Буддийская скульптура. Происхождение изображения будды. Купающийся под дождём

Скульптура

Изобразительное искусство в виде скульптурных произведений получило широкое распространение в тибетском буддизме. Еще в Индии первыми изображениями Будды были именно творения ваятелей, поскольку именно они, еще до росписей и фресок Аджанты, начали украшать ступы от Санчи и до Боробудура лепными рельефами, отражающими сцены из жизни Будды.

Традиция создавать статуи идет от самого Будды. Он рекомендовал изготавливать их в целях почитания живого Будды в образе человека, а также для ритуала жертвоприношения Будде, ушедшему в Нирвану. Первые статуи, согласно древним сутрам были деревянными, но позже скульптуры стали применять и другие материалы, в том числе камень.

Во времена кушанской Бактрии расцвело искусство традиции Гандхары, оставившее после себя образцы высоких достижений в синтезе греческих и индийских канонов. В это время стало развиваться более доступное и быстрое производство культовых изделий из глины и алебастра. Они представлены удивительными по глубине и выразительности скульптурными работами образов Будды и бодхисаттв в среднеазиатских храмах Мерва и Каратепе. Из цельных скальных пород, и, особенно, мягкого песчаника вырубались целые ансамбли скульптур и монументов. К таковым относятся гигантские 60-метровые статуи Будды в Бамиане в Бактрии (совр. Афганистан), которые стояли в скальных вырубленных нишах, до их разрушения талибами в 2001 г.

Тибетские мастера усвоили и восприняли традиции, опыт и пропорции своих индийских предшественников. Если в Индии и в Средней Азии буддийские статуи делались преимущественно из камня или алебастра, то тибетцы работали преимущественно с камнем. Сохранилось много вырезанных из камня композиций различного размера, от 20 см до нескольких метров.

Работы, выполненные из металлов, получили наибольшее распространение в тибетском эзотерическом искусстве. Этому способствовали достижения тибетцев в горном деле и их высокое мастерство в металлургии. Работа с медью, золотом, серебром и железом уходит корнями вглубь тибетской истории, а культурные связи с окружающими странами позволяли усвоить и новый опыт. Первоначально, делались попытки широко использовать железо и медь, но начиная с VII в. наибольшее распространение получило бронзовое литье. Изготовление бронзовых статуй, а также атрибутов культа (ваджры, колокольчики, ритуальные кинжалы, чаши, музыкальные инструменты и пр.) получили в Тибете большое распространение. При этом наряду с бронзой применялись различные сплавы, такие, как "сплав пяти драгоценных металлов", куда входили железо, медь, серебро, золото и свинец. В других сплавах присутствовали горный хрусталь, графит (алмазы) и ртуть. Процесс состоял из смешения в определенных пропорциях, плавки, придания формы (резьба, литье и пр.) и завершающих ритуалов.

С момента постройки первого монастыря в Самье литье небольших и огромных статуй, изображавших Будду и идамов, стало повсеместным. Для изготовления такой статуи выбирался особый, рассчитываемый астрологами день. Мастер проводил определенное время в медитации и молитвах, прежде чем взяться за работу. Бронзовые изваяния внутри были полыми, их отливали по частям и уже на месте, в храме, составляли в единую конструкцию. Каждую статую освящали особым ритуалом, помещая при этом в ее полости священные тексты, посвященные изображаемому объекту Прибежища. После этого статуя, как правило, снизу, запечатывалась особой печатью (священным слогом) и считалась "живой". Этой процедуре подвергались даже самые маленькие скульптуры, из любого материала, бронзы, дерева или глины. Статуи в храме Рамоче и Большого Будды в Чжокханге недалеко от Лхасы явились первыми такими образцами.

Вместе с художественным литьем получило распространение и изготовление статуй из глины и дерева. По преданию, знаменитая деревянная статуя Будды "Цандан Чжу" была сделана из сандалового дерева. Конечно, трудно представить себе столь длительную сохранность, однако, допустимо предположить, что это копия с древнего деревянного оригинала. Храмы, не имевшие средств на дорогие бронзовые изделия, изготовляли статуи из папье-маше. Из этого же материала делались и высокохудожественные маски для цама.

Первоначально, с X в., когда буддизм окончательно закрепился в Тибете, бронзовые изваяния Будды и идамов стояли на каменных или кирпичных пьедесталах, держа в руках такие же бронзовые атрибуты. Статуи выполнялись по всем канонам, однако были неодетыми, не покрывались инкрустацией и не имели ничего, кроме бронзовых деталей.

Лама Цзонхава изменил это положение. При нем статуи стали изготавливать из драгоценных металлов, таких, как золото и серебро, а медные и бронзовые стали украшаться сложной инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. Головы идамов стали украшаться золотыми коронами, со вставленными в них яхонтами, изумрудами, рубинами и особенно бирюзой различных оттенков. Серьги, ручные и ножные браслеты также изготавливались из серебра и золота и надевались на бронзовые тела. Соответствующие места статуй, лица, волосы раскрашивались минеральными красками.

Затем тела бронзовых будд стали покрываться тончайшим слоем кованого золота, а позже стала применяться техника золотого напыления. Для золочения скульптурных работ применяли натуральное золото. Однако иногда золото наносили на поверхность таким толстым слоем, что оно слабо держалось и падало мелкими крупинками. Эти крупинки назывались "шал-сэр" (zhal-gser, "личное золото"), которые очень дорого ценились и шли исключительно на золочение икон в живописи. При этом фигуры будд и идамов стали облекаться в парчовые и шелковые одежды.

Со временем в Тибете уже ни один храм не обходился без бронзовых изваяний, распространив этот вид искусства на весь ареал тибетского буддизма, в том числе и за пределами страны. Центральная фигура Будды и главные персонажи пантеона в любом тибетском храме всегда представлены в виде статуй или скульптуры, будь это бронзовое литье, окрашенная и глазурная глина или папье-маше. Этот и другие факты позволили итальянцу Ипполито Дезидери, проникшему в Тибет в XVII в., написать о схожести католических и тибетских храмов.

Помимо храмовых интерьеров скульптура получила распространение в виде фигур охраняющих врата львов, либо других животных - тигров, гаруд, драконов, украшающих порталы практически всех больших монастырей, а также в виде барельефов на ступах и стенах.

Нельзя не отметить и особый вид миниатюрных глиняных изделий, с лицевой поверхностью в виде барельефа, называемых по-тибетски "ца-ца" (phyag-tsha) и получивших в Тибете повсеместное распространение. Материалом для них служила глина, куда добавлялись минеральные красители и растительные компоненты. Смешанная с водой, она в дальнейшем подвергалась штамповке деревянными или каменными клише и оставлялась сохнуть в проветриваемом помещении. После этого "ца-ца" раскрашивались. Как и статуи, они также подвергались ритуалу освящения. Как правило, на "ца-ца" изображались известные и особо почитаемые бодхисаттвы, идамы, такие как Амитаюс, Ямантака, Яма, Ваджрапани, Манджушри, Махакала, Тара, и они занимали свое место в домашних алтарях, их брали с собой в дорогу и считали охранными амулетами от злых духов и болезней.


Может сидеть или стоять. Правой рукой Будда делает жест варада мудра, если стоит, то держит край монашеского одеяния. Данное изображение демонстрирует альтруистические качества Будды, с ним не связано никаких определённых историй.

Будда в королевском наряде

В этом изображении Будда украшен атрибутами королевской власти (включая корону) и драгоценностями.

У изображения есть несколько вариантов. Во-первых, Будда может стоять, изображая обеими руками делая жест абхайя мудра, или же только правая рука может быть поднят в абхайя мудра, а левая - свободно висеть внизу. Во-вторых, Будда может сидеть в любом из вышеназванных положений. Так или иначе, главной особенностью данного изображения является королевский наряд Будды.

Связанная с изображением история повествует о том, как Будду призвал покровительствовавший ему Король Бимбисара, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседнего королевства. Просвещенный находился в бамбуковом лесу и смотрел на вторжение в королевство Бимбисара, а затем явил себя в полных королевских регалиях Королю Джамбурати и продемонстрировал благодетельные силы так, что тот стал его верным учеником и больше никогда не претендовал на территории Короля Бимбисара.

Данный образ в изображении Будды распространился в конце XVI века, когда декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи достигло расцвета. Казалось бы, и религиозная, и художественная ценность образа должны пострадать от чрезмерной красочности наряда. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы украсить и смягчить строгое шаблонное телосложение фигуры Будды. Нельзя отрицать изысканность, сложность, красоту замысла и искусность исполнения, однако многочисленные драгоценные камни, украшающие изображение с ног до головы, пожалуй, излишни.

При этом использование королевских регалий, чтобы подчеркнуть божественное происхождение персонажей и усилить впечатление встречаются и в других культурных религиозные традиции, в том числе к католицизме, греческом и русском православии.

В изначальной версии королевские атрибуты исчерпывались короной на голове, однако в итоге покрыли всё тело Будды. Причём наряд бывают изображён в двух вариантах: либо монашеское одеяние, покрытое драгоценностями, либо же полноценный наряд принца. В последней версии выполнены некоторых из самых знаменитых изображений Будды в Таиланде. Среди них, например, так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.

Будда ест из котелка для милостыни

Будда только что посвятил в духовный сан сына богача и теперь спокойно ест рис из котелка для милостыни (бат).

Будда ест рисовый пудинг из котелка для милостыни

В левой руке Будды шарик рисового пудинга, а правая рука лежит на котелке. Рис был разделён на сорок девять частей, чтобы его хватило на семь недель.

Будда на Банаспати

Будда стоит на голове Брахмы, а тот, в свою очередь, приклонил колени на спине Банаспати.

В печальных мыслях

Будда стоит, скрестил руки на животе (левая снизу, правая сверху). Под деревом Бодхи Будда занят обдумыванием своих достижений в совершенном знании. Мара искушал его сразу же войти Нирвану, но Будда отказался, желая донести подлинное знание до всего мира.

Взятие савана мертвеца

Будда снял саван с гниющего трупа, отряхнул с него червей, промыл в реке и получил таким образом себе одежду.

Входящий в Нирвану

Будда умер, когда ему было восемьдесят лет, и вошёл в Нирвану.

Дарующий прощение

Будда прощает пришедшего к нему человека, осознавшего неправоту своих поступков. Есть немало вариантов этой позы, среди них, например, Будда стоит, развернув обе ладони наружу, или подняв одну руку (иногда левую, иногда правую) с ладонью, развёрнутой наружу.

Дающий первый закон

Делающий отпечаток ноги

Будду делает отпечаток своей правой ступни. Его символическое значение - движение и распространение Дхармы по всему миру.

Демонстрация чудес семье Сакри

Старейшины семьи Сакри не выразили уважение Будде, когда входили во дворец его отца, и Будда продемонстрировал им свою силу: помимо прочего, он вызвал сильный дождь, который намочил только тех, кто не выказывал ему почтения, а тех, кто относился к нему с уважением, оставил сухими.

Держащий чашу для подаяний

Будда стоит прямо и держит котелок для подаяний двумя руками на уровне живота.

Это поза относится к первому утру в Капилавасту после визита во дворец отца Будды. Родственники Будды были готовы принять в Нигродхараме, но покидая его вечером, ни один из них так и не позвал его на завтрак. А на утро Будда отправился в город, чтобы просить подаяние.

Защищенный Мукалиндой

Огромная змея защищает Будду, капюшон семиголовой кобры поднимается из-за его спины и нависает над головой. Сам Будда, находясь в глубокой медитации, сидит на кольцах змеи, которые служат основанием для изображения. В некоторые случаях Будда может изображаться полностью опутанный кольцами змеи, так, что видна остаётся только голова - к такому изображению привело буквальное понимание художниками истории.

На протяжении 42 дней великий король змей Мукалинда охранял и защищал Будду, погружённого в блаженство и не ведающего, что надвигается ужасная буря. Огромный змей обвил тело Просвещённого семью кольцами, а над головой раскрыл капюшон кобры, чтобы ничто его не помешало. Буря якобы бушевала на протяжении семи дней. Данное изображение было широко распространено в центральном Таиланде, а также пользовалось популярностью среди мастеров Кхмерского и Бирманского иконографического искусства. В Индии напротив - использовалось редко. Таиландские мастера Сукхотайи также предпочитали не обращаться к нему примерно с XIV века. В Таиланде это положение имеет название «Пхра Нак Прок».

Идущий в медитации

Будда шагает, левая лодыжка приподнята, ладони скрещены (левая снизу, правая сверху) на верхней части бёдер. Будда получил исчерпывающее знание и после этого посвятил себя обучению Дхамре страдающих и несчастных людей на всей земле.

Идущий или гуляющий Будда

Будда идёт, слегка приподняв правую ступню над землёй, а левой твёрдо стоя на земле, держа левую руку на уровне груди (даруя просвещение, благословляя всех существ, рассеивая страх), а правая в этом время грациозно и естественно свисает. Тело образует уравновешенную позу, изогнутую в трёх местах - трибханга или S-образную, весьма популярную в индийской скульптуре. Будда собирается произнести проповедь о своём озарении. Фигура находится в динамичном положении, она будто бы замерла в движении, как на видеозаписи, поставленной на паузу. Это символизирует заботу и внимание Будды к каждому действию. Он знает, что больше не переродится.

Изложение великой истины

Обе руки расположены в позиции витарка мудра.

Касание волос

В этой позе Будда поднимает свою правую руку, собираясь вырвать из головы восемь волосинок, чтобы подарить торговцам Тапуссе и Бхалике в качестве реликвий. После просвещения Будда не ел сорок девять дней, а они предложили ему рис, а позже стали его первыми учениками.

Купающийся под дождём

Правой рукой Будда поливает себя дождевой водой.

Во время засухи в Косала, Сравасти народ обратился к Будде за помощью. Увидев страдающий от недостатка воды рис, Будда попросился постирать свои одеяния. По дороге к пруду разверзлись небеса и на землю обрушился ливень, под которым и искупался Будда.

Медитация

Бодхисаттва находится в позе йоги: руки лежат на ступнях, левая ладонь лежит на правой и принимает чашеобразную форму. Глаза смотрят на кончик носа или вовсе прикрыты. Как правило, статую в этой позе выражают блаженное состояние. Это одна из самых популярных поз в Таиланде, там она известна как «острая боль самадхи».

Это позиция изображает важный и героический эпизод, когда Бодхисаттва поклялся не вставать с места до тех пор, пока не достигнет просвещения и не получит высшее знание. Он стремится найти причину страданий и возможность отказа от них и в процессе поиска становится Буддой. Вступив в самый глубокий этап погружения в мысли - дхьяну, состояние полного спокойствия, в котором отсутствуют как боль, так и радость, он достиг полного и окончательного просвещения.

По тайской традиции, Будда в состоянии медитации больше всего подходит людям, родившимся в четверг. Они чаще всего становится судьями, юристами и учителями.

Медитация в алмазной позиции

Будда находится в позиции закрытого лотоса, подошвы его ступней вывернуты наверх, при этом ноги плотно перекрещены, а руки лежат на коленях.

Особой популярностью эта поза пользовалась на севере Таиланда, в ней были выполнены статуи, найденные вокруг Чиангсьен.

Наставление пяти учеников

Будда сидит в позе йоги, расположив руки в положении обучения мудра. Всего есть четыре варианты позиции, которые отличаются использованием рук. Во-первых, Будда может изображаться с левой рукой, лежащей на колене, и с правой, расположенной на уровне груди в положении витарка (большой палиц соединён с указательным, другие пальцы слегка согнуты и направлены вовне). Во-вторых, Будда может быть изображён в дхармачакра мудра («вращающий колесо закона»), в процессе произнесения первой проповеди перед пятью учениками. В-третьих, он может просто сидеть в состоянии медитации. В-четвёртых, может изображаться с поднятой правой рукой, чем привлекает внимание учеников и призывая их приблизиться.

Достигнув просвещения, Будда оставил Бодх Гайя и отправился на поиски пяти аскетов, с которыми он провёл шесть лет. Он поделился с ними новообретённым знанием в Дхаммачакра Паваттана Сутта. Здесь он объяснил им «Средний Путь», Четыре Благородных Истины и доктрину Восмеричного Пути, основу всех форм буддизма. Друг Будды Конданна с радостью принял это знание, а затем убедил четырех других - Ваппу, Бхуддйю, Маханану и Ассаджу.

Обдумывающий старость

Будда находится в отдыхающей позиции (позе открытого лотоса): его руки расположены на коленях ладонями вниз.

В последний год жизни Будда проводил сезон дождей в Велуване, роще на пике Раджагриха Вултурес, принсённой в дар Королём Бимбисара. К тому моменту ему было восемьдесят лет, он был тяжело болен, но героически переносил свою болезнь. Более того, она служила ему темой для проповеди о скоротечности жизни. Он рассказывали про старика Ананда, который сравнивал своё тело с повозкой, которую нужно чинить с помощью ремней и бамбука, и настаивал на неизбежности старости и смерти для всего сущего.

Обучение матери в небесах Таватимса

Объединение четырёх котелков для милостыни

Стражи четырёх направлений явились к Будде и предложили милостыню, каждый в своём котелке. Будда не хотел выказывать никому из них предпочтения, поэтому объединил все четыре котелка в один.

Останавливающий Мару

Бодхисаттва находится в позе йоги, левая рука лежит на колене, правая поднята, будто бы для отражения атак трёх дочерей Мары. У этой позиции есть два разных варианта. Один - сидя, с левой рукой на подоле, а с правой - на уровне груди (как в абхайя мудра), как бы запрещая дочерям Мары соблазнять. Второй - позиция медитации, когда обе руки лежат на коленях.

Также у этого изображениея есть и две разных интерпретации. Первая соответствует отражению Бодхисаттвой атаки дочерей Мары. Вторая отсылает к моменту, когда Бодхисаттва пребывал в блаженстве под деревом Баньян, а сам Мара искушал его сразу войти в Нирвану. Однако Бодхисаттва отказался, сказав, что время для этого ещё не время, потому что люди ещё не получили учение, а праведный образ жизни пока не распространился.

Удерживающий родственников от вражды

Будды стоит, его правая рука находится в положении абхайя мудра, а левая свешивается вниз, при этом слегка касаясь одежды.

Изображение отсылает к эпизоду, когда Будду после трёхмесячного отсутствия вернулся из небес Таватисма и остановил вражду родственников его отца и матери из-за права собственности на участки реки, которая протекала между их владениями. Родственники договорились и мирно поделили участки и, при посредничестве Будды, прекратили противостояние.

Остановка статуи из сандалового дерева

Будда стоит, правая рука висит вдоль тела, а левая поднята, чтобы остановить своё изображение из сандалового дерева от приближения. Внушительное изображение этой позы находится в парке Пхуттхамонтон в провинции Накхон Патхом. Там этот жест соединён с движением идущего. Ещё одна скульптура из Аюттхайи, древней столицы Сиама, сейчас находится в Бангкоке, в восточном вихарне Ват По.

Эту позицию можно случайно спутать с «Удерживанием родственников от вражды», но это разные позы.

По легенде, пока Будда в течение трёх месяцев пребывал в небесах Таватимса и проповедовал там для своей матери, на вершине горы Меру, что находится в центре вселенной и где обитают тридцать три бога, отвечающие за благосостояние людей, Король Удаяна создал изображение Будды из сандалового дерева и поместил в большом холле в саде Джетавана в Шравасти, на месте, где обычно сидел Будда. Когда же настоящий Будда наконец-то возвратился, статуя чудесным образом ожила и приветствовала его. Однако Будда левой рукой остановил деревянное изображение и приказал ему вернуться на место, дабы служить образцом для будущих статуй, которые будут делать после его смерти.

Отдыхающий или Спящий Будда

Будда лежит на правом боку, его ступни и правая рука лежат параллельно друг другу. Его монашеские одежды традиционно открывают правое плечо, которое в этом изображение, как правило, лежит на подушке. При этом левая рука находится параллельно телу, а левое плечо закрыто.

В индийское традиции эта положение Махапариниббана - окончание жизненного пути Будды и вхождение в нирвану. Однако в Таиланде после Сукхотайского периода его воспринимают иначе. Там такое положение означает, что Будда просто отдыхает. Кроме того, опять же, согласно индийской традиции, изображение фигуры в лежачем положении должно быть таким же, как и в стоячем, только горизонтальное. Этим объясняется наличие «летающей полы» у монашеской робы, что создаёт «неземное» впечатление.

Открывающий мир. Соединяющий три мира: Небеса, Землю и Ад

Спустившись с небес Таватимса, Будда сотворил чудо: он объединил три мира - Небеса, Ад и Земли, и обитатели каждого из них смогли видеть друг друга.

Отстранение Ваккали

Левая рука Будда лежит на коленях, а правой он совершает жест отстранения.

Брамин Ваккали впечатлился внешним видом Будды, однако Будда сказал ему, что не внешности и физическому состоянию не следует уделять внимания, ибо рано или поздно они померкнут и придут в упадок, вместо этого должно следовать дхарме.

Первая проповедь

Будда явился в Парк Оленей в Исипатана около Бенареса, где прочитал свою первую проповедь Пяти ученикам.

Повелевающий водами или Останавливающий Океан

Будда стоит, обе ладони подняты, будто он пытается что-то оттолкнуть. Поза похожа на «Возвращение из небес Таватимса» с двойным витарка мудра, но путать их не следует.

В Таиланде эта поза называется «Останавливающий Океан или Предотвращение Поднятия Вод», но при этом происходит она от наводнения в Сахарам, который находится на берегу реки в Индии.

Будда явился в лагерь Казуара, где находилось около тысячи огнепоклонников и попросился на ночлег. Его поселили в ветхом домике на берегу реки, который часто затапливало. Чтобы предотвратить это, Будда заставил воды утихнуть и так показал Казуару и его сторонникам истинный путь.

Подчиняющий Мару или Призвание Земли как свидетеля

Будда сидит в позе йоги, держит левую руку на своей ступне, ладонь повёрнута кверху. Правая рука расположена на колене и показывает на землю, иногда слегка её касаясь.

Это поза, также известная под названием «Призвание Земли как свидетеля», наиболее популярна в Таиланде. Мара со своей ордой искушал Бодхисаттву: демоны сулили ему власть, богатство и плотские утехи. Однако Будда презрением отверг их все и продолжил размышления. Это отторжение Мары символизирует победу над собой.

Показывающий на труп

Будда на три дня задержал кремацию трупа, он хотел, чтобы люди смотрели на него и раздумывали о скоротечности жизни и временности их пребывания в этом мире.

Получающий воду

По дорогу в Капилавасту Будду одолела болезнь. Он обратился к Ананде с просьбой принести немного воды из ближайшей реки. Однако в тот день через реку уже переехало множество телег, так что вода была невероятно грязной и едва ли пригодной для питья. Но когда Ананда зачерпнул воду, она оказалась чистой.

Получение связок травы

Как-то вечером после ужина Бодхисаттва получил от брахмана Соттхия восемь связок срезанной травы. На этой траве Будда смог удобно устроиться под деревом Бодхи в Бодх Гая.

Посвящение в духовный сан первого ученика

Упатисса и Колита прошли посвящение в духовный сан, получив при этом высший ранг.

Предсказывающий

Призвание Земли в свидетели или Подавление Мары в хрустальном дворце

Призывающий Дождь

Будда стоит, его правая рука расположена на уровне груди, в положении витарка мудра, и будто бы призывает дождь, а левая ладонь собрана в горсть, будто прося подношение, в неё должна собраться дождевая вода. В некоторых вариантах позиции Будда может сидеть с перекрещенными ногами (положение рук сохраняется). Стиль одежды может быть либо кандагарский, либо северо-западной Индии: монашеское одеяние спадает симметричными волнами. Ступни поставлены естественно, не так формально, как обычно бывает у других тайских статуй того же времени.

Эта поза набрала популярность в Дваравати монского периода. Сидячий варианта был создан по приказу короля Рамы I, с тех пор это изображение использует в процессии пахотного фестиваля в середине мая. Стоячий вариант ввёл Рама V.

Принимающий манго

Будда сидит в положении йоги и держит манго в правой руке, рука лежит на колене.

Когда Будда был в Велуване, некие люди потребовали, дабы он явил им чудо, тем самым доказав своё могущество. Тогда Будда взял плод манго и выжал его в котелок, сок выпил, а косточку посадил в землю, из которое немедленно выросло огромное дерево и тут же начало обильно плодоносить.

Принятие рисового угощения от Суджата

Будда сидит в положении медитации, его ладони открыты и вывернуты наружу. После того, как Бодхисаттва понял, что умерщвление плоти не являются путём к просвящению, он принял еду от Суджата, закончив тем самым свой экстремальный аскетизм. После этого он оставил в Урвеле отшельников, с которым прошёл этот путь, а сам отправился в Бодх Гая.

Принятие чернильного орешка

Маленький чернильный орешек Будда держит в правой руке.

На седьмую неделю после просвещения Будда сидел под деревом Кет. В этот момент Индра предложила ему чернильный орешек.

Приручение дикого слона Налагири

Будда стоит, его права рука находится на уровне талии, ладонь повёрнута вниз. Некий недоброжелатель направил к Будде своего слона Налагири, дабы тот нанёс ему вред. Однако Будда его приручил.

Продевание нитки в иголку

Обе руки Будды находятся перед его грудью, он сосредоточен на продевании нитки в иголочное ушко.

Будда изготавливает одежду из лохмотьев, снятых с мертвеца. Занимаясь этим делом и концентрируясь на пронизывании, он получает озарение, которое приводит его к пониманию последней из Четырех Благородных Истин - Восьмеричного Пути.

Проповедующий Ангулимале

Ангулимала был бандитом и серийным убийцей, который должен был заплатить своему наставнику долг - тысячу пальцев правой руки. Чтобы выплатить этот долг, он убивал невинных отсекал их пальцы и делал из них гирлянду. Но однажды в лесу ему повстречался одинокий Будда. Убийца достал меч и побежал за ним, но несмотря на то, что Будда шёл медленно, Ангулимала никак не мог его догнать. Когда разбойник начал выбиваться из сил, он крикнул Будде, чтобы он остановился, но что тот ответил: «Я уже стою, Ануглимала, и всегда стоял. Поскольку я милосерден ко всему живому, а ты - беспощаден. Поэтому я стою, а ты всё ещё нет». После этого Анлугимала бросил свой меч и получил благословение Будды.

Проповедующий отцу

Будда, проповедующий в последний раз

В последний день жизни Будды Ананда по его приказу пошёл в город, дабы нести его слово народу. Путешественник иной веры по имени Субхадда пришёл к Будде, чтобы задать несколько вопросов. Будда разъяснил ему, что достигнуть просветления вне буддизма невозможно. Субхадда проникся его идеями и даже решил стать монахом. Хотя для последователей других религий, как правило, существует «испытательный срок» перед вступлением в сан, но для Субхадда сделали исключение, и он немедленно стал последним прямым учеником Будды.

Прощание с Весали

Будда стоит, смотрит через правое плечо (иногда - через левое), держит правую руку на животе.

Оправившись после болезни, вызванной заражённой свининой, Будда решает навсегда покинуть Весали. Зная, что больше не вернётся, он смотрит на город в последний раз.

Пускание пустого котелка для милостыни по воде

Съев все сорок девять порций, на которые Бодхисаттва разделил рис, он отпускает опустевший котелок для милостыни плыть по реке Неранджара. В случае если котелок не утонет, а поплывёт против течения, то это знак, что Будда достигнет просвещения. Если котелок поплывёт против течения и не утонет, это будет означать, что просвещение достижимо для Бодхисаттвы.

Путешествие на корабле

Будда располагается сидя, причём в так называемом западном положении, также известном как европейское. У изображения может быть два варианта. В одной руки опираются на колени, в другом правая рука находится на уровне груди, а её ладонь развёрнута наружу.

Достигнув просвещения, Будда собирался посетить отца, однако для этого ему понадобилось пересечь реку.

Разъяснения предзнаменований

Правая рука Будды расположена на колене, ладонь повёрнута. При этом левая рука находится на уровне груди, а ладонь её повёрнута наружу.

Будда сообщал Ананде, что в его силах продлить ему жизнь, если тот попросит. Однако Ананда дважды отверг предложение Будды, так как попал под влияние Мары. Тогда Будда отправил Ананду прочь и сделал ему предсказание, что он неминуемо умрёт и войдёт в Нирвану.

Рассматривание пищи в котелке для милостыни

Спустя восемь дней после становления Бодхисаттвы монахом, местный правитель впервые дал ему пищу.

Решение войти в Нирвану

Будда держит правая руку на груди.

Будда погружён в размышления о собственной старости и близости и неизбежности смерти. Он принимает решение войти в Нирвану в ночь полнолуния, за три месяца до своей смерти.

Решение стать монахом

Несмотря на усиленную охрану, Сиддхарта покидает дворец в Капилавасту верхом, в сопровождении его возничего Чандаки.

Спускающийся с небес

Индра создал три лестницы, соединившие небо и землю. Одну для себя, вторую для Будды, третью для брахманов.

Стоящий Будда

Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Эта поза Будды свидетельствует о его полной уверенности в своих действиях.

Уединение в лесу

Будду утомили монахи Косамби, разделившиеся на две группы и утратившие гармонию, и он предпочёл уединение в собственном лесу.

Здесь на него обратил внимание слон Палилайка и предложил Будде напиться воды, в то время как обезьяна принесла ему улей с медовыми сотами.

Указывающий на Мару

Правую руку Будда держит согнутой в локте, её ладонь направлена наружу, а указательный палец показывает вверх. Левая рука свободно висит вдоль тела.

Будда посетил недавно умершего и указал на Мару, осматривающегося в облаках в тщетной надежде поймать дух покойного.

Умерщвление плоти

Худой и истощённый Будда сидит в позе для медитации. Целых шесть лет он практиковал крайний аскетизм и был на грани гибели от истощения. Однако в итоге он осознал, что между крайним аскетизмом и мирским существование есть и «средний путь».

Чудо в Сравасти

Будда сидит в «европейской» манере, будто бы на стуле. Ноги слегка расставлены, правая рука расположена на уровне груди и сложена в положение витарка мудра (большой палец соединён с указательным, остальные слегка согнуты), левая - лежит на колене. При этом ступни Будды опираются на лотос. Кроме того, в некоторых случаях Будда может изображаться в стоячем положении.

Чудо в Сравасти - это проявление могущества перед неверующими, дабы убедить скептиков и представителей всяческих религиозных сект. Будда показал им свой небесный ореол и явил себя самого в возвеличенной форме, что сопровождалось бурями с громом и молниями и землетрясениями. Также Будда сотворил самого себя, сделав Двойное явление.

Изучение буддизма вдохновляло людей на создание шедевров искусства по всему миру, наиболее заметными из этих произведений являются статуи Будды, известных как Буддарупа (буквально переводится как Пробудившийся), которые украшают буддийские храмы из поклонения в поколение. Здесь перечислены десять из самых известных и красивых статуй в мире.

Некоторые из этих статуй Будды являются одними из крупнейших в мире.

10. Статуя Будды на озере Хусейн Сагар

Статуя Будды расположена в центре искусственного озера в городе Хайдарабад и является одним из самых известных статуй Будды в Индии. Она составляет целых 17 метров (56 футов) в высоту и весит 320 тонн. Это самая крупная монолитная статуя во всей Индии, она была сделана группой ремесленников из цельного куска камня. К сожалению, во время установки статуи в 1992 году она опрокинулась и упал в озеро, в результате погибли 8 рабочих. Правительство восстановило статую и расположило её посреди озера.

9. Тянь Таньский Будда

Тянь Таньский Будда иногда называют Большим Буддой, он расположен на острове Лантау, в Гонконге. Статуя изготовлена из бронзы и завершена в 1993 году, является главной особенностью монастыря По Лин, символизируя гармонию между человеком, природой, людьми и религией. Статуя называется Тянь Тань Будды, потому что его основание является точной копией Тянь-Тань - Храм Неба в Пекине. Статуя находится на лотосовом троне на вершине трехуровневого алтаря. В 34 метра (110 футов) в высоту, Тянь Таньский Будда представлен в позе спокойствия. Его правая рука поднята, чтобы избавить бедствия. Его левая рука покоится на колене, символизируя счастье.

8. Будда в Мониве (Monywa)

Монива это город в центральной Мьянме. Расположен на берегу реки Чиндуин. К востоку от города находятся По Куанг Таунг (Po Khaung Taung), ряд холмов, где вы можете увидеть Будду Манивы - статуя самого большого лежащего Будды в мире. 90 метров (300 футов) в длину. Одна только голова 18.2 метра (60 футов) высотой. Будда Манивы был построен в 1991 году и является полым внутри, что позволяет посетителям ходить внутри статуи от головы до ног. Внутри фигуры есть металлические изображения Будды и его учеников, изображающие различные важные события в жизни Будды.

Недавно была построена гигантская стоячая статуя Будды на вершине По Куанг Хилз (Po Kaung Hills). 132 метра (433 футов) в высоту и является одной из крупнейших статуй Будды в мире.

7. Голова Будды в Аюттхайе

Аюттхая - город Таиланда, который является домом одной из самых необычных статуй Пробужденного (Будды) в мире. Среди руин Wat Mahathat (Храм Великой Реликвии) находятся остатки статуи Будды, чье тело было потеряно в веках, но голова этой статуи чудесным образом нашла свое пристанище среди лиан и корней дерева. Вокруг этой статуи много архитектурных строений переживших нападки времени.

6. Гал Вихарая

Расположенный в центральной части Шри-Ланки, Полоннарува является местом одного из самых захватывающих изображений Будды в мире - Гал Вихарайа. Этот массивный храм на скале, был построен Паракрамабахом Великим в 12 веке. Основной достопримечательностью храма является 4 больших статуй Будды, вырезанные прямо в гранитной скале. Среди этих гигантских каменных фигур есть статуя лежащего Будды, 14 метров (46 футов) в длину, и стоящая статуя высотой 7 метров (23 футов).

5. Ушику Дайбуцу

Ушику Дайбуцу расположен в городе Ушику в Японии. Статуя закончена в 1995 году является одной из самых высоких статуй в мире - 120 метров (394 футов) в высоту включая 10 метров (30 футов) основы и 10 метров высокого лотоса, который является платформой для статуи. Посетители статуи Будды могут подняться на лифте на платформу, где находится смотровая площадка.

4. Храм Лежащего Будды

Расположенный в Бангкоке, храм Ват Пхо славится своей статуей Лежащего Будды. Это один из крупнейших храмов Бангкока, а также один из старейших, он был построен почти 200 лет назад, до того, как Бангкок стал столицей Таиланда. Ват Пхо держит своеобразный рекорд в Таиланде, так как в нем находится самая большая статуя Лежащего Будды в стране и самое большое количество изображений Будды. Позолоченная Лежащая статуя Будды составляет 46 метров в длину и 15 метров в высоту, и показывает последние моменты жизни Будды перед тем как он ушел в Нирвану. Глаза и ноги статуи украшены перламутровой гравировкой. На подошвах ног, изображены 108 благоприятных характеристик истинного Просветленного.

3. Великий Будда Камакуры

Котоку-ин - буддийский храм секты Дзедо Шу расположенный в городе Камакура в Японии. Храм знаменит своей большой буддийской статуей (или Дайбуцу). Отлита в бронзе. Высота великого Будды составляет более чем 13 метров (40 футов) и весит около 93 тонн.

Первые упоминания о статуе уходят в 1252 год. Считается, что статуя была возведена буддистским монахом Джоко, который также собирал пожертвования на строительство статуи. Хотя первоначально статуя Будды была размещена в небольшом деревянном храме, в настоящее время Великий Будда находится на открытом воздухе, так как храм был смыт цунами в 15 веке.

2. Храм Изумрудного Будды

Еще один из буддийских храмов Бангкока. Ват Пхра Кео - Храм Изумрудного Будды, расположенный на территории Большого Королевского Дворца. Главное здание является центральным строением, в котором находится Изумрудный Будда, одна из старейших и самых известных статуй Будды в мире.

Нефритовая статуя украшена золотым одеянием. Изумрудный Будда, по приданию, был создан в Индии в 43 г. до н.э. в городе Паталипутре, где он оставался в течение 300 лет. В 4-м веке нашей эры он был увезен в Шри-Ланку буддийскими монахами, чтобы спасти его от уничтожения. В конце концов статуя попала в Таиланд и была перемещена в Ват Пхра Кео в 1779 году. Статуя имеет три различных набора золотой одежды, которые меняет Его Величество Король Таиланда во время церемонии смены времен года.

1. Гигантский Будда Лэшань

Гигантский Будда Лэшань - это гигантская статуя Будды, вырезанная в скале, в провинции Сычуань - западная часть Китая. Величественная скульптура представляет собой фигуру Майтрейи - Бодхисаттва традиционно изображающегося в сидячей позе. Строительство, начатое в 713 году во время династии Тан не смогли закончить аж до 803 году, даже при наличии большого числа рабочей силы.

Таким образом на строительство было потрачено 90 лет. Эта статуя увековечена в рассказах, стихотворениях и исторических писаниях как самое большое изображение Будды в мире. Скульптура около 71 метра (233 футов) в высоту и имеет длину пальцев 3 метра (11 футов) на каждой из своих огромных рук. Сегодня это популярный туристический объект в Китае.

Последние годы Монголия занята сбором средств на возведение гигантской статуи Будды Майтреи в окрестностях Улан-Батора. Широко растиражированный эскиз монумента поражает воображение. Грациозная копия скульптуры Дзанабадзара из бронзы высотой в 54 метра стоит на фоне 108-метровой белоснежной ступы с позолотой. Содержимое статуи, обычно состоящее из отпечатанных на бумаге молитв и мантр, земли со священных мест, частицы мощей буддийских святых, лекарственных растений и прочего, готовится в индийской Дхарамсале. Проект уже получил благословение Его Святейшества Далай-ламы, а правительство Монголии считает его одним из приоритетных . При этом в Улан-Баторе уже имеются две гигантских буддийских статуи: 27-метровый Авалокитешвара в главном храме монастыря Гандан и Золотой Будда у подножия горы Зайсан-толгой высотой в 23 метра.

Зачем Монголии очередной ужасно дорогой проект в рамках буддийской монументальной гигантомании? Это сложный вопрос, на который нет единого ответа. Тут играют роль не только религиозные (считается, что возведение таких статуй порождает большие заслуги и улучшает коллективную карму) и экономические (туристы ценят зрелищные достопримечательности, особенно с приставкой «самый») соображения. У феномена буддийской монументальной скульптуры имеются культурное и политическое измерения. Начнем с культуры.

Разрушение статуй Будды в Бамиане

Огромные стаути Будды и буддийских божеств возводились еще древними мастерами. Вспомним многострадальных стоящих будд Бамиана (58 и 38 метров), которых с недавних пор, увы, уже не существует. Кушанские буддисты вытесали их в скале еще в VI веке. Гигантский Будда Лешаня (803 год, 71 метр), Будда из Лашаоцзи (559 год, 60 метров), Будда Амитабха из Сишаня (576 год, 41 метр), сидящий Будда из Шаньданя (35 метров, VII век), Авалокитешвара из Тадзавако (35 метров, VIII век), Будда Майтрея из Дуньхуана (694 г., 26 метров) и другие были сооружены в период расцвета буддизма в Центральной Азии и Китая времен Кушанской империи и Танской династии. Эти монументы до сих пор находятся в первой сотне самых высоких памятников мира, несмотря на то, что уровень современных технологий поднялся высоко. Бамианские Будды до своей трагической гибели в 2001 году оставались самыми высокими статуями, вырезанными из камня (сегодня пальма первенства в этой категории перешла к лешаньскому сидячему Будде). Подобных монументов было воздвигнуто намного больше, но не все дошли до наших дней, погибнув от землетрясений (как киотоский Вайрочана в 1596 году) или от рук фанатиков (снести бамианских Будд до талибов пытался еще великий могольский император Аурангзеб).

Разумеется, важнейшим стимулом для строительства таких колоссов было и остается желание прикоснуться к вечности. Чем грандиознее скульптура, тем больше шансов, что ее узрят будущие поколения. Разрушить такие монументы способны только землетрясения амплитудой не меньше 7 баллов или противотанковые мины в сочетании с массированным обстрелом из ПВО по талибской методике . Еще одной важной идеей, которой руководствовались инициаторы строительства, было и остается стремление накопления добродетелей. Буддисты верят, что систематическое совершение благих дел, особенно во славу учения, содействуют накоплению благой кармы. Соответственно, чем выше и грандиознее статуя, тем больший эффект окажет она на судьбы причастных к ее возведению. Часто статуи таких размеров строились для того, чтобы успокоить гнев стихий (например, разливы рек), поскольку, как считалось, изображения Будды могли благотворно влиять не только на людей, но и на местность.


Статуя лешаньского Будды в Китае

Но основной смысл, который создатели вкладывают в размеры статуи, является способность воздействовать на сознание верующих. Как устремившиеся в небо башни готических соборов и свет, проникающий сквозь стекла витражей, были призваны вызывать в душе христианина мысли о Творце и его небесном царстве, так и колоссальные статуи будд и бодхисаттв служили лучшим объектом для медитации. Грандиозные размеры были призваны порождать в практикующем атмосферу величия космического сознания Будды. Так же, как лицезрение снежных гор или бескрайнего океана способно ввести нас в особое состояние, так и гигантские Будды создавали вокруг себя атмосферу величественного спокойствия и чистоты. Недаром вокруг этих монументов мы видим многочисленные монашеские кельи. Как выразился Ошо, буддийские статуи являются не идолами, но сакральной геометрией, которая получает продолжение в сознании буддиста.

Не обошлось в буддийской монументальной скульптуре и без политики. Стоит один раз взглянуть на список самых высоких статуй Будды, то можно сразу заметить, что большинство из них были возведены в этом тысячелетии: Будда из лушаньского храма весны (2002 г., 128 метров), Будда из Монивы , что в Мьянме (2008 г., 116 метров), бодхисаттва Гуанинь из Хайнаня (2005 г., 108 метров), Великий Будда из Таиланда (2008 год, 92 метра), Гуанинь из вьетнамского Дананга (2010 г., 70 метров). стоящий Майтрея из Тайваня (2011 г., 58 метров), Будда из шриланкийской Алутгамы (2007 г., 49 метров). Список можно продолжать еще долго. В этом контексте строительство статуи Майтреи в Монголии кажется вполне логичным.

Что это? Ярмарка тщеславия буддийских государств? Вот и тибетские беженцы давно подключились к этому странному чемпионату, инициировав грандиозный проект «Майтрея» по возведению статуи Будды высотой в 152 метра! Предварительная оценка затрат проекта составляет 20 миллионов долларов. Известно, что проект подвергается жесткой критике со стороны индийской общественности, которая считает, что на фоне множества социальных проблем и ужасающей бедности строительство такой дорогой статуи в одном из беднейших штатов Индии выглядит как пир во время чумы. Эта критика уже заставила организаторов проекта существенно умерить амбиции.

Лавинообразный процесс строительства гигантских статуй Будды был начат после варварского уничтожения талибами не раз упомянутых нами статуй Будды в афганском Бамиане. Тогда, несмотря на многочисленные обращения ООН, международной общественности и таких буддийских стран, как Япония, Китай, Шри-Ланка, а также Индии, талибы приняли решение уничтожить древние памятники. На правительство талибов оказывали давление даже исламские страны , такие как Пакистан, Саудовская Аравия и Египет. Да и в самом Афганистане многие выступали против этой акции. Япония предложила немалые деньги в обмен на отказ от планов по уничтожению монументов. Нью-Дели озвучил идею о переносе памятников на территорию Индии. Однако 6 марта 2001 года статуи были уничтожены. Мулла Мухаммед Омар по итогам операции : «Мусульмане должны быть горды тем, что сравняли идолов с землей. Хвала Аллаху, что мы разрушили их».

Буддийский ответ был неожиданным. Как цепная реакция, в странах буддийской Азии один за другим были инициированы проекты по возведению гигантских Будд. Я отнюдь не утверждаю, что все эти проекты являются прямым ответом на варварство талибов. Я хочу сказать, что за всеми этими инициативами стоит потрясение, которое испытали буддисты, а вместе с ними и все остальное человечество, когда древние будды после полутора тысяч лет величественного существования рухнули на землю под ликование исламских фундаменталистов. Рухнув на землю, бамианские будды заставили возникнуть из небытия множество других образов Будды - от Шри-Ланки до Монголии. Буддийская монументальная гигантомания получила новый импульс, и никто не знает, когда этот импульс сойдет на нет.

Жесты Будды, или как использовать мудры в доме.

1. Мудра Абхая — бесстрашие

Начнем с одного из самых популярных жестов руки Будды, называемого Абхая-мудра. Он дарует энергию бесстрашия. Это весьма популярный жест, который встречается во многих предметах домашнего декора с изображением Будды, будь то скульптуры, рисунки или даже подсвечники.


Будда бесстрашный и защищающий.

Итак, что такое Абхая-мудра? «Абхая» переводится с санскрита как «бесстрашие». Этот жест выполняется открытой ладонью правой руки, вытянутой наружу на уровне груди или чуть выше. Глядя на этот жест руки Будды, можно почувствовать энергию защиты, мира и сильное чувство внутренней безопасности. Это прекрасное дополнение для фэншуй любого дома.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для мудры Абхая является прихожая или гостиная.

2. Мудра Дхьяна - медитация

Дхьяна или самадхи-мудра - это жест рук, который способствует энергии медитации, глубокому созерцанию и единству с высшей энергией.


Соединяясь с энергией космоса.

Кругооборот энергии, создаваемой треугольником из соприкасающихся больших пальцев обеих рук, также способствует очистке от любых «примесей» посторонней энергии на эфирном уровне. Просто взглянув на этот жест руки Будды, можно соединиться с энергией глубокого покоя и безмятежности.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Дхьяна - мудры является комната для медитации, алтарь, центр дома или рабочий кабинет.

3. Мудра Намаскара - приветствие и поклонение

Намаскара или Анджали-мудра - это жест рук, который означает приветствие другого человека с предельным уважением и поклонением божественному во всем. Как несложно увидеть, приветствие выражается в форме жеста молитвы, исходящей от сердца или третьего глаза.


Только сердцем можно постичь это мир.

Мудру Намаскара можно изображать ладонями на уровне сердца или лба, поскольку только сердцем или глубоким духовным прозрением (третий глаз) человек может постичь, что все вокруг являются проявлением такого же света.

Интересно отметить, что Будда по достижению просвещения больше не делал этот жест руками. Причина этого довольно проста - когда он стал един со светом и божественной энергией, ему больше не нужно было выражать обожание, ведь выражение поклонения чему-либо означает, что человек находится за пределами того, чему он поклоняется.

Лучшим местом в доме для Намаскара-мудры является входная дверь, столовая, гостиная или домашний кабинет.

4. Мудра Бхумиспарша — призыв Земли в свидетели

Бхумиспарша-мудра переводится как «Прикосновение к Земле» или «Призыв Земли для того, чтобы засвидетельствовать истину». Этот жест всегда изображается правой рукой, а левая рука лежит на коленях ладонью наружу (Варада-мудра).


Свидетельствуя об истине.

Бхумиспарша-мудра считается жестом Будды в тот момент, когда он достиг просветления. Он символизирует непоколебимую силу и правду, а также освобождение Будды, которое помогло преодолеть ему темноту (Мара), угрожающей Будде до того, как он достиг света.

Лучшим местом для Бхумиспарша-мудры является центр дома, входная дверь или алтарь.

5. Мудра Варада - сострадание, искренность и осуществления желаний

Варада-мудра выражает энергию сострадания, освобождения и приношение блага. Эта мудра делается левой рукой, и чаще всего ее можно увидеть в сочетании с другими мудрами, такими как, например, Бхумиспарша или Абхая.


Cострадание, искренность и осуществления желаний.

Эта мудра также называется мудрой, дарящей благословение, поскольку она помогает придать энергии определенные качества, присущие только просвещенному существу. Часто на ладони у Будды можно увидеть священное изображение, такое как мандала или глаз. Это выражает мощную энергию, исходящую от просвещенного существа через его руки.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Будды, показывающего Варада-мудру, является северо-западный угол дома или офиса.

6. Мудра Карана - изгоняющая негатив

Карана-мудра выражает очень мощную энергию, при помощи которой изгоняется отрицательная энергия. Этот жест также называется «изгнанием зла». Просто взглянув на этот жест, можно ощутить очень решительную, сосредоточенную энергию.


Будда зло изгоняющий

Если у кого-то есть изображение Будды, показывающего Карана-мудру, нужно быть очень внимательным к тому, где его размещать, причем неважно, дома или офисе. Нельзя, чтобы Канана-мудра «смотрела» на входную дверь (возле нее должна быть энергия приветствия). Точно так же нельзя размещать это изображение в своей спальне или детской комнате.

Лучшим местом для Будды, показывающего мудру Карана, является любое место в доме, которое нуждается в сильной очистке от негатива, или проблемная область дома (например, окна, выходящие на переулок с низкой энергетикой).

7. Мудра Важрапрадама - уверенность в себе

Обычно Ваджрапрадама-мудра переводится как «Мудра непоколебимой уверенности в себе», но этот жест руки означает гораздо больше. Или, по крайней мере, не то, что обычно понимается под уверенностью в себе. Пожалуй, первыми словами, которые приходят на ум, когда человек смотрит на этот жест Будды, являются: «Я прихожу с миром, потому что я и есть мир».


Я прихожу с миром, потому что я и есть мир.

Он излучает целую пылающую реку самой прекрасной золотой энергии - мягкой, доброй, сияющей, исцеляющей и вечной. Правильнее было бы назвать это жестом доверия к «Я» - истинному «Я», которое является единым с Божественной энергией.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Ваджрапрадама-мудры является центр дома, гостиная или входная дверь.

8. Мудра Витарка — передача учения

Витарка-мудра интерпретируется как жест рукой, который пробуждает энергию обучения и интеллектуального обсуждения или аргументации. В основном это можно выразить как передачу определенного учения без слов, а круг, образованный большим и указательным пальцами, создает постоянный поток энергии / информации.


Чтобы стать мудрее.

Как и в случае с Абхая-мудрой, энергия, создаваемая этим жестом рук, позволяет передавать знания защищенным способом, чтобы этому не мешали никакие страхи.

Лучшим местом для данной мудры является домашний кабинет или библиотека.

9 Мудра Дхармачакра - колесо Дхармы (космического порядка)

Мудра Дхармачакра выражает непрерывную энергию (символизированную колесом / чакрой) космического порядка. Руки располагаются на уровне сердца, причем большие и указательные пальцы образуют круги (подобно мудре Витарка). Правая ладонь обращена наружу, а левая - к сердцу.


Мир, проходящий через сердце.

Эта мудра связана с первой проповедью или учением Будды. Ее часто называют представлением учения о космическом порядке, исходящем через сердце.

В квартире лучшим местом для Дхармачакра-мудры будет домашний кабинет или гостиная.

10. Мудра Уттарабодхи - высшее просвещение

Уттарабодхи называют мудрой высшего просветления. Она образована обеими руками, расположенными в районе сердца. Указательные пальцы касаются друг друга и указывают вверх, остальные восемь пальцев переплетаются.


Внутреннее единство.

Подобный жест рук явно вызывает чувство непоколебимого единства внутри себя. Если попробовать исполнить мудру Уттарабодхи в течение пары минут, можно ощутить тонкий энергетический сдвиг в организме.

Уттарабодхи-мудра лучше всего будет уместна на севере или юге дома или офиса. Также можно попробовать разместить ее на видном месте с высокой энергией в гостиной.