Археологический парк в пафосе как доехать. Агора, Одеон и другие исторические сооружения Археологического парка. Римские виллы с мозаиками

Археологический парк Пафоса – это лучший музей под открытым небом на Кипре. Находится он в гавани исторического города Пафос. Вход в парк смотрит прямо на Средиземное море, в его гавани. Чтобы зайти в него нужно заплатить порядка 3-4 евро за 1 человека. Археологический парк в Пафосе - это совокупность остатков архитектуры Древней Греции. Объединением ЮНЕСКО парк был занесен в список объектов культурного наследия мира (World Cultural Heritage List).
Главными и самыми древними экспонатами в парки являются:
1. Знаменитые мозаичные полотна на полах четырех римских построек, которые были домами Диониса, Тесея, Орфея и Айона, выложенные еще в 3-5 веках нашей эры. В мозаике имеются отклики древнегреческих мифологических мотивов.
2. Древние пещеры.
3. Катакомбы раннего христианского периода - базилики Лимениотисса, ОТНОСЯЩИЕСЯ К V веку нашей эры.
4. Древний театр Одеон II века нашей эры, в которых постоянно проходили театральные и музыкальные представления. В театре имеется зрительный зал с двумя входами, сцена и оркестровый зал.
5. Возле театра Одеон находятся остатки древней городской стены.
6. Центральная древнеримская площадь.
7. Храм бога медицины Асклепиуса. Эти строения датируются 2-4 веками н.э.
8. Перед театром Одеон была выложена центральная площадь Агора.
9. Франкский Замок Сорока Колонн, построенный этим народом примерно в 1200 году, после завоевания ими Кипра. Его выстроили на остатках византийского форта, но был навсегда разрушен в 1223 году.
10. Монументальные подземные Гробницы Королей. Эти сооружения были буквально вырублены в скальном грунте в 4 веке до нашей эры. Здесь хоронили представителей местной знати.
На территории парка Пафосе найдены остатки разных строений, возраст которых датируется временами, начиная с неолита и заканчивая 1700 годов нашей эры.
Дом Диониса – самый значимый объект археологического комплекса. Именно его первым обнаружили во время раскопок в 1962 году, а датой его возведения обозначили 2 век нашей эры. В 4 - 5 веках дом был разрушен землетрясением. Некогда жилище Диониса состоит из сорока комнат. На полах большинства комнат устелена мозаика. Главными сюжетами стали древнегреческие мифологические мотивы, сцены охоты. Самой древней мозаикой является та, что изображает монстра Сциллу, находится она между Сциллой и Харибдой и датируется 4 веком до нашей эры. Значит, эти полы принадлежали еще более древнему зданию, на месте которого и построили дом Диониса.
Дом Сезеуса огромен, его размеры 120 метров в длину и 90 метров в ширину. Его постройка датируется 2 веком нашей эры, но в течение последующих пяти веков претерпевало значительным перестройкам. В мозаике на полу этого дома в основном представлены мотивы мифов, которые связаны с владельцем дома, а также с Минотавром, Ахиллом и Посейдоном.

Первейшая достопримечательность Пафоса – огромная археологическая зона на широком мысу, вдающемся в море. На таком удобном месте, с трех сторон окруженном морем, рядом с удобной бухтой, не мог не возникнуть город.

Археологическая зона Пафоса на карте

Археологическая зона огорожена сеткой-рабицей. На территорию есть два входа и несколько выходов по периметру (в виде односторонней вертушки). Главный вход в археологический парк находится недалеко от гавани, за парковкой. Если вы стоите на городской автостанции Harbour, то надо пересечь парковку и идти вдоль забора по направлению к морю.

Билет стоит 4-50. Археологический парк работает 7 дней в неделю (мы были в понедельник) до 17 часов (летом – до 19-30).

Вход в археологический парк

Зона огромная. На ее территории разбросаны памятники различных эпох. Конгломерат времен: Древняя Греция, Рим, Византия, Средневековье, Османская империя – каждая цивилизация оставила след на этом клочке земли. Многое еще остается под землей и ждет своих исследователей-археологов.

В археологическом парке мы провели три часа. Обязательно возьмите при покупке билета план, потому что некоторые объекты без плана можно пропустить. Перед глазами расстилается большое, заросшее травой поле, и только на расстоянии пары метров можно, например, увидеть спуск в раннехристианскую церковь или катакомбы.

Римские виллы с мозаиками

Самыми ценными экспонатами музея считаются четыре римских виллы 3-5 вв. н.э. От самих вилл остались фундаменты, фрагменты стен, колонны, остатки купален, фонтанов и – самое главное – мозаичные полы. Именно благодаря этим уникальным мозаикам античный Пафос включен в список ЮНЕСКО. И сами виллы получили названия от персонажей, изображенных на мозаиках: виллы Эона, Тесея, Орфея и Диониса.

Виллы Эона, Тесея, Орфея расположены вместе, одна за другой, а вилла Диониса стоит обособленно.

Сразу за входом на археологическую зону дорога раздваивается: прямо и направо. Идите прямо, к морю, и этот путь вас приведет к вилле Эона .

Вилла Эона

Она была раскопана польскими археологами из Варшавского университета, и то, что мы видим сейчас, — лишь малая часть роскошной античной виллы. Этот зал получил название Зал приемов.

Мозаичное панно с геометрическим рисунком

Вокруг ее бесценных мозаик сооружен павильон. В одной секции – мозаики с геометрическим рисунком,

в другой секции с большим мастерством, из мелкой мозаики, с проработкой деталей и теней, изображено шесть сцен.

Слева — триумфальное шествие Диониса. Справа — музыкальное состязание Марсия и Аполлона

Царица Спарты Леда и Зевс

Стены виллы были покрыты фресками с изображениями Аполлона с Музами. Часть из них экспонируется в музее Пафоса.

Следующая — вилла Тесея . Над остатками виллы проложены мостки.

Вилла Тесея

Прямо под открытым небом лежит великолепная мозаика, изображающая схватку Тесея с Минотавром.

В центре — действующие персонажи этой истории: Тесей, схвативший Минотавра за рог, чуть в стороне — Ариадна. Вокруг медальона изображен лабиринт Минотавра.

Остатки фонтана

Вдаль уходит лента мозаичных полов. Представьте себе размер виллы.

А это, предположительно, центральная зала виллы Тесея с фреской, изображающей приготовление новорожденного Ахилла к первому купанию. Его мать, богиня Фетида, окунула ребенка в воды Стикса, чтобы он стал бессмертным. Только пятка, за которую ребенка держали при купании, осталась уязвимой.

находится возле самого моря. На ее самой большой из сохранившихся мозаике изображен играющий на лире Орфей в окружении животных. На другом панно изображен Геркулес в схватке с немейским львом, поэтому виллу иногда называют виллой Геракла.

От виллы Орфея даже сохранились колонны

Чувствуется, ветра здесь бывают нешуточные

Неведомые мне растения:

А мы направляемся к вилле Диониса – большому крытому зданию, в котором находятся большой фрагмент хорошо сохранившихся мозаичных полов.

Над мозаиками проложены мостки.



Помимо описаний на греческом и английском языках имеются таблички для слепых со шрифтом Брайля. Мы, честно говоря, были удивлены.

Описание мозаик для слепых

По периметру виллы проходит лента со сценами охоты.

Внутреннее пространство виллы занято и рисунками с сюжетами, и геометрическими узорами.

Поразительное многообразие узоров и включений. На рисунке ниже мы даже отыскали светофор.

Часть мозаик на территории археологического парка прикрыта пленкой и присыпана песком.

Мы решили, что над ними планируется построить навес или возвести павильон.

Эти присыпанные мозаики охранял внимательный усатый сторож:


Замок Сорока колонн (Saranda Kolones)

От виллы Диониса мы пошли к замку Сорока колонн, или Саранта колонес. Это квадратное массивное сооружение с двойными стенами, окруженное рвом.

Внешняя крепость имела 8 башен. За стеной был внутренний двор и непосредственно замок, уже с 4-мя башнями. Конструкция напоминает (т.н. «Донжон») в нормандском Кане.

В обоих случаях от замков мало что осталось. Пафосский замок Сорока колонн изначально возводили византийцы. Арабы его захватили и разрушили. Впоследствии его несколько раз восстанавливали и укрепляли, но после разрушительного землетрясения 1222 года махнули рукой и возвели портовую крепость на узком мысу, замыкающем бухту.

Среди руин замка выделяются серые гранитные колонны – именно из-за них византийский замок получил название Сорока колонн. Эти прочные представительные колонны, предположительно, были позаимствованы с агоры.

Гранитные колонны

Агора и Одеон

А мы тем временем передвигаемся ближе к агоре – бывшему торговому центру античного Пафоса.

Агора – абсолютный квадрат и, помимо ясно прослеживаемых очертаний, здесь ничего не сохранилось. Напрягаем воображение и представляем торговую площадь с лавками по периметру. Площадь заполняем древними греками, а в центре, скажем, ставим фонтан.

Агора, Одеон и маяк

Сразу за агорой поднимается крутой склон. Грех не использовать под амфитеатр. Правда, театр получился совсем небольшой, иными словами – Малый театр, или Одеон. Он подновлен и используется для проведения концертов.

За Одеоном виднеется самое молодое, но самое заметное строение археологического парка – Пафосский маяк. Маяк установлен англичанами в 1888 году. С любого места парка маяк притягивает к себе взор и служит ориентиром.

Вид от маяка в сторону моря

Вид от маяка в сторону города

Каменоломни и базилики

А мы идем вдоль моря и обнаруживаем, что травянистый склон обрывается к морю скальной стенкой. Скалы испещрены пещерами, и, видимо, использовались и для добычи камня, и как временные жилища.

Цветущие цикломены

В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III - II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка , который станет целью нашей сегодняшней экскурсии.

Прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию прослушайте "важную информацию".

Парк расположен на открытом месте и занимает большую площадь, поэтому ходить по нему придётся довольно долго. Очень рекомендуем спланировать его посещение либо с самого утра, либо совсем уж во второй половине дня. Солнце жарит летом нещадно, поэтому мало того, что будет днём очень тяжело ходить, так ещё и сгореть можно. Возьмите с собой крем "от загара", воду, а также хорошее настроение и... фотоаппарат.

Живущие в районе Пафоса знают как сюда добраться, а для остальных приведём GPS координаты парковки, которая западной своей частью просто упирается во вход в парк.

34.756279 32.410184 − парковка рядом с гаванью в Пафосе

Ну что ж, пора начинать! От места парковки или автобусной остановки подойдём к входу в парк.

В рассказах о Кипре мы часто пользуемся услугами "аудиогида". Сегодня не будет исключением. Давайте послушаем вводную часть, рассказывающую историю о "происхождении" Пафоса. Как ни странно, город Пафос на Кипре находился в разное время в разных местах − бывает такое. Слушайте пока рассказ, а мы дадим небольшую ремарку по этому поводу.

Палио Пафос (старый Пафос - Palio Paphos - Παλιά Πάφος) − совсем древний Пафос, который располагался в семнадцати километрах от теперешнего. Сейчас на этом месте находится деревня Куклия.
Нео Пафос (новый Пафос - Neo Paphos - Νέα Πάφος) − древний Пафос, расположенный на месте, куда мы сегодня приехали.
Като Пафос (нижний Пафос - Kato Paphos - Κάτω Πάφος) − прибрежная часть современного Пафоса, "оккупированная" в основном туристами.
Пано Пафос (верхний Пафос - Pano Paphos - Πάνω Πάφος) − деловой центр города, а также место проживания собственно пафовчан.
Деление на "като" и "пано" в общем-то условное.

Давайте предварительно познакомимся с тем, что нам предстоит сегодня посмотреть и попутно сориентируемся на местности. Как и в Курионе названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, а не по именам их хозяев. Сегодня четыре виллы − Диониса , Тесея , Орфея и Эона открыты для посещения. Кроме них интересны также древний амфитеатр (Одеон), Агора (форум) и руины замка "Сорока колонн" (Saranda Kolones Castle).

Глянем на их расположение на карте.

Мы видим, что ближе всего к входу расположены сразу три виллы − прямо по направлению от входа. Но почему-то "организованные" экскурсии начинают обычно с виллы Диониса, что находится чуть правее. Её легко отличить − она укрыта большим навесом. Вы лучше сами решите на месте куда идти сначала. Если приехали рано, то можно для начала открытые местности пообследовать, а потом перебраться "под крышу". Но мы уж начнём с Диониса.

Жилище Диониса (Вилла Диониса)

Можете включить как фон подробный рассказ о жилище Диониса , а мы дадим только краткую информацию.

Начнём рассказ с самой древней мозаики, случайно обнаруженной здесь уже при возведении навеса над основными экспонатами. Она самая древняя и датируется IV веком до н.э., то есть ещё доримскими временами Кипра. Мозаика изображает Сциллу − женщину, собаку и рыбу в одном лице. Так её описал когда-то Гомер в своей "Одиссее". Пока аудиогид доказывает нам, что Сцилла (Скилла − по версии гида) не всегда была чудовищем, а сначала была вполне себе нормальной девушкой, мы рассмотрим мозаику.

А теперь начнём осмотр более "современных" мозаик, относящихся к началу нашей эры. Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. В итоге совсем, бедняжка, зачахла, оставив от себя только свой голос − эхо. Ну а Нарциссу воздалось за это от богов. Увидев как-то своё отражение в воде Нарцисс так и не смог оторвать взгляд от себя любимого, за этим занятием и умер. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − в нарцисс.

Рядом с Нарциссом расположена ещё одна мозаика. В момент, когда мы были там, пришла англоязычная экскурсия. А экскурсоводом у них был большой такой негр... ну или может афрокиприот. И вот он, склонившись над мозаикой, задал вопрос присутствующим − мол что на ней изображено? И все начали играть в отгадайку.

Я тоже пытался отгадать, пока кто-то не произнёс four seasons, на что гид сказал − правильно! Я ещё тогда подумал, а при чём здесь модный среди россиян лимасольский отель с одноимённым названием? Но врубившись в перевод осознал, что речь идёт про времена года.

Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима. Ну что ж квест пройден, пойдём дальше. В этом доме смотреть и смотреть. Но мы сейчас покажем ещё одну фотографию и будем перебираться далее. А на более полный фотоальбом дадим ссылку в конце рассказа.

Насмотревшись на мозаики в доме Диониса, будем двигаться чуть обратно, но не к входу, а немного правее него. Нас там ждёт большое пространство, на котором представлены сразу несколько вилл: Эона , Тесея и Орфея .

Первым по ходу будет вилла Эона.

Она, как и Диониса, располагается в укрытом помещении. Эта вилла находилась как раз напротив дома тогдашнего римского проконсула. Наверно достаточно знатным был и его сосед, на территорию которого мы сейчас пришли. Здесь раскопки ещё продолжаются, но и по имеющимся в наличии мозаикам можно судить об этом. Предоставим слово для пояснения нашему аудиогиду. Правда гид считает, что мы будем двигаться сначала к Орфею, потом Тесею и наконец к Эону... а мы поступим ровно наоборот.

Для нашего рассказа я просто поясню, что именно здесь находятся мозаики филигранной работы − они выполнены из очень мелких кусочков, содержащих большую гамму цветовых оттенков, благодаря чему мастерам удалось добиться объёма в изображении лиц. Постарайтесь рассмотреть это, когда будете там. На фото трудно передать такие нюансы, но мы попробуем.

Мозаики датируются началом IV века н.э. − периодом распространения христианства на Кипре. Посмотрим сейчас на ещё одну из мозаик и пойдём дальше.

Дальше, по мере продвижения, нам встретится жилище Тесея. Оно находится уже на открытом пространстве. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул. Самое время вспомнить, что проконсула Сергия апостол Павел в 45-ом году сумел обратить в христианскую веру. Но эта вилла датируется более поздним периодом. Добравшись до её "окраины" можно запечатлеть один из самых "открыточных" видов Кипра, который мы поместили на нашей главной странице. Покажем почти тот же вид, но с другого ракурса. Самолёт в кадре напоминает, что рядом с Пафосом есть аэропорт.

Да, чуть не забыли про нашего аудиогида!

А теперь подойдём к одной из главных мозаик виллы, на которой Тесей готовится вступить в битву с Минотавром. Вкратце напомним эту легенду, описанную в википедии.

Минотавр (Μῑνώταυρος, бык Миноса) - по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. (тьфу! - прим. моё ) Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей).
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

Но кипрским гидам по душе больше другая легенда, основанная на рассказе Пеона Амафунтского, по которой Тесей покинул Ариадну на Кипре, где она умерла во время родов, и её могила была в роще Ариадны-Афродиты, которая находится как раз в Амафунте. Грустная история в общем. Кстати, почему я подчеркнул слово, догадываетесь? Амафунта или Аматус − это название одного из древних городов-государств на Кипре, по руинам которого можно побродить, добравшись до восточной окраины Лимасола. А Пеон был оттуда, значит ему виднее!

Ну вот теперь, наконец, смотрим на мозаику, посвящённую этому знаменательному событию: приготовлению Тесея к схватке с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Заметим, что эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.

Следующая легенда учит нас тому, что надо не забывать про обещания, даже если ты совершил много подвигов.

Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское.

Чуть поодаль находится ещё одна мозаика, посвящённая рождению знаменитого Ахилла. Пусть о ней пока расскажет аудиогид, а мы вкратце напомним ещё одну легенду, теперь уже об Ахилле.

Рождение Ахилла :

Приведём небольшую википедическую справку об Ахилле и о версиях о том, что с ним мать вытворила в детстве.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка - «Ахиллесова пята» - для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Остальные мозаики дома Тесея вы посмотрите сами или в крайнем случае в нашем фотоальбоме , а пока двинемся дальше... но не далеко. Чуть ближе к морю расположилась вилла Орфея.

Здесь тоже можно найти несколько мозаик.

Замок Саранда Колонес (Saranda Colones castle)

Покидаем это место трёх вилл и выйдем снова на дорогу, приведшую нас от входа в парк к жилищу Диониса, которое мы посетили в первую очередь.

Доходим до развилки. Если пойти налево, то как раз к Дионису снова попадём, а если направо, то согласно указателю нас ждут руины замка Сорока колонн (Saranda colones). Сворачиваем и идём. Через двести с небольшим метров откроется территория, на которой находился этот замок, и остатки которого нам предстоит сегодня поисследовать.

Крепость была возведена в VII веке византийцами. Для строительства её стен использовались фрагменты более ранних античных сооружений, в том числе базальтовых колонн − отсюда и произошло её название.

В 1191 году этот замок, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце. В начале XIII века крестоносцы укрепили крепость, но вскоре она была практически полностью разрушена землетрясением 1222 года. Уцелели лишь две изящные ажурные арки и мощные подвальные помещения, по которым можно судить об оригинальной планировке замка.

Замок имел в основании форму квадрата с длиной стороны 10 с небольшим метров с квадратными же башнями в каждом углу. Главный вход проходил через пятую башню на восточной стороне, имевшую форму подковы. По периметру замок был окружён стенами трёхметровой толщины с восемью башнями, а вокруг пролегал ров, через который был переброшен деревянный мост для прохода в крепость. Давайте глянем на план крепости и на фото, снятое с воздуха, чтобы лучше представлять, где мы будем сейчас ходить.

Ну а теперь можно неспеша побродить по замку и поразглядывать его потаённые уголки.

Остальные фотографии вы увидите в нашем фотоальбоме, а пока двинемся дальше.

Одеон и Агора

Возвращаемся снова на дорогу, где мы встретили указатель, и движемся по направлению, куда указывает надпись Odeon. Метров через двести пятьдесят приблизимся в краю Агоры. Собственно это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки. Нам пришлось отойти в край площади, чтобы захватить их вместе.

Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Да и сейчас в греческом языке слово агора (αγορά) означает место торговли, например "псарагора" (Ψαραγορά) не что иное, как "рыбный магазин". А теперь подойдём к Одеону или, иначе, к древнему амфитеатру.

Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя.

Сегодня амфитеатр частично восстановлен. Отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы, как и на Курионе , здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления. Так что у вас есть шанс посетить Одеон, выступающий в роли современного театра.

Близ Одеона находятся руины асклепиона, возведённого в своё время в честь бога врачевания Асклепия.

Ну вот на этом познавательная часть нашей экскурсии практически закончена. Если остались силы, то можно дойти до стены, окружавшей когда-то город. Подошли и мы.

Вы наверно заметили, что на последних снимках что-то маячило у вас в глазах. Да, это пафосский маяк. Давайте уж подойдём, тем более, что по нему можно немного полазать, чтобы сделать несколько снимков с "верхотуры".

Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами "всего лишь" в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.

Наша прогулка по парку закнчивается. Ну а если она затянется до вечера, то вы сможете наблюдать здесь очень красивые закаты! :)

Зачем ехать. Если вы были в Помпеях или поднимались на Акрополь, археологический парк Пафоса может вам показаться простеньким. Но в масштабах Кипра это важнейшая достопримечательность, демонстрирующая тесные, уходящие в глубину веков культурные связи острова с материковой Грецией. Постройки и мозаики античной эпохи неизменно вызывают у туристов большой интерес.

Как добраться. Рядом с парком находится автовокзал Пафоса, но это, к сожалению, не тот автовокзал, куда приходят междугородные рейсы. Тот, Пафос-Каравелла, находится в 3 километрах к северо-востоку. Поэтому приехав из Никосии, Ларнаки или Лимассола, необходимо пересесть на автобус маршрутов 610 или 618. Тем, кто едет из района Корал Бэй, где любят отдыхать русские туристы, проще: автобус пригородного сообщения 615 привезёт их на автостанцию Пафос-Като, от которой до входа в Археологический парк совсем недалеко.

Если кто не знал, на Кипре левостороннее движение. Т.е. если брать машину напрокат, нужно все время быть начеку и стараться не выезжать по привычке на правую полосу, которая на острове встречная. Если все же вы рискнули взять машину напрокат, то для экскурсии в археологический парк Пафоса подойдет парковка, занимающая обширное пространство возле автостанции Като.

Как попасть. Доступ открыт круглогодично, за исключением нескольких религиозных праздников. В высокий сезон, с середины апреля по середину сентября, музей открыт с 8:30 до 19:30, в остальное время сотрудники запирают ворота в 17 часов. Вход платный, билет стоит 4.50 евро. Есть возможность сэкономить, если купить комплексный билет, позволяющий в течение одного, трёх или семи дней посетить все ценные достопримечательности острова без дополнительных расходов. Как мы убедились, недельный билет оптимален. Он стоит 25 евро и если осмотреть всего 6 музеев, то все следующие пойдут уже приятным бонусом.

Что делать. Взять с собой воду, друзей, хорошее настроение и зонтик (зонтик обязательно, днём кипрское солнце жарит нещадно, а спрятаться от него в археологическом парке негде), приготовиться к нескольким часам ходьбы и начинать экскурсию. Археологический парк Пафоса уже с первых шагов настраивают людей на встречу с прекрасным: стены касс украшают мозаики с типичными для античной эпохи сюжетами.


Мозаика, украшающая стену кассового павильона Площадь парка около 80 гектаров, это примерно 100 футбольных стадионов. К счастью, не обязательно перепахивать ногами все огромное пространство, достаточно посетить несколько самых ценных объектов, включая виллы Диониса, Тесея и Эона, где сохранились мозаичные изображения, созданные две тысячи лет назад. Также интерес представляют форум римских времён, небольшой театр и бывший храм Асклепия.

Здание театра прекрасно сохранилось Экскурсия была бы более увлекательной, выбери мы для неё подходящее время. По-моему, летом лучше посещать археологический парк Пафоса или с утра, или ближе к вечеру. Днём жара просто убийственная. Я особенно негодовал по этому поводу, раз уж меня оторвали от наслаждения пляжем, и старался испортить настроение другим, сравнивая увиденное с Помпеями. Мол, вот в Помпеях-то амфитеатр куда вместительнее, в Помпеях территория побольше, в Помпеях мозаики красивее. Друзья потом начали меня просто шпынять, и правильно делали: мозаики в Пафосе очень даже ничего, если говорить, положа руку на сердце. Да и в целом парк мне понравился, вот только страшная жара давила на психику. Не повторяйте нашей ошибки, не ходите на экскурсию в то время, когда, кажется, плавится земля.

Питание. Как я уже говорил, перед походом в парк нужно запастись водой. Едой не обязательно, на жаре есть особо не хочется. Поесть можно возле входа в парк, на набережной, где находится сразу несколько ресторанов, специализирующихся на кипрской кухне.

/ Археологический парк Като-Пафос

Археологический парк Като-Пафос

(греч. Κάτω Πάφος Αρχαιολογικό Πάρκο; Англ. Kato Paphos Archaeological Park)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно, в зимнее время (с 16-ого сентября до 15-ого апреля) с 08.30 до 17.00, в летнее время (с 16-ого апреля по 15-ое сентября) с 08.30 до 19.30.

Как добраться: Като-Пафос растянулся вдоль береговой линии Пафоса и возведён вокруг средневекового порта. Ориентирами послужит Пафоский замок и белоснежный маяк. Главное – не пропустите вход и кассы, иначе уйдёте далеко вдоль берега.

Археологический парк Като-Па́фос − археологический музей под открытым небом, близ гавани Като-Пафоса. Здесь всегда много туристов, а целью столь пристального изучения являются здешние античные мозаики, прекрасно сохранившиеся за долгие века.

Наиболее известные мозаики находятся в так называемой вилле Диониса − развалинах древнего особняка богатого горожанина Пафоса, относящихся к римскому времени. Во времена своего существования особняк насчитывал несколько этажей и занимал площадь порядка 2 000 квадратных метров. Аристократа этого звали, естественно, не Дионис, имя это место получило из-за одной из самых красивых мозаик, обнаруженных здесь, названной «Триумф Диониса».

Схема Като-Пафоса


Самые древние мозаики виллы Диониса имели простой геометрический рисунок и набирались из гальки белого, чёрного и коричневого цветов. Для более поздних мозаик применялись обрезанные камни. Пол атриума украшен мозаиками со сценами охоты. Эти сюжеты пришли на Кипр из северного ; этим можно объяснить наличие изображений животных, никогда не встречавшихся на острове. Мозаичные клейма атриума обрамлены орнаментальными поясами.


Пол комнаты таблинум − одной из самых больших в доме − украшен богатым мозаичным ковром. С трёх сторон центральную часть мозаики окаймляет широкая мозаичная лента с орнаментальным узором в виде виноградных стеблей. В одном из коридоров, мозаика иллюстрирует миф о Федре и Ипполите. Федра, супруга афинского царя Тесея, влюбилась в сына своего мужа от первого брака, Ипполита. В одной из комнат мозаика передаёт момент похищения Ганимеда Зевсом, превратившимся в орла. На мозаике Зевс предстаёт в виде огромного орла, похищающего обнажённого Ганимеда.


Мозаика, давшая имя всей вилле, известна, как «Триумф Диониса» − бог виноделия изображён на ней сидящим на колеснице, запряжённой двумя леопардами. На мозаике, также, изображены и другие персонажи: такие, как лесной бог Пан, Сатир, который считается свитой Диониса, а также, бог рек Силен. Любопытно, также, взглянуть на мозаику эпохи эллинизма, под названием «Сцилла», сделанную из гальки чёрного и белого цветов. Сцилла в древнегреческой мифологии представляла собой ужасное морское чудовище и здесь изображена с головами собак и хвостами дракона. Сегодня мозаики находятся под специально сконструированной крышей, уберегающей их от непогоды и воздействия жаркого кипрского солнца.


Кроме прекраснейших мозаик на вилле Диониса при раскопках было обнаружено множество древних предметов, относящихся, как к периоду Римской империи, так и к эллинистическому времени. Были найдены монеты, украшения, кухонная утварь, посуда и некоторые другие бытовые предметы, представляющие ценнейшие исторические артефакты.


На территории археологического парка Като-Пафос расположены ещё несколько разрушенных вилл богатой знати острова, таких, как вилла Тесея, вилла Орфея и вилла Эона. Напольные мозаики относятся к III - V векам нашей эры. Имена персонажей картин переданы на размещённых рядом с образами греческих надписях. Наиболее известная из мозаик, датированная III веком нашей эры изображает поединок Тесея и Минотавра.


Помимо многочисленных мозаик в Като-Пафосе сохранились руины и более внушительных сооружений. Например, руины Саранта Колонес − византийской крепости, основанной в VII веке для защиты города и гавани Пафоса от арабских набегов. Название крепости связано с множеством гранитных колонн, преобладавших в её внешнем облике. Внешний замок состоял из крепостных стен в три метра толщиной с четырьмя массивными круглыми башнями по углам, а главные крепостные ворота располагались с восточной стороны и имели форму подковы. В 1191 году эта крепость, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце.


После полного разрушения крепости крестоносцы не стали восстанавливать Саранта Колонес. Вместо этого была возведена новая цитадель в западной части гавани, сохранившаяся в перестроенном виде до наших дней под названием Пафосский замок.

Весьма любопытно взглянуть на Агору. Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Её постройку относят к первой половине II века нашей эры.


Непременно стоит посетить Одеон. Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа, и в античные времена он имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя. Современный вид он приобрёл в III веке нашей эры.


Сегодня Одеон частично восстановлен. Отреставрирована половина амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, где теперь, в летние месяцы, под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления.


Рядом с Одеоном расположен маяк. Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами «всего лишь» в 1888 году.


Если Вас интересует не только синяя гладь моря и безупречный отельный сервис на Кипре, а Вы, также, интересуетесь историей, культурой и архитектурой этого острова, тогда Като-Пафос – это именно то, что Вам нужно! Бурная история Кипра и его потрясающие античные мозаики никого не оставят равнодушным.

Читайте, также:

Туры на Кипр спецпредложения дня