Про скандинавские паромы, для тех, кто еще не плавал. Почему на современных круизных лайнерах не укачивает пассажиров

Лето - сезон отпусков и отдыха на море. Мягкий песочек, соленые брызги, ласковое закатное солнце, романтические морские прогулки на шикарных яхтах…

Как… Вы не любите морские прогулки?

Вы просто не умеете бороться с укачиванием!

Мне очень повезло - меня никогда не укачивает… Ну т.е. почти никогда. В любом случае, для меня нет большего удовольствия, чем сидеть на яхте на самом носу, когда она пробирается по волнам в открытом море.

Но увы, таких как я, наверное, меньшинство. Многих знакомых бросает в дрожь не только от перспективы длинного морского перехода, но даже от поездки на машине по серпантинам.

Почему так происходит.

Наше тело ориентируется в пространстве при помощи вестибулярного аппарата, который находится во внутреннем ухе. Как только положение тела меняется, оно отправляет сигналы в мозг, который, основываясь на этой информации, управляет равновесием тела. При многократно повторяющихся хаотичных перемещениях тела в пространстве, тряске, качке, даже небольших перемещениях, происходит раздражение нервных образований. В ответ на эти раздражение и возникает ответная реакция - укачивание. По сути это просто «сбой» в работе природного «аппарата». Невозможность его обработать неестественно большой объем информации относительно положения тела своего владельца.

А тошнота, это всего лишь следствие общего недомогания.

Как же избежать укачивания?

За все свои многочисленные морские путешествия, я насмотрелась на разные способы борьбы с укачиванием и составила личный ТОП 5 наиболее действенных средств, которые реально работают на практике. При чем работают для разных людей и в разных условиях.

Среди них есть и классические, общеизвестные, и такие, которые могут вас удивить и даже обескуражить.

— Смотреть на горизонт, дышать в открытую форточку

Если вы сидите на заднем сидении авто, уткнувшись носом в телефон или прячетесь где-то в недрах душной кают-компании на корабле, то скорее всего вас укачает, каким бы здоровм вы ни были. Даже если обычно это вам несвойственно.

По возможности выходите на открытый воздух, открывайте все форточки и смотрите на горизонт, горы, облака… словом на любой большой, далекий и относительно неподвижный предмет. Это позволяет организму стабилизироваться в пространстве и ваши ощущения нормализуются.

— Таблетки

Один из самых популярных, но наименее симпатичный мне способ. Я по возможности предпочитаю избегать приема лишних таблеток. И если уж выбирать этот способ, то лучше ориентировать на условно натуральные препараты, а так же внимательно прочитать список побочных явлений.

— ПОЛОВИНКА ЛАЙМА НА СТАКАН ВОДЫ

Да, это самой убойное средство из тех, что я видела. Не спрашивайте меня, как это работает. Я не знаю. Но точно знаю, что работает. Выпить желательно до начала качки. И именно лайма, не лимона. Лимон тоже действует, но гораздо слабее.

По слухам похожими свойствами обладает и имбирь. Но сама лично я не сталкивалась.

— Немного алкоголя

Ключевое слово - НЕМНОГО !

Алкоголь слегка расшатывает вестибулярный аппарат. Вспомните, как пьяных качает на ровном месте. Обратный эффект - реальная качка переносится легче и спокойнее. Главное при этом не переборщить с дозой. Еще раз, ключевое слово - НЕМНОГО.

— Голодный желудок

Это в чистом виде физика, но она тоже работает. Если обильно подкрепиться перед дальней дорогой чем-то жирным и тяжелым, то при малейшем поводе и легком недомогании вас с большой долей вероятности вывернет наизнанку.

Если же наоборот, ограничиться легким перекусом и здоровой пищей, то вы продержитесь куда дольше без неприятных реакций организма.

И еще...

Тем, кто борется с укачиванием, так же нужно иметь ввиду, что часто недомогание во время качки - это всего лишь следствие общего недомогания. Следите за своим здоровьем, и если перед дальней дорогой вы себя плохо чувствуете, обязательно примите упредительные меры.

И да, имейте ввиду, что стресс, волнение и общая эмоциональная напряженность, так же являются факторами, усугубляющими реакции организма на укачивания. Так что спокойствие - только спокойствие!

Но что делать если…

Если же вас уже мутит в пути, то мне известно как минимум 2 надежных народных способа сдержать подступающую тошноту.

— выпить немного подсоленной воды. Но не переборщите с количество соли. Вода должна быть лишь слегка солоноватой, а не горькой от соли как морская.
— выпить немного молока. Всего 2-3 глотка, не больше. Надолго это не поможет, но слегка затормозит процесс.

Если же вам наоборот, нужно срочно, так сказать, избавиться от лишнего, помимо классического «два пальца в рот», можно так же выпить стакан теплой воды. Именно теплой! Действует не хуже пальцев.

Стоит помнить

Все эти советы хороши в теории, но на практике все люди очень индивидуальны. Возможно вам подойдет не все описанные выше средства. Экспериментируйте и подбирайте именно то, что наиболее хорошо воспримет ваш организм. Но не переусердствуйте в экспериментах. Если напиться сразу воды с лаймом, алкоголя и молока - ничего хорошего точно не будет.

Ну и да, если вы хотите, чтобы вас меньше укачивало в транспорте - тренируйте свой вестибулярный аппарат. К счастью, натренировать его вполне возможно. Это способствуют прыжки на батутах, плавание, горные лыжи и множество других активных видов спорта, заниматься которыми не только полезно, но и приятно…

Впрочем, я искренне надеюсь, что все эти знания вам совершенно не пригодятся. И долгие переезды на авто или морские прогулки будут приносить исключительно удовольствие!

Приятного отдыха!

Из Петербурга к берегам Финляндии, Швеции и Эстонии паромы снова пустят только в апреле, но уже сейчас можно пуститься в плаванье, пересекая границу, допустим, на поезде или автобусе, что ещё дешевле. Из соседней Финляндии громадные корабли разных компаний, разных направлений ходят чуть ли не каждый день.

Среди самых дешёвых линейных направлений - паром на Аландские острова. Всего около 33 евро. Но серьёзно рассматривать поездки в одну сторону, если хочется отдохнуть бюджетно, совсем не стоит. Надо быть хитрее. Так, если билет из Хельсинки в Таллин стоит около 24 евро, то круиз Хельсинки - Таллин - Хельсинки - всего 15. Такая ситуация складывается почти на всех представленных направлениях. Надо понимать, что, покупая круизный билет, пассажир не обязан, прибыв в интересующую его страну, возвращаться на паром, чтобы отбыть в обратном направлении. За это его не будут штрафовать, и ждать его паромщики, конечно, не будут. В назначенное время корабль отчалит в обратном направлении. От этого и стоит отталкиваться.


Что открывает подобная возможность: во-первых, разумеется, свободу выбора вместе с экономией пары десятков евро, которые можно потратить, к примеру, на хороший обед даже в том же Стокгольме, где всё очень дорого. Так, у того же «Таллинка» рейса из ближайшего к Петербургу Хельсинки в Ригу не имеется, зато есть круиз в Стокгольм. А из шведской столицы паромы в старый латвийский город ходят.

Нашего редактора привлекло именно такое водное путешествие. Купив билет на Lux Express на распродаже всего за 500 рублей, он отправился в Хельсинки, где пару часов побродил по центру города и поднялся на борт корабля, следующего в Стокгольм. Билет был куплен самый дешёвый - 20 евро (к слову, если нет желания подгадывать время прибытия автобуса под отправления корабля, у Viking Line есть круиз с автобусным трансфером из Санкт-Петербурга. Стоимость такого стартует от 33 евро на человека). Но надо понимать, что каюта по такому билету может находиться ниже ватерлинии. Соседство с рыбами и винтами двигателя в зимний сезон сулит путешествие длиною в ночь в сопровождении всяческих шумовых эффектов вроде мерного гула лопастей и периодических постукиваний - не бойтесь, это не гигантские реликтовые животные, а всего лишь небольшие обломки льда. Но всё это улетает, как только вы забудетесь сном, а вот ощущение качки не покинет ещё пару дней - к этому стоит готовиться тем, кто путешествие наметил на зимние месяцы: весной-летом почти не качает.

По словам бывалых моряков, кому-кому, а вот женщинам и детям вообще нечего переживать: их на большом корабле практически не укачивает. То есть теоретически укачать может, зато при возвращении на берег эффект сойдёт на нет. А вот некоторым молодым людям ещё пару деньков будет казаться, что даже за столиком кафе они всё ещё бороздят океан на судне.


Особенно хорошо прибывать в Стокгольм прямо в центр города (такой маршрут есть у «Викинга»). Не все паромы следуют туда - большинство идут к порту Вяртахамн. Это стоит учесть, выбирая билеты. Впрочем, в 90 % случаев продолжить поездку придётся с этого речного вокзала. Оттуда отправляется и паром в Ригу. Дешёвый билет на круизный лайнер Tallink (подадут скорее всего чудесную «Романтику» или «Изабеллу») стоит всего 45 евро, когда линейный рейс обойдётся минимум в 70–100 евро, а на эту разницу в стоимости в Риге можно остановиться в очень хороших апартаментах, дополнив посещение города кофепитием в Skyline Bar на вершине высотки, откуда получится по достоинству оценить город с высоты. Ведь с виду улицы с эклектичными домами по пути от порта очень напоминают питерские, а с высоты образ Риги начинает играть совсем иначе.

Прогулявшись по латвийской столице, можно отправиться в Таллин, но туда уже не получится добраться водным путём. Автобусом - всегда пожалуйста. Билеты стартуют от 5 евро. Главное - купить заранее, в противном случае придётся выложить порядка 13–15 евро.

Для тех, у кого времени много и желание путешествовать не иссякло, есть ещё важный лайфхак: из рижского аэропорта летают самолёты Ryanair в Италию, а именно в Бергамо. Не в сезон билет на борт можно найти за сказочные 25 евро и ещё дешевле. Так дёшево до Милана больше никак не добраться. Ещё из Риги летают в Берлин. Даже сейчас билеты стоят чуть больше 16 евро. Из этих городов вернуться получится только в Латвию, откуда в Санкт-Петербург можно вернуться автобусом где-то за 1500 рублей. Но это совсем другая история.


Напомним, с 25 марта морских путешествий из Петербурга в Хельсинки, Таллин и Стокгольм. Это выгодный и комфортабельный маршрут лайнера «Принцесса Анастасия», которым можно воспользоваться, если не хочется вариативности в бюджетном путешествии, но есть желание посмотреть эти приморские города. Среди спецпредложений на сайте отыщется каюта эконом от 1300 рублей на человека при раннем бронировании.

Круизы по Балтийскому морю – возможность отдохнуть недорого и быстро. Круизы позиционируются как семейный и познавательный вид отдыха, ведь они позволяют поехать всей семьей, в компании с друзьями и коллегами в короткий тур в страны, расположенные на Балтике. На комфортабельном пароме туристы наслаждаются скандинавской кухней, развлекаются в ночных клубах, смотрят развлекательное шоу, устраивают шопинг в магазинах Duty Free, а затем отлично проводят время в одной из скандинавский столиц.

Один из самых бюджетных способов сменить обстановку и отвлечься от будней привлекают большое внимание туристов, в том числе и белорусских. В связи с этим возникает большое количество вопросов. Мы отправились в круиз выходного дня по Балтийскому морю с финской компанией Viking Line и узнали ответы на самые часто задаваемые вопросы туристов о круизах.

КАК ВЫГЛЯДИТ КАЮТА НА КРУИЗНОМ ЛАЙНЕРЕ?

На каждом судне существуют каюты разного класса – от экономных до роскошных. Туалет и душ есть в каждой каюте, кроме кают класса Budget.

Для аллергиков предусмотрены каюты, интерьер которых выполнен с использованием противоаллергенных материалов, а уборка осуществляется специальными средствами. Стандартная каюта для путешествия по Балтийскому морю чем-то напоминает купе поезда. Есть каюты с окном и без окна. Тип кают и их расположение зависит от конкретного парома, - всю информацию по каюте можно получить при заказе билетов или покупке тура в турфирме.

УКАЧИВАЕТ ЛИ ВО ВРЕМЯ КРУИЗА?

Многие боятся круизов и даже коротких морских переездов из-за укачивания. Действительно, на некоторых паромах в большей или меньшей степени можно ощущать качку. Но на современных лайнерах имеются стабилизаторы качки, поэтому чаще всего при хорошей погоде качка физически не ощутима. Как правило, морские прогулки на паромах переживаются легко. В случае необходимости и для пущей уверенности можно принять таблетку от укачивания – на паромах компании Viking Line их можно получить на ресепшене.

КАКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЕСТЬ НА ПАРОМЕ?

Круиз на пароме по Балтийскому морю – поездка не продолжительная, но, как правило, насыщенная. На паромах много развлечений – от тихих уютных мест для спокойной беседы до шумных ночных клубов.

На некоторых паромах работают сауны и целые SPA-центры.

ЧЕМ КОРМЯТ НА ПАРОМЕ?

Круизные паромы славятся хорошо организованным и качественным питанием. С парома голодным и похудевшим сойти очень сложно, - работают кафе, бар и ресторан.

Питание заказывается заранее в составе пакета или оплачивается непосредственно на борту. Каждый человек найдёт здесь что-то своё в зависимости от предпочтений. Есть ресторан, работающий по системе «шведский стол» (наиболее популярный у туристов вариант), бары с закусками и ресторан высокой кухни. «Шведский стол» - это практически неисчерпаемый выбор блюд скандинавской кухни.

ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПАРОМЕ?

На пароме, как правило, предусмотрено несколько зон для самых маленьких пассажиров и детей постарше. Работает детская комната.

МОЖНО ЛИ ЗАБЛУДИТЬСЯ НА КОРАБЛЕ?

Не найти свою каюту на большом лайнере, - страшный сон. И всего лишь сон! Заблудиться на паромном лайнере довольно сложно. На палубах повсеместно установлены информационные стойки и указатели. При входе все туристы получают информационные материалы на русском языке. Сотрудники компании на борту всегда готовы помочь пассажирам.

ЕСТЬ ЛИ ИНТЕРНЕТ НА ПАРОМЕ?

Да, на пароме доступна сеть Wi-Fi практически везде на борту. Качество соединения 3G может меняться в зависимости от количества пользователей и места нахождения парома. В некоторых точках маршрута сигнал может быть недоступен.

ЧТО И ПО КАКИМ ЦЕНАМ МОЖНО КУПИТЬ НА ПАРОМЕ?

Шопинг на круизном пароме чрезвычайно выгоден. Всё потому, что на борту работают магазины беспошлинной торговли Duty Free, где можно приобрести товары как минимум на 25% дешевле, чем на суше. Нередко скидки доходят и до 40%.

В круизах покупают косметику, одежду, алкоголь (следует помнить о нормах провоза алкоголя в Беларусь), украшения.

ХОЛОДНО ЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ ЗИМОЙ?

Холодно, но не смертельно. Важно выбрать надежную ветрозащитную и влагонепроницаемую одежду. Это касается не только круиза, а и всего балтийско-скандинавского региона.

МОЖНО ЛИ БРАТЬ ЕДУ И НАПИТКИ НА БОРТ С СОБОЙ?

Да, без проблем.

Благодарим за организацию поездки компанию Viking Line . Viking Line (Viking Line Abp) - финский судоходный концерн, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки по Балтике с 1959 года. Зарегистрирован на Аландских островах c центральным офисом в Мариехамне, который также является портом приписки большей части паромов компании. Viking Line перевозит более 6,5 млн. человек в год флотом из 7 круизных паромов, курсирующих по 5 маршрутам. В компании работает 2797 человек.

Текст и фото: Александр Быченко

Многие люди, страдающие от укачивания в транспорте, ошибочно полагают, что в морском круизе их ждут одни неприятности. На самом деле это не так: современные круизные лайнеры обладают особой системой стабилизации, позволяющей избежать укачивания.

Для начала давайте посмотрим, что же такое морская болезнь и в каких случаях она наблюдается. Морская болезнь, или кинетоз, проявляется в основном в виде тошноты и головокружения. Эта неприятность может возникнуть не только при плавании на корабле, но и при поездке в автомобиле, поезде или при путешествии на самолете. Этим недугом страдают не только дети в возрасте до 10-12 лет, но и около 10% взрослых.


Основной причиной проявления симптомов морской болезни является слабость вестибулярного аппарата. Человеческий организм устроен так, что движение на транспорте воспринимается им как нечто, отклоняющееся от нормы. При ходьбе или беге тело человека совершает движение, и зрение фиксирует изменение окружающего пространства, передавая соответствующие сигналы в мозг. Никаких противоречий организм не замечает. А вот при путешествии на судне или в машине зрительные рецепторы также предают сигнал о передвижении, так как меняется картина пред глазами, но самого движения при этом не происходит. Человек находится в статичном положении. Из-за этого возникает сбой в функционировании мозга, который при нормальной работе вестибулярного аппарата практически незаметен или быстро компенсируется. А при различных нарушениях или малой натренированности, как у детей, например, возникает морская болезнь.

В то время как морские круизы большинству людей приносят чувство отдыха и комфорта, страдающие кинетозом не могут похвастаться такими же ощущениями. Ни о каком наслаждении не может быть и речи, когда человека укачивает и он чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо. Поэтому инженеры и конструкторы разработали для современных круизных лайнеров специальную систему стабилизации качки.

Для того, чтобы вместить большое количество пассажиров, лайнеры имеют по несколько ярусов. Поэтому получается, что верхняя часть корабля значительно больше той, что погружена в воду. Выражаясь морскими терминами, лайнер имеет небольшую осадку, то есть глубина, на которую судно погружается в море, составляет около 6-8 метров. В то время как верхняя часть нередко превышает 30-40 метров. При таких параметрах необходимы специальные механизмы, позволяющие обеспечить устойчивость судна на волнах,по ходу движения и во время штормовой погоды.

Оказывается, морская качка бывает разная. Всего моряки выделяют 6 видов качки, направление которых показаны на рисунке.


За то, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, отвечает комплексная система на основе гироскопа, специального прибора, определяющего положение судна относительно инерциальной системы отсчета. В нее в первую очередь входят балластные цистерны, которые расположены в нижней части круизного лайнера. В них набирается вода, и за счет дополнительного веса в нижней части судно делается устойчивее.


Кроме того, каждый современный круизный лайнер снабжен крыльями-стабилизаторами или передвижными балластами. Находящиеся под водой механизмы, получая сигналы от гироскопа, двигаются в противофазе волнам и таким образом способствуют тому, что морская качка гасится. Конечно, все эти умные системы находятся под управлением компьютера, поэтому весь процесс стабилизации круизного лайнера полностью автоматизирован. На современных судах система стабилизации качки столь совершенна, что пассажиры вполне могут не заметить 4-5-балльный шторм.

Остается только добавить, что людям, склонным к морской болезни, следует правильно выбирать место размещения на лайнере. Меньше всего качка ощущается на самом нижнем этаже в центре корабля, а самые неблагоприятные в этом плане каюты расположены на верхних ярусах на периферии судна. Поэтому, выбирайте место для отдыха с умом, и тогда путешествие принесет вам только положительные эмоции.