Из парижа в нормандию на машине. По Нормандии на общественном транспорте - реально? Нормандия для начинающих

Добрый день!

Собираемся с мужем в июне во Францию, уже купили авиабилеты (СПб-Париж-СПб), но вот маршрут пока никак не складывается... Слишком много всего хочется посмотреть:-)) Как оказалось, больше всего мест, которые мы себе запланировали,находятся в Нормандии. В связи с этим и возник вопрос:
Подскажите, пожалуйста, реально ли, передвигаясь общественным транспортом, посмотреть Живерни, Руан, Этрету, Онфлер, Мон Сен Мишель? Сколько дней на эти места запланировать? И где лучше бронировать гостиницу, чтобы удобно было добираться до всех городов?

Я ездила в прошлом году в Руан поездом из Парижа - выехала в районе 9 утра, вернулась часам к 8 вечера. Я очень впечатлилась, очаровательный город, изумительный главный собор и исключительные церкви и соборы поменьше. Но мне хватило одного дня, чтобы осмотреть старую часть города и даже завернуть в местный музейчик кованых изделий.
В Живерни я была проездом летом, но на машине - по сложившимуся у меня печатлению - добраться общественным транспортом (поезд+автобус) очевидно возможно, но с трудом, в основном туда приезжали туристическими автобусами и машинами.
В остальных местах не была, поэтому советовать не берусь.

Galinka2009 , спасибо!

В Живерни нетрудно добраться, я узнавала. Вопрос в том, возвращаться ли в этот день обратно в Париж или ехать в Руан? Тогда куда деть вещи, пока гуляем по Живерни?
И если жить в Руане, реально ли самостоятельно добираться до достопримечательностей, которые я перечислила в первом сообщении? Может, какие-то из них можно объединить в один день?

А у Вас сколько дней на поездку вообще? И много ли времени хотите провести в Париже? При всей моей любви к провинциальной Франции - сначала нужно понять, сколько Вам нужно для Парижа, а потом все остальное можном попытаться втиснуть в остаток времени...


Цитата:
Абсолютно реально - пару лет назад продела такой маршрут лично.
Гостиницы брала в Руане (3н), МСМ(2н) и Сан-Мало (у нас дальше путешествие шло). В процессе путешествия пожалела, что не взяла на денек в Этрета - пришлось только пооблизываться в течение дня.


Цитата:
Ничего подобного!


Цитата:
Я тогда сразу ехала в Руан - смотрела и все такое, а из него в полный день ездила в Живерни, а во второй Этрета - и то и то очень удобно. Поэтому и брала в Руане 3н. И не стоить жалеть, что из Парижа в Руан проезжаете Живерни - зато с вещами доберетесь по прямой без плетуханий, а в Живерни вернуться из Руана очень удобно.


Цитата:
И не в коем случае не надо ничего втискивать! - только все впечатление испортите. По провинции надо путешествовать полноценно и не спеша, а если не видели еще Парижа - надо сперва осваивать Париж, или в другой раз. Не советую все месить в один флакон.

Хм....
Цитата:
Она мне очень нравится, но я нетерпеливая, и больше дня в одном городе (то есть иногда день и ночь в отеле) - навернув пару кругов по все достопримечательностям за три-четыре часа, я обычно прикидываю, в какой бы близлежащий городок еще метнуться за впечатлениями:).... и когда после этого можно будет вернуться в Париж.

Galinka2009,
у нас будет 10 дней, правда 10-й можно не считать (улетаем рано), а вот 1-й практически полноценный - прилетаем в 10 утра.
Я, кстати, тоже нетерпеливая:-)) всегда хочу объять необъятное - неизвестно ведь, вернусь ли я еще в эту страну... столько всего еще не видела...

Наверное, любители Парижа меня не поймут, но на этот город я планирую потратить дня 3, не больше. Почему-то он меня совсем не привлекает (может, потом изменю свое мнение:-)), из-за этого раньше вообще не рассматривала Францию, как объект для путешествия. Пока не наткнулась на форуме Винского на несколько отчетов по провинциям и на фотографии Мон Сен Мишеля. Ну, а побывать во Франции и не увидеть Париж - на такое я не решилась:-)) Но все-таки он не является приоритетом...

Mademoiselleka,
а на чем Вы добирались из Руана в Этрету и Онфлер? Сколько это занимает времени (по карте смотрела - вроде недалеко...)И сколько времени нужно потратить на осмотр этих городков?

9 дней - это отлично! Вам конечно было бы логично закольцевать маршрут, но тут возникает небольшая сложность. Как я понимаю, в Мон Сен-мишель добираются обычно через Ренн, Понторсон и Caen. Но если пытаться сделать перезд Ренн-Руан или наоборот, сайт ж/д сообщения voyages-sncf.com не выдает прямого сообщения между ними - получается все через Париж....
Вдохновившись поставленной задачей, я прикинула как один из вариантов следующее:

Париж - Мон Сен Мишель - Париж -Руан - Париж
Получается что из Руана Вы сможет посетить Живерни, Этрета и Онфлер, то есть там стоит ночевать ночи три...
А вот с Мон Сен Мишель посмотрите по отзывам, есть варианты как обернуться за один день, так и сделать одну ночевку в Rennes. В принципе, если Париж не в приоритете, как раз есть шанс получить немножко впечатлений еще и от Рена:))) Или как вариант можно посмотреть по датам и купить однодневную организованную экскурсию из Парижа в Мон Сен-Мишель....

Тогда (если остановиться на ночевке в Rennes) может получиться следующее - хотя вариантов тут масса:
1 день - Париж
2 день- переезд в Рен + Мон сен-мишель, ночь в Рене
3 день - возвращение в Париж и наверное как вариант сразу переезд в Руан
(только придется между вокзалами переехать)
Там можно в заисимости от желания провести дня 3 с выездами по Нормандии,и потом уже вернуться в Париж (допустим в 6 день)
Если Париж не в приоритете, можно даже еще один город глянуть, например Реймс.

Единственное - с вещами много переездов получается, утомительно!

Galinka2009, спасибо Вам большое за отзывчивость!

Теперь я вся в раздумьях - мужу очень хочется прибавить Эльзас, хотя бы 2 дня (на Страсбург и Кольмар), как их впихнуть??? Придется отказаться от чего-нибудь...

Кстати, я только что обнаружила, что еще 1 марта на форуме Инфранс разместили план экскурсий Альянс-Вояжа на весь год. И получается, что в наш предпоследний день (накануне вылета домой) у них есть экскурсия в Мон Сен Мишель на целый день за 57 евро с человека. Так что, наверное, обратимся к ним...

Тогда, может, такой маршрут:
1 день - прилет, гуляем по Парижу
2 день - Париж
3 день - Париж
4 день - переезд в Страсбург, ночь в отеле в Страсбурге
5 день - Кольмар, возвращение в Страсбург,
6 день - переезд в Париж, гуляем по Парижу (или съездить в Живерни)
7 день - один из замков Луары
8 день - Живерни (если не съездили в 6 день)или что-то еще
9 день - МСМ
10 день - вылет домой.

Как-то мне не очень пока нравится:-(((

Да,я там тоже нашла расписание- однако на время моей поездки они, очевидно, тоже решили устроить себе отпуск:)) 57 евро на человека - это просто супер цена, берите! Я прикинула, что на 6-7 мая, если я вдруг решу завтра-послезавтра зарезервировать, это будет около 80-90 евро, а так как я обычно покупаю билет накануне - это будет ну очень дороже.... Опять же - автобусом проще.
Про Эльзас - послушайтесь мужа:)) Страсбург - это сказка, такая с легким налетом Германии, его очень стоит посетить, от Парижа на скоростном около 3,5 - 4 часов. Кольмар - мило, но старая часть, там где "маленькая Венеция" очень небольшая.
А зачем Руан выбрасывать? Он близко от Парижа, часа полтора на поезде. Может, в 5 день поздно вечером вернетесь в Париж, а 6 съездите в Руан и/или Живерни?

Жаль, что на Ваши даты у Альянса ничего нет... А Вы посмотрите вот в этой фирме -http://www.francetourisme.fr/uk/mont-sa … rsion.html У них, правда, дороже, но больше вариантов экскурсий и есть возможность забронировать заранее. Информацию про них я нашла на каком-то форуме, отзывы были тоже хорошие.

В Эльзас я тоже очень хочу, в Кольмар даже больше, чем в Страсбург, он мне по фото напомнил Ротенбург в Баварии, где нам очень понравилось...

Наверное, тогда в Живерни съездим или на 3-й, или на 6-й день, а в 8-й день - в Руан. Как думаете?

О, спасибо за ссылку!!!
Про Живерни - я по-прежнему не могу сказать, как туда добираться общественным транспортом. Sncf, если попросить Париж-Живерни, выдает станцию Vernon, значит оттуда надо еще автобусом. То есть по времени это займет достаточно тоже практически весь день. Главное- чтобы погода была хорошая и все зацвело!


Цитата:
"Хоботов, не мельтеши!" :)))
Не надо таких метаний - лучшее время проведете в поезде о чем будете очень жалеть! :)
Итак давайте по пунктам...

Цитата:
Разумная прога, но Руан вылетает полностью. + Все время мотаетесь через Париж, оно конечно через него все дороги идут, но так у Вас получиться экскурсия по "всем вокзалам Парижа" :) а не поездка.
Чем летите? Возьмите АирФрансе, по цене зачастую тоже, что и Аэрофлот, а можно неплохо оказаться в нужно точке за те же деньги.

Попробуйте так по дням:
...

(пардон, сорвалось сообщение)
Попробуйте так по дням:
1) Перелет Москва-Париж-Страсбург (или переезд в Страсбург прям из ШДГ - 2,5-3ч 60-90е, если авиабилеты уже на руках).
2) Кольмар (30мин 11е)
3) Тут вопрос - откуда в Ваше плане взялась Луара? ;) Вы решили ВСЮ Францию в 10 дней сжать? - очень не советую! Из Страсбурга можно перебраться удачно на Луару, но долго (более 3ч в поезде) и с нее очень трудно выбираться на север. Так что совет: Вам ехать с востока на запад - оптимально через Париж. Оставьте Луару в покое на следующий визит, замков Вам и с МСМ пока хватит - не пытайтесь растащить себя в три разные стороны из Парижа.
Тогда 3-й день: Страсбург-Париж.
4) Париж
5) Париж-Руан (10-21е 1-1,5ч)
6) Этрета
7) Живерни
8) Руан - МСМ (пересадка через Каен 40-50е 4ч)
9) МСМ-Париж (55-75е 3-4ч)
10) Вылет

Можно (возможно даже оптимальнее) закрутить всю эту прогу ровно в другую сторону с тем же порядком. В МСМ надо тогда ехать из ШДГ напрямую через Рен и Понторсон.
Про Этрета и Живерни сейчас отдельно напишу. :)


Цитата:
Прокатиться на день - не стоит: долго ехать, с пересадками. Съездить с ночевкой - стоит, особенно с детьми-подростками: это корсарский форт! ;)

Цитата:
Спасибо большое, но на полноценные я не сподабливаюсь по причине несказанной лени. :-Р Размазываю все мысли тут по форуму. :)

Цитата:

Но если пытаться сделать перезд Ренн-Руан или наоборот, сайт ж/д сообщения voyages-sncf.com не выдает прямого сообщения между ними - получается все через Париж....
мы ехали из Руана до Бреоте (30 мин 9,9е), потом автобус №17 (специально стыкуеться по поездам из Руана/Парижа) (30 мин) http://www.etretat.net/office_de_tourisme_etretat/pages/bus_etretat.php так же назад.
Можно еще через Гавр.

В Живерни:
из Руана до Вернона (40 мин 9,6е), потом на офф. сайте предлагалось взять такси за 12е, но мы приехали на спецавтобусе, которые курсируют там чуть ли не каждый час и ждут уже у вокзала - пропустить их трудно, расписание назад можно взять прям в автобусе. Идет он несколько минут.

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Как увидеть больше и лучше.

Аренда машины во Франции

Аренда автомобиля во Франции – дело стандартное. Никаких особых премудростей нет. Мы подробно писали о процессе в , а . Посоветуем здесь только сайт , на котором можно без труда зарезервировать себе автомобиль.

В этой статье мы предлагаем вам неспешное путешествие по Нормандии примерно на одну неделю. При желании вы можете уложиться и в 3-4 дня. В таблице приведен весь маршрут, с трассами, километрами, расходом бензина и стоимостью платных дорог. А сейчас опишем пункты остановки и вы сами сможете выбрать, что для вас интереснее.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли , или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем, что этот собор при разном освещении 30 раз изобразил Клод Моне, и тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане. Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Мон е – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества.

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по этой ссылке .

День второй

Едем дальше. Небольшой город ( Dieppe ) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьепп находится в 82 км от Руана.

Далее, после обеда, едем в город ( Etretat ). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах. От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции - Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные), поэтому иногда машину придется оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета , гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке (Honfleur). Его уж кто только не рисовал. Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева, в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле , предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле .

День четвертый

Утром сходите на пляж Довиля, если погода позволяет (она обычно не радует этот регион), а дальше направляйтесь в Кан (Caen), не будьте русскими журналистами, не путайте с Каннами. Это два абсолютно разных города. И, к сожалению, Кан – это далеко не . Но зато, отличный город с огромным, чуть ли не самым большим в Западной Европе, средневековым замком. Его возвел тот самый Вильгельм Завоеватель, нормандец, покоривший . После него уже больше никто не смог. До Французской революции он был здесь и похоронен.

Кан находится в 42 км от Довиля. По дороге загляните в Cabourg, прославившийся своим фестивалем, пляжем, казино, ипподромом и Гранд Отелем. В Кане следующая ночь. Выбирайте отель или комнату .

День пятый

Отдыхайте, наслаждайтесь морем, Бретанией, Францией. Смотрите отели .

А на следующее утро назад, в !

До столицы из Сен-Мало – 368 км и примерно 5 с половиной часов в пути. Всего вы проедете по нашему маршруту около 1000 км, потратите примерно 100 литров бензина и получите чуть больше чем гору, размером в Мон-Сен-Мишель, удовольствия.

Изучайте нашу таблицу, оставляйте комментарии о своих поездках и счастливого пути!

Общественный транспорт Нормандии развит достаточно хорошо, поэтому удобен и для туристических передвижений. Практически в каждом городе есть своя автобусная сеть, а в городах Кан, Гавр и Руан также функционирует трамвайная линия.

Автобусы в Нормандии

В городе Кан имеется 20 городских автобусных линий, которые позволяют быстро и удобно добраться в любую точку города. Время ожидания автобуса зависит от маршрута, но в среднем составляет примерно 15-30 мин. График работы автобусных линий различается, поэтому лучше уточнить его .

Также по городу в ночное время суток курсирует автобус NOCTIBUS. Он ходит каждые полчаса в четверг с 00:30 до 05:00 и каждый час в пятницу с часа ночи до 05:00. В субботу последнее отправление ночного автобуса 06:00.

Трамваи в Нормандии

Трамвайные линии Кана делятся на две ветви А и В, они охватывают практически все крупные объекты. Между станциями Коперника и Пуанкаре, линии А и В имеют одинаковый маршрут. Курсирует каждые 8 минут на линии А и В, и каждые 4 минуты на общей линии между станциями Пуанкаре и Коперника. Трамвай работает с 05:30 до 00:30 с понедельника по субботу и с 08:30 до 00:30 по воскресеньям. Маршруты можно посмотреть .

Одним из самых популярных видов общественного транспорта в Руане является трамвай. Сейчас в Руане поезда ходят по двум маршрутным линиям: Ligne Technopôle и Ligne Georges Braque. Первый поезд стартует в 04:30 утра, а последний в 23:00. Интервалы между поездами в будни составляют около 4 минут, достигая 10 минут в выходные.

Билеты на «метро» действительны те же, что и на другой общественный транспорт города. Билет на одну поездку позволяет ехать в течение одного часа на всех видах общественного транспорта, включая 6 пересадок.

Билеты

Билет на одну поездку составляет 1,35 € в городе Кан, 1,50 € в Руане, в остальных городах проезд обойдется примерно в 1,20 €, действителен в течение одного часа с первого прохода. Билет на неограниченное количество поездок, действительный 24 часа с момента первого прохода обойдется в 3,75 € в городе Кан, 4,40 € в Руане остальных городах проезд обойдется примерно в 3,40 €. Билет можно приобрести на трамвайных и автобусных остановках.

Бретань, Нормандия.
День четырнадцатый. 2 октября. К сожалению я забронировал в “Отеле де Роше” только одну ночь. Эх, остаться бы здесь хотя бы денька на 3. Никуда не торопясь погулять по берегу моря, сплавать на прогулочном кораблике на “Семь островов”, но увы…

Прогулочные катера, отправляющиеся на “Семь островов”.

Нас ждёт “Тропа таможенников”. Я долго изучал план Перро-Гирека, и, наконец, решил, что нам надо подъехать на стоянку в середине тропы.

“Тропа таможенников” на плане Перро-Гирека.

Однако балалайка заупрямилась и отказалась распознавать нужную улицу. Пришлось дать ей адрес дальнего конца тропы. В результате она привела нас в самую престижную часть Перро-Гирека к пляжу Трестрау (Trestraou), где находятся Гранд-Отель, Казино и прочие прелести курортной жизни.

Мы оставили машину на большой и абсолютно пустой парковке, обсаженной пальмами, и вышли на променад.

Судя по карте “Тропа таможенников” начиналась на западном берегу бухты. Мы довольно бодро миновали пляж, прошли мимо частных владений и действительно вышли на тропу.

Она петляла по краю обрыва, красивых скал не наблюдалось и лишь вдалеке был заметен каменистый мыс. Когда я прикинул, что до него нам идти не меньше часа, да потом столько же возвращаться обратно, то решил не тратить драгоценное время, а вернуться в Плумана’к и выйти на тропу с другой стороны.

Это повлекло за собой явное недовольство супруги. Перед поездкой она никогда не читает путеводители и отчёты, оставляя всё на меня, поэтому зачастую просто не знает, что мы увидим. Я то знал, что хочу посмотреть и показать жене, ей же было просто приятно гулять по берегу моря. До развода дело, к счастью, не дошло. Примирила нас… часовня розового гранита во имя Нотр-Дам де ля Кларте. Этот храм, не столь роскошный, как церкви приходских участков, оказался очень достойным.

Мы благополучно вернулись в Плумана’к, припарковались на площади и вышли на тот самый пляж, который видели накануне вечером. Вот только пляжа как такового уже не было. Вода поднялась почти вровень с гранитной стенкой.

Часовня, стоящая на пляже, превратилась в островок.

Тропа вновь свернула в сосновый лес и вскоре мы оказались на Берегу Розового Гранита. Пытаться описать это словами невозможно. Это просто надо видеть!

Огромные гранитные глыбы, иногда застывшие в весьма неустойчивом положении, прибрежные скалы о которые разбивался прибой, яркое солнце и сильный ветер – вот наши впечатления от Берега Розового Гранита.

Из того же материала построены маяк, часовня, чьи то частные владения и центр туристической информации (был закрыт).

Время, необходимое природе для разложения мусора. Очень наглядно.

Вдали в море были видны “семь островов”.

Спустились к базе спасателей, там настоящие спасатели наряжали в комбинезон какого-то месье, а его друзья фотографировали.

От ангара, где стоит катер спасателей, в море ведут рельсы. Я так понял, что это слип, чтобы быстро спускать катер на воду, а затем вытаскивать его на берег лебёдкой.

Дошли до скал, называемых “замком дьявола”.Отсюда была хорошо видна дальняя часть тропы, где мы были утром.
Вернулись к машине через город, дошли буквально за 15 минут. Если бы возвращались по берегу, то зависли бы ещё минимум на час. Тане очень хочется остаться здесь вернуться сюда… когда-нибудь.Мы отправляемся дальше на восток в Сен-Мало, но по пути решаем заехать на мыс Фреель (Cap Frehel). Это, пожалуй, единственная достопамятность, которую мы можем сегодня себе позволить. На остальное просто не хватит времени. Дорога на мыс Фреель очень живописна, идёт по берегу моря. В посёлке Плёэрель-Пляж (Pleherel-Plage) останавливаемся на смотровой площадке.

Плёэрель-Пляж. Вдали справа – мыс Фреель.

Дорога идёт высоко над берегом моря, слева по ходу открываются замечательные панорамы.Кое-где народ накатал неофициальные парковки – пятачки вдоль дороги на несколько машин. Въезд на Кап Фреель платный – 2 евро. Платим, проезжаем ещё метров 800 и останавливаемся на парковке. Здесь стоят машины с номерами почти всех стран Европы. Много английских машин – им сюда совсем близко. Попалась даже Шкода из Чехии, но у нас номера – самые экзотические 🙂 На мысе Фреель стоит маяк (принадлежит ВМС).

Отходим от обрыва подальше и идём к башенке, стоящей на оконечности мыса. Когда-то здесь явно были постройки, может быть казармы или артиллерийские батареи. Сейчас всё открыто и доступно. Под ногами – такие же плиты розового гранита, как и сотней километров западнее.

На обратном пути съезжаю вниз к пляжу, Таня идёт к морю, а я просто стою и смотрю на воду.

Просто пляж в Плёэрель-Пляж. Вид на мыс Фреель с пляжа.

По дороге в Сен-Мало заехали в сельпо буланжри-патиссри в деревне Фреель. В наличии свежий хлеб, кое-какие продукты и целый стеллаж вина 🙂 .

Едем в Сен-Мало через Динар.

Недолго стоим в пробке у плотины приливной электростанции. Дорога сужена, идёт ремонт.

Навстречу – вялотекущий хвост из машин, люди едут с работы домой. С плотины электростанции открывается замечательный вид на Сен-Мало.

Снимок кривой, сделан на ходу из машины. Но лучше такой, чем вообще никакого.

В городе у нас забронирован Ибис-Бюджет Центр. На самом деле до центра оказалось неблизко. Машину я почему-то решил поставить в платный гараж – 8 евро за ночь, хотя у отеля была своя (битком забитая маленькая) стоянка.

Поехали в центр, покрутились вдоль парковок под стенами города и, наконец, встали довольно близко от главных ворот.

Все парковки вокруг “Интра мурос”(Intra Muros) – города внутри крепостных стен – платные с негуманным тарифом 20 сантимов за 15 минут. Хорошо ещё, что после 19.00 бесплатно. Настояли на 1 евро 20 сантимов.

Парковки у стен Сен Мало. Фото сделано на следующее утро.

Поначалу Сен-Мало разочаровал. Я читал о том, что город был серьёзно разрушен в 1944 году и восстановлен по старым чертежам и рисункам. Похоже, что восстановление велось также, как и у нас. На узких средневековых улицах стоят огромные шестиэтажные дома из серого гранита.

Кое-где действительно попадаются старые постройки,

Парочка действительно старинных домов у главных ворот.

но в целом город производит впечатление ансамбля сталинской архитектуры с поправкой на местные обычаи и стройматериалы.

Дома довольно однотипные, иногда встречается этакая “пролетарская классика”. Даже собор не производит особого впечатления.

Одинокая часовенка начала XVII века. В Боне или Ванне я бы и внимания на неё не обратил. Улочка в Intra Muros.

На центральных улицах множество бутиков, ресторанчиков с дарами моря (цены куда гуманнее, чем в Плумана’к), блинных.

Кондитерская лавочка.

Довольно быстро прошли город из конца в конец и упёрлись в стены. В Сен-Мало надо гулять именно по стенам.

На них установлены памятники флотоводцам и мореплавателям,

В том числе Жаку Картье открывшему Канаду и основавшему Квебек.

Есть в городе и памятник местному уроженцу поэту Рене де Шатобриану.

Со стен открываются замечательные виды на бухту,

Форт Насьональ, куда летом в отлив можно сходить на экскурсию

И морской порт.

Был отлив и на пляже кто-то своими следами изобразил огромное дерево и подписал натоптал внизу: “Посади дерево – спаси планету!”

Прогулка по стенам примирила меня с этим городом. Напоследок мы спустились на пляж неподалёку от Больших ворот и посмотрели на совершенно фантастический закат.

День пятнадцатый. 3 октября. Наутро мы вновь отправились в Intra Muros. Нашли бесплатную парковку чуть подальше от городских ворот.

Рядом у набережной пришвартовались старинные парусники, может они были и не старинные, а стилизованные, но выглядели здорово!

Подождали, пока откроется турбюро, чтобы взять план города и посмотреть литературу. План в Сен-Мало платный! Всего 20 сантимов, но всё равно неприятно. Везде план города давали просто так. Ещё раз прошлись по городу. Кое-где в домах устроены сквозные проходы под арками. Улицы очень узкие и анфилады арок напоминают питерские “дворы-колодцы”.

Неожиданно вышли к старинному 3-хэтажному дому. В нём находится отель “Les chiens du guet”, буквально “Ночные сторожевые псы”. Когда я готовил поездку, то видел этот отель в букинг.ком.

Герб Сен-Мало со сторожевыми псами по бокам

Со сторожевыми псами связана любопытная история. В старину их выпускали на ночь на песчаные пляжи вокруг Сен-Мало, чтобы они охраняли город и корабли в порту от чужаков – иноземных воинов, пиратов и корсаров. Враги в любую минуту могли напасть на город или разграбить портовые склады и корабли с дорогими грузами. Guet по старо-французски означает “ночная стража”. Собак выпускали после сигнала к тушению огней. Они не могли нанести вреда жителям, потому что на ночь городские ворота запирались. Жители знали, что после удара соборного колокола они обязаны вернуться домой. Утром разрешалось выходить из дому только после звука трубы. Отель расположен на одноимённой площади, названной в честь свирепых псов. Площадь в свою очередь находится неподалёку от Голландского бастиона, где в старину держали этих собак.

С набережной видны два маленьких островка: Гран Бе и Пти Бе. Во время отлива к ним можно пройти, но надо быть осторожным.

Мы покидаем Сен-Мало, но разводной мост у бассейна Вобана оказывается перекрыт. Стоять и ждать перед шлагбаумом запрещено и нам приходится возвращаться и искать другой мост. Он тоже разведён, но здесь хоть стоять можно.

Кружным путём мимо причалов и пакгаузов выезжаем к знакомому “Ибису”.
Перед отъездом из Сен-Мало заезжаем в Карефур, чтобы купить домой оливковое масло, сыр, виноградный сок. К нашему ужасу это оказывается гипермаркет. Стиснув зубы ищем нужные нам продукты, долго ждём, пока молодая семья перед нами расплатится за битком-набитую телегу, да ещё и получит какие-то бонусы. Нам бонусов не дали 🙂 , хотя набрали мы там больше, чем на 100 евро. Изначально мы хотели заехать в Ливаро, но потеряли слишком много времени в гипере. Пришлось переставить балалайку на Онфлёр, тем более, что сыр Ливаро мы уже купили. Балалайка опять выводит не туда – она не знает, что дорога через плотину приливной электростанции ремонтируется. Покрутившись по тихим окраинным улочкам Сен-Мало, выезжаем на 176-ю дорогу в сторону Кана.

С дороги замечаем в дымке силуэт Мон Сен-Мишель, где мы были 2 года назад. Ехать нам довольно далеко, поэтому на полпути заезжаем размяться на площадку отдыха. Похоже, это та самая площадка, на которую 7 лет назад заезжал Сергей Тихомиров . По крайней мере я нашёл зрительную трубу, направленную на секвойю. Похоже, она там и вправду растёт, но мне не хватило оптики, чтобы сделать приличный снимок.

Загадочная картинка:”Где секвойя?”

В этот день впервые с Бургундии было пасмурно, но, когда мы добрались до Онфлёра (Honfleur), выглянуло солнце. Мы уже были в Онфлёре 2 года назад, но в тот раз шёл противный осенний дождь. Поэтому я решил ещё раз попытать счастья в устье Сены.

Попытка удалась – в городе стояла удивительная солнечная погода, несмотря на то, что сувенирные лавки предлагали футболки, салфетки и магниты, на которых в Нормандии вечно идёт дождь:).
В Онфлёре я нашёл недорогую гостиницу на окраине.

Цена от 65 евро за ночь, нам гостиница обошлась в 49 евро.

Портье долго смотрел на распечатку брони, перебирал свои записи, лазил в компьютер. Похоже, что нашу бронь они по хер теряли. В итоге нам достался номер в мансарде с непонятными железками на полу, оказавшимися пожарной лестницей 🙂

Несмотря на 4-й этаж и скошенную крышу, там были 2 удобные кровати, ванна и столик с двумя стульями. Местечко оказалось прикольным.

Мы поехали в центр города на машине, с трудом нашли место и оплатили пару часов в паркомате. Как оказалось, в этот вечер можно было не заморачиваться оплатой парковки. В городе проходил 21-й Праздник Креветки и полиция смотрела на нарушителей сквозь пальцы. Во всяком случае в соседних машинах не было и намёка на парковочные билеты. Мы с удовольствием потолкались в толпе, посмотрели на сырные и колбасные прилавки, обошли Vieux Bassin (Старый Бассейн) – самое знаменитое место города. Зашли в Соляные чердаки, где была выставка моделей кораблей,

Статуя… креветки в Соляных чердаках.

выпили кира и пива в кафе на набережной,

Прошлись по знакомым улицам мимо церкви Святой Екатерины, художественных галерей, памятника сборщицам устриц

И, наконец, чудом нашли местечко в ресторанчике: все столики кроме одного оказались зарезервированы. Таня взяла тарелку “даров моря” с устрицами №3, лангустом, креветками и ракушками,

Я попросил мясо, на десерт мы взяли сырную тарелку.

В качестве напитков выбрали кир и большой бокал Leffe, а то вино мне уже поднадоело. Дамы за соседним столиком, также пившие пиво, одобрительно посмотрели на мой поллитровый бокал.

Счет оказался вполне вменяемым – чуть больше 50 евро.
Вернувшись к нашему “Оберж де ла Клер”(Auberge de la Claire), мы обнаружили, что все места на парковке заняты. Пришлось приткнуться к витрине ресторана на первом этаже.

Самостоятельное путешествие на машине по Нормандии и Бретани позволило мне добраться до Ренна, увидеть, как хороша бывшая столица герцогов Бретонских, оценить достопримечательности Ренна и выяснить, где в Ренне можно поесть недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про Бретань

Уходящий день путешествия на машине по Нормандии и Бретани получился довольно насыщенным: осмотрев Сен-Мало и заглянув на пляжи Динара , мы затем отмахали порядка сотни километров по трассе, чтобы успеть добраться до гостиницы в Ренне прежде чем закроется её стойка регистрации. Я уже имел опыт общения с сетью «Appart ’City », и знал, что если заявиться в неурочные часы, придётся потом дозваниваться до центральной диспетчерской, вести переговоры насчёт кода от сейфа с ключами и так далее. Так что я по мере возможностей нажимал на педаль газа и нервничал. К счастью, мы управились как раз вовремя, появившись в холле отеля за четверть часа до ухода портье.

Отзывы на отель «Appart "City Rennes Saint -Gregoire » упоминали его неудачное расположение в дальнем пригороде, однако, как я выяснил, рядом проходит автобусный маршрут и поскольку остановка находится почти напротив гостиницы, по-моему, добраться до центра Ренна не составляет особого труда. А вот что мне не понравилось, так это соседство иммигрантов: стоящие рядом здание переполнены семействами негров и арабов. На разные мысли наводила и огороженная забором автостоянка для гостей отеля… Но так как никаких эксцессов с нами за время проживания не произошло, то подозрения остались подозрениями…

Плюсом я называл бы, помимо бесплатной автостоянки и вполне сносных условий проживания, наличие рядом продуктового супермаркета. Цены на продукты по Франции сильно разнятся в зависимости от сети магазинов, и «Lidl » часто оказывается чемпионом. Он и работает допоздна, так что я культурненько затоварился там сразу после того как мы распаковались. Отныне у нас имелся и плотный ужин, и солидный завтрак, а затраты составили всего полтора десятка евро…

Наутро, прекрасно выспавшись, отдохнув и наевшись, мы погрузились в авто и отправились осматривать достопримечательности Ренна.

Городок, в общем, слабо известен в туристических кругах, и если он упоминается теми, кто написал отчёты о путешествии по Бретани, то обычно в связи с поездкой в Мон-Сен-Мишель, потому что пересадку на местный автобус туристы, прибывшие из Парижа поездом, делают в Ренне. А ведь этот уголок Франции обладает на диво старинной и очень интересной историей. Город основали примерно в I веке до нашей эры кельты, и римляне, знавшие толк в организации дел, по достоинству оценили удобное расположение поселения. Через бывшие владения племени редонов протянулись торговые пути из глубины Галлии к побережью и далее в Англию, благодаря чему Редонум начал процветать. Когда Римская империя распалась, область оказалась между двух огней: с одной стороны напирали франки, с другой к ней проявляли интерес бритты. В итоге Нант, Ренн и Ванн оказались объединены под скипетром герцогов Бретани. Город упорнее всего сопротивлялся всем, кто хотел его покорить, и продолжал бороться даже когда почти всё герцогство досталось французам. В 1491 году бретонцы утратили независимость окончательно, но про былые времена вовсе не забыли.

Внешний вид Ренна того времени определяло наличие окрест густых лесов: Париж и другие города Франции постепенно лишились возможности строить дома из дерева и перешли на более дорогие материалы, а столица Бретани активно использовала древесину вплоть до начала XVII века. Конец этой традиции положил пожар, вспыхнувший 23 декабря 1720 года и погубивший порядка девятисот зданий. Тем не менее, пострадала только северная часть города, и в центре сохранилось множество фахверковых построек, придающих району возле собора Сен-Пьер необычайную живописность.

План застройки пепелища разработал Жан Габриель, будущий придворный архитектор короля Людовика XV. Его трудами городские кварталы образовали более-менее упорядоченную сетку, строительство зданий велось исключительно из камня. С того времени Ренн получил тот хитрый вид, которым любуются туристы: одна часть города служит напоминанием о средневековье, вторая обустроена на новый лад.

В том, как по-разному выглядит Ренн, мы убедились когда покинув гостеприимный отель прокатились через центр бывшей столицы независимого государства с севера на юг. Из окна машины город смотрится довольно современным, по крайней мере если ехать через те кварталы, где разрешено движение автомобилей. В районе вокзала он вообще кажется смахивающим на парижский Дефанс с уменьшенном масштабе. А вот если перевалить, как это сделали мы, через железнодорожные пути и сдвинуться ещё малость к югу, окружающая застройки сильно изменится; мне местность напомнила пригороды Лондона с их невысокими домами и палисадниками. Только там мы нашли место, где можно бесплатно оставить машину в Ренне: центральные улицы были заставлены либо запрещающими знаками, либо парковочными автоматами. А тут у нас вышло припарковаться довольно близко от центра, и задарма…

Первым делом мы направились на вокзал Ренна, надеясь там разжиться картой местности – взятая в отеле схема была примитивной ксерокопией, к тому же плохо сделанной. К сожалению, внутри терминала турофиса не нашлось, но за исключением этого недостатка там всё обустроено как надо. Есть и кафе, и магазины, и эскалаторы, и хорошо видимые информационные табло. На одном я высмотрел автобус, которым можно добраться из Ренна до Мон-Сен-Мишель: его отправление приурочено к прибытию очередного поезда из Парижа. Значок чётко указывал, что ехать надо будет автобусом, а не электричкой «TER », и что отправление состоится с автовокзала местных линий, который находится тут же. В общем, если хочется точно знать, откуда в Ренне отправляются автобусы до Мон-Сен-Мишель, надо держать в уме правую часть привокзальной площади; ориентиром станет отель «Ibis Styles Rennes».

Турофис мы нашли гораздо позже, когда углубились в исторические кварталы. Он находится на Quai Lamennais. Она кажется площадью, но на самом деле это форменная набережная, даром что русло реки скрыто асфальтом. Прогуляться по этому импровизированному бульвару приятно, но куда интереснее сунуть нос в старые кварталы Ренна – вот уж где красота!

Реально, стоило нам свернуть с так называемой «набережной», как нас встретили кривые улочки, фахверковые домики, поросшие мхом стены и другие атрибуты старины. Мы только и делали, что любовались пейзажами да снимали красивые кадры… Особенно мне запомнились дома на Rue du Champ Jacquet: три из перекосились так сильно, что середина окна третьего этажа находится по вертикали там же, где край окна на первом. Думаю, если бы не тесное соседство других построек, подкреплённое залитым в щели уплотнителем, эта компания подражателей Пизанской башни уже могла бы завалиться…

Гулять по району было чертовски приятно, однако в какой-то момент пришлось взять себя в руки, чтобы планомерно осмотреть основные достопримечательности Ренна. Первой ласточкой стал собор Сен-Пьер, возвышающийся над округой. Громадный готический храм построили примерно в XII веке, но так как в 1490 году его башня и западный фасад обрушились, современный облик здание приобрело существенно позже. Сначала, в 1540-х годах был восстановлена часть собора, в середине следующего века начался второй этап реконструкции, а башни удалось дотянуть до положенной отметки 48 метров только к началу восемнадцатого столетия. Казалось бы, на этом можно угомониться, да не тут-то было: в 1754 году старая структура принялась натурально рассыпаться. Тогда местные власти решили подобру-поздорову снести большую часть собора, чтобы выстроить её заново. Со сносом они справились успешно, но воплощение в жизнь второй части замысла пришлось отложить из-за начавшейся Французской революции. Работы стартовали только в 1816 году и с грехом пополам завершились через сорок лет. Тогда самой заметной достопримечательности Ренна и придали неоклассический вид, заменивший первоначальную готику.

В нескольких минутах ходьбы от собора находятся две приметные церкви. Мы сперва идём на северо-запад, где стоит E glise Saint- E tienne. Храм считается старейшим в Ренне, его впервые упоминают документы XII века. Здание спустя четыреста лет перестроили, а в 1740-х годах к нему прибавилась внушительного вида колокольня. Это окончательно сформировало облик церкви, обставляющей по размерам все другие религиозные постройки за исключением собора.

Стоит дойти и до другой достопримечательности Ренна: базилика Сен-Совер очень неплоха. Её построили в конце XVIII века для августинского монастыря на месте небольшой средневековой часовни. Когда та начала от старости рассыпаться, монахи очень обрадовались возможности обзавестись более просторной церковью. Их места сбылась, и с 1700 года центр города украсился очень приятным зданием.

Теперь надо сдвинуться на пару кварталов к северу, чтобы оценить, как шикарно смотрится величественный храм Сен-Обен, чьи стены покрывает плющ. Кажется, что базилика возведена много столетий назад, но это чистый обман, потому что старую приходскую церковь снесли в начале XX века и выстроили на её месте ту красоту, которая нынче радует глаз.

К следующей достопримечательности Ренна тоже не придётся долго идти: дворец парламента Бретани расположен примерно в четырёхстах метрах на юго-восток от базилики Сен-Обен. Вообще-то к этому громадному ансамблю лучше подходить с юга, чтобы сразу подпасть под его обаяние – здание стоит не само по себе, оно замыкает перспективу просторной площади и рядом с ним стоят весьма импозантные дома. Мы вот выскочили сбоку и потому сперва оценили декор, а размеры только потом. Дворец, чьё строительство заняло больше 40 лет, распахнул свои двери для депутатов в 1655 году. Его проект разработал архитектор Жермен Готье, выбравший стиль французского маньеризма. Получилось очень впечатляюще и не зря любой путеводитель по Бретани называет дворец парламента жемчужиной местной архитектуры.

Но вообще-то мне куда больше понравилась другая постройка, дворец Сен-Жорж, расположенный в сотне метров восточнее. Здание, выстроенное в 1670-х годах, смотрится на редкость здорово, особенно если созерцать его с юга, где перед парадным фасадом с его девятнадцатью арками распростёрт ковёр из травы и цветов. Раньше на месте дворца располагались корпуса бенедиктинского монастыря, основанного в 1032 году. Новый вариант оказался куда приятнее глазу, но долго наслаждаться проживанием монахиням не удалось, потому что грянувшая революция изгнала их из родной обители. Сейчас помещения интереснейшей достопримечательности Ренна заняты административными службами местного правительства.

Помимо перечисленных объектов маршрут экскурсии по Ренну должен включать и церковь Сен-Жермен. Этот образец готической архитектуры строили мучительно долго: начали в 1470 году, закончили только спустя 220 лет. Зато храм сохранил исторический вид и вдобавок уцелели созданные тогда витражи, которые пережили революцию, войны, бомбёжки и другие катаклизмы.

Познавательную прогулку по историческому центру бывшей столицы бретонских герцогов можно было бы продолжить, но так как весь предыдущий день моя половина не имела возможность рыскать по магазинам, её настоятельную просьбу провести шоппинг в Ренне пришлось уважить. Впрочем, по ходу дела довольно быстро выяснилось, что магазины в историческом центре ничем порадовать не могут. Как следствие, нашего пристального внимания удостоился торговый комплекс «Les 3 Soleils », где помимо прочего есть секция «C &A ». На мой взгляд, чтобы сделать выгодные покупки во Франции, данная марка подходит как нельзя лучше, и мы смогли купить мне за 12 евро светлые бриджи, а моя радость разжилась двумя симпатичными блузками. Словом, я рекомендую заглянуть в этот громадный центр, занимающий место на западной стороне площади де Голля.

Ну и прежде чем распрощаться с городом, нужно напоследок сказать о том, где можно поесть в Ренне недорого. Самое оптимальное тут вести поиски в старых кварталах, если не устраивают точки фаст-фуда в торговых центрах и возле вокзала. Лично мне запомнились те заведения, что выставили столики перед фасадом базилики Сен-Обен. Там и окружение шикарное, и цены достаточно невеликие, как следует поесть можно за 17-20 евро. Также рекомендую заглянуть на Place Saint-Michel и пройтись оценивающим взглядом по её окрестностям. Уверен: прогулка быстро приведёт в такой ресторан, где можно будет поесть в центре Ренна очень сытно и недорого.

Подводя итог путешествия на машине по Нормандии и Бретани, могу сказать, что всё прошло как по маслу, и все мои опасения насчёт аренды авто оказались напрасными. У нас не возникло проблем ни с непривычным ритмом движения на дорогах Франции, ни с поведением водителей, ни с техникой. Даже животрепещущий вопрос, можно ли бесплатно парковаться во французских городах, получил положительный ответ, и за всё время поездки мы не заплатили за стоянку ни одной копейки. Что касается общих расходов, то они окупились с лихвой, потому что цена аренды машины во Франции с учётом стоимости потраченного топлива всё равно многократно перекрыла ту сумму, которую нам пришлось бы потратить на поезда и автобуса, вздумай мы ехать в Бретань из Парижа общественным транспортом.

В общем, после той поездки я окончательно убедился в том, что совершать поездки по Европе на арендованной машине просто и удобно…