетельствование в медучреждение. Новый требует делать то же самое и после проверки, проводимой с помощью сертифицированного алкотестера, например, на ближайшем посту ДПС.

Электронный полис, запрет на изъятие прав и номеров, проверка документов у пассажиров
Все прочие нововведения носят статус технических, поскольку просто уточняют или актуализируют имевшийся ранее порядок. Например, регламент больше не содержит описания процедур изъятия водительских прав и снятия номеров, поскольку снимать регистрационные знаки законодательство запрещает, а отобрать права может только суд.

Кроме того, вместо бумажного полиса ОСАГО инспектору можно предъявлять только распечатку электронного полиса. Наконец, сотрудники ГИБДД получили право требовать удостоверения личности у всех пассажиров, находящихся в транспортном средстве, однако и это нововведение является лишь формальным. Право проверять документы у пассажиров существовало и раньше - инспекторы ДПС могли делать это так же, как и любые другие сотрудники правоохранительных органов.

Регламент отменяет выдачу справок после дорожно-транспортного происшествия. Теперь водители будут получать только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении, которые содержат всю необходимую информацию для предъявления в страховые компании.

Регламент также закрепил порядок оформления Европротокола.