Когда родился ататюрк. Республика вместо империи. Как Мустафа Кемаль Ататюрк создал новую Турцию. Образ, которого боится Эрдоган

С чего начинались реформы в Турции, справедливо связываемые с именем великого Кемаля Ататюрка? Турция пережила Первую мировую войну, оккупацию части территории, освободительную войну против захватчиков, падение младотурков и окончательное освобождение от султанского режима, распад империи. Османская империя представляла собой государство, разоренное войной и внутренними противоречиями. В результате войны Турция потеряло почти всю Восточную Анатолию, Месопотамию, Сирию, Палестину. В армию было призвано почти три миллиона мужчин, что привело к резкому падению сельскохозяйственного производства. Страна находилось на грани краха. Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго слыла «Большой державой Европы» война нанесла смертельный удар. Похоже было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек. Условия перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал:

«Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?»

В эти годы начинает формироваться и понимание необходимости создания новой Турции. Выразителем этих интересов стал Мустафа Кемаль37.

Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии. В то время эта территория контролировалась Османской империей. Отец его был среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. После трудного детства, проведенного из-за ранней смерти отца в нищете, мальчик поступил в государственную военную школу, затем в высшее военное училище и в 1889 году, наконец, в Османскую военную академию в Стамбуле. Там, помимо воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучал произведения Руссо, Вольтера, Гоббса, других философов и мыслителей. Еще в школе, за успехи в учении, его назвали вторым именем - Кемаль (ценный, безупречный). В 1905 г. окончил Академию Генштаба в Стамбуле, после чего был направлен для прохождения службы в чине капитана в Дамаск38.

В возрасте 20 лет Мустафа Кемаль был направлен в Высшее военное училище Генерального штаба. Избранная Кемалем профессия военного имела большое значение и для его общего политического развития. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Проникавшие в учебные заведения с Запада если не революционные, то, во всяком случае, либеральные идеи в сочетании с огромным влиянием турецких просветителей ХIХ в. - прогрессивных писателей и поэтов Ибрагима Шинаси, Намыка Кемаля, Зии-паши, Тевфика Фикрета и других - развивали в среде учащийся молодежи патриотические чувства и национальное самосознание. Важную роль в этом процессе играло то обстоятельство, что в феодальной Турции армия была единственной последовательно централизованной частью государственного организма. Военная интеллигенция первой вступила в качестве выразительницы интересов еще только зарождавшейся национальной буржуазии. Представители военной интеллигенции были и первыми участниками подпольных кружков, впоследствии влившихся в тайную младотурецкую организацию «Единение и прогресс»39.

Во время обучения Кемаль и его товарищи основали тайное общество «Ватан». «Ватан» - турецкое слово арабского происхождения, которое можно перевести как «родина», «место рождения» или «место жительства». Общество характеризовалось революционной направленностью.

А причиной было то, что в империи наступил экономический, политический и военный кризис. На султанском престоле восседал Абдул- Хамид II (1876-1909) - несмотря на свое противодействие всяким реформам, он был вынужден в декабре 1876 г. ввести конституцию, но предельно ограничил ее действенность. Османская империя провозглашалась единым государством, не подлежащим расчленению. Это положение вступило в противоречие с национально-освободительным движением во всех районах империи40. Неоднократные восстания подавлялись с чудовищной жестокостью командующими войск, которые придерживались официальной доктрины, рассматривавшей всех поданных султана вне зависимости от национальности и вероисповедания, членами одного общества. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Турция потерпела ряд крупных поражений и вынуждена была признать по Берлинскому трактату полную независимость Сербии, Черногории и Румынии, автономии. Болгарии и Восточной Румелии. Англия под предлогом помощи Турции, оккупировала Кипр, Австро-Венгрия заняла Боснию и Герцеговину. В 1881 г. Франция захватила Тунис, прежнюю колонию Турции, в 1882 г. Англия оккупировала Египет. В год рождения Мустафы Османская империя объявила себя финансовым банкротом и по Мухарремскому декрету султана согласилась на создание Управления османского государственного долга, в ведение которого передавалась для иностранцев часть доходов государства41. Турция утратила самостоятельность во внешнеполитических делах и на международной арене выступала теперь не как субъект, а как объект политики великих держав, готовивших раздел наследства «босфорского больного».

Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества, покинул «Ватан» и примкнул к Комитету союза и прогресса, который сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года.

Независимая позиция Кемаля и его популярность в армии беспокоили верхи младотурок. Стремясь как-нибудь отдалить его от правительства и одновременно вознаградить за помощь при реставрации младотурецкого правления, власти откомандировали его летом 1909 г. во Францию. Франция произвела огромное впечатление на молодого офицера, способствовала его стремлению взять на вооружение лучшие достижения Запада. В период триполитанской и балканских войн (1911-1913) Кемаль приходит к выводу о невозможности сохранения многонациональной Османской империи в прежнем виде, а заодно убедился в эффективности партизанского движения. Когда разразилась Первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако, вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так, у Галлиполи с начала апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище "Спаситель Стамбула". Это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. Именно там он заявил своим подчиненным: "Я не приказываю вам атаковать, я вам приказываю умирать!" Важно, что этот приказ не только давался, но и исполнялся. В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце войны, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами и прекрасно сознавая, что война Турцией проиграна42.

На исходе Первой мировой войны возникла реальная опасность исчезновения Турции как государства. Однако турецкий народ смог возродить из пепла свою державу, отвернувшись от султана и сделав своим лидером Мустафу Кемаля кемалисты превратили военное поражение в победу, восстановив независимость деморализованной, расчлененной, разоренной страны.

Посланный в 1919 году в Анатолию для подавления вспыхнувших там беспорядков, он, вместо этого, организовал оппозицию и начал движение, направленное против многочисленных «иностранных интересов»43. Он сформировал в Анатолии Временное правительство, президентом которого и был избран, и организовал единое сопротивление вторгшимся иностранцам. Султан объявил «священную войну» против националистов, особенно настаивая на казни Кемаля.

Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. После того, как армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции. После 18 месяцев тяжелых боев греки были разбиты в августе 1922 года44.

Впоследствии он говорил: «Находясь в Стамбуле я не представлял себе, что несчастья могут настолько и в такой короткий срок пробудить наш народ». Он стал проводить съезды «Обществ защиты прав». Крупным политическим событием была его речь на открытии Эрзурумского конгресса 23 июля 1919 г. Наиболее важные из содержавшихся в ней принципиальных положений касались вопросов о неделимости страны и ее праве на независимое существование, о примате Анатолии по отношению к Стамбулу и о необходимости созвать национальное собрание и образовать правительство, «опирающееся на нацию»45.

Затем в сентябре на всетурецком Сивасском съезде возникших в различных районах Анатолии и Румелии национально-патриотических организаций - Обществ защиты прав утвердили принцип суверенитета нации. Таким образом начала претворяться в жизнь принципиально новая концепция власти: власть исходит не от Создателя и принадлежит не его наместнику - монарху, а народу. Однако до восприятия идеи республики было еще далеко, и Мустафа Кемаль понимал это. Большинство участников этого конгресса еще не представляли дальнейшего развития событий без участия султанской власти.

Сивасский конгресс объединил все Общества в единую организацию - Общество защиты прав Анатолии и Румелии и избрал его руководящий орган

Представительный комитет из 16 человек (во главе с Кемалем) в качестве самостоятельного правительства, противопоставившего себя стамбульскому. Комитет заявил, что цель движения - «объединение всех граждан-мусульман в борьбе за целостность османской родины, неприкосновенность высоких султаната и халифата, независимость нации». Также Комитет обрел полномочия, в основе которых лежали защита независимости и неделимости страны в границах Мудросского перемирия, требование отставки правительства Ферид-паши46.

На этом конгрессе Кемаль завершил начатую в Эрзуруме выработку основ национальной программы, впоследствии оформленной под названием

Национального обета. Эти события вошли в историю как начало Кемалистской революции.

Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией.

Оформление государственного строя новой Турции прошло через несколько стадий. По мере укрепления военного и международного положения Турции укреплялись и позиции Кемаля в меджлисе. Первая победа над интервентами у селения Иненю в январе 1921 позволила Кемалю закрепить в Законе об основных организациях принцип национального суверенитета и безусловную верховную власть меджлиса. В ответ на попытки оспорить это положение Кемаль энергично заявил: «Нация приобрела суверенитет. И она его приобрела путем восстания. Приобретенный суверенитет ни по какой причине и никоим образом не отдается обратно и не доверяется никому другому. Чтобы отобрать суверенитет, нужно применить те же средства, какие были употреблены при его обретении. 5 августа 1921 г. ВНСТ назначило Кемаля верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями.

Но 1 ноября 1922 г. ВНСТ принял закон об отделении светской власти от религиозной и ликвидации султаната. Мехмед VI бежал за границу. Это была историческая победа над феодальной реакцией. Кемаль публично утверждал, что объективно события уже привели народ к пониманию необходимости низложения султаната. Но теперь надо идти дальше, превращать Турцию в современную страну и двигаться в ногу с цивилизацией.

Последующие законодательные акты, полностью завершившие преобразование государственного строя, выпали уже на долю второго меджлиса, где правая оппозиция была гораздо слабее. 29 октября 1923 г.

вслед за ратификацией Лозаннского договора, меджлис провозгласил Турцию республикой, а 3 марта 1924 г. был ликвидирован халифат.

Понимание Кемалем принципа национального суверенитета включало в себя и новую трактовку турецкой национальной идеи. Национализм Кемаля был намного прогрессивнее, нежели общеосманский и общемусульманский квазинационализм «новых османов» или тюркизм младотурок. Кемаль четко ограничил тюркизм от близкой к нему по своим социальным корням, но, в сущности, антинациональной доктрины пантюркизма. В понимании Кемаля тюркизм это - это не что иное, как турецкий национализм в границах Турции, но именно чисто турецкий, отличный от османского или исламского. «Нация,

Говорил он,- изменила вековые формы и даже существо взаимосвязей, установленных между принадлежащими к ней людьми… Нация объединила своих сынов не связями религиозной доктрины, а принадлежностью к турецкой национальности».

Защиту завоеваний Кемалисткой революции должна была осуществить, конечно, кемалистская партия. Кемаль как признанный лидер турецкого народа оставался также главным проводником всех дальнейших преобразований, так что длинная серия буржуазных реформ вся шла под эгидой и по инициативе Кемаля. Обретя долгожданный мир, Турция углубилась во внутренние дела. Кемаль стойко отбивал все нападки на него лично и его политику. Став 29 октября 1923 г. президентом страны, он затем неизменно переизбирался на этот пост каждое четырехлетие. Обычно он объявлял о своем желании обратиться по тому или иному вопросу к нации.

«Я уверен», - говорил он, - что моя работа и действия завоевали доверие и любовь моего народа».

Даже те, кто никогда не был в Турции, наверняка слышали имя одного из ее легендарных исторических лидеров Мустафы Кемаля Ататюрка. Ну а те, кто регулярно прилетает на турецкие курорты, давно привыкли встречать его портреты буквально на каждом шагу: в полицейском участке, в почтовом отделении, помещении банка, магазинах и школах. В честь Ататюрка в каждом городе, в каждой деревне Турции есть улица его имени, в честь него названы аэропорт, стадион, культурные центры, многочисленные площади, парки, учебные заведения. Практически все комнаты и номера гостиниц, в которых когда-либо останавливался Ататюрк, превращены в музеи. Его изображение смотрит со всех денежных купюр, а размашистая узнаваемая подпись нарядным, почти геральдическим, вензелем красуется на даже на автомобилях, чашках, сувенирах и продается в виде наклеек для всех желающих отдать дань Великому реформатору.

ФАКТЫ:

  • Родился в 1881 г. в семье таможенного чиновника в городе Салоники (ныне Греция), на территории Османской империи.
  • Окончил военное училище и Академию Генерального штаба.
  • Зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником на фронтах турецкой армии и Триполи (1911- 1912 гг.), Второй Балканской (1913 г.) и Первой мировой войны.
  • В 1915 г. вынудил войска Антанты признать Дарданеллы неприступными.
  • В 1919 г. возглавил национально- освободительное движение против расчленения Турции войсками Антанты.
  • В 1920 г. собирает Великое Национальное Собрание Турции, провозгласившее себя правительством страны.
  • 1923 г. - окончательный распад Османской империи, образование Республики Турция, избрание Мустафы Кемаля президентом нового государства.

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк («отец турок») за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был их непосредственным творцом, сумев доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Став в возрасте чуть более 40 лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи - модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники. Он закономерно полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие мировые державы. Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, так как нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями.

Полное настоящее имя первого президента Турции - Гази Мустафа Кемаль-паша. Его военная карьера началась с детства: военная школа, в 20 лет - Высшее военное училище Генерального штаба, после - Османская военная академия в Стамбуле. В годы военного обучения Мустафы Кемаля в стране утвердился жестокий, беспощадный к противникам режим Абдул-Хамида, который практически подавил конституционное движение, приказав умертвить автора первой турецкой конституции Мидхат-пашу, создал отлаженный механизм поголовной слежки, доносов и преследований прогрессивных слоев общества. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Революционный настрой не давал покоя будущему президенту и его товарищам. Еще во время обучения они основали тайное общество «Ватан» («Родина»), но после Мустафа Кемаль примкнул к младотуркам, главной целью которых была замена султанского самодержавия конституционным строем. Чтобы понять, как Мустафа Кемаль стал Ататюрком, нужно вспомнить, что собой представляла Османская империя к моменту его рождения. В былые времена, в XV-XVI веках, особенно во времена Сулеймана Великолепного, она была сильнейшим государством в мире. К Турции и османским владениям относились, например, такие современные страны, как Ирак, Сирия, Ливан, часть Саудовской Аравии, Палестина, Иордания. До падения Османской империи Турция была крайне многонациональной страной, в которой турки составляли меньшинство. Но с конца XVII она все чаще терпит поражения, территория Османской империи постепенно сокращается, ключевые районы начинают подвергаться ударам.

По иронии судьбы в год рождения Мустафы Кемаля Османская империя объявила себя финансовым банкротом. К началу XX века, в период молодости Ататюрка, она уже успела потерпеть поражение в русско-турецкой войне, в результате которой независимость от османов получили Румыния, Сербия, Болгария. И вот теперь оказалось, что у турок осталась территория, на которой основную часть населения составляют именно турки, но и на ней осуществлена военная интервенция греческих и английских войск. Именно на борьбу с этой интервенцией Мустафа Кемаль и поднял турецкий народ.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляции. Приведя деморализованных солдат в боевую готовность, Ататюрк собирает войска по всей Турции, чтобы дать ин&тервентам отпор. Харизма Мустафы Кемаля завораживает турок, и они готовы за него умирать. В результате борьбы за независимость Турции он не только возглавил турецкие войска, разгромил армию Антанты, но и фактически завершил историю Османской империи. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство — Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

Сразу после войны Ататюрк принялся за осуществление реформ. На смену султанской монархии уже пришла президентская республика, но он понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете — менталитета турок.

Принято говорить, что главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу, что конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Но не все буквально представляют, что стоит за этой расхожей фразой и через какие преобразования прошла молодая страна. Реформы, проводимые «отцом турок» сегодня можно назвать беспрецедентными, ни одному руководителю восточного государства фактически не удалось повторить их в подобном объеме. Самого Мустафу Кемаля сравнивают разве что с Петром I по масштабу личности и роли в истории страны.

“Богатство человека состоит в нравственности его личности.
Успехи в военной сфере не могут дать тех же результатов, как реформы в области экономики, быта и культуры”
Мустафа Кемаль Ататюрк .

О годах правления Ататюрка на-писаны книги и целые научные исследования, но даже беглый пе-речень изменений, военных и гражданских реформ, которые он успешно провел в стране, просто поразителен. После ликвидации Османской империи прежде все-го упраздняется халифат и шариат. Вместо власти султанов и ша-риата, священного закона мусуль-ман, Мустафа Кемаль ввел правовую систему западного типа. В 1926 году принят новый Гражданс-кий кодекс, где устанавились либеральные светские принципы граж-данского права. Кодекс был пе-реписан с текста Гражданского кодекса Швейцарии, тогда - самого передового в Европе. Так-же были введены итальянский Уголовный кодекс и германский Коммерческий кодекс.

Изменены положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Запрещено многоженство. Ислам стал частным делом каждого, ордена дервишей запрещены, введено равноправие мужчин и женщин, кстати, впервые в исламском мире. Сим-волом приобщения народа вообще, и женщин в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и пр. В 1934 г. турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным делом для восточной страны. Старое судебное право было заменено новой Конституцией, новым Сводом законов. Религия отделена от государства - Ататюрк считал необходимым, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и буквально “не лезли” в государственные дела. Государство также не должно вмешиваться в дела веры. Земли, недвижимость, принадлежащие религиозным орденам и мусульманским монастырям, были изъяты и переданы государству. Ликвидированы религиозные школы, вместо них созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Образование стало подчиняться Министерству образования. Благодаря этим реформам Турция в короткий срок превратилась в настоящее светское государство.

Наглядную европеизацию Мустафа Кемаль начал с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску - головной убор, ставший к тому времени символом турок и исламской ортодоксальности. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Ататюрк объявил ношение фески преступлением.

Этой же цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Мустафы Кемаля - он отменяет арабскую письменность и создает новый литературный турецкий язык и алфавит. Президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище - «первый учитель республики». Именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав, некоторые исследователи считают «самым революционным преобразованием» Ататюрка. Благодаря введению единого языка все турки, вне зависимости от пола, происхождения или уровня доходов, впервые ощутили себя единой нацией.

Но Ататюрк идет дальше. Принимается закон, благодаря которому граждане страны получили фамилии. В это сложно поверить, но до 1934 года у каждого турка были только имя и связанное с должностью прозвище. Теперь же Ахмет-бакалейщик превратился в Ахмета Бакалейщика, а Ислам-почтальон стал Исламом Почтальоном. Также можно было выбрать себе любую фамилию из списков, вывешенных в общественных местах. Заслуги президента были оценены по достоинству, и в соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года парламент присвоил Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «отец или предок турок», и специальным законом запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны.

Это интересно:
26 апреля 1920 года Ататюрк обращается за помощью к Ленину. Владимир Ильич предлагает помощь Турции, если та, в свою очередь, признает суверенитет советской России и отдаст спорные города на юге. Ататюрк соглашается на все условия. Большевики вернули Турции города Карс, Арт- вин и Ардаган, и 60 тысяч турецких военнопленных, ю тысяч интернированных солдат, в полном вооружении и амуниции. Турки признали право России на владение Батума. В соответствии с соглашением российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов ю миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 миллионов патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов и «большое количество другого военного снаряжения». В композиции памятника Республике в Стамбуле позади Ататюрка можно видеть фигуры Фрунзе и Ворошилова.
10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль скончался. Его друг детства и неизменный адъютант Салих Бозок приближается к умершему, обнимает его в последний раз и быстро уходит в соседнюю комнату, где стреляет себе в грудь. Было объявлено о его смерти, но Салих Бозок выжил. Пуля прошла в нескольких сантиметрах от сердца.

Благодаря этим и многим другим реформам Ататюрка удалось стабилизировать экономику страны. Турция перестала отставать от ведущих держав и прекратила сокращаться в размерах. Более того, часть территорий, утраченных по условиям Севрского мира была возвращена обратно. Анкара стала выглядеть вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось “буржуйками”, а западная пресса язвительно писала об “этой деревне”, куда стыдно отправлять послов.

К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика, благодаря кемалистской политике государственного регулирования, переживала самый настоящий бум.

Предсказав мировую войну в 40-41 гг., Ататюрк завещал туркам не вступать в неё. В конце февраля 1945 года Турция объявляет войну Германии в виде формальной процедуры, но фактически турки исполнили последнюю волю своего первого президента и в войне не участвовали.

Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 г. в Стамбуле, во дворце Долмабахче. Его тело было временно предано земле у здания этнографического музея в Анкаре, но после завершения строительства мавзолея Аныткабир останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены в место его последнего и вечного приюта.

В нынешней Турции и сейчас действуют законы, запрещающие порочить или оскорблять имя Ататюрка, которое до сих пор окружено необыкновенным почетом и поклонением. Население страны, за исключением религиозных экстремистов, продолжает его боготворить.

“Из всех видов славы Ататюрк достиг наивысшей, - славы национального возрождения”
Генерал де Голлъ (Золотая книга мавзолея)

Сегодня страна, которую мы привыкли знать как экономически развитое, прогрессивное, современное светское государство, своим нынешним статусом целиком и полностью обязана этому “архитектору новой Турции” - известному политическому деятелю, основателю и первому президенту Республики Турция, блестящему боевому генералу, человеку выдающегося склада ума Мустафе Кемалю Ататюрку. Конечно, всегда находились и недовольные критики, которые утверждали, что он был настоящий диктатор и сокрушитель традиций, но даже они признавали, что вряд ли в то время для Турции была возможна другая форма правления. Страну нужно было вывести из кризиса и войн, вернуть туркам гордость за Отечество и нацию. Мустафа Кемаль сделал это настолько блестяще, что результат сохраняется до сих пор, и буквально виден в глазах каждого жителя страны, гордо вывешивающего его портрет или турецкий флаг на своем балконе. Прошло уже 75 лет после смерти Ататюрка, но по-прежнему Мустафу Кемаля чтят как никакого другого политического деятеля XX века.

Мустафа Кемаль Ататюрк (Кемаль-паша), президент Турции

(1881–1938)

Основатель республиканской Турции Мустафа Кемаль родился 12 марта 1881 года в Салониках, в греческой Македонии, входившей в тот момент в состав Оттоманской империи. Его отец был отставным таможенным чиновником, превратившимся в лесоторговца, а мать – крестьянкой. Отец рано умер, и мальчику пришлось познать все тяготы сиротского детства. Жить приходилось на скромную пенсию. В 12 лет Мустафа поступил в государственную военную школу в Салониках, где детям государственных служащих не надо было вносить плату за обучение. Здесь за выдающиеся успехи в математике он получил прозвище «Кемаль», которое и включил в дальнейшем в собственное имя. В переводе с турецкого «кемаль» означает «зрелость и совершенство». Школу Кемаль окончил с отличием уже в Монастире (Битоле) и в 1899 году поступил в Османскую военную академию в Стамбуле – офицерское училище. Там он увлекся просветительской философией Руссо, Вольтера, Гоббса. В 1901 году способный выпускник был рекомендован для поступления в Высшее военное училище Генерального штаба – турецкую военную академию. Там Кемаль с группой единомышленников организовали тайное общество «Ватан», ставившее своей целью преобразование Оттоманской империи в светское государство на основах пантюркистской идеологии. Вскоре, однако, Кемаль разочаровался в «Ватане» и примкнул к Комитету союза и прогресса, тесно связанному с движением младотурок «Единение и прогресс», основанному в 1889 году. В 1904 году он даже подвергся кратковременному аресту по подозрению в нелегальной политической деятельности, но вскоре был освобожден благодаря заступничеству руководства Академии.

В 1905 году по окончании Академии Кемаль был произведен в капитаны и получил назначение в Дамаск. В 1907 году его командировали во Францию для изучения французского военного дела. Эти познания пригодились Кемалю в годы Первой мировой войны. После командировки во Францию его перевели в 3?й армейский корпус в Салониках. Там Кемаль участвовал в младотурецком перевороте 1908 года, после которого Оттоманская империя превратилась в конституционную монархию, а султан стал марионеткой триумвирата вождей младотурок – Джемаль-паши, Энвер-паши и Талаат-паши. Вскоре после переворота Кемаль был переведен на службу в генеральный штаб. Он участвовал в Итало-турецкой войне 1911–1912 годов и в Балканских войнах 1912–1913 годов, зарекомендовав себя грамотным и решительным офицером, когда защищал подступы к Стамбулу от болгарского наступления.

В Первую мировую войну Кемаль был противником вступления в нее Турции на стороне Германии. Будучи полковником, он успешно руководил войсками, защищавшими полуостров Галлиполи от англо-французского десанта. Он командовал 19?й дивизией, оборонявшейся в районе Родосто. Когда британские силы, состоявшие в основном из австралийцев и новозеландцев, 25 апреля 1915 года высадились в Галлиполи, Кемаль, лично проведя рекогносцировку места высадки, успел разместить артиллерию на господствующих высотах, а затем возглавил контратаку, благодаря которой продвижение неприятеля было остановлено.

В 1916 году Кемаль получил чин генерала (паши) и прозвище «Спаситель Стамбула». Он был назначен командиром 16?го корпуса, дислоцировавшегося в Анатолии. Летом 1916 года этот корпус провел успешный контрудар против русских на Кавказском фронте. Позднее Кемаль командовал здесь 2?й и 3?й армиями, а в конце войны во главе 7?й армии сдерживал натиск англичан у Алеппо. Из-за разногласий с военным министром Энвер-пашой и командующим группой армий «Йылдирим» в Палестине немецким генералом Эрихом фон Фалькенгайном Кемаль в 1917 году был уволен в отпуск «для лечения» и направлен в составе военной миссии в Германию, но несколько месяцев спустя, в январе 1918 года, был вновь призван командовать 7?й армией, оттесненной на север Сирии.

В октябре 1918 года Кемаль был назначен командующим уже разгромленной к тому времени группой армий «Йылдирим», но не имел никакой возможности повлиять на неблагоприятный для турок ход событий. После капитуляции Оттоманской империи страны Антанты намеревались расчленить ее, оставив в составе Турецкого государства во главе с бессильным султаном лишь Анатолию. Именно туда в 1919 году был послан для подавления беспорядков, направленных против султана, Кемаль, назначенный генералом-инспектором турецкой армии. Лидеры младотурков бежали из страны в самом конце войны, и Кемаль решил, что сам Аллах побуждает его занять их место в качестве вождя турецкого народа. Он присоединился к мятежникам вместе со своими войсками и организовал движение за изгнание из Турции иностранных интервентов. Его успеху способствовало то, что в последние месяцы войны, когда поражение стало неизбежным, вожди младотурок перебросили наиболее боеспособные дивизии и запасы вооружения и боеприпасов во внутренние области, прежде всего в Анатолию и в турецкую Армению, рассчитывая там продолжить борьбу.

19 мая 1919 года Кемаль-паша отказался подчиниться приказу султана о своем смещении и обратился с воззванием ко всем туркам, призывая их бороться за национальную независимость и изгнание из страны иностранных войск. Он выступал под лозунгами пантюркизма. В сентябре 1919 года в Сивасе было провозглашено создание движения сопротивления «Национальный обет» во главе с Кемалем. В конце года султан вынужден был согласиться на созыв в Стамбуле меджлиса (парламента). Кемаль, хотя и был избран депутатом, в Стамбул не поехал, опасаясь ареста. Действительно, парламент проработал всего полтора месяца. Затем в город вошли британские войска, арестовали 40 депутатов – сторонников Кемаля и сослали их на Мальту. Оставшиеся на свободе депутаты бежали в Анкару. Здесь был создан новый парламент, названный Великим национальным собранием Турции. В апреле 1920 года Кемаль создал в Анкаре временное правительство, а себя объявил президентом страны и главнокомандующим армии. Султан в ответ объявил джихад кемалистам и потребовал казнить их вождя.

В августе 1920 года был подписан Севрский мирный договор, отторгавший от Турции все ее арабские владения, Курдистан, Фракию и Армению. После этого поддержка Кемаля турецким обществом резко возросла. В 1920 году Кемаль был избран председателем Великого национального собрания Турции. Султан был вынужден считаться с авторитетом Кемаля в народе и в сентябре 1921 года официально назначил его Верховным главнокомандующим. Ранее, в 1920 году, Кемаль успешно отразил нападение малочисленной армянской армии и в ходе контрнаступления захватил значительную часть территории бывшей русской Армении. По Карсскому и Московскому договорам 1921 года к Турции была присоединена значительная часть армянской территории с городами Карсом и Ардаганом и Южно-Батумский округ Грузии.

Война с греческими войсками, захватившими Смирну и другие прибрежные районы, длилась полтора года. В этой войне Кемаль получал советскую военную и продовольственную помощь. В январе и в августе – сентябре 1921 года турецкие войска остановили греческое наступление у местечка Иненю и на реке Сакарье. За эти победы Кемаль получил от Великого национального собрания титул Гази – Победитель. Он также сумел договориться с итальянцами и французами об эвакуации их войск соответственно из юго-западной Анатолии и Киликии. 18 августа 1922 года турецкая армия начала генеральное наступление и уже 30?го числа взяла Афьон-Карахисар. 5 сентября пала Бурса. Главный удар Кемаль наносил в западном направлении вдоль железной дороги на Смирну. Отступавшие греческие войска вымещали свою злобу на мирных турецких жителях, убивая и грабя. Более миллиона турок лишились крова, так как их дома были разрушены греческими солдатами. То же самое творили турки по отношению к греческому гражданскому населению. 9-11 сентября они взяли Смирну приступом и учинили в городе резню. Греческая армия стала полностью небоеспособной. Турки взяли в плен 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Еще больше, до 60 тысяч греческих военнослужащих, погибло. У греков не хватало тоннажа и портов для эвакуации. Уйти на Балканы на английских судах удалось не более одной трети греческой армии. В октябре войска Кемаля заняли Стамбул и Восточную Фракию. Англия согласилась, чтобы эта территория отошла Турции.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание упразднило султанат и лишило власти последнего султана Мехмеда VI, который на английском корабле бежал на Мальту (два года спустя, с упразднением халифата, он перестал быть и халифом). В 1923 году Севрский мирный договор был заменен Лозаннским мирным договором, по которому в составе Турции были сохранены Восточная Фракия, Стамбул, Малая Азия, Западная Армения и значительная часть Курдистана. Кроме того, Кемалю удалось присоединить к Турции южную часть Аджарии и восточную часть Армении, ранее входившие в состав Российской империи. В дальнейшем произошел обмен населения между Грецией и Турцией. 1,5 млн греков покинули Турцию и отправились на историческую родину. Примерно такое же количество турок выехало из Греции в Турцию.

29 октября 1923 года Кемаль-паша был избран первым президентом Турецкой республики и потом несколько раз переизбирался на этот пост. Ни парламент, ни судебные органы не рисковали перечить ему. Он запретил религиозные партии и стал реформировать турецкое общество в соответствии с программой «шести стрел». Она предусматривала утверждение республиканских и демократических принципов, освобождение светского образования от влияния духовенства, удаление ислама из политической жизни, внимание государства к нуждам простого человека, реформу экономики на принципах государственного капитализма. Иностранные компании были национализированы. Кемаль поощрял национальный капитал. В страну был открыт ограниченный доступ для западного капитала, но западные товары облагались высокими пошлинами. Еще более заметной оказалась вестернизация повседневной жизни. Женщины впервые в истории обрели равноправие с мужчинами, были отменены чадра для женщин и традиционная одежда для мужчин. Ношение традиционного головного убора – фески – было запрещено. По европейскому образцу в стране были введены рукопожатия. В 1934 году женщины в Турции получили избирательные права.

Кемаль также упразднил действие в стране норм исламского права. Государственные служащие переоделись в европейское платье, за ними последовали и остальные горожане, а позднее – и более консервативное крестьянство. Все граждане были объявлены равными перед законом. Были закрыты мусульманские школы и духовные ордена. Арабский алфавит турецкого языка был заменен латинским. Нормы шариата были заменены швейцарским гражданским кодексом, итальянским уголовным кодексом и германским коммерческим кодексом.

В 20?е годы Кемаль подавил несколько восстаний курдов, протестовавших против упразднения халифата. Репрессиям подверглись и исламисты из числа турок. В стране расцвел культ личности Кемаля.

В 1933 году все турки получили фамилии. Кемалю, по постановлению Великого национального собрания, первому была присвоена фамилия – Ататюрк, что в переводе означает «отец турок». В стране было разрешено также прежде запрещенное Кораном употребление спиртных напитков. Сам Ататюрк к концу жизни стал тяжелым алкоголиком и скончался 10 ноября 1938 года от цирроза печени.

Кемаль-паша Ататюрк стал создателем современного турецкого государства, которое впервые в турецкой истории носило светский, а не религиозный характер. В этом ему помогли не только выдающиеся полководческие качества, но и политическое чутье и способность сплачивать вокруг себя представителей самых разных слоев и классов в критические моменты турецкой истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Страницы дипломатической истории автора

Проблема Турции Вопрос о том, как побудить Турцию вступить в войну на стороне союзников, был поднят Черчиллем на первом же пленарном заседании Тегеранской конференции 28 ноября.По мнению британского премьера, вступление Турции в войну позволило бы открыть коммуникации

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

АТАТЮРК. МУСТАФА КЕМАЛЬ-ПАША 1881-1938 Первый президент Турецкой республики. Маршал. Турецкий полководец первой четверти XX века.Мустафа Кемаль Ататюрк родился в греческом городе Салоники в семье мелкого таможенного служащего. Военное образование получил в военных училищах

Из книги Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния автора Зобнин Юрий Владимирович

ГЛАВА ВТОРАЯ 1881–1888 годы в жизни Мережковского. – Похороны Достоевского. – Цареубийство 1 марта 1881 года. – Дружба с С. Я. Надсоном. – Сотрудничество в «Отечественных записках». – Окончание гимназии. – Университет. – Литературный кружок О. Ф. Миллера. – Создание

Из книги «Золотое» столетие династии Романовых. Между империей и семьей автора Сукина Людмила Борисовна

Император Александр II Николаевич (Освободитель) (17.04.1818-01.03.1881) Годы правления – 1855-1881 19 февраля 1855 г. в Зимнем дворце Государственный совет принес присягу императору Александру II и его старшему сыну – цесаревичу Николаю Александровичу. Впервые за более чем два столетия

Из книги Желябов автора Прокофьев Вадим Александрович

Семья императора Александра II Николаевича (Освободителя) (17.04.1818-01.03.1881) Годы правления: 1855-1881 РодителиОтец – император Николай I Павлович (25.06.1796-18.02.1855).Мать – императрица Александра Федоровна, принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина Прусская (01.07.1798-20.10.1860).Первая

Из книги Всем смертям назло. Записки фронтового летчика автора Лобанов Лев Захарович

26 ФЕВРАЛЯ 1881 - 1 МАРТА 1881 На Симбирскую улицу, где жил Гриневицкий, добирались долго и в кромешной тьме. Выборгская сторона не освещалась - ведь здесь обитал рабочий люд.Тимофей Михайлов сжег целый коробок спичек, пока обнаружил дом № 59. Перовская устала.Комната Игнатия

Из книги Стамбул. Город воспоминаний автора Памук Орхан

Мустафа В самом конце ноября сорок второго года, при возвращении с боевого задания, я произвел вынужденную посадку. Ночь была темная, из низких дыроватых облаков сыпался мокрый снег, машина обледенела - и пришлось садить ее на первую мелькнувшую внизу ровную

Из книги С дипломатической миссией в Берлин автора Бережков Валентин Михайлович

Из книги Биография Стамбула автора Памук Орхан

В нейтральной Турции Простояв в Нише несколько дней, мы, наконец, снова двинулись в путь. Гитлеровцам не удалось осуществить свой маневр. Им пришлось вернуться к первоначальному варианту обмена советской колонии на болгаро-турецкой границе. Детали этого обмена мы

Из книги Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана автора Бенуа Софья

26 Печаль руин: А. X. Танпынар и Яхья Кемаль исследуют окраины Ахмет Хамди Танпынар и Яхья Кемаль предпринимали долгие совместные прогулки по дальним бедным окраинам Стамбула. Возвратившись в эти «обширные и нищие районы между Коджамустафапашой и городскими стенами» в

Из книги Молодость века автора Равич Николай Александрович

Глава 14 Ибрагим и Мустафа. трагическая гибель как данность судьбе Многие историки главными чертами Роксоланы видят ее властолюбие и коварство. Конечно, она жаждала власти, ибо только власть могла стать гарантией сохранения жизни ее детей. Она мечтала стать валиде,

Из книги Гитлер_директория автора Съянова Елена Евгеньевна

В ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЯХ ТУРЦИИ Дорога от Тифлиса до Александрополя (Ленинакана) запомнилась мне на всю жизнь. Водопады, рассыпающиеся алмазной пеной у подножия гор, снежные вершины Арарата, живописные долины, в которых пасутся стада тучнейшего скота - подобное можно

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

АНГОРА. МУСТАФА КЕМАЛЬ-ПАША Из Константинополя в Ангору мне пришлось ехать в довольно дрянном поезде, медленно ползшем мимо разрушенных во время войны деревень и редких железнодорожных станций. В купе сидели пожилые хмурые чиновники, ехавшие по вызову нового

Из книги Четверть века без родины. Страницы минувшего автора Вертинский Александр Николаевич

Ататюрк Что такое счастье? Мало кто во все века был способен дать такой однозначный ответ, какой дал этот человек: «Счастье, - говорил он, - это право называть себя турком».Зимой 1920 года Турция как государство стояла у гробовой черты. Османская империя распалась; инерция

Из книги автора

АТАТЮРК Настоящее имя – Кемаль Мустафа(род. в 1881 г. – ум. в 1938 г.) Выдающийся политический реформатор, турецкий революционер, создатель современного государства Турция. Мустафа Кемаль родился в 1881 году (по другим данным, в 1880 году) в греческих Салониках, принадлежавших

Из книги автора

Отъезд из Турции В зеленой гуще деревьев и пальм в Бебеке, где стояли белые турецкие виллы, увитые снизу доверху огромными чайными желтыми розами, пели соловьи. А в «Пти-Шане» пели шансонетки. Балетмейстер Виктор Зимин ставил «Шахерезаду». В «Стэлле», в саду у нашего

Мустафа Кемаль Ататюрк

Даже если вы никогда не были в Турции, то наверняка слышали это имя. Тот же, кто уже успел там побывать, конечно, вспомнит многочисленные бюсты и памятники, портреты и плакаты, увековечивающие память этого человека. А сколько учреждений, учебных заведений, улиц и площадей в различных городах Турции названы этим именем, наверное, никто и не сосчитает. Для людей нашего поколения во всем этом есть что-то до боли знакомое и узнаваемое. Мы тоже помним многочисленных истуканов из мрамора, бронзы, гранита, гипса или другого подручного материала, воздвигнутых на улицах и площадях, в скверах и парках городов и поселков, украшающие детские садики, парткомы и столы различных президиумов. Впрочем, некоторые остались на свежем воздухе и до сих пор. И тоже в каждом кабинетике любого руководящего товарища от заплеванного колхозного правления в деревне Распердяево до роскошных кремлевских хором нас встречал лукавый прищур, врезавшийся в память с самыми первыми детскими впечатлениями. Почему же Мустафа Кемаль Ататюрк и сейчас национальная гордость и святыня турецкого народа, а Ильич у нас даже в анекдотах в последнее время упоминаться перестал? Безусловно, это тема для большого и серьезного исследования, но нам кажется, что простое сравнение двух высказываний этих, несомненно, выдающихся исторических деятелей дает в какой-то степени правильный ответ: «Какое счастье быть турком!» и «На Россию мне наплевать, ибо я большевик».

Человек, который считал, что быть турком - это счастье, родился в 1881 году в городе Салоники (Греция). По отцовской линии Мустафа Кемаль происходит из юрюкского племени Коджаджык, представители которого в XIV–XV веках переселились из в Македонию. Юный Мустафа , едва достигнув школьного возраста, лишился отца. После этого отношения с матерью у Мустафы Кемаля складывались не совсем просто. Овдовев, она вышла замуж вторично. Личность второго мужа категорически не устраивала сына, и они прекратили отношения, которые восстановились лишь после разрыва матери с отчимом. После окончания школы Мустафа поступил в военное училище. Именно в этом заведении учитель математики добавил к имени Мустафа имя Кемаль (Kemal — совершенство). В возрасте 21 года он становится слушателем Академии Генерального штаба в . Здесь увлекается литературой, особенно поэзией, сам сочиняет стихи. После окончания военной академии Мустафа Кемаль участвует в офицерском движении, которое называло себя “движением младотурок” и стремилось произвести коренные реформы в политической структуре общества.

Мустафа Кемаль проявил свои военно-стратегические способности на разных фронтах Первой Мировой войны - в Ливии, Сирии и особенно при защите Дарданелл от многочисленных сил англо-французской армии. В 1916 году он получает чин генерала и звание «Паши». Первая Мировая война заканчивается поражением и распадом Османской империи. Страны-победительницы - Англия, Франция, Греция и Италия оккупируют большую часть территории Турции. Именно в это время под руководством Мустафы Кемаля и начинается национально-освободительное движение турецкого народа против оккупантов. За победу над греческими войсками в битве при реке Сакарье (1921 год) ему присваивают чин маршала и титул «Гази» («Победитель»).

Война заканчивается в 1923 году победой турецкого народа и провозглашением независимого турецкого государства, а 29 октября 1923 года устанавливается республиканская власть в стране и первым президентом Республики Турция становится Мустафа Кемаль . Это было началом масштабных прогрессивных реформ, в результате которых Турция стала превращаться в светское государство с европейским обликом. Когда в 1935 году был принят закон, обязавший всех граждан Турции взять турецкие фамилии, Кемаль (по просьбе народа) принял фамилию Ататюрк (Отец турок). Мустафа Кемаль Ататюрк , долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 года в 9.05 утра в стамбульском . 21 ноября 1938 года тело Ататюрка было временно предано земле у здания в . После завершения строительства мавзолея на одном из холмов , 10 ноября 1953 года, останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены на его последний и вечный погост.

Каждый политический шаг Ататюрка был просчитан. Каждое движение, каждый жест выверен. Он использовал данную ему власть не для получения удовольствий и не тщеславия ради, но как возможность бросить вызов судьбе. Есть мнение, что для достижения своих, несомненно, благородных целей Ататюрк считал, что все средства хороши. Но среди этих «всех средств» у него почему-то отсутствовали поголовные репрессии. Он сумел сделать Турцию светским государством, не прибегая к тотальным запретам. Ислам не подвергался никаким гонениям ни во времена Ататюрка , ни после, хотя сам Ататюрк был атеистом. И атеизм его был демонстративным. Это был политический жест. Ататюрк питал слабость к спиртным напиткам. И тоже демонстративно. Очень часто его поведение было вызовом. Вся его жизнь была революционна.

Его противники говорят, что Ататюрк был диктатором и объявил вне закона многопартийность, дабы получить абсолютную власть. Да, действительно, Турция его времени была однопартийной. Однако он никогда не был противником многопартийности. Он считал, что все слои общества имеют право и должны высказывать свое мнение. Но не получались тогда политические партии. Да и могли ли они появиться у народа, почти два столетия терпевшего поражение за поражением и утратившего национальное самосознание и гордость. Кстати, национальную гордость народу вернул также Ататюрк . В то время, когда в Европе слово «турок» употреблялось с оттенком пренебрежения, Мустафа Кемаль Ататюрк произнес свою великую фразу: «Не мутлу тюркюм дийене!» (турецк. Ne mutlu türk’üm diyene – Какое счастье быть турком!).

10 ноября в Турции была весьма торжественно и обстоятельно отмечена 74-я годовщина смерти основоположника Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Он умер 57-и лет и похоронен в мавзолее в Анкаре

Канонизированную биографию Ататюрка (так некогда было с жизнеописанием советских вождей-идолов Ленина и Сталина) в Турции знают все едва ли не наизусть, но на деле она полна загадок и нестыковок. Так, нет достоверных сведений о дате рождения — то ли 1880-й, то ли 1881-й. Сам Мустафа выбрал днем рождения 19 мая — день начала борьбы за независимость.



Подвергается сомнению и место появления на свет. Салоники? Традиционно — да, Салоники, тогда — оттоманский город. Нет документальных данных о национальной принадлежности родителей Мустафы. Возможно, а скорее всего, отец был по происхождению албанцем. Распространено мнение, что он принадлежал к еврейской секте “дёнме”... Мать вроде бы македонка, но тоже нет точных сведений. Биографы утверждают, что Мустафа был активным, вспыльчивым, независимым, бескомпромиссным ребенком. Разумеется, целеустремленным и независимым. С 12 лет получал образование в подготовительной военной школе и далее вплоть до Оттоманской академии Генштаба. Критиковал Абдулгамидовский режим и участвовал в младотурецком перевороте...
Без сомнения, Ататюрк был крупнейшим государственным, политическим и военным лидером своей страны. Он смог “вытащить из ямы“ Османскую империю после поражения в Первой мировой войне и заложить основы современного государства. Ататюрку удалось собрать остатки войск бывшего Кавказского фронта и сколотить их в “кувввал-и миллие” — “национальные силы”, создать буржуазно-националистическое движение, позже названное “кемалистским”. Оно было направлено прежде всего против греков и армян, Республики Армения. Главной целью кемалистского движения было сохранение целостности Османской империи. С первого дня начала “движения” Кемаль продекларировал, что “Турция не уступит ни пяди земли Армении” и будет “вести решительную борьбу против всякого движения, поставившего себе целью создание независимой Армении”. Свои территориальные претензии он сформулировал в день открытия Великого национального собрания — 23 апреля 1920 года: “Границы Турции должны включать Карс, Батум, Ардаган на Кавказе, Мосул и Диарбекир — в Месопотамии”.
Говоря о войне с Арменией, Кемаль был предельно концептуален и кровожаден: “Мы должны уничтожить армянскую армию и армянское государство”. В захваченных армянских городах и селах он, по существу, продолжил геноцид, организованный младотурками.
В 1920-1921 гг. Кемаль начал сближение с советской Россией, что было обусловлено известным родством душ с Лениным и антиантантовской позицией Турции. Полуголодная Россия более чем щедро, по-царски, в два приема оказала помощь Турции. Сближение привело к дружеским объятиям — переговорам в Москве и Московскому договору 1921 года. Договор, напомним, был подписан без участия Армении. Ататюрк обставил Ленина и Россию и добился ценнейших территориальных приобретений в основном за счет Армении. В Закавказье он получил 26 тысяч кв.км, из них 24 тысячи были территорией Республики Армения.
В дальнейшем Кемаль продолжил не менее успешно мухлевать: с одной стороны, велеречиво заявлял о своем неослабном стремлении поддерживать отношения с СССР, с другой — проводил реальную и эффективную политику сближения с Европой и США.
В последние недели едва не все турецкие издания, а также некоторые зарубежные посвятили статью турецкому вождю, чья и жизнь, и смерть полны тайн. В “демократической” Турции явно не стремятся разгадать их.

“Бин Яша, биш Яша, Мустафа Кемаль Паша”

“Бин Яша, биш Яша, Мустафа Кемаль Паша”, — “тысячи лет жизни тебе, наш любимый Ататюрк”, — напевает Хамид, торговец турецкими баранками на углу одной из стамбульских улиц. 10 ноября ровно в 09:05 он приостанавливает свою торговлю и замирает под длительный вой сирен, который звучит по всей стране в честь очередной годовщины смерти Ататюрка. Вместе с ним в немом почтении застывают прохожие на улице, школьники, домохозяйки, базарные торговцы, продавцы ковров, рабочие на стройках и даже водители пассажирских морских трамваев и поездов метро, которые ровно на пять минут останавливают в темных туннелях вагоны поезда. Сегодня у стамбульского дворца Долмабахче, где скончался бывший турецкий лидер, собрались около десяти тысяч людей, чтобы почтить его память и возложить к подножию его кровати белые хризантемы, любимые цветы Ататюрка.
“Ататюрк был профессиональным военным, — говорит тринадцатилетняя стамбульская школьница Айше Арман, которая пришла сюда вместе со своими родителями, — он учился в Салониках, окончил академию Генштаба. Во время Первой мировой войны, которая повлекла распад Османской империи, возглавил национально-освободительное движение против стран победительниц: Англии, Франции, Италии Греции”, — продолжает школьница Айше. Война, как известно, закончилась провозглашением независимого турецкого государства. Ататюрк отменил исламский календарь, ввел новый гражданский кодекс, который устанавливал равноправие между полами, отделил религию от государства, принял новый алфавит и Конституцию Турции. За годы существования Турецкой Республики пропагандистская машина создала свою биографию вождя, не гнушаясь даже самых нелепых мифов. “Ататюрк любил цветы и детей, — говорит в интервью телеканалу СNN Turk ученица стамбульской школы, — однажды он вынужден был скрываться от врагов в снежной пустыне. Он не ел несколько дней, продрог и страшно замерз, не мог найти дорогу. Ему помог орел, который прилетел и указал правильный путь”, — продолжает десятилетняя школьница.
Настоящие данные личной жизни вождя однако до сих пор засекречены и находятся в тайных архивах, считают эксперты. Несмотря на то, что подробности жизни создателя Турецкой Республики знает каждый турецкий школьник, Ататюрк до сих пор остается самой закрытой и неприкасаемой фигурой в турецком обществе. Память основателя Турции священна, специальный закон защищает репутацию, честь и достоинство бывшего лидера. Любое недостаточно почтительное упоминание о нем в публичном месте грозит длительным сроком заключения.
“Турецкое общество не готово принять Ататюрка таким, каким он был на самом деле”, — говорит турецкий гражданин Х... Несколько лет назад в Турции были впервые опубликованы письма, дневники и воспоминания бывшей жены вождя, Латифы, с которой он прожил несколько лет, а потом развелся... Это вызвало настоящий шок в турецком обществе. Видные представители турецкой интеллигенции предлагали арестовать и направить в тюрьму авторов публикации. “Латифа была дочерью богатого торговца из Измира, это была самостоятельная, умная, независимая, образованная женщина, — писали авторы издания, группа турецких историков и ученых, — она не могла принять слишком крутого нрава вождя, его ревность и вспыльчивость”. Она не могла также ужиться с его образом жизни. В последние годы Ататюрк много пил и устраивал длительные возлияния с друзьями. Он посещал европейские кварталы, любил общество раскрепощенных свободных женщин, встречался с русскими эмигрантками из России, любил танцевать, много пил, в основном крепкий спиртной напиток раке, за что его за глаза называли пьяницей. Чрезмерное употребление спиртного, по официальным данным, стало причиной смерти турецкого лидера. Врачи поставили диагноз цирроз печени, однако данные о вскрытии тела так и не были обнародованы. Это породило невероятное количество слухов, многие из которых популярны до сих пор. Ряд историков, например, утверждает, что Ататюрк был убит, что его могли уничтожить силы, которые не хотели подъема Турции, в частности члены еврейско-масонской ложи, имевшие в те годы довольно большую силу в Турции, к которой, по мнению историков, принадлежал и сам Кемаль.
Дело в том, что заговоры против вождя были и при его жизни. Многие его соратники выступали против единоличного правления Ататюрка. В конце 1926 года в Стамбуле прошли показательные судебные процессы над его сподвижниками, которые планировали его физическое устранение. В убийстве якобы замешана американская кинозвезда Заза Габор, известная не столько ролями, сколько многочисленными замужествами и романами. Ее называли “самой дорогой куртизанкой со времен мадам де Помпадур”. В тридцатые годы в ранней юности Заза Габор вышла замуж за турецкого дипломата и переехала в Турцию. Она тайно встречалась с Ататюрком, имела с ним близкие отношения, а после его кончины неожиданно тайно выехала в Америку.
Турецкий исследователь Али Кузу, автор книги “Кто убил Ататюрка?”, полагает, что турецкого лидера могли отравить сильнодействующим мочегонным средством, которое содержит ртуть и крайне опасно при длительном применении. Когда Ататюрка приезжали лечить специалисты из Франции, его здоровье улучшалось, а когда заботу о нем снова брали на себя турецкие врачи, состояние его здоровья снова ухудшалось”, — пишет он.
“У меня есть фотографии одного из врачей, проведшего вскрытие тела Ататюрка, — заявил накануне очередной годовщины смерти Ататюрка известный историограф, коллекционер Мухамед Юкче в интервью турецкому ТВ, — на фото его тело лежит на фольге, вскрыта брюшная полость. Вскрытие тела вождя производила через два дня после его смерти группа турецких врачей, — Акыл Мухтар, Мехмед Камиль, Сурея Хедо. Доктора заявили, что не посмели даже взять образец крови вождя. Однако во всем мире уже проводили аутопсию. Что там происходило, никто не знает. Та часть документов, где описывается вскрытие, отсутствует”.
После смерти тело Ататюрка было забальзамировано и спешно отправлено в этнографический музей, а позже захоронено в мавзолее в Анкаре. Эксперты утверждают, что данные о вскрытии тела существуют, но до сих пор засекречены и находятся в государственном архиве. Оппозиционная газета “Сезжду”, например, утверждает, что Ататюрк был отравлен так же, как много позже президент Турции Тургут Озал, скончавшийся в 1993 году. Останки тела Озала эксгумировали в начале октября этого года. По данным турецких газет, в образцах ткани тела бывшего экс-президента был обнаружен сильнодействующий яд — стрихнин, который якобы добавляли в его еду и напитки. Официальные власти эту информацию отвергают.
“Мы до сих пор страшно боимся Ататюрка, — пишет известный турецкий журналист Мехмет али Биранд. — Он вызывает у нас восхищение и страх, которые мы впитали с детства, со школьной скамьи. Эти чувства были в глазах наших матерей и дедов, которые рассказывали нам на ночь истории о его героических подвигах. Эти чувства я испытывал в армии каждый раз, когда поднимался вверх турецкий флаг. Мы до сих пор не знаем реальности, нам удобнее жить с мифом, который привили нам с детства, и не хотим расставаться с детской мечтой”.

Так в Салониках, или в Малатии?

В последнее время в Турции вновь стала активно циркулировать информация об армянском или курдском происхождении основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Причиной подобных разговоров стали те аргументы, согласно которым Ататюрк родился не в Салониках, а в Малатии, где преобладало армянское и курдское население. Обозреватель турецкой газеты Radikal Орхан Кемаль Дженгиз в своей статье обратился к этим разговорам.
“Мы — это не оставившая в прошлом ничего и не сумевшая двинуться вперед страна. Мы не смогли искренно посмотреть на произошедшие в прошлом события, не смогли скорбеть по боли, однако, как бы это ни было болезненно, нужно иметь силы для того, чтобы выстоять перед болью действительности. Мы предпочли забыть большую часть своей истории. Эта ноша настолько потяжелела на наших плечах, что сегодня из-за этой тяжести мы не можем решить ни одной своей проблемы”, — написал Кемаль Дженгиз.
Он отметил, что периодически направо-налево распространяются подобные слухи, однако им не удается храбро смотреть на них, как, например, не смогли они с легкостью принять то, что в ходе войны Чанаккале героем стал армянский офицер — Саргис Торосян. То есть когда, с одной стороны, младотурки уничтожали армян, один армянский офицер боролся за свою страну. Конечно, ни в одном из наших учебников по истории нет имени Торосяна, поскольку история сражавшегося на смерть за страну армянина беспокоит нас и напоминает нам о нашей ноше за спиной. Обращаясь к разговорам о том, что Ататюрк родился не в Салониках, а в Малатии, Дженгиз пишет: “Эта информация может быть и правдива, и ложна. Вполне возможно, что информация о рождении Ататюрка в Салониках была также придумана”. Для доказательства сказанного журналист напоминает, что до последних пор для отрицания существования курдов придумывались всевозможные факты. Сегодня их существование принимают, однако не дают им равных прав, даже отказываются признавать их право на родной язык. “Нам необходимо искренно посмотреть на свою историю. Тогда мы увидим борьбу армянского офицера в Чанаккале, а Ататюрка и курдских повстанцев будем воспринимать так, как они есть, и, оставив в стороне ношу на наших плечах, двинемся дальше”, — завершает он.

ТУРЕЦКО-АРМЯНСКАЯ ВОЙНА. ОТНОШЕНИЯ С РСФСР

Основные этапы турецко-армянской войны: взятие Сарыкамыша (20 сентября 1920 года), Карса (30 октября 1920 года) и Гюмри (7 ноября 1920 года).
Решающее значение в военных успехах кемалистов против армян, а также впоследствии греков, имела значительная финансовая и военная помощь, оказанная большевистским правительством РСФСР начиная с осени 1920 года вплоть до 1922 года. Уже в 1920 году в ответ на письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, содержавшее просьбу о помощи, правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках.
При заключении 16 марта 1921 года в Москве договора о “дружбе и братстве” было также достигнуто соглашение об оказании ангорскому правительству безвозмездной финансовой помощи, а также помощи оружием, в соответствии с которым российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов 10 млн руб. золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и “большое количество другого военного снаряжения”. Российское правительство большевиков в 1922 году выступило с предложением пригласить представителей правительства Кемаля на Генуэзскую конференцию, что означало для ВНСТ фактическое международное признание.
Письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, среди прочего, гласило: “Первое. Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти “ Во второй половине 1920 года Кемаль планировал создать подконтрольную ему турецкую коммунистическую партию — для получения финансирования от Коминтерна; но 28 января 1921 года все руководство турецких коммунистов было ликвидировано с его санкции. Главного турецкого коммуниста Мустафу Субхи и его ближайших соратников предали казни — кажется, утопили в Босфоре.

ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА

Согласно турецкой традиции, считается, что “Национально-освободительная война турецкого народа” началась 15 мая 1919 года с первых выстрелов, данных в Измире по высадившимся в городе грекам. Оккупация Измира войсками Греции осуществлялась в соответствии со статьей 7-й Мудросского перемирия. Вплоть до августа-сентября 1921 года удача сопутствовала обеим сторонам, однако исход войны решился при Генеральном наступлении турок и победе над греками при Домлупынаре (ныне Кютахья. Мустафе Кемалю был пожалован титул “гази” и звание маршала.
26 августа позиции греков были прорваны, и греческая армия фактически потеряла боеспособность. 30 августа был взят Афьон-Карахисар, 5 сентября — Бурса. Остатки греческой армии стеклись в Измир, однако флота для эвакуации не хватало. Эвакуироваться сумели не более трети греков. Турки захватили 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Около миллиона человек с обеих сторон остались без крова.
9 сентября Кемаль, находясь во главе турецкой армии, вступил в Измир; греческие и армянские части города были полностью уничтожены пожаром; все греческое население бежало либо было уничтожено. Сам Кемаль обвинял в сожжении города греков и армян, а также лично митрополита Смирнского Хризостома, в первый же день вступления кемалистов погибшего мученической смертью: командующий Нуреддин-паша выдал его турецкой толпе, которая умертвила его после жестоких истязаний. (Ныне Хризостом причислен к лику святых).
17 сентября 1922 года Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел, в которой предлагалась следующая версия: город был подожжен греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан; турки же делали все для его спасения. То же Кемаль говорил французскому адмиралу Дюменилю: “Мы знаем, что существовал заговор. Мы даже обнаружили у женщин-армянок все необходимое для поджога... Перед нашим прибытием в город в храмах призывали к священному долгу — поджечь город”. Французская журналистка Берта Жорж-Голи, освещавшая войну в турецком лагере и прибывшая в Измир уже после событий, писала: “Кажется достоверным, что, когда турецкие солдаты убедились в собственной беспомощности и видели, как пламя поглощает один дом за другим, их охватила безумная ярость и они разгромили армянский квартал, откуда, по их словам, появились первые поджигатели”.
Кемалю приписываются слова, якобы сказанные им после резни в Измире: “Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам”.
Под давлением британских и французских представителей Кемаль в конце концов разрешил эвакуацию христиан, но не мужчин от 15 до 50 лет: они были депортированы во внутренние области на принудительные работы и в большинстве погибли.
11 октября 1922 года державы Антанты подписали с кемалистским правительством перемирие, к которому спустя 3 дня присоединилась Греция; последняя была вынуждена оставить Восточную Фракию, эвакуировав оттуда православное (греческое) население.
24 июля 1923 года в Лозанне был подписан Лозаннский мирный договор (1923), положивший конец войне и определивший современные границы Турции на западе. Лозаннский договор, среди прочего, предусматривал обмен населением между Турцией и Грецией, что означало окончание многовековой истории греков в Анатолии. В октябре кемалисты вступили в эвакуированный Антантой Стамбул.
По материалам
зарубежной,
в т.ч. турецкой прессы
Подготовила для газеты "Новое время"