Кто построил дворцовую площадь. Дворцовая площадь. Панорама — вид с высоты Александровской колонны

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Без посещения Эрмитажа и Дворцовой площади , наверное, не обходится ни одно знакомство с Санкт-Петербургом . Дворцовая площадь - Главная площадь города и самый большой и знаменитый на весь мир музей являются сердцем Санкт-Петербурга . Экскурсия в Эрмитаж начинается с парадных залов Зимнего дворца . Построенный в середине 18 века по проекту архитектора Б.Растрелли, Зимний дворец является старейшим зданием Эрмитажного комплекса и Дворцовой площади . Дочь Петра I, Елизавета, не жалевшая средств на великолепные дворцы , шикарные платья (коих у нее имелось более 15000), пышные балы и приемы, чтоб ускорить строительство Зимнего дворца , запрещает строительство любых зданий по всей стране. Это дало свои плоды. Возведение и убранство Зимнего дворца было готово всего за 8 лет. Правда сама заказчица не дожила до окончания строительства всего год. Первыми владельцами Зимнего дворца стали Екатерина II и ее муж Петр III. Екатерина II положила начало великолепной коллекции Эрмитажа. Для этой постоянно растущей коллекции картин, скульптур, мебели, резных камней, драгоценностей требовалось все больше и больше места. По приказу императрицы строится Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр . В середине 19 века открывается здание Нового Эрмитажа. Сегодня Эрмитажная коллекция насчитывает более 3 млн. экспонатов, расположенных в более чем 400 залах 4 дворцов Эрмитажа .

Напротив музея с красивейшими интерьерами и уникальной коллекцией расположено здание Главного Штаба армии . Архитектор К.Росси украсил монументальное сооружение Триумфальной аркой с колесницей Богини Победы. Как и колонна в центре Дворцовой площади , строительство здания было посвящено победе в войне 1812-1815гг.

Александрийская колонна украшена фигурой ангела с крестом, который является символом Мира, установившегося в Европе после победы русских войск над Наполеоном. На сегодняшний день это самая высокая монолитная колонна в мире. Выполненная из единого куска гранита и установленная на бронзовом основании, колонна является точкой отсчета всех расстояний в Санкт-Петербурге .

Среди которых неизменно главенствует Дворцовая площадь, — одна из красивейших жемчужин в ряду европейских градостроительных шедевров. Он сформировался и приобрел современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений российских зодчих. Но самой значительной стала работа Росси над перепланировкой Дворцовой площади, выполнявшаяся в течение целого десятилетия. Развивая градостроительные принципы русского классицизма, он создал выдающуюся по силе художественного воздействия архитектурную композицию, которая по сей день считается одной из самых гениальных в мировой истории градостроительного искусства. Историко-художественная ценность Дворцовой площади, ее роль и место в пространственной композиции центра города остаются исключительно важными.

Дворцовая площадь была предназначена для военных парадов, сопряженных с передвижением больших войсковых масс, поэтому ее пространство (до разбивки Адмиралтейского сада) переходило в Адмиралтейскую площадь и соединялось затем с Сенатской, тем самым создавался единый градостроительный ансамбль

Начало формирования Дворцовой площади относится к 1710-м годам, когда появились первые здания, определившие ее северную границу. Обширный «луг против палат Апраксина», наиболее значительного сооружения на месте будущего Зимнего дворца, не был застроен. После возведения в 1732-1735 годах на этом участке Зимнего дворца Анны Иоанновны луг приобрел характер парадной площади. В 1753-м, за год до закладки последнего Зимнего дворца, сыгравшего основную роль в возникновении ансамбля, Ф. Б. Растрелли выполнил проект архитектурного оформления Дворцовой площади. Согласно ему площадь была трактована в виде круга, оформленного коллонадой с широким разрывом напротив главного входа во дворец. В ее геометрическом центре предполагался памятник Петру I, исполненный отцом архитектора, — скульптором Б. К. Растрелли. Проект отвечал главной для того времени задаче — устроить перед дворцом парадный подъездной двор. Незаконченную при жизни итальянского мастера Дворцовую площадь впоследствии проектировали несколько раз, в том числе и из-за менявшихся градостроительных задач. Идею создания ансамбля из трех площадей в центре города — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской — выдвинула в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга, основную роль в проектной деятельности которой сыграл выдающийся градостроитель А. Квасов. В 1760-х годах архитектор распланировал новые кварталы вблизи Адмиралтейства, ликвидировав его земляные валы. Этим планом было предопределено плавное криволинейное очертание западной части Дворцовой площади.

Росси так говорил о создании ансамбля центральных площадей Петербурга: «Этот памятник должен стать вечным...»

В 1779 году, исходя из генерального плана Комиссии, Академия художеств объявила открытый конкурс на планировку площади, в котором одержало победу простое и оригинальное предложение Ю. Фельтена. В 1780-х годах он возвел три здания, равных по высоте Зимнему дворцу, с однотипными «образцовыми» фасадами на месте части будущего Главного штаба. С ними соседствовали маловыразительные старые постройки, тянувшиеся до набережной Мойки. С возведением зодчим домов, одного для Я. Брюса и двух для фаворита Екатерины II А. Ланского, наметилась будущая дугообразная форма площади, которая получила более правильное очертание границ.

В доказательство точности своих конструктивных расчетов Росси стоял на арке, когда разбирали поддерживающие конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность

Фельтеновское оформление Дворцовой площади просуществовало до постройки в 1819-1829 годах архитектором Росси грандиозных зданий Главного штаба и министерств иностранных дел и финансов, которые связаны в единое целое великолепной двойной триумфальной аркой, переброшенной над Большой Морской улицей и делающей у самой площади перелом. Улица эта, второстепенная сама по себе и специально перенесенная зодчим на центр дуги для закрепления оси площади, образовала парадную связь ансамбля с Невским проспектом. Из-за ее поворота неожиданно открывался, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор главной площади Санкт-Петербурга. Возведением этих строений, формирующих ее южную часть как гигантскую нишу, была окончательно оформлена Дворцовая площадь. Ее создание стало одной из главнейших работ Карла Ивановича, в которой он проявил себя архитектором-новатором.

Дворцовая площадь является одной из крупнейших в мире. Ее размеры составляют от арки Главного штаба до Зимнего дворца — 230 метров, от здания Штаба Гвардейских корпусов до Адмиралтейского сада — 340 метров

Главный штаб соответствовал размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также линией средней оси. По стилю они являются полными противоположностями. Замысел зодчего состоял в противопоставлении изящно-пышного Зимнего дворца и величаво-грандиозного Главного штаба и в то же время в архитектурном уравновешивании двух находящихся друг против друга монументальных фасадов. Однако Росси удалось добиться их нерасторжимого единства и взаимного дополнения. Таким образом, центр тяжести всей композиции переносился на саму площадь. Она становилась целостной градостроительной и архитектурной композицией, представлявшей подлинно классический образец высокого идейного воплощения ансамблевых методов формирования города. К тому же из-за интенсивного развития государственного аппарата менялась ее роль в политическом отношении: теперь рядом с дворцом не могли соседствовать дома представителей знатных фамилий, а правительственные учреждения должны были сосредоточиться вокруг императорской резиденции. Тем не менее важнейшее значение Зимнего дворца сохранялось.

Как отмечал доктор архитектуры Г. Г. Гримм, Росси подходил к решению градостроительных и архитектурных задач принципиально отлично от современников: «...Росси будет искать решение, исходя из особенностей самого участка»

Реконструкция главной площади города в условиях застроенной территории требовала от зодчего величайшего профессионального такта и строгого учета экономических факторов. Росси рационально использовал строения Фельтена, сохранив часть их стен и даже интерьеров, отличавшихся парадностью при всей монотонности снаружи. Он оставил в первоначальных формах фасады, обращенные во внутренний круглый двор. Одновременно мастер создал новую композицию небывалого градостроительного масштаба, отличающуюся простотой: фасад со стороны площади при огромной протяженности был основан всего лишь на трех осях: главной по центру арки и двух боковых, подчеркнутых портиками коринфского ордера. С гениальной смелостью Росси охватил южную сторону «правильной площади» единой лентой фасада, разорванного посередине огромной аркой. Его линия длиной 580 метров скользит по параболе, затем переходит в прямолинейные отрезки, переламывается очень острым углом у набережной Мойки, где к основному зданию примыкает несколько иной по композиции корпус Министерства финансов. Превосходя по протяженности Адмиралтейство, композиция главного фасада которого построена на семи осях, фасад Главного штаба отличается еще большей сдержанностью оформления. Его облик задуман зодчим подчеркнуто строгим и лаконичным, с монотонностью ритмики «бесконечно» протяженного здания, благодаря чему острее был акцентирован контраст с центральной аркой. Лента фасада не прерывается выступами. Даже входы в здание сделаны почти незаметными. Ряды полуколонн коринфского ордера слиты со стеной в подчинении торжественности арки и распространяют архитектурное оформление ее боковых устоев на всю огромную протяженность южной стороны площади. Пластически насыщенная композиция арки, увенчанной колесницей Победы, посвящена военному могуществу России, победившей в войне с Наполеоном. По контрасту с остальными частями сооружения она богато оформлена скульптурой: 20-метровым барельефом в аттике, фигурами воинов между колоннами, военной арматурой, фигурами летящих гениев Славы. Скульптурное убранство выполнили В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Триумфальной композицией арки, одной из вершин петербургского ампира, представляющей собой замечательный образец синтеза искусств архитектуры и скульптуры, Росси создал узловое звено ансамбля. Композиция и пропорции арки с ее подчеркнуто широким пролетом, горизонтальной лентой фриза, низким ступенчатым аттиком, несущим скульптуру, неразрывно связаны с общей горизонталью протяженного фасада.

Помещения Министерства иностранных дел по традиции того времени размещались на парадном (здесь — третьем) этаже и отличались великолепием отделки. Особенно выделялись приемные залы и жилые покои в квартире министра иностранных дел графа К. Нессельроде, сохранившиеся до нашего времени в первоначальном виде, как немногие из интерьеров Росси. Впечатляет Танцевальный зал в угловой части здания, который был отделан искусственным мрамором: стены белым, а пилястры, гермы и фриз — голубым. Роспись гризайлью с аллегорическими и историческими сюжетами естественно завершала композицию. Много скромнее по причине сугубо служебного их назначения отделывались помещения Главного штаба. Конструктивные новаторства были отражены в применении для перекрытия галерей архива и купола библиотеки штаба металлических конструкций, изготовленных инженером М. Е. Кларком.

Ансамбль Дворцовой площади стал одним из наиболее целостных и совершенных в мире, несмотря на то что создавался не сразу и при участии нескольких поколений архитекторов. По широте замысла и высокому мастерству его осуществления центральная площадь Санкт-Петербурга является венцом в развитии ансамблевых градостроительных приемов классической архитектуры. Завершенный архитектурный центр Петербурга поражает размахом и величием ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей, далеко превзошедших произведения западноевропейского классицизма.

А втор настоящей работы ставит перед собой задачу вглядеться в реальность Дворцовой площади с целью встретиться с реальностью русского европейца, сформировавшегося в России в её петербургский период. Эта цель возникла не случайно, продиктована она теми событиями, которые происходят ныне на Дворцовой площади и за её пределами. Они демонстрируют нам полное непонимание людьми смысла и значения этого места, тем самым обнаруживая общую нашу отдалённость от Петербургской России и непонимание этого самого русского европейца.

На страницах данной работы мы попытаемся понять, как воспринимали (осознанно или интуитивно - это не так уж важно) Дворцовую площадь люди, принадлежавшие к культуре, её создавшей. Через это, быть может, хоть в какой-то мере нам удастся понять их внутренний мир и увидеть, чем он отличается от нашего с вами внутреннего мира. Это поможет нам лучше разобраться в себе и определить своё место и отношение к тем людям, которых мы привыкли называть своими предками.

Историческая справка

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга.

Её геометрическая площадь составляет около 5 га (примерно вдвое больше Красной площади в Москве).

Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754-1762, архитектор Б. Ф. Растрелли). Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой. В 1819-1829 гг. было воздвигнуто грандиозное дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, в центре - Александровская колонна (1830-1834, архитектор Огюст Монферран, фигура ангела выполнена скульптором Б.И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.

1. Идея центра, центрирования

Дворцовая площадь Петербурга задумывалась как центральная площадь Российской Империи. На Дворцовой площади проходили построения и парады гвардейцев. Там император выходил к своим солдатам, олицетворяющим весь русский народ. Это подчеркивается самой архитектурой площади, её полусферической формой, создающей ощущение полной завершенности, полноты, космичности пространства.

То, что в этом месте центрируется Россия, то есть сходится воедино, окончательно проявляется в появившейся здесь 30-го августа 1834 года Александровской колонне, поставленной в честь Императора Александра I и во славу победы Русской армии в Отечественной войне 1812 года. Колонна стала указывать на центр площади, то есть страны. Александровская колонна хоть и была заказана архитектору Монферрану царём Николаем I, воздвигнута не от лица императора или солдат русской армии или какой-нибудь части русского народа. Александрийский столп был воздвигнут от лица всей России, как единого целого. Надпись на основании колонны гласит: «Александру I благодарная Россия». Здесь без преувеличения мы видим «автограф» России.

Как мы уже говорили, Дворцовая площадь выявляет собой духовное и культурное единство Российской империи, это место её центрирует. Тут же возникает вопрос: что является тем центром, на который указывает Александровская колонна? Сразу отметаем неправильный ответ, что центром является Россия. Невозможно самому себя центрировать. Центром всегда является нечто, лежащее глубоко внутри, но вместе с тем, так или иначе выходящее вовне. Не стоит с лёту пытаться разобраться и ответить на этот многое определяющий вопрос.

Для начала следует определиться, что собирается вокруг этого центра. Как мы уже говорили, это Россия, проявляемая в подданных, солдатах, выстраивающихся на площади в ожидании того момента, когда при полной тишине к ним выйдет император.

Фигура царя, императора, по крайней мере, в христианском мире предполагает собой наличие Бога, который собственно и даровал ему власть. Сам же император является единственной и незаменимой фигурой, сочетающей в себе человека, обладающего колоссальной земной властью, и в то же время ходатая и предстоятеля за свой народ перед Богом. В этом смысле император одновременно являет себя и властителем и подвластным. Властвуя над народом, он же ему и служит в своей обращённости к Богу.

Таким образом, царь-император заключает в себе две реальности: земную – человеческую и сакральную – божественную. Поэтому служение императору предполагает и служение Богу. В этом и заключается уникальность фигуры царя. Но вернёмся на Дворцовую площадь.

Исходя из вышесказанного, мы можем с точностью определить, что в центре Дворцовой площади стоит указание на императора, и это видно не только в надписи на колонне, но и во всём её существе. Шестисоттонный каменный монолит на пьедестале, венчаемый фигурой ангела с крестом в руках, подобно императору соединяет собой небо и землю.

Мы видим, что Александровская колонна указывает на присутствие императора, однако этим её семантика не исчерпывается. Колонну венчает бронзовая фигура ангела с крестом. Поскольку колонна воздвигнута во славу царя Александра I многие усматривают в лице ангела портретное сходство с Александром I. Основания для этого есть, но мы бы не стали сводить всё к этому.

Вряд ли весь смысл колонны заключается в том, что император Александр, был ангел во плоти. Тем более, что тогда логичнее было бы вместо ангела поставить на колонну статую самого императора. А примеров тому немало, начиная от памятника Наполеону (Вандомская колонна) в Париже (которая, кстати, послужила образцом для создания Александровской колонны, хотя стоит отметить, что Вандомская колонна уступает по изяществу и красоте Александровской) и Трафальгарской колоны в Лондоне, заканчивая Колонной Аврелия в Риме. На ней в дохристианское время тоже стояла статуя императора.

И все-таки, почему на Александровской колонне стоит именно ангел? Ангел с крестом, нижняя часть которого сдавливает змею, извивающуюся в муках вокруг перекладины. Это довольно чёткий и понятный для христианина образ: ангел здесь явно выступает в роли посланника, несущего весть, некий призыв. В Священном Писании мы нередко встречаем пример ангела-посланника. Достаточно вспомнить, что весть о воскресении Христовом первым людям принёс именно ангел: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал». Мф. 28:5-6. Ангел стоит, чуть прикасаясь ногами к полусфере, левой рукой удерживая крест, а правой указывая на небо, его лицо наклонено вниз к людям на площадь. Во всём его движении, в жесте указующего перста, в наклоне головы, развивающейся одежде, мы видим обращенность к людям, призыв. Держа крест, ангел словно говорит: «Сим победиши» и «возьми крест свой», указывая на небо. В этот момент весь центр сосредоточен на кончике указующего перста ангела, дальше и выше – Бог.

2. Дворцовая площадь, как отсылка к Риму

Вообще, если говорить о назначении Дворцовой площади, то стоит отметить, что площади подобного типа сформировались в Римской империи. Речь идёт об императорских форумах. Как правило, императорский форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой, с противоположной от входа стороны располагалось императорское место с нисходящими от него ступенями. Там римский император во всём своём великолепии приветствовал армию. Именно здесь легионеры чувствовали всю мощь и величие своего императора, а император в свою очередь ощущал себя императором в полной мере. Когда император и солдаты покидали площадь, она оставалась в полной тишине в ожидании следующего выхода императора потому, что именно для этого площадь и была создана. На такой площади невозможно себе представить ни торговые ряды, ни весёлые праздники: это было бы кощунством над мирозданием, попиранием культуры.

Дворцовая площадь Петербурга как раз по типу являет собой императорскую площадь. В ней всё говорит о присутствии императора. Когда заходишь на площадь со стороны главного входа – арки Главного штаба, взору открывается простор царского дворца и возвышающаяся Александровская колонна над ним. Всё это призвано нести нам ощущение присутствия императора. И действительно, когда заходишь на площадь, то всё, что ты видел и слышал до этого, как бы уходит, и шумный Невский проспект, и люди, и машины, и реклама – как будто ничего этого не было. Перед тобой открывается небывалый простор: так много воздуха, пространства и света, вокруг царит ясность и царственная тишина. Вдруг открывается прежде не доступная реальность империи. Реальность Российской империи. На миг становится понятным, откуда возник роман «Война и мир», поэма «Евгений Онегин», произведения Достоевского, музыка Чайковского и Мусорского. Всё это возникло от невероятной свободы, которая выражена через камни Дворцовой площади в рукотворном просторе, где высота и широта не давят и сжимают, а наоборот. Начинаешь ощущать, что ты не маленький человек, не «тварь дрожащая», раз уж ты на всё это смотришь и чувствуешь, значит, ты уже не пыль на ветру. Невольно вытягиваешься, возникает желание служить. Всё это и есть реальность Российской империи.

Так вот, имперский дух, ярко выраженный в архитектурном пространстве Дворцовой площади, как раз и роднит её с Римом. Кстати стоит отметить, что роднит он не только с древним, но и с новым Римом – христианским. И тут, я думаю, стоит обратить внимание на находящуюся в сердце христианского Ридь, а собор святого Петра, возведенный над могилой Апостола. Вся радостная величественность собора подчеркивает мысль, что для христиан смерти нет, и поэтому, как и все святые люди, апостол Пётр жив. Причём в своей соединённости с Богом (обоженности) жизни в нём сейчас гораздо больше, чем у живущих ныне на земле. Но вернёмся на площадь.ма площадь святого Петра. Конечно, основным центром Ватикана является не площадь.

Как мы отметили, основным центром является собор святого Петра, но тем не менее площадь перед собором тоже является центром. И здесь стоит подчеркнуть, что никакого противостояния или дуализма тут нет. Просто площадь является центральной только потому, что она указывает собой на апостола Петра. Собор святого Петра над могилой Апостола это, если угодно, центр вне центрированности, он не нуждается в указателях и символах, там покоится Петр, а всё остальное вторично. Подобная схема в какой-то степени угадывается и на Дворцовой площади с Зимним дворцом – домом императора. Отсылка Дворцовой площади к площади святого Петра не случайна и прослеживается в архитектурном решении ансамбля площади. Здание Главного штаба решено в форме неправильного полукруга, что в сочетании с Александровской колонной даёт нам ощущение схожести или даже намёка на площадь святого Петра, окружённую с двух сторон полукругами колоннад и древнеегипетским обелиском посредине, который в свою очередь отсылает нас к пророку Моисею, выведшему народ божий из Египта. Но в то же время тот факт, что древнеегипетский обелиск оказался не в музее, а обрёл новую жизнь в центре христианского мира, указывает на, то что Господь, воплотившись, не оставил и древних египтян, он и им протянул руку спасения. Дворцовая площадь, отсылая нас к площади Рима, тем самым указывает на апостола Петра, что оправдано самим нашим городом, носящим имя первоверховного апостола. Осознание этого факта делает в сознании человека Санкт-Петербург в некотором роде священным городом, по крайней мере, особым, как особым и священным городом всегда был и остаётся Рим.

Дворцовая площадь, указывая на Рим, не просто подчёркивает, что Россия это империя, а раскрывает само существо этого понятия. Вся эта связь с Новым и Древним Римом, с исходом из Египта народа божия, с древнеегипетским миром выявляет универсальность империи, её масштаб. Находясь в центре империи, мы на самом деле оказываемся в центре мировой истории. Таков пафос имперскости.

3. Назначение Дворцовой площади и её историческое значение

Я памятник себе воздвиг не рукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
А. С. Пушкин

Вдумываясь в эти строки стихотворения Пушкина, я не могу избежать недоумения: здесь Пушкин свой гений противопоставляет царю, тем самым нарушая миропорядок. Но ведь упраздняя царя, Пушкин, на самом деле, лишает себя почвы как поэта. Несмотря на этот сомнительный жест, неотменимым остается следующий факт. Для Пушкина высота Александровской колонны является мерилом некоей духовной высоты. Александровскую колонну он сравнивает с самым дорогим не только для самого Пушкина, но и для нас, со своим гением. Таким образом, мы видим, как Поэт отводит важное место в своей душе центру «Руси великой», как бы он ни превозносился над ним. И этот факт нас ко многому обязывает.

Говоря о том, что же собой являет пространство Дворцовой площади, мы должны обратить внимание на то, что её окружает, если хотите, образует. Здесь мы имеем в виду не те здания, которые вплотную прилегают к площади, ограничивая и создавая её пространство, а те, которые располагаются в стороне. Эти здания, стоя в отдалении, образуют фон площади, но их роль на самом деле велика, потому что именно они и создают «воздух» Дворцовой площади, они дают ей простор. Это в первую очередь Исаакиевский собор и Адмиралтейство. Эти здания образуют площадь ещё и по второму смысловому пункту, по своему значению.

Получается, что вокруг площади размещаются: храм, царский дворец, главный штаб армии, военно-морское ведомство.

Понятно, что это центр государства. Значительное место, однако, в восприятии занимает золотой купол храма святого Исаакия Далматского. В сочетании с ангелом и полукруглой формой площади, собор как бы освещает это место. То, что это место священное подчёркивается самой формой площади. Когда мы заходим со стороны главного входа, барочным иконостасом разверзается фасад Зимнего дворца. Иконостас православной церкви всегда венчается крестом, который является высшей точкой сооружения. Иконостасы в формах барокко обычно сопровождаются фигурами ангелов в верхней части. И на Дворцовой площади завершённость образу иконостаса даёт возвышающаяся над Зимним дворцом фигура ангела с крестом. Именно поэтому у автора этой работы при проходе через арку Главного штаба всегда возникало неосознанное желание перекреститься. Второй момент, который придаёт Дворцовой площади значение священного места, это как раз противоположная от фасада Зимнего дворца сторона.

Это здание главного штаба, образующее полукруг неправильной формы. И тут нет никаких сомнений, что это традиционная форма алтарной части православного храма. Алтарь стоит в царственной тишине, до тех пор, пока туда не войдёт священник для совершения богослужения. В алтаре священник предстоит перед Лицом Бога, предстоит за своих прихожан, объединяя их собой. Здесь выстраивается чёткая параллель с выходящим на площадь царём, который, как мы уже говорили, предстоит перед Богом за свой народ. Тем самым нам демонстрируется то, что происходившие на площади военные парады были частью сакрального действия. Это проявляется в собранности всех перечисленных символов. Именно в такой момент происходит полная смысловая завершённость Дворцовой площади.

Исходя из вышесказанного, нельзя хотя бы краем не затронуть тему военных парадов и регулярно проходивших смотров. Стоит отметить, что по своему населению Петербург был в основном городом военных и чиновников.

Причём из десяти жителей Петербурга один-два были гвардейцами. Участие в ежедневных построениях, учениях и смотрах, были едва ли не основной, кроме несения караульной службы, задачей солдата в мирное время. Солдаты настолько ладно выполняли действия, что это иногда напоминало балетное движение, так выглядело «прохождение через линию», когда батальоны, меняясь местами, проходили один сквозь другой. Вот, что писал великий князь Константин Павлович, знавший толк в военной службе о смотре одного из гвардейских полков: «Необычайная тишина, осанка, верность и точность беспримерны, маршировка цельным фронтом и рядами удивительны, а в перемене фронта взводы держали ногу и шли параллельно столь славно, что должно уподоблять движущимся стенам и вообще должно сказать, что не маршируют, но плывут и словом чересчур хорошо и право славные ребята и истинные чада российской лейб-гвардии». Понятно, что выстраивание в линию, выправка, постановка ноги, для солдата в бою не пригождалось. Всё это было нужно не для защиты царя и не на случай войны. Это было нужно для других целей.

В то время армия была не только охранительницей отечества. Она являла собою мощь и величие Российской империи. И мощь эта заключалась не только в количестве солдат и оружия, а в большей степени в доблести, чести и великолепии фигуры русского солдата. Поэтому дисциплина для солдата должна была соединяться с чувством Отечества и красотой, которая, как говорили древние греки, «есть убедительная сила истины». Ведь империя это не только свобода, простор и мощь, это ещё и великолепие. Всё это прекрасно выражено в стихах Александра Пушкина:

Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Великолепие молодой Державы, стремительно идущей вперёд, сквозь стихию, как мощная река, стремительно текущая к просторам морей. Всё в этом стихе. То же можно почувствовать и в музыке Марша лейб-гвардии Преображенского полка, который долгое время был неофициальным, первым гимном России. Та же стремительная петровская поступь.

4. Ансамбль Дворцовой площади как часть европейской культуры. Русское в ансамбле Дворцовой площади

Конечно, на страницах данной работы достаточно сказано для того, чтобы сделать вывод о причастности Дворцовой площади Петербурга европейской культуре. Тем более, что даже совсем неподкованный в истории и искусстве человек, находясь на площади, скажет, что это Европа. И, тем не менее, мы считаем важным отдельно рассмотреть этот вопрос.

Связь русской культуры с европейской в XIX веке была внутренней и глубокой. Если европейцы и относились к России с осторожностью, то все же воспринимали её как недавно вышедшую из варварства, но свою, при этом пытаясь разглядеть в русском вчерашнего варвара. Русский же человек наоборот, приезжая в Европу, чувствовал себя вполне свободно, как европеец, не уступая последнему ни в просвещенности, ни в свободе светского общения, что подтверждают записки путешествующих европейцев по России в XIX веке.

Так вот, ансамбль Дворцовой площади и выявляет собой глубинную связь России с Европой. Прежде всего это проявляется в отсылке к античности и Риму. Помимо всего прочего об этом нам говорят архитектурные формы площади. Например, здание Главного штаба решено в стиле классицизм, в основе которого лежит всегда актуальное для европейца возвращение к античности. Статуи и барельефы на арке здания выполнены в стиле ампир, который подчёркивает идею империи и являет собой подражание Древнему Риму, вплоть до изображения римских воинов и оружия, да и сама Александровская колона – подобие римских колонн. Вообще чувство связи с античностью — это узловой пункт европейского самосознания.

Есть второй момент, о котором мы уже говорили и, тем не менее, он нас не отпускает своей неразрешённостью. Для европейской архитектуры совсем не характерный признак, когда возвышаясь над центральной площадью, стоит ангел. Как мы уже говорили, фигура императора на колонне вполне привычна, как для Европы, так и для Древнего Рима.

Третий момент это центрированность площади царским дворцом, что тоже не характерно для площадей Европы. Там площади образовывались храмом или ратушею, но не царским домом. Царский дворец на центральной площади страны – явление уникальное. Это отличает Дворцовую площадь от остальных главных площадей европейских государств.

Центральной площадью Российской империи стала площадь перед домом Государя. Дом императора стал центром и средоточием империи. Этот факт безусловно не случайный и свидетельствует об особом восприятии фигуры царя в России. Государь воспринимался как отец Отечества и главный устроитель государства. Именно от него исходили основные созидательные импульсы. Это прекрасно выражено в конной статуе Петра I работы скульптора Фальконе. Здесь я хочу провести странную на первый взгляд параллель между статуей Петра и Зимним дворцом на Дворцовой площади.

Статуя Петра Великого работы Фальконе уникальна, уникальна потому, что выражает особый, русский дух и понимание фигуры царя. Здесь изображен самодержец не властно держащий в своих руках бразды правления, как это изображалось на большинстве статуй государей, как в Европе, так и в Древнем Риме, а совсем другой. Император на вздыбленном коне стоит над пропастью, (пьедестал сделан из цельного камня природной формы), седлом служит царю грубая медвежья шкура. Здесь изображен царь, сдерживающий природную стихию, царь – устроитель.

Подобное восприятие фигуры царя отпечатком легло в той или иной мере на всех последующих государей в России. Поэтому не удивительно, что царский дворец стоит в центре Российской империи, образуя главную площадь страны. Образуя площадь, он как бы образует и страну, находясь в её сердце. Именно из этого сердца исходили основные и живительные импульсы, дающие возможность нормального существования государства.

Интересно, что сам Зимний дворец, при всей гармоничности, пропорциональности и «легкости» своей архитектуры, довольно тяжело «сидит» на Дворцовой площади. Сама площадь, как бы «вытекает» из-под него, дворец словно бы «высиживает» площадь. Это ощущение возникает из-за непомерной широты дворца, что к ощущению высоты строения прибавляет, если воспринимать его вцелом, приземистость. И это выявляет несвойственную западной архитектуре определённую степень архаики.

Фигура Ангела, как мы уже говорили, служит указанием на присутствие Бога. Не случайно одним из условий императора Николая I при проектировании Александровской колонны – это поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. Фигура Ангела возвышается над дворцом и хорошо видна из его окон. Это служит напоминанием императору о том, что, что бы не происходило в его доме и царстве, Господь всё видит, и перед Ним за всё отвечать. Вообще в русской иконографии существует традиция, установленная Андреем Рублевым, по которой Лица Святой Троицы изображаются в виде трёх мужей с крыльями; думаем, что у русского человека, созерцавшего Александровскую колонну, могли возникнуть в памяти образы русской иконы, что служило, безусловно, определённым указанием на предельную духовную высоту, выражаемую колонной.

Данная работа не могла охватить всей полноты пространства и реальности Дворцовой площади. Надеюсь, однако, удалось все-таки взглянуть на нее, на нечто главное в ней и существенное. Опыт показывает, что реальность Дворцовой площади и предметов, с нею связанных, не откроется нам без специальных усилий. События, произошедшие в 1917 году и после, отрезали нас от понимания многих вещей, причём жизненно важных.

И последнее. Так или иначе, в более или менее явном виде, обраща­ясь к Дворцовой площади, мы затрагивали богословские темы, так как нашей целью было обозначить тему богоприсутствия. То есть присутствие божественной реальности в русской культуре. Этот во­прос важен для понимания России как состоявшейся реальности и для понимания тех людей, которые её образовывали. Ведь зачастую степень богоприсутствия определяла поступки людей, Россию созда­вавших.

Журнал «Начало» № 22, 2010 г.

Зимний дворец на Дворцовой площади - бывшая царская резиденция, символ архитектурного стиля елизаветинское барокко, самый большой дворец в Петербурге. С первых советских лет здесь работает самый известный в России музей - Государственный Эрмитаж.

Адмиралтейский луг

Дворцовая площадь возникла как часть гласиса, открытого пространства перед Адмиралтейством , основанном в 1704 году. С той поры здесь существовал луг, где не редко пасли скот. Называли его Адмиралтейским.

Рядом с верфью тут же стали селиться высшие морские чины. В 1705 году на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Через два года рядом поселился адмиралтейств-советник А. Кикин. В 1712 году дом Апраксина был перестроен в камне, в 1716 году здание было вновь переделано, на это раз по проекту архитектора Леблона .

Западную часть луга, близ трассы будущего Невского проспекта , с 1705 года занимал Морской рынок. Он возник по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в Морской слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки , был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала, президента Адмиралтейств-коллегии Корнелия Крюйса. В разных источниках по разному говорится о судьбе этого дома. Он или сгорел в 1710 году, или был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало".

После казни Кикина в 1718 году его особняк заняла Морская академия.

Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге (Невском проспекте) была высажена аллея. Она разделила Адмиралтейский луг на две части. Западная впоследствии стала Адмиралтейской площадью, а восточная постепенно превратилась в Дворцовую.

В 1728 году по завещанию дом Апраксина перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию императрицы Анны Иоанновны. Её проектированием занимался Б. К. Растрелли с сыном. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

Площадь рядом с Зимним дворцом предполагалось окружить колоннадой, в центре которой должна была быть установлена бронзовая статуя Анны Иоанновны работы Б. К. Растрелли. Для этого площадь очистили от появившихся здесь случайных деревянных построек вплоть до самой аллеи. Рядом с южным торцом Зимнего дворца на краю Адмиралтейского луга оставили лишь несколько служебных построек. Среди прочего отсюда был перенесён построенный в 1732 году по проекту Ф. Б. Растрелли деревянный манеж. К 10 ноября 1738 года он был открыт "на показанном от берейтера Шидерера месте подле конюшенных мазаночных домов" на берегу "новозачатого" Екатерининского канала (участок дома №28 по Невскому проспекту) .

Адмиралтейский луг использовался как площадка для парадов и народных гуляний. Например, 27 января 1740 года здесь состоялся смотр императорской гвардии. Войска проследовали по Невскому проспекту к Зимнему дворцу с музыкой и развевающимися знамёнами. Тогда же во дворце для знати был устроен маскарад, а для простого народа на луг выставили угощения - жареных быков, фонтаны красного и белого вина.

Пространство рядом с императорской резиденцией требовало соответствующего ухода. В 1750 году началось мощение Адмиралтейского луга дёрном и булыжником. С этого времени "луг" в строгом понимании этого слова исчез.

Последним штрихом в создании парадного облика Дворцовой площади стала переоблицовка домов "депо карт" и Вольного экономического общества под единый фасад со зданием Главного штаба. Это было сделано в 1842-1845 годах архитектором Иваном Черником , который таким образом завершил замысел Карла Росси.

Дворцовая площадь была частью маршрута утренних прогулок императора Александра II. Он один, без охраны, проходил по Миллионной улице , Зимней канавке и набережной Мойки, по площади шёл к Зимнему дворцу. Так было и 2 апреля 1879 года. Когда царь повернул с Мойки на площадь у Певческого моста, к нему быстрым шагом направился высокий человек в шинели. Поравнявшись с Александром II, он выстрелил в него из пистолета. Выстрел оказался неудачным. Царь ловко петляя, уворачиваясь от последующих выстрелов побежал в сторону Министерства иностранных дел. Террорист успел выстрелить пять раз, после чего был сбит с ног подоспевшим жандармом. Человеком, покушавшимся на жизнь императора Александра II, был Александр Константинович Соловьёв, член радикальной организации "Земля и воля".

У западного фасада Зимнего дворца разбит сад. В 1900 году вокруг него была установлена высокохудожественная кованая железная ограда, которая получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Автором ограды был архитектор Роберт Мельцер.

9 января 1905 года в Петербурге, в том числе на Дворцовой площади, произошли события, вошедшие в историю России как Кровавое Воскресенье.

Булыжное мощение Дворцовой площади конечно же доставляло неудобство и для прохожих, и для проезжающих по ней экипажей. В 1911 году петербургский градоначальник предложил старшему городскому садовнику рассмотреть вопрос устройства на ней цветника. В следующем году журнал "Зодчий" опубликовал такую статью:

"Более 10 лет как в Управе возник проект переустройства Дворцовой площади, составил его архитектор Мельцер. Предполагалось площадь эту заасфальтировать, линию у тротуара засадить липами, разбить цветники, поставить фонтаны и, между прочим, снести бульвар от штаба к Дворцовому мосту, срезая закругление Александровского сада, и в этом месте устроить проезд. Проект получил Высочайшее одобрение, но до сих пор к осуществлению его не приступали. В настоящее время проект вновь обсуждается в Управе, причём городской садовник составил смету на полное переустройство площади в сумме 418 тысяч рублей" [Цит. по 1, с. 269].

Несмотря на все эти планы, при царской власти Дворцовая площадь так и осталась с булыжной мостовой.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета. События 1917 года происходили именно на таком фоне. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона.

Дворцовая площадь после 1917 года

Сразу после Февральской революции 1917 года Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов утвердил решение о "погребении погибших в дни переворота" на Дворцовой площади. Архитекторам дали задание решить в каком именно месте площади будет произведено захоронение и как будет выглядеть монумент над ним. Похороны были назначены на 10 марта. За три дня до этого в Совете выступил Алексей Максимович Горький, который предложил оставить Дворцовую площадь в покое и устроить захоронение на Марсовом поле. Этот вариант вызвал в Совете споры, в которых даже возникла идея устроить на месте Александровского сада новую "Площадь Свободы", там и похоронить погибших. Но от этой затеи отказались сразу, под давлением архитекторов было принято предложение Горького. Дополнительным аргументом стало то, что вокруг Александровской колонны вбито много свай и копать могилы там было бы крайне сложно.

Дважды на Дворцовой площади выступал Владимир Ильич Ленин. Первый раз это произошло 1 мая (18 апреля) 1917 года, когда он от имени ЦК партии большевиков говорил о значении пролетарского праздника Первое мая и задачах русской революции. Второй раз Ленин выступал с трибуны 19 июля 1920 года, когда на Дворцовой площади проходил митинг по случаю закладки памятника Карлу Либкнехту и Розу Люксембург. Этот монумент собирались установить в садике Зимнего дворца, рядом с уже находящимся там временным памятником Радищеву.

После 1917 года Гвардейская площадь вошла с состав Дворцовой.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.

В 1918 году с постамента были снята ограда сада Зимнего дворца. Во время первомайского субботника 1920 года 7 000 рабочих, студентов и курсантов очистили западную часть площади Урицкого от каменных глыб и щебня, оставшихся от разрушенного год назад постамента. В помощь рабочим сюда была даже проложена узкоколейная железная дорога, на которой перемещались 100 вагенеток. Ограда позже была установлена вокруг парка имени 9 января .

Трудовой мотив с тех пор станет главным для всей демонстраций на главной площади Ленинграда. В советское время здесь проводились демонстрации в дни 1 мая и 7 ноября. Для выступлений на таких мероприятиях руководителей разных величин, у ворот Зимнего дворца сооружалась трибуна. Кроме уже упомянутого Ленина, с неё выступали Никита Сергеевич Хрущёв и другие советские лидеры (Зиновьев, Киров, Попков, Кузнецов, Толстиков, Козлов, Романов).

Летом 1924 года на Дворцовой площади состоялась уникальная шахматная партия. Роль белых фигур исполняли моряки, чёрных - красноармейцы. Кони были настоящие. Ходы выполнялись по командам И. Рабиновича и П. Романовского, отдававших их по телефону.

Весной 1932 года Дворцовую площадь заасфальтировали. При этом под ней проложили новые подземные коммуникации.

13 января 1944 года, в первый день операции по снятию Ленинградской блокады, Дворцовой площади возвращено историческое название.

К 60-летию Октябрьской революции (в 1977 году) было решено преобразить мощение Дворцовой площади. Архитекторами Б. Н. Булдаковым, Г. А. Бойковой, Ф. К. Романовским и художником В. А. Петровым был составлен проект, по которому площадь замостили прямоугольниками из брусчатки, которые разделили гранитными плитами. Розовый гранит добыли в карьере "Возрождение", а серий - из Каменногорского карьера . На 17 000 квадратных метрах образовалась "сетка" из 460 ячеек.

В 1994 году принималось решение об определении места нахождения вестибюля станции метро "Адмиралтейская". Для его размещения на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка требовалось расселить находящийся там дом. Заслуженным архитектором России Сергеем Шмаковым был предложен альтернативный вариант. Он составил проект, в котором выход из метро был бы организован в Александровском саду и в первом этаже здания Главного штаба, рядом с Невским проспектом, из существующих там гранитных порталов. Перестроить первый этаж этого дома было бы гораздо дешевле. Но проект Шмакова принят не был, выход из метро в конце 2011 года появился там, где и планировался изначально.

С советского времени каждые Новый Год, 9 мая и в День города (27 мая) на Дворцовой площади проводятся массовые праздничные мероприятия. С большим размахом с 2000-х годов для школьных выпускников здесь стали проводить праздник "Алые Паруса".

1 декабря 2007 года на Дворцовой площади начал работать коммерческий ледовый каток. Его появление здесь вызвало бурные споры в общественности. Основными аргументами противников работы катка стали: нарушение архитектурного ансамбля Дворцовой площади и невозможность подойти близко к Александровской колонне. Каток просуществовал здесь весь зимний сезон, но в последующие годы уже не появлялся.