Свято троицкий монастырь сухум. Храмы сухуми. Населённые пункты Абхазии

Каманский монастырь св. Иоанна Златоуста был построен сравнительно недавно – в 1986 году, но его фундамент значительно старше и относится еще к ХI веку. Свое имя монастырь получил в память об одном из трех Вселенских святителей - Иоанне Златоусте, который скончался на его территории в 407 году.

Здешний монастырь сегодня можно считать одним из наиболее значимых центров паломничества христиан в Грузии и местом особого интереса туристов. Причиной его популярности является и то, что найти село Каманы, в котором он размещен, довольно просто – оно расположено в 15 км от города Сухум, на севере. Сегодня здесь можно увидеть, кроме самого монастыря, еще и два придела, а также наиболее интересную для всех посетителей здешних мест постройку – трехэтажную колокольню. В самом монастыре ценнейшим предметом является саркофаг Иоанна Златоуста, весящий около тонны, который был найден при строительстве колокольни.

Очень популярно посещать монастырь в январе, когда на празднике Крещения здесь можно окунуться в источник Св. Василиска, получив благословение Высших сил.

К 2003 году игумении Серафима и Херувима уже более 10 лет успешно возглавлявляли женские обители Мордовии. Игумения Серафима в 2001 г Указом Президента Российской Федерации о награждении государственными наградами Российской Федерации награждена орденом почета за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

В 2003 году обе игумении были поставлены правящим архиереем архиеп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) перед выбором: он в ультимативной форме предложил либо согласиться с его позицией по вопросу принятия ИНН, либо уходить из обителей.
Сестры, конечно, не могли ослушаться своего духовника схиигумена Санаксарского монастыря Иеронима (Верендякина, +2001г.), который категорически не благословил их перед своей кончиной принимать регистрационные номера ни лично, ни на обитель.

После его кончины игумении обратились к архим. Кириллу (Павлову), который полностью подтвердил благословение их прежнего духовника. Оба старца известны своей праведностью и святостью, поэтому их благословение матушки не дерзнули нарушить.

Более того, архим. Кирилл указал матушкам на их ответственность перед Богом за спасение вверенных им душ, если эти монашествующие в итоге уйдут в мiр. Именно он дал им благословение не оставлять сестер.

Ушли игумении с сестрами в никуда. Приняли их добрые люди в одном из поселков Подмосковья (руководитель Промсвязьбанка поселил их на частной территории бывшего пионерлагеря). Но и здесь их не оставили покое, как говорится, отдали в разработку в стиле 30-х гг. прошлого века. В место их проживания к ним постоянно стали наведоваться с «проверками» представители районного ОВИРа, сотрудники ФСБ, участковый, начальник уголовного розыска района, начальник по делам несовершеннолетних. Поскольку монахинь обвинить было не в чем, им приписали незаконное проживание и мошенничество. Незаконным их пребывание на территории района посчитали и представители районного ОВИРа, отказав им во временной регистрации по старым паспортам. К травле активно подключились и благочинные Подмосковных округов.

Архим. Кирилл (Павлов), чтобы сохранить церковный мир, попросил взять сестер и матушек под свой святительский омофор правящего архиерея Тульчинской и Брацлавской епархии епископа Ипполита (Хилько), что тот и сделал, объяснив свою позицию в письме: "Отказ от принятия идентификационного номера лично или на обитель, а также вынужденный уход из монастыря не является вызовом Священноначалию нашей Церкви, или разрывом с Церковью, а только лишь канонически справедливым несогласием с решением епархиального Архиерея навязывать гражданские мероприятия в жизнь Церкви и за их неисполнение применять прещения".
Владыка Варсонофий вместо того, чтобы править словом Святой Христовой Истины и принимать решения в отношении церковнослужителей, руководствуясь канонами Церковного права, своим внутренним указом, без созыва епархиального суда, снял с должности настоятельниц монастырей, назвав в дальнейшем матушек с сестрами "самочинным сборищем, деградирующим в сторону раскола".
Между тем, необходимо было произвести судоразбирательство последовательно в двух церковных инстанциях: первая из них - Епархиальный суд, Постановления которого только лишь после судебного разбирательства и утверждения членами судебной комиссии должны передаваться далее. Вторая инстанция - судебная Комиссия Священного Синода, Постановления которой должны передаваться на утверждение Патриарху (Устав РПЦ 7 гл., 23 ст.). Минуя все это, владыка перевел игумению Херувиму на другую должность, игумению Серафиму на покой, а сестер велел распустить из-за того, что они не хотели идти ко вновь назначенным настоятельницам. Что и повлекло уход из Мордовии двух монашеских общин. Также ушли и некоторые из братии мужских монастырей.

По прибытии в Абхазию в 2003 г. сестры обратились к Управляющему Сухумо-Абхазской епархией - иерею Виссариона Аплиаа с просьбой дать разрешение находиться на административно-канонической территории г. Сухум. Они предоставили о. Виссариону письмо от епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита, в котором удостоверяется, что сестры находятся под его святительским омофором и что они не сектанты и не раскольники. Более того, в беседе с о. Виссарионом сестры объяснили, что они выехали из России по благословению известного духовника архимандрита Кирилла (Павлова). Отец Кирилл в России, да и не только в России, но и во всём мире очень уважаемый человек, он является духовником Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия. Сам о.Виссарион неоднократно бывал у о.Кирилла, очень уважает его и о.Кирилл всегда выражал ему свою любовь. Поэтому о.Виссарион поступил очень мудро и дал своё благословение на проживание.
Так в окрестностях Сухума появилось два русских женских монастыря: Свято-Троицкий (иг. Херувима) и Параскево-Вознесенский (иг. Серафима).
Кроме этого, игумения Серафима возле Псху - самого труднодоступного горного села Абхазии - основала скит монастыря.
Псху - село историческое, тут подвизались русские имяславцы, тут воссиял подвиг новомученичества в дни богоборческого гонения в 1930-х гг., когда часть монахов была расстреляна, а 250 насельников арестованы, депортированы из Псху и многие приняли мученическую кончину от потопления в Черном море. В дальнейшем были разрушены и все церкви. Литургическая жизнь в этих местах прекратилась: ближайший храм располагался в г. Сухуми в двух днях конного пути от Псху по горным тропам. Но это место по-прежнему притягательно для ищущих пустынного монашеского жития. Сейчас Псху - русское село, там проживает около 170 человек, имеется аэродром с травяным покрытием. Село находится на высоте 760 метров над уровнем моря. Дороги, связывающие село с внешним миром, ведут через горные перевалы Анчха и Гудаута высотой 2030 метров, преодолеть которые под силу далеко не каждой машине, а 8 месяцев в году сюда можно долететь только при помощи малой авиации.

Сестрам из Мордовии разрешили поселиться в старинном горном селении Бирцхи (в районе Гулрипш), в котором никогда не было храма, стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно…
Вот как рассказывает о посещении сестер в 2011 г. самарский священник Сергий Жихарев:
"В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель... приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную. С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…"

В монастыре игумении Херувимы 60 сестер.

Выше на склоне горы, которая ещё не полностью разминирована (из-за грузино-абхазского конфликта) живут и отшельницы, которые изредка спускаются к ним и заходят в храм помолиться. Одной около 75 лет, второй за восемьдесят (одна отшельничает 35 лет, другая — сорок). Есть и монахи-отшельники - "крайняя точка, куда можно добраться на транспорте (автомобиле или лошади), находится очень далеко от их келий. Дальше приходится идти пешком целых десять часов. И вот они курсируют по этому маршруту, на себе груз носят иногда до сорока килограммов. Макароны несут на себе, крупу".

В 2014 г. в Псху был выстроен храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

Скажем немного о монастырским ските в Псху. Архитектор храма в Псху так описывает посещение скита игумении Серафимы: "Мы заходим в скит матушки Серафимы. Хозяйство это состоит из нескольких скромных домиков, в которых проживают инокини и послушницы. Нас встречает старшая сестра и ведет во двор, затененный виноградником, плетущимся по решетчатому каркасу. Несколько молодых сестер, собирающих виноград на высоте 3-4 метра, увидев батюшку, встрепенулись, словно птицы и радостно приветствуют его, спустившись с лестниц, берут благословение. Сестра, усадив нас за стол, угощает чаем с медом и фруктами. Она говорит, что большинство сестер сейчас находятся у матушки Серафимы в монастыре, а оставшиеся здесь заняты на уборке винограда. Сестра, показав нам на стеклянные бутыли с недавно законсервированными овощами, фруктами и соками, сообщает: «Большую часть года мы полностью отрезаны от мира и, что заготовим, то и будет нас кормить. Грибы и ягоды мы уже заготовили, картофель и другие овощи также собрали». Сестра поинтересовалась последними событиями, произошедшими в Сухумско-Абхазской епархии. Батюшка смиренным, тихим голосом поведал о решении наместника о. Виссариона войти епархией в состав Московского Патриархата. «Мы здесь как в космосе, никакой информации,- сказала сестра. «Наш старец, отец Рафаил Берестов, благословил не пользоваться современными паспортами, имеющими знаки сатаны, поэтому мы даже здесь находимся нелегально, втайне от властей. Но, слава Богу, именно это и укрепляет наш дух и веру. Наш батюшка Рафаил сейчас на Афоне в Греции молится о нас".
Вот так живут и трудятся истинные подвижницы, чающие монашеского жития. Суровый устав, пост по Типикону, исповедание помыслов… Молитва Иисусова за мiр и за Россию льётся из их сердец в этих пустынных благословенных местах.

Увидеть редкий фотоснимок игумении Херувимы и почитать ещё один отзыв о встрече с пустынножителями гор Абхазских можно здесь.

Паломники из г. Чаплыгина на этот раз отправились в дальнее и продолжительное путешествие. Целью поездки стала Абхазия. Отправились мы туда на поезде, который доставил нашу группу в столицу Абхазского государства - Сухум. Сам город, да и вся страна, которую мы наблюдали из окон вагона, говорили о той войне, которая закончилась почти два десятка лет назад. Обстрелянные, разрушенные и опустевшие жилые дома, многоэтажки и хозяйственные постройки безмолвно виднелись на фоне величественных гор. В противоположных окнах мы видели манящее море. Два дома, в которых мы разместились, располагались неподалеку от побережья, которое в этих местах необычайно чистое и красивое.



Утром следующего дня мы отправились в монастырь, который носит название Новый Афон. Монастырь был основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона со святой горы Афон. Главный храм монастырского комплекса, расположенного на 75 метровой высоте над уровнем моря - Пантелеймоновский собор, построенный в ново-византийском стиле в 1888-1900 годах. На сегодняшний день это самый крупный собор Абхазии.

Новый Афон был построен у древнего храма (который на данный момент закрыт на реконструкцию) одного из 12 апостолов - Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Он первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Поднимаясь в пещеру, мы узрели камень, на котором св. Симон проповедовал Христа, а чуть дальше находится лобное место, где апостол принял мученическую кончину. В пещерной келье мы прочли канон св. Симону Кананиту.




После обеда нас ожидал подъем на высокую Иверскую гору, высота которой составляет 344 метра над уровнем моря. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, остатки хорошо укрепленного городища Анакопия VI веке н.э.. Крепость стояла на самой вершине горы. Есть храм зального типа, построенный, вероятно, в VI-VII веках.



Храм издавна знаменит тем, что в нем на протяжении многих веков, начиная с VII века, хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно как и когда попавший на вершину горы. Средневековые рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом. Новоафонскими иноками в 1913 г. была построена ныне разрушенная часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная со Свято - Пантелеимонова монастыря - Старый Афон, Греция. В честь иконы гора названа Иверской. Дорога в гору занимает около часа и для более легкого восхождения устроена серпантином с 12-ю коленами. По благочестивой традиции на каждом из колен читается кондак и икос из акафиста Божией Матери. Наше восхождение завершилось на башне Анакопийской крепости общим пением «Взбранной Воеводе Победительная».


Каманы - село находящееся неподалеку от Сухума и стертое с лица земли во время Грузино-Абхазского конфликта. Христианская история связывает его с именами двух великих святых. Здесь в 407 году, на пути из Кукуза в конечный пункт ссылки - Питиунт (ныне Пицунда), окончил свои дни Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца, и в дождьи в зной, совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель отошел ко Господу.



А в IХ веке состоялось третье обретение главы его небесного покровителя - Иоанна Претечи. После второго обретения честная глава была перенесена в Константинополь, а во время иконоборческой ереси привезена в Каманы и скрыта там, в земных недрах до времени царствования св. Феодоры (ок. 867). После восстановления Православия святителю Игнатию, патриархуКонстантинопольскому, было открыто в видении место, где скрыта святыня. Честная глава Предтечи была в третий раз обретена в указанном месте около 850 г. Сейчас к месту обретения главы великого пророка и крестителя Господня Иоанна ведет металлическая лестница, сваренная из арматуры и насчитывающая около 700 ступеней.


В Каманах расположился монастырь начала ХХ века. Эта обитель принадлежала Православной Церкви в России, именовалась она Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь. Когда-то здесь проживали более ста насельниц, на средства обители содержались больница и школа для абхазских девочек-сирот. В 2001 году, после долгого перерыва, монашеская жизнь возобновилась, теперь это мужской монастырь Иоанна Златоуста с немногочисленными насельниками. Главная монастырская святыня - каменная гробница великого святителя, в которой его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь.


Крутая горная тропа ведет к храму IV века св. Василиска Каманского. До нашего времени дошли только фрагменты стен этой древней базилики. Но недавно рядом с тем местом появилась миниатюрная церковь. Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона. Он был отправлен в Каманы, где содержался в темнице и готовился к предстоящему мученическому подвигу. Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Святому Василиску отсекли голову, а тело его бросили в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли.


Отдохнув день на море, мы поехали в Илор - селение неподалеку от границы с Грузией. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменит местный храм во имя св. Георгия Победоносца тем, что был построен в XI веке на месте, где по благочестивому преданию стоял шатер св. Георгия. В храме уникальный каменный престол, около 12 - ти обильно мироточивших икон, а образ Пресвятой Богородицы в иконостасе кровоточит. Кровь исходит из руки Божией Матери. Поклонились и св. мученику Евстафию Апсилийскому. Он стал первым абхазом, святость которого была признана всей Христианской Церковью. В храме нами был прочитан акафист великомученику Георгию Победоносцу. Испив прохладной воды из святого колодца, паломники устремились в обратный путь.


В субботний вечер и воскресное утро Чаплыгинцы молились за всенощным бдением и Божественной литургией в Благовещенском Кафедральном соборе г. Сухум.


В один из последних дней нашего пребывания в Абхазии мы посетили Гагры и Пицунду. В Гаграх мы помолились в храме Ипатия Гагрского. Определить время жизни этого абхазского святого, подвизавшегося в Гаграх, представляется практически невозможным. Судя по тому, что имя этого святого связано с Гагринским храмом, можно допустить, что этот храм был построен на месте погребения св. Ипатия, или же, скорее всего, перестроен в его честь. Видимо, мощи св. Ипатия также покоились в этом храме.

В Пицунде мы встретились с православной писательницей Натальей Сухининой, которая вот уже много лет подряд проводит теплое время года в своем доме на побережье. Гостеприимно приняв нас всех, Наталья Евгеньевна рассказывает о традициях Абхазии, показывает домовой храм и угощает спелым арбузом с собственной бахчи. Сердечно поблагодарив Наталью за теплый прием, мы оказываемся на песчаном пляже Пицунды, и конечно же не можем упустить возможность отдохнуть в этом прекрасном месте. В Сухум возвращаемся уже затемно.


В последний день с некоторой грустью собираем чемоданы и покидаем страну души. Эта прекрасная земля по-абхазски называется Апсны, что в переводе как раз таки означает - страна души.



Монахини из Бирцхи

В старинном горном селении Бирцхи никогда не было храма… - вступает в разговор матушка Елена. - Стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно… В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель. На такой подвиг мордовских монахинь благословили духовник Троице-Сергиевской Лавры Архимандрит Кирилл (Павлов) и санаксарский старец схиигумен Иероним (Верендякин † 2001 г.). Двадцать пять сестер - и молодые, и почтенного возраста - приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную.С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…

/самарский священник Сергий Жихарев/

«Возведение этого храма относится к далекому 6-му веку, расположен он на территории абхазского села Цандрипш. Религиозное сооружение состоит из базилики с тремя нефами. До глубины души поражает мастерс...»

«Недалеко от Сухума в Абхазии в селе Драна находится самое древнее сооружение Кавказа - храм, построенный в византийском стиле еще в VI веке нашей эры. Сооружение было возведено из кирпичей и бул...»

«Это один из самых старых храмов Абхазии, построенный для людей, исповедующих православие. Начало строительства датируется 10-11 веками. Несмотря на свой почтенный возраст, сооружение великолепно сохра...»

«Первые упоминания о храме Святого Ипатия Гагрского относятся к 6-му веку нашей эры. Церковное здание существовало и до этого времени, но называлось именем Покрова Богоматери. Но религиозную святыню пе...»

«Этот монастырь был возведен не так уж давно, по историческим меркам - в самом конце 19-го столетия. А вот фундамент, лежащий в его основании на много веков старше. Специалисты датируют эти плиты...»

« Абхазский город Новый Афон славится своими монастырями. Но наибольшее количество паломников привлекает, конечно, Новоафонский монастырь, построенный возле подножья горы. Мужская обитель была пос...»

«Село Каманы располагается в 15 км от столицы Абхазии города Сухум. Изначально оно называлось Гума. Но в 1884 году греческий археолог Вриси, посетивший село, и исследовавший развалины древнего храма, п...»

«Илорская церковь, как можно без труда догадаться, стоит в селе Илор. Это пригород другого населенного пункта, Очамчира. В 1638 году сооружение было варварски разрушено, но довольно скоро восстановлено...»

«Бедийский храм построили специально в честь Влахернской иконы Богоматери. Произошло это знаменательное событие в 10-ом веке нашей эры. Храм назван в честь одного абхазского села, но находится на терри...»

«Этот храм находится в абхазском селе Моква, относящемуся к Очамчырскому району страны. Он уникален тем, что является единственным дошедшим до нас средневековым крестово-купольным сооружением, состоящи...»

«Этот храм относится к 10-11 векам нашей эры и с полным правом числится в списке самых известных абхазских достопримечательностей. Мюссерский храм - это ведь не только религиозная святыня, но и з...»

«Поселок Псху располагается в долине с тем же названием, затерянной между двумя горными хребтами, Бзыбским и Главным Кавказским. Это довольно отдаленные территории страны, находящиеся на высоте в 760 м...»

«Это религиозное сооружение находится в красивейшем уголке Нового Афона. Внешне храм Симона Кананита выглядит как здание небольшого размера из тесаного камня белого цвета. Опорой для крыши и купола слу...»

«Эти достопримечательности расположены неподалеку от крошечного абхазского села Гума. Достаточно спуститься к протекающей внизу реке Гумиста и дойти до развилки. Если вы свернете направо, то попадете в...»