Львиные ворота были построены в греческом городе. Развалины микен и львиные ворота

Именно в эти края устремляются путешественники, желающие прикоснуться к частичке Античной Греции. Здесь находится и знаменитая Олимпия, и славная Спарта, и монументальный театр в Аргосе, и загадочные Львиные ворота в Микенах, о которых сложено немало интересных легенд. О них сегодня и поговорим. Расскажем, как выглядели Львиные ворота в Древних Микенах, с какой целью они были построены и какие тайны скрывает в себе это сооружение.

Культура и история Греции неразрывно связана с мифологией. Древний мир наделял свои сооружения особым предназначением и связывал с божествами или известными героями. Имели свою легендарную подоплеку и античные Микены, которые находились на северо-востоке Пелопоннеса, между Аргосом и Коринфом.

По преданию город построил Персей, сын правителя Олимпа Зевса и Данаи, дочери аргосского царя. Герой этот прославился в своем Отечестве победой над медузой Горгоной и спасением царевны Андромеды. Закладывая новый город, Персей призвал на помощь циклопов (одноглазые великаны), которые возвели монументальную городскую стену длиной в 900 м, высотой в 12 м и толщиной свыше 8 м.

Здесь стоит отметить, что греческие поселения делились на две части: верхний и нижний город. Верхняя часть (где проживала знать) располагалась на холме, за что и получила название акрополь . От нижнего города его отделяла специальная стена, за которую не могли заходить простолюдины. Именно эту стену из огромных известняковых глыб весом в 5 тонн и возвели циклопы.

Причем все блоки ничем не скреплены, а держатся за счет собственного веса. С тех пор такой тип кладки стен носит название циклопический.

Соответственно величию крепостной стены необходимо было оформить и городские ворота. Они выложены из массивных камней, а верхняя кладь для правильного распределения нагрузки сделана по наклонной. Так в центре сооружения появилось место знаменитому постаменту: львы, стоящие у колонны, грозно встречают входящего в город.


Львиные ворота в Микенах – особенности памятника

Итак, вход в окруженные стеной Микены венчают ворота с барельефами львов. Сквозной проем в виде правильного квадрата образуют три известняковые плиты, перекрытые верхним блоком – притолокой весом в 20 тонн. С каждой стороны проема под скошенным углом расположены еще по 3 малых каменных блока. Образовавшуюся в центре пустоту заполняет фронтон, на который нанесены Микенские Львиные барельефы.

Все камни стены подгонялись друг к другу и тщательно шлифовались. Способ обработки материала до сих пор занимает умы ученых. Дело в том, что камень был сверлен и пропилен, отверстия эти хорошо видны и на оставшихся руинах. Чаще других высказывается предположение о возможном наличии у микенской цивилизации инструмента, функционирующего по типу дисковой пилы. Эту гипотезу подтверждают следы пилы на постаменте и пропил на антаблементе.

Также оставшиеся части креплений свидетельствуют о том, что ворота закрывались дверными ставнями. Их материал достоверно неизвестен, поэтому остается только предполагать. По сравнению с Европой, в Греции железо использовалось редко поэтому, судя по типу оставленных отверстий, створки ворот были деревянными.

Львиные ворота в Микенах достаточно хорошо сохранились до наших времен. Не уцелели только головы львов. По предположениям археологов, они были изготовлены из другого материала, который разрушился в результате естественного течения времени. Но есть и другое мнение: считается, что головы львов были отлиты из золота и украдены в период упадка микенской цивилизации.

Необъяснимые тайны Львиных ворот

Изображение львов на барельефе – источник споров и мистических предположений, поскольку достоверно неизвестно не только предназначение фронтона, но и технология, с помощью которой сделаны львы и оборонительная стена. После раскопок остаток Микен археологи долго изучали найденные артефакты, в результате чего сложились три основные теории происхождения Львиных ворот.

Сокровищница

В 1870 году немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках города наткнулся на захоронения, в которых помимо останков хранились посмертные маски, античные украшения и оружие. Находка стала настоящей сенсацией: человеческие останки принадлежали знаменитому Агамемнону и его воинам. По преданию этот правитель покорил Трою и вывез ее сокровища в Микены.

Интересно, что артефакты античности были обнаружены прямо под Львиными воротами. Это наводит на мысль о том, что сооружение несло культовую нагрузку. Гипотезу подтверждает и дорога, ведущая к воротам, так как на протяжении пути размещены шахтовые гробницы. К этим местам не мог быть допущен простой люд, за чем зорко и следили грозные львицы.




Алтарь

Ученые, ценящие мистику, таинственные исследования и запретные догмы, склонны видеть в Микенских львах религиозный символ. Колонна воплощает в себе Великую минойскую богиню, а львы – ее преданные слуги и верные защитники. Изображение Богини над городскими воротами символизировало ее покровительство и защищенность города высшими силами.

Таким образом, эта теория награждает ворота свойствами защитного оберега или амулета. По предположению сторонников данной версии, львы были призваны отвести беды, зло и несчастья от акрополя.

Городские стражи

Как бы там ни было, большая часть исследователей склонна к практичным предположениям, а не к конспирологическим догадкам. Поэтому более распространена версия о том, что изображения львов использовались в качестве «устрашающего» эффекта. Головы животных были повернуты прямо на входящего, и грозный взгляд зверей должен был присмирить путника.

Существует еще одно простое предположение – львы, как благородные и царственные животные, всего-навсего считались гербом правящей династии. Поэтому их изображение и было размещено на входе в город.

Распространены и другие версии о предназначении Микенских Львов: каждый экскурсовод рассказывает туристам свои легенды об этом древнем артефакте. Кроме того, ученые бьются в догадках и о технологии строительства. Как добывались каменные блоки? Чем и как перемещали многотонные камни? Какие инструменты и способы обработки использовались в микенской цивилизации? Ответы на все эти вопросы таят в себе остатки античных сооружений, и разгадать их современному человечеству пока не по силам. Или просто еще не наступил тот час.

Вконтакте

Одноклассники

Сотни лет назад человек, входивший в греческие Микены, столбенел при виде главных городских ворот: на него сверху смотрели два огромных льва, символизируя мощь и отвагу жителей.

И сейчас туристы на несколько секунд изумленно останавливаются перед этим входом в центральную часть города, пораженные его величественностью и монументальностью. Львиные ворота в Микенах – памятник, оставшийся в наследство нашей цивилизации от некогда богатейшего города и продолжающий вызывать споры среди ученых.

История Микен

План древних Микен

Город, пребывающий сейчас в руинах, некогда славился на всю Элладу. Во-первых, согласно преданиям, его основал Персей – сын Зевса, герой, одержавший победу над Медузой Горгоной (по версии официальной науки, было это примерно в XVI в. до н. э). Мощную городскую стену возвели циклопы – огромные одноглазые существа. С тех пор кладку стен, выполненную при помощи больших необработанных каменных глыб, называют циклопической.

Во-вторых, город дважды переживал расцвет и упадок. В доантичную эпоху Микены (Мекены) были одним из крупнейших городов Эгейской цивилизации, пока она не погибла при извержении вулкана Санторин. Затем, в мекенскую эпоху, в городе располагалась резиденция царя, а подчинялись ему земли чуть не всего северного Пелопоннеса. Но потом влияние города уменьшалось, а сам он постепенно опустел. Считается, что последние жители покинули Микены во IIв. н. э.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Но слава его жила, и на протяжении многих веков знатные семьи Микен считали героя своим предком.

Генрих Шлиман

Археолог Шлиман на раскопках Микен

Возможно, ничего этого мы не узнали, если бы не одержимый Грецией и «Илиадой» немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман. Из сына сельского священника, не получившего даже среднего образования, Шлиман превратился в миллионера-полиглота, и к 50 годам смог воплотить в жизнь свою детскую мечту.

Шлиман мечтал найти легендарную Трою, и в 1870 году он ее нашел. Научное сообщество, правда, не приняло открытие археолога-самоучки всерьез, многие насмехались над уверенностью Шлимана в том, следуя поэмам Гомера, он раскопал именно Трою.

Золото Микен

Однако его последующие находки уже в Микенах невозможно было игнорировать: здесь он обнаружил захоронения древних людей, в которых было огромное количество уникальных артефактов – от золотых посмертных масок на некоторых из умерших до оружия с изображением животных.

Шлиман был уверен, что нашел останки Агамемнона и его воинов. Впрочем, археологи эту точки зрения не разделяют, соглашаясь только с тем, что в найденных могилах были похоронены представители царской семьи. Кроме того, Шлиман в своих записях воссоздал градостроительную схему древних Микен, описал уникальный способ возведения городской стены и ту самую циклопическую кладку. Благодаря написанным по итогам раскопок работам весь мир узнал об уникальных Львиных воротах города Микены.

Львиные ворота: факты и цифры

Город Микены состоял из двух частей, как и большинство городов древности.

Дворцы, дома знати, храмы и прочие важные здания стояли на холме и были окружены неприступной стеной, которая в некоторых местах достигала толщины в 8 метров, а в высоту — 12.

Перед этой стеной, в «нижнем городе», жили простолюдины, торговцы и прочие горожане.

Попасть за стену можно было только через огромные тяжелые ворота, над которыми возвышалось изображение львов.

И возвышается до сих пор.

Ворота эти выстроены из огромных известняковых плит и представляют собой абсолютно правильный квадрат со стороной около 3 метров.

Две плиты стоят вертикально, третья лежит на них сверху горизонтально. Ученые подсчитали, что одна только притолока весит около 20 тонн. Сверху над проемом лежат шесть глыб поменьше – по три с каждой стороны, причем уложены они чуть скошено, чтобы их тяжесть приходилась на боковые стены. Образовавшееся пространство заложено треугольной каменной плитой с изображением двух львиц, стоящих передними лапами на алтаре.

Скульптуры без головы

Во-первых, то, что это именно львицы, стало понятно только после проведения раскопок и обнаружения похожих изображений. Ведь фигуры животных на воротах лишились голов ещё в древности. Предполагается, что головы львиц были сделаны из золота и украдены в период упадка Микен. Есть и другое мнение: что эта часть тела животных была выполнена из какого-то другого материала, который постепенно разрушился под влиянием естественных природных процессов.

Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о том, что же символизируют эти горделивые животные над входом в священную часть города.

О чем молчат львицы?

Версия №1

Самое простое объяснение изображения этих животных на воротах состоит в устрашении путников, которые должны были ощущать трепет при входе в «верхний город». Считается, что головы львиц были направлены в сторону дороги, значит, грозным взглядом они смотрели прямо на человека. Входящий в ворота должен был помнить, что он ничтожен по сравнению с людьми, живущими за городской стеной.

Версия №2

Некоторые ученые считают, что львицы, охраняющие алтарь, были прообразом современного герба, несли в себе геральдическую функцию. Олицетворение силы и святости города одновременно – вот что должны были видеть жители и гости Микен ежедневно.

Версия №3

Несколько российских ученых пишут о том, что изображение на Львиных воротах глубоко символично и нуждается в развернутой трактовке. Колонна, обозначающая алтарь, на самом деле является олицетворением, скорее всего, Великой минойской богини.

Стоящие по обе стороны от божества львицы – это одновременно и его защитницы, и служители. Богиня – покровительница Микен, поэтому её изображение над входом в святая святых города было призвано показать: он находится под божественной защитой. Возможно, Львиные ворота выступали и как оберег, способный отвести от храмов, дворцов и усыпальниц зло и несчастья.

В V в. до Рождества Христова Иудея была под властью Персии. При дворе Артаксеркса Долгорукого служил виночерпием знатный иудей Нехемия. Видя, как возвращаются на родину из Вавилона его соплеменники, Нехемия тоже пожелал увидеть Иудею и сам обратился к царю с просьбой об этом. По видимости, Артаксеркс высоко ценил иудейского придворного и знал за ним способности не только ловко наливать вино на пиру. Царь назначил Нехемию наместником провинции Иудея. А тот уже сам выпросил разрешение заново отстроить сильно пострадавший от войн Иерусалим.

Нехемия призвал на работы всех жителей города, исключая младенцев, дряхлых и больных, и они воздвигли стену за 52 дня! Люди (многие вернулись из вавилонского плена), отлично понимали необходимость защитить свой город и веру. Книга Нехемии (10-я книга Писаний, Танах) говорит о том, что камни ворочали не одни простолюдины, но и служители Божьи во главе с первосвященником Эльяшивом. Они-то и создали Овечьи ворота, навесили створки и провели обряд освящения.

Название «Овечьи» - или потому, что здесь прогоняли животных, предназначенных в жертву, или из-за близости базара, где теми животными торговали. В древние времена этот проход называли еще - по вполне понятной причине - воротами Колен Израилевых (Шаар-а-Шватим). Сейчас так называют ворота в северной стене, ограждающей Храмовую гору. Красивое название даром не пропало!

Названия христианской эпохи

Любопытно арабское название - Баб Ситти Мариам, «ворота госпожи Мариам» Эта загадочная «госпожа» — ни кто иная, как Дева Мария, родившаяся в доме рядом с воротами. К тому же от них ведет дорога к ее усыпальнице.

Воротами св.Стефана они названы потому, что через них разъяренная толпа выволокла из города диакона Стефана, чтобы побить его камнями (в Средние века воротами Стефана назывались другие - Шхемские ворота).

На картах Иерусалима, которые крестоносцы чертили как умели в XII в., ворота называются Иосафатскими, так как «смотрят» на долину Иосафата. На одной из карт они - ворота Масличной горы (находятся напротив нее).

Кроме дороги в долину Иосафата, от них идет дорога в Иерихон, поэтому арабы звали их еще и Иерихонскими.

Сны Сулеймана

Львиные ворота Иерусалима не всегда выглядели так, как сейчас - мы видим постройку, созданную по повелению османского завоевателя Святой Земли Сулеймана Великолепного в 1538-39 гг. По первому преданию, ему приснился сон о том, что он должен построить стену вокруг Иерусалима, в противном случае львы сожрут и его, и жителей города. Во втором варианте легенды султан задавил горожан непомерными налогами и размышлял, как покарать тех, кто не расплатится с ним - и львы обещали пожрать его уже за дурные мысли и неуважение к святому городу. Захватчик явно проникся угрожающими сновидениями - построил и стены, и Львиные ворота, и приказал выбить на створках две пары рельефных львов.

Еще одна «мусульманская» версия появления львов на воротах - они были символом Бейбарса, султана мамлюков, захватившего Святую Землю в 1260 г., и Сулейман позаимствовал их с одной из его построек.

Есть и абсолютно иудейские объяснения: во-первых, лев был задолго до завоевателей символом царства Иудейского, во-вторых - символом колена Биньяминова.

Вообще-то звери, украшающие Львиные ворота, могут и не являться львами - скорее они смахивают на леопардов.

Львиные ворота Иерусалима сегодня

В 1967 г., когда шла Шестидневная война, в Львиные ворота прошли воины Армии Израился- парашютисты 55-й бригады, и над Храмовой горой взвился белый флаг с синей звездой Давида. Есть маленький рассказ Ицхака Навона об этом событии, написанный с точки зрения самих ворот! Солдаты армии Израиля раздумывали, через какие войти в город, и все ворота, даже заложенные Золотые, начали приглашать их, восхваляя себя. И лишь Львиные сказали: «Хватит! Я вижу убитых и раненых. Неважно, где они войдут - но пусть войдут быстрей, чтоб закончилось кровопролитие!»

В наши дни Львиные ворота находятся в Мусульманском квартале старого города Иерусалима. Это одни из семи открытых ворот Старого города. Другие же носят следующие названия:

  • Сионские (ворота Еврейского квартала, Давида-пророка).
  • Шхемские (Дамасские)
  • Ворота Ирода.
  • Мусорные.
  • Новые.

Закытые ворота старого города:

  • Золотые ворота закрыты. Они заложены камнями и вообще предназначены не для людей, а для Бога - в них должен войти Мессия. Узнав об этом, Сулейман Великолепный приказал превентивно замуровать их. Странный поступок для храброго завоевателя - во-первых, трусливый, а во-вторых, просто неумный: это Мессию должны остановить какие-то камешки?
  • Ворота Хульды также замурованы - но раньше, еще во времена римского правления. Через них евреи ходили в Храм, и римляне озаботились тем, чтоб они туда не ходили.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ворота

Львиные ворота

Страна Греция
Город Микены
Архитектурный стиль Циклопическая кладка
Дата основания XIII век до н. э.
Координаты : 37°43′53″ с. ш. 22°45′54″ в. д.  /  37.73139° с. ш. 22.76500° в. д.  / 37.73139; 22.76500 (G) (Я)

Львиные ворота - входные ворота акрополя Микен (Греция). Построены в середине XIII века до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с изображением львов , помещённого над ними, который является древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе .

Ворота построены из четырёх монолитных глыб известняка («циклопическая кладка »), вес притолоки составляет около 20 тонн. Пролёт ворот представляет собой правильный квадрат со стороной 3,1 м. Во внутренней части боковых стенок находятся углубления, свидетельствующие о том, что в древности они закрывались двумя деревянными створками. Притолока посередине сделана более широкой чтобы выдержать вес лежащей на ней треугольной каменной плиты-фронтона, помещённой между двумя выступами крепостной стены, которые образуют «облегчающий» треугольник.

    Реконструкция крепостной стены Микен и Львиных ворот

    Lions Gate detail.JPG

    Барельеф со львами

Фронтон, венчающий ворота, выполнен из твёрдого известняка и украшен рельефным изображением двух львов. Они изображены стоящими на задних лапах, повёрнуты друг к другу и передними лапами опираются на два жертвенника , которые поддерживают колонну. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. Головы львов не сохранились. Сохранившиеся места для их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материала (слоновая кость или стеатит) и вероятно были повёрнуты к людям, входящим в ворота. Рельеф, по одной из версий, представляет собой герб династии Атридов , правившей городом в период строительства ворот.

Напишите отзыв о статье "Львиные ворота"

Литература

  • Спафари Э., Петропулу К. Коринф. Микены. Археологические памятники и музеи. - Афины, 2006. - С. 37-38.

Отрывок, характеризующий Львиные ворота

«Monsieur le prince Koutouzov, – писал он, – j"envoie pres de vous un de mes aides de camps generaux pour vous entretenir de plusieurs objets interessants. Je desire que Votre Altesse ajoute foi a ce qu"il lui dira, surtout lorsqu"il exprimera les sentiments d"estime et de particuliere consideration que j"ai depuis longtemps pour sa personne… Cette lettre n"etant a autre fin, je prie Dieu, Monsieur le prince Koutouzov, qu"il vous ait en sa sainte et digne garde,
Moscou, le 3 Octobre, 1812. Signe:
Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

МИКЕНЫ

Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, но в отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа.

Мощные каменные стены превращают здание в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов.

ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА В МИКЕНАХ

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

Львиные ворота в Микенах. XIV в. до н. э.; Микены. Могильный круг

ГРОБНИЦЫ В МИКЕНАХ

Это «шахтные могилы», высеченные в скале, выложенные каменными плитами и прикрытые плитами сверху, и купольные гробницы (толосы), представляющие собой круглые сооружения, крытые куполом, который образуется концентрическими рядами кладки с напуском. К круглой камере ведет узкий коридор (дромос). Лучше других сохранившаяся купольная гробница 14 в. до н.э. была открыта Шлиманом в Микенах и названа им «сокровищницей Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны. Высота ее - 13 м, диаметр - 14,5 м, купол ее состоит из 34 концентрических кругов кладки, длина дромоса 36 м. Вход в гробницу сложен из правильных каменных квадров; дверной проем, слегка суживающийся кверху, покрыт огромной монолитной плитой (около 120 тонн весом), над которой продолжается кладка, образующая треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой. Ту же конструкцию мы видим в так называемых «Львиных воротах», ведущих в акрополь Микен. Треугольник над пролетом ворот занят здесь большой треугольной же плитой со скульптурным рельефом в виде двух львиц, опирающихся передними лапами на алтарь по сторонам стоящей на нем колонны, расширяющейся кверху. Рельеф величественных «Львиных ворот» -- единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Геральдический характер рельефа вполне соответствовал условному искусству Микен. Композиция микенских архитектурных комплексов была самобытной, но декорация и орнаментика сложились под сильным влиянием Крита, отличаясь лишь большим схематизмом.

Укрепления и погребения в Микенах. Середина II тыс. до н.э. Частичная реконструкция.

Купольная гробница (так называемая Сокровищница Атрея) в Микенах. 14 в. до н. э.

«Маска Агамемнона» -- золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Гомер называет Микены златообильными; раскопки дали исключительные по богатству и художественному мастерству вещи: «маска Агамемнона», кубки, чаши, сосуды -- грубой местной работы, но массивные, из чистого золота; замечательный кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки; тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом; множество бляшек, украшавших, вероятно, погребальный полог и одежду; кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках, изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов. В прикладном искусстве, в архитектуре видно сочетание высокоразвитой критской культуры с более примитивной местной.

Золотые погребальные маски из шахтовых гробниц. Справа - т. н. «маска Агамемнона».

Золотые бляшки для украшения одежд с орнаментом минойского (критского) происхождения и т. н. «кубок Нестора» из шахтовых гробниц в Микенах. XVI в. до н. э.